Жезл гаи – История полосатого жезла

История полосатого жезла от 29 мая 2014 | Екабу.ру

27 апреля 1939 года начал действие циркуляр Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР, который предусматривал введение специального черно-белого полосатого жезла, при помощи которого милиционеры должны были заниматься регулировкой на дорогах.

Но не надо думать, что до этого у регулировщиков не было жезлов. История главного атрибута всех гаишников началась еще в начале ХХ века в царской России — «водители кобыл» и самобеглых колясок должны были издали видеть, что от них требуется. И в 1907 году градоначальник столичного Санкт-Петербурга Даниил Драчевский издал распоряжение, согласно которому дорожные регулировщики получали специальную палку — деревянную трость белого цвета, которую нужно было носить с собой в кожаном чехле. И подавать ей можно было только два знака: указывать на машину, которой нужно остановиться или поднимать трость вверх и делать ей вращательные движения. Последний знак означал, что замереть должны все без исключения участники дорожного движения.

Самый интересный музей жезлов ГИБДД находится в Курской области. Это — частная коллекция начальника Госавтоинспекции по Курской области полковника полиции Нарыкова Александра Викторовича. За годы службы ему удалось собрать свыше 40 различных жезлов, причем не только из России, но и из других стран. Некоторые из них похожи больше не привычное орудие дорожного полицейского, а световые мечи из фильма «Звездные войны». Но не надо этому удивляться — во многих странах Азии и Африки жезлы у регулировщиков красного цвета, в Европе предпочитают пользоваться жезлом с красным катафотом или фонарём на конце, а в Америке движение регулируют, как правило, вообще без жезлов.
Газета «Московские новости» тогда писала: «В Санкт-Петербургской полиции сделано нововведение. Чинам на некоторых постах, более бойких по движению улиц, присвоены короткие белые трости для регулирования движения и ограждения безопасности пешеходов. Постовой-городовой в случае надобности остановить экипаж или целый ряд экипажей поднимает трость вверх по направлению запрещаемого движения. Все шоферы по этому знаку обязаны немедленно и беспрекословно остановиться и продолжить движение только тогда, когда трость будет опущена».

Затем трость уменьшилась в размере, хотя цвет её остался белым. Перемена наступила в 1922, когда новая власть издала указ об их замене на идеологически правильные жезлы — красные с желтой рукояткой. Дело не только в окраске, совпадающей с цветом знамени того времени. Просто считалось, что красный цвет лучше привлекает внимание участников движения. Возможно, и наши гаишники носили бы «красные палочки», если бы в 1933 году Советская власть их не упразднила.

Почему было принято такое решение, точно неизвестно. Возможно, Советы решили, что милиционер должен пользоваться таким авторитетом у водителей, что никакие дополнительные «палки» ему не нужны. Вместо жезлов милиционерам выдали белые перчатки, которые, по задумке властей, должны были быть ничуть не менее заметными. Кстати, форма того времени была тоже белого цвета и иногда жалеешь, что такой нет сейчас.

Правда, сами постовые решение партии восприняли без энтузиазма… Однако в 1939 году жезлы вернули на службу, правда, стали они черно-белыми. Почему? Существует две версии. Самая распространенная гласит, что контрастное сочетание белого и черного цвета лучше всего видно в темноте, к тому же в те времена и светофоры (а они были поворотными) были черно-белыми. Однако есть и еще одно предположение. Не секрет, что именно в этот период власти стали слегка переосмысливать историю собственной страны и вместо огульного уничтожения «пережитков старого режима» обратили внимание и на хорошие вещи. В частности — на будки, стоявшие в царское время на различных постах — дорожных, таможенных и граничных — и верстовые столбы, которые как раз были черно-белыми. Вот и решили сделать милицейский жезл черно-белым, раз эти цвета прочно ассоциируются с дорогой. Впрочем, это — лишь красивая легенда.

Кстати, это только кажется, что черно-белый полосатый жезл, появившийся в нашей стране в 1939 году, со временем ничуть не поменялся. На самом деле изменилось практически все, ведь первые жезлы делались… из дерева! По признаниям самого Александра Викторовича, именно они больше всего ему нравятся: легкие и прекрасно ложатся в руку.

Но в 60-х годах гаишников опять оставили без жезлов! С 1961 по 1963 годы в Москве проводился эксперимент, в рамках которого «полосатых палочек» у милиционеров не было. Вместо них в форму добавили новые краги. Эксперимент признали успешным, и до 1969 года милиционеры опять регулировали движение только руками. Правда, потом жезлы все же вернули и на этот раз надолго.

Начиная с того времени главное орудие гаишника изготавливается из пластика и снабжается либо встроенной подсветкой, либо, как минимум, световозвращающим покрытием. Интересно, что в 80-х годах предпринимались попытки усовершенствовать жезл регулировщика. Так, был разработан «универсальный жезл». От стандартного он отличался тем, что на белых полосках у него были написаны номера угнанных машин, позывные сигналы патрульных машин и прочая информация, а в сам жезл был встроен фонарик, компостер для пробивания «дырочек» в правах (три прокола — лишение) и даже свисток. Однако подобные «навороты» в те времена никого не интересовали.

Сейчас же попытка встроить в «полосатую палочку» что-либо, кроме подсветки, воспринимается уже как экзотика. Но таких экспонатов в коллекции Александра Викторовича тоже немало! Например, жезл со встроенным фонариком и электошокером или жезл с… ножиком. «Это — не для самозащиты, а, скорее, колбаски после работы порезать», — шутит главный гаишник Курской области.

На фото справа, наверное, самый большой жезл ГИБДД в мире. Но используется он в качестве… посоха. Таким оригинальным способом ГИБДД Курской области поздравляет местных водителей с Новым Годом
Мало кто знает, но на самом деле жезлы сотрудников ГИБДД бывают двух типов — привычный черно-белый и дисковый с красной точкой (светящейся или светоотражающей). Интересна и его история. Как рассказали нам в Музее Госавтоинспекции в Москве, изначально этим жезлом пользовались сотрудники ГАИ для остановки других участников движения при движении организованной колонны.

Еще один интересный факт — во многих странах именно эта палочка служит заменой нашего «гаишного» жезла в случае, если надо остановить автомобиль. Да и у нас эти спецсредства разрешены соответствующими нормами. Правда, почти не используется. Почему? Сказать сложно. Но, возможно, водителей просто не хотят лишний раз вводить в заблуждение

К тому же привычный черно-белый полосатый жезл не только превратился в символ инспектора ДПС, но и давно стал частью российского фольклора. Достаточно вспомнить многочисленные анекдоты про «продавцов полосатых палочек». Кстати, как знать, какой предмет мог бы сыграть подобную роль, если бы в 1939 и 1969 году жезлы так и не вернули на службу.

ekabu.ru

Ответы@Mail.Ru: как называется палка гаишника?

Палочка-выручалочка или волшебная палочка. Шучу. ЖЕЗЛ. Жезлы были белого цвета и назывались тростью. Несколько лет назад жезл справил столетний юбилей. Первый постовой с белой тростью в руках появился на улицах Санкт-Петербурга. В ноябре 1922 года на смену белому пришел красный жезл с желтой рукояткой. Была разработана специальная инструкция для постового милиционера, где объяснялось, что такое жезл и как им пользоваться. В ней было записано: ” Регулировщику запрещается делать лишние движения, можно только опускать или поднимать жезл. ” Помещался он в кожаном чехле и носился постовым на ремне спереди, с левой стороны. При отсутствии светофоров постовых выставляли практически на всех перекрестках, а жезлы пользовались большим спросом – зачастую их не хватало. Регулировщикам приходилось самим выстругивать деревянные “палочки”, а потом их красить. 27 апреля 1939 года Циркуляром Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР № 55 “С объявлением инструкции постовому регулировщику уличного движения” введен черно-белый жезл регулировщика. С тех пор он не менялся. На “полосатую палочку” собрано целое досье, хранящееся в фондах Центрального музея МВД РФ. Среди его экспонатов есть эксклюзивные. Особенно почетно было получить именной жезл, или “переходящий”. Их доверяли только отличившимся работникам. Как правило, на таком жезле были выгравированы портрет и имя героя, погибшего при исполнении служебных обязанностей. В 80-е годы начальник оперативного отдела Аджарской АССР Арамаис Тоноян разработал так называемый “Универсальный жезл для сотрудников ГАИ”. У него был пласмассовый корпус, а вместо белых полос – номера угнанных машин, номера телефонов отделов УВД и позывные спецслужб. Кроме того, Тоноян вмонтировал в жезл фонарик, компостер для пробивания талонов нарушителей, а в ручку свисток. Массовое применения изобретение не получило – уникальный образец хранится в музее. Его называют прообразом нынешней базы данных ГАИ. Были времена, когда регулировочный жезл сравнивали с дирижерской палочкой. Люди специально приходили смотреть как на перекрестках работают регулировщики-виртуозы. Работа регулировщика – настоящее искусство и, к сожалению, лишь единицы инспекторов ДПС владеют им.

Бабловышибалка!

Палка-выручалка!) “Жезл”)

touch.otvet.mail.ru

Почему жезл гаишника черно-белый

Источник: фотоархив Pravda.Ru

Этот вопрос не относится к числу наиболее значимых, но тем не менее он волнует многочисленных пользователей Рунета. Звучит он так: “Почему жезл регулировщика окрашен в черно-белый цвет?” Несмотря на то, что миф был частично развеян к юбилею черно-белой палочки, до сих пор даются самые экзотические и, признаться, неожиданные версии этой истории.

Один из пользователей прямо так и написал: “Черный и белый цвета — это самые контрастные, следовательно, они лучше всего видны. По этой же причине также окрашены и шлагбаумы, и ограничители жд/переездов”. Другие откровенно насмехаются над корыстолюбивыми гаишниками: “Это как в жизни. Бывает белая полоса, а бывает черная. Так и у них: белая — это куча денег, а черная — вовсе без денег”.

Интересно, почему именно черно-белый жезл стал символом инспектора ГИБДД, а не какой-то другой атрибут? В современной инструкции с изложением правил дорожного движения читаем: “Для регулирования движения регулировщик использует жезл, окрашенный в черный и белый цвет или жезл с красным светоотражающим диском”. И когда вы в последний раз видели его в руках сотрудника ГАИ? А попросите-ка ребенка нарисовать дяденьку милиционера или полицейского, который руководит движением. Что у него будет в руках?

Документально зафиксировано, что 27 апреля 1939 года вступил в действие циркуляр Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР, в соответствии с которым предусматривалось введение специального черно-белого полосатого жезла, при помощи которого регулировщик осуществлял движение на дорогах. Собственно говоря, этот день принято считать днем рождения жезла. И все-таки, и все-таки…

В начале прошлого века градоначальник Санкт-Петербурга генерал-майор Даниил Драчевский издал распоряжение об обеспечении регулировщиков специальной деревянной тростью белого цвета длиной около 90 см, которую нужно было носить с собой в кожаном чехле.

Если этим новым для регулировщиков (впрочем, тоже недавно появившаяся профессия) аксессуаром тот указывал на мотор (по тогдашнему — автомобилю), шофер должен был остановиться. Если жезл взмывал вверх и начинал вращаться, все без исключения участники дорожного движения замирали в ожидании.

Десятилетием позже, уже в первой рабоче-крестьянской стране, жезл регулировщика, продолжая оставаться белоснежным, начал уменьшаться в размерах. Лишь в конце 1922 года их заменили на красные с желтой рукояткой. Революция цвета в революционной стране произошла не по идеологическим соображениям.


В Рязани судят руководство ГИБДД

Во времена НЭПа можно было передохнуть от идеологии. Красный цвет лучше привлекает внимание участников движения, а не потому что он “с красным знаменем цвета одного”. И была эта предшественница на один сантиметр менее полуметра. Вооруженные таким предметом регулировщики торчали на всех более или менее оживленных магистралях крупных городов. Время светофоров еще не наступило.

Скупые движения красной палочки с желтой ручкой (по инструкции регулировщику запрещалось делать лишние движения, а только опускать или поднимать жезл) продолжались вплоть до 1933 года, когда были запрещены. На фото и кадрах кинохроники видны размахивающие руками в белых крагах одетые в белое постовые. Белая гвардия вернулась в СССР всерьез и надолго. Да и палочки им тоже вскоре вернули. Выше мы уже приводили указ от 1939 года. Вот тогда-то жезлы и стали привычной для нас черно-белой расцветки. Почему?

Самое распространенное объяснение: контрастное сочетание белого и черного цвета лучше всего заметно в темноте. Кстати, в те времена и светофоры были черно-белыми. Несколько позже психологи стали утверждать, что самыми действенными с точки зрения влияния на человека цветами являются: черный, белый и красный.

К такому объяснению присовокупили еще и красивую версию. С николаевских времен — не того Николая, которого вместе с семьей расстреляли, а его прадеда Николая Павловича — стояли на дорогах и заставах российских черно-белые будки. Верстовые столбы также были выкрашены в эти два цвета.

Первые образчики таких жезлов делались из дерева. Они были воздушны, словно конфеты птичье молоко, и удобно ложились на ладонь. Времена “оттепели” оказались также и временами всяческих экспериментов. Как и в период НЭПа палочки на время изъяли из обращения.

Милиционеры без них вертелись всего три годика: с 1961 по 1963. И только в одной Москве. Но чиновники в погонах признали эксперимент удачным и волна изъятий черно-белых палочек прокатилась по всему Союзу. Регулировщикам пришлось разводить руками, как в буквальном, так и переносном смысле слова.

В 1969 году черно-белые жезлы не просто обрели новую жизнь, они и выглядеть стали по-новому. Вместо дерева — пластик, вместо древесины — полость либо со встроенной подсветкой, либо со световозвращающим покрытием.

В 1980-х годах даже разработали “универсальный жезл”. На его белых полосах наносились номера угнанных машин, позывные сигналы патрульных машин и прочая нужная информация, а в жезл был встроен фонарик, компостер для пробивания “дырочек” в правах (три прокола — лишение) и свисток.

Ну как после такой истории брать в руки примитивный дисковый жезл со светоотражающей красным глазком?

www.politinform.su

Интересные факты про жезл регулировщика

История главного атрибута всех гаишников началась еще в начале ХХ века в царской России — «водители кобыл» и самобеглых колясок должны были издали видеть, что от них требуется. И в 1907 году градоначальник столичного Санкт-Петербурга Даниил Драчевский издал распоряжение, согласно которому дорожные регулировщики получали специальную палку — деревянную трость белого цвета длиной 90 см., которую нужно было носить с собой в кожаном чехле. И подавать ей можно было только два знака: указывать на машину, которой нужно остановиться или поднимать трость вверх и делать ей вращательные движения. Последний знак означал, что замереть должны все без исключения участники дорожного движения.

С приходом к власти большевиков изменился и цвет жезла, с провокационно белого на идеологически верный. В ноябре 1922 года на смену белой трости пришел желтый жезл с красной ручной длиной 49 см. Тогда же была разработана специальная инструкция для постовых, в которой объяснялось что такое жезл и как и им пользоваться. В частности регулировщику запрещалось делать лишние движения, он мог только опускать или поднимать жезл. Светофоры в Советской России практически отсутствовали (первый светофор появился в Москве на Кузнецком мосту в 1924 году), поэтому постовых, вооруженных жезлами выставляли практически на всех городских перекрестках. Жезлов на всех постовых не хватало, и зачастую, регулировщикам приходилось собственноручно выпиливать из дерева, а потом красить.

В 30-е жезлы решили отменить вообще. Вместо жезлов милиционерам выдали белые перчатки, которые, по задумке властей, должны были быть ничуть не менее заметными. Но задумка как видно не прижилась…

27 апреля 1939 года “полосатые палочки” вернули на службу. Вступил в действие циркуляр Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР, который предусматривал введение специального черно-белого полосатого жезла, при помощи которого милиционеры должны были заниматься регулировкой на дорогах. Оказалось, что наше зрение устроено так, что именно черно-белый предмет на фоне буйства дневных красок скорее привлечет взгляд. А когда вокруг темно, все цветное становится серым, и единственное, что видно отчетливо – снова черно-белые предметы! Черно-белое зрение у человека гораздо острее цветного, видимо эта особенность перешла к нам от предков, выходящих ночами на охоту.

Но в 60-х годах гаишников опять оставили без жезлов! С 1961 по 1963 годы в Москве проводился эксперимент, в рамках которого «полосатых палочек» у милиционеров не было. Вместо них в форму добавили новые краги. Эксперимент признали успешным, и до 1969 года милиционеры опять регулировали движение только руками. Правда, потом жезлы все же вернули и на этот раз надолго.

Впоследствии жезл не раз пытались модернизировать, вставляя в него фанарик, свисток, ножик, компостер для пробивания дырок в правах и даже шокер. Все эти эксперименты не прижились, изменился лишь материал изготовления – теперь его делают из пластика.

Самый интересный музей жезлов ГИБДД находится в Курской области. Это — частная коллекция начальника Госавтоинспекции по Курской области полковника полиции Нарыкова Александра Викторовича. За годы службы ему удалось собрать свыше 40 различных жезлов, причем не только из России, но и из других стран. Некоторые из них похожи больше не привычное орудие дорожного полицейского, а световые мечи из фильма «Звездные войны». Но не надо этому удивляться — во многих странах Азии и Африки жезлы у регулировщиков красного цвета, в Европе предпочитают пользоваться жезлом с красным катафотом или фонарём на конце, а в Америке движение регулируют, как правило, вообще без жезлов.

i-fakt.ru

Ответы@Mail.Ru: Почему ЖЕЗЛ ГАИ черно-белый?

ЧЕРНЫЙ и БЕЛЫЙ цвета – это самые контрастные, следовательно, он лучше всего виден. По этой же причине и шлагбаумы и ограничители ЖД переездов окрашены также.

Чтобы был хорошо заметен

Впервые жезл был введен в 1909 году и пременялся в буквальном смысле для того, чтобы остановить коня на скаку (в начале 20 века ведь было гужевое движение) . Они были полностью белого цвета и 90 см в длину! Черно-белый жезл регулировщика появился у инспекторов дорожного движения в апреле 1939 года. 27 апреля 1939 года, согласно циркуляру Главного Управления Рабоче-Крестьянской Милиции НКВД СССР 55 введен черно-белый жезл регулировщика. Впервые он упомянут в “Инструкции постовому регулировщику уличного движения”. До этого времени постовой милиционер пользовался не черно-белым, а жезлом красного цвета с желтой ручкой, длиной 11 вершков (около 50 см) . Помещался в кожном чехле и носился постовым на ремне спереди, с левой стороны. В отличие от современных гаишников постовому 20-х годов запрещалось делать лишние движения: размахивать и крутить палочкой. Можно было только поднимать жезл и опускать его. При отсутствии светофоров, постовых выставляли практически на всех перекрестках, а жезлы пользовались огромным спросом – зачастую их не хватало. Порой инспекторам приходилось самим выстругивать деревянные «палочки» , а потом их красить. Между прочим, на «полосатую палочку» собрано целое досье. Хранится оно в фондах Центрального музея МВД России. Среди экспонатов встречаются и эксклюзивные. Особенно почетно было получить именной жезл, или «переходящий» . Их доверяли только отличившимся инспекторам. Как правило, на таком жезле были выгравированы портрет и имя героя, погибшего в неравной схватке с нарушителем. В архиве находится «Универсальный жезл для сотрудника ГАИ» , который разработал в 80-е годы подполковник милиции Арамаис Тоноян – начальник оперативного отдела МВД Аджарской АССР. У жезла Тонояна пластмассовый корпус, а вместо белых полосок – номера угнанных машин, а также номера телефонов отделов УВД и позывные спецслужб. В бескомпьютерные времена изобретение Тонояна заменяло целую базу данных ГАИ. Кроме того, Тоноян вмонтировал в жезл фонарик, компостер для пробивания талонов нарушителей, а в его ручку – свисток. источник <a rel=”nofollow” href=”http://blogs.mail.ru/mail/lenochka_net/tag/Жезл” target=”_blank”>http://blogs.mail.ru/mail/lenochka_net/tag/Жезл</a> регулировщика#7929B2F1E8203CA8

это как в жизни бывает белая полоса, а бывает черная. . так и у них в белая -куча денег, а черная -без денег)))

В честь телевизоров старых

Черное или белое, добро или зло, быть или не быть, оштрафовать или лишьть.

Контрастные цвета. чтоб лучше заметен был

ну наверное, потому что бы заметнее был, ведь это два можно сказать главных цвета, ну не будет же он розово-красным))))))))))))))

неа неа!! ! потому что им пох. . с кого бабло трясти=)) с черного или белого=)))

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *