Где снимали “Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона”. Часть 6. “Собака Баскервилей”: dubikvit — LiveJournal
© Киностудия “Ленфильм. Василий Ливанов и Никита Михалков на съёмках фильма “Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей”
“Где это всё снималось” – такой вопрос нередко можно услышать от поклонников фильма “Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона”. Несколько лет упорных исследований позволили ответить на него
И не только ответить, но и создать беспрецедентную развёрнутую иллюстрированную географическую киноэнциклопедию на сайте 221b.ru. В ней пока ещё есть белые пятна, но их становится всё меньше и меньше благодаря изысканиям энтузиастов и подсказкам членов съёмочной группы. Теперь каждый желающий может совершить виртуальную (и не только виртуальную) экскурсию по следам Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Большая часть объектов, находящихся в Санкт-Петербурге, Латвии, Эстонии и Абхазии была сфотографирована с тех же точек, что и в Фильме.
В первой и второй частях была фотоэкскурсия по местам съёмок первых серий фильма “Знакомство” и “Кровавая надпись”. В третьей, четвёртой и пятой частях – второго фильма, серии “Король шантажа”, “Смертельная схватка” и “Охота на тигра”. Сегодня мы пройдёмся по местам съёмок фильма “Собака Баскервилей”
Неизвестный в кэбе следит за Баскервилем
Эстония, Таллин, ул. Хобусепеа
Эта узкая и короткая улочка находится в самом центре старого Таллина. Ей посчастливилось быть заснятой от начала до конца. Баскервиль и Мортимер движутся по ней от улицы Пикк к улице Лай.
Сэр Генри и доктор Мортимер изучают витрину художественной галереи в доме 2 (всего в этом доме расположено три художественные галереи)
Тем временем, Холмс и Ватсон наблюдают за ними из-за угла улицы Пикк.
Круглая тёмная штуковина над плечом Холмса – не что иное, как держатель для флагов на стене дома напротив. А вторая штуковина, висящая параллельно стене – устройство для поднятия маркизы над витриной, рядом с которой Холмс и Вастон стоят, теперь его нет.
После того, как кэб уехал, Холмс и Ватсон бредут по тротуару вдоль 10-го дома с дверями, зачем-то затянутыми изнутри бумагой.
Дверь теперь принадлежит цветочному магазину и имеет деревянные ставни, которые открываются днём.
И ещё один ракурс, не вошедший в окончательный монтаж: Ватсон на фоне двери. Это жилой дом 12.
Отель Нортумберленд
Ленинград, пер. Гривцова, д. 10, Русское Географическое общество
Этот объект не удавалось найти в течение многих лет. Ведь эпизод этот длится всего 14 секунд, в течение которых мы видим только двери отеля и игру отражений и преломлений в них. По счастью, виден также кусочек противоположного дома или домов, в зеркальном отображении, и характерный орнамент, который можно считать единственной зацепкой. Поскольку вся натура в «Собаке Баскервилей» снималась в Эстонии, то и поиски этого дома начались в Таллине, но не увенчались успехом.
Ну а старый Петербург куда больше старого Таллина, поэтому нечего было и думать найти это место в Петербурге без подсказки. Искомый дом нашёлся в самом центре города. Дома напротив «отеля» – это дома 3 и 5 по переулку Гривцова
При просмотре эпизода видно, что Холмс открывает сначала наружную дверь, потом внутреннюю в трёх шагах от первой и перпендикулярную ей, затем делает ещё три шага и попадает в вестибюль. Но всё равно было трудно понять, сколько же там створок и как они расположены относительно друг друга. Оказывается, внутренних створок здесь не 4, как снаружи, а 6, и расположены они не параллельно улице, а полукругом.
Ещё 6 створок представляют собой не двери, а окна гардероба, их мы в кадре не видим. Воистину, это идеальные двери, чтобы запутать зрителя. Вдобавок, жёлтая портьера заслоняла собой простенок, где сейчас находится кнопка пожарной сигнализации.
Однако, не только двери в этом здании имеют отношение к Фильму. Была отснята, но не попала в окончательный монтаж, сцена с портье отеля, у которого Холмс выспрашивает о соседях сэра Генри. Вот здесь, возле парадной лестницы, были собраны соответствующие декорации, но до нас дошёл лишь один этот кадр.
Жаль, что «Нортумберленд» здесь больше не снимали – интерьеры особняка отлично бы справились с этой ролью
Контора Батлера
Эстония, Таллин, ул. Пикк, д. 25 (угол ул. Хобусепеа), галерея при посольстве Российской Федерации
От улицы, где некто в кэбе выслеживал Баскервиля, до конторы Батлера – несколько шагов, надо всего лишь завернуть за угол.
В советское время здание принадлежало КГБ, сейчас в здании располагается посольство Российской Федерации. Посольство занимает целый квартал, и ему принадлежит не только это здание, но и всё, что выходит на уже известную нам ул. Хобусепеа с западной стороны.
За дверью, в которую вошли Холмс и Ватсон, с 1993 года и до недавнего времени была художественная галерея при посольстве. Теперь помещение передано консульскому отделу, хотя надпись «Галерея» над входом пока осталась.
Баскервиль-холл № 1
Эстония, Таллин, ул. Вана-Мустамяэ 48, замок Глена
Баскервиль-холл изображали два таллинских замка. Первый из них фигурирует только в рассказе Мортимера. Здесь пленница Хьюго спускалась из окна по плющу, здесь же обнаружили тело сэра Чарльза.
Этот замок был построен в 1886 году бароном Николаем Гленом в таллиннском районе Нымме. Парк вокруг замка был готов к концу XIX века. Он был открыт для свободного посещения, и сюда съезжались люди со всего города.
Особняк был восстановлен в 1969-76 гг. как Дом художественной самодеятельности Таллинского политехнического института (инж. Ю. Тярно). С 1977 года там располагается клуб института, а ныне культурный центр Таллинского технического университета. С 1996 года охраняется государством.
Баскервиль-холл № 2
Эстония, Таллин, Пирита теэ 56, замок графа А.В. Орлова-Давыдова (замок Маарьямяэ)
Ворота Баскервилей должны были украшать кабаньи головы, но эти орлы тоже выглядит убедительно.
«Ну ничего! Не пройдёт и полугода – я думаю… провести сюда электричество!» Так говорил попутчикам сэр Генри, пока коляска катила по дорожке парка. После слов «я думаю» он и вправду задумался не на шутку – коляска успела описать большую дугу вокруг усадьбы, прежде чем баронет собрался с мыслями и закончил фразу.
Кстати, оператору сильно повезло с погодой: как правило, под деревом, из-за которого он снимал, по весне без болотных сапог делать нечего.
Замок был построен в 1874 году, т. е. за 15 лет до приезда сэра Генри, а не за пять веков, как ему нравилось думать. В 1873 г. граф Анатолий Орлов-Давыдов выкупил у Ротерманна землю на горе и на месте бывшего фабричного здания выстроил что-то вроде средневекового замка
1930 году здесь был открыт ресторан «Riviera Palace». В 1937 г. эстонское государство выкупило недвижимость и открыло в замке Лётную военную школу. В башне разместилась учебная часть и радио- и метеорологические службы. В 1940 г. после прихода советской власти здесь была казарма, после войны – коммунальные квартиры. С 1975 года здесь находится Эстонский Исторический музей.
В 1983–1988 годах польские реставраторы восстановили главное и несколько вспомогательных зданий. Замок стал выглядеть наряднее, и мрачным его теперь не назовёшь. Виды с боковой и тыльной сторон замка сильно изменились. Полуразрушенной плитняковой ограды, вдоль которой бродил Ватсон, давно нет, остался лишь фрагмент. Лужайка возле замка так заросла, что летом дом был почти не виден за густыми зарослями – лишь к весне 2010 года эти джунгли снова расчистили, благодаря чему стало возможно снять более-менее нормальные кадры.
Вот этот вид на замок теперь испорчен автостоянкой. Более того, поблизости планируется строительство высотных зданий с видом на залив и на исторический центр.
Вопреки ожиданиям, главные ворота выходят не на торфяные болота, а прямо на набережную Таллинского залива Балтийского моря, где проходит оживлённое шоссе Пирита. А до постройки шоссе (1926 год) лестница спускалась прямо к воде
Гримпен
Эстония, волость Вихула, деревня Сагади, мыза Сагади
Мыза Сагади впервые упомянута в письменных источниках в 1469 году, когда ею владел барон Отто фон Ризебитер. В 1687 году мыза перешла в собственность шведского генерал-адъютанта Гидеона фон Фока. Он сразу же приступил к перестройке усадьбы, но отремонтированное им здание сгорело в 1703 году во время Северной войны.
Затем внук Гидеона, Йохан Эрнст фон Фок, начал строить каменное здание, которое было готово в 1753 г. В то же время был разбит сад и посажены аллеи парка. В 1793 г. началась очередная реконструкция поместья. Усадьба была расширена, появились ворота и вспомогательные строения – амбар и каретная.
Последним владельцем поместья до 1919 г., когда здание было национализировано, был Эрнст фон Фок. Большую часть угодий он успел продать, а после реформы сам вынужден был арендовать у государства центральную часть усадьбы – господский дом. Но в 1939 году, когда началась Вторая мировая война, фон Фок уехал в Германию. С 1919 года в усадьбе находилась начальная школа, а в 1970-х годах здание передали под нужды Раквереского лесхоза. В 1977 г. директор предприятия организовал реставрационные работы. Усадьба стала одной из немногих, восстановленных в Эстонии.
Вот здесь, в центральной части усадьбы возле господского дома, сошли с дилижанса сэр Генри, Мортимер и Ватсон. Только пройти их путём до коляски уже не получится – столбики теперь объединены оградой, а проезд находится посередине.
Окно, в которое то и дело выглядывал Мортимер, расположено в торце господского дома.
А вот и почта, с которой Ватсон отправлял донесения Холмсу. Здесь, в историческом доме управляющего имением теперь расположено общежитие «Sagadi Manor Hostel». Здание 18 века с толстыми стенами было превращено в удобное место для недорогого проживания, а также для проведения различных мероприятий. Просторный холл с камином вмещает около 40 человек и годится как для конференций, так и для празднований. Финская сауна с передней отлично подходит для небольших вечеринок. В шести номерах умещаются 35 кроватей.
Удивительно, но деревянная дверь, ведущая на почту, сохранилась до сих пор.
А в этом старинном деревянном здании раньше находился амбар. Но после съёмок фильма его полностью снесли и на его месте построили почти такое же здание, только в полтора раза длиннее. Новая часть пристроена к амбару со стороны почты, справа, а стоявший там раньше сарай исчез.
Осенью 2005 г. бывший амбар был обставлен и заполнен историческими ремесленными инструментами, станками и т. п., которые раньше обычно использовались в поместьях – их пожертвовали близлежащие деревни и фермы. В летнее время здесь проводятся экскурсии.
Болота
Эстония, уезд Ляэнемаа, волость Кулламаа, посёлок Ристи, болото Куйстлемма
Надо сказать, что подобных болот в Эстонии более чем достаточно, и все они похожи друг на друга. Изначально было известно только то, что болото снимали недалеко от посёлка Ристи, но поиски конкретного места заняли довольно много времени и сил. Пришлось сверяться по солнцу, изучать скорость роста сосен на болотистых почвах и копаться в архивах. Несмотря на кажущееся однообразие видов, были найдены и некоторые ориентиры.
Самым важным ориентиром оказалось солнце – тем более, что днём на этих болотах оно светит всегда. Его положение в кадре позволило ограничить поиски дорогами, пересекающими болота с запада на восток.
Второй ориентир – полоска леса справа от пустоши. С поправкой на давность, силуэт леса вполне узнаваем. По счастью, сосны на болоте растут довольно медленно и неохотно, так что пустошь также не претерпела больших изменений.
Место со всеми искомыми приметами нашлось. Им оказался участок шоссе Таллин–Хаапсалу возле посёлка Ристи. В 1981 году здесь была лишь просёлочная дорога, по которой и гуляли-ездили-скакали наши герои, а шоссе шло прямо через посёлок.
В том месте, где Ватсон выезжает на болота, растут более высокие деревья. Возможно, это тот же участок, где высокие деревья растут и теперь – возле развилки. Об этом же свидетельствуют две отдельно стоящие сосны и характерная лужа справа от них.
Что же касается камней, которыми так густо была утыкана местность – то все они были сделаны из картона и привезены сюда художником Беллой Маневич
Меррипит-хаус (дом Стэплтонов)
Эстония, дер. Кадарпику, волость Таэбла, уезд Ляэнемаа
Стэплтоны жили в доме-музее известного эстонского художника Антса Лайкмаа (1866-1942), примерно в 10 км от Хаапсалу. В 1917 году он купил в деревне Кадарпику половину хутора Таммику и в 1920-х годах начал там строительство своего дома. В 1932 году он переехал сюда окончательно и прожил здесь всю оставшуюся жизнь. В 1960 году открыт дом-музей Антса Лайкмаа. На первом этаже выставлены экспонаты, знакомящие с жизнью художника, там же находится столовая. На втором этаже расположились ателье-студия художника, рабочий кабинет и спальня.
Сарай, в котором Стэплтон держал собаку, находится с обратной стороны дома, а не там, где Ватсон заглядывал в окно.
А вот интерьеры снимались не здесь, а в павильоне, от реального дома там остались только формы окон
Лефтер-холл (дом Френкленда)
Эстония, волость Саку, Харьюский уезд, деревня Юулику, Юльенхоф
Пастушеская вилла Juuliku построена в 1927-29 годах по проекту эстонского архитектора Роберта Натуса. Охраняется государством с 1996 года, но пока единственная часть дома, не вызывающая опасений – это мраморная табличка у входа, говорящая о том, что дом является памятником архитектуры. Здание деревянное, оштукатуренное снаружи. Внутренняя планировка жилища проста: на первом этаже находятся большая кухня, гостиная и служебная комната. На втором этаже, куда ведёт деревянная лестница, находятся спальни и выход на балкон над главным входом, где Френкленд устроил себе наблюдательный пункт.
Жилище Холмса на болоте
Эстония, Раплаский уезд, волость Мярьямаа, деревня Лаукна, Кантси
Сооружение, в котором жил Холмс – не что иное, как развалины мельницы голландского типа. Время постройки мельницы – предположительно 19 век, а хутор Лайсилла поблизости от неё впервые упоминался в 1645 году. Подобных мельниц в Эстонии сохранилось довольно много, и найти нужную было непросто. Некоторые из них приведены в порядок и используются, например, как рестораны, другие продолжают медленно разрушаться. Нашу холмсо-мельницу, пожалуй, восстанавливать уже поздно.
Надо сказать, с комфортом у Холмса было туго. Мало того, что сквозняк со всех четырёх сторон, так ещё и крыши нету. Да и камнем по затылку получить недолго – на фото видно, как обрушился главный вход, а место, откуда вылезал Ватсон, завалено наполовину.
Гримпенская трясина и каменоломня
Эстония, Таллин, ул. Кадака, 191
Обрыв, вдоль которого убегает, отстреливаясь, Стэплтон, представляет собой Харкуский клиф Северо-Эстонского глинта. В этих местах была одна из главных каменоломен Таллина, а рядом с ней на 30 гектарах в течение двух веков располагался хутор Таммику, жители которого добывали там известняк.
За последние годы эти места заметно изменились. Сначала продлили бульвар Кадака, который до этого проходил только в районе Баскервиль-холла №1. Для этого пришлось достаточно широко прорезать склон обрыва. Улица Кадака и продлённый бульвар Кадака соединились как раз в районе этого пустыря
Тем не менее, также велика вероятность того, что в этом районе снимались и некоторые другие эпизоды, где в кадре видны обломки камней и срезы слоистых пород. Возможно, вот здесь проезжала эта коляска по пути в Баскервиль-холл. А возможно, ехали по старой дороге, что идёт в 10 метрах от новой
Этот маленький заповедник холмсоведения сохранился лишь чудом – если бы строители срыли породу на пару метров правее, то опознать это место стало бы совершенно невозможно, и оно было бы потеряно навсегда. Как раз здесь в 2004 году построили три жилых дома. Траншея была наполовину засыпана, а обрыв, на который карабкались Холмс, Ватсон и Лестрейд, почти весь сточен под автостоянку (какое варварство!). К сожалению нет гарантий, что со временем эта стоянка не будет расширена. Но пока придомовая территория обнесена оградой, а калитка по выходным закрыта. Так что заповедный островок с камнями и остатком обрыва находится под какой-никакой охраной
Места найдены и сфотографированы Алексеем Лешковым, alzar007, Gara, altavista, Pinguin с помощью подсказок Игоря Масленикова и Аркадия Тигая
Продолжение следует…
[Источники. ..]Источники
Перепост моего поста от 22 мая 2014 года – https://dubikvit.livejournal.com/26094.html
http://www.221b.ru/
Как снимали “Собаку Баскервилей”: dubikvit — LiveJournal
В этом году исполнилось 35 лет фильму одному из лучших фильмов из серии “Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона” – “Собака Баскервилей”. Премьера этого телевизионного фильма прошла субботним июльским вечером на первой программе всесоюзного телевидения. Замечательная постановка Игоря Масленникова, блестящая игра дуэта Ливанов-Соломин, интересная трактовка образа Генри Баскервиля – всё это сделало этот фильм любимым у миллионов зрителей
К тому моменту, когда Масленников собрался снимать “Собаку Баскервилей”, две предыдущие картины имели такой успех, что ему ничего не стоило собрать классный состав актёров. К Ливанову и Соломину добавились новые звезды – Никита Михалков, Олег Янковский, Евгений Стеблов, Ирина Купченко, Алла Демидова, Сергей Мартинсон. Актёрская сборная Москвы с удовольствием играла в Ленинграде
“В том, что мы взялись за “Собаку”, виноват зритель, который не давал нам покоя: “Если уж взялись за Шерлока Холмса, то как вы можете пройти мимо такого шедевра, как «Собака Баскервилей»?” Происходило всё это в эпоху, когда зрители ещё писали письма. На ЦТ стояли целые мешки писем с требованием продолжения. Но надо признаться, на этот раз меня не пришлось уговаривать долго. Вступили в дело «мистические» числа. До этого мы сняли два фильма — по две и три серии. Потом рассудили так: хорошо бы закончить цикл двухсерийной “Собакой”, красивыми цифрами – три фильма, семь серий. Но, как вы знаете, это был еще не конец…” – рассказывал режиссёр Игорь Масленников
Если с Холмсом и Ватсоном было уже давно всё понятно, то с выбором актёров на другие роли всё было не так просто.
На роль Генри Баскервиля Масленников хотел пригласить Николая Губенко. Долго уговаривал его, но он почему-то отказался.
Когда начались съёмки, у оператора Юрия Векслера случился инфаркт. Режиссёру пришлось в срочном порядке искать ему замену. Павильонные съемки согласился провести Дмитрий Долинин, а Владимир Ильин затем снял всю натуру.
Никита Михалков в это время заканчивал картину «Родня», в котором снималась Светлана Крючкова, жена Векслера. Вот у них и родилась идея пригласить Михалкова на роль сэра Генри. Вообще-то Масленников и Крючкову не собирался приглашать: она была беременна, вот-вот должна была родить. Короче, Векслер и Крючкова его уговорили, и Масленников позвал Михалкова. После этого режиссёру пришло в голову сделать сэра Генри фермером. Так появился веселый, забавный, развязный персонаж в американском стиле.
Михалков приехал ранним поездом и сразу же отправился на студию, хотя съемки должны были начаться только через 12 дней. Приехал не один, а со сценаристом, художником, актёром и режиссёром Александром Адабашьяном, с которым тогда дружил. И все эти 12 дней они болтались по «Ленфильму».
Адабашьяна, конечно, никто не ждал.
“Поначалу я не мог понять, зачем Михалков его привёз. Когда мы начали снимать, они стали что-то обсуждать между собой, шушукаться. И тут я догадался: Михалков не доверяет мне как режиссёру!” – рассказывал Масленников. – “Помню, явившись первый раз на съемку, Никита со свойственным ему размахом стал жаждать крови. По натуре он всё-таки лидер и по призванию – режиссер. Раскомандовался: «Ты пойдёшь сюда, ты – туда!..» Что же мне было делать? Я не деспот и не диктатор, но на площадке должен быть один режиссёр, иначе ничего хорошего не выйдет. Пришлось цыкнуть на них. И они поняли, что я из себя что-то представляю. Михалков был счастлив. Потому что, кроме того, что он лидер и режиссёр, он еще и актёр, а актёру очень важно, чтобы у него был руководитель, чтобы его кто-то вёл и направлял, а он ни о чем не заботился – режиссёр всё придумает, всё подскажет. И вот Никита «поплыл» в этом счастье: «Так надо, скажи? Так надо стать? Туда поглядеть?» Так что лаской и из Михалкова можно сделать послушного ягнёнка”.
Чтобы “нейтрализовать” эту гоп-компанию, необходимо было найти Адабашьяну занятие. И тут Масленникову пришла в голову мысль: “Пускай играет Бэрримора!” На эту роль ещё никого не утвердили. Так Адабашьян стал на площадке подчинённым режиссёру человеком, и ему уже некогда было обсуждать с Михалковым, правильно ли он снимает.
“Что касается Михалкова – у Никиты такой невероятный темперамент, он всё вокруг рвёт и мечет. Группа докладывала мне, что за смену он «уговаривает» бутылку коньяка и ничего не ест. Для такого здорового организма это сущие пустяки. На съёмках загнал лошадь до такой степени, что та просто рухнула наземь. У неё был обморок: она лежала с закрытыми глазами, не шевелилась, не дышала… Я даже подумал: «Всё, погибла!» Но Никита стал возиться с ней, после чего она вдруг открыла глаза, постепенно пришла в себя – и пошло-поехало! Он её поднял! Вот такой феноменальный человек.
Меня многие упрекали, что я пригласил его на роль: мол, это не в стиле картины. Но мне кажется, что его органика – бешеное, темпераментное начало – очень хорошо вписалась в эту историю. Адабашьян же являлся для него своеобразным амортизатором, противовесом. Вот я и воспользовался их собственной интригой – шушуканьем за моей спиной – и втянул обоих в общую игру”.
Свое участие в картине Адабашьян вспоминает с удовольствием. Особенно овсяную кашу, которую он с таким чувством раскладывал в этом фильме по тарелкам молодому Баскервилю и доктору Ватсону. Знаменитая фраза: «Овсянка, сэр!» стала его визитной карточкой:
“По сюжету нам необходимо было создать контраст между старой Англией и новой дикой Америкой. Сэр Генри (Никита Михалков) приезжает из Америки и попадает в совершенно другую среду обитания. Чтобы это показать, придумали ему прикид — волчью шубу, на столе мясо и вино и как противопоставление — традиционная английская овсянка. Получилось довольно забавно…
Каша, которую специально для фильма варила ассистентка по реквизиту, была такой вкусной, что по окончании съемок в павильон приносили еще одну кастрюльку для съемочной группы. При этом в перерывах между съемками к кастрюльке с кашей приставляли охрану, чтобы ее не съели раньше времени!
Чтобы веселее было играть, мы, актеры, придумывали по ходу разные приемчики. Например, я играл в паре с Соломиным и предложил ему добавить во взаимоотношения наших героев перчика: как бы между Бэрримором и Ватсоном есть такой внутренний конфликт — доктор подозревает дворецкого, а тот в отместку недокладывает ему овсянки. Такого «противостояния» героев не было в сценарии, это полностью наша придумка “
Олег Янковский в роли Стэплтона оказался не только по причине какого-то отрицательного обаяния, но и как любимый актёр Масленникова – снимался у него до этого в нескольких фильмах
А вот воспоминания Светланы Крючковой:
“Я прочитала роль, которую мне Масленников предложил, и поняла, что останусь без ребенка. Потому что эта героиня всё время рыдает. И текст у нее такой страшный – про каторжника, про брата. Я думаю, надо как-то сохранить ребенка. Муж с инфарктом в реанимации (Юрий Векслер – прим. авторов), надо и того беречь, и этого. И я пошла парадоксальным путем. Я стала, говоря этот текст, улыбаться, смеяться. И получилось решение образа, решение роли. «Значит, убийца Селден – ваш брат?» Я говорю: «Да, сэр!» – и улыбаюсь. И начинаю рассказывать всю эту историю, часть которой придумал Саша Адабашьян: «Это был настоящий ангел, он просто попал в дурную компанию…» – это было всё дописано и сымпровизировано нами. А также та история про мальчика Генри, который очень любит овсянку…
Виталий Мефодиевич очень ревностно относился, что кого-то снимают крупным планом, а не его, как ни странно, хотя у него огромная роль и замечательный артист, и чего тут бояться, а у меня роль маленькая. И, например, вот эта сцена в башне, помните, когда Бэрримор подает знак моему брату, и я врываюсь, чтобы его защитить. И шандал со свечами был в руках у Соломина, и он меня все время поворачивал спиной к оператору. И Михалков подошел и так мне на ушко говорит: «Ты знаешь, ты не делай на репетиции, а сейчас будет съёмка, ты войди и возьми у него из рук вот этот шандал». Я так и сделала, только во время съёмки. Соломин растерялся, он спросил: «Значит, убийца Селден – ваш брат?» И я повернулась на Соломина, то есть спиной к оператору, потом развернулась на Михалкова, который хозяин, и сказала: «Да, сэр», – и таким образом оказалась на крупном плане в кадре. И на крупном плане сказала свой монолог. А Михалков потом очень смеялся и говорит: «Молодец, профессионал”.
Но самой сложной задачей оказалось найти главную героиню фильма – пресловутую собаку Баскервилей. В подборе на эту роль нельзя ошибаться – только появление настоящего монстра может объяснить страх и ужас обитателей Баскервиль-холла:
““В подборе на эту роль нельзя было ошибиться — только появлением настоящего монстра в кадре получилось бы объяснить страх и ужас обитателей Баскервиль-холла, — рассказал Виктор Оковитый, художник комбинированных съемок. — Четвероногих претендентов отсмотрели нескольких. Методом проб и ошибок искали типаж — никто же не знал, как именно должна выглядеть собака в конечном итоге. Перепробовали псов разных пород, предлагали даже пекинеса с выцарапанным кошкой глазом, второй глаз при этом смотрелся очень безумно. Мы отсняли с ним несколько дублей, но результатом остались не удовлетворены. Придумали снимать в роли собаки Баскервилей телёнка, но быстро отказались и от этой затеи. Потом был вариант с догом. Его облепили светоотражающей лентой, которую клеят на дорожные знаки. Наклеили скелет собаки на животное и стали снимать на черном бархате. Посмотрели отснятые куски и расхохотались — получился просто “бегающий скелет”.
После просмотра ролика режиссер Масленников сказал, что выход один – делать собаке маску. “Сначала мы думали покрасить всего пса фосфором, как написано у Конан Дойла. Сказали об этом кинологам, а те схватились за голову, дескать, это же испортит собаке нюх, ни один хозяин не разрешит красить свое животное химией, — вспоминает режиссер. — Она же немедленно весь этот фосфор с себя слижет…”
“А поскольку идея со светоотражающей лентой была моя, то мне и поручили делать намордник псу, — говорит художник Оковитый. — На черный бархат я наклеил лайт-скотч. С этим на голове и бежала собака в кадре. А вместо фосфора мы приготовили специальную вспененную смесь из стирального порошка и светоотражающего покрытия, соскобленного со скотча. Эту смесь я наносил на маску для собаки.
Со съемками мы намучились изрядно. Надев на дога светоотражающую маску, нужно было ее одновременно и снимать, и направлять на нее свет. Сзади камер поставили специальные прожекторы. Приготовились к записи. Но мы не учли одного: собака никогда не побежит на яркий свет. Животные вообще не бегут на огонь — это закон природы. Съемку опять отменили. Этот кадр мы снимали шесть раз!”
Никто и предположить не мог, что с животными так сложно работать на съемочной площадке. Казалось бы, простой эпизод – пуля попадает в собаку. Но ведь псу надо, как артисту, «отыграть» попадание пули, выпущенной из револьвера Лестрейда. Требовалось показать агрессивную реакцию собаки, а она по природе оказалась очень миролюбивой. Масленников предложил: мол, давайте сделаем из оловянной проволоки пульку и в собаку выстрелим, чтоб она встрепенулась. Ассистентка по актерам Наташа Яшпан, интеллигентная женщина, пристыдила режиссера, мол, вы петербуржец, как вы можете причинить собаке боль?!
Масленников, чтобы доказать, что пульки только немного взволнуют животное и не более, предложил стрельнуть ему в ногу. Пиротехник выстрелил и попал Масленникову в. .. чуть повыше бедра… ну вы понимаете… Игорь Федорович схватился за мягкое место, громко вопя! В общем, реакция была та еще, и все поняли, что стрелять в собаку нельзя!!! Придумали тогда такой ход: подкладывали под пса фанеру и резко выдергивали ее, чтоб дог споткнулся. Но он оказался хитрющим — почуяв подвох, подбегая к фанере, через нее перепрыгивал! Пришлось отснять более семи дублей, пока измаявшийся дог, устав прыгать, начал-таки спотыкаться.
Кстати, в последней сцене актер Никита Михалков побоялся сниматься рядом с догом, поэтому собаку и Михалкова снимали отдельно, а потом кадры совмещали
В группе вспоминают, что собаке на съемках досталось по полной, но она мужественно все выдержала и стала любимицей группы. По словам актера Василия Ливанова, собака оказалась удивительной сладкоежкой — торт, привезенный на день рождения Соломина, она слопала вместе с коробкой, не оставив ни крошки.
“А потом на озвучивании долго колдовали над голосом собаки Баскервилей, — рассказывает звукорежиссер картины Ася Зверева. — Трудно сегодня восстановить «рецептуру». Использовали голоса льва, медведя, собаки, все это растягивали. Работа оказалась настолько сложной, что ее пришлось делать в Москве — в Ленинграде тогда не было хорошей аппаратуры “
На поиски натуры для съемок «Собаки Баскервилей» режиссёр Масленников отправился в Эстонию.Там снимали и графство Девоншир, в котором разворачиваются события романа «Собака Баскервилей» и торфяные топи Дартмура. Баскервиль-холл снимали в Таллине, причем натурой служили два здания. В том эпизоде, где доктор Мортимер в исполнении Евгения Стеблова рассказывает легенду рода Баскервилей, фигурирует замок Глена. Именно здесь пленница Хьюго Баскервиля спускалась по плющу из окна башни замка. Баскервиль-холл XIX века играл замок графа А.В. Орлова-Давыдова. Сейчас в нем располагается Музей истории Эстонии.
Более подробно о местах съёмок можно прочитать в материале Кинопрогулка с «Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном» или где снимали любимый фильм. Часть 6. «Собака Баскервилей»
[Источники…]Источники
www.221b.ru/
Смотрите также:
Собака Баскервилей (ТВ, 1988) — Съемки и производство
Собака Баскервилей (ТВ, 1988 г.)
Перейти к:
- Места съемок (13)
11 из 11 считают это интересным Интересный?
9 из 9 считают это интересным Интересный?
8 из 8 считают это интересным Интересный?
8 из 8 считают это интересным Интересный?
5 из 5 считают это интересным Интересный?
5 из 5 считают это интересным Интересный?
4 из 4 нашли это интересным Интересный?
4 из 4 нашли это интересным Интересный?
3 из 3 считают это интересным Интересный?
3 из 3 нашли это интересным Интересный?
3 из 3 нашли это интересным Интересный?
3 из 3 нашли это интересным Интересный?
3 из 3 нашли это интересным Интересный?
См.
такжеПолный состав и съемочная группа | Даты выпуска | Официальные сайты | Кредиты компании | Технические характеристики
Начало работы | Зона авторов »
Внести вклад в эту страницу
Собака Баскервилей сэра Артура Конан Дойля
Автор: Сэр Артур Конан Дойл (1859-1930) Сэр Артур Конан Дойл думал, что навсегда покончил со своим бессмертным сыщиком Шерлоком Холмсом и его летописцем доктором Ватсоном. Измученный и наскучивший сагой о Холмсе, он хотел заняться более серьезным сочинением. В рассказе «Последняя проблема», опубликованном в 189 г.3 в сборнике «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» автор отправил Холмса навстречу гибели в Рейхенбахский водопад. Однако к 1901 году Дойл столкнулся с серьезными финансовыми трудностями. Именно тогда он воскресил своего популярного сыщика. Действие «Собаки Баскервилей» происходит до Рейхенбаха, и, как и предсказывали издатели, сэр Артур Конан Дойл снова наткнулся на золото! «Собака Баскервилей» — захватывающий, насыщенный сюжетом и атмосферный фильм. Действие происходит в туманном и зловещем ландшафте Дартмура, и навеяно реальной историей злого сквайра 17-го века, который жил в Западной стране. Ходили слухи о злодейских поступках этого человека, и когда он наконец умер, его злой дух продолжал бродить по болотам, ведя за собой стаю сверхъестественных гончих, которых часто видели у его могилы! В романе сэр Джеймс Мортимер, врач и друг Баскервилей, благородная деревенская семья консультируется с Холмсом в Лондоне и ищет его помощи. Сэр Чарльз Баскервиль, владелец особняка под названием Баскервиль-холл, был найден мертвым при загадочных обстоятельствах, которые заставляют сэра Джеймса опасаться, что он стал жертвой странного и фатального семейного проклятия. Далекий предок, печально известный своими развратными путями, был жестоко убит адской гончей со сверхъестественными способностями. Жители соседней деревни сообщают, что видели ночью на болотах огромную гончую. Теперь Мортимер опасается, что сэра Чарльза посетило это ужасное существо, чья миссия состоит в том, чтобы уничтожить семью Баскервилей. Наследник поместья, сэр Генри Баскервиль, едет домой из Канады, чтобы потребовать свое наследство. Мортимер опасается, что сэр Генри станет следующей целью этого ужасного существа. Холмс и Ватсон отправились в Баскервиль-холл. Как он отмечает: «Игра началась!» «Собака Баскервилей» — шедевр леденящего кровь детектива. Он был широко адаптирован для радио, кино и телевидения во всем мире. История дала название психомедицинскому состоянию, называемому эффектом Баскервиля — сердечным заболеваниям, вызванным психологическим стрессом! В общем, отличное чтение для этой холодной и дождливой ночи! |
|
Загрузить MP3 Загрузить файлы mp3 для каждой главы этой книги в одном zip-архиве (194,2 МБ) |
Подкаст iTunes Полная загрузка в iTunes под подкастами (длиной 6:44:27) |
Аудиокнига iPod/iPhone M4b Файл аудиокниги в формате . |
RSS Feed Слушайте с помощью RSS-ридера (длиной 6:44:27) |
Загрузка электронных книг | |
---|---|
ePUB eBook • iBooks для iPhone и iPad • Nook • Sony Reader | Kindle eBook • Формат файла Mobi для Kindle |
Чтение электронной книги • Загрузить электронную книгу в браузере | Текстовый файл электронной книги • Компьютеры • Windows • Mac |
Отзывы (Рейтинг: 5 звезд – 23 отзыва) |
---|
Имя: Тема: |
Рецензент: впереди дорожные работы? – 5 октября 2018 г. |
Рецензент: Джимми – 9 марта 2018 г. |
Рецензент: Пользователь – 11 октября 2017 г. |
Рецензент: Жилберто Хадсон – 12 сентября 2017 г. |
Рецензент: Gilberto Hudson – 5 сентября 2017 г. |
Рецензент: Диана – 31 октября 2016 г. |
Рецензент: hwc – 17 мая 2016 г. |
Рецензент: Эми – 15 мая 2016 г. |
Рецензент: ROB – 10 марта 2016 г. |
Рецензент: Alpha – 19 августа 2015 г. |
Рецензент: Брен – 25 июня 2015 г. |
17 февраля 2015 г. |
Рецензент: кто-то – 3 января 2015 г. |
Рецензент: Джек – 16 декабря 2014 г. |
Рецензент: NamNguyenHoang – 30 ноября 2014 г. |
Рецензент: Деби – 23 сентября 2014 г. |
Рецензент: Jen – 1 июля 2014 г. |
Рецензент: Шерлок Холмс – 14 октября 2013 г. |
Рецензент: Дэни – 10 октября 2013 г. |
Рецензент: Джули – 12 сентября 2013 г. |
Рецензент: кто-то – 4 сентября 2013 г. |
Рецензент: Иоанн III – 7 марта 2013 г. |