Вибрация и биение руля автомобиля: причины и способы устранения
В стандартной ситуации исправный автомобиль должен плавно двигаться по ровной дороге вне зависимости от скорости. Однако, если вы владеете автомобилем достаточно долго, высоки шансы, что у него могут возникнуть некоторые проблемы с вибрацией. Это одна из тех неприятных проблем, которые начинаются постепенно, и достаточно тонкие, чтобы вы не заметили их или проигнорировали. Не стоит недооценивать данную ситуацию: стоит знать основные 5 причин вибрации автомобиля и как их решить.
Так ли важно знать причины?
Как и в случае любой проблемы с износом автомобиля, высока вероятность, что сотрясение и колебание будут лишь увеличиваться с течением времени. Вы просто можете внезапно осознать, что ваш автомобиль звучит так, словно он развалится в любую минуту. Не ждите, пока это произойдет, потому что вам придется оплатить дорогостоящий ремонт, если сразу не исправить ситуацию.
Диагностика и обнаружение причины — это уже половина выполненной работы.
Вибрация из-за проблемы с шинами
Шины являются одной из наиболее распространенных причин вибрации руля на скорости. Одной из возможных проблем, с которыми вы можете столкнуться в этом контексте, это неразбалансированные шины. При медленной езде неисправность не будет слишком выражена, но дрожание будет усиливаться по мере ускорения до 55-60 км/ч. Рулевое колесо или даже весь автомобиль начнут вибрировать. Шины также будут дрожать.
Также важно следить за правильным давлением: слишком перекачанные шины будут передавать неровности дороги на кузов авто в виде вибрирования. Устраните проблему, накачав их до давления воздуха, которое указано изготовителем.
Вибрация также может быть результатом неравномерного износа шин. Стоит осмотреть протекцию на шинах, и если вы заметите, что износ больше с одной стороны, чем с другой, следует провернуть или поменять местами шины, чтобы обеспечить их равномерный износ.
Один из способов избежать будущих проблем, связанных с шинами — научиться читать рисунок протектора. Регулярно проверяйте свои шины, и вы сможете своевременно выявить “симптомы” неприятностей.
Колеса — вне баланса
Вибрации, которые вызваны колесами, чаще всего ощущаются через рулевое колесо. Одним из возможных виновников этого может быть изношенный или поврежденный подшипник ступицы. Хотя они должны прослужить достаточно долго, как и с любой другой механической частью автомобиля, они могут выйти из строя в любое время.
Еще одна вещь, которую стоит проверить, это концы стержней или шарниры. Если рулевое колесо ведет себя «стандартно», пока вы едете прямо, но начинает трястись при повороте, это может говорить об изношенных концах штанги. Однако, если руль трясет по прямой, но это прекращается, когда вы поворачиваете, это может быть признаком того, что шарнир шаровой опоры неисправен и его следует заменить.
Вибрирует двигатель
Если двигатель автомобиля не получает достаточного количества кислорода, топлива или искры, которые нужны для его бесперебойной работы, вы можете заметить, что вибрация поступает из моторного отсека и зачастую при наборе скорости. Эта проблема проявляется в рывках, трясках и неровной работе двигателя, когда ваш автомобиль увеличивает скорость.
Чтобы избавиться от этого, стоит проверить свечи зажигания и при необходимости установить новый набор, если старые изношены. Не забудьте также проверить состояние топливных и воздушных фильтров: если они засорены или загрязнены, в двигатель не будет поступать достаточный объем топлива или кислорода. Чтобы этого не происходило, обязательно своевременно и регулярно меняйте их.
Регулярно проверяйте свечи зажигания
Если вибрирование вашего авто не связано с какой-либо конкретной скоростью, но оно возникает, когда вы останавливаетесь на красном свете или паркуетесь, возможно, изношены или повреждены крепления подушек двигателя. Они должны быть заменены.
Проблемы с тормозом
Если вы заметили, что машина вибрирует при использовании тормозов, весьма вероятно, что вы имеете дело с изношенным или изнашиваемым тормозным ротором. Если это так, то будет встряхивать рулевое колесо во время торможения или пульсировать прямо через педаль тормоза. Убедитесь, что ротор проверен, исправен или полностью заменен.
Еще одна причина – изношенный или ржавый штифт суппорта тормоза, но он обычно проявляет себя на более старых автомобилях. Если это является причиной, вы почувствуете, что рулевое колесо начинает вибрировать при скорости уже 50 километров в час. Когда вы увеличите скорость, проблема будет усиливаться, а когда остановитесь, можете почувствовать запах гари.
Вибрирование может появиться из-за изношенных и заржавелых направляющих суппортов.
Имейте в виду, что с точки зрения безопасности тормозная система является одной из наиболее важных систем в транспортном средстве. Она чувствительна к износу, поэтому важно всегда быть уверенным, что она в хорошем состоянии. Проверяйте тормозные колодки, диски и все другие детали тормозной системы регулярно и своевременно.
Проблемы с осью
Еще одна причина, шестая, которая встречается более редко — проблемы с осью. Как правило, они проявляют себя, если у авто произошло столкновение или какая-либо другая авария и ось была согнута или повреждена. В этом случае можно обратить внимание, что вибрация в машине происходит при наборе скорости.
В этом контексте тесно связана проблема карданного вала, механического компонента, который передает мощность двигателя на заднюю или переднюю ось (в зависимости от того, управляете ли вы заднеприводным или переднеприводным транспортным средством).
Если вам кажется, что авто подпрыгивает вверх и вниз (в авто с приводом FWD), и вы замечаете вибрирование и потрескивающий шум, возможно, проблема в изношенном или сломанном ШРУСом. Решение состоит в том, чтобы отремонтировать и установить новые ШРУСы или полностью заменить карданный вал.
Когда руль вибрирует на скорости
Большая часть случаев, когда возникает вибрация в руле на скорости, касается неисправностей колес, поэтому о них стоит поговорить подробнее. Наиболее вероятные причины биения руля на скорости — нарушение балансировки и повреждение шины.
Каждое колесо современного авто должно быть правильно отбалансировано, то есть каждая его часть должна весить одинаково по отношению к центру — оси.
Различают статический и динамический дисбаланс, однако для водителя это деление несущественно, поскольку оба вида неисправности недопустимы. Сделать колесный диск и шину с завода полностью ровными невозможно, поэтому предусмотрена балансировка, которая из-за утери грузика или износа шины может нарушиться. Такой дисбаланс проявляет себя в виде вибрации в верхнем и среднем диапазонах скоростей движения, обычно бьет руль на скорости 100–120 км/ч.
А вот если колесо потеряло балансировку из-за присохшей грязи или намерзшего льда, руль будет бить раньше, уже при 40–50 км/ч, ведь такие естественные «грузики» обычно тяжелее штатных. Это случается нечасто, и имейте в виду, что и мокрый снег, и грязь налипают при плюсовой температуре, но прикрепляются к диску уже после заморозка — причем с внутренней стороны.
Типичная для отечественных условий причина вибраций руля — повреждения колес. В первую очередь речь идет о шинах, у которых после ударов о выбоины асфальта рвется каркас, нарушается геометрия, меняется эластичность. Такую проблему называют «грыжа» или «шишка», она передается на руль: на малой скорости — ощутимыми толчками, на более высокой — ровным дрожанием «баранки». Если повреждено заднее колесо, вибрации чувствуются через кузов, и они менее заметны. Погнутый на жестких колдобинах колесный диск ведет себя аналогично. Шину придется заменить, диск обычно удается выровнять прокаткой на станке.
Кроме того, колесо может быть просто не закреплено — например, механик забыл затянуть его болты после ремонтных работ. В таком случае крупные, вплоть до виляния, вибрации на руле будут сопровождаться негромким прогрессирующим стуком, синхронным с вращением.
Неприятно иногда бьет руль в случае сильного износа шарниров подвески. У разных конструкций и моделей авто это могут быть разные элементы: сайлентблоки, шаровые опоры, наконечники рулевых тяг, — но проявления примерно одинаковы. Обычно это размашистые колебания руля в каком-то узком диапазоне, чаще всего до 70 км/ч. Ремонтировать подвеску нужно незамедлительно, поскольку подобные знакопеременные нагрузки негативно действуют на многие детали ходовой.
Толчки на руле при повороте на малой скорости, особенно если они сопровождаются щелчками или скрежетом, говорят о том, что вам нужно приготовиться к замене ШРУСов — шарниров привода передних колес. Но это касается, конечно, только машин, имеющих привод на переднюю ось.
Руль вибрирует при торможении
Для многих моделей авто характерна такая неисправность, как биение в руль при торможении. Все дело в передних колесных тормозных механизмах, где может обнаружиться искривленным тормозной диск или оба диска. Такое нарушение геометрии может быть по разным причинам (износ, температурные перепады), но «лечение» всегда одно: замена тормозных дисков.
Еще одна причина, по которой возникает биение руля при торможении, — подклинивающие, на своих направляющих в суппортах, тормозные колодки, что может быть следствием их износа, а также коррозии. Колодки нужно поменять, проследив, чтобы при замене автомеханик привел в порядок их направляющие. Если считать биением при торможении интенсивный увод машины в сторону, то причиной может быть даже спущенное колесо. Хотя в большинстве случаев спущенное переднее колесо выдает себя толчками на руле и без торможения.
В заключение отметим, что каким бы старым ни был автомобиль, вибрации на руле — это не норма и даже может быть опасно, поэтому причину подобного явления нужно поскорее установить и устранить.
🧑🔧 Причины вибрации и биения руля
Неприятные биения и вибрации рулевого колеса занимают почётные лидирующие места среди наиболее часто возникающих неисправностей автомобиля. Особенно рулевое управление долго не живёт, если машина ездит преимущественно по никудышним дорогам. То есть, в случае многих отечественных автолюбителей, постоянно. Выявить причину тряски руля в большей половине случаев не представляет сложностей даже начинающим автовладельцам. Всё, что для этого нужно знать, вы найдёте в этой статье.
В каком режиме эксплуатации бьёт или вибрирует руль
От того, в каком режиме присутствует вибрация или биение руля, зависит перечень возможных причин
Это первый вопрос, которым следует задаться при желании найти причину биения рулевого колеса. Ведь в зависимости от того, в каком режиме происходит тряска, можно сразу исключить невозможные варианты и сосредоточить своё внимание на более вероятных. Например, если вибрирует во время стояния на одном месте, то кривые или разбалансированные колёса точно не при делах. И так далее.
При поиске причины вибрации и биения руля всевозможные режимы эксплуатации автомобиля целесообразно разделить на 7 групп:
- Стоянка с работающим двигателем.
- Разгон.
- Движение по прямой со скоростью до 50 км/час.
- Движение по прямой со скоростью выше 90 км/час.
- Маневрирование.
- Торможение.
- Езда по плохим дорогам.
Как правило, если руль бьётся только в каком-то одном из перечисленных режимов эксплуатации автомобиля, понять причину — проще простого. Немного сложнее, если они пересекаются. То есть, дефект активно себя проявляет сразу в двух или трёх режимах. Тем не менее, перебирать придётся гораздо меньше вариантов, чем их есть всего. А на секундочку, только в этой статье их упоминается 20 штук.
Все возможные причины биения и вибрации руля
Вполне возможно, что для многих будет достаточно пройтись по краткому списку всех возможных причин, чтобы решить проблему. Поэтому сначала перечислим их без каких-либо пояснений:
- Ослабление или износ креплений мотора.
- Троящий или разбалансированный двигатель.
- Недостаточные обороты холостого хода.
- Износ приводного вала рулевой рейки.
- Несбалансированные колёса.
- Ослабившиеся гайки или болты крепления колёс.
- Износ рулевой рейки.
- Износ рулевых наконечников.
- Износ ступичных подшипников.
- Деформированные колёсные диски.
- Неотрегулированное схождение колёс.
- Шишки и грыжи на резине.
- Разброс давления в шинах.
- Износ шарниров равных угловых скоростей.
- Износ подшипников рулевого редуктора.
- Разболтанный кардан рулевой стойки.
- Износ втулок стабилизатора поперечной устойчивости.
- Деформированные детали тормозного механизма.
- Неравномерная выработка тормозов.
- Разбитые шаровые опоры.
Если для выявления причины, по которой бьётся или вибрирует рулевое колесо в вашем случае, этого перечня недостаточно, дальше представленные пункты расписаны детальнее. Кроме того, они рассматриваются совместно с соответствующими режимами эксплуатации, что позволит сразу же исключать большую часть нашего списка.
Вибрации руля на месте
Поиск причины вибрирования рулевого колеса во время стоянки на месте стоит сразу в четырёх направлениях:
- Крепления двигателя.
- Троящий или разбалансированный мотор.
- Низкие холостые.
- Приводной вал рулевой рейки.
Остановимся на каждом из них немного подробнее.
Крепления двигателя
Работоспособные крепления двигателя гасят вибрации
Силовой агрегат легкового автомобиля крепится к раме или подрамнику на демпфирующих подушках. Они нужны для того, чтобы во время работы вибрации мотора не передавались на другие части машины. В том числе, это касается не только рулевого управления, а и кузова, в целом. Однако, если эти самые подушки изношены, либо их крепления ослабились, распространяющая тряска неизбежна.
Подтвердить или исключить этот вариант достаточно просто. Для этого нужно запустить двигатель и посмотреть на его поведение под капотом. Если крепления действительно ослабились, то вибрации будут видны, что называется, невооружённым глазом. Они с большой долей вероятности передаются на механизм рулевого управления, и вы их ощущаете руками. Более того, как правило, данный дефект распространяется не только на руль, но и на весь кузов. Соответственно, тряску можно наблюдать в виде дребезга панели, пластиковых деталей, а иногда даже боковых стёкол.
Несмотря на простоту этой проблемы, её устранение не всегда проходит быстро и недорого. Если демпферы ещё живые, а просто ослабились крепежи, их достаточно просто подтянуть. Однако такое бывает крайне редко. Чаще подушки дубеют или деформируются, прекращая выполнение своих функций. В таких случаях спасёт только их замена. Мероприятие это не из лёгких. Но, всё же, даже без обращения на СТО — выполнимое.
Троящий или разбалансированный мотор
Если двигатель троит или не сбалансирован — никакие “подушки” не спасут
Троить двигатель начинает тогда, когда один или более цилиндров перестают работать стабильно, либо отказывают вовсе. С бензиновыми такое часто бывает из-за отсутствия искры. В инжекторных и дизельных — из-за засорившихся или изношенных форсунок. Короче говоря, когда топливо не может либо попасть, либо воспламениться в одном из цилиндров, то двигатель начинает троить.
В результате происходит разбалансировка. В исправно работающем моторе поршни во время возвратно-поступательных движений компенсируют импульс друг друга. А когда один из них начинает филонить, начинаются вибрации. Вполне естественно, что передаются они на рулевое управление, и ощущаются тактильно. Кроме того, троящий двигатель ещё и тянет плохо, расходует больше топлива, может внезапно глохнуть или, наоборот, самопроизвольно набирать обороты.
В довесок следует сказать пару слов о разбалансировке двигателя. Дело в том, что источником неслабых вибраций на рулевом колесе он может стать не только при отказе одного или нескольких цилиндров. Этому также может способствовать износ деталей кривошипно-шатунного механизма. В частности, разбитые посадочные места под поршневые пальцы, стёртые до фольги вкладыши на коленвале и так далее.
Низкие холостые
Нормальные холостые — это 850-950 оборотов в минуту. Если они ниже — то это одна из причин вибрации и биения руля
Эта причина элементарная, если надо только выяснить, почему идут вибрации на руль. Другое дело — найти и устранить проблему. Тем не менее, из-за недостаточных холостых оборотов двигатель работает нестабильно и с ощутимыми по всему кузову вибрациями. Естественно, они передаются на механизм управления, и в результате ощущаются водителем.
Подтвердить или, наоборот, исключить из нашего списка эту проблему весьма просто. Особенно если на панели приборов имеется тахометр. Нормальные холостые для двигателей легковых автомобилей — от 800 до 900 об/мин. Если же стрелка на тахометре периодически падает или постоянно показывает меньше нормы, вибрации неизбежны. Довольно часто такая проблема проявляется периодически, либо в связке с другими факторами. Например, когда вы включаете фары, печку или кондиционер.
Приводной вал рулевой рейки
Приводной вал в самом низу — из-за его износа биение руля неизбежно
Приводной вал передаёт вращение рулевого колеса на рейку при помощи нехитрого механизма, который, как и всё остальное в машине, подвержен износу. Когда между его деталями появляются зазоры и люфты, вибрации от двигателя начинают передаваться на руль. К сожалению, самостоятельно определить или исключить этот вариант является для начинающих автовладельцев довольно непростой задачей. Тем не менее, это возможно.
Стоит также отметить, что равномерная вибрация руля во время стояния на месте может возникать из-за некорректной работы гидроусилителя. С аналогичной проблемой сталкиваются и владельцы автомобилей с электрическими усилителями. Вычислить эти варианты несложно, если планомерно исключить все остальные, описанные выше. Кроме того, из-за некорректной работы усилителя руля вибрации, как правило, ощущаются только во время стоянок с заведённым двигателем, тогда как в движении — пропадают или становятся почти незаметными.
Руль вибрирует при разгоне
Чтобы руль вибрировал только при разгоне автомобиля, а в остальных режимах дефект пропадал бы, такое бывает не очень часто. Тем не менее, можно привести аж целых пять причин, из-за которых такое возможно. В том числе, к ним относятся:
- Разбалансированные колёса.
- Ослабленные или отсутствующие болты крепления колёс.
- Изношенная рулевая рейка.
- Изношенные рулевые наконечники.
- Изношенные ступичные подшипники.
Остановимся на каждом пункте немного подробнее.
Разбалансированные колёса
Чаще всего из-за не сбалансированных колёс вибрации на руле ощущаются при разгоне автомобиля
Этот дефект относится к тем редким случаям, когда вибрации на рулевом колесе ощущаются только в каком-либо одном режиме. В данном случае, это распространяется на разгон автомобиля. То есть, если проблема проявляет себя исключительно (или более интенсивно) во время ускорения, а в остальных режимах стихает или пропадает, в первую очередь, внимание надо обратить на балансировку колёс.
Для тех, кто ещё не в курсе, что это такое, вкратце рассмотрим этот важный момент. Разбалансированными следует считать колёса, вес которых неравномерно распределён по их окружности. То есть, с одной стороны колесо тяжелее, а с другой — легче. При этом, неважно, на сколько. Даже несколько несчастных грамм играют роль. Они приводят к дисбалансу колёс, и в действие вступает центробежная сила, из-за которой и наблюдаются вибрации при разгоне автомобиля.
Если есть подозрение, что это ваш случай, не спешите ехать на СТО. Очень часто разбалансировка колёс происходит из-за их загрязнения. Во-первых, в хорошей свежей резине могут неравномерно набиться мелкие камушки. Во-вторых, на дисках, особенно с внутренней стороны, налипает грязь, снег и лёд. Всё это очень сильно может нарушить весовой баланс колёс и, как следствие, стать основной причиной вибрации руля.
Диски идеально чистые, а в протекторах нету камушков? Возможно, колёса давно не проходили балансировку. Такое часто встречается, когда автомобиль приобретается на вторичном рынке. Кроме того, сервисы по балансированию колёс долго не посещают владельцы так называемой всесезонной резины. Ходит она (при бережной эксплуатации, конечно) по несколько лет. А балансировать колёса повторно нужно не реже, чем два раза в год. Шины изнашиваются, часто неравномерно, а диски деформируются. В итоге баланс нарушается гораздо раньше, чем многие думают.
Болты или гайки крепления колёс
Отсутствующие, неподходящие, плохо затянутые гайки и болты — могут провоцировать не только вибрации, но и серьёзное ДТП
Такая причина нередко встречается у начинающих автолюбителей или у невнимательных опытных. Картина выглядит следующим образом. Пробили колесо. Отремонтировали на сервисе или своими руками. Затем установили и затянули болты или гайки, пока машина на домкрате. А когда последний убран, дополнительная силовая затяжка не выполняется. Не знали. Забыли. Кто-то или что-то отвлекло. В результате колесо остаётся не закреплённым, как положено…
Стоит ли говорить, что картина эта может закончиться не только вибрациями на руле, а и кое-чем куда более печальным. Несмотря на то, что причина кажется детской и наивной, встречается она не так уж редко. Подтверждений тому в Интернете полно. Многие и в жизни видели, как колесо покидает автомобиль на полном ходу, дополнительно принося неприятности третьим лицам. К сожалению, недотягивают колёса и специалисты на СТО.
Одно хорошо — подтвердить или исключить эту возможную причину вибрации рулевого колеса проще простого. Нужен только штатный ключ, который просто обязан быть в багажнике любого автомобиля. Главное вовремя успеть обратить на это внимание. Не ленитесь перепроверять момент затяжки болтов или гаек и после специалистов. Они тоже люди, а значит могут забывать и отвлекаться.
Рулевая рейка
При износе рулевой рейки вибрации могут наблюдаться не только во время разгона
При износе рейки руль вибрирует далеко не всегда только во время ускорения автомобиля. Тем не менее, именно в этом режиме езды данный дефект даёт о себе знать чаще всего. Выявить такую причину весьма непросто своими силами, так как на многих автомобилях даже добраться до указанной детали — целая проблема. Однако не стоит забывать о методе исключения. То есть, когда вы отбросите все остальные возможные варианты, подозрение на рулевую рейку упадёт само собой.
Дополнительно не лишним будет отметить, что ремонт или замену этой детали рулевого управления не следует откладывать до лучших времён или в долгий ящик. Раздолбанная рулевая рейка может стать причиной ДТП или потянуть за собой другие узлы механизма управления и ходовой части.
Рулевые наконечники
Когда изнашиваются рулевые наконечники, вибрации и биения руля присутствуют при разгоне, маневрировании и на плохой дороге
Износ рулевых наконечников относится к наиболее часто возникающим причинам вибрации руля при разгоне автомобиля. Стоит сразу же сказать, что проявляют они себя не только во время ускорения. Разболтанные наконечники приводят к биениям и виляниям на поворотах и на плохих дорогах. Также из-за них увеличивается люфт на руле, что сразу ощущается руками опытного водителя.
В двух словах рассмотрим, как проверить рулевые наконечники на предмет износа. Собственно, без помощи СТО сделать это можно двумя способами:
- Вращение рулевого колеса. Для этой проверки нужен помощник. Один вращает в салоне руль, а второй, находясь мод машиной (в смотровой яме, на эстакаде или подъёмнике), смотрит за тем, как ведут себя наконечники. Разболтанные видно сразу.
- Для этого способа помощник не нужен. Чтобы проверить рулевые наконечники, нужно попытаться подвигать рулевые тяги, которыми те соединяются с рейкой. Кроме того, что этот метод позволяет увидеть разболтанные наконечники, в процессе проверки, возможно, проявят себя с нехорошей стороны и сами тяги.
Если износ был выявлен, то есть два варианта. Первый — заменить детали на новые. Операция эта не очень сложная, и может быть легко выполнена, даже если вы начинающий автолюбитель. Второй вариант — найти специалистов, которые занимаются восстановлением рулевых наконечников. Это обойдётся дешевле. Кроме того, учитывая качество продаваемых сегодня запчастей, восстановленные детали с большой долей вероятности проходят впоследствии дольше, чем новые.
Ступичные подшипники
Так выглядит развалившийся ступичный подшипник
Вибрации или, скорее, виляния рулевого колеса при износе ступичных подшипников чаще проявляется тоже во время ускорения автомобиля. Подтверждается диагноз при маневрировании. Когда ресурс ступичных подшипников исчерпывается, но не выходит полностью, машина начинает вести себя так, как будто колёса у неё сделаны из желе. Дополнительными симптомами может быть гул, свист или скрежет во время движения.
Как проверить ступичные подшипники? Для этого нужно по очереди вывесить на домкрате все колёса, попутно пошатав их руками. Последнее лучше делать не снаружи, а снизу, находясь в смотровой яме. Так можно будет дополнительно проверить не только подшипники, но и рулевые наконечники. Как правило, первые показывают себя с нехорошей стороны, если колесо пошатать, взявшись за него снизу или сверху. Наконечники начинают болтаться, если шатать колесо, взяв его за боковые стороны.
Вариант выхода из этой ситуации, собственно, только один. Ступичные подшипники, исчерпавшие свой ресурс, нельзя ни восстановить, ни как-то подтянуть или ещё что-нибудь сделать. В данном случае — только замена. К сожалению, процедура эта не из простых. Нужны и определённые инструменты, и опыт. Тем не менее, поменять ступичные подшипники, что называется, своими руками, возможно и без СТО.
Движение со скоростью до 50 км/ч
Среди двадцати представленных выше возможных причин вибрации и биения руля есть две, которые зачастую проявляются только в этом режиме. Размеренная езда по ровной дороге с небольшой или средней скоростью. К причинам этим относится:
- Деформация колёсных дисков.
- Неотрегулированное схождение.
Обе заслуживают отдельного внимания.
Деформированные диски колёс
Колёсный диск может быть согнут не только снаружи
Чтобы столкнуться с вибрациями руля из-за деформированных дисков, у нас есть все условия. А именно — наши распрекрасные дороги, с ямами в колено. Также диски часто гнутся при неудачных заездах на бордюры, корни деревьев в лесу и так далее. Лежачие полицейские, преодолеваемые безграмотно, тоже могут согнуть какие-угодно диски.
Как вычислить эту причину? Первое, что можно сделать, это осмотреть колёса визуально. Причём, не только с видимой стороны, а и с внутренней. Также неровные диски можно рассмотреть, если вывесить поочерёдно все колёса и прокрутить их рукой. Наблюдая в процессе за ободом, заметно деформировавшиеся участки должно быть видно без каких-либо приспособлений.
Решение проблемы тоже довольно простое. Выровнять диски можно в соответствующем сервисе. Называется услуга — прокатка. Стоит сравнительно недорого и, в принципе, её полезно выполнять не реже, чем раз в год. Особенно, если вы проживаете в регионе, где хорошие дороги только по телевизору показывают. Своими руками тут, вряд ли, что-то можно сделать. Хотя есть и такие, кто небезуспешно ровняли диски при помощи известного ударного инструмента. Тем не менее, так лучше не делать.
Неотрегулированное схождение колёс
Особенно коварна ситуация, когда колёса “смотрят” в разные стороны
О регулировке развала и схождения колёс знают, наверняка, даже самые начинающие автолюбители. Процедура эта должна делаться:
- после смены зимней резины на летнюю и наоборот;
- раз в год, если резина всесезонная и, соответственно, не меняется несколько лет;
- после замены колёсных дисков, например, когда штампованные меняются на литые или кованые;
- после пробега 10 000 км;
- после любого ремонта подвески или рулевого управления.
Все эти пункты взаимозаменяемые и самодостаточные, то есть, работают по принципу — что первое наступит. Также регулировки необходимо повторять, если появились ощущения, что они сбились. Понять это в некоторых случаях можно и без специального оборудования. Во-первых, «смотрящие» в разные стороны колёса видно, если посмотреть на автомобиль спереди или сзади. Во-вторых, неправильное схождение ощущается на руле не только в виде вибраций. Его ещё и в сторону постоянно тянет на абсолютно ровной дороге.
Биение руля на скорости свыше 90 км/ч
Плавно переходим к причинам, от которых уже попахивает опасностью. Так, биение руля на скорости и причины его проявления — могут закончиться не только дискомфортом, но и серьёзной аварией. Поэтому в таких случаях первое, что нужно предпринять, так это прекратить эксплуатировать автомобиль. А уже потом искать причину среди рассмотренных здесь.
Не исключая уже рассмотренные варианты, обратите внимание ещё на два момента:
- Шишки.
- Разброс давления в шинах.
Здесь, вроде бы, всё и так понятно. Поэтому — буквально в двух словах по каждому пункту.
Шишки
Шишки бывают разные — …
Шишки или грыжи появляются на шинах из-за того, что внутри резины лопается усиливающий каркас — корд. В результате на ослабившемся участке вылезает бугорок, который со временем под нагрузками разрастается. Сначала этот дефект приводит к дисбалансу колеса, что и становится причиной биения в руль. Если своевременно такую шину не заменить, что рано или поздно она в этом месте лопнет. Как правило, случается подобное как раз-таки на приличной скорости, когда резина испытывает самые большие нагрузки. Стоит ли говорить, что автомобилем на трёх колёсах управлять невозможно, от слова совсем.
Разброс давления в шинах
Вибрации могут присутствовать при разном давлении в колёсах на одной оси
Несмотря на кажущуюся простоту этой причины, встречается она намного чаще других. Многие не следят, как положено, за давлением в шинах. Со временем разброс нарастает, так как почти всегда какое-то одно колесо спускает быстрее других. Кроме того, давление в одной из шин может существенно уменьшится в пути при наезде на серьёзную неровность. Опять же, не стоит забывать о саморезах, невесть откуда в избытке взявшихся на дорогах. Когда они попадают в резину, колесо может не спустить полностью, но давление в нём обязательно понизится.
Результат всего этого один — биение в руль на высокой скорости. Решается проблема тоже однообразно и просто. Во-первых, при появлении вибрации нужно тут же остановиться, и выяснить причину. Во-вторых, за давлением в шинах необходимо следить перед каждым выездом, как это положено, а не тогда, когда спущенное колесо видно за километр.
Вибрация при поворотах
В тех случаях, когда идёт вибрация при повороте руля, грешить стоит начинать на износ следующих деталей:
- ШРУС, если машина переднеприводная.
- Подшипники рулевого редуктора.
- Кардан рулевой стойки.
- Втулки стабилизатора поперечной устойчивости.
Традиционно по каждому пункту прогуляемся отдельно.
Износ ШРУС
Шарниры равных угловых скоростей через колёса связаны с рулевым управлением (на переднеприводном автомобиле, разумеется)
Подчеркнём для начала, что эта причина распространяется только на автомобили с приводом на передние колёса. При значительном износе шарниров равных угловых скоростей биение руля наблюдается как раз-таки во время поворотов и других манёвров независимо от скоростного режима. Определить дефект проще простого. Для этого нужно выполнить разворот на минимальной скорости при полностью вывернутом рулевом колесе. Как правило, если хоть один ШРУС отжил своё, в таком режиме он издаёт противный хруст.
Ремонту данный узел обычно не подлежит. Только замена.
Износ подшипников рулевого редуктора
В рулевом редукторе чаще всего “умирают” подшипники
Данный узел служит для передачи и преобразования вращательного момента от рулевого вала к рейке. Когда в нём изнашиваются подшипники, на руле наблюдается заметное биение, которое особенно резво проявляется во время маневрирования. На ямах и ухабах оно, к слову, тоже может проскакивать. Страдают эти подшипники из-за плохих дорог, либо по причине неаккуратной эксплуатации автомобиля. У некоторых моделей, как отмечают сами автолюбители, данный узел является слабым местом, а потому беспокоит очень часто.
Износ кардана рулевой стойки
Из-за кардана вибрации и биения в руль чаще ощущаются на неровностях
Эта деталь присутствует не на всех автомобилях, но на большинстве, всё же, есть. Предназначен кардан для передачи крутящего момента от рулевого колеса к редуктору или непосредственно на рейку, если механизм без усилителя. Установлен на втулках, которые имеют свойство разбиваться или лопаться. Соответственно, появляется биение в руль, которое особенно ощущается на поворотах при сравнительно невысоких скоростях. На ямах и ухабах можно также слышать характерный хруст.
Износ втулок стабилизатора поперечной устойчивости
Износ втулок приводит к вибрациям руля во время маневрирования
Стабилизатор поперечной устойчивости предназначен для того, чтобы во время резких манёвров машина не кренилась. В большинстве случаев эта простейшая по своей конструкции деталь крепится на четырёх резиновых втулках. Когда ресурс последних исчерпывается, возникает ряд проблем, в числе которых вибрация при повороте руля. На неровном дорожном покрытии эффект, как правило, усиливается.
Биение руля при торможении
Сначала стоит отметить, что при торможении биение руля может наблюдаться по некоторым из тех причин, которые были рассмотрены выше. Однако есть две, из-за которых неприятные ощущения проявляются только во время торможения:
- Деформация тормозных дисков.
- Неравномерная выработка тормозных колодок или дисков.
Рассказывать по этим пунктам особо нечего, потому здесь коротко.
Деформированные тормозные диски
Деформацию и неравномерный износ лучше рассматривать с такого ракурса
Биение наблюдается по той причине, что колодки при нажатии на педаль тормоза прижимаются и скользят по неровной поверхности. Абсолютно то же самое происходит и с деформированными барабанами. Определяется проблема без специалистов довольно легко. Для этого нужно вывесить колеса на домкрате, снять их, и внимательно осмотреть со всех сторон детали тормозной системы. Как правило, достаточные для возникновения вибраций при торможении деформации видны невооружённым глазом.
Неравномерная выработка тормозных дисков
Как и в предыдущем случае, причина работает аналогично. Тормозные колодки во время торможения не скользят по дискам, а буквально скачут. Отсюда биение на рулевом колесе. Кроме того, оба дефекта проявляются в виде вибраций не только на руле, но и на самой педали тормоза.
Плохая дорога
Наверняка все и так знают, что такое плохие дороги
Под конец остаётся рассмотреть последнюю возможную причину биения руля, которая всегда проявляет себя исключительно на плохих дорогах. Опять же, в таких условиях возможны и другие причины, описанные в этой статье. Но они дают о себе знать и в других режимах движения, тогда как оставшаяся — только на неровностях.
Шаровые опоры
Из-за шаровых опор биение и вибрация в руль передаётся во время прямолинейного движения
На шаровых опорах условно опираются и имеют возможность поворачиваться передние колёса автомобиля. Конструктивно — крайне простая деталь. Изнашивается там же, где впоследствии проявляет себя в виде вибраций на руле, а именно — на плохих дорогах. Проверить шаровую немного сложнее, чем рулевые наконечники (это всё рядом находится, и проверяется обычно вместе), но, тем не менее, возможно.
В случае выявления износа существует два выхода из ситуации. Они такие же, как и с рулевыми наконечниками. Первый выход — это замена. Второй — восстановление. Собственно говоря, на некоторых машинах шаровые опоры выполнены в совокупности с рычагами подвески, что делает замену деталей довольно накладным по деньгам мероприятием. Для таких случаев и придумали восстановление.
ВИДЕО: 7 причин вибрации и тряски автомобиля
youtube.com/embed/-zZu1oVQb3E” frameborder=”0″ allowfullscreen=”allowfullscreen” loading=”lazy”>
Краткие итоги
По итогу получается, что во многих случаях причину биения руля или его вибрации вполне реально определить без помощи специалистов. Чтобы облегчить решение задачи, сначала попытайтесь выяснить, когда именно проявляется дефект. Далее, ориентируясь на представленную выше информацию, методом исключения вычислить проблему — дело техники. Даже если вы сами не собираетесь ничего чинить, знать об источнике вибраций, всё равно, будет полезно. Во-первых, вы быстрее озадачите специалиста на СТО, а во-вторых, не дадите ему навязать вам ремонт ещё не исчерпавших свой ресурс деталей.
Диагностика тряски рулевого колеса
Изношенный, неисправный или разбалансированный компонент шасси можно почувствовать по вибрации рулевого колеса. Либо в виде шимми, покачивания или встряхивания. Однако, поскольку это может быть вызвано несколькими частями, поиск основной причины может быть как разочаровывающим, так и трудоемким. даже для самых опытных мастеров. Здесь мы даем представление об основных причинах, симптомах и исправлениях, чтобы помочь вам оптимизировать ремонтные работы.
Балансировка шин
Распределение веса каждой шины немного различается. Чтобы компенсировать это, после установки новой шины на колесо необходимо добавить дополнительные грузы. К сожалению, эти веса можно легко сместить, что приведет к разбалансировке колеса. Общий причиной вибрации рулевого колеса, это обычно ощущается на более высоких скоростях и становится все хуже, чем быстрее разгоняется автомобиль. Положительным моментом является то, что это также относительно легко исправить. Просто выполните балансировку колес и проверьте каждую шину на наличие повреждения и износ. Игнорирование несбалансированных колес может привести к износу стоек, амортизаторов и других компонентов рулевого управления и подвески. Поэтому лучше сделать это раньше, чем позже.
Несоосность колес
Другой распространенной причиной вибрации рулевого колеса является неправильное положение колес. Один из самых быстрых способов диагностировать несоосность — проверить протектор шины. Смещенный автомобиль часто будет иметь неровный протектор, а внутренняя часть сильно изношена. больше, чем снаружи. Точно так же, если руль стоит прямо и по центру, но автомобиль все еще тянет в любую сторону, вероятно, он также смещен. Выполнение простой регулировки колес гарантирует, что все колеса находятся в правильном положении. в том же направлении.
Поврежденные или изношенные подшипники колес
Если шины и колеса в порядке, следующей запчастью должен быть подшипник колеса. Предназначенные для крепления ступицы колеса к подвеске автомобиля и обеспечения правильного вращения колес, эти важные для безопасности компоненты могут вызывать вибрацию рулевого колеса. повреждены или недостаточно смазаны. В этом случае руль обычно трясется только при повороте. Однако, чтобы убедиться в этом, надежно поднимите автомобиль и, держась обеими руками за колесо, в положении на 12 и 6 часов, качайте колесо. Движение должно быть минимальным. Если он движется больше, чем должен, или вы слышите скрежет при вращении, скорее всего, подшипники колеса повреждены. Их нужно будет заменить как можно скорее.
Изношенные детали рулевого управления или подвески
Достаточно небольшого люфта или ослабления любого компонента рулевого управления или подвески, чтобы вся система заметно провисла. Это может не только повлиять на управляемость и устойчивость автомобиля, но и вызвать вибрацию рулевого колеса. Его поэтому важно проверить систему на наличие незакрепленных или изношенных компонентов. Начните с проверки видимых деталей, таких как верхние или нижние шаровые шарниры, наконечники рулевых тяг и втулки. Если вы видите какие-либо признаки повреждения или чрезмерного люфта, вероятно, он неисправен и должен быть заменены. Точно так же ослабленные опоры амортизаторов, поврежденные или отсоединенные пружины и протекающие амортизаторы или стойки могут вызвать вибрацию рулевого колеса. Их следует проверять и при необходимости заменять.
Проблемы с тормозами
Если руль трясется только при остановке, скорее всего проблема в тормозной системе. Это часто называют дрожанием тормозов и может быть вызвано неравномерностью толщины диска (DTV), ослаблением подшипников колес и проблемами при установке. Тряска руля колесо также может быть вызвано заеданием тормозов из-за механической или гидравлической неисправности. Или если стояночный тормоз включен ошибочно. Чтобы устранить предполагаемые проблемы, связанные с тормозами, сначала измерьте толщину тормозного диска или тормозного диска с помощью микрометра для тормозных дисков. Если он выходит за пределы допусков производителя, то он не подлежит обслуживанию и подлежит замене. Кроме того, всегда следите за тем, чтобы монтажные поверхности ступицы и диска, а также держатели тормозных суппортов были чистыми, штифты ползунков смазаны и двигаются. свободно, а крепления колес и винты позиционирования дисков правильно затянуты.
Вибрация рулевого колеса может быть вызвана одной или несколькими из этих и других проблем. Например, изношенный шарнир, приводящий к чрезмерному износу шины. Это может несколько усложнить диагностику. Поэтому важно быстро диагностировать и устранять любые неисправности. Хотя проблемы с вибрацией могут быть вызваны такими простыми причинами, как незатянутый болт или спущенная шина, они также могут сигнализировать о гораздо более серьезной проблеме. Если их игнорировать, это может негативно сказаться на безопасности и устойчивости автомобиля. Следуя этим шагам, вы можете исключить любые подобные проблемы в логическом порядке, сэкономив драгоценное время, деньги и нервы.
Что-то не так | AA
Новые клиенты
Страхование от аварий в Великобритании
0800 88 77 66
Страхование от аварий в Европе
0800 072 3279
Страхование автомобиля
900 02 0800 269 622Страхование жилья
0800 197 6169
Уроки вождения
0330 100 7470
Контакты для экстренных случаев
Служба помощи в Великобритании, работающая круглосуточно и без выходных
0800 88 77 66
Сообщите о неисправности по линии
Член или нет, мы можем помочь — убедитесь, что вы Прежде чем звонить, вы находитесь в безопасном месте.
Или скачайте наше приложение
Это самый быстрый способ обратиться к нам за помощью и отследить наше прибытие.
Горячая линия по Европе, работающая круглосуточно и без выходных
00 800 88 77 66 55
Или со стационарных телефонов Франции:
08 25 09 88 76
04 72 17 12 00
00 338 25 09 88 76
00 334 72 17 12 00
Требования по автострахованию
0800 316 2456
Линия работает круглосуточно и без выходных
Потеряли ключи от машины?
Позвоните в AA Key Assist
0800 048 2800
Пн–Вс 7:00–22:00
Неправильное топливо в вашем автомобиле?
Позвоните в AA Fuel Assist
0800 072 7420
Телефоны работают круглосуточно и без выходных
Требования по страхованию жилья
Чтобы сообщить о любых убытках или повреждениях, вам необходимо позвонить по телефону страховой компании и иметь при себе номер полиса. Они оба указаны в вашем страховом свидетельстве. Консультант по претензиям поможет с вашей претензией.
Аварийный чехол
Купить Аварийный чехол для Великобритании
0800 085 2721
Пн–Пт 9:00–18:00, Сб 9:00–17:00
Купить Аварийный чехол для Европы
0800 0 72 3279
пн-пт 8:00-18:00, сб 9:00 –17:00
Претензии по запчастям и гаражному покрытию
0344 579 0042
Пн–Пт 9:00–17:00, Сб 9:00–13:00
Замена аварийного покрытия
0343 316 444 4
пн-пт 8:00-18:00, сб 9:00- 17:00
Автомобиль
Купить страховку автомобиля
0800 316 2456
Пн-Пт 9:00-18:00, Сб 9:00-17:00
Страхование автомобиля
0800 269 622
Линии работают круглосуточно 7 дней в неделю
Запросы политик
0370 533 2211
Пн-Пт 9:00 –18:00, Сб 9:00–17:00
Страхование мотоцикла
0344 335 2932
Пн–Чт 9:00–18:00, Пт 9:00–18:00, Сб 9:00–17:00
Действующая страховка фургона клиенты
0800 048 2447
пн-пт 9:00-19:00, сб 9:00-13:00
Книга уроков вождения
Новый ученик
0800 587 0087
Существующий ученик
0800 587 0087
Пн–Пт 8:3 00:00–20:00, сб 9:00–17:00
Обучение на инструктора по вождению
0800 316 0331
Пн-Чт 9:00-20:00 Пт 9:00-17:30, Сб 10:00-16:00
Присоединяйтесь к нам в качестве инструктора по вождению
0800 587 0086
Пн-Чт 9:00-20:00, Пт до 17:30 , Сб 10:00–16:00
Справки по автошколе AA
Отдел обслуживания клиентов, автошкола AA, 17-й этаж Capital Tower, Greyfriars Road, Cardiff CF10 3AG
Money
Чтобы защитить вашу личную информацию, нам необходимо задать вам несколько контрольных вопросов по телефону, прежде чем мы сможем помочь. По этой причине мы не можем отвечать на финансовые запросы по электронной почте.
AA ISA, полученные с октября 2015 г., предоставленные Family Investments
0333 220 5069
Пн–Пт 9:00–19:00, Сб 9:00–13:00
AA Сберегательные счета, полученные со 2 сентября 2015 г.
0800 917 8612
Телефоны открыты круглосуточно и без выходных
AA Сберегательные счета, открытые до 2 сентября 2015 г. pm
Кредитные карты AA, выпущенные с июля 2015 года Банком Ирландии
0345 600 5606
Пн-Пт 8:00-20:00, Сб 9:00-17:00
Кредитные карты AA, выпущенные до июля 2015 года MBNA
0345 603 6302
Пн-Сб с 8:00 до 20:00, выходные в праздничные дни
Страхование жилья
Купить страхование жилья
0800 197 6169
Пн-Пт 9-18, Сб 9-17 с 9:00 до 17:00
Домашний экстренный номер
– сообщите о чрезвычайной ситуации0800 316 3984
Линии работают круглосуточно и без выходных
Туристическая страховка
Купить туристическую страховку
0808 169 1195
Пн–Пт ri 8:00–20:00, сб 9:00–17:00
Страхование путешествий
0330 058 2991
пн-пт 8:00-20:00, сб 9до 17:00
Неотложная медицинская помощь
44 (0)147 335 6274
Линии открыты круглосуточно и без выходных
Преимущества для участников
Загрузите приложение
Загрузка нашего приложения — это самый быстрый и простой способ доступ ко всем вашим преимуществам , в том числе скидки в ресторанах (таких как Harvester и Toby Carvery), автомойках IMO, Vue, Moto и других.