Где расположен датчик коленвала: Датчик положения коленвала (ДПКВ): что это такое и где находится, признаки неисправности и как проверить, а также устройство и принцип работы

Содержание

Где находится датчик положения коленвала?

Определить, где находится датчик положения коленвала, не имея представления о том, что это такое и как он выглядит, довольно непросто. Именно поэтому вводная часть нашей статьи будет посвящена информации о назначении и конструктивных особенностях устройства, называемого в зависимости от источника, то датчиком синхронизации, то датчиком ВМТ, то датчиком положения коленчатого вала.

По сути своей, датчик синхронизации, не что иное, как электромагнитный элемент, синхронизирующий функциональное взаимодействие системы зажигания с топливными форсунками. Датчик выдает информацию о положении, направлении и частоте вращения коленчатого вала ЭБУ (электронному блоку управления). Важность этого элемента невозможно переоценить, поскольку датчик положения коленвала – практически единственный элемент современного автомобиля, нарушение работоспособности которого предполагает полную остановку силовой установки. Функционирование системы впрыска автомобильного топлива невозможно без участия данного датчика.  

Типовая классификация датчиков положения коленвала

1.1 Магнитные, или индуктивные, датчики
    Отличительной особенностью датчиков данного типа является необязательность наличия отдельного источника питания. Индуцирование напряжения для формирования сигнала ЭБУ происходит в момент прохождения зуба синхронизации сквозь магнитное поле. Датчик данного типа нередко выполняет дополнительные функции, например, контроля скорости.

1.2    Датчики Холла
В основу функционирования таких датчиков положен эффект Холла. Приближаясь к датчику, изменяющееся магнитное поле, инициирует начало движения тока. Зубья диска синхронизации, перекрывая магнитное поле, вступают с ним во взаимодействие. Может использоваться в качестве датчика распределителя зажигания. 

1.3 Оптические датчики
Основное конструктивное отличие оптических датчиков заключается в наличии пазов или отверстий в диске синхронизации, осуществляющем прерывание светового потока от светодиода к приемнику. Приемник передает поток, превращенный в импульс электрического напряжения, в ЭБУ. 

Где находится датчик положения коленвала?

А теперь ответ на вопрос, вынесенный в заголовок нашей статьи. Местоположение датчика синхронизации можно определить следующим образом: он установлен рядом со шкивом привода генератора и размещен в специальном кронштейне. Зазор между датчиком и зубчатым шкивом, выставляется посредством соответствующих шайб и составляет 1,0 миллиметр (рис.1).

Шкив привода генератора имеет 58 зубьев, расположенных через каждые 60. Промежуток, выполненный в виде двух отсутствующих зубов, генерирует импульс синхронизации оборотов коленвала. Корпус датчика практически аналогичен корпусам других датчиков, однако его отличает разъем подключения к автомобильной сети, имеющий довольно длинный провод. Длина провода (не менее 70 сантиметров) позволяет несколько нивелировать неудобство размещения датчика в моторном отсеке автомобиля. 

Существует еще один важный аспект. В современных автомобилях применяется шкив привода генератора двух типов: шкив с демпфером и цельнометаллический шкив. Если цельнометаллический шкив чрезвычайно износоустойчив и не требует серьезных усилий при обслуживании. Совсем иная картина при эксплуатации шкива с демпфером. Его целостность – предмет особой заботы автолюбителя, поскольку любые ее (целостности) нарушения приводят к полной остановке силового агрегата. 

Определенного контроля со стороны автовладельца требует и сам датчик положения коленвала, хотя практика показывает, что из строя он выходит крайне редко. Проверка работоспособности датчика синхронизации выполняется при помощи измерения сопротивления обмотки посредством мультиметра (тестера). 

Сопротивление обмотки исправного датчика колеблется в диапазоне 800-900 Ом.  

Повреждения (как правило, механического типа) датчика возникают в основном в процессе выполнения ремонтно-восстановительных работ, а также при попадании посторонних предметов между зубьями шкива и датчиком.

Датчик положения коленчатого вала. Снятие, проверка и замена.

Постоянное совершенствование силовых установок сказывается положительно на общих характеристиках двигателя, но не очень на общей технической части автомобиля. Ведь чем проще механизм, тем  выше его надежность.

Так выглядит датчик положения коленчатого вала

Для наглядности можно рассмотреть топливную систему бензинового мотора. Раньше за смесеобразование и дозировку топлива у двигателя с такой системой отвечал карбюратор. Практически полностью механическая конструкция самого карбюратора. Только на последнем этапе применения карбюраторной системы питания на них  использовались электромагнитные клапана холостого хода. Это обеспечивало высокую надежность, нарушение в работе карбюратора могло привести только сильное его загрязнение или нарушение регулировок. Но данные неисправности устранялись быстро и практически без затрат.

Но карбюратор не мог обеспечить точную дозировку топлива при разных режимах работы двигателя, что приводило к постоянному перерасходу топлива.

На смену карбюраторной системе питания бензинового мотора со временем пришла инжекторная система. Эта система в своей конструкции подразумевает наличие электронного блока управления системой. Наличие блока позволило точно контролировать дозировку топлива при разных условиях работы мотора. Это положительно сказывается и на расходе топлива, и на показателе мощности мотора, поскольку в камеру сгорания поступает столько топлива, чтобы обеспечить максимальный выход мощности.

Но конструктивно инжекторная система сложнее, и, чтобы электронный блок управления правильно выполнял свою работу, двигатель должен оснащаться большим количеством датчиков, производящих те или иные замеры, на основе которых электронный блок выполняет свою функцию. Среди таких приборов имеется и датчик положения коленчатого вала, или по-простому – датчик коленвала.

Датчик коленвала. Зачем нужен и как работает

Датчик коленвала на инжекторном двигателе нужен для определения углового положения коленвала, а также для определения момента прохождения верхней мертвой точки (ВМТ) первым и последним поршнем. Данные показатели этот датчик передает на электронный блок, который определяет частоту оборотов коленвала и на основе этого производит коррекцию в системе зажигания и системе подачи топлива.

Принцип работы датчика положения коленвала. Зубцов может быть больше или меньше в зависимости от двигателя

Чаще всего на автомобилях применяются индукционные датчики коленвала. Работа его построена на изменении магнитного поля, которое создает устройство, при прохождении через него какого-нибудь металлического предмета. На двигателях это реализовано так: на коленвале установлен специальный металлический зубчатый синхродиск, обычно он устанавливается на шкив привода генератора. По окружности этого диска имеется зубчатый венец, но в одном месте отсутствуют два зуба подряд. Датчик коленвала располагается напротив этого диска на таком расстоянии, чтобы вершины зубьев попадали в магнитное поле датчика. Сигналом положения коленчатого вала выступают те два отсутствующих зуба диска. Место диска, на котором отсутствуют зубья проходит через магнитное поле датчика, меняя его. Датчик улавливает это изменение и передает его на блок управления.

Признаки неисправности датчика

Поскольку на основе сигналов этого датчика происходит корректировка дозирования топлива и системы зажигания, то неисправность его приводит к искажению сигналов и как следствие – перебои в функционировании силовой установки или же невозможность запуска.

Признаками поломки датчика коленвала являются:

  • не запускающийся мотор и сигнал «Check engine»;
  •  затрудненный запуск двигателя;
  • неустойчивость работы мотора при разных режимах;
  • ощутимое падение показателя мощности мотора без видимых причин;
  • при увеличении нагрузки появляется детонация мотора.

Если проявился хоть один из данных показателей неисправности, следует узнать, не является ли датчик причиной сбоя в работе двигателя. Но для этого нужно знать, как проверить датчик коленвала.

Где находиться и как проверить датчик коленвала

Самым быстрым и экономичным способом будет диагностика персональным ODBII сканером.

Если устройства у вас нет, рекомендуем обратить внимание на бюджетный сканер корейского производства Scan Tool Pro Black Edition.


В первую очередь следует осмотреть сам датчик. Если следов грязи или стружки на торце ДПКВ не обнаружено, стоит подключить сканер и считать имеющиеся коды ошибок с ЭБУ. На проблемы, связанные с ДПКВ укажут коды неисправностей — P0335 или P0336 в зависимости от того поступает ли вообще сигнал с датчика. Если ошибки есть, их следует очистить с помощью сканера и провести тест-драйв автомобиля, чтобы выяснить, появляются ли они снова. В случае повторного появления приступить к проверке непосредственно датчика, описанными в следующем разделе способами.
Так как Scan Tool Pro работает на 32-х битном чипе, все эти моменты он сможет вам показать и сохранить в памяти. Также с его помощью можно диагностировать не только двигатель, но и другие узлы и агрегаты автомобиля (коробку передач, трансмиссию, вспомогательные системы ABS, ESP и т.д.

).

Перед тем, как произвести проверку, нужно знать, где находится датчик коленчатого вала, чтобы снять его с автомобиля. Поскольку синхронизационный диск находится на шкиве привода, то и искать его нужно там. Он располагается недалеко от диска, устанавливается он в свое посадочное место и крепится одним или двумя болтами. Перед снятием его проводку нужно отсоединить от фишки.

Датчик положения коленвала расположен на корпусе маховика двигателя

При демонтаже важно пометить положение его, чтобы потом правильно поставить в посадочное место. Вначале нужно дать визуальную оценку состояния датчика. Корпус его не должен быть поврежден. Со временем сердечник этого датчика может покрыться грязью, которая тоже может влиять на показания. Перед проверкой его нужно тщательно очистить от грязи. Для этого можно воспользоваться ветошью, пропитанной спиртом или бензином.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Назначение датчика положения распредвала (ДПРВ)
  • Датчик износа тормозных колодок: зачем нужен, виды, принцип работы
  • Датчик детонации: для чего нужен, какие признаки неисправности, как его проверить и заменить

Проверка датчика коленвала

Проверка состояния датчика может быть поверхностной, при которой измеряется только сопротивление его обмотки, или же глубокой, при которой проверяются все основные параметры. Рассмотрим оба вида проверки:

Замер сопротивления обмотки датчика коленвала

  • Для поверхностной проверки достаточно иметь только омметр. При помощи данного прибора замеряется сопротивление обмотки. Данный показатель на разных авто может отличаться, но обычно оно составляет 550-700 Ом. Если при замере показания сопротивления больше или меньше – датчик не исправен.
  • Глубокая проверка более сложная и для ее проведения потребуется наличие мегаомметра и измерителя индуктивности.

Мегаомметром замеряется сопротивление изоляции датчика при подаче напряжения в 500 В на него, при таком напряжении сопротивление должно превышать показатель 20 МОм.

Измерителем индуктивности проверяется индуктивность датчика. У исправного датчика этот показатель должен быть на уровне 200-350 мГц.

Видео: Датчик положения коленвала. Проверка

Данные датчики имеют неразборную конструкцию, и ремонту они не подлежат. Поэтому если проверка показала неисправность его, то он попросту заменяется.

Замена

Итак, мы знаем, где находится датчик коленчатого вала, поскольку перед этим его снимали. Такой ситуации, как с одним из приборов – лямбда-зондом, когда есть возможность использовать универсальный датчик, нужно лишь перепаять провода под фишку, с датчиком коленвала нет. А все потому, что у разных автомобилях внешние параметры данного датчика могут отличаться, поэтому нужно будет приобретать этот датчик только под определенную модель авто.

Посадочное место перед установкой нужно хорошо очистить. При установке нового датчика коленвала важно учесть такой параметр, как расстояние от сердечника до венца синхродиска. Данный параметр можно узнать в тех. документации к авто. Перед установкой нужно замерить это расстояние. Для этого можно воспользоваться штангенциркулем.

Сначала нужно замерить расстояние от края посадочного места датчика к вершине зуба синхродиска. Затем нужно замерить вылет сердечника. Чтобы правильно отрегулировать расстояние, можно воспользоваться шайбами разной толщины.

Сделанные при снятии устройства метки помогут правильно установить датчик на место. Чтобы опять же не нарушить расстояние, желательно закреплять новый датчик при помощи старых крепежных элементов. При затягивании болтов сильного усилия прикладывать не надо, чтобы не раздавить корпус датчика.

После установки потребуется произвести сброс показаний бортового компьютера, чтобы избавиться от сигнала «Check engine». Затем уже можно проверить работоспособность силовой установки на разных режимах работы. Если проблема не устранилась, значит, нужно искать причину дальше.

Как работает датчик положения коленчатого вала и где его найти

Что делает датчик положения коленчатого вала?

Датчик положения коленчатого вала (датчик CKP или CPS) — один из нескольких датчиков, обеспечивающих бесперебойную работу двигателя. Он измеряет положение коленчатого вала (за что его иногда называют датчиком угла поворота коленчатого вала или CAS), а также скорость вращения коленчатого вала (за что его иногда называют датчиком частоты вращения коленчатого вала, ESS или датчиком оборотов).

. Датчик положения коленчатого вала передает эту информацию бортовому компьютеру автомобиля, блоку управления двигателем (ЭБУ). ЭБУ использует эту информацию вместе с входными данными от других датчиков для управления такими системами, как опережение зажигания и впрыск топлива. Благодаря этому все части двигателя синхронизируются и работают согласованно. Датчик положения коленчатого вала необходим для бесперебойной работы двигателя.


Как работает датчик коленчатого вала

Существуют различные настройки датчиков коленчатого вала, но они, как правило, работают на принципах магнетизма. Многие датчики положения коленчатого вала представляют собой электронный датчик, известный как датчик Холла. Датчик Холла вырабатывает электричество, когда на него воздействует магнитное поле. В датчике положения коленчатого вала зубчатое колесо, вращающееся вместе с коленчатым валом, нарушает магнитное поле. Это создает схему включения и выключения датчика Холла, которую ЭБУ может интерпретировать как частоту вращения коленчатого вала.

Чем быстрее включается и выключается датчик, тем быстрее крутится коленвал.

В то время как эти датчики Холла выдают цифровой сигнал, некоторые датчики положения коленчатого вала выдают аналоговый сигнал. Однако они по-прежнему работают на магнетизме. Датчик вырабатывает электрическое напряжение на основе колебаний магнитного поля. Колебания вызваны движением металлических штифтов в коленчатом валу. Более быстрое вращение означает больше колебаний и больше напряжения. ЭБУ может преобразовывать это напряжение в частоту вращения коленчатого вала.

В любом случае элементы синхронизации, штифты или зубья на колесе должны быть расположены на одинаковом расстоянии друг от друга для точного измерения скорости. Однако обычно есть зазор, который совпадает, когда один поршень находится в верхней мертвой точке. Этот зазор позволяет датчику определить, где находится коленчатый вал при его вращении в дополнение к его скорости.

Где находится датчик положения коленчатого вала?

Расположение датчика положения коленчатого вала может варьироваться в зависимости от автомобиля. Очевидно, что он должен быть близко к коленчатому валу, поэтому он чаще всего расположен на передней нижней стороне двигателя. Обычно его можно найти прикрепленным к крышке ГРМ. Иногда он может быть установлен сзади или сбоку от двигателя. Иногда датчик положения коленчатого вала измеряет скорость маховика сцепления, чтобы определить скорость коленчатого вала. В этих случаях датчик крепится к корпусу колокола коробки передач.

Как и большинство деталей, датчики положения коленчатого вала могут со временем выйти из строя по разным причинам. Чтобы узнать больше об этих причинах, ознакомьтесь с этой статьей о том, почему датчики положения коленчатого вала выходят из строя от экспертов 1A Auto!

Просмотрите другие статьи датчика положения коленчатого вала:

  • Почему датчики положения коленчатого вала выходят из строя
  • Симптомы неисправности датчика положения коленчатого вала
  • Как проверить датчик положения коленчатого вала
  • Как заменить датчик положения коленчатого вала

Расположение и функции датчиков распредвала и коленчатого вала — замена автозапчастей, обзоры, ремонт автомобилей

Современные автомобили не имеют распределителя, поэтому им нужен способ определения времени — когда впускные и выпускные клапаны открываются и закрываются, а также когда поршни поднимаются. и вниз. Двигатели транспортных средств имеют четыре цикла: впуск, сжатие, сгорание и выпуск. На такте впуска распределительный вал открывает впускные клапаны, позволяя воздуху и топливу поступать в двигатель. Оказавшись внутри, поршни поднимаются и сжимают газ и воздух, чтобы подготовить их к такту сгорания.

При сгорании свеча зажигания искрит и вызывает взрыв в цилиндре, толкая поршень обратно вниз. На такте сжатия и сгорания впускные клапаны закрываются, а выпускные открываются, позволяя продуктам взрыва выйти через выхлоп. На такте выпуска поршень выталкивает использованный газ и воздух через выпускные клапаны и через выхлопную систему.

Синхронизация

Поскольку два твердых объекта не могут одновременно занимать одно и то же пространство, клапаны должны закрываться при подъеме поршня. Датчик распредвала сообщает компьютеру, где в процессе находится распредвал. Датчик коленчатого вала сообщает компьютеру, где в процессе находится коленчатый вал. Компьютер использует сигналы обоих датчиков — или любого из них, если у автомобиля есть один или другой — для определения нескольких частей информации, необходимой двигателю для эффективной работы, включая скорость двигателя (об/мин), которая, в свою очередь, сообщает компьютеру чтобы открыть или закрыть топливные форсунки для большего или меньшего количества топлива.

Расположение датчика распределительного вала

Датчик распределительного вала обычно располагается в верхней части двигателя. Он может быть на верхней части блока, на одной или обеих головках или на впускном коллекторе, обычно рядом с крышкой ГРМ. В некоторых случаях вы можете найти датчик распредвала за крышкой ГРМ. Если датчик распредвала находится снаружи двигателя, его обычно легко заменить.

Расположение датчика коленчатого вала

Датчик коленчатого вала обычно располагается в нижней части блока, ближе к передней части двигателя. В большинстве случаев вы найдете его за гармоническим балансировщиком. В некоторых автомобилях вы можете найти датчик коленчатого вала за крышкой ГРМ, рядом с нижней частью блока, хотя это бывает редко. Пока датчик находится снаружи блока, его относительно легко заменить.

Советы по замене датчиков

В некоторых случаях код датчика распределительного вала не означает, что датчик неисправен. Например, двигатель Dodge Hemi имеет фазовращатели распредвала на шестернях распредвала, а также датчик масла распредвала под впускным отверстием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *