Трэкшн контроль что это – ABS – – “” – -MAGAZINE

S-KTRC — Kawasaki Sport Traction Control — система контроля тяги Кавасаки

Спортивная система контроля тяги S-KTRC (Sport-Kawasaki TRaction Control) основана на технологиях, применяемых в MotoGP и WSBK. S-KTRC – оригинальная система контроля тяги предиктивного типа, разработанная Kawasaki и использовавшаяся в гонках MotoGP – вершине мотоциклетных гонок.

Система постоянно контролирует проскальзывание заднего колеса, обеспечивая мотоциклу максимальное ускорение. При ускорении, при пробуксовке, скорость вращения заднего колеса может достигать 20–30%-ой разницы в сравнении со скоростью вращения переднего колеса.

Для обеспечения наиболее эффективной передачи мощности от двигателя на заднюю покрышку, система S-KTRC отслеживает степень проскальзывания в реальном времени и регулирует параметры управления двигателем для достижения оптимального ускорения мотоцикла при данных условиях движения.



S-KTRC отслеживает такие параметры, как скорости вращения колес, обороты двигателя, степень открытия дроссельной заслонки. Система обрабатывает параметры с частотой 200 Гц. Такой алгоритм работы, разработанный Kawasaki, позволяет просчитывать и прогнозировать, как поведет себя мотоцикл в следующий момент времени. В отличии от более простой системы KTRC, которая резко снижает подачу мощности, при появлении пробуксовки заднего колеса, система S-KTRC при возникновении пробуксовки лишь минимально снижает мощность и удерживает пробуксовку на таком уровне, на котором обеспечивается постоянная подача тяги на заднее колесо.


Видеообзор системы S-KTRC — Kawasaki Sport Traction Control 


Цель работы данной спортивной системы S-KTRC – получить максимальное ускорение при разгоне, поэтому, система настроена так, что даже будучи активированной, будет позволять мотоциклу на выходе из поворота вставать на заднее колесо.

Система имеет 5 режимов работы:

  • режим 1 и 2 предназначены для гоночного использования,
  • режим 3 предназначен для езды на сухом треке с использованием резины с высокими сцепными свойствами,
  • режим 4 предназначен для езды по обычным сухим дорогам,
  • режим 5 дождевой.

S-KTRC используется в этих мотоциклах:
(несколько примеров)


 


Другие электронные системы мотоциклов KAWASAKI:

       


 

motorrika.ru

Как трекшн-митинги спасают стартап от провала / Habr

Traction в дословном переводе означает «тяга» или «сила сцепления». А в мире стартаперов «трекшн» – оценка того, как команде удается претворить бизнес-модель в жизнь. Проще говоря, трекшн – это «сцепление» стартапа с его дорогой (road map).

Зачем нужны трекшн-митинги

Трекшн-митинги устраивают всевозможные акселераторы и посевные фонды. Возможно и проведение внутренних трекшн-митингов в компании, когда вся команда отчитывается перед инвесторами или отделы отчитываются друг перед другом.

На таких отчетных встречах стартап чаще всего показывает, что с этим самым сцеплением у него все в порядке и он не «пробуксовывает».

Инвесторам нужны физические доказательства в цифрах, кейсах, мнениях, что у проекта есть шанс на успех и превращение в самостоятельную устойчивую компанию.

Но вся прелесть этих «отчетных встреч» не в этом: они, в первую очередь, мобилизуют и упорядочивают работу самой команды. После трекшн-митинга в голове строится план по задачам на ближайшие 2-3 недели.

Трешн особо важен для стартапов в сфере IT, которые нуждаются в привлечении средств на ранних стадиях развития. Поэтому акселераторы, например ФРИИ, требуют от стартапов отчитываться в рамках трекшен-митинга каждые 2 недели.

ФРИИ отличается именно тем, что стартапу не просто дают денег, но помогают пройти весь путь от идеи до монетизации. Для этого привлекаются эксперты – бизнесмены, консультанты, инвесторы. У каждого проекта есть ментор, который в том числе и с помощью трекшн-митингов следит за правильным развитием стартапа. Ментор суров, справедлив, но главное — полезен. Эксперты не только делятся своим успешным опытом, но могут помочь даже с юридическими и технологическими вопросами.

При этом трекшн для каждого отдельного продукта может подразумевать разные параметры и базовые метрики. Обычно метрики основаны на финансовой информации, отражающей высокую склонность к покупке продукта.

Структура трекшн-презентации

Проект Witget, конструктор инструментов повышения конверсии, следует определенному списку параметров, которые должны отражаться в презентации на трекшн-митинге.

1) Первое, что обязательно должна содержать ваша презентация – это метрики. На слайде отражаются факты за все время существования стартапа, за предыдущий и текущий период и, конечно, план на ближайшие недели. Метрики – это перечень ключевых для стартапа величин. Таких как, например, ARPPU — показатель прибыльности проекта в расчете на одного платящего пользователя, или DAU и MAU — отношение ежедневных активных пользователей к ежемесячным.

При этом на слайде указана общая сумма за все время, а также факт предыдущих 2 недель, текущих 2 и план. Таким образом, можно проследить динамику развития.

2) Следующий шаг – гипотезы и результаты. Слайд строится из 4 составляющих:
• что вы планировали изменить
• на что это должно повлиять (какие метрики и показатели)
• что вы сделали для этого
• что из этого получилось

Данные гипотезы были озвучены 2 недели назад. В таком формате проект отчитывается о том, как проверял заявленные гипотезы.

3) Артефакты – это созданный руками или умом человека объект, т.е. любое физические или визуальное доказательство работы. Это может быть воронка продаж, принтскрин отправленной рассылки, отзыв о Вашей работе, видео, фотографии с промоакции, которую Вы проводили, данные опроса. Если у Вас офлайн-бизнес, то это может быть сэмпл продукции, пример упаковки, дизайн самого товара. Плюсы артефактов в том, что это повод для гордости, своеобразный мотиватор для команды.

В качестве примера – новый лендинг проекта Witget, который пришел на место старого. Артефакт подтверждал нашу гипотезу о том, что новый лендинг с видео, яркой кнопкой на главной и пунктом меню «Тестовый доступ» поднимет конверсию до 20%.

4) Последние три слайда посвятите итогам:
Основные выводы периода – ваши подвиги, недоработки, общие результаты по итогам проверки гипотез. В целом, это то же самое, что вы показывали раньше, но четче.

Например, Вы разместили 2 платных обзора Вашего нового приложения для iPhone. В целом, они принесли Вам 100 установок за 10 долларов каждая. Это Вы отразили в результатах по гипотезам. В общих выводах можно сказать, например, что первый обзор сработал лучше, что после второго было много вопросов относительно Вашего основного конкурента. Соответственно, нужно четче отстраиваться от аналогичных решений и писать больше о преимуществах для клиентов.

Планы на следующий период — поместите здесь гипотезы, которые будете защищать в следующий раз. Они должны быть реальными и продуманы заранее.
Важно! Задачами и планами не являются следующие: «Создать приложение под iPhone», «Разместить новое видео на лендинге», «Сделать инструкцию по использованию для клиентов». Это процессные задачи, результат которых – сделал или не сделал, но не понятно, повлияли ли они в лучшую или в худшую сторону на Ваш бизнес.

Задачи должны быть обязательно привязаны к метрикам и показателям. Например, «Новая инструкция снизит churn rate (отток клиентов) на 10%», «Новое видео на лендинге увеличит конверсию в регистрации на 7%». «Наличие приложения для iPhone увеличит среднее суммарное время, проведенное клиентом в сервисе на 30 секунд. Или если в среднем клиент заходил в сервис 1 раз в 6 часов, то теперь будет заходить 1 раз в 4, 5 часа». Чем точнее Вы ставите задачи, тем ближе Вы к цели – получении прибыли от Вашего бизнеса.

Потребности – сформулируйте и для себя, и для ментора, чего вам не хватает для достижения целей. Это могут быть просьбы, пожелания, в которых оказать помощь смогут коллеги, партнеры, менторы.
Потребности могут относиться к следующим аспектам:
— связать с нужным лицом (ЛПР – лицо, принимающее решение),
— посоветовать сотрудника под Вашу вакансию,
— поделиться данными, статистикой,

— бытовые потребности: вместе снимать офис, купить б/у-технику у другого стартапа и др.

В конце трекшн-митинга Ваши менторы или трекеры задают вопросы, которые касаются презентации, бизнеса в целом и Ваших планов. Ответы на вопросы помогут Вам лучше понять свой стартап, дадут пищу для размышлений.

По итогам Вашего выступления аудитория обычно записывает комментарии, советы, пожелания в единый открытый для всех файл – «Форму 360 (градусов)». Цель формы – заставить задуматься и развиваться, поэтому даже если Вас критикуют, относитесь к этому с уважением и не отвергайте. Взгляд со стороны – одно из ключевых преимуществ трекшн-митинга. Все, записанное в ней, нужно взять на вооружение и смело работать по ней над стартапом!

habr.com

3 способа получить трекшн для стартапа | Блог | Разработка и дизайн сайтов и мобильных приложений

Ранее мы рассказывали, как с помощью Happy Startup Canvas сделать свой стартап привлекательным для пользователей, а сегодня затронем вопрос получения значительного отклика от клиентов или трекшн стартапа (startup traction). Навал Равикант (AngelList) определяет трекшн как количественное доказательство наличия рыночного спроса на ваш продукт. Наличие traction — это то, что благоприятно влияет на привлечение инвестиций в стартап и свидетельствует о правильности выбранного пути. В этой статье мы расскажем о том, как отобрать каналы для популяризации интернет-проекта, и поделимся способами достижения трекшина, которые часто остаются без внимания.

Узнайте больше о Сервисы электронной коммерции и маркетплейсы

Почему трекшн — это важно

IT-стартапы терпят неудачу, когда не решают проблемы пользователей или уделяют недостаточно времени продвижению своего продукта, полагаясь на то, что он станет популярным просто благодаря своей инновационности. Если актуальность для пользователей можно скорректировать, запустив вместо полноценного продукта MVP, а затем изменяя его с помощью пивотов после обработки фидбека, то закладывать ресурсы на продвижение и популяризацию стартапа нужно с самого начала.

В книге «Traction: A Startup Guide to Getting Customers» Гэбриел Вайнберг утверждает, что 50% времени нужно уделять получению трекшина (остальные 50% идут на разработку продукта). Он также предлагает использовать для выбора каналов продвижения метод «мишени» (Bullseye framework).

Метод «мишени»

Метод «мишени» предусматривает, что вы будете работать с одним трекшн-каналом, пока он обеспечивает достаточное развитие стартапа, а затем переключитесь на следующий. Вначале определите, с какими каналами вы будете работать сейчас и в будущем:

  1. Проведите «мозговой штурм» и соберите идеи для достижения трекшина, которые вы можете использовать. Оцените возможную эффективность, время, нужное для их проверки и количество лидов, которые вы сможете получить с их помощью.
  2. Разделите идеи на три категории: внутренний круг (A), близкая перспектива (B) и далекая перспектива (C).
  3. Проверьте все идеи в категории A. Очень важно не переборщить с тестированием: уделите ему столько времени, сколько нужно на проверку, но пока не пытайтесь ничего оптимизировать. Например, если вы решили проверить, сработает ли продвижение стартапа с помощью рекламы в Facebook, не покупайте рекламу для 10 сообщений сразу, а оплатите 3-4 и посмотрите, какие будут результаты.
  4. Если результаты будут неудовлетворительными, переключитесь на следующий канал. При этом лучше всего проверять по 2 канала одновременно, чтобы не терять время.
  5. Определив, какой канал работает на раскрутку стартапа, сосредоточьтесь только на нем. Проведите сплит-тестирование, чтобы оптимизировать его работу. Например, разместите два рекламных сообщения с разным типом контента, но на одну тему, и посмотрите, какое сработает лучше.

Метрики для трекшн-каналов

Чтобы определить, работает ли выбранный канал, обратите внимание на следующие метрики:

  • Customer Acquisition Cost (CAC) — стоимость привлечения клиента, которая определяется как сумма, потраченная на трекшн-канал, разделенная на количество приобретенных с его помощью клиентов. Если вы потратили $200 на канал и получили 20 клиентов, стоимость привлечения клиента будет равна $10. Это много или мало? Все зависит от того, что вы продаете. Если каждый из этих клиентов ополатил подписку стоимостью $150, то все идет хорошо. Но если они приобрели pro-версию приложения за $7, то этот канал — не то, что вам нужно, ведь с ним вы теряете деньги.
  • Узнайте, как определить истинные потребности целевой аудитории про помощи техники impact mapping.

  • Lifetime Value (LTV) — пожизненная ценность клиента, которая рассчитывается как разница между тем, сколько клиент тратит на ваш продукт, и издержками стартапа, связанными с приобретением клиента. Можно рассчитывать историческое или прогностическое значение LTV. Историческое значение можно рассчитатать для разных групп клиентов, чтобы определить, какая из них покупает больше. Прогностическое же значение поможет определить, помогает ли этот канал зарабатывать деньги в длительной перспективе.

Трекшн-каналы, которые стартапы недооценивают

В своей книге «Traction» Гэбриел Вайнберг перечисляет 19 трекшн-каналов, в том числе SEO, вирусный контент, email- и контент-маркетинг, онлайн- и оффлайн-рекламу, социальные сети и др. Тип вашего бизнеса и модель его монетизации влияют на выбор трекшн-каналов, которые вы будете тестировать в первую очередь (например, финансовым B2B-стартапам вряд ли поможет реклама в Instagram). Тем не менее, на наш взгляд, следующим трем мощным каналам стартаперы уделяют недостаточно внимания:

  1. Традиционный PR
  2. Развитие бизнеса (business development)
  3. Разработка как маркетинг

Поговорим о каждом из них детальнее.

Интернет-пресса все еще актуальна

В мире твитов и Product Hunt пресса уже не кажется такой актуальной. Но вспомните, что вы делаете, прежде, чем купить что-то. Вы открываете Google. И надежные источники, вроде Entrepreneur, Lifehacker или другого популярного в вашей стране издания, отображаются вверху поисковой выдачи.

А что происходит, если у вас как потребителя еще не сформировалось собственное мнение о каком-либо продукте? Мозг автоматически подскажет вам, что о нем писали в надежных источниках, и пока вам еще не удалось самим испытать продукт, представленная в них точка зрения будет иметь большой вес.

Построение доверительных отношений с прессой влияет на то, в каком свете предстанет перед читателями ваш стартап и будет ли им понятно ваше предложение.

Уилсон Пэнг рассказал о том, как добился освещения в прессе своего стартапа Daily Pulse, с умом рассылая «холодные» письма. Мы бы также хотели добавить, что стартапам нужно:

  1. Понимать, какая информация является новостной, а какая нет. Например, запуск стартапа или новой функции — это хороший материал для новости, если вы объясняете, в чем ваша уникальность и преимущества. А вот смена логотипа на новость не потянет (если вы, конечно, не Uber).
  2. Отправлять пресс-релизы, которые отвечают формату издания. Например, если социальные стартапы хотят сделать солнечные батареи доступными для рядовых потребителей, то их пресс-релизы для научно-популярного издания и журнала, который пишет о социально значимых инициативах, будут отличаться.
  3. Подготовить пресс-кит, который должен быть доступен на сайте или по запросу представителей СМИ. Быть готовыми предоставить журналисту дополнительную информацию.
  4. Выбрать правильное время для рассылки пресс-релизов. Если какое-либо значимое событие перекроется с публикацией новости о вашем стартапе, она просто потеряется. Поэтому иногда лучше повременить.

В том, что работа с прессой — это важный источник трекшина, мы убедились на собственном опыте. За неделю более 40 интернет-изданий написали о нашем стартапе UARoads. Благодаря этому:

  • Посещаемость сайта проекта увеличилась в 5,3 раза.
  • Возросло скачивание приложения: в 4 раза для iOS и в 2,5 — для Android.

Из 40 изданий 11 показывают статистику на сайте, согласно которой 12 тыс. пользователей просмотрели, лайкнули или поделились новостью о стартапе в Facebook. Такой успех обеспечили высокое качество предлагаемого контента, яркий инфоповод, полезность содержания и… (не удивляйтесь!) правильно написанное письмо для самых СМИ. Привлекательная тема и лаконичное содержание письма повысят шансы на то, что редактор ознакомится с пресс-релизом вашего стартапа, поэтому — дерзайте!

Развитие бизнеса — не пустой звук

Когда вы проходите сквозь ранние этапы развития стартапа, роль специалиста по business development почти всегда предполагает участие во всех внешних взаимодействиях, будь то маркетинг или общение с потенциальными партнерами. Пока команда стартапа работает над продуктом, специалист по развитию бизнеса встречается с другими людьми. Пока договора не могут быть подписаны (ведь продукт еще не готов) и доходов тоже нет (так как продавать еще нечего). Чем же следует заняться?

  1. Изучите экосистему, в которой работает ваш стартап, а также подходы, используемые другими игроками для решения проблемы пользователей, с которой вы работаете.
  2. Начните строить отношения, которые вы сможете использовать, когда стартап начнет масштабироваться.
  3. Определите, какие компании могут помочь стартапу достичь поставленных целей и как вы можете помочь им со своей стороны.

Позднее, когда вы нашли свою целевую аудиторию и подтвердили гипотезу, стартап становится привлекательным для потенциальных партнеров. При этом заключение конкретных сделок часто сопряжено с трудностями, особенно, если речь идет о больших компаниях, в которых принятие решения занимает много времени. В статье для Forbes Рон Хирсон делится советами о сотрудничестве с большими компаниями, а вот примеры стартапов, которые успешно используют бизнес-развитие:

  1. Foursquare и AMEX. В 2011 году стартап Foursquare объединился с American Express и они вместе предложили держателям карт скидки в магазинах для тех, кто в них зачекинится. Foursquare получил чекины, а American Express — увеличение количества карточных расчетов.
  2. Twitter и Gnip. В 2010 стартап Twitter объединился с Gnip и компании сделали данные социальной сети доступными в Gnip через Social Media API от Twitter. Компания Gnip расширила базу соцсетей, для которых она обрабатывает данные, а Twitter стал более привлекательным для корпоративных пользователей, которым важно отслеживать статистику для своих аккаунтов.
  3. Uber и Google. В 2016 году Uber объединился с Google и теперь пользователи Google Maps могут видеть, сколько времени понадобится, чтобы добраться до места назначения с Uber. Uber стал виден большему количеству пользователей, а компания Google расширила номенклатуру транспорта, для которого рассчитывается время.

Учитесь отдавать полезные мелочи

Разработка как маркетинг означает, что участники вашей стартап-команды, помимо их основных обязанностей, могут создавать полезные инструменты, которые вы затем раздаете бесплатно (часто в обмен на контактный email), чтобы привлечь внимание к стартапу. Создавать можно виджеты, библиотеки, расширения, обучающие материалы или медийный контент, который связан с вашим основным продуктом.

Бесплатные «печенюшки» помогают вам завладеть вниманием пользователей («бесплатно же, нужно брать!») и показать, а какой уровень качества следует ожидать от вашего стартапа. С помощью бесплатных продуктов можно транслировать ценности вашей компании. Студия stfalcon.com также имеет собственные open source наработки, которые увеличивают узнаваемость компании и привлекают лидов.

Fairpixels отдает отклоненные логотипы, привлекая внимание к своей платной услуге, а команда Crew уверяет, что их стартап-проект удержался на плаву только благодаря бесплатному предложению. Вот как это произошло: Crew потребовались качественные фотографии для оформления сайта. Поскольку решений за разумную цену в Интернете не нашлось, ребята наняли фотографа, который снял для них большое количество снимков в местной кофейне.

Отобрав фото для сайта, Crew решили поделиться оставшимися качественными фото с теми, кто был в такой же ситуации, как они, и создали Tumblr с названием Unsplash, откуда можно было бесплатно загрузить снимки. Велико же было их изумление, когда Unsplash появился на первой странице HackerNews, а посещаемость сайта Crew резко возросла.

Читайте, Как создание прототипа продукта может улучшить трекшн.

Заключение

Трекшн достигается не просто за счет инновационности идеи для стартапа и запуска нового продукта. Над его получением нужно трудиться. Кроме использования рекламы, методов построения комьюнити, SEO и контент-маркетинга ваш стартап должен:

  1. Работать с прессой, чтобы иметь возможность направлять нарратив в нужное русло.
  2. Начать развитие бизнеса (business development) как можно раньше.
  3. Предлагать что-то полезное бесплатно (решения с открытым исходным кодом, виджеты, библиотеки, обучающие материалы или медиа-контент).

Интересует разработка стартапов? Обратитесь в студию stfalcon.com! Мы создаем MVP для стартапов, мобильные приложения и веб-сайты на Symfony2 и будем рады вам помочь.

Об авторе

Контент-менеджер

Даша отвечает за блог и портфолио студии. В свободное время она пишет статьи об играх и фантастике.

Похожие статьи

Вернуться к списку записей К списку записей

stfalcon.com

Traction Control – контроль тяги — FPS Racing Team

Рассмотрим различные способы реализации контроля тяги, которые применяют ведущие производители мотоциклов.

Колода карт, ладонь, смартфон. Именно такой размер пятна имеет шина заднего колеса вашего литрового спортбайка. Все это перечисленное одного размера, который составляет примерно 64 кв. см. Вся эта площадь на основе каучука должна передать более 160 л.с. и более 80 ньютон-метров крутящего момента на поверхность асфальта.


Если открыть ручку газа слишком резко, то способность передавать всю мощность пятно контакта не сможет, и покрышка начнет проскальзывать. Это еще не конец, и мотоцикл начнет скользить, но если вы будете жадными, и не оставите коэффициента сцепления, мотоцикл потеряет сцепление с поверхностью. Следует отметить, что идеальное значение проскальзывания задней покрышки – это на 15% выше скорости вращения переднего колеса. Иными словами, если вы в повороте двигаетесь со скоростью 100 км/ч, то заднее колесо может вращаться 115 км/ч без особых проблем. Естественно, если вы обладаете навыками для этого.

На фото: Рубен Чаус

Поскольку покрышка при сильном проскальзывании не может удерживать мотоцикл в наклоне – байк начинает вращаться вокруг вертикальной оси, сбиваясь с намеченной траектории. Здесь у вас есть три варианта. Вы можете продолжать увеличивать мощность, подаваемую на покрышку и дело закончится лоусайдом. Вы можете резко закрыть  газ, тем самым прекратив подачу мощности, пятно контакт вновь обретет зацеп с поверхностью, и мотоцикл тут же запустит вас, как катапульта – хайсад более болезнен. Или вы можете тонко дозировать подачу мощности и крутящего момента на заднее колесо, держа под контролем скорость его пробуксовывания и тем самым держать байк в контролируемом заносе.

А теперь настало спросить себя: есть ли у меня навыки, способные удерживать мотоцикл в скольжении, да еще на пике значений мощности и крутящего момента? Меня зовут Никки Хейден, Кенни Робертс, Фредди Спенсер? Конечно нет. В результате, по меньшей мере, шесть производителей мотоциклов (Kawasaki, Yamaha, Ducati, Aprilia, BMW и MV Agusta) теперь производят супербайки с заводским трекшн-контролем (TC, Traction Control), который, в случае необходимости, укротит мощность вашего мотоцикла, которую он способен передать на заднее колесо, а это значит, что жестких последствий можно избежать.

Хотя принцип управления трекшн-контролем разных производителей очень похож, контроль тяги реализуется по-разному: различные алгоритмы, разные датчики. Мы попытались понять эти различия и объяснить, каким образом различные заводы реализуют систему трекшн-контроля на своих мотоциклах. Отчасти, все подробности работы системы управления трекш-контролем производитель патентует и держит в секрете. Поэтому получить доступ в результатам работы инженеров очень сложно. 

Yamaha предлагает шесть ступеней регулировки трекшн-контроля

Все пять производителей мотоциклов, оснащающих свои байки системами ТС (Aprilia, BMW, Ducati, Kawasaki, Yamaha), используют высокоскоростные датчики на колесах. Эти датчики были первоначально предназначены для использования в системах ABS, где им приходится считывать около 50 импульсов за оборот колеса. По сути, контроль над торможением и контроль тяги – идентичные математические задачи. В обоих случаях, проскальзывание или блокировка колеса приводит к разнице скорости вращения колес. Райдеры, как правило, рассматривают ускорение и торможение в виде двух полностью разных процессов, но Ньютон и его Законы не столь разборчивы. Изменение скорости является изменение скорости. Датчик обнаружения уменьшения скорости вращения легко справится с задачей обнаружения увеличения скорости.

Темной лошадкой в этой группе является MV Agusta и ее модель F4. В отличие от других, упомянутых выше, кто использует колесные датчики для обнаружения проскальзывание колеса, в Agusta вместо этого контролируются обороты двигателя. Резкий скачок в числе оборотов двигателя, превышающий допустимый предел, диктуется заданными алгоритмами ЭБУ (ECU, Электронный Блок Управления), и  рассматривается как пробуксовка заднего колеса. Говоря в общих чертах, это подобно тем системам трекш-контроля, которые ставятся в качестве тюнинга.

Казалось бы, легко сделать систему контроля тяги, которая работает на только на данных, собранных с колесных датчиков. Колесо начало вращаться быстрее – вступает в работу ECU. Эта система трекшн-контроля даже будет работать в большинстве случаев. Но современные литровые спортбайки мощны, как никогда, и открытие ручки газа на 100%, на 1 передаче отправит в хайсайд пользователя. Чтобы этого избежать, нужно знать положение дроссельной заслонки, а так же частоту вращения двигателя и выбранную передачу. К счастью, все эти байки оснащены впрыском топлива, и эти значения известны.

Ducati: если вы храбры, можете полностью отключить трекшн-контроль. 

Если нет – воспользоваться плавной регулировкой 

вмешательства электроники в пробуксовку заднего колеса

Можно остановится и на этом, если придерживаться минимального подхода. Есть данные о скорости вращения переднего и заднего колеса, значение крутящего момента и положение дроссельной заслонки. Kawasaki и Yamaha придерживаются такого мнения, и не добавили в свои байки дополнительных  датчиков трекшн-контроля.   

Инженеры Ducati пошли немного дальше, чем два японских производителя. Они добавили один акселерометр, измеряющий продольное ускорение мотоцикла. Ducati не используют информацию о используемом передаточном числе в трансмиссии, радиус шин и т.д. Инженеры обошли всю эту цепочку и использует акселерометр для измерения продольного ускорения.

BMW и Aprilia зашли немного дальше, чем Ducati, и их системы трекшн-контроля включают в себя датчики акселерации (продольное и поперечное ускорения) и два гироскопа. Пока не ясно, как используются данные, собранные с датчкиков бокового ускорения и поворота относительно вертикальной оси. 

В конечном итоге, одних только датчиков не достаточно для системы трекшн-контроля. Система контроля тяги должна уменьшить пробуксовку  до безопасного уровня, сделать это быстро, и сделать это контролируемо. Компьютер уменьшает скольжение ведомого колеса, ограничивая крутящий момент двигателя. Существуют три механизма, чтобы сделать это: отключение цилиндра, изменение угла опережения зажигания, или закрытие дроссельной заслонки. Каждый из этих способов имеет свои преимущества и недостатки. 


1. Отключение цилиндра. Достигается путем пропуска впрыска топлива на такте впуска, или подачи искры (но это приведет к появлению несгоревшего топлива в выхлопных газах, что увеличит вредные выбросы). Отключение цилиндра имеет немедленную реакцию двигателя (потребуется менее 180 град. оборота коленчатого вала 4-цилиндрового мотора), широкий диапазон (значение крутящего момента можно изменить от 0 до 100%), но изменения будут грубыми, шаг изменения составит 25%. 

2. Уменьшение угла опережения зажигания. Имеет немедленный отклик, а также тонкое вмешательство. Но контролировать мощность можно только в пределах примерно 20%, не вызывая пропуски зажигания.

3. Закрытие дроссельной заслонки (если дроссельные заслонки имеют сервопривод и управляются по проводам (Ride by Wire). Здесь широкий спектр полномочий (от 0 до 100% падения крутящего момента), но, как правило, данный способ имеет медленный отклик.

ПроизводительДатчики Механизм контроля тяги
KawasakiПередний и задний колесный датчикОтключение цилиндров
YamahaПередний и задний колесный датчикОтключение цилиндров, уменьшение угла опережения зажигания, закрытие дросселя
DucatiПередний и задний колесный датчик, акселератор продольного ускоренияОтключение цилиндров, уменьшение угла опережения зажигания
ApriliaПередний и задний колесный датчик, акселератор продольного ускорения, акселератор бокового ускорения, угол крена, угол поворота вокруг вертикальной осиУменьшение угла опережения зажигания, закрытие дросселя
BMWПередний и задний колесный датчик, акселератор продольного ускорения, акселератор бокового ускорения, угол крена, угол поворота вокруг вертикальной осиУменьшение угла опережения зажигания, закрытие дросселя

Все производители включают опцию антивилли в их системах контроля тяги. Антивилли есть предотвращение углового движения мотоцикла вокруг относительно главной (горизонтальной) поперечной оси (тангаж). Логично было бы предположить, что это достигается на основе информации, поставляемой гироскопом. Но удивительно, что ни один из производителей не пользуется этим. Вместо этого, сравниваются скорости вращения колес байка. Если переднее колесо замедляется, в то время как заднее продолжает ускоряться, компьютер делает вывод, что переднее колесо потеряло контакт с землей, и дает команду на снижение крутящего момента. Вмешательство в способности мотоцикла ездить в вилли зависит от настроек ТС или, в случае с Aprilia, настройкой антивилли контроля.

Пять систем, обсуждаемых здесь, были оценены только в зависимости от количества датчиков и исполнительных механизмов. Kawasaki трекшн-контроль является самой простой из всех систем. У Yamaha немного сложнее, чем у Зеленых, с подобным набором датчиков, но с добавлением электронного управления дроссельной заслонкой. Блок датчиков Ducati в включает в себя один инерционный датчик, но без электронного дросселя. Aprilia и BMW поставили наиболее сложные системы, каждая из которых с электронным управлением дросселями и четыре инерционных датчика. Мы должны отметить, что сложность может быть оправдана в любой системе, если расходы на разработку компенсируются увеличением возможностей системы контроля тяги.

Запомните, что система контроля тяги (трекшн-контроль) не убережет вас на 100% от ситуаций, которые могут возникнуть при вождении литрового спортбайка без определенных навыков.

fps.ua

Жизнь без трэкшн-контроля


Великолепное пилотажное мастерство является обязательным требованием для пилотов Формулы-1, но класс 2008 года получает шанс продемонстрировать это в ещё большей степени по сравнению с предыдущими годами благодаря ликвидации электронных средств помощи пилоту.

Борцы за чистоту всегда говорили, что трэкшн-контроль – система, которая регулирует подаваемую на задние колеса мощность ради избежания пробуксовки – портит спектакль Формулы-1. Но теперь “старые добрые дни”, когда мастера автогонок демонстрировали свое умение довести машину до предела сцепления и дальше, остались в прошлом.

Теперь же введение с начала 2008 года стандартного электронного модуля управление позволило избавиться от трэкшн-контроля и первые же две гонки сезона преподнесли нам незабываемый спектакль – и не меньше драматических моментов стоит ожидать от приближающегося Гран-При Бахрейна.

В Toyota отсутствие трэкшн-контроля дает возможность Ярно Трулли и Тимо Глоку продемонстрировать потрясающее сочетание контроля над машиной и высокой скорости. Трулли провел большую часть своей карьеры, гоняясь на машинах с трэкшн-контролем, но известен как настоящий артист за рулем, и новые правила дают ему великолепную возможность выразить свою любовь к идеальному времени круга.

Ярно Трулли: “Запрет трэкшн-контроля – это хорошая вещь, поскольку технологии стали превосходить вклад пилота. Хорошо сделать шаг назад и отдать машину во власть пилота. Это гораздо интереснее и наш вклад в работу машины стал гораздо выше. Мне это нравится, поскольку надо быть более чувствительным и действительно управлять машиной.”

Для Глока жизнь без трэкшн-контроля стала нормой после того, как он провел несколько сезонов в Champ Car и GP2, научившись пилотировать мощные машины без зоны безопасности в виде электронных средств помощи.

Тимо Глок: “В конечном счете предполагается, что мы – 22 лучших гонщика планеты и мы должны быть способны быстро адаптироваться к пилотированию без трэкшн-контроля. С трэкшн-контролем можно приблизиться к пределу, но правильный путь – дать пилоту больше власти над машиной и мы сделали именно это, так что теперь гонки стали интереснее. Зрителям интереснее вновь видеть больше черных полос на асфальте.”

У менеджера команды Ричарда Кригана тоже не вызывает сомнения то, что больший упор на мастерство пилотов и больший шанс захватывающего спектакля – это выигрышное сочетание.

Ричард Криган: “Это определенно сделало гонки интереснее и я думаю, что всё, что возвращает машину под контроль пилотов, хорошо для зрителей. Мы уже увидели это. Необходимость контролировать столь мощную и в то же время столь деликатную машину дает гораздо больше власти гонщикам. Но это профессионалы и они выходят на трассу с желанием победить; они должны показать, что могут справиться без трэкшн-контроля. По этому поводу было много обсуждений, но мое мнение такое: выходите на трассу, гоняйтесь и показывайте, на что вы способны – здесь всё зависит от пилотского мастерства.”

Отсутствие трэкшн-контроля сказывается не только на пилотах. Без вспомогательной электроники пилоты предъявляют к машинам несколько иные требования, в том числе с большей прижимной силой, и инженеры Toyota должны постараться, чтобы правильно настроить эти машины.

Джанлука Пизанелло, гоночный инженер Ярно Трулли: “Запрет так называемых электронных средств помощи изменил подход команд и пилотов к определенным областям разработки, настройки и пилотирования машины. Нужна машина, которая хорошо сбалансирована на выходе из поворота при открытии газа, так что сцепление по-прежнему играет важную роль, пусть и без трэкшн-контроля.”

Этот тонкий баланс будет еще более важен на этих выходных на трассе в Бахрейне, которая расположена посреди пустыни и поэтому будет покрыта тонким слоем песка до того, как пилоты в пятницу накатают гоночную траекторию. Это также возлагает большую роль на аэродинамическую устойчивость, в которой TF108 уже хорошо зарекомендовала себя в этом году.

Марк Гиллан, руководитель отдела аэродинамики: “Нам надо очень внимательно подойти к характеристикам управляемости машины, особенно на песчаной трассе в Бахрейне. За ночь ветер может надуть песок, так что обычно трасса достаточно “зеленая” в начале, но постепенно прикатывается по ходу всего уик-энда. Но в Бахрейне песок может лечь и поверх прикатанного слоя резины. С уходом трэкшн-контроля машины стали более подвержены пробуксовке и мы должны быть уверены, что делаем более аэродинамически устойчивую машину лишь чтобы преодолеть любую неустойчивость, которая может появиться из-за отсутствия трэкшн-контроля.”

ru.motorsport.com

Traction control system – это… Что такое Traction control system?

Антипробуксовочная система (АПС), Система контроля тяги (англ. Traction control system, TCS) — электрогидравлическая система автомобиля, предназначенная для предотвращения потери тяги посредством контроля за пробуксовкой ведущих колёс.

Данная система существенно упрощает управление автомобилем на влажной или сырой трассе. С помощью датчиков в реальном времени отслеживается скорость вращения колёс и если обнаруживается начало пробуксовки одного из них, то система вычисляет наилучший вариант восстановления сцепления с дорогой. Широко применяется в автогонках, в Формуле-1 первой её стала использовать команда Ferrari в 1990 году. Позднее стала широко применяться в обычных серийных машинах, а в 2008 году была запрещена в Формуле-1.

Принцип действия

При помощи датчиков угловых скоростей, установленных на ступицах колёс, электронный блок отслеживает скорость вращения колёс при разгоне автомобиля. В случае, если обнаруживается резкое возрастание скорости вращения ведущего колеса (происходит потеря сцепления и пробуксовка), электронный блок управления предпринимает меры для снижения тяги и/или притормаживания сорвавшегося в пробувсковку. Для снижения тяги могут (в зависимости от реализации системы) использоваться следующие методы:

  • Прекращение искрообразования в одном или нескольких из цилиндров.
  • Уменьшение подачи топлива в один или несколько цилиндров
  • Прикрытие дроссельной заслонки для систем с электронным управлением дроссельной заслонкой.

Одновременно для восстановления сцепления с дорогой, а так же увеличения крутящего момента на противоположном, относительно дифференциала колесе, производится кратковременное притормаживание колеса, потерявшего сцепление при помощи электро-гидравлических актуаторов.

Система частично использует те же механизмы, что и антиблокировочная система, и система помощи при экстренном торможении (Brake Assist), поэтому зачастую автомобили оборудованные антипробуксовочной системой, так же оборудованны и этими системами.

Применение

Как правило, на автомобилях оборудованных антипробуксовочной системой существует возможность временно её отключать, но при обычном вождении этого делать настоятельно не рекомендуется, так как система помогает сохранить сцепление с дорогой и, как следствие, управляемость при разгоне.

См. также

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *