Диагностика вентиляции бензобака (EVAP system)
П
оказаниями к диагностике и ремонту системы вентиляции бензобака (EVAP system) является сигнализатор системы самодиагностики (OBD II – check engine) и коды неисправностей от P0442 – Evaporative Emission (EVAP) System Small Leak Detected до P0496 – Evaporative Emission SystemFlow During Non-Purge. Самым распространенным кодом, по частоте обращения киентов, является P0455 – утечки паров топлива из системы вентиляции топливного бака, проще говоря, негерметичность системы вентиляции топливного бака – Evaporative Emission (EVAP) System Large Leak Detected.
Диагностами “Вита-Моторс”, в соответствии с выявленными кодами неисправностей системы (DTC – diagnostic trouble codes), будут выполнены тесты и проверочные процедуры согласно техническим бюллетеням производителя. Работы по диагностике EVAP включают в себя такие процедуры как: проверка работоспособности соленоидов, клапанов вентиляции, датчиков давления и разряжения системы EVAP и прочих элементов системы вентиляции бака.
Если проведение теста невозможно из-за повреждения коммуникаций (цифровых шин/CAN bus, питания и т.д.) мастера «Вита-Моторс» предложат клиенту сначала восстановить информационную магистраль, а уж затем проведут диагностику системы EVAP.
EVAP system на современных автомобилях является одной из важнейших систем управления двигателем, связанной с другими системами (топливоподачи, зажигания и т.п.), именно потому за системой вентиляции “закреплено” около пятидесяти кодов неисправностей в диагностической системе он-борд диагностик (On-Board Diagnostic system – OBD-II). Если раньше вся “система” (и системой она еще не называлась) представляла из себя лишь трубку, соединенную с атмосферой, для нормальной работы топливного насоса (чтобы избежать избыточного разряжения в системе и, как следствие, сминания бензобака), то сейчас система EVAP – это сложнейший механизм с процессорным управлением и программным обеспечением, включающий в себя следующие элементы:
- EVAP canister purge solenoid
- EVAP canister
- Fluid level vent valve
- Vapor recirculation tube
- Fuel fill neck and fill cap
- Fuel tank
- EVAP canister vent valve
- Vent hose/pipe
- EVAP vapor tube
- EVAP purge tube
- EVAP service port or service access connector
Для наглядности, приводим схему EVAP system автомобиля Chevrolet Tahoe 2003 г. в., здесь немного другая конфигурация системы, но основной принцип работы и поставленная задача те же:
Когда систему вентиляции топливного бака только начали устанавливать на автомобили, она была полностью автономна и её неисправность грозила владельцу исключительно действующей на нервы постоянно горящей лампой “check engine”, ну и немаленьким штрафом в некоторых странах (например, США). На современном автомобиле (преимущественно моложе 2000 года выпуска) неисправность EVAP system сразу потянет за собой некорректную работу двигателя, а иногда и отказ в запуске!
Работа системы (EVAP) эвапорации (от лат. evuporatio – выпаривание, испарение) заключается в очищении топливо-воздушной смеси от паров топлива с помощью фильтра-абсорбера (EVAP canister), чтобы выброс в атмосферу был предельно чист. Основным компонентом системы вентиляции бензобака является фильтр-абсорбер (от лат. absorbere — поглощать), представляющий из себя запаянный (неразборный) резервуар (цилиндрический, круглый, квадратный – в зависимости от места установки) заполненный абсорбентом (активным компонентом, используемым для удаления паров топлива, чаще всего это уголь).
Любое несоответствие параметров системы прописанному алгоритму ведёт к запуску аварийной программы функционирования и включению сигнализатора неисправности OBD-II (Check Engine) на приборной панели. Сделано все это исключительно для сохранения экологии, о которой в былые времена не задумывались.
Иногда вместо определения фильтр-абсорбер (EVAP canister, т.е. фильтрующий элемент) используют созвучное фильтр-аДсорбер (от лат. Ad – на и Sorbeo – поглощаю), мы не будем вдаваться в химические тонкости процесса фильтрации – сути это не изменит.
Если вы не хотите собственноручно нарушить нормальное функционирование системы вентиляции, то никогда не заправляйте бак «под горлышко», вынимайте «пистолет» на АЗС сразу после срабатывания клапана системы улавливания паров топлива раздаточной колонки (т.е., в момент «отстрела» автоматической подачи топлива на ТРК – не надо доливать бензин «с горкой»). Вентиляционный клапан, установленный на баке, рассчитан только на перепускание паров и не способен препятствовать перетеканию бензина, при переполненном баке, в фильтр-абсорбер. EVAP canister (фильтр-абсорбер), в свою очередь, рассчитан тоже только на очистку от паров, и на влитый в него чистый бензин среагирует вполне логично, сигналом системы – заменить, который тут же отразится на панели приборов сигнализатором Check Engine! Разумеется, можно не менять фильтр и дождаться испарения бензина, но помните, в связи с герметичностью системы на это могут уйти месяцы.
Самая банальная проблема, способная записать код неисправности по утечкам в системе вентиляции, это неплотно закрытая пробка топливного бака. Ещё одна неисправность, также связанная с пробкой – использование неоригинальной детали, не имеющей клапана. Именно по этой причине на некоторых автомобилях, например Форд Эскейп (Ford Escape), помимо ошибок OBDII (check engine), присутствует сигнализатор с пиктограммой в виде пробки бензобака, который сразу “проинформирует” водителя о возможной проблеме. Прежде, чем проводить диагностику убедитесь в правильности установки пробки заливной горловины топливного бака и функционированию клапана вентиляции на ней!
EVAP (система вентиляции топливного бака)
EVAP (evaporative emission control) — это система улавливания паров топлива, проще говоря вентиляция бака. Начала устанавливаться с приходом норм токсичности EURO2 и сегодня практически невозможно встретить ни одного автомобиля, бензиновый двигатель которого бы не располагал на своем борту EVAP.
Как же EVAP работает?
Для того, чтобы не допустить выбросы паров бензина в атмосферу, которые образуются в топливном баке при испарении, была разработана система, способная обеспечить их дожигание. Она состоит из:
- Адсорбера с активированным углем
- Трубопровода
- Клапан N80
Пары топлива собираются в адсорбере. Периодически они, благодаря клапану N80, подаются по впускной коллектор, где происходит их сгорание.
EVAP выходит из строя достаточно часто, при этом найти, что именно не работает в системе бывает очень сложно.
На случай неисправности, при которой давление в топливном баке будет возрастать, в его пробке установлен перепускной клапан, который открывается, если давление будет слишком высокое.
Мы можем отключить EVAP.
Коды неисправностиP0440 | 16824 | Сбой в работе |
P0441 | 16825 | Снижение пропускной способности |
P0442 | 16826 | Обнаружена небольшая утечка |
P0443 | 16827 | Электромагнитный клапан 1 абсорбера с активированным углем-N80: сбой в электрической цепи |
P0444 | 16828 | Электромагнитный клапан 1 абсорбера с активированным углем-N80: обрыв цепи |
P0445 | 16829 | Электромагнитный клапан 1 абсорбера с активированным углем-N80: короткое замыкание |
P0449 | 16833 | Электромагнитный клапан 2 абсорбера с активированным углем-N115: сбой в электрической цепи |
P0452 | 16836 | Датчик давления в контуре системы: слишком низкий уровень сигнала |
P0453 | 16837 | Датчик давления в контуре системы: слишком высокий уровень сигнала |
P0455 | 16839 | Обнаружена крупная утечка |
P0456 | 16840 | Обнаружена небольшая утечка |
P0458 | 16842 | Электромагнитный клапан 1 абсорбера с активированным углем-N80: короткое замыкание на массу |
P0459 | 16843 | Электромагнитный клапан 1 абсорбера с активированным углем-N80: короткое замыкание на плюс |
P0498 | 16882 | Электромагнитный клапан 2 абсорбера с активированным углем-N115: слишком низкий уровень сигнала |
P0499 | 16883 | Электромагнитный клапан 2 абсорбера с активированным углем-N115: слишком высокий уровень сигнала |
P1409 | 17817 | Электромагнитный клапан 1 абсорбера с активированным углем-N80: сбой в электрической цепи |
P1410 | 17818 | Электромагнитный клапан 1 абсорбера с активированным углем-N80, короткое замыкание на плюс |
P1425 | 17833 | Электромагнитный клапан 1 абсорбера с активированным углем-N80: короткое замыкание на массу |
P1426 | 17834 | Электромагнитный клапан 1 абсорбера с активированным углем-N80: обрыв цепи |
P1467 | 17875 | Электромагнитный клапан 2 абсорбера с активированным углем-N115: короткое замыкание на плюс |
P1468 | 17876 | Электромагнитный клапан 2 абсорбера с активированным углем-N115: короткое замыкание на массу |
P1469 | 17877 | Электромагнитный клапан 2 абсорбера с активированным углем-N115: обрыв цепи |
P1470 | 17878 | Насос диагностики герметичности системы: сбой в электрической цепи |
P1471 | 17879 | Насос диагностики герметичности системы: короткое замыкание на плюс |
P1472 | 17880 | Насос диагностики герметичности системы: короткое замыкание на массу |
P1473 | 17881 | Насос диагностики герметичности системы: обрыв цепи |
P1474 | 17882 | Электромагнитный клапан 2 абсорбера с активированным углем-N115: сбой в электрической цепи |
P1475 | 17883 | Насос диагностики герметичности системы: сбой в работе/нет сигнала |
P1476 | 17884 | Насос диагностики герметичности системы: сбой в работе/недостаточное разрежение |
P1477 | 17885 | Насос диагностики герметичности системы: сбой в работе |
P1478 | 17886 | Насос диагностики герметичности системы: обнаружен засоренный шланг |
P2420 | 18853 | Электромагнитный клапан 2 абсорбера с активированным углем-N115: постоянно открыт |
P2421 | 18854 | Электромагнитный клапан 2 абсорбера с активированным углем-N115: постоянно закрыт |
- Чип-тюнинг
- Диагностика двигателя
- Катализатор
- Сажевый фильтр
- ЕГР
- AdBlue (впрыск мочевины SCR)
- Вихревые заслонки впускного коллектора
- Система подачи вторичного воздуха
- Дроссель
- ЕГТ (датчики температуры ОГ)
- Ограничение скорости
Измерение клапана продувки адсорбера
Загрузка измеренийТип: | Клапан с электронным управлением |
---|---|
Источник питания: | 12 В от системного реле |
Тип сигнала: | Изменение частоты и рабочего цикла |
Уровень сигнала : | от 0 В до 12 В и 60 В пик |
Работа клапана продувки адсорбера
Чтобы предотвратить избыточное давление и пониженное давление в топливном баке, его необходимо стравить для выравнивания давления.
Клапан обычно закрывается пружиной и снабжен катушкой. Когда через эту катушку протекает ток, результирующая магнитная сила открывает клапан. Питание на клапан продувки адсорбера подается от системного реле на плюсовой стороне. Чтобы активировать клапан, ЭБУ подключает отрицательную сторону к массе.
Подключение лабораторного эндоскопа
Правильность работы клапана продувки адсорбера можно проверить, измерив следующие напряжения сигналов: см. рисунок 1:
Канал | Зонд | Напряжение | Диапазон |
---|---|---|---|
1 | Напряжение сигнала на отрицательной стороне клапана продувки адсорбера | 80 В | |
Масса на аккумуляторе | |||
2 | Электропитание на клапан продувки адсорбера | 20 В | |
Масса на аккумуляторе |
Лабораторный эндоскоп подключается к клапану продувки адсорбера через измерительный провод TP-C1812B и обратный датчик TP-BP85. и установлен в обычный режим прицела.
Измерение
На рис. 3 показана форма сигнала клапана продувки адсорбера на холостом ходу двигателя при рабочей температуре. Этот сигнал можно загрузить и использовать для правильной настройки лабораторного объема или в качестве эталонного сигнала.
Скачать измерение клапана продувки адсорбера
Рисунок 3: Лабораторные измерения клапана продувки адсорбера
Канал 1 (красный) показывает сигнал отрицательной стороны клапана продувки адсорбера, который переключается на массу ЭБУ. В начале измерения клапан не активирован, ток не течет, и сигнал имеет то же значение, что и напряжение батареи. Когда ЭБУ активирует клапан, напряжение сигнала падает до нуля и начинает течь ток. Ток создает магнитное поле, которое открывает клапан, когда становится достаточно сильным. для преодоления давления пружины.
Когда клапан открыт достаточно долго, цепь прерывается ЭБУ в момент времени t = 0. Поскольку цепь размыкается, ток немедленно прекращается, а накопленное магнитное поле поле начинает затухать. Внезапное изменение тока вызывает высокое индукционное напряжение. В этом измерении напряжение индукции ограничивается диодом до 48 В. Когда магнитное поле становится слишком слабым, чтобы преодолеть силу пружины, клапан возвращается на свое седло. Движение клапана создает изменение магнитного поля, который виден как небольшой горб в сигнале.
Питание клапана продувки адсорбера измеряется с помощью канала 2 (желтый) и равно напряжению батареи на протяжении всего измерения. Во время активации клапана через него протекает ток, который может вызвать небольшое падение напряжения.
Время открытия и закрытия клапана продувки адсорбера не имеет решающего значения для правильной работы двигателя.
Диагностика
Значения сигналов могут отличаться на разных типах блоков управления двигателем и клапанов продувки адсорбера. Обратитесь в ATIS за информацией о конкретных блоках управления двигателем и клапанах продувки адсорбера.
Следующие отклонения сигнала могут указывать на проблему:
- Нет сигнала:
Причина: задние датчики не подключены (выполните проверку подключения), нет питания, неисправен усилитель ECU, неисправен клапан продувки адсорбера - Слишком высокое напряжение сигнала (с активированным клапаном):
Причина: плохое заземление или отсутствие заземления для ЭБУ, сопротивление в проводке к ЭБУ - Зашумленный сигнал:
Причина: повреждены провода питания или сигнала, плохой контакт в клеммах разъема, клапан продувки адсорбера неисправен - Сигнал показывает смещение:
Причина: плохое заземление или отсутствие заземления для ЭБУ, сопротивление в проводке к ЭБУ, область не настроена на связь по постоянному току:
СОПУТСТВУЮЩИЕ
ПРОДУКТЫАвтомобильный измерительный прибор ATS5004D
Измерительный провод TP-C1812B
Задний датчик TP-BP85
Автомобильный диагностический комплект ADK5004D
ATIS
СВЯЗАННЫЕ
СТАТЬИ- Измерение напряжения косвенного впрыска
- Лабораторный осциллограф используется для измерения напряжения сигнала форсунки на двигателе, работающем на холостом ходу при рабочей температуре. Сигнал с датчика отображается и может быть загружен. Чтобы помочь определить, правильно ли работает инжектор, различные возможные отклонения от примерного сигнала упоминаются вместе с возможными причинами.
- Циркониевый кислородный датчик
- С помощью лабораторного эндоскопа циркониевый лямбда-зонд измеряется на холостом ходу двигателя при рабочей температуре. Сигнал с датчика отображается и может быть загружен. Чтобы помочь определить, правильно ли работает циркониевый лямбда-зонд и его подогрев, различные возможные отклонения от примеров сигналов упоминаются вместе с вероятными причинами.
Этот документ может быть изменен без уведомления. Все права защищены.
Информация в этом примечании к применению тщательно проверена и считается надежной. однако TiePie Engineering не несет ответственности за любые неточности.
Предупреждение о безопасности:
- Перед измерением убедитесь, что источники опасно высокого напряжения отключены или защищены от прикосновения. Опасными считаются напряжения свыше 30 В переменного тока (среднеквадратичное значение), 42 В переменного тока пикового значения или 60 В постоянного тока.
- Соблюдайте чистоту на рабочем месте при выполнении измерений.
- Это измерение и процедуры являются примерами / рекомендациями по измерению и не являются предписанными протоколами.
- Инженеры TiePie не могут предвидеть действия по обеспечению безопасности, которые необходимо предпринять для защиты людей и оборудования. Перед началом измерения проверьте, какие меры безопасности необходимо применить.
5 Признаки неисправности клапана продувки адсорбера плохих паров (и стоимость замены) Система контроля выбросов паров (EVAP) оснащена клапаном продувки адсорбера паров, который регулирует количество паров топлива, выходящих из угольного бачка.
Продувочный клапан раньше управлялся с помощью вакуума, но теперь новые автомобили позволяют блоку управления двигателем управлять им с помощью электроники.
Продувочный клапан и адсорбер с активированным углем работают вместе, возвращая выбросы обратно в двигатель, чтобы они удалялись по мере того, как происходит процесс внутреннего сгорания. Можно сказать, что одно не может работать без другого.
Содержание
Что такое клапан продувки адсорбера паров?
Клапан продувки адсорбера паров топлива является компонентом системы контроля улавливания паров топлива, и его основная функция заключается в подаче накопленных паров в двигатель из адсорбера с активированным углем.
Вакуумный трубопровод соединяет впускной коллектор с угольным фильтром, содержащим пары топлива. Продувочный клапан находится внутри вакуумной линии, чтобы позволить этим парам попасть во впускной коллектор в нужное время.
В старых автомобилях используются вакуумные продувочные клапаны, а в новых автомобилях используются клапаны с электронным управлением.
Как работает клапан продувки адсорбера паров?
Когда продувочный клапан открывается, пары топлива могут попасть во впускной коллектор. Оттуда пары направляются в камеру внутреннего сгорания, где воспламеняются топливно-воздушной смесью.
Если у вас электронный продувочный клапан, то им управляет блок управления двигателем. Это центральный компьютер автомобиля, который рассчитает точное количество пара, которое должно попасть в двигатель.
Как только он пропускает достаточное количество пара, продувочный клапан закроется, и пары материи не пройдут. Пар просто останется в угольном баллончике, пока он снова не понадобится.
Симптомы неисправности клапана продувки адсорбера паров
Если у вас неисправный клапан продувки адсорбера паров, симптомы, которые вы испытываете, потенциально могут быть хуже, чем симптомы неисправного угольного адсорбера. Вам нужно понять, что это за симптомы, если вы собираетесь определить разницу между двумя возможными проблемами.
Вот пять вещей, на которые следует обратить внимание:
1) Индикатор «Проверьте двигатель»
Существуют десятки причин, по которым индикатор «Проверить двигатель» загорается на приборной панели. Если у вас поврежден или изношен продувочный клапан, это может привести к тому, что загорится индикатор Check Engine.
Есть датчики, определяющие работу продувочного клапана. Но если сигналов от клапана продувки больше не будет, это будет сигнализировать датчикам о том, что клапан должен быть поврежден.
Затем датчики передают эту информацию обратно в блок управления двигателем, в результате чего вам выдается предупреждение Check Engine.
2) Неравномерный холостой ход
Если двигатель вашего автомобиля имеет неровный холостой ход, то он больше не работает ровно. Он будет работать с непостоянной скоростью во время вождения, особенно когда вы останавливаетесь на знаке «стоп» или на красном свете.
Чем дольше вы будете поддерживать эту проблему, тем стабильнее будет работать ваш двигатель. Худший момент будет, когда ваш двигатель вообще заглохнет.
Постарайся не дать этому выйти из-под контроля. Обычно, когда продувочный клапан виноват в неровном холостом ходу, это вызывает утечку вакуума, которая влияет на скорость холостого хода.
3) Проблемы с запуском автомобиля
Если у вас есть утечка вакуума, вызванная плохим клапаном продувки адсорбера, то у вас, вероятно, возникнут трудности с запуском автомобиля. Это приведет к тому, что наружный воздух будет бесконтрольно поступать в ваш двигатель и мешать общему процессу внутреннего сгорания.
Если у вас не дозированное смешивание воздуха с топливом в камере цилиндра, то это точно вызовет проблемы с двигателем. Самой очевидной проблемой будет двигатель, который не запускается.
4) Плохая работа двигателя
Если вы можете запустить свой автомобиль с неисправным клапаном продувки адсорбера, не ожидайте, что поездка будет гладкой. Вы почти наверняка почувствуете снижение производительности вашего двигателя.
Другими словами, ваш двигатель не сможет генерировать столько мощности, чтобы обеспечить нужное вам ускорение, когда вы нажимаете на педаль газа. Это будет наиболее очевидно при движении в гору или при попытке обогнать другое транспортное средство.
5) Тест на выбросы не пройден
Как вы уже знаете, клапан продувки адсорбера отвечает за перенаправление паров топлива обратно в двигатель. Это предотвращает выброс токсичных углеводородов из выхлопной трубы.
Итак, если бы у вас вышел из строя продувочный клапан, он не смог бы перенаправить эти пары топлива и предотвратить их выход из вашего автомобиля. Вы обнаружите это на собственном горьком опыте, когда пойдете на тест на выбросы и в конечном итоге потерпите неудачу.
Если это произойдет, попросите механика проверить ваш продувочный клапан, чтобы убедиться, что он не является причиной неудачного теста на выбросы. Если она изношена или повреждена, то ее нужно срочно заменить. Тогда вы сможете пройти тест на выбросы.
Стоимость замены клапана продувки адсорбера пара
Ищете запасные части?
Мы рекомендуем Parts Geek за лучшие цены и выбор.
Стоимость замены клапана продувки адсорбера паров в среднем составляет от 130 до 230 долларов.