Система мониторинга давления в шинах – Стоит ли устанавливать систему контроля давления в шинах TPMS: характеристики и отзывы

Содержание

Стоит ли устанавливать систему контроля давления в шинах TPMS: характеристики и отзывы

Практически любой современный автомобиль прост в эксплуатации – садись за руль, включай нужную передачу и в путь-дорогу! Но эта простота объясняется сложностью устройства всего транспортного средства. Также стоит отметить слаженность работы многих узлов и агрегатов. И это касается не только важных систем, таких как ДВС и КПП, система контроля давления в шинах TPMS тоже заслуживает внимания.

Автолюбители, в особенности те водители, у которых за плечами богатый опыт, знают, что снижение давления в шинах приводит к снижению управляемости и устойчивости автомобиля. Большинство владельцев до сих пор накачивают колеса при каждом удобном случае, когда автомобиль уже заметно просел.

Чтобы не пришлось мучиться, лучше установить специальные датчики, которые возьмут на себя мониторинг по состоянию шин. Об этом и поговорим в теме данной статьи.

Что такое TPMS?

Если по сути, то здесь нет ничего сложного в понимании. Это специальное устройство, которое позволяет с легкостью определять, какое давление в шинах на данный момент времени. Причем тип транспортного средства не имеет значения.

А что касательно интерфейса, то он может быть в виде:

  • калибровочной шкалы;
  • дисплея на мини компьютере;
  • экрана бортового компьютера – причем вся необходимая информация выводится в режиме реального времени.

Система контроля давления воздуха в шинах TPMS расшифровывается как Tires Pressure Monitoring System, что и переводится как “система контроля давления в шинах”.

Необходимость в контроле

Помимо давления в шинах, на поведение автомобиля на дороге влияет несколько факторов. Чтобы более наглядно представить себе насколько рассматриваемое устройство TPMS необходимо, достаточно взглянуть на приведенный ниже рисунок.

Как нетрудно догадаться, определенное давление в шинах создает так называемое пятно контакта колеса с дорожным покрытием. Следовательно, от этого зависит, насколько безопасно управлять своей машиной, и какова будет продолжительность эксплуатации самих шин.

В большинстве случаев можно и не заметить прокол колеса своевременно, как это бывает в случае пробития одного из задних колес. А езда со спущенной шиной, с преодолением более сотни метров, рано или поздно приводит к неизбежному повреждению покрышек. Дальнейшее ее использование уже находится под большим вопросом.

Установка системы контроля давления в шинах и датчиков TPMS позволит быть в курсе пониженного давления и при необходимости принять экстренные решения (торможение) во время движения автомобиля. Это убережет покрышки от преждевременного износа, что, в свою очередь, позволит сохранить семейный бюджет.

Принцип действия TPMS

Как же работает данная чудо-система? Главный блок включается, стоит только водителю повернуть ключ зажигания. Далее он непрерывно следит за беспроводными сигналами датчиков TPMS. Помимо этого, в системе имеется приемник, который способен хранить в себе ID коды каждого из датчиков. Это идентификационный номер, присваиваемый каждому сенсору индивидуально.

Как только приемник получает сигнал, он проводит сверку ID кода, анализируя, идентичен ли он коду, который сохранен в блоке управления. При совпадении подключается тревожный алгоритм TPMS. В обязанности TPMS (системы контроля давления в шинах) Parkmaster, как впрочем, и любой другой модели, входит анализ давления в шинах и изменение температуры. На это тратится определенный промежуток времени, после чего делается вывод о наличии потенциальной опасности или ее отсутствие. Об этом дается знать водителю.

Помимо этого, блок способен провести самостоятельную диагностику касательно работоспособности своей цепи. И если будет обнаружена неисправность, владелец транспортного средства будет осведомлен.

Особенности системы контроля

Та система, которая производит мониторинг давления в шинах, позволяет своевременно реагировать на любые отклонения (вплоть до критического значения) и передавать всю необходимую информацию на индикатор. При этом система бывает нескольких видов:

  • прямой контроль;
  • косвенный контроль;
  • использование специальных колпачков.

Несмотря на то, что каждый из перечисленных способов контроля работает по-своему, основная задача, которая возлагается на систему контроля давления в шинах TPMS в целом, одна – обнаружить изменение давления в шинах и оповестить об этом водителя.

Что характерно, системы позволяют обнаружить спущенное колесо еще на ранней стадии. Это позволяет избежать ежедневных манипуляций с манометром со стороны водителя.

Но иногда от данных устройств нет толку – значительный прокол либо при разрыве покрышки. В этом случае воздух из шин выходит слишком быстро и нарушение управляемости автомобилем водитель почувствует задолго до того, как автоматика подаст сигнал. Прежде чем покупать данные системы, лучше ознакомиться с тем, как они устроены.

Прямой мониторинг

Данная система контроля имеет следующее обозначение – dTPMS. Здесь используется прямой замер давление в шинах. При этом на все колеса ставятся специальные датчики, каждый из которых, помимо измерителя давления, может определять температуру, и оснащен передатчиком, который связан с принимающим устройством.

Что касается датчика давления, то он может быть двух видов:

  • внутренний;
  • внешний.

TPMS система контроля давления в шинах, оснащенная первым типом, который заменяет вентиль на шине, и, помимо своей прямой обязанности, может передавать сведения касательно давления воздуха. Второй элемент накручивается непосредственно на сам вентиль. Отправляемый сигнал поступает на блок управления, который занимается его обработкой, после чего результат появляется на приборной панели. При помощи прямого контроля можно оценить насколько изменилось давление в шинах. Оно может быть незначительным, сильным или внезапным.

В случае, когда один из датчиков неисправен, задействуется система DDS. Только она не способна проводить измерение давления в шине, лишь фиксирует его изменения. О результатах ее работы можно судить по лампочке.

Вся система dTPMS отличается сложным обслуживанием. Так, если необходимо заменить колесо или провести его балансировку, то без повторной калибровки не обойтись. Иначе это зовется пройти «обучение». В любой инструкции системы контроля давления в шинах TPMS об этом упоминается (если это необходимо). Поэтому важно не просто приобрести ее, но и заглянуть в документацию и ознакомиться с ее содержанием.

Помимо этого, при использовании dTPMS, нельзя в случае прокола заливать внутрь колеса гели и прочие подобные средства. Это губительно сказывается на датчиках давления, и вся система может выйти из строя.

Косвенный контроль

Косвенная система контроля тоже имеет свое обозначение – iTPMS и, как правило, она представляет собой часть ABS. Здесь нет необходимости в установке каких-либо дополнительных датчиков по измерению давления. Принцип работы здесь немного иной. Вместо него происходит замер скорости вращения колес. Штатными устройствами ABS/ESP.

В отличие от нормального колеса, у спущенного радиус меньше, следовательно, за время одного оборота оно проходит меньшее расстояние. За это отвечает специальный датчик, и поступаемая с него информация принимается блоком ABS, где подвергается обработке.

Если, к примеру, система контроля давления в шинах TPMS 200 (CMT-TP200) замечает какое-либо расхождение, то водитель будет уведомлен контрольной лампой на приборной панели в сопровождении звукового сигнала.

Что касается допустимых параметров, то за их хранение отвечает память контроллера. У системы есть как достоинство, так и недостаток. И если простота – это, скорее, плюс. То вот минус заключается в калибровке после каждой подкачки, проведение процедуры балансировки, а также замены колес.

Использования колпачков

Как дешевый и действенный вариант по контролю давления в шинах – приобретение специальных колпачков. Здесь вообще не требуется устанавливать никакие датчики, а все, что нужно – это накрутить на вентили колпачки. Верхняя их часть прозрачная, что служит индикатором состояния колес.

В них используется цветовая индикация:

  • Зеленый цвет – все в порядке, можно ездить, ни о чем не беспокоясь.
  • Желтый цвет – нужно проверить давление в шинах.
  • Красный цвет – сигнализирует о том, что нужно накачать шины и ехать в этом случае опасно.

Что касается недостатков системы контроля давления в шинах TPMS – необходимо периодически оценивать их техническое состояние. А во время движения автомобиля это сделать невозможно.

Штатное оснащение

Многие современные автомобили, если принимать в учет максимальную комплектацию, уже могут быть оснащенные системой контроля давления в шинах еще на заводе-изготовителе. Вся система работает так же, как рассматриваемый косвенный метод контроля. Только тут стоит кое-что учесть.

Датчики скорости, которые устанавливаются на все колеса, измеряют скорость их вращения, передавая импульсы в главный блок. Тот, в свою очередь, анализирует принимаемые сигналы и в случае расхождения по данным, выводит предупреждение на приборной панели. Все дело в том, что спущенный скат, уменьшаясь в диаметре, движется быстрее в отношении определенного расстояния.

Вот здесь и кроется загвоздка в отношении штатной системы контроля давления в шинах TPMS, поскольку то же самое можно наблюдать и при вхождении автомобиля в повороты. При этом внешнее колесо совершает больше оборотов, чем внутреннее. В связи с этим, чтобы система работала корректно, главный блок управления ведет расчеты и сравнения по сложной формуле, с учетом количества оборотов всех колес.

Об общих плюсах и минусах штатного оснащения

Система контроля над шинами дает определенные преимущества:

  • Она изначально присутствует на автомобиле.
  • Для водителя, помимо удобства и комфорта, ничего не предвещает.
  • Нет источников питания, которые не вечны и требуют периодической замены.

Но, кроме очевидных плюсов, есть и минусы. После того, как утечка будет устранена, необходимо несколько километров проехать со скоростью не менее 30 км/ч. Это делается, чтобы контрольная лампа на приборной панели погасла и не вводила в заблуждение. Тем не менее многие новички это игнорируют и потом не могут ничего понять. Также система реагирует, когда в шинах давление воздуха снизилось на 20% и более и никак иначе.

Но прогресс не стоит на месте – датчики и прочие устройства все время совершенствуются. Это дает надежду, что в ближайшем будущем многие недостатки будут устранены.

В качестве заключения

Наличие системы TPMS оправдано по многим причинам, что подтверждается многочисленными отзывами о TPMS системе контроля давления в шинах на многих форумах. При этом можно заметить, что некоторые водители всегда советуют проводить балансировку после установки датчиков, в силу того, что добавляется вес самого устройства. Другие просто не понимают, в чем такая необходимость.

Большинство владельцев, которые оснастили свои автомобили системой мониторинга шин, отмечают эффективность работы. Ведь не каждый водитель способен отследить, спускает ли колесо во время езды. Датчики в этом плане справляются лучше всего. Хотя, как показывает статистика и проведенные опросы, не все автолюбители проверяют уровень давления в шинах перед каждым выездом. А не мешало бы!

fb.ru

Контроль давления в шинах автомобиля — тест трех устройств — журнал За рулем

В Европе системы контроля давления — обязательное оснащение, мы же пока в хвосте прогресса. Поэтому сравниваем три системы, которые можно приобрести отдельно и установить самостоятельно.

Датчик давления системы ТР‑310. Вскоре он навсе­гда спрячется под шиной.

Датчик давления системы ТР‑310. Вскоре он навсе­гда спрячется под шиной.

Давление должно быть в норме — как в сосудах водителя, так и в шинах его автомобиля. Но если в прежнюю эпоху владельцы проверяли колеса чуть ли не каждый выходной, то сегодня на это занятие почти все махнули рукой. Мол, пока колесо не легло на обод, давление в нем нормальное.

На ходу обнаружить разнобой в давлении порой бывает непросто: переднеприводный автомобиль, к примеру, может довольно спокойно двигаться при севшем заднем колесе, пока оно не размочалится в лохмотья. Хотя бы поэтому устройства TPMS (tyre pressure monitoring system — система контроля давления в шинах) никак нельзя причислить к безделушкам.

В Европе TPMS — обязательное оснащение, без этой системы машину не сертифицируешь. Даже поставляемые на европейский рынок Весты имеют систему контроля давления в шинах. А мы вновь в хвосте прогресса: на дорогих машинах TPMS есть, а на бюджетных отродясь не было. Однако любую из «обделенных» несложно оснастить соот­ветствующим гаджетом — их в продаже довольно много.

Датчики давления систем ТР‑300 и TPMS‑8886. В грязи им несладко. К тому же они обречены на постоянные посягательства несознательных членов общества.

Датчики давления систем ТР‑300 и TPMS‑8886. В грязи им несладко. К тому же они обречены на постоянные посягательства несознательных членов общества.

Материалы по теме

Автомобили среднего ценового диапа­зона обычно оснащают системой контроля давления в шинах, считывающей количество оборотов колес с датчиков АБС. Такая конструкция проста и надежна, но температура колеса не отслеживается. Иное дело — проверенные нами системы: они замечают перегрев шины из-за начала разрушения ее силовой структуры, а также из-за подклинивающих тормозных колодок.

Условия работы всех колес могут немного различаться, но по крайней мере в паре передних или задних давление и температура не должны сколь-нибудь заметно разниться.

В ходе испытаний мы оценивали удобство установки и пользования трех систем китайского производства, а также точность их работы.

Мерим изнутри и снаружи

Принципиальных различий между тестиру­емыми устройствами немного. ТР‑310 требует установить датчики внутри колес, и без шиномонтажных работ здесь не обойтись. ТР‑300 и TPMS‑8886 гораздо демократичнее: их датчики навертываются снаружи на ниппели. А информацию они передают по-разному: ТР‑300 — на монитор (входит в комплект), TPMS‑8886 — на смартфон.

www.zr.ru

Все про систему контроля давления в шинах

Если вы найдете ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо.

Проверка давления в шинах автомобиля хотя бы раз в неделю многим водителям покажется вполне достаточной заботой об колесах, но это только на первый взгляд.

Опытные водители понимают, что низкое давление в шинах может привести к повышенному износу протектора.

Поэтому повседневный контроль за этим показателем в каждом колесе, в дальнейшем, в значительной мере положительно сыграет на экономии бюджета.

Чтобы облегчить участь водителя и дать ему возможность ежесекундно контролировать не только давление в шинах, но и температуру в них, было разработано специальное устройство, об которым мы и будем говорить дальше.

Система TPMS (англ. Tire Pressure Monitoring System), которую многие автомобилисты называют просто датчик давления колёс, представляет собой систему, призванную обеспечить контроль давления и температуры в автомобильных шинах.

Главным ее предназначением является постоянное измерение и отображение информации, а также немедленное тревожное информирование водителя о том, что произошло падение давления или критическое изменение температуры в шине/шинах автомобиля.

Такая система устанавливается как в виде заводского штатного оборудования.

Так и может быть инсталлирована дополнительно в условиях автосервиса.

С помощью TPMS можно экономить топливо до 4%, повысить безопасность движения, снизить уровень износа шин, дисков и деталей подвески автомобиля.

В США и странах ЕС присутствие такой системы является обязательным.

Американские исследования показали, что TPMS до 70% снижают риски аварий с летальным исходом, причиной которых стал или факт прокола колеса с последующим его разбортированием, или же перегрев покрышки, который привел к взрыву последней.

В России недавно появилась своя разработка под названием Tire Keeper- смотрите видео в конце статьи.

Виды TPMS

Системы TPMS могут быть реализованы двумя способами. Главным отличием между ними являются типы замера, об особенностях которых подробнее мы поговорим ниже.

Еще наблюдаются конструктивные отличия по способу установки датчиков на колесе, которые могут быть как внутренними, так и внешними.

Первый вариант потребует шиномонтажа для установки.

Второй позволяет накрутить указанные датчики на ниппель, заменив ими защитный колпачок или вентиль.

Стоит отметить, что системы контроля давления в шинах производятся как для легковых, так и для грузовых автомобилей, автобусов и микроавтобусов.

Главным отличием для грузовиков и коммерческого транспорта является то, что установочный комплект может содержать большее количество датчиков, а сами датчики рассчитаны на более тяжелые условия эксплуатации.

ВАЖНО: Недопустимой является установка TPMS на машины с повышенной грузоподъемностью, предназначенных для легкового автомобиля!

Устройство и принцип работы

Принцип работы достаточно прост. Установленный на колесе внутренний или внешний датчик измеряет температуру и давление в шине.

Указанный датчик имеет встроенный радиопередатчик с малым радиусом действия, который передаёт полученную информацию на основной блок.

Такой блок устанавливается в салоне авто и в непосредственной близости от водителя.

Основной блок занимается обработкой, полученной от колесного датчика информации согласно заданным самим водителем параметрам.

Итоговая информация выводится на дисплей. Если происходит отклонение от заданных параметров, то система TPMS сразу же подает тревожный сигнал, оповещая о необходимости принятия мер.

TPMS и принцип замера

Косвенный тип измерений.

Устройства, которые измеряют давление по косвенному типу, имеют достаточно простой алгоритм работы.

Принцип заключается в том, что частично спущенное колесо имеет заметно меньший диаметр.

Получается, что такое колесо проходит за один оборот меньший отрезок пути.

Система проводит сравнение с контрольными показателями, опираясь также на показания с датчиков вращения колеса системы ABS.

Если показатели не соответствуют, то TPMS немедленно проинформирует водителя соответствующим сигналом-индикатором на приборной панели, а также последует звуковое оповещение.

Основным преимуществом датчиков давления колёс с косвенными измерениями является их простота устройства и относительно низкая стоимость.

К минусам относят то, что они определяют показатели давление только тогда, когда автомобиль находится в движении.

Еще подобные системы имеют низкую точность измерений, а погрешность составляет около 30%.

Прямой тип измерений.

Системы, работающие по принципу прямого измерения давления в шинах, состоят из следующих элементов:

  1. Датчик давления;
  2. Главный блок управления;
  3. Антенна и дисплей.

Такие системы измеряют давление в каждом колесе.

Датчик занимает место вентиля и замеряет давление, отправляя показания через передатчик на главный блок. Дальше все реализовано аналогично предыдущей системе.

Система прямого измерения имеет высокую точность показаний, чутко реагирует на любые изменения ситуации, имеет возможность перепрограммирования после того, как Вы сменили шины.

Информационный дисплей подобных приборов может быть установлен на центральной панели, может иметь вид брелока и т.д.

Колесные датчики в большинстве таких систем имеют встроенные аккумуляторы.

Замене они не подлежат, так что после окончания срока службы, который обычно довольно длительный, приобретают новые датчики.

Основные игроки рынка

Покупателю предлагается огромный выбор среди предложений в области систем контроля давления в шинах автомобиля.

Стоит выделить следующие бренды: Tyredog, Orange, Whistler, AVE, Falcon, Autofun, TP Master, Phantom, Steelmate, Park Master и другие.

Далее мы познакомим читателя с несколькими довольно интересными и востребованными предложениями.

Whistler ts-104.

Данное устройство работает по принципу прямого измерения давления и температуры в шинах.

Продукт отличается неплохой точностью и качественно реализованным блоком индикации, который устанавливается на центральной панели автомобиля.

Можно отметить качественный уровень сигнала и стабильность связи между основным блоком и датчиками.

В комплект поставки Whistler ts-104 входит:

  • блок индикации;
  • адаптер питания для авто;
  • 4 датчика для каждой шины;
  • двухсторонний скотч;
  • коврик на приборную панель;
  • запасные уплотнители влагозащитные;
  • элементы питания;
  • пользовательское руководство.

Autofun TPMS-201а.

Эта модель представляет бюджетную линейку продуктов данного производителя.

Отлично подойдет тем, кто ценит точность измерений и быстроту реакции системы, но цена при этом остается вполне доступной.

Autofun TPMS-201 имеет аккуратный и компактный монохромный дисплей небольшого размера, а также обладает высокой функциональностью.

В комплект поставки входит:

  • дисплей;
  • кабель-переходник прикуривателя;
  • кабель для подключения к бортовой сети;
  • пластины с липким покрытием обеих сторон;
  • стяжки;
  • 4 датчика;
  • пользовательское руководство.

Системы контроля давления в шинах TPMS для Android

Свежайшей разработкой на рынке TPMS стало предложение, главным отличием которого является возможность взаимодействия датчиков на колесе и блока системы со смартфонами под управлением Андроид.

Весь список информации о состоянии шин автомобиля передаётся сразу на экран смартфона по Bluetooth.

Для этого на Android необходимо установить специальное приложение и приобрести комплект, состоящий из 4-х датчиков давления, Bluetooth модуля и 4-х батареек.

Подводим итоги

Удобство использования, неоспоримые преимущества и приемлемая цена делают систему контроля давления и температуры в шинах незаменимым помощником, который неустанно заботится о Вашей безопасности, поможет существенно продлить срок службы покрышек и убережет от

непредвиденных осложнений на дороге в процессе эксплуатации Вашего автомобиля.

Если в статье есть видео и оно не проигрывается, выделите любое слово мышью, нажмите Ctrl+Enter, в появившееся окно введите любое слово и нажмите “ОТПРАВИТЬ”. Спасибо.

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ:

autotopik.ru

TPMS-система контроля давления в шинах или как уберечь автомобиль от неприятностей.

В этом обзоре я расскажу, что это за штука такая TPMS (Tire Pressure Monitoring System) — система контроля давления и температуры в шинах автомобиля и что сподвигло меня приобрести такую на первый взгляд не особо нужную и довольно дорогую систему. Кому интересно прошу под cut.

Каждый водитель знает, что нормальное давление в шинах это очень важно. При низком давлении увеличивается расход топлива, ухудшается управляемость, уменьшается срок службы шин. Превышение давления может привести к повышенному износу покрышки и скорому выходу ее из строя. Подробно об опасностях при езде с давлением в шинах отличным от номинального можно прочитать например можно тут.
Ходить и каждый раз мерить давление в колёсах со временем становится рутинным занятием, промежутки между замерами заметно удлиняются и бдительность в конечном итоге засыпает окончательно. Вот так произошло и у меня.
В одно прекрасное утро мы всей семьёй решили прокатиться по магазинам. Так уж вышло, что я не стал осматривать машину как обычно — просто сели и поехали. В процессе езды я ничего не обычного не заметил, разве что на одной пойманной ямке закралось подозрение, что что-то не так, но это было уже в самом конце пути. Когда остановились на парковке, я с ужасом увидел что ехали мы на полностью спущенном переднем колесе. К счастью, проехали мы на нём не так много — около 3 км. Вот что произошло с шиной.

Было бы расстояние побольше и шину пришлось бы выкинуть, а так как одну такую же шину я бы врятли смог найти пришлось бы менять сразу 2. Это уже существенные траты. Вот тогда-то я и задумался, а нет ли системы, которая меряет давление в реальном времени. Как оказалось, такие системы существуют.
Есть системы TPMS с датчиками, которые устанавливается непосредственно внутрь шины (нужно разбортировать колесо) и есть система с датчиками, которые просто накручиваются вместо колпачка на ниппель колеса. Я выбрал для себя вариант с внешними датчиками.
На сайтах нашлось множество разных систем контроля давления. Из всех предложений в интернет-магазине я выбрал систему TPMS, о которой дальше и пойдёт речь.

Подтверждение заказа


Мне, прежде всего, понравился дизайн, размеры и простота установки, а также возможность разместить её там где мне удобно. И так давайте рассмотрим систему поподробнее.

Технические характеристики

ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ TPMS

Тип датчика: T8 беспроводные датчики контроля давления и температуры.

Отображаемые параметры: Давление и температура с 4-х датчиков одновременно.

Возможность установки порога сигнализации низкого уровня давления: Да

Возможность установки порога сигнализации высокого уровня давления: Да

Тип дисплея: цифровой ЖК-дисплей

Единицы измерения давления: kPA / bar / psi

Единицы измерения температуры: ºF / ºC

Сигнализация разряда батареи датчика: Да

Тип батареи: CR1632

Емкость батареи датчиков: 140mah 3В

Рабочее напряжение датчиков: 2.1 — 3.6 В

Мощность передатчика в датчиках: менее 10 dBm

Чувствительность приёмника: — 105dBm

Частота системы: 433,92 МГц

Рабочая температура: -20 — 85 градусов Цельсия.

Вес датчика: 10г.

Вес приемника: 59г.

Коробка и комплектация


TPMS система пришла в большой коробке, к сожалению уже кем-то порванная и небрежно заклеенная скотчем. На фото видно.

Сбоку на коробке имеется наклейка с указанием типа датчиков и их идентификаторы. Как видно датчики тут типа T8.


Комплектация такая: 4 беспроводных датчика давления, на каждом датчике есть наклейка на какое колесо его ставить, 4 гайки, 3 запасных прокладки в датчики, ключи для разборки и установки датчиков 2 шт., адаптер питания в прикуриватель, блок приёмника и индикации, инструкция.

Немного об инструкции

Забегая в перёд скажу что систему TPMS я подключил на столе от внешнего источника питания, и конечно же система не увидела ни одного датчика. Тогда я решил познакомиться с инструкцией, но она оказалась полностью на английском языке. Английским я не владею и обратился за помощью к переводчику Google. Вот что у нас получилось, прошу сильно не ругать.
Ссылка на документ перевода инструкции. yadi.sk/i/X6pAlMKCumaj6
После перевода всё стало понятно, не зря потратил время. Без перевода понять инструкцию на уровне интуиции сложно.

Адаптер питания.
Адаптер питания выполнен классически. Имеет красный индикатор со стороны прикуривателя. Провод тонкий и эластичный. Длинны провода достаточно чтоб разместить приёмный блок где угодно в салоне. Длину померить не успел, так как на радостях установил приёмный блок в салоне, а провод отрезал и подключил к замку зажигания, чтоб не занимать прикуриватель. Далее фото адаптера питания.


Адаптер питания в разборе:

Как видно на фото приёмник питается непосредственно от бортовой сети автомобиля, никаких преобразователей в адаптере питания нет. Предохранитель установлен на 1.5A
Датчики давления.
Датчики давления и температуры, на мой взгляд, выполнены надёжно.
На каждом датчике имеется наклеечка с указанием, на какое колесо его надо устанавливать. LF-левое переднее, LR- левое заднее, RF-переднее правое, RR-заднее правое.

Со стороны, где вкручивается ниппель, датчик выглядит так:

Резьба металлическая, уплотнитель с виду резиновый. Посмотрим что в нутрии и разберём его с помощью ключей из комплекта.

Ключи собираются вот в такую компактную сборку, очень удобно хранить в бардачке.

Разбираем датчик давления.


Оба ключа подходят очень плотно, люфта нет вообще.
Внутри кроме батарейки CR1632, которую можно без труда заменить, больше ничего интересного нет.



На фото видно полупрозрачную прокладку, которую в случае необходимости можно заменить на запасную из комплекта. У меня все датчики держат давление нормально, менять ничего не нужно.
Вес датчика всего 10 грамм.

Блок приёмника и индикации.
Блок приёмника выполнен компактно. Найти для него место в салоне достаточно легко. У меня он был размещён с левой стороны в углублении.

Взглянем не него поближе.

Спереди ни кнопок, ни индикаторов нет, только дисплей.


С тыльной стороны имеется крепление на шариковом шарнире. Поворот устройства небольшой, но вполне хватает чтоб выбрать нужный угол обзора. Также есть отверстие для спикера, короткий провод с гнездом для подключения питания. Есть 3 кнопки управления настройкой.
Опишу процедуру настройки на примере установки параметров отображения давления bar.
Для того чтобы попасть в меню настроек нужно нажать и удерживать в нажатом состоянии кнопку по середине с пиктограммой квадратика до появления звукового сигнала и вот такой надписи на дисплее.

Далее кнопками по бокам перебираем кокой параметр будем настраивать. Всего из 7.
1 — Тут осуществляется привязка датчиков к приёмнику. Это нужно делать если меняем датчик в замен вышедшего из строя, например. Эта процедура описана в инструкции, мне не пришлось проводить сопряжение датчиков, так как они были уже прописаны и заработали сразу.
2 — Установка порога срабатывания сигнализации при превышении давления установленного тут уровня.
3 — Установка порога срабатывания сигнализации при снижении давления до установленого тут уровня.
4 — Установка единиц отображения давления на дисплее. Тут можно установить kPa, bar, psi.
5 — Установка единиц отображения температуры. Можно выбрать ºF или ºC.
6 — Тут можно сменить оси на которых установлены датчики местами. Например, мы поменяли передние колёса с задними (не меняя левые с правыми) и тут можно установить правильное отображение информации без переустановки самих датчиков.
7 — Инициализация приемного блока. После этой процедуры придётся выполнить спаривание всех 4х датчиков.
Выбираем параметр 4.

Далее снова нужно нажать кратковременно кнопку по середине, теперь уже кратковременно.
После этого кнопками по бокам выбираем нужный нам параметр. Я выбрал единицы отображения давления bar.

После опять нажимаем кнопку по середине и удерживая ждём когда приёмник пропищит и перезагрузится. На этом всё, установка единиц отображения bar завершена. Остальные пункты меню устанавливаются подобным образом. Алгоритм немного необычный, но в целом понятный. Эти кнопочки нужны исключительно для настройки параметров и в процессе эксплуатации не используются.

В нижней части крепления имеется двухсторонний скотч, при помощи которого приёмный модуль фиксируется в салоне автомобиля. Держит очень хорошо, да и вес приёмного блока не большой, всего 59 грамм.

Посмотрим что внутри:


По корпусу и монтажу претензий нет. Всё качественно и аккуратно.
На фото с левой стороны имеется Micro USB тип B (USB 2.0), назначение этого разъёма осталась загадкой. Провода такого у меня нет, да и использовать его каким либо образом я не буду. Поэтому разбираться, зачем он нужен не стал.

Как вся эта система стоит на машине.
Немного фото как система выглядит в деле.



Датчики выделяются только белыми наклеечками. Устанавливаются довольно просто. С начала накручивается гайка из комплекта, потом быстро накручивается сам датчик до упора. После затягивается гайкой с помощью ключа из комплекта. После такой установки просто руками открутить датчик сложно, он проворачивается вместе с ниппелем колеса, также он не раскрутится в процессе движения.
Немного фото установленного приёмника.


На последнем фото система находится в режиме сигнализации.

У меня настроена сигнализация на давление 1,8 bar. Утром похолодало и давление в правом переднем колесе упало ниже 1,8. Так вот при этом блок индикации пищит довольно таки противно и моргает аварийными индикаторами. Был вынужден в срочном порядке остановиться и подкачать колесо.

Ночью индикатор светится не ярко, не отвлекает. При включении показания на индикаторе появляются не сразу. В течении минуты как правило отображаются все 4 колеса. Далее периодически показания обновляются.

В заключении хочу сказать, что я покупкой очень доволен. Не считаю, что потратил деньги зря. Показания отображаются очень точно. Отображаются сразу все параметры по всем 4 колёсам, ничего переключать не приходится. Всё очень удобно сгруппировано и достаточно кратковременного взгляда, чтоб понять в каком состоянии находятся колёса. Теперь не приходится ходить вокруг машины осматривая колёса, достаточно посмотреть на индикатор с левой стороны.

Система вынуждает подкачивать колеса даже тогда когда это не критично. С приобретением датчиков эксплуатировать автомобиль стало немного спокойнее. Конечно есть у этой системы и минусы. Это отсутствие инструкции на русском, возможность того что датчики могут просто скрутить любопытные люди, стоимость.

Из плюсов отмечу точность показаний, дизайн мне понравился как датчиков, так и индикаторного блока, простота установки и эксплуатации, возможность установить приёмный блок там, где мне нравится и подключить его к замку зажигания без переходников и преобразователей. К покупке рекомендую, ну а там решайте сами, нужна вам такая система или нет.

mysku.ru

Система TPMS (контроль давления в шинах)

 


 

Система TPMS — это система мониторинга давления в шинах, она относится к так называемым системам активной безопасности (ремни — это пассивная безопасность, подушки — активная и т.п.)

Задача системы следить за состоянием давления в шинах автомобиля и при понижении его ниже порогового значения давать сигнал предупреждения водителю.

Система TPMS на примере автомобиля Эмгранд

В люксовой комплектации на эмгранде есть такая система, в ее состав входит блок управления и колесные датчики. На панели приборов предусмотрены две сигнальные лампочки: лампа неисправности TPMS и лампа снижения давления.

Помимо давления датчики измеряют еще и температуру воздуха в шине, а так же ускорение. Передача данных в блок управления системой происходит на радиочастоте 433 Мгц.

Для передачи информации используются импульсные сигналы, то есть датчики передают данные не постоянно, а через некоторые промежутки времени и короткими импульсами. Благодаря такой схеме передачи элемент питания в датчике может прослужить несколько лет.

Системы контроля давления TPMS могут быть двух типов: прямого и косвенного контроля. TPMS прямого контроля определяет реальное давление в шинах, а система косвенного контроля на основе некоторых технических параметров вычисляет возможное давление.

Система прямого контроля может точно определить давление и температуру. схема прямого контроля в свою очередь имеет две разновидности: Системы высокого класса и системы низкого класса. Система низкого класса предупреждает водителя когда давление в шине падает ниже опасного уровня, а система высокого класса может не только предупреждать, но и сообщать в каком именно колесе упало давление.

На Джили Эмгранд установлена TPMS прямого контроля низкого класса производства компании Lier Company. Система высокого класса стоит в кроссовере Хайма 7 комплектации с автоматом.

Cистема контроля давления в шинах

Блок управления контролем активируется при включении зажигания. Блок постоянно проверяет беспроводные сигналы датчиков TPMS.

Приемник TPMS может хранить ID-коды датчиков (идентификационный код, индивидуальный для каждого  датчика).  При получении  сигнала,  приемник  TPMS проверяет,  совпадает  ли  полученный  ID-код  с  кодом, сохраненным в блоке управления. Если коды совпада-ют, приемник передает информацию на обработку по тревожному алгоритму TPMS.

Этот  алгоритм  оценивает  изменение  давления  в  шинах  и  изменение  температуры  в  течение  заданного промежутка времени и принимает решение о наличии потенциальной опасности, вызванной снижением давления в шине, после чего сообщает водителю об этом путем включения сигнальной лампы давления в шинах.

Кроме  обработки  сигналов  датчиков, блок  управления  может  также  провести  самодиагностику своих цепей и рабочего состояния. При обнаружении неисправности блок управления включает сигнальную лампу для предупреждения водителя.

Датчик TPMS

Каждая шина оборудована датчиком, установленным в ниппеле на ободе колеса. Датчик TPMS — это узел со встроенным источником питания, который регулярно измеряет давление в шине, температуру и ускорение.

Информация о давлении в шине, температуре и ускорении преобразовывается в цифровую форму микропроцессором датчика. Информация об ускорении используется для определения состояния автомобиля (движется или неподвижен).

Датчик оборудован цепью радиопередатчика для периодической отправки информации блоку управления TPMS.

Принцип работы

Описание функций TMPS

1. Режим сброса

 Во время первоначального запуска или когда напряжение  ниже  порогового  значения,  блок управления  будет  находиться  в  нерабочем  состоянии  (режим  сброса).  Как  только напряжение  достигнет  допустимой  величины, блок  управления  перейдет из  режима сброса в нормальное рабочее состояние.

2. Режим  инициализации  (самодиагностика  системы)

Инициализация запускается при повороте выключателя зажигания в положение «ON». Система  инициализирует  порты  ввода-вывода, регистры, внутренние  переменные,  адреса хранения данных.

 


 

3. Режим запуска

В режиме запуска TPMS поддерживает работу систем:

а . Получение блоков данных от датчиков

Блок управления TPMS постоянно получает и обрабатывает блоки данных от датчиков.

б. Проверка получаемых от датчиков блоков данных

 При  получении  радиосигнала  с  данными, отправленного датчиком, блок управления  проверяет  правильность  полученного сообщения. Информация от датчиков поступает на обработку посредством алгоритмов раннего предупреждения.

в. Обработка  каждого  правильного  сообщения датчика

 При  обнаружении  снижения  давления  в шине загорается сигнальная лампа низкого давления.

г. Постоянный мониторинг запросов по К-шине

 Блок управления должен быть активирован перед использованием К-шины.

д.  Перемещение автомобиля (датчик скорости колеса)

 Мониторинг наличия на автомобиле колеса без датчика скорости или использования запасного колеса.

4.  Режим диагностики

При подсоединении скан-тестера для передачи данных  через  К-шину  блок  управления  TPMS переключается в режим диагностики.

5. Спящий режим

При переключении системы в режим ожидания включается режим пониженного энергопотребления.  При  переключении  в режим  ожидания система  не  получает  и  не  обрабатывает  информацию от датчиков и команды диагностики до тех пор, пока не будет определено включение зажигания и система не выйдет из данного режима.

–  Условия выхода из режима ожидания

При изменении входного сигнала зажигания с «Зажигание выключено» (OFF) на «Зажигание включено» (ON), блок управления TPMS выходит из режима ожидания.

–  Условия перехода в режим ожидания

Когда  блок  управления  TPMS  получает  входной сигнала «Зажигание выключено» (OFF) и отсутствуют требующие обработки сигналы датчиков, блок управления переключается в режим ожидания.

Похожие статьи

 





www.em-grand.ru

Система контроля за давлением в шинах


Система контроля за давлением в шинах


TPMS (Tire Pressure Monitoring System)



· Система iTPMS



· Система direct TPMS



· Тire pressure warning reset switch



· Для инициализации системы надо …



· Первичная проверка системы



· В колпачках есть окошки …



· Косвенная система контроля давления в шинах


В последнее время всё чаще и чаще приходится сталкиваться в своей работе с вопросами клиентов: « … что за лампочка горит на приборной панели, погасите пожалуйста», рис.1:





И это не удивительно, потому как на автомобильном рынке США система TPMS начала внедряться уже с 1999 года, а с 2008 года это стало обязательной системой базовой комплектации для всех продаваемых в Америке легковых автомобилей и малых грузовиков. По данным американской национальной администрации безопасности дорожного движения National Highway Traffic Safety Administration (NHTSA), в 2011 году из-за несоответствующего нормам давления в шинах на американских дорогах погибло более 600 человек. С 2006 года эта опция становится всё более широкодоступной и на автомобилях выпущенных для Европы.


Как показывает практика, б/у автомобили из Америки обходятся дешевле российскому покупателю, чем, примерно, такого же класса автомобиль из Европы и россияне с удовольствием покупают японские тойоты, лексусы, мазды или хонды привезённые с Северной Америки. И тут многих обладателей этих автомобилей поджидает первый не очень приятный сюрприз. Как правило, перевозка по морю идёт в контейнерах и зачастую с машин снимают колёса, складируя их отдельно, отключают аккумуляторы, по просьбе будущих владельцев ещё в Америке меняют диски на «красивые» и никто при этом не задумывается, что по прибытии в Россию необходимо восстановить нормальную работу системы TPMS. В итоге, поставив автомобиль на учёт, его эксплуатация начинается с посещения автосервиса и дополнительных финансовых расходов, к которым большинство владельцев попросту морально не готово.


Самый последний свежий пример из моей практики Lexus IS250 4GRFSE 2008 года выпуска. Автомобиль в идеальном состоянии, чёрный металлик, белый кожаный салон, полная комплектация и новые диски, которые поставили перед отправкой в Россию по просьбе будущей хозяйки … а о том, что надо прописать датчики никому и в голову не пришло. Американцам это, по видимому, безразлично, а хозяйка о такой проблеме и предположить не могла.


Снятие/установка колёс, монтаж/демонтаж шин чтобы переписать номера датчиков, балансировка 4-х колёс, полюс прописка четырёх датчиков и это ещё хорошо что все датчики оказались на месте и рабочие, а если бы нет, то денежные вливания в автомобиль существенно увеличились бы,- рис. 2:



Так что же из себя представляет система контроля за давлением в шинах TPMS, имеющая ещё одно название TPWS (Tire Pressure Warning System). Что побудило авто-производителей внедрять эту систему в своих автомобилях?




В первую очередь, это безопасность дорожного движения и борьба за экологию. А что же автовладельцы, за дополнительную безопасность несут дополнительные расходы по использованию и обслуживанию? Не только. Есть в ней и более приятные моменты, в дополнение к повышенной безопасности ещё и общее снижение расходов на эксплуатацию автомобиля. По исследованиям проведённым в США выяснено что срок службы автомобильных шин уменьшается в прямой зависимости от недостаточного давления. Шина, которая должна иметь стандартное давление в 32psi имеет срок службы 80 000 миль, если давление падает до 29psi то отнимаем 8 000 миль, до 26 psi минус 16 000 миль, а до 22 psi то уже минус 24 000 миль или более 25%. Конечно, все эти цифры верны при условии, что диски без замечаний и колёса надлежащим образом отбалансированы.


Изначально мониторинг за состоянием давления в шинах некоторые авто-производители начали включать в систему ABS. Это довольно простой и низко-затратный метод решения этой проблемы, но имеющий некоторые ограничения. Называется такая система «косвенная» Indirect TPMS, преимущество её в дешевизне, используются уже установленные датчики и блоки, есть и недостатки, такие как существенная погрешность измерения и некоторые другие, хотя компании NIRA Dynamics AB и Dunlop Tech GmbH продвигающие iTPMS на европейском рынке имеют несколько иную точку зрения, но об этом в конце статьи.


Вообще, американский автопром был пионером по внедрению этой системы. Но на большинстве североамериканских систем iTPMS (автомобилей с1999 по 2003 годы выпуска), система не может обнаружить утечки давления, если две шины расположенные на одной оси или все четыре колеса имеют одинаковую потерю давления. Принцип работы системы iTPMS следующий, при изменении давления в шинах изменяется и длина окружности колеса, соответственно изменяется скорость вращения колеса, что фиксируется датчиком скорости системы ABS и при превышении допустимых пределов загорается сигнальная лампа. В большинстве случаев, для того, чтобы датчик скорости зафиксировал разницу в скорости вращения колеса потери давления должны составить где-то 0,55 — 0,95 бар. Это зависит от типа, диаметра и пропорции шин, а так же чувствительности системы ABS. На низко-профильных шинах с жесткими боковинами диаметр изменится меньше, чем на стандартных шинах с высоким пропорциями и более мягкими боковинами. Потеря в 0,7 бар на низко-профильной шине может изменить диаметр менее чем на 1 мм, а большинство систем ABS не может обнаружить изменения скорости вращения при уменьшении диаметра меньше чем на 1 мм. По этой причине система iTPMS не столь чувствительна, как система dTPMS, в которых датчики давления расположены в каждом колесе.



Также в системе iTPMS должна быть проведена калибровка каждой шины, после замены, ремонта или балансировки. Водитель должен нажать специальную кнопку системы iTPMS – «reset» на щитке проборов или следовать процедуре адаптации описанной на информационном дисплее. Важно, чтобы все шины были должным образом накачаны перед процедурой перекалибровки – иначе контрольный модуль системы iTPMS, откалибрует колёса неправильно и может не обнаружить потерю давления в шинах. Процедуры перекалибровки существенно отличаются от производителя и года выпуска автомобиля. В Америке даже выпущена специальная справочная программа, стоимость которой колеблется в границах от $85 до $185 USD. Заказать и купить при необходимости можно здесь – http://www.tireindustry.org/pdf/0908-TPMS-RelearnFlyer_lorez.pdf . В программе есть все автомобили американского рынка вне зависимости от страны производителя.



Никаких специальных процедур, помимо калибровки описанной выше, для системы iTPMS не требуется. Нужно всего лишь перед калибровкой проверять давление в шинах на соответствие заданному. Система довольно надёжна и выход её из строя возможен лишь в случае поломки в системе ABS.



Некоторые модели автомобилей американского рынка имеющих систему iTPMS — 2001-2003 Ford Windstar, 1997-2002 Buick Park Avenue, 1999-2003 Buick Century & Regal, 2002-2003 Buick LeSabre, 2003 Buick Rendezvous & Aztek, 2000-2003 Chevy Impala & Monte Carlo, 1999-2002 Chevy Alero, 1999-2002 Pontiac Grand Am, 1997 – 2003 Pontiac Grand Prix, 2000 – 2003 Pontiac Bonneville, и 2001-2003 Oldsmobile Aurora.


В системе direct TPMS в каждое колесо устанавливается отдельный клапан с вмонтированным в него датчиком измерения давления, опционально с датчиком температуры, трансмиттером, антенной и батарейкой обеспечивающей электропитание электронных элементов. Антенной служит ствол клапана и колпачок, так что не стоит менять оригинальный колпачок на новый пластиковый, можно внезапно получить абсолютно не нужную проблему и головную боль по её устранению. На автомобилях Honda, когда TPMS ECU находится в “режиме обучения”, активация датчиков в определенной последовательности говорит TPMS ECU, где расположено колесо. Последовательность обычно начинается с левого переднего колеса, и движется по часовой стрелке. Адаптация системы на некоторых моделях автомобилей может понадобится даже после балансировки при обслуживании колёс, демонтажа/монтажа, смены резины или устранения проколов. Но я с такими пока не встречался потому как наш автосервис услуг по шиномонтажу до последнего времени не оказывал. Перед началом диагностики и обслуживания этой системы на Toyota в обязательном порядке перепишите ID всех датчиков на листок и имейте его под рукой, потому что в случае прописки, даже при замене одного датчика, вам придётся заново вводить ID всех датчиков. А для прописки датчиков на автомобилях Хонда необходима только дилерская программа HDS, причём с оригинальным адаптером Honda HIM или GNA 600. Так же при помощи сканера можно изменять порог заданного давления в шинах, естественно уведомив об этом владельца, чтобы тот мог осуществлять его контроль и в случае заезда для обслуживание на другой сервис. И ещё на Honda есть очень удобная опция определения местоположения датчика, что существенно облегчает его выявление при наличии неисправности. У Toyota в программе Techstream таких функций к сожалению не предусмотрено.


Есть ещё очень важное предостережение при обслуживании колёс с датчиками системы dTPMS. При проколе колеса не в коем случае нельзя использовать аэрозоль герметик для его ремонта. Герметик может нарушить нормальную работу датчика давления, исказив показания или совсем выведя его из строя. И вместо одной проблемы можно получить другую, гораздо более дорогостоящую. Обычно на баллончиках с таким аэрозолем всегда имеется информация о невозможности его применения в автомобилях оснащённых системой dTPMS.


Системы iTPMS к такой проблеме не чувствительны,- фото 3:





Диагностику и настройку систем dTPMS можно производить не только дилерским оборудованием, на вторичном рынке в США доступны тестеры таких известных брендов как ATEQ, Bartec, OTC и многие другие. Стоимость таких мультимарочных тестеров колеблется в границах чуть дороже или дешевле $500 USD. Цена зависит от охвата марок, модельного ряда и доступных функций. Приобрести это оборудование может каждый желающий.


Тестер, подключившись к системе dTPMS обычно активирует датчики давления таким образом, что они начинают транслировать сигнал. Затем ЭБУ системы dTPMS проверяет работоспособность всех датчиков и их показания. Этот инструмент может быть использован как для проверки работы каждого отдельного датчика, прописки в ЭБУ новых датчиков при их замене, так и для устранения неисправностей в системе dTPMS. Многие из этих тестеров имеют порт USB, который позволяет обновлять по мере необходимости программное обеспечение, а также для загрузки информации из памяти тестера на ПК для печати или сохранения.

Более подробно рассмотрим систему dTPMS на примере автомобиля Toyota Land Cruiser 2008 года выпуска.




На нижеприведённом рисунке можно проследить взаимосвязь всех компонентов системы и как видим всё довольно просто и понятно,- рис. 4:



Каждое колесо на этом автомобиле, включая и запасное имеет клапан с вмонтированным в него датчиком давления, трансмиттером и батарейкой автономного питания датчика,- рис. 5:



Датчик считывает показания давления и данные в виде радио сигнала, содержащие в том числе и ID каждого датчика и передаются в Tire Pressure ECU через антенну в ресивере установленном на крыше автомобиля,- рис. 6:





До тех пор, пока ID датчиков зарегистрированы в Tire Pressure ECU, программа сравнивает давление во всех шинах, включая запасное колесо. Если показания давления воздуха ниже определённого порога, заданного программно в ECU, на панели загорается соответствующий транспарант и предупреждает об этом водителя.


Так же при возникновении необходимости обнуления показаний системы и её актуальной инициализации внизу на приборной панели под рулевым колесом есть соответствующий переключатель Тire pressure warning reset switch,- рис. 7:



При работе системы dTPMS, ECU системы может оперировать запрограммированными данными, которые соответствуют определённому типу шин. Таким образом, при продаже дилер должен установить порог предупреждения для надлежащего значения в соответствие с правилами рынка продажи.


Используйте функцию сброса только после того, как давление воздуха во всех шинах (включая запасное колесо) было скорректировано для конкретного транспортного средства в соответствии с данными от дилера (для TLC 200 2008 года выпуска это 230kPa).


Для инициализации системы нажмите и удерживайте Тire pressure warning reset switchв течение 3-х или более секунд с положением ключа зажигания (IG ON). Когда ECU системы получает сигнал инициализации, предупреждающий индикатор на приборной панели мигает 3 раза (1 секунду горит, 1 секунду не горит).


Во время инициализации системы и датчиков измерения давления воздуха в шинах, регистрируемые сигналы, передаются на ECU с частотой раз в минуту. Процесс инициализации завершается, когда сигналы от всех датчиков в шинах (включая запасное колесо) были получены.




Первичная проверка системы


Когда водитель включает зажигание автомобиля, контрольная лампа системы TPMS должна загореться на 3 секунды и потом погаснуть. Если лампа не загорается, то в первую очередь необходимо проверить саму лампочку и её электропроводку.



В случае, если лампа загорается и не гаснет, значит, в системе присутствуют проблемы, которые необходимо выявить и устранить. При отсутствии дилерского сканера, в первую очередь необходимо проверить давление во всех колёсах, включая запасное и при необходимости привести его к необходимым параметрам.


Для Toyota Land Cruiser 2008 года выпуска это (рис.8) :



Если после регулировки давления система заработала нормально и контрольная лампа погасла, но через некоторое время загорелась вновь, то наиболее вероятной причиной будет утечка воздуха из какого-либо колеса. И тут, конечно, самый лучший помощник — диагностический сканер с соответствующими функциями контроля системы TPMS. Но конечно же это не единственная причина не гаснущей контрольной лампы.



Так же возможные причины:



– давление в шинах является аномально высоким, абсолютное давление: 600 кПа (6,1 кгс/см 2, 87 фунтов на квадратный дюйм) или выше, относительное давление: 500 кПа (5,1 кгс/см 2, 73 фунтов на квадратный дюйм) или выше.



– севшая батарейка в клапане, установленном в колесе (срок службы батареи 10 лет).



– устройства, которые используют подобную радиочастоту находятся в непосредственной близости от автомобиля или используются в автомобиле.



– тонирующая плёнка, которая влияет на радиосигналы, наклеена на стёкла автомобиля.



– большое количество снега или льда налипло в колёсные арки или на диски.



– на автомобили установлены шины, не соответствующие спецификации.



– большой металлический предмет, который может влиять на радиосигнал расположен в багажнике.



– отсутствие запасного колеса.



– если при переустановке колёс, в любом из колёс не установлен клапан с датчиком.


В нижеприведённой таблице показаны режимы работы светового индикатора системы dTPMS на щитке приборов в соответствии с различными ситуациями возникающими в процессе эксплуатации (рис.9).



Система dTPMS проста и понятна, но несмотря на это, для Toyota Land Cruiser 2008 года выпуска имеет 31 диагностический код неисправности (DTC). Отрадно то, что коды довольно точно локализуют область неисправности и существенно облегчают работу по диагностике и ремонту.


Для получения более подробной информацией в каждом конкретном случае конечно же необходимо использовать руководство по обслуживанию и ремонту автомобиля.



Системы по контролю за давлением в шинах не ограничиваются только двумя вышеописанными типами iTPMS и dTPMS, на вторичном рынке существуют ещё довольно оригинальные предложения по мониторингу давления в шинах. Об одном из них не могу не упомянуть. Это наверное самый дешевый тип системы TPMS (в США за комплект менее $ 15). Простые подпружиненные “защитные колпачки”, которые помещаются на существующий ствол клапана подкачки колеса. В колпачках есть окошки, которые показывают внутренний цвет индикатора.


Зеленый означает, что шины имеют хорошее давление (2,1- 2,3 бар), видим желтый, если давление падает на 0,3 бара, и красный если давление падает на 0,7 и более бар (рис. 10):


Единственным недостатком этой системы является то, что она требует от водителя визуального осмотра шины. Не существует сигнальной лампы в салоне автомобиля или иного способа предупреждающего водителя. Если шина теряет давление во время движения, то вы не будете об этом знать, пока она не станет совсем плоской.


Теперь, как упоминал в начале статьи, немного информации в защиту системы iTPMS от производителя. Взгляд на проблему с другой стороны… ))




Косвенная система контроля давления в шинах




(Indirect Tire Pressure Monitoring Systems) — Мифы и факты.


http://www.niradynamics.se/resource.php?tag=itpms_myths_english


Европейский парламент в 2009 году принял решение, что все пассажирские автомобили должны быть оснащены системой контроля давления в шинах (TPMS). Это касается новых моделей автомобилей, произведённых после ноября 2012 года, и всех транспортные средства, которые будут вновь зарегистрированы в дорожно-транспортных происшествиях с ноября 2014 года. Это результат проведённой работы руководством ЕС не только для для защиты окружающей среды, но и для повышения безопасности дорожного движения. Есть ещё слишком много машин на дорогах со слишком низким давлением в шинах — это влияет на увеличение расхода топлива, и как следствие, увеличение количества вредных выбросов в атмосферу, а в крайних случаях, эти автомобили представляют собой реальную угрозу безопасности дорожного движения. Отсутствие нормального давления в шинах часто рассматривается как одна из причин в большой доле автомобильных аварий и ДТП.




В 2010 году около 15% всех новых европейских автомобилей были оснащены системой контроля давления в шинах, и очень отрадно, что их количество продолжает неуклонно расти. Тем не менее, большинство водителей еще не знакомы с этими системами, и настало время, чтобы узнать о фактах и развеять некоторые мифы. Во-первых, существуют два различных типа систем контроля давления в шинах, «прямая» и «косвенная». Обе технологии имеют свои сильные и слабые стороны.




Непосредственная система или dTPMS оснащена датчиками давления в колесах, которые, как правило, прикреплены к диску. Они измеряют давление, а так же часто и температуру, и отправляют эти данные посредством радио-сигнала на антенну принимающего устройства в автомобиле. Одним из наиболее очевидных преимуществ этой системы является постоянный мониторинг давления, которое на некоторых моделях автомобилей даже выводится на монитор для удобства водителя. Но есть и недостатки: передатчики требуют батарей, которые по мере износа через несколько лет должны быть заменены. При определённом везении, это может совпасть по времени с уже запланированной заменой покрышек, в противном случае шины должны быть демонтированы и установлены заново специально для замены источника питания датчика. Кроме того, большинство датчиков разработаны так, что батарейка не подлежит отдельной замене и поэтому приходится менять весь датчик в сборе. Так же необходимо иметь комплект датчиков как на летних, так и на зимних колёсах. При ценах более чем 50€ за датчик это становится дорогостоящим удовольствием. Сюда можно добавить и дополнительно возникающую проблему с утилизацией токсичных и электронных отходов.


Косвенная система измерения давления в шинах или iTPMS, не использует дополнительные датчик в колесах — она использует существующие сигналы, скорости вращения колес от ABS/ESP. Технология iTPMS связывает их с другими сигналами, такие как угол поворота рулевого колеса и крутящий момент двигателя и путём анализа входящих данных и интегральных расчётов давление в шинах можно контролировать косвенно — отсюда и название.




iTPMS зарекомендовала себя как очень надежная и простая в обращении. После каждой проверки давления в шинах или замены колеса перезагрузки системы не требуется — данные обнуляются простым нажатием кнопки. Теперь система знает номинальное давление. Это позволяет обнаруживать потерю давления не только в отдельном колесе вызванную, к примеру проколом, а также и постепенную потерю воздуха в течение длительного периода времени во всех четырёх колесах.




О системе iTPMS существует много мифов и предрассудков и для большинства из них отсутствуют фактические основания или они просто ошибочны. Поэтому два ведущих поставщика iTPMS Dunlop Tech из Hanau, Германия и NIRA Dynamics из Linköping, Швеция, решили проверить свою продукции у TÜV SÜD вместе, чтобы дать на обсуждение фактическую информационную базу о iTPMS. Обе компании предоставили по одному транспортному средству с летним и зимним комплектами шин для испытания.


NIRA Dynamics AB из Linköping, Швеция, является компанией, специализирующейся на программных решениях для автомобилей. Основным продуктом компании является iTPMS, называющейся TPI (Индикатор давления в шинах), который можно найти в основном в моделях автомобилей группы Volkswagen.


Dunlop Tech GmbH из Hanau, Германия, разрабатывает и поставляет по всему Миру мобильные системы для шин, такие как IMS (Instant Mobility System) и Warnair, а так же iTPMS. Автомобили по всему Миру оснащены высокотехнологичной продукцией Dunlop Tech.




1) iTPMS может не только обнаруживать потери давления в отдельном колесе, также стало стандартной функцией и осуществление надежного контроля медленной потери давления во всех четырёх колесах. Современный iTPMS второго поколения использует так называемый «спектральный анализ мониторинга давления определенных шин в зависимости от амплитуды колебаний сигнала». Это делается индивидуально для каждого колеса и позволяет осуществлять всеобъемлющий контроль за всеми четырьмя колесами. Новое законодательство ЕС уже предусматривает соответствующие тесты. Косвенные системы могут обнаружить падение давления на 20% на всех четырёх колесах через 15 минут времени вождения автомобиля. Это в четыре раза быстрее, чем требуется по закону.




2) Система iTPMS точна, надежна и предупреждает уже при умеренных потерях давления. Разница температур между прохладным утром и горячим полуднем солнечного дня может привести к разнице давления в шинах более 0,3бар. Эффект повышения и снижения температуры воздуха в шинах при вождении может добавить ещё 0,2-0,3бар. Тем не менее, нет никаких причин, чтобы горящий на панели приборов транспарант предупреждения системы iTPMS заставил водителя добираться до ближайшей заправочной станции для подкачки колёс. Фиксация падения давления в шинах 0,2 бар или 10% на практике не имеет смысла и только может необоснованно увеличивать расходы водителей на эксплуатацию транспортных средств.




Кроме того, необходимо проводить различие между точностью измерения и порогом предупреждения системы iTPMS, который был установлен в размере 20% падения давления от первоначального уровня. Действующее законодательство ЕС предписывает предупредить водителя не позднее, чем перепад давления в шинах превысит 20%, но как показывает практика, даже раньше. Тесты, проведенные компанией TÜV SÜD, это подтверждают.




Исследование, проведенное компанией TNS Sifo среди шведских автомобилистов показало, что более половины автомобилистов считают предупреждения о потере давления на 15%, слишком преждевременным и не оправданным, предупреждение о потере давления на 20% преждевременными и не оправданными считают 25% автомобилистов. Риск игнорирования предупреждения автовладельцами слишком высок, если пороговые значения будут не высокими.




3) Система iTPMS работает не только со всеми оригинальными шинами и колесными дисками, она также совместима с большинством новых шин и дисков доступных на вторичном рынке. В настоящее время косвенные системы настроены для оптимальной работы со всеми типами оригинальных шин. Кроме того, они проходят испытания с различными новыми популярными шинами и дисками доступными на вторичном рынке, чтобы убедиться, что водители не будут иметь впоследствии проблемы при замене оригинальных шин и дисков. Таким образом, iTPMS будет нормально работать практически с любым оригинальными шинами подходящими для конкретного транспортного средства. В отличие от датчиков непосредственной системы dTPMS, установленных на оригинальном диске, которые не всегда подходят для колесных дисков со вторичного рынка.




4) Работа системы iTPMS на высоких скоростях, как это часто встречается на немецких автострадах. Постоянное сравнение скорости каждого колеса — это один из оплотов системы iTPMS и эта функция работает отлично даже на скоростях выше 130 км/час, надежно обнаруживая проколы даже на немецких автобанах. Как, например, показал один из тестов. Сигнальный транспарант предупреждения системы iTPMS на панели приборов включился на скорости автомобиля около 170 км/час.


5) Система iTPMS устойчива к изменениям нагрузки. Современные косвенные системы имеют сложные алгоритмы для компенсации и учёта изменения нагрузки. Тесты № 11 и 12 TÜV SÜD проведены с разницей в нагрузке 250 кг на заднюю ось – в размере до 2 взрослых пассажиров на заднем сидении и около 100 кг багажа – ясно показывают, что нагрузка не является проблемой для iTPMS.




6) Система iTPMS может достоверно указать, какие колеса имеют слишком низкое давление. Современные iTPMS надежно показывают, одно или несколько колес имеют проблемы. Водитель точно знает, какие шины менять и поэтому может выбрать безопасное место для остановки и ремонта.




7) Система iTPMS вовремя определит полностью спустившее колесо. Довольно частое явление, когда водитель не замечает прокола шин с утра после парковки автомобиля на ночь. На следующее утро, колесо спущено, но это можно не увидеть сразу. В любом случае цель iTPMS – скорейшее предупреждение об этом, чтобы вы с неисправным колесом не выехали на обычную дорогу и тем более на автостраду. Уже в настоящее время система iTPMS имеет такую функцию, и возможности постоянно расширяются. Тест № 15 от TÜV SÜD показывает, что спустившее колесо может быть обнаружено примерно за 10 секунд.




8) Система TPMS, с точки зрения потребителя, должна непрерывно мониторить потери давления, а не контролировать состояние шин периодически. Резкие перепады давления очень редко встречается в практике и реальные потери давления не являются внезапными событиями. Даже проколы приводят к постепенной, устойчивой потере в течение многих минут, а зачастую и часов. Естественные потери давления из-за диффузии или утечек через микроскопические отверстия могут растянуться на несколько месяцев, пока не достигнут значительных размеров. Внезапный скачок давления в шинах, например на 20% следовательно не правило, а редкое исключение. Поэтому в реальной жизни системы TPMS должны быть особенно чувствительны к контролю непрерывных потерь давления. Так называемый «шаговый тест» в соответствии с существующим законом имеет мало практического значения, несмотря на то, что правовые требования описаны именно как «пошаговый контроль давления». Но это связано, главным образом, с тем, что есть определённое убеждение – тест не может длиться шесть месяцев. Кроме того, «пошаговый контроль давления» легче в осуществлении и точнее в повторении. Поэтому для упрощения предполагается, что TPMS, которые выдерживают испытания «пошагового контроля давления», также обнаружат и реальное, устойчивое снижение давления. Ориентированная на клиента система iTPMS, сумела показать в проведённых испытаниях все свои преимущества, потому что эта система может следить за фактическим давлением в шинах непрерывно. Тесты «пошагового контроля давления» проводимые dTPMS выглядят более быстрыми и точными по сравнению с iTPMS, чем они есть на самом деле, на практике. Испытания проведённые компанией TÜV SÜD с точки зрения непрерывного контроля потерь давления, в частности тест № 13 показал это однозначно и ясно. iTPMS обнаруживает 20% потерь давление на всех четырёх колесах через 15 минут. Соответствующий контроль системой dTPMS зажигает на панели предупреждающий транспарант при снижении давления на 16-18%. В 2006 году Audi TT был первым автомобилем в Европе, на котором iTPMS установили в качестве опции. В 2007 году iTPMS установили на моделях Audi A4 и Audi A5.


В течение 2008 года iTPMS появилась в США на Audi A6. В настоящее время iTPMS установлена на следующих моделях автомобилей Audi, Seat и Volkswagen, рис. 11:




Для начального знакомства с системой контроля за давлением в шинах, думаю, что информации более чем достаточно, остальное придёт по мере накопления практики работы с этой системой в процессе обслуживания автомобилей и их эксплуатации.



Удачных всем ремонтов и беспроблемного обслуживания своих автомобилей.


Боровиков Игорь Александрович



© Легион-Автодата


(ник на форуме Легион-Автодата semirek)



Автосервис “Япония Авто”

г. Калининград, ул.Портовая, 45

+7 [4012] 63 12 55, 65 60 99, +7(911) 475 9493
http://www.japanauto.ru

autodata.ru

Система контроля давления в шинах

При разработке и дальнейшем серийном выпуске новых моделей транспортных средств, главным критерием для производителя является их безопасная эксплуатация. Таким образом, была спроектирована и внедрена высокотехнологическая система контроля давления в шинах TPMS (Tires Pressure Monitoring System).

Назначение которой заключается в предотвращении опасных, аварийных моментов, путем информирования водителя об отклонении давления воздуха в покрышках. На последних версиях современной автомобильной техники подобная система включена в базовую комплектацию. Однако контролем давления воздуха в шинах при желании можно оснастить и более поздние версии транспортных средств.

Как работает система контроля давления в шинах

Среди особенностей TPMS можно выделить принципы контроля давления в покрышках. Их существует два вида:

  1. Косвенный – заключается в дистанционном измерении давления внутри колеса. Известно, что спущенная шина меньше в диаметре, следовательно, один ее оборот будет больше, нежели у накачанной. Система определяет пройденное автомобилем расстояние за полный оборот колеса, и после анализа этих данных передает водителю соответствующую информацию о давлении.
  2. Прямой – суть его в том, что колеса машины дополняются датчиками, которые считывают показания о перемене давления внутри шин и передают их для обработки на ЭБУ (электронный блок управления).

Казалось бы, второй метод наиболее современный, простой и практичный, но распространен косвенный тип измерения, поскольку он включен в конструкцию другой системы активной безопасности – ABS, где представлен установленными на каждое колесо датчиками частоты их вращения. Получается, что ЭБУ получает информацию о пройденном каждым колесом расстоянии и сравнивает ее с заложенной в нем. При разнице показаний моментально информирует водителя соответствующим сигналом (загоранием индикатора на панели приборов или звуком).

Плюсом именно этого типа системы является ее адаптация (возможность самостоятельной настройки) в соответствии с сервисными параметрами, установленной на автомобиле резины, например, при сезонной смене покрышек. Помимо этого, на транспортное средство не нужно устанавливать дополнительные элементы и датчики, а это значительно удешевляет косвенную систему контроля давления в шинах.

Естественно, подобный тип контроля давления имеет и свои минусы. В частности, это отсутствие возможности сравнения частоты вращения каждого из колес, поскольку машина не всегда движется прямолинейно. Как известно, при вхождении в поворот скорости внешнего и внутреннего колес значительно отличаются. А принцип работы косвенного типа TPMS основывается на том, что скорости каждого из диагональных колес суммируются с вычетом разницы и последующим делением получившегося результата на среднюю скорость каждой покрышки.

Это говорит о том, что система лишь предупреждает водителя об изменении давления в шинах, при этом, она не указывает, какое из колес нуждается в подкачке. Чтобы это определить, придется покинуть машину и провести визуальный осмотр покрышек с последующим контролем давления при помощи манометра.

Резюмируем информацию о косвенном методе измерения в следующих пунктах:

  • система не может определить пробитую покрышку;
  • если давление во всех шин снизится одновременно, это также останется незамеченным TPMS с косвенным методом управления, поскольку подобные данные невозможно определить даже для расположенных на одной оси колес;
  • точность показаний будет зависеть от загруженности транспортного средства, износа покрышек и величины их пробуксовки;
  • если машина стоит на месте, то система не может оповестить водителя о смене давления внутри шин;
  • индикация о снижении давления возможна лишь в том случае, если колесо спущено на 20-30%;
  • длительная самостоятельная настройка системы и частая потребность в этом.

Косвенный контроль давления в шинах не определяет их состояния, а лишь указывает на то, что покрышки нуждаются в проверке.

Комбинированный и прямой методы контроля давления

В связи с неточностью косвенного типа измерения давления в покрышках, большинство крупных автопроизводителей на своем модельном ряде совместно с этим методом применяют еще и прямой. При таких конструкционных изменениях системы контроля давления в колесах на точность показаний влияет не только величина воздушного давления, но и характеристики покрышек (частота вращения). Последний показатель определяется при помощи установленного на диске колеса датчика скорости. В совокупности с сигналом с датчика давления получается наиболее точная картина о динамике его изменения в каждой из покрышек легкового автомобиля.

Если рассматривать прямой метод мониторинга давления отдельно, можно заметить, что он функционирует несколько иначе. На автомобильной технике в его конструкцию помимо специальных датчиков, собирающих информацию о накачке каждого колеса, включены еще и система электронного управления с приемными устройствами и ЖК-монитор в салоне (его роль может выполнять дисплей бортового компьютера), на который поступает вся информация о состоянии колес. Наличие этих элементов позволяет максимально точно выявить спущенную покрышку и проинформировать об этом водителя.

Другим преимуществом метода является мгновенное фиксирование полного, либо незначительного падения давления. Помимо этого предусмотрена адаптация (настройка параметров системы при замене резины либо перемене стиля управления и местности по которой двигается транспортное средство).

Факторы, влияющие на точность работы TPMS

В не зависимости от типа измерения давления, каждая из TPMS настраивается производителем под определенный размер резины. При отклонении от этого условия, система контроля давления в шинах будет работать некорректно, соответственно, выдавать неправдивую информацию об уровне накачки колес. Поэтому необходимо оснащать транспортное средство колесами одного размера, модель и состав резины не должны отличаться. При игнорировании этого фактора, каждой из шин будут присущи исключительно ее характеристики, и баланс в работе системы TPMS будет нарушен. По этой причине (установка разных моделей покрышек) большинство автовладельцев грешат на работу этого узла.

Косвенный тип измерения давления авторезины может работать некорректно еще и по причине разницы сцепления покрышек с покрытием дороги, либо при установке «запаски», параметры которой будут значительно отличаться от хранящихся в памяти системы характеристик используемых шин. Помимо этого, большинство владельцев внедорожников, которые любят зимой погонять по пересеченной местности, устанавливают на колеса цепи для предотвращения скольжения. Такая полезная модернизация также влияет на точность сбора информации системой.

Зачастую TPMS срабатывает и при возрастании давления в покрышке (например, при наезде на препятствие), при этом индикатор продолжает светиться некоторое время, вводя в заблуждение водителя. В этом случае без визуального осмотра состоянии колес не обойтись. Однако после преодоления определенной дистанции (обычно это 25-35 км), датчики начинают работать стабильно, и индикация, оповещающая о наличии проблем, пропадает.

Однако можно отключить систему контроля давления в шинах. Для этого достаточно вынуть предохранитель, главное убедиться, что бы он больше не отвечал за другие системы грузового или легкового автомобиля.

Заметим, что индикатор может сработать сразу же при запуске мотора. При этом не стоит сразу же впадать в панику, поскольку для нормализации работы узла контроля давления следует проехать несколько километров. Если же владельцем транспортного средства соблюдены все условия для корректной работы системы, и при этом постоянно срабатывает оповещение о неисправности, скорее всего, неисправен один из элементов TPMS, либо необходима ее точная настройка. Разобраться с проблемой помогут специалисты СТО.

Что имеем в итоге?

Нельзя считать TPMS абсолютно бесполезной системой в конструкции современных транспортных средств, поскольку ее работа направлена на поддержание безопасности движения, экономичность автомобиля и продление эксплуатационного ресурса шин. Тем не менее, ложные ее срабатывания выводят из себя даже самых уравновешенных автовладельцев, заставляя постоянно подкачивать колеса и проверять давление внутри них механическим способом.

automorum.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о