Вентилятор радиатора – :

Содержание

Вентилятор радиатора охлаждения

Сгорание топлива в цилиндрах ДВС сопровождается высвобождением значительного количества тепла, лишь часть которого используется двигателем и преобразуется в механическую энергию. Остальная бесполезно теряется, а для нейтрализации ее излишков приходится задействовать специальные устройства. К ним можно отнести систему охлаждения, возможность работы которой в любых условиях обеспечивает вентилятор радиатора охлаждения.

Принцип работы вентилятора радиатора

Прежде чем рассматривать этот вопрос, затронем в целом, что собой представляет водяная система охлаждения ДВС, показанная ниже на рисунке. Он позволит нам вспомнить принцип ее работы.

В тех случаях, когда через рубашку мотора проходит холодная жидкость, то она забирает излишки тепла, при этом двигатель охлаждается, а вода нагревается. Затем она проходит через радиатор, где отдает полученное тепло в атмосферу, и опять поступает в мотор.

Конструкция радиатора представляет собой набор тонких трубочек, которые создают большую охлаждающую поверхность. Набегающий поток воздуха, проходя через нее, уносит излишки тепла, которые хранятся в жидкости. В тех случаях, когда набегающий поток воздуха отсутствует (работа мотора на холостом ходу, пробки и другие аналогичные ситуации), или его недостаточно для охлаждения воды до нужной температуры, и предусматривается работа вентилятора радиатора охлаждения.

Для этого существует специальная схема управления, основу которой составляет термовыключатель вентилятора радиатора. Он контролирует температуру жидкости. Когда она превышает установленные пределы, то срабатывает датчик, по его сигналу включается вентилятор радиатора, который и создает необходимый поток воздуха. Этим потоком охлаждается нагревшаяся вода, а когда ее температура принимает необходимое значение, опять срабатывает датчик и выключает обдув.

Вот так можно описать основной принцип, по которому работает вентилятор радиатора – он включается, когда температура воды превышает заданную, и отключается после ее снижения до нужного значения

.

Чем чревато, если не работает вентилятор радиатора

ДВС – сложное устройство, и его характеристики оптимальны, когда он работает при определенной температуре. Как уже отмечено выше, она зависит от правильной работы системы охлаждения. В случае, когда не удается выдержать нужную температуру, последствия будут достаточно печальными – при перегреве двигатель вполне может заклинить и тогда, как минимум, капитальный ремонт ему обеспечен.

Устойчивость работы всей системы должен создавать вентилятор, позволяя снизить температуру воды в любых условиях. А вот если он не работает, особенно когда жарко, то надо искать, почему вентилятор не включается или не крутится. Сейчас такие устройства обычно бывают электрическими, и отказ самого изделия маловероятен, а возможной причиной этого часто служит выход из строя его обвязки (датчика, предохранителя, соединительных проводов и т.д.).

Значит, выясняя причины, почему постоянно работает вентилятор охлаждения радиатора или почему он не включается или не крутится, надо в первую очередь проверить именно обвязку устройства.

Как проверить вентилятор радиатора

Как мы уже установили, вентилятор радиатора должен включаться, когда температура воды (тосола) превысит заданное значение. Проконтролировать это можно по показаниям приборов на лицевой панели. Если вентилятор не включается, то необходимо проверить всю цепочку прохождения сигнала.

  1. Проверить наличие питающего напряжения, приходящего на изделие. Для этого можно воспользоваться тестером или лампочкой. Отсутствие напряжения будет свидетельствовать о возможном перегорании предохранителя или плохом контакте в проводах.
  2. Исправность самого вентилятора можно проверить, подав на него напряжение непосредственно с АКБ. Если он крутится, то с ним все в порядке, и дефект надо искать в других устройствах. Если же нет, и вентилятор не крутится, то причина дефекта именно в нем. В принципе, при этом можно не стоять на месте и двигаться дальше, но надо обязательно постоянно контролировать температуру двигателя. Когда стрелка подойдет к красному сектору, необходимо остановиться, открыть капот и охладить мотор. Два приема позволят вам двигаться и в этом случае. Держите скорость не менее шестидесяти км/ч, тогда постоянно набегающий поток встречного воздуха будет охлаждать воду, проходящую через радиатор, и вы сможете двигаться в обычном режиме, пока поддерживаете скорость. Другим приемом, позволяющим частично заменить неработающий вентилятор, будет использование обогрева. Переведите печку на максимальный режим нагрева, в этом случае часть лишнего тепла будет уходить через отопитель. Правда, в салоне будет как в бане, но вы сможете добраться до ближайшей СТО.
  3. Чтобы проверить датчик, от него надо отсоединить провода и замкнуть их между собой. Если при этом вентилятор включается и крутится, то значит, не работает сам датчик, он ремонту не подлежит, только замене. Однако если оставить провода замкнутыми, то можно двигаться дальше, при таком варианте вентилятор крутится постоянно, хотя возможно, температура двигателя будет понижена, но это лучше, чем стоять на месте.

Вентилятор радиатора работает постоянно

Частично такой случай рассмотрен выше, причиной является отказ датчика температуры или замыкание проводов, идущих на вентилятор. Но если он постоянно крутится, то вызвано это может быть и залипанием реле. Подобное происходит достаточно часто, особенно после того, как срабатывает реле и вентилятор должен включаться.
Залипание контактов реле означает, что они не могут разомкнуться, из-за чего происходит постоянная подача напряжения на контакты, вследствие чего электромотор крутится постоянно. К последствиям залипания контактов реле надо отнести то, что не выключается вентилятор радиатора.

Часто причиной того, что не работает отключение вентилятора, может служить термостат

. Дело в том, что датчик находится в головке блока, именно он определяет, когда должно происходить включение вентилятора. Но охлаждающая жидкость может двигаться по большому и малому кругу, когда она движется по малому, то в радиатор для охлаждения не попадает. Режим движения воды определяет термостат.

Если его заклинило в положении движения воды по малому кругу, то она так и будет двигаться, перегреется, что вызовет срабатывание датчика и включение вентилятора, но т.к. вода не поступает в радиатор, она не охладится, и датчик постоянно будет сигнализировать о высокой температуре. В результате этого не выключается вентилятор радиатора. Определяется такой случай просто – надо потрогать шланги, идущие к радиатору. Когда заклинило термостат, то при перегретом двигателе они будут холодными.

Если не выключается вентилятор радиатора по причине заклинивания термостата, то порой для устранения такого явления можно постучать по корпусу. Часто этого бывает достаточно, и дефект пропадает. Если же всё остается без изменений, то придется снимать термостат, вынимать из него всю начинку и потом ставить на место само устройство.

Другим вариантом того же самого дефекта будет заклинивание термостата в промежуточном положении. Это также может привести к тому, что не выключается вентилятор радиатора, но такая ситуация диагностируется гораздо труднее. Вызваны подобные трудности тем, что некоторое количество воды поступает в радиатор, но ее проходит слишком мало, вся вода не успевает охладиться, что приводит к перегреву двигателя.

Все перечисленное выше не является полным описанием возможных причин, почему не выключается вентилятор радиатора. Их может быть много, порой достаточно странных и неожиданных, но в каждом из таких проявлений неисправностей необходимо искать причины и проводить тщательный анализ.

Рано включается вентилятор радиатора

Другой крайностью является ситуация, когда рано включается вентилятор. В данном случае надо смотреть опять же датчик температуры. Скорее всего, он нуждается в замене. Если конечно, стоит правильный датчик. Дело в том, что датчики бывают рассчитаны на разную температуру, их еще называют летние и зимние, каждый из них должен включаться в своем диапазоне температур. Последние срабатывают позже. И если вы всё время использовали такие, то вам может показаться, что включение вентилятора происходит рано, хотя оно осуществляется вовремя и все работает правильно.

Надо реально оценить, насколько рано все происходит. Если раннее включение установлено по показаниям на комбинации приборов, то это не показатель. Однако когда такое включение вызывает беспокойство, подключите по диагностическому каналу соответствующее оборудование и посмотрите реальные пороги срабатывания датчика.

Охлаждение мотора машины – задача наиважнейшая. Если допустить перегрев двигателя, то в лучшем случае нужен будет его капитальный ремонт. Возможность эксплуатации автомобиля в любых условиях обеспечивается надежной работой системы охлаждения, которая во многом определяется правильной работой всех ее компонентов.

znanieavto.ru

зачем нужен сильный поток воздуха?

Если из-под капота Вашего автомобиля периодически доносится странный монотонный шум, то это не обязательно говорит о какой-то неприятности – возможно, это просто включается вентилятор радиатора. Друзья, в этой статье мы уделим внимание именно ему, ведь данный узел играет не последнюю роль в процедуре охлаждения двигателя машины.

Вентилятор системы охлаждения: зачем и для чего?

Для начала давайте вспомним, для чего вообще нужен этот вентилятор. Данный элемент является частью системы охлаждения двигателя автомобиля, принцип работы который мы сейчас кратенько рассмотрим.

Подавляющее большинство современных легковых авто оборудованы жидкостной системой охлаждения. Это значит, что теплоносителем в ней выступает специальная жидкость – дистиллированная вода или антифриз.

Источником тепла, как Вы знаете, является сам мотор, который в процессе работы довольно ощутимо нагревается. Чтобы избавить сердце автомобиля от такой напасти необходимо его принудительно остужать.

Для этого в ключевых частях силового агрегата проделаны каналы, по которым бежит та самая жидкость. Имея отличную теплопроводность она отбирает ненужное тепло, нагреваясь сама. Понятное дело, что на ходу подливать холодной водички в систему никто не будет, поэтому, прежде чем она вновь поступит к мотору, её температуру необходимо понизить.

Для этого система содержит насос, качающий жидкость, расширительный бачок, термостат, поддерживающий определённый уровень нагрева, необходимый для нормальной работы двигателя, радиатор – основной элемент для понижения температуры жидкости и, собственно, вентилятор радиатора.

На последнем лежит функция по улучшению эффективности охлаждения – он увеличивает поток набегающего воздуха, благодаря чему жидкость, проходящая через радиатор, остывает качественнее. Обычно, вентилятор работает непостоянно — блок управления двигателя включает его только тогда, когда датчик температуры мотора или антифриза сигнализирует о перегреве, но бывают и исключения. О них далее…

Разнообразие вентиляторов

Сам по себе вентилятор охлаждения радиатора не является чем-то оригинальным. Конструктивно он такой же, как и бытовой вентилятор, спасающий нас с Вами от жары – крыльчатка, нагнетающая воздух, и её привод. В автомобильном мире крыльчатка может раскручиваться по-разному. Существуют такие способы:

  • механический;
  • электрический;
  • гидравлический или гидромеханический.

Первый способ довольно архаичен, встретить его на современном легковом автомобиле практически невозможно, а вот на грузовиках и тракторах ещё вполне реально. Главная фишка механического привода – прямая связь с коленчатым валом двигателя, что влечёт за собой хоть и небольшой, но отбор полезной мощности.

Ещё один нюанс – вентилятор вращается постоянно, пока работает мотор. Это и есть то исключение, о котором мы упомянули выше.

Наиболее распространён электрический вентилятор радиатора. В его основе лежит обычный электромотор, запитанный от бортовой сети. Удобство такой схемы налицо.

Во-первых, им можно легко управлять – включается обдув автоматически электроникой, когда она обнаруживает превышение температуры. Как правило, такое случается во время длительной стоянки, когда нет набегающего потока воздуха.

Во-вторых, дешевизна — электромоторы не дефицит, и всю конструкцию легко заменить.

Гидравлические варианты встречаются под капотами и грузовых, и легковых машин, но, правда, не так часто, как электрические. Подобные вентиляторы идеологически ближе к механическим, так как имеют привод от коленвала мотора, но в их случае вращение передаётся через вязкостные или гидравлические муфты, что позволяет поддерживать стабильные обороты крыльчатки.

Как оказалось, коллеги-автолюбители, даже о такой простой вещице, как вентилятор радиатора, нашлось что рассказать. До встречи на страницах нашего блога, подписывайтесь, чтобы не пропустить свежие и интересные статьи!

auto-ru.ru

Вентилятор охлаждения радиатора

Приветствую вас друзья на сайте ремонт автомобилей своими руками. Вентилятор охлаждения радиатора – это устройство, которое позволяет в принудительном порядке обдувать поверхность охладительного устройства и снижать температуру антифриза (воды) до безопасного параметра.

Вентилятор охлаждения радиатора

Чаще всего вентилятор запускается автоматически при длительном движении на медленной скорости или в процессе стоянки машины с заведенным силовым узлом.

Как уже упоминалось, вентилятор несет одну задачу – максимально рассеять тепло около радиатора охлаждения и таким образом защитить двигатель от перегрева. Запуск устройства производится автоматически после достижения предельно допустимой температуры двигателя.

В современных автомобилях ВАЗ датчик температуры отправляет сигнал на ЭБУ, который в свою очередь дает команду вентилятору (но об этом ниже).

Основные типы вентиляторов охлаждения радиатора

На сегодня есть только два типа вентиляторов:

  • Механический;
  • электронный.

Механический (работает при вращении коленчатого вала). Чтобы сохранить целостность устройства и лопастей при больших оборотах, крыльчатка вентилятора подсоединяется к шкиву посредством гидромеханического привода.

При увеличении скорости вращения коленчатого вала муфта осуществляет легкое торможение, чтобы исключить повреждение устройства. Хотя раньше на первых моделях ваз такого устройства не было.

Электронный. С развитием технологий начал пользоваться спросом электронный привод. В его составе два основных узла – система управления и электрический двигатель. Использование электроники позволило обеспечить равномерное охлаждение силового узла и исключить опасность повреждения вентилятора.

Принцип действия и конструктивные особенности

У каждого из видов вентилятора есть свои нюансы конструкции и принцип действия. Рассмотрим каждый из видов более подробно:

1. Вентилятор с вискомуфтой. Такие изделия часто встречаются в моделях с продольной установкой силового узла. При этом монтируются системы, как правило, на внедорожниках, а с появлением электроники стали постепенно выходить из обихода.

С другой стороны электронные устройства бояться влаги, а вискомуфта обладает максимальной герметичностью и продолжает работать даже после «купания».

2. Вентилятор с ЭБУ. Такие системы состоят из нескольких конструктивных элементов – датчика температуры, ЭБУ силового узла и реле включения вентилятора. На современных автомобилях чаще всего устанавливается целых два контролирующих датчика.

Один – монтируется непосредственно в трубе, выходящей из радиатора, а второй – устанавливается на выходе из силового узла. При этом термостат срабатывает на основании разницы показаний этих устройств.

Кроме этого, на новых моделях ВАЗ в системе управления вентилятором могут принимать участие и другие устройства, такие как датчик частоты вращения коленвала и расходомер.

При этом все импульсы подаются к ЭБУ, который после анализа дает команду на срабатывание устройства.

3. Вентилятор с термовыключателем. В старых моделях ВАЗ электронного блока управления не было, поэтому задача активации устройства возлагалась на специальный термовыключатель.

Данное устройство смонтировано в корпусе блока цилиндров, что позволяет четко фиксировать температуру двигателя и давать команду на включение вентилятора. Сигнал, в свою очередь, подается благодаря своевременному смыканию контактной группы устройств.

Если температура превышает установленный предел (от 70 до 85 градусов Цельсия), то устройство дает команду на включение. При снижении температуры ниже определенного уровня дается команда на отключение.

Причины и неисправности вентилятора

В процессе эксплуатации могут возникнуть самые непредсказуемые ситуации. Новички часто теряются, когда не работает вентилятор охлаждения двигателя, включается раньше времени или вращается постоянно. Такие проблемы чреваты перегревом двигателя или, наоборот, сложностями с набором температуры.

Чтобы своевременно устранить неисправность и не допустить более серьезных повреждений, важно знать, как проверить вентилятор радиатора, и в какой последовательности ее устранять.

Как уже упоминалось, температура включения вентилятора на каждом автомобиле может различаться. К примеру, на ВАЗ-2110—2111 оптимальная температура работы силового узла – около 88-89 градусов.

При этом вентилятор срабатывает на уровне 105 градусов Цельсия. Далее температура ОЖ начинается снижаться, и отключение происходит при температуре 97 градусов Цельсия и ниже.

 Неисправности вентилятора и особенности их устранения

1. Когда вентилятор не запускается вовсе, необходимо проверить работу термостата. Сделать это просто – достаточно на нагретом двигателе прикоснуться к нижней трубке радиатора. Холодная? – Тогда термостат вышел из строя и требует замены.

Снова-таки действуйте очень осторожно, чтобы случайно не обжечь руки. Следующие проверки можно разбить на несколько этапов:

Проверка предохранителя, расположенного в монтажном блоке. Как правило, он отвечает и за звуковой сигнал автомобиля, поэтому определить наличие такой неисправности труда не составит. Все, что требуется – нажать на клаксон. Если он не работает, необходимо установить новый предохранитель.

Если со вставкой плавкой проблем нет, то необходимо осмотреть реле вентилятора радиатора (в дополнительном блоке с предохранителем). В случае когда контакты устройства прикипели или оно не срабатывает даже при наличии напряжения, то потребуется замена.

Проверка двигателя вентилятора. Убедиться в его работоспособности несложно – достаточно подключить вывода к аккумулятору. Если он начинает вращаться, тогда проблему нужно искать в другом месте.

Проверка датчика включения вентилятора. Здесь есть два основных варианта. Если автомобиль – карбюраторный, то необходимо замкнуть контакты датчика (расположен в радиаторе). Если вентилятор сработал, то можно сделать вывод о неисправности датчика.

В ситуации, когда двигатель – инжекторный, необходимо снять разъем с датчика (расположен в непосредственной близости от термостата). В этом случае вентилятор должен сработать в аварийном режиме.

Если не одна из описанных выше проверок себя не проявила, то необходимо искать обрыв во вторичной цепи автомобиля.

2. Не отключается вентилятор радиатора системы охлаждения. Бывают ситуации, когда система дополнительно охлаждения срабатывает и продолжает работать даже после выполнения своих функций (снижения температуры).

Здесь можно выделить несколько основных причин:

  • Имеет место обрыв в ДТОЖ или его коммутации. В этом случае постоянно работает вентилятор радиатора и горит лампочка «Check engine». Для решения проблемы достаточно заменить датчик;
  • контакты реле, подающего команду на вентилятор охлаждения, остаются все время в замкнутом состоянии. В такой ситуации необходимо проверить наличие напряжения на контактах устройства. Если оно не поступает, а реле все равно сработано, то потребуется замена устройства;
  • вышел из строя блок управления системы или одна из цепей ЭБУ. В этом случае необходимо ехать на СТО для установки нового блока или перепрошивки устройства;
  • в авто с карбюраторным двигателем не размыкаются контакты термовыключателя. Чтобы убедиться в проблеме, необходимо отсоединить провода от выводов устройства. В этом случае вентилятор перестает работать. Решение проблемы – замена термовыключателя.

3. Рано включается вентилятор радиатора. Еще один вид неисправности, когда вентилятор начинает вращение до достижения предельной температуры. Здесь необходимо «грешить» на датчик температуры.

Чаще всего он неправильно диагностирует температурный режим и дает ложный сигнал на вентилятор. При этом важно выбрать правильный датчик. Такие устройства бывают двух видов – зимние и летние. У каждого из них свой температурный режим.

К примеру, зимние датчики будут срабатывать позже, а летние – раньше. Иногда при неправильном выборе устройства автолюбители удивляются, почему вентилятор включается раньше или позже. На самом же деле датчик работает правильно, но в своем диапазоне температур.

Многие автолюбители недооценивают важность и пользу вентилятора охлаждения радиатора. В итоге можно поплатиться серьезной суммой из кошелька для дорогостоящего ремонта двигателя.

Так что в случае первых же проблем с системой охлаждения, важно своевременно диагностировать неисправность и устранять ее. Удачи на дороги и конечно же без поломок.

remontavtovaz.ru

Вентилятор системы охлаждения автомобиля

Системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания  разделились на две ветки в процессе своего развития: воздушное охлаждение и жидкостное охлаждение. Систему жидкостного охлаждения более корректно называть гибридной, так как вентилятор используется в обоих типах систем. Средой для рассевания избыточного тепла в процессе его отвода от разогретой силовой установки выступает воздух. Вентилятор охлаждения является устройством, которое обеспечивает стабильный и равномерный отвод тепла в окружающую среду.

Гибридная система охлаждения практически полностью вытеснила воздушную в конструкции серийных автомобилей, так что далее будем беседовать исключительно о ней. Еще стоит отметить, что функция вентилятора в той и другой системе аналогична. Вентилятор охлаждения позволяет принудительным образом реализовать эффективный обдув двигателя и радиатора гибридной жидкостной системы охлаждения.

Вентилятор служит для лучшего охлаждения мотора и жидкости в радиаторе. Такой эффект достигается благодаря обдуву ДВС и увеличению скорости потока и общей массы воздуха, который проходит через ячейки и ребра радиатора. Местом установки вентилятора в большинстве случаев становится пространство между радиатором и силовой установкой. Сам вентилятор радиатора заключен в специальный кожух.

Читайте в этой статье

Устройство вентилятора радиатора

Автомобильный вентилятор системы охлаждения ДВС имеет минимум четыре лопасти, которые закреплены на едином общем шкиве. Лопасти расположены под определенным углом относительно плоскости вращения. Это сделано для максимально эффективного забора и последующей подачи воздуха. Жестко установленных закономерностей в устройстве вентилятора нет, хотя наиболее распространенной стала такая конструкция, которая включает в себя крыльчатку на 8 лопастей.

Разновидности привода

Вентилятор радиатора может отличаться по конструкции привода. Существующие типы делятся на:

  • механический;
  • гидромеханический;
  • электрический;
Механический привод

Такой привод представляет собой конструкцию, которая является по сути постоянным приводом от коленчатого вала силовой установки. Такой привод является простейшим и реализован при помощи ременной передачи. Основным недостатком механического привода является отбор мощности у агрегата, которая расходуется на обеспечение постоянного вращения вентилятора. Сегодня механический привод практически не используется в системах охлаждения на гражданских авто.

Гидромеханический привод

Данный тип привода представляет собой решение, которое реализовано путем установки вязкостной муфты (вискомуфты) или гидравлической муфты. Указанные муфты  имеют постоянный привод от коленчатого вала двигателя. Для  того, чтобы сохранить  лопасти вентилятора в сохранности при работе ДВС на максимальных оборотах и высокой скорости вращения коленчатого вала, крыльчатку вентилятора соединяют со шкивом именно посредством гидро или вязкостной муфты. Встречается также определение термомуфты, которое применительно  зависимо от особенностей конструкции.

Муфта может частично или полностью блокироваться под воздействием увеличивающейся температуры жидкости, которой она заполнена. Такой заполняющей жидкостью выступает силикон. Увеличение температуры происходит в результате повышения оборотов коленчатого вала и возрастающей нагрузки на двигатель. Муфта блокируется и начинается вращение вентилятора охлаждения. Гидравлическая муфта отличается по принципу устройства от вязкостной муфты и блокируется зависимо от количества масла, которое находится в муфте.

Получается так, что вискомуфта зачастую заполнена силиконовым гелем, который имеет способность к изменению своих свойств под влиянием температуры.  В муфту  заливают силиконовое масло в количестве около 30-и или 50-и мл. Блокировка муфты оказывает влияние на скорость вращения вентилятора независимо от частоты вращения коленвала ДВС.  Если силовой агрегат выходит на режим высоких оборотов, тогда муфта замедляет вращение крыльчатки, тем самым оберегая вентилятор от разрушения при высокой скорости вращения. Главной задачей всех типов муфт, которые отличаются по принципу работы и конструктивным особенностям,  является удержание скорости вращения вентилятора в строго ограниченных рамках. Вискомуфта обеспечивает такой диапазон оборотов, который необходим крыльчатке для наиболее эффективного охлаждения.

Как уже было сказано, вентиляторы с механическим приводом стали редким явлением, но полностью не исчезли. Такое устройство еще можно встретить на некоторых моделях авто, которые имеют продольно расположенный силовой агрегат. Еще одним сегментом автомобилей, в котором установка вентилятора с подобным типом привода является повсеместной и оправданной, оказываются мощные внедорожники. Такие машины способны преодолевать водные препятствия и подготовлены  для эксплуатации в условиях крайне повышенной влажности. Дело в том, что любая электроника выходит из строя после контакта с водой, а вискомуфты являются полностью герметичными устройствами и не боятся влаги.

Электрический привод

Активное развитие и внедрение электронных устройств управления и контроля различных систем в процессе работы двигателя привело к появлению вентилятора радиатора с электрическим приводом. Данный привод имеет отдельный электродвигатель и собственную систему управления. Контроллер позволяет задавать интенсивность работы крыльчатки и гибко изменять скорость и длительность вращения вентилятора на основе показаний температурного датчика. Датчик измеряет показания температуры охлаждающей жидкости в ДВС. Такое решение повысило не только эффективность, но и позволило добиться улучшенной равномерности охлаждения двигателя сравнительно с системами, которые основаны на использовании вискомуфты.

Вентилятор охлаждения с электроприводом

Электродвигатель вентилятора питается от бортовой сети транспортного средства. Существующие решения стоит разделить на:

  • вентилятор с термовыключателем;
  • вентилятор с электронным блоком;

Автомобили на раннем этапе конструктивно не имели  электронных блоков управления. Активацию и отключение электромотора вентилятора системы охлаждения выполнял термовыключатель, который некоторые автолюбители путают с датчиком температуры. Датчик температуры зачастую встраивается в корпус блока цилиндров двигателя. Сигнал на приборную панель в салоне поступает именно от него, так как контроль температуры возле камеры сгорания намного важнее температуры ОЖ.

Термовыключатель аналогично задействуется при повышении температуры, но опирается на показания теромодатчика охлаждающей жидкости в радиаторе. Устройство работает в узком температурном  диапазоне. Например, вентилятор активируется при температуре ОЖ 85 градусов по Цельсию, а его выключение произойдет при 70 градусах. Принцип работы  устройства достаточно прост. Если температура поднялась выше заданного порога, тогда в термовыключателе смыкаются контакты, что и приведет к замыканию цепи питания вентилятора охлаждения. На электродвигатель подается ток, крыльчатка начинает вращаться. Снижение температуры до минимального порога приведет к тому, что контакты разомкнутся и вентилятор прекратит свою работу.

Примечательно то, что конструкцию электропривода вентилятора с термовыключателем можно установить практически на любой мотор. Схема управления вентилятором заметно сложнее в современных моделях с ЭБУ и включает в себя ряд элементов и исполнительных устройств, среди которых основные:

  • датчик температуры ОЖ;
  • ЭБУ;
  • реле включения вентилятора;
  • электродвигатель;

Температурный датчик измеряет температуру охлаждающей жидкости в силовом агрегате. Современные автомобили могут иметь сразу два датчика, которые установлены в разных местах. Один термодатчик ставят на выходе из мотора или в корпус термостата, другой ставится в патрубок на выходе из радиатора. Вентилятор управляется с учетом показаний обоих элементов и последующей оценкой разницы тех данных, которые поступают от датчиков. Для более эффективного управления задействованы также дополнительные устройства, среди которых стоит отметить датчик частоты вращения коленвала и воздухорасходомер. Показания этих датчиков необходимы для точного определения режима, в котором работает двигатель в определенный момент.

Комплекс сигналов от датчиков передается в ЭБУ двигателя, который производит их анализ и активирует реле включения вентилятора в нужный момент. Вентилятор работает ровно столько, сколько это необходимо для достижения оптимального температурного показателя применительно к конкретному режиму оборотов и нагрузки на ДВС.

Модели автомобилей, которые имеют климатическую установку, зачастую получают сразу два вентилятора. Для каждого из таких вентиляторов предусмотрена отдельная схема включения. Вентиляторы могут работать синхронно или по отдельности, что будет напрямую зависеть от температуры и условий эксплуатации ДВС. Реле включения вентилятора постепенно вытесняет специальный блок управления вентилятором для максимально эффективного контроля его работы.

Встречается также функция, когда реализовано автоматическое включение вентилятора уже после того, как двигатель заглушен. Это необходимо для предотвращения слишком резкого подъема температуры в ГБЦ сразу после остановки разогретого мотора, так как в результате происходит немедленное прекращения циркуляции охлаждающей жидкости в системе.

Распространенные неисправности и диагностика

Помните, что диагностировать неисправность вентилятора системы охлаждения стоит с предельной осторожностью, так как вращающаяся крыльчатка может серьезно повредить пальцы рук или другие части тела! Не редки случаи, когда неисправный вентилятор неожиданно приходит в движение!

Вентиляторы системы охлаждения устанавливаются как перед радиатором, так и за ним, со стороны моторного отека. Устоявшегося единого стандарта касательно места установки  среди конструкторов не существует. Многие владельцы автомобилей также часто задаются вопросом о том, в каком направлении дует вентилятор. Бытует мнение, что он осуществляет обдув радиатора для лучшего охлаждения ОЖ. Стоить запомнить, что дует вентилятор исключительно на двигатель независимо от места его расположения. Установка перед радиатором никак не означает, что обдувается только сам радиатор. Изменение направления обдува недопустимо.

Любой электрический двигатель или вискомуфта разной мощности и технологии производства, а также электронный блок или регулятор, созданный для управления, не могут обеспечить 100% гарантию защиты от неисправностей. Проблема усугубляется еще и тем, что вышедший из строя вентилятор системы охлаждения силового агрегата немедленно повлечет за собой серьезные последствия в виде перегрева мотора. Даже контрольные приборы, созданные для своевременного информирования водителя в критический момент, выходят из строя. Контролировать состояние вентилятора и его исправность нужно с завидной регулярностью. В движении также стоит лишний раз взглянуть на указатель температуры на панели приборов при первой такой возможности. 

Более простые системы с термовыключателем легко поддаются диагностике неисправностей. Что касается современных авто, тогда очень важно правильно определить не только саму поломку вентилятора, но и выявить вышедший из строя элемент в цепи из нескольких устройств. В самом начале диагностики нужно обнаружить проблему, по причине которой перестал работать вентилятор. Выйти из строя может любой из датчиков, блок управления или сам электрический мотор. Диагностировать неисправность вполне можно самостоятельно, придерживаясь приведенных ниже рекомендаций.

Системы с механическим приводом диагностируются быстро. Просто понаблюдайте за вентилятором, который должен вращаться постоянно. Если Вы видите вращение и лопасти крыльчатки целы, тогда ищите проблему в другом месте. Перегреваются двигатели с вискомуфтой из-за неисправного вентилятора только в том случае, если муфта не обеспечивает достаточной блокировки крыльчатки в режиме высоких оборотов коленвала. Результатом становится низкая скорость вращения вентилятора и такой обдув, который не соответствует нагрузке на мотор. Определить неисправность  муфты можно путем анализа скорости вращения вентилятора на низких и высоких оборотах.

Если в автомобиле установлен электрический вентилятор охлаждения, тогда начните с контроля его работы. Когда вентилятор не включается при очевидном перегреве, можно воспользоваться следующим методом диагностики систем с термовыключателем:

  • нужно отсоединить разъем термовыключателя, который зачастую ввинчен в нижнюю часть бачка радиатора;
  • далее понадобится немного проволоки. Соблюдая осторожность, используем указанную проволоку в роли перемычки, которой необходимо замкнуть 2 гнезда отсоединенного разъема;

Если вентилятор после такой операции принудительно заработал, тогда вполне очевидна неисправность термомвыключателя. Неработающий же вентилятор будет означать неисправность именно в нем или в других участках цепи. Конструкция может также состоять из двойного термодатчика. Проверку стоит производить в два этапа, хотя принцип остается таким же. В самом начале замыкают первые два контакта, после чего вентилятор должен вращаться на малых оборотах. Далее замыкается вторая пара, после чего скорость вращения должна заметно возрасти.

Бывает и так, что вентилятор охлаждения радиатора дует постоянно, без видимых пауз. Такие симптомы являются достаточно распространенными. Это может указывать на выход из строя датчика включения. Проверку стоит осуществлять при включенном зажигании путем дальнейшего удаления соответствующего разъема с датчика. Если вентилятор после этого не выключился, тогда регулятор отключения следует заменить. Дополнительно можно выполнить проверку предохранителя в  том случае, если возникшие проблемы с работоспособностью вентилятора охлаждения не исчезли.

Главное запомнить, что как и в любой другой электроцепи, стоит диагностировать неисправность отдельных составных частей методом исключения. Не меньшего внимания потребует и состояние проводки, разъемов и штекеров. В ряде случаев поломка быстро устраняется благодаря простому ремонту кабеля, который требует изоляции, а также чисткой контактов. Не менее продуктивной может оказаться и замена штекера. Если после всех диагностических процедур вентилятор так и не заработал, тогда его нужно демонтировать и заменить.

Указанные выше способы нельзя рекомендовать тем автовладельцам, которые обладают машиной с электронным устройством для контроля скорости вращения вентилятора охлаждения. Самостоятельно неискушенному водителю можно проверить только исправность  предохранителя, который отвечает за данный участок. Дальше необходимо обратиться за помощью в автосервис.

 Профилактика, снятие и ремонт

Обеспечение максимально эффективного охлаждения ДВС и радиатора возможно только тогда, когда вентилятор проходит периодическую чистку, устраняются его мелкие поломки и  загрязнения. Выполнять такую проверку желательно не реже одного раза в год. Чистят вентилятор при помощи обычной щетки, которой с него удаляют грязь и пыль.

Если потребовался демонтаж вентилятора охлаждения, тогда:

  • отсоедините от АКБ провод массы;
  • отключите все разъемы, которые подключены к устройству,
  • открутите болты крепления кожуха;.
  • сдвиньте кожух вентилятора или демонтируйте узел;

Демонтаж вентилятора позволяет устранить большинство поломок посредством ремонта. Очень часто требуется зачистка или замена проводов, так как их нарушенный контакт становится причиной неисправности или отклонений от нормы в процессе работы вентилятора. Может потребоваться ремонт щеток, который подразумевает их замену. Указанный элемент чаще остальных выходит из строя. Щетки подвержены быстрому износу, так как на них собирается грязь с дороги.

Не редко возникает необходимость устранения замыкания или обрыва обмотки ротора. Случается, что обмотка в рабочем состоянии, но функциональность все равно нарушена по причине обильного скопления загрязнений. Данную проблему решают очисткой обмоток при помощи растворителя. Также подойдут специальные щетки, предназначенные для глубокой чистки.

В процессе эксплуатации возникают и такие случаи, которые потребуют замены электромотора. Неисправность часто проявляется на прогретом двигателе, вся цепь исправна, но вентилятор охлаждения не запускается. Как показывает практика, ремонтировать эту деталь нецелесообразно. Электродвигатель имеет приемлемую стоимость, так что его сразу меняют на новый.

Читайте также

krutimotor.ru

Работа вентилятора охлаждения двигателя: принцип работы, причины неполадок

Как известно, во время работы автомобильного двигателя происходит сгорание топлива. При этом образуется большое количество тепла в рамках преобразования тепловой энергии в механическую. При этом излишки тепла необходимо отводить от ДВС во внешнюю среду для предотвращения перегрева механизмов и деталей.

Сам двигатель не должен перегреваться выше оптимальных 80-90°C. Для этого задействуются специальные устройства, которые в комплексе образуют систему охлаждения. Системы охлаждения также разделяются на два типа: жидкостную и воздушную. В современных автомобилях  эти два типа систем совмещены и являются гибридными.

Хотя основной принято считать жидкостную систему, отдельного внимания заслуживает и воздушное охлаждение, без которого при определенных условиях двигатель автомобиля неизбежно перегреется. Давайте рассмотрим систему воздушного охлаждения и ее неисправности более подробно.

Читайте в этой статье

Неисправности вентилятора системы охлаждения: признаки и способы устранения

Как уже было сказано выше, двигатель внутреннего сгорания является сложной системой, требующей бесперебойной работы системы охлаждения. Иначе произойдет перегрев силовой установки, что может привести к поломке и, следовательно, дорогостоящему ремонту.

Жидкостная система охлаждения, по которой циркулируют специальные охлаждающие жидкости (антифриз/тосол), является  закрытой. В двух словах, принцип работы жидкостной системы охлаждения заключается в том, что во время работы двигателя через его рубашку (каналы в БЦ и ГБЦ) циркулирует жидкость, которая отводит лишнее тепло от нагретых деталей.

Затем горячая жидкость попадает в радиатор, охлаждается и снова возвращается в двигатель для его охлаждения. Во время прохождения радиатора нагретая  ОЖ попадает в сеть тонких трубочек. Это способствует ее быстрому охлаждению. Также набегающим потоком воздуха при движении ТС  излишки тепла выносятся за пределы подкапотного пространства машины.

Однако если воздуха недостаточно (во время простоя в пробках или при работе двигателя на холостом ходу), жидкостная система часто не справляется с задачей. Тогда в работу вступает вентилятор радиатора.  Другими словами, подключается воздушная система охлаждения.

Важно понимать, что только при взаимодействии этих двух систем происходит эффективное охлаждение двигателя. Если просто, термовыключатель вентилятора (датчик вентилятора) срабатывает и вентилятор включается. В результате создается поток воздуха и вентилятор работает до того момента, пока не будет достигнута оптимальная температура.

Затем, получив сигнал датчика о понижении температуры,  вентилятор радиатора отключается. Кстати,  единого стандарта  по месту установки вентилятора  также не существует. Его могут расположить как перед радиатором, так и за ним. Также нет и четких стандартов касательно самой конструкции вентилятора.

Он состоит, как минимум, из четырех лопастей, скрепленных вместе под специальным углом для максимального забора и подачи воздуха. Самой популярной  стала крыльчатка на 8 лопастей. По конструкции привод вентилятора можно разделить на 3 типа:

  • механический
  • гидромеханический;
  • электрический;

Сегодня первый тип практически не используется, особенно на гражданских автомобилях, хотя остается на мощных внедорожниках как наиболее надежный. Второй тип также постепенно отходит на задний план. В любом случае, при выходе устройства из строя необходима немедленная диагностика и устранение причины поломки.

При этом проверка зачастую может быть проведена самостоятельно. Обратите внимание, во время диагностики вентилятор может внезапно заработать и его лопасти серьезно травмируют человека. В особой зоне риска оказываются пальцы.

Проверка вентилятора системы охлаждения

Итак, при поломке современного вентилятора, нужно учитывать, что они  зачастую электрические. Как правило, проблема кроется в проводке, датчиках, предохранителях и т.д. Среди основных неисправностей вентилятора можно выделить наиболее распространённые случаи, когда вентилятор охлаждения:

  1. Не включается.
  2. Не выключаются.
  3. Рано включается.
  4. Неправильно направляет потока воздуха.

Можно проконтролировать работу вентилятора несколькими способами. Если вентилятор не включился, возможно, он не получил необходимый сигнал. В этом случае, в первую очередь, проверяется вся цепочка передачи этого сигнала. Для этого с помощью тестера определяется, есть ли питающее напряжение. Если его нет, то проблема в перегоревшем предохранителе или плохом контакте.

Подавая напряжение на сам вентилятор, проверяется именно его исправность. Если он будет крутиться, значит, проблема не в нем. Если же вентилятор не крутится,  лучше обратиться в автосервис. Доехать до СТО можно своим ходом, придерживаясь определённых правил:

  • Двигаться со скоростью, не менее 60 км/ч. Тогда функцию сломанного вентилятора выполнит набегающий воздух.
  • Включить на максимум печку во время езды, чтобы лишнее тепло вывелось в салон. В салоне будет жарко, зато повышаются шансы на то, что мотор не перегреется;
  • Следить за стрелкой температуры двигателя на панели. При ее приближении к красной зоне нужно остановить автомобиль, открыть капот, охладить мотор.

При проверке температурного  датчика, его провода отсоединяются и замыкаются между собой. Если проблема в нем, то вентилятор заработает. В таком состоянии можно доехать до ближайшей СТО для ремонта. А если вентилятор не работает, значит его, скорее всего, нужно менять.

Если же вентилятор радиатора, наоборот, работает не останавливаясь, значит проблемы в термодатчике, замыкании проводов или в «залипании» контактов реле, когда его контакты не могут разомкнуться и напряжение для работы вентилятора продолжает подаваться.

Причиной постоянной работы вентилятора охлаждения также может стать термостат, отвечающий за поддержание оптимальной температуры двигателя. При превышении температуры антифриза более 90°C, открывается специальный клапан между большим и малым кругом системы охлаждения.

При поломке термостата этот клапан заклинивает, антифриз нередко движется только по малому кругу (не попадая в радиатор для остывания). В результате вентилятор будет работать все время.

Определить эту проблему несложно. Если при ощупывании шлангов  радиатора они будут холодными, а сам двигатель горячим, значит проблема в термостате . Добавим, что обычно заклинивание клапана термостата  можно решить, постучав по его корпусу. Если это не помогает, значит устройство необходимо снимать и менять.

  • Еще вентилятор может включаться раньше необходимости. Скорее всего, это поломка термодатчика, который подлежит замене. Также надо учитывать типы датчиков. Они могут быть рассчитаны на разную температуру (так называемые «летние» и «зимние» термодатчики). Они работают с учетом заданной температуры. Если используется «зимний» датчик, необходимо знать, что он запаздывает и включается немного позже.

В таком случае вентилятор включится до появления сигнала о перегреве. Получается, создается эффект преждевременного включения. Данная ситуация нарушением не является. Если же вентилятор обдувает не двигатель, а радиатор, значит он неправильно установлен. Возможно, были  спутаны клеммы при подключении или допущены ошибки. Так или иначе, необходимо произвести правильное переподключение вентилятора.

Что в итоге

Рассмотрев особенности работы вентилятора радиатора, становится очевидным тот факт, что система охлаждения ДВС в комплексе и сам вентилятор охлаждения двигателя  позволяют поддерживать  необходимый температурный режим ДВС.

Также важно понимать, что бесперебойная работа системы охлаждения зависит от слаженной работы всех составных частей. Например, в норме вентилятор включается при повышении температуры двигателя выше 90°C для его охлаждения, а затем должен отключаться.

Если же вентилятор выходит из строя или работает некорректно, при перегреве мотора неизбежен дорогостоящий или капитальный ремонт.  При этом причин для сбоев и нарушений во включении вентилятора много, так как электронные  и механические части устройства в процессе эксплуатации нередко дают сбои.

Однако на практике зачастую можно самостоятельно провести диагностику проблемного устройства, выявить причину поломки и, по возможности, устранить неполадки. Напоследок отметим, что большинства проблем, связанных с перегревом двигателя, можно избежать путем профилактических проверок, а также регулярной очистки клемм и контактов вентилятора охлаждения.

Читайте также

krutimotor.ru

Чиним вентилятор радиатора своими руками

Ни одна автомобильная система не будет нормально работать, если температурный режим не будет оптимальным. Особенно это касается мотора, который работает очень активно, из-за чего сильно греется. Для того чтобы агрегат не перегревался, в его конструкцию включена специальная система охлаждения, которая отвечает за отвод тепла. В системе присутствует такое устройство как радиатор, по которому движется охлаждающая жидкость.

Вместе с радиатором в машине устанавливается и вентилятор, который гоняет воздух. Естественно, вентилятор может время от времени выходить из строя. Какими же являются типичные неисправности этого вентилятора? Как их исправить? Давайте разберемся во всем этом.

Частые неисправности вентилятора радиатора

Если произойдет поломка вентилятора системы охлаждения, то рано или поздно силовой агрегат перегреется. Именно поэтому нужно внимательно следить за состоянием вентилятора, а точнее, за его работоспособностью. Если вентилятор сломан, то необходимо в кратчайшие сроки определить причину поломки и исправить ее. Чаще всего вентилятор автомобильного радиатора или не работает вовсе, или работает постоянно. Конкретизируем проявления этих проблем.

В первом случае вентилятор может или вообще не включаться, или же попросту не выключаться. Несмотря на то, что проблем всего две, причин их возникновения – несколько. Вы можете сами проверить, насколько вентилятор работоспособен. Для этого нужно просто завести двигатель, не трогаясь с места.

Выждите немного, пока охлаждающая жидкость не нагреется до температуры выше оптимальной. Когда температура будет достаточной, то есть перейдет за красный рубеж соответствующего датчика, тогда должен включиться вентилятор, отчего под капотом появится дополнительный шум. Но если температурная стрелка уже зашла за красную отметку, а вентилятор не включился, то моментально остановите мотор, подождите, пока он остынет, после чего приступайте к поиску причин поломки.

Для начала осмотрите электродвигатель вентилятора. Для проверки подключите его прямо к аккумуляторной батарее, если двигатель карбюраторный. В случаях с инжекторными движками с датчика нужно снимать разъем, после чего вентилятор должен сработать, причем в аварийном режиме. Если после подключения вентилятор не включился, то придется покупать новый. Но если же он заработал, то все с ним нормально, и проверять нужно не его, а, например, температурный датчик. Зачастую, его монтируют в радиатор.

Отключите его, отсоединив провода, и замкните между собой. Если в этот момент включится вентилятор, то датчик сломан и подлежит замене. Проверьте провода питания вентилятора на предмет наличия обрывов. Обязательно осмотрите предохранитель и реле, которое отвечает за подачу питания вентилятору. Предохранитель отвечает за звуковые сигналы, поэтому для проверки его работоспособности достаточно нажать на клаксон. Реле же нужно проверять на предмет прикипания контактов. Также следует проверить работоспособность устройства при идущем на него напряжении. Если реакции – ноль, то реле нужно менять. Если Вы все тщательно осмотрите, то наверняка определите, в чем проблема.

Теперь разберемся с постоянной работой вентилятора. Одной из возможных причин постоянной работы вентилятора охлаждения может быть залипание контактов реле в том положении, в котором на электродвигатель подается напряжение. Еще такая ситуация возможна при заклинивании термостата в том положении, которое соответствует движению жидкости по малому кругу. Но возможно это только в том случае, если в машине нет отдельного температурного датчика, который отвечает за приведение вентилятора в действие.

Тогда происходит перегревание жидкости, вентилятор включается, но охлаждающая жидкость в радиатор не поступает. Температура жидкости останется высокой, хотя вентилятор будет работать. Еще термостат может заклинить в промежуточном положении, то есть жидкость будет идти к радиатору, но по причине частичного открытия полностью в радиатор не попадет, то есть, полностью не охладится. Все же, если вентилятор работает постоянно, то это не так страшно, как его нефункционирование. Поэтому нужно точно знать, что же делать, если обнаружена поломка агрегата.

Как устранить неисправности вентилятора радиатора

Прежде чем снимать вентилятор, отключите клемму массы от автомобильного аккумулятора вместе со всеми проводами, которые идут к вентилятору. Только после этого можно демонтировать вентилятор. Дабы поломка не повторялась, а процесс охлаждения протекал более эффективно, специалисты рекомендуют время от времени производить очистку вентилятора, убирая разного рода загрязнения. Для чистки нужно использовать щетку.

Бывает так, что вентилятор ломается из-за обычной грязи. Дабы проверить, так ли это, отогните кожух двигателя и оцените, в каком состоянии находится оборудование. Как показывает практика, придется купить новые щетки, потому что они чаще всего ломаются из-за слишком большого количества грязи и преждевременного износа.

Достаточно часто вентилятор ломается из-за плохих контактов. Такое явление характерно для окисленных контактов, если Вы их никогда не чистили. Поэтому перед проверкой вентилятора проверьте провода, если нужно, то произведите замену.

Следующий этап заключается в проверке работоспособности ротора, его обмотки. В случае обнаружения обрыва или замыкания нужно будет осмотреть каждый виток, дабы определить поломку. Заблаговременно произведите очистку обмотки с помощью щетки по металлу и тряпки, отмоченной в растворителе. Запрещено использовать средства, которые содержат в себе агрессивные элементы.

Если Вы определили, что сломан электродвигатель вентилятора, то придется покупать новое устройство. Если Вы находитесь в дороге, температура двигателя стала критической, а включения радиатора не произошло, то для начала нужно остановить машину, после чего выждать время, пока двигатель остынет. Далее можете попробовать следующее:

1) Набирайте скорость больше 60 км/ч, так жидкость будет охлаждаться встречными потоками воздуха;

2) Замкните провода, которые идут к датчику, чтобы принудительно включить вентилятор;

3) Включите систему отопления салона автомобиля на полную мощность, так часть тепла жидкости будет уходить на салон.

Другие неисправности радиатора

Случается так, что вентилятор радиатора включается раньше времени. Виноват в этом температурный датчик. Зачастую он неправильно определяет температуру, отчего не в нужный момент посылает сигнал вентилятору.

В этом вопросе нужно правильно выбрать датчик. Они бывают двух видов – летние и зимние, причем температурный режим у них разный. Например, зимний датчик сработает позже, а летний – раньше. Если неправильно выбрать устройство, то не удивляйтесь тому, что вентилятор в Вашем автомобиле будет включаться или раньше, или позже, чем нужно. Датчик может работать правильно, но температурный диапазон устройству не подходит.

Многие автолюбители недооценивают, насколько важным и полезным является вентилятор радиатора автомобиля. Если не обращать внимания на поломку, рискуете заплатить приличную сумму за ремонт перегретого двигателя. Именно поэтому нужно вовремя диагностировать проблему вентилятора и как можно скорее ее устранить.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?
Да Нет

auto.today

Вентилятор охлаждения радиатора: устройство и возможные неисправности

Конструкция любого современного автомобиля состоит из множества различных узлов и механизмов. Одним из таких является система охлаждения двигателя. Без нее мотор терпел бы постоянные перегревания, которые в конечном итоге вывели бы его из строя. Немаловажной составляющей данной системы является и вентилятор охлаждения радиатора. Что это за деталь, как она устроена и для чего предназначена? Ответ на этот вопрос – далее в нашей статье.

Характеристика

Вентилятор охлаждения радиатора – это деталь, которая обеспечивает принудительную циркуляцию воздуха для двигателя. За счет равномерного и постоянного отвода тепла от его элементов температура ДВС всегда остается в пределах рабочей и редко когда превышает +95 градусов Цельсия.

Разновидности

Всего существует два типа конструкций данных элементов:

  1. Электрическая.
  2. Механическая.

Последний вид работает за счет клиноременной передачи усилий от шкива коленвала. Что касается электрического, такой вентилятор охлаждения радиатора приводится в действие специальным моторчиком. Также данная конструкция предполагает наличие отдельной системы управления. Интенсивность работы данного элемента напрямую зависит от показаний датчика температуры.

Устройство и принцип работы

На данный момент принято различать три вида вентиляторов:

  • С вискомуфтой.
  • С термовыключателем.
  • С ЭБУ (электронным блоком управления).

Что касается первого типа, системы на основе вискомуфты сейчас практически не встречаются на автомобилях. В основном они устанавливались на машины с продольным расположением двигателя либо на массивные полноприводные внедорожники, которые преодолевали еще и водные преграды. Вискомуфта, отвечающая за вращение вентилятора, полностью герметична. Такая конструкция позволяет защитить ее от воздействий внешних факторов, в том числе и воды. Кстати, электрические вентиляторы после проникновения внутрь блока жидкости сразу же выходят из строя. Дальнейшему ремонту и восстановлению они больше не подлежат.

Вискомуфта наполняется силиконовым маслом. Последнее при воздействии высокой температуры меняет свои свойства и, в зависимости от уровня нагрева, увеличивает либо уменьшает интенсивность вращения вентилятора. Конструкция вискомуфты предполагает наличие таких деталей, как пакет дисков ведомого и ведущих валов, а также герметичный корпус с гелем или маслом.

Как это все работает? Принцип действия данного элемента основывается на передаче вращательных движений от ведущего вала за счет пакетов дисков. Последние помещаются в силиконовую жидкость, то есть в гель или масло. Вязкость этих компонентов, как мы уже сказали ранее, меняется в зависимости от температуры.

Элементы с электроприводом

Что касается вентиляторов с электрическим приводом, они состоят из следующих элементов:

  • Электродвигателя.
  • Электронного блока управления.
  • Температурного датчика.
  • Реле включения вентилятора.

Более современные узлы имеют в своей конструкции два температурных датчика, один из которых устанавливается в патрубок, выходящий из радиатора, а второй – в корпус термостата. Иногда он монтируется в патрубок, который выходит из двигателя. Электронный блок, в зависимости от разницы показаний этих двух датчиков, управляет интенсивностью вращения крыльчатки. А приводит ее в действие электрический мотор вентилятора охлаждения радиатора.

Для корректной работы данного моторчика важно также наличие расходометра воздуха и устройства, которое будет следить за частотой коленчатого вала (ДПКВ). После того как блок управления получил короткий сигнал со всех датчиков, происходит обработка информации, и электроника активирует реле, включающее вентилятор. Во время его работы система контролирует количество вращений и может увеличить либо уменьшить частоту оборотов крыльчатки. Подобная конструкция используется сейчас на большинстве легковых автомобилей и внедорожников.

Устройства с термовыключателем

До появления на свет систем с электронным управлением все машины оснащались вентиляторами с термовыключателем. Именно этот элемент выполнял функцию выключения и включения двигателя крыльчатки.

Принцип работы такой системы заключается в следующем. С датчика температуры, который установлен в корпусе блока цилиндров двигателя, подается сигнал на шкалу, что находится в салоне. Далее, в зависимости от полученных показаний и степени реагирования жидкости в радиаторе на термоизменения, происходит включение или выключение вентилятора.

Как только температура охладителя увеличится до определенного значения, внутри термовыключателя замыкаются контакты, подключенные к цепи питания крыльчаткой. Дальше происходит подача электрического тока на моторчик, благодаря чему вентилятор начинает вращаться. После того как температура тосола снова падает, контакт размыкается и, соответственно, крыльчатка перестает работать.

Как найти причину поломки элемента?

Как мы уже сказали во вступлении, неисправность вентилятора может стать причиной частого перегрева силовой установки. Поэтому водитель должен регулярно контролировать его работоспособность и в случае обнаружения поломки немедленно ее ликвидировать.

Как проверить данную деталь на исправность? Сначала необходимо извлечь штекерный разъем из температурного датчика. Если этот элемент одинарный, следует проверить и его исправность. Сделать это несложно – достаточно просто произвести ручное замыкание клемм в штекере при помощи небольшого отрезка проволоки. Если температурный датчик двойной, то для его проверки необходимо замкнуть сначала бело-красный, а затем и красный провод. В идеале после этого должен медленно закрутиться вентилятор охлаждения радиатора.

Далее необходимо замкнуть красный и черный провода. В таком случае крыльчатка должна вращаться с максимально большой скоростью.

Но что делать, если вентилятор охлаждения радиатора не включается даже после нескольких попыток замыкания? Вывод – температурный датчик пришел в неисправность либо сгорели предохранители. Последние проверяются следующим образом. В разъем вентилятора на бело-красный или черно-красный провод подается ток от клеммы АКБ с положительным зарядом. В это же время с минусовой клеммы аккумулятора идет питание на коричневый провод. Если вентилятор радиатора системы охлаждения после этих манипуляций не заработал, значит, пришла пора заменить саму крыльчатку. В другом случае рекомендуется осмотреть все разъемы и штекера, которые идут от температурного датчика к ней.

Что делать, если вентилятор охлаждения радиатора не выключается?

В случае если узел сразу при запуске приводится в работу и при этом никогда не выключается (а этого быть не должно), это свидетельствует о поломке датчика включения узла. Как проверить данный элемент на исправность? Для этого нужно включить зажигание и снять с датчика наконечник провода. После этого вентилятор должен выключиться. В случае если крыльчатка все равно продолжает работать, следует произвести замену датчика. Также следует запомнить, что при подобных симптомах двигатель вентилятора охлаждения радиатора находится в абсолютно рабочем состоянии, и проверять его в данном случае нецелесообразно. Но может случиться и такое, что источником неисправности оказались окислившиеся клеммы. При диагностике их тоже следует осмотреть и по необходимости зачистить контакты.

Возможен ли ремонт вентилятора?

В некоторых случаях нет смысла целиком менять деталь на новую, так как неисправность может быть вовсе незначительной. Гораздо дешевле будет отремонтировать его своими руками.

Прежде чем снять деталь с креплений, рекомендуется отключить минусовую клемму аккумулятора и снять все провода, которые идут к вентилятору. Затем необходимо открутить крепежные элементы устройства и вынуть его наружу.

В некоторых случаях бывает так, что виновником неисправностей оказывается банальная грязь. Поэтому после успешного демонтажа лопасти вентилятора тщательно очищаются от пыли и прочих отложений. Лучше всего это делать щеткой.

Кроме этого, поломка может заключаться в плохом контакте проводов. Происходит сие явление из-за окисления элементов в соединительных штекерах. Далее необходимо проверить работоспособность обмотки ротора. Иногда не работает вентилятор охлаждения радиатора из-за замыкания или обрыва данной части системы. В таком случае следует осматривать каждый виток.

Однако есть в конструкции данного узла элементы, не подлежащие восстановлению. Помимо температурных датчиков, ремонту не подлежит электрический двигатель вентилятора охлаждения радиатора. Что говорит о его неисправности? Определить нерабочее состояние электромотора можно по состоянию работы крыльчатки. Если во время перегрева силовой установки она не включается, вероятнее всего, пришел в негодность двигатель вентилятора охлаждения радиатора. В таком случае необходимо срочно произвести его замену.

Другие неисправности

Все автомобилисты знают, что вентилятор охлаждения радиатора (ВАЗ 2110-2112 можно привести в качестве примера) является источником повышенного шума и вибраций. Но если этот звук его работы превышает предельную норму, да так, что не слышно сам двигатель, это говорит о ряде неисправностей. Итак, почему шумит вентилятор охлаждения радиатора ВАЗовских автомобилей? Причин может быть несколько:

  1. Открученный болт, крепящий крыльчатку к шкиву (прикрутить деталь).
  2. Отломленная часть лопасти (заменить вентилятор).
  3. Отсутствие смазки на электродвигателе.
  4. Разбитый подшипник (здесь только замена).

Заключение

Итак, мы выяснили, почему не работает вентилятор охлаждения радиатора, а также рассмотрели способы его диагностики и ремонта. Как видите, данный узел представляет огромную важность для автомобиля. Его поломка непременно даст о себе знать в виде регулярных перегревов двигателя. А ведь уже после первой такой неисправности риск выхода из строя деталей цилиндро-поршневой группы увеличивается в разы. Поэтому не стоит откладывать эту проблему на потом.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *