Что происходит на авторынке Беларуси после начала войны в Украине
Фото: Павел СадовскийАвтомобильный рынок — еще одна сфера, которая попала под удар после начала военных действий России в Украине. Он ощутил последствия мгновенно: большинство производителей отказались поставлять машины в Беларусь и Россию, многие даже полностью остановили свои производства. Ситуация сказалась на рынках автомобилей с пробегом, запчастей и комплектующих и даже на работе СТО. Что нас ждет дальше? «Про бизнес» спросил об этом владельцев разных бизнесов, связанных с продажей и обслуживанием машин.
Новых автомобилей почти нет
25 февраля Audi, General Motors, Volkswagen, Skoda и Jaguar Land Rover заявили о прекращении поставок автомобилей в Россию (а Беларусь получала машины именно оттуда). В своих заявлениях компании говорили, что одна из причин — начало военных действий в Украине. Renault и вовсе остановил работу своего завода в Подмосковье. Правда, в этом случае в официальном заявлении был назван другой повод — проблемы в логистике и нехватка комплектующих.
Следом ситуация затронула и российский концерн АвтоВаз, который был вынужден приостановить работу своих заводов. В скором времени к данному списку производителей присоединились Volvo, Scania, Toyota, BMW, Ford, Honda, Mercedes-Benz, Nissan, Suzuki и некоторые элитарные бренды. При этом Hyundai, Kia, Mitsubishi и другие представители азиатского автопрома не останавливали заводы и не прекращали поставки.
Фото: Павел СадовскийАвторынки России и Беларуси тесно связаны, поэтому мы ощутили последствия решений автопроизводителей синхронно с россиянами. Так, в пресс-службе Volkswagen нам подтвердили, что российский завод приостановил производство автомобилей из-за проблем с логистикой.
При этом все машины, которые успели собрать до остановки, будут переданы в Беларусь по плану.
Однако что будет дальше — неизвестно:
— Завод остановил производство из-за проблем с логистикой, но все произведенные машины поставляются в Беларусь по заранее согласованным графикам поставки. Отгрузка машин в дилерских центрах Volkswagen также осуществляется по плану. При отказе клиента от контракта машина поступает в свободную продажу. Что касается цен на автомобили, то пока они не изменились. Мы внимательно наблюдаем за ситуацией и будем действовать в зависимости от ее изменения.
Представитель шведской компании Volvo в Беларуси рассказал, что производитель действительно остановил поставки автомобилей. Пока белорусский дилер будет реализовывать запасы, затем перейдет на сервисное обслуживание своих клиентов:
— В настоящее время офис Volvo Car Russia работает в штатном режиме. Официальные дилеры Volvo Cars также продолжают работу на территории Российской Федерации, Беларуси и Казахстана, — дополнили там.
Клиенты могут продолжать обращаться к официальным дилерам Volvo для получения гарантийной и сервисной поддержки, а также за приобретением автомобилей, имеющихся на складе у дилера.
Завод «Белджи» и вовсе приостановил работу с 16 марта по 1 апреля. В пресс-службе предприятия объяснили это решение нарушением логистических связей и проблемами с поставками комплектующих из Китая. Производитель считает, что остановка никак не скажется на продажах новых автомобилей и обслуживании уже проданных транспортных средств.
Представители Renault, Lada и Scania, к сожалению, пока не ответили на наши запросы.
«Белорусам просто не за что покупать автомобили»
Ситуация с прекращением поставок не могла не сказаться на машинах с пробегом. Спрос в этом сегменте рынка рос со второй половины 2021 года и был связан с глобальной нехваткой комплектующих и полупроводников, необходимых для новых автомобилей. Что происходит сейчас?
— У нас были амбициозные планы на 2022 год. Но они закончились 24 февраля, — говорит директор автохауса «Мегаполис» Денис Ковальчук. — Прямо сейчас ситуация намного хуже, чем в 2021 году. Теперь мы не можем планировать даже на месяц — смотрим в будущее максимум на неделю вперед.
Фото: pexels. comСпрос, по словам собеседника, совсем небольшой. Что не характерно для марта, когда обычно начинается сезон продаж б/у автомобилей.
Из-за обвала курса рубля зарплата многих покупателей превратилась из, условно говоря, $ 500 в $ 300, и приобретать автомобили просто не за что.
— Я не могу сказать, что продаж нет совсем. По моим ощущениям, покупают машины те, кто готовился к покупке уже давно и откладывал нужную сумму годами. За последние несколько дней у нас было две таких сделки, — добавляет Денис Ковальчук.
Цены на автомобили в долларовом эквиваленте, говорит собеседник, не изменились. Однако эти же цифры в переводе на белорусские рубли значительно поднялись вслед за ростом обменных курсов:
— И владельцы не готовы снижать стоимость. Они уверены, что продадут за эти же деньги. А последние события вселяют в них уверенность в том, что цены в долларах можно поднимать.
На данный момент мы фиксируем единичные случаи, когда продавцы идут на уступки.
Есть ли угроза для бизнеса в связи с падением спроса? Денис Ковальчук считает так:
— Продажи, пусть и совсем небольшие, но есть. И пока ситуация не настолько критичная. Здесь вопрос в том, насколько это затянется. Если все не наладится в течение полугода, тогда риски существенно возрастут.
«Европейцы по-прежнему готовы работать с белорусами»
Продажа запчастей и комплектующих — еще одна сфера, связанная с автомобильным рынком Беларуси. Она также вынуждена изменяться и подстраиваться под новые условия работы, которые появились из-за санкций ЕС и США в отношении Беларуси и России:
— Мы возим запчасти из Европы и США и испытываем некоторые проблемы с отправкой платежей и оформлением экспортных деклараций, — говорит директор компании «АвтоСтронг-М» Владимир Шатило. — Например, не можем отправить деньги за груз нашему партнеру в Шотландию: английский банк просто не принимает платежи из Беларуси. Сейчас ищем выход из ситуации. Что касается таможенного оформления, то здесь появилась необходимость доказывать сотрудникам, что эти товары не двойного назначения и не будут использоваться для военных целей.
Руководитель говорит, что отношения с иностранными партнерами не изменились.
Люди по-прежнему готовы отгружать товар в Беларусь и получать за это деньги.
Сейчас все упирается в ограничения, которые продолжает ужесточать ЕС. Это же касается и перевозчиков: в компании еще не сталкивались с проблемой, когда представители транспортного бизнеса отказывались сотрудничать из-за политики:
— Поэтому с большего для нас ничего не изменилось. Мы не заметили снижения или увеличения спроса. Единственное — выросли цены в белорусских рублях из-за роста обменных курсов. Доходит до того, что одна и та же запчасть подорожала в два раза.
Фото: pexels.comЕсть ли риск закрытия компании из-за проблем, связанных с санкциями? Владимир Шатило говорит следующее:
— Бизнес сам по себе всегда сопряжен с рисками. Да, сейчас эти риски выросли. Мое мнение: нужно просто больше работать и думать, как и куда развиваться дальше. Тогда эти риски не страшны. Допустим, если в ЕС и США решат полностью оборвать с нами связи — тогда в течение 3 месяцев мы переориентируемся на восток и начнем возить запчасти из ОАЭ и Китая. Главное — не паниковать и работать.
«Пока нет ясности, когда все закончится»
Ситуация с ростом курса доллара и отсутствием перспектив появления новых машин на рынке подтолкнула белорусов к ремонту своих авто. Однако на СТО опасаются перебоев с поставками новых запчастей:
— Недавно общалась с представителями двух поставщиков: менеджеры предупреждают, что из-за изменений в условиях логистики возможны проблемы с поставками новых комплектующих из Европы, — говорит владелица СТО «На Короля, 2» Анна Сафроненко. — Но прямо сейчас нехватки запчастей нет. Есть только автоматический рост цен на них. К примеру, насос гидроусилителя руля на Mercedes GL стоил на прошлой неделе 74 белорусских рубля (около $ 22), а на этой — уже 110 (около $ 33).
Фото: pexels.comКак чувствуют себя СТО в новых условиях? Анна Сафроненко говорит, что ситуация очень неоднозначная:
— С одной стороны, я потеряла двух крупных корпоративных клиентов, потому что на них наложили санкции, — объясняет собеседница. — С другой — вижу, что клиентов-физлиц стало ощутимо больше. Но, в общем, рассчитываю на худший вариант развития событий, когда машины будут ремонтироваться в последнюю очередь. По моему мнению, спад неизбежен. И пока нет ясности, когда все закончится.
Читайте также
В Беларусь привезли китайские микроавтобусы, которые выпускают в России вместо Ford Transit
Комсомольская правда
Результаты поиска
Экономика
Вадим БЕЛЯЕВ
2 февраля 2023 21:25
Вместо Ford Transit в Елабуге производят автомобили Sollers китайской марки JAC
“Соллерс Атлант” в Беларуси. Фото: «Атлант-М Боровая»
В Беларусь приехали первые коммерческие бусы китайской марки JAC, которые теперь производят в Татарстане вместо прекративших выпускаться из-за санкций авто Ford Transit. Об этом сообщает автомобильный портал av.by.
Дилером по продаже этих микроавтобусов выступает «Атлант-М Боровая», которые продавали в Беларуси произведенные все в той же Елабуге Ford Transit.
«Cоллерсы» будут производиться в нескольких модификациях: грузовые фургоны, грузо-пассажирские фургоны, микроавтобусы и автомобили специального назначения. На всех устанавливается 6-ступенчатая механическая коробка передач. А вот двигатели могут быть разными – турбодизель Cummins с рабочим объемом 1,9 литра и мощностью 139 л. с. или турбодизель JAC объемом 2,8 литра и мощностью 149,5 л. с.
Ранее посмотрели, какие конфискованные автомобили продают в Беларуси на сайте аукционов. Цены на машины, как правило, ниже рыночных. Но и вид у многих из них далек от товарного.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
В Беларуси обманули 21 участницу конкурса красоты
СК возбудил уголовное дело против мошенников, организовавших фейковые конкурсы красоты в Беларуси (читать далее)
Минтруда Беларуси запустило мобильное приложение ФСЗН, где можно узнать о страховом стаже
В Беларуси запустили для граждан специальное приложение «ФСЗН» (читать далее)
В Беларуси четверо подростков поели сухих мухоморов и попали в реанимацию
Четверо подростков 15-16 лет отравились мухоморами и попали в реанимацию в Могилевской области (читать далее)
В Беларуси со 2 февраля меняется механизм регулирования цен
Белорусское правительство скорректировало систему регулирования цен (читать далее)
В Барановичах пьяная женщина сорвала погоны и ударила сотрудницу милиции при досмотре
Пьяная жительница Барановичей руками и ногами била сотрудницу милиции во время досмотра (читать далее)
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА – КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: kp@kp. ru
Теплыми словами и быстрыми визами соседи обхаживают бегущих из Беларуси IT-специалистов
КИЕВ/ВИЛЬНЮС (Рейтер) – После того, как Макс Королевский заявил, что его задержали и избили силовики во время массовых протестов в Беларуси, он попросил свою IT-компанию перевести его в соседняя Украина.
Белорусский инженер-программист Макс Королевский, которого во время акции протеста против результатов президентских выборов в Минске доставили в изолятор временного содержания, а затем попросил его IT-компанию о переводе в Киев, говорит во время интервью агентству Рейтер в Киеве, Украина 25 сентября, 2020. Фото сделано 25 сентября 2020. REUTERS/Глеб Гаранич
30-летний руководитель отдела тестирования программного обеспечения в технологической фирме, которую он отказался назвать, в настоящее время находится в Киеве в рамках исхода рабочих из процветающего белорусского ИТ-сектора, спасающихся от беспорядков после спорных выборов 9 августа. .
Массовые протесты потрясли страну и представляют собой самую серьезную угрозу правлению президента Александра Лукашенко с тех пор, как он пришел к власти 26 лет назад.
Соседние страны от Украины до Прибалтики расстелили коврик для таких людей, как Королевский, и уговаривают компании переехать с помощью ускоренных иммиграционных процедур, налоговых льгот и помощи в поиске офисных помещений.
Польша, например, создала круглосуточную горячую линию и предлагает быстрые визы, курсы польского языка для детей и финансирование стартапов.
Некоторые белорусские технологические фирмы переводят своих сотрудников за границу или планируют вообще переехать, заявив, что подавление протестов заставило сотрудников чувствовать себя небезопасно, а отключение интернета нарушило бизнес.
В ответ на вопросы Reuters об исходе, государственный Парк высоких технологий Беларуси, ИТ-центр страны, преуменьшил влияние ухода ИТ-специалистов.
«Парк высоких технологий провел тщательный анализ реальной ситуации, включая консультации с руководителями и ключевыми инвесторами», — говорится в сообщении. «Очевидно, что большинство бизнесменов, связанных с ИТ, готовы продолжать работать в Беларуси, как и раньше».
Для стран, предлагающих принять на работу ИТ-специалистов, это шанс привлечь специалистов из процветающей отрасли, на которую приходится 5% белорусского экспорта.
Около 2000 айтишников переехали из Беларуси в Украину после массовых протестов, вспыхнувших после 9 августа.выборов, заявил министр цифровой трансформации Украины Михаил Федоров.
Он сравнил это с поддержкой, которую получил Киев после того, как протесты на Майдане 2014 года привели к власти прозападное правительство.
Западные страны поддержали Украину кредитами, более тесными торговыми связями и военной помощью в ее противостоянии с Россией после протестов на Майдане и аннексии Крыма Москвой.
Латвия заявила, что 12 компаний решили переехать. По словам директора по развитию бизнеса Гедиминаса Коризна, литовское инвестиционное агентство провело переговоры с более чем 85 компаниями после беспорядков, связанных с выборами.
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
ИТ-индустрия сыграла заметную роль в протестах, создав онлайн-платформы для поиска людей, пропавших без вести во время репрессий безопасности, и сбора для них средств.
Слайд-шоу ( 4 изображения )В августе тысячи сотрудников некоторых ведущих белорусских технологических компаний разместили в Интернете открытое письмо с угрозами покинуть Беларусь в массовом порядке, обвиняя правительство в создании «атмосферы страха и насилия».
Лукашенко не комментировал напрямую угрозы ухода ИТ-компаний, но критиковал сектор, который выиграл от налоговых льгот и возможности использовать образованную местную рабочую силу.
«Я уже создал для них рай. Нет, оказывается, им чего-то не хватает. Они говорят, что хотят власти», — сказал он на публичном мероприятии 1 сентября. $2 млрд экспорта, по данным правительства на конец 2019 года.
«Ни один из резидентов не подавал заявку на выход из ПВТ, а текущие временные перемещения персонала не превышают нормальный уровень повседневной работы, “, – говорится в сообщении.
ПЕРЕРЫВЫ ИНТЕРНЕТА
Королевский ехал на велосипеде по Минску в августе, когда, по его словам, силовики затолкали его в фургон и отвезли в следственный изолятор в третью ночь массовых демонстраций против Лукашенко.
«Меня отвели в сторону, бросили на колени, начали бить дубинками», — сказал он Рейтер в Киеве. «Я говорю: «Ребята, я иду домой, у меня дома кот и собака. Что вам от меня нужно?»
Через три дня Королевского отпустили с синяками на спине, руках и ногах и попросили вывезти за границу.
Государственный Следственный комитет не ответил на запрос о комментарии жалоб Королевского. Комитет отвечает за расследование серьезных преступлений и рассматривает заявления о жестоком обращении с заключенными во время восстания.
Если оставить в стороне опасения по поводу безопасности, сбои в работе Интернета также сыграли свою роль в исходе ИТ.
Перебои в работе, в которых некоторые протестующие обвиняют власти, желающие помешать им координировать митинги и обмениваться фотографиями и видео в Интернете, нанесли серьезный ущерб фирмам, чьи клиенты в основном базируются в США и Европе.
В Минске обвинили иностранное вмешательство в отключениях электроэнергии, которые произошли в столице и других городах в течение нескольких дней сразу после выборов. Пользователи мобильного интернета по-прежнему регулярно жалуются на перебои в дни, когда ожидаются крупные протесты.
«БОЛЬШЕ НЕ БЕЗОПАСНО»
Gismart, разработчик игровых приложений с более чем 500 миллионами загрузок, сообщил, что двое сотрудников были задержаны и избиты.
Следственный комитет не ответил на запрос о комментарии.
Из своего минского офиса, в котором работает 310 человек, Gismart временно перевела 20 сотрудников в Украину, чтобы справиться с перебоями в работе интернета, и переместит 20-30 сотрудников на постоянной основе.
«Многие люди настроены сказать: «Мы больше не можем этого терпеть, давайте что-нибудь с этим делать, мы хотим пойти куда-нибудь еще», — сказал Reuters административный директор Юджин Нагель.
Соседние страны быстро открыли свои двери.
Литва запустила веб-страницу для ИТ-специалистов и помогает компаниям открывать банковские счета, получать визы и находить офисные помещения. Казахстан предложил один год бесплатного офисного помещения.
Правительство Украины освободило белорусов от временного запрета на въезд иностранцев и работает с местными предприятиями, такими как киевская технологическая фирма S-PRO, чтобы помочь ИТ-компаниям переехать.
«Наша идея заключалась в том, что когда у ребят отключается интернет, они садятся в самолет, через час мы встречаем их в киевском аэропорту, привозим в офис», — рассказала Елена Израилевич, финансовый директор S- ПРО.
Она помогала Lightpoint Global, компании, обслуживающей рынок США, быстро менять сотрудников.
«Здесь важен каждый день, когда есть перебои с интернетом», — сказал Reuters Илья Лащ, владелец Lightpoint Global. По его словам, Израйлевич дал советы по местным вопросам и связал его с людьми, которые помогут с регистрацией.
Lightpoint регистрируется как компания в Украине, но еще не решил, покидать ли Минск навсегда.
«Проще говоря — в Беларуси уже не безопасно. Если кто-то идет в магазин за молоком, она не может быть уверена, что ее не задержат», — сказал Олле Придюкссон, основатель стартапа Devrel Events, который переводит своего разработчика программного обеспечения из Минска в Литву.
Дополнительный репортаж Сергея Карази в Киеве, Андрея Маховского в Минске, Алана Чарлиша в Варшаве, Олжаса Ауезова в Алматы и Кати Голубковой в Москве; письмо Матиаса Уильямса; Под редакцией Майка Коллетт-Уайта
Европейские законодатели призывают к запрету Олимпиады в России и Беларуси 1
Теги : Арсен Джулфалакян, Спорт, Олимпиада
Подпишитесь на наши информационные бюллетени
21 минуту назад
Полиция разыскивает 4 подозреваемых в причастности к пожару в квартире, который госпитализировал 11 человек в Детройте
Мать двоих детей подает иск против Детройта, штат Мичиган, DNR за травмы, нанесенные Belle Isle Giant Slide
1 час назад
Причины, по которым взгляд на экраны может вызвать мигрень
Все новые инсайдерские предложения, которые помогут вам сэкономить на отличных находках!
Спорт
Грэм Данбар
Associated Press
3 Метки: JulalakArsenf Спорт, Олимпиада
FILE – Президент Беларуси Александр Лукашенко (слева) и президент России Владимир Путин обнимаются во время встречи в Кремле в Москве, Россия, среда, 5 апреля 2023 года. Лукашенко приветствовал тысячи российских военнослужащих в своей стране, позволив Кремлю использовать их для начала вторжения в Украину. 24 февраля 2022 г. и предложил разместить там часть тактического ядерного оружия Москвы. Но он пока избегает прямого участия Беларуси в боевых действиях. (Павел Быркин, Sputnik, Кремлевский бассейн, фото через AP, файл) (Павел Быркин, Sputnik)ЖЕНЕВА . Во вторник европейские законодатели призвали Международный олимпийский комитет исключить российских и белорусских спортсменов из Парижских игр 2024 года, а не продолжать искать способы позволить им соревноваться в международном спорте в качестве нейтральных.
Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ), состоящая из 46 стран, провела в Страсбурге, Франция, двухчасовое заседание своей группы по вопросам спорта. Это должно было помочь подготовить будущий отчет по вопросу об отстранении спортсменов и официальных лиц двух стран от олимпийского движения из-за военного вторжения в Украину.
За 15 месяцев до церемонии открытия в Париже олимпийские спортивные организации взвешивают официальную просьбу МОК — отменив его прошлогоднюю рекомендацию об исключении — рассмотреть реинтеграцию некоторых россиян и белорусов в игры, квалифицируемые как индивидуальные, а не в командные события.
«Навязывание войны должно иметь четкие последствия. Спорт также должен взять на себя ответственность», — сказал датский депутат Могенс Йенсен, добавив, что «только один четкий сигнал, который нужно отправить», — это исключение спортсменов.
Совет Европы был создан после Второй мировой войны для защиты свободы и защиты меньшинств. В прошлом году она исключила Россию из числа своих членов.
Открывая сессию во вторник, президент ПАСЕ Тайни Кокс, многолетний сенатор от Нидерландов, признал, что для многих людей допустить россиян к участию в Олимпийских играх в Париже было «совершенно немыслимой» перспективой, которая может «служить пропагандистским целям агрессора».
МОК был приглашен, и депутат от Эстонии Индрек Саар выразил глубокое сожаление по поводу того, что президент олимпийской организации Томас Бах не приехал в Страсбург.
Вместо этого делегация МОК состояла из бывших олимпийских спортсменов из Армении и Намибии, а также Франческо Риччи Битти, возглавляющего спортивную группу Летних Игр, известную как ASOIF.
«Для нас важно, чтобы взгляды представителей спортсменов были доведены до сведения», — говорится в заявлении МОК, отмечая также, что следующие нерешенные решения о допуске спортсменов касаются членов ASOIF и их правил.
Всемирная легкая атлетика заняла самую жесткую общественную позицию в отношении российских спортсменов, а футбольная ФИФА выиграла апелляцию в Спортивном арбитражном суде, чтобы оставить в силе запрет на участие российских команд.
В заявлениях на слушаниях Риччи Битти, армянский борец Арсен Джулфалакян и намибийский стрелок Габи Аренс в целом повторили недавние комментарии Баха: «В спортивных мероприятиях не могут участвовать только страны, которые согласны друг с другом, что правительства, решающие, какие спортсмены могут соревноваться, означают конец международного спорта, и что война в Украине — лишь один из 70 нынешних «конфликтов и кризисов» в мире.
«Это вообще никакое объяснение», — сказал член Палаты лордов Великобритании Джордж Фоулкс о заявлении о 70 конфликтах. «Мы здесь защищаем демократию. Я нашел специальное ходатайство для спортсменов довольно отвратительным».
Признанный ООН советник по правам человека, которого МОК и Бах часто цитируют, Александра Ксантаки, заявившая, что исключение из спорта на основании паспорта спортсмена является дискриминацией, заявила в записанной на видео речи: «Полное возмездие (в отношении спортсменов) фактически подрывает мир. ”
Эта точка зрения, а также «сильная опора МОК на предполагаемые нарушения прав человека (в отношении российских спортсменов) необоснованны и не имеют юридических оснований», — заявил заместитель министра спорта Украины Андрей Чесноков в своем выступлении в Интернете.
Присутствовавшие в зале законодатели и министр спорта Великобритании Люси Фрейзер в записанной речи выразили озабоченность по поводу отсутствия у МОК подробностей, определяющих нейтралитет, поддержку спортсменами войны и их контрактные связи с военными и органами государственной безопасности, которые должны запрещать им соревнование.