В последнее время при введении все более строгих норм на токсичность отработанных газов и выбросов CO2 автомобилями, намечается тенденция к снижению HTHS, особенно у японских и корейских автопроизводителей, и применение масел вязкостей 0W-20, 5W-20 – эта мера дает возможность автомобилестроителям дополнительно понизить вредность выбросов в атмосферу и снизить расход топлива. Использование таких масел экономически и экологически оправдано для автомобилестроителей. Масла с низким HTHS дают большую экономию топлива по сравнению с обычными маслами более высокой вязкости.
Меньшая вязкость масла приводит к меньшему сопротивлению деталям двигателя, что приводит к увеличению мощности двигателя, меньшему износу в некоторых узлах двигателя. Применение таких масел, так же положительно влияет на экологию. Выброс CO2 в атмосферу на низковязких маслах ниже, чем на маслах более высокой вязкости. Стоит обратить внимание что Европейские производители автомобилей(за исключением европейского подразделения Ford Motor Company) не придерживаются этого направления.
В моторах, спроектированных для использования в них масла с пониженным HTHS, имеется ряд существенных отличий:
- расстояние между трущимися поверхностями уменьшено. Более высокая точность сборки и подгонки деталей друг к другу (минимальные зазоры между деталями).
- применение масло-насосов более высокой производительности, для создания требуемого давления при использовании более жидких масел.
- применение широко-поверхностных подшипников, в которых масло высокой вязкости поступает медленнее. специальное нанесение микропрофиля поверхности на деталях — на подобии хона в цилиндрах, для удерживания на деталях низковязких масел.
Если двигатель не спроектирован под низковязкие масла, использование таких масел в нем недопустимо! Именно для этого в руководствах по эксплуатации использование моторных масел четко регламентировано, например соответствованием требований ACEA, или требований производителя автомобиля с чётким указанием необходимой лицензии масла.
Возможные негативные последствия использования масел с низким HTHS в неподготовленных двигателях.
Применение масла с пониженным HTHS, в не предназначенных для этого двигателях может привести к их ускоренному износу. Особенно при эксплуатации в условиях повышенных температур, постоянной езды в городских пробках, а так же на высоких скоростях.
- Высокие скорости, нагруженность автомобиля, высокие температуры окружающего воздуха. Наряду с плюсами низковязких масел — экономия топлива, экология, более высокий КПД, есть минусы! Дело в том, что слишком тонкая пленка на высокой скорости, при сопутствующих факторах(например пониженное давление в системе смазки, что то же может быть следствием сниженной вязкости) может недостаточно защищать пары трения от износа.
- Абразивные отложения в двигателе. Еще одна проблема при использовании низковязких масел — абразивные отложения в двигателе. Например частицы пыли, сажа, частицы естественного износа, в двигателе негативно влияют на слишком тонкую масляную пленку, разрывая ее — что неминуемо приводит к еще большему износу. В тяжелых условиях эксплуатации — такие отложения совсем не редкость, а скорее даже закономерность. Низкокачественное топливо при сгорании, которого образовалась зола, некачественный воздушный фильтр или подсос воздуха приводит к попаданию пыли в двигатель и масло.
- Попадание топлива в моторное масло. Приводит к дополнительному разжижению. При низкотемпературном запуске двигателя, а так же неполное сгорание топлива на холостых оборотах и коротких поездках или при неисправностях электроники двигателя, очень часто не воспламенившееся топливо попадает в моторное масло и дополнительно разжижает его. Низковязкое масло, при попадании в него топлива — становится еще более жидким! Топливо, конечно же, испаряется со временем, но масло не полностью восстанавливает свои первоначальные характеристики.
Согласно исследованиям проведенным в 1997 году, институтом Toyota R&D, на четырех цилиндровых двигателях 1,6 DOHC, наблюдается увеличение износа при снижении HTHS при температуре 130oC, чего не наблюдалось при температуре масла 90oC – при которой вязкости масел практически не отличаются.
Ниже приводятся графики износа из этой статьи.
Если есть необходимость использования одного масла в автомобилях с различными требованиями по вязкости HTHS
Стоит учитывать, что негативные последствия от использования масла с низким HTHS (<3,5 mPa*s) могут превысить все плюсы от использования таковых. Можно поступиться некоторой экономией топлива (около 2-4%) которую можно даже не заметить при разных водителях, разной дорожной обстановке и других меняющихся условий. Для длительной, бесперебойной работы следует использовать более универсальный продукт с HTHS > 3,5 mPa*s, соответствующий спецификациям ACEA A3/B3/B4, например масел вязкостью SAE 5W-30 или 5W-40.
Рекомендации из руководства по эксплуатации автомобилей Ford Transit
“При невозможности приобрести масла, соответствующие требованиям WSS-M2C913-C, вы должны использовать масла SAE 5W-30 (предпочтительно), SAE 5W-40 или SAE 10W-40, которые соответствуют требованиям ACEA A5/B5 (предпочтительно) или ACEA A3/B3. Постоянное использование только таких масел может приводить к увеличению продолжительности работы стартера при пуске двигателя, снижению эффективности работы двигателя, увеличению расхода топлива и повышению токсичности отработавших газов.”
За подробностями, подбором масел для техники и с другими техническими вопросами обращайтесь в компанию Авто Индастри.
HTHS моторных масел: что нужно знать
Выбирая масло для своего автомобиля, многие водители привыкли ориентироваться на показатель вязкости SAE. Однако в последнее время на посвященных смазочным жидкостям сайтах все чаще можно найти упоминание о показателе HTHS, который часто называют «индексом вязкости». Якобы этот параметр так же должен быть определяющим критерием при выборе смазочной жидкости. В этой статье мы разберемся, что же такое на самом деле HTHS и в чем его особенности.
HTHS масла: что это такое?
HTHS указывает на толщину масляной пленки при работе двигателяНа вязкость машинного масла влияет целый ряд параметров, например, температура, давление, количество присадок в самом продукте. Один из ключевых таких параметров и есть HTHS. Эта аббревиатура расшифровывается как High Temperature High Shear – высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига.
Для измерения HTHS применяют ротационный вискозиметр, в котором масло испытывают по методу ASTM D4683. Смазочную жидкость помещают между статором и ротором устройства, после чего нагревают до температуры 150 °C. Ротор вращается, и крутящий момент передается через масло к статору. Вискозиметр измеряет скорость передаваемого вращения и уровень отклика крутящего момента.
Полученное число определяет вязкость масла. Ниже число – тоньше масляная пленка. Выше число – масло гуще, а пленка толще. Вязкость HTHS измеряют в мПа*с – миллипаскалях в секунду.
Группы масел по HTHS
Все смазочные жидкости можно разделить на масла с высоким и низким HTHS. По классификации ACEA значения HTHS соответствуют следующим категориям:
- Более 3,5 мПа-с – A3/B4, C3, C4, E4, E6, E7, E9;
- 2,9-3,5 мПа-с – A5/B5 и A1/B1 и вязкость 5W-30 и 0W-30, а также С1 и С2;
- 2,6-2,9 мПа-с – ACEA A1/B1 и вязкостью 0W-20 и 5W-20.
Кроме того, существуют масла с HTHS 2,4-2,6 мПа-с и вязкостью 0W-16/5W-16. Для таких жидкостей предусмотрена классификации не ACEA, а API – SN и выше.
Подробнее о классификации моторных масел можно узнать в этой статье.
Технически, масла с повышенной вязкостью защищают двигатель лучше, чем маловязкие за счет более толстой масляной пленки. Однако в последнее время производители двигателей рассчитаны на масла с низким HTHS. Почему так?
В современных агрегатах за счет высокой точности сборки предусмотрены минимальные зазоры между трущимися деталями. Такие двигатели рассчитаны именно на маловязкие масла, которые легко просачиваются между трущимися поверхностями, образуют тонкую масляную пленку и герметизируют зазоры. Потери на трение в двигателе снижаются, за счет чего падает расход топлива и выбросы в атмосферу. Что, в свою очередь, позволяет соблюдать жесткие экологические требования.
Впрочем, у низкого HTHS есть пара существенных недостатков, которые следует учитывать при выборе масла:
- При длительной работе на высоких скоростях маловязкое масло образует слишком тонкую защитную пленку и может быстро выгорать. Впрочем, этот недостаток решается в современных маслах с помощью специальных присадок, вроде титановых оксидов, которые делают тонкую масляную пленку более прочной.
- При низких температурах воздушно-топливная смесь может воспламеняться с задержкой. Топливо попадает в масло и разжижает его. Если в двигателе используется маловязкое масло, это приводит к ухудшению его свойств. Решается эта проблема опять же за счет специальных присадок, сохраняющих оптимальную вязкость масла.
Масло с каким HTHS заливать в двигатель?
Для каждого двигателя предусмотрен определенный параметр HTHS моторных масел. Есть двигатели, предназначенные для низковязких масел. Есть двигатели, рассчитанные на большую толщину масляной пленки.
Если двигатель рассчитан на большие нагрузки, ему залив низковязкого масла попросту повредит. Пленка будет слишком тонкой и не обеспечит надлежащей защиты от износа и герметичности между цилиндром и поршнем. И наоборот, если двигатель рассчитан на маловязкое масло, а вы заливаете смазочную жидкость с высоким HTHS, оно попросту не сможет проникнуть в узкие зазоры между парами трения.
Таким образом, при выборе масла важно обращать внимание на предписания производителя и допуски. Например, если для вашего двигателя предписан допуск С2, его можно заменить на С3. Но если предписано С3, его точно нельзя менять на С2 из-за более низкого HTHS. В противном случае защита двигателя снизится. Точно так же, если для двигателя предписан допуск A5/B5, вы можете залить масло с допуском А3/В4. Но не наоборот.
В каталоге ADDINOL вы можете найти высококачественные маловязкие масла, отвечающие самым строгим стандартам защиты двигателя. Среди них:
- ADDINOL Giga Light 5W-30 – масло с допуском C3, которое можно заливать в двигатели, рассчитанные на допуск С2.
- ADDINOL Super Light 5W-40 – полнозольное масло, максимально эффективно защищающее двигатель от угара топлива.
- ADDINOL Economiс – супермаловязкое масло с топливосберегающим эффектом.
На нашем сайте вы можете воспользоваться сервисом подбора масла: укажите марку, модель и комплектацию автомобиля, чтобы масло подходило именно вашей машине.
Масла Low HTHS: искусство баланса топливной экономичности и защиты двигателя
Дэвид Де Месмакер 29 июня 2018 г. автомобильный, Легковые автомобили, Сократите общую стоимость владения
Перед производителями моторных масел стоит задача найти баланс между эффективностью масла и снижением износа двигателя. Q8Oils предлагает моторные масла с низким значением HTHS для рынка PCMO и HDDO, которые снижают расход топлива при сохранении защиты двигателя.
Во всем мире строгие государственные правила в отношении транспортных средств раздвигают границы топливной экономичности и сокращения выбросов CO2. Это заставляет производителей двигателей придумывать более эффективные конструкции двигателей и новые технологии. В то же время производители смазочных материалов несут большую ответственность за разработку улучшенных моторных масел, снижающих расход топлива.
Одним из способов повышения эффективности использования топлива является использование моторных смазочных материалов с более низкой вязкостью HTHS (High Temperature High Shear).
Вязкость моторного масла по HTHS является ключевым элементом, который напрямую влияет на эффективность использования топлива и долговечность работающего двигателя. Смазка предназначена для смазывания и защиты важных деталей двигателя, таких как подшипники, распределительный вал, поршневые кольца и гильза, особенно в условиях высокого сдвига при высоких рабочих температурах.
HTHS измеряет вязкость (сопротивление течению) моторного масла при повышенных температурах (150°C) в условиях постоянного сдвига, имитируя узкие допуски и высокие скорости между движущимися частями в горячем двигателе. Чем ниже измеренный крутящий момент, тем ниже вязкость масла по HTHS, что приводит к более высокой эффективности использования топлива.
Выбор подходящей вязкости HTHS для вашего автомобиля
При выборе моторного масла для вашего автомобиля необходимо учитывать несколько моментов:
- Смазочный материал с низкой вязкостью HTHS повышает эффективность использования топлива.
- Смазка с высокой вязкостью HTHS обеспечивает лучшую защиту деталей двигателя.
- Тип двигателя: Масло с низким значением HTHS в двигателе, рассчитанном на использование масла с высоким значением HTHS, может привести к повреждению.
Баланс между эффективностью использования топлива и защитой двигателя ставит перед производителями смазочных материалов две важные задачи:
- Как снизить вязкость HTHS до того, как преимущества экономии топлива начнут исчезать?
- Как уменьшить износ двигателя при использовании смазочных материалов с низкой вязкостью HTHS?
Низкая HTHS в PCMO
Уже несколько лет мы видим, что производители легковых автомобилей создают двигатели, для которых требуются моторные масла со все более низкой вязкостью HTHS, в попытке выиграть гонку по эффективности использования топлива .
Q8Oils предлагает широкий ассортимент продуктов PCMO (моторное масло для легковых автомобилей) с HTHS ниже 2,9 мПа·с, адаптированных к потребностям современных высокоэффективных двигателей:
- Q8 Formula V Blue 0W-20 HTHS >2,6 (Спецификация: VW 508.00/509.00)
- Q8 Formula Ultra V 0W-20 HTHS >2,6 (спецификация: VCC RBS0-2AE)
- Q8 Formula Ultra 0W-20 HTHS >2,6 (Спецификация: API SN/Ilsac GF-5)
- Q8 Formula Ultra H 0W-16 HTHS >2,3 (Спецификация: API SN/Ilsac GF-5)
Ожидается в ближайшем будущем:
- Q8 Formula M 0W-20 (Спецификация: MB 229.71)
- Q8 Formula Special D2 0W-20 (Спецификация: Dexos2 Gen2)
Спецификации Low HTHS для HDDO
В течение нескольких лет масла с низкой вязкостью HTHS широко используются на рынке PCMO. Сегодня мы видим, что эта тенденция распространяется на рынок HDDO (дизельное масло для тяжелых условий эксплуатации).
Благодаря новой технологии и проверенным строгим испытаниям Американский институт нефти недавно разделил категорию смазочных материалов для двигателей для тяжелых условий эксплуатации на две категории: минимальная вязкость HTHS 3,5 мПа·с.
Q8 Formula Truck 9000
Mercedes-Benz стал первым европейским OEM-производителем , представившим спецификацию моторных смазочных материалов с низким уровнем HTHS , известную как MB 228.61. Эта спецификация предусматривает повышенную защиту от износа и более жесткие ограничения по экономии топлива. Он соответствует требованиям API FA-4, требующим диапазона вязкости HTHS 2,9.до 3,2 мПа.с.
Новое моторное масло Q8 Formula Truck 9000 FE 5W-30 с HTHS от 2,9 до 3,2 мПа·с соответствует большинству спецификаций моторных масел с низким HTHS для рынка HDDO:
- API FA-4
- МБ 228,61
- Камминз CES 20087
- Детройт Дизель DFS83K22
От нашего эксперта Дэвида Де Месмакера
Дэвид работает в Q8Oils с 2008 года и является экспертом в области дизельных масел для тяжелых условий эксплуатации, моторных масел для легковых автомобилей, автомобильных трансмиссий, продуктов для сельского хозяйства и внедорожников, а также антифризов.
Спросить Предложить тему
Проблемы низкой вязкости HTHS
Дэвид Де Месмакер 1 июня 2017 г. автомобильный, Легковые автомобили
Общество автомобильных инженеров (SAE) недавно представило новые спецификации, касающиеся низкой вязкости, в классификации моторных масел J300. Эти новые спецификации помогут OEM-производителям (производителям оригинального оборудования) соответствовать все более строгим требованиям в отношении экономии топлива. Тем не менее, эта чрезвычайно низкая вязкость может вызвать много проблем, связанных с устойчивостью. Давайте объясним.
Что такое вязкость?
Вязкость – это текучесть и/или густота масла. Эта текучесть и/или толщина являются результатом сопротивления потоку. И чем больше это внутреннее сопротивление, тем труднее будет плавно течь маслу. Чем меньше сопротивление, тем лучше течет масло.
Что такое HTHS?
Вязкость HTHS (High Temperature High Shear) — это способ измерения способности полностью нагретого масла (150°C) эффективно проходить между узкими отверстиями быстро движущихся частей двигателя: например, между поршневым кольцом и накладкой, клапаном поезд, точки контакта зубчатого колеса и так далее.
HTHS можно рассматривать как положительное явление, поскольку оно способствует экономии топлива.
Какие проблемы?
- Одежда
Вязкость HTHS может привести к экономии топлива в течение всего интервала замены масла. Но это также может привести к повышенному риску повреждения и ускоренному износу важных деталей двигателя. Поэтому разработка новых присадок для этих ультратонких масел для высокопроизводительных двигателей имеет решающее значение. Требования к новым конструкциям
Существует очень большая вероятность того, что производителям двигателей придется перепроектировать свои двигатели: только при правильном типе двигателя пользователи получат выгоду от этого «нового» масла с низкой вязкостью.
- Требование к новым добавкам
Как было сказано ранее, для добавления к этому «новому» маслу необходимо разработать новые присадки. Это создает множество проблем, связанных с поддержанием надлежащей защиты и долговечности в рамках правильных формул масла.
- В настоящее время только для легковых автомобилей
Пока данные нововведения касаются только фурнитуры для легковых автомобилей. Производители, разрабатывающие двигатели для грузовых автомобилей, проводят исследования, но еще не дали конкретных результатов.
Таблица вязкости моторного масла SAE J300
От нашего эксперта Дэвида Де Месмакера
Дэвид работает в Q8Oils с 2008 года и является экспертом в области дизельных масел для тяжелых условий эксплуатации, моторных масел для легковых автомобилей, автомобильных трансмиссий, продуктов для сельского хозяйства и внедорожников, а также антифризов.