Стихи Агнии Барто про Вову
На данной странице собраны познавательные стихи Агнии Барто про Вову, которые познакомят малышей и школьников с этими удивительными стихами.
Стихи Агнии Барто про Вову
ВОВКА-ДОБРАЯ ДУША
Шла вчера я по Садовой,
Так была удивлена —
Паренек белоголовый
Закричал мне из окна:
— С добрым утром!
С добрым утром!
Я спросила: — Это мне? —
Улыбнулся он в окне,
Закричал еще кому-то:
— С добрым утром!
С добрым утром!
Малышам и взрослым людям
Паренек махал рукой,
С ним теперь знакомы будем:
Это Вовка — есть такой!
***
Володин портрет
Фотография в журнале —
У костра сидит отряд.
Вы Володю не узнали?
Он уселся в первый ряд.
Бегуны стоят на фото
С номерами на груди.
Впереди знакомый кто-то —
Это Вова впереди.
Снят Володя на прополке,
И на празднике, на елке,
И на лодке у реки,
И у шахматной доски.
Снят он с летчиком-героем!
Мы другой журнал откроем
Он стоит среди пловцов.
Кто же он в конце концов?
Чем он занимается?
Тем, что он снимается!
***
ПРО ВОВКУ И СОБАКУ МАЛЮТКУ
Щенок соседский так подрос,
Его зовут Малюткой,
Но он теперь огромный пес,
С трудом влезает в будку,
Сидит Малютка на цепи.
Что тут поделаешь? Терпи!
Такая уж работа!
Пройдет ли мимо кто-то,
Откроют ли ворота,
Он глядит по сторонам –
Вы куда идете? К нам?
Лает, как положено,
На каждого прохожего.
На кошку тявкает всегда,
Распугивает кур…
Да только вот одна беда –
Спит крепко чересчур.
Пусть во двор въезжает кто-то,
Пусть гремят грузовики,
Пусть врываются в ворота
Посторонние щенки,
Он не вылезет из будки,
Позабудьте о Малютке.
– Ну-ка, вылезай-ка! –
Сердится хозяйка.
Говорит: — Тебя продам,
Ты ленив не по годам,
Я возьму щенка другого,
Не такого лодыря!
Нет, совсем не хочет Вова,
Чтоб Малютку продали.
Что тогда с беднягой будет?
Уведут куда-нибудь?..
Он теперь собаку будит,
Стоит только ей заснуть.
Спит собака на цепи,
Он кричит: — Не спи, не спи!
Показалась кошка,
Ну полай немножко!
Ну проснись,
Ты на работе!
Лай скорей –
Идут две тети!
Ты полай им!
А потом
Помаши скорей хвостом!
Так пристанет он к Малютке, –
Пес как выскочит из будки,
Как залает! А потом
Машет весело хвостом.
***
Мы сегодня в цирк поедем!
На арене нынче снова
С дрессированным Медведем
Укротитель дядя Вова.
От восторга цирк немеет.
Хохочу, держась за папу,
А Медведь рычать не смеет,
Лишь сосет потешно лапу,
Сам себя берет за шкирки,
Важно кланяется детям.
До чего забавно в цирке
С дядей Вовой и Медведем!
Агния Барто – Дядя Вова и Медведь: Стих, читать полностью. Агния Барто
Агния Барто – Дядя Вова и Медведь: Стих, читать полностью. Агния Барто – Стихи для детей школьников на Stihio.ru- Стихи
- Стихи для детей
- Агния Барто – Дядя Вова и Медведь: Стих
Мы сегодня в цирк поедем!
На арене нынче снова
С дрессированным Медведем
Укротитель дядя Вова.
От восторга цирк немеет.
Хохочу, держась за папу,
Лишь сосет потешно лапу,
Сам себя берет за шкирки,
Важно кланяется детям.
До чего забавно в цирке
С дядей Вовой и Медведем!
- А.Барто “Дядя Вова и медведь” Стихи из с
- Стихи для детей – Агния Барто «Дядя Вова и медведь
- Дядя Вова и медведь
- Дядя Вова и Медведь. Агния Барто наверно тоже была
- Прогнозы – Российский цирк (Дядя Вова и Медведь, Н
- А Барто Дядя Вова и медведь Читает Кирилл Большедв
- Цирк с дядей Вовой и Медведем. Ванга отдыхает!
- Маша Ободец. Дядя Вова и Медведь
- ДЯДЯ ВОВА И МЕДВЕДЬ | Аудио сказка | СКАЗКИ ДЛЯ ДЕ
- 0+ Агния Барто. Стихи для детей. 2 серия.
агния барто – стихи для детей школьниковстихи про вовустихи русских поэтов классиков
Агния БартоИспользуя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.
лет жизни П.
Н. Барто. Барто Павел Николаевич Агния Львовна Барто родилась в Москве 17 февраля 1906 года. По некоторым данным, при рождении девочку звали Гетель Лейбовна Волова. Агния родилась в образованной еврейской семье. Ее отцом был Лев Николаевич Волов, ветеринарный врач, и Мария Ильинична Волова (в девичестве Блох), которая после рождения дочери занялась домашним хозяйством.
Отец девочки очень любил басни Крылова и с самого детства дочери регулярно читал их ей на ночь. Он также научил свою маленькую дочь читать по книжке. Отец Агнии очень любил произведения классика русской литературы, поэтому на первый день рождения подарил дочери книгу под названием «Как живет и творит Лев Николаевич Толстой».
Еще в раннем детстве Агния начала писать стихи. Как позже признавалась сама поэтесса, в первых классах гимназии она отдавала дань любовной теме: исписала не один лист наивными поэтическими рассказами о «влюбленных маркизах и пажах». Однако девушке быстро надоело сочинять стихи о томных красавицах и их пылких любовниках, и постепенно такие стихи в ее тетрадях заменяли смелые эпиграммы для друзей и учителей.
Как и все дети из интеллигентных семей тех времен, Барто изучал немецкий и французский языки, ходил в престижную гимназию. Кроме того, она поступила в хореографическое училище, намереваясь стать балериной. В то же время материальное положение еврейской семьи, да еще в условиях Октябрьской революции, оставляло желать лучшего. Поэтому в 15 лет Агния подделала документы, увеличив свой возраст на год, и пошла продавцом в Магазин одежды (его работникам выдавали селедочные головы, из которых можно было сварить суп).
творческая карьера
Однажды хореографическое училище, в котором училась Агния Барто, посетил нарком просвещения Анатолий Луначарский. Он пришел на выпускные экзамены воспитанников училища и среди прочего услышал, как юная поэтесса под музыку читала очень впечатляющее стихотворение собственного сочинения «Похоронный марш». Хотя произведение было отнюдь не юмористическим, Луначарский с трудом удержался от смеха и уверенно заявил, что девочка напишет красивые, веселые и радостные стихи.
В 1924 году Агния Львовна закончила обучение в хореографическом училище и успешно поступила в балетную труппу. Однако построить успешную карьеру на сцене ей так и не удалось: труппа эмигрировала, а отец Агнии не согласился отпустить ее из Москвы.
Свои первые произведения поэтесса привезла в Госиздат в 1925 году. Медведю-воришке и китайцу Ван Ли понравилось издательство, и стихи были напечатаны. Затем последовали сборники стихов «Игрушки», «Братцы», «Мальчик наоборот», «Снегирь», «Болтун» и многие другие.
Произведения молодой поэтессы быстро обеспечили ей большую популярность у советских читателей. Она не была поклонницей басен, но создавала юмористические и сатирические образы, высмеивала человеческие недостатки. Ее стихи читались не как скучные лекции, а как веселые дразнилки, и благодаря этому они были гораздо ближе детям, чем произведения многих других детских поэтов начала 20 века.
При этом Агния Львовна всегда оставалась очень скромным и застенчивым человеком. Так вот, она была без ума, но при первой встрече с ним даже не осмелилась открыть рот. Однако впоследствии у Барто и Маяковского все же состоялся разговор о детской поэзии, и Агния многому у него научилась для своего будущего творчества. А когда она прослушала одно из стихотворений Агнии, то заявила, что его написал пятилетний мальчик. Не менее волнующим для писателя был разговор с .
И в юности, и в более зрелые годы Агния Львовна отличалась своеобразным языковым перфекционизмом. Однажды она поехала на книжный конгресс в Бразилию. Она должна была сделать презентацию и перевести на английский язык. Тем не менее, Барто неоднократно меняла текст русской версии своего выступления, чем чуть не сводила с ума переводчика.
В годы войны Агния Барто вместе с семьей эвакуировалась в Свердловск. Много выступала по радио, публиковала военные статьи, очерки и стихи в газетах. В 1940-х годов ей пришла в голову идея произведения о юных подростках, неустанно трудящихся за многочисленными станками на оборонных заводах. Чтобы освоить тему, она даже освоила профессию токаря, и в 1943 году написала долгожданную работу «Идет студент».
послевоенный период
После войны поэтесса очень часто посещала детские дома, общалась с детьми-сиротами, читала свои стихи и даже покровительствовала некоторым детским домам. В 1947 году Агния Барто опубликовала одно из самых психологически сложных своих произведений — поэму «Звенигород», посвященную многочисленным детям, родителей которых унесла война.
После публикации Звенигорода ей написала женщина из Караганды, потерявшая дочь в годы войны. Она попросила Агнию Львовну помочь найти ее. Поэтесса отнесла письмо в организацию, занимавшуюся поиском людей, и случилось чудо: мать и дочь нашли друг друга после нескольких лет разлуки. Об этом случае писали в прессе, и вскоре Барто стали получать многочисленные письма от детей и родителей, жаждущих найти друг друга.
Поэтесса взялась за дело, которое никому не под силу. В ее радиопрограмме «Найди мужчину» дети рассказали о своих отрывочных воспоминаниях о том времени, когда они еще жили с родителями. Барто зачитывала отрывки из писем, ей помогали слушатели: в итоге огромное количество людей нашли своих родных именно благодаря Агнии Львовне.
Естественно, поэтесса не забывала о своем творчестве, и продолжала писать книги для самых маленьких. Ее стихи для детей «Дед и внучка», «Лешенька, Лешенька», «Мишка и дядя Вова», «Первоклассник», «Вовка добрая душа» и многие другие издавались большими тиражами и с удовольствием читались детьми по всему миру. страна.
Кроме того, по сценариям Агнии были сняты фильмы “Алеша Птицын развивает характер”, “Слон и веревка”. В небольшую фильмографию поэтессы также входит картина «Подкидыш», для которой Барто помог написать сценарий.
Личная жизнь
Первый муж Агнии Львовны – поэт Павел Барто, имя которого поэтесса впоследствии носила всю жизнь. Этот брак, заключенный в юности обоих поэтов, продлился менее десяти лет.
У Павла и Агнии родился сын Эдгар, погибший в возрасте 18 лет в результате несчастного случая.
Вторым мужем писательницы стал Андрей Щегляев, с которым она прожила в счастье и любви до 1970 года, когда Андрей Владимирович умер от рака.
В этом браке родилась дочь Татьяна, ставшая впоследствии кандидатом технических наук.
Смерть
Агния Барто умерла 1 апреля 1981 года, причиной смерти стали проблемы с сердцем. После вскрытия врачи были поражены тем, что поэтесса прожила достаточно долгую жизнь, несмотря на то, что у нее были крайне слабые сосуды.
Многие поклонники творчества Агнии впоследствии вспоминали ее фразу «Почти у каждого человека бывают моменты в жизни, когда он делает больше, чем может» — и отмечали, что для Барто такие минуты растянулись на целые годы.
Биография Агния Львовна Барто не для детей. Когда родилась и умерла Агния Барто, памятные места, даты и интересные факты из жизни. цитаты писателя, Фото и видео.
Годы жизни Агнии Львовны Барто
родился 4 февраля 1906, умер 1 апреля 1981
Эпитафия
Мы знаем, тебя не вернуть
Твои дела – вечная память,
И только твоя чистая душа с нами,
Ты освещаешь нашу жизнь дорожка.
Биография Агнии Барто
В детстве мечтала стать балериной, а прославилась детской писательницей , стихи которой каждый ребенок знает с детства. Ей была уготована блестящая и в то же время трудная, трагическая судьба, как, наверное, и судьба любого гения. Биография Агнии Львовны Барто – история жизни легендарной женщины, писательницы, матери и поистине великого человека.
Родители ласково называли девочку Агнешкой. Наблюдая за тем, как ее отец, ветеринарный врач, лечит больных животных, Агния выросла доброй, отзывчивой девочкой ко всему живому. Образы детства позже отразились в ее стихах, хотя она мечтала стать вовсе не писательницей, а балериной – даже училась в хореографическом училище. Но, видимо, писательский талант взял свое. Сам товарищ Луначарский появился на выпускных экзаменах балетной школы. Услышав немного мрачноватое стихотворение одной из выпускниц под названием «Траурный марш», он позвал ее к себе и сказал, что девочка должна писать стихи, но веселые. Этому выпускнику было Агния Барто , а через некоторое время отнесла свои стихи в Госиздат. К ее собственному удивлению, она была опубликована — так в 19 лет Агния Барто опубликовала свои первые книги. Еще одним человеком, повлиявшим на дальнейшую биографию Барто , стал , которого Барто буквально боготворил. Однажды после выступления перед детской аудиторией поэт спустился к остальным участникам концерта и восторженно сказал им: «Вот для кого нужно писать!».
Но путь Барто в литературу был не таким уж безоблачным – ей часто доставались от литературоведов и коллег, что называется, сложные рифмы, которые детям было бы трудно запомнить, плохие образы. Но застенчивость и обидчивость Барто, по-видимому, не вызывали особой неприязни у советских писателей, поэтому какой-то очень сильной травле она никогда не подвергалась. Большинство советских чиновников просто не воспринимали всерьез женщину-писательницу детских стихов . Ее книги выходили одна за другой, а работать она не прекращала ни на минуту – писала сценарии, прозу, работала на радио. Она смогла пережить войну, но незадолго до ее окончания умер старший сын Агнии Барто . Для нее это стало страшным горем, после которого Барто уже не писал шуточные стихи про медведей и зайчиков, а создал поэму «Звенигород» о воспитанниках детского дома, потерявших во время войны родных, а затем Барто подарил еще несколько лет жизни программе «Найти человека».
Смерть и похороны Агнии Львовны Барто
Смерть Агнии Львовны Барто наступила 1 апреля 1981 года. Причиной смерти Барто стал сердечный приступ. . Страна потеряла не только великого писателя, но и человека с огромным сердцем, чуткого, доброго, благородного – однако таких трогательных и пронзительных стихов для детей и о детях не мог бы написать другой человек. Похороны Барто прошли на Новодевичьем кладбище.
линия жизни
4 февраля 1906 г. Дата рождения Агнии Львовны Барто (урожденной Воловой).
1924 Поступление в балетную труппу, замужество за Павлом Барто.
1925 Первые публикации стихов Барто.
1927 Рождение сына Эдгара от брака с Павлом Барто.
1933 Развод с Павлом Барто.
1935 Брак с Андреем Щегляевым.
1939 Соавторство в написании сценария к фильму “Подкидыш”.
1945 Гибель сына Эдгара (Гарика) в результате несчастного случая, выход фильма по сценарию Агнии Барто “Слон на веревке”.
1949 Выпуск сборника “Стихи для детей”.
1950 Барто стал лауреатом Сталинской премии за сборник «Стихи для детей».
1953 Выпуск фильма по сценарию Барто “Алеша Птицын развивает характер”.
1964-1973 Ведущий программы «Найди человека» на радио «Маяк».
1968 Выпуск прозаической книги “Найди мужчину” по мотивам одноименной радиопередачи.
27 августа 1970 г. Смерть мужа Агнии Барто, Андрея Щегляева.
1 апреля 1981 г. Дата смерти Барто.
Памятные места
1. Радиостанция “Маяк”, где работала Агния Барто в 1964-1973 гг.
2. Дом Барто в Москве (“Дом литераторов”).
3. Деревня Трехгорка, где часто отдыхала Агния Барто на даче сестры.
4. Библиотека № 99 в Москве. А. Л. Барто, где сегодня находится музей Барто.
5. Новодевичье кладбище, участок № 3, где похоронен Барто.
Агния Барто посетила Испанию в 1938 году, когда уже шла война. Одним из самых ярких и очень мрачных воспоминаний для нее стал разговор с испанкой, которая показала ей фотографию своего сына, погибшего от снаряда. Агния Барто была сильно потрясена, она написала подруге в письме: «Как описать чувства матери, пережившей своего ребенка?» Но через несколько лет она сама пережила такое же горе – ее старший сын погиб во время велосипедной аварии. Барто ушла в себя, только любовь к дочери и работа помогали ей продолжать жить.
Много лет Барто работала радиоведущей в программе, помогавшей воссоединить семьи, разбросанные по стране после войны. К Барто приезжали прямо дома, с вокзала, и к этой работе должны были подключиться все члены ее семьи. За девять лет, которые Барто посвятил этой программе, воссоединились около тысячи семей. Книга, которую Агния Барто написала по программе «Найди человека», получилась невероятно трогательной и искренней.
Завещание Агнии Барто
«От страха испортить себе настроение чужой бедой (даже увиденной не в жизни, а в кино) всего один шаг до эгоизма и бессердечия».
Фильм памяти Агнии Барто
Соболезнования в связи со смертью Агнии Барто
«Агния Львовна Барто не только признанный поэт, но и великий гражданин. Я глубоко уважаю ее и за прекрасные детские стихи, и за ту большую работу, которую она проделала в поисках матерей и детей, оторванных друг от друга «без вины виноватых», разлученных войной. За то, что смогла ответить на крик души, вопрос жизни двух людей: «Где ты, сын мой?», «Где ты, мама?». С помощью радио, скольким людям она принесла радость. Я знаю многодетных матерей, которые усыновили и удочерили еще многих сирот. Но Агния Львовна, как истинная поэтесса, удочерила и удочерила тысячи и тысячи детей. Большое спасибо за это».
Расул Гамзатов, поэт
Так звали моего дедушку по материнской линии. Он был из хорошей семьи, потомком легендарного шотландского флибустьера, последнего морского разбойника Северных морей Европы по имени Барто. Недавно я узнал, что эта шотландская семья известна как Варфоломеи, что похоже на имя апостола Варфоломея. Однако мать моего деда, моя прабабушка, Лидия Эдуардовна, была чистой немкой, что отражалось и на внешности, и на характере Павла Николаевича. В юности он занимался балетом, всю жизнь посвятил изучению птиц и их повадок, а главное, обладал несомненным поэтическим талантом. Дедушка в молодости был очень хорош собой. Впоследствии он отличался утонченными манерами и дородной представительностью, что производило неотразимое впечатление на прекрасную половину человечества.
Павел Николаевич Барто рано женился. Его первой избранницей стала Анна Волова, которая никогда не хотела расставаться с романтической фамилией мужа. Их брак не был счастливым во многом из-за различий в религиозных убеждениях. Единственный сын, красавчик Эдгар, погиб во время катания на велосипеде, отпросившись, чтобы покататься «на полчаса» до ужина. Его насмерть сбила машина. Эдгару было около двадцати лет.
До сих пор в архиве моего деда хранятся небольшие книжки тридцатых годов, написанные в соавторстве мужа и жены – Павла и Агнии Барто. По ним учились читать все дети в Советском Союзе: «Чумазливая девочка», «Таня, не плачь» и другие. Вскоре после развода Павел Барто познакомился с моей бабушкой Любовью и женился на ней.
Дедушка был убежденным эстетом и превыше всего ценил в жизни красоту. Особенно это проявлялось в бытовых мелочах, что для нас, внуков, было, несомненно, положительным моментом. Я до сих пор помню лицо своего дедушки. Острый, как у птицы, нос с характерной немецкой горбинкой; рот красиво обрамлен тонкими губами; выразительные глаза с быстро меняющейся гаммой взглядов, от добродушно-веселых до отчужденно-обидчивых. Дедушка был хорошо развит физически и всю жизнь следил за своей фигурой. Одетый безукоризненно, в безукоризненно чистую одежду, он, пожалуй, мог бы называться джентльменом среди сверстников, а тем более среди юношей.
После войны союз с бабушкой, к сожалению, тоже распался, но присутствие дедушки Павла всегда ощущалось в нашей мальчишеской жизни. Помню, как вместе с бабушкой мы, близнецы, побывали в доме моего дедушки во Львове, где он жил со своей последней женой Ренатой Николаевной Виллер, пока они не переехали в Москву. Семилетним мальчиком я помню чудесный город Львов, утопающий в зелени, с его парками и изящными домами западной архитектуры. Конечно же, в дедушкином доме царил идеальный порядок! Рената, немка по происхождению, до сих пор здорова и живет в родной Германии…
Вот дедушка садится завтракать (мы примостились по бокам от него, как воробьи возле вальяжного голубя). На столе удивительные полупрозрачные чашки и блюдца из тонкого немецкого фарфора, серебряные чайные ложки с вензелями – остатки былого дореволюционного великолепия. .. Дедушка живописно ест домашний творог, политый смородиновым вареньем, так называемой “витаминной «…Страшно даже дышать, не говоря уже о том, чтобы проглотить изысканную еду…
Вот дедушка ведет меня в палисадник. Там, как немецкая армия на плацу, посадили в геометрическом порядке: петрушка, укроп, редис, салат – в художественном обрамлении бархатцев и фиалок. Дедушка очень любил цветы, без устали возился с ними и, казалось, знал наизусть все названия культурных садовых растений…
Гуляем по роскошному львовскому парку… Дедушка буквально приказал мне разделить с ним прогулку. Проявив сначала упрямство, при первом контакте с природой, я был уже полностью ею поглощен. Дедушка заставлял меня слушать щебетание птичек… и определял голоса малиновки, веснички, зяблика и других своих друзей. Он действительно любил их. В его поэтических сборниках птицы оживают и словно начинают петь. Книги оформляли талантливые художники, такие же, как дедушка, патриоты леса и его обитателей.
Помните ли вы, друзья, как велико было влияние Павла Барто на женский пол. Особенно это проявлялось по отношению к кассиршам, билетистам, музейщикам, которые, увидев деда, онемели и молча пропускали его всегда и везде. Однажды, встретив неожиданное сопротивление, дед широко раскрыл глаза, с загадочным взглядом достал из нагрудного кармана писательское удостоверение и медленно, отчетливо произнес фразу с интонацией риторического вопроса: «А вдруг я детпис?..». Ошарашенная привратница удалилась — и вход, как всегда, был свободен. Если уж на то пошло, он мог проходить сквозь стены. Возможно, его визит к декану филологического факультета Московского университета во многом способствовал тому, что меня зачислили студентом, хотя по результатам сданных экзаменов мне не хватило полбалла для зачисления.
Особые надежды на меня возлагал дед, видя во внуке продолжение своего литературного дара. Но Бог помог мне служить его бессмертной душе. Дедушка не был церковным человеком, как многие представители русской интеллигенции ХХ века. Однажды отказавшись сотрудничать с «авторитетами», он был предан литературному забвению как писатель, в отличие от своей весьма успешной первой жены, ставшей корифеем советской поэзии.
Однако дед был высокого мнения о своем призвании. Иногда он говорил, что общался с Божественным в самом процессе поэтического творчества. Всю жизнь он вел дневники с немецкой пунктуальностью и кропотливостью, оставляя после себя целые чемоданы толстых тетрадей, исписанных мелким почерком. В студенческие годы мне удалось познакомить деда с талантливым московским проповедником, священником Вячеславом Резниковым, упокой господь его душу… Дед был впечатлен тем, что в свое время окончил Литинститут. Тяжелая онкологическая болезнь истощила силы дедушки Павла, который всегда отличался удивительной внешней динамикой и живостью характера. Ему было тяжело быть побежденным на ложе болезни. Батюшка нашел общий язык с поэтом-орнитологом, исповедовал его и причастился (впервые с детства) Святых Христовых Таин. Наконец-то дедушка ожил в душе и действительно стал причастником Божества! Перед революцией крестился в церкви святых апостолов Петра и Павла в Лефортово. Недалеко от родной церкви он нашел место своего упокоения – на Введенском (Немецком) кладбище, рядом с предками и родственниками. Из могилы всегда веет чистота, порядок и покой… Его верная спутница, Рената, протестантка по крещению, уже приготовила себе плиту, где выгравирован год ее рождения, но нет даты смерти..
Теперь я понимаю, как многим я обязан своему дедушке Павлу и тому образу джентльмена, который он пытался воплотить в своей жизни. И это при том, что в наших жилах течет кровь последнего шотландского флибустьера. Конечно, если верить семейным традициям глубокой древности…
Союз Агнии Львовны и Павла Николаевича Барто
Агния Львовна очень много работала, но никогда не забывала о своей семье. Семья была для нее центром вселенной. Для благополучия близких поэтесса делала все, что могла, и даже больше. Первый раз Агния Львовна вышла замуж в достаточно юном возрасте: ей было восемнадцать лет. Ее избранником стал красавец-голубоглазый поэт Павел Барто, в жилах которого текла немецкая, английская и русская кровь. Об этом браке дочь Павла Барто от второго брака Сусанна говорила: «Агния была активнее и смелее. Она сама выбрала Павла, назвала его своим «голубым принцем», покорила его своей женственностью. Это была романтическая первая любовь». Молодые люди увлекались поэзией, сочиняли стихи. Плодом их совместного творчества стали стихи «Девочка-Ревушка», «Счетка», «Девочка Грязная». У Павла и Агнии Барто родился сын, Эдгар, которого дома все звали Гариком.(В шестнадцать лет юноша получил паспорт и сменил имя на «Игорь».)
Увы, рождение сына не укрепило молодой союз. Кроме поэзии молодых людей ничего не связывало. Расставание Агния Львовна переживала болезненно, так как сама росла в полноценной семье. Только творчество помогло выйти из этого состояния. После развода Агния Львовна оставила себе фамилию первого мужа. Тяжело этот разрыв дался и Павлу Барто. В дальнейшем Павел Николаевич стал известен как автор «орнитологических поэм» и рассказов о животных. Он был женат еще трижды, а семейное счастье обрел только в третьем браке. Дружба между бывшими супругами не заладилась. Поэт Юрий Кушак вспоминал их отношения в 1970-х: «Агния Львовна рассердилась на него, он опубликовал несколько их ранних стихов, хотя она просила этого не делать». В отличие от первого, неудачного опыта, второй брак поэтессы оказался счастливым. Казалось бы, представители разных профессий – энергетик Андрей Щегляев и поэтесса Агния Барто – были совершенно разными людьми по характеру. Однако они прожили вместе более сорока лет и, по словам близких друзей, почти никогда не ссорились.
Щегляев – известный советский специалист в области паровых и газовых турбин, ученый, член-корреспондент Академии наук. Преподавал в МЭИ, был деканом энергетического факультета; Его учебники используются студентами сегодня. Об Андрее Владимировиче часто говорили как о «самом красивом декане Советского Союза». В этом браке родилась дочь Таня, которой посвящены знаменитые строки «Громко плачет наша Таня…». Агния Львовна и Андрей Владимирович всегда поддерживали друг друга, каждый из них достиг больших высот в своем деле. Семья жила в квартире в Лаврушинском переулке. Агнию Львовну старались оградить от бытовых мелочей, за это отвечала няня Домна Ивановна. Она приехала в столицу из села на заработки и осталась в семье поэтессы на всю жизнь. Агния Львовна была очень внимательна к ее мнению. Перед походом на какое-либо мероприятие поэтесса спрашивала у няни, как она выглядит. Если Домна Ивановна одобрит, то можно будет безопасно покинуть дом.
То, что Агния Львовна не была погружена в бытовые проблемы, вовсе не означает, что она оставалась в стороне от семейных дел. Скорее, наоборот, она была полноправной главой семьи. Барто ведал хозяйством, когда нужно было устроить семейное торжество или начать строительство дачи. Если заболевал кто-то из ее близких, она делала все, чтобы болезнь отступила. Когда во время войны его сын Гарик попал в госпиталь, Агния Львовна с большим трудом добыла для него яблоки, которые тогда были на вес золота. Поэтесса несла их сыну, держа в коробочке на коленях, каждое яблоко было завернуто в отдельный листок бумаги. Когда в помощи нуждались абсолютно незнакомые ей люди, Барто поступала точно так же: отдавала все силы только для того, чтобы помочь человеку: ей доставались дефицитные лекарства, например. Талантливый и способный юноша, Гарик мечтал стать летчиком. Во время эвакуации в Свердловске он поступил в летное училище и собирался после его окончания отправиться на фронт. Однако из-за болезни желудка его отчислили. По возвращении в столицу юноша поступил в авиационный институт. При этом он отлично сочинял музыку и учился в консерватории.
5 мая 1945 года Гарик трагически погиб. В тот день ничто не предвещало беды: юноша решил прокатиться на велосипеде, и его сбил грузовик, заехавший за угол. Молодой человек упал на тротуар и ударился виском о бордюр, смерть наступила мгновенно. Ему было восемнадцать лет. Евгения Таратута, подруга поэтессы, вспоминала, что Агния Львовна, одолеваемая горем, ушла в себя. Она не разговаривала, не ела, не спала. Татьяна Щегляева отмечала в одном из интервью: «Это горе навсегда осталось с мамой. Не было дня, чтобы она не говорила об этой трагедии. Сильная духом, она тем не менее нашла в себе силы вернуться к творчеству. Агния Львовна стала активно ездить по детским домам. В 1947 года появилось ее стихотворение «Звенигород», которое послужило отправной точкой для поиска пропавших на войне детей. Дочь поэтессы Татьяна Андреевна окончила Энергетический институт и всю жизнь проработала в ЦНИИ комплексной автоматики. Она стала кандидатом технических наук, заведовала лабораторией, была ведущим инженером. У Татьяны было двое детей. Стихотворение «Мы не заметили жука» Агния Барто посвятила младшей внучке Наташе. Старшему внуку Владимиру – стих про ершей. Ходили слухи, что для него был написан и цикл «Вовка — добрая душа». Во всяком случае, это имя часто встречалось в стихах Барто тех лет. Агния Львовна была очень близка с Володей, они часто говорили о литературе, поэтесса показывала внуку рисунки художников для своих изданий. Барто учил Владимира танцевать, у него это хорошо получалось, но в хореографическое училище он не поступил. С годами внук поэтессы стал математиком, преподавал в школе.