Внешняя политика кндр: Почему внешняя политика КНДР рациональна?

Содержание

Почему внешняя политика КНДР рациональна?

Внешняя политика Северной Кореи всегда представляла определенную загадку для аналитиков. В частности, в руководстве США бытовала точка зрения, что внешняя политика Северной Кореи совершенно иррациональна и обусловлена определенным «безумием» ее лидеров , которые действуют случайным образом.

Политологи стараются все же не редуцировать этот вопрос до чисто медицинского и развивают концепцию «государства-изгоя» (rogue state). При этом в публичном дискурсе термин «государство-изгой» стал до определенной степени клишированным и по факту его стали использовать против любого государства, так или иначе действующего против интересов условного «международного сообщества». При этом за интересы «международного сообщества» обычно выдаются интересы ключевых игроков. Интересно отметить, что статуса «государства-изгоя» обычно удостаиваются региональные державы — то есть те, кто недостаточно могущественен, чтобы самостоятельно определять «интересы мирового сообщества», но при этом достаточно сильные, чтобы доставлять определенное беспокойство.

Возвращаясь к Северной Корее, следует отметить, что рассуждения об иррациональности ее внешней политики являются следствием непонимания сложности процесса ПГР (Принятие государственных решений), особенно внешнеполитических, особенно в такой закрытой стране, как КНДР.

Действительно, от воли политического лидера зависит очень многое. Но как показывает Г. Аллисон в своей книге «Эссенция решения», даже успешные автократы типа Н.С. Хрущева во внешней политике во многом полагаются на свое окружение и зависят от «придворной политики» (governmental politics).

Теоретическая база

Теоретическая база данного исследования представляет собой синтез теории рационального выбора и концепции ограниченной рациональности и когнитивного диссонанса. Иными словами, я пытаюсь показать, что руководство Северной Кореи действует ограниченно-рационально и принимает суб-оптимальные решения, при этом их видение мира до определенной степени может преломляться через призму корейской идеологии чучхе (хотя вопрос о том, насколько они всерьез в нее верят — дискуссионный).

Теория рационального выбора (RCT) постулирует, что политики стремятся максимизировать свою полезность, которая заключается для них в максимальном расширении и упрочнении своей власти, а также в извлечении политической ренты. Они руководствуются вне-экономическими критериями и всегда превыше всего ставят свою власть.

Концепция рационального выбора наглядно

Концепция ограниченной рациональности при этом утверждает, что сознание ЛПР значительно отличается от идеала «человека экономического», ЛПР подвержены когнитивным искажениям и принимают решения с оглядкой на свою картину мира. При этом они не могут досконально проанализировать все возможные варианты действий, поэтому обычно выбирают «удовлетворительный» вариант (то есть суб-оптимальный), который соответствует их интересам так, как они их понимают. Понимание интересов связано с тем, что П. Сабатье называет «сущностные убеждения относительно политического курса» (policy core beliefs). К таким сущностным убеждениям может относиться, например, вопрос, какая социальная группа должна быть центром политики по перераспределению ресурсов, которую проводит государство.

Стоит добавить, что ЛПР в первую очередь ориентируется на краткосрочную выгоду — то есть сохранение своего режима правления здесь и сейчас намного важнее, чем, к примеру, долгосрочный экономический рост.

Для (любого?) политического режима самым главным является выживание

Историческая база

Для анализа поведения лидеров Северной Кореи я возьму два эпизода, которые чаще всего вменяются им как «иррациональные» — поведение в ходе существования Рамочного соглашения 1994 года с США и поведение в ходе политики «Солнечного тепла», которую Южная Корея проводила относительно Северной Кореи.

Рамочное соглашение

Рамочное соглашение между КНДР и США было заключено 21 октября 1994 года. Согласно ему, Северная Корея обязалась остановить разработку ядерного оружия, пустить в страну инспекторов МАГАТЭ. В обмен на это США снимали экономические санкции против Северной Кореи и предоставляли ей технологии мирного атома (легководный реактор).

С 1994 года по 1996 Северная Корея соблюдала Рамочное соглашение. Однако уже 1998 году страна возобновила ядерные испытания, и стало понятно, что режим перестал соблюдать взятые обязательства. Многие тогда называли поведение Северной Кореи совершенно иррациональным — Рамочное соглашение было возможностью интегрироваться в мировое сообщество и мировую экономику. КНДР, однако, отказалась от этой возможности.

Однако глубинный анализ позволяет найти зерна рациональности в поведении руководства Северной Кореи.

Во-первых, надо отметить, что из–за распада советского блока КНДР оказались в сложной геополитической и экономической ситуации. Торговля сельскохозяйственным товарами с СССР прекратилась, более того в самой КНДР случилась череда неурожаев, что в итоге вылилось в т.н. «Трудный поход» — голод 1995-1999 года. Ситуация с безопасностью Северной Кореи после распада советского блока тоже была под вопросом — было непонятно, к примеру, может ли ее предоставить Китай. Поэтому по факту Северная Корея рассматривала вариант наладить сотрудничество с новоиспеченным гегемоном.

При этом в Северной Корее начала в тот момент складываться традиция «провокативной дипломатии», то есть выдвижения угроз и их последующего неисполнения в обмен на какие-то политические или экономические блага. Поэтому Северная Корея в 1993 году заявила, что собирается выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия. С точки зрения модели рационального выбора, они сознательно эскалировали ядерный кризис, чтобы привлечь внимание США. Следует отметить, что «провокативная дипломатия» Северной Кореи была относительно нерискованная, т.к. вероятность военного удара со стороны США снижалась за счет того, что КНДР находилась в сфере интересов Китая, а также против агрессивных действий в отношении КНДР резко возражала Южная Корея.

Более того, в 1995 году представитель Северной Корее намекнул США, что для поддержания баланса сил в регионе США было бы выгодно поддерживать КНДР как противовес подъему Китая.

Соответственно, заключение рамочного соглашения можно интерпретировать как чисто стратегический расчет, направленный на повышение безопасности Северной Кореи и на получение экономических благ. С учетом смерти Ким Ир Сена и экономических проблем, этот шаг был необходим для выживания северокорейского режима.

При этом возникает вопрос, почему же тогда в итоге Северная Корея отказалась от дальнейшей кооперации и интеграции в мировое сообщество и возобновила ядерную программу?

Во-первых, можно предположить, что руководство Северной Кореи никогда не собиралось интегрироваться в мировое сообщество, т.к. понимало, что условием будут серьезные демократические и прорыночные реформы, по итогам которых оно потеряет свою власть, как это случилось с СССР.

Во-вторых, руководство Северной Кореи воспринимает ядерную программу как залог долгосрочного выживания режима (на ядерные державы опасно нападать), а также как элемент национально гордости и идентичности.

Военный парад в Пхеньяне. Источник — AP

В- третьих, следует отметить, что США также не выполнили взятые на себя обязательства — Клинтон столкнулся с сопротивлением в Конгрессе США и не смог выдать Северной Корее обещанные ресурсы. КНДР, вероятно, восприняла это как доказательство недобросовестности американских контрагентов.

Наконец, интересное предположение выдвигает Б. Камингс, который отмечает, что в Северной Корее очень низкий уровень квалификации рабочей силы и единственным относительно квалифицированными рабочими являются солдаты. Поэтому ядерная программа могла рассматриваться как способ высвободить рабочую силу и направить ее на развитие инфраструктуры.

Политика «Солнечного тепла»

В 1998 году южнокорейский президент Ким Дэ Чжун провозгласил политику «солнечного тепла» в отношении Южной Кореи, которая подразумевала налаживание кооперации между двумя странами и экономического сотрудничества. В частности, Южная Корея выделила Северной Корее 1,6 млн тонн еды и 200 000 тон удобрений.

Историческая встреча лидеров двух Корей

В 2000 году состоялся первая в истории встреча лидеров двух стран. Однако в скором времени Северная Корея начала сворачивать сотрудничество с Южной, назвала политику «солнечного тепла» политикой «солнечного ожога» и взаимоотношения стран снова ухудшились. В частности, южнокорейские компании не получили налогового статуса резидентов в Северной Корее, а только лишь получили возможность работать в режиме «благоприятствования».

Этот также кейс часто приводится в пример как проявление «безумия» или «иррациональности» политического руководства Северной Кореи, которое в очередной раз упустило возможность интегрироваться в мировое сообщество.

Но возможно этот инцидент стоит рассматривать под другим углом — Северная Корея никогда не собиралась интегрироваться в мировое сообщество (т.к. это вероятно приведет к падению режима) и просто хотела повысить легитимность своего правления внутри страны.

Как уже отмечалось выше, до этого Северная Корея перенесла длительный голод, поэтому ей были необходимы ресурсы. При этом президент Ким Дэ Чжун сделал сближение с Северной Кореей частью своей политической программы, поэтому руководство КНДР понимало, что он не сможет не принять статус режима наибольшего благоприятствования для южнокорейских компаний (вместо обещанного статуса национальных).

При этом отдельно следует сказать, как проходило общение лидеров двух стран и как оно освещалось в северокорейских СМИ. Ким Чен Ир отказался ехать в Сеул и принимал южнокорейского президента дома на своих условиях. При этом в национальных СМИ сообщалось, что Южной Корее будут продемонстрированы преимущества северокорейского образа жизни. Еще интересный момент заключается в том, что в Северной Корее (в отличие от международных новостей) не показали выступление самого Ким Чен Ира. Таким образом, жители Северной Кореи не видели, что он готов кооперироваться и идти на какие-то уступки перед Западом. Таким образом, Ким Чен Ир смог получить ресурсы и укрепить свою легитимность внутри страны.

Очевидно, что он не планировал всерьез долгосрочного сотрудничества, т.к. прекрасно понимал, что экспозиция граждан к южнокорейскому образу жизни будет губительна для его режима.

Заключение

Таким образом, можно сказать, что внешнюю политику Северной Кореи не стоит интерпретировать как иррациональную или безумную. Напротив, она является исключительно просчитанной и направленной на сохранение правящего режима. Представляется, что для описания внешнеполитического стиля Северной Кореи больше всего подходит термин «провокативная дипломатия», которая сводится к выдвижению угроз и получению каких-то ресурсов в обмен на отказ от этих угроз.

Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы читать лучшие материалы платформы и быть в курсе всего, что происходит на сигме.

5. Внешняя политика — любимое детище северокорейского «вождя». Северная Корея. Эпоха Ким Чен Ира на закате

5. Внешняя политика — любимое детище северокорейского «вождя»

В 50-х годах руководство КНДР и лично Ким Ир Сен проводили внешнюю политику, ориентированную на союз с СССР, КНР и другими социалистическими странами. Однако по мере того, как набирало силу националистическое крыло в северокорейском руководстве, особенно после устранения просоветской и прокитайской фракций, утверждалась идеология «чучхе» и так называемая независимость во внешней политике, КНДР все дальше отдалялась от СССР, хотя официально лидеры Северной Кореи, и прежде всего сам Ким Ир Сен, в беседах с советскими официальными лицами подчеркивали «нерушимость» курса на дружбу и сотрудничество с Советским Союзом. В то время группировка Ким Ир Сена еще не собиралась «полностью» отходить от СССР. Более того, она настойчиво добивалась заключения союзного договора с Советским Союзом. «Пхеньян, — пишет российский исследователь В. П. Ткаченко, — вел сложную игру вокруг договора. Он, как выяснилось впоследствии, планировал подписать практически одновременно такой же документ и с Пекином. Но тогда в Москве об этом не были информированы».[29]

Несмотря на все перипетии вокруг договора, Ким Ир Сен поехал в Москву для заключения союзного договора, который был подписан 6 июля 1961 года. Взятые Советским Союзом обязательства в военной области в соответствии с договором, как показали дальнейшие события, были использованы Ким Ир Сеном в его попытках свергнуть южнокорейский режим. Не раз ситуация на Корейском полуострове оказывалась на грани войны — кризис 1968 года с захватом американского судна «Пуэбло», кризис 1983 года в связи с покушением на президента Южной Кореи Чон Ду Хвана во время его визита в Бирму. Позднее руководство КНДР, утвердившись в «незыблемости своей независимой» внешней политики, не раз ставило перед СССР вопрос об аннулировании союзного договора.[30] Однако эти заходы Ким Ир Сена отклонялись Москвой. В Советском Союзе рассматривали Договор 1961 года как важнейшее средство поддержания мира и стабильности на Корейском полуострове и вокруг него.

Разгоревшиеся в начале 60-х годов советско-китайские политические и идеологические разногласия оказали влияние и на отношения СССР — КНДР. Ким Ир Сен на начальном этапе пытался демонстрировать нейтралитет в советско-китайском споре, хотя идеологически он был близок к Китаю.

В этот период основным элементом своей внешнеполитической доктрины Ким Ир Сен провозгласил укрепление отношений со странами Азии, Африки и Латинской Америки. Платформой этих отношений была объявлена борьба против империализма и колониализма. Руководство ТПК сделало вывод о том, что «центром революционной борьбы» в 70-е годы стали Азия, Африка и Латинская Америка, которые, по выражению Ким Ир Сена, «превратились в самый ожесточенный антиимпериалистический фронт».

[31]

Ким Ир Сен выступил с инициативой создания широкого «антиимпериалистического, антиамериканского фронта» в составе стран Азии, Африки и Латинской Америки. Северная Корея в то время оказывала материальную и военную помощь ряду стран «третьего мира» (Египет, Ангола, Палестина и др.).

В решениях V съезда ТПК (ноябрь 1970 г.) внешнеполитический курс был охарактеризован как самостоятельный и полностью независимый. Ярко выраженный антиамериканизм стал квинтэссенцией этой линии. Другим важным элементом внешней политики была провозглашена «борьба против возрождения японского милитаризма». V съезд ТПК призвал укреплять «боевую сплоченность революционных стран Азии».

Курс на самостоятельность во внешней политике был продиктован попыткой Ким Ир Сена стать лидером стран «третьего мира», добиться вступления КНДР в движение неприсоединившихся стран с тем, чтобы использовать ДН для реализации своих задач в области корейского объединения. Руководство ТПК посчитало, что «третий мир», движение неприсоединения могут быть той политической силой, которая позволит реализовать линию Пхеньяна в корейском вопросе.

С другой стороны, сближение КНДР со странами «третьего мира» и переход на позиции неприсоединения давали Ким Ир Сену возможность дистанцироваться не только от Советского Союза, но и от другого своего союзника — Китая. «Вождь» понимал, что китайская политика по корейскому вопросу неискренняя и что от Китая в любое время можно «ждать подвоха». В этом «великий вождь» лишний раз убедился во время «культурной революции», когда маоистское руководство Китая предъявило территориальные претензии к КНДР, санкционировало вооруженные инциденты на китайско-корейской границе, антисеверокорейские выпады в прессе КНР, в том числе лично против Ким Ир Сена. Не могло не настораживать Пхеньян и начавшееся в 70-е годы сближение Китая с Западом, в первую очередь, с США, а также заявления китайских лидеров о необходимости укрепления военного и политического присутствия США в Северо-восточной Азии, включая Южную Корею.

Активизация внешней политики КНДР в отношении развивающихся государств в начале 70-х годов позволила Пхеньяну укрепить свое присутствие в этой зоне. Если в конце 60-х годов КНДР имела дипломатические и консульские отношения с 44 государствами и осуществляла торговые связи более чем с 70 странами, то в 70-е годы Пхеньян установил дипотношения с 66 государствами, главным образом, с развивающимися.[32] В этот же период КНДР была принята в члены ряда международных организаций: Межпарламентский союз, ВОЗ, ЮНЕСКО, ЮНКТАД и др., получила статус постоянного наблюдателя при ООН.

Перейдя на позиции неприсоединения, Ким Ир Сен поставил задачу привлечь страны ДН на сторону КНДР в противоборстве с Южной Кореей, которая при президенте Пак Чжон Хи значительно продвинулась в своем экономическом развитии. «Великий вождь» понимал, что ни Советский Союз, ни Китай не заинтересованы, да и не желают, поддерживать его линию на «свершение революции» на Юге. В это время Ким Ир Сен вводит в свой политический лексикон понятие «доминационизм» («чибэчжуый»), которое характеризуется как «контрреволюционное течение, идущее наперекор тенденции современной эпохи, эпохи самостоятельности». «Доминационизм», — по Ким Ир Сену, — это «попрание самостоятельности других стран, угнетение других народов и установление контроля над ними».[33] К представителям «доминационистских сил» («чибэчжуыйчок серёк») были отнесены, прежде всего, США. По ряду моментов к этим силам причислялись также СССР и Китай (главным образом за то, что Москва и Пекин шли на компромиссы с империализмом в то время, как Северная Корея вела с ним «непримиримую» борьбу).

В августе 1975 года КНДР была официально принята в члены движения неприсоединения. (Южной Корее было отказано в членстве в ДН под предлогом того, что в РК находятся военные базы и вооруженные силы США.) Вступление Северной Кореи в движение неприсоединения являлось, как отмечалось выше, было попыткой Ким Ир Сена возглавить ДН, сделать его послушным оружием в своих планах по решению корейского вопроса на условиях Пхеньяна. Став членом ДН, КНДР осуществила существенные коррективы внешнеполитического курса, который был сфокусирован на «борьбе против империализма, доминационистских сил и в защиту самостоятельности». [34] Ким Ир Сен стремился к тому, чтобы не допустить, как он выражался, превращения неприсоединившихся стран в «сателлитов любых блоков», вмешательства внешних сил в движение неприсоединившихся стран.

Специальной темой для критики северокорейский лидер избрал «великие державы» («тэчук»), но без конкретного упоминания, кроме США, их агрессивных и захватнических происков, их стремления к расширению сфер господства. Ким Ир Сен выдвинул также требование о пересмотре «старого международного политического порядка», ревизии УставаООН.

Северокорейская дипломатия выступила активным сторонником создания «нового международного порядка», который, по ее мнению, должен включать следующие моменты: установление государствами суверенитета над своими природными ресурсами и важнейшими отраслями экономики, право на национализацию, преобразование несправедливой международной валютно-финансовой системы, ликвидация таможенных барьеров и ограничений на экспорт сырья.

Крен в сторону движения неприсоединения, усиление антиамериканской, антиимпериалистической риторики, отдаление от СССР не принесли Северной Корее желаемых результатов.

Ким Ир Сену так и не удалось утвердиться в качестве «неоспоримого лидера» ДН и «третьего мира» в целом. Не удалось «продвинуть» через ДН и корейское урегулирование в интересах Пхеньяна. Более того, северокорейцы серьезно «подмочили» репутацию «принципиального» членства движения неприсоединения» рангунским инцидентом» (октябрь 1983 г.) — покушение на президента Южной Кореи Чон Ду Хвана, организованное спецслужбами КНДР во время визита президента РК в Бирму.

Потерпев неудачу в попытках подчинить ДН своему курсу, Ким Ир Сен в очередной раз решил сманеврировать. Пхеньян начинает зондаж на предмет улучшения отношений с Советским Союзом. При этом «вождь» учитывает начавшийся процесс нормализации советско-китайских связей. Однако эти изменения (улучшение отношений с СССР) не носили принципиального характера. В Пхеньяне по-прежнему подчеркивали «самостоятельность» внешней политики КНДР. На деле же эта «самостоятельность» выражалась в стремлении наладить диалог с США при советском посредничестве, в поддержке Ирана в войне против Ирака, в намерении «взорвать» изнутри южнокорейский режим и т.

 п. Кроме того, Северная Корея нуждалась в новых вливаниях в свою экономику, в модернизации вооружения и боевой техники для КНА.

Получить же все это в странах движения неприсоединения Пхеньян не мог. Естественно, последовала очередная корректировка внешнеполитического курса, вновь был сделан акцент на «укрепление братской дружбы и всестороннего сотрудничества с СССР». «Великий вождь» вновь заговорил о твердой приверженности КНДР идеям мира и разоружения, обеспечения международной безопасности.

В Северной Корее стали демонстрировать позитивную реакцию на мирные инициативы Советского Союза. Так, Пхеньян дал положительную оценку предложению социалистических стран заключить Договор о неприменении военной силы и поддержании отношений мира между государствами Варшавского Договора и НАТО (февраль 1983 г.). Северокорейская печать стала перепечатывать материалы советской прессы о переговорах в Вене по вопросам сокращения вооружений и вооруженных сил в Центральной Европе. Появились также публикации о советских инициативах по ограничению ракетно-ядерных вооружений.

Однако эти материалы носили выборочный характер и зачастую было трудно определить о реальном отношении КНДР к тому или иному советскому предложению по разоружению.

В конце 70-х — начале 80-х годов кимирсеновское руководство активизировало также отношения с Китаем, политика которого характеризовалась в Пхеньяне как «последовательно социалистическая, отвечающая делу борьбы против империализма».[35] Возобновились контакты между двумя странами на высшем уровне. Ким Ир Сен в сентябре 1982 года нанес визит в Пекин, а в июне 1983 года КНР посетил его сын член Президиума Политбюро ЦК ТПК, секретарь ЦК ТПК Ким Чен Ир.

Со своей стороны и Китай интенсифицировал делегационный обмен с КНДР. В мае 1983 года в Пхеньяне побывал министр иностранных дел У Сюецянь. Обе стороны обменялись заверениями в неизменности «традиционной боевой дружбы и тесного всестороннего сотрудничества между КНДР и КНР».[36] Однако нельзя было не видеть, что заверения в «братской дружбе» скрывали недовольство Ким Ир Сена китайской политикой. «Великий вождь» с большим подозрением относился к процессу сближения Китая и США, к китайскому одобрению американского военного присутствия в Северо-Восточной Азии, наращиванию контактов Пекина с Сеулом.

Не все нравилось Ким Ир Сену и во внутренней политике китайского руководства. Он не разделял кампанию по развенчанию культа личности Мао Цзэдуна и его политического курса, видя в этом потенциальную угрозу собственной персоне.

Несмотря на очевидность разногласий со своим идеологически близким соседом, пхеньянское руководство избегало открытой критики китайцев. Наоборот, в официальной печати подчеркивался тесный, дружественный характер северокорейско-китайских связей.

В отношении других азиатских стран руководство КНДР проводило «выборочную политику» с акцентом на проявление ими так называемой «самостоятельности». Северная Корея с одобрением отзывалась о строительстве «исламского общества» в Пакистане, об исламской революции в Иране. При этом подчеркивалось единство целей в борьбе за создание «новой, независимой Азии». В этом контексте Пхеньян высказывался в поддержку предложений государств АСЕАН «о нейтрализации ЮВА и превращении ее в зону мира и стабильности».

Одним из важных пунктов азиатского направления внешней политики КНДР в этот период являлся поиск союзников по противодействию не только американского, но и японского курса в азиатско-тихоокеанском регионе. Во время визита в Пхеньян в феврале 1983 года вице-президента Индонезии А. Малика было подчеркнуто, что «обе стороны пришли к единству мнений о том, что для сохранения мира в Восточной Азии необходимо выступать против наращивания военной мощи Японии».[37]

Активизируя связи со странами Азии, кимирсеновское руководство стремилось в первую очередь укрепить свои позиции в противоборстве с Южной Кореей, блокировать ее попытки усилить влияние в АТР в ущерб интересам КНДР. Однако эти усилия Пхеньяна реального эффекта не имели. Большинство азиатских государств сохраняли нейтралитет в межкорейском споре, выступали за налаживание диалога между Пхеньяном и Сеулом. Что же касается экономических связей КНДР и РК с государствами Азии, то они складывались явно не в пользу Северной Кореи.

Северокорейская дипломатия резко негативно выступала против формирования «тихоокеанского сообщества», расценивая его как разновидность японской политики создания «сферы сопроцветания великой Восточной Азии».

В отношении Западной Европы Ким Ир Сен проявлял определенную гибкость. В Пхеньяне опасались, что лобовая критика политического курса западноевропейских государств может негативно сказаться на состоянии торгово-экономических связей КНДР с этими странами. Кроме того, северокорейцы рассчитывали на возможность установления на каком-то этапе и дипломатических отношений с основными западноевропейскими странами.

В 80-е годы подход Ким Ир Сена к актуальным международным проблемам можно охарактеризовать как непоследовательный и противоречивый. Северокорейское руководство зачастую избегало конкретных оценок тех или иных событий, уклонялось от выражения своего отношения к инициативам СССР, предпочитало не связывать себя определенными обязательствами перед СССР и другими странами.

Период 80-х годов кимирсеновская пропаганда характеризовала как «эпоху самостоятельности», отличительной чертой которой являются стремление всех народов к полной политической и экономической независимости и борьба против всех форм «доминационизма». По определению северокорейских теоретиков, «современная эпоха (имеется в виду 80-е годы XX века) — это эпоха самостоятельности, коренным образом отличающаяся от всех исторических эпох, это — новая эпоха, когда впервые в истории народные массы вышли на мировую арену как хозяева своей судьбы, хозяева мира. Идея самостоятельности уже стала универсальной идеей и мировым идейным течением».[38]

Отталкиваясь от постулата «самостоятельности», северокорейская политическая мысль стала варьировать в оценках актуальных международных проблем. После вступления в ДН в 1975 году движение неприсоединения и «третий мир» характеризовались как «решающая сила» в мировом процессе. Однако очередной поворот, осуществленный Ким Ир Сеном в сторону СССР в начале 80-х годов, сразу же поменял приоритеты в оценках мировых тенденций. «Самыми мощными революционными силами нашего времени, противостоящими империализму и реакции, — писал Ким Чен Ир, — это силы социализма и международного коммунистического движения».[39] Однако это не исключает, как считают северокорейские теоретики, а подтверждает тезис «о всеобщей борьбе народов за самостоятельность, за превращение мира в независимый».

В Пхеньяне выступили в пользу создания зон мира и безъядерных зон в различных районах. В марте 1981 года делегация ТПК, ЛДПЯ и СПЯ подписали совместную декларацию о формировании такой зоны в Северо-Восточной Азии. Зона, по мнению трех делегаций, должна охватывать Корейский полуостров, Японию и прилегающие к ним водные пространства. В декларации подчеркивалась необходимость запрещения разработки, производства, хранения, испытаний, транспортировки ядерного, биологического и химического оружия, а также ликвидации военных баз и вывода иностранных войск с территорий, включаемых в зону.[40]

Особенность внешнеполитического курсаКим Ир Сена — непоследовательность, противоречивость и даже беспринципность. Это наглядно проявлялось в отношении конфликтных ситуаций в различных районах мира, будь то на Ближнем и СреднемВостоке, Афганистане или на Индостанском полуострове (кашмирский вопрос). На словах Пхеньян осуждал действия США и Израиля на Ближнем Востоке, требовал вывода израильских войск с арабских территорий, восстановления законных прав палестинского народа, включая его право на создание независимого государства. Однако, когда практически все арабские страны осудили кэмп-дэвидские соглашения, правительство Ким Ир Сена воздерживалось от солидарности с арабами. Более того, КНДР продолжала активное сотрудничество с Египтом, в том числе в военной области.

Не менее показательна в этом отношении позиция, занятая северокорейским лидером по поводу ирано-иракского конфликта. Объявив в начале конфликта о своем нейтралитете, Ким Ир Сен на деле встал на сторону Тегерана, поставляя ему оружие в обмен на нефть. Это привело к тому, что Ирак разорвал дипломатические отношения с КНДР. Пхеньян установил тесные политические, экономические и военные связи с Ираном, поддерживал активный делегационный обмен с Тегераном. Торговля между двумя странами заметно выросла (в 1982 г. 350 млн долл.). Обе страны выступили с осуждением «доминационизма» великих держав.[41]

Заметная активность присутствовала и в отношениях между КНДР и Пакистаном. Ким Ир Сен во время визита в Пхеньян пакистанского президента Зия-уль-Хака (октябрь 1982 г.) высказался за дальнейшее развитие «братской дружбы и сплоченности между народами двух стран».[42] Подобная характеристика отношений скорее напоминала формулировку отношений КНДР с социалистическими странами. Однако Ким Ир Сен всегда придавал сотрудничеству с Пакистаном большое значение, поэтому такая «социалистическая» по своему характеру оценка отношений с Исламабадом вполне соответствовала глубине северокорейско-пакистанских связей.

Традиционно резкому осуждению подвергалась политика США на Дальнем Востоке, на Корейском полуострове. Пхеньян настойчиво требовал вывода американских вооруженных сил и ядерного оружия из Южной Кореи.

Особую линию проводил Ким Ир Сен по кампучийскому вопросу. Северокорейский лидер не поддержал свержение полпотовского режима и установление новой власти в Камбодже. Пхеньян оказывал политическую и материальную поддержку «коалиционному правительству Демократической Кампучии» во главе с Н. Сианмуном, с которым у Ким Ир Сена сложились личные «братские отношения».

По проблемам Африканского континента кимирсеновский режим также демонстрировал непоследовательность. Выступая с осуждением расистского режима ЮАР, Пхеньян тем не менее отмалчивался по конкретным болевым точкам Африки (эфиопско-сомалийский конфликт и др.).

Латиноамериканская тематика во внешней политике была представлена в основном Кубой и Никарагуа. В КНДР выражалась словесная солидарность с борьбой народов Латинской Америки против империализма. Пхеньян осудил США за вооруженную агрессию против Гренады, а Великобританию — за оккупацию Фолклендских островов.

Подводя итог рассмотрения вопроса об отношении кимирсеновского руководства к актуальным международным проблемам конца 70-х — начала 80-х годов, важно подчеркнуть, что беспринципное лавирование, преследование, прежде всего, своих узконационалистических целей составляли костяк северокорейской внешней политики. Антиколониальная, антиимпериалистическая риторика была призвана создавать лишь видимость «принципиального» подхода Пхеньяна к актуальным международным проблемам.

Любимое детище Александра Царство польское

Любимое детище Александра Царство польское Под крыло России пришла страна с заброшенными полями, с едва проходимыми дорогами, с убогими крестьянскими жилищами, с городами, смахивающие на деревни. Население бывшего Варшавского герцогства составляло всего 2,7 млн. чел.А

§ 10. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

§ 10. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА Запорожская Сечь. Земли Малой Руси (Украины) и Белой Руси (Белоруссии) входили в состав Речи Посполитой, так же как и земли Юго-Западной Руси. Польское правительство на этих землях проводило политику ограничения казачьих прав, а польские шляхтичи и

§ 30 – 31.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

§ 30 – 31. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА Россия и Европа. С восшествием на престол Екатерины II прусский король Фридрих II ожидал возобновления войны с Россией. Екатерина II понимала, что полный разгром Пруссии укрепит позиции Австрии и Франции, что не соответствовало интересам

§ 7. Внешняя политика

§ 7. Внешняя политика Главным направлением внешней политики РСФСР, а затем СССР в 20-е гг. была борьба за прорыв дипломатической блокады и укрепление позиций на международной арене. Центром принятия основных решений внешнеполитического характера в это время, как и на

§ 7. Внешняя политика

§ 7. Внешняя политика С конца 20-х гг. на обстановку в мире и внешнюю политику СССР во многом влиял мировой экономический кризис, приобретший наиболее выраженный характер в 1929–1933 гг. Это привело к значительному сокращению промышленного производства в развитых

§ 5. Внешняя политика

§ 5. Внешняя политика Смерть И. В. Сталина и успешное испытание водородной бомбы стали, пожалуй, двумя наиболее значимыми событиями, определившими как либерализацию, так и конфронтационность внешнеполитического курса СССР последовавшего десятилетия. Выразителем одной

§ 4. Внешняя политика

§ 4. Внешняя политика «Новое политическое мышление». К середине 1980-х гг. СССР находился в сложных отношениях с окружающим миром. Непопулярной советскую внешнюю политику делало участие страны в многочисленных локальных конфликтах, среди которых на первом месте стояла

Введение У самых истоков: От вождя и героя до политика и полководца

Введение У самых истоков: От вождя и героя до политика и полководца Долг полководца — проезжать перед рядами воинов верхом на коне до начала боя, являть им себя в трудную минуту сражения, восхвалять храбрых, грозить трусливым и воодушевлять ленивых. Он должен восполнять

Любимое детище Александра. Царство польское

Любимое детище Александра. Царство польское Под крыло России пришла страна с заброшенными полями, с едва проходимыми дорогами, с убогими крестьянскими жилищами, с городами, смахивающие на деревни. Население бывшего Варшавского герцогства составляло всего 2,7 млн чел.А

Глава 2 Любимое детище «Покорителя Вселенной»…

Глава 2 Любимое детище «Покорителя Вселенной»… …Народы Азии – и не только – цепенели, когда молва, «стуча от страха зубами», тоскливо-опасливо разносила во все стороны: «Идут! Идут!! Идут!!!» И они приходили – бесконечные вереницы темных колонн всадников. Бесчисленных и

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА Очередные задачи. Внешняя политика — самая блестящая сторона государственной деятельности Екатерины, произведшая наиболее сильное впечатление на современников и ближайшее потомство. Когда хотят сказать самое лучшее, что можно сказать об этом

Технические средства — любимое детище

Технические средства — любимое детище По масштабам применения оперативно-технических средств и по расходам на их создание Центральное разведывательное управление не имеет себе равных среди спецслужб других государств. Руководство Лэнгли последовательно и настойчиво

5. Внешняя политика

5. Внешняя политика От рек и озер к морям, от моря к океану, от океана к безграничному воздушному пространству, к тому пространству, которое, естественно, отрицает какие бы то ни было естественные границы междугосударственные и стихийно ведет к торжеству Интернационала.В

4. Внешняя политика

4. Внешняя политика Николай II был инициатором Гаагской мирной конференции. Среди бешеной вакханалии бесконечных вооружений, разорявших народы Европы хуже всякого глада и мора, призыв к ограничению вооружений, исходивший от повелителя и главы армии огромной военной

«Любимое детище императора»

«Любимое детище императора» Златоустовскую оружейную фабрику по праву называют «любимым детищем императора» – прежде всего, Александра I, ее основателя. При нем в стране сложились два исторических оружейных центра, которые действуют и поныне. Один – на речке Иж, притоке

Клуб краеведов – его любимое детище

Клуб краеведов – его любимое детище Любимое детище Булача Имадутдиновича – клуб краеведов школы № 5 г. Буйнакска, который существует с 1952 года. Многие учащиеся 7–10 классов, более 200 человек, были его активными членами.Каждый член кружка вел свой индивидуальный дневник о

Северная Корея | Совет по международным отношениям

  • Южная Корея

    Как Байден и Юн укрепляют альянс США и Южной Кореи

    Президенты Байден и Юн пообещали углубить и расширить рамки альянса США и Южной Кореи, но их успех может зависеть от того, как отреагируют Китай, Япония и Северная Корея.

    Коротко Скотт А. Снайдер 23 мая 2022 г. Азиатская программа

  • Кибербезопасность

    Обзор кибернедели: 13 мая 2022 г.

    Коста-Рика объявляет чрезвычайное положение после атаки программы-вымогателя; США ввели санкции против миксера криптовалют; Великобритания вводит санкции против российских производителей чипов; Китай стремится вывести американские компьютеры из-под контроля правительства; Clearview AI прекращает продажи в частный сектор.

    Сообщение в блоге Адам Сигал 13 мая 2022 г. Сетевая политика

  • Кибербезопасность

    Обзор кибернедели: 29 апреля 2022 г.

    Маск покупает Twitter; ЕС приближается к принятию Закона о цифровых услугах; Китайский производитель микросхем, возможно, нарушил экспортный контроль США; Северная Корея взламывает журналистов; Байден призывает к новым интернет-правилам.

    Сообщение в блоге Адам Сигал 29 апреля, 2022 г. Сетевая политика

  • Дипломатия и международные институты

    Весенние встречи МВФ и Всемирного банка, памятные даты Северной Кореи и многое другое

    Подкаст

    Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк проводят свои ежегодные весенние встречи, ходят слухи о ядерном испытании Северной Кореи в стодесятую годовщину со дня рождения Ким Ир Сена, и COVID-19случаи резко возросли по всему Китаю.

    Подкаст с Джеймсом М. Линдси и Карла Энн Роббинс 14 апреля 2022 г. Мир на следующей неделе

  • Северная Корея

    Вызов Северной Кореи, со Скоттом А. Снайдером

    Подкаст

    Скотт А. Снайдер, старший научный сотрудник по корейским исследованиям и директор программы по американо-корейской политике в CFR, садится с Джеймсом М. Линдси, чтобы обсудить глобальные последствия недавних ракетных испытаний Северной Кореи.

    Подкаст с Джеймсом М. Линдси и Скотт А. Снайдер 22 марта 2022 г. Почтовый ящик президента

  • Южная Корея

    Как может измениться внешняя политика Южной Кореи при новом президенте

    Избранный президент Юн Сук Ёль пообещал укрепить связи с Соединенными Штатами и занять более жесткую позицию в отношении Китая и Северной Кореи, чем его предшественник.

    Коротко Скотт А. Снайдер 10 марта 2022 г. Азиатская программа

  • Южная Корея

    Вторжение России в Украину и последствия для Корейского полуострова

    Вторжение России в Украину имеет как краткосрочные, так и долгосрочные последствия для южнокорейской дипломатии как глобального лидера и ревизионистских устремлений Северной Кореи в отношении Корейского полуострова.

    Сообщение в блоге Скотт А. Снайдер 8 марта 2022 г. Свободная Азия

  • Кибербезопасность

    Обзор кибернедели: 11 февраля 2022 г.

    Израиль и ЕС начинают расследование шпионского ПО Pegasus; News Corp раскрывает нарушение; Северная Корея использует украденную криптовалюту для финансирования ракетной программы; IRS отказывается от плана распознавания лиц; Министерство юстиции предъявляет обвинения Hytera.

    Сообщение в блоге Адам Сигал 11 февраля 2022 г. Сетевая политика

  • Северная Корея

    Северокорейские ядерные переговоры

    Переговоры между Соединенными Штатами и Северной Кореей продолжались урывками на протяжении десятилетий. Но им не удалось остановить продвижение северокорейских ядерных и ракетных программ.

    Хронология Элеонора Альберт и Линдси Мейзленд 8 февраля 2022 г.

  • Северная Корея Политика, отношения и текущие дела – внешняя политика

    Добро пожаловать в мир знаний.

    Узнайте о преимуществах подписки FP.

    Будьте в курсе тем, которые вам небезразличны, с оповещениями по электронной почте. Зарегистрируйтесь ниже.

    Выберите несколько новостных рассылок, которые вас интересуют.

    Вот некоторые из них, которые, по нашему мнению, могут вам понравиться.

    • Ваш путеводитель по самым важным мировым событиям дня. Доставляется понедельник-пятница.

    • Основной анализ историй, формирующих геополитику на континенте. Доставлено в среду.

    • Единый дайджест политики, экономики и культуры. Доставлено в пятницу.

    • Последние новости, анализ и данные из страны каждую неделю. Доставлено в среду.

    • Еженедельная информация о событиях в Индии и ее соседях. Доставили в четверг.

    • Еженедельная сводка о том, что движет политикой национальной безопасности США. Доставили в четверг.

    • Подборка наших лучших лонгридов. Доставлено в среду и воскресенье.

    • Вечерний обзор любимых историй дня наших редакторов. Доставка понедельник-суббота.

    • Ежемесячный дайджест лучших статей, прочитанных подписчиками FP.

    Проанализируйте крупнейшие мировые события.

    Присоединяйтесь к углубленным беседам и общайтесь с экспертами по внешней политике с помощью

    .

    Посмотрите, что в тренде.

    Самые популярные статьи о FP прямо сейчас.

    Цифровое составное изображение показывает высадку войск в бухте Анзак в Турции во время кампании Галлиполи в Первой мировой войне.

    Война на Украине похожа на Первую мировую, а не на Вторую мировую войну

    Запад использует неправильную аналогию для российского вторжения и ухудшает результат.

    Индийский сотрудник технологического стартапа работает в их офисе в Нью-Дели.

    Иммиграция в США стала тщательно продуманной приманкой и переключателем

    Сломанная система вредит иммигрантам и усложняет конкуренцию Соединенным Штатам.

    Женщины ждут продуктов с высоким содержанием питательных веществ и медицинских услуг в лагере Таукал 2 Динсур в Сомали.

    Голод пугает Сомали

    Сочетание засухи и скачков цен на продовольствие привело к гуманитарному кризису.

    Звезда баскетбола Бриттни Гринер прибыла на заседание Химкинского суда в Подмосковье.

    Может ли дипломатия спасти Бритни Гринер?

    Звезде американского баскетбола предстоит отбыть девять лет тюремного заключения в известной своей жестокостью российской исправительной колонии.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *