Как понять что помпа вышла из строя: Признаки неисправности помпы (водяного насоса): замена своими руками

Содержание

Как понять что сломалась помпа

Содержание

Признаки неисправности водяной помпы

Циркуляцию жидкости в системе охлаждения автомобиля обеспечивает водяная помпа. Если водяной насос неисправен, то двигатель автомобиля быстро перегревается и закипает. Если неисправность помпы определить вовремя, то владелец автомобиля будет готов к такого рода поломке и заранее приобретет необходимую запчасть. Subaru мотопомпа считается достаточно надежной и долговечной.

Определить неисправность водяной помпы можно по тому, как быстро перегревается двигатель. Есть множество причин, по которым это происходит. Среди них неисправность водяного насоса, дефект приводного ремня или повреждение крыльчатки.

Если в процессе движения стрелки индикатора температуры поднимаются на отметку выше среднего, то следует включить печь на полную мощность. Одновременно необходимо перестроиться и, выбрав момент остановить автомобиль. После того, как вы заглушите двигатель нужно потрогать радиатор. Если он слишком теплый, то это означает, то у автомобиля неисправен водяной насос. Чтобы сделать окончательный вывод, осмотрите и пощупайте приводной ремень помпы. Если его температура выше обычной, то считайте, что неисправность установлена.

Еще одним признаком повреждения водяного насоса в автомобиле является возникновение сильного постороннего шума и появление из-под капота запаха смазочно-охлаждающей жидкости. Если жидкость недостаточно циркулирует, то это тоже является признаком поломки помпы. Чтобы продиагностировать автомобиль и найти причину неисправности запустите двигатель на холостые обороты. Верхний шланг радиатора нужно зажать пальцем, а потом отпустить. Если водяная помпа в порядке, то вы ощутите толчок охлаждающей жидкости.

Попробуйте на ощупь определить люфт подшипника помпы. Для этого нужно немного покачать вал, одновременно взявшись за вентилятор. Если люфт больше нормы, то, скорее всего, повреждены подшипники.

Установить неисправность помпы можно с помощью обычной белой бумаги. Разложите ее листы под автомобилем на ночь. Утром тщательно осмотрите ее и если обнаружите места промокания, то значит, протекает насос. Если же на листах зеленые пятна, то происходит утечка охлаждающей жидкости.

Симптомы неисправной помпы

В системе охлаждения двигателя вращение крыльчатки водяного насоса обеспечивает циркуляцию антифриза в малом и большом контуре. Неисправности помпы могут не только привести к перегреву двигателя, но и к обрыву ремня ГРМ и последующему капитальному ремонту двигателя. Рассмотрим устройство насоса, симптомы и причины, по которым требуется замена помпы.

  1. Шум со стороны помпы при работе двигателя. Посторонний звук появляется вследствие износа подшипника. Насос системы охлаждения рекомендуется менять через одну либо каждую замену комплекта ГРМ. Если пренебрегать сервисными интервалами, на телах качения, внутренней и внешней обойме появляется выработка, которая и приводит к шуму, свисту. Нередко причиной ускоренного износа является антифриз, который вследствие негерметичности сальника, резиновой манжеты попадает к трущимся парам.
  1. Течь антифриза. Как и подшипник помпы, сальник и резиновый манжет имеют ограниченный ресурс. Появление люфта из-за износа подшипника значительно приблизит негерметичность сальника.
  2. Несоосность по отношению к шестерням привода ГРМ, роликам (помпа становится наперекос). Неравномерное распределение натяжки приводит к ускоренному износу не только подшипника, но и сальника. Неправильная установка либо заводской брак, при котором шкив вращается с перекосом, приводит к ускоренному износу нагруженной части ремня. Подобный дефект даже при небольших пробегах может стать причиной обрыва ремня ГРМ и встречи клапанов с поршнями.
  3. Перегрев двигателя. При обламывании лопастей крыльчатки снижается производительности помпы, вследствие чего через малый контур циркуляции проходит меньшее количество ОЖ.

Часто снижение производительности замечается после использования герметика для устранения течи радиатора. Залитая смесь забивает каналы системы охлаждения, налипает на крыльчатку помпы.

Если жижа не закупорила канал для слива ОЖ в корпусе, то к неисправности водяного насоса заливка герметика не приведет. Но без снятия помпы и промывки системы уже не обойтись.

Как проверить насос системы охлаждения?

Проверяя помпу без снятия с двигателя, мы можем лишь косвенно оценить ее производительность. При снижении объема прокачиваемой охлаждающей жидкости начинает плохо греть печка. Но перед снятием водяной помпы для осмотра крыльчатки рекомендуем проверить термостат, а также убедиться, что в системе охлаждения отсутствует воздушная пробка.

После снятия обращайте внимание не только на целостность лопастей и место посадки крыльчатку на приводной вал, но и на форму лопастей. К примеру, на ВАЗ 2121 за долгие годы выпуска устанавливались крыльчатки, отличающиеся диаметром насосного колеса, количеством и профилем лопастей. Установка на более теплонагруженную модификацию двигателя менее производительного насоса приведет к более частому включению вентилятора системы охлаждения и повышенному риску перегрева.

Обязательно осмотрите блок двигателя в месте прилегания корпуса и саму помпу. Запотевания, незначительный потек ОЖ из дренажного отверстия еще не значит, что помпу следует менять. При обнаружении значительной утечки постарайтесь точно определить место негерметичности. Если течь только в месте прилегания корпуса к блоку двигателя, вероятнее всего, устранить неисправность можно без замены помпы. Достаточно будет нанести герметик и установить новую прокладку.

Риск обрыва ремня ГРМ

Опасность несоосного расположения зубчатого шкива водяного насоса в том, что нет явных признаков неисправности. В первую очередь необходимо обращать внимание на ремень ГРМ. Если его уводит в какую-либо из сторон, наблюдается неравномерная выработка, необходимо проверить помпу и ролики. Причиной перекоса может быть заводской брак, износ подшипника либо неравномерное прилегание корпуса к блоку двигателя (грязные, ржавые привалочные плоскости). Иногда неисправность начинает проявлять себя после ДТП, когда элементы кузова либо навесного оборудования бьют по шкиву помпы.

В случае обнаружения перекоса дефектную помпу необходимо как можно быстрее заменить. Также не стоит медлить с устранением шума, свиста со стороны водяного насоса. При критическом износе подшипник может разрушиться, заблокировав тем самым зубчатый шкив. Заклинивание помпы гарантированно приведет к обрыву ремня ГРМ. Если на вашем автомобиле при обрыве поршни встречаются с клапанами, то устранение последствий неисправности выльется в довольно крупную сумму.

Проще всего проверить помпу, шкив которой находится в доступном месте и вращается приводным ремнем. Достаточно взяться рукой за шкив и пошатать его в разные стороны (видео проверки). В случае неисправности вы почувствуете большой люфт. Чтобы определить, что шум, свист при работе двигателя исходит именно от насоса системы охлаждения, снимите приводной ремень и раскрутите шкив от руки. Изношенный подшипник с вымытой смазкой будет вращаться с ощутимым шумом, перекатами.

Проверить помпу, шкив который вращается ремнем ГРМ, несколько сложнее. Преодолевая усилие натяжения ремня, вы можете попытаться пошатать в разные стороны зубчатую шестерню. Но для полноценной проверки и оценки плавности вращения ремень ГРМ все-таки придется ослаблять.

Основная причина поломок

В случае негерметичности сальника или резиновой манжеты охлаждающая жидкость вымывает смазку из подшипников. Проблема многократно усугубится, если вместо качественного антифриза использовать дешевый тосол или воду. Отсутствие противокоррозионных присадок и минимальной смазывающей способности очень быстро «убьет» подшипник помпы.

Но гораздо важнее использование качественно антифриза для долгого срока службы сальника. В месте контакта с приводным валом резиновые уплотнители должны смазываться, чего не происходит при использовании агрессивного тосола, воды.

Признаки неисправности водяной помпы

Наверное, многие автомобилисты слышали, что у кого-то в машине перегрелся мотор и в результате он вышел из строя. Такая ситуация весьма неприятна для любого автомобилиста, так как починка или замена автомобильного двигателя – это весьма затратное и проблематичное дело. Чтобы автомобильные двигатели не перегревались при движении, чтобы у автомобилистов не болела голова о том, где найти денег на ремонт или замену вышедшего из строя агрегата, автопроизводители установили в каждой машине водяной насос или как его еще называют обыватели – помпу. При помощи этого незамысловатого устройства происходит принудительная прокачка охлаждающей жидкости через систему каналов внутри двигателя. Таким образом, охлаждающая жидкость отбирает избыточное тепло, тем самым не давая двигателю перегреться.

Бывают такие случаи, когда водяной насос двигателя просто выходит из строя. Такая поломка, как мы уже писали выше, очень опасна для двигателя. Поэтому очень важно диагностировать данную неисправность на ранних стадиях.

Признаки появления неисправностей в водяном насосе

Появившийся люфт шкива помпы говорит о поломке водяного насоса. Обычно люфт появляется из-за выхода из строя подшипников. Выявить эту неисправность весьма просто. Нужно лишь иногда покачивать шкив насоса рукой и если он «люфтит», то вы это точно почувствуете. Чтобы устранить эту неисправность нужно приобрести новые уплотнительные резинки и подшипник.

Еще один признак неисправности помпы – течь в дренажной системе. Диагностика этой неисправности подразумевает тщательный осмотр насоса на предмет появившихся подтеков в его нижней части. Такую неисправность можно устранить лишь одним способом – заменой помпы. Не пытайтесь ее починить, так как течь в любом случае найдет новый выход.

Также о появившейся поломке можно догадаться по некоторым внешним признакам. К примеру, если в салоне автомобиля появится стойкий запах охлаждающей жидкости или указатель температуры будет находиться в красной зоне. Еще вы можете увидеть следы охлаждающей жидкости под автомобилем, что будет явным доказательством появившейся течи.

Помните, что вовремя обнаруженная неисправность водяной помпы, а также оперативно произведенный ремонт уберегут ваш двигатель от проблем, которые связаны с перегревом. Будьте внимательны и тогда ваш автомобиль прослужит долгие годы.

Видео: «Диагностика помпы (водяного насоса)»

Неисправности автомобильной помпы: причины, последствия, профилактика

Помпа системы охлаждения двигателя – устройство, предотвращающее перегрев мотора. Эта деталь автомобиля необходима для нормальной работы двигателя, поэтому за ней необходимо тщательно следить. В этой статье будет рассказано о признаках, последствиях неисправностей помпы и их устранении.

Если с помпой ДВС что-то не так, вы сразу же это поймете, потому что признаки неисправности не заставят себя долго ждать. Фото: drive2.ru

Признаки неисправности

Признакам и неисправности могут быть:

  1. Перегрев двигателя. Это первое, на что необходимо обратить внимание. Перегрев в первую очередь говорит о проблемах с системой охлаждения в целом.
  2. Горячий радиатор и приводной ремень. При обнаружении перегрева, данный признак поможет окончательно определиться с исправностью помпы. Необходимо остановить машину в удобном месте и осторожно потрогать радиатор. Если он тёплый, то это значит, что, скорее всего, помпа неисправна.
  3. Шум и запах. Очень громкий, неестественный для нормальной работы автомобиля шум, особенно при нажатии на педаль газа, и запах охлаждающей жидкости в салоне или из-под капота также свидетельствуют о возможной поломке помпы.
  4. Малая циркуляция охлаждающей жидкости. Этот признак также может сказать о повреждении помпы. Чтобы проверить циркуляцию жидкости нужно включить двигатель и поставить его на холостые обороты. Затем зажать пальцами верхний шланг радиатора охлаждения, через несколько секунд – отпустить. Если помпа исправна, то в ходе проверки можно почувствовать толчок жидкости в шланге.
  5. Люфт. Самым главным признаком неисправности помпы является слишком большое свободное движение её вала или люфт. Покачав вал, при этом взявшись за вентилятор, то можно почувствовать так называемое «холостое вращение». Если оно чрезмерно, то это говорит о том, что подшипника вала помпы неисправны.
  6. Протечка. Проверить автомобиль на наличие протечки охлаждающей жидкости очень просто: необходимо взять несколько листов простой белой бумаги, подложить под двигатель и оставить на ночь. Пятна охлаждающей жидкости на бумаге подскажут о неисправности помпы.
  7. Срок службы. Помпу охлаждения рекомендуется менять раз в 90000 км.

У нас вы найдете ответ на вопрос почему клинит двигатель и как с этим бороться.

Об особенностях электронной тонировки стекол автомобиля можно узнать здесь.

Причины и последствия неисправности помпы

Самыми распространёнными причинами поломки помпы становятся:

  • износ частей;
  • низкое качество;
  • неправильный ремонт.

Во всех приборах в первую очередь ломаются изначально хрупкие или движущиеся части. Помпа системы охлаждения не является исключением. Чаще всего ломаются:

  • крыльчатка;
  • крепление крыльчатки на валу;
  • подшипник;
  • соединения составных частей устройства.

При проявлении хотя бы одного признака поломки помпы необходимо как можно скорее заняться её ремонтом, поскольку это может привести к закипанию радиатора и дальнейшему отказу двигателя.

Ремонт

В некоторых случаях ремонт не является целесообразным. Это касается и помпы охлаждения.

  1. Цена. Данное устройство является дешёвым и доступным для большинства моделей автомобилей, однако составные части для него не всегда доступны, поэтому гораздо проще и дешевле купить новую помпу, чем заниматься ремонтом старой.
  2. Сложность. Ещё одной проблемой ремонта является труднодоступное расположение помпы в некоторых машинах. Подобная проблема подразумевает проведение сложных подготовительных работ с использованием смотровой ямы или домкрата.

Разберем случаи, когда ремонт возможен.

Ремонт помпы при поломке крыльчатки

Снятие старой детали осуществляется следующим образом:

  1. Зафиксировать ступицу вала в тисках и нарезать резьбу внутри крыльчатки. Если работы производятся над деталью старого образца, делать внутреннюю резьбу нет необходимости, поскольку у данных моделей она уже есть.
  2. Вкрутить в отверстие съёмник болта типа «болт в болте», подтянуть наружный болт.
  3. Вращая головку съёмника по часовой стрелке выдавить и снять крыльчатку с вала.

Стоит отметить, что для лучшего результата желательно смазать рабочие поверхности инструментов маслом. Фото: drive2.com

Новая деталь устанавливается довольно просто: крыльчатка слегка насаживается на вал и ставится на место лёгкими ударами киянки через наставку.

Ремонт помпы при поломке подшипника и сальника

В некоторых моделях автомобилей подшипник и вал являются единой запчастью. Автолюбителям, занимающимся подобным вопросом стоит взять этот факт себе на заметку. Итак, для того, чтобы заменить подшипник, необходимо:

  1. Снять крыльчатку так, как было рассказано ранее.
  2. Ослабить и выкрутить стопорный винт отвёрткой.
  3. Держа корпус помпы на весу, бить молотком по торцевой части вала.
    Если результата нет – закрепить корпус в тисках и бить по торцу через накладку.
  4. Сбить ступицу крепления шкива. Это будет проще сделать, если предварительно упереть ступицу в губки тисков и бить молотком по торцу.
  5. Установить новый вал с подшипником, насадить на него ступицу и через накладку вбить его в корпус помпы.
  6. Закрутить стопорный винт, поставить на место крыльчатку.

Если же возникла проблема с сальником, то его можно выбить из корпуса старым валом. Нужно:

  1. Обработать подшипник наждачной бумагой.
  2. Перевернуть другим концом и вставить в отверстие помпы.
  3. Забивать ось, пока сальник не выпадет из корпуса.

Подобный способ эффективен потому, что второй конец вала корче и шире. Установить новый сальник также не сложно: надо усадить его в гнездо при помощи круглой наставки.

О том, как проходит замена помпы, можно узнать из этого видео:

Заключение

Помпа системы охлаждения двигателя является одной из самых важных и, в ту же очередь, недорогих частей. Ремонту помпы и уходу за ней необходимо уделить особое внимание, поскольку последствия её поломки довольно серьёзны. Возможно, прочитав данную статью, начинающие автолюбители смогут лучше ухаживать за своим автомобилем.

Водяная помпа — это деталь, обеспечивающая циркуляцию жидкости в системе охлаждения автомобиля. При неисправности водяного насоса двигатель автомобиля быстро перегревается и закипает.

Неисправность помпы:
1. Перегрев двигателя автомобиля является одним из возможных показателей повреждения водяной помпы. Наряду с другими причинами, перегрев двигателя часто связан с неисправностью водяного насоса, дефектом его приводного ремня или повреждением крыльчатки.
2. Если при движении стрелки индикатора температуры находятся выше средней отметки, то необходимо включить «печку» машины на всю мощность. Выберите место, при необходимости перестроившись, и остановите автомобиль. Заглушите двигатель и потрогайте радиатор. Если он теплый, то скорее всего, водяной насос автомобиля неисправен. Для того чтобы убедиться в этом окончательно, необходимо пощупать приводной ремень помпы. Если его температура выше обычной, можно говорить о том, что неисправность определена.
3. Другими признаками повреждения водяного насоса автомобиля является появление чрезмерного постороннего шума и запаха смазочно-охлаждающей жидкости из-под капота.
4. Недостаточная циркуляция охлаждающей жидкости также свидетельствует о поломке водяной помпы. Для быстрой диагностики рекомендуется запустить двигатель автомобиля на холостые обороты. Зажмите пальцем, а затем отпустите верхний шланг радиатора. Если водяная помпа исправна. то вы почувствуете толчок охлаждающей жидкости.
5. Постарайтесь определить на ощупь люфт подшипника помпы. Для этого слегка покачайте вал, взявшись за вентилятор. Большой люфт свидетельствует о наличии повреждения подшипников.
6. Также диагностировать неисправность водяной помпы можно при помощи обычной белой бумаги. Разложите под автомобилем листы и оставьте их на ночь. Утром внимательно осмотрите бумагу — если она промокла, то это свидетельствует о протечки насоса. Зеленые пятна на листах говорят об утечки охлаждающей жидкости.
7. Следует помнить, что водяную помпу рекомендуется менять по прохождении, примерно, 90 000 км.
( Или при каждой второй замене ГРМ. )

Все о ремонте, тюнинге, устройстве, эксплуатации автомобиля, советы, автоновости, автофакты

Чтобы определить признаки неисправности помпы авто необходимо представлять что она собой представляет и как работает. На самом деле все довольно просто. Для охлаждения двигателя в жаркие летние дни нужно чтобы поток теплоносителя постоянно циркулировал в системе, отдавая излишнее тепло радиатору. За поддержание постоянного потока охлаждающей жидкости в автомобиле как раз отвечает помпа или водяной насос. Когда она работает исправно, в системе охлаждения поддерживается оптимальная температура, и машина работает без перебоев и поломок. Когда же водяная помпа для автомобиля изнашивается или выходит из строя — это в некоторых ситуациях приводит к серьезным неисправностям двигателя.

Признаки неисправности помпы авто

Когда изобрели водяное охлаждение для двигателя, то многие специалисты полагали, что циркуляция охлаждающей жидкости для отвода тепла от блока цилиндров также важна, как и моторное масло для мотора. Пока что принципиально новая система охлаждения не разработана, однако постоянно ведутся работы по увеличению эффективности существующей охлаждающей системы.

В настоящий момент водяная помпа – это ключ к работе всей системы. Он представляет собой крыльчатку и обычно спрятан под защитной крышкой ремня ГРМ сбоку двигателя. Помпа включается в работу через ременной привод от коленвала двигателя. Лопасти внутри помпы нагнетают охлаждающую жидкость в каналы блока двигателя, а затем она поступает к радиатору охлаждения, который снижает ее температуру.

Водяные помпы обычно обладают повышенным ресурсом работы и не ломаются резко. Сначала появятся несколько признаков, указывающих на их износ, так что необходимо заранее обратить внимание эти особенности. Вот некоторые признаки износа помпы.

Утечка охлаждающей жидкости

В конструкции водяного насоса используются уплотнительные прокладки, благодаря которым сохраняется герметичность системы и поддерживается определенное давление. Со временем эти прокладки изнашиваются, высыхают, трескаются или ломаются. Когда это происходит, под автомобилем в районе расположения двигателя будут видны подтеки охлаждающей жидкости на дороге. Чаще такие неисправности водяного насоса автомобиля могут быть устранены и узел восстановлен прежде, чем он окончательно выйдет из строя.

Шкив водяного насоса расшатался и издает ноющий звук

Время от времени слышится высоко тональный звук, который исходит из подкапотного пространства. Обычно это вызвано ослабшим или не отрегулированным ремнем привода, который создает гудение или звенящие звуки. Ослабление ремня привода может быть вызвано изношенными подшипниками помпы. Как только подшипники проваливаются внутрь, то помпа уже не подлежит ремонту и его надо менять.

Совет. Если вы заметили громкий ноющий звук из подкапотного пространства, который увеличивается, когда вы ускоряетесь, как можно быстрее займитесь ремонтом помпы.

Причины прогорания прокладки головки блока цилиндров

Когда помпа полностью выйдет из строя он не сможет нагнетать поток охлаждающей жидкости к блоку цилиндров. Это приведет к перегреву двигателя и дополнительному повреждению, трещинам головки блока, прогоранию прокладки головки блока или поршней. Если вы заметили, что температура двигателя регулярно превышает оптимальное значение, то вероятнее всего, проблема связана с водяным насосом.

Идет пар из радиатора

Когда вы заметили пар из-под капота авто, то немедленно остановитесь – это признак перегрева двигателя. Как говорилось выше, в двигателе поддерживается постоянная температура, когда водяная помпа работает без сбоев и обеспечивается равномерная циркуляция жидкости через радиатор. Когда температура резко возрастает, то жидкость превращается в пар, который выходит из клапана расширительного бачка или радиатора. В этом случае на машине передвигаться нельзя и лучше вызвать эвакуатор. Это сэкономит деньги в краткосрочной и долгосрочной перспективе и обойдется дешевле, чем замена двигателя целиком.

Как проверить качает ли помпа

Содержание

  1. Конструкция насоса
  2. Признаки неисправности помпы системы охлаждения
  3. Проверка состояния водяного насоса
  4. Срок службы
  5. Есть ли смысл в ремонте?
  6. Какую помпу выбрать? Известные производители
  7. Замена помпы

Подписаться на тему
Уведомление на e-mail об ответах в тему, во время Вашего отсутствия на форуме.

Подписка на этот форум
Уведомление на e-mail о новых темах на форуме, во время Вашего отсутствия на форуме.

Скачать/Распечатать тему
Скачивание темы в различных форматах или просмотр версии для печати этой темы.

Автор: Alex 05 октября 2016 Категория: Обслуживание и ремонт

Двигатели современных авто обладают большой мощностью, выделяя при работе огромное количество тепла. Чтобы система охлаждения работала эффективно, нужен исправно работающий водяной насос. Насос должен хорошо прокачивать жидкость в охлаждающей системе.

Механизм водяного насоса (помпы) очень прост, и поэтому есть несколько способов, по которым без труда можно проверить помпу, не снимая с двигателя. Многое конечно зависит от качества деталей механизма и применяемых охлаждающих жидкостей. Однако все отклонения от нормального режима работы ‒ это неисправности водяного насоса. Выявить эти дефекты можно по некоторым признакам в его работе.

Самый простой способ проверить работоспособность насоса на работающем двигателе — это почувствовать пульсации охлаждающей жидкости на шланге, идущем от радиатора. Соблюдайте при этом осторожность, чтобы не задеть руками лопасти воздушного вентилятора.

Снимите крышку ремня ГРМ и осмотрите контрольно-вентиляционное отверстие помпы. Если есть следы протечки охлаждающей жидкости или коричневые отложения, то надо заменить сальник. Если при работающем двигателе слышны завывающе-свистящие звуки, то причина кроется в поломке подшипников.

Повышенный шум при его работе также может возникать при разрушении подшипника, расположенного у шкива. Такой дефект связан с быстрым износом внутреннего кольца подшипника, что приводит к увеличению радиального и осевого биения вала насоса. Первый признак разрушения подшипника ‒ это заклинивание всего насоса. Причина такого дефекта ‒ чрезмерно сильное натяжение приводного ремня ГРМ, в результате чего увеличивается радиальная нагрузка на подшипник. Также увеличивается износ приводного ремня.

Ослабив натяжение ремня, снимите его со шкива, далее следует определить люфт вала. Если осевой и радиальный люфт ощущается рукой, а пределы его составляют от двух десятых миллиметра и выше, то надо менять подшипник. Разрушение подшипника и заклинивание крыльчатки, может возникнуть из-за несоосности заводской расточки посадочных мест под подшипники.

Основной причиной возникновения протечек корпуса насоса и соединений, является вибрация двигателя. Однако заливка холодного антифриза или тосола, при работающем и горячем двигателе, также может привести к растрескиванию уплотнительных прокладок. Внутренний износ уплотнительных сальников вызывает просачивание охлаждающей жидкости в полость к подшипникам, вымывая их смазку. Что приводит к коррозии и быстрому их разрушению.

Если на месте стоянки автомобиля появляются пятна антифриза или тосола, это тоже говорит о скорой поломке насоса. Устранив течь и долив жидкость в систему охлаждения, можно больше не беспокоиться. Если протечка слабая, а внимания на нее так и не обращать, то со временем уровень тосола или антифриза уменьшится до такого уровня, что оголятся лопасти крыльчатки. При работе насоса это приведет к возникновению кавитации (образованию газовых пузырьков), которые разрушат внутреннюю поверхность насоса.

Увеличение зазора между крыльчаткой и корпусом приводит к понижению создаваемого напора на выходе насоса. Заметно понижается эффективность системы охлаждения двигателя, в итоге он перегревается и закипает. Некачественные охлаждающие жидкости и сильное загрязнение системы охлаждения частицами пластичной смазки, могут вызвать течь насоса и подтеки из дренажного отверстия.

Если своевременно промывать систему охлаждения, удалять твердый осадок, который образуется внутри корпуса, то это уменьшит износ внутренних стенок и вращающихся деталей.

«Рукастые» и «головастые» могут сами разобрать насос-помпу. Для них не составит труда провести технический осмотр, заменить сальники, уплотнительные кольца, поставить новые подшипники. Такая замена изношенных деталей продлит работу насоса. Это все что мы хотели рассказать по данному вопросу. Теперь вы знаете, как проверить помпу, не снимая с двигателя

Также не стоит забывать, что по техническому регламенту замена насоса-помпы должна проводиться каждые 90 тысяч км. пробега автомобилем.

Насос системы охлаждения двигателя автомобиля (водяная помпа) – важный элемент, предотвращающий перегрев силового агрегата. Работа ДВС сопровождается значительным нагревом, поэтому для защиты от перегрева необходима принудительная циркуляция антифриза в системе. Поломка помпы может стать причиной закипания охлаждающей жидкости и выхода из строя двигателя. Сегодня вы узнаете, как проверить состояние помпы, не снимая элемент с двигателя, и что делать в случае обнаружения неисправности.

Конструкция насоса

Корпус помпы выполнен из стали или алюминия, а внутри него установлен вал со шкивом, на котором расположена крыльчатка. Также внутри насоса можно увидеть каналы для подачи и отвода охлаждающей жидкости. Вращение рабочего колеса обеспечивает оптимальную циркуляцию жидкости в системе.

А вы уже читали нашу статью о том, чем отличаются антифризы разных цветов и можно ли их смешивать? Информация достаточно интересная – https://avtopub.com/antifrizyi-raznyih-tsvetov/

Во многих автомобилях установлены насосы, крыльчатка и корпус которых выполнены из сплавов различных металлов, но встречаются и крыльчатки из пластика. Найти насос можно в передней части двигателя.

Признаки неисправности помпы системы охлаждения

Определить, что возникли проблемы с насосом системы охлаждения можно по таким симптомам:

  • запах антифриза в салоне автомобиля;
  • посторонние звуки во время работы двигателя, особенно при нажатии на педаль газа;
  • появление пятен охлаждающей жидкости под автомобилем после стоянки;
  • падение уровня ОЖ в бачке;
  • перегрев двигателя (стрелка на панели переходит в красную зону).

Проверка состояния водяного насоса

Проверять помпу на автомобиле не так уж и сложно. Сначала необходимо прогреть двигатель, чтобы он достиг рабочей температуры. После этого выполните следующие действия:

  1. Пережмите рукой верхний патрубок на выходе радиатора. При рабочей помпе вы почувствуете давление, которое она создает. В ходе выполнения этой задачи будьте осторожны, поскольку температура охлаждающей жидкости обычно равна 90°С и больше. Если антифриз в системе не пульсирует или же пульсация почти не ощущается, выполните более детальную проверку.
  2. Необходимо снять защиту механизма ГРМ и осмотреть помпу визуально. Иногда сразу видны потеки охлаждающей жидкости, которые может вызвать повреждённое уплотнение. Кроме этого, признаками неисправностей насоса могут быть отложения сероватого или рыжего цвета в зоне его расположения. В таком случае деталь придётся снимать.
  3. Если во время работы мотора слышен характерный звук неисправного подшипника, необходимо проверить помпу на наличие люфта в районе вала. Просто покачайте шестерню привода помпы. Иногда всё «лечится» банальной заменой подшипника.

Срок службы

Насос системы охлаждения – это расходный материал. Некоторые автопроизводители советуют менять его каждые 4 года или 60 000 км пробега (в зависимости от того, что наступит быстрее). Но отзывы и практика свидетельствуют о том, что насосы известных производителей исправно работают примерно 100 000 км. Именно поэтому многие водители привыкли менять помпу одновременно с каждой второй заменой ремня ГРМ. То есть через каждые 100-120 тыс. км (качественный насос может использоваться столько же, сколько два ремня газораспределительного механизма).

Срок службы насоса напрямую зависит от того, какая жидкость заливается в систему охлаждения. Если вы привыкли ездить на воде или дешевом антифризе / тосоле, это может ускорить процесс износа помпы.

Есть ли смысл в ремонте?

Конечно, отремонтировать можно практически любую запчасть, но вопрос заключается в целесообразности этой затеи. Мы не рекомендуем ремонтировать насос, поскольку его стоимость не является заоблачной. Кроме этого, крайне нежелательно восстанавливать помпу на автомобилях, в которых помпа соединена с ремнем газораспределительного механизма. В противном случае вы рискуете очень серьёзно, так как заклинившая помпа может привести к обрыву ремня. А это уже чревато печальными последствиями для двигателя, требующими существенных вложений.

Какую помпу выбрать? Известные производители

Лучший выбор – оригинальная продукция. Это залог того, что деталь точно подойдёт к машине и выдержит заявленный ресурс. Высокая стоимость таких запчастей обычно вполне оправдана.

Если выбирать из заменителей, то покупатели часто отдают предпочтение водяным насосам европейских брендов:

  • SKF;
  • Hepu;
  • Saleri Sil;
  • Valeo.

Эти детали изготовлены из качественных металлов, они оснащены крыльчатками и подшипниками с большим сроком эксплуатации. Стоимость высокая, но зато о качестве переживать не надо.

Также можно присмотреться к немецкому производителю Ruville и итальянским компаниям Graf и Dolz. Нормальными считают и водяные насосы производителей Profit, JP Group и Thermotec, но эти варианты лучше выбирать при ограниченном бюджете.

Если водяная помпа вышла из строя раньше заявленного производителем срока, причина в заводском браке или покупке подделки. Мы рекомендуем выбирать продукцию Ruville, Valeo и SKF.

Замена помпы

После выполнения проверки водяного насоса, его ремонта либо покупки нового элемента, осталось только установить его на место. Мы советуем уделить максимум внимания моменту установки прокладки и затяжки болтов крепления. Некоторые специалисты советуют применять герметики, чтобы обеспечить надежную защиту от течи. Иногда это невозможно, поскольку на некоторых машинах в будущем герметик не даст ослабить крепление насоса для замены ремня газораспределительного механизма.

В некоторых случаях владельцы автомобилей решают выполнить замену ОЖ и промывку системы одновременно с заменой помпы. Инструкция по выполнению промывки была опубликована на нашем сайте ранее – https://avtopub.com/kak-promyit-sistemu-ohlazhdeniya-dvigatelya-samostoyatelno/

Кроме этого, придерживайтесь рекомендаций производителя относительно момента затяжки болтов (эта информация есть в инструкции по обслуживанию). В противном случае вы можете пережать прокладку или повредить резьбовое соединение. В конце необходимо залить охлаждающую жидкость.

Важно! Если вы применяли герметизирующий состав, подождите несколько часов, чтобы он высох.

В процессе добавления антифриза или тосола в систему охлаждения необходимо избавиться от воздушных пробок. После установки новой или восстановленной помпы и прогрева силового агрегата обязательно проведите осмотр места установки детали на предмет появления течей ОЖ.

как поменять, признаки неисправности, как подключить дополнительную помпу + видео

Автомобили отечественного производства всегда пользуются неизменным спросом в России. С одной стороны, это доступные средства передвижения, с другой — неприхотливость в обслуживании позволяет проводить ремонт своими силами. Одной из самых серьёзных поломок «Лады Калины» можно считать дефекты помпы. Действительно, если помпа вышла из строя, эксплуатировать машину нельзя — велика вероятность заклинивания мотора. Поэтому владельцы «Калины» должны уделять особое внимание работоспособности помпы и системе охлаждения двигателя в целом.

Для чего нужна помпа в автомобиле

Помпа (или водяной насос) на «Ладе Калине» — это устройство, которое обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости. Помпа включается в работу вместе с силовым агрегатом, то есть после момента зажигания начинает работать и насос.

Циркуляция тосола/антифриза в системе обеспечивается засчёт вращения вала насоса, на котором находится крыльчатка. Лопасти крыльчатки создают необходимое давление жидкости, благодаря чему охлаждение мотора производится в бесперебойном режиме. Однако при каких-либо дефектах помпы тосол перестаёт подаваться к блокам цилиндров, поэтому мотор можно «закипеть» и выйти из строя. Поэтому для качественного и своевременного охлаждения двигателя необходимо следить за состоянием помпы.

Помпа оригинального исполнения, которая устанавливается на «Лада Калина»

Как определить неисправность помпы на «Калине»

Первым признаком, что водяной насос на автомобиле начал работать некорректно, можно считать посторонние шумы в подкапотной части во время движения.

На автомобилях «Лада Калина» устанавливаются водяные насосы со строго фиксированным сроком службы — 60 тысяч километров пробега или 48 месяцев эксплуатации (что наступит раньше). Поэтому при приближении этого срока рекомендуется менять помпу, даже если признаков неисправностей пока нет.

Однако в некоторых случаях помпа может выйти из строя раньше заявленного срока. Проверить работоспособность водяного насоса можно простейшим способом:

  1. Прогреть мотор до оптимальной температуры. После прогрева рукой в перчатке пережать верхний патрубок, который идёт от радиатора.

  2. Если помпа исправна, то вы сразу же почувствуете давление жидкости в патрубке. Соответственно, насос работает, так как охлаждающая жидкость циркулирует по системе.

  3. В том случае, если давление ощущается, но слабое, или его вовсе нет, необходимо будет перейти к детальному осмотру помпы.

  4. Придётся снять кожух привода ГРМ и визуально оценить внешнее состояние насоса.

  5. Если в месте посадки наблюдается течь тосола, значит, вышел из строя сальник (уплотнитель).

  6. В том случае, если во время езды слышится рёв, можно сделать вывод, что выработался подшипник вала помпы. Можно покачать рукой приводную часть шестерни насоса. Если наблюдается люфт, помпа не будет корректно работать.

Потеря герметичности насоса приводит к тому, что нарушается циркуляция жидкости в системе

Таким образом, можно выявить неисправности помпы, не снимая её с автомобиля. Процедура достаточно проста и доступна даже начинающему водителю.

Процедура смазки насоса

Говоря о смазке помпы, водители имеют ввиду смазку подшипников водяного насоса. На валу установлены сразу два подшипника, которым для корректной работы требуется небольшое количество смазки. Опытные водители смазывают помпу, не снимая её с машины:

  1. Снять газораспределительный кожух.

  2. Очистить место посадки помпы и сам корпус насоса от отложений, пыли и грязи.

  3. Нанести пальцем Литол-24 или ВНИИНП-207 на стыки корпуса.

Качественнее процедура смазки будет осуществлена во время ремонта помпы, когда меняются вышедшие из строя детали. Однако и такой порядок работ тоже может обеспечивать нормальное количество смазки в подшипниках:

Замена помпы на «Ладе Калине» (8 клапанов)

На 8-клапанной «Калине» поменять водяной насос можно и самостоятельно. Однако если у автовладельца нет минимального опыта обслуживания машины, может возникнуть множество вопросов. Например, какую помпу купить, как правильно подобрать инструмент и стоит ли сливать тосол из системы полностью?

Какую помпу выбрать

Когда приходит время менять водяной насос, автовладельцы начинают искать по автомагазинам достойную замену. Но какой насос выбрать, чтобы он служил максимально долго и не доставлял собственнику проблем?

Важно выбирать заводские оригинальные изделия. Это сразу видно по упаковке — немятая коробка, гарантийный талон, указана дата изготовления и ресурс службы. Оригинальные помпы обязательно упаковываются в защитную плёнку, имеют голографические наклейки.

В отличие от заводской помпы «контрафакт» прослужит недолго — спустя 10 тысяч километров пробега нужно будет снова менять насос.

На АВТОВАЗе конструкторы устанавливают на «Калину» водяной насос ТЗА. Он имеет длительный срок службы, часто водители меняют помпу только по прошествии 100 тысяч километров пробега. В качестве альтернативы можно установить более дорогостоящие насосы немецкого производства Bosch — они тоже славятся своим качеством и долговечностью.

Где расположен водяной насос на «Калине»

В силу того, что помпа приводится в действие ремнём ГРМ, она входит в состав газораспределительного механизма. То есть искать водяной насос на «Ладе Калине» нужно с боковой стороны самого мотора. Визуально до снятия ремня можно увидеть только шкив помпы, который участвует в системе газораспределения.

Помпа на ВАЗе располагается в устройстве ГРМ

Подготовка инструментов

Рекомендуется приготовить стандартный набор инструментов для снятия болтов и откручивания гаек. Также понадобится шестигранный ключ на 6. Чтобы слив тосола прошёл без загрязнений и неудобств, лучше сразу найти ёмкость для слива и ветошь, чтобы промокнуть капли, упавшие на элементы мотора. Для надёжности установки помпы можно использовать герметик с хорошими теплопроводными свойствами.

Сколько охлаждающей жидкости слить/залить при замене помпы

В любом случае перед демонтажом старой помпы нужно будет сливать тосол из системы. Это необходимо для того, чтобы снизить давление в шлангах и не пострадать во время внезапных выбросов жидкости.

Если водяной насос давно не менялся, то целесообразно сразу слить весь объём тосола из системы и заменить его на новый. Если же автовладелец недавно заливал новую охлаждающую жидкость, то смысла в полном сливе нет: достаточно просто отсоединить шланги от расширительного бачка и дождаться, пока тосол выйдет.

Чтобы было легче залить большой объём охлаждающей жидкости, водители обычно пользуются воронками

Порядок работы

Прежде всего нужно будет установить машину на ровной поверхности. Можно загнать «Калину» на смотровую яму, можно просто поднять переднюю правую часть на домкрат. Рекомендуется убедиться в надёжности фиксации автомобиля, лучше подложить под балку кузова дополнительные упоры.

В процессе демонтажа насоса потребуется снимать приводные ремни ГРМ

Работа по замене помпы на «Ладе Калине» выполняется по следующей инструкции:

  1. Снять брызговик двигателя.

  2. От аккумуляторной батареи отсоединить клемму на минус.

  3. Открутить пробку с расширительного бачка и сразу же снять заглушку, расположенную на блоке цилиндров. Дождаться, пока охлаждающая жидкость вытечет.

  4. Если сливается весь тосол, то выкрутить пробку из радиатора и подставить под место слива ёмкость.

  5. После того как тосол будет слит, закрутить все заглушки обратно.

  6. Снять защитный кожух с ГРМ.

  7. Ослабить ремень, немного подкрутив ролик ГРМ.

  8. Снять ремень привода.

  9. Открутить четыре болта, которыми крепится шкив помпы к блоку цилиндров.

  10. Удалив шкив, открутить последние винты крепления помпы.

  11. Вытащить водяной насос из гнезда вместе с прокладкой.

  12. Очистить место посадки от налипаний грязи и потёков тосола.

  13. Нанести на края отверстия термостойкий герметик, установить на него новую прокладку.

  14. На прокладку насадить новую помпу и далее действовать в обратном снятию порядке.

Видео: как произвести замену помпы своими руками

При работе с роликами и шкивами ГРМ рекомендуется сразу же зафиксировать рабочее положение, так как процесс установки может быть очень затянут из-за длительности выставления всех меток.

Как подключить дополнительную помпу на «Ладе Калине»

На большинстве современных автомобилей устанавливается сразу два водяных насоса. Это обеспечивает максимально качественное охлаждение мотора в любых условиях эксплуатации. На «Ладе Калине» также можно установить вторую (дополнительную) помпу, причём работа эта занимает немного времени и сил. Самое сложное — это добраться до места фиксации помпы, так как придётся разобрать множество подкапотных деталей.

Дополнительная помпа нужна не только для качественного охлаждения двигателя. В основном российские автовладельцы устанавливают второй насос для улучшения работы печки в салоне в зимний период — машина быстрее прогревается.

Для того чтобы установить вторую помпу на «Калину», потребуются:

Суть работы заключается в том, чтобы организовать малый круг циркуляции охлаждающей жидкости по системе.

Выполнение работы своими руками

Первым делом потребуется собрать сам узел из тех материалов, которые имеются под рукой. Помпа соединяется с двумя шлангами (короткий будет обеспечивать отвод жидкости, а длинный — подачу). Шланги крепятся к двум концам насоса хомутами. Далее придерживаться следующего порядка действий:

  1. Потребуется слить охлаждающую жидкость. Можно просто опустошить ёмкость расширительного бачка, не сливая весь объём тосола.
  2. Возле днища автомобиля найти два шланга (один ведёт тосол к печке, а другой отводит от неё). Отсоединить шланг отвода и вместо него присоединить собранную конструкцию с дополнительной помпой.
  3. После этого прикрепить помпу к картеру коробки переключения передач. В зависимости от наличия крепежа можно посадить устройство на кронштейны или зафиксировать помпу металлическими хомутами.

В данном случае шланги соединены хомутами, а сама помпа посажена на металлический кронштейн

В завершении работы нужно будет закупорить все шланги и заглушки и залить новый тосол.

Видео: вторая помпа — подготовка и установка

Таким образом, на автомобилях «Лада Калина» владелец может самостоятельно поменять водяной насос, не прибегая к помощи специалистов СТО. Это сбережёт финансы и к тому же позволит самостоятельно контролировать работу помпы с учётом тех знаний о состоянии системы машины, которые были получены в процессе работы.

  • Автор: ratico19