Клапан evap: Диагностика вентиляции бензобака (EVAP system)

Содержание

Диагностика вентиляции бензобака (EVAP system)

П

оказаниями к диагностике и ремонту системы вентиляции бензобака (EVAP system) является сигнализатор системы самодиагностики (OBD II – check engine) и коды неисправностей от P0442 – Evaporative Emission (EVAP) System Small Leak Detected до P0496 – Evaporative Emission SystemFlow During Non-Purge. Самым распространенным кодом, по частоте обращения киентов, является P0455 – утечки паров топлива из системы вентиляции топливного бака, проще говоря, негерметичность системы вентиляции топливного бака – Evaporative Emission (EVAP) System Large Leak Detected.

Диагностами “Вита-Моторс”, в соответствии с выявленными кодами неисправностей системы (DTC – diagnostic trouble codes), будут выполнены тесты и проверочные процедуры согласно техническим бюллетеням производителя. Работы по диагностике EVAP включают в себя такие процедуры как: проверка работоспособности соленоидов, клапанов вентиляции, датчиков давления и разряжения системы EVAP и прочих элементов системы вентиляции бака.

После проверки электрических компонентов и исполнительных механизмов системы проводятся диагностические работы по проверке воздушных (вакуумных) магистралей на предмет целостности (утечек). Для подключения вакуумного насоса, дымогенератора Smoke Pro® и прочего специального оборудования используется диагностический коннектор магистрали или (при его отсутствии) заливная горловина бака. По окончании диагностики клиенту выдается ведомость обнаруженных неисправностей, в которой указываются необходимые для устранения дефекта запчасти и работы. Если в процессе поиска неисправности возможно устранение незначительного дефекта или перекалибровка системы (в результате которой удастся избавиться от назойливой пробелмы), то эти работы войдут в стоимость диагностики.

Если проведение теста невозможно из-за повреждения коммуникаций (цифровых шин/CAN bus, питания и т.д.) мастера «Вита-Моторс» предложат клиенту сначала восстановить информационную магистраль, а уж затем проведут диагностику системы EVAP.

EVAP system на современных автомобилях является одной из важнейших систем управления двигателем, связанной с другими системами (топливоподачи, зажигания и т.п.), именно потому за системой вентиляции “закреплено” около пятидесяти кодов неисправностей в диагностической системе он-борд диагностик (On-Board Diagnostic system – OBD-II). Если раньше вся “система” (и системой она еще не называлась) представляла из себя лишь трубку, соединенную с атмосферой, для нормальной работы топливного насоса (чтобы избежать избыточного разряжения в системе и, как следствие, сминания бензобака), то сейчас система EVAP – это сложнейший механизм с процессорным управлением и программным обеспечением, включающий в себя следующие элементы:

  1. EVAP canister purge solenoid
  2. EVAP canister
  3. Fluid level vent valve
  4. Vapor recirculation tube
  5. Fuel fill neck and fill cap
  6. Fuel tank
  7. EVAP canister vent valve
  8. Vent hose/pipe
  9. EVAP vapor tube
  10. EVAP purge tube
  11. EVAP service port or service access connector

Для наглядности, приводим схему EVAP system автомобиля Chevrolet Tahoe 2003 г. в., здесь немного другая конфигурация системы, но основной принцип работы и поставленная задача те же:

Когда систему вентиляции топливного бака только начали устанавливать на автомобили, она была полностью автономна и её неисправность грозила владельцу исключительно действующей на нервы постоянно горящей лампой “check engine”, ну и немаленьким штрафом в некоторых странах (например, США). На современном автомобиле (преимущественно моложе 2000 года выпуска) неисправность EVAP system сразу

потянет за собой  некорректную работу двигателя, а иногда и отказ в запуске!

Работа системы (EVAP) эвапорации (от лат. evuporatio – выпаривание, испарение) заключается в очищении топливо-воздушной смеси от паров топлива с помощью фильтра-абсорбера (EVAP canister), чтобы выброс в атмосферу был предельно чист. Основным компонентом системы вентиляции бензобака является фильтр-абсорбер (от лат. absorbere — поглощать), представляющий из себя запаянный (неразборный) резервуар (цилиндрический, круглый, квадратный – в зависимости от места установки) заполненный абсорбентом (активным компонентом, используемым для удаления паров топлива, чаще всего это уголь).

Часть очищенного воздуха идёт в атмосферу, через vent solenoid (вентиляционный клапан), который также используется для продувки фильтра-абсорбера, часть во впускной коллектор для дожига (purge solenoid). Процессор, на основании показаний датчиков системы (FTPS – fuel tank pressure sensor, FLS – fluid level sensor и проч.), даёт сигнал на перепускные и вентиляционные клапана (vent solenoid, purge solenoid и т.д. в зависимости от конфигурации конкретной системы), отслеживая степень и продолжительность их открытия, избыточное давление/вакуум и т.д.

Любое несоответствие параметров системы прописанному алгоритму ведёт к запуску аварийной программы функционирования и включению сигнализатора неисправности OBD-II (Check Engine) на приборной панели. Сделано все это исключительно для сохранения экологии, о которой в былые времена не задумывались.

Иногда вместо определения фильтр-абсорбер (EVAP canister, т.е. фильтрующий элемент) используют созвучное фильтр-аДсорбер (от лат. Ad – на и Sorbeo – поглощаю), мы не будем вдаваться в химические тонкости процесса фильтрации – сути это не изменит.

Если вы не хотите собственноручно нарушить нормальное функционирование системы вентиляции, то никогда не заправляйте бак «под горлышко», вынимайте «пистолет» на АЗС сразу после срабатывания клапана системы улавливания паров топлива раздаточной колонки (т.е., в момент «отстрела» автоматической подачи топлива на ТРК – не надо доливать бензин «с горкой»). Вентиляционный клапан, установленный на баке, рассчитан только на перепускание паров и не способен препятствовать перетеканию бензина, при переполненном баке, в фильтр-абсорбер. EVAP canister (фильтр-абсорбер), в свою очередь, рассчитан тоже только на очистку от паров, и на влитый в него чистый бензин среагирует вполне логично, сигналом системы – заменить, который тут же отразится на панели приборов сигнализатором Check Engine! Разумеется, можно не менять фильтр и дождаться испарения бензина, но помните, в связи с герметичностью системы на это могут уйти месяцы.

Кстати многие производители рекомендуют менять фильтр-абсорбер (EVAP canister) системы вентиляции топливного бака (EVAP system) раз в 60000-80000км. Но этого,  конечно, никто из владельцев никогда не делает, как не меняют превентивно фильтр-осушитель системы кондиционирования…

Самая банальная проблема, способная записать код неисправности по утечкам в системе вентиляции, это неплотно закрытая пробка топливного бака. Ещё одна неисправность, также связанная с пробкой – использование неоригинальной детали, не имеющей клапана. Именно по этой причине на некоторых автомобилях, например Форд Эскейп (Ford Escape), помимо ошибок OBDII (check engine), присутствует сигнализатор с пиктограммой в виде пробки бензобака, который сразу “проинформирует” водителя о возможной проблеме. Прежде, чем проводить диагностику убедитесь в правильности установки пробки заливной горловины топливного бака и функционированию клапана вентиляции на ней!


EVAP (система вентиляции топливного бака)

EVAP (evaporative emission control) — это система улавливания паров топлива, проще говоря вентиляция бака. Начала устанавливаться с приходом норм токсичности EURO2 и сегодня практически невозможно встретить ни одного автомобиля, бензиновый двигатель которого бы не располагал на своем борту EVAP.

Как же EVAP работает?

Для того, чтобы не допустить выбросы паров бензина в атмосферу, которые образуются в топливном баке при испарении, была разработана система, способная обеспечить их дожигание. Она состоит из:

  • Адсорбера с активированным углем
  • Трубопровода
  • Клапан N80

Пары топлива собираются в адсорбере. Периодически они, благодаря клапану N80, подаются по впускной коллектор, где происходит их сгорание.

EVAP выходит из строя достаточно часто, при этом найти, что именно не работает в системе бывает очень сложно.

На случай неисправности, при которой давление в топливном баке будет возрастать, в его пробке установлен перепускной клапан, который открывается, если давление будет слишком высокое.

Мы можем отключить EVAP.

Коды неисправности
P0440 16824Сбой в работе
P044116825Снижение пропускной способности
P044216826Обнаружена небольшая утечка
P044316827Электромагнитный клапан 1 абсорбера с активированным углем-N80: сбой в электрической цепи
P044416828Электромагнитный клапан 1 абсорбера с активированным углем-N80: обрыв цепи
P044516829Электромагнитный клапан 1 абсорбера с активированным углем-N80: короткое замыкание
P0449 16833Электромагнитный клапан 2 абсорбера с активированным углем-N115: сбой в электрической цепи
P045216836Датчик давления в контуре системы: слишком низкий уровень сигнала
P045316837Датчик давления в контуре системы: слишком высокий уровень сигнала
P045516839Обнаружена крупная утечка
P045616840Обнаружена небольшая утечка
P045816842Электромагнитный клапан 1 абсорбера с активированным углем-N80: короткое замыкание на массу
P045916843Электромагнитный клапан 1 абсорбера с активированным углем-N80: короткое замыкание на плюс
P049816882Электромагнитный клапан 2 абсорбера с активированным углем-N115: слишком низкий уровень сигнала
P0499 16883Электромагнитный клапан 2 абсорбера с активированным углем-N115: слишком высокий уровень сигнала
P140917817Электромагнитный клапан 1 абсорбера с активированным углем-N80: сбой в электрической цепи
P141017818Электромагнитный клапан 1 абсорбера с активированным углем-N80, короткое замыкание на плюс
P142517833Электромагнитный клапан 1 абсорбера с активированным углем-N80: короткое замыкание на массу
P142617834Электромагнитный клапан 1 абсорбера с активированным углем-N80: обрыв цепи
P1467 17875Электромагнитный клапан 2 абсорбера с активированным углем-N115: короткое замыкание на плюс
P1468 17876Электромагнитный клапан 2 абсорбера с активированным углем-N115: короткое замыкание на массу
P1469 17877Электромагнитный клапан 2 абсорбера с активированным углем-N115: обрыв цепи
P1470 17878Насос диагностики герметичности системы: сбой в электрической цепи
P1471 17879Насос диагностики герметичности системы: короткое замыкание на плюс
P1472 17880Насос диагностики герметичности системы: короткое замыкание на массу
P147317881 Насос диагностики герметичности системы: обрыв цепи
P147417882Электромагнитный клапан 2 абсорбера с активированным углем-N115: сбой в электрической цепи
P1475 17883Насос диагностики герметичности системы: сбой в работе/нет сигнала
P147617884Насос диагностики герметичности системы: сбой в работе/недостаточное разрежение
P147717885Насос диагностики герметичности системы: сбой в работе
P147817886Насос диагностики герметичности системы: обнаружен засоренный шланг
P242018853Электромагнитный клапан 2 абсорбера с активированным углем-N115: постоянно открыт
P242118854Электромагнитный клапан 2 абсорбера с активированным углем-N115: постоянно закрыт
  • Чип-тюнинг
  • Диагностика двигателя
  • Катализатор
  • Сажевый фильтр
  • ЕГР
  • AdBlue (впрыск мочевины SCR)
  • Вихревые заслонки впускного коллектора
  • Система подачи вторичного воздуха
  • Дроссель
  • ЕГТ (датчики температуры ОГ)
  • Ограничение скорости

Измерение клапана продувки адсорбера