С каким усилием закручивать болты на колесах: Момент затяжки колесных болтов

Как правильно затягивать болты на колесах автомобиля? | Обслуживание | Авто

Владимир Гаврилов

Примерное время чтения: 3 минуты

16137

Категория:  Обслуживание Авто

В стандартной комплектации большинства автомобилей есть баллонный ключ для демонтажа проколотого или поврежденного колеса. Он неудобен, и во время работы провернуть его короткий рычаг голыми руками не всегда удается, приходится искать какую-нибудь трубу поблизости, чтобы смастерить из нее рычаг подлиннее. С помощью этого устройства можно не только открутить болт, но и испортить крепление. Если дернуть его изо всех сил, то рискуешь сорвать резьбу. Поврежденная резьба болта или шпильки уже не держит нагрузку, и крепление ослабевает.

Другая ошибка при установке запаски — это ввинчивание болтов друг за другом по кругу и по часовой стрелке. Причем некоторые водители ввинчивают каждый до упора баллонным ключом вплоть до силовой затяжки. Оказывается, что так тоже делать неправильно. Почему?

Соблюдать последовательность

Идеальный способ крепления колеса к втулке можно увидеть на сборочном конвейере автозавода. Сначала рабочий подкатывает колесо на высокой тележке, наживляет болты, вкручивает их пальцами на несколько витков, а затем подносит к ним пневмогайковерт с пятью или с шестью головками. Они закручивают все болты одновременно и с одинаковым усилием, чтобы колесо прижималось на всех точках крепления одновременно.

Естественно, так ставить диски в полевых условиях невозможно. У водителя в лучшем случае имеется только один баллонный ключ, а у мастеров шиномонтажа — пневмогайковерт с одной головкой.

Поэтому для достижения правильного обжимания штампованного диска болты необходимо вставлять и закручивать по особому алгоритму, чтобы они могли схватить ступицу приблизительно так же, как это происходит на заводском конвейере.

Болты вставляются по ходу часовой стрелки, но в противоположные друг другу отверстия.

Если ступица имеет 4 отверстия, то болты затягиваются попарно в последовательности: 1-3-4-2.

Если их 5, то схема затяжки выглядит следующим образом: 1-4-2-5-3.

Ступицы с 6 местами под болты крепятся в последовательности 1-4-5-2-3-6.

Во всех этих случаях болты ввинчиваются без усилия и не затягиваются до конца. Затяжка производится потом, когда все болты вкручены по самые головки.

Если не воспроизводить этот алгоритм, то можно перекосить штампованный диск, и образовавшийся под нагрузками во время движения люфт приведет к биению колеса и деформации металла.

Затяжка динамометрическим ключом

Затягиваются болты уже другим инструментом. Нельзя пользоваться пневмогайковертом, который не обеспечивает необходимого усилия. Не рекомендуется тянуть головки и с помощью баллонного ключа с длинной ручкой, так как он легко может превысить максимально допустимый момент. Лучше всего для финальной затяжки использовать динамометрический ключ, который обеспечивает только предписанное производителем усилие.

Узнать силу затяжки болтов для той или иной модели автомобиля можно из руководства пользователя. К примеру, «АвтоВАЗ» рекомендует для моделей LADA — 70-90 Нм. Audi для машин A4 и A6 — 120 Нм. BMW для 3 серии — 90-110 Нм. А для Ford Focus — 90-100 Нм.

В среднем момент разнится от 70 до 120 Нм.

Если у водителя нет желания покупать такой ключ, то можно однажды попросить его в мастерской шиномонтажа и запомнить то усилие, что он прилагает к болтам. Далее такой же момент можно примерно воспроизводить с помощью обычного баллонника.

Если же увеличить усилие, да еще и попрыгать на ключе, то можно сорвать резьбу, что приводит к потере болта. А это опасно из-за риска ослабевания других креплений.

советы автомобилистам

Следующий материал

Новости СМИ2

Нельзя затягивать колёса пневмоинструментом шиномонтаж АВК.

Профессиональный шиномонтаж АВК в Ступине и Кашире.

 Почему нельзя затягивать колёсные гайки и болты, пневмоинструментом!

Затяжка колесного крепежа имеет огромное значение в эксплуатации автомобиля и его безаварийности на дороге. 

Что же происходит при затяжке болтов пневмогайковертом? Под большим давлением и с высокой скоростью затягивается один болт, и, независимо от того, правильно ли он «сел» в болтовое отверстие диска и правильно ли «встали» другие отверстия по отношению к шпилькам (резьбовым отверстиям) ступицы. После этого, все остальные болты уже вынужденно затягиваются исходя из положения, которое заняло колесо относительно ступицы при затяжке первого болта. 

Последствия пневматической затяжки болтов могут быть следующие: если колесо село на ступицу неправильно, это означает, что неправильно «сели» в отверстия на диске и конусные основания болтов или гаек. А это, в свою очередь, означает, что в движении автомобиля столкнутся две силы: либо бьющее колесо разобьет подшипник, либо колесо сместится и встанет на место (зависит от реального момента затяжки болтов). В первом случае последствия ясны, а во втором, когда болты встанут на место, окажется, что они… недотянуты! Ну а дальше вибрация колеса и центробежная сила неизбежно сделают свое дело – болты (гайки) рано или поздно открутятся. Хорошо, если Вы успеете это заметить… 

Безусловно, существует высокая вероятность того, что колесо сразу правильно «сядет» на ступицу (особенно если диаметр центровочного отверстия диска точно соответствует диаметру ступицы), но существует также и вероятность неправильной установки колеса, чего не случится при правильной ручной затяжке болтов. 

Главный минус при затягивании гаек с помощью пневмопистолета, это большое усилие затяжки колёсных гаек, что вызывает деформацию резьбы как на гайках так и на болтах и шпильках. При такой затяжке многократно превышается то усилие, которое установлено заводом изготовителем автомобиля. При следующем снятии колёс, большая вероятность облома колёсной шпильки или болта.

Затягивание гаек по правилам, то есть вручную, не спеша, по принципу звездочки и в несколько этапов, обеспечивает максимально точную центровку болтовых отверстий диска на конусных основаниях гаек, и, соответственно, максимально точную центровку диска на ступице автомобиля. Перед затягиванием проверьте, что бы места соприкосновения диска и ступицы не имели никаких загрязнений. 

При затягивании гаек вручную избегайте чрезмерной или недостаточной затяжки болтов. Например, когда рычаг ключа достаточно большой, то даже небольшим усилием можно сорвать резьбу на крепёжном болте. Если же крепёжные гайки на колесе будут затянуты с недостаточным усилием, то они могут самопроизвольно раскрутиться, а езду с открученными гайками на колесе безопасной назвать никак нельзя. Даже если колесо не отвалится на полном ходу, то при езде с недокрученными гайками посадочное место на диске будет безнадёжно разбито, и исправить эту ситуацию можно лишь покупкой нового диска. Для избежания вышеперечисленных ситуаций и для точной регулировки силы затяжки колёсных гаек лучше всего использовать динамометрический ключ, который позволяет точно устанавливать момент затяжки гайки/болта. Мы используем в шиномонтаже “АВК” профессиональные динамометрические ключи а усилие затяжки колёсных болтов и гаек, производим согласно заводских рекомендаций конкретного автомобиля, для этого во всех шиномонтажах АВК имеется в доступном месте таблица с этими данными, где каждый может ознакомиться с рекомендациями конкретно для своего автомобиля.
Не забывайте, что после смены колес по истечении 500 км пробега следует еще раз проверить затяжку гаек. Про то как правильно устанавливать и затягивать колесо, Вы можете прочитать здесь.

Затяжка колесных гаек: почему колесные гайки должны быть затянуты

  1. Вы здесь:
  2. Дом
  3. Совет эксперта
  4. Советы по безопасности и вождению
  5. Затяжка колесных гаек: почему это так важно?

Давайте будем честными: как часто вы проверяете затяжку колесных гаек (и колесных болтов)? После установки колес и затягивания колесных болтов все готово, не так ли? Не совсем! Когда дело доходит до безопасности, очень важно время от времени проверять посадку колес, а не только после замены шин. Но

зачем затягивать колесные гайки ?

 

Затяжные гайки: прежде всего безопасность

Любой, кто ежедневно ездит на машине по дорогам, должен регулярно подтягивать шины . Автомобильные клубы рекомендуют проверять посадку гаек через 50–100 км пробега и при необходимости подтягивать их. Причина этого в том, что колесные болты со временем могут ослабнуть, а это означает, что колесо больше не сидит так плотно, как должно быть. Ведь автомобильные шины подвергаются сильным нагрузкам в дороге. Вы можете предотвратить это, затягивая колесные гайки с помощью динамометрического ключа, когда это необходимо.

Совет нашего специалиста:

Строго говоря, затягиваются колесные гайки (колесные болты). Но в народе этот процесс часто называют «затяжкой шин».

Не волнуйтесь, колесо не может просто так отвалиться! Если он действительно ослаблен, вы услышите громкие стуки во время движения. Немедленно остановитесь в такой ситуации. Проверьте колесные гайки и подтяните их или вызовите аварийную службу.

 

Инструмент для затяжки: динамометрический ключ?

Динамометрический ключ необходим как для замены колеса, так и для повторной затяжки гаек. Правильно затянуть колесные болты можно только в том случае, если вы их используете. Ключом к затягиванию шин является значение крутящего момента (также называемое моментом затяжки). Это предусмотрено для каждого автомобиля или обода и говорит вам, какое усилие следует использовать при затягивании колесных болтов. Это значение необходимо поддерживать, чтобы болты могли выдерживать нагрузки, которым они подвергаются при движении, и надежно удерживать колесо на месте. Если винты недостаточно затянуты, они могут ослабнуть во время движения. Если колесные болты затянуты слишком сильно, резьба может быть сорвана или повреждена. И здесь на помощь приходит динамометрический ключ.

С помощью динамометрического ключа можно затянуть колесные болты до указанного крутящего момента. Все, что вам нужно сделать, это установить значение на инструменте, а затем отпустить рычаг — как только будет достигнут момент затяжки, вы услышите и почувствуете четкий щелчок в ключе. Но где найти оговоренную стоимость для собственного автомобиля?

Какое значение крутящего момента у вашего автомобиля?

Оптимальное значение крутящего момента для вашего автомобиля или установленных колесных дисков можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля. Это зависит от модели автомобиля, размера дисков, дизайна (алюминиевые или стальные диски) и количества болтов. Обычно оно составляет от 110 Нм до 120 Нм. Если вы меняете диски на своем автомобиле, вы найдете новые значения крутящего момента в сертификате на диски.

Совет нашего эксперта:

Сертификат на диски выдается производителем. Он подтверждает, что диски были протестированы и одобрены соответствующим органом.

 

Если у вас сейчас нет руководства по эксплуатации автомобиля, стоит взглянуть на нашу таблицу крутящего момента .

Совет нашего эксперта:

При дооснащении: Не забудьте указать новый размер обода в техпаспорте автомобиля. Это означает, что вы должны будете взять с собой сертификат колесного диска на следующую проверку безопасности автомобиля.

 

Затяжка гаек: Пошаговое объяснение

Проверьте посадку колесных гаек и при необходимости отрегулируйте ее после замены шин или перед дальней поездкой. Мы объясним, как затянуть колесные гайки:

Шаг 1: Включите первую передачу, а затем включите ручной тормоз. Подготовьте динамометрический ключ.

Шаг 2: Установите динамометрический ключ на заданное значение.

Шаг 3: Затяните колесные болты один за другим крест-накрест. Поверните динамометрический ключ по часовой стрелке.

Шаг 4: Ослабьте динамометрический ключ, чтобы пружина не ослабла и настройки значения крутящего момента оставались правильными на будущее. Если пружина ослаблена, динамометрический ключ не выдержит до достижения установленного значения.

Совет нашего эксперта:

Убедитесь, что колесные болты затянуты крест-накрест. Это обеспечит правильную посадку колеса.

Барум. Торговая марка Континенталь.

Хорошие шины. Хорошая сделка.

Советы по безопасной затяжке колесных болтов

Хотя установка колес на транспортное средство, как правило, не требует пояснений, проблемы встречаются на практике снова и снова.

Риски, связанные с неправильно затянутые колеса часто недооцениваются. Во избежание этих риски, необходимо учитывать некоторые аспекты.

Что такое стандартная сила натяжения?

Во время вождения, болтовое соединение колеса должно поглощать все динамические нагрузки, в вибрации, поэтому колесо, тормозной диск и ступица ведут себя как единственная часть. Для этого необходимо создать стандартную силу натяжения. Это определяется как усилие, необходимое для затягивания болта в осевом направлении.

Крутящий момент который используется для получения стандартного усилия натяжения болта при сборке создает прочность на растяжение нити. Это приводит к упругому растяжению болта и к укорачиванию обода колеса. Параметры, такие как момент затяжки, трение в резьбе, свойства материала и размеры болта и его класс прочности влияют на нормативное усилие натяжения.

Когда стандартная сила натяжения слишком мала

Если колесный болт затягивается с меньшим моментом, чем предписано автомобилем производителем требуемое стандартное усилие натяжения не достигается.

Под нагрузкой, это приводит к вибрации компонентов. Последствия могут включать ослабление болта и, в худшем случае, потеря колеса.

Даже если колесный болт затягивается несколько раз, его стандартная сила натяжения меняется. С ржавые, грязные или поврежденные крепления колес, коэффициент трения значительно увеличивается, поэтому стандартная сила натяжения значительно снижается.

Когда стандартное усилие натяжения слишком велико

В случае затяжки колесных креплений без динамометрического ключа можно предположить что винт затянут слишком туго. Это приводит к удлинению колесный болт или, в частности, к сжатию алюминиевых дисков.

В футляре модернизированных смазанных колесных креплений трение значительно снижается, поэтому крепление колеса подвергается перенапряжению даже при использовании динамометрического ключа. в В худшем случае болт сломается.

Инструкции по установке колесных болтов
  • необходимо соблюдать предписанные изготовителями транспортных средств моменты затяжки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *