Масло в двигателе пенится: Почему пенится масло в двигателе и что с этим делать

Почему пенится масло в двигателе? Причины и их устранение.

 Бывалому автолюбителю вопрос о вспенившимся масле в двигателе может и покажется ироническим, но вот у новичка такая задачка может вызвать скептические мысли, а то и вовсе стать неразрешимой задачей, с которой он обратится к бывалым автолюбителям, к знакомым, в конце, концов в интернет. Возможно, именно с таким вопросом вы и пришли к нам на сайт, в надежде найти аргументированный ответ на вопрос, – почему же все-таки пенится масло в двигателе (ДВС)?  Прежде всего, нам хотелось донести до вас информацию о конструктивном строении двигателя (ДВС), что поможет вам понять и разобраться в причинах вспенивания масла. Ну и во вторую очередь, поговорить об особенностях технических жидкостей (масло, тосол), ведь это также может стать причиной вспенивания масла в двигателе.  

Итак, двумя рабочими техническими жидкостями в двигателе являются масло и тосол. Так масло залито в картере двигателя, и оттуда при помощи масляного насоса качается для смазки и обмывания коленчатого и распределительного вала.

Фактически это и есть система смазки двигателя, которая является обособленной.  С тосолом тоже, не все так сложно для понимания. Тосол в основном своем объеме залит в расширительном бачке, в радиаторе, в патрубках и подводится к блоку двигателя, в котором собственно также залит. Кроме того, в блоке двигателя установлена помпа, которая перекачивает тосол, и выполнены конструктивные каналы, по которым независимо от системы смазки циркулирует охлаждающая жидкость. Такие каналы охлаждения в двигателе называют еще “рубашкой” охлаждения. Система охлаждения также является независимой, как и система смазки.  
 После того, как мы разобрались с системами смазки и охлаждения двигателе, можно приступить непосредственно и к описанию проблем связанных с вспениванием масла.

Если говорить по существу, то их может быть две.Во-первых, смешивание тосола с маслом, то есть нарушение герметичности между системой охлаждения и смазки. Во-вторых, несовместимость масел, в основном при замене масел (доливке), когда марка масла залитая в двигатель была заменена на другое, но в нем оставалось не слитое масло, вернее остатки предыдущего масла.

Ведь абсолютно слить все масло из двигателя при замене, как правило, невозможно. Сразу скажем, что второй вариант вспенивания масла “предпочтительней”, но и встречается на практике реже. Далее мы и рассмотрим более подробно каждых вариант вспенивания масла в двигателе.

Масло пенится в двигателе из-за целостности прокладки ГБЦ или корпусных деталей

 Самый неприятный вариант, когда произошла разгерметизация системы охлаждения, а вернее она каким либо образом стала сообщаться с системой смазки. Одним из вариантов такого исхода может быть «побитие» прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ). Прокладка установлена между блоком и головкой, при этом герметизирует не только каналы системы охлаждения, но и уплотнительный поверхности между головкой и блоком. На торцах прокладки выходящих в камеру сгорания как правило имеется металлическая окантовка, которая прижимается при установке прокладки и выполняет защитную функцию от воздействия температуры и от высокого компрессионного давления в двигателе.  

(На рисунке показаны “классические” места утечки тосола в масло. В результате масло вспенивается)

В случае трещины, разрыва данного защитного кольца, не герметичности прокладки при протягивании, тосол может попадать через прокладку в камеру сгорания, откуда попадет и в картер двигателя. При смешивании тосола и масла, данный «коктейль» вспениться, что вы и заметите при эксплуатации.

 

(На фото пробитые прокладки ГБЦ, явившиеся причиной вспенивания масла, снижения давления компрессии, попадания масла в тосол)

Также причинами вспенивания масла могут быть и более тяжкие неисправности, а именно трещины в корпусных деталях. Трещины могут появиться в результате ударов, перегрева, при старения металла. 

 

(На фото ниже показана трещина в головке блока цилиндров)

 Через данные трещины тосол попадает в масло, а масло в тосол. Что сродни неисправности с пропусканием через прокладку ГБЦ. В случае таких неисправностей, лучше всего заменить корпусную деталь. Сварка может не дать желаемых результатов на длительное время, так как условия эксплуатации очень тяжелые и сложные, а качественная технология сварки чугуна или алюминия не всем под силу. Также хочется повториться, что одно условие порождает другое, то есть при вспенивании масла, прежде всего, проверьте тосол, если и в нем вы найдете капельки масла на поверхности, то проблема именно в неисправностях описанных выше. Косвенным признаком этих неисправностей может стать снижение компрессии в двигателе. В случае если у вас нет таких признаков, то скорее всего масло пенится из-за смешивания его с другими видами масел, об этом далее.

Определение неисправностей системы охлаждения при вспенившемся масле

Как вы понимаете, неисправности описанные выше потребуют от вас значительных трудозатрат на ревизию при снятии головки двигателя, не говоря уже о самом ремонте. Для того, чтобы не снимать головку для поиска симптомов неисправности системы охлаждения, прежде всего необходимо провести ряд диагностических проверок, которые с высокой долей вероятности укажут на утечку ОЖ в масло.
 Мы уже упоминали о появлении масляной пленки в ОЖ и о вспенивании масла. Также о снижении уровня ОЖ при эксплуатации в отсутствии видимых внешних утечек. Все эти особенности можно отнести к диагностическим проверкам указывающим на попадание ОЖ в масло и как итог его вспенивание. Кроме того, из выхлопной трубы как правило идет белый дым. Дополнительно можно проверить, что из выхлопной трубы действительно выбрасывается ОЖ. Для этого на хорошо прогретом двигателе кратковременно закрывают отверстие выхлопной трубы листом бумаги. Первоначально лист становиться влажным, но затем высыхает и на нем не остается видимых пятен, таких как от бензина или масла.
 

Масло пенится в двигателе из-за несовместимости масел

Еще одним из возможных вариантов вспенивания масла может являться несовместимость масел. Прежде всего, необходимо доливать тот же вид масла, который залит в двигателе. Все это связано с тем, что масла изготавливаются на определенной основе, вернее имеют определенную «базу». «База» – базовое масло, это то масло которое получается в результате переработки нефтепродуктов. Так масло можно получить путем очистки нефти (минеральные масла) и путем каталитического синтеза из газов (синтетическое масло). Именно способ получения, изготовления масла и определяет вид масла. Масло полученное синтетическим путем имеет более равномерную структуру, его молекулы имеют минимальный разброс по размеру между ними.

(особенности масел)

Минеральные масла не столь идеальны по своей структуре.  Разброс молекул масла сказывается на смазывающих свойствах, на температуре замерзания, на вязкости масла. Но это тема отдельной статьи, а мы лишь заострим ваше внимание на том, что смешивание таких разносортных масел может повлечь за собой несовместимость по «базе». Также необходимо сказать и о смешивании присадок масел.
 В итоге, смешивание масел и как следствие присадок различных производителей может привести не только к потере эксплуатационных свойств, но и негативным последствиям. Таким как изменение равномерности плотности масла в общем объеме, выпадению осадка, вспениванию.

Масло пенится в двигателе из-за конденсата (влаги)

 Еще одной возможной причиной вспенившегося масла в двигателе может стать вода. Смесь воды и масла, можно сказать «не сочетаема», так как одна жидкость в другой фактически не растворяются. В итоге, при смешении воды и масла получается эмульсия. Эмульсия и является той самой пеной, которую вы и можете наблюдать в своем двигателе.  Образование подобной пены в двигателе не связано никоим образом с качеством масла или с неисправностью двигателя.
 Образование такой пены характерно для не прогретых двигателей в межсезонье при незначительном пробеге или зимой, когда двигатель вообще не в состоянии прогреться полностью. Конденсат скапливается на холодных деталях двигателя, далее стекает в масло, ну а дальше просто смешивается с ним. При этом если до конца он так и не прогревается или не успевает прогреваться, в силу каких-либо причин, то вода «не выходит» из масла, а значит, смешиваясь с ним. В тоге создает пену.
 Методы борьбы с такой проблемой очевидны. Двигатель машины в холодные сезоны необходимо прогревать полностью, чтобы все его детали могли эффективно испарять влагу осевшую на них. Если температура деталей двигателя будет не высока, то есть не будет обеспечивать гарантированного испарения влаги, после ее появления, то влага будет просто стекать и скапливаться в двигателе. Итак, прогреваем двигатель или утепляем его, обеспечивая номинальные рабочие температуры.

(замерзшая эмульсия = масло + вода)

Чем опасно вспенившееся масло в двигателе

(основные места обнаружения вспенивания масла эта заливная горловина и щуп для проверки уровня масла)

 Напоследок хотелось бы не только резюмировать, почему все же надо своевременно избавиться от эффекта вспенивания масла, неважно какой причиной оно вызвано.  

Главная проблема, связанная с вспенившимся маслом, заключается в изменении основных свойства масла. К основным функциональным свойствам можно отнести уменьшение трения и охлаждение деталей двигателя.

По сути, масляная пена представляет из себя неравномерную по плотности среду. Фактически, это мелкие пузырьки воздуха в масляной оболочке. Наличие воздуха в масле значительно снижает отвод тепла, также затрудняет прохождение масла по омывающим каналам малого сечения, за счет изменения вязкости (текучих свойств). Все это сказывается не только на эксплуатационных характеристиках двигателя, но и на его ресурсе. 

 Особенно тяжкие случаи могут быть при попадании ОЖ или воды в масло и его вспенивании. Кроме вспенивания, масло еще и теряет свои смазывающие свойства, в итоге возможен задир колец в цилиндрах, перегрев двигателя из-за забитых каналов смазки. Возможен и гидроудар, когда после длительной стоянки, ОЖ собирается в цилиндре, над одним из поршней, или вообще замерзает, если это вода. Далее, при запуске двигателя автомобиля, жидкость или лед не дает подняться поршню. Происходит гидроудар, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

 Именно поэтому, проблемы со вспенившимся маслом в двигателе автомобиля, должны устраняться максимально быстро и эффективно.

Что делать, если пенится масло в двигателе?

Сколько проблем для владельца машины может создать вспенившееся масло? Особенно это неприятно для неопытного автомобилиста, который только научился водить. Автомобилист со стажем, может догадаться о причинах и найти возможные способы решения проблемы. Но даже у опытного водителя, на поиск решения  уйдет много часов, а то и дней.

Содержание

  • 1 Чем это грозит?
  • 2 Давайте разберемся. Почему масло пенится в двигателе? Причины.
    • 2.1 Причина №1. Разгерметизация в системе охлаждения автомобиля
    • 2.2 Причина№2. Плохая совместимость масел
    • 2.3 Причина №3. Конденсат
  • 3 Как решить проблему?

Чем это грозит?

Вспенившееся моторное масло — это всегда верный признак, что двигатель работает неправильно. Из-за пены, становится другой вязкость масла. Становится ниже скорость отвода тепловой энергии. По этой причине,  масло плохо поступает по омывающим каналам у них небольшое сечение. Плохо охлаждаются корпусные детали двигателя, и усиливается их трение. Дальше, преждевременный износ деталей. Они становятся непригодными.

Пузырьки воздуха, появившиеся в масле, плохо влияют на дальнейшую работу двигателя. Как следствие, сокращается срок его работы. Самый негативный момент, который ждет владельца автомобиля – это может закончиться перегревом двигателя или гидравлическим ударом.

Обязательно посмотрите видео.

Давайте разберемся. Почему масло пенится в двигателе? Причины.

Почему вообще возникает такая проблема как вспенивание масла? Откуда появляются пузырьки в масле? Автолюбитель со стажем или специалист, может назвать сразу несколько причин. Первая: если произошла разгерметизация системы охлаждения. Причина вторая: плохая совместимость разных типов масел. И наконец, последнее: образование конденсата. Наверное, есть и другие причины вспенивания масла. Но названные выше, являются основными.

Теперь, мы разберем каждый случай по отдельности.

Причина №1. Разгерметизация в системе охлаждения автомобиля

Это главная причина смешивания охлаждающей жидкости и моторного масла. Нередко разгерметизация наступает из-за того, что пробита защитная прокладка. Она устанавливается на голову блока цилиндров. И таким образом  охлаждающая жидкость не может попасть в двигатель.

Трещины, которые появились на поверхности корпусных деталей — это бывает из-за перегрева, повреждения или старости металлатакже приводят к смешиванию масла и тасола. Что в свою очередь ведет к образованию пены. Если сильно побита корпусная деталь, то ее проще всего заменить на новую. Сварка тут не поможет, неизбежно, возникнут новые трещины. Такая деталь уже абсолютно непригодна для использования.

Напоминаем! Если вы заметили, что эти неисправности, есть в двигателе вашего автомобиля, всегда есть вариант, обратиться за консультацией в сервисный центр. Специалисты центра сделают диагностику и назовут причину неполадок в двигателе.

Своего рода подсказкой на утечку антифриза, может быть белый дым, идущий из трубы автомобиля. Как определить, что уходит именно охлаждающая жидкость? Это совсем не сложно. Вам необходимо 10 минут прогреть двигатель вашего автомобиля, а затем на несколько секунд закрыть выхлопную систему. Возьмите что-нибудь белое. На белом, хорошо будут видны следы. Лучше всего подойдет лист бумаги. По истечении нескольких минут, когда лист высохнет, вы сможете убедиться, не осталось ли на нем видимых пятен похожих на топливную жидкость или масло. Если нет, значит уходит именно антифриз.

Причина№2. Плохая совместимость масел

Причина вторая. Это бывает достаточно часто. Владелец автомобиля, не сильно сомневаясь, доливает масло другого типа, отличное от того, что находится в двигателе. 

Чтобы лучше разобраться с этой проблемой, скажем только что есть минеральные масла, которые производятся методом очистки  нефтепродуктов. Подобные масла, не отличаются идеальной структурой, прежде всего из-за большого разброса молекул.  По этой причине они имеют другую вязкость и температуру замерзания. И конечно уступают синтетическим маслам.

Синтетические масла состоят из молекул одного типа, без примесей. Благодаря более правильной структуре они характеризуются хорошей вязкостью. А главное, замерзают они, только при очень низкой температуре.

Обратите внимание!  Смешивание двух различных типов масел, которые имеют разную структуру, неизбежно приводит к плохой плотности масла, образованию осадка и вспениванию.

 

Причина №3. Конденсат

Одной из причин возникновения пены, может стать конденсат, находящийся в двигателе внутреннего сгорания. Проблема в различных химических свойствах жидкостей, не дающих им раствориться. Тогда и появляется пена. Наличие пены, вовсе не означает, что двигатель плохо работает. Также это не значит, что масло «левое». Нередко, конденсат, является показателем плохо прогретого зимой автомобиля. Из-за чего влага, которая присутствует на его деталях, не испаряется.

Итак, мы разобрались с вопросом — почему масло пенится в двигателе?

Как решить проблему?

Решение существует. Вам нужно перед поездкой, это касается в особенности зимы, хорошо прогревать двигатель. Таким образом, проблема с накоплением влаги, будет решена. И двигатель вашего автомобиля, не будет нуждаться в ремонте еще очень долго.

Что означает, если масло в моей машине белое и пенистое?

Ричард Роу

Jupiterimages/Photos.com/Getty Images

Двигатели подобны человеческому телу, демонстрируя всевозможные странные симптомы, которые могут указывать на серьезную проблему, незначительную проблему или вообще ни на что. Хитрость в том, чтобы заметить разницу, состоит в том, чтобы не обращать внимания на очевидное — в масле есть пена — и пытаться определить природу пены и место ее образования в вашем двигателе.

Короткие поездки и холодная погода

Масло течет через десятки или сотни узких мест внутри вашего двигателя, особенно в клапанном механизме, и каждый раз собирает несколько пузырьков воздуха. В нормальных условиях эти пузырьки воздуха просто лопаются в масле и попадают в картер, но очень холодное масло имеет тенденцию захватывать пузырьки и превращать их в пену. То же самое произошло бы, если бы вы встряхнули полупустую бутылку из-под холодного кленового сиропа; поверхностное натяжение высоковязкого сиропа сведет на нет естественную тенденцию пузыря подниматься и разделяться. Холодная погода и многочисленные короткие поездки, в ходе которых масло не нагревается до нужной температуры, почти всегда вызывают небольшое пенообразование.

Конденсация в масле

Масло и вода смешиваются примерно так же, как масло и воздух, а это означает, что вода, попавшая в ваше масло, будет производить аналогичный эффект пенообразования. Вообще говоря, вода любого типа в масле эмульгируется с образованием плотной белой пены, а воздух в масле образует светлую желтую пену. Определенное количество воды в масле является нормальным явлением в результате образования конденсата внутри двигателя. Незакрепленная крышка маслозаливной горловины позволит большему количеству влаги проникнуть в двигатель; степень, в которой конденсат повлияет на данный двигатель, зависит от того, где происходит скопление конденсата в головке блока цилиндров.

Подтекающие прокладки

Конденсат — не единственное место, откуда может поступать вода, и это не самое вероятное, если вы обнаружите пенистое масло на щупе, а не на дне масляной крышки. Небольшое количество воды в головке блока цилиндров может вызвать пену, потому что там не так много масла, но вам понадобится намного больше, чтобы эмульгировать масло в поддоне. Если вы видите густую белую пену на щупе, значит вода из системы охлаждения попадает внутрь через протекающую прокладку. Прокладка впускного коллектора и прокладки головки блока цилиндров являются наиболее вероятными подозреваемыми, хотя прокладка крышки ГРМ также может быть неисправна, если вода должна проходить через нее, направляясь к водяному насосу и от него.

Другие причины

Легкая желтая пена на щупе, особенно в холодную погоду, может указывать на наличие воздуха в масляном поддоне — обычно в результате переполнения двигателя маслом. Вращающиеся противовесы коленчатого вала работают как очень эффективный блендер, быстро взбивая воздух и масло в пену, похожую на безе. Решение здесь состоит в том, чтобы слить немного масла из двигателя. Масло также может немного больше пениться, если ваше масло или масляные присадки содержат большое количество моющих средств, которые по сути являются мылом. Трещина в блоке цилиндров или головке цилиндров менее вероятна, чем взорванная прокладка, но она также приведет к попаданию воды в вашу систему охлаждения; в этом случае немного пены, вероятно, меньше всего вас беспокоит.

Каталожные номера

  • Турбокомпрессоры; Хью Макиннес
  • Справочник производителя гоночных двигателей; Том Монро
  • Современный техник: Автомобильная подвеска и системы рулевого управления; Дон Ноулз

Писатель Биография

Ричард Роу профессионально пишет с 2007 года, специализируясь на автомобильной тематике. Работал трактористом и механиком, такелажником на заводе пожарных машин, автогонщиком и строителем. Роу изучал инженерное дело, философию и американскую литературу в Общественном колледже Центральной Флориды.

Еще статьи

Замена масла – Проблема перелива/вспенивания масла

Задавать вопрос

спросил

Изменено 5 лет, 11 месяцев назад

Просмотрено 16 тысяч раз

Сегодня поменял масло, но, как дурак, перелил при доливке, сначала я этого не заметил, так как у меня странный щуп, а свежее масло довольно трудно обнаружить, однако я перелил примерно на 5 см больше максимальной отметки. Сам того не замечая, я поехал на машине на работу (30 км езды).

Я планирую слить масло до нужного уровня, однако меня немного беспокоит пенообразование масла. Мое сердце говорит, что все в порядке, но мой мозг хочет спросить совета у добрых людей.

Можно ли каким-либо образом определить, произошло или происходит ли вспенивание масла, т.е. пузырьки на щупе?

У меня также есть несколько других вопросов после предыдущего вопроса, влияет ли вспенивание масла на свойства масла, если оно пенится.

Должен ли я слить масло и начать заново?

Я, наверное, немного ипохондрик, но лучше получить совет, чем оставаться в неведении.

Автомобиль Ford Fiesta Style 2007 года выпуска с двигателем Duratec объемом 1,25 см3.

  • масло
  • замена масла
  • масляный поддон
  • масляный фильтр

3

Можно ли каким-либо образом определить, произошло или происходит ли вспенивание масла, т.е. пузырьки на щупе? Да, маленькие пузырьки на щупе — хороший признак пенообразования, при нормальной работе их быть не должно. Они не остаются надолго после остановки двигателя. Качественное масло будет иметь антипенную присадку, которая заставит их рассеяться. В крайних случаях масло может вытекать из системы сапуна PCV. Загляните внутрь патрубка воздухозаборника.

Вспенивание вызвано погружением коленчатого вала в масляную ванну. Максимальный уровень масла по щупу намного ниже уровня коленчатого вала. Подумайте о взбивалке. Перелив на пару сантиметров — это нормально, но безопасная величина перелива зависит от конструкции двигателя.

Вспенивание масла ухудшает свойства масла, если оно вспенивается. Нет, это само по себе не изменит химию масла.

Слить масло и начать заново? Чтобы быть в безопасности и облегчить беспокойство, учитывая относительно низкие расходы, я бы сделал это. Не ездите на нем со слишком высоким уровнем масла. Больше опасений вызывает возможное повреждение двигателя. Но так как нет быстрого способа определить, произошло ли повреждение, я бы слил и залил, погонял его на холостом ходу в течение нескольких минут, а затем сделал нежный тест-драйв. После этого время покажет. Повреждение, скорее всего, сначала будет видно на шатунных подшипниках коленчатого вала. Эти подшипники могут выйти из строя из-за воздуха в масле, что приводит к контакту металла с металлом на подшипнике с поверхностью шейки коленчатого вала. Мы надеемся, что этого не произошло.

4

Я знаю, что это сообщение годичной давности, но моя проблема в том, что прокладка изношена и позволяет охлаждающей жидкости просачиваться в масло, загрязняя его. Я меняю прокладку и делаю промывку маслом перед тем, как двигать машину.

Симптомами были постоянный легкий металлический шум трения (отсутствие смазки), повышенное давление масла на манометре (мне кажется, много пены), пена на щупе и примерно на 1/4 ниже показания масла на щупе. при остановке после поездки.

Из того, что я узнал из других дискуссий, люди предлагают заменить все масло, если есть небольшое загрязнение, и это также разумно, так как я знаю, как важно не загрязнять тормозную жидкость одним песчинка из-за действительно радикальных последствий, которые я даже не преувеличиваю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *