Вибрирует двигатель – Вибрация двигателя на малых оборотах и холостом ходу: основные причины

Вибрация двигателя причины.

   Вибрация двигателя – еще одна из неприятностей, которые могут поджидать вас в процессе эксплуатации машины. При появлении вибрации ощущения от нахождения в автомобиле становятся не самыми приятными, кому понравится сидеть в машине, которая дрожит и дергается как будто сейчас помрет. Вообще появление ни с того ни с сего вибрации в двигателе как правило сигнализирует о выходе из строя каких либо деталей, то есть вибрация – это одно из последствий, создаваемых вышедшим из строя узлом или агрегатом двигателя.

Также вибрация может быть не постоянной и проявляться на определенном режиме работы двигателя, например вибрация на холостом ходу или на высоких оборотах коленвала, вибрация на холодном двигателе, исчезающая по мере прогрева или же на горячем двигателе. Причины возникновения вибрации в двигателе порой весьма таинственны, но все-таки объяснимы.

   Ниже будут описаны некоторые причины возникновения вибрации на некоторых режимах работы двигателя.

  • Появилась вибрация после замены коленвала – здесь все просто, обычно при сборке двигателя на заводе или на грамотном автосервисе при замене коленвала, производится его балансировка с маховиком и корзиной сцепления на специальном стенде, или аппарате, называйте как хотите. Все наверно обращались на шиномонтаж и видели как происходит балансировка колес, так вот, балансировка коленвала в принципе то же самое, только мастер не добавляет грузики, а наоборот, высверливает лишнее.
  • Вибрация в двигателе появляется если двигатель троит, почему он троит это отдельная история, а вот вибрация возникает из-за появления дисбаланса, вызываемого нерабочим цилиндром или цилиндрами. Как правило с устранением причин отказа цилиндра и нормализацией работы двигателя вибрация такого типа пропадает.
  • Опять же одна из причин – последствия полевого ремонта. Допустим вы где то на трассе или в поле, пускай у нас будет камаз. Едем мы себе спокойно и тут раз, моторро застучалло, мы быстро его глушим, надеясь на скромные последствия и шанс отремонтировать двигатель на месте. Двигатель разобрали, вал наждачкой теранули, шатуны и вкладыши поменяли, до дома доехать хватит, дома ничего делать не стали, а со временем стали замечать – появилась вибрация. Разный вес деталей ЦПГ может быть причиной дрожания двигателя и чем больше разница в весе, тем больше вероятность появления вибрации в двигателе.
  • Сломанный коленвал – вызовет такую вибрацию, что окуеть можно, случается такое правда очень редко.
  • Неправильно выставленные метки ГРМ станут причиной вибрации, так как нарушение фаз газообмена влечет за собой нестабильную работу цилиндров, но этот вариант стоит занести в тему почему двигатель троит.
  • Дополнительные балансировочные валы – устанавливаются на двигатели, предрасположенные к появлению вибраций с целью их гасить или снижать интенсивность. Такие валы применяли и применяют многие авто-производители иной раз это вполне оправданный ход, но в некоторых случаях их надобность сомнительна, почитайте про мой опыт ремонта двигателя мицубиси л300, там балансировочные валы пришли в негодность и поразбивали свои постели, однако в результате их полного удаления ничего страшного с двигателем не случилось, и он работает и по сей день без всяких вибраций. Еще как пример есть балансировочные валы на двух-цилиндровом двигателе оки, там они по меткам соединяются с коленвалом шестеренчатой передачей, и там они действительно нужны.
  • Подушки и кронштейны креплений двигателя – выполняют роль как фиксаторов двигателя, так и гасителя вибраций издаваемых двигателем. Как правило подушки двигателя изготавливаются из резины в качестве поглотителя вибраций, и небольшого количества металла, для соединения корпуса машины и двигателя. Бывает случается так, что в какой то момент при каких то обстоятельствах, подушка выходит из строя, то есть рвется резина или еще что нибудь. В этом случае двигатель теряет мягкое соединение с корпусом и его начинает потряхивать, как следствие – появление вибрации. Такая причина появления вибрации диагностируется легко, устраняется недорого.
  • Особенности строения двигателя и число цилиндров – влияют на уровень вибрации. Возьмем к примеру оппозитный двигатель, сам по себе он изначально подвержен довольно высокой степени вибрации, но если посмотреть на автомобили субару, которые комплектуются оппозитниками, то уровень вибрации в их салоне не сильно отличается от авто с рядным или V-образным двигателем. Достигается это при умелом подходе инженеров и наличии необходимых технологий. Оптимальным числом цилиндров считается 6, 12 и 16, при таком количестве горшков двигатель будет максимально уравновешен, по крайней мере так говорят дядьки инженеры которые учат людей в вузах.
  • Также для уменьшения вибраций двигателя производители моторов устанавливают на коленвал гаситель крутильных колебаний(ГКК). Такие ГКК используются в основном на больших мощных дизелях типа ЯМЗ-240, мерс D422, и сейчас стали ставить на камазы.

   В общем суть рассказа такова, сначала нужно определить источник вибрации, если двигатель троит, то устранять причину, если подушка оторвалась то менять. В общем искать причину и устранять. Здесь возможно описаны не все причины появления вибрации в двигателе, так что если вам есть что добавить или хотите что то спросить пишите в комментариях.

yamotorist.ru

Почему вибрирует двигатель? | Помощник слесаря

Последствия. Вибрация двигателя — еще одна из неприятностей, которые могут поджидать вас в процессе эксплуатации машины. При появлении вибрации ощущения от нахождения в автомобиле становятся не самыми приятными, кому  понравится сидеть в машине, которая дрожит  и дергается как будто сейчас помрет. Вообще, появление ни с того ни с сего вибрации в двигателе как правило сигнализирует о выходе из строя каких либо деталей, то есть вибрация — это одно из последствий, создаваемых вышедшим из строя узлом или агрегатом двигателя.

Также вибрация может быть не постоянной и проявляться на определенном режиме работы двигателя, например вибрация на холостом ходу или на высоких оборотах коленчатого вала, вибрация на холодном двигателе, исчезающая по мере прогрева или же на горячем двигателе. Причины возникновения вибрации в двигателе порой весьма таинственны, но все-таки объяснимы.

Любая вибрация, в том числе и на холостом ходу, очень вредна для автомобиля. Она не только доставляет неприятные ощущения водителю и пассажирам, но и отрицательно сказывается на общем состоянии машины. Постепенно в кузове появляются трещины, характеризующие усталость конструкции, может произойти самопроизвольное откручивание болтов и гаек. Такие неисправности часто приводят к непредсказуемым последствиям и вызывают аварийные ситуации.

При постоянной вибрации происходит быстрый износ двигателя, его приемистость будет намного меньше и не достигнет максимальных оборотов. Набивка коленчатого вала очень быстро разрушается, в результате чего вам грозит протекание масла. Также необходимо помнить об устранении не только самой вибрации, но и ее последствий. Специалисты рекомендуют производить постоянное подтягивание всех гаек и болтов, даже если они дополнительно зафиксированы с помощью проволоки или шплинтов. Любое соединение, затянутое очень туго, через некоторое время ослабевает. Таким образом, борьба с вибрацией двигателя играет решающую роль в обеспечении надежной, долговечной и безопасной эксплуатации автомобиля.

Причины. При нормальной работе стабильная частота вращения коленчатого вала холостого хода, в зависимости от типа двигателя, составляет от 800 до 1000 оборотов в минуту. Если это значение меньше нижнего предела, то двигатель просто заглохнет, а если оно будет превышать верхний предел, это приведет к перерасходу топлива, а узлы автомобиля будут усиленно изнашиваться.

Существуют основные причины, по которым появляется вибрация дизельного двигателя на холостых оборотах. Чаще всего, это явление возникает при неравномерной работе цилиндров. Наибольший отрицательный эффект заметен, когда двигатель троит, то есть в данной ситуации не работает один из цилиндров. При увеличении оборотов тряска может уменьшиться, однако мощность двигателя будет меньше номинальной. Вибрация возникает из-за появления дисбаланса, вызываемого нерабочим цилиндром или цилиндрами. Как правило, с устранением причин отказа цилиндра и нормализацией работы двигателя вибрация такого типа пропадает. Решение в такой ситуации только одно — срочно устранять отказ неисправного цилиндра, потому что такой недостаток не только создает неприятные вибрации, но и способствует износу деталей, так как топливо не сгорает внутри, а лишь смывает смазку, а также ускоряет закоксовку всего мотора.

Другая достаточно распространенная причина вибрации – неправильно закрепленный двигатель. Очень часто это связано с износом подушек или слишком жесткими элементами крепления. Подушки и кронштейны креплений двигателя — выполняют роль как фиксаторов двигателя, так и гасителя вибраций издаваемых двигателем. Как правило подушки двигателя изготавливаются из резины в качестве поглотителя вибраций, и небольшого количества металла, для соединения корпуса машины и двигателя. Бывает случается так, что в какой то момент при каких то обстоятельствах, опора двигателя выходит из строя, то есть рвется резина или еще что нибудь. В этом случае двигатель теряет мягкое соединение с корпусом и его начинает потряхивать, как следствие — появление вибрации. Такая причина появления вибрации диагностируется легко, устраняется недорого.

В любом случае, чтобы избежать неприятных ощущений, необходимо принимать меры, проводить ремонтные и регулировочные работы. Узнать недостатки в креплении мотора можно вместе с помощником. Вам нужно открыть капот и попеременно включать нейтральную передачу, заднюю и переднюю, а помощник должен обратить внимание на положение двигателя в эти моменты.

Этим самым вы разгружаете поочередно специальные подушки, удерживающие мотор. При каждом переключении он будет отклоняться в разные стороны, в идеале на одинаковый угол. Если в какую-то сторону он завалится больше обычного, значит, в том месте нужно заменить опору двигателя, возможно, она вовсе разрушена. К тому же, может вовсе не двигатель стал причиной вибраций, а какие-то детали, подходящие к нему, потому что при заваливании мотора они соприкасаются со стенками кузова.

Кроме основных причин вибрация дизельного двигателя на холостых оборотах может быть сопряжена и с другими факторами. На его нестабильную работу очень часто влияют узлы и агрегаты, связанные с подачей топлива, которые сильно загрязнены. Это вызвано, чаще всего, примесями, содержащимися в воздухе и бензине, которые попадают через сетку фильтров данных узлов; в смесь газа и жидкости может также попасть вода.

Появилась вибрация после замены коленвала — здесь все просто, обычно при сборке двигателя на заводе или на грамотном автосервисе при замене коленвала, производится его балансировка с маховиком и корзиной сцепления на специальном стенде. Все наверно обращались на шиномонтаж и видели как происходит балансировка колес, так вот, балансировка коленвала в принципе то же самое, только мастер не добавляет грузики, а наоборот, высверливает лишнее. Опять же одна из причин — последствия полевого ремонта. Разный вес деталей цилиндро-поршневой группы может быть причиной дрожания двигателя и чем больше разница в весе, тем больше вероятность появления вибрации в двигателе. Неправильно выставленные метки ГРМ также станут причиной вибрации, так как нарушение фаз газообмена влечет за собой нестабильную работу цилиндров, но этот вариант стоит занести в тему почему двигатель троит.

ЧТО МОЖНО ОТРЕГУЛИРОВАТЬ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ВИБРАЦИИ ДВИГАТЕЛЯ НА ХОЛОСТЫХ ?
Для регулировки холостого хода используется несколько узлов и агрегатов, установленных в автомобиле. В первую очередь, это инжектор или карбюратор, входящие в топливную систему, производящие смесь топлива и воздуха. Кроме того, регулируется топливный насос, проверяются механические или электронные датчики, регулятор топливного давления и другие элементы двигателя.

Следует помнить, что количество оборотов зависит от степени открытия заслонки дросселя, регулирующей подачу воздуха, а также от действия клапана холостого хода, подающего воздух независимо от дросселя.

Газета “Автодвор” за август 2015

офф. сайт http://avtodvor.com.ua

informationsunami.ru

Вибрация двигателя на холостых оборотах

Холостыми называют обороты, при которых на коленчатый вал двигателя приходится минимальная часть нагрузки. Примером такой работы мотора можно считать, когда сцепление выключено (нагрузки на валу нет) или когда оно включено, а коробка передач установлена в положение «нейтральная передача» (в этом случае передается самая часть нагрузки). Холостые обороты в полной мере могут отображать общую картину состояния двигателя, а потому, оценивая какие-либо неисправности, мотор запускают именно в этом режиме. Сегодня постараемся разобраться, из-за чего происходит вибрация двигателя на холостых оборотах, каковы последствия данной неисправности и как в этом случае производится ремонт.

Основные причины вибрации мотора

Холостые обороты двигателя на всех автомобилях четко стандартизируются. В большинстве случаев они составляют от 800 до 1200 оборотов в минуту. Эта цифра зависит от типа, объема и прочих особенностей двигателя, а также от климатических условий эксплуатации. Кроме того, данный режим работы двигателя должен быть полностью стабилен. Дело в том, что при повышении оборотов расход топлива значительно увеличится, а износ многих деталей может достигнуть критической отметки.

Теперь пора понять, из-за чего происходит вибрация двигателя. Прежде всего, это связано с плохой работой одного или нескольких цилиндров. К примеру, если в 1 цилиндре происходит неполное сгорание топлива, не происходит совсем или туда подается неправильная смесь топлива, то поршень начинает двигаться по инерции и нарушает баланс коленчатого вала. Следовательно, он начинает вибрировать, и эта реакция отражается на самом двигателе. Ниже будут перечислены распространенные причины плохой работы двигателя, а далее мы расскажем о том, что нужно делать в этом случае.

  • Система зажигания. Многие водители, в первую очередь, проверяют именно ее. Существует такое понятие: двигатель «троит». Это означает, что он вибрирует из-за одного неработающего цилиндра. Такое бывает, когда свеча зажигания приходит в негодность. Убедиться в этом можно, если резко нажать на педаль газа – в выхлопной системе можно услышать характерный прострел.

Чтобы это узнать, необходимо запустить двигатель и поочередно вытаскивать высоковольтные кабели из контактных выводов свечей. Если свеча оказывается исправной, то мотор начнет резко терять обороты и даже глохнуть. В обратном случае, когда при демонтаже кабеля, поведение мотора не меняется или меняется незначительно, то вы обнаружили неисправную свечу зажигания.

  • Система питания. Самая длинная и емкая проблемка. Проверку системы питания начинают с исправности всех фильтрующих элементов. К ним относятся топливные фильтры и воздушный. Все они должны быть чистыми и пригодными к дальнейшей эксплуатации. Далее необходимо проверить подкачивающее устройство или бензонасос. На автомобилях с карбюраторным двигателем делается это достаточно просто – при неисправном насосе, топливо вовсе не будет выходить через его шланг, а значит, его не будет в фильтре и мотор, скорее всего, заглохнет через полминуты.

  • Следующим на очереди является карбюратор. Его неправильная регулировка в обязательном порядке приводит к некачественному смесеобразованию, а значит, бензин и воздух будут дозироваться неправильно, что приведет к плохой работе цилиндров, и как следствие – вибрации.

Инжекторный двигатель тоже не является исключением. В нем проверяют работу форсунок и уровень их загрязненности. Кроме того, источником резкого увеличения холостых на инжекторе может быть сам контроллер, прошивка которого была повреждена.

  • Крепление двигателя. Если под мотором установлены неправильные или затянутые слишком слабо, то это становится третьей причиной повышенной вибрации двигателя.
  • Наверняка двигатель еще не прогрет. Перед началом движения принято прогревать двигать двигатель, то есть дать ему поработать без нагрузки. Не исключено, что в это случае он будет работать неравномерно.

Почему вибрация двигателя вредна?

Сама по себе вибрация – это признак неисправности двигателя. Если он вибрирует, значит, одна из систем работает неправильно, а двигатель – это совокупность данных систем, где все взаимосвязано. Это значит, что неисправность одного, приводит к неисправности другого. Так, например, работа двигателя на трех цилиндрах, изнашивает поршень, шатун и становится причиной перегиба коленчатого вала. Кроме того, на карбюраторных двигателях из-за этого и вовсе может поменяться угол опережения зажигания и тогда завести автомобиль после такого будет просто невозможно.

Помимо этого, вибрация плохо влияет на состояние кузова в целом. Самыми первыми страдают пластиковые элементы салона, которые расхлябываются и при езде по неровным дорогам начинают издавать неприятный стук и треск. При достаточно долгой вибрации есть риск повредить лакокрасочное покрытие автомобиля. Оно попросту отходит от долгой тряски и тогда кузов быстро подвергается неблагоприятным воздействиям коррозии.

Как избавиться от вибраций двигателя?

  • Чтобы решить проблему, связанную с неблагоприятными воздействиями вибрации, необходимо вначале установить подушки двигателя, предусмотренные заводом-изготовителем. Помимо правильного подбора, их нужно хорошо затянуть.
  • Далее производится настройка системы зажигания. Для карбюраторных автомобилей это не сложный процесс и инструкций по его проведению можно найти у на сайте. После того, как зажигание будет настроено правильно, подбираются качественный свечи и высоковольтные кабели. Что касается инжекторных двигателей, то он сам настроен зажигание при правильно установленном программном  обеспечении.
  • Далее на очереди система подачи топлива. Вначале нужно убедиться в чистоте всех фильтров и при необходимости заменить их. Далее происходит регулировка карбюратора. Для каждой модели устройства она выполняется индивидуально в соответствии с инструкциями.
  • Если ваш автомобиль оснащен инжекторным двигателем, то вопрос решается установкой нового программного обеспечения и чисткой форсунок. 

vipwash.ru

Причины вибрации двигателя на холостом ходу и под нагрузкой

Сильные вибрации двигателя вызывают не только дискомфорт вождения, но и свидетельствуют о неисправностях. С чем связано это явление, как его устранить?

Существует несколько причин трясения. Одной из них является то, что в цилиндрах сгорает разное количество горючего. Это происходит из-за использования некачественного топлива, низкой компрессии, при неисправных свечах зажигания. Также дрожания могут возникать при различных режимах работы мотора. На некоторых автомобилях подобное наблюдается в тот момент, когда мотор холодный. При запуске двигателя на холостых оборотах машина вибрирует, но после прогрева неприятность исчезает.

Как устранить вибрацию двигателя

Для начала нужно узнать, все ли цилиндры работают. Для этого нужно заглушить мотор и по очереди отсоединять свечные провода. Если цилиндр работает, то обороты при отсоединении провода будут снижаться. Но такой метод проверки может привести к выходу из строя коммутатора.

Соблюдайте правила безопасности! Вы не получите удар током если будете держать высоковольтный провод пассатижами.

В некоторых случаях, если увеличить обороты, вибрация пропадет. Это происходит за счет того, что в работу вступают другие механизмы. Маловероятно, что все они одновременно выйдут из строя. Как правило, содрогание связано с перебоями в подаче топлива и системой зажигания.

Возникновение вибрации возможно из-за подушек и кронштейнов крепления мотора. Они не только фиксируют двигатель, но служат в качестве гасителя колебаний. Амортизирующие подушки изготовлены из резины, а их крепления – из металла. Резина может быстро износиться – между креплением двигателя и корпусом пропадает мягкое соединение, возникают вибрации. Эта поломка довольно быстро и недорого устраняется.

В поддержанных автомобилях вибрации появляются намного чаще. Причиной может быть бедная смесь. В этом случае слышны хлопки в карбюраторе и в глушителе. В этих случаях будут присутствовать колебания мотора, а также трудности при холодной запуске. Чтобы избавиться от этой проблемы, нужно установить и устранить причину образования бедной смеси.

Не затягивайте с обращением в автосервис, если двигатель постоянно трясется, а вы не можете установить причину. При постоянных вибрациях детали мотора быстро изнашиваются, что может впоследствии привести к более серьезным неприятностям.

Автор: Виталий Овезов

Похожие записи:

www.otvetimpochemy.ru

Как устранить вибрацию электродвигателя – ООО «СЗЭМО Электродвигатель»

Вибрация электродвигателя приводит к быстрому износу подшипников и снижает надежность агрегата. Вибрирующий ротор подвергает подшипники ударным и толчковым нагрузкам, следствием чего могут быть:
  • нарушение масляной пленки;
  • подплавление баббита;
  • появление сколов и трещин на баббите;
  • разрыв сепараторов подшипников качения;
  • снижение технологических свойств металла;
  • излом/изгиб вала;
  • повреждение фундамента и опорной рамы;
  • отрыв бочки ротора от вала;
  • появление трещин в торцовой крышке и станине статора;
  • преждевременный износ изоляции обмоток.

Причины вибрации двигателей

Специалисты условно делят причины вибрации на 2 группы. К первой относятся:
  • Некорректная центровка механизма и движка.
  • Дефекты подшипников рабочего устройства.
  • Дефекты соединительной муфты (износ частей, несоосность отверстий под пальцы, дисбаланс пальцев и полумуфты).
  • Дисбаланс ротора рабочего механизма, чаще всего спровоцированный износом лопаток.
  • Недостатки фундамента – разрушенный бетон, обрыв сварки на жесткой раме, ошибки при креплении двигателя.
Во вторую группу входят:
  • Дисбаланс ротора и двигателя.
  • Излом/изгиб вала ротора.
  • Трещины в короткозамкнутой обмотке ротора.
  • Обрыв стержней обмотки ротора.
  • Отделение бочки ротора от вала.
  • Слишком большой зазор в подшипниках скольжения.
  • Разрушение подшипников качения.
  • Слабое крепление узлов двигателя.
Обычно причиной вибрации становятся сразу несколько пунктов из вышеперечисленных. Величина вибрации замеряется вибрографом или виброметром.

Как устранить вибрацию электродвигателя

Прежде чем решать, как устранить вибрацию электродвигателя, необходимо точно установить ее причину. Проверьте, надежно ли закреплен агрегат, не нарушена ли сварка частей фундаментной рамы, не разрушен ли бетон фундамента. При включенном движке определите на ощупь и сравните вибрацию лап, болтов крепления и рамы около лап. Положите палец на стык лапы и болта. Если вы чувствуете, что лапа двигателя вибрирует сильно, а болт вибрирует незначительно или совсем не вибрирует, а при работе они смещаются относительно друг друга, причина – недостаточная затяжка болта. При вибрации лапы и болта проверьте тем же способом разницу вибрации на стыках:
  • рамы и лапы;
  • вертикальной части рамы и верхней полки;
  • верхней и нижней полок и ребра жесткости;
  • фундамента и нижней полки рамы.
Также на нарушение прочного сопряжения деталей указывают брызги масла или пузыри в местах стыков. Разъедание бетона маслом является причиной нарушения сопряжения между фундаментом и рамой. В этом случае остановите движок и удалите весь пропитанный бетон (даже тот, что на вид сохраняет прочность), затем замените его свежим. При отсутствии видимых дефектов крепления агрегата и рабочего устройства, рамы, фундамента, рассоедините муфту между рабочим механизмом и двигателем и запустите движок на холостом ходу. Если вибрации нет, причина может быть в нарушении центровки, износе полумуфт и/или пальцев, дисбалансе приводного устройства. Вибрация на холостом ходу указывает на дефекты электродвигателя. Отключите его от сети и посмотрите, исчезнет ли вибрация сразу после этого. Если она исчезла – зазор между статором и ротором неравномерен, и его нужно выровнять. Когда двигатель, запущенный на холостом ходу, вибрирует очень сильно, причины могут быть две – либо неравномерный зазор, либо (если зазор равномерен) обрыв стержня ротора. Во втором случае обмотку ротора необходимо отремонтировать. Если после отключения от сети вибрация пропадает не сразу, а постепенно снижается, проверьте баланс ротора. К его неправильному балансу могут привести:
  • неуравновешенность полумуфты;
  • смещение обмотки;
  • изгиб вала или трещины на нем;
  • отрыв бочки ротора от вала.
Снимите полумуфту и запустите двигатель без нее. Если после этого он работает нормально, значит, полумуфта не сбалансирована. Установите ее на оправку и проточите на токарном станке по всей наружной поверхности. При вибрации агрегата со снятой полумуфтой выньте ротор и проверьте его на предмет отсутствия дефектов на валу и надежности крепления роторной бочки. Если дефектов не обнаружено, отбалансируйте ротор на станке. Дефекты подшипников качения определяются по уровню производимого ими шума и нагреву. Проблема решается заменой подшипников. Дефекты соединительной муфты, являющиеся причиной вибрации, чаще всего вызваны:
  • неуравновешенностью полумуфт;
  • разным весом пальцев;
  • несоосностью отверстий полумуфт;
  • неравномерным износом пальцев;
  • сильным износом мягких шайб.
Взвесьте пальцы и пару, имеющую одинаковый вес, установите в противоположные отверстия полумуфт. На сработавшихся пальцах замените кожу или резину. Замените полумуфты с несоосными отверстиями.

www.szemo.ru

Определение и устранение причин вибрации электродвигателя

Ремонт электродвигателей в городах: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Самара, Челябинск, Пермь, Казань, Красноярск

Повышенная вибрация резко снижает надежность электродвигателя и прежде всего, опасна для его подшипников.

Под воздействием толчковых, ударных нагрузок от вибрирующего ротора в подшипниках скольжения может нарушиться масляная пленка и наступить подплавление баббита. В некоторых случаях в баббите появляются трещины и сколы. В подшипниках качения быстро развиваются усталостные явления металла, появляются трещины, выбоины на рабочих поверхностях качения, разрываются сепараторы.

От воздействия вибрации может также наступить изгиб или излом вала, бочка ротора — оторваться от вала, появиться трещина в станине статора или в торцовой крышке, повредиться опорная рама и фундамент.

Повышается и ускоряется износ изоляции обмоток.

Поэтому согласно «Правилам технической эксплуатации электростанций и сетей» вертикальная и поперечная составляющие вибрации (среднее квадратическое значение виброскорости или удвоенная амплитуда колебаний), измеренные на подшипниках электродвигателей, сочлененных с механизмами, не должны превышать значений, указанных в заводских инструкциях.

При отсутствии таких указаний в технической документации вибрация подшипников электродвигателей, сочлененных с механизмами, не должна быть выше следующих значений:

Синхронная частота вращения, об/мин……………… 3000 1500 1000 750 и менее
Удвоенная амплитуда колебаний подшипников, мкм 30 60 80 95

Для электродвигателей, сочлененных с углеразмольными механизмами, дымососами и другими механизмами, вращающиеся части которых подвержены быстрому износу, а также для электродвигателей, сроки эксплуатации которых превышают 15 лет, допускается работа агрегатов с повышенной вибрацией подшипников электродвигателей в течение времени, необходимого для устранения причины повышения вибрации.
Нормы вибрации для этих условий не должны быть выше следующих значений:

Синхронная частота вращения, об/мин……………..3000 1500 1000 750 и менее

Удвоенная амплитуда колебаний подшипников, мкм 50 100 130 160

Вибрация, превышающая норму, должна быть устранена. Но для этого нужно знать ее причину.
Причинами вибрации, которые условно разделяются на две группы, могут быть следующие.

Первая группа

1. Неправильная центровка электродвигателя с механизмом.
2. Неудовлетворительное состояние соединительной муфты: износ пальцев, сухариков, зубцов, несоосность отверстий под пальцы в полумуфтах, небаланс полумуфты или пальцев.
3. Небаланс ротора приводимого механизма, особенно часто встречающийся у дымососов и вентиляторов вследствие износа лопаток.
4. Дефект подшипников приводимого механизма.
5. Дефекты фундамента и фундаментной рамы: разрушение бетона маслом, обрыв сварки на ребрах жесткости рамы, плохое крепление двигателя к раме после центровки и т. д.

Эта группа причин должна устраняться персоналом, ремонтирующим приводимый механизм, за исключением, пожалуй, устранения дефекта в сварке рамы под электродвигателем, если она одновременно не является рамой механизма.

Вторая группа

1. Небаланс ротора электродвигателя.
2. Образование трещин и обрыв стержней коротко замкнутой обмотки ротора от кольца.
3. Отрыв бочки ротора от вала.
4. Изгиб или излом вала ротора.
5. Слабое крепление отдельных деталей электродвигателя (подшипников, торцовых крышек).
6. Недопустимо большой зазор в подшипниках скольжения, дефекты подшипников качения.

Эта группа причин устраняется персоналом, ремонтирующим электродвигатели.
На практике вибрация иногда вызывается не одной, а несколькими причинами.
При обнаружении повышенной вибрации подшипников электродвигателя желательно замерить ее виброметром или вибрографом, чтобы знать истинную величину.

Не отключая двигателя, следует проверить, не являются ли причиной вибрации слабое закрепление двигателя, нарушение сварки элементов фундаментной рамы или разрушение бетона фундамента. Для этого на ощупь определяют и сравнивают вибрацию лап электродвигателя или стульев его подшипников, болтов, крепящих электродвигатель, и рамы вблизи лап.

При недостаточной затяжке болта вибрирует только лапа двигателя, а болт не вибрирует или вибрирует незначительно.

Лучше всего разницу в вибрации можно заметить, приложив палец на стык двух сопрягаемых деталей, в данном случае на стык болта и лапы. При нарушении прочного сопряжения между ними вибрация вызывает перемещение одной детали относительно другой, и палец легко обнаружит это.

Если вибрирует и болт, то указанным способом проверяется, нет ли разницы в вибрации на стыке между лапой и рамой, между верхней полкой и вертикальной частью рамы, между ребром жесткости и верхней и нижней полками, между нижней полкой рамы и фундаментами и т. д.

Иногда нарушение прочного сопряжения между деталями обнаруживается также по появлению мелких пузырей, а при сильной вибрации — и мелких брызг масла в месте стыка.
При обнаружении дефекта в сопряжении между рамой и фундаментом, появляющегося чаще всего из-за разъедания бетона маслом, весь пропитанный бетон, в том числе и пока сохранивший прочность, должен быть удален и заменен свежим. На время схватывания бетона агрегат должен быть остановлен и выведен из резерва.

Если дефектов в фундаменте, раме, креплении электродвигателя и его торцовых крышек, креплении приводимого механизма не обнаружено, следует рассоединить муфту между электродвигателем и механизмом и запустить электродвигатель в работу на холостом ходу.
Если в момент пуска и на холостом ходу электродвигатель работает без вибрации, то причину вибрации следует искать в нарушении центровки, износе пальцев или самих полумуфт или появлении небаланса в приводимом механизме.

Если же электродвигатель вибрирует и на холостом ходу, то причина вибрации находится в самом электродвигателе. В этом случае следует проверить, не исчезает ли вибрация сразу же после отключения электродвигателя от сети. Исчезновение вибрации сразу же после отключения от сети указывает на наличие неравномерного зазора между ротором и статором. Для устранения вибрации, вызванной неравномерным зазором, следует принять меры к его выравниванию.

Сильная вибрация электродвигателя при пуске на холостом ходу указывает на неравномерный зазор или на обрыв стержня в обмотке ротора. Если зазор равномерен, то причина вибрации только в обрыве стержня ротора. Вибрация в этом случае устраняется путем ремонта обмотки ротора.

Если вибрация электродвигателя, отсоединенного от механизма, после отключения от сети пропадает не сразу, а снижается по мере снижения числа оборотов, то причина вибрации — в небалансе ротора из-за неуравновешенности полумуфты, изгиба или появления трещины на валу, смещения обмотки, отрыва бочки ротора от вала. В этом случае полезно снять полумуфту и электродвигатель запустить без нее. Нормальная работа электродвигателя указывает на небаланс полумуфты. Такую полумуфту необходимо установить на оправку и проточить по всей наружной поверхности на токарном станке.

Если же и после снятия полумуфты вибрация осталась, ротор должен быть вынут и проверен на отсутствие дефектов на валу и в креплении на нем роторной бочки. При отсутствии дефектов ротор должен быть подвергнут динамической балансировке на станке. Статическая балансировка ротора на ножах в данном случае не поможет, и поэтому производить ее не следует.

Повышенные зазоры в подшипниках скольжения сами по себе вибрацию не вызывают. Если нет других причин вибрации, то и при больших зазорах электродвигатель, особенно на холостом ходу, будет работать нормально. Но если появятся другие причины вибрации, то величина ее при больших зазорах будет значительно выше, чем при допустимых зазорах. Поэтому если электродвигатель вибрирует только под нагрузкой и определить причину вибрации не удается, то следует принять меры к уменьшению зазора в подшипниках путем их перезаливки.

Вибрация электродвигателя по причине дефектности подшипников качения обнаруживается легко. Дефектный подшипник сильно шумит, греется. Его необходимо заменить и только потом продолжить выяснение причины вибрации, если она осталась.

Дефектами соединительной муфты, вызывающими вибрацию, являются неуравновешенность полумуфт, несоосность отверстий в полумуфтах более чем на 1 мм неодинаковость веса пальцев, неравномерный износ их или износ мягких шайб до такой степени, что пальцы касаются сталью отверстий в полумуфтах. Если есть разница в весе, то каждые два пальца, имеющие одинаковый вес, устанавливаются в противоположные отверстия полумуфт.

Все сработавшиеся пальцы должны быть восстановлены заменой кожи или резины. Полумуфты, имеющие несоосность отверстий, должны быть заменены.

Подробнее, о вибрации и шуме электрических машин, читайте здесь.

Источник: С.А. Мандрыкин. Ремонт электродвигателей.

    Рекомендованные материалы:
  1. Причины возникновения повышенного уровня шума в двигателях
  2. Перегрев обмотки статора асинхронного электродвигателя
  3. Перегрев обмотки ротора АД
  4. Обрыв в обмотках АД
  5. Искрение щеток машины постоянного тока
  6. Пониженный вращающий момент АД
  7. Неисправности подшипников электрических машин
  8. Подшипниковые токи и способы их устранения
  9. Работы по ТО и ремонту электрических машин
Помощь студентам

electrichelp.ru

Вибрации двигателя – причины и способы устранения

На этот раз поговорим о вибрациях двигателя – еще об одной из тех неприятностей, которые в процессе эксплуатации Вашей машины могут Вас поджидать. Когда появляются вибрации, то ощущения людей от их нахождения в автомобиле становятся отнюдь не самыми приятным и невыносимыми, ведь кому понравится сидеть в автомобиле, который дрожит постоянно и дёргается так, как будто помрет сейчас. Вообще-то появление вибрации ни с того ни с сего в двигателе авто, как правило свидетельствует о выходе из строя каких либо узлов, деталей, то есть вибрация – является одним из последствий, которые создаются вышедшим из строя каким-нибудь узлом или агрегатом мотора.

Бывают также и вибрации, которые могут быть непостоянной, они на определенном режиме работы «дрыгателя» проявляться, к примеру, вибрация на «холостых», или наоборот, на высоких оборотах, или вибрации на ещё непрогретом, холодном двигателе, и все они исчезают по мере прогрева или же на горячем моторе. Хотя причины появления вибрации в двигателях иногда довольно таинственны, однако все-таки объяснимы, и мы попытаемся здесь разобраться.

Итак, ниже описываются некоторые причины появления вибрации при некоторых режимах работы двигателей

Начнём:

*  Если появились вибрации после замены коленвала, то здесь все очень просто, как правило, при сборке моторов на заводе или на грамотном автосервисе при замене коленвала, производят его балансировку с маховиком и корзиной сцепления, которая происходит на специальном аппарате, или стенде, можете называть, как хотите. Наверно все обращались к услугам  шиномонтажников, и наблюдали за тем, как производят балансировку колес, так вот, в принципе балансировка коленвала аналогичная процедура, только в этом случае специалист уже грузики не добавляет, а наоборот, лишнее высверливает.

*  Далее, если вибрации в двигателе появляются, когда он троит, и почему он троит это уже другая, отдельная история – можно найти у нас соответствующую тему, а вот вибрации возникают из-за возникновения дисбаланса, который вызывается нерабочим цилиндром или цилиндрами. После устранения причин отказа цилиндра и возвращения работы мотора в норму, как правило, вибрации такого типа пропадают.

*  Ещё одна причина, опять же – это последствия корявого, полевого ремонта. К примеру, Вы находитесь где-то на трассе или в поле, и пусть у нас будет «подопытный» КамАЗ. Так вот, спокойно едем мы себе, и тут раз, моторчик застучал, мы его быстро глушим, надеясь на шанс на месте отремонтировать мотор или хотя бы скромные последствия. Итак, двигатель разобрали, теранули наждачкой вал, поменяли шатуны да вкладыши, вроде доехать до дома хватит, но ничего делать дома не стали, а со временем начали замечать – появились вибрации. Разный вес деталей ЦПГ может стать причиной дрожания мотора и разница чем больше в весе, тем вероятность появления очагов вибраций в двигателе становится больше.

*  Некорректно выставленные метки ГРМ запросто могут стать причиной вибраций, ибо нарушение фаз газообмена за собой влечет нестабильную работу цилиндров, однако этот вариант стоит опять же занести в тему, почему троит двигатель.

*  Сломанный коленвал – в состоянии вызвать такую вибрацию, до невозможности, правда, такое случается редко довольно.

*  Ещё одна причина, это дополнительные балансировочные валы – те самые, которые производители устанавливают на двигатели, у которых есть предрасположенность к появлению вибраций, с целью их устранить или хотя бы их интенсивность снижать. Например, четырёхцилиндровый, неважно легкосплавный или тем более тяжёлый дизель, когда имеет объём больше, чем 2 или 2,1литра, то в силу особенностей их конструкции хочешь того или нет, когда больше 6.000-6.500 оборотов в минуту, а у дизелей более 4.000-4.300  на тахометре, то начнутся вибрации! И поэтому, например, например Тойота или Мазда гордо и почти хвастливо заявляют, что скажем у 2,4литрового Авенсиса, или 2,5литровой Мазды-Шесть ход почти как у рядного  шестицилиндрового! То есть, работа мотора почти без вибраций, ни на холостых, ни на «верхах» мотора, и они почти правы! А про трёх- и тем более двухцилиндровой техники вообще промолчу, там уже неважно какой объём, тип, количество оборотов – по любому эти валы необходимы – ибо такие моторчики без подобных валов работают как «вибратор» на мобильном, только в роли телефона выступает вся машина…

Так что, такие валы начали когда-то применять, и ныне с успехом применяют множество авто-производителей. Это и впрямь, иной раз вполне оправданный ход, однако, всё же в определённых случаях их «нужность» сомнительна – об этом почитайте в статье на сайте, где мастер делится своим опытом ремонта мотора Мицубиси Эл300. Там балансирвалы вышли из строя  и поразбивали заодно свои постели, однако в результате их устранения из мотора, как ни странно, с двигателем ничего страшного не случилось, и он по сей день работает без всяких там вибраций. И всё же они помогают, когда на больших оборотах и скоростях машины мчатся на трассе, но тот Эл300 и многие подобные машины в таких режимах не гоняют, так что ход с удалением балансирвалов в этом случае сойдёт. Еще как пример стоит отметить балансир.валы на двухцилиндровом моторчике Оки объёмом 649 или 749 кубиков – они являются своеобразными половинками-производными от восьмёрочных 1,3 и 1,5литровых моторов, соответственно. Так вот, там они соединяются с коленвалом по меткам посредством шестеренчатой передачи, и там они действительно нужны – ибо два цилиндра это далеко не четыре, как на Эл300. Интересный факт, самое малое количество цилиндров стабильно работающего мотора – четыре, а дальше, чем больше, тем лучше. Правда, всё же десяти- и тем более пятицилиндровые нуждаются в таких валах, в отличие от отлично сбалансированных по умолчанию «шестёрок», тем более «восьмёрок», не говоря уж про шикарную работу «Ви-Двенадцать»!

*  Подушки и кронштейны двигательных креплений – выполняют функции, как фиксаторов мотора, так и гасителя вибраций, издаваемых самим двигателем. Подушки двигателя, как правило, изготавливаются из резины, которые выполняют роль поглотителя вибраций, и небольшого количества металла, чтобы соединять корпуса двигателя  и машины. Бывает, порой случается и так, когда в какой-то момент, при определённых обстоятельствах, подушка может из строя выйти, то есть резина рвется или еще что-нибудь в этом роде. В таком случае мотор теряет с корпусом мягкое соединение и его начинает жутко потряхивать, и как следствие – появляются вибрации. Диагностируется данная причина появления вибрации легко, да и его устранение стоит недорого.

*  Как говорилось ранее, особенности строения двигателя и тем более количество его цилиндров – прямо влияют на уровень вибрации. О количестве цилиндров мы говорили, а теперь рассмотрим их конфигурации, типы. К примеру, возьмем оппозитные двигатели, хот они сами по себе изначально подвержены довольно высокой степени вибрации, но если посмотреть на почти все модели Субару, которые снабжаются оппозитники, то в их салоне уровень вибрации не сильно отличается от авто с «рядниками» или «V-образниками». В чём же дело? Это достигается при умелом подходе субарувцев и наличии необходимых высоких технологий. Также, как говорилось, оптимальным количеством цилиндров считается 6, 12 и 16 (восьмёрки лишь ненамного уступают им). Так вот при таком количестве поршней мотор будет уравновешен максимально, как это возможно, по крайней мере, так гарантируют дяди производители и инженеры, которые людей учат в вузах. Хотя, кто хоть раз ездил, скажем на любом шестицилиндровом БэЭмВэ, Ауди, или на Шестисотом с V12, сразу увидят – вот это работа – и спортивности хватает, и благородности в их звучании, а на низах почти вибрации полностью устранены!

*  И последнее, также с целю уменьшения вибраций мотора производителями моторов на коленвал устанавливается гаситель крутильных колебаний (или же сокр. ГКК). Они применяются в основном на огромных сверхмощных дизелях, скажем как ЯМЗ-240, Мерседес D422, а сейчас ещё стали ставится на КамАЗы.

В общем, суть данного рассказа состоит в том, что сначала необходимо «вычислить» сам источник вибрации, и если мотор троит, то причину устранять, а если оторвалась подушка то менять её. Так что, искать и устранять причину. Здесь вероятно описаны не все потенциальные причины появления вибраций в двигателях, и если у Вас есть что добавить, или что-то хотите спросить, то пишите ниже, в комментариях. Удачи.

  • < Назад
  • Вперёд >

autosteam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *