Логика внешней политики КНДР
За изменением курса политики КНДР стоит новый северокорейский лидер Ким Чен Ын. Сомнения относительно его несамостоятельности в принятии политических решений развеялись после проведенной им чистки управляющей верхушки в последние два года. Предположения том, что Ким Чен Ын может действовать под влиянием близких его отцу генералов и партийных деятелей не оправдались. Северокорейский лидер достаточно укрепил свою личную власть, чтобы проводить самостоятельную политику как внутри страны, так и на международной арене.
Цели внешней политики КНДР
Стратегические цели внешней политики КНДР остаются прежними с момента первого испытания ядерного оружия в 2006 году – это получение гарантий безопасности от США в обмен на денуклеаризацию или международное закрепление своего статуса ядерной державы. Из двух взаимоисключающих целей Пхеньяну будет достаточно достигнуть одной. Однако, в последние несколько лет вторая цель имеет для КНДР больший приоритет, чем первая.
Ситуация дополнительно отягощается тем, что КНДР уже имела печальный опыт «отказа» от ядерной программы. По условиям американо-корейского соглашения 1994 г. Пхеньян заморозил ее в обмен на поставку двух легководяных ядерных реакторов. Однако в 2003 г. американская сторона нарушила условия заключенного соглашения, отказавшись от поставки ректоров. Имея такой опыт сотрудничества, Пхеньян будет твердо держаться за ядерное оружия как гарантию сохранности режима от внешнего военного вмешательства.
Провокация как средство торга
В марте 2013 г. на первом за двадцать лет заседании ЦК Трудовой партии Кореи было объявлено, что ядерное оружие является «жизнью нации», а «не товаром для получения долларов от США или предметом политического торга».
Намеренно обостряя ситуацию, Северная Корея, казалось бы, ещё сильнее загоняет себя в международную изоляцию. Однако в действиях режима можно увидеть определенную логику. Так, Пхеньян активно использует нарастающее напряжение для «сплачивания» северокорейцев вокруг своего лидера и препятствует расколу элит перед лицом США. Намеренное повышение градуса напряженности Пхеньяном преследует и другую цель. Страна по-прежнему испытывает необходимость в экономической помощи для дальнейшего развития, однако уже не готова на отказ от своей ядерной программы ради ее получения.
Международная реакция
Провокационная и жесткая политика КНДР вызывает озабоченность у всего международного сообщества, но особенно у Южной Кореи и США. При президенте Джордже Буше-младшем Америка официально объявила КНДР государством-изгоем и вся политика Вашингтона в этот период преследовала только одну цель: добиться смены северокорейского режима. Предыдущий президент Южной Кореи Ли Мен Бак, ориентировавшийся в своей политике на Вашингтон и Токио, также разделял эти цели: в период его президента экономическая помощь и сотрудничество с северным соседом были сведены к минимуму.
Однако при администрации Барака Обамы США удалось добиться определенных успехов на корейском направлении. В феврале 2012 г. Вашингтон и Пхеньян заключили соглашение, по условиям которого в обмен на очередное «замораживание» своей ядерной программы КНДР должна была получить от США 240 тысяч тонн мазута. Но уже в марте того же года соглашение было разорвано из-за запуска Пхеньяном баллистической ракеты Ынха-3, приуроченной к празднованию столетия со дня рождения Ким Ир Сена. Тем не менее, сам факт его заключения говорит о том, что в позиции США произошли важные изменения – они снова показали свою готовность вести диалог с Пхеньяном.
Позиции двух других ключевых игроков – России и КНР – во многом схожи. Москва и Пекин в один голос заявляют о неприемлемости «ядерного статуса» КНДР, но при этом выступают категорически против решения корейской проблемы через насильственную смену режима. Сегодня все ключевые международные участники (включая Южную Корею и Японию) так или иначе выступают за диалог с Пхеньяном. В условиях, когда рычаги давления на северокорейский режим практически исчерпаны, остается только ждать, когда к этому диалогу будет готов сам Пхеньян.
Почему внешняя политика КНДР рациональна?
Внешняя политика Северной Кореи всегда представляла определенную загадку для аналитиков. В частности, в руководстве США бытовала точка зрения, что внешняя политика Северной Кореи совершенно иррациональна и обусловлена определенным «безумием» ее лидеров , которые действуют случайным образом.
Политологи стараются все же не редуцировать этот вопрос до чисто медицинского и развивают концепцию «государства-изгоя» (rogue state). При этом в публичном дискурсе термин «государство-изгой» стал до определенной степени клишированным и по факту его стали использовать против любого государства, так или иначе действующего против интересов условного «международного сообщества». При этом за интересы «международного сообщества» обычно выдаются интересы ключевых игроков. Интересно отметить, что статуса «государства-изгоя» обычно удостаиваются региональные державы — то есть те, кто недостаточно могущественен, чтобы самостоятельно определять «интересы мирового сообщества», но при этом достаточно сильные, чтобы доставлять определенное беспокойство.
Возвращаясь к Северной Корее, следует отметить, что рассуждения об иррациональности ее внешней политики являются следствием непонимания сложности процесса ПГР (Принятие государственных решений), особенно внешнеполитических, особенно в такой закрытой стране, как КНДР.
Действительно, от воли политического лидера зависит очень многое. Но как показывает Г. Аллисон в своей книге «Эссенция решения», даже успешные автократы типа Н.С. Хрущева во внешней политике во многом полагаются на свое окружение и зависят от «придворной политики» (governmental politics).
Теоретическая база
Теоретическая база данного исследования представляет собой синтез теории рационального выбора и концепции ограниченной рациональности и когнитивного диссонанса. Иными словами, я пытаюсь показать, что руководство Северной Кореи действует ограниченно-рационально и принимает суб-оптимальные решения, при этом их видение мира до определенной степени может преломляться через призму корейской идеологии чучхе (хотя вопрос о том, насколько они всерьез в нее верят — дискуссионный).
Теория рационального выбора (RCT) постулирует, что политики стремятся максимизировать свою полезность, которая заключается для них в максимальном расширении и упрочнении своей власти, а также в извлечении политической ренты. Они руководствуются вне-экономическими критериями и всегда превыше всего ставят свою власть.
Концепция ограниченной рациональности при этом утверждает, что сознание ЛПР значительно отличается от идеала «человека экономического», ЛПР подвержены когнитивным искажениям и принимают решения с оглядкой на свою картину мира. При этом они не могут досконально проанализировать все возможные варианты действий, поэтому обычно выбирают «удовлетворительный» вариант (то есть суб-оптимальный), который соответствует их интересам так, как они их понимают. Понимание интересов связано с тем, что П. Сабатье называет «сущностные убеждения относительно политического курса» (policy core beliefs). К таким сущностным убеждениям может относиться, например, вопрос, какая социальная группа должна быть центром политики по перераспределению ресурсов, которую проводит государство.
Стоит добавить, что ЛПР в первую очередь ориентируется на краткосрочную выгоду — то есть сохранение своего режима правления здесь и сейчас намного важнее, чем, к примеру, долгосрочный экономический рост.
Историческая база
Для анализа поведения лидеров Северной Кореи я возьму два эпизода, которые чаще всего вменяются им как «иррациональные» — поведение в ходе существования Рамочного соглашения 1994 года с США и поведение в ходе политики «Солнечного тепла», которую Южная Корея проводила относительно Северной Кореи.
Рамочное соглашение
Рамочное соглашение между КНДР и США было заключено 21 октября 1994 года. Согласно ему, Северная Корея обязалась остановить разработку ядерного оружия, пустить в страну инспекторов МАГАТЭ. В обмен на это США снимали экономические санкции против Северной Кореи и предоставляли ей технологии мирного атома (легководный реактор).
С 1994 года по 1996 Северная Корея соблюдала Рамочное соглашение. Однако уже 1998 году страна возобновила ядерные испытания, и стало понятно, что режим перестал соблюдать взятые обязательства. Многие тогда называли поведение Северной Кореи совершенно иррациональным — Рамочное соглашение было возможностью интегрироваться в мировое сообщество и мировую экономику. КНДР, однако, отказалась от этой возможности.
Однако глубинный анализ позволяет найти зерна рациональности в поведении руководства Северной Кореи.
Во-первых, надо отметить, что из–за распада советского блока КНДР оказались в сложной геополитической и экономической ситуации. Торговля сельскохозяйственным товарами с СССР прекратилась, более того в самой КНДР случилась череда неурожаев, что в итоге вылилось в т.н. «Трудный поход» — голод 1995-1999 года. Ситуация с безопасностью Северной Кореи после распада советского блока тоже была под вопросом — было непонятно, к примеру, может ли ее предоставить Китай. Поэтому по факту Северная Корея рассматривала вариант наладить сотрудничество с новоиспеченным гегемоном.
При этом в Северной Корее начала в тот момент складываться традиция «провокативной дипломатии», то есть выдвижения угроз и их последующего неисполнения в обмен на какие-то политические или экономические блага. Поэтому Северная Корея в 1993 году заявила, что собирается выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия. С точки зрения модели рационального выбора, они сознательно эскалировали ядерный кризис, чтобы привлечь внимание США. Следует отметить, что «провокативная дипломатия» Северной Кореи была относительно нерискованная, т.к. вероятность военного удара со стороны США снижалась за счет того, что КНДР находилась в сфере интересов Китая, а также против агрессивных действий в отношении КНДР резко возражала Южная Корея.
Более того, в 1995 году представитель Северной Корее намекнул США, что для поддержания баланса сил в регионе США было бы выгодно поддерживать КНДР как противовес подъему Китая.
Соответственно, заключение рамочного соглашения можно интерпретировать как чисто стратегический расчет, направленный на повышение безопасности Северной Кореи и на получение экономических благ. С учетом смерти Ким Ир Сена и экономических проблем, этот шаг был необходим для выживания северокорейского режима.
При этом возникает вопрос, почему же тогда в итоге Северная Корея отказалась от дальнейшей кооперации и интеграции в мировое сообщество и возобновила ядерную программу?
Во-первых, можно предположить, что руководство Северной Кореи никогда не собиралось интегрироваться в мировое сообщество, т. к. понимало, что условием будут серьезные демократические и прорыночные реформы, по итогам которых оно потеряет свою власть, как это случилось с СССР.
Во-вторых, руководство Северной Кореи воспринимает ядерную программу как залог долгосрочного выживания режима (на ядерные державы опасно нападать), а также как элемент национально гордости и идентичности.
Военный парад в Пхеньяне. Источник — APВ- третьих, следует отметить, что США также не выполнили взятые на себя обязательства — Клинтон столкнулся с сопротивлением в Конгрессе США и не смог выдать Северной Корее обещанные ресурсы. КНДР, вероятно, восприняла это как доказательство недобросовестности американских контрагентов.
Наконец, интересное предположение выдвигает Б. Камингс, который отмечает, что в Северной Корее очень низкий уровень квалификации рабочей силы и единственным относительно квалифицированными рабочими являются солдаты. Поэтому ядерная программа могла рассматриваться как способ высвободить рабочую силу и направить ее на развитие инфраструктуры.
Политика «Солнечного тепла»
В 1998 году южнокорейский президент Ким Дэ Чжун провозгласил политику «солнечного тепла» в отношении Южной Кореи, которая подразумевала налаживание кооперации между двумя странами и экономического сотрудничества. В частности, Южная Корея выделила Северной Корее 1,6 млн тонн еды и 200 000 тон удобрений.
Историческая встреча лидеров двух КорейВ 2000 году состоялся первая в истории встреча лидеров двух стран. Однако в скором времени Северная Корея начала сворачивать сотрудничество с Южной, назвала политику «солнечного тепла» политикой «солнечного ожога» и взаимоотношения стран снова ухудшились. В частности, южнокорейские компании не получили налогового статуса резидентов в Северной Корее, а только лишь получили возможность работать в режиме «благоприятствования».
Этот также кейс часто приводится в пример как проявление «безумия» или «иррациональности» политического руководства Северной Кореи, которое в очередной раз упустило возможность интегрироваться в мировое сообщество.
Но возможно этот инцидент стоит рассматривать под другим углом — Северная Корея никогда не собиралась интегрироваться в мировое сообщество (т.к. это вероятно приведет к падению режима) и просто хотела повысить легитимность своего правления внутри страны.
Как уже отмечалось выше, до этого Северная Корея перенесла длительный голод, поэтому ей были необходимы ресурсы. При этом президент Ким Дэ Чжун сделал сближение с Северной Кореей частью своей политической программы, поэтому руководство КНДР понимало, что он не сможет не принять статус режима наибольшего благоприятствования для южнокорейских компаний (вместо обещанного статуса национальных).
При этом отдельно следует сказать, как проходило общение лидеров двух стран и как оно освещалось в северокорейских СМИ. Ким Чен Ир отказался ехать в Сеул и принимал южнокорейского президента дома на своих условиях. При этом в национальных СМИ сообщалось, что Южной Корее будут продемонстрированы преимущества северокорейского образа жизни. Еще интересный момент заключается в том, что в Северной Корее (в отличие от международных новостей) не показали выступление самого Ким Чен Ира. Таким образом, жители Северной Кореи не видели, что он готов кооперироваться и идти на какие-то уступки перед Западом. Таким образом, Ким Чен Ир смог получить ресурсы и укрепить свою легитимность внутри страны.
Очевидно, что он не планировал всерьез долгосрочного сотрудничества, т.к. прекрасно понимал, что экспозиция граждан к южнокорейскому образу жизни будет губительна для его режима.
Заключение
Таким образом, можно сказать, что внешнюю политику Северной Кореи не стоит интерпретировать как иррациональную или безумную. Напротив, она является исключительно просчитанной и направленной на сохранение правящего режима. Представляется, что для описания внешнеполитического стиля Северной Кореи больше всего подходит термин «провокативная дипломатия», которая сводится к выдвижению угроз и получению каких-то ресурсов в обмен на отказ от этих угроз.
Северная Корея | Совет по международным отношениям
темы – Любой -Оборона и безопасностьДипломатия и международные институтыЭкономикаЭнергетика и окружающая средаЗдоровьеПрава человекаПолитика и управлениеСоциальные вопросы
региона – Any -AmericasAsiaEurope and EurasiaGlobal Commons Ближний Восток и Северная АфрикаОкеания Африка к югу от Сахары
Тип – Any -СтатьиБлогиКнигиКонференц-связьМероприятияОбъяснителиИнтервьюПодкастыОтчетыСлайд-шоуХроникиВидео
Сирия
Возвращение Сирии в Лигу арабских государств, саммит G7 в Японии, обсуждение ООН по Северной Корее и многое другое
ПодкастСаммит Лиги арабских государств отмечает возвращение Сирии и ее президента Башара Асада; Япония принимает лидеров Большой семерки демократий в Хиросиме, Япония, с опасениями по поводу Китая и России на переднем плане; Совет Безопасности ООН обсуждает санкции против Северной Кореи на фоне наращивания ракетного вооружения страны; и миграция замедляется на южной границе США после отмены Раздела 42.
Подкаст с Робертом МакМахоном и Карла Энн Роббинс 18 мая 2023 г. Мир на следующей неделе
Южная Корея
Саммит Байдена и Юна со Скоттом Снайдером
Подкаст 900:02 Скотт Снайдер, старший научный сотрудник по корееведению и директор программы по политике США и Кореи в Совете, садится с Джеймсом М. Линдси, чтобы обсудить недавний государственный визит президента Южной Кореи Юн Сук Ёля с президентом США Джо Байденом и последствия для американо-южнокорейского альянса.Подкаст с Джеймсом М. Линдси и Скотт А. Снайдер 2 мая 2023 г. Почтовый ящик президента
Соединенные Штаты
Как подготовиться к будущему после семи десятилетий союза США и Южной Кореи
Соединенные Штаты и Южная Корея отмечают семидесятилетний союз с государственным визитом на фоне более тесного сотрудничества в области обороны.
Но альянс, «выкованный кровью», теперь должен развиваться, чтобы питаться от чипов, батарей и чистых технологий.
Коротко Скотт А. Снайдер 20 апреля 2023 г. Азиатская программа
Северная Корея
Ядерная программа Северной Кореи, с Дженни Таун
ПодкастДженни Таун, старший научный сотрудник Центра Стимсона и директор программы Стимсона 38 North, садится с Джеймсом М. Линдси, чтобы обсудить ядерные достижения Северной Кореи и их последствия для ситуации с безопасностью в Северо-Восточной Азии.
Подкаст с Джеймсом М. Линдси и Дженни Таун 11 апреля 2023 г. Почтовый ящик президента
Южная Корея
Движущие силы и последствия ядерных дебатов в Южной Корее
Публичные дебаты о ядерном оружии в Южной Корее могут быть связаны как с Корейским полуостровом, так и с глобальными факторами, имеющими последствия для региональной безопасности.
Сообщение в блоге Дженнифер Ан 5 апреля 2023 г. Свободная Азия
Северная Корея
Внешняя политика Северной Кореи: режим Ким Чен Ына во враждебном мире
In Внешняя политика Северной Кореи: режим Ким Чен Ына во враждебном мире, Скотт А. Снайдер из CFR и Пак Кён-Э из Университета Британской Колумбии предлагают подробное исследование внешней политики Северной Кореи при Ким Чен Ыне. включая внутренние движущие силы, дипломатию на высшем уровне и ядерную программу.
Артикул Скотт А. Снайдер и Кён-Э Пак 21 марта 2023 г. Азиатская программа
Северная Корея
женщины на этой неделе: в докладе ООН рассматриваются права человека в Северной Корее
Добро пожаловать в серию «Женщины во всем мире: на этой неделе», в которой освещаются важные новости, касающиеся женщин и внешней политики США.
Пост этой недели охватывает период с 11 по 17 марта.
Сообщение в блоге Ноэль Джеймс и Кэролайн Капп 17 марта 2023 г. Женщины по всему миру
Азия
Как новая сделка между США и Южной Кореей может сдержать северокорейскую ядерную угрозу
Соединенным Штатам и Южной Корее следует заключить расширенное ядерное соглашение, которое поддерживает производство гражданской ядерной энергии и усиливает расширенное сдерживание северокорейской угрозы.
Коротко Скотт А. Снайдер 3 февраля 2023 г. Азиатская программа
Северная Корея
Северокорейские ядерные переговоры
Переговоры между Соединенными Штатами и Северной Кореей продолжались урывками на протяжении десятилетий.
Но им не удалось остановить продвижение северокорейских ядерных и ракетных программ.
Хронология Элеонора Альберт и Линдси Мейзленд 2 февраля 2023 г.
Северная Корея
Ракеты и макроэкономика отмечают проблемы Северной Кореи в 2022 году
Для Северной Кореи 2022 год ознаменовался рекордным количеством ракетных испытаний, введением национального карантина против COVID-19случаев и рецентрализованного государственного контроля над экономической деятельностью.
Сообщение в блоге Скотт А. Снайдер 26 января 2023 г. Свободная Азия
Япония
Япония после Абэ: испытания Кисиды
900:02 Участники дискуссии обсуждают Японию под руководством премьер-министра Фумио Кисиды и рассматривают внутренние проблемы Японии, состояние безопасности перед лицом эскалации геополитической напряженности и региональные экономические цели.Виртуальное событие Глен С. Фукусима, Тобиас Харрис и Шейла А. Смит 13 января 2023 г. Азиатская программа
Конгресс США
118-й Конгресс США, Саммит лидеров Северной Америки, открытие Китая и многое другое
ПодкастНачало 118-го Конгресса США было неудачным; Президент США Джо Байден, премьер-министр Канады Джастин Трюдо и президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор встречаются в Мехико на десятом Саммите лидеров Северной Америки; и Китай ослабляет свои строгие ограничения по COVID-19пограничной политики на фоне растущего числа случаев COVID.
Подкаст с Джеймсом М. Линдси и Роберт МакМахон 5 января 2023 г.
Мир на следующей неделе
Южная Корея
Обновленная «трехосная» система Южной Кореи
В условиях усиливающейся северокорейской ядерной и ракетной угрозы Южной Корее срочно необходимо оживить и усовершенствовать свою «трехосную» систему.
Сообщение в блоге Доён Юнг 4 января 2023 г. Свободная Азия
Иран
Что произойдет в мире в 2023 году?
Десять предсказаний для мира в 2023 году.
Артикул Ричард Хаас 3 января 2023 г.
Япония
Как Япония удваивает свою военную мощь
г. Новая стратегия национальной безопасности Японии и связанные с ней оборонные планы предвещают крупные усилия по модернизации вооруженных сил в ответ на предполагаемые угрозы в Северо-Восточной Азии, особенно в Китае.
Артикул Шейла А. Смит 20 декабря 2022 г. Азиатская программа
- Загрузи больше
Режим Ким Чен Ына во враждебном мире
Перейти к основному содержанию Совет по международным отношениямПохожие сайты
- Совет Советов
- Подумайте о глобальном здоровье
- Интернет-магазин
- Украина
- Китай
- Темы
Избранное
Изменение климата
Глобальные климатические соглашения: успехи и неудачи
Справочная информация Линдси Мейзланд 4 ноября 2022 г.
Обновление Америки
- Оборона и безопасность
- Дипломатия и международные институты
- экономика
- Энергия и окружающая среда
- Здоровье
- Права человека
- Политика и правительство
- Социальные вопросы
- Регионы
Избранное
Мьянма
Неспокойная история Мьянмы
Справочная информация Линдси Мейзланд 31 января 2022 г.
- Америка
- Азия
- Европа и Евразия
- Глобальное достояние
- Ближний Восток и Северная Африка
- Океания
- К югу от Сахары
- Объяснители
Избранное
Здоровье
Как законы о табаке могут помочь сократить расовый разрыв в отношении рака
Интерактивный Оливия Анджелино, Томас Дж.
Боллики, Эль Руджеро и Изабелла Турилли 1 февраля 2023 г. Глобальная программа здравоохранения
- Фонеры
- В трусах
- Подкасты
- Видео
- Хронология
- Специальные проекты
- Инфогиды
- Исследования и анализ
Избранное
Китай
Суверенные фонды
Первый подробный отчет о внезапном росте суверенных фондов благосостояния Китая и их преобразующем влиянии на мировые рынки, внутренний и многонациональный бизнес и международную политику.
Книга Zongyuan Зои Лю 23 июня 2023 г.
- Эксперты
- Центры и программы
- Книги и отчеты
- Блоги
- Программа независимой оперативной группы
- Стипендии
- Сообщества
Избранное
Религия
Религия и внешняя политика Вебинар: Религия и технологии
Виртуальное мероприятие с Хайди Кэмпбелл и Полом Брандейсом Раушенбушем 23 марта 2023 г.
Вебинары по религии и внешней политике
- Члены
- СМИ
- Конгресс
- Академики
- Государственные и местные чиновники
- Религиозные лидеры
- Местные журналисты
- События
- Серия лекций
- Вебинары и конференц-звонки
- Симпозиумы
- Похожие сайты
- Более
- Исследования и анализ
- Эксперты
- Центры и программы
- Книги и отчеты
- Блоги
- Программа независимой оперативной группы
- Стипендии
- Сообщества
- Члены
- СМИ
- Конгресс
- Академики
- Государственные и местные чиновники
- Религиозные лидеры
- Местные журналисты
- События
- Серия лекций
- Вебинары и конференц-звонки
- Симпозиумы
- Исследования и анализ
Режим Ким Чен Ына во враждебном мире
Тщательное исследование внешней политики Северной Кореи при Ким Чен Ыне, включая ее внутренние движущие силы, дипломатию на высшем уровне и ядерную программу.
Книга к Скотт А. Снайдер, редактор и Пак Кён Э, редактор
Издатель — Роуман и Литтлфилд
Дата выпуска — декабрь 2022 г.
страниц – 316
ISBN 9781538160299
Amazon
Barnes & Noble
Bookshop.org
Indiebound
Rowman and Littlefield
Разжечь
- Книга
- Анализы внешней политики, написанные стипендиатами CFR и опубликованные в отраслевых изданиях, академических изданиях или в прессе Совета по международным отношениям.
Подробнее:
Северная Корея
Ким Чен Ын
Ядерное оружие
С тех пор как Ким Чен Ын пришел к власти в декабре 2011 года, Северная Корея пережила расширение ядерных разработок, политическую изоляцию и экономический застой. Ранний приоритет Кимом политики byungjin , одновременного экономического и военного развития, высветил его цель по преобразованию внутренних экономических условий Северной Кореи и укреплению ее положения в мире как ядерной державы. Центральная дилемма, определяющая внешнюю политику Ким Чен Ына в течение первого десятилетия его пребывания у власти, вращается вокруг обеспечения процветания и безопасности Северной Кореи при сохранении политической изоляции и контроля, необходимых для выживания режима. Чтобы оценить внешнюю политику Северной Кореи при Киме, в этом томе будет рассмотрено влияние внутренних факторов, повлиявших на формирование и реализацию внешней политики Кима, характерное использование Кимом саммитов и эффективность таких встреч как инструмента достижения внешней политические цели и влияние международной реакции на стремление Северной Кореи к ядерному потенциалу на внешнюю политику Северной Кореи.