Тип кузова | Несущий, цельнометаллический, вагонной компоновки | Несущий, цельнометаллический, вагонной компоновки | Несущий, цельнометаллический, вагонной компоновки |
Мин. радиус разворота, м | 11,5 | 11,5 | 11,5 |
Масса снаряженная/технически допустимая, кг | 10368/17930 | 10368/17930 | |
Нагрузка на переднюю/заднюю ось от технически допустимой массы, кг | 6430/11500 | 6430/11500 | 6500/11500 |
Общее количество мест (в т.ч. посадочных) | 110 (23) | 110 (23) | 110 (23) |
Емкость топливного бака/газовых баллонов, л | 238 | 238 | 918 (9 баллонов по 102 л) |
Шасси/мост | КААЗ 5256-3000012-10, с поперечной балкой и барабанными тормозами / RABA, 718.23-3300 (передаточное число i-5.44) двойная разнесенная | КААЗ 5256-3000012-10, с поперечной балкой и барабанными тормозами / RABA, 718.23-3300 (передаточное число i-5.44) двойная разнесенная | КААЗ 5256-3000012-10, с поперечной балкой и барабанными тормозами / RABA, 718.23-3300 (передаточное число i-5.44) двойная разнесенная |
Рулевой механизм | МАЗ-64229 или RB-Servocom 8098 с гидроусилителем руля | МАЗ-64229 или RB-Servocom 8098 с гидроусилителем руля | |
Тормозная система | Пневматическая, двухконтурная, с ABS | Пневматическая, двухконтурная, с ABS | Пневматическая, двухконтурная, с ABS |
Вентиляция | Смешанная: естественная ‒ люки в крыше и форточки; принудительная ‒ передний отопитель в кабине водителя | Смешанная: естественная ‒ люки в крыше и форточки; принудительная ‒ передний отопитель в кабине водителя | Смешанная: естественная ‒ люки в крыше и форточки; принудительная ‒ передний отопитель в кабине водителя |
Система отопления | Жидкостная, с использованием тепла системы охлаждения двигателя и независимого жидкостного подогревателя | Жидкостная, с использованием тепла системы охлаждения двигателя и независимого жидкостного подогревателя | Жидкостная, с использованием тепла системы охлаждения двигателя и независимого жидкостного подогревателя |
Шины | 275/70 R 22,5 | 275/70 R 22,5 | |
База, мм | 5840 | 5840 | 5840 |
bus.ru
Габариты автобусов – Дизайн детской комнаты
Какие размеры применимы для автобусов? Важны ли они при его эксплуатации?
Размеры автобусов очень важны, при их эксплуатации. Ведь владея этой информацией можно понять, насколько этот транспорт вместителен, и сколько пассажирских мест можно разместить в нем. Также еще, сколько пассажиров могут поместиться из тех, кто не использует пассажирские места. Если нужны размеры не будут правильно соблюдаться, то автобус, будет в лучшем случае плохо работать, а в худшем не функционировать вообще. Так же не соблюдение размеров при сооружении автобуса может привести к таким серьезным последствиям, как аварии на дорогах.
Автобусы различаются по разным габаритам. Они варьируются, начиная от небольших транспортных механических средств заканчивая очень большими, которые обычно имеют вид «гармошки». Размеры автобусов в основном зависят от их типов. Классифицируются их размеры, начиная от так называемых, особо маленьких, размеры которых менее шести метров. После них следуют автобусы называемые малыми. Далее идут средние автобусы, после них большие. Ну а лидируют по размерам особо большие автобусы, чьи размеры достигают шестнадцати метров.
Ширина, как и длина автобусов, тоже может быть различной. В России обычно этот размер насчитывает от 2 целых пяти десятых метров, но в западноевропейских странах производят автобусы, по своим размерам ширины достигающих двух целых пятидесяти пяти сотых метров.
Среднестатистическая ширина в миллиметрах составляет 11400. А высота, в миллиметрах 3007. Используется такая пневмоподвеска на коммерческий транспорт.
Среднестатистические габариты длины автобусов:
1. Особо малые автобусы, как было отмечено ранее, имею длину до шести метров;
2. Малые автобусы. Содержат в своем составе длину от шести метров. До семи целых пяти десятых метров.
3. Средние автобусы составляют длину от восьми, до девяти целых пяти десятых метров.
4. Большие имеют габариты от десяти целых пяти десятых метров, до двенадцати метров.
5. А особо большие транспортные механические средства, как было уже сказано, достигают шестнадцати метров.
При производстве автобусов важно учитывать не только их длину и ширину, но и высоту. Например, двухэтажные автобусы имеют совершенно другую высоту, нежели обычные. А в западных странах высота так же отличается, от высоты российских автобусах, ее отмеряют значительно больше. Предполагается, что длина автобусов будущего будет значительно отличаться от длины автобусов-современников. Так как некоторые из них, предположительно будут обладать аэродинамикой, то есть с движением воздуха и силы, возникших на поверхности тел. А в других типах автобусах будущего будет предусмотрен отказ от пробок и затруднительного движения. Высоту в таком случае придется увеличить по той причине, что через такие автобусы, по специальной схеме будет проходить любые другие средства передвижения.
Высота от поверхности дороги тоже учитывается, но чаще всего она либо очень маленькая, любо вообще мизерная. Интересен тот факт, что высота от дороги междугородних автобусов меньше, нежели высота всех остальных.
Понятно, что каждый автобус имеет свою длину, ширину и высоту. Все эти размеры нужны и необходимы, а так же во многих случаях, индивидуальны. При сооружении автобуса этой информацией нужно владеть в обязательном порядке.
www.president-mobility.ru
Классификация подвижного состава туристских автобусов
Классификация автобусов по территориальному признаку и в зависимости от назначения
Определение 1
«Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» определяет понятие автобуса как автотранспортного средства с двигателем, предназначенного для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (кроме места водителя) более 8. Данное транспортное средство предназначено для перевозки пассажиров по заранее сформированным маршрутам с разработанными остановочным пунктами.
Территориальный признак подразумевает дифференциацию автобусных перевозок на следующие виды:
- Городские – представляют собой поездки в пределах одного города;
- Пригородные – представляют собой поездки в пределах города и на расстояние до 50 км от него;
- междугородные – представляют собой поездки по городу и за его пределами на расстоянии более 50 км;
- международные – это поездки за пределы или Российской Федерации.
Данное разделение позволяет выделять городской, пригородный, междугородный и международный тип автобуса.
Еще одним критерием, классифицирующим транспортные средства, является место назначение перевозки. К таковым относятся автобусы общего пользования, туристские и специализированные (например, вахтовые, школьные и прочие). Каждый вид можно отличить по вместимости транспортного средства, комфортности, оснащенности внутреннего салона и общему внешнему виду.
Классификация автобусов по вместимости
Немаловажным критерием для классификации подвижного состава автобусов является количество предусмотренных мест:
- Автобусы малой вместимости 1 группы. К таковым относятся микроавтобусы, которые могут разместить не более 11 пассажиров. Они представлен к которым относятся транспортные средства таких марок, ка газель, мерседес, хендай и прочие.
- Автобусы малой вместимости 2 группы. Они рассчитаны на 26 пассажиров максимально. Данные транспортные средства предназначены для общего назначения.
- Автобусы средней вместимости. Данный тип может расположить в своем салоне до 34 человек. Для данных автобусов характерны транспортные средства с общим назначением с откидными мягкими креслами.
- Автобусы большой вместимости. Они могут единовременно перевозить до 45 пассажиров. Самыми знаменитыми транспортными средствами этого вида являются венгерские «Икарусы». Если предполагаются длинные туристско-экскурсионные поездки, предпочтение отдается маркам «Bova», «DAF», «MAN», «Mercedes», «Neoplan», «Skania», «Setra», «Volvo», «Vanhool» и прочим.
- Автобусы особо большой вместимости. Данный вид вмещает до 80 пассажиров.
Классификация в зависимости от количества этажей
Еще одним общепринятым критерием является количество этажей у транспортного средства. Автобус может быть одно-, полутора- и двухэтажным.
Замечание 1
Наибольшим спросом у туроператоров пользуются полутораэтажные автобусы. Это обусловлено наличием хорошего обзора благодаря тому, что пол салона, где располагаются пассажиры, несколько приподнят относительно водительского места. Нижнее помещение является багажным отделением.
Нижними этажами двухэтажных автобусов пользуются как пассажирским салоном в случае коротких экскурсий, чтобы увеличить вместимость автобуса. Здесь также может располагаться буфет, оснащенный небольшими столиками и стульями. Нижний этаж может также выполнять функцию игровой комнаты или видеосалона для детей. Некоторые фирмы могут располагать здесь спальные места.
Одной из отрицательных моментов является размер двухэтажных автобусов, который может быть помехой городах с низкими мостами, где водителям необходимо выбрать объездной путь.
Классификация согласно применяемому топливу
Автотранспортными средствами согласно их техническим характеристикам могут использовать различные виды топлива, что позволяет их также дифференцировать согласно этому признаку.
Подавляющее число транспортных средств, рассчитанных для перевозки пассажиров, работают на бензине, дизельном топливе или природном газе (сжиженном или сжатом). Вместе с тем уже выпускаются автобусы, функционирующие при помощи электрических батарей – электромобили или электробусы. Характерным примером является электробус российского предприятия «Корнет». Он оборудован электродвигателем и аккумуляторными батареями, а его подзарядки достаточно, чтобы проехать 60-70 км.
Автобус вмещает 30 пассажиров, не оснащен ступеньками на посадочной площадке, что существенно упрощает посадку и высадку пассажиров, в салоне имеется широкий проход для комфортного перемещения, значительная часть корпуса изготовлена из стеклопластика.
Электробусы нашли свое применение для перевозки в парках и пешеходных зонах и для экскурсионных поездок туристов по городу. Первые такие транспортные средства используются в Москве на маршрутах в районе Поклонной горы. Один из миниэлектробусов, работает на ВВЦ в течение многих лет. Он осуществляет перевозку посетителей выставочного центра. Планируется внедрить похожее транспортное средство для поездок по Серебряном бору Москве.
Замечание 2
Стоит отметить, что создание таких автобусов сопряжено с большими издержками. Поэтому более детально рассматривается изготовление так называемых гибридов, которые способны перемещать как на дизельном топливе, так и на электропитании.
При этом на прямых участках дорог будет работать экономичный дизельный двигатель, а на затяжных подъемах или участках, где много остановок, станет использоваться электрическая энергия, накапливающаяся в батареях-аккумуляторах.
spravochnick.ru
Требования к оборудованию и оснащению автобусов
Общие требования
Внутри пассажирского салона транспортного средства в непосредственной близости от передней двери должна быть наклеена четкая надпись или пиктограмма высотой не менее 15 мм, включая цифры высотой не менее 25 мм, указывающая число мест для сидения, а также общее число пассажиров, на которое рассчитано транспортное средство.
Читайте также:
Пассажировместимость автобусов рассчитывают, принимая во внимание среднюю массу одного пассажира, равную 68 кг. Для транспортных средств, в которых не предусмотрены места для стоящих пассажиров или наличие таких пассажиров допускается в отдельных случаях, расчетная масса одного пассажира составляет 71 кг. При этом учитывается средняя масса ручной клади, равная 3 кг.
В автобусах должен соблюдаться ряд требований, касающихся противопожарной защиты. В моторном отделении запрещается использовать любой легковоспламеняющийся или абсорбирующий топливо и смазку звукоизоляционный материал, если он не покрыт непроницаемым листовым материалом. По мере возможности должны соблюдаться меры предосторожности против накопления топлива или смазочного масла в любом месте моторного отделения.
Между моторным отделением или любым другим источником тепла (таким как тормоз-замедлитель или устройство для отопления салона, за исключением устройств, обогреваемых водой) и остальной частью транспортного средства должна размещаться перегородка из жаропрочного материала.
В пассажирском салоне может быть установлено устройство для отопления (за исключением устройств, в которых используется горячая вода), если оно заключено в материал, предназначенный для изоляции тепла, генерируемого этим устройством, не выделяет токсичного дыма и расположено таким образом, что контакт пассажира с любой горячей поверхностью практически исключен.
Заливные горловины топливных баков должны быть доступны только с наружной стороны транспортного средства. Они должны быть расположены так, чтобы исключить возможность попадания топлива на двигатель или выхлопную систему во время заправки. Если наливная горловина расположена на боковой стороне транспортного средства, то пробка в закрытом положении не должна выступать над прилегающей поверхностью кузова. Пробка наливной горловины изготавливается таким образом, чтобы исключить ее непроизвольное открытие. Подтекание топлива через пробку наливной горловины не допускается.
В отделениях, предназначенных для водителя и пассажиров, запрещено размещать любые элементы топливной системы. Соединения и топливопроводы должны быть изготовлены так, чтобы обеспечивалась их герметичность в различных условиях эксплуатации транспортного средства, независимо от естественного старения, перекосов, изгибных деформаций и вибрации всей конструкции транспортного средства.
Должна быть исключена возможность попадания топлива при утечке из системы питания на детали выхлопной системы.
Автобусы большой вместимости должны быть оборудованы аварийным выключателем, который предназначен для снижения опасности возникновения пожара после остановки транспортного средства. При этом он должен располагаться в легкодоступном для сидящего водителя месте, быть четко обозначен и иметь защитную крышку или другие соответствующие средства предотвращения случайного срабатывания. Четкие инструкции относительно способа использования должны быть указаны в непосредственной близости от аварийного выключателя, например: «Снять крышку и повернуть рычаг вниз. Приводить в действие только после остановки транспортного средства».
Приведение в действие аварийного выключателя должно вызвать быстрый останов двигателя, срабатывание выключателя аккумулятора, отключающего по крайней мере одну его клемму от электрической цепи, и включение на транспортном средстве аварийных сигналов. При этом отключение аккумуляторов не должно привести к отключению цепей, обеспечивающих непрерывное функционирование тахогрофа, аварийного внутреннего освещения, охлаждающего приспособления дополнительных обогревателей и централизованной блокировки дверей.
Электрооборудование и электропроводка транспортного средства должны быть хорошо изолированы, а провода — надежно защищены и прочно закреплены, чтобы исключить возможность обрыва, перетирания или износа. Аккумуляторные батареи должны быть надежно закреплены и легкодоступны. Отсек, в котором они размещаются, отделяется от пассажирского салона и обеспечивается вентиляция наружным воздухом.
Транспортное средство оснащается не менее чем двумя огнетушителями, причем один из них должен находиться в кабине водителя, другой — в пассажирском салоне. Необходимо предусмотреть места для аптечек первой помощи (не менее 7 дм3).
Огнетушители и аптечки первой помощи могут быть защищены от кражи и актов вандализма (например, посредствам помещения их в отделение, запираемое на ключ, или под стекло, которое может быть разбито) при условии, что их можно легко извлечь в экстремальных ситуациях. Места их размещения должны быть четко обозначены.
Наличие каких-либо воспламеняющихся материалов в пределах 10 см от выхлопной трубы допускается только в том случае, если эти материалы надлежащим образом защищены
Основные требования к выходам автобусов
Под выходом автобуса понимается служебная дверь или запасный (аварийный) выход, под служебной дверью — дверь, используемая пассажирами при нормальной эксплуатации, когда водитель находится на своем месте, под запасным выходом — запасная дверь, запасное окно или аварийный люк. Запасными выходами оборудуются только маломестные автобусы. Под аварийным выходом подразумевается аварийная дверь, аварийное окно или аварийный люк. Аварийными выходами оборудуются пассажирские транспортные средства большой вместимости.
Запасная (аварийная) дверь — это дверь, устраиваемая дополнительно к служебным дверям и предназначенная для использования пассажирами в качестве выхода только при исключительных обстоятельствах, в частности в случае опасности.
Запасное (аварийное) окно — это окно, необязательно застекленное, предназначенное для использования пассажирами в качестве выхода только в случае опасности.
Аварийный люк — это отверстие в крыше, предназначенное для использования пассажирами в качестве выхода только в случае опасности. Автобусы большой вместимости могут оборудоваться также аварийными люками, расположенными в полу пассажирского салона.
Все двери автобусов, независимо от вместимости, должны легко открываться изнутри и снаружи транспортного средства, когда оно находится на стоянке. При этом может быть предусмотрена возможность запирания двери снаружи при условии, что ее всегда можно открыть изнутри.
Если служебные двери оборудованы механическим приводом, то при нахождении транспортного средства на стоянке они должны иметь возможность открываться изнутри, а в незапертом состоянии — снаружи с помощью органов управления, которые функционируют независимо от всех других органов управления дверями. При этом указанные органы управления должны размещаться на двери или на расстоянии не более 300 мм от нее на высоте не более 1600 мм над первой ступенькой при расположении внутри и не более 1800 мм от уровня грунта при расположении снаружи. Данные устройства должны быть легко видимы и четко различимы при приближении к двери и нахождении перед дверью, а также обеспечивать открытие двери вручную. Они могут быть защищены приспособлением, которое может быть легко снято или разбито для получения доступа к аварийному органу управления.
Запасные (аварийные) окна должны либо открываться изнутри и снаружи транспортного средства с помощью специального приспособления, либо иметь легко разбиваемое безопасное стекло.
Аварийные люки должны открываться или сниматься как изнутри, так и снаружи. Если люк изготовлен из легко разбиваемого материала, то рядом с ним должно находиться приспособление, которым лица, находящиеся внутри транспортного средства, могут без затруднений воспользоваться, чтобы разбить люк.
Каждый запасный и аварийный выход должен обозначаться надписью «Запасный выход» или «Аварийный выход», читаемой как снаружи, так и изнутри транспортного средства.
Приборы экстренного управления служебными дверями и всеми запасными (аварийными) выходами внутри и снаружи транспортного средства должны обозначаться соответствующим знаком или четкой надписью. Кроме того, на указанных приборах или около них должны иметься четкие инструкции о пользовании ими.
Язык всех инструкций и надписей, регламентированных к применению в салонах автобусов, должен соответствовать государственному языку страны регистрации транспортного средства.
Требования к выходам маломестных автобусов
Маломестные автобусы должны иметь минимум две двери: одну служебную и одну запасную либо две служебные.
Минимальное число запасных выходов должно быть таким, чтобы минимальное общее число выходов как служебных, так и запасных и аварийных люков было таким, как указано в таблице. Сдвоенная служебная дверь при этом рассматривается как две двери, а двойное окно — как два запасных окна.
Служебные двери должны располагаться с ближайшей к обочине стороны или сзади транспортного средства. Выходы должны располагаться таким образом, чтобы с каждой стороны транспортного средства было как минимум по одному выходу. В передней и задней половине пространства, предназначенного для пассажиров, должен быть как минимум один выход. В задней либо в передней части обязательно должен располагаться один выход, если в крыше не предусмотрен аварийный люк.
Табл. Требования по оснащению выходами маломестных автобусов
Пассажировместимость, чел. | Минимальное общее число выходов | Число аварийных люков, рассматриваемых как запасные выходы | |
разрешенное | требуемое | ||
Не более 16 | 3 | 1 | — |
Более 16 | 4 | — | 1 |
Если пространство, предназначенное для сиденья водителя и пассажирских сидений, расположенных рядом с сиденьем водителя, не сообщается с основным пассажирским отделением соответствующим проходом, то все вышеперечисленные требования касаются только оборудования пассажирского салона.
Минимальные размеры запасных дверей, окон и аварийных люков представлены в таблице:
Табл. Требования к размерам запасных (аварийных) выходов
Наименование выхода | Размеры выхода | Примечания |
Запасная дверь
| Высота 125 см, ширина 55 см
| В тех случаях, когда это обусловлено наличием колесных кожухов, допускается уменьшение ширины до 30 см при условии, что на высоте не менее 40 см от самой низкой части дверного проема ширина двери составляет 55 см |
Запасное окно | Площадь проема 4000 см2
| В это отверстие должен вписываться прямоугольник высотой 50 см и шириной 70 см. Если запасное окно расположено в задней части транспортного средства и конструкцией транспортного средства не предусмотрено запасное окно минимальных размеров, предписанных выше, то в проем должен вписываться прямоугольник высотой 35 см и шириной 155 см. Углы прямоугольника могут быть закруглены, радиус кривизны не должен превышать 25 см |
Аварийный люк
| Площадь проема 4000 см2
| В этот проем должен вписываться прямоугольник высотой 50 см и шириной 70 см |
В случае, если автобус не предназначен для перевозки стоящих пассажиров и имеет минимальную массу не более 3,5 т и менее 12 пассажирских сидений, причем с каждого сиденья имеется свободный доступ по меньшей мере к двум дверям, размер запасной двери может быть уменьшен до 110 см в высоту.
Требования к выходам автобусов большой вместимости
Пассажирские транспортные средства большой вместимости должны иметь как минимум две двери.
Минимальное число аварийных выходов должно быть таким, чтобы общее число выходов соответствовало указанным в таблице. Аварийные люки при этом рассматриваются как один из указанных аварийных выходов.
Табл. Требования по оснащению выходами автобусов большой вместимости
Пассажировместимость, чел. | Минимальное общее число выходов | Пассажировместимость, чел. | Минимальное общее число выходов |
23-30 | 4 | 61-75 | 7 |
31-45 | 5 | 76-90 | 8 |
46-60 | 6 | > 90 | 9 |
При определении минимального числа выходов каждую жесткую секцию сочлененного транспортного средства следует рассматривать как отдельное транспортное средство. Число пассажиров определяется для каждой жесткой секции, причем соединяющий их проход не рассматривается в качестве выхода. Сдвоенная служебная дверь рассматривается как две двери, а двойное окно — как два аварийных окна.
Автобусы должны иметь аварийные люки, минимальное число которых при пассажировместимости не более 50 человек — 1, более 50 человек — 2.
Служебные двери должны располагаться с ближайшей к обочине стороны транспортного средства, и по меньшей мере одна из них должна находиться в передней половине транспортного средства. Разрешается устройство двери в задней стенке транспортного средства при условии, что она не является служебной дверью.
Выходы должны располагаться таким образом, чтобы на каждой боковой стороне имелось практически одинаковое их число. Выходы, расположенные с одной стороны транспортного средства, должны равномерно размещаться по его длине. По меньшей мере один аварийный выход должен быть расположен у задней или передней оконечности транспортного средства. Для транспортных средств, предназначенных для перевозки сидящих и стоящих пассажиров, а также в случае, если задняя часть наглухо отделена от пассажирского салона, это предписание выполняется, если в крыше оборудован аварийный люк.
ustroistvo-avtomobilya.ru
ГОСТ 10022-62. Автобусы и троллейбусы городские
Приводим полный текст документа — ГОСТ 10022-62 «Автобусы и троллейбусы городские. Планировочные размеры пассажирских помещений», регламентирующего требования, предъявляемые к размерам пассажирских помещений городских автобусов и троллейбусов. Документ введен в действие 01.01.1963. Все модели автобусов городского типа завода ЛАЗ, после 1963 года, должны были соответствовать данному нормативному акту.
Документ утратил силу и был заменен на ГОСТ 10022-75 (Автобусы и троллейбусы городские. Пассажирское помещение. Основные параметры и размеры) и ГОСТ 27815-88 (Автобусы. Общие требования к безопасности конструкции).
Планировочные размеры пассажирских помещений
Утвержден Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров Союза ССР 22/II 1962г. срок введения установлен с 1/I 1963г.
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
1. Настоящий стандарт распространяется на одноэтажные автобусы и троллейбусы городского типа.
2. Номинальная норма полезной площади пола, приходящаяся на одного пассажира, должна быть не менее:
- 0,315 м² — для сидящего;
- 0,20 м² — для стоящего.
Допускается уменьшение нормы площади на одного стоящего пассажира до 0,125 м² при перегрузке транспорта (часы «пик»).
3. Величина площади пола, предназначенная для стоящих пассажиров, должна быть не менее:
- 25% — для автобусов с габаритной длиной свыше 8,5 м до 10 м вкл.,
- 30% — для автобусов (троллейбусов) с габаритной длиной свыше 10 м до 12 м вкл.,
- 35% — для автобусов (троллейбусов) с габаритной длиной свыше 12 м (сочлененные) от полезной площади пола.
Примечания:
1. Полезной называется внутренняя площадь без учета площади, занимаемой кабиной водителя, подножками и местом кондуктора.
2. Габаритной называется длина автобуса (троллейбуса) с учетом буферов.
4. Планировочные размеры пассажирского помещения должны соответствовать указанным на чертеже и в табл. 1.
Наименования размеров | Размеры в мм |
Шаг сидений L, не менее | 720 |
Расстояние между спинками сидений L1, не менее | 680 |
Расстояние между подушкой сиденья и ограждением L2, не менее | 280 |
Глубина сиденья L3 | 400 |
Величина бокового свеса подушки сиденья L4 | 70 |
Величина продольного свеса подушки сиденья L5 | 40 |
Ширина двухместного сиденья B, не менее | 860 |
Ширина одноместного сиденья B1, не менее | 450 |
Ширина прохода между сиденьями (на уровне подушек) B2, не менее | 600 |
Допускаемый скос и сужение спинки B3 | 40 |
Угол наклона подушки α | 5° |
Угол наклона спинки сиденья β | 95° |
Высота помещения в проходе H, не менее | 1950 |
Высота спинки сиденья от уровня пола H2 | 850—20 |
Высота сиденья H3 | 450±10 |
Высота от подножки до верхней кромки дверного проема H4, не менее | 1900 |
Высота ступеньки H5, не более | 300 |
Расстояние между подушками сидений L6 | 500 |
Высота подножки от уровня дороги H6, не более: | |
для автобусов и троллейбусов длиной до 11 м | 360 |
для автобусов и троллейбусов длиной свыше 11 м | 320 |
Высота нижней кромки окна от уровня пола под сиденьями H7, не более | 800 |
Высота верхней кромки окна от уровня пола в проходе H8, не менее | 1650 |
Расстояние от потолочного поручня до края подушки сиденья по горизонтали B5 | 200 |
Высота от пола до потолочного поручня H1 | 1750±50 |
Глубина ступеньки B6, не менее | 280 |
Глубина подножки B7, не менее | 300 |
Поднутрение ступеньки B8, не более | 50 |
5. Размеры и планировка свободной площади пола и расположение сидений должны обеспечивать возможность беспрепятственного движения пассажиров, наличие накопительных площадок в зоне входных и выходных дверей, а также возможность установки не менее двух кассовых аппаратов.
6. Сиденья должны иметь поперечное расположение и быть направлены по движению машины. Иное расположение сидений допускается как исключение в обоснованных случаях.
7. При расположении двух рядов поперечных двухместных сидений ряды сидений должны быть сдвинуты относительно друг друга. В зоне надколесных кожухов сдвиг сидений необязателен.
8. Спинки поперечных сидений должны иметь опорные поруни, обеспечивающие пользование ими без помех для сидящих пассажиров.
9. Входные и выходные двери для пассажиров должны быть расположены в правом борту. Задняя входная дверь должна располагаться за колесной базой.
10. Ширина прохода в дверях в свету должна быть не менее:
- для одинарной двери — 650 мм;
- для двойной двери — 1200 мм.
Примечание. Одинарной дверью считается дверь, предназначенная для прохода одного человека, двойной дверью — для прохода двух человек одновременно.
11. Количество и тип дверей в автобусе (троллейбусе) должны соответствовать указанным в табл. 2.
Длина автобуса (троллейбуса) в м | Количество и тип двери |
Св. 8,5 до 10 вкл. | 2 двойные |
Св. 10 до 11 вкл. | 2 или 3 (из них 2 двойные) |
Св. 11 до 12 вкл. | 3 (в том числе 2 двойные) |
Св. 12 | 3 или 4 (в том числе 3 двойные) |
12. В открытом положении двери не должны увеличивать габаритную ширину автобуса, а также не должны иметь обращенных к проходу наружных поверхностей.
13. Число ступеней должно быть не более трех, включая подножку, в автобусах и троллейбусах длиной более 11 м — не более двух. Автобусы и троллейбусы с расположением двигателя в базе под полом должны иметь две ступени только у задней двери.
14. Ширина подножек и ступеней должна быть не менее ширины дверного проема, а остальные размеры их должны соответствовать указанным в табл. 1.
15. Для удобства входа и выхода в зоне расположения дверей должны быть установлены вертикальные стойки и поручни. При двойной двери должен быть установлен разделительный поручень. Поручни должны быть расположены на высоте, обеспечивающей пользование ими с уровня дороги, и не должны сокращать эффективной ширины прохода.
16. Для удобства входа и выхода в зоне расположения дверей должны быть установлены вертикальные стойки и поручни. При двойной двери должен быть установлен разделительный поручень. Поручни должны быть расположены на высоте, обеспечивающей пользование ими с уровня дороги, и не должны сокращать эффективной ширины прохода.
laz-legend.ru
Компоновки автобусов — Энциклопедия журнала “За рулем”
Городской автобус
Компоновка автобуса во многом зависит от его назначения. Так, для городских автобусов важен низкий уровень пола в салоне, широкие двери, позволяющие ускорить процесс посадки-высадки пассажиров на остановках. Городской автобус рассчитан на перевозку как сидящих, так и стоящих пассажиров, поэтому он должен иметь удобные площадки у входных дверей, широкие проходы и т. п.
Сочлененный городской автобус
Для повышения пассажировместимости при условии сохранения достаточной маневренности городские автобусы делают сочлененными; такой автобус состоит из двух шарнирно соединенных частей, расцепка частей не предусмотрена.
Междугородний автобус
Междугородние автобусы предназначены для длительной перевозки сидящих пассажиров, поэтому здесь предъявляются повышенные требования к сиденьям, комфорту в салоне. Кроме того, автобусы оборудуются туалетом, кухней, телевизорами. У данных автобусов имеется большой объем отсеков для размещения багажа.
Кузов автобуса в большинстве случаев выполняет функции несущей системы (несущий кузов). Встречаются конструкции, когда кузов автобуса установлен на раме грузового автомобиля. Ведущими колесами автобуса могут быть колеса передней оси, задней оси (задних осей — при многоосной схеме) или всех осей.
Двигатель может устанавливаться в передней, задней или средней частях автобуса, внутри базы между передней и задней осями.
Переднеприводная компоновка с продольным расположением двигателя:
1 — двигатель;
2 — сцепление;
3 — главная передача;
4 — коробка передач;
5 — валы привода ведущих колес
Переднеприводная компоновка с поперечным расположением двигателя:
1 — двигатель;
2 — сцепление;
3 — главная передача;
4 — валы привода ведущих колес;
5 — коробка передач
При переднеприводной компоновке двигатель может устанавливаться вдоль продольной оси автобуса и поперек.
Переднемоторная заднеприводная компоновка с двигателем, расположенным в продольной плоскости симметрии автобуса:
а — с коробкой передач, расположенной перед передней осью;
б — внутри базы автобуса;
1 — двигатель;
2 — сцепление;
3 — коробка передач;
4 — карданная передача;
5 — главная передача
Переднемоторная заднеприводная компоновка со смещенным расположением двигателя:
1 — двигатель;
2 — сцепление;
3 — коробка передач;
4 — карданная передача;
5 — главная передача
При заднеприводной схеме двигатель располагается в продольной плоскости симметрии автобуса или смещен относительно оси симметрии.
Заднеприводная заднемоторная компоновка с продольным центральным (а)
и смещенным (б) расположением двигателя:
1 — главная передача;
2 — карданная передача;
3 — коробка передач;
4 — сцепление;
5 — двигатель
Заднеприводная заднемоторная компоновка с поперечным расположением двигателя и углом α, равным 60° или 65° (а), 80° (б) и 90° (в):
1 — главная передача;
2 — карданная передача;
3 — двигатель;
4 — сцепление;
5 — коробка передач;
6 — угловой редуктор
При заднем расположении двигателя возможны два варианта его установки — вдоль и поперек продольной оси автобуса.
Сочлененный автобус с тянущей передней секцией и двигателем, расположенным внутри базы:
1 — двигатель;
2 — сцепление;
3 — коробка передач;
4 — карданная передача;
5 — главная передача
Сочлененные автобусы в основном являются городскими, и как правило низкопольными. Двигатель в сочлененных автобусах установлен внутри базы…
Сочлененный автобус с толкающей задней секцией и продольным расположением двигателя в задней прицепной секции:
1 — главная передача;
2 — карданная передача;
3 — коробка передач;
4 — сцепление;
5 — двигатель
Сочлененный автобус с толкающей задней секцией с поперечным расположением двигателя в задней прицепной секции:
1 — главная передача;
2 — карданная передача;
3 — угловой редуктор;
4 — коробка передач;
5 — сцепление;
6 — двигатель
…а также в задней секции, вдоль или поперек, при этом задняя секция толкающая.
Сравнительный анализ компоновок автобуса представлен в таблице 1
Существует классификация автобусов по полной массе (до 5 т, свыше 5 т) и по габаритной длине (таблица 2).
wiki.zr.ru
Характеристики автобусов ПАЗ |
Характеристики автобусов ПАЗ.
В настоящее время Павловский автобусный завод выпускает автобусы малого и среднего классов для различного применения: автобус ПАЗ-32053 и его модификации, новые модели ПАЗ-3204 и низкопольный городской автобус ПАЗ-3237.
1. Автобусы ПАЗ-320530 могут оснащаться двигателями ЗМЗ 5245, работающими на бензине (5245.1000400) или сжиженном газе и бензине (5245.1000400-10). Тип двигателя — четырёхтактный, с микропроцессорной системой управления подачей топлива, с искровым зажиганием.
Автобусы ПАЗ-320530 категории М3 класса II и класса I – II предназначены для перевозки пассажиров в условиях эксплуатации, соответствующих категориям I, II, III, кроме горного рельефа местности. Категории и классы автобусов приведены в этой статье. Автобусы ПАЗ-320530 изготовлены в исполнении У1 по ГОСТ 15150 для эксплуатации при температурах окружающего воздуха от минус 45 0С до плюс 40 0С и относительной влажности до 75 % при 15 0С. Автобусы I класса имеют шины меньшей размерности (245/70R 19,5). Автобусы ПАЗ-320530 с двигателями типа ЗМЗ 5245 имеют следующие модификации:
1.1. ПАЗ-320530-02, однодверный, бензиновый (от 18 до 25 мест для сидения, пассажировместимость 38 – 42 человека).
1.2. ПАЗ-320530-22, однодверный, газ сжиженный — бензин (от 18 до 25 мест для сидения, пассажировместимость 38 – 42 человека).
1.3. ПАЗ-320540-02, двухдверный, бензин, (от 18 до 23 мест для сидения, пассажировместимость 39 – 43 человека).
1.4. ПАЗ-320540-22, двухдверный, газ сжиженный – бензин, (от 18 до 23 мест для сидения, пассажировместимость 39 – 43 человека).
1.5. ПАЗ-320550-02, улучшенной комфортабельности, однодверный, бензин (мест для сидения -21 +1, пассажировместимость 36 человек).
1.6. ПАЗ-320550-22, улучшенной комфортабельности, однодверный, газ сжиженный — бензин (мест для сидения -21 +1, пассажировместимость 36 человек).
1.7. ПАЗ-320570-02, для перевозки детей, бензин (мест для сидения -22 +1, пассажировместимость 22 человека).
1.8. ПАЗ-320570-22, для перевозки детей, газ сжиженный – бензин (мест для сидения -22 +1, пассажировместимость 22 человека).
2.Характеристика автобуса ПАЗ-4234 — модели автобуса среднего класса, предназначенного для городских и пригородных перевозок. Является удлинённой на одно окно модификацией автобуса ПАЗ-32053. ПАЗ-4234 — двухдверный автобус, имеет номинальную вместимость 50 человек, в том числе мест для сидения – 30. Машина оснащена дизельным двигателем ММЗ Д-245.9 в 136 лошадиных сил, механической пятиступенчатой коробкой передач, пневматическими тормозами и ABS. Также существует модификация ПАЗ-4234-05, в которой используется дизельный двигатель Cummins ISF3.8s3168.
Длина автобуса 8165 мм, ширина 2500 мм, высота по крыше 2890 мм. База 4345 мм. Существуют различные модификации ПАЗ-4234.
ПАЗ-423401 – тоже стандартной комплектации, но выполнен с одной автоматической дверью и одной аварийной.
ПАЗ-423402 – отличается улучшенной планировкой, все сидения расположены по ходу движения автобуса, две автоматические двери.
ПАЗ-423403 относится к автобусам междугороднего класса, салон улучшенной планировки, оборудован багажными полками, сидения с регулировкой, одна автоматическая дверь, вторая – аварийная.
ПАЗ-423404 – установлен силовой агрегат фирмы Cummins, две автоматические двери.
ПАЗ-423405 – отличается от предыдущей модификации задней аварийной дверью.
ПАЗ-423470 – является школьным автобусом, оборудован дополнительной третьей основной и выдвижной четвертой ступеньками. Сидения с высокими спинками, оборудованы ремнями безопасности, возле каждого места находится кнопка связи с водителем. Сзади расположен отсек для рюкзаков и портфелей.
3. Характеристика автобусов семейства ПАЗ-3204. Автобусы относятся к категории М3 класса I – II и предназначены для перевозки пассажиров в условиях эксплуатации, соответствующих категориям I, II, III, кроме горного рельефа местности. Автобусы изготовлены в исполнении У1 по ГОСТ 15150 для эксплуатации при температурах окружающего воздуха от минус 45 0С до плюс 40 0С и относительной влажности до 75 % при 15 0С. В семейство автобусов ПАЗ-3204 входят следующие модели:
ПАЗ-320402-04, с двигателем ЯМЗ 5342
ПАЗ-320402-05, с двигателем CUMMINS ISF 3.8
ПАЗ-320470-04, на базе ПАЗ-320402-04, для перевозки детей
ПАЗ-320470-05, на базе ПАЗ-320402-05, для перевозки детей
ПАЗ-320412-04, с двигателем ЯМЗ 5341
ПАЗ-320412-05, с двигателем CUMMINS ISF 3.8
ПАЗ-320472-04, на базе ПАЗ-320412-04, для перевозки детей
ПАЗ-320472-05, на базе ПАЗ-320412-05, для перевозки детей
ПАЗ-320412-10 с двигателем Cummins типа BGe5 195
ПАЗ-320472-10, на базе ПАЗ-320412-10, для перевозки детей
ПАЗ-320414-04, с двигателем ЯМЗ 5341
ПАЗ-320414-05, с двигателем CUMMINS ISF 3.8
Автобусы ПАЗ-320402, ПАЗ-320470 малой размерности (база 3800 мм, длина автобуса 7600 мм). Автобусы ПАЗ-320412, ПАЗ-320412-10, ПАЗ-320472 и ПАЗ-320414 средней размерности (база 4760 мм, длина автобуса 8560 – 8800 мм). Автобусы ПАЗ-320412-10, ПАЗ-320472-10 имеют двигатель, работающий на компримированном (сжатом) природном газе. Двигатель однотопливный (только на газе).
4. Характеристика автобуса ПАЗ-3237.
Низкопольный автобус малого класса для городских перевозок. Высокая маневренность в плотном городском потоке, удобная посадка — высадка пассажиров, дисковые тормоза всех колес – все это делает автобус актуальным в условиях крупных городов в режиме работы «между часами пик». Автобус оборудуется системой наклона кузова «книлинг» и аппарелью, что позволяет перевозить людей с ограниченными возможностями.
Автобус ПАЗ-3237 может изготавливаться в северном исполнении с двойным остеклением боковых окон и утеплением пассажирского салона.
Технические характеристики.
Тип кузова — несущий, вагонной компоновки, ресурс кузова 8 лет.
Длина / ширина / высота, мм — 7885 / 2505 / 2815.
База 3650 мм.
Высота потолка в салоне – 2300 мм
Общее количество мест / в т.ч. посадочных — 55/17+1 место для инвалида на коляске.
Шасси / мост – Raba.
Рулевой механизм — рулевой привод с гидроусилителем CSEPEL A 300.92.
Тормозная система:
Рабочий тормоз: — пневматический двухконтурный привод с разделением на контуры по осям, тормозные механизмы всех колес – дисковые, АВS.
Стояночный тормоз: — тормозные механизмы задних колес с приводом от пружинных энергоаккумуляторов.
Аварийный тормоз — каждый контур рабочей тормозной системы.
Вентиляция — принудительная и естественная.
Система отопления — жидкостной подогреватель и отопители в салоне.
Двигатель — Cummins 4ISBe 185B, количество и расположение цилиндров 4R.
Рабочий объем, л — 4,5.
Мощность двигателя, кВт (л.с.) — 136(185) при 2500 мин-1.
Расположение — заднее, продольное.
КПП – механическая, 5-ст./ АКПП Allison серии 2100.
Автобус имеет следующие комплектации:
— ПАЗ-3237-01: двигатель Cummins ISBe 150, автоматическая коробка передач Allison, мосты RABA;
— ПАЗ-3237-03: двигатель Cummins ISBe 185В, автоматическая коробка передач Allison, мосты RABA, или механическая коробка передач ZF с тросовым приводом и мосты КААЗ.
— ПАЗ-3237-09: двигатель Cummins ISBe 160В, автоматическая коробка передач Allison, мосты RABA.
5. Характеристика автобуса ПАЗ-3206-05.
Автобус изготавливается в исполнении У1 по ГОСТ 15150, предназначен для эксплуатации при температурах окружающего воздуха от минус 45 0С до плюс 40 0С и относительной влажности воздуха до 75 % при 15 0С. Автобус ПАЗ-3206-05 относятся к категории М3G (колёсная формула 4х4) и предназначен для перевозки пассажиров по дорогам с различными видами покрытий.
Максимальное количество мест для сидения – 28. Максимальная вместимость также 28 мест. База 3600 мм.
Модель двигателя ISF 3.8 s3168. Тип — дизельный, с туpбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха. Номинальная мощность, нетто, кВт — 122,0. КПП – механическая, 5 – ступенчатая. Раздаточная коробка – механическая, с приводом на передний мост. Главная передача заднего и переднего мостов одноступенчатая, гипоидная, с дифференциалом кулачкового типа с передаточным числом редуктора 6,17. Поворотные кулаки переднего моста с шарнирами равных угловых скоростей.
avtotrans-consultant.ru