Едем в Польшу. Основы пересечения границы
Итак, едем в Польшу.
Эта статья в первую очередь рассчитана на путешествующих, на собственном автомобиле, поэтому в ней мы дадим советы, как лучше и быстрее пересечь границу Украины с Польшей на автомобиле. В других статьях приведем особенности пересечения границы рейсовым автобусом, поездом или через пеший переход.
Сначала необходимо выбрать ближайший к вам пункт пересечения границы. Границу Украины с Польшей можно пересечь на автомобиле через пункты пропуска (ПП), расположенные во Львовской и Волынской областях. Крупнейшими из них являются: Шегини-Медика (Львовская обл., Мостиский р-н), Краковец-Корчева (Львовская обл., Яворовский р-н.), Рава-Русская-Хребенне (Львовская обл., Жовкивский р-н.), Ягодин-Дорогуйськ (Волынская обл., Шацкий р-н.).
Подробнее остановимся на особенностях этих пунктов пропуска. Сразу замечу, что крупные пункты пропуска не всегда гарантируют быстрое пересечение границы. Это связано часто с тем, что они находятся на трассах, соединяющих крупные города Украины и Польши, а также с разделенными пунктами контроля – один из украинской стороны, другой с польской. На таких пунктах пропуска часто собирается значительное количество автомобилей как на выезд из Украины, так и в обратном направлении. Причем, это автомобили как местных жителей, которые часто ездят в Польшу и обратно, так и туристов и бизнесменов, путешествующих в Польшу на отдых или в служебных целях. Последние две категории путешественников, особенно, если они из других регионов Украины, чаще всего выбирают именно крупные пункты пропуска, поскольку как говорилось выше, они расположены на больших межгосударственных магистралях и современные автомобильные навигационные системы отдают предпочтение именно этим пунктам пропуска.
Граница. Очередь. (Фото: tsn.ua)В часы пик, а это чаще всего утренние часы (от 04.00 до 11.00) в будние дни на крупных пунктах пропуска может собраться очередь из более 100 автомобилей, ожидающих на выезд за границу. Часто очереди можно наблюдать, и целую ночь, или целый день. Это зависит от таможенников (как украинских, так и польских), которые по-разному могут относиться к контролю автомобилей на таможне. Этим пользуются местные жители, которые используют “благоприятный” состав проверяющих для провоза товара из Украины в Польшу в количествах, превышающих разрешенные нормы, зарабатывая, таким образом, себе на жизнь. Если состав “неблагоприятный”, то очередей на границе практически нет (потому что нет большого количества местных) и граница вполне можно пересечь за 30-45 мин. Быстрее – это 20 мин. прохождения контроля на украинской и польской стороне. Если же есть очередь то простоять можно и 9 часов, в зависимости от скорости работы работников пункта пропуска, их настроения и многих других факторов. Также утром (около 08.00) можно попасть на пересменку, которая может длиться до 30 мин. и в этот период автомобили не оформляются. Хотя по собственному опыту могу сказать, что в последнее время длится она до 15 мин. При нормальной работе ПП среднее время оформления одного автомобиля на украинской стороне (после того, как вы отдали документы на проверку) – 10-15 мин. Поляки оформляют несколько быстрее, среднее время – 10 мин.
Кроме того, как говорилось выше, большие пункты пропуска разделены на украинскую и польскую части, между которыми может быть до 500 м. И фактически, автомобили стоят две очереди – сначала для контроля украинскими пограничниками и таможенниками, затем – польскими. Часто случается так, что быстро пройдя одну границу, можно надолго задержаться на другой. Причинами такого могут быть: забастовки работников ПП, зависания компьютерной системы, отсутствие достаточного количества работников и открытых коридоров для оформления.
Также, зачастую, если очередь автомобилей настолько велика, что автомобили ждут на дороге еще до ПП, находятся много “блатных”, или тех, которым “уж очень надо” и которые не хотят ждать в общей очереди. Тогда они проходят очередь и едут непосредственно к воротам пункта пропуска и различными способами пытаются проехать без очереди (договариваясь с таможенниками, что пропускают автомобили на территорию пункта пропуска). И очень часто им это удается. Хотя, справедливости ради стоит отметить, что действительно есть люди, которые не могут ждать значительное время по уважительным причинам (имеют билет на самолет/поезд из Польши, путешествующих с маленькими детьми, или везут больных на лечение). Таких, как правило, пропускают к воротам без очереди, однако дальше, уже на территории пункта пропуска, приходится все равно становиться в общую очередь (часто просто нет возможности объехать другие автомобили). Договориться проехать быстрее можно уже непосредственно у пропускного коридора, тогда таможенник может вывести вас из общей очереди и отправить на отдельный коридор. Однако это возможно только при наличии действительно уважительных причин. С поляками договориться о проезде без очереди гораздо труднее, часто они не пропускают автомобили даже с маленькими детьми, и такие путешественники вынуждены ждать вместе со всеми.
Среднее время ожидания для пересечения границы на крупных пунктах пропуска из Украины в Польшу, если очередь автомобилей находится уже за воротами (то есть, все автомобили находятся на территории пункта пропуска) – ориентировочно 2,5-3 часа. Если автомобили стоят на дороге еще до ворот – это время ожидания может быть значительно длиннее. Для ориентации, при нормальной работе пункта пропуска в среднем таможенники пропускают на территорию около 5-7 автомобилей каждые 15 мин.
Отсутствие очередей на границе между Украиной и Польшей наблюдается часто в выходные дни (в воскресенье), а также во время государственных и религиозных праздников (как украинских, так и польских). Тогда жители приграничных районов практически в Польшу не едут, автомобилей мало и границу можно пересечь в течение часа.
При этом у вас отсутствуют также уважительные причины (описаны выше), или дипломатический паспорт (что, кстати, также дает преимущество при пересечении границы). Альтернативой могут быть небольшие пункты пропуска через границу. К таким относятся: Смильниця – Кросценко (Львовская обл., Старосамборский р-н.), Грушев -Будомеж (Львовская обл., Явориський р-н.), Угринов – Долгобичув (Львовская обл. , Яворовский р-н.), Устилуг – Зосин (Волынская обл.).
Совместный контроль на пункте пропускаНедостатком таких пунктов пропуска является удаление от крупных магистралей, отсутствие инфраструктуры и самое плохое – часто отсутствие хорошей дороги для проезда к ним. Дороги, ведущие к большим ПП, как правило, в хорошем состоянии. Однако значительным преимуществом малых ПП практически отсутствие очередей. И это часто играет решающую роль при выборе места, где пересекать границу. Особенностью этих ПП есть режим “совместного контроля” – это когда таможенные и пограничные службы обеих стран находятся в одном помещении и отсутствует “нейтральная полоса”. Автомобили стоят в одной очереди и после окончания контроля с одной стороны, нужно только подъехать несколько метров к следующему окошку для контроля другой стороной. Как правило, такая схема работает значительно быстрее, автомобили отстаивают только одну очередь и никто не может вас опередить на “нейтральной полосе”, потому что ее нет.
Вышеприведенные малые пункты пропуска, расположенные между болишими, и были построены сравнительно недавно для разгрузки последних (исключение – пункт пропуска Смильница – Кросьценко в Старосамборском районе, который работает уже давно и является единственным в этом регионе). Чтобы доехать до этих пунктов пропуска, часто нужно ехать через пограничные села не лучшей по качеству дорогой. Однако, выбрав один из этих пунктов пропуска, вы можете сэкономить до 2-3 часов своего времени и быстрее быть в Польше. Кстати качество дорог в Польше после этих пунктов пропуска вполне хорошая и вы быстро сможете выехать на основную трассу, в зависимости от направления вашего следования.
Наши следующие статьи дадут Вам больше информации обо всех пунктах пропуска на украинсько-польской границе. Счастливого пути!
«Вряд ли я так еще поеду». Белорусы, которые в выходные отправились в Польшу, рассказали об обстановке на границе и очередях
С 10 февраля на белорусско-польской границе остался работать только один пункт пропуска — «Брест». И если в пятницу ажиотажа на нем еще не наблюдалось, то в выходные белорусы стали жаловаться на многочасовые очереди. По информации Госпогранкомитета, скопление легковых авто, следующих в ЕС, за эти два дня выросло на 16%. «Зеркало» поговорило о ситуации на границе с теми, кто отправился в Польшу в выходные.
На пункте пропуска «Бобровники». Фото из чата пересечения границы использовано в качестве иллюстрации«Рейсовые автобусы проходили быстро»Белоруска Нина в субботу, 11 февраля, отправилась в автобусный тур по Италии из Минска. Границу с Евросоюзом она пересекала через пункт пропуска «Брест» — «Тересполь».
— Мы стояли в очереди с легковыми автомобилями, потому что у меня был не рейсовый автобус. Рейсовые пропускали. Границу мы прошли очень быстро: полчаса — на белорусской, полчаса — досмотр на польской. Но между пунктами стояли около 7 часов, — рассказывает Нина.
По ее словам, очередь из легковых автомобилей утром в субботу была «огромная» и «двигалась по пару метров в час». Однако польская сторона позже открыла два коридора: «В этом плане повезло, потому что сначала водители боялись, что мы так будем стоять до самого вечера».
Минчанка Ирина (имя изменено) выехала из Минска в Варшаву на рейсовом автобусе перевозчика «Визит-тур» в воскресенье 12 февраля. Стартовал рейс в 23.00. Перед поездкой она очень переживала из-за новостей о закрытии еще одного пункта пропуска.
— Ожидала сильную загрузку в «Тересполе». Но все оказалось не так страшно, как я себе представляла, — говорит белоруска. — Это, в итоге, одно из самых быстрых моих пересечений границы. Три часа из шести, на удивление, продержали белорусы. А поляки работали быстро: три часа, с учетом ожидания на нейтральной территории и попадания в пересменку.
Минский автовокзал. Фото: TUT.BYОжидала, что «все будет хуже» также белоруска Марина (имя изменено). Она поехала в Варшаву из Минска в ночь с 12 на 13 февраля рейсовым автобусом «Минсктранса»:
— Два часа ушло на белорусской стороне, после этого стали в очередь вместе с машинами. Наш автобус почему-то не пропустили, хотя перед нами другие автобусы проехали отдельно и успели все. Полтора часа мы стояли перед польской границей. Потом нам повезло, что как-то быстро все прошли досмотр. В итоге от расписания отстали на два часа, в сумме получилось около 6−7 часов на прохождение всей границы.
Еще один наш собеседник Алексей (имя изменено) поехал в Польшу ночью с субботы на воскресенье на автобусе «Эколайнс». Особых проблем на границе он не заметил:
— Только машин легковых было много. Но мы на автобусе стояли недолго, приехали в Варшаву буквально по расписанию, плюс-минус 30 минут. В принципе, быстро все было, только белорусскую границу прошли чуть быстрее.
«Доходило до конфликтов, дежурила милиция, чтобы это все регулировать»Для легковых автомобилей время пересечения белорусско-польской границы после закрытия пункта пропуска «Бобровники» изменилось ощутимо. По данным сайта Госпогранкомитета на 12.00 понедельника 13 февраля, в очереди в пункте «Брест» находится более 270 легковых автомобилей.
Минчанин Василий (имя изменено) описывает дорогу через пункт пропуска «Брест» — «Тересполь» словом «ужас». Он ехал в Польшу в пятницу 10 февраля. На границе пришлось простоять в общей сложности почти сутки — 20 часов.
— Была большая очередь из машин. Если в пункте «Бобровники» раньше было удобно, потому что там длинная зона ожидания, куда можно заехать и уже комфортно ждать, то в «Тересполе» она меньше, — описывает ситуацию минчанин. — То есть часов шесть мы просто стояли на дороге, где ничего нет и где периодически кто-то «вклинивается», предлагает «купить очередь». Ни фонарей нет, ни туалетов, бездомные просят деньги. Там доходило до конфликтов, дежурила милиция, чтобы это все регулировать.
В зоне ожидания, по его словам, уже есть электронная очередь, можно взять номер и немного отдохнуть, проверяя время от времени в чат-боте свою позицию. Пять часов у Василия ушло на белорусскую границу.
— Поляки же работали, как мне показалось, медленно. Не выглядело, будто они делают это специально, проверяли тоже спокойно, но было ощущение, что там не хватает работников. Раньше прохождение границы в Польшу у меня занимало максимум 8 часов, в этот раз получилось 20. В следующий раз я вряд ли таким способом поеду, — резюмирует наш собеседник.
Пункт пропуска на белорусской границе. Фото: ГоспогранкомитетЕще один собеседник «Зеркала» Дмитрий (имя изменено) рассказал, что простоял на белорусско-польской границе как туда, так и обратно по 17 часов:
— С польской стороны полиция и пограничники поддерживают порядок, чтобы никто не влез без очереди. У нас — ГАИ в зависимости от смены. Одни гаишники стараются регулировать, другие говорят, что это не их работа и им плевать, мол, сами разбирайтесь. Но на тех, кто встал без очереди, могут выписать протокол. Я сейчас езжу нечасто, но минимум два раза надо еще ехать в ближайшее время. Вариантов нет в моем случае, Литва или Латвия — это слишком далеко для меня.
У белоруски Людмилы пересечение границы на автомобиле в ночь с 11 на 12 февраля заняло 18 часов. По ее словам, она с такой ситуацией столкнулась впервые:
— Приехали в субботу в 12 часов ночи, а первое движение началось в час. Через полчаса остановились. Следующее движение было только в три часа ночи, потом — в четыре. Очередь не двигалась, дежурила милиция, несколько раз мимо нас ездила их машина. В зону ожидания попали только к 6 утра и до 9 часов там ждали.
Также Людмила отметила медленную работу на польском пропускном пункте: ее машину, как и многие другие, отправили на «рентген» — и там «все тянулось очень долго».
— Кроме того, пограничник на паспортном контроле нагрубил нам на ровном месте. На «рентгене» все будто тянут время. Раньше проезжали без проблем, но через «Бобровники». Ездим мы в Польшу где-то раз в полгода к детям. С такими нервами возвращаться в Беларусь желание отпадает: что туда, что обратно — ужасный стресс и трата времени, — признается Людмила.
Напомним, премьер Польши не исключил закрытия других переходов на границе с Беларусью. «Причиной закрытия погранперехода в Бобровниках является рост напряженности в отношениях с Беларусью. К Беларуси инструментально относятся россияне и Кремль. Для нас и для Украины и Европы это все более опасное явление», —
заявил Матеуш Моравецкий.
Ранее, в 2021 году, польская сторона из-за миграционного кризиса закрыла пункт пропуска на белорусско-польской границе «Брузги» («Кузница Белостоцкая»). Еще раньше, в 2020 году, по инициативе польской стороны из-за COVID-19 были закрыты направления «Словатыче — Домачево» и «Половцы — Песчатка».
Смотрите также
Ускоренный курс польской истории – от пастухов и сапожников
Новички в польской генеалогии часто начинают с нескольких неверных представлений. Многие американцы имеют лишь смутное представление об изменениях границ, которые происходили в Европе на протяжении веков, и, честно говоря, уследить за всеми ними может быть довольно сложно, о чем свидетельствует это замедленное видео, иллюстрирующее изменения геополитической карты Европы с 1000 года нашей эры. . Поэтому неудивительно, что я часто слышу высказывания типа «бабушкина семья была поляками, но жили они где-то недалеко от российской границы». Подобные заявления предполагают, что семья бабушки жила в «Польше» недалеко от границы между «Польшей» и Россией. Однако многие люди не осознают, что Польша не существовала как независимое государство с 179 г.5-1918.
Как это произошло и каковы были последствия для наших польских предков? Рискуя сильно упростить историю, я хотел бы представить несколько основных моментов польской истории, о которых следует знать начинающим польским исследователям, когда они начинают прослеживать происхождение своей семьи в «Старой стране».
Как правило, самые старые генеалогические записи, которые мы находим для наших польских предков, относятся к Речи Посполитой, которая существовала с 1569-1795 гг. На пике своего могущества Содружество выглядело так (выделено красным), наложенным на текущую карту (рис. 1): 1
Рисунок 1: Речи Посполитой на пике своего развития в 1619 году. Российской, Прусской и Австрийской империй. Второй раздел, в котором участвовали только Российская и Прусская империи, произошел в 1793 году. После третьего раздела в 1795 году среди всех трех империй Польша исчезла с карты (рис. 2).
Рисунок 2: Карта разделов Польши, предоставлена Викимедиа. 2
Эта карта часто упоминается в дискуссиях по польской истории и генеалогии, потому что мы часто объясняем людям об этих разделах, но мне это не особенно нравится, потому что иногда создается неправильное представление о том, как все выглядело до сих пор. конец 1800-х – начало 1900-х годов, когда приехало большинство наших предков-иммигрантов из Польши. На самом деле время шло, а карта продолжала меняться. К 1807 году, всего через двенадцать лет после окончательного раздела Польши, недолговечное Варшавское герцогство (рис. 3) было создано Наполеоном как государство-клиент Франции. В это же время Наполеон также ввел абзацный формат записи актов гражданского состояния, так что записи актов гражданского состояния из этой части «Польши» легко отличить от церковных записей.
Рисунок 3: Карта Варшавского герцогства (Księstwo Warszawskie ) , 1807-1809 гг. 3
За свою недолгую историю Варшавское герцогство сумело немного расширить свои границы на юг и восток за счет территорий, отнятых у Австрийской империи, как показано на рисунке 4.
Рисунок 4: Карта герцогства Варшавы, 1809-1815 гг. 4
Однако к 1815 году, после окончания наполеоновских войн, Варшавское герцогство снова было разделено на Венском конгрессе, на котором было создано Великое княжество Познань (Wielkie Księstwo Poznańskie ) , Конгресс Польши (Królestwo Polskie) и Вольный город Краков. Эти изменения представлены на Рисунке 5.
Рисунок 5: Территориальные изменения в Польше, 1815 г. 5
Великое княжество Познань было подчиненным прусским государством, столицей которого был город Познань (Познань, по-немецки). Это Великое княжество было в конечном итоге заменено прусской провинцией Познань в 1848 году. Конгресс Польши официально назывался Королевством Польским, но его часто называют «Конгрессом Польши» в связи с его созданием на Венском конгрессе и как средство отличия. оно из других Королевств Польши, существовавших в разное время в истории. Хотя с самого начала это было государство-клиент России, Конгресс Польше предоставил некоторую ограниченную автономию (например, записи велись на польском языке) до ноябрьского восстания 1831 года, после которого Россия приняла ответные меры, урезав права и свободы поляков. Неудачное январское восстание 1863 г. привело к дальнейшему ужесточению контроля России над Польшей, уничтожив любое подобие автономии, которой пользовалось Царство Польское. Территория была полностью поглощена Российской империей, и поэтому семейные историки, исследующие свои корни в этой области, увидят переход от польскоязычных записей актов гражданского состояния к русскоязычным, начиная примерно с 1868 года. Свободный, независимый и строго нейтральный город Кракова с его территорией (Wolne, Niepodległe i Ściśle Neutralne Miasto Kraków z Okręgiem ), находился под совместным контролем всех трех своих соседей (Пруссии, России и Австрии), пока не был аннексирован Австрийской империей после неудавшегося Краковского восстания в 1846 году.
Ко второй половине XIX века , ситуация немного улеглась. Геополитическая карта «Польши» не менялась с 1880-х до начала 1900-х годов, когда большинство наших предков эмигрировало, до конца Первой мировой войны, когда Польша возродилась как новое, независимое польское государство. Карта вверху (снова показанная на рис. 6) — одна из моих любимых, поскольку на ней четко обозначены границы Галиции и различных прусских и русских провинций, обычно упоминаемых в документах, относящихся к нашим предкам.
Рисунок 6: Центральная и Восточная Европа в 1900 году, любезно предоставлено easteurotopo.org, используется с разрешения. 6
Хотя отдельные провинции бывшего Конгресса Польши не названы из-за нехватки места, их хорошая карта показана на рисунке 7.
Рисунок 7: Административная карта Конгресса Польши, 1907 год. 7 (Обратите внимание, что некоторые источники все еще называют эти территории «Конгрессной Польшей» даже после 1867 г., но это название не отражает существования какого-либо независимого правительства, кроме России. )
Республика Польша, которая была создана в конце Первой мировой войны, широко известная как Вторая Польская Республика, показана на рисунке 8. Границы сдвинуты на восток по отношению к современной Польше, включая части того, что теперь Литва, Украина и Беларусь. Эта территория, которая была частью Польши между мировыми войнами, но исключена из сегодняшней Польши, известна как Креси.
Рисунок 8: Карта Второй Польской Республики с указанием границ с 1921 по 1939 год. 8
В тяжелые дни Второй мировой войны Польша была оккупирована нацистской Германией и Советской Россией. Во время этой оккупации погибло около 6 миллионов польских граждан, в основном мирных жителей, в том числе около 3 миллионов польских евреев. 9 После войны три основные союзные державы (США, Великобритания и Советский Союз) снова перекроили границы Европы и создали Польшу, которая исключила Кресы, но включила территории Восточной Пруссии, Западной Пруссии. , Силезии и большей части Померании. 10, 11 В то же время, , западные лидеры предали Польшу и Восточную Европу, фактически передав эти страны Сталину и допустив создание коммунистического Восточного блока. 12
В заключение давайте посмотрим, как эти изменения границ повлияли на деревню Ковалево-Опактво в современном Слупцком повяте Великопольского воеводства, где родилась моя прабабушка. Эта деревня изначально находилась в составе Речи Посполитой, но затем вошла в состав Пруссии после второго раздела в 179 г.3. В 1807 году он прочно находился в пределах границ Варшавского герцогства, но к 1815 году находился прямо на самой западной окраине Калишского воеводства контролируемой Россией Конгресса Польши. После 1867 г. записи актов гражданского состояния ведутся на русском языке, что отражает более жесткую хватку, которую Россия оказывала на Польшу в то время, до 1918 г., когда Ковалево-Опактово стало частью Второй Польской республики. Означают ли эти изменения границ, что наши предки были не поляками, а немцами или русскими? Едва ли. Этническая принадлежность и национальность не обязательно одно и то же. Снова и снова этнические поляки пытались свергнуть своих прусских, русских или австрийских оккупантов, и эти восстания красноречиво говорят о недовольстве наших предков этими национальными правительствами и их стремлении к свободной Польше. Как однажды сказала мне моя польская бабушка: «Если у кошки есть котята в фарфоровом шкафчике, вы не называете их чайными чашками».
1 «Речи Посполитой в ее максимальной степени» от Samotny Wędrowiec, лицензия CC BY-SA 3.0, дата обращения 9 января 2017 г.
2 CC BY-SA 3.0, по состоянию на 9 января 2017 г.
3 «Карта Варшавского герцогства, 1807–1809 гг.», составленная Матиасрексом, на основе слоев kgberger, лицензирована в соответствии с CC BY-SA 3.0., доступ 9 Январь 2017 г.
4 «Карта Варшавского герцогства, 1809 г.-1815» от Mathiasrex, на основе слоев kgberger, под лицензией CC BY-SA 3.0, по состоянию на 9 января 2017 г. 9 января 2017 г.
6 « Центральная и Восточная Европа в 1900 г.», Топографические карты Восточной Европы: Атлас местечка, используется с разрешения, по состоянию на 9 января 2017 г.
7 «Административная карта Королевства Польша с 1907 г.», Qquerim, под лицензией CC BY-SA 3.0, доступ 9Январь 2017 г.
8 «RzeczpospolitaII», лицензия CC BY-SA 3.0, дата доступа 9 января 2017 г.
10 « Потсдамская конференция », Википедия, по состоянию на 9 января 2017 г. Википедия, посещено 9Январь 2017 г.
© Julie Roberts Szczepankiewicz 2017
Оценить:
Нравится:
Нравится Загрузка…
Территориальные изменения Польши 1635-настоящее время – Life, Death & Rebirth одна из самых удачливых стран Европы.
Из самой большой страны в Европе она была стерта с лица земли, и не один раз, а несколько раз.
На приведенной ниже карте прослеживается история границ Польши с 1635 года до наших дней.
Наблюдайте, как границы сужаются от своего пика во времена Речи Посполитой до разделов Польши в конце 18-го века и массового сдвига на запад в 20-м.