Edsel – скандальный автомобиль компании Ford
Edsel 1959 модельного года, легко узнаваемая решетке
Сразу следует отметить, что его производство происходило на площадках отдельного самостоятельного подразделения, принадлежавшего компании Ford Motor Company. Также следует внести ясность в тот факт, что автомобили Edsel не имели на кузове символики Ford — то есть, автомобиль назывался просто Edsel, примерно так же, как в то время работало самостоятельное подразделение Mercury, а ни в коем случае не как Ford Edsel.
Задняя оптика Edsel 1959 года
Сейчас в компании Ford Motor Company очень не любят вспоминать историю с брендом Edsel. И не удивительно — ведь автомобили этой марки можно назвать самым громким провалом в истории компании.
Началось все в 1950 году, когда маркетологи Ford Motor Company решили, что им нужно обязательно создать автомобили, что составили бы конкуренцию Oldsmobile от General Motors.
К разработке новых автомобилей подошли со всей тщательностью. Проект «E-car» («экспериментальный автомобиль») продумывался со всех сторон несколько лет. Название Edsel было дано в честь сына Генри Форда (Henry Ford) — Эдсела Форда (Edsel Ford), который скончался в 1943 году, за три года до смерти отца, так и не сыграв никакой заметной роли в истории Ford Motor Company (папаша, считая сына мягкотелым и бесхарактерным делал все, чтобы свести эту роль к минимуму).
Реклама называла Edsel, которому нет аналогов
Первые Edsel были представлены на суд публики 4 сентября 1957 года — в компании эту дату даже окрестили «E-day». Громкая рекламная компания представила новые автомобили как «принципиально новые», хотя на деле это было далеко не так, поскольку технически Edsel мало чем отличались от Ford и Mercury. И несколько неплохих (и даже по-своему инновационных) решений не могли скрыть от глаз эту схожесть, так расходящуюся с рекламными заявлениями.
Модельная линейка Edsel 1968 года
Этот бренд был попыткой закрыть брешь между доступной маркой Ford и премиальной Mercury. Машины Edsel вышли ненадежными, ожиданий не оправдали, имели дурацкое управление автоматической коробкой на руле, но одной из главных причин фиаско был дизайн.
Кто-то шутил, что перед автомобиля рисовал один человек, а зад другой, причем парочке было запрещено общаться друг с другом. Многие смеялись над смешным спидометром. Но главным объектом для издевок была решетка радиатора, которая по замыслу стилистов должна была быть похожа на щит. Щит happens! «Гриль» Edsel называли и подковой, и сиденьем для унитаза, а особо острые языки сравнивали его с женскими… ну, вы понимаете. И о каком успехе после этого может идти речь?
Edsel Villager универсал, были версии шести- и девятиместные
В дальнейшем историки и маркетологи не раз пытались объяснить причину столь феноменального провала. Ведь согласно всем предварительным исследованиям, проект «E-car» сулил огромную прибыль и обещал пользоваться большим успехом. Да и на рекламную компанию Ford Motor Company не поскупилась.
Считается, что автомобили эти были неплохи, но их сгубил неправильный маркетинг. И особенно неразумная цена — Edsel получились слишком дорогими. По цене они значительно превосходили автомобили Ford и практически приблизились к более престижным и проверенным временем Mercury. То есть те потребители, у которых деньги были, предпочитали более дорогой сегмент, в то время как те, у кого их было мало, даже и не смотрели в сторону Edsel.
Edsel Citation 1958 года
К тому же, конец 50-х годов ознаменовался спадом интереса у потребителей к огромным американским автомобилям. Все больше людей заглядывалось на маленьких, экономичных и куда более надежных «европейцев». Кстати, когда в 1960 году Ford Motor Company представила небольшой Falcon, новинка в первые же месяцы разошлась числом в 400 000 штук.
Немалую роль в провале Edsel сыграло и недостаточно высокое качество этих авто. К тому же, Ford Motor Company так и не сумела обеспечить своим потребителям хорошую техническую поддержку. Обслуживанием занимались наскоро обученные механики, что до этого ремонтировали Ford и Mercury и еще не успели набраться достаточного опыта для работы с новинками.
Но и это еще не все. Считается, что причинами гибели марки являются также дизайн и название. Дизайнеры изо всех сил пытались придать автомобилю неповторимый облик, прибегнув к такому классическому способу, как узнаваемый элемент, вроде решетки радиатора Mercedes или «ноздрей» BMW. В результате, перед Edsel украсила некая геометрическая фигура, которая будила в воображении покупателей нелестные сравнения. Ну, а что касается названия, то слово «Edsel» звучало для многих как «Dead Cell» — «севшая батарея». Парадокс состоит в том, что Ford Motor Company угрохала немалые деньги в процесс подбора названия для новой марки.
Есть и еще одна теория, объясняющая причину провала. Мистическая — Эдсел Форд был весьма несчастливым человеком, всегда оставаясь в тени своего отца, который не скупился на унижения для сына. Стоило ли называть в его честь коммерческое предприятие? Кстати, Генри Форд II (внук Генри Форда основателя и сын Эдсела) не хотел сначала использовать имя отца для названия нового бренда. Но, в итоге, поддался уговорам своих помощников. Видимо, слушать нужно лишь свой внутренний голос и никого более.
Как бы то ни было, но с тех пор у бизнесменов США появилось жаргонное словечко «edsel», означающее «полный провал» и «крах».
Edsel (Эдзел) – история бренда, серии и годы выпуска авто
Edsel (Эдзел)
Детройтский проект концерна Ford под названием Edsel является примером полного провала. Руководство концерна приложило все усилия, чтобы обеспечить успех новой марке, организовав небывалую рекламную кампанию. Однако Edsel предстал в тот момент, когда покупатели отвернулись от данного сектора рынка. Это была огромная неудача, с учетом рекордных финансовых затрат.
В середине 50-х гг. концерн Ford включал компании Ford, Mercury (Меркюри) и Lincoln (Линкольн). В связи с этим было принято решение о создании еще одного отделения по производству автомобилей. Его продукция должна была занять промежуточное место между Ford и Mercury. Проект, названный сначала Е-car (И-кар), развивался с головокружительной быстротой. С 1955 г. по август 1957 г. было представлено две серии моделей. Для экономии времени и затрат на оборудование машины получили ходовую часть Ford и Mercury, корпуса кузовов Mercury и двигатели V8.
Первым предупреждением грядущей смены автомобильного стиля стал провал моделей Edsel. Легко узнаваемая передняя облицовка Edsel, иронически прозванная лошадиным хомутом, не воспринималась большинством. Представленная здесь облицовка принадлежит модели Corsair 1959 г. |
Название Edsel появилось в результате исследований рынка, поскольку все представленные до того названия считались неудачными.
Модели Edsel предназначались для сектора, в котором преобладали машины Pontiac (Понтиак), Buick (Бьюик) и Dodge (Додж). Но практически сразу же после их появления продажи автомобилей стали падать. Это обстоятельство усугубило сомнительное качество изготовления. Многие находили внешний вид Edsel безобразным, что и предопределило неудачную судьбу новой модели.
В 1958 модельном году удалось продать всего 63110 автомобилей Edsel. Это были Ranger (Рэйнджер) и Pacer (Пейсер) на базе Ford, а также Corsair (Корсар) и Citation (Сайтэйшн) на базе Mercury. Появились панические настроения. В 1959 г.
В 1959 г. появился коренным образом измененный Edsel внешний вид которого во многом перекликался со стилем Ford Fairlane/Galaxie (Файрлэйн/Гэлакси). Но руководство Ford уже решило отказаться от марки. После выпуска 3008 машин 1960 модельного года производство по окончании календарного 1959 г. было остановлено. Обозреватель Роберт Лэйси (Robert Lacey) подвел итог следующим образом: “Edsel скончался потому, что был безвкусным, неправильно сориентированным на рынке и появился в разгар кризиса”.
Edsel Ranker и Расеr (Эдзел Рэйнджер” и “Пейсер) 1958-1959
Отделение Edsel представило 4 варианта автомобилей – два на шасси Ford Fairlane с колесной базой 3 м и два на шасси Mercury с базой 3,15 м. Первые назывались Ranger и Pacer, причем последний из них имел лучшее оборудование и стоил немного дороже. В целом цены на них были примерно на 500 долларов меньше, чем на машины на базе Mercury.
Все узлы и агрегаты, за исключением 5,9-литрового двигателя V8, были стандартными. Салон оставлял приятное впечатление, а мягкая длинноходная подвеска по мнению руководства компании идеально подходила для дорог с плохим покрытием и дальних поездок. Спортивная управляемость ставилась под сомнение, но характеристики соответствовали заявленным. С двигателем мощностью 303 л.с. Edsel Pacer был более скоростным, чем многие другие автомобили, но потреблял много бензина – 20-23 л/100 км. Впрочем, этим страдали и другие американские машины тех лет.
В 1958 г. программа включала 7 вариантов Ranger и 6 вариантов Pacer, причем выбора по двигателям не было. Шасси и корпус кузова базировались на современных им моделях Ford. В 1959 г. осталось 4 варианта Ranger, a Pacer был снят с производства. Первое время на заказ предлагали 6-цилиндровый мотор (3,65 л, 145 л.с.) и три V8 (5,4-5,9 л, 200-303 л.с.). Внешний вид Edsel напоминал последнюю модель Ford Fairlane с наклонным панорамным ветровым стеклом, заостренными линиями и задними крыльями сложной формы.
При установке автоматической коробки передач ее управление осуществлялось системой Teletouch (Телетач) с помощью кнопок на ступице рулевого колеса. Спидометр представлял собой вращающийся барабан. В целом отличительные особенности превалировали над необходимостью, а художественные изыски – над конструкторскими решениями. Американцы отвергли их.
Примерно через год марка Edsel стала клониться к закату. В одном из эпизодов фильма 80-х гг. “Пегги Сью вышла замуж”, женщина среднего возраста, которая хочет переместиться во времени и снова стать подростком, с презрением отмечает приобретение своего отца – Edsel. Отец еще не понял своей ошибки, но скоро поймет.
Отделение Edsel предлагало покупателям автомобили в 4 вариантах и 18 исполнениях. На снимке – Pacer 1958 г. |
Характеристика (1958 г.![]() | |
---|---|
Двигатель: | V8, верхнеклапанный |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 103×88,9 мм |
Рабочий объем: | 5920 см3 |
Максимальная мощность: | 303 л.с. |
Коробка передач: | 3-ступенчатая механическая или автоматическая |
Шасси: | на стальной раме |
Подвеска: | спереди независимая на винтовых пружинах, сзади зависимая на полуэллиптических рессорах |
Тормоза: | барабанные |
Кузов: | 5-6-местный седан, купе или универсал |
Максимальная скорость: | 177 км/ч |
Edsel Corsair и Citation (Эдзел Корсар” и “Сайтэйшн) 1958-1959
Самыми большими вариантами Edsel были Corsair и Citation, причем последний – более дорогой, лучше оборудованный и имевший исполнение с кузовом кабриолет. Машины имели ходовую часть Mercury с измененными кузовами этого же отделения и очень мощный двигатель (345 л. с.). Ranger и Pacer получили такое же оформление передней и задней частей кузова и такой же салон.
Модельный ряд Edsel 1958 г. возглавляли Corsair и Citation на основе Mercury с колесной базой 3,15 м и V-образным 8-цилиндровым двигателем (6,7 л, 345 л.с.). Citation имели более причудливую отделку, чем варианты Corsair. На фото представлен Citation в исполнении кабриолет |
В 1958 г. выпускали 2 варианта Corsair и 3 варианта Citation с колесной базой 3,15 м на базе Mercury. На следующий год от этого шасси отказались. Corsair и Ranger получили новое шасси с базой 3,05 м. Для Corsair 1959 г. предлагали двигатели V8 (5,4 л, 225 л.с. или 5,9 л, 303 л.с.). Продажи в 1958 г. были невелики – 9191 единица Corsair и 8577 – Citation. В 1959 г. Citation и Pacer не выпускали, а эмблема Corsair перекочевала на вариант Ranger с колесной базой 3,05 м. Тогда же облицовка, похожая на лошадиный хомут, стала менее явной. Продажи по-прежнему уменьшались, составив в итоге 8653 автомобиля.
Следом пропал и вариант Corsair, просуществовавший всего два года. Через 4 года название Corsair возродили в британском отделении Ford.
В 1959 г. мощность двигателей снизили. Появился вариант Ranger с “шестеркой”. С производства сняли Pacer и Citation, a Ranger и Corsair получили шасси Ford с колесной базой 3,05 м. Corsair имел мотор V8 (5,4 л) вместо двигателя от Ranger (4,8 л). Кабриолет выпускали только на основе Corsair |
Характеристика (1958 г.) | |
---|---|
Двигатель: | V8, верхнеклапанный |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 106,4×94 мм |
Рабочий объем: | 6724 см3 |
Максимальная мощность: | 345 л.с. |
Коробка передач: | 3-ступенчатая автоматическая |
Шасси: | на стальной раме |
Подвеска: | спереди независимая на винтовых пружинах, сзади зависимая на полуэллиптических рессорах |
Тормоза: | барабанные |
Кузов: | 5-6-местный седан, купе или кабриолет |
Максимальная скорость: | 177 км/ч |
Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия
Переключить оглавление Из простой английской Википедии, бесплатной энциклопедии. -День.” Он был назван в честь сына Генри Форда Эдсела Форда. Edsel также стал одним из самых больших провалов в истории. Он продавался всего три года, закончившихся в 1960.
Компания Ford планировала вывести свою марку Lincoln на более высокий уровень и поставить под нее другую марку. Разработка Edsel началась в 1955 году под названием «E-car», что расшифровывалось как «Экспериментальный автомобиль».
Компания Edsel выпустила четыре модели своего первого года выпуска, 1958 модельного года. Это были большие Citation и Corsair, а также более мелкие, проще купить Pacer и Ranger.
Предлагались различные варианты кузова:
- Цитата: 2-дверный хардтоп, 4-дверный седан, 2-дверный кабриолет
- Corsair: То же, без кабриолета
- Pacer: 2-дверный, 4-дверный, 2-дверный седан, 2-дверный кабриолет
Bermuda, Villager и Roundup были универсалами, основанными на двух меньших моделях Edsel. В основном они были такими же, как универсалы Ford 1957-59 годов.
63 110 Edsels было продано за первый год, что стало вторым по величине запуском автомобилей для любого бренда в истории. Только введение Плимута в 1928 был лучше, но все же не так много автомобилей, как надеялся Форд.
В 1959 году было всего 2 “Эдсела” – “Рейнджер” и “Корсар”. В этом модельном году было продано всего 44 891 автомобиль.
В 1960 году производились только Ranger и Villager. Они были почти такими же, как автомобили Ford 1960 года. Всего было построено 2848 автомобилей, прежде чем подразделение Edsel Motor было закрыто 19 ноября 1959 года.
Неудача Edsel очень известна, потому что она потерпела неудачу после того, как Форд вложил в ее разработку 400 000 000 долларов США. В нем было много инноваций, которые используются до сих пор, в том числе саморегулирующиеся тормоза и очень мощный двигатель V-8, называемый «серией FE», который будет использоваться в течение многих лет в более поздних автомобилях Ford. Кроме того, автомобиль не оправдал всех обещаний в рекламе до того, как был выпущен.
Некоторые ругали внешний вид нового автомобиля из-за очень необычной решетки радиатора в форме лошадиного хомута. В одной известной цитате автописателя говорилось, что Edsel похож на «Олдсмобиль, который сосет лимон». Качество Edsel также было проблемой. Даже название было проблемой для некоторых покупателей. Хуже всего было то, что США вступали в период рецессии. Все продажи автомобилей упали.
Многим водителям не нравилось, что автоматическая коробка передач в виде кнопок крепилась на ступице рулевого колеса. Поскольку это было место, где обычно находился гудок, водители в конечном итоге переключали передачи вместо того, чтобы гудеть в гудок.
Запланированный на 1960 год компактный автомобиль Edsel Comet был переименован в Mercury Comet, и за первый год было продано больше автомобилей, чем всех когда-либо произведенных моделей Edsel.
Сохранилось менее 6000 автомобилей Edsel, и сегодня они считаются предметами коллекционирования, а кабриолеты иногда продаются по цене более 20 000 долларов США, если они в хорошем состоянии.
Как обычно с классикой, модели с жесткой крышей стоят значительно меньше, универсалы меньше, а седаны меньше всего. Можно получить очень хорошие 1959 примерно за 3000–3500 долларов США.
- Edsel.com История, характеристики, ресурсы для владельцев.
История Ford Edsel: почему автомобиль провалился
Кабриолет Edsel 1958 года производства Ford
Архив Андервуда / Getty Images
К Лили Ротман
Любой разгадыватель кроссвордов знает, что Ford, потерпевший крах, состоит из пяти букв: Edsel.
В основе любого крупного провала, подобного тому, когда Ford закрыл Edsel 55 лет назад, 19 ноября 1959 года, лежат высокие ожидания.
Edsel был назван в честь сына Генри Форда, что немаловажно, и для его создания было создано собственное подразделение компании. Как сообщало TIME в 1957 году, когда автомобиль дебютировал, компания потратила 10 лет и 250 миллионов долларов на разработку одного из своих первых совершенно новых автомобилей за последние десятилетия. Edsel выпускался в 18 моделях, но для того, чтобы достичь своих целей по продажам, он должен был быть намного лучше, чем любой другой автомобиль в 19Ожидалось, что 57 сделает. В сентябрьский день, когда автомобиль впервые появился на рынке, у дилеров появились тысячи нетерпеливых покупателей, но к концу года ежемесячные продажи упали примерно на треть.
Когда компания Ford объявила о прекращении программы, вот как TIME объяснил, что пошло не так:
Как оказалось, Edsel был классическим случаем, когда не тот автомобиль попал не на тот рынок, не в то время. Это также был яркий пример ограниченности маркетинговых исследований с их «глубинными интервью» и «мотивационной» чепухой.
В ходе исследования у Форда были герметичные доводы в пользу нового автомобиля средней ценовой категории, который мог бы конкурировать с Chrysler Dodge и DeSoto, General Motors Pontiac, Oldsmobile и Buick. Исследования показали, что к 1965 половина всех семей в США будет иметь доход от 5000 долларов и выше, будет покупать больше автомобилей в сегменте средней ценовой категории, на который уже приходится 60% рынка. Edsel мог продавать до 400 000 автомобилей в год.
После того, как решение было принято в 1955 году, Форд провел дополнительные исследования, чтобы убедиться, что новый автомобиль имеет именно ту «личность». Исследования показали, что покупатели Mercury, как правило, были молодыми и склонными к хот-родам, в то время как Pontiac, Dodge и Buick нравились людям среднего возраста. Эдсел должен был найти золотую середину. Как сказал один исследователь, это будет «умная машина для семьи молодых руководителей или профессионалов, которая находится на пути к карьере».