Великорецкий крестный ход отзывы паломников – Как мы на крестный ход ходили. Отзывы участников ВКХ 2018

Великорецкий крестный ход. Впечатления журналиста. Часть первая.

Были и те, кто, боясь за меня, говорил: «Может, не надо? Там ведь будет тяжело. Зачем эти муки? А ночевать где? А рюкзак какой тяжелый! А кто там рядом пойдет – неизвестно». От этих слов подступали слабость и страх, и приходилось душить их прямо-таки голыми руками.

Великорецкая икона свт. Николая Чудотворца

Начались страдания. Было не по себе. Пугала, прежде всего, неизвестность. Мухи отлично превращались в слонов. Кроме того, за несколько дней до хода, 30 мая, у меня приключилась маленькая жизненная неурядица. Ну как маленькая. Я потеряла сон и аппетит и, усилием воли поднимая себя каждое утро с кровати, невольно думала: «А как же я пойду? У меня и сил-то нет».

Нужно получить благословение перед ходом. Я поехала в храм святителя и чудотворца Николая у нас в Ижевске, и там все отнеслись ко мне очень тепло, с одобрением. Конечно, хотелось каждого отвести в сторонку и доверительно сообщить: «Вы не думайте, это я для вида храбрюсь, а на самом деле мне очень страшно!» Но служители продолжали вести себя как ни в чем не бывало. Освятили иконку, которую каждый паломник берет с собой. Напоили чаем. Так я и подумала, что, может, это и не совсем безумная затея. Может, даже и дойду. А потом отец Георгий Харин благословил меня на крыльце своей маленькой церкви. И стало ясно, что обратного пути теперь, кажется, вроде бы, вероятно, скорее всего, совсем нет.

В течение года я потихоньку собирала экипировку; хочу сказать всем, кто помог мне словом и делом, спасибо. Я и морально собиралась год. Хотя бывает по-разному. На первом привале в ходу одна девушка мне сказала, что три дня назад решила, – и вот идет.

На самом деле не знаю, что позвало меня в Великорецкий крестный ход, что было первопричиной, первым душевным движением. Но как-то устроилось, что вечером 2 июня я села в поезд и поехала.

День первый, 3 июня

В пять утра поезд прибывает в Киров.

А в семь в Трифоновом мужском монастыре в Свято-Успенском кафедральном соборе начинается служба. Со всех концов страны идут, едут сюда паломники. Здесь начинается крестный ход.

Встречает нас былинного вида монах. Опирается на посох, смотрит серьезно. Ничего не говорит. Но ощущения, конечно… Похлеще фейсконтроля.

Неподалеку – передвижная камера хранения. Сдаю половину своего рюкзака, осматриваюсь. Стоят палатки. Это паломники, которые приехали раньше. Также нахожу гречневую кашу и сладкий чай – всех кормят перед дорогой. Вот спасибо!

Иду к монастырю. Народ собирается. В старину бы сказали: «стекается люд». Люд самый разный: молодые и взрослые, богатые и бедные, мужчины и женщины, дети. Увидела в толпе большого ижевского начальника; кроме того, директора ижевского йога-центра; кроме того, иностранцев – немцев, сербов, украинцев. Вот женщина приехала из Одессы. Ей трудно стоять – возраст. Сидит на скамеечке. «Как же вы пойдете?» – говорю. «С Божией помощью. Сколько смогу».

Выносят икону. Начинается молебен, поется акафист святителю Николаю, с которым и предстоит пройти этот путь. Празднично, торжественно. Палит солнце, но о трудностях не думается. Я наготове, но с таким скорее молодцеватым задором.

С приветственным словом обращаются губернатор Кировской области Никита Белых и митрополит Вятский и Слободской Марк. Я не вижу их, а только слышу, что крестный ход – это делание любви: «Иди не для себя, иди с любовью: поделись ночлегом, накорми голодного – это и будет твой крест. Чего мы ст

оим, если ничего никому не можем дать?» Гудит толпа, и я различаю последние слова: «В добрый путь, за Великорецким образом, чудотворная сила которого просияла более шести веков назад!..»

Огромная людская река выходит на улицы Кирова. Мимо улиц Советской, Ленина, Розы Люксембург, мимо вывесок «Роллы и суши», а также «Запчасти на заказ» идет многотысячный православный крестный ход.

Рядом мужичок с похмелья – трясется, попахивает, конечно, перегаром. Глаза мутные, в руке целлофановый пакет. С другой стороны – мать с четырьмя детьми, одного из них она везет в коляске. Я ее видела и на следующий день, и потом еще. Кажется, они прошли весь путь.

Часа через полтора первый привал – у Троицкой церкви. Служится молебен. После него многие паломники выстраиваются в очередь, чтобы приложиться к иконе.

Я, прочитав, что на привалах нужно срочно расстилать коврики и лежать – копить силы, уже раскладываюсь, но какая-то девочка говорит мне, что вон там – биотуалеты, а там – раздают воду, и всего этого может потом долго не быть. Бегу за водой, снова ложусь «копить силы», но, честно говоря, совсем не представляю, как это можно пройти 150 километров за шесть дней.

Я, конечно, чувствую себя этаким пионером на задании.

В деревне ПодберёзыДалее на пути шикарного вида деревня Подберёзы. Преимущественно коттеджи. Жители выходят встречать, а некоторые приготовили воды в ведрах. Паломники кидаются к воде – пьют, обливаются. Благодарят.

Весь день идем. Боялись холода, дождя, но нет – светит солнце. Припекает оно, и когда мы часа полтора идем по асфальту в гору. Вот, пожалуй, это была первая трудность. Разговаривать не благословляется. Паломники во время хода читают молитвы, акафист святителю Николаю. Кто-то делает это негромко или про себя, а иногда целые группы принимаются петь.

Это настолько непривычно для меня, что всё чаще начинаю думать: «Что я здесь делаю? Кто меня вообще сюда записал?» Положение осложняется и тем, что сдаваться легко в мои планы никак не входило. А еще где-то в рядах идет подруга со своей подругой. Как же это я соскочу в первый день? Что ж, иду, слушаю, смотрю, вспоминаю тех, кто мне сказал перед ходом: «Ты точно пройдешь. Нет никаких сомнений». Посмотрим.

Жара тем временем усиливается. Вдруг видим: на дороге сложена батарея из бутылок с водой. Может, тысяча штук. Паломники берут себе по одной и передают бутылки дальше по рядам.

Идем, терпим. Первые ряды почти бегут. Я хожу быстро, так что тоже со своим рюкзачищем вышагиваю сразу за певчими.

Село Бобино

Наконец входим в село Бобино. Здесь будет наша первая ночевка.

Я обратила внимание на то, что, несмотря на шесть часов вечера, дома закрыты, окна занавешены. Говорят, что в последние годы много народу ходит, все шумные, все ищут ночлег, иногда излишне настойчиво, так что теперь переночевать у местных можно только по предварительной договоренности.

Несколько обескуражена я и новым ощущением. Вот я прошла большой отрезок. Тяжелый путь. Нужно где-то получить грамоту, кто-то при этом тебе скажет: «Молодец, пионерка и отличница Оля! Вот тебе еще и значок, и давайте похлопаем!» Можно пойти домой и лечь спать. Но ничего похожего. Никто не потрясен, никто не рукоплещет. Ожидания не оправдываются. Очевидно, здесь что-то другое. Границу какую-то внутреннюю нужно отодвинуть.

Удается устроиться на ночевку в большой армейской палатке.

Но нужно раздобыть ужин, и еще надо принести из камеры хранения тяжелый мешок – там спальник, зубная паста, кружка и ложка. Солдаты раздают еду – гречневую кашу, суп и вкуснейший травяной чай. Впрочем, всё вкуснейшее.

Храм в Бобине маленький, ладный, стоит на горке. Пока я металась с обустройством бытовых вопросов, служба закончилась. Но по-прежнему очередь – к иконе. Оказалась и я перед ней.

На улице ясно, тепло. Хочется еще побыть в этом месте, но уже оттесняют другие паломники. Иду за водой, к которой тоже очередь.

Здесь легко выстраивается коммуникация. Все же заодно. В ходу не разговариваешь много, ну а на привалах люди охотно делятся впечатлениями, рассказывают о себе.

Вот мужчина из Москвы. Он идет в девятый раз. Ну что, спрашиваю, есть результат? Да, второй год не курю. Есть и другие результаты, но они очень личные.

Вот женщина из Кирова. Ее дочка должна родить через неделю-две: «Иду за нее, чтобы ей было полегче».

Ложусь спать в 21:00. Пройдено 17 километров. Опытные паломники говорят, что завтра – самый длинный и тяжелый переход.

День второй, 4 июня

Подъем в 2:00, выход в 3:00. У церкви свое расписание. Луга и леса. Луна и леса.

Икону могут нести и паломники. Мужчины, конечно. Лучше всего, если сразу подходят по трое.

Идем, слышится молитвенное пение – тут и там. Я как-то привыкла, что ли, прислушиваюсь.

Первый привал, за минуту раскладываю коврик и сразу засыпаю на 40 минут.

Жара, идти тяжело. И морально тоже. Время замедлилось и вот уже второй день замерло в одной точке. Вся жизнь состоит из того, что ты идешь-идешь-идешь-идешь. Неизвестно, когда завершится этот путь. Может, через полгода?

На каждом привале совершаются богослужения. И я, поначалу использовавшая время для сна, стала подходить ближе к иконе. Поскольку продолжала идти в первых рядах, успевала к началу молебна. И постепенно что-то начало меняться, само, без напряженья. Как будто бы появились тепло и защита, покой и мир. Это можно назвать и одним словом – благодать.

Примерно в 10:00 подходим к селу Загарье. Десять утра – не так уж и много, но это значит, что мы в пути семь часов, и еще идти и идти – до восьми вечера. Мечтаю только где-нибудь присесть и погрызть свои хлебцы и энергетические батончики. Мужчина у дороги продает воду, успеваю купить бутылку. Наконец Загарье. Такие же закрытые дома с занавешенными окнами. На одном, для верности, надпись: «Не заходите за калитку: хозяев нет дома». А мы и не заходим. Ковыляем дальше.

У большого дома напротив церкви стоит мужчина из местных, улыбается, приглашает войти, и смотрю: не все, но некоторые паломники сворачивают. Ну и я свернула – поворот, еще поворот – оказываюсь на большой площадке перед домом.

И вижу накрытый стол с обедом из трех блюд. Женщина приглашает поесть. Другая ей помогает.

Семья – по своей воле и своими силами – подготовила для паломников: еду (два вида супов, плов, каша, чай, кофе), медикаменты, туалеты, душ, кипяток в двух огромных чанах, питьевую воду (специально для паломников шесть новых кранов). И, понятное дело, не попросила за это денег.

Олег и Татьяна и, очевидно, мама одного из них – три человека – наперебой приглашают: располагайтесь, отдыхайте, вы такой путь идете!

И вот тут, друзья, я начинаю плакать, натурально лить слезы. Я никак не ожидала, что за неизвестным поворотом может оказаться такая мощная поддержка. Так было тяжело идти. Стою с этим супом и плачу.

Стараясь не философствовать, иду, располагаюсь со своим обедом под облепихой.

А Олег и Татьяна в ответ на наш вопрос: как же отблагодарить вас? – просят только молиться за их дочь, чтобы всё у нее было хорошо; слава Богу, она сейчас поступила в тот вуз, в какой хотела.

Олег

«Я, – говорю, – Олег, вас теперь никогда не забуду».

Путь второго дня действительно непростой. Тяжел он, как мне кажется, еще и тем, что приходится идти через заброшенные деревни, видеть крепкие дома, где нет жизни.

В конце дня – первые мозоли на ногах. Болят ноги и плечи.

Говорят, что самая лучшая обувь – шерстяные носки на голую ногу плюс сандалии. Но вообще-то я тоже подготовилась: ортопедические стельки плюс вездеходные волонтерские кроссовки (спасибо Олимпиаде в Сочи!), а потом еще два дня шла в легких резиновых сапогах и этих самых шерстяных носках.

Приходим на ночлег в село Монастырское.

Иду в храм, звонят колокола, прямо у входа. Как будто портативная звонница, что ли.

Усталость такая, что ты словно находишься в другом измерении, такой ошалелый немножко. Кроме того, негде присесть, только на землю (очень пригодилась так называемая «сидушка», что крепится пониже поясницы). Паломников можно узнать по походке: переваливаются как утки. И еще по зеленым ногам: медицина щедро поливает их зеленкой на привалах. Пройдено более 35 км.

Организаторы заботятся о том, чтобы люди были накормлены. Хотя бы раз в день – горячая пища, чай, кипяток. Также стараются они устроить ночлег в больших армейских палатках. Плюс биотуалеты. Даже если в какие-то времена чего-то не хватает, да и огромные очереди везде (с каждым годом число паломников увеличивается), всё равно чувствуешь доброе отношение. И испытываешь большую благодарность. Слава Богу за всё! А в очередях, как я уже говорила, есть возможность пообщаться, узнать, кто откуда, в который раз идет и как всё было в прошлые годы. Там же можно получить и поддержку: давай, сестричка, дойдешь с Божией помощью. Вообще я была в ходу без какой-либо компании, без собеседников, точнее – в этом путешествии другой Собеседник, и вот эта возможность общения с людьми – на привалах, в местах ночлега – сближала и делала нас одной силой.

Потом выясняется, что некоторые паломники даже попали в баню. Счастливчики!

Я же снова устраиваюсь в общей палатке. Рядом оказывается мужчина лет 60, в грязных башмаках – на своем и на моем коврике. Брюки тоже в грязи. Я говорю: «Вот вы сейчас запачкаете и себя, и меня». И стою, возвышаюсь над ним. Как вообще нам рядом спать-то?!

Поднимается женщина с коврика напротив: «Да ты что?! Да это же мой дед. Ты посмотри, какой он хороший! Сейчас мы все устроимся». С любовью говорит. Дед обижен: «У нас две дочери, как она, – 34 и 42 года». – «Да ты что, эта молоденькая совсем. Тебе сколько, лет двадцать?» – «Ага, – говорю. – Вроде этого». «Тьфу, – отворачивается дед. – Даже поговорить не с кем. Зелень!»

Утром они оба спрашивают меня, как спала, всё ли в порядке. «Да, – говорю. – Простите меня». Иду дальше и думаю, как хорошо, что успела им сказать эти два слова.

День третий, 5 июня

Начинаю замечать, что жизнь строится иначе. Силы распределяются совсем по другим законам.

Приходишь, устраиваешься на ночлег, и в 21:00 тебя словно выключают, засыпаешь сразу, без снов, на полу, на коврике и в конце концов в любой компании.

Замечаю, что не испытываю никаких проблем с тем, чтобы встать в два ночи и выйти в три утра.

Что у меня перед ходом побаливала спина, особенно после физических нагрузок, а здесь и намека никакого нет на боль.

То и дело слышу, что новичков «Николай Чудотворец за руку ведет» (вариант: «на руках несет»). Может, и так. Я чувствую защиту. Среди многих и многих тысяч людей. Защита, конечно, была и вполне видимая: все дни пути с нами медики, МЧС и полиция с собаками.

Но совершенно ясно, что здесь включается какой-то еще источник питания.

Идем через грязь. Идем лесами, лугами, полями. Все несут на себе рюкзаки, некоторые паломники – с детьми. Каждый день мы в пути часов по шестнадцать.

Я вдруг начинаю думать о солдатах Великой Отечественной войны, о пехоте. Мы-то идем – знаем куда, знаем, что через несколько дней сядем в поезда и разъедемся по домам, а они? Шли, и неизвестно, когда всё кончится, и неизвестно, будешь ли живым. Как они терпели, где брали силы, как спасались, как укрепляли дух свой? Многое начинаешь понимать, а точнее – чувствовать нутром, когда вот так несколько дней с рюкзаком идешь под палящим солнцем, под дождем, по грязи. Еще бурлаков на Волге вспоминала.

Одинокий храм в селе Горохово. Церковь Казанской иконы Божией Матери. У храма советская непростая история. И села уже нет почти. Поблизости нет жилых домов.

Село Горохово

Говорят, богослужение совершается здесь трижды в год, во время крестных ходов.

Рядом источник. Можно окунуться, набрать воды.

В храме служба. А снаружи – крепкие мужики и несколько котлов с гречневой кашей. В одном таком – 50 кг крупы. Кормят нас и поят чаем.

Хочу сказать про атмосферу хода. Одно из самых частых слов – «простите». Вспышки злобы, если и бывают, то не находят продолжения, не выливаются в ссоры. Общая внутренняя концентрация и доброжелательность сильнее раздражения. У источника в очереди женщина с ребенком. Он капризничает, кричит, и женщина, очевидно думая, что применяет педагогический прием, подзадоривает: «А еще громче можешь? А еще?» Ребенок заходится. Родительница радостно улыбается почему-то. Наконец одна из паломниц говорит: «Простите, но у меня уже голова болит, если честно». И мать начинает орать уже на эту женщину, но потом, осекшись, спешит уйти, вместе с ребенком, не выстояв очередь. Очень заметен этот контраст здесь, в ходу. В «обычной жизни», думаю, был бы скандал. А тут это просто неуместно – так выяснять отношения.


Тут особая атмосфера: одно из самых частых слов – «простите»

В Горохове большой привал. Можно и на службу успеть, и отдохнуть и выспаться. И с новыми силами пойти дальше.

Ближе к вечеру входим в село Великорецкое – здесь и была обретена икона много лет назад. С этого момента начинаются праздники души.

Вот снимок сверху. Паломники подходят к храму, пройдя путь длиной 80 километров.

Решила сама поставить палатку (тут спасибо ГТО, не зря я туристический норматив сдавала). Устраиваюсь прямо у стен монастыря, и вокруг мгновенно вырастает палаточный городок. Здесь предстоит провести две ночи. Точнее, полторы.

Паломники – неприхотливый народ. Кто-то будет ночевать на полу в храме (оказывается, это позволено), а кто-то – в красном спальном мешке на его ступенях.

Иду смотреть окрестности. Нас уже поджидает праздничная ярмарка – конфеты-бараночки, льняные платья, матрешки в человеческий рост, товары для здоровья. А вот из огромного самовара просто так наливают травяной чай, и мальчик с большим чувством читает стихи – про этот самый самовар.

Тут же и съемочная группа телеканала «Культура», снимают фильм про ход.

В Великорецком я впервые побывала на исповеди. Конечно, волновалась.

Когда подходит моя очередь, с ужасом осознаю, что включаю журналиста, вернее, он сам включается, не спросясь: «Да, батюшка, я вас услышала, а вот еще такой вопрос…»

Была полночь (многие тысячи людей исповедуются у священников в храме и на берегу реки Великой), батюшка, отец Георгий, сам еле стоял на ногах, а еще и самоотверженно выискивал слова для меня. Удивил своим прогрессивным взглядом на жизнь. Удивил и поддержал, успокоил. И благословил.

Не хочется уходить, хотя и бодрствуем мы почти уже сутки. Вижу ту самую женщину из Одессы, которую встретила в первый день. Может быть, она на чем-то приехала сюда, в Великорецкое. Улыбается мне: «Молодец, что дошла».

Начинается Литургия. Подходит девушка из паломниц, говорит, что не может больше стоять: «Можно мне на тебя опереться?» Так и запомнила я эту службу: стою – и рядом на коленях девушка держится за мою руку. А в открытые двери видно, как начинается утро.

После причастия иду к палатке и сразу засыпаю.

sorokina.livejournal.com

Великорецкий крестный ход 2018: расписание и советы паломникам

Великорецкий крестный ход традиционно начнется 3 июня и продлится по 8 июня. По данным МЧС, в эти дни будет жарко и сухо. Паломники будут сопровождаться сотрудниками УМВД, ГИБДД и МЧС, скорой помощи, врачами-добровольцами, представителями вятского казачества и поисково-спасательным отрядом «Пересвет».

В прошлом году из Кирова в село Великорецкое святым путем отправились 28 тысяч верующих. А из-за приезда патриарха Московского и всея Руси Кирилла на берегу реки Великой было около 100 тысяч человек.

СОВЕТЫ БЫВАЛЫХ ПАЛОМНИКОВ

1. Рюкзак не должен быть большим: не больше 35 литров, иначе его будет очень трудно поднимать. Собираться нужно тщательно, обращая внимание на вес каждой вещи. Не должно быть ничего лишнего.

2. Во избежание мозолей нужно залепить бактерицидным пластырем те места на ноге, где особенно часто образуются мозоли. Делать это нужно заранее. Пластырь следует обновлять каждый день.

3. Под юбку нужно обязательно надевать трико и заправлять его в носки. Это защитит от клещей.

4. Наиболее тщательно необходимо выбирать обувь. Самая удобная - кроссовки. Резиновые сапоги очень хороши в дождливую погоду, но они тяжелые, поэтому их можно заменить галошами.

5. Как показывает практика, спальник в рюкзак не поместится. Лучше привязать его снаружи.

РАСПИСАНИЕ

3 июня, воскресенье:

7.00 - божественная литургия в Свято-Успенском кафедральном соборе Кирова, возглавляет митрополит Вятский и Слободской Марк;

9.00 - молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу на соборной площади Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря города Кирова;

10.00 - начало крестного хода из Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря;

11.30 - встреча крестного хода в Троицкой церкви города Кирова;

14.00 - выход крестного хода из Троицкой церкви города Кирова;

18.30 - встреча крестного хода в Бобино. Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу.

4 июня, понедельник:

3.00 - выход крестного хода из Бобино;

10.00 - встреча крестного хода в Загарье. Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу;

12.00 - выход крестного хода из села Загарье;

20.00 - встреча крестного хода в Монастырском. Молебен святителю Николаю Чудотворцу.

5 июня, вторник:

3.00 - выход крестного хода из Монастырского;

9.00 - прибытие крестного хода в село Горохово. Божественная литургия;

12.00 - выход крестного хода из Горохово;

16.30-17.00 - отправление автобусов от Свято-Серафимовского собора города Кирова в село Великорецкое;

18.00 - встреча крестного хода в Великорецком Подворье. Молебен святителю Николаю Чудотворцу;

18.30 - всенощное бдение на берегу реки Великой. Исповедь;

18.30 - всенощное бдение в Преображенском храме. Исповедь;

18.30 - всенощное бдение в Никольском храме. Исповедь;

19.00; 20.00; 21.00 - отправление автобусов с паломниками из Великорецкого в Киров (по мере наполняемости автобусов).

6 июня, среда:

1.00 - ранняя божественная литургия в Преображенском храме;

3.00 - ранняя божественная литургия в Никольском храме;

5.00 - ранняя божественная литургия в Преображенском храме;

6.00 - средняя божественная литургия на берегу реки Великой;

6.00 до 8.00 - отправление автобусов с паломниками от Свято-Серафимовского собора в Великорецкое;

10.00 - поздняя божественная литургия на берегу реки Великой;

13.00 - крестный ход на источник. Освящение воды на источнике и на реке Великой;

14.00 - перенесение иконы от берега реки Великой в Никольский храм Великорецкого Подворья;

14.00-18.00 - молебны с акафистом перед Великорецким образом святителя Николая Чудотворца в Никольском храме;

9.00-19.00 - отправление автобусов с паломниками из Великорецкого в Киров (по мере наполняемости автобусов).

7 июня, четверг:

1.00 - молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу в Никольском храме Великорецкого Подворья;

2.00 - выход крестного хода из Великорецкого;

14.00 - встреча крестного хода в Медяны. Канон Великорецкой иконе святителя Николая;

17.00 - выход крестного хода из села Медяны;

19.00 - встреча крестного хода в Мурыгино.

8 июня, пятница:

3.00 - выход крестного хода из поселка Мурыгино;

4.00 - встреча крестного хода в поселке Гирсово. Молебен Святителю Николаю;

5.0 - выход крестного хода из Гирсово;

13.00 - встреча крестного хода в храме иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (Киров, Луганская, 5а). Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу, водосвятие;

14.30 - выход крестного хода;

16.30 - встреча крестного хода в Свято-Успенском кафедральном соборе Трифонова мужского монастыря Кирова. Молебен с акафистом святителю Николаю;

18.00 - окончание крестного хода.

www.volgograd.kp.ru

Наталья Кулипанова: «Из крестного хода возвращаешься с новыми знаниями»

Отправиться в крестный ход Наталья Кулипанова решалась долго. Первый раз вместе с другими паломниками дошла только до села Великорецкое, следующие три года подряд сходила и туда, и обратно.

Каким выдался ход 2018, Наталья рассказала редакции.

Наталья, в этом году погода, кажется, не благоволила паломникам – было холодно, шел дождь… Этот ход оказался сложнее других?

— Я не могу сказать, что было особенно сложно… Да, впереди нас прошел дождь, дорогу сильно размыло, глина цеплялась за ноги, передвигаться было непросто, многие жаловались на растяжение связок… Но дорога во время хода всегда бывает сложной, ни разу еще не было такого, чтобы путь показался слишком легким. Я считаю, что в крестный ход каждый идет с пониманием, что будет тяжело. Кроме того, у каждого есть свой мотив, зачем он идет. И эта цель движет дальше. Мне было тяжело, когда я отправилась в Великорецкое в первый раз, потому что я не смогла правильно собрать вещи, взяла много лишнего, а сам ход мне тогда казался неким туристическим походом. После первого раза я твердо решила, что в следующем году пойду в обе стороны. Не интересно идти только до Великорецкого, нужно обязательно вернуться своим ходом.

Почему обязательно нужно пройти до Великорецкого и обратно?

— Когда я дошла только вперед в первый раз, у меня не было ощущения  удовлетворения от сделанного, а во время дороги не наступил некий предел, когда уже нет сил, но вперед движет какая-то неведомая сила, и ты идешь, превозмогая усталость…  Это осознание появляется только после того, как проделаешь весь путь и вернешься домой  с крестным ходом.

Как вы решились в первый раз дойти до Великорецкого?

— Я собиралась в ход три года. Однажды услышала о нем по радио и решила, что тоже хочу сходить. Но на следующий год об этом решении забыла, еще через год не так подошел отпуск, а потом родился ребенок. Четыре года назад муж мне устроил сюрприз – взял отпуск и дал мне возможность сходить в крестный ход. Вот так все сложилось само собой … Чтобы захотелось отправиться в дорогу, внутри должно появиться желание. Я не знаю, отчего оно рождается, сложно сказать, но в один момент ты понимаешь, что по-другому просто не сможешь, нужно идти и все тут.

А где взять мотивацию?

— В этом году со мной в крестный ход собирались отправиться трое знакомых, но никто так и не пошел: кому-то помешала погода, кто-то испугался, что будут ноги болеть. Я не скажу, что мною движет только духовный интерес, есть еще интерес физический – хочется испытать себя, а через эти трудности себя познать, поэтому важно рассчитать свои силы и четко понимать, зачем идешь.

Как встречает паломников Великорецкое?

— Очень часто на подходе к селу уже нет никаких сил и ты думаешь только о том, как бы отдохнуть, но как только располагаешься на стоянке, раскидываешь палатку,  силы откуда-то появляются. Ты идешь по святым местам, долго общаешься в другими паломниками, а усталости как не бывало.

Многие говорят, что во время хода происходят чудеса. Какие заметили вы?

— Когда в Великорецком заканчивается праздничная служба, а это бывает после обеда, несколько лет подряд льет дождик и выходит радуга. Эту картину я наблюдала уже несколько раз.

Один раз я шла в Великорецкое с молитвами за одну знакомую, у которой долго не было детей. В течение года она родила двойняшек. А в один год я ходила с иконкой для человека, который  болел раком. Но эта иконка никак не шла к этой знакомой в руки: всякий раз как я отправлялась навестить больную, я забывала иконку дома. Женщина умерла. Так получилось, что я передала иконку другому человеку, которого случайно встретила на улице, он тоже болел раком. Не знаю, можно назвать это чудом или нет, но человеку сделали успешно операцию, сейчас у него все хорошо.

Какие встречи бывают во время хода?

— Во-первых, идет много знакомых с прошлых ходов, и ты спокойно с ними общаешься. Во-вторых, сама обстановка в пути очень приятная, идут очень хорошие люди. Если у кого-то закончился сахар или кипяток, можно даже не беспокоиться, что никто не поделится, рядом всегда есть отзывчивые люди, которые согреют и накормят. Чем и затягивает ход, так это теплым отношением людей. Идут иностранцы, русские, и все одинаково радушны. В этот раз я видела много москвичей, петербуржцев, итальянцев, сербов, немцев.

Чувствуется разница между людьми, например, чепчанами и москвичами?

— Разницы между людьми нет. Раньше иностранцы шли со своими логотипами на одежде или под своими флажками, в этом году все были без опознавательных знаков. Только когда мы начинали  между собой общаться, мы узнавали, кто откуда.

 Были случаи, когда люди помогали друг другу?

— Весь ход заключается в том, чтобы, если рядом кто-то нуждается, ему помогали. Достаточно вспомнить, как в этот раз размыло мост через речку и мужчины сами, не дожидаясь помощи от спасателей, соорудили переправу. Никто не ждал, когда придут спасатели и построят мост. Мужчины перешли вброд реку, натаскали бревен, построили переправу, помогли всем остальным по ней перебраться. Конечно, во время хода все рассчитывают на свои силы, и нет такого, что пожилые женщины просят мужчин донести их рюкзаки или сумки. И когда молодые спрашивают у пожилых, не нужно ли помочь, люди в возрасте часто отвечают, что сами справятся. То есть они несут свой крест, они знают, на что идут.

Наталья, проще идти одному или все-таки в компании?

— Когда просто идешь и молчишь, тяжело, когда общаешься – легче переносить тяготы. Тогда не замечаешь, как проходит дорога, не видишь вокруг лужи и грязь. Я, например, не заметила, чтобы было очень сыро. Дождь шел на второй день и продлился лишь 3 часа, он не был стеной, но был моросящий.

А еще всегда рядом с тобой идут люди, которые живут с тобой в одном ритме, поэтому и во время хода они движутся с твоей скоростью, рядом всегда есть знакомые лица, а значит, ты не чувствуешь себя одиноко или потерянно. Только один раз за всю дорогу, рядом с селом Горохово, так получилось, я отдыхала одна, без знакомых, весь остальной путь они были рядом.

— Можете сказать, что вы возвращаетесь домой другим человеком?

— Не то чтобы другим человеком, но с другими знаниями. Все в жизни нас учит. Из крестного хода каждый раз ты выносишь урок для себя. Если перед дорогой есть какие-то вопросы о жизни, то во время хода ты обязательно услышишь на них ответ. Например, встретишь человека, который тебе все ненавязчиво объяснит, сам не зная, что ты именно это и хотел услышать. Не бывает случайных встреч, особенно во время хода. Это и захватывает – общение с разными людьми. Ход многогранный, и ты не знаешь, то он даст на этот раз, что о себе и о других ты узнаешь.

gorod-che.ru

Как мы босиком за Чудом ходили

3 июня. Троицкая родительская суббота

7.00 Панихида в Успенском кафедральном соборе.

8.00 — Божественная литургия в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Кирова. Возглавляет Литургию митрополит Вятский и Слободской Марк.

10.00 — Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу на соборной площади Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря г. Кирова.

11.00 — Начало Крестного хода из Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря

12.30 — Встреча Крестного хода в Троицкой церкви г. Кирова.

14.00 — Выход крестного хода из Троицкой церкви.

18.30 — Встреча Крестного хода в с. Бобино. Всенощное бдение.

4 июня. Воскресенье. Праздник Святой Троицы.

3.00 — Выход Крестного хода из с. Бобино.

9.30 — Встреча Крестного хода в с. Загарье. Божественная литургия. Великая вечерня с чтением коленопреклоненных молитв.

12.30 — Выход Крестного хода из с. Загарье.

20.00 — Встреча Крестного хода в с. Монастырское.

5 июня. понедельник. День Святого Духа.

3.00 – Выход Крестного хода из с. Монастырское.

9.00 — Прибытие Крестного хода в с. Горохово. Божественная литургия.

12.00 — Выход Крестного хода из с. Горохово.

16.30-17.00 — Отправление автобусов от Серафимовского собора г. Киров в с. Великорецкое.

18.00 — Встреча Крестного хода в Великорецком Подворье (с. Великорецкое). Молебен святителю Николаю Чудотворцу у Никольского храма.

18.30 — Всенощное бдение на берегу реки Великой. Исповедь.

18.30 — Всенощное бдение в Преображенском храме. Исповедь.

18.30 — Всенощное бдение в Никольском храме. Исповедь.

19.00; 20.00; 21.00 — Отправление автобусов с паломниками из села Великорецкое в г. Киров (по мере наполняемости автобусов).

6 июня. Вторник. День празднования явления иконы святителя Николая на реке Великой

1.00 – Ранняя Божественная литургия в Преображенском храме.

3.00 — Ранняя Божественная литургия в Никольском храме.

5.00 — Ранняя Божественная литургия в Преображенском храме.

5.30 – Средняя Божественная литургия на берегу реки Великой.

6.00 до 8.00 — Отправление автобусов с паломниками от Серафимовского собора г. Киров в с. Великорецкое.

9.30- Поздняя Божественная литургия на берегу реки Великой. Возглавляет Литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

13.00 — Крестный ход на источник. Освящение воды на источнике и на реке Великой.

14.00 — Перенесение иконы с берега реки Великой в Никольский храм (с. Великорецкое)

14.00 – 17.00 молебны с акафистом перед Великорецким образом святителя Николая Чудотворца в Никольском храме.

17.00 – 18.30 — Вечернее богослужение в Никольском храме. После вечернего богослужения перенос иконы св. Николая в Преображенский храм.

9.00 – 19.00 — Отправление автобусов с паломниками из села Великорецкое в г. Киров (по мере наполняемости автобусов).

7 июня. Среда

1.00 — Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу в Преображенском храме Великорецкого Подворья.

2.00 — Выход Крестного хода из с. Великорецкое.

14.00 — Встреча Крестного хода в с. Медяны. Канон Великорецкой иконе святителя Николая.

17.00 – Выход Крестного хода из с. Медяны.

19.00 — Встреча Крестного хода в пос. Мурыгино.

8 июня. Четверг

3.00 — Выход Крестного хода из пос. Мурыгино.

4.00 — Встреча Крестного хода в пос. Гирсово. Молебен святителю Николаю.

13.00 — Встреча Крестного хода в храме иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радости (г. Киров, Луганская, 5а). Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу. Водосвятие.

14.30 — выход Крестного хода из храма.

16.30 — Встреча Крестного хода в Свято-Успенском кафедральном соборе Трифонова мужского монастыря г. Кирова. Молебен с акафистом святителю Николаю.

18.00 — Окончание Крестного хода.

www.kp.ru

Великорецкий крестный ход: впечатления паломников - Город Киров

Автор: Тамара Попова

Журналист Интернет-портала «Город Киров. RU» пообщалась с участниками хода, которые добрались до Великорецкого

6 июня 2016. Крестный ход. Вот и настал самый значимый для паломников Великорецкого крестного хода день. Путники добрались до реки Великой, где пройдут литургии и ход с иконой Николая Чудотворца. 

Как рассказывает журналист Интернет-портала «Город Киров. RU», на месте собралось очень много верующих, ведь к путникам примкнули и другие участники, добравшиеся до Великой на машинах. На полянах «яблоку негде упасть». Многие молятся, кто-то молчаливо отдыхает в стороне. Несколько участников хода, в основном молодежь, охотно рассказали о впечатлениях от Крестного хода. 

Виктория: 
— Ощущения и в пути, и после прохождения, просто непередаваемые, чудесные, светлые. Я никогда не испытывала никаких серьезных физических нагрузок, прошла весь путь с легкостью. Жутко болят ноги, от усталости и мозолей, спина ноет от рюкзака, а руки и лицо чешутся от укусов мошек, но мне так хотелось дойти вместе со всеми. Когда я хотела сдаваться, я просто смотрела на пожилых людей, которые бодро идут, на маленьких детей, которые не плачут от усталости, и брала себя в руки. Пошла я неожиданно, моей бабуле приснился сон, что я собираюсь в Крестный ход. Она мне его рассказала, и я вдруг поняла, что очень хочу пойти. Всю дорогу молилась за здоровье своих близких. Думала, что обратно идти не смогу, и поеду на автобусе. Отстояла Литургию и решили обратно идти. Не знаю, что еще сказать, пока в голове столько мыслей и эмоций, которых раньше не было. Говорить очень сложно. Хочется молчать и плакать.

Григорий:
— Я признаюсь, сегодня приехал сюда на машине. Хочу искупаться в Великой и набрать святой воды. В прошлом году ходил в ход, но в этом не получилось отпроситься с работы. Меня, если честно, всегда поражают женщины, которые идут с детьми. Это очень тяжело, антисанитария полная, здоровый мужчина переносит с трудом, а тут ребёнок. В прошлом году, знаю, что было много отравлений, просто изнеженные организмы горожан не переваривали воду из-под крана и источников. Да и руки тут помыть проблематично. Конечно, идут для души, но мне всегда казалось, что ребёнок важнее всего, ну, пусть подрастёт, тогда для него это будет приключение, а не мучение. Я обязательно пойду в Крестный ход со своими детьми, но только тогда когда они подрастут.

Катя:
— В Крестном ходу говорят, что ногами мы его идем несколько дней, а душой, не останавливаясь, весь следующий год. Я пока ничего не могу сказать, я иду первый раз. Пошла с подружками, просто было интересно, как это. Больше всего меня поразили люди, много иностранцев. У людей такие лица, светлые и одухотворенные. Многие помогают другу другу. В первый день я очень устала, сижу у забора, растрепанная, грязная, ноги растираю. Ко мне подходит дедушка и говорит: «Дочка, нельзя такой красавице грустить, улыбнись, и идти будет легче», дал мне конфету, улыбнулся и ушел. После этого идти мне стало, правда, легче. Я до сих пор улыбаюсь.

Ксения:
— Все это невозможно описать словами. Его надо пройти своими ногами. И только в конце пути что-то понять. Я поняла. Пока идешь много думаешь о жизни, о близких людях, молишься за них. Повседневные проблемы уходят на задний план и кажутся незначительными. Такое ощущение, что спадает пелена с глаз, и ты понимаешь, зачем и ради чего живешь. Не хочется больше ни с кем ссорится и ругаться по мелочам, я в пути простила всех, на кого, как мне казалось, я рассержена.

Вадим:
— Иду первый раз. Те чувства, которые я испытал на Крестном ходе, просто не передать словами. Их именно нужно испытать. Я, правда, ещё осмысливаю и анализирую всё происшедшее со мной за время, проведённое в Крестном ходе. Ночью было очень холодно, грело душевное тепло людей, с которыми я познакомился.

Напомним, одному из участников понадобилась медицинская помощь. 

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.



Новости по теме

Новости партнёров


gorodkirov.ru

Великорецкий крестный ход: tata_lind — LiveJournal

Вероятно, само это событие и мое его описание вызовут разные эмоции, мысли, вопросы и споры. Но явление это существует, и я хочу о нем рассказать.
Когда мы ехали в Киров, то представляли себе это событие, как нечто подобное фестивалю или празднику, которые регулярно устраиваются в городе и где священники обходят крестным ходом храмы, выступают музыканты, поют хоры, всех угощают традиционными вкусностями и т.д. и т.п. Но все оказалось намного сильнее и глубже.
Верующие люди всегда ходили в паломничества. Я не говорю о современных паломниках, которые ездят в комфортных автобусах и скупают иконки и вообще все, что продается в святых местах. Я говорю о тех, кто ходил и ходит пешком в Иерусалим, Сантьяго, Киево-Печерскую и Троице-Сергиеву лавру. Кто-то, наверное, подумал о пути Сантьяго, в последнее время превратившемуся в туристический маршрут. Многие, отправляясь туда даже туристами, в пути осознают нечто, что коренным образом меняют их жизнь. Не говоря уже о тех людях, кто идет туда целенаправленно и получает просимое. Но речь сейчас пойдет о более, на мой взгляд, сильной вещи. О Великорецком крестном ходе. Крестный ход в моем представлении и, вероятно, в представлении многих, чаще идет вокруг церкви, или, к примеру, на какое-то небольшое расстояние. Но Великорецкий крестный ход имеет протяженность 150 км, и идет несколько дней. К тому же, все это происходит не в южных районах России, где сухо, тепло и цветет сирень, а в Вятской губернии, где сирень тоже цветет, но температуры по ночам в июне стремятся к 0, и временами поливают дожди.
Но сначала о возникновении крестного хода.

В 1383 г. на берегу реки Великой явился образ святителя Николая. От иконы начались чудотворения. Крестьяне выстроили часовню, а потом и церковь. Времена и места были лихие, поэтому икону перенесли в Вятку, и дали обет ежегодно приносить на место явления. 2 раза икона побывала в Москве, в честь нее освятили один из приделов храма Василия Блаженного. Сначала крестный ход проходил «водным путем» по рекам, а с 17 в. стал сухопутным.
Икона, которую сейчас несут – чтимый список с чудотворной иконы, а сама икона Николая таинственным образом исчезла, когда храм, где она находилась в 20-е годы 20 в. отдали на поругание.

Фото из Интернета

В советское время люди тоже ходили в Великорецкое, их ловили, возвращали обратно, но в следующем году они опять шли.
А возродился крестный ход в 1989 г.

Маршрут хода

Маршрут и расписание хода (только не знаю, какого года) (Фото из Интернета)

Теперь о масштабах события: как я уже писала, пройти верующим надо 150 км, и самый трудный - второй день, когда идти придется почти 50 км. Сама я пешком 50 км в день проходила только 1 раз, и понимаю, насколько это сложно. А если представить, что идут и пожилые люди, и дети, и с 3 ч. утра - это уже подвиг. Часть пути проходит по грунтовым дорогам, а что представляет собой мокрая глина после прохождения по ней группы людей, думаю, вы понимаете. А группа людей в случае Великорецкого хода – это ни много ни мало - тысячи человек.

Фото из Интернета

В прошлом году было, кажется, около 36 тысяч, в этом - 20 тысяч .

Сыграла роль погода: 3 дня люди шли под почти непрекращающимся дождем, при температуре около 10 градусов. Мы, к сожалению, не видели, как они шли, видели паломников только в Великорецком, 6 июня, когда они с утра участвовали в праздничной литургии, а потом отдыхали. Но какие у всех были светящиеся лица! Как будто и не было 90 км по грязи и под дождем.
Немножко технических деталей. Приезжают паломники со всей России, в Вятке живут в палатках на территории стадиона. 3 июня Крестный ход начинается от Кафедрального собора в Успенском Трифоновом монастыре, идет до села Макарье по трассе, там служится Акафист, и дальше ход поворачивает на грунтовую дорогу.

Троицкая церковь с.Макарье

В первый день проходят 15 км, во 2-й – самый сложный - около 50.

Фото из Интернета

Причем утренний подъем в 2-3 ч. ночи. Паломники несут с собой палатки и спальники. В селах также открывают для ночевок школы, дома культуры, многие жители приглашают паломников к себе. Многие группы паломников, приезжающих организовано со своими батюшками, имеют что-то типа автосопровождения, т.е. палатки их уже дожидаются на стоянках.

На каждой стоянке есть биотуалеты, полевая кухня и вода. Весь маршрут и особенно места ночевок обработаны от клещей, что очень актуально для Кировской области.

Паломников сопровождает МЧС с рациями (сотовая связь там мало, где работает), и если вдруг что-то случается, типа подвернутой ноги и т.д., на квадроцикле потерпевшего доставляют на асфальтовую дорогу, где дежурит скорая помощь.
Этот крестный ход был практически самым тяжелым за много лет по погодным условиям, но люди, с которыми я разговаривала, уже собираются в следующем году пойти опять. Они описывают удивительный подъем, когда идут все вместе, поют Акафист святому Николаю, а все церкви на маршруте встречают их колокольным звоном.

6 июня в Великорецком праздничные службы, а потом паломники отдыхают, и дальше уходят уже 7 июня. Немного фото того, что мы увидели вечером 6 июня в Великорецком.

Никольская церковь

Спасо-Преображенская церковь

Огромный палаточный лагерь

Некоторые города ходят очень организованно

А вообще палатки стоят везде

По дорожке к реке импровизированный рынок, паломники могут прикупить что-нибудь нужное или не очень)

Река Великая

Поляна, где проходит Литургия, и церковь-алтарь

Купель и источник

В советское время, когда ход был запрещен, возникали разные легенды, к примеру, что икона была обретена на сосне и, если проползти под корнями сосны, будет вам счастье) Сейчас вроде никто не ползает, но ленточки завязывают.

Люди приезжают отовсюду, к примеру, автобус из Ставропольского края.

В гостевом доме Ковчег хозяин принимает кучу народа, люди спят и на кроватях, и на полу, и во дворе в палатках. Кстати, сам дом очень уютный, и, если сюда приехать не во время крестного хода, то тут тишина и покой, и вполне можно отдохнуть недельку на лоне природы, ходить за грибами, особенно за рыжиками, которые славятся на всю Россию.

По моему впечатлению, в крестном ходе участвовал почти весь город. То тут, то там мы слышали разговоры о нем. В Великорецком встретили мы удивительную женщину, которая вместе с мужем и несколькими пенсионерами восстанавливает село Ошеть, создает там васнецовский маршрут и еще готовит прекрасный сыр. Но это уже другая история. Продолжение следует)

tata-lind.livejournal.com

Великорецкий крестный ход. Советы паломника — Вятский наблюдатель

Каждый год 3 июня от Серафимовского собора города Вятки к реке Великой, к месту обретения чудотворной иконы святителя Николая, отправляется крестный ход и, как это наблюдается в последнее время, паломников с каждым годом становится все больше, ведь ход стал общероссийским. Хочу дать несколько полезных советов людям, собирающимся пройти этот путь впервые. Эти советы родились у меня после девяти крестных ходов, которые я прошел к Великой и обратно. Надеюсь, что они вам помогут.

 Великорецкий крестный ход- самый протяженный и трудный из всех крестных ходов России. Но все его трудности вы преодолеете, спросив благословения на участие в крестном ходе у своего исповедника или у предстоятеля хода. Самое главное условие для успешного преодоления нелегкого пути — это идти к Великой не с мирской болтовней, а с молитвой.

 В это время в нашей области погода бывает весьма неустойчивой: возможны, как холодная погода с ночными заморозками, так и дожди с грозами и летней жарой. Так, в моем первом крестном ходе 2004-го года в первые два дня было холодно, ранним утром под ногами серебрилась в инее трава, в котелке под утро замерзал чай, а в конце его щедро палило солнце и была жара под 30-ть. Паломничество в 2005-ом году было наиболее трудным — все его первые два дня шел непрерывный дождь. Он начался еще в Кирове и закончился только перед Великорецким. Из-за постоянной сырости в том году почти у всех паломников были потертости ног — к ним приводит ходьба в сырых носках.

 Великорецкий крестный ход длится шесть дней, в течение которых паломники пешком преодолевают более 170-ти километров. Часть пути проходит по шоссейным дорогам с асфальтом отвратительного качества: эти дороги бугрятся многочисленными камешками. Лучшей обувью здесь будут кроссовки для горного туризма или другая подобная обувь с твердой подошвой. Легкие кроссовки с тонкой подошвой и кеды не годятся — через их мягкие подошвы камешки набьют ноги. Примерно половина пути проходит лесными дорогами и заболоченными низинами, встречаются бездорожные участки с грязью. Их лучше преодолевать в коротких резиновых сапогах. В любом случае обувь должна быть свободной, на 2 — 3 номера больше, чем нужно. При длительной ходьбе ноги распухают и обувь купленная «в размер» становится тесной. А чтобы нога в такой обуви не «хлябала» — надевайте поверх тонкого х/б носка теплый шерстяной и вставляйте в обувь плотную войлочную стельку. Мягкие стельки не годятся — из-за них образуются «натоптыши».

 При прохождении лесных участков пути нужно быть готовым к обилию комаров, которых при теплой погоде бывает множество. Для борьбы с комарами используйте репелленты. Лицо с успехом может защитить специальная сетка-накомарник, которую вместе со шляпой можно приобрести в спортивном магазине. Кроме комаров, возможно наличие клещей. И, хотя перед крестным ходом его путь и места стоянок обрабатываются, я лично видел, как паломники, укушенные клещами, обращались за помощью. Лучшей защитой от клещей будет обработка одежды специальным противоклещевым аэрозолем. Так как аэрозоль после намокания одежды от дождя перестает работать — нужно иметь баллончик с ним в рюкзаке. На всякий случай, полезно и застраховаться от укуса клеща.

 Вятская Епархия при поддержке областных властей обеспечивает паломников ночлегом в помещениях школ, клубов и в армейских палатках. В этом помогают и жители сел, где на ночь останавливается крестный ход. Однако в местах ночлега наблюдается большая скученность, поэтому наилучшим я считаю расположение на ночь в палатке. Вы полноценно отдохнете в спальном мешке, переодевшись на ночь из походной одежды в спортивный костюм. На случай холодных ночей не забудьте свитер, теплое белье и шерстяную шапочку.

 Главное, что нужно паломнику кроме всего вышеописанного — это обычный туристский коврик. Лежа на нем вы будете отдыхать на привалах, с блаженством вытянув ноги. Замечу, что на привалах я всегда снимаю обувь, вынимаю на просушку стельки и снимаю носки. Это нужно делать при любой погоде — ноги полноценно отдыхают. В случае дождя на таких привалах не ставьте палатку, а ложитесь на коврик и накрывайтесь пленкой. Имейте запасные носки и надевайте их при необходимости.

 Во время хода к Великорецкому можно приготовить скромную трапезу на костерке, в обратном ходе костры категорически запрещены. Поэтому, если вы не желаете питаться в сухомятку, возьмите в крестный ход туристскую плитку на бензине или газе. Воду для питья в первый день лучше купить заранее, а воду для дальнейших дней пути вы сможете найти в местах длительных привалов и при проходе через деревни: многие местные жители выставляют ведра с водой рядом со своими домами.

В нынешнем году Пасха была поздней, поэтому, с разрешения батюшки, в первые два дня пути можно вкушать мясное. На третий день, после Монастырского, паломники готовятся к исповеди на берегах Великой и, поэтому, постятся.

 Не стоит испытывать пределы возможностей вашего организма и искушать Волю Божию. Вы можете участвовать в Великорецком крестном ходе не проходя его полностью, а пройдя лишь его часть, вам посильную. В любом случае, в настоящее время ход сопровождает машина «Скорой помощи» и спасатели, которые смогут оказать профессиональную медицинскую помощь. Даже если эта машина не может ехать вслед за паломниками по бездорожью, колонну сопровождает врач со всем необходимым и добровольцы из МЧС. На всякий случай, имейте с собой персональную аптечку, в которой кроме лекарств, необходимых вам, должны быть йод, бактерицидный пластырь и бинт для фиксации пластыря на мозолях.

Паломникам, сбившим ноги, спасатели всегда окажут помощь

Тяжелые участки пути

nabludatel.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *