Спортивный бензин – Какой бензин лучше — гоночный АИ-102 или обычный АИ-98? — журнал За рулем

Официальный сайт производителя продукции ТОТЕК

Уважаемый посетитель сайта, вы зашли в раздел ГОНОЧНОЕ ТОПЛИВО, в этой статье размещены паспорта на спортивное топливо, описание продуктов.
Здесь, следуя тексту, вы будете встречать наименование топлива (активную ссылку), кликнув которую, войдёте на страницу с его описанием и паспортом. Паспорт на топливо представлен типовой формой, и характеристики того топлива, которое вы приобретёте, будут близки к значениям на типовом, в описание будет дана характеристика продукта и расширенное описание назначения.


Система маркировки:
Все спортивные продукты «ТОТЕК» идут под названием «Торнадо». Далее следует кодировка продукта по назначению с цифровым указанием значения величины октанового числа по исследовательскому (ОЧИ) методу 95, 98, 100, 101, 102, 104, 106, 108, 110 и т.д.. Буквы расположенные перед числом, например, «А» указывает на то, что топливо выполнено строго в соответствии с требованиями FIA. Если указанной букве добавлен «Х», например «АХ» это значит, что топливо выполнено с превышениями по отдельным параметрам, требований FIA, такое топливо сконструировано с учётом национального инженеринга по форсировке и доводке двигателей. Буквенная кодировка идет в следующей последовательности «А», «В», «С» «D», «Е», «F», «К»

Первым в списке ценового листа идет «ТОТЕК-Торнадо 95-Карт» это высококачественное экологическое моторное топливо для спортивной дисциплины «картинг» и соответственно для картинговой техники. Топливо обладает пониженным содержанием вредных выбросов в отработанных газах повышенной скоростью и полнотой сгорания, что особенно важно при проведении соревнований и тренировок в закрытых помещениях и потому, что им в основном занимаются дети. Топливо способно повысить отдачу двигателя при той же величине расхода, за счёт сокращенного времени протекания импульса давления поршневых газов, и согласованности его относительно угла поворота коленчатого вала. Так же топливо может быть применено в элитной спортивной дорожной технике, например, автомобили «Ламборджини», «Додж Вайпер» и др. аналогичные спорт кары, работающие на 95 бензине.

Вторым по списку «ТОТЕК-Торнадо Кубок», Высококачественное экологическое спортивное топливо, предназначено для любительских гонок на стандартных и специально подготовленных со стандартными моторами гоночных автомобилей кузовных классов и формул, таких, как например формула «РУСЬ». Обладает высокими энергетическими характеристиками и пониженным содержанием вредных выбросов в отработанных газах. Октановое исследовательское число (ОЧИ) превышает 95. 
Возможно, применение в моторах стандартных бензиновых автомобилей в тех случаях, когда владелец автомобиля преследует цель идеальной работы двигателя.

Третьим. «ТОТЕК Торнадо А-98». Высококачественное экологическое спортивное топливо соответствует требованиям FIA, предназначено для проведения соревнований на спортивной технике оснащенной атмосферными и турбо моторами, выполненными по группе N. Обладает повышенными энергетическими характеристиками, повышенной полнотой и скоростью сгорания, повышенным давлением отработанных газов для вращения турбокомпрессора, позволяя стабильно поддерживать высокое давление наддува, при пониженных вредных выбросах в отработанных газах. Пригодно для применения в турбированых дорожных спорт карах и дорожных автомобилях «премиум» класса. Эффективно показало себя в дисциплине дрифт.

Четвёртый. «ТОТЕК Торнадо АХ-100». Высококачественное, экологическое, спортивное топливо, разработанное и адаптированное к особенностям условий российских гонок, и моторостроения, как никакое другое позволяет снять максимальную мощность с двигателя излишне не отягощенного тюнинговыми доработками и оптимизировать его по нагрузкам. Содержит дополнительные смазывающие компоненты для верхнего поршневого кольца и выпускного клапана. Применимо в спортивных двигателях среднего уровня форсировки. Эффективно показало себя в дорожных спортивных автомобилях типа Субару, Мицубиши Эволюшен, Таёта, Хонда, Ниссан Скайлайн и др. конструктивно разработанных под 100 бензин, но допускающих эксплуатацию на 98 бензине, позволяя полностью реализовать весь их мощностной потенциал, избегая дополнительного тюнинга двигателя..

Пятый. «ТОТЕК Торнадо В-101» Высококачественное экологическое спортивное топливо с повышенной полнотой и скоростью сгорания, изготовленное в соответствии с требованиями FIA. Предназначено, для спортивных автомобилей с двигателями повышенной форсировки, как атмосферных, так и оборудованных турбо наддувом, для участия в гонках, организованных по правилам и требованиям FIA.

Шестой. «ТОТЕК Торнадо ВХ-101» высококачественное экологическое спортивное топливо с повышенной полнотой и скоростью сгорания, изготовлено по требованиям FIM, предназначено для использования в двухтактных и четырёхтактных мотоциклетных двигателях. Экологическое спортивное топливо пригодное для организации гонок в закрытых помещениях обладает пониженным выбросом вредных веществ в отработанных газах. Пригодно для использования в других спортивных классах при соответствующей настройке двигателя.

Седьмой. «ТОТЕК Торнадо С-102» высококачественное экологическое спортивное с высокой полнотой и скоростью сгорания топливо изготовлено в соответствии с требованиями FIA. Самое массовое спортивное топливо, применяемое в соревнованиях, проводимых под эгидой FIA, максимально разрешенной величиной октанового числа по моторному методу (ОЧМ) равному 90, а по исследовательскому методу (ОЧИ) равному 102. Поскольку в ходе соревнований возникают спорные ситуации между спортсменами, претендующими на призовое место. К качеству применяемого топлива и его соответствию требованиям FIA предъявляются повышенные требования к соблюдению регламента. Учитывая погрешность измерений контролирующих лабораторий, производители, как правило, делают топливо с величинами октановых чисел несколько ниже разрешённых правилами. Большинство двигателей в спорте готовится и настраивается под этот тип топлива и на нём стараются добиться достижения максимально возможных мощностных характеристик. 

Данное топливо, обладает повышенной энергетической отдачей в сравнении с аналогами других производителей, за счет применённых в составе высокомолекулярных, тяжёлых соединений углеводородов, и специально организованного нанопроцесса информационного управления полнотой и скоростью сгорания этого топлива. Обладаёт повышенным компрессорным эффектом и способностью к интенсивному охлаждению камеры сгорания, клапанов, что дает предпосылки для увеличения массы топливного заряда и соответственно для снятия повышенной мощности при равных прочих условиях в сравнении с аналогами. Топливо обладает пониженным давлением насыщенных паров, что снижает риск возникновения паровых пробок особенно при проведении гонок в горной местности или в условиях повышенных температур окружающего воздуха, при перегреве мотора.

Восьмой. «ТОТЕК Торнадо D-104» высокооктановое экологическое спортивное топливо с повышенной полнотой и скоростью сгорания топливо, предназначено для применения в соревнованиях, выходящих за рамки требования регламента FIA, проводимых на правилах и условиях организатора гонок. Как правило, часто используется в дрэг-райсинге, водномоторных гонках, в двухтактных моторах для компенсации понижающих октановое число смазочных материалов, при применении закиси азота, нитрометанола, в надувных моторах с высоким уровнем давления турбины и пр.

Девятый. «ТОТЕК Торнадо Е-106» высокооктановое экологическое спортивное топливо с повышенной полнотой и скоростью сгорания топливо c значительно повышенным содержанием кислорода, назначение то же, что и у D-104 применяется так же в турбомоторах, например, в дисциплинах ралли-кросс при специфической настройке наддува и впрыска. Широко применяется в водномоторных дисциплинах в дрэг рэйсинге.

Десятый. «ТОТЕК Торнадо F-108» высокооктановое экологическое спортивное топливо с повышенной полнотой и скоростью сгорания с большим содержанием кислорода, адаптированным режимом горения под дрэг райсинг. Находит применение в водномоторных дисциплинах.

Одинадцатый. «ТОТЕК Торнадо К-110» новое экологическое высокооктановое топливо с повышенной полнотой и скоростью сгорания предназначено для дрэг-райсинга, богатое кислородом
Остальные виды топлива выполняются на заказ с октановым числом до 126 единиц.

Фасовка: выполняется в ПЭТ банки объёмом 5л. по 3 шт. в гофра короб повышенной плотности, в металлические бочки полезным объёмом по 45л., в металлические бочки полезным объёмом 90литров. По заказу фасуется в бочки полезным объёмом 200л.

Купить спортивное топливо

Порше Челлендж – победа на топливе ТОТЕК

 

totekfuels.ru

Гоночный бензин и его применение для обычной машины.

93-ий бензин ещё совсем недавно был обычным требованием для самых динамичных отечественных машин с ладьёй на решётке радиатора. Теперь всё изменилось – более востребованным стала 95-ая марка. Но иногда транспортные средства требуют и 98-ого, особенно это актуально для машин, у которых есть наддув. Тут нет ничего сложного. Более современные и продвинутые типы моторов требуют более высокого октана.

Но есть и дизтопливо летнее, способное похвастаться большим октановым числом. Даже 110 не является пределом. Что уж говорить о вариантах на 102 и 106. Но такие составы не продаются на обычных заправках, их можно приобрести только в специализированных магазинах. Но нужно более подробно разобраться в том, что именно даёт высокое октановое число. И к каким результатам оно может привести.

Начинаем сравнение

В нашей стране предлагается не такой уж большой выбор бензинов с числом в 102. Но мы должны решить аналитическую, а не сравнительную задачу. Нам необходимо понять, откуда именно берётся эффект, что он значит. Двух сортов топлива для этого должно хватить.

В нашем случае мы сравниваем «француза» с русским. В частности, ELFLMSАИ-102 и ТОТЕК Торнадо С-102. АИ-98-К5 берётся в качестве эталона.

Сначала стоит отметить, что октановое число на практике оказалось чуть ниже заявленного 102. На самом деле, оно находится в пределах 101,6-101,8. Разработчики и сами обращают на это внимание.  И говорят о том, что они сделали это специально, чтобы не выйти за максимальные значения, установленные FIA. С ОЧМ или октановым числом по моторному методу ситуация складывается примерно так же. До нормированных 90 единиц не дотягивает, хотя разница и небольшая.

Содержание связанного кислорода в бензинах 102 марки тоже больше. В ELF его нашлось 2,6%, а в составе ТОТЕК Торнадо -2,9%. Кроме того, оба вещества прошли углеводородный анализ. Его результаты показывают, что в ТОТЕКе больше углеводородов ароматического типа. Это значит, что его теплотворность должна быть достаточно высокой. Азотсодержащие соединения удалось обнаружить в ELF, хотя их общее количество не выходит за пределы нормы.

В общем и целом можно сказать, что оба варианта соответствуют требованиям FIA по отношению к спортивным бензинам. Так же, как в своей сфере требованиям отвечает 95 бензин. Москва – один из городов, где легко достать практически любую марку.

Переходим к моторным стендовым испытаниям

Они нужны нам для того, чтобы ответить на два основных вопроса. Например, что получится, если на модели, изначально предназначенные для октановых чисел 95-98, поставить 102-ой вариант? И что на счёт реакции заряженных версий на такие изменения?

ВАЗ-21126 – обычный шестнадцатиклапанник со штатной системой управления, который был установлен на стенд для первого заезда. Изменение в расходе топлива и мощности двигателя – характеристики, которые интересовали специалистов больше всего.

В народе до сих пор ходят слухи, что можно спалить клапаны, если использовать слишком высокое октановое число. Причина в том, что отработанные газы поддерживают слишком высокую температуру. Потому стоит контролировать и эту величину.

Эксперты проверяли, как работает транспортное средство сразу на трёх марках бензина. Особой разницы между показателями двигателей замечено не было. По сравнению с обычным АИ-98, характеристики улучшаются, но всего на полтора-два процента. И это может быть связано с небольшой погрешностью в замерах, которой не избежать в любом случае. В пределах погрешности лежало и изменение в температуре.

О каких ещё выводах можно говорить?

Теплотворная способность топлива существенно снижается из-за большего содержания кислорода. Но величина сразу восстанавливается благодаря несколько большему содержанию ароматики. Полноту и «скорость» сгорания повышает ещё и «внутренний окислитель». Позитив и негатив компенсируют друг друга, улучшение происходит, но остаётся негативным. Пока никаких интересных изменений не дал нам ни один бензин. Прайс — лист, скорее всего, от этого тоже зависеть почти не будет.

А вот при повторении цикла сравнительных испытаний нафорсированных двигателей результаты оказались более любопытными. Главные характеристики в данном случае – увеличенной с 11 до 12 степенью сжатия, клапанами и доработанной головкой цилиндров. Были внесены некоторые корректировки и в программу управления. Специалисты именно под спортивное топливо настроили угол опережение зажигания, подачу топлива вообще.

Когда на заряженный мотор поставили обычный 98-ой бензин, результаты оказались не самыми лучшими. Детонация мгновенно проснулась при полном дросселе. Пришлось сбрасывать обороты, поскольку обычный датчик с такой ситуацией уже не справлялся.

Зато вполне подошли 102-ые. По сравнению с базовым моментом, крутящий момент добавился на 12-17 процентов. В зоне между 3-4,5 тысячами оборотов в минуту можно было наблюдать максимальный прирост. Отчасти это связано с тем, что педаль можно давить в пол, когда используется 102-ой. Но при98-ом у неё ещё остаётся определённый запас хода.

В чём разница между спортивными и обычными бензинами?

Технический регламент Таможенного Союза 013\2011 определяет основные требования к обычному бензину, реализация которого разрешается на территории нашего государства. В странах Европы основные требования другие – там используется стандарт EM-228-2013. Ограничения, в основном, касаются параметров, способных оказать влияние на экологию. Например, содержание серы и бензола, количество оксигенов и углеводородный состав. Металлосодержащие детонаторы и метанол запрещены, то же самое касается марганца, железа и свинца.

Дополнительные ограничения вводятся по отношению к спортивным сортам. FIA-международная автомобильная федерация, представители которой и формулируют главные требования, действующие в этом ограничении. В её общих предписаниях этому вопросу посвящена статья 252-2009 пункта 9 приложения J.

По этим требованием, допускается применение только коммерческого спортивного топлива. Это значит, что производиться оно должно только на легальном НПЗ. Потому нельзя использовать всевозможные инновационные смеси, которые по своей сути, не являются бензином. Потому никто не отменял нормы EN 228.

После этого можно говорить об «антидопинговой справедливости». Для моторов можно использовать различные допинги, чтобы на ровном место получить улучшенные характеристики. Всё так же, как и у обычных людей. Речь идёт о разных типах присадок, интенсифицирующих сгорание. Либо применяются окислители на базе оксидов водорода и азота, связанные топливом. Закись азота в этом направлении является одним из самых популярных решений. Если какие-либо компоненты внутри машины не относятся к классу углеводородов, их применение запрещается.

На какие характеристики ещё стоит обратить внимание?

Азота в таких составах по общей массе должно содержаться не более 0,5. Нитрооксидов и пироксидов тоже должно быть как можно меньше. Но зато с допуском связанного кислорода не возникает никаких проблем. В обычном бензине допускается его содержание до 2,7 процентов, а в спортивном – до 3,7.

У обычного топлива предельно допустимое значение давления насыщенных паров может достигать 80 кПа, а у спортивного – 90 кПа. Ведь высокое октановое число появляются не просто так. Нужно использовать больше компонентов, которые способствуют повышению данной характеристики. А это вещества из группы оксигенатов, то есть, эфиры и спирты. При добавлении таких компонентов содержание связанного кислорода увеличивается, как и давление насыщенных паров.

С одной стороны, это ведёт к тому, что появляются некоторые противоречия между требованиями EN 228 и TPTC. С другой стороны стоят требования, установленные именно для спортивных бензинов. Но без этого противоречия на практике становится невозможно добиться соответствующих результатов.

Диапазон изменения октановых числе в спортивных бензинах нормирован. В диапазоне между 95 и 102 единицами может лежать ОЧИ или октановое число по исследовательскому методу. На уровне 85-90 единиц должно находиться октановое число по методу моторному или ОЧМ. С этой точки зрения в качестве спортивного может рассматриваться и обычный АИ-95. Но специалистов больше всего заинтересовала верхняя граница показателей, которая продолжает увеличиваться.

О полученных выводах

Мотор увеличивает свою тягу не из-за бензина, который в нём используется. Дополнительный крутящий момент присутствует, но не более пары процентов. Гораздо более серьёзные настройки появляются, когда изменяется степень сжатия, фазы газораспределителя и опережение зажигания в двигателе. Именно такие действия и позволяют создать максимальное октановое число.

Чтобы добиться большего эффекта, необходимо как можно больше подбираться к зоне детонации. При полном дросселе стараются сделать так, чтобы двигатель оказался рядом с этим верхним пределом, не пересекая его.

Кто и какой октан должен использовать?

Октановое число – показатель того, насколько двигатель способен противостоять детонации. Если по цилиндру сгорание происходит правильно, то фронт пламени от свечи движется со скоростью примерно в 30-60 м\с. Здесь развитие можно назвать плавным и спокойным, предсказуемым. Волна детонации устремляется на встречу нормальному фронту пламени, как только где-то происходит взрывное самовоспламенение топлива. Скорость этой волны может быть больше скорости звука.

Для деталей клапана такое положение дел вызывает катастрофические последствия. Максимальное значение давления в цилиндре – главный показатель, определяющий предел детонации.

mostoplivo.ru

Спортивное топливо VP, ТОТЕК – 4`200р. – Racemarket.ru

Спортивное топливо VP, ТОТЕК – 4`200р. – Racemarket.ru – гоночные объявления. Покупка и продажа (Rallysale.ru)
Принадлежность
Запчасти » Жидкость » спортивное топливо
Тип предложения
продам
Производитель
(другой)
Наличие товара
да
Состояние нового
нет
Применимость к марке
(универсальное)

Статистика

Создано
Пыльный – 08.07.2012
Комментариев
48, последний от Пыльный – 08.05.2017
Просмотры
772

Фото

Видео

Телефон

Rallysale

Друзья, Rallysale переехал! Теперь у него новые адрес, имя и движок.

Все объявления и профили перенесены в новое место. Там от вас потребуются авторизация и повторная публикация объявлений. В ином случае, объявления останутся доступны в Вашем кабинете, но не будут видны другим пользователям через каталог и поиск.

Просим вас терпеливо отнестись к возникшему неудобству. Прилагаем все усилия, чтобы сервис быстрее стал удобным и законченным.

Со всеми проблемами и пожеланиями, пишите пожалуйста на help.racemarket.ru

С уважением, команда Rallysale

racemarket.ru

Разработка рецептуры спортивного бензина Текст научной статьи по специальности «Машиностроение»

ВЕСТНИК ПНИПУ

2017 Химическая технология и биотехнология № 2

DOI: 10.15593/2224-9400/2017.2.11 УДК 662.758.2

Н.Г. Конрад, А.О. Костылева

ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», Пермь, Россия

РАЗРАБОТКА РЕЦЕПТУРЫ СПОРТИВНОГО БЕНЗИНА

В двигателях внутреннего сгорания с принудительным воспламенением горючей смеси от электрической искры в качестве топлива применяется бензин. В настоящее время для применения в автомобилях выпускаются бензины с октановыми числами от 80 до 98 пунктов по исследовательскому методу. При этом наиболее востребованными являются бензины с октановыми числами 92-95 пунктов. Производство бензина с октановым числом 80 пунктов снижается, а бензин с октановой характеристикой 98 пунктов пока не находит широкого применения среди массово выпускающихся автомобилей. Таким образом, к высокооктановым бензинам в современных условиях можно отнести бензины, имеющие октановые числа 98 и более пунктов.

Совсем иная ситуация складывается с бензинами, использующимися в моторных видах спорта. Для спортивного форсированного двигателя необходим бензин с более высоким (более 100) октановым числом. Такое топливо нередко называют спортивным.

В данной работе разработаны и исследованы различные рецептуры приготовления спортивных бензинов с октановыми характеристиками не менее 100, 102 и 104 пунктов по исследовательскому методу на базе компонентов, производимых в ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» и ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеорг-синтез» без применения металлсодержащих и азотсодержащих присадок.

Ключевые слова: высокооктановый бензин, октановое число, катализат риформинга, бензин каталитического крекинга, бензин изомеризации, алкилат, толуол, метилтретбутиловый эфир, компаундирование бензинов.

N.G. Konrad, A.O. Kostyleva

ООО «LUKOIL-Permnefteorgsintez», Perm, Russian Federation

DEVELOPMENT OF THE SPORTS CARS GASOLINE COMPOSITION

Gasoline is used as a fuel for spark ignition internal-combustion engines. Nowadays oil-processing plants produce gasoline fuels with the research octane number (RON) in the range of 80-98, and the most

popular fuels have RON 92-95. At present production amount of gasoline with RON 80 steadily decreases, while fuels of 98 RON still have not found a wide application. In that way as high-octane fuels are considered those ones which RON is 98 and more.

While taking into account gasoline for auto racing vehicles, the situation is quite opposite, since the sport car with augmented engine requires high-octane gasoline having RON values more than 100. Fuels of such kind often are called sport gasoline.

In this article, different compositions of fuels with RON 100, 102, and 104 are developed and investigated. The above mentioned fuels were obtained on the basis of gasoline components produced by LUKOIL refineries situated in Perm and Nizhny Novgorod without metal and nitrogen-containing additives.

Keywords: high-octane gasoline, octane number, reformate, catalytic cracking gasoline, isomerzation gasoline, alkylate, toluene, methyl tert-butyl ether, compounding of fuel.

Значительный прирост мощности двигателя дает коррекция системы зажигания по углу опережения зажигания, форсированные настройки двигателя по фазам газораспределения и степени сжатия. В этом случае только высокое октановое число позволяет настроить двигатель на повышенные характеристики [1].

Таким образом, спортивный бензин с октановым числом выше 100 -это средство обеспечения максимально эффективной работы спортивного форсированного двигателя. Эффекты, наблюдаемые в процессе эксплуатации таких двигателей, следующие: рост приемистости, экономия топлива, более устойчивая работа двигателя, отзывчивая и устойчивая педаль газа, возможность повышения скоростного потенциала, ранний подхват. Применение спортивного высокооктанового топлива – залог более длительной эксплуатации форсированного гоночного мотора.

Большинство гоночных команд, выступающих на отечественных чемпионатах, используют спортивное топливо импортных производителей, на отечественном рынке известен лишь один производитель высокооктанового спортивного топлива – компания Spectrol.

Требования к спортивным сортам бензинов сформулированы в общих требованиях Международной автомобильной федерации (FIA), в приложении J статьи 252-2009. Согласно им спортивное топливо должно быть коммерческим, т.е. произведенным на нефтеперерабатывающем предприятии (это отсекает попытки использования всякого рода инновационных смесей, реально бензином не являющихся). Таким образом, требования EN 228-2013 в Европе и требования Технического регламента

Разработка рецептуры спортивного бензина

Таможенного союза ТР ТС 013/2011 на территории России, предъявляемые к выпускаемым бензинам, автоматически распространяются на спортивные бензины [2]. Здесь также актуален принцип «антидопинговой справедливости»: у моторов есть свои допинги – присадки, позволяющие при прочих равных условиях получить дополнительные преимущества [3]. Поэтому требованиями FIA строго запрещено использование присадок, повышающих мощность, и каких-либо других компонентов топлива, не относящихся к классу углеводородов.

В настоящее время в компании «ЛУКОЙЛ» прорабатывается вопрос производства конкурентоспособного спортивного автомобильного бензина. Общая годовая потребность по высокооктановому бензину была оценена компанией порядка 80 тыс. т в год. В настоящее время возможность производства такого бензина имеется на ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез». В связи с проработкой вопросов о рынках сбыта, рекламной компании, с работой по разработке нормативного документа с требованиями на бензин, изучением возможности выпуска на нефтеперерабатывающих предприятиях, реальное распределение объемов выпуска спортивного бензина по предприятиям компании не определено.

Целью данной работы является изучение возможности приготовления и разработка рецептур автомобильных бензинов с октановыми числами 100, 102 и 104 пункта по исследовательскому методу (ИМ) на основе компонентов ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», без применения металлсодержащих и азотсодержащих присадок. Спортивное топливо должно удовлетворять требованиям ТР ТС 013/2013 [4] и ГОСТ 32513-2013 [5], для автомобилей экологического класса 5 [6].

Для повышения детонационной стойкости автомобильного топлива в его состав вводят различные октаноповышающие добавки. Так, например, известна топливная композиция для двигателей внутреннего сгорания на основе углеводородного топлива, содержащая 0-6 мас. % МТБЭ, 0-0,55 мас. % N-метиланилина и 0,001-0,018 мас. % а-гидроксипропил-ферроцена [7]. Недостатком этой топливной композиции является относительно невысокая детонационная стойкость, октановое число по ИМ не выше 98, а также применение металлсодержащей присадки, наличие которой приводит к отравлению каталитических конвертеров выхлопных газов, которыми снабжены спортивные автомобили.

Известна топливная композиция с октановым числом не менее 98, содержащая не менее 30 об.% изооктана, 5-40 об.% изопентана, 0,1-3 об.% бутана, 5-30 об.% толуола и 0-15 об.% МТБЭ [8]. Однако

входящие в состав этих топливных композиций компоненты и добавки не обеспечивают требуемого сочетания антидетонационных, испарительных и других важных свойств, предъявляемых к топливам для спортивных автомобилей [9].

Предлагаемая в данной работе рецептура высокооктанового спортивного бензина не содержит в своем составе металлсодержащих присадок, обладает требуемым сочетанием физико-химических и эксплуатационных свойств и может быть использована Департаментом технологии и производственного планирования ПАО «ЛУКОЙЛ», а также на предприятии ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» для разработки технологии приготовления автомобильного спортивного бензина.

Для составления топливной композиции, удовлетворяющей вышеуказанным требованиям, использовались следующие компоненты:

• стабильный катализат риформинга с октановым числом по ИМ не менее 96 пунктов – компонент, расширяющий пределы выкипания бензина, увеличивающий плотность бензина, обеспечивающий более равномерное распределение детонационной стойкости по фракциям [10];

• толуол установки 35-8 – компонент, обеспечивающий прирост детонационной стойкости и более высокую плотность [11];

• стабильный бензин каталитического крекинга – компонент, расширяющий пределы выкипания бензина, увеличивающий плотность бензина [12];

• продукты установки изомеризации: изопентан и изопентан-изогексановая фракция – компоненты, необходимые для обеспечения пусковых свойств бензина, требований по давлению насыщенных паров и более равномерного распределения детонационной стойкости по фракциям [13];

• метилтретбутиловый эфир – высокооктановая добавка, обеспечивающая прирост детонационной стойкости, улучшающая свойства композиции по фракционному составу [14].

Для компаундирования бензинов предполагается использовать также алкилат производства ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», планируемый к поставке на предприятие с 01.01.2017 г. Алкилат необходим в данной топливной композиции как высокооктановый компонент, не содержащий ароматические углеводороды и серу [15].

Отбор компонентов проводился на установках в период 02.1206.12.2016. В табл. 1 представлены характеристики вовлеченных в компаунды компонентов.

Характеристики компонентов для компаундирования высокооктановых бензинов

Показатель качества Стаб. Стабильный Алкилат Изопентан- Изопентан Толуол МТБЭ

катализат бензин КК-1 ООО «ЛУКОИЛ- изогексановая

35-11-300 Нижегороднефте- фракция

оргсинтез»

Октановое число:

моторный метод 86 82 93 85 87 101 101

исследовательский метод 96 91 97 87 92 111 116

Плотность при 15 °С, кг/м3 789 755 698 645 623 871 754

Объемная доля, %:

бензола 0,96 0,74 Отс. Отс. Отс. Отс. Отс.

ароматических углеводородов 58 26 Отс. Отс. Отс. 100 Отс.

непредельных углеводородов 0,5 18 0,14 Отс. Отс. Отс. Отс.

Массовая доля серы, мг/кг 0,3 59 0,3 Отс. Отс. – –

Давление насыщенных паров, кПа 50 45 42 94 139 – 34

Фракционный состав:

температура НК, °С 36 36 41 30 22 110 55

объем испарившегося бензина, %:

при 70 °С 6 16 4 – – –

при 100 °С 21 40 30 – – – –

при 150°С 79 75 – – – – –

при 210 °С – 97 – – – – –

температура КК, °С 196 214 140 54 39 – –

Как видно из табл. 1, наиболее высокие октановые числа имеют толуол и МТБЭ. Ароматические углеводороды содержатся в толуоле, катализате риформинга и бензине каталитического крекинга. Наибольшее количество серы наблюдается в бензине каталитического крекинга.

Для подбора рецептуры каждого отдельного компаунда предварительно проводился расчет модельных смесей по основным показателям качества: октановое число моторным и исследовательским методами, объемная доля ароматики, объемная доля олефинов, объемная доля бензола, содержание серы.

Состав компаундов спортивного бензина с октановым числом по исследовательскому методу не менее 100 представлен в табл. 2.

Таблица 2

Состав компаундов спортивного бензина с октановым числом по ИМ не менее 100

Компонент Содержание, мас.% в компаунде

№1 №2 №3 №4 №5 №6

МТБЭ 15 15 15 15 15 15

Изопентан-изогексановая фракция изомеризации 0 15 17 20 12 0

Изопентан изомеризации 15 0 0 0 6 20

Стабильный катализат 35-11/300 45 9 5 12 15 30

Бензин КК-1 0 13 15 9 15 10

Толуол 11 28 28 24 22 15

Алкилат 14 20 20 20 15 10

ИТОГО 100 100 100 100 100 100

Приготовленные компаунды проанализированы по основным показателям качества ГОСТ 32513-2013 [5]. Результаты анализов компаундов с октановым числом по исследовательскому методу не менее 100 представлены в табл. 3.

Октановое число моторным методом определялось по ГОСТ 32339, исследовательским – по ГОСТ 32340. Объемная доля ароматических, непредельных, кислородсодержащих углеводородов, а также объемная доля бензола определены хроматографическим методом по ГОСТ 52714. Плотность компаундов измеряли по ASTM D 4052, давление насыщенных паров – по ГОСТ Р ЕН 13016-1. Массовую долю серы определяли методом УФ-флуоресценции по ГОСТ ISO 20846.

Показатели качества компаундов с октановым числом по ИМ не менее 100

L/1 L/1

Показатель качества Норма по Фактическое значение

ГОСТ 32513- №1 №2 №3 №4 №5 №6

2013 (К5)

Октановое число, не менее:

моторный метод – 90,7 91,0 90,8 90,7 90,0 90,1

исследовательский метод 100 100,2 101,4 101,1 100,6 100,4 100,1

Плотность при 15 °С, кг/м3 725-780 742 754,4 751,4 746,3 748,6 754

Объемная доля, %:

бензола Не более 1 0,43 0,2 0,16 0,18 0,26 0,37

ароматических углеводородов Не более 35 35,0 34,5 33,9 33,1 34,2 34,8

непредельных углеводородов Не более 18 0,70 3,5 2,5 1,8 2,8 2,1

Массовая доля серы, мг/кг Не более 10 0,2 7,6 9,1 5,3 9,2 8,6

Давление насыщенных паров бензина, кПа:

в летнии период 35-80

в зимний период 35-100 61,6 50,4 47,0 48,2 52,4 67,5

Массовая доля кислорода, % Не более 2,7 2,61 2,70 2,70 2,67 2,68 2,68

Объемная доля эфиров, содержащих

5 или более атомов углерода, % Не более 15 14,56 14,91 14,95 14,85 14,88 14,87

Фракционный состав:

температура НК, °С Не норм. 35 37 37 35 36 30

объем испарившегося бензина, %:

при 70 °С 15-50 33 20 24 26,5 29 28

при 100 °С 40-70 56 55 58 59 57 56

при 150 °С Не менее 75 92 93,9 95 94 92 92

при 210 °С Не норм. – – – – – –

температура КК, °С Не выше 215 181 168 157 171 188 184

а

С\

о

3 §

Чз

то -к то

а |

£

CS

а

к

Ой

я о

Ро О С\ то

S

К

я а

Как видно из табл. 3, все исследованные составы компаундированных бензинов соответствуют требованиям качества.

Состав компаундов спортивного бензина с октановым числом по исследовательскому методу не менее 102 и 104 представлен в табл. 4.

Таблица 4

Состав компаундов спортивного бензина с октановым числом по ИМ не менее 102 и 104

Компонент Количество, мас.%

102 104

№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7

МТБЭ 15 15 15 15 15 15 15

Изопентан-изогексановая фракция – – 12 10 12 15 0

изомеризации

Изопентан изомеризации 10 10 0 10 0 0 15

Стабильный катализат 35-11/300 20 25 9 10 0 13 9

Бензин КК-1 0 0 5 5 15 0 0

Толуол 25 22 30 30 32 27 32

Алкилат 30 28 29 20 26 30 29

ИТОГО 100 100 100 100 100 100 100

Результаты анализов компаундов с октановыми числами по исследовательскому методу не менее 100 и 102 представлены в табл. 5.

Все компаунды с октановым числом не менее 102 удовлетворяют показателям качества бензинов. В результате анализа компаунда № 7 октановое число получилось 103,2 (менее 104), а объемная доля арома-тики превышает требование по данному показателю на 0,2 мас.%.

На основании расчетов и результатов анализов компаундов бензина можно сделать следующие выводы:

1. Приготовление высокооктанового спортивного бензина с октановым числом по ИМ не менее 100 и 102 на ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» возможно только при вовлечении алкилата, в количестве не менее 10 и 20 мас.% соответственно.

2. Максимальное вовлечение бензина установки КК-1 ограничено содержанием общей серы и при уровне 60 мг/кг составляет 15 мас.%.

3. Приготовление высокооктанового спортивного бензина с октановым числом по исследовательскому методу 104 на базе компонентов ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» возможно только при увеличения доли оксигенатных соединений (что допускают требования FIA) и без дополнительного вовлечения антидетонационной присадки.

Показатели качества компаундов с октановым числом по ИМ не менее 102 и 104

Показатели качества Норма по Фактическое значение

ГОСТ 32513- 102 104

2013 (К5) №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7

Октановое число, не менее:

моторный метод – 92,5 92,1 92,9 92,3 92,4 92,6 93,2

исследовательский метод 102 102,7 102,2 102,5 102,2 102,2 102,3 –

104 – – – – – – 103,2

103,9*

Плотность при 15 °С, кг/м3 725-780 753,8 753,6 755,6 748,4 751,2 750,8 750,3

Объемная доля, %:

бензола Не более 1 0,16 0,2 0,11 0,12 0,12 0,14 0,10

ароматических углеводородов Не более 35 34,5 34,4 34,5 34,8 34,0 33,5 35,2

непредельных углеводородов Не более 18 0,5 0,5 1,5 1,4 3,9 0,2 0,16

Массовая доля серы, мг/кг Не более 10 0,1 0,1 0,1 3 9 0,2 0,1

Давление насыщенных паров бензина, кПа:

в летнии период 35-80

в зимнии период 35-100 46,3 47,8 41,3 53,8 42,1 42,0 51,3

Массовая доля кислорода, % Не более 2,7 2,62 2,63 2,70 2,59 2,65 2,68 2,63

Объемная доля эфиров, содержащих 5

или более атомов углерода, % Не более 15 14,62 14,65 14,91 14,45 14,81 14,87 14,64

Фракционный состав:

температура НК, °С Не норм. 35 36 38 35 37 41 34

объем испарившегося бензина, %:

при 70 °С 15-50 17 17 14 29 23 15 22

при 100 °С 40-70 48 49 53 58 58 54 53

при 150 °С Не менее 75 94 94 – – 94 97 –

при 210 °С Не норм. – – – – – – –

температура КК, °С, не выше 215 157 155 143 137 163 174 136

Расчетное октановое число при вовлечении катализата с октановым числом 100.

4. Приведенные примеры модельных смесей бензинов на 100 и 102 подтверждают, что предлагаемый состав топлива обладает требуемым сочетанием физико-химических и эксплуатационных свойств: высокой антидетонационной стойкостью, требуемой упругостью паров, плотностью, что позволяет использовать его в качестве топлива для современных автомобилей без применения металлсодержащих присадок.

Рекомендуемые рецептуры автомобильного спортивного бензина с октановыми числами по исследовательскому методу не менее 100 и 102 приведены в табл. 6.

Таблица 6

Рекомендуемые рецептуры автомобильного спортивного бензина с октановыми числами по ИМ не менее 100 и 102

№ Компонент Вовлечение, мас. %

п/п Не менее 100 Не менее 102

1 МТБЭ 15 15

2 Изопентан-изогексановая и изопен-

тановая фракции изомеризации, 10-20 10-20

в том числе:

изопентан-изогексановая 0-20 0-20

изопентановая 0-20 0-20

3 Стабильный катализат риформинга

(ОЧ по ИМ-96) 0-45 0-25

4 Бензин КК-1 0-15 0-15

5 Толуол 10-25 20-32

6 Алкилат 10-20 20-30

Топливо, приготовленное по представленной рецептуре, обладает характеристиками, удовлетворяющими требованиям Технического регламента на автомобильные бензины [4], а также обеспечивает быстрый запуск двигателя и позволяет максимально эффективно использовать мощность работающего в форсированном режиме двигателя спортивного автомобиля.

Список литературы

1. Об утверждении технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту»: Постановление Правительства РФ от 27.02.2008 № 118. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Разработка рецептуры спортивного бензина

2. ГОСТ Р 51105-97. Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия. – М.: Стандар-тинформ, 2009.

3. Справочник нефтепереработчика / под ред. Г. А. Ластовкина, Е.Д. Радченко, М.Г. Рудина. – Л.: Химия, 1986. – 648 с.

4. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту»: утв. решением комиссии Таможенного союза №826 от 18.10.2011. -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. ГОСТ 32513-2013. Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия. – М.: Стандартинформ, 2014.

6. ТУ 38.401-58-171-96 Бензины автомобильные неэтилированные с улучшенными экологическими свойствами (городские). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Углеводородная топливная композиция для двигателей внутреннего сгорания с искровым воспламенением: пат. 2061736 Рос. Федерация: МПК С10Ь 1/18 / Демьяненко Е.А., Твердохлебов В.П., Карибов А.К., Сачивко А.В., Верхуша В.И., Середюк Ф.С., Яскин В.П. -№ 94 94017595; опубл. 11.05.1994.

8. Бензин для гоночных автомобилей: пат. 2259387 Рос. Федерация: МПК С10Ь 1/4 / Понадий О.М., Емельянов В.Е., Аксенов В.И., Дуксин-Иванов В.Б., Горбачев С. А., Бутырский М.П. -№ 2003115493/04; заявл. 27.11.2004; опубл. 27.08.2005.

9. Оксигенатные добавки к бензиновым фракциям, повышающие октановые числа моторных топлив / Р.Ф. Хамидуллин, Х.Э. Харлампиди, Т.Л. Пучкова, А.Ю. Мельник, А.Р. Бадрутдинова, М.М. Галиуллина // Вестник Казанского технологического университета. – 2014. – Т. 17, № 21. – С. 295-300.

10. Забрянский Е.И. Детонационная стойкость и воспламеняемость моторных топлив. – М.: Химия, 1965. – 188 с.

11. Савицкий Б.П. Автомобильное топливо и смазочные материалы. – Киев: Техника, 1979. – 13 с.

12. Харлампиди Х. Э., Хамидуллин Р. Ф. Активация углеводородного сырья – один способов увеличения глубины переработки нефти // VIII Молодежная научно-практическая конференция в ОАО «ТАНЕКО». -Нижнекамск, 2015. – С. 78-83.

13. Гуреев А. А. Применение автомобильных бензинов. – М.: Химия, 1972. – 109 с.

14. Кутовый А.Н., Власенко В.С., Фатхулов Р.Р. Современные методы повышения октанового числа // Технические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. – СПб.: Свое издательство, 2016. – С. 108-109.

15. Маслянский Г.Н., Шапиро Р.Н. Каталитический риформинг бензинов. – Л.: Химия, 1985. – 221c.

References

1. Decree of the Government of the Russian Federation of February 27, 2008 no. 118 Ob utverzhdenii tekhnicheskogo reglamenta «O trebovaniiakh k avtomobil’nomu i aviatsionnomu benzinu, dizel’nomu i sudovomu toplivu, toplivu dlia reaktivnykh dvigatelei i topochnomu mazutu» [On approval of the technical regulations “On requirements for automobile and aviation gasoline, diesel and marine fuel, jet fuel and fuel oil»].

2. GOST R 51105-97. Topliva dlia dvigatelei vnutrennego sgoraniia. Neetilirovannyi benzin. Tekhnicheskie usloviia [Gasolines for combustion engines. Unleaded gasoline. Specifications]. Moscow, Standartinform, 2009.

3. Spravochnik neftepererabotchika [Directory of oil refiner]. Ed. G.A. Lastovkin, E.D. Radchenko, M.G. Rudin. Leningrad, Khimiia, 1986, 648 p.

4. Tekhnicheskii reglament Tamozhennogo soiuza TR TS 013/2011 «O trebovaniiakh k avtomobil’nomu i aviatsionnomu benzinu, dizel’nomu i sudovomu toplivu, toplivu dlia reaktivnykh dvigatelei i mazutu», utverzhdennyi resheniem komissii Tamozhennogo soiuza no. 826, 18.10.2011.

5. GOST 32513-2013 Topliva motornye. Benzin neetilirovannyi. Tekhnicheskie usloviia [Automotive fuels. Unleaded petrol. Specifications]. Sbornik GOSTov. Moscow, Standartinform, 2014.

6. TU 38.401-58-171-96 Benziny avtomobil’nye neetilirovannye s uluchshennymi ekologicheskimi svoistvami (gorodskie).

7. Dem’ianenko E.A., Tverdokhlebov V.P., Karibov A.K., Sachivko A.V., Verkhusha V.I., Serediuk F.S., Iaskin V.P. Uglevodorodnaia toplivnaia kompozitsiia dlia dvigatelei vnutrennego sgoraniia s iskrovym vosplameneniem

Разработка рецептуры спортивного бензина

[Hydrocarbon fuel composition for internal combustion engines with spark ignition]. Patent Rossiiskaia Federatsiia no. 2061736 (1994).

8. Ponadii O.M., Emel’ianov V.E., Aksenov V.I., Duksin-Ivanov V.B., Gorbachev S.A., Butyrskii M.P. Benzin dlia gonochnykh avtomobilei [Gasoline for racing cars]. Patent Rossiiskaia Federatsiia no. 2259387 (2005).

9. Khamidullin R.F. Kharlampidi Kh.E., Puchkova T.L., Mel’nik A.Iu., Badrutdinova A.R., Galiullina M.M. Oksigenatnye dobavki k benzinovym fraktsiiam, povyshaiushchie oktanovye chisla motornykh topliv [Oxygenate additive to gasoline fractions, increases the octane number of motor fuels]. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta, 2014, vol.17, no. 21, pp. 295-300.

10. Zabrianskii E.I. Detonatsionnaia stoikost’ i vosplameniaemost’ motornykh topliv [Knock resistance and flammability of motor fuels]. Moscow, Khimiia, 1965, 188 p.

11. Savitskii B.P. Avtomobil’noe toplivo i smazochnye materialy [Automotive fuel and lubricants]. Kiev, Tekhnika, 1979, 13 p.

12. Kharlampidi Kh.E., Khamidullin R.F. Aktivatsiia uglevodorodnogo syr’ia – odin sposobov uvelicheniia glubiny pererabotki nefti [Activation of hydrocarbons is one way to increase depth of oil refining]. VIII Molodezhnaia nauchno-prakticheskaia konferentsiia v OAO “TANEKO”. Nizhnekamsk, 2015, pp. 78-83.

13. Gureev A.A. Primenenie avtomobil’nykh benzinov [The use of motor gasoline]. Moscow, Khimiia, 1972, 109 p.

14. Kutovyi A.N., Vlasenko V.S., Fatkhulov R.R. Sovremennye metody povysheniia oktanovogo chisla [Modern methods of increasing the octane number]. Tekhnicheskie nauki: problemy i perspektivy: materialy IV Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Saint Petersburg, Svoe izdatel’stvo, 2016, pp. 108-109.

15. Maslianskii G.N., Shapiro R.N. Kataliticheskii riforming benzinov [Catalytic reforming of gasoline]. Leningrad, Khimiia, 1985, 221 p.

Получено 1.06.2017

Об авторах

Конрад Наталья Генриховна (Пермь, Россия) – ведущий инженер-химик опытно-исследовательского цеха ООО «ЛУКОЙЛ-

Пернефтеоргсинтез» (614055, г. Пермь, ул. Промышленная, 84, e-mail: [email protected]).

Костылева Александра Олеговна (Пермь, Россия) – лаборант химического анализа опытно-исследовательского цеха ООО «ЛУКОЙЛ-Пернефтеоргсинтез» (614055, г. Пермь, ул. Промышленная, 84, е-mail: [email protected]).

About the authors

Natal’ia G. Konrad (Perm, Russian Federation) – Leading chemical engineer of experimental research shop OOO «LUKOIL-Pernefteorgsintez» (84, Promyshlennaia str., Perm, 614055, Russian Federation, e-mail: [email protected]).

Aleksandra O. Kostyleva (Perm, Russian Federation) – Laboratory assistant of chemical analysis of experimental research shop OOO «LUKOIL-Pernefteorgsintez» (84, Promyshlennaia str., Perm, 614055, Russian Federation, e-mail: [email protected]).

cyberleninka.ru

Официальный сайт производителя продукции ТОТЕК

Топлива для автомобилей и моторные присадки – гоночное топливо «ТОТЕК Торнадо» от нашей компании в 2018 году.

Спортивное топливо выпускается специалистами корпорации с 1996 года. За это время, а это уже более 22 лет, на топливе ТОТЕК-Торнадо завоевано множество наград, установлены рекорды трасс по скорости прохождения, завоеваны титулы чемпионов Мира, Европы, России.

С 2006г. Спортивное топливо ТОТЕК Торнадо стало ещё более совершенным и выпускается с применением нанотехнологий информационного управления горением, что позволяет разрешить противоречие между величиной октанового числа и скоростью горения топлива. Благодаря этому скорость горения ТОТЕК Торнадо выше, чем у аналогов зарубежного производства и при нетрадиционно скорректированных настройках можно получить повышенную до 12% производительность двигателя на высоких оборотах. Научно доказано замерами на моторных стендах. Подтверждено независимыми сравнительными испытаниями проведёнными Журналом За Рулём совместно с кафедрой двигателей внутреннего сгорания Политехнического Университета г. Санкт-Петербург. Сравнению подвергалось топливо признанного спортивным миром лидера топливо ЭЛБФ 102 и ТОТЕК Торнадо С-102. В сравнительных тестах выявлено преимущество Российского спортивного топлива.

Немного истории применения спортивного топлива ТОТЕК Торнадо: Одним из первых пользователей топлива был известный гонщик-кольцевик Виктор Казанков чемпион СССР и многократный призер чемпионата России. Немецкие специалисты, настраивавшие двигатель Опель на его формуле Доллара, итальянского производства, смогли снять с двигателя регулярную мощность равную мощности режима форсажа. Козанков в ходе гонки неоднократно показывал лучшее время круга, имея заведомо более слабую машину, чем гонщики из конкурирующих команд.

Легендарный гонщик Эдгард Линдгрен многократный призер различных соревнований так же пользовался спортивным гоночным топливом ТОТЕК-Торнадо.

Среди пользователей можно перечислить множество фамилий вот некоторые Борис Маслов, Ганин, Алексей Глебов, Алексей Васильев, Илья Резниченко, Андрей Севастьянов, Маркин, Ветров, Александр Нам и вся гоночная команда ВАЗ в кубке Лада, Алексей Басов, Алексей Беркут,

команда Яровит, команда Гео Рейд, команда Канопус-Кастрол, Удаленков Владимир, Огуленко Игорь, Алексей Савенко, Нёмкин, Екатерина Седых, Татьяна Елисеева, Андрей Чернов, Крапухин, Миниханов, и многие, многие другие.

Топливо ТОТЕК-Торнадо использовалось практически во всех моторных дисциплинах – Ралли, ШКГ (шоссейно-кольцевые гонки), Ралли-марафоны, водно-моторные гонки, автокросс, ралли-кросс, картинг, дрэг-рэсинг, дрифт, зимние ипподромные гонки, различные мотоциклетные гонки. Для всех этих дисциплин готовилось специальное топливо, способствующее максимальной отдаче двигателей. Приготовление гоночного топлива задача не простая. Решается она совокупными усилиями различных специалистов химиков, нефтехимиков, мотористов, специалистов по горению и взрыву производственников инженеров и технологов. Учитывая плодотворность в достижении побед спортсменами в соревнованиях при использовании данного топлива, видно, что потрудились они на славу. Топливо отличается от конкурирующих видов тем, что оно энергонасыщено, при правильной настройке двигателя даст высокую мощность. Возможность съема большой мощности требует и высокоэффективного охлаждения. Топливо обладает пониженным давлением насыщенных паров, что позволяет не бояться образования паровых пробок в топливной системе, при этом сохраняет великолепные пусковые свойства, что очень важно при проведении соревнований в зимний период.

Корпорацией выпускаются следующие марки гоночного топлива:

ТОТЕК Торнадо – 92 Старое Время ТОТЕК Торнадо – 95, ТОТЕК Торнадо А-98, ТОТЕК, ТОТЕК Торнадо RX – 100, Торнадо А-100, ТОТЕК Торнадо АХ-100, ТОТЕК Торнадо В-101, ТОТЕК Торнадо ВХ-101, ТОТЕК Торнадо С-102, ТОТЕК Торнадо D-104, ТОТЕК Торнадо Е-106, ТОТЕК Торнадо ЕХ-108, ТОТЕК Торнадо F-108, ТОТЕК Торнадо К-110, ТОТЕК Торнадо L-116.

Спортивное дизельное топливо: ТОТЕК Торнадо ДТ Спорт, ТОТЕК ТОТЕК Торнадо ДТ Спорт Супер, ТОТЕК Торнадо ДТ Спорт Эволюция.

Для снижения затрат на спортивное топливо в финансовых бюджетах гоночных команд и спортсменов. Корпорация Топливные Технологии, выпустила продукты ТОТЕК Торнадо Бустер и ТОТЕК – УМТ спорт, позволяющие готовить приемлемую гоночную топливную смесь из серийного бензина Аи-98. Многие гонщики успешно отъездили свои гоночные сезоны, применяя эту технологию.

Остается пожелать успехов всем спортсменам, убедиться в том, что ТОТЕК дешевле и ни в чём не уступает по качеству спортивному топливу зарубежного производства, а правильный выбор поможет с меньшим бюджетом гарантировать этот успех.

Паспорта и описания спортивного топлива ТОТЕК

Бензин или гоночное топливо

Спортивное дизельное топливо

Сертификат соответствия

Купить гоночное топливо

 

 

totekfuels.ru

Аи -106 – Колеса.ру

Вот уже третий год в России выпускается “спортивный” бензин “Спектрол Торнадо”, предназначенный для высокооборотистых силовых агрегатов. Наше супертопливо успело завоевать уважение у российских гонщиков, став “монотопливом” кубка “Лада” на сезон 2003 года.

 

Вот уже третий год в России выпускается  «спортивный» бензин «Спектрол Торнадо», предназначенный для высокооборотистых силовых агрегатов. Наше супертопливо успело завоевать уважение у российских гонщиков, став «монотопливом» кубка «Лада» на сезон 2003 года.

Начнем с того, что разъясним читателю необходимость применения высокооктанового бензина. Все дело в том, что при форсировании двигателя повышается степень сжатия в цилиндрах. Чтобы избежать детонации на высоких оборотах, мотору требуется бензин с высоким октановым числом (выше девяносто восьми). Учитывая, что двигатель спортивного автомобиля выкручивается до 7-15 тысяч оборотов в минуту, можно представить, в каких экстремальных условиях оказывается бензин, попадая в камеру сгорания. Он должен молниеносно воспламеняться в цилиндрах, не позволяя мотору детонировать даже тогда, когда стрелка тахометра залетает в красную зону. Это возможно лишь в том случае, когда в бензине содержатся антидетонационные и другие присадки.

Для успеха в гонках не менее важно правильно выбрать октановое число, которое будет оптимальным для двигателя данного конкретного автомобиля на данной конкретной трассе. В случае с бензином «Спектрол Торнадо» это число может варьироваться от девяноста восьми до ста шести. Однако пакет присадок, содержащихся в стандартном Аи-98, значительно отличается от оного, находящегося в спортивном топливе. То, что нужно простому мотору, абсолютно не нужно форсированному. И наоборот.

Практически все турбированные движки автомобилей, участвующих в российских чемпионатах, работают на спортивном топливе. Что касается гоночных машин, моторы которых не cлишком форсированы, то их эксплуатация возможна с использованием стандартного бензина Аи-98. Однако это топливо не способно «выжать» из силового агрегата все до последнего, что существенно снижает скоростной потенциал модели. К тому же применение спортивного топлива – залог более длительной эксплуатации форсированного гоночного мотора. Для простого же, нераскрученного двигателя применение топлива с высоким октановым числом может привести к преждевременному выходу мотора из строя.

О действенности и эффективности работы спортивного топлива нам поведал пилот гоночной команды «Спектрол Автомания» Игорь Громов. Раньше его «сто шестой» Peugeot с форсированным мотором работал исключительно на стандартном топливе Аи-98. Однако после перехода на спортивный бензин «Торнадо» сердце «Пыжика» стало работать на более высоких оборотах, получив дополнительные 200 об/мин. За счет спортивного «пакета» присадок, отличающих супертопливо от стандартного, моторесурс двигателя повысился. Правда, по словам Громова, использование «Торнадо» требует замены стандартных свечей зажигания на более стойкие, выдерживающие экстремально высокие температуры.

Как заявляют специалисты компании Spectrol, согласно специально проведенному тестированию детонационной стойкости бензина «Торнадо», изменение угла опережения зажигания позволило установить его исключительно стабильное и бездетонационное сгорание в диапазоне углов, представляющих практический интерес при эксплуатации спортивного двигателя. После снятия головки блока цилиндров на поверхностях клапанов и поршней нагара не оказалось – это свидетельство того, что моющие характеристики бензина очень высоки.

Анализируем
Теперь поговорим о том, почему в России существует лишь один производитель высокооктанового топлива. На это найдется несколько причин. Во-первых, многие гоночные команды, выступающие в отечественных чемпионатах, уже «присосались» к таким импортным производителям спортивного бензина, как Elf и Neste. Хотя и здесь есть о чем подумать. Как утверждают специалисты компании Spectrol, после испытаний по евростандарту бензина, слитого с автомобиля Ильи Резниченко – призера одного из этапов чемпионата Европы по автокроссу, «Спектрол Торнадо» был признан лучшим в Европе! Он соответствует требованиям Международной Автомобильной Федерации (FIA) в редакции1998 года и при этом не дороже импортных аналогов.

Однако для того, чтобы какой-то завод решился начать производить супербензин, он должен позаботиться о рынке сбыта своего товара, то есть о приобретении клиентов.

Некоторые надежды на повышенный спрос на высокооктановое топливо пока еще единственный отечественный производитель возлагает на движение streetrace, остающееся все еще нелегальным. На этом фронте Москва выглядит более продвинутым городом, поскольку здесь люди относятся к уличным гонкам серьезнее, чем в остальных городах России, подготавливая свои автомобили на все сто процентов к спринту. В Москве можно встретить действительно заряженные «Порше», которые готовы «рвать» всех и вся на отрезке четыреста метров. Движки таких машин готовятся «под» гонку, поэтому сил и средств владельцы не жалеют. Все для удовольствия. Но оно может стать по-настоящему дорогим, даже для обладателей таких моделей, если заливать в свое детище спортивное топливо. Ведь литр высокооктанового бензина стоит в среднем $2.5. Минимальное количество бензина, которое можно приобрести, например, у компании Spectrol, составляет двадцать литров. То есть даже если человек захочет посмотреть, как себя поведет его мотор, пожирающий топливо с октановым числом сто шесть, ему придется выложить за этот эксперимент примерно $50. Кстати, гоночному автомобилю двадцати литров бензина хватит менее чем на сто километров…

Все это говорит нам о том, что на спортивном бензине могут позволить себе ездить в России пока еще лишь состоятельные люди плюс некоторые гоночные команды. Значит, спрос на высокооктановое топливо еще долго не будет превышать предложение. Именно поэтому Spectrol производит бензин не в массовом порядке, а в строго нормированном – для проходящего гоночного сезона.

www.kolesa.ru

Топливо для спортивных автомобилей

Изобретение относится к нефтепереработке, а также к автомобильной промышленности. Сущность: топливо содержит в мас.%: 1-35 изооктана, 0,05-0,5 масла моторного для двухтактных двигателей, 10-30 высокооктанового оксигената, 10-45 ароматических углеводородов, до 25 изомеризата, до 10 алкилата и до 100 мас.% бензина каталитического риформинга. В качестве ароматических углеводородов топливо предпочтительно содержит фракцию ароматических углеводородов С79, в качестве высокооктанового оксигената – диалкиловый эфир C56 или его смесь с алифатическими спиртами C1-C5. Топливо также содержит масло моторное для двухтактных двигателей с вязкостью не более 11 мм2/с при 100°С. В отдельных случаях топливо может содержать до 1,5 мас.%. N-метиланилина. Технический результат – повышение антидетонационной стойкости без применения свинцовых и других металлсодержащих присадок, повышение скорости и чистоты горения и снижение образования отложений в цилиндропоршневой группе и на свечах зажигания. 4 з.п. ф-лы, 2 табл.

 

Изобретение относится к нефтепереработке, а также к автомобильной промышленности, конкретно к составу бензина, предназначенного для использования в качестве топлива в спортивных автомобилях.

Двигатель спортивного автомобиля работает в форсированном режиме, поэтому к топливу, используемому в таком автомобиле, предъявляются жесткие требования по детонационной стойкости, ее равномерному распределению по фракциям, фракционному составу топлива и плотности. Неправильный подбор топлива может быстро вывести из строя дорогостоящую спортивную технику. Применяемое топливо, его качество и состав являются прямым показателем уровня развития нефтеперерабатывающей отрасли страны и уровня соответствия мировым стандартам качества.

Для повышения детонационной стойкости автомобильного топлива в его состав вводят различные октаноповышающие добавки. Так, например, известна топливная композиция для двигателей внутреннего сгорания на основе углеводородного топлива, содержащая 0-6,0 мас.% метил-трет-бутилового эфира, 0-0,55 мас.% N-метиланилина и 0,001-0,018 мас.% α-гидроксипропилферроцена. (Патент РФ №2061736, C10L 1/18, 1996 г.)

Недостатком этой топливной композиции является относительно невысокая антидетонационная стойкость, октановое число не выше 98.

Известен неэтилированный авиационный бензин с октановым числом не менее 130 (сортность на богатой смеси), содержащий 85-92 об.% алкилата, 4-10 об.% диалкилового эфира С56, 0-10 об.% углеводорода, сужающего пределы выкипания бензина, например, толуола, и 66-158 мг/л метилциклопентадиенилтрикарбонилмарганца.

(Патент ЕПВ №0609089, C10L 1/06, 1996 г.)

Однако большое количество входящего в состав этого бензина марганца (>66 мг/л) приводит к образованию отложений продуктов окисления марганца на свечах зажигания и «отравляет» каталитический конвертер (нейтрализатор) выхлопных газов, которым снабжены современные автомобили.

Известна топливная композиция с октановым числом не менее 98, содержащая не менее 30 об.% изооктана или триптана, 5-40 об.% изопентана, 0,1-3 об.% бутана, 5-30 об.% толуола и 0-15 об.% метил-трет-бутилового эфира.

(Заявка РСТ №98/22556, C10L 1/06, 1997 г.)

Однако входящие в состав этих топливных композиций компоненты и добавки не обеспечивают требуемого сочетания антидетонационных, испарительных и других важных свойств, предъявляемых к топливам для спортивных автомобилей.

Наиболее близким к заявляемому является бензин для гоночных автомобилей, содержащий до 40 мас.% алкилата, 2-45 мас.% изомеризата, 5-45 мас.% ароматических углеводородов С79, до 30 мас.% оксигенатов, 0-25 мас.% N-метиланилина, 0-100 мг/кг ферроценовой присадки (в расчете на железо) и бензин каталитического риформинга.

(Патент РФ №2259387, C10L 1/4, 2005 г.)

Недостатком этого бензина является невозможность достижения высоких значений октанового числа (>100 ИМ) без применения металлсодержащих присадок, наличие которых приводит к «отравлению» каталитических конвертеров выхлопных газов, которыми снабжены современные спортивные автомобили.

Задачей настоящего изобретения является разработка топлива для современных спортивных автомобилей, обладающего высокой детонационной стойкостью без применения металлсодержащих присадок.

Для решения поставленной задачи предлагается топливо для спортивных автомобилей, включающее бензин каталитического риформинга, высокооктановый оксигенат, ароматические углеводороды, которое отличается тем, что оно дополнительно содержит изооктан, масло моторное для двухтактных двигателей и при необходимости алкилат и изомеризат при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Изооктан1-35
Масло моторное для двухтактных двигателей0,05-0,5
Высокооктановый оксигенат10-30
Ароматические углеводороды10-45
Изомеризатдо 25
Алкилатдо 10
Бензин каталитического риформингадо 100

Причем в качестве высокооктанового оксигената топливо содержит диалкиловый эфир С56 или его смесь с алифатическими спиртами С15, в качестве ароматических углеводородов фракцию ароматических углеводородов С79. Топливо также содержит масло моторное для двухтактных двигателей с вязкостью не более 11 мм2/с при 100°С. Топливо в отдельных случаях может содержать до 1,5 мас.% N-метиланилина.

При выработке топлива для спортивных автомобилей с октановым числом не выше 100 ИМ целесообразно использовать в его составе алкилат и изомеризат, снижая при этом содержание дорогостоящих высокооктановых добавок, например метил-трет-бутилового эфира.

В таблице 1 приведены характеристики компонентов, используемых для приготовления образцов предлагаемого топлива. Все компоненты являются товарными продуктами.

Высокооктановый оксигенат – диалкиловый эфир, выбранный из числа метил-трет-бутилового, этил-трет-бутилового, метил-трет-амилового или диизопропилового эфиров, или его смесь с алифатическими спиртами С15. Использование других высокооктановых оксигенатов в составе топлива позволяет получить аналогичные результаты.

В качестве масла моторного для двухтактных двигателей используют масло типа «Спектрол Байкер» по ТУ 025305206913380-2005 или другое масло с вязкостью не более 11 мм2/с при 100°С.

Алкилат представляет собой продукт алкилирования изобутана бутан-бутиленовой и пропан-пропиленовой фракциями каталитического и термического крекинга, содержащий насыщенные углеводороды изостроения, в том числе 2,2,3-триметилбутан, 2,2,3-триметилпентан, 2,2,4-триметилпентан (изооктан) и другие изомеры гептана, октана и более высокомолекулярных гомологов.

Изомеризат – продукт каталитической изомеризации н-пентана и н-гексана.

Предлагаемое топливо для спортивных автомобилей готовят путем смешения компонентов в указанных выше соотношениях при комнатной температуре в емкости с перемешивающим устройством. Состав приготовленных образцов предлагаемого топлива и их характеристики приведены в таблице 2.

Приведенные примеры подтверждают, что предлагаемый состав топлива обладает требуемым сочетанием физико-химических и эксплуатационных свойств: высокой антидетонационной стойкостью, требуемой упругостью паров и плотностью, что позволяет использовать его в качестве топлива для современных спортивных автомобилей без применения металлсодержащих присадок.

Топливо, обладающее такими характеристиками, обеспечивает быстрый запуск двигателя и максимально эффективное использование мощности работающего в форсированном режиме двигателя спортивного автомобиля.

Таблица 1
Характеристика компонентов предлагаемого топлива
Компоненты топлива для спортивных автомобилейПоказатели
Плотность при 20°С, кг/м3Температурный диапазон выкипания, °СОктановое число по исследовательскому методуОктановое число по моторному методу
Изооктан69290100100
Масло моторное для двухтактных двигателей с вязкостью при 100°С не более 11 мм2не выше 900
Метил-трет-бутиловый эфир75454-55114-116101
Изопропиловый спирт7858211795
Фракция ароматических углеводородов С79не выше 880110-180115-12098-103
Изомеризатне ниже 65030-8583-8681-84
Алкилатне ниже 69030-19091-9690-94
Бензин каталитического риформингане выше 77030-21596-9984-90
Таблица 2
Состав образцов предлагаемого топлива для спортивных автомобилей и их характеристики
Компоненты топлива и показателиСостав образцов предлагаемого топлива, мас.%, и значения показателей
Образец 1Образец 2Образец 3Образец 4Образец 5Образец 6
Изооктан1818172632,5
Масло моторное0,050,150,40,30,50,5
Метил-трет-бутиловый эфир151920202029
Изопропиловый спирт3,5
Толуол102830384525
Изомеризат2210852,5
Алкилат75,522
N-метиланилин1,01,0
Бензин каталитического риформингаОстальноеОстальноеОстальноеОстальноеОстальноеОстальное
Плотность при 15°С, кг/м3758768766774777772
Октановое число по исследовательскому методу100,3101,5102103106109
Октановое число по моторному методу88,788,98989,29495
Фракционный состав: объем выкипания, %
– при 70°С312522222030
– при 100°С534048464560
конец кипения, °С211210210212212110
Давление насыщенных паров по Рейду, кПа70,857,054,552,05050
Концентрация фактических смол, мг/см31,21,41,31,61,01,0
Массовая доля кислорода, мас.%3,73,43,63,63,65,3

1. Топливо для спортивных автомобилей, включающее бензин каталитического риформинга, высокооктановый оксигенат, ароматические углеводороды, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит изооктан и масло моторное для двухтактных двигателей и, при необходимости, алкилат и изомеризат при следующем соотношении компонентов, мас.%:

изооктан1-35
масло моторное для двухтактных двигателей0,05-0,5
высокооктановый оксигенат10-30
ароматические углеводороды10-45
изомеризатдо 25
алкилатдо 10
бензин каталитического риформингадо 100.

2. Топливо по п.1, отличающееся тем, что в качестве масла моторного для двухтактных двигателей содержит масло с вязкостью при 100°С не более 11 мм2/с.

3. Топливо по п.1, отличающееся тем, что в качестве высокооктанового оксигената содержит диалкиловый эфир С56 или его смесь с алифатическими спиртами С15.

4. Топливо по п.1, отличающееся тем, что в качестве ароматических углеводородов содержит фракцию ароматических углеводородов С79.

5. Топливо по п.1, отличающееся тем, что содержит N-метиланилин до 1,5 мас.%.

www.findpatent.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *