Лучшие места для отдыха с палатками в Башкирии 2020: куда поехать на машине на выходные
Комсомольская правда
ОбществоАктивный отдых
Эльвина АПАРИНА
10 июля 2020 14:09
Спасаемся от июльского зноя рядом с водоемами
Аслыкуль называют башкирским морем ФОТО: Андрей Кузьмин
С приходом аномальной жары грех оставаться в городе – лучше всего эти выходные провести на берегу чистого и приятного водоема, которых в Башкирии, к счастью, много. Расскажем, где можно отдохнуть у озера в Башкирии с палатками.
ОЗЕРО АСЛЫКУЛЬ
Озеро Аслыкуль в Давлекановском районе по праву считается одной из главных достопримечательностей республики. Оно овеяно легендами и воспето в древнем эпосе башкир. Это самое большое озеро республики: площадь – 23,5 квадратных километра! Средняя глубина – 5,1 м. Настоящее «башкирское море».
За летние месяцы его посещают тысячи туристов. Особенно многолюдными берега Аслыкуля бывают в выходные – люди приезжают с палатками и наслаждаются закатами и рассветами. Они здесь очень красивые!
Отыскать Аслыкуль труда не составит. Озеро находится в 30 километрах к северо-западу от Давлеканово. Если вы едете из Уфы, то нужно двигаться по трассе М-5 на запад, затем повернуть на Чишмы. Когда проедете Давлеканово, сверните направо, двигайтесь по грунтовой дороге до деревни Алга, рядом с которой и будет въезд в природный парк «Аслыкуль».
GPS-координаты: N 54° 18’50» E 54° 35’00».
На Аслыкуле чистая голубая водаФото: Эльвина АПАРИНА
КАНДРЫКУЛЬ
Кандрыкуль – это второе по величине и популярное место, где можно отдохнуть у озера в Башкирии с палатками. Отличное место для отдыха даже для самых искушенных туристов: озеро находится среди возвышенностей. Горы окружают Кандрыкуль с трех сторон: с северной – гора Канар-Казган, с южной – Гульбика и Кызыл-тау, а на северо-западе красуется Тунейман.
Происхождение Кандрыкуля — карстовое, что в Башкирии встречается довольно часто. Стока и притока у озера нет.
Добраться из Уфы до Кандрыкуля совсем несложно. Нужно двигаться по федеральной автотрассе М5, приблизительно в 140 км от Уфы по правую сторону по ходу движения находится село Кандры, его можно опознать по декоративной нефтяной вышке. После села Кандры по трассе, озеро будет видно уже с дороги. Далее просто ищете подходящее место для лагеря.
GPS-координаты: N 54° 29’50”; E 54° 03’40”.
НУГУШСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ
Нугуш расположен меж горных хребтов, Булюк-Буй с востока и Баш-Алатау с запада. С башкирского «нугуш» так и переводится – «чистая вода». Кристальность нугушских вод подтверждает и наличие в них такой прихотливой рыбы как хариус и форель. Благодаря своей невероятной синеве и огромной площади (протяженность – 25 км, ширина до 5 км, а наибольшая глубина – 30 м) водохранилище по праву зовется рукотворным морем. Его вместимость – 400 миллионов кубометров.
На Нугуше много кемпингов и развлечений. ФОТО: Андрей Кузьмин
Здесь можно насладиться природой в ее первозданном виде – Нугушское водохранилище имеет статус особо охраняемой территории, это часть Национального парка «Башкирия». Развлечений на Нугуше хватает: можно прокатиться на катере, гидроцикле или банане. А то и отправиться на экскурсию по воде или по так называемым экологическим тропам «Таллы» и «Бийектау». А еще имеются конные и джиппинг-туры. «Домоседы» могут насладиться спокойным отдыхом в кафе, походом в баню и игрой в бильярд.
Как добраться:
Расстояние от Уфы до Нугушского водохранилища – 260 км. Нужно ехать на юг по трассе Уфа-Оренбург, мимо Стерлитамака до Мелеуза. От Мелеуза повернуть на северо-восток и ехать еще 40 километров до поселка Нугуш, расположенного на берегу водохранилища. Дорога до самого поселка асфальтированная, дальше, по территории парка – гравий и проселки. Время в дороге около 3,5-4 ч.
GPS-координаты: N 53”02”38” E 56”26”43”.
ВСЕМИ ЛЮБИМЫЙ ИНЗЕР
Многие любят отдыхать на Инзере – чистая река с прозрачной водой. Она берет свое начало на склонах Южного Урала и образовывается слиянием двух рек Большой и Малый Инзер. Длина реки – 307 километров. Глубина реки с берега увеличивается постепенно, что очень комфортно.
На Абзане туристов привлекает водопадФото: Эльвина АПАРИНА
Идеальное место отдыха на Инзере – деревня Абзаново Архангельского района. Здесь расположен красивый водопад – это идеальное место отдыха для всей семьи. В реке водятся щуки, это порадует любителей рыбалки.
GPS-координаты: N 54° 27.957′; E 56° 38.555′ (или 54.46595°, 56.642583°).
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА – КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
ООО “МЕДИА РЕЗЕРВ”. Адрес редакции КП-Уфа: 450006, г. Уфа, ул. Пархоменко 156/3 оф 611. Контактный тел. +7 (347) 292-44-47. Редактор – Максютов Р.А.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
10 лучших водоемов для отдыха новости Уфы и Башкирии
Башкирия славится своей богатой природой. Уникальные памятники, родники, озера, горные реки и водохранилища – все, что действительно восхищает и позволяет ненадолго отвлечься от городской суеты. Корреспондент ГорОбзор.ру подготовил для вас подборку из 10 самых лучших водоемов Башкирии для активного и расслабляющего отдыха.
Нугушевское водохранилище
Нугушевское водохранилище или озеро Нугуш – водоем протяженностью 25 километров. Оно находится на Южном Урале в 250 километрах от Уфы. По мнению жителей Башкирии – это одно и красивейших водоемов республики, которое уже много привлекает местных туристов и гостей Башкирии.
Водохранилище было создано еще в 1967 году. Оно было предназначено для снабжения водой Салаватского промышленного комплекса – городов Салават, Ишимбай, Стерлитамак. Изначально реку Нугуш, длинной 235 километров, запрудили в 50 километрах от ее устья. Её называют самой быстрой рекой Башкирии.
Известно, что Нугушевское водохранилище находится на территории национального парка «Башкирия». Живописная природа привлекает с каждым годом все больше новых туристов. Место подходит для отдыха с палатками, имеются также туристические базы для комфортного отдыха.
Как доехать: На автомобиле нужно ехать в южном направлении мимо Стерлитамака и Салавата до Мелеуза, где нужно повернуть налево и ехать до поселка Нугуш.
Голубое озеро
Голубое озеро или Зянгяр-куль находится в 40 километрах к югу от Уфы. Удивительное небольшое озеро, размером около 400 квадратных метров, получило такое название из-за голубоватого цвета воды, так как дно озера сложено голубой лечебной глиной. Живописное место является одним из самых популярных для отдыха в Башкирии.
Особенность водоема в том, что оно не замерзает даже зимой, однако и летом купаться там решаются не все, так как вода в озере всегда очень холодная, примерно +5 градусов. Это из-за того, что в Голубом озере бьет несколько сильных родников. Из озера вытекает широкий ручей, через 100 метров впадающий в текущую рядом реку Узень.
Вокруг озера расположены живописные известняковые скалы. Если забраться на них, можно открыть для себя прекрасный вид на озеро, вытекающее в реку.
Как проехать: На автомобиле из Уфы нужно ехать по трассе на Стерлитамак, затем повернуть направо на Новомусино, проехать через деревню, затем далее около километра до озера. Можно легко доехать и на общественном транспорте. До деревни Новомусино из Уфы ходит пригородный автобус. От Новомусино пешком по дороге на запад чуть более 1,5 километров.
Река Зилим
Зилим – река, протекающая на территории Башкирии. Её истоки начинаются на склоне хребта Юрматаю, а протяженность реки составляет 215 километров. Она является правым притоком реки Белая. Чтобы отдохнуть на берегу этой реки, уфимцам придется преодолеть расстрояние почти в 200 километров.
Река является уникальной из-за расположенных вокруг горных массивов. Течение реки имеет скорость от 3 до 5 километров в час. Также это идеальный вариант для любителей сплавов, ведь по пути им откроются виды на обрывистые скальные берега, хвойные леса и пологие горы, крутые обрывы.
Как доехать: К реке Зилим можно добраться несколькими путями. Верхнее течение — проезд с трассы Уфа-Белорецк до поселка Зигаза и далее до деревни Бутаево. Среднее течение — с трассы Уфа-Оренбург до поселка Красноусольский и далее до деревни Толпарово. Нижнее течение — с дороги Красноусольский-Табынск-Красный Зилим-Архангельско повернуть в деревне Зириково на Саитбабу, а в деревне Карагай повернуть на Имендяшево.
Река Инзер
Река Инзер находится в 80 километрах от Уфы. Она берет свое начало на склонах Южного Урала и образовывается слиянием двух рек Большой и Малый Инзер. Длина реки – 307 километров. Горная река отличается чистой водой и удобным берегом, куда можно приезжать с детьми, так как глубина реки увеличивается постепенно.
Туристы приезжают сюда не только для того, чтобы отдохнуть на берегу реки, но и посмотреть на водопад у деревни Абзаново. Это идеальное место отдыха для всей семьи. В реке водятся много щук, что не может не радовать любителей рыбалки. Кстати, это еще одно илюбленное место для любителей сплавов.
Как проехать: До станции Тюльма, где начинается сплав, можно доехать на пригородном поезде Уфа – Инзер. На нем же можно и уехать со сплава с любой станции близ реки. На автомобиле следует ехать по трассе Уфа-Белорецк.
Река Сим
Река Сим берет свое начало еще в Челябинской области. За пределами Ашинского района река начинается с двух истоков, с гор Алишер и Полозовой, которые расположены на территории Катав-Ивановского района. Ниже Аши река выходит на уфимское плато и полностью теряет горный характер. Река впадает в реку Белую.
Туристам также нравится сплавятся по этой реке, хотя она менее примечательна, чем другие. Реку любят за наличие в ней множества видов рыб. Берега вдоль Сима где-то песчаные, а где-то гравийные. Это идеальное место для летнего жаркого отдыха, ведь именно на берегу Сима можно искупаться в прозрачной воде и полежать на песчаном пляже.
На берегу реки Сим есть так называемый «райский уголок» или «золотой пляж», который находится в Иглинском районе рядом с населенным пунктом Асканыш. Пляж стал популярным среди туристов и местных жителей из-за золотистого песчаного пляжа и хорошего дна реки.
Как проехать: Выезд из Уфы со стороны Монумента Дружбы по улице Пугачева через Каменную переправу. После проезда таких населенных пунктах, как: Жилино, Зинино, Нагаево, Акбердино, Карамалы где-то через час в пути вы окажетесь в Асканыше.
Озеро Аслыкуль
Аслыкуль – самое крупное озеро в Башкирии. Оно расположено в 27 километрах к северо-западу от города Давлеканово и раскинулось на 5 километров в ширину, при этом его длина составляет 8 километров. Озеро Аслыкуль и прилегающую к нему территорию признали природным парком только в 2011 году.
По мнению туристов, отдых на озере позиционируется исключительно семейный. На побережье Аслыкуля можно приехать «дикарями» или заселиться в турбазу. Обширное озеро позволяет развлечься и любителям активного отдыха, ведь там можно прокатиться на виндсерфере, пара- и дельтаплане. Еще одна уникальность озера в том, что в нем повышенное содержание минеральных солей, из-за чего оно напоминает море.
Как проехать: От Уфы на автомобиле нужно ехать сначала по трассе М-5 на запад, затем повернуть на Чишмы, ехать до Давлеканово, откуда свернуть направо. Ехать до деревни Александровка, откуда по хорошей грунтовой дороге до деревни Алга, находящейся близ озера.
Озеро Кандрыкуль
Еще одно уникальное озеро – Кандрыкуль. Оно, как и Аслыкуль, относится к группе самых крупных естественных водоемов лесостепной зоны Европы. Кандрыкуль славится своими песчаными пляжами и чистой водой. Озеро находится в 130-140 километрах от Уфы.
Водоем находится в центре Бугульминско-Белебеевской равнины. Площадь озера – 15,6 квадратных километров. Максимальная глубина озера также составляется более 15 метров. В отличии от Аслыкуля, на Кандрыкуле соленость низкая, поэтому это озеро в Башкирии считается пресным, хотя на дне соленость все же ощущается. На берегу озера также расположены базы отдыха. Любители «дикого» кемпинга также могут подобрать себе место для установки палаток.
Как проехать: От Уфы на автомобиле можно проехать по трассе М-5 в сторону города Самара. Дорога проходит прямо вдоль берега озера Кандрыкуль. Можно добраться и на электричке. От станции Кандры до озера расстояние 5 километров, которые можно преодолеть пешком.
Озеро Банное
Озеро Банное также называют Якты-куль, что в переводе означает «светлое озеро». Оно расположилось в башкирском Зауралье, в окружении трех гор – Кутукай, Каранъялык и отрогов Яманкая. Площадь озера – 7,7 квадратных метров. С 1965 года озеро является памятником природы республики Башкортостан.
Озеро Банное – отличное место для рыбалки и отдыха. На побережье оборудованы пляжи, поблизости находится множество турбаз и детских лагерей.
Как проехать: На автомобиле лучше проехать через Челябинск, Магнитогорск, далее по указателям на Белорецк. Далее следует свернуть по указателю Яктыкуль. Всего от Магнитогорска до Банного – 45 километров.
Павловское водохранилище
Павловское водохранилище – это одно из излюбленных мест для жителей и гостей Башкирии. Водохранилище было создано на реке Уфе для водоснабжения столицы республики и города Благовещенск, а также для производства электроэнергии. Протяжённость Павловки составляет более 150 километров. Водохранилище считается самым крупным в республике.
На побережье водохранилища можно найти много «диких» мест для любителей отдыха в палатках. Также там расположена одна из крупных турбаз в Башкирии. Рыбаки здесь тоже найдут свое, ведь там можно поймать леща, линя, язя, судака, щуку, окуня, сома, налима, голавля. Средняя глубина Павловского водохранилища – 11,7 метров, а максимальная в приплотинной части достигает 35 метров.
Как проехать: Павловское водохранилище находится в 100 километрах к северо-востоку от башкирской столицы. На автомобиле из Уфы нужно ехать через Иглино, Красную горку, Чандар до поселка Павловка.
Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях – ВК и Facebook
Дорогие читатели!!! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях – ВК и Одноклассники
башкир | Encyclopedia.com
РАСПОЛОЖЕНИЕ: Республика Башкортостан, в России (на Южном Урале)
НАСЕЛЕНИЕ: 1,8 млн. (2002)
ЯЗЫК: Башкирский; Русский
РЕЛИГИЯ: Ислам
ВВЕДЕНИЕ
Башкиры — тюрко-мусульманский народ, проживающий на территории Российской Федерации. Впервые башкиры появляются в исторических источниках в 10 веке нашей эры как жители Южного Урала, территорию которого они занимают и по сей день. Происхождение башкир неясно. Хотя сегодня башкиры говорят на тюркском языке, некоторые историки считают, что они изначально были носителями венгерского языка, которые остались в Уральских горах, когда предки современных венгров начали миграцию, которая в конечном итоге привела их к оседлости в Центральной Европе. Так это или нет, но мало кто сомневается в том, что среди башкир всегда был сильный тюркский этнический элемент, и этот элемент стал доминирующим до конца средневековья. Традиционно башкиры были скотоводческим кочевым народом, ведя свои стада овец, крупного рогатого скота, лошадей и верблюдов по установленным маршрутам миграции, но под властью России башкиры все чаще занимались сельским хозяйством.
В политическом отношении башкиры всегда были подданными более могущественных соседей. Самые ранние источники идентифицируют их как подданных Волжско-Булгарского государства с центром в Среднем Поволжье. До подчинения России в XVI веке башкиры оказывались подданными различных степных политий. К ним относятся Монгольская мировая империя, Золотая Орда, Ногайская Орда и Казанское ханство. После завоевания Россией Казанского ханства в 1552 году башкирские вожди также стали подданными России. До конца 17 века подчинение России было в значительной степени формальным делом, но влияние России на башкирских землях постепенно возрастало в результате русской крестьянской и военной колонизации и увеличения налогов. Несмотря на серию жестоких башкирских восстаний, в течение 18 века башкиры и их земли все больше интегрировались в Российское государство.
С приходом русской революции 1917 года башкиры оказались разделенными между различными политическими силами и втянутыми в Гражданскую войну в России. Хотя в то время не возникло реального движения за независимость башкир (башкиры были единственным тюркским народом, добровольно присоединившимся к Советскому Союзу), башкиры в конечном итоге получили от советских властей в Москве «автономную» территорию в составе Российской республики. Эта территория со временем стала называться Башкирской Автономной Советской Социалистической Республикой (АССР), а после распада Советского Союза в 19 г.91.
РАСПОЛОЖЕНИЕ И РОДИНА
Башкирская территория традиционно охватывала Южный Урал, а также прилегающие степные районы на юге и в Западной Сибири, т. е. на воображаемой линии, разделяющей Европу и Азию. Большинство башкир проживает в Российской республике, где 1,2 миллиона башкир составляют чуть менее 30% населения республики. Остальные башкиры в основном проживают в провинциях и республиках соседнего Башкортостана. За исключением пересеченной местности центрального Южного Урала, для территории Башкирии характерна смесь вечнозеленых и березовых лесов со степями или прериями. Около 40% территории республики занимают леса. Северные части территории Башкирии наиболее лесистые и получают наибольшее количество осадков, в то время как южные районы часто страдают от недостаточного количества осадков и имеют гораздо более редкий лесной покров. Центральная часть Южного Урала в основном покрыта лесами, а самой высокой точкой Башкортостана является Ямантау, высота которого составляет 1638 м (4,9 м).00 футов). Большая часть территории Башкирии не обрабатывается и является домом для богатого разнообразия диких животных, особенно в районе Уральских гор, где есть большие популяции медведей, волков, оленей, мелких млекопитающих и птиц.
Климат Башкортостана резко континентальный, характеризуется продолжительной суровой зимой и прохладным сухим летом. Средняя температура января составляет от -16°C до -14,5°C (от 0°F до 4°F), а июля от 18,5°C до 20°C (от 69°F до 72°F).
Территория Республики Башкортостан составляет 144 000 кв. км (56 000 кв. миль), что немного меньше площади штата Айова. Согласно 19По данным советской переписи 79, башкиры насчитывали 1 371 000 человек, но составляли менее 25% населения Башкортостана, занимая в этническом составе республики третье место после русских и татар. Считается, что 1,8 млн башкир сейчас составляют менее 20% населения республики.
ЯЗЫК
Башкиры говорят на башкирском языке, который является тюркским языком кыпчакской, или северо-западной, ветви тюркской языковой семьи. Башкирский наиболее тесно связан и взаимно понятен с татарским, тюркским языком, на котором широко говорит татарское население Башкортостана, а также соседних регионов. Башкирский также тесно связан с казахским. Двуязычие характерно для сельских башкир, но в городах преобладает русский язык. В северном и западном Башкортостане, где проживает большое количество татар, языковое разделение между башкирами и татарами практически исчезло.
В основе башкирского литературного языка лежат диалекты, на которых говорят в дальних юго-восточных районах республики, диалекты, наиболее лингвистически далекие от татарского и наиболее близкие к казахскому. Тем не менее он широко используется, наряду с русским, башкирами для повседневного общения. На башкирском языке издаются газеты и книги, а также радио и, в меньшей степени, телепередачи.
Поскольку башкиры мусульмане, башкирские имена обычно заимствованы из арабских имен, а также из некоторых тюркских. Некоторые распространенные мужские имена Äkhmät, Mökhämet, Ildus, и Bulat . Некоторые распространенные женские имена: Гульнара, Гельфия, и Зухра . Однако и среди башкир все чаще встречаются русские и западные имена.
ФОЛЬКЛОР
Как и другие традиционно скотоводческие кочевые народы Внутренней Азии, башкиры обладают богатым фольклорным репертуаром, который включает песни, стихи и сказки. Однако самым замечательным жанром в башкирском фольклоре является героический эпос. В то время как башкирский фольклор (особенно эпическая традиция) уходит своими корнями в кочевое прошлое башкир во Внутренней Азии, обращение башкир в ислам в 14 веке привело к включению исламских тем и интерпретаций в башкирский фольклор. Некоторые из наиболее известных эпосов включают Урал-батыр , древний эпос о формировании башкирского народа, и Идхеугей менэн Морадхим , описывающий исторические события в Золотой Орде в 15 веке.
Башкирские богатыри традиционно соответствовали героям былин; поэтому неудивительно, что исторические личности, считавшиеся героическими, становились героями героического эпоса. Наиболее видным среди этих деятелей был Салават Юлаев, башкирский полководец во время Пугачевского восстания 1770-х годов. Юлаев, сам прекрасно владевший башкирским языком, стал героем большого цикла башкирского фольклора. Он был канонизирован в советское время как национальный герой башкир и остается таковым по сей день. Массивная бронзовая статуя советской эпохи в столице Башкирии Уфе во многом является национальной достопримечательностью Башкирии.
Башкирский фольклор сохраняет богатый цикл мифов. Помимо мифов, повествующих о сотворении мира, у различных башкирских племен и родов сохранились мифы о формировании собственных групп. К категории мифов можно также отнести исламские легенды, особенно о пророках и знаменитых суфийских шейхах.
РЕЛИГИЯ
Исторически башкиры были преимущественно мусульманским народом. Обращение башкир в ислам, по-видимому, началось в больших масштабах в 14 веке с обращением в ислам Золотой Орды. Однако легенды об исламизации башкир довольно многочисленны и сильно различаются, включая рассказы об их обращении руками самого пророка Мухаммеда, миссионеров волжских болгар или суфиев из Центральной Азии, таких как Ахмад Ясави. После распада Советского Союза и отмены советской антирелигиозной политики наблюдается возрождение интереса к исламу и резкое увеличение строительства мечетей в башкирских деревнях. Семьдесят лет советских репрессий против религий, включая ислам, привели к маргинализации исламских знаний и ритуалов в башкирском обществе. Пережитки традиционной башкирской религиозной жизни наиболее ярко проявляются в сельских башкирских общинах, особенно среди старшего поколения. Эти исламские обычаи включают чтение Корана, ритуальный пост и паломничество к близлежащим гробницам мусульманских святых.
Традиционные, особенно башкирские верования столь же укоренились, особенно в сельской местности. К ним относятся верования в различных духов, которые, как считается, обитают в разных зданиях и природных объектах, а также в духов-покровителей домашнего скота и амулетов. Однако такие верования часто искусственно отделяются от исламских верований, поскольку духами-покровителями часто являются мусульманские святые, а амулеты содержат стихи из Корана, а сами башкиры понимают свои верования как часть единой мусульманской системы верований.
БОЛЬШИЕ ПРАЗДНИКИ
Исторически сложилось так, что башкиры отмечают большие и малые мусульманские праздники, самым известным из которых у башкир является Корбан байрамы (ознаменование суда над Авраамом и его готовности принести в жертву своего сына), который обычно занимает место в начале июня. Исторически этот фестиваль включал в себя жертвоприношение животных и большие коллективные застолья. Сегодня Гурбан Байрамы является официальным праздником, и люди получают выходной день с работы, чтобы расслабиться. Соблюдаются также различные праздники не строго исламского характера, а скорее соответствующие сельскохозяйственному календарю. Одному такому фестивалю Сабантуй (также называемый Хабантуй ), или «праздник плуга», который проводится после весенней посевной. Сабантуй гулянья сегодня связаны с играми в стиле пикника. Другим традиционным праздником является собрание кланов и племен, называемое Yïyïn , которое обычно проводится в начале лета. Раньше на этих сборищах приносили в жертву животных, а теперь есть только пиршества и различные игры и танцы. Мусульманский сезон Рамадан большинство башкир строго не соблюдает.
Хотя такие фестивали по-прежнему распространены в сельской местности и рассматриваются башкирами как полностью «башкирские», праздники, официально пропагандируемые в советское время, также широко отмечаются, особенно в городских районах, где башкиры интегрированы в более крупные, преимущественно русские среды. В то время как конкретно советские праздники, такие как Первомай и Годовщина Октябрьской революции, обычно игнорируются, менее политические советские праздники, такие как Новый год (1 января) и День Победы (9 мая).) широко празднуются.
РИТУАЛЫ ПЕРЕХОДА
Традиционно башкиры соблюдали многочисленные и сложные ритуалы, чтобы отметить основные ритуалы жизненного цикла рождения, брака и смерти. Башкиры считали, что новорожденный особенно уязвим для «дурного глаза» (qatï küdh) в течение первых 40 дней после рождения, и вокруг его кроватки вешали ряд амулетов. Другой ритуал заключался в мнимой продаже ребенка акушерке в качестве защиты от злых духов, которые могли попытаться навредить настоящим родителям. Через 40 дней имя ребенку давал по традиции мулла. В какой степени эти ритуалы практикуются сегодня, неясно. Домашние роды по-прежнему распространены в сельской местности, но имянаречение обычно осуществляется родителями ребенка.
Обряды полового созревания per se у башкир плохо задокументированы, но призыв молодых башкирских мужчин в армию, обычно в возрасте 18 лет, обычно функционировал как право на половую зрелость де-факто и де-юре . У призыва в вооруженные силы также были свои ритуалы, призванные защитить жизнь молодого солдата.
Башкирские свадьбы, особенно в сельской местности, традиционно были достаточно сложными, включали бесчисленные обряды и масштабные пиршества. В прошлом невесте было около 15 лет, а жениху — около 18. Сегодня жениху и невесте обычно от 18 до 20 лет. Свадьбы в сельской местности по-прежнему сохраняют старые ритуалы, но городские свадьбы обычно исполняются гражданскими властями и соответствуют свадебным традициям русского общества.
Смерть и погребальные обряды у башкир оказались наиболее невосприимчивыми к изменениям, внесенным советским и российским обществом. Сегодня, как и во все советское время, умерших хоронят на мусульманских кладбищах. Умершего обычно заворачивают в саван и хоронят с надгробием с арабской или башкирской надписью. На третий, седьмой, сороковой день и в первую годовщину смерти устраиваются поминальные пиры. Поминальные пиры по усопшим в основном проводятся в течение Гурбан Байрамы, , когда семьи идут на кладбища и обедают на могиле родственников или читают молитвы.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Внешне межличностные отношения башкир мало чем отличаются от отношений российского общества в целом, особенно это касается городских условий. Однако, особенно в сельской местности, до сих пор соблюдаются традиции башкирского гостеприимства. В традиционном башкирском обществе к гостям относились с большим уважением, и в сельской местности до сих пор принято устраивать изысканные застолья в честь гостей.
ЖИЗНЕННЫЕ УСЛОВИЯ
В городских районах башкиры, как правило, имеют доступ к больницам, хотя качество обслуживания в этих больницах в целом низкое. В сельской местности клиники и врачи могут быть очень удалены от башкирских поселений, и башкиры, как городские, так и сельские, обычно в значительной степени зависят от традиционных форм медицины, особенно фитотерапии.
Большинство городских башкир живут в многоквартирных домах. Для городских башкир, как и для городских жителей России в целом, свободные квартиры трудно найти, так как квартиры редко переходят из рук в руки. Городские квартиры редко имеют более двух спален, а во многих случаях состоят только из одной комнаты с общей ванной комнатой и кухней. Квартиры часто неделями остаются без газа и горячей воды. В Башкортостане номера телефонов закреплены за физическими лицами, а не за жилыми домами. Чтобы получить телефонную услугу, человек должен зарегистрироваться, что обычно включает ожидание в очередях и заполнение форм для бюрократического утверждения. Затем человек должен найти того, кто может установить телефонную линию в его или ее дом или квартиру.
В сельской местности башкиры, как правило, живут в деревянных домах. В башкирских деревнях обычно есть электричество, но нет водопровода и частных телефонов. Воду обычно добывают из колодцев. Типичным традиционным жилищем башкир является войлочная юрта (тирмя) , которая была традиционным жилищем степных кочевников Внутренней Азии. Это была круглая палатка с конической крышей, состоящая из решетчатых конструкций, окружающих длинные деревянные шесты палатки, поверх которых был накинут толстый войлок. Хотя сегодня такие палатки уже не используются башкирами, они сохраняют для башкир мощное символическое значение.
Очень немногие башкиры владеют личными автомобилями, поэтому большинство башкир зависят от общественного транспорта. В сельской местности автобусное сообщение часто ходит нерегулярно, и многие башкиры используют в качестве транспорта животных, в первую очередь лошадей.
В целом, однако, уровень жизни башкир значительно улучшился с конца 1990-х годов по мере роста российской экономики.
СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
В традиционном башкирском обществе у большинства мужчин была только одна жена, хотя состоятельные башкиры могли иметь до четырех жен. Однако полигамия, особенно с более чем двумя женами, была очень редкой и стала незаконной после 19 лет.17. Башкирские женщины традиционно работали либо на сельскохозяйственных работах, либо в городах на оплачиваемой работе. До 1917 года башкирские семьи, как правило, были очень большими: женщина обычно рожала 15–16 детей за всю жизнь. Однако из-за высокого уровня детской смертности, возможно, только четверо или пятеро детей доживут до зрелого возраста. В позднесоветскую эпоху размер семьи у башкир был в целом аналогичен размеру семьи этнических русских в целом: менее двух детей на семью, что намного ниже уровня рождаемости для большинства мусульманских групп в бывшем Советском Союзе.
Башкиры сохранили большую и разветвленную сеть родства и глубоко укоренившуюся систему родовой и племенной идентичности. Некоторыми из основных башкирских племенных групп были усерган, мин, кыпсак и бурджан. Племена делятся на кланы и подкланы, и осознание своей принадлежности к родам и племенам остается высоким, даже несмотря на то, что в советские годы границы между этими племенами были размыты. После распада Советского Союза среди башкир возникло несколько политических движений, основанных на племенах.
ОДЕЖДА
На традиционную одежду башкир сильное влияние оказал суровый климат региона, а также представления башкир об исламских заповедях. Традиционная зимняя одежда башкир состояла из длинных толстых шапок, обычно сделанных из меха животных, таких как дикие кошки или лисы. Пальто и куртки шили также из меха диких животных, а также из вывернутой овчины. Также были распространены высокие сапоги из мягкой кожи.
Исламские головные уборы, особенно тюбетейка, когда-то широко носили башкиры. Женщины обычно покрывали голову платками, а до 1917 некоторые башкирки также носили чадру. Исламские головные уборы до сих пор иногда носят башкирские мужчины и женщины, особенно старшее поколение.
Сегодня повседневная одежда башкир насквозь прозападна и ничем не отличается от той, что носят русские.
ПРОДУКТЫ
Основные продукты питания башкир сегодня состоят из черного хлеба, картофеля, мяса и различных овощей, особенно капусты, лука и свеклы. Традиционные продукты включают колбасу из конины, мед, баранину и ферментированное кобылье молоко 9.0038 (кумыс) . Важным элементом башкирского диетического обычая являются массовые застолья, как по религиозным праздникам, так и по случаю приема гостей. Определенные блюда подаются для определенных религиозных мероприятий, таких как поминальные пиршества и жертвоприношения животных.
Башкиры часто едят вак-беляш , круглую лепешку с начинкой из мяса и картофеля, для быстрого перекуса. Татары в Башкортостане могут есть уч-почмак , который похож на вак-беляш , за исключением того, что тесто треугольное. Башкиры славятся своими кулама , тип супа, в который каждый кладет то, что ему нравится. Каждый ингредиент готовится отдельно в своей посуде. Типичные ингредиенты кулама включают конину, лук, лапшу (квадратную лапшу) и морковь. Каждый человек кладет то, что он или она хочет, в миску, а затем наливает немного бульона сверху. Бульон, традиционно приготовленный из конины, теперь обычно готовят из говядины.
ОБРАЗОВАНИЕ
До 1917 года большинство башкир имели доступ к исламскому образованию. Почти при каждой деревенской мечети была пристроена исламская начальная школа 9. 0038 (mäktäp) и средняя школа (mädräthä) . Хотя доступ к обучению в значительной степени зависел от материального положения деревни и энергии деревенского имама (лидера общины), детей и старшеклассников обучали основам грамотности на арабском и башкирском языках. Несколько крупных и престижных медресе также располагались на территории Башкирии (в Стерлибашево и Стерлитамаке), и башкирские студенты обычно обучались в крупных центрах исламского образования как в России (Казань и Оренбург), так и в Средней Азии (Бухара и Самарканд).
После 1929 года исламское образование было фактически объявлено вне закона, а башкирское образование перешло к государству. В советское время образование стало обязательным, а высшее образование было полностью на русском языке. Башкиры обычно получают одиннадцатилетнее образование, хотя некоторые выбирают высшее образование в университетах столицы, Уфы, или в других учебных заведениях России. В Башкортостане действует неоднозначная образовательная программа позитивных действий, которая поощряет сельских башкир к получению университетского образования в Уфе. Программа включает систему квот, при которой одна треть студентов должна быть из городских районов (таких как Уфа), одна треть из села и одна треть из сельской местности. Среди горожан (в основном этнических русских) большая конкуренция за поступление в вузы, потому что очень многие борются за ограниченное количество мест. Однако в деревнях и сельских районах университет должен активно набирать студентов только для того, чтобы выполнять свои квоты. В результате конкуренция за место для жителей села и сельской местности (которые, скорее всего, являются башкирами) не такая жесткая. Для поддержания этой программы в университете созданы отдельные классы коррекционного обучения. Большинство башкир, закончивших университет, остаются в Уфе в поисках работы, а не возвращаются домой.
В Башкортостане расположено несколько крупных учебных заведений, в том числе Башкирский государственный университет в Уфе, ряд технических и педагогических институтов в Уфе и небольших городах республики. Многие башкиры также учатся в крупных городах России, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, а также за границей, особенно в Турции и Западной Европе.
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
Башкиры сохранили богатое культурное наследие, и башкирская музыка особенно интересна тем, что в ней сохранились архаичные традиции Внутренней Азии. Наиболее интересна музыкальная традиция горлового пения (ödhläü) , который больше нигде не встречается в западной части Внутренней Азии, но хорошо известен в Монголии и Южной Сибири. В ödhläü, певец может одновременно издавать две ноты в своем горле. Еще одной особенностью башкирского пения является то, что оно основано большей частью на пентатонике (пять тонов на октаву). Особенно характерным башкирским музыкальным инструментом является курай , представляющий собой разновидность тростниковой флейты, удерживаемой вертикально. Традиционный башкирский танец также архаичен и обычно исполняется на собраниях и религиозных мероприятиях.
Хотя башкиры хорошо известны своей устной литературой, особенно устной эпической поэзией, башкирская письменная литература, основанная на арабском письме, была хорошо развита до 1917 года. а также исторические хроники. Башкирская исламская литература также была хорошо развита до 1917 г. и остается практически неизученной. Эта литература была написана как на арабском, так и на тюркском языках; фактически значительная часть литературы, созданной башкирами, была написана на арабском языке.
Начиная с 1917 года советские власти поощряли создание формальной башкирской культуры, включающей европейскую литературу, классическую музыку, классический танец и т.д. Экономический кризис 1990-х годов и сокращение государственных дотаций культурным учреждениям сильно повлияли на культурную жизнь Башкирии, от которой она в настоящее время восстанавливается.
ТРУД
Экономика башкир исторически основывалась на полукочевом животноводстве, зерновом и смешанном земледелии, охоте и сборе лесных продуктов. Сегодня животноводство, сельское хозяйство (в том числе пчеловодство) вместе с промышленным производством, нефте- и нефтехимией, сферой услуг составляют основу экономики Башкирии.
СПОРТ
Одним из самых популярных видов спорта у башкир, как и у многих других тюркских народов, является борьба. Кроме того, довольно популярны скачки как развлечение во время башкирских праздников. Самые популярные у зрителей виды спорта – хоккей и футбол.
РАЗВЛЕЧЕНИЯ И ОТДЫХ
Конкурсы, приуроченные к Сабантую излюбленное занятие башкир. Одной из таких традиционных игр является бой подушками между двумя соперниками, которые стоят на вершине коротких столбов и пытаются опрокинуть друг друга. Есть также гонки на мешках с картошкой и лазание по бревнам (с призом для победителя). Популярное развлечение нардой , тюркская игра, похожая на шашки, в которую играют на большой доске. Традиционно общей чертой народных гуляний были конкурсы импровизированных стихов, известные как айтыс.
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, РЕМЕСЛА И ХОББИ
Особенно хорошо башкиры ткут ковры, особенно шерстяные. Башкирские ковры, как правило, безворсовые, с простым геометрическим орнаментом. Ремесленничество в целом по-прежнему широко распространено, отчасти для получения дополнительного дохода, но особенно из-за отсутствия розничных предприятий в сельской местности.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Башкиры разделяют многие социальные проблемы, с которыми сталкиваются в России и других странах бывшего Советского Союза. Это включает в себя рост уровня алкоголизма, преступности, безработицы и бедности. В отдельных районах Республики Башкортостан сельская бедность среди башкир особенно велика. Несмотря на этническое разнообразие Башкортостана, ни одна этническая группа не составляет большинства, и этническая напряженность не переросла в насилие. Башкирское движение за полную политическую независимость получает ограниченную поддержку среди башкир в целом.
Самой острой социальной проблемой, стоящей перед башкирами, несомненно, является ухудшение состояния окружающей среды в их республике. Положение Башкортостана как умеренного производителя нефти и особенно наличие нефтехимических производств в городах Уфа и Нефтекамск привели к катастрофическому загрязнению воздуха и воды региона. Наиболее серьезными являются высокие уровни токсинов, таких как диоксин, в городских районах, особенно в Уфе.
ГЕНДЕРНЫЕ ВОПРОСЫ
В традиционном башкирском обществе существовали резкие и четкие гендерные разделения в плане разделения труда и социального взаимодействия. До 1917 Как башкирское обычное право, так и исламское право регулировали права и обязанности мужчин и женщин, а исламское право становилось все более заметным вплоть до большевистской революции 1917 года. . В частности, он регулировал развод, раздел домашнего имущества и опеку над детьми. Точно так же исламский закон допускал раздел имущества, как мужского, так и женского, между наследниками. До 1917 года многие башкирские женщины имели доступ к исламскому образованию. Маленькие мальчики и девочки получали образование вместе, а старшие девочки и молодые женщины получали образование отдельно от женщин, обычно жен деревенского имама. Как и в большей части исламского мира, женщины были особенно заметными чтецами Корана. Женщины также активно участвовали в определенных религиозных ритуалах, особенно в паломничестве к местным святыням.
Воспитание детей традиционно в советское время и с 1991 года, как и конкретные домашние обязанности, возлагались на женщину. Хотя женщины всегда вносили значительный вклад в сельское хозяйство и животноводство, в советское время, во время и после Второй мировой войны башкирские женщины в большом количестве поступили на службу и в промышленную рабочую силу и получили более широкий доступ к советскому образованию.
БИБЛИОГРАФИЯ
Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкирский, XIX–XX . Москва: 1991.
Доннелли, Олтон. Завоевание Башкирии русскими . New Haven: Yale University Press, 1968.
Франк, Аллен Дж. Исламская историография и «булгарская» идентичность среди татар и башкир России. Лейден-Бостон: Brill Academic Publishers, 1998.
Руденко С. Башкиры . Москва-Ленинград: 1955.
Торма, Йожеф. «Магия и имянаречение у башкир», Алтайские религиозные верования и обряды. Будапешт, 1992, 361-369.
Усманов Х. Ф. (ред.) История Башкортостана с древних времен до 60-х годов XIX в. Уфа, 1997.
— редакция А. Дж. Франка с благодарностью М. Табачнику
No Tent? Нет проблем: остальная часть лота | Hipcamp Journal
Сначала мы дали вам выпуски Tipis, Yurts и Glamps и Cabin Porn нашего No Tent? Нет проблем Серия . Теперь мы представляем вам остальные уникальные жилища Калифорнии без палаток. От домов на деревьях до геодезических куполов, эти раскопки сделают ваш следующий поход легким.
Фото: Алисса Аккерман
- 1,5 часа к северу от Реддинга
- . Размещает 4 хипкера
- Идеально подходит для… деревенского жилья и чистых видов
Фото: Nic Castellanos
666 2. место 2016 года»
- 2,5 часа к востоку от Сан-Франциско
- Вмещает 2 хип-кемпера
- Идеально подходит для… поднятия настроения в кемпинге
Фото: Джулиан Беловас
- 3 часа к востоку от Сан -Франциско
- размещает 2 Hipcampers
- Идеально подходит для… Скрытие после поездки в Yosemite
ФОТО: Julian Bialowas
- 3 часа North of Sana of Sana of Sanafisis.
для… воссоединения банды
Фото: Jay Kijai
«В целом удивительный грибной шуй и изобилие прохлады. Великолепные сады, милейшая собака, Коди, повсюду гамаки, столько красивых штрихов… «
- 30 минут от Санта -Круз
- Без 40 Hipcampers
- Идеально подходит для… Ваша компания или в классе. палатки), 40 (с палатками)
- Идеально подходит для… повторения дней бойскаутов
Nash&Kim Finley
дома проще всего. С другой стороны, уйти оказалось довольно сложно. «
- 30 минут к западу от Лос -Анджелеса
- . Вмещает 4 хипкера
- Идеально подходит для… только выходных
. Идеально подходит для… остановки перед Джошуа-Три
Фото: Кэтрин Ван Хенгель
- 2 часа к востоку от Лос-Анджелеса
- Вмещает 2 хип-кемпера
- Идеально подходит для… буквального сна под звездами
Photo: Veronika Pottasch
- 3.