Бьёт руль? «Тянет» в сторону? Не волнуемся, читаем
Яков Фрудгарт
Итак, пришла зима, и мы переобулись. И вдруг случилось так, что руль начинает неприятно вырываться из рук. Что же такое биение руля, откуда оно приходит, и как с ним бороться?
Самым популярным вариантом происхождения биения руля является смена резины, либо попадание в яму на скорости. Симптомы биения руля бывают: постоянными, и на определённой скорости. Иногда руль может бить на разных скоростях, покрытиях, и не поддаётся анализу.
Разбираемся.
1. Грязь.
Колёсные диски сконструированы таким образом, что некоторые их модели не могут естественно очищаться. В последствии, когда такая грязь засохнет или замёрзнет, она создаст неуравновешенную массу на колесе, которая приведёт к вибрациям в руле.
Решение: хорошо промыть диски. В идеале – снять колёса и промыть под давлением.
2. Балансировка.
Иногда шиномонтажник может устать, либо станок может барахлить.
Решение: смена шиномонтажной мастерской. Скупой платит дважды.
3. Геометрия.
Причинами биения в этом случае может являться повреждение колесного диска, либо некачественный ремонт колеса. Любое повреждение шины (шишка, грыжа), может приводить к разбалансировке и соответственно к ударам в руль.
Решение: если проблема заключается в шине – то только замена резины на новую. Если же проблема в диске – то скорее всего диск можно отремонтировать.
4. Проблема в ходовой части.
Иногда для «стайлинга» применяется установка колёсных проставок. В некоторых случаях проставка не плотно фиксируется на ступице, и, соответственно, «гуляет». В эту же «копилку» мы можем прибавить проблемы с рычагами подвески и другим узлам.
Решение: только в сервис. Лучше всего провести диагностику в мастерской, где будут проверять и подвеску, и ваши неоригинальные проставки.
5. Неправильная установка колеса на автомобиль, либо несоответствие диска штатным параметрам ступицы.
Проведите небольшой эксперимент: оденьте колесо на ступицу и наживите, не закручивая до конца, все болты (гайки). После этого, плотно прижав колесо к ступице, попробуйте сместить колесо относительно ступицы в вертикальной плоскости (вверх, вниз, вперед или назад по ходу движения автомобиля). Есть люфт? Это означает, что центральное отверстие диска (его еще называют центровочным) больше, чем ось, на которую оно надевается.
Независимо от типа этой вибрации нужно помнить о том, что любая вибрация руля дает понять только одно: колеса, либо переднюю подвеску автомобиля нужно срочно лечить! Ездить с такими симптомами крайне опасно, особенно на больших скоростях (кстати, в данном случае речь идет о скоростях более 60 км/ч, и чем выше скорость – тем опаснее последствия).
Почему бьет руль при торможении, на скорости, повороте
Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок этой статьи, достаточно важен, поскольку позволяет решить достаточно неприятную, а в некоторых случаях и довольно опасную проблему, возникающую в процессе эксплуатации автомобиля. Согласитесь, ситуация когда «бьет» руль на скорости, превышающей 70 километров в час, мало кого оставит равнодушным, особенно при отсутствии видимых причин возникновения этого процесса. Тем не менее, причины существуют, и их достаточно много.
Причины по которым бьет руль
- Нарушение балансировки колес.
- Неравномерность износа (превышение допустимого износа) тормозных колодок передней колесной пары.
- Нарушение работоспособности элементов рулевого управления (рулевые тяги, наконечники, рулевая рейка и т.д.).
- Окончание эксплуатационного ресурса шаровых опор.
- Некорректное функционирование карданного соединения рулевой колонки. Рассмотрим указанные выше причины более подробно.
Руль бьет из-за нарушения балансировки
Первоначальным, и не требующим даже минимальных материальных затрат, действием автолюбителя, желающего убедиться в сбалансированности колес своего автомобиля, является проверка наличия балансиров, или специальных грузов, на колесном диске. Однако абсолютную уверенность может дать лишь проверка колес на стенде.
Износ тормозных колодок передней колесной пары – как причина биения руля
Этот дефект является довольно распространенной причиной биения рулевого колеса в процессе торможения. Единственным эффективным способом устранения этого недостатка служит проверка степени износа тормозных колодок передних колес автомобиля и их замена в случае несоответствия данного параметра величине, указанной в инструкции по эксплуатации транспортного средства. Как правило, данная величина составляет 1,5-2,0 миллиметра.
Нарушение работоспособности рулевых тяг и наконечников
Если на вашем автомобиле «бьет» руль при движении, существует высокая вероятность того, что некоторые элементы рулевого управления имеют критическую степень износа (рулевые наконечники) или выработки (рулевые тяги). Для того чтобы удостовериться в этом, достаточно зафиксировать рулевое колесо автомобиля, поднятого на домкраты, после чего, приложив механическое усилие к тягам и наконечникам, убедиться в отсутствии свободного хода в соединениях.
Болтающаяся рулевая тяга – не только источник, инициирующий возникновение биения руля, но и возможная причина нарушения управляемости транспортного средства вследствие срыва тяги в процессе движения. Устраняется данный дефект исключительно заменой рулевой тяги с последующим выполнением регулировки «развала-схождения» колес.
Нарушение работоспособности рулевой рейки
Еще одним симптомом «болезни», называемой «бьет» руль на скорости», служит нарушение функциональных возможностей рулевой рейки, вызванных повышенным износом ее основных элементов.
Кроме того, этот дефект инициирует увеличение свободного хода рулевого колеса. Слабое биение руля может быть устранено посредством уменьшения зазора рулевой рейки. В остальных случаях рулевая рейка или пришедшие в негодность ее элементы требуют замены новыми.
Видео – Вибрация в руле при торможении и при движении
Шаровые опоры
Повышенный износ элементов шаровой опоры (внутренней части корпуса, головки пальца) приводит к тому, что у транспортного средства «бьет» руль на повороте. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно произвести несколько несложных манипуляций. Поднимаем машину на домкрат и устанавливаем под шаровую опору какую-либо статическую подставку (деревянную колодку, стальной цилиндр, гидравлический домкрат и т.п.). После этого выполняем покачивания колеса, поочередно оттягивая верхнюю и нижнюю части автомобильного колеса.
Наличие люфта свидетельствует о том, что износ элементов шаровой опоры превысил допустимые нормы и она (опора) требует замены.
Некорректное функционирование карданного соединения рулевой колонки
Причина, о которой будет рассказано в этой части нашей статьи, встречается не часто, но в тех случаях, когда проверка симптомов, приведенных выше, не привела к выявлению дефекта, рекомендуем произвести контроль работоспособности карданного соединения рулевой колонки (рулевой редуктор). Выполнение данной процедуры не требует чрезвычайных усилий или временных затрат.
Осмотр соединения производится после демонтажа нижнего кожуха рулевой колонки. Наличие люфта служит доказательством наличия «выработки», являющейся источником биения руля. Устранение дефекта предполагает замену изношенных элементов карданной передачи новыми.
В заключение нашего повествования напомним, что в качестве основных профилактических мероприятий, предотвращающих преждевременный износ элементов рулевого управления транспортного средства, можно выделить два:
– использование при проведении ремонтно-восстановительных работ качественных деталей, соответствующих требованиям производителя.
– своевременный контроль целостности защитных пыльников.
Как справляться с порывами ветра и сгонять
Сгонять так-так-так опасно. В прошлые выходные мы плыли, и мимо нас проплыл скоростной катер со скоростью около 20 узлов с наветренной стороны и всего в 60 футах от нас. Да, они тупые — да, им лучше знать и да, их нужно расстрелять — но это не спасет вам жизнь. Вы должны взять на себя ответственность за себя там. Подумайте о том, что может случиться, если вас ударит порыв ветра в последнюю минуту, и вы попадете в этот скоростной катер. Вы мертвы — и на самом деле по морскому праву это будет ваша вина.
Итак, вы должны знать, как обращаться с ветровой пулей, и вы должны быть наготове. Порыв ветра в последнюю минуту может убить вас и вашу команду.
… и, кстати, если вы катер, пожалуйста, переходите на подветренную сторону парусника … (подветренная сторона – это подветренная сторона, кстати)
Сначала определение и объяснение погодного штурвала:
Силы ветра позади киля уравновешиваются рулем.
Погодный штурвал — это когда судно хочет повернуть против ветра, и вы должны удерживать штурвал в подветренном поворотном положении, чтобы сохранить прямой курс. то есть, если вы отпустите руль, лодка автоматически повернется к ветру.
Обычно лодку обрезают так, чтобы у вас специально был небольшой штурвал от непогоды. Почему? Ну, если вы поворачиваете руль так, чтобы бороться с погодным штурвалом, это означает, что передняя кромка руля направлена против ветра. т. е. лодка хочет повернуться против ветра, но вы противодействуете этому, поворачивая лодку против ветра. Поворот лодки по ветру по определению означает, что передняя кромка направлена против ветра. См. рисунок.
Все это означает, что, когда вода попадает на руль, есть составляющая силы воды, которая толкает руль (и, следовательно, лодку) в наветренном направлении, т. е. фактически заставляет вашу лодку подниматься против ветра из-за силы воды, действующей на руль. Это желательный результат при движении в наветренном направлении. Мало кто из моряков знает это.
Я говорю все это, чтобы сказать вот что: ваша лодка, естественно, должна иметь небольшой погодный штурвал.
Вот что делает порыв ветра:
Во-первых, он моментально кренит вашу лодку. Из-за угла крена все меньшая и меньшая площадь руля эффективно обеспечивает поворотную силу для противодействия непогоде. Смотрите анимацию ниже.
Во-вторых, при порыве ветра сила ветра, действующая на паруса, увеличивается пропорционально квадрату скорости, но противодействующая сила от скорости воды над рулем не увеличивается, потому что в этот момент скорость лодки не увеличилась.
Итак, вы пытаетесь дважды нырнуть, чтобы воспользоваться рулем направления — в итоге ничего не остается. Руль будет полностью перевернут, а сила ветра полностью пересилит руль = округлить.
В-третьих, по определению увеличение истинной скорости ветра над водой изменяет угол вымпельного ветра на судне, так что он дует больше с кормы. т. е. если вы находитесь на близком расстоянии, ветер теперь больше похож на досягаемость луча. Это усугубляет силу крена, потому что ваши паруса теперь слишком натянуты. Порыв ветра толкает паруса в стороны, а не плавно обтекает обе стороны парусов. Теперь это тройной удар по рулю. Бедный Рудер!
Почему усиление ветра усиливает погодный штурвал?
Лодка отделана погодным штурвалом путем наклона мачты назад. Это смещает силу на парусах назад. Чтобы увидеть эффект сейчас, нажмите на карандаш на столе. Если вы нажмете в центре, карандаш сдвинется вбок. Если вы нажмете на конец ластика, кончик сдвинется «против ветра».
Но помните – небольшое количество погодного штурвала действительно помогает вам “карабкаться” против ветра, используя силу воды от руля.
Почему при увеличении скорости ветра угол вымпельного ветра смещается назад?
Лучше всего взглянуть на наш бесплатный курс парусного спорта по отделке парусов. Там есть отличное объяснение.
Направление порыва ветра
На море порыв ветра, скорее всего, будет иметь постоянное направление, как и существующий ветер. Вблизи скал порывы ветра могут двигаться в разных направлениях.
Вернемся к работе с порывами ветра.
Во-первых, их можно увидеть. Это изменение воспринимаемого цвета воды, потому что свет по-разному отражается от мелкой ряби, создаваемой дополнительным ветром. Серьезно — их легко заметить. Ха-ха-ха днем.
Вот анимация, которую мы сделали для нашего iBook «Ваши первые выходные в плавании на швертботе», показывающая, как справляться с порывами ветра на швертботе, а также обратите внимание на эффективность анимированного руля меняется в зависимости от угла крена.
По мере приближения порыва ветра вы должны быть готовы к исходу вместе с командой. Не оставляйте его, пока не ударит порыв ветра, чтобы начать боевые станции. Помните, порывы ветра могут быть опасны. Неподготовленных членов экипажа можно разбросать. Кипяток на камбузе можно плеснуть. Людей выбрасывают из нар. Снаряжение можно бросить в кого-нибудь. Кого-то можно швырнуть об насыпную голову. Кто-то может потерять опору и упасть за борт, и, наконец, как мы начали, вас могут загнать в другую лодку.
- Член экипажа должен быть на месте и внимательно следить за путешественником. Вы должны предупредить члена экипажа о приближении. Когда лодка начинает крениться, член экипажа путешественника должен начать облегчать путешественника.
При сильном порыве путешественника, возможно, придется сбросить с подветренной стороны. Это выплескивает ветер из грота.
- Член экипажа грота-шкота должен быть проинформирован о том, что если сброс путника не работает, гика-шкот следует ослабить. Но следите, чтобы оба паруса не сбрасывались одновременно. Сначала путешественник, а затем основной лист, если это необходимо.
- Настройте команду на то, сработает ли послабление или потребуется полная свалка. Хороший член экипажа сможет предвидеть и приспособиться. Обучение это хорошо!
- Как рулевой, вы можете немного развернуться против порыва ветра, если это лифт. Быстрый взгляд на индикатор ветра на мачте может дать вам ответ на этот вопрос. Порыв ветра ударит по мачте раньше, чем по лодке. Поворот в порыв ветра немного уменьшит крен и позволит вам мгновенно воспользоваться подъемной силой. Но следите, чтобы вы не перевернулись.
- Передний парус (кливер или генуэзский) в порыве ветра следует оставить в покое.
Поскольку сила на переднем парусе расположена впереди киля, передний парус не способствует округлению лодки против ветра. На самом деле он действует наоборот и помогает предотвратить округление, потому что сила на этом парусе находится далеко впереди киля. то есть снова нажмите на этот карандаш на вашем столе. Однако передний парус способствует крену. Но опять же, креном при порыве ветра можно управлять с помощью грота и шкота.
Если на вас обрушиваются сильные порывы ветра, а команда усердно работает над управлением, подумайте о рифовании грота. Это имеет три эффекта:
- Он смещает центр давления паруса вперед, так что эффект округления от давления на корму уменьшается
- Уменьшает площадь паруса наверху, что снижает кренящий момент
- Уменьшает общую площадь паруса, что снижает кренящий момент
Крен уменьшится за счет рифления стакселя, из приведенных выше аргументов это повышает эффективность руля.
Не пытайтесь выжить в ветреную ситуацию, не зарифляя. Ваша лодка на самом деле будет плыть быстрее, если вы не качаетесь из стороны в сторону каждый раз, когда собираетесь, и ваша команда будет лучше проводить время.
Капитан-профессионал службы доставки однажды сказал мне, что его девизом при пересечении Атлантики было: «Если вы думаете о рифовании, вы должны были сделать это еще вчера. Если вы думаете о том, чтобы вытряхнуть риф, подождите до завтра».
- Автор
- Recent Posts
Grant Headifen
Мое видение NauticEd состоит в том, чтобы обеспечить высочайшее качество образования в области парусного спорта и лодочного спорта, где моряки живут и путешествуют.
Последние сообщения Гранта Хедифена (посмотреть все)
Журнал WindCheck Сохраняйте скорость при повороте
Дэвид Делленбо
Если вам не нужно снижать скорость для тактического маневрирования, одной из самых важных вещей при любом закруглении отметки является сохранение скорости при повороте. Движение по криволинейному курсу означает, что вам придется отклонять руль направления от центральной линии. Это создает сопротивление и замедляет лодку. Поэтому в большинстве случаев поворачивайте лодку как можно меньше. Когда вам нужно делать большие повороты, например, при округлении отметок, вам нужна хорошая техника, чтобы двигаться как можно быстрее. Это требует оптимального сочетания движения руля, размещения веса и дифферента паруса.
При приближении к первой отметке легко отвлечься на все происходящее. Например, обычно вокруг много лодок, и часто кажется, что половина вашей команды готовит парашют. Однако, когда вы отвлекаетесь, скорее всего, вы не слишком быстро плывете на своей лодке. Поэтому по мере приближения к метке очень важно сохранять концентрацию на поддержании скорости, особенно для
В крайнем случае поворачивайте руль направления
Приятно думать, что вы можете совершать все повороты на гоночной трассе, вообще не используя руль, но это, вероятно, невозможно. На практике большинство моряков используют руль совсем немного, особенно во время больших поворотов, таких как огибание знака, и особенно когда им приходится маневрировать в тесных помещениях вокруг других лодок.
Но вы все равно должны стараться использовать руль как можно меньше. Сначала поработайте с весом и дифферентом паруса и переместите руль ровно настолько, чтобы соответствовать повороту, созданному этими другими методами. Когда вы должны использовать свой руль, будьте осторожны. Не поворачивайте его слишком быстро или слишком далеко, и используйте постоянный угол руля для скорости.
Перемещение веса экипажа для поворотов
Одним из способов помочь повороту лодки с меньшим сопротивлением руля является использование веса экипажа для изменения угла крена. Если вы хотите, чтобы лодка повернулась налево, кренитесь на правый борт. Если вы хотите, чтобы он повернулся на правый борт, кренитесь на левый. Когда вы поворачиваете вокруг знака, крените лодку к внешней стороне поворота. Например, если вы хотите отклониться от наветренного знака, крените лодку на наветренную сторону (на правый борт для поворота влево). Даже если у вас недостаточно веса, чтобы кренить лодку на наветренную сторону, постарайтесь максимально уменьшить крен с подветренной стороны.
На наветренной отметке распространенной ошибкой экипажа является слишком раннее смещение с наветренной стороны. Это позволяет лодке крениться и затрудняет отрыв. Продолжайте идти пешком до тех пор, пока не унесетесь; затем вы можете перейти к установке парашюта.
Подвижный вес наиболее эффективен (и важен) в легком воздухе, когда в парусах не так много давления (поэтому изменения в дифференте паруса меньше влияют на поворот).
Регулировка дифферента паруса для поворота
Регулировка дифферента паруса обычно эффективна для быстрого и эффективного поворота лодки. Например, если вы когда-нибудь катались на парусной доске, вы знаете, как двигать снаряжение вперед, чтобы оторваться, и назад, чтобы подняться.