Топливный насос
Устройство
От состояния и исправности этого недорогого, но очень важного узла системы питания существенно зависят параметры работы двигателя. Если топливный фильтр частично забит и создает повышенное сопротивление движению бензина или солярки, мотор не сразу заводится, может работать с перебоями и не способен развить максимальную мощность. Такое состояние фильтра чревато выходом из строя топливного насоса, которому приходится работать с перегрузкой. Как распознать, что фильтр засорился, и можно ли его поменять самостоятельно?
Особенности работы
Через фильтр в процессе эксплуатации автомобиля проходят десятки тысяч литров топлива. Оно не всегда идеально чистое, так как зависит от состояния накопительных емкостей АЗС и автоцистерн, в которых перевозится. Компактный фильтр очистки бензина или солярки устанавливается в автомобилях после топливного насоса. Он необходим, чтобы не допустить возможного проникновения частиц грязи в самые ответственные узлы системы впрыска рабочей смеси в цилиндры двигателя. В бензиновых авто это карбюратор или инжектор, в дизельных – форсунки. В процессе работы фильтр постепенно забивается задержанным «мусором» и со временем начинает хуже пропускать топливо.
Принцип действия
В топливном фильтре, расположенном на выходе бензобака или непосредственно в подкапотном пространстве, выполняется механическая очистка бензина или солярки от посторонних твердых частиц и грязи. Давление в системе, необходимое для прокачки горючего, создается насосом. Очистка топлива в современных автомобилях производится в два этапа. Твердые частицы остаются на капроновой сетке, а более мелкие фракции загрязнений задерживаются фильтрующим элементом тонкой очистки.
Особенности конструкции
Проще других устроены топливные фильтры устаревших карбюраторных моторов. Прозрачный пластмассовый корпус, внутри которого находится сетчатая фильтрующая система, оснащен двумя присоединительными патрубками и обычно устанавливается на стенке моторного отсека. Давление в системе питания инжекторных и дизельных моторов выше, чем в карбюраторных, поэтому корпуса фильтров изготавливается из металла. Во многих моделях топливный фильтр и насос выполняются в едином блоке и встраиваются в бак для топлива, либо располагаются снизу или сбоку двигателя.
Фильтры дизельных моторов отличаются более сложной конструкцией. Кроме основного фильтрующего элемента их оснащают емкостью для сбора влаги, датчиком переполнения и сливной пробкой. Самые совершенные топливные фильтры для дизелей могут иметь встроенную систему подогрева солярки.
Возможные причины отказа
Накапливаясь на фильтрующих элементах, крупные и мелкие частицы засоряют фильтр, что постепенно делает его полностью или частично неработоспособным. Это происходит из-за низкого качества оборудования некоторых АЗС, а также отсутствия контроля за чистотой цистерн автомобилей, в которых топливо перевозится. Чаще всего фильтры забиваются ржавчиной и отложениями грязи, поднятой со дна топливных цистерн. Именно поэтому специалисты не советуют заправлять машину сразу после того, как в подземные емкости АЗС было залито только что завезенное топливо.
Виды и признаки неисправности
Топливный фильтр может быть забит частично или почти полностью. В последнем случае автомобиль просто не заведется. Менее выраженная проблема дает о себе следующими признаками:
- Сложности пуска двигателя.
- Снижение максимальной мощности.
- Неравномерная работа мотора.
- «Провалы» тяги при резком нажатии на педаль.
- Постепенно растущий расход топлива.
Часть описанных проблем может наблюдаться в связи с неисправностью других узлов двигателя. Но поиск дефектных деталей лучше начать с проверки состояния фильтра (если это возможно) или его замены.
Как часто нужно менять?
Для карбюраторных двигателей рекомендуемая частота замены топливного фильтра-отстойника определяется в зависимости от пробега. При отсутствии характерных проблем в работе двигателя, его нужно менять через каждые 20-30 тыс. км. Учитывая низкое качество бензина на заправках и удобное расположение фильтра в старых авто, многие автомобилисты меняют его чаще − одновременно с масляным и воздушным при каждой замене масла.
В технической документации к современным автомобилям производители указывают, что ресурс топливного фильтра рассчитан на весь период эксплуатации транспортного средства. В российских реалиях специалисты советуют выполнять замену отдельно расположенного фильтра через каждые 60 тыс. км пробега. Если фильтрующий элемент совмещен с насосом, ревизия этого узла выполняется по необходимости.
Подготовительные работы и этапы процедуры замены
Решение о том, стоит ли менять топливный фильтр своими силами, зависит от его конструкции и места расположения на автомобиле. В разных моделях этот узел может находиться под двигателем или в бензобаке. Иногда, чтобы добраться до фильтра, нужно снимать фару или некоторые блоки в моторном отсеке. Оценив собственные силы и наличие специальных инструментов, в ряде случаев автомобилист может принять вполне обоснованное решение обратиться к специалистам.
Если сложности не пугают, и новый топливный фильтр уже куплен, работы нужно выполнять в следующей последовательности:
- Снять минусовую клемму с аккумулятора, чтобы исключить образование искр.
- В зависимости от конструкции авто обеспечить себе доступ к месту установки фильтрующего элемента. Возможно, какие-то узлы придется временно снять.
- Демонтировать старый и установить новый фильтр, предварительно определившись с системой крепления (хомуты, защелки, резьбовые соединители) и наличием уплотнителей. При этом важно не допустить утечки бензина на детали двигателя и пол гаража. Не курить!
- Если на предыдущих этапах пришлось что-то разбирать, то теперь нужно установить снятые узлы и детали на место.
- Осмотреть места соединения фильтра с патрубками системы питания и убедиться, что топливо не подтекает.
- Подключить снятую клемму к аккумулятору и выполнить контрольный пуск двигателя.
Автомобиль может завестись не сразу, так как в топливной системе временно отсутствует необходимое давление. Со второй или третьей попытки двигатель обязательно запустится.
- топливный насос
- устройство автомобиля
Когда нужно менять бензонасос в автомобиле
Бензонасос (он же — топливный насос) рано или поздно может прийти в негодность.
Если вы стали замечать проблемы с поступлением бензина, а машина дёргается или не заводится — пришло время проверить ваш топливный насос.
О признаках неисправности бензонасоса говорят следующие симптомы:
- Машина долго не заводится;
- Машина глохнет после 3-4 минут работы;
- Несколько раз (в течение дня) ваш автомобиль может заглохнуть прямо на проезжей части;
- Машина «дёргается» во время движения.
Регулярно обращайте внимание на уровень давления в вашем бензонасосе, а также проверяйте топливную систему на утечки жидкости. Для этого вам необходимо будет приобрести индикатор (это можно сделать на авторынке или в магазине автозапчастей).
Где находится бензонасос
В инжекторных автомобилях топливный насос расположен внутри бензобака, а в карбюраторных — под капотом или около бензобака. На некоторых моделях установлены сразу два топливных насоса: один на бензобаке, а другой — у двигателя. Точное местонахождение насоса в вашем авто можно найти в сервисной книжке или руководстве по эксплуатации.
Диагностика и ремонт (замена) вашего топливного насоса не являются процессом, для которого необходима «научная степень автомеханика». При желании, времени и минимальном наборе инструментов все работы выполняются самостоятельно без особого труда.
Как некачественное топливо влияет на бензонасос
Топливо, в составе которого находится большое количество примесей и мусора, может спровоцировать засорение насоса. В таком случае его необходимо тщательно промыть и почистить. Но если загрязнение слишком сильное — придётся заменить деталь.
Некоторые владельцы машин не задумываются о возможных неприятностях, используя некачественный бензин. Из-за такого топлива в заборник попадает воздух, бензонасос начинает функционировать на высоких оборотах и перестаёт охлаждаться топливом.
Помимо бензина, необходимо отметить, что существуют и другие причины. Например, неисправность крыльчатки, износ роликов и т. д.
Когда нужно менять бензонасос в автомобиле
Бензонасос подлежит замене только в случае выхода из строя. Нет необходимости менять его каждые полгода/год, как думают некоторые.
Со временем он приходит в частичную негодность, начинается плохая подача топлива и автомобиль начинает неадекватно вести себя на дороге (машина начинает дёргаться при подаче газа, глохнуть на холостом ходу). Помимо этого, авто перестаёт развивать полною мощность и уже не едет так как раньше.
По мере износа этой запчасти, давление, с которым подаётся топливо, падает и тогда «в дело вступают» проблемы, которые перечислены выше.
Как выбрать
Если вы сомневаетесь, какой бензонасос подойдёт для вашего автомобиля, то приобретите такой же, что установлен у вас. При покупке насоса от другого производителя обязательно обращайте внимание на крепления.
Дело в том, что при неправильном подборе во время замены, они могут попросту не подойти.
Кроме того, необходимо обращать внимание на нагнетающий патрубок. Он может быть как прямой, так и изогнутый. У нового топливного насоса он должен быть точно такой же, как и у старого. В противном случае, резиновый шланг не подойдёт, т.к. ему будут мешать другие детали вашей машины.
СОВЕТ!
После замены бензонасоса подключите аккумулятор автомобиля и заведите его на некоторое время. Проверьте, не течёт ли топливо из соединений.
Если всё нормально, и никаких проблем и дефектов не выявилось, то закройте крышку и установите заднее сидение на место. Если же вы заметили, что прокладки износились, их необходимо поменять.
- Автор: Алексей Винокуров
- Распечатать
Оцените статью:
(10 голосов, среднее: 3.6 из 5)
Поделитесь с друзьями!
5 признаков того, что вам нужно заменить топливный насос
Как следует из названия, топливный насос вашего двигателя работает для подачи топлива из бензобака в двигатель. Это делает его неотъемлемой частью работы вашего автомобиля, и любое повреждение или механическая неисправность насоса может иметь огромное влияние на ваш автомобиль.
Понимание предупреждающих знаков, связанных с неисправным топливным насосом, может помочь вам заметить проблему на ранней стадии. Как только вы заметите эти симптомы неисправного топливного насоса, попросите механика осмотреть и заменить этот автомобильный компонент, прежде чем он полностью выйдет из строя или вызовет более серьезные проблемы под капотом.
1. Двигатель глохнет
Одним из самых явных признаков того, что топливный насос вашего автомобиля не работает должным образом, являются толчки и рывки двигателя при движении с постоянной скоростью.
Это заикание возникает, когда насос не может обеспечить достаточное количество топлива для вашего двигателя, из-за чего двигатель с трудом поддерживает определенную скорость. Эта проблема с топливным насосом чрезвычайно опасна, потому что она влияет на степень вашего контроля над автомобилем. Как можно быстрее доставьте свой автомобиль к механику.
2. Скачки двигателя
На противоположном конце спектра вы также можете испытывать внезапные скачки скорости во время движения, если ваш топливный насос подает слишком много топлива в двигатель. Как и проблема, обсуждавшаяся в предыдущем разделе, неожиданное увеличение оборотов двигателя может быть опасным. Топливный насос, который выдает слишком много топлива, может даже залить двигатель и привести к тому, что автомобиль заглохнет во время движения.
Имейте в виду, что при неисправном топливном насосе в вашем двигателе могут возникать как разбрызгивание, так и помпаж.
3. Снижение расхода топлива
Неправильно работающий топливный насос может серьезно повлиять на общий расход топлива вашего автомобиля. Поскольку в двигатель подается недостаточное или избыточное количество топлива, он не будет работать с максимальной эффективностью.
Со временем ваш двигатель будет сжигать больше топлива, чем ему нужно, поскольку он пытается работать так, как задумано. Если вы заметили внезапное уменьшение пробега вашего автомобиля без каких-либо изменений в ваших привычках вождения, возможно, виноват топливный насос.
Заблаговременное устранение этой проблемы является хорошей идеей, поскольку затраты на более частую заправку топливного бака быстро превысят затраты на замену или ремонт поврежденного топливного насоса.
4. Высокочастотные шумы
Другим верным признаком того, что с топливным насосом вашего двигателя что-то не так, является пронзительный вой или визг двигателя во время движения.
Этот шум, вероятно, указывает на чрезмерный износ компонентов топливного насоса. Эти визги, как правило, предшествуют более серьезной механической неисправности, поэтому действуйте сейчас, чтобы эксперт оценил ваш автомобиль. Замена топливного насоса механиком может предотвратить дальнейшие проблемы в будущем.
5. Двигатель не запускается
Наконец, возможно, самым явным признаком того, что ваш топливный насос перестал работать должным образом, являются проблемы с запуском двигателя. Поврежденный топливный насос, который не может подавать достаточное количество топлива в двигатель, приведет к тому, что двигатель придется чрезмерно прокручивать, прежде чем он запустится.
Если ваш топливный насос вышел из строя, ваш двигатель вообще не запустится, и вы останетесь в затруднительном положении. Тем не менее, существует широкий спектр причин, по которым автомобиль может не заводиться, поэтому ваш топливный насос, вероятно, виноват только в том случае, если вы заметили какие-либо из вышеперечисленных проблем с вашим автомобилем до того, как он полностью не завелся.
По любым вопросам, связанным с топливным насосом вашего автомобиля, обращайтесь в White’s Automotive Center. Наша команда высококвалифицированных механиков будет более чем рада решить любые проблемы, которые могут возникнуть у вас по поводу топливного насоса или любых других автомобильных проблем, с которыми вы можете столкнуться.
Когда пора заменить топливный насос?
Ответ на вопрос «Когда пора менять топливный насос?» просто: Когда насос вышел из строя. Проблема в том, как узнать, что ваш топливный насос неисправен ? Проблемы с топливной системой бывает трудно диагностировать.
Выяснить, нужен ли вашему автомобилю новый топливный насос GMB, не всегда просто.
Это общие симптомы потенциально неисправного топливного насоса:
- Недостаток мощности при «под нагрузкой» (при движении по шоссе или при наличии людей/груза).
- Двигатель плохо запускается или не запускается.
- Двигатель, который «захлебывается» или глохнет после работы в течение некоторого времени или до температуры.
- Индикатор проверки двигателя, который возвращает код обеднения с компьютера двигателя.
- Свистящий звук в районе топливного бака (обычно под задним сиденьем или в задней части автомобиля).
Но, за исключением воющего шума из топливного бака, это также симптомы проблем с полудюжиной других систем. Определение того, виноват ли топливный насос в недостатке мощности под «нагрузкой», часто связано с исключением других возможных проблем.
Вот как вы проводите диагностику проблем с топливной системой, чтобы определить, нужен вам топливный насос или нет.
Выясните тип вашего насоса
Ваш первый шаг в диагностике проблемы с топливным насосом: Выясните, какой топливный насос установлен в вашем автомобиле: механический или электрический.
- Карбюраторные автомобили имеют механические топливные насосы, за некоторыми исключениями. Итак, если в вашем автомобиле есть карбюратор, у вас, вероятно, есть механический топливный насос.
- На большинстве автомобилей, выпущенных после 1990 г. (и на многих автомобилях, выпущенных после 1986 г.), топливный насос, скорее всего, электрический и расположен внутри топливного бака. Это связано с тем, что в автомобилях той эпохи используется электронный впрыск топлива, для которого обычно требуется электрический топливный насос.
СОВЕТ: Если на вашем автомобиле установлен большой воздухоочиститель (фильтр) в верхней части двигателя для фильтрации воздуха, поступающего в двигатель, скорее всего, у вас карбюраторный двигатель.
Изображение от Hoikka1
Если на вашем автомобиле установлен механический топливный насос, маловероятно, что топливный насос вышел из строя. Это связано с тем, что механические насосы, как правило, полностью выходят из строя… если у вас проблема с механическим топливным насосом, ваш двигатель вообще не получает топлива. Нет такой вещи, как периодический механический отказ топливного насоса. Любая потеря мощности, проблемы с «дросселем» двигателя и т. д. вызваны чем-то другим.
В двигателе с впрыском топлива электрические топливные насосы могут периодически выходить из строя. Итак, если в вашем автомобиле есть электрический топливный насос, вам придется продолжать копать.
Проверка давления электрического топливного насоса
Наиболее эффективным способом проверки неисправности топливного насоса является присоединение манометра к общей топливной рампе двигателя с впрыском топлива. В руководстве по ремонту или ремонту автомобиля будут указаны характеристики давления топлива при различных скоростях оборотов в минуту с допустимыми диапазонами. Если измеренное давление топлива не соответствует этим параметрам, насос может быть неисправен. Проверка давления в линиях между топливным насосом и регулятором давления топлива подтвердит либо неисправность насоса, либо укажет на неисправность регулятора.
Прибор для проверки давления в топливной системе является необходимым оборудованием для диагностики неисправного топливного насоса. Просто убедитесь, что вы используете точную информацию (см. примечание). Изображение предоставлено CarNewsCafe
ПРИМЕЧАНИЕ: Проверка топливной системы под давлением настолько хороша, насколько хорош инструмент для проверки. При использовании недорогого манометра для проверки давления топлива возможны ложные показания. Если у вас нет качественного инструмента для проверки, мы рекомендуем инвестировать в профессиональный инструмент или обратиться в магазин, чтобы проверить давление в вашей топливной системе. Датчик давления топлива, который «отклоняется» всего на 3%, может маскировать или ложно указывать на проблему с топливным насосом.
Если автомобиль вообще не заводится, но двигатель прокручивается (переворачивается без запуска) при повороте ключа, проблема может заключаться в подаче топлива. Опять же, проверка давления топлива может определить, так ли это. Еще один простой тест — повернуть ключ в положение «включено», не заводя автомобиль, и прислушаться к топливному насосу. Электрический топливный насос при первом включении издает тихий визг, который слышен снаружи автомобиля.
Наконец, если двигатель вашего автомобиля захлебывается или глохнет после того, как некоторое время работал без проблем, диагностика может быть сложной. Обычно это происходит, когда двигатель какое-то время работает на крейсерской скорости, а затем замедляется на светофоре или знаке «стоп». В этом случае двигатель может глохнуть по большему количеству причин, чем мы можем перечислить.
Однако, если у вас захлебывается двигатель и работает «обедненная смесь», проверьте код двигателя, это может указывать на проблему с топливным насосом.