Балы в 19 веке и бальный этикет
Балы в 19 веке
Балы в 19 веке были излюбленным развлечением публики. Балы давали все – соразмерно со своими средствами и возможностями. Бал был очень дорогим удовольствием для принимающей стороны. “Давал три бала ежегодно и промотался наконец” – говорится об отце Онегина. Но не буду вдаваться в финансово-экономические подробности. Интереснее говорить о том, что было на балах. Балы давались круглый год, но сезон начинался с поздней осени – времени наибольшей концентрации представителей высшего света в городской среде – и продолжался весь зимний период, за исключением периодов, когда следовало поститься. Часто в один вечер приходилось бывать на двух-трёх балах, что требовало от танцоров немалых сил, к тому же многие балы заканчивались под утро, а на следующий день необходимо было отдавать визиты и готовиться к грядущим увеселениям.
Любой бал начинался с приглашения. “Бывало, он еще в постели, ему записочки несут Пушкина, несколько неточно отражает ситуацию: приглашения на бал не могли посылаться в день бала – адресаты должны были получить их за три недели, и составить ответ – будут или нет. Приглашения были очень лаконичны, например: “Князь Потемкин просит сделать ему честь, пожаловать в маскерад, сего февраля 8 дня 1779 года в Аничков дом в 6 часов”. Впрочем, вся остальная информация была излишня – все и так знали прочие бальные условности.
Незыблем был распорядок бала. Гости начинали съезжаться после шести или девяти вечера, некоторые приезжали к десяти или к полуночи. После приезда гостей, которых обязан был встречать хозяин, бал открывался торжественным полонезом, танцем-шествием, в котором должны были принять участие все приглашенные, даже если потом они весь вечер и всю ночь просиживали за карточными столами. Во второй половине 19 века полонез иногда исполняли в конце бала, тогда начинались танцы с вальса. Далее чередовались вальсы, польки, кадрили, мазурки. «Мазурка была таким замечательным танцем особенно оттого, что выявляла те свойства мужчин и женщин, которыми они наиболее привлекали друг друга. Каждый играл свою роль: дама легко неслась вперед, и самый поворот ее головы, так как ей приходилось смотреть на кавалера через свое приподнятое плечо, придавал ей дразнящую ауру непостижимости, в то время как вся инициатива танца оставалась в руках кавалера. Он ее мчал вперед, то щелкая шпорами, то кружа ее, то падая на одно колено и заставляя ее танцевать вокруг себя, выказывая свою ловкость и воображение, способность себя показать и управлять ее волей» «Мазурка — это душа бала, цель влюбленных, телеграф толков и пересудов, почти провозглашение о новых свадьбах, мазурка — это два часа, высчитанные судьбою своим избранным в задаток счастья всей жизни» Одним из завершающих бал танцев был котильон, «самый продолжительный для влюбленных, как и мазурка «Котильон, бесконечный вальс с фигурами, продолжался три часа и больше…» В середине бала был обед, на который каждый кавалер провожал даму. Если кавалер приехал на бал без дамы, хозяйка бала могла попросить его проводить на бал даму (например, приехавшую с четой родственников и не сопровождавшуюся поэтому кавалером). Когда пара садилась за стол, они снимали перчатки и покрывали колени салфеткой. Перед тем, как встать из-за стола, перчатки одевались вновь, салфетки оставлялись на спинках стульев. Далее вновь продолжались танцы. Бал обычно заканчивался многочасовым котильоном, в конце 19 века иногда заменявшимся странным танцем под названием кадриль-монстр.
С вальса только начинался бал, а за ним шли другие танцы, в частности, танцевали венгерку, краковяк, падепатинер, падеспань, падекатр… На балах существовал определенный танцевальный порядок, и все знают, что за так называемыми мелкими танцами пойдет первая кадриль, затем, следуя распорядку, вторая, третья. После четвертой кадрили и мелких танцев, как правило, шла мазурка. Это уже особый танец. Он, как и кадриль, у всех дам заранее был расписан, и каждый кавалер, каждая дама знали, когда и с кем они танцуют. Следует отметить, что среди всех танцев мазурка и котильон являлись наиболее “важными” приглашениями на балу, по той причине, что после мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться, пофлиртовать и даже признаться в любви. Ужинали все в боковых гостиных, за небольшими столиками. За каждым столиком гости собирались своей компанией. Кроме того, на балах всегда был открыт буфет с разными яствами, шампанским и прочими горячительными и прохладительными напитками.
Бальная танцевальная программа 1874 года
Полонез
Вальс
Полька
Лансье
Галоп
Вальс
Франсез
Полька
Галоп
Лансье
Вальс
Франсез
Котильон
В обязанности кавалеров, входило, чтобы у дам было все, что они пожелают. При этом кавалер должен развлекать дам и вести с ними светскую беседу. За ужином гости говорили о многом: о музыке, театре, последних новостях из светской хроники, кто на ком женится или за кого выходит замуж… После ужина всегда танцевали котильон. К нему выносили большие короба с цветами. Кавалеры разбирали букеты и подносили их своим дамам. После всего этого дирижер бала и его помощники на шпагах вносили множество разноцветных лент (перевязей), а также узких и коротких ленточек с бубенцами на концах. Кавалеры, разобрав ленты, подносили их своим избранницам, и те надевали через плечо одну ленту на другую. Причем узкие короткие ленточки с бубенчиками мужчины привязывали дамам к рукам, начиная от кисти рук до локтей. «Это было, скажу вам, премилое занятие. Склоняешься к нежной ручке дамы, к ее благоухающему телу и вдыхаешь аромат чарующих французских духов…»
На бал люди приходили одетыми парадно. Кавалеры – во фраке, смокинге или костюме (в зависимости от десятилетия), белой рубашке и обязательно в белых перчатках. Причем в руководствах дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и для кавалера лучше прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще. К лацкану фрака прикреплялась бутоньерка. Военные приходили в мундирах. Костюмы кавалеров мало зависели от моды и их рекомендовалось шить в классических формах, чтобы одеяния прослужили дольше. На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор.
Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала. Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо), для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов – голубого, розового, айвори. К платью подбирались перчатки в тон платья или белые (надевать кольца поверх перчаток считалось безвкусным). Дамы могли украсить себя головным убором – например, беретом. Девушкам рекомендовалась скромная прическа. В любом случае, шея должна была быть открыта. Украшения дам могли быть любыми – главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений – подвеска на шее, скромный браслетик.
Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нем неизменным – открытые шея и плечи. При таком покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее – цепочки с кулоном, колье – что-либо было надето обязательно
Кроме того, в 1820-1830-х гг. даме и девушке было неприлично появляться в свете без букета цветов: его носили в руках, в волосах, прикрепляли к платью на талии или на груди. Обязательным атрибутом был веер. Его можно было оставить в бальной зале на своем месте, можно было во время танца держать в левой руке (которая лежит на плече партнера). Мелочи складывали в сумочку (ридикюль), которую также оставляли на своем месте.
Приезжали на бал, как правило, с небольшим опозданием. Первых гостей хозяин встречал, опоздавшие присоединялись к танцующим порой даже без объявления персон. На бал дамы брали с собой небольшие книжечки, чтобы записывать последовательность танцев, ближе к концу века эти книжечки стали выдавать на балах.
Кроме танцев и обеда на балах гости развлекались играми: спокойными, такими как карты, веселыми и подвижными – например, фантами. Разъезжались часто по утру: “Полусонный в постелю с бала едет он: а Петербург неугомонный уж барабаном пробужден”.
В течение месяца после бала гости должны были нанести хозяевам визит вежливости.
Общие правила поведения на балу и бальный этикет
Приглашения на бал посылаются не менее чем за 10 дней до его начала.
В разгар сезона этот срок увеличивается до 3 недель.
В первые 2 дня после получения приглашения следует сообщить устроителям бала о своем решении.
Бальный туалет должен быть изящным и одновременно изысканным, отвечать требованиям моды и специально пошитым к очередному балу.
Цвет драгоценных камней должен соответствовать цвету платья.
Дамам рекомендовалось держать в руках небольшой букетик цветов.
Во время бала перчатки не снимали ни дамы,ни кавалеры,за исключением ужина и игры в карты.
Молодой человек, как и девушка, принимая приглашение на бал, берет вместе с тем на себя обязательство танцевать. В случае недостатка в кавалерах или дамах обязанность танцевать падает на каждого. Выказывать неудовольствие или дать заметить, что танцуешь по необходимости, крайне неприлично. Напротив, тот, кто хочет сделаться любимцем общества, должен всей душой предаться удовольствию и танцевать с любым партнером.
На балу ни на минуту не забывайте, что выражение лица должно быть веселым и любезным. Унылое или злое лицо на балу – то же, что пляска на поминках.
При прибытии на бал с опозданием сначала нужно приветствовать хозяев, а лишь затем заводить разговоры со знакомыми (последних можно приветствовать кивком головы).
На танцы можно приглашать заранее (в том числе и на балу). Однако на бал учтиво приезжать, обещав заранее не более трех танцев
Главный в танцевальном зале – распорядитель бала. Его нужно слушаться беспрекословно, не спорить с ним и не устраивать скандалов. Распорядитель отвечает за порядок в зале.
Кавалеры должны ухаживать за дамами, приносить им прохладительные напитки и всячески развлекать. Разговоры должны происходить негромко и не затрагивать сложных или серьезных тем. Следует избегать любых проявлений шутовства. Кавалеры, которые находят удовольствие в том, чтобы вызывать смех в свой адрес, достойны сожаления.
Споры и размолвки, возникающие между кавалерами, должны улаживаться за пределами бальной залы.
Кириллица | Приглашение на бал
Теперь нет ни великосветских балов, ни пышных платьев, ни кринолинов, ни вееров…Не пригласят уж вас танцевать мазурку или вальс… Однако правил хорошего тона никто не отменял. Знание бального этикета может пригодиться и современному человеку.
1. Приглашение гостям рассылается на специальных билетах. Время там не пишется, так как по правилам хорошего тона приходить надо около девяти вечера.
2. Хозяевам наперед нужно знать сколько гостей придут на вечер, чтобы надлежащим образом рассчитать количество блюд. А если ужин не намечается и будет только бал, то нужно рассчитать количество подаваемого десерта.
3. Хозяева должны разослать пригласительные билеты или ехать с приглашением самим.
4.Когда приглашение делается лично, не надобно заставлять себя просить: лучше принять приглашение или отказаться прямо и деликатно, представляя благовидную причину отказа, такую, чтобы не было возможноти спорить против нее или сомневаться в ней.
5. Если вы получаете приглашение в дом, в котором еще не были, то, в случае принятия пригшения, вы за несколько дней должны ехать с визитом или оставить свою карточку, чтобы приготовить знакомство.
6. Приняв приглашение, уже нельзя отказатся.
7. Количество людей на балу должно быть достаточным, чтобы всем было комфортно.
8. Все пространство в доме должно быть хорошо освещено. Везде должны стоять зеркала, чтобы гости могли мимоходом взглянуть на свой туалет и сделать легкие поправки, которые всегда необходимы по выходе из экипажа.
9. Бальная зала должна быть огромна, ярко освещена и украшена. Оркестр должен быть богато отделан, а вокруг главной залы должен идти ряд следующих комнат:
– зала для игры со столами: в ней должны быть приготовлены и шахматы;
– гостиная, где танцующие и игроки могли бы отдохнуть от шума и движения;
– обширная зала, в которой устроен буфет и поставлен стол для ужина;
– гардеробная с вешалками, где дамы осавляют свои мантильи и шали;
– уборная для дам со всеми туалетными принадлежностями, в которой достаточно искусных горничных.
10. Буфет должен быть установлен роскошным десертом. Одна из необходимых его принадлежностей – чай. Десерт для всего вечера остается один и тот же, но все тарелки и блюда должны быть наполняемы по мере того, как с них берется.
11. Одна из главных обязанностей хозяев – следить, чтобы все дамы были приглашаемы кавалерами, даже менее блестящие и прекрасные. Поэтому составляя список гостей, хозяева должны обращать внимание, что кавалеров на балу было гораздо больше, чем дам.
12. Хозяйка дома должна быть одета с особенною простотой, чтобы своим туалетом не затенять наряды других дам.
13. Хозяин дома должен быть всегда готов принимать приезжающих дам у входа в зал. Он подает им руку и заботится о том, чтобы не встретилось им затруднения при выборе мест на диванах или креслах. Потом он здоровается с мужчинами, которые по входе в залу становятся группами по середине зала.
14. Когда гости воодушевляются танцами, хозяин устраивает партии ералаша и преферанса.
15. Хозяин вначале танцует с почтеннейшими дамами, а потом с теми дамами, у которых нет кавалеров.
16. Хозяйка дома занимает разговорами нетанцующих дам, наблюдает, кто из танцующих остается неприглашен, чтобы незаметным образом доставить им обязательных кавалеров. Она также подчует разносимыми фруктами, конфетами, мороженным и старается уделить по несколько минут всем дамам.
17. Во время ужина хозяйка садится с дамами. Если ужин проходит в несколько приемов, то хозяйка садится два-три раза, чтобы посидеть со всеми дамами.
18. За стол садятся по мере входа в зал, без всякого этикета, но обязанность хозяйки жестом указать почетным особам места, специально для них предназначенные.
19. Хозяин дожен дать кавалерам знак вести дам на ужин, подав руку почетнейшей из них, после чего все должны вместе по парам отправиться в залу для ужина.
Для приглашенных также существует ряд важных правил.
1. Туалет всех приглашенных, в особенности дам, должен быть очень тщателен. Он должен более, нежели когда-нибудь, быть сообразен возрасту, положению, красоте.
2. Молодые танцующие дамы приходят с открытой головой, убранные цветами, берут в руки букет. Все это не полагается дамам в возрасте.
3. Почтенные дамы могут позволить себе два-три выхода на танцы, более увлекаемые общим примером, нежели из любви к танцам.
4. В платьях светлых тонов на бал являются только молодые дамы.
5. Молодая дама не может ехать на бал без мужа, а незамужняя девица должна ехать на бал с матерью или отцом.
6. Дама не может отказывать никому из ангажирующих ее на танец, если только не дала уже слово на этот танец другому.
7. Нельзя уходить с бала сразу после ужина. Ну а если уж обстоятельства вынуждают, нужно это сделать незаметно.
8. Через два-три дня после бала следует совершить повторный визит к хозяевам, чтобы засвидетельствовать свое почтение и выразить удовольствие вечером.
Читайте также:
cyrillitsa.ru
Свадьба в стиле 19 века – дворянский аристократизм, красота и романтика
19 век – расцвет Российской Империи и дворянского сословия, время красоты и романтики. Поэтому и свадьба в стиле 19 века может стать прекрасным романтическим событием, которое вы будете вспоминать всю жизнь, и воспоминания эти будут одними из самых приятных.
ожившая классика
Остановимся на варианте дворянской свадьбы. Редкая женщина не была очарована фильмами, воспроизводящими это время, пышными платьями дам, шляпками, вуалями, перчатками, фраками, смокингами и цилиндрами мужчин, балами и конными экипажами.
Свадьба в стиле 19 века перенесет вас в это загадочное время, даст возможность почувствовать его неповторимую атмосферу.
Декор свадебных приглашений по дворянски
Приглашения на свадьбу можно сделать в аристократическом стиле, например, как на этом фото – золотая рамка, виньетка на белом фоне выглядят изящно и изысканно.
свадебное приглашение
Можно также оформить приглашения в виде свитка пожелтевшей бумаги, текст написать тушью от руки и перевязать приглашение атласной ленточкой. Но здесь вам потребуется хороший каллиграф.
С помощью нашего свадебного Мастер-класса: свадебное приглашение – свиток своими руками его можно легко сделать за 10 минут!
Образы жениха и невесты в стиле 19 века
молодожены в костюмах 19 века
Костюм жениха и невесты отличается романтичностью и изяществом.
Для жениха – костюм-тройка – прямые неширокие брюки, жилет и фрак, галстук-бабочка. Если фрак для вас – слишком экстравагантно, можно остановиться на смокинге, ну а для более точной передачи образа можно дополнить образ классического жениха таким головным убором, как цилиндр.
Для невесты – классическое платье с открытыми плечами, нити жемчуга на шее, изысканная шляпка (можно с вуалью). Если свадьба празднуется в холодное время года – норковое манто и муфта.
Свадебный букет невесты в стиле 19 века
Свадебный букет в стиле 19 века – изящный и небольшой, преимущественно из роз, округлой формы. Можно использовать как яркие цветы, так и нежные розы пастельных тонов, тут все зависит от декора зала, предпочтений и костюма невесты.
яркий классический букет
Если вам нравится оригинальный букет невесты в виде классического веера на фото, можно сделать нечто подобное.
оригинальный букет невесты
Место проведения и декор свадебного зала эпохи 19 века
О месте проведения свадебной церемонии в стиле 19 века следует сказать особо. Идеальным вариантом будет аренда дворянского особняка, если есть такая возможность или большого зала.
Круглые столы, покрытые белыми скатертями, хрустальные бокалы, роскошные люстры из хрусталя с позолотой, небольшие букеты из роз на столах и канделябры перенесут вас в 19 столетие.
Свет свечей, высокие окна, классическая мебель, лепнина, колонны придают помещению совершенно особую атмосферу.
классический зал 19 века
В большом помещении можно устроить торжественный бал, но для этого нужно уметь танцевать хотя бы вальс.
пример оформления зала
Торты и мороженое были любимы уже в 19 веке, кондитеры умели создавать настоящие шедевры в несколько ярусов. Хорошо, если декор торта будет содержать классические элементы, например, колонны, как на фото.
Мороженое также можно выложить в многоярусную посуду и декорировать соответствующим образом. Если есть желание, можно порадовать гостей аристократической кухней того времени – икрой, блюдами из стерляди, дичью.
свадебный торт в стиле 19 века
Декор свадебного кортежа в стиле 19 века
Читайте также:
Лучшим вариантом для свадьбы в стиле 19 века будет аренда кареты. Красивый экипаж, украшенный живыми цветами и лентами, красавцы-кони, кучер в костюме ушедшей эпохи и катание по парку или улицам города вызовут у вас самые приятные впечатления. Карета может быть открытой, или закрытой, где жених и невеста будут скрыты от посторонних глаз.
открытая свадебная карета
Романтическая свадебная фотосессия
Без нее просто невозможно обойтись, если это свадьба в стиле 19 века.
романтическое фото в стиле 19 века
Здесь интересно снимать все – интерьер зала, где происходит торжество, свадебный экипаж, толпу гостей у фасада особняка, а портретные фото жениха и невесты в костюмах 19 века, снятые в черно-белых тонах, будут просто великолепными.
lulusvadba.ru
Приглашение на свадьбу в 20-м веке и в 19-м веке
Если исследовать проблему, поднятую в названии, Интернет выдаст приличное количество ссылок. Наш сайт, однако, любой затрагиваемый вопрос решает под углом отношения к Наталье Алексеевне Васильевой, ее ученикам, друзьям, родственникам.
Приглашения на свадьбу в 20-м веке.
На свадебное торжество приглашаются родители НА.
Уважаемые Татьяна Анатольевна и Алексей Александрович!
Просим быть дорогими гостями на нашем свадебном торжестве, которое состоится 6 ноября 1969 года в 20 часов.
Наташа и Володя.
Текст следующего свадебного приглашения датирован 1970-м годом; практически повторяет первый. Отличие в том, что вместе с родителями приглашается дочь, «торжество» названо «вечером» и просят не опаздывать («Первый тост в 20 часов»).
Уважаемые Алексей Александрович, Татьяна Анатольевна и Наташенька!
Просим Вас быть дорогими гостями на нашем свадебном вечере.
Толя и Таня.
Еще одно приглашение Васильевых на свадебный вечер.
Уважаемые Татьяна Анатольевна, Алексей Александрович!
Просим разделить нашу радость по поводу вступления в брак и быть дорогими гостям на свадебном вечере, который состоится 24 апреля 1971 года в 16 часов по адресу…
Женя и Сережа.
Ученики Натальи Алексеевны, заканчивая школу, на протяжении многих лет поддерживали с ней отношения. Когда кто-нибудь из них влюблялся и дело заканчивалось свадьбой, учительницу часто приглашали на торжество в качестве почетного гостя, иногда вместе с мамой.
Уважаемые Наталья Алексеевна и Татьяна Анатольевна!
Приглашаем Вас на торжество, посвященное нашему бракосочетанию, которое состоится 27 февраля 1982 года в 17.00 по адресу…
Алла и Виктор
Единственное приглашение, в котором, как кажется, мы узнали фамилии главных действующих лиц.
Дорогая Наталья Алексеевна!
Мы будем рады видеть вас на торжественном вечере, посвященном нашему бракосочетанию, который состоится 3 января 1981 г. в 18 ч. по адресу…
Света и Саша.
Представляется, что речь идет о Светлане Васильевой и Александре Толоченко — ученике НА второго выпуска (1970 — 1974 гг). Они живут в Кишиневе, в одном дворе с НА (!) и обязательно отреагируют, если мы ошиблись.
Приглашения на свадьбу в 19-м веке
Следующее приглашение из далекого 19 века тоже имеет отношение к НА, точнее к ее маме.
Приглашают к торжеству родители (в нашем случае мамы), а не дети. На развороте два приглашения. На лицевой стороне приглашает мама невесты , на внутренней мама жениха. Тексты идентичны.
Мария Васильевна Юрковская просит Вас почтить своим присутствием бракосочетание дочери ее Анны Андреевны Юрковской с Борисом Валентиновичем Беккером.
Венчание имеет быть в церкви Лейб-Гвардии Московского полка (Выборская сторона, Большой Самсониевский проспект) 5-го Октября 1892 года в 7 часов вечера.
Александра Ивановна Беккер просит Вас почтить своим присутствием бракосочетание сына ее Бориса Валентиновича Беккера с Анной Андреевной Юрковской.
Венчание имеет быть в церкви Лейб-Гвардии Московского полка (Выборская сторона, Большой Самсониевский проспект) 5-го Октября 1892 года в 7 часов вечера.
Чета А.А. и Б.В. Беккеров
Наташа в своих воспоминаниях пишет (опубликовано в книге «Две ипостаси Натальи Васильевой»): «Моя бабушка говорила моей маме: «Таня, эти люди (чета Беккеров — ЯВ) так всегда помогают нам, что не только ты им будешь обязана всю жизнь, но и твои дети и внуки тоже».
Я сохраняю дружеские отношения с третьим поколением тех, кто в отчаянные минуты так сильно помогал семье моей бабушки. И эту единственную, дошедшую до меня просьбу ( обращенную именно ко мне от моей бедной бабушки), всегда помню и чту.
О Беккерах и Юрковских мы часто упоминаем на сайте. Несколько важных статей:
Кто вы, доктор Юрковский?
Женихи бабушки.
Борис Валентинович Беккер
PS Женитьба нашего с НА деда на бабке прошла в 1909 году в далеком Нерчинске в присутствии Беккеров и обошлась без приглашений на свадьбу.
PS Когда данное сообщение было готово, архив НА подарил еще одно, теперь можно сказать: «абсолютно стандартное приглашение на свадьбу второй половины 20 века«.
Обратите внимание
www.na-vasilieva.ru
Приглашение на БАЛ
Балы и светские рауты
Adolphe Iosif Charlemagne/Celebrations of Tsarskoe Selo /Pavlovsk/Concert
Бал – настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать.
(Ф.Кони)
Кардовский. Бал в петербуржском дворянском собрании. 1913.
С давних времен люди стремились налаживать отношения с представителями различных кругов общества (разумеется, в рамках одного социального слоя). С этой целью устраивались балы.
(от фр. bal, итал. ballo, нем. Ball — танцевать) — собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Балы отличаются от обычных танцев или дискотеки повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённым порядке.
Ватто Антуан/Радости бала
Alfred Stevens/Preparing for the Ball
Catala_Luis_Alvarez_Woman_Before
Начало балов восходит к празднествам при французском и бургундском дворах. Первый бал, о котором имеются сведения в истории, был дан в 1385 г. в Амьене, по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской.
Рубаненко Валерий Владимирович/Бал в Екатериненском дворце
Одри Хэпберн и Джереми Бретт “Война и мир” (Бал Наташи Ростовой)
James_Tissot/A_Woman_of_Ambition
Сегодня бал, в огнях весь дом
Подъехали кареты
Шампанское укрыто льдом
И слуги приодеты
Вплывают дамы, всех слепят
Бриллианты и сапфиры
Надеты модные шарфы
На оголенных спинах
Везде банты и кружева
Мелькают эполеты
И знатоки Парижских мод
В новинки разодеты
Зал весь в свечах и зеркалах
Хрустальный звон бокалов
Хозяин дома объявил
Раздолию начало
Мазурки музыка звучит
Её сменяют вальсы
Никто веселья не отверг
И скучным не остался
И лишь седые генералы
Не бросили беседы
Былым годам ведут разбор
В сраженьях и победах
Гусары треплют чубуки
Потягивая вина
И вызывают вздохи дам
Их белые лосины
Грохочет бал, сияет бал
Летают в косах ленты
Повсюду музыка звучит
И шепот комплиментов
Заставив девушек краснеть
Под взглядом откровенным
Столичный франт небрежным жестом
Потребовал мадеры
Воспоминанья старых дев
Под жалостные вздохи
Какие чудные балы
Давали в Петергофе
Не в меру выпивший майор
Рукой рубая воздух
Юнцам восторженным твердит
В каких он был походах
Безусый юнкер, чуть дыша
Со спутницей кружится
И бога молит про себя
Чтоб вечно бал продлился
Сей праздник память сохранит
Останется потомству
Приятно время провели
В забавах и знакомствах
Замолк оркестр, в окне рассвет
И слуги гасят свечи
Гостей развозят по домам
Красивые кареты
Довольны все и стар и млад
Вот будет разговоров
Немного жаль, грядущий бал
Готовится не скоро
(Владислав Старостин)
ПАРЕТ-И-АЛЬКАСАР, Луис (Paret y Alcazar, Luis)
Бал в Мулен де ла Галет/Огюст Ренуар, 1876
Жак Жозеф Тиссо/Бал на корабле,1874
К.Брюллов. Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала
Kinuko Y. Craft
Henry Hutt (1875-1950)
Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера. В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем или полонезом, этот танец заменил менуэт, вторым танцем на балу был вальс. Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон. Кавалеры на балах заранее записывались, приглашая дам на разные танцы. Во второй половине XVIII—XIX веке дворяне на балы ездили с удовольствием.
Владимир Первунинский – Бал
Вильгельм Гауз. Императорский бал
М.Зичи Бал в концертнм зале Зимнего в честь шаха Насир-ад-Дина в мае 1873
Люис Стюарт. Бал.
Менцель Адольф. Бал в Новом дворце в 1829 году. Картина написана в 1854
М. Зичи Костюмированный бал во дворце княгини Елены Кочубей в честь императора Александра II 5 февраля 1865
Пьер Сорти де Рибера. Бал в парижской Опере
William Ettys Preparing Fance Dress Ball
Halle Charles Edward. Preparing For The Ball.
Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним. В дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки. В конце XVIII века появился клавесин — дедушка нынешнего фортепиано. Музыка и танцы были частью дворянского образования.
Vladimir Pervunensky. A Ball to the Sounds of Strauss
Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Танцы под фортепьяно балом не считались. Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей – певцов и музыкантов – из числа гостей, живые картины даже любительский спектакль
James_Tissot
Grun_Jules_The_Dinner_Party
Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека прошлого века. Как отмечал большой знаток русской истории Юрий Михайлович Лотман: «Здесь реализовывалась частная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе – он был дворянин в дворянском обществе, человек своего сословия среди своих.» Балами славилась столица – Санкт – Петербург, но любили их и в Москве, и в провинциальных городах.
Vladimir Pervunensky. In the Vortex of the Waltz
Я ПОМНЮ ВАЛЬСА ЗВУК ПРЕЛЕСТНЫЙ…
Я помню вальса звук прелестный.
Весенней ночью, в поздний час,
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.
Да, то был вальс, прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс!
Теперь зима, и те же ели,
Покрыты сумраком, стоят,
А под окном шумят метели,
И звуки вальса не звучат…
Где ж этот вальс, старинный, томный,
Где ж этот дивный вальс!
(Олег Погудин)
Танцы осваивали с раннего детства — с 5—6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность. Ножки танцующих независимо от их волнения «делали свое дело». Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество. Это было, как говорят, «в крови» и воспитывалось с детства.
История балов
Автор:Litizija
Премного благодарна АВТОРУ!!!
subscribe.ru
Вечеринка Бал-маскарад, организовываем сами | zavodila.com
С чем именно у вас ассоциируется бал-маскарад? С чем-то таинственным и романтичным или загадочным и старинным?
Неразгаданные тайны масок и силуэтов в полумраке, потрясающие образы и песни, проникающие прямо в сердце – все это бал-маскарад для взрослых! Только здесь каждый гость сможет себя почувствовать аристократом эпохи средневековья, ощутить всю глубину пестрых цветов и костюмов в стиле MardiGras, изысканного карнавала в Венеции, бала знати во дворце Людовика XIV или викторианской оперетты.
Все эти идеи можно воплотить в жизнь на вечеринке в честь дня рождения, корпоратива, выпускного вечера, Нового года, Хеллоуина, свадьбы или просто встрече старых добрых друзей. Бал-маскарад — это праздник, где гармонично сочетаются в себе старые традиции и современность.
Суть бал-маскарада
Маскарады берут свое начало с древней Греции, где устраивались шумные праздники с переодеванием и шествиями в масках под музыку, пением и зажигательными плясками в честь бога Диониса. В средневековой Европе маскарады стали очень популярны в аристократических кругах начиная с XIV ст. Переодеваясь в другой костюм или надевая маску, человек выходил за грань нормы, и переносился в мир запретов, гармонии, и потусторонней силы. Чувствуя себя кем-то другим хотя бы на один вечер, люди отдыхали от повседневной суеты и отвлекались от суровой реальности мира. Вскоре маска стала символизировать равенство между разными слоями населения, она не разделяла людей по их вероисповеданию или статусу.
Маскарад был идеальным мероприятием для плетения интриг, появления сплетен, безудержного веселья, и, естественно, запретной любви. Каждый, кто был в маске, мог на вечер притвориться другим человеком, показать себя с другой стороны, что положительно влияло на борьбу с собственными комплексами. Истинное «я» каждого человека терялось на балу, в полумраке маскарада рождалась новая личность, со своей мистической историей…
Какую именно историю напишите вы, зависит от правильной организации вечеринки.
Определение тематики
Бал-маскарад может быть разной тематики, и зависит от предпочтений и фантазии организаторов, а также общего видения праздника. Рассмотрим самые яркие темы для события:
- MardiGras – это праздник для любителей сочных цветов, необычных образов и безудержного веселья.
- Призрак оперы – викторианская вечеринка, сопровождаемая классической музыкой.
- Аристократическая вечеринка в духе Франции ХVIII столетия – праздник роскоши, помпезных нарядов, дорогих украшений и изысканной еды.
- Старый Голливуд – событие, посвященное гламуру и светской жизни, все гости мероприятия кокетливо прячут лицо за изысканными масками.
- Кино-мультяшный маскарад – праздник героев любимых мультфильмов и кино, подходит как для детских, так и взрослых праздников.
Важными факторами при определении тематики вечеринки является выделенный бюджет и место проведения праздника. Некоторые бал-маскарады относительно экономичные, например, вечеринка в стиле Старого Голливуда, в то же время для проведения MardiGras необходимо неплохо раскошелиться на бальный зал и костюмы.
Приглашения на бал-маскарад
После определения тематики маскарада необходимо организовать приглашения для гостей. Главным символом таких торжеств является маска, потому неудивительно, что и приглашения чаще всего изготавливают в ее стиле. Лицевая сторона может быть оформлена как венецианский будуар, то есть, обшита изящной тканью, расписана золотыми красками и блестками.
Можно сделать и более простые варианты, например, вырезать маску из картона, разрисовать ее клеем с блестками, красками, маркерами или конфетти.
Текст приглашения может быть разным, но важно указать дату, место проведения события, тематику, дресс-код. Каждый гость может придумать себе имя в соответствии с тематикой праздника. Например, если вечеринка в стиле французской аристократии ХVIII столетия, то гости могут стать Джозефинами, Констанциями, Жаками, Людовиками и т. д. Это будет интересно и одновременно пикантно.
Наряды для маскарада
Наряд очень важен для тематической вечеринки, и плохо, если некоторые гости проигнорируют строку, где предупреждено о тематике вечера. Чтобы избежать конфузов, необходимо ввести несколько правил:
- Пригласительные вручаются гостям мероприятия минимум за 2 недели до маскарада.
- В обязательном порядке с каждым гостем обсуждается дресс-код.
- Нужно иметь несколько дополнительных масок для тех, кто все-таки некачественно подготовится к празднику.
Костюм для бал-маскарада должен быть продуманным до мелочей и необычайно роскошным, с нотками сексуальности и юмора. Он должен проявлять всю загадочность образа.
В городах существует масса мест, где костюмы, парики и необходимые аксессуары сдаются в аренду, нужно просто сообщить телефон гостям. Также костюм можно сшить на заказ или вручную, если есть навыки швеи.
Девушки на праздник могут одеться в костюм королевы, леди, кино-дивы 20-х годов или принцессы Эльзы из мультика «Холодное сердце». Мужчинам отлично подойдут костюмы в стиле графа, барона, Зорро или даже образ Марлона Брандо — черный фрак с бабочкой будет всегда к месту.
Маски для вечеринки
Отдельно стоит упомянуть про маскарадную маску, как символ этого праздника. Даже обычный фрак или маленькое черное платье вместе с изящной маской будут гармонично смотреться на балу. Идеальную маску из гипса, можно легко приготовить дома. Понадобятся некоторые приспособления и навыки художника-декоратора. Для приготовления нужны:
- 20 лент медицинского гипса на основе марли, размером 2,5 см на 4 см.
- Крем.
Лицо смазывается кремом, на него накладываются смоченные в воде гипсовые полосы. После высыхания на лице, снимается оттиск и ему придается желаемая форма с помощью острого ножа. Дальше все зависит исключительно от воли и фантазии. Маску можно раскрасить, задекорировать в разных стилях, украсить разными материалами, камнями, нитками, паетками и т. д.
Намного проще сделать дома тканевую маску-очки. Жемчуг, гипюр, паетки – это небольшая доля того, что может привнести во взгляд женщины в маске нотки таинства и совершенства.
Наиболее доступным аксессуаром для вечеринки станет маска-повязка на глаза. Ее наличие сделает взгляд женщины полным харизмы, экспрессии и загадочности.
Оформление помещения
Атмосфера на празднике такого типа просто обязана быть загадочной и непривычной для всех гостей, иначе потеряется весь смысл.
Если планируется масштабная вечеринка, то можно заказать услуги специальных агентств по оформлению банкетных залов. Если же маскарад будет проходить в квартире или частном доме, то стоит позаботиться об украшении комнат самим организаторам.
Основными элементами декора для праздничного помещения станут бусы, перья, свечи, зеркала. Ну и маски, они должны быть везде. На стенах можно развесить тематические плакаты с изображением Венеции, балов Франции периода XVIII столетия, картины известных художников того времени, гобелены и канделябры.
Интересной и практичной идеей будет задекорировать помещение в одной цветовой гамме. Это существенно уменьшит проблемы по выбору сочетаемых цветов, и сэкономит финансы.
Стены помещения можно задрапировать бордовыми, зелеными и синими тканями. Гирлянды отлично дополнят декор зала, это могут быть подвески из цветов и бабочек.
Если вечеринка планируется в веселом и современном кино-мультяшном стиле, то можно стены украсить плакатами любимых героев мультиков и фильмов, установить несколько забавных тантамаресок (декорации с дырками для лиц для фотографирования), раскидать по комнатам конфетти и серпантин. Золотые, серебряные, желтые, красные, голубые воздушные шарики и электрогирлянды также используются в качестве украшений для бал-маскарада.
Музыкальное оформление
Если вечеринка организована в стиле бал-маскарада периода Средних веков, то лучшей музыкой станет классика: Бах, Бетховен, Моцарт и другие шедевральные творения. Вечная музыка как никто другой наполнит вечер приятной атмосферой, поощрит образы гостей, и предложит поговорить на важные темы или просто приятно провести время с друзьями.
Если вечеринка организована в кино-мультяшном стиле, то тут музыкальным сопровождением могут стать современные хиты, песни, которые напоминают друзьям о веселом времяпрепровождении в юные годы или любая другая веселая музыка.
Развлечения на балу
Бесспорно, главным видом развлечений на балу являются танцы: классические, латинские или современные.
На бал-маскараде времен Людовика ХIV в обороте были танцевальные карты, каждой даме присуждался определенный кавалер, с которым она обязана была танцевать весь вечер. Подобную практику можно предложить гостям одиночкам на вашем маскараде. Дамы будут сами вытягивать карту с именем кавалера, и, может, к концу вечера среди ваших друзей организуется еще несколько крепких пар.
На таком тематическом празднике можно провести следующие развлечения.
«Театр»
Гости делятся на две группы. Одна составляет интересный и веселый сценарий, а другая воплощает его на импровизированной сцене под четким руководством «режиссера» с первой группы. Сценарием для команды может стать пародия на всеми любимый фильм, театральное выступление или сказку.
«Конкурс на лучший образ»
Традиционный конкурс на практически всех мероприятиях. Важно чтобы участники тщательно подготовились к его проведению и продумали свой образ до мелочей. Выигрывает тот участник, который получил больше всего аплодисментов в адрес своего костюма.
«Королева бал-маскарада»
Девушки просто млеют от разных конкурсов красоты. Самая красивая, таинственная, изысканная, сексуальная и в то же время интересная леди стает королевой бал-маскарада. Победительница весь вечер будет носить корону и окружаться всякими почестями.
«Аукцион»
Проведение аукциона — аристократическое занятие. В качестве лотов можно применять необычную маску ручной работы, бутылку раритетного вина, туфельку королевы вечера и др. Важной особенностью этой игры является чувство юмора ведущего, способного проводить аукцион в положительной и веселой атмосфере.
В самом начале устанавливается минимальная ставка за лот, это может быть монета обозначенного номинала или мелкая купюра.
«Тематическая фотосессия»
Кто не захочет получить фото на память, да еще в таком шикарном образе. Потому интересная и позитивная фотосессия гостей праздника подарит всем присутствующим отличное настроение.
«Конкурс переодеваний»
В компании лучших друзей можно быть слегка несерьезным и, например, взять и переодеться в костюм противоположного пола. Дамы станут кавалерами и наоборот. После веселого переодевания и нанесения мейкапа на новоиспеченных «барышень» можно провести конкурс, где участники поборются за титул «Mrs Джентльмен» и «Mr Леди».
«Вместительный подъюбник»
Такой конкурс подходит только для вечеринки в стиле Европы XVIII столетия, так как для его проведения нужны леди в платьях с пышными юбками. Суть конкурса: выбирают две девушки в платьях и команда парней, чем больше кавалеров поместиться у каждой под юбкой, та и выигрывает. Спрятаться под пышное платье нужно полностью, никаких выглядывающих рук и ног. Веселье всем гостям праздника гарантировано.
Еще один вариант этого конкурса: у одной из девушек под юбкой прячется кавалер. Гости должны угадать, у какой из них скрывается счастливчик.
Подарки и призы
В качестве подарков и призов на бал-маскараде могут использоваться красивые маски, аксессуары для волос, подвески с ключиками, бабочки под элегантный фрак, или шуточные призы. Например, повязка на ногу, усы на палочке, маска с носом или смешной формы.
Угощения и сервировка стола
Идея классического бал-маскарада не предусматривает стандартного застолья. Угощаются гости вечеринки с фуршета. В идеале нанять официантов, но если такой возможности нет, то можно просто самим организовать разнос закусок и напитков.
Угощения вечера могут быть представлены медальонами из говядины, салатом из мидий или креветок, курицей с розмарином, французским хлебом, кунжутными булочками и т.д.Из напитков отлично подойдут коньяк, красное или белое сухие вина, шампанское.
Десерт может состоять из «масочного» печенья, клубники, винограда, пирожных, украшенных кружевными узорами шоколада, и, конечно же, оформленный по тематике праздника торт.Бал-маскарад веселое и оригинальное мероприятие, актуальность которого не теряется столетиями. Каждый гость вечера может почувствовать себя аристократом XIX столетия, актером эпохи 20-х годов или напарниками Бони и Клайдом, примерив соответствующий образ. Главное, чтобы было весело, интересно и необычно.
Маскарад – это место где пересекаются временные эпохи, прошлое становится настоящим, чтобы состоялось красивое и яркое будущее.
Автор: Ирина Резаненко
zavodila.com
Этикет XIX века: приглашение на чай
Пригласив подругу провести несколько дней в своем доме, и ожидая ее в определенное время, пошлите экипаж, чтобы встретить ее на железнодорожной станции или на пароходной пристани. Будет хорошо, если вы сами поедете встретить ее, но нежелательно брать с собой детей, чтобы покатать их. От этого только убавится места в экипаже. Приехав домой, распорядитесь, чтобы багаж вашей подруги был немедленно отправлен в комнату, предназначенную для нее, и когда она будет подниматься наверх, пошлите с ней слугу, чтобы развязать ее сундуки. Затем предоставьте ей некоторое время, чтобы она могла привести в порядок свой туалет.Предполагается, что перед приездом гостьи хозяйка дома осмотрит комнату, для нее предназначающуюся и лично убедится, что она полностью готова. В комнате должно быть два кувшина со свежей водой и три полотенца на вешалке (два тонких и одно грубое), а также умывальная кружка для чистки зубов и стакан для питья, умывальный таз, разумеется, и ножная ванночка. Также следует сказать, что во всех приличных и хорошо обставленных домах каждая из этих вещей должна непременно присутствовать в каждой спальне: на каминной полке должна находиться свеча или лампа, а рядом с ней – коробок спичек. Каждое утро во время уборки комнаты, свеча должна заменяться новой, а фитиль лампы – подрезаться, так чтобы гостья могла зажечь свет в любое угодное ей время, не звоня и не ожидая, пока служанка принесет свечу. Кстати, перед приездом гостьи убедитесь, что звонок и замок в ее комнате исправны, в противном случае их необходимо починить.
Если стоит холодная погода, позаботьтесь, чтобы в комнате гостьи как следует затопили камин и открыли ставни, чтобы было достаточно света, а также положите дополнительное сложенное одеяло в ногах кровати. Если же гостья приехала летом, оставляйте окна приоткрытыми, а ставни, наоборот, прикрытыми. В комнате должен быть легкий стул с мягким сиденьем, а также низкий стул для переобувания, смены чулок и мытья ног. Дополнительно в комнате должны быть и матрас, и перина, чтобы ваши гости могли выбрать то, что они предпочитают. Несмотря на то, что вы и ваша семья можете не испытывать никакого дискомфорта, ваши гости могут с трудом засыпать на матрасе, под которым лежит соломенный тюфяк. Для многих недосыпание является не просто невыносимым, но и опасным для здоровья.
На письменном столе разместите бювар, содержащий все необходимое, чернильницу и хорошие черные чернила, а также несколько листов почтовой и фальцованной бумаги. Положите также несколько книг, которые, по вашему мнению, могут прийтись вашей подруге по вкусу. В остальном бюро должно быть пустым. То же самое касается и ящиков комода, чтобы она могла единовременно разместить в них свои платья и.т.п. Пустым должен быть и гардероб или шифоньер. Там должно быть достаточно места, чтобы развесить платья. Также на время ее пребывания, надо предоставить гостье и чулан.
Выделяя ей отдельную спальню, вы очень обяжете ее и избежите необходимости тревожить гостью, заходя, чтобы взять что-либо из ящиков, чулана и пр.
Каждое утро, после того, как горничная закончит уборку (комната гостьи должна убираться в первую очередь), хозяйка должна удостовериться, что она сделана там должным образом. Никакая дополнительная проверка в этот день более не требуется. Бывают леди, которые, принимая у себя подругу, постоянно заглядывают в ее комнату, когда она отсутствует, чтобы убедиться в том, что гостья не сделала ничего дурного – не передвинула стул, чтобы обеспечить себе больший комфорт, не открыла ставни для того, чтобы было светлее (ведь это может ускорить выцветание ковра!).
Есть семьи, которые приговаривают себя к постоянному полумраку, живя в сумраке с закрытыми ставнями, вредя своему зрению. Это делается для того, чтобы предотвратить выгорание яркой мебельной обивки. Случалось также видеть наглухо закрытые окна в лестничных пролетах, (из-за чего гостям приходилось передвигаться на ощупь), чтобы не допустить выгорания крошечных кусочков ковра, расположенных возле окон.
Не слишком приятно быть гостем в доме, чья хозяйка постоянно и напряженно следит за тем, чтобы ни малейшее повреждение не было нанесено мебели. Известны такие леди, которые весьма тревожились, когда гости присаживались на софу или оттоманку и не могли удержаться от того, чтобы предложить им пересесть на стулья. Мы считаем, что они опасались, что дамасковая обивка мебели истрется тем быстрее, чем больше ее будут использовать. Не позволяйте ни одной опрометчивой гостье сидеть на оттоманке спиной к зеркалу, ведь опасность в таком случае неотвратима. Она заключается не только в том, что зеркало может быть случайно разбито, если гостья прислонится к нему, но и в том, что его владелица будет постоянно беспокоиться и нервничать. Детям же следует строго запретить садиться на эти небезопасные места.
С вашей стороны будет весьма внимательным и учтивым, если вы осведомитесь у вашей гостьи, какое блюдо или же продукт она особенно любит, чтобы его подавали в то время, пока она остается в вашем доме, а также если вы узнаете, нет ли у нее блюда, которого она не переносит, чтобы вы могли на время воздержаться от его подачи на стол. Добродушная и воспитанная женщина никогда не станет злоупотреблять вашей добротой или же извлекать из какой-либо вашей любезности выгоду для себя.
Для того, чтобы избежать подобной ситуации или же выйти из нее, избегайте неразумных заявлений, как например, таких, что вы просите ее «не стесняться» и что вы рассматриваете ее как «члена семьи». Но если вы пригласили ее, то в любом случае, вы обязаны для вашего и ее собственного блага обходиться с гостьей любезно во всем. Так будет только лучше.
Если гостья выражает желание помогать вам с шитьем и не привезла с собой собственной работы, вы можете воспользоваться ее предложением, но весьма умеренно и лишь работая в семейном кругу.
Когда же она будет оставаться в своей комнате, лучше будет, если она займется чтением, написанием писем или же каким-либо иным делом или развлечением, которое она предпочитает. Некоторые леди же, кажется, полагают, что их гостьи должны выполнять столько работы, сколько выполняет наемная швея.
Детям следует строго запретить вторгаться в комнаты гостей. Запретите им ходить туда, за исключением тех случаев, когда их пошлют с каким-либо сообщением, а также дайте им понять, что необходимо обязательно стучаться и не входить до тех пор, пока не будет дано разрешение. Также дети не должны играть или шуметь возле комнаты гостьи. Когда же она спустится в гостиную, они не должны забираться к ней на колени, рыться в ее карманах или в ее корзинке для рукоделия, пачкать и мять ее платье, цепляясь за него руками.
Следует запретить детям и барабанить по басовым клавишам, когда она играет на пианино или же прерывать ее игру постоянными требованиями сыграть им, «чтобы они потанцевали». Как мы успели убедиться, матери редко контролируют детей. Разрешать им клянчить у гостей пенни и сикспенсы вовсе недопустимо и низко. И, в том случае, если деньги были даны им гостьей, они должны быть заставлены немедленно вернуть их.
В первый же вечер, спросите, не привыкла ли ваша гостья слегка перекусывать перед тем, как лечь спать. Если да, то позаботьтесь о том, чтобы каждую ночь в ее комнату приносили немного еды, если ваша семья не имеет подобной привычки. Если же в вашем доме тоже принято перекусывать перед сном, вполне уместно будет подать еду в гостиную. Подобные небольшие трапезы весьма приятны, особенно длинными зимними вечерами и после возвращения из мест публичных увеселений.
Есть прекрасное выражение – «чтобы поприветствовать прибывающего гостя, поторопите отъезжающего». Поэтому когда ваша гостья уезжает, сделайте все возможное и любезное для нее перед отъездом. Разбудите ее пораньше, если она собирается уехать рано утром. Пошлите слугу, чтобы увязать и спустить вниз ее сундуки, как только она объявит, что готова, и позаботьтесь о том, чтобы для нее был приготовлен ранний завтрак, и чтобы кто-то из семьи встал и спустился для того, чтобы составить ей компанию за столом. Положите несколько лепешек в ее сумку, чтобы ей было что поесть в дороге, в том случае, если она не достигнет дома в обозначенный час. Распорядитесь, чтобы экипаж подали к дверям в положенное время, и попросите кого-то из мужчин проводить гостью до места отправления, позаботившись о ее багаже и покупке билетов.
gold-nostalgia.livejournal.com