О чем звон? — Авторевю
Олег Растегаев
Фото: Олег Растегаев
Кто-то еще помнит, как славные советские автомобилисты переводили свои Волги да Москвичи с «девяноста третьего» бензина на «семьдесят шестой»? Заменяли прокладку головки блока цилиндров на более толстую, уменьшая тем самым степень сжатия, – и ездили на дешевом топливе. Причем стимулом к таким переделкам зачастую становилась не столько меньшая цена «семьдесят шестого» на АЗС, сколько возможность скупки краденого – бензина, слитого из баков грузовиков или автобусов, большинство которых в те времена работали на низкооктановом топливе. «Экономическая эффективность» сторицей компенсировала возможные побочные эффекты: повышение расхода топлива, снижение динамики… С нынешними моторами такой антитюнинг не пройдет. К тому же многие современные двигатели допускают использование бензинов с разными октановыми числами, причем порой в довольно широком диапазоне: даже от АИ-91 до АИ-98.
Интернет-форумы кишат дискуссиями, причем проблему обсуждают все: от владельцев ВАЗов до «мерседесоводов». «На днях залил в свою Витару 98-й (Лукойл) вместо обычного 95-го – мощности явно добавилось, по бортовому компьютеру упал расход, особенно на трассе». Другой тут же отвечает: «Искатал два бака 98-го после 95-го – разницы не почувствовал».
Да что там простые автомобилисты! С «октановым» вопросом я обращался к специалистам компаний BMW, Volkswagen, Ford, но ответы сводились к тому, что при уменьшении октанового числа возможно незначительное, на несколько процентов, падение мощности и, как следствие, – ухудшение динамики.
Напомню, что октановое число характеризует стойкость топливовоздушной смеси к детонации, то есть к неконтролируемому, взрывному сгоранию в цилиндрах двигателя при увеличении давления и/или температуры. Детонация – явление вредное, и к тому же препятствующее повышению степени сжатия.
Пожалуйста: на лючке бензобака BMW 116i значится ROZ/RON 91-98… Вот эту машину мы и возьмем! Но не только.
Сразу же оговорюсь: этот эксперимент далек от «академического». Хотя бы потому, что проводился он не на моторном стенде или на беговых барабанах с лабораторным исследовательским оборудованием: все заезды и замеры мы проводили на реальных машинах – и на столь же реальных дорогах Дмитровского автополигона в реальных погодных условиях, но с использованием профессиональной измерительной аппаратуры. И топливо мы покупали на обычной, ближайшей к Дмитровскому автополигону АЗС сети Shell.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан
Американськие автомобили – какой бензин лучше для машины США
Чем заправлять автомобили из США, интересуются обычно только новоиспеченные владельцы – есть причина, по которой бывалых “американоводов” это не интересует. Между тем, тема американского бензина полна заблуждений.
Когда заходит речь о том, чем заправлять американские автомобили, почему принято считать, что заокеанские моторы охотно питаются низкооктановым топливом. Очевидно, причина появления таких “знаний” – в информационных табличках на американцах, где касательно топлива проставлены цифры 91, 89 и даже 87. Между тем, это совсем другие цифры, нежели наши показатели октанового числа, соединенные c буквенным индексом: А-80, А-92, АИ-93, А-95 и подзабытые уже А-76 и АИ-93.
Читайте также: Как сделать автомобиль экономичнее
Химия и физика
Давайте потратим пару минут на теорию. Позвольте напомнить, что есть несколько методов определения окта нового числа бензина. Первый – это исследовательский способ RON (Research Octane Number по-английски), привычный для большинства стран Европы. Второй – более суровый моторный способ MON (Motor Octane Number), его используют на Американском континенте. Есть еще пара методик – дорожное октановое число RdON (Road Octane Number) и насосное октановое число PON (Pump Octane Number), также типичные для Америки.
Каждый из этих методов точнее показывает поведение топлива в каких-то определенных условиях нагрузок на двигатель. Например, октановое число по моторному методу отражает “работу” топлива при больших нагрузках – на высокой скорости, движении на подъем, при ускорении на частично открытом дросселе. А октановое число по исследовательскому методу характеризует работу двигателя на переходных режимах, т.е. при смене нагрузки.
Читайте также: Коли краще купувати машину, щоб зекономити купу грошей
Свой октановый путь
При всем при том, для американского потребителя создан свой собственный итоговой показатель антидетонационной стойкости бензина: AKI (Anti-Knock Index — антидетонационный коэффициент). Он определяется как среднее арифметическое между октановым числом по моторному и по исследовательскому методу. Относящиеся к одному сорту бензина цифры складывают и делят на два – (MON+RON)/2 = AKI. Например, наш А-92 в американской интерпретации будет выглядеть таким образом: (92+83)/2 = 87,5. Или – наш более высокий А-95: (95+85)/2 = 90 по AKI.
То есть “на глазок” американская цифра “грешит” в сторону занижения примерно на 5 пунктов. А значит, никакие”американцы” не “всеядные”, а к отображенным в их мануалах сортам топлива нужно прибавлять 4 – 5 единиц, чтобы привести их к привычным в Европе значениям.
Читайте также: Авто зі США: недоліки американських машин
Несмотря на традиционную склонность к “разжатым”, дефорсированным моторам большого объема и невысокой степени сжатия, американцы уже в 1980-е годы все свои двигатели выпускали под бензины октановым числом не ниже AKI 87, т.е. “по-нашему” – марки А-92.
Ориентировочное соответствие бензинов по европейской и американской классификациям *
Товарный бензин в Европе, марка | Октановое число по исследовательскому методу (RON) | Октановое число по моторному методу (MON) | Товарный бензин в Америке, AKI |
А-98 | 98 | 88 | 91 (Premium) 92 (Premium) 93 (Supreme) |
А-95 | 95 | 85 | 89 (Plus) |
А-92 | 92 | 83 | 87-му (Regular) |
* Товарное наименование разнится в зависимости от штата и сети АЗС
Читайте также: Чим хороші німецькі автомобілі
При этом
На самом же деле, соблюдения октанового числа до последней циферки моторы не требуют. Современный впрысковый двигатель сам корректирует свою работу в зависимости от характера сгорания бензина в цилиндрах, его датчики фиксируют возникновение детонации и смещают момент зажигания для ее прекращения.
Нет никакого смысла применять бензин более с высоким октановым числом, чем предписано автопроизводителем: теплотворная способность (т.е. выделение энергии при сжиганиии) марок А-92 и А-95 практически одинакова, а настройки двигателя конструкторы выполняют под конкретные параметры топлива, и бензин с лучшими антидетонационными свойствами ничего не даст. Т.е. мотор не может работать лучше, чем это запрограммировали его создатели. А вот хуже (из-за слишком низкого октанового числа) – может, так как вышеупомянутая коррекция момента зажигания снижает отдачу силового агрегата и повышает расход топлива.
Читайте также: Чим хороші американські автомобілі
Азербайджанские эксперты говорят о влиянии на рынок после повышения цен на бензин АИ-95
По Trend
Цена бензина АИ-95 в Азербайджане выросла на 40 гяпиков (24 центов) – до двух манатов ($1,18) за литр с 13 июля, сообщает Trend.
Рост был вызван глобальным ростом цен на топливо, так как Азербайджан не производит АИ-95, а импортирует его. До июля 13 цена оставалась стабильной, хотя цены на нефть в мире рынок вырос примерно на 65 процентов с сентября 2021 года9.0005
Азербайджанский экономический эксперт Ильгар Велизаде, комментируя вопрос, сказал, что практически невозможно избежать увеличение стоимости бензина АИ-95 Премиум в Азербайджане под текущие условия.
«Речь идет о стремительном росте мировых цен на нефть. Для несколько лет стоимость барреля нефти превышала 100 долларов. Кроме того, затраты на добычу и переработку нефти и высокооктановых затраты на производство топлива растут. Это топливо не производится в Азербайджан и его значительная часть поставляется в нашу страну из Европы в условиях нарушенных цепочек поставок», — Вализаде отмеченный.
Он напомнил, что Бакинский нефтеперерабатывающий завод имени Гейдара Алиева ожидается, что в ближайшее время начнется производство высокооктановых топлив. будущее.
«Ввод этих мощностей может стабилизировать положение в нашей стране. Однако в нынешних условиях рост цен на премиальный бензин был неизбежен”, – сказал он. сказал.
В то же время, по словам Велизаде, перевозка основных грузов в Азербайджане осуществляется грузовиками, которые работают на дизельное топливо или АИ-92 бензин.
“Рост стоимости РОН-95 Премиум не повлияет на затраты производителей и торговых сетей, поскольку цены на те марки топлива, которые используются в грузовых и пассажирских перевозки не изменились”, – сказал он.
Кроме того, эксперт подчеркнул, что планируется запуск производство всех видов топлива в Азербайджане, что позволит страна удовлетворяла свои потребности в этой сфере за счет собственных ресурсов, достичь самодостаточности.
«Несмотря на тревожные мировые тенденции, в Азербайджане мы смотрим на эту ситуацию с большим оптимизмом, так как у нас есть собственное сырье материалов и мощностей по переработке нефти и газа для получения всех видов топлива», — отметил Вализаде.
Другой экономист, профессор, заведующий кафедрой Азербайджанский университет Одлар Юрду Эльшад Мамедов отметил, что в В этом контексте Азербайджан должен еще раз подумать о том, как эффективно проводить антиинфляционную политику в стране и как бороться с фактическим импортом инфляции.
«Необходимо разработать политику импортозамещения. В В этом контексте у Азербайджана очень впечатляющие возможности, особенно в таких областях, как нефть, нефтедобыча и обработка.”
«По разным экспертным оценкам около 80 процентов нефть, добываемая в Азербайджане, экспортируется в сыром виде, что создает большие возможности для нефтепереработки внутри страны. повышение цены на бензин премиум-класса не повлечет за собой повышения в цене бензина АИ-92. Способность государства поддерживать цена бензина АИ-92 очень впечатляет”, – сказал Мамедов. сказал.
—
Следуйте за нами в Twitter @AzerNewsAz
Азербайджанские эксперты рассказывают о влиянии на рынок после роста RON-95 цена топлива
БАКУ, Азербайджан, 13 июля. Цена RON-95 бензин в Азербайджане подорожал на 40 гяпиков (24 цента) – до двух манат ($1,18) за литр на 13 июля, сообщает Trend.
Рост был вызван глобальным ростом цен на топливо, так как Азербайджан не производит АИ-95, а импортирует его. До июля 13 цена оставалась стабильной, хотя цены на нефть в мире рынка выросли примерно на 65 процентов с сентября 2021 года.
С марта 2022 года стоимость бензина этой марки выросла увеличилась на 77,8 процента в России, на 34,8 процента в Грузии, на 10 процентов в Казахстане и 51,7 процента в Турции.
Азербайджанский экономический эксперт Ильгар Велизаде, комментируя вопрос, сказал, что практически невозможно избежать увеличение стоимости бензина АИ-95 Премиум в Азербайджане под текущие условия.
«Речь идет о стремительном росте мировых цен на нефть. Для несколько лет стоимость барреля нефти превышала 100 долларов. Кроме того, затраты на добычу и переработку нефти и высокооктановых затраты на производство топлива растут. Это топливо не производится в Азербайджан и его значительная часть поставляется в нашу страну из Европы в условиях нарушенных цепочек поставок», — Вализаде отмеченный.
Он напомнил, что Бакинский нефтеперерабатывающий завод имени Гейдара Алиева ожидается, что в ближайшее время начнется производство высокооктановых топлив. будущее.
«Ввод этих мощностей может стабилизировать положение в нашей стране. Однако в нынешних условиях рост цен на премиальный бензин был неизбежен”, – сказал он. сказал.
В то же время, по словам Велизаде, перевозка основных грузов в Азербайджане осуществляется грузовиками, которые работают на дизельное топливо или АИ-92 бензин.
“Рост стоимости РОН-95 Премиум не повлияет на затраты производителей и торговых сетей, поскольку цены на те марки топлива, которые используются в грузовых и пассажирских перевозки не изменились”, – сказал он.
Кроме того, эксперт подчеркнул, что планируется запуск производство всех видов топлива в Азербайджане, что позволит страна удовлетворяла свои потребности в этой сфере за счет собственных ресурсов, достичь самодостаточности.
«Несмотря на тревожные мировые тенденции, в Азербайджане мы смотрим на эту ситуацию с большим оптимизмом, так как у нас есть собственное сырье материалов и мощностей по переработке нефти и газа для получения всех видов топлива», — отметил Вализаде. «После ввода мощностей для производства этого вида топлива на Бакинском НПЗ, ситуация стабилизируется, и азербайджанский потребитель будет в значительной степени защищены от потрясений».
Другой экономист, профессор, заведующий кафедрой Азербайджанский университет Одлар Юрду Эльшад Мамедов отметил, что в В этом контексте Азербайджан должен еще раз подумать о том, как эффективно проводить антиинфляционную политику в стране и как бороться с фактическим импортом инфляции.
«Необходимо разработать политику импортозамещения.