где находится и как проверить
Подавляющее большинство современных авто оснащается электрическим вентилятором радиатора, который пришел на смену менее эффективным вентиляторам с вискомуфтой. За включение вентилятора, а также изменение скорости работы отвечает датчик вентилятора (датчик температуры включения вентилятора).
В целом, датчики включения вентилятора охлаждения:
- достаточно надежны;
- эффективно управляют вентилятором;
- датчики вентилятора не сложно заменить;
При этом важно фиксировать малейшие сбои в работе данного управляющего устройства, так как нарушения в работе вентилятора охлаждения могут стать причиной перегрева двигателя. Также необходимо знать, как проверить и заменить датчик включения вентилятора. Подробнее читайте в нашей статье.
Содержание статьи
- Где стоит датчик вентилятора
- Виды датчиков радиатора
- Устройство датчика радиатора
- Как проверить датчик вентилятора и выполнить замену
- Рекомендации
Где стоит датчик вентилятора
Датчик включения и выключения вентилятора представляет собой электронно-механическое устройство для включения и управления работой электрического вентилятора охлаждения. Срабатывание датчика происходит на основании замеров температуры охлаждающей жидкости. Такая особенность работы определяет участок, где стоит датчик включения вентилятора
Стоит датчик включения вентилятора на радиаторе сбоку радиатора или в верхней его части (в середине или сбоку). По этой причине часто указанный датчик называют датчик радиатора. Чтобы точно понять, где находится датчик включения вентилятора, необходимо отдельно изучить техническое руководство для конкретного автомобиля.
Датчик на радиаторе срабатывает за счет температуры ОЖ. Если жидкость нагревается до 85-110 градусов Цельсия, происходит «замыкание» контактов и осуществляется включение электровентилятора для обдува двигателя.
В результате происходит эффективный отвод тепла. Также датчики не просто включают и выключают вентилятор охлаждения, но и способны менять скорость его вращения. Если нагрев не высокий, скорость будет низкой. При больших нагревах вентилятор работает на максимальных оборотах.
Виды датчиков радиатора
Сегодня на разных автомобилях можно встретить следующие основные виды датчиков:
- Восковый датчик;
- Биметаллический;
- Бесконтактный электронный.
Первый тип основан на герметичном объеме, который заполнен воском или другим телом с похожими свойствами (высокий коэффициент расширения). Биметаллические решения работают на основе биметаллической пластины, тогда как бесконтактные имеют терморезистор.
Восковые и биметаллические датчики контактные, они замыкают и размыкают цепь вентилятора в зависимости от температуры ОЖ. В свою очередь, электронный датчик не замыкает цепь и только измеряет температуру, после чего передает сигнал на ЭБУ. Дальше блок управления включает и отключает вентилятор.
Контактные датчики также могут быть односкоростными (одна контактная группа) и двухскоростными (две контактных группы), когда скорость вращения вентилятора меняется в зависимости от температуры.
Например, датчик включения вентилятора ВАЗ срабатывает в трех температурных интервалах: 82 -87 градусов, 87 — 92 градуса и 92- 99 градусов. При этом иномарки имеют 4 диапазона, верхний порог составляет 104 — 110 градусов.
Устройство датчика радиатора
Что касается устройства, конструктивно это закрытый латунный или бронзовый корпус с чувствительным элементом внутри. Снаружи имеется резьба, а также электрический разъем. Корпус вкручивается в радиатор через уплотнительное кольцо в том месте, куда поступает горячая жидкость (в области патрубка от блока силового агрегата).
Датчик находится в прямом контакте с охлаждающей жидкостью. Некоторые системы имеют сразу два датчика (вход и выход радиатора) для более точного и гибкого управления охлаждением.
Датчики имеют резьбу М22х1.5, а также шестигранник под ключ 29 мм. При этом есть и другие варианты, где резьба меньше, М14 или М16. Что касается электроразъема, такой разъем стоит сзади датчика, при этом также есть датчики, где разъем вынесен отдельно на кабель.
Как проверить датчик вентилятора и выполнить замену
Если включение вентилятора происходит несвоевременно или мотор постоянно перегревается, возникает необходимость проверки датчика радиатора. Контактные датчики можно проверить своими руками в условиях обычного гаража.
Обратите внимание, первым нужно проверять не сам датчик, а реле вентилятора охлаждения и проводку. Чтобы это сделать, потребуется отсоединить провода на датчик и замкнуть их. Если проводов 3 штуки, поочередно замыкают средний и крайний. В норме вентилятор должен включаться на низкой, а также на высокой скорости. Если произошло включение, провода и реле в норме и нужно проверять датчик.
Для проверки берется емкость для ОЖ, ключ для снятия датчика и термометр, а также понадобится мультиметр, кастрюля с водой и печка.
- Далее с АКБ снимается клемма, выкручивается сливная пробка на радиаторе и сливается жидкость;
- Слив жидкость, пробку закручивают обратно, снимаются провода с датчика, после чего ключом нужно выкрутить датчик;
- Теперь в кастрюлю наливается вода, чтобы покрыть датчик, после чего кастрюлю ставят на печку и греют воду;
- Температуру воды контролируют при помощи термометра;
- Параллельно нужно соединить контакты мультиметра и датчика и проверить «замыкание» на разных температурах;
- Если контакты не замыкаются или заметны сбои, датчик неисправен и требует замены.
Что касается замены датчика вентилятора, вся процедур сводится к тому, что необходимо выкрутить старый датчик и вкрутить новый. При этом важно также заменить прокладку (уплотнительное кольцо).
Дальше необходимо проверить уровень антифриза, долить жидкость при необходимости и проверить работоспособность системы (прогреть мотор и дождаться включения вентилятора).
Рекомендации
- Важно понимать, что датчик вентилятора является небольшой, но очень важно деталью системы охлаждения. При этом указанный датчик отличается от обычного датчика температуры ОЖ. Если датчик радиатора выходит из строя, результатом может стать критический перегрева мотора или серьезные повреждения системы охлаждения. По этой причине важно следить за точностью срабатывания вентилятора и эффективностью его работы.
Что касается замены датчика радиатора, можно устанавливать как оригинал для замены, так и аналоги.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как промыть систему охлаждения перед заменой антифриза. Из этой статьи вы узнаете о доступных способах промывки, а также на что обращать внимание в рамках выполнения данной процедуры.
- Также отметим, что далеко не всегда перегрев двигателя связан с датчиком вентилятора. Система охлаждения в случае перегревов требует детальной диагностики (проверка уровня и качества антифриза, оценка герметичности, исключение вероятности завоздушивания и т.д.).
- Еще бывает так, что сам двигатель вентилятора выходит из строя или ломаются лопасти вентилятора. В этом случае все неисправные элементы нужно заменить, при этом менять сам датчик на радиаторе нет необходимости. Так или иначе, в каждом конкретном случае требуется профессиональная оценка, после чего проблемы с системой охлаждения двигателя устраняют путем комплексного подхода.
3 лучших производителя датчиков включения вентилятора охлаждения – Рейтинг 2022
При прогреве силовой установки до определённой температуры, датчик подаёт информацию об этом в блок управления, который в свою очередь включает вентилятор. В нашем обзоре расскажем о лучших производителях датчиков включения вентилятора охлаждения, их видах, плюсах и минусах. Также дадим советы по проверке работоспособности и правилах выбора этих приборов.
Содержание:
- FAE
- Hella
- WAHLER
Лучшие производители датчика включения вентилятора охлаждения
Датчик включения вентилятора, работающего на охлаждение силовой установки состоит, как правило, из медного корпуса и чувствительного термоэлемента, реагирующего на повышение или понижение температуры жидкости охлаждения. От качества этих материалов, надёжности конструкции зависит своевременное включение вентилятора.
FAE
Описание. Большой производственный опыт,а так же современное оборудование обуславливают высокое качество изделий.
Её качество подтверждают сертификаты соответствия международным стандартам ISO TS 16949:2009, ISO 14001:2004, ISO 9001.
Партнёрами FAE являются такие авторитетные в мире автомобилестроения производители, как Nissan, Mercedes-Benz, Suzuki, Skoda.
Рабочий температурный режим. Изделия имеют различные параметры. К примеру, датчик артикула 37820 включается и выключается при температурных диапазонах 95-85/102-92 °C. Датчик FAE 36250 работает при температуре открытия 100°C, выключает вентилятор при T=95°C. Модель 38170 имеет следующие характеристики: T открытия = 90°C, закрытия = 79°C.
Плюсы FAE
- Хорошая, фирменная, упаковка.
- Доступная стоимость.
- Экономичное энергопотребление.
- Минимальное количество подделок на рынке.
- Надёжность в работе.
Минусы FAE
- Неэффективное алюминиевое уплотнительное кольцо.
Hella
Реализуется подобный товар для потребителей вторичного рынка.
Описание. К примеру популярная модель Hella 6ZT 007 802-021 отличается компактными размерами: 95х50х45 мм и небольшим весом: 50 г (в упаковке). Она оснащена трёхконтактным соединительным разъёмом. Размер резьбового соединения: 22х1,5 мм (под ключ 29).
Рабочий температурный режим. Рабочий диапазон датчика: 85-102°C.
Плюсы Hella
- Удобный для подключения разъём.
- Прекрасное оформление упаковки.
- Большой рабочий ресурс.
- Адаптация к суровым климатическим условиям нашей страны.
Минусы Hella
- Повышенная стоимость изделий.
WAHLER
Описание. Автопроизводители Ford, Mitsubishi, Volkswagen устанавливают датчики в качестве оригинальных деталей на свои автомобили. Почти весь товар WAHLER расходится по конвейерам автозаводов – около 90%.
Подтверждают высокое качество продукции немецкой компании сертификаты QS 9000, VDA 6.1, DIN EN ISO 9001.
Рассмотрим на примере трёхполюсной модели WAHLER 601795 его характеристики. Деталь обладает стандартным размером резьбового соединения: 22х1,5 мм. Вес датчика: 50 г. Датчик включения вентилятора устанавливается непосредственно на радиатор.
Рабочий температурный режим. Температура включения вентилятора: 95, 102°C, выключения: 84, 91°C.
Плюсы WAHLER
- Стабильная работа.
- Отличный товарный вид.
- Большой срок службы.
- Работа в широком температурном диапазоне.
Минусы WAHLER
- Неудобство в установке: нужен ключ на 29.
- Много фальшивок под этот немецкий бренд.
Какие бывают виды датчиков включения вентилятора
Биметаллические
Его главным рабочим элементом является металлическая пластинка, которая при подаче напряжения нагревается, расширяется и замыкает цепь. Таким образом подаётся сигнал включения вентилятора.
Терморезисторные
Включение в работу происходит при изменении сопротивления этой радиодетали, которая устанавливается в жидкостном потоке.
Восковые
При нагревании происходит расширение формы изделия, которое в свою очередь замыкает контакты схемы.
Датчики размыкания электросети
В этом случае вентилятор включается при разрыве электросхемы.
Также подобные датчики разделяются по рабочему температурному диапазону. На автомобилях зарубежных производителей срабатывание датчиков происходит при 104-110 градусах, на отечественных моделях такой диапазон имеет меньшие характеристики.
Как проверить датчик включения вентилятора
Проверить данный датчик несложно. Для этого нужно вооружиться мультиметром и термометром. Перед проверкой необходимо демонтировать изделие с двигателя, очистить его от загрязнений. Затем деталь следует положить контактами вниз в кастрюлю с водой и поставить на плиту, предварительно подсоединить к контактам датчика концы контрольного прибора. Мультиметр должен быть установлен в режиме замера сопротивлений.
При нагреве воды происходит замыкание контактов, что покажет табло контрольного прибора. По термометру следует зафиксировать температуру срабатывания.
Выключив плиту, вода в кастрюле будет остывать. В определённый момент контакты разомкнутся. Следует обратить внимание на эту температуру.
Полученный результат нужно сравнить с заявленными производителем данными на температуру включения и выключения вентилятора.
Если прибор показывает о замыкании контактов сразу, в момент погружения контактов в кастрюлю – значит датчик вышел из строя.
При нежелании проводить описанные процедуры следует обратиться к профессионалам автосервиса, которые быстро при помощи контрольно-измерительной аппаратуры определят возможности датчика.
Какой датчик включения вентилятора купить
Следует обратить внимание на следующие факторы:
1. Соответствие разъёмов соединения датчика и проводки.
2. Температурный режим включения/выключения вентилятора должен соответствовать режиму купленной детали.
3. Технические характеристики по току, напряжению датчика должны совпадать с параметрами данного участка электрической схемы.
4. Соответствие размеров резьбового соединения датчика и гнезда в автомобиле по диаметру, длине, шагу резьбы.
5. Следует отдавать предпочтение при покупке оригинальным изделиям. Это гарантирует качество работы датчика. Однако минусом таких деталей является их высокая стоимость. Аналоговая продукция, выпущенная по лицензии, отличается доступной ценой.
Контроллер охлаждающего вентилятора с датчиком температуры LM35
Представленный здесь проект представляет собой недорогое решение для управления теплом радиатора и различного оборудования, требующего автоматического управления вентилятором охлаждения. Проект построен с использованием очень дешевого ОУ LM358 OPAMP. В качестве компаратора используется LM358, а для установки температурного порога (точки включения вентилятора) предусмотрен подстроечный резистор PR1. LM35 используется как датчик температуры, он выдает аналоговое выходное напряжение, пропорциональное температуре. Конденсаторы C2 и C3 являются шунтирующими конденсаторами, D2 — фиксирующим диодом для защиты полевого МОП-транзистора Q1 от обратного электромагнитного шума, исходящего от вентилятора. Конденсатор C1 помогает в контроле шума, в то время как Fan ВКЛ/ВЫКЛ
Характеристики
- Питание 12 В пост. тока (диапазон от 5 до 12 В пост. тока)
- Нагрузка вентилятора до 1 А продолжается (максимальная нагрузка 4 А)
- Диапазон температурного порога Регулируется от 10 до 100 градусов по Цельсию с помощью многооборотного подстроечного потенциометра.
- Простое и недорогое решение для управления температурой радиатора или оборудования
- Встроенный подстроечный потенциометр для регулировки температурного порога
- Размеры печатной платы 26,83 x 14,13 мм
Схема
Список деталей
№. | КОЛ-ВО. | ПОЗ. | ИСХ. | ПРОИЗВОДИТЕЛЬ | ПОСТАВЩИК | НОМЕР ДЕТАЛИ | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | CN1 | 2 PIN-штанги. | ||||
2 | 1 | CN2 | LM35 | TI | DIGIKEY | LM35DZ/NOPB-ND | 2,54 мм|
4 | 2 | C1,C3 | РАЗМЕР SMD 10 мкФ/25 В 1206 | YAGEO/MURATA | DIGIKEY | 5||
5 | 1 | C2 | 0,1 мкФ/25 В SMD РАЗМЕР 0805 | ЯГЕО/МУРАТА | ДИГИКЕЙ | ||
6 | 1 | R2 | РАЗМЕР 1K 5% SMD 0805 | YAGEO/MURATA | DIGIKEY | ||
7 | 1 | D2 | 1N4007 | SMC ДИОД | DIGIKEY | 1655-1N4007FLCT-6ND | |
8 | 1 | Д3 | ДНП | ||||
9 | 2 | R4 | РАЗМЕР 10K 5% SMD 0805 | YAGEO/MURATA | DIGIKEY | ||
10 | 1 | Q1 | DMG3418L-7 | DIODE INC | DIGIKEY | DMG3418L-90DICT | |
11 | 1 | R1 | 75K 1% SMD SIZE 0805 | YAGEO/MURATA | DIGIKEY | ||
12 | 1 | R3 | 470E 5% SMD РАЗМЕР 0805 | ЯГЕО/МУРАТА | ДИГИКЕЙ | ||
13 | 1 | U1 | LM358 SOIC8 | ONSEMI | DIGIKEY | LM358ADR2GOSCT 9006-ND | |
14 | 1 | PR1 | МУЛЬТИОБОРОТНЫЙ ТРИММЕР 10K | BOURNS | DIGIKEY | 6-ND0RL-1-1 | |
15 | 1 | D1 | РАЗМЕР СИД SMD 0805 | LITE ON INC | ДИГИКЕЙ | 160-1427-1-НД |
Connections
Gerber View
Photos
Video
youtube.com/embed/D18_QqMzb9c” frameborder=”0″ allowfullscreen=”allowfullscreen”/>LM358 Datasheet
snosbt3j
MAX1669 Fan Controller and Remote Датчик температуры с последовательным интерфейсом SMBus
Контроллер вентилятора MAX1669 и удаленный датчик температуры с последовательным интерфейсом SMBus | Аналоговые устройства- Продукты
- Мониторинг мощности, контроль и защита
- Контроль мощности
- Регуляторы скорости вентилятора
- МАКС1669
- Особенности и преимущества
- Информация о продукте
Особенности и преимущества
- Измерение температуры удаленного процессора
- Калибровка не требуется
- ШИМ-выход от 20 Гц до 160 Гц для вентилятора
- Вход синхронизации частоты ШИМ (260 кГц)
- Гибкий интерфейс вентилятора: линейный или ШИМ
- 2-проводной последовательный интерфейс SMBus
- Программируемые аварийные сигналы понижения/перегрева
- ALERT-bar Выход прерывания с фиксацией
- Выход термостата OVERT-bar
- Два контакта GPIO
- Защита конфигурации от однократной записи
- Поддерживает ответ на оповещение SMBus
- Точность температуры ±3°C (от -40°C до +125°C, дистанционно)
- Ток питания в режиме ожидания 3 мкА
- Диапазон питания от +3 В до +5,5 В
- Малый 16-контактный корпус QSOP
- Выносной диодный датчик, ШИМ и линейное управление вентилятором, двойная сигнализация
Подробная информация о продукте
Контроллер вентилятора MAX1669 включает в себя точный цифровой термометр, сообщающий о температуре удаленного датчика. Удаленный датчик представляет собой транзистор с диодным включением, обычно недорогой, легко монтируемый тип 2N3906 PNP, заменяющий обычные термисторы или термопары. Дистанционная точность составляет ±3°C для транзисторов различных производителей, калибровка не требуется. MAX1669 имеет независимый контроллер вентилятора со слаботочным логическим выходом, требующим подключения внешних силовых компонентов к бесщеточному вентилятору постоянного тока. Контроллер вентилятора имеет два режима работы: низкочастотный (от 20 Гц до 160 Гц) режим ШИМ, предназначенный для управления двигателем вентилятора, или выход ЦАП с высоким импедансом, который генерирует переменное управляющее напряжение постоянного тока. В режиме ШИМ частота ВЕНТИЛЯТОРА может быть синхронизирована с внешними часами.
Другие ключевые функции включают входы/выходы общего назначения (GPIO) для обнаружения наличия вентилятора и выход термостата, предназначенный для подачи сигнала блокировки вентилятора в случае, если хост-система теряет возможность связи. Внутренний АЦП имеет широкий диапазон входного напряжения и дает показания превышения диапазона при подаче слишком большого входного напряжения. Другая проверка ошибок включает в себя индикацию температуры вне допустимого диапазона и обрыв/короткое замыкание диода.
MAX1669 доступен в компактном 16-контактном корпусе QSOP, что позволяет устанавливать его рядом с разъемом SLOT1.
Приложения
- Компьютеры: настольный компьютер, рабочая станция, сервер
- Компьютеры ноутбука
- Pentium® CPU Охлаждение
- Серверы
- Рабочие станции
2. Категория продукта
2. Категория продукта.
По крайней мере одна модель в этом семействе продуктов находится в производстве и доступна для покупки. Продукт подходит для новых конструкций, но могут существовать более новые альтернативы.
{{#каждый список}}
{{/каждый}}
Технические паспортаMAX1669: Контроллер вентилятора и дистанционный датчик температуры с последовательным интерфейсом SMBus Лист технических данных (версия 0)
01.01.2000
Управление скоростью вентилятора — это круто!
22. 07.2002Улучшения управления вентилятором: учитывайте регулирование скорости вентилятора
20.12.2001Обновите свои схемы управления скоростью вращения вентилятора
19. 11.2001ИС датчиков температуры упрощают проектирование
31.01.2001
Разработка программного обеспечения
Дополнительные детали MAX1669
Компания ADI всегда уделяла особое внимание поставке продукции, отвечающей максимальному уровню качества и надежности. Мы достигаем этого путем включения проверок качества и надежности во все области проектирования продуктов и процессов, а также в производственный процесс. «Ноль дефектов» для поставляемой продукции всегда является нашей целью.
Выберите модельЗапрос уведомлений об изменении продукта/процесса
Закрыть
- Сохранить в myAnalog Войти в myAnalog
{{../labels.pcn}} | {{../labels.title}} | {{../labels.publicationDate}} |
{{количество}}
{{#ifCond применимо false}} PDN больше не применим для этой части. Он был удален в этой версии PDN. {{/ifCond}}
| {{название}} | {{Дата публикации}} |
{{../labels.pdn}} | {{../labels.title}} | {{../labels.publicationDate}} |
{{количество}}
{{#ifCond применимо false}} PDN больше не применим для этой части. Он был удален в этой версии PDN. {{/ifCond}}
| {{название}} | {{Дата публикации}} |
Часто задаваемые вопросы по оформлению заказа
См.