Nzt это: NZT купить в Краснодаре — таблетки НЗТ F2 Nutrition

Содержание

Наш мозг и вся правда о “таблетке для ума”

  • Марек Кон
  • BBC Future

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Thinkstock

Правильно ли мы оцениваем действие препаратов, направленных на улучшение мозговой деятельности? Корреспондент BBC Future выяснил, чем они могут быть полезны, а чем нет.

“Слышал, что мы задействуем лишь 20% нашего мозга? – спрашивает у Эдди Морры, писателя-неудачника из американского триллера “Области тьмы” (2011), приятель, предлагая тому роковую таблетку. – С помощью этого ты задействуешь весь свой мозг”. Приняв некий препарат NZT-48, Морра просто преображается. Научившись использовать все свои когнитивные способности, он за три дня осваивает фортепиано, за четыре – дописывает книгу и вскоре становится миллионером.

В “Областях тьмы” показано, какие последствия могут ждать человека, убедившего себя в том, что в голове у него находится самый сложный механизм во всей Вселенной и что этот механизм наверняка должен обладать соответствующим колоссальным потенциалом.

За последнее время в США приобрели известность различные средства, повышающие эффективность умственной деятельности, – от стимуляторов, таких как модафинил, до препаратов амфетаминовой группы (в США их часто прописывают под торговым наименованием “Аддерол”) и метилфенидата (также известного под маркой “Риталин”). Как часто сообщают в новостях, учащиеся начинают принимать эти препараты для повышения успеваемости в школе и вузе и затем, повзрослев, продолжают использовать их на работе.

Но действительно ли лекарства производят тот эффект, который обещает реклама? Могут ли они сделать всех нас умнее или помочь нам лучше учиться? Или стоит задаться вопросом о том, что эти препараты могут, а чего не могут?

Мыслительный процесс

Познание включает в себя целый ряд психических явлений, таких как память, внимание и исполнительные функции мозга. Для того чтобы по-настоящему улучшить умственную деятельность, препарат должен воздействовать на исполнительные функции, которые отвечают за мыслительные действия высшего порядка: рассуждение, планирование, направление внимания на важную информацию (и отвлечение от раздражителей, которые не являются важными), а также обдумывание действий вместо следования сиюминутному порыву или инстинкту.

Автор фото, Thinkstock

Подпись к фото,

Поможет ли таблетка сосчитать до десяти и удержаться от слов, в которых потом можно раскаяться?

Когда мы заставляем себя сосчитать до десяти, вместо того чтобы выпалить слова, в которых потом можно раскаяться, мы задействуем свои исполнительные функции. Именно они позволяют нам действовать нравственно, и именно о них мы вспоминаем, когда размышляем о том, что делает нас людьми.

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Однако все эти концепции довольно абстрактны. Между ними и нашим пониманием того, как функционирует мозг с физиологической точки зрения, существует большой разрыв, “белое пятно” – и именно в этом белом пятне должны действовать препараты, улучшающие умственную деятельность.

Эми Арнстен, профессор нейробиологии медицинского факультета Йельского университета (США), изучает, как действует совокупность клеток мозга, обеспечивая высшую познавательную и исполнительную функцию, которую она определяет как “способность думать о том, что не воздействует в данный момент на органы чувств. Это основа абстрактного мышления, она предполагает представление нами своих целей на будущее, даже если это будущее наступит всего через несколько секунд”.

Такие представления формируются в префронтальной коре головного мозга – этот процесс и составляет основу работы Арнстен. “Представления возникают в префронтальной коре за счет действия пирамидальных клеток – они на самом деле имеют форму пирамидок. Клетки возбуждают друг друга и благодаря этому постоянно функционируют, даже если извне не поступает никакой информации, которая могла бы стимулировать процесс”, – поясняет она.

Отдельные виды химического воздействия могут полностью расстроить эту систему, и клетки больше не смогут возбуждать друг друга.

“Это происходит, когда мы устаем или сильно переживаем”. Такие вещества, как кофеин и никотин, активизируют нейромедиатор ацетилхолин, который способствует восстановлению системы, поэтому люди пьют чай, кофе и курят сигареты, “чтобы попытаться привести префронтальную кору в оптимальное состояние”.

Настоящее усовершенствование

В широком смысле слова – это усовершенствование, но, строго говоря, речь идет об оптимизации. “Мне кажется, люди думают, будто эти препараты – то же, что стероиды для спортсменов, – говорит Арнстен, – но эта аналогия неверна. Стероиды способствуют наращиванию мышц, а препараты, улучшающие умственную деятельность, не совершенствуют мозг, а просто приводят его в оптимальное химическое состояние. Они не могут сделать Эйнштейна из неандертальца”.

Автор фото, Thinkstock

Подпись к фото,

“Таблетки для ума” – это не то же самое, что стероиды для спортсменов

Применение подобных препаратов учащимися вызывает споры по поводу того, не является ли “медикаментозный” метод подготовки жульничеством и не вынуждает ли это однокашников тоже принимать препараты, чтобы не отставать.

В то же время некоторые исследователи утверждают, что эти вещества, возможно, не воздействуют напрямую на умственную деятельность, а просто улучшают психическое состояние человека, делая работу более приятной и помогая сосредоточиться.

“Я не вижу никаких признаков того, что они явно улучшают интеллектуальную деятельность”, – заявляет Мартин Сартер, профессор Мичиганского университета (США). Он убежден, что эффективность этих препаратов построена на подавлении усталости и скуки. “Большинство таких средств просто помогают сосредоточиться, – полагает Стивен Роуз, почетный профессор социологии Открытого университета (Великобритания). – Для самого процесса обучения они имеют второстепенное значение”.

В 2013 году один американский студент в беседе с исследователем Скоттом Вреско так описал свое состояние после приема препарата, стимулирующего мозговую деятельность: “Помню, я прямо зачитался одной книгой, а потом другой, и когда стал делать письменную работу, то начал прослеживать связи между книгами и даже получать удовольствие от этого процесса. Такого со мной раньше не было”.

Опасные вещества?

Однако это совершенно не означает, что все препараты, стимулирующие умственную деятельность – и существующие, и будущие, – являются безвредными. Мозг – это сложный орган. Пытаясь его усовершенствовать, мы рискуем нарушить его равновесие.

“Дело не в том, чтобы получить как можно больше, а в том, чтобы получить ровно столько, сколько требуется, а это очень трудно”, – рассказывает Арнстен. “То, что полезно для одной системы, может быть вредно для другой, – добавляет Тревор Роббинс, профессор когнитивной неврологии Кембриджского университета (Великобритания). – Из литературы, в которой описаны результаты опытов, следует, что фармацевтические вещества могут влиять на память; задача в том, чтобы это было безопасно”.

Автор фото, Thinkstock

Подпись к фото,

Фокусирование внимания не проходит бесследно для нашего организма

От таблеток всегда жди беды – что в лаборатории, что в реальной жизни, что в “Областях тьмы”. Минусы, по сути, неизбежны: препарат может воздействовать на конкретную когнитивную функцию ценой вреда для других функций. Чтобы улучшить один из элементов познавательной деятельности, надо обеспечить ресурсы, которые в противном случае были бы доступны для других ее элементов.

“Фокусирование внимания не проходит бесследно, – отмечает Сартер. – При этом человек не просто не замечает второстепенных деталей, которые могут оказаться очень важными, но и запускает соответствующий внутренний процесс – при сужении области внимания сужаются также спектр и объем ассоциаций, которые могут участвовать в мыслительной деятельности”.

Во многих обстоятельствах это может оказаться неоправданным. Но тем, от кого не требуется размышлять о смысле жизни, например, авиадиспетчерам, техника фокусировки внимания может быть полезна.

Впрочем, если разрабатывать препараты, улучшающие умственную деятельность – все равно что латать тришкин кафтан, то нельзя ожидать от лекарств полномасштабного воздействия на когнитивные способности человека.

Но можно ли, направляя дополнительные ресурсы в ту или иную область, превзойти свои собственные достижения и даже достижения любого другого человека?

“Думаю, это можно сделать, и это будет сделано”, – считает Сартер. Однако это возможно лишь применительно к очень конкретным задачам. К примеру, один из наиболее известных выводов когнитивной психологии состоит в том, что человек, как правило, может удерживать в рабочей памяти семь единиц информации. Можно ли с помощью медикаментов довести это число до девяти или десяти? “Да. Если больше ничего делать не требуется, то почему нет? Это довольно простая функция”.

Прогнозы на будущее

Так есть ли будущее у препаратов, стимулирующих умственную деятельность? Некоторые ученые высказывают оптимистичные суждения. Гэри Линч, профессор медицинского факультета Калифорнийского университета в Ирвайне (США), утверждает, что последние достижения в неврологии открыли дорогу к “интеллектуальной” разработке препаратов, направленных на конкретные биологические функции мозга.

По его мнению, “решение проблемы улучшения памяти уже не за горами”, хотя перспективы совершенствования других видов умственной деятельности “предсказать очень сложно… Мне кажется, что это неизбежно, но вот когда – это вопрос”.

Автор фото, Thinkstock

Подпись к фото,

Фармацевтическая промышленность теряет интерес к препаратам, улучшающим умственную деятельность, так что дальше – сами

Говоря о ближайшем будущем, в качестве потенциальных новых стимуляторов умственной деятельности Линч указывает на агенты, направленные на никотиновые рецепторы, – молекулы, воздействующие на рецепторы нейромедиаторов, находящихся под влиянием никотина. Сартер соглашается: класс веществ, называемых агонистами никотиновых рецепторов α4β2*, по-видимому, оказывает воздействие на механизмы, контролирующие внимание. Среди всех известных на данный момент веществ они, по его мнению, лучше всего “соответствуют критериям реального воздействия на когнитивный процесс”.

Однако Сартер скептически относится к перспективе создания лекарственного продукта на основе подобных веществ. По его словам, фармацевтическая промышленность теряет интерес к препаратам, улучшающим умственную деятельность, “потому что назначаются эти препараты не так часто, а ведь именно этот сегмент рынка и стимулирует исследования и разработки. Даже рынок средств для лечения дефицита внимания и гиперактивности у взрослых фармкомпании не сочли достаточно большим и привлекательным”.

В своей заметке, опубликованной в 2002 году, Роуз пишет, что когда-то в качестве препарата для улучшения умственной деятельности широко рекламировался пирацетам. У пирацетама до сих пор есть свои сторонники, но сегодня это название, скорее, служит напоминанием о том, что потенциально эффективные медикаменты исчезают так же быстро, как и появляются.

“Было проведено множество клинических исследований множества веществ, которые никак не действовали”, – отмечает Сартер. Отчаявшись получить результат, фармацевтические компании стали сворачивать свои исследовательские программы в сфере психиатрии. Традиционные методы – к примеру, синтез новых молекул и изучение их воздействия на симптомы – по-видимому, исчерпали себя, и на горизонте замаячила новая стратегия, основанная на генетике и изучении процессов, происходящих в мозге, а не на химических веществах.

Из-за кардинальной смены стратегии ожидать новых чудодейственных препаратов придется еще дольше – пока не будут отлажены все новые системы. При этом гарантии результата никто не дает.

Открытые вопросы

В то же время остается ряд вопросов по поводу тех препаратов, которые люди уже принимают в надежде улучшить свои когнитивные способности. Эффективны ли они, как работают, какое воздействие оказывают на мозг после того, как утрачивают свою новизну, и как могут повлиять на здоровье и самочувствие человека в долгосрочной перспективе?

Автор фото, Thinkstock

Подпись к фото,

Заставлять крыс – или студентов – искать выход из лабиринта в лабораторных условиях – это одно, а применять препарат в реальной жизни – совсем другое

Хотя исследования ведутся уже десятки лет, полного представления о когнитивных последствиях приема классических психостимуляторов и модафинила до сих пор нет. Отчасти проблема состоит в том, что заставлять крыс – или студентов – искать выход из лабиринта в лабораторных условиях – это одно, а применять препарат в реальной жизни – совсем другое. Лекарства оказывают сложное воздействие на отдельных людей, жизнь которых бывает непредсказуемой. Тот факт, что метилфенидат улучшает когнитивные способности крыс путем воздействия на префронтальную кору головного мозга, ничего не говорит о том, как это вещество может влиять на настроение и мотивацию, а следовательно, на умственную деятельность человека.

Возможно, имеет смысл говорить не о том, что некий препарат улучшает когнитивные способности, а о том, на кого он действует. Научные сотрудники Сассекского университета (Великобритания) установили, что под влиянием никотина у молодых людей, имеющих один вариант конкретного гена, улучшаются результаты теста на запоминание, однако на людей с другим вариантом этого гена он не оказывает такого воздействия.

Кроме того, есть признаки, что чем умнее человек, тем меньше на него действуют препараты, стимулирующие мозговую деятельность. Так, в результате одного исследования было выявлено, что прием модафинила способствует улучшению результатов у группы учащихся, чей коэффициент интеллектуального развития составляет в среднем 106, но не у группы со средним коэффициентом 115.

Не настала ли пора задавать умные вопросы о “таблетках для ума”?

Этот материал представляет собой отредактированную версию статьи, изначально опубликованной на британском естественнонаучном сайте Mosaic по лицензии Creative Commons. Более подробную информацию о вопросах, которым посвящена статья, можно узнать на сайте Mosaic. Прочитать оригинал этого материала на английском языке можно на сайте BBC Future.

существуют ли они на самом деле

Семь лет назад в прокат вышел американский фильм «Область тьмы». По сюжету производительность головного мозга героя увеличивалась в сотни раз сразу после приема препарата под названием NZT. Многие зрители, после просмотра фильма, захотели узнать о том, существует ли таблетка NZT на самом деле.

Таинственные таблетки

В фильме «Область тьмы» речь идет о том, что человек использует потенциал своего мозга лишь на 10%. Для того чтобы разбудить остальные 90%, учеными в тайной лаборатории был разработан специальный препарат NZT 48. Его прием позволял превратить человеческий мозг в настоящий суперкомпьютер. К сожалению, действие таблетки NZT 48 заканчивалось через 24 часа и требовался повторный прием.

Реальные исследования ученых опровергают теорию о 10%. Дело в том, что мозг обходится организму очень дорого. Он требует более 20% кислорода и питательных веществ, в то время как составляет всего 2% от массы тела. Исходя из этих данных, ученые сделали вывод о том, что такой большой мозг не мог появиться, если бы потребность в нем отсутствовала. Кроме того, в процессе долгих исследований специалисты так и не нашли области, которые бы не были задействованы.

Есть и хорошая новость: интеллект можно развивать постоянно. Существуют специальные упражнения, которые позволяют развивать логическое мышление, способность к прогнозированию и увеличивают объем рабочей памяти. Разработаны и препараты, помогающие простимулировать работу мозга. К сожалению, они далеко не такие мощные, как таблетки NZT, тем не менее, эффект от их приема заметить тоже можно.

“Модафинил”

Все большую популярность на западе набирает препарат “Модафинил”. Для повышения работоспособности его используют студенты, офисные работники и даже военные. Всего 600 мг препарата помогли американским пилотам провести без сна 40 часов. При этом скорость и точность реакции военных сохранялась на высоком уровне. “Модафинил” активно используют американские полицейские. Есть информация о том, что присутствует препарат и в аптечке у космонавтов МКС и принимается для оптимизации производительности при усталости.

“Модафинил” является аналептиком. Он был разработан для лечения сонливости, которая связана с нарколепсией. Было замечено, что после приема препарата существенно улучшается кратковременная память. Поэтому “Модафинил” все больше начали использовать не для лечения нарколепсии, а для подавления потребности сна и улучшения работоспособности. Его нередко употребляют американские студенты, особенно во время сессий. А также офисные работники.

Конечно, таблетки NZT действуют гораздо эффективнее, но в отличие от них, “Модафинил” – препарат, реально существующий. Несмотря на это, свободно приобрести его не получится, в России он является незаконным. В то время как в США его покупка не составляет проблемы.

“Глицин”

“Глицин” иногда называют бюджетной версией таблеток NZT. Это наиболее популярный безрецептурный препарат. “Глицин” относится к заменимым аминокислотам. Он оказывает антидепрессивное и седативное действие, повышает умственную работоспособность и настроение, снижает конфликтность и агрессивность. А также улучшает память и усиливает концентрацию внимания.

“Глицин” назначается при снижении умственной работоспособности, при стрессовых ситуациях, после черепно-мозговых травм. Максимальная суточная доза составляет 300 мг или три таблетки. Прием “Глицина” может спровоцировать развитие таких побочных реакций, как конъюнктивит, слабость или крапивницу.

Серотонин и мелатонин

Одним из самых важных нейромедиаторов является серотонин. Он отвечает за хорошее настроение и способность мозга обрабатывать информацию. Ученые пришли к выводу, что высокий уровень серотонина помогает человеку мыслить логически и более рационально, повышает внимание к мелким деталям. Чем ниже уровень гормона, тем сильнее человек будет страдать от расфокусировки сознания.

Организм производит серотонин из аминокислоты триптофан. Употребляя продуты, которые ее содержат, человек улучшает работу мозга. Триптофан содержится в сыре, мясе, рыбе и горохе. Кроме того, повысить уровень серотонина способны многие антидепрессанты. А также мелатонин в таблетках.

Препарат стимулирует выработку серотонина. Прием лекарственного средства повышает физическую и умственную работоспособность, успешно борется с проявлениями депрессии, облегчает стрессовые реакции. К сожалению, мелатонин вызывает сонливость, поэтому работать 24 часа в сутки не получится.

Все, кто помнит таблетку NZT, знает о ее побочных эффектах. Это сердцебиение, мигрень, необычные сновидения, агрессивность, ухудшение памяти, жажда и сонливость. Все эти реакции могут наблюдаться и у людей, злоупотребляющих приемом мелатонина.

Запрещенные стимуляторы

Некоторые поклонники фильма «Область тьмы» уверены в том, что основой таблеток NZT является кокаин. История его употребления насчитывает более пяти тысяч лет. Например, инки специально культивировали кокаиновые кусты. Они использовали листья для жевания. Кока была недоступна для простолюдинов. Она распространялась только среди жрецов и высшей знати. Строго дозированные порции листьев коки выдавались гонцам, доставлявшим почту. Верховых животных инки не использовали и, чтобы ускорить пеший переход воина, ему разрешалось принять стимулятор.

Известно, что многие знаменитые писатели употребляли кокаин. Это повышало их работоспособность и позволяло видеть образы, недоступные простым смертным. Например, писатель Стивен Кинг две свои книги написал полностью под действием наркотика. Впоследствии он говорил, что вообще не помнит их содержания.

Привычку нюхать кокаин имел и загадочный Эдгар По, Жюль Верн, Эмиль Золя и Артур Конан Дойль. Отец психоанализа Зигмунд Фрейд настолько увлекся наркотиком, что приучил к нему почти всех друзей и свою невесту. Австрийский психолог долгое время был уверен в том, что именно кокаин является панацеей. Впоследствии Фрейд подвергся осуждению коллег за пропаганду наркотиков и больше старался не упоминать о них в своих работах.

Прием кокаина действительно вызывает эйфорию, повышает активность и работоспособность, позволяет долгое время обходиться без сна. Этот наркотик вызывает сильную психическую зависимость, результатом которой нередко становится самоубийство. Кроме того, вещество оказывает негативное воздействие на все органы и системы человека. Для лечения кокаиновой зависимости не существует лекарств с доказанной эффективностью.

Версия сторонников теории заговора

Некоторые люди продолжают верить в то, что таблетка NZT существует реально, но с несколько измененным названием. На форумах конспирологов можно найти информацию о том, что в 2010 году американский фармацевтический гигант Pfizer, совместно с австралийской компанией NSA осуществили несколько экспериментов в Африке. Целью исследования было изучение мозговой деятельности человека и возможности увеличения потенциала головного мозга.

В результате экспериментов появились таблетки NZTS 252. В течение семи дней после приема потенциал головного мозга пациентов увеличивался на 58%. После этого власти США запретили производство препарата для массового использования. Слишком умное население могло стать угрозой для правительства. Производство препарата ограничили только для «золотой элиты».

Подпольные продавцы

После выхода фильма «Область тьмы», в США появилось много различных сайтов, которые предлагали таблетки NZT. Сначала продавцы просили по 800$ за одну таблетку. Но уже через несколько месяцев стоимость препарата упала до 35$.

Клиент, совершивший покупку, получал конверт, в котором было две таблетки и флешка с инструкцией. Скорее всего, популярность фильма позволила хорошо обогатиться многим интернет-мошенникам. Либо таинственная таблетка NZT действительно существует.

Эффективное мышление — ментальное NZT / Хабр

“Не понимаю, что такое с людьми: они учатся не через понимание, а каким-то другим способом – механическим запоминанием, что ли. Из-за этого их знания очень шатки!” Ричард Фейнман.

Как есть сейчас

Как происходит обычное обучение, особенно в новых областях.

Модель обучения.

Сначала на тебя обрушивается некий рассказ с кучей непонятных терминов. Тут нет даже надежды понять, ты пытаешься запомнить с возможностью “осмыслить потом”. Но “осмысление потом” наступает не сразу, потому что нет понимания всего механизма осмысления.

Дальше ты наталкиваешься в ходе обучения на кучу свидетельств о том, что именно означают те или иные термины и “как вообще все работает”. Фактически ты шарахаешься по осваиваемой области от угла к углу, околослучайным образом получая понимание некоторых вещей.

Можно, конечно, задавать вопросы специалистам. Но дополнительная сложность в том, чтобы отличить глубоко понимающего специалиста от человека, выдающего набор “кешированных мыслей”.

В итоге понимание чудовищно далеко от полного, а о применении уже и речи не идет. Вот отсюда растут ноги у высказывания “забудьте все чему вас учили”. Обычно так говорят, когда молодой специалист устраивается на свою первую работу.

Конечно, это утрированная картинка. В реальности это некое состояние между “тотальным пониманием” и “тотальным непониманием”.

Ключевая идея

“Чего не могу воссоздать, того не понимаю.” Ричард Фейнман.

В основе продуктивного мышления лежит очень простая идея – понимание должно окупаться.

Окупаемость – это когда понимание дает тебе возможность предсказать результат действия с какой-либо сущностью.

Например, понимание хрупкости хрустального фужера позволяет предсказать, что будет, если уронить этот фужер с высоты 1,5 метра на бетонный пол.

Понимание упругости резинового мяча позволяет предсказать, что будет, если его уронить с той же высоты.

Техника мышления

Состоит из трех простых шагов.

  1. Выделяем ключевые высказывания.

  2. Делаем их окупаемыми.

  3. Строим из них цепочку (модель).

Формулировка простая, но содержит ряд не очевидных вещей. Нужно разобраться, что такое ключевые высказывания, как их выделять в речи. А также как их делать окупаемыми. Этим и займемся. А чтобы это сделать, нужно разобраться, а что такое речь вообще?

Структура речи

С точки зрения эффективного мышления речь состоит из двух основных частей.

  1. Главного блюда – цепочка высказываний, в которой содержится основной смысл.

  2. Гарнира – дополнительной информации, которая никак не меняет основной смысл, служит для увлечения аудитории, создания контекста “истории”. В общем то, что сейчас называют сторителлингом.

Очень часто речь выглядит как огромный привокзальный пирожок-лапоть. Большой со стороны, но, когда начинаешь есть, обнаруживаешь, что до начинки придется прогрызаться довольно долго.

После понимания этой структуры важно разделять два вида восприятия. И осознанно делать выбор, какое восприятие сейчас включить, и какой после этого будет результат.

Первый тип восприятия – кушаем гарнир вперемешку с основным блюдом и наслаждаемся вкусом.

Плюсы – легче погружаться в историю, получать чувственно – эмоциональное удовольствие.Минусы – умелый оратор легко приведет вас к любым выводам. Ну а если содержание вполне правдиво, то качество его освоения и понимания будет кратно хуже. Не спешите возражать. Попробуйте применить, сравнить и все увидите сами.

Второй тип восприятия – жестко отсекаем гарнир и проводим строгий анализ основного блюда.

Плюсы – понимание становится максимально возможным. Появляется ясное понимание, какие именно вопросы надо задать, чтобы сделать картину предельно ясной. Именно эти вопросы легко выведут на чистую воду шарлатана в одном случае либо произведут впечатление искренней заинтересованности на хорошего специалиста в другом.

После проделанной работы наградой будет чувство удовлетворения.

Минусы – погрузиться с головой в рассказ и релакснуть уже не выйдет. Если предмет беседы сложный, то можно серьезно утомиться.

Высказывание

“Я притормозил — на первом попавшемся месте — и внимательно прочитал следующее предложение. В точности я его не помню, но оно было очень похожим на такое: «Индивидуальный член социального сообщества нередко получает информацию по визуальным, символьным каналам». Повертел я это предложение так и сяк и наконец перевел его на нормальный язык. Знаете, что оно означало? – Люди читают”. Ричард Фейнман.

В этой части мы наконец начнем махать шашкой, кромсать любое повествование как нам надо и встраивать себе в мозги комбайн гениальности (гипербола :-).

Важно отделить ключевую информацию от сопровождающей. Содержимое от упаковки, зерна от плевел. Для этого разберемся, что такое высказывание. Обратите внимание, что я имею ввиду именно высказывание в рамках моей системы, а не, скажем, в рамках традиционной логики.

Высказывание – это предложение, упрощенное до вида:

сущностьдействиесущность“.

Примеры:

Коровы – дают – молоко.

Я – играю на – гитаре.

Дети – любят – сладкое.

Витамины – являются – полезными.

Фишка – не забывать что в русском языке часто опускается глагол “являться”. Например предложение “Цветок желтый” = “Цветок является желтым”.

По умолчанию мало кто предоставляет информацию в таком виде и мыслит такими категориями. Поэтому применяем приемы.

Прием. Упрощение.

По простому – выкинуть все лишнее. Можно делать двумя способами. Первый – разбивать предложение на несколько высказываний. Второй – делать из длинного предложения одно высказывание.

Примеры:

Исходное предложение:

“Хорошо было бы уметь замечать ситуации, в которых ты видишь вещи не такими, каковы они есть, а такими, какими хочешь видеть.”

Результат:

У тебя есть желаемое.

Реальность заменяется желаемым.

Ты хочешь замечать это.

Одно предложение разбили на 3 простейших высказывания. Почему на 3? Потому что попытка сделать только одно высказывание приводит к тому, что остальное надо подразумевать или домысливать. Подразумеваемое – значит неявное. А с неявным сложнее работать и там проще допускать ошибки.

Или другой пример:

“Джулия Галеф назвала мотивацию и способность видеть вещи такими, каковы они в действительности, «мышлением разведчика» и написала о нем книгу «The Scout Mindset.”

Упрощается до:

Видение реальности является мышлением разведчика.

Почему так? Потому что у каждого повествования есть цель. В данном случае Джулия в своей книге рассказывает о неких приемах мышления. Имеют ли фамилии, названия книг, даты отношение к тому, как работают эти приемы? Очевидно нет. Поэтому достаем шашку и с залихватским свистом, без сожаления, отсекаем это все в мусорку.

Для чего все это нужно.

Во-первых, мы можем в голове удержать ограниченное количество мыслей, идей. И если пытаться воспринимать все, то потеряешь главное.

Во-вторых, нам надо будет работать с высказываниями. Чем высказывания проще – тем проще и быстрее с ними работать. Чем быстрее мы с ними работаем – тем больше операций в единицу времени можем сделать. Чем больше операций – тем круче мы понимаем построенную в голове модель (цепочку ключевых высказываний).

Аналогия

Метафорически можно представить, что мы строим механизм, состоящий из шестеренок. Под шестеренкой имеется ввиду сущность. Очень похожая штука(немного с другой стороны) описывается тут как шестереночность.

Первый вопрос, который мы себе задаем: “А как мы можем двигать (крутить, перемещать) шестеренку?

Второй: “А что будет с самой шестеренкой, если мы ее так покрутим/подвинем?”

Третий: “А что будет с ближайшими шестеренками, если мы покрутим/подвинем эту?”

Если уйти от метафоры к реальности, то мы берем сущность и спрашиваем себя – Какие у нее есть свойства? Как только находим какое-либо свойство – начинаем его менять и спрашивать себя – А что при этом будет?

Изменение свойства и есть то, что я понимаю под “крутить/вертеть/двигать”. Ответ на второй и третий вопрос – и есть то, что я понимаю под прогнозом. Перейдем к реальным примерам.

Делаем окупаемым.

Окупаемость – это возможность строить точные прогнозы. Прогноз – это ответ на вопрос – “А что будет, если сделать вот так?”

Окупаемость возможна, только если мы понимаем суть явления. И здесь мы наталкиваемся на основную ловушку и одновременно дикий буст к производительности мышления. Сначала сформулирую, потом поясню на примерах.

Ловушка: очень часто понимание сути заменяется пониманием слов.

Последствия: понимание слов не позволяет делать точные прогнозы.

Пример окупаемости и точных прогнозов. Есть предложение:

На полу лежит деревянный куб.

У нас есть сущность – деревянный куб небольшого размера. Начинаем крутить/вертеть. У куба есть свойство – положение в пространстве. Если это свойство менять, то получим такие вопросы:

“А что будет если куб положить на пол на одну из его граней?”

“А что будет если куб поставить на пол на ребро?”

Очевидно, мы можем точно ответить на эти вопросы. В первом случае куб не будет двигаться никак. Во втором – куб упадет на одну из граней и после перестанет двигаться.

Пример понимания слов без понимания смысла. Есть предложение:

Нота – графическое обозначение звука.

Есть сущность – нота. Казалось бы, все понятно. Поскольку нота – это звук, значит у ноты есть те же свойства, что и у звука, например, высота. Меняем это свойство и получаем вопросы:

“А если звук сделать выше/ниже на несколько герц – будет ли он нотой?

“Всякий ли звук – нота?”

“Если не всякий звук – нота, то что отличает ноту от не ноты?”

“Сколько всего существует нот?”

“Почему столько?”

Если вы можете ответить на эти вопросы – мои искренние поздравления, у вас настоящее понимание сущности “нота”. Если же нет, то это тоже нормально. Большинство людей принимают понимание слов за понимание смысла. Ведь с точки зрения понимания слов предложение про ноту абсолютно ясно, ни одного незнакомого слова.

То есть мы берем сущность и начинаем менять ее свойства. Крутить-вертеть так и эдак. Если мы понимаем, что при этом будет, то мы хорошо понимаем сущность. Если не понимаем – то понимание заменяется ощущением, что слово нам хорошо знакомо.

Выстраиваем ментальную машину.

Сама постройка заключается в следующем:

  1. Строим первое высказывание(вербально, отсекаем лишнее).

  2. В высказывании проверяем на окупаемость как сущности, так и действие. Если окупаемости нет – задаем вопросы и ищем на них ответы.

  3. Удерживаем сущности и действия в воображении в виде образов.

  4. Добавляем следующее высказывание.

  5. Ищем с помощью какого действия или сущности второе высказывание сцепляется с первым. Иногда это указано явно, иногда – не указано совсем. Если не указано, а как бы “подразумевается”, то надо сделать подразумеваемое новым высказыванием и явно покрутить шестеренки, из которых оно состоит.

  6. Делаем второе высказывание окупаемым.

  7. Добавляем сущности и действие второго высказывания в виде образов в картинку.

  8. Пытаемся покрутить/поизменять получившуюся сцепку.

  9. Повторяем шаги 4-8 для каждого нового высказывания.

В итоге в воображении у нас будет модель, каждый элемент который нам понятен досконально. А значит, модель превращается в единый механизм, который, в свою очередь, мы можем менять как хотим или применять как инструмент где угодно.

Выглядит громоздко, но в реальности многие шаги можно делать очень быстро. А после того как “набьешь руку”, можно практически мгновенно отличать окупаемые сущности/действия от неокупаемых.

Основные ошибки:

“Они потратили кучу времени на запоминание подобных вещей, тогда как их можно было найти и просмотреть за пятнадцать минут.” Ричард Фейнман.

  1. Пропускать какие-либо сущности/действия, поскольку они кажутся тебе очевидными. Может они и очевидны в других контекстах. Но не факт, что будут очевидны в этом. Также может быть очень не очевидно их влияние/сцепка с соседними сущностями/действиями.

  2. Лениться крутить/вертеть сущности и действия. Понимание никогда не выстраивается через запоминание. Только через интерактив с сущностями и действиями.

Преимущества
  1. Воспринимаешь модель сразу на уровне “готов применять”.

  2. Дико экономишь время.

  3. Получаешь готовый набор вопросов для уточнения модели.

  4. При упоминании какой-либо сущности у тебя сразу появляются сцепленные с ней/ранее проработанные сущности/действия. И ты сразу можешь нагенерить кучу идей/вопросов. Либо выявить несоответствия.

  5. Тренируешь воображение.

В общем финальный итог (который приходит с практикой) – это плюс-минус результат действия NZT в фильме “Области тьмы”.

P.S.

Изначально я хотел вместить в статью все – и приципы и примеры. Но получилось слишком громоздко. В итоге буду писать продолжение. Ссылку на продолжение, как только оно будет написано – вставлю прямо сюда, в постскриптум.

А вообще я занимаюсь обучением мышлению на английском языке. Все принципы, изложенные в статье я использую при разработке своих марафонов.

Кстати, у меня есть телеграм канал.

NZT Power NEW 15 капсул от Core Labs (модафинил)

NZT Power NEW 15 капсул от Core Labs (модафинил)

Блог Топ продаж Комплекты товаров