Что опаснее: электрический стояночный тормоз или привычный «ручник» – Лайфхак
- Лайфхак
- Эксплуатация
Фото из открытых источников
Сегодня на автомобилях применяют разные типы стояночных тормозных систем. Есть как классический «ручник», так и современный электрический стояночный тормоз, представляющий из себя довольно сложную конструкцию. Что лучше выбрать, разбирался портал «АвтоВзгляд».
Виктор Васильев
Автопроизводители все чаще заменяют привычный «ручник» на электрический стояночный тормоз. Их можно понять, ведь последний имеет ряд преимуществ. Например, вместо привычной «кочерги», которая занимает много места в салоне, в распоряжении водителя всего лишь небольшая кнопка. Это позволяет экономить место и разместить рядом, скажем, дополнительный бокс для мелочей. Но на практике для автолюбителей не всегда такое решение сулит большие выгоды.
Начнем с классического стояночного тормоза. Его плюс в простоте конструкции. Но и минусы у «ручника» есть, и они существенны для начинающего или забывчивого водителя. Например, зимой колодки стояночного тормоза примерзают, а попытка их сорвать приведет к тому, что трос может вырвать. Либо переклинят сами колодки. Это приведет к тому, что колесо автомобиля перестанет крутиться. Придется, либо разбирать механизм, либо вызывать эвакуатор.
Что касается электрического стояночного тормоза, то их существует два вида. Так называемый электромеханический похож на классическое решение. Для его включения также используют трос, который зажимает тормозные колодки на задних колесах. Единственное отличие от привычной схемы в том, что в салоне вместо «кочерги» установлена кнопка. Нажимая ее, электроника подает сигнал и механизм затягивает трос «ручника». Минусы тут схожи. Зимой колодки примерзают, да и обслуживание электромеханического тормоза выходит дороже.
Фото из открытых источников
Второе решение заметно сложнее. Это полностью электрическая система, с четырьмя тормозными механизмами, в которых стоят небольшие электродвигатели. В конструкции предусмотрен червячный механизм (ось с резьбой), который давит на колодку. Усилие большое и может держать машину на крутых уклонах, без каких-либо проблем.
Подобное решение дало возможность внедрить на автомобили систему автоматического удержания, которая сама активирует «ручник» после остановки автомобиля. Это освобождает водителя от необходимости удерживать ногу на педали тормоза при коротких остановках на перекрестках или светофорах.
Но минусы у такой системы серьезные. Скажем, если сел аккумулятор, снять автомобиль с электрического ручника нельзя. Потребуется ручная разблокировка тормозов, которая описана в инструкции по эксплуатации. Да и обслуживать такую систему надо регулярно, ведь дорожные реагенты и грязь долговечности механизмам не добавляют. Надо ли говорить о том, что ремонт электрического тормоза влетит в копеечку.
Что же выбрать?
Опытным водителям мы бы посоветовали машину с классическим рычагом. Он позволяет без проблем делать многие контраварийные приемы на ходу и тем самым избежать опасных ситуаций. Электрический «ручник» плох тем, что его кнопку некоторые производители размещают слева от водителя, и если тот потерял сознание, пассажиру невозможно до нее дотянуться. Однако в защиту системы скажем, что экстренно остановить машину электроручником просто. Достаточно долго держать кнопку нажатой. Торможение ощущается, как плавное замедление педалью тормоза.
- Автомобили
- Кроссоверы
28880
- Автомобили
- Кроссоверы
28880
Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:
- Telegram
- Яндекс.Дзен
производители, безопасность дорожного движения, колеса, дешевые машины, премиальный сегмент, авария, автосервис, технология, ремонт, запчасти, комплектующие
Электронный ручник – принцип работы стояночного тормоза
Изысканная кнопка все чаще заменяет собой старомодный рычаг стояночного тормоза. У электрического “ручника” столько преимуществ, что для использования всех их бывает нужен курс ликбеза. Который мы для вас и подготовили.
Стояночный тормоз всегда был независимой системой, которая помимо фиксации машины на парковке служит для аварийного торможения в случае отказа основной (рабочей) системы. Поэтому при “электрификации” так называемого “ручника” изменился только его привод, но не техническая сущность. Хотя вместе с электроприводом конструкторы добавили ему несколько вспомогательных функций.
Есть модели авто, в которых электрический стояночный тормоз не имеет альтернативы, а у некоторых машин это опция.
ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО: Чтобы не отказали тормоза: как обслуживать систему
Итак, электрический (также его называют электронным) стояночный тормоз может:
- Затормаживать пару (обычно заднюю) колес во время пребывания машины на парковке. Водитель имеет для этого специальную кнопку (клавишу).
- Автоматически, без участия водителя становиться в режим парковки и так же автоматически сниматься с него в момент начала движения. Для срабатывания автоматики обычно нужно соблюсти определенные условия, о которых мы скажем ниже.
- Удерживать автомобиль от откатывания при трогании в гору или под гору.
- Тормозить в случае отказа основной (рабочей) тормозной системы.
- Самостоятельно регулировать все зазоры в системе, компенсировать износ колодок и других деталей колесных механизмов (не всегда).
Надо понимать, что наделяя “ручник” дополнительными возможностями, конструкторы заботились о повышении безопасности, поэтому этот функционал привязан к целому перечню условий. Подробнее об этом надо читать в заводском мануале к вашей модели, но чаще всего все выглядит, как мы пишем ниже.
Электрический стояночный тормоз есть двух типов: либо это колодки с электроприводом возле каждого колеса (первые две фото), либо обычный тросовый механизм с моторчиком вместо рычага в салоне
Так, становится машина на “ручник” (хоть принудительно водителем, хоть автоматически) при любых условиях, независимо от других органов управления. А снять ее со стояночного тормоза обычно можно только при нажатой педали тормоза и включенном зажигании. В большинстве моделей также условие автоматического снятия с “ручника” – закрытые двери и застегнутые ремни безопасности, и конечно, нажатая педаль акселератора. И наоборот: если водитель заглушил мотор, отстегнулся или открыл дверь, стояночный тормоз самостоятельно заблокирует задние колеса, понимая ситуацию так, что никто никуда не едет.
Бережет электротормоз свой экипаж и от откровенных ошибок. Например, при включенной задней передаче у некоторых автомобилей автоматическое снятие с “ручника” не срабатывает, как бы водитель не “давил на газ”. Конструкторы считают, что поскольку движение назад опасное, водитель должен выключать стояночный тормоз принудительно, нажав на кнопку. Также ничего плохого не произойдет, если при работающем двигателе оставить включенным режим Drive в АКП и выйти из салона – активированный электроручник сам удержит машину, хотя без него машина с автоматом могла бы начать медленное движение.
Режим Hold
Наконец, очень облегчает пользование машиной функция автоматического удержания машины на спуске – Auto Hold, или Brake Hold. Обычно ее можно подключать и отключать или отдельной кнопкой, или в настройках через меню.
Функция Auto Hold удобна в первую очередь на машинах с автоматической трансмиссией, которые могут понемногу ползти в режиме D при отпущенном акселераторе
ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО: Чем опасен утопленник: проблемы с электричеством
Работает “автохолд” таким образом.
- При старте в гору или под гору. Датчик наклона кузова подсказывает электронному блоку управления “ручником”, что отпускать колодки надо позже, чем обычно – точнее, когда ведущие колеса получают значительный крутящий момент для движения вперед. Эта функция работает и на машинах с АКП, и с вариатором, и с механической трансмиссией.
- В пробках и тянучках. Активированное “автоматическое удержание” (именно так переводится Auto Hold) оставляет колодки зажатыми, если водитель отпустил акселератор и тормозную педаль в ожидании продолжения движения. Разблокируются тормоза только при нажатии акселератора. Это очень полезная для безопасности движения вещь, особенно на машинах с АКП, потому что в таких условиях человек часто отвлекается, теряет бдительность, и автомобиль может поползти вперед (или откатиться назад на подъеме) и удариться в бампер соседа.
“Ручник” на скорости
Наконец ответим на детский вопрос, к которому время от времени возвращаются интернет-таблоиды: что же будет, если затянуть электроручник на полной скорости. Ничего страшного не произойдет, исправный автомобиль просто плавно остановится. В большинстве моделей при таких действиях водителя электроника активирует сначала рабочую тормозную систему, которая после замедления машины до 3 – 10 км/ч передаст эстафету собственно стояночной системе. В конце концов электропривод прижмет колодки “ручника” к дискам и они окончательно зафиксируют авто на месте. Системы безопасности ABS и ESP проследят, чтобы машину во время торможения не развернуло.
Электрический “ручник” позволяет эффективно тормозить во время движения; подробности об этом стоит узнать из заводского мануала
Отметим, однако, что для торможения электроручником на скорости мало однократно нажать (потянуть) клавишу – обычно ее нужно давить или тянуть до полной остановки. Собственно, советуем прочитать обо всех тонкостях пользования стояночным тормозом в заводской инструкции вашего автомобиля, поскольку все нюансы в этой статье мы охватить просто не смогли.
Рекомендация Авто24
Очень хорошо, что конструкторы наделили стояночный тормоз определенным интеллектом, он самостоятельно затормаживает машину и распускает колодки в момент трогания. Но, помня про сложность системы, мы бы советовали каждый раз, покидая машину, убедиться, что индикатор активации “ручника” засветился.
ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО: Как проверить ходовую часть при покупке автомобиля
Раскройте секреты электронных стояночных тормозов
Эта статья была обновлена по сравнению с ее первоначальной версией 2007 года.
Статью 2023 года по этому вопросу см. также на странице https://www.vehicleservicepros.com/21290213 .
Что вы узнаете:• Как работают два типа конфигураций электронного стояночного тормоза (EPB)
• Надлежащие инструменты, необходимые для безопасного обслуживания и ремонта EPB
• Как правильно обслуживать и ремонтировать системы EPB различных производителей транспортных средств
Во время парковки автомобиля есть два способа удержать его на месте: переключиться на парковку (или переключить механическую коробку передач на передачу) или установите стояночный тормоз. В идеале драйвер будет делать и то, и другое, но если все работает правильно, работу будет выполнять любой из них.
В большинстве автомобилей имеется прямая механическая связь между водителем и стояночным тормозом. Однако в небольшом, но растущем списке автомобилей электронный блок управления управляет стояночным тормозом. Водитель по-прежнему может нажать или отпустить тормоз с помощью кнопки, но эти системы также могут работать автоматически. Некоторые тормозят в парке; некоторые включают тормоз, когда автомобиль полностью останавливается, когда крышка багажника открыта или в некоторых других случаях. Чтобы разблокировать тормоза для обслуживания и предотвратить неприятные сюрпризы при работе с автомобилем, убедитесь, что ваши технические клиенты знают, как «думает» блок управления и как его отключить.
Электронные стояночные тормоза (EPB) в настоящее время производятся Continental-Teves (ATE), Aisin и TRW, а вскоре к рынку присоединятся Siemens VDO, Bosch, Delphi и, возможно, другие. Со временем мы увидим их практически на любой марке автомобиля, а не только на роскошных моделях.
Поскольку коммуникационная шина Controller Area Network (CAN) фактически превращает автомобиль в одну большую интегрированную сеть, нам не придется долго ждать. CAN является обязательным для моделей 2008 года, и большая часть проводки, датчиков и переключателей, необходимых для EPB, уже будет установлена для других элементов. Недавняя разработка небольших, но мощных электродвигателей — это последний элемент, который делает возможным использование EPB.
Существует два разных типа EPB. В одном типе используется один двигатель для натяжения троса в обычной системе стояночного тормоза с тросовым приводом. Он используется на Lexus LS 460, Lincoln LS, Jaguar X-Type и XJ, различных моделях BMW и большинстве моделей Land Rover.
Другой тип имеет двигатель на каждом заднем суппорте, который механически приводит в движение поршень суппорта. Его можно найти на автомобилях Mercedes-Benz, моделях Audi A6 и A8 и Volkswagen Passat. В каждой системе блок управления управляет двигателем в обоих направлениях по мере необходимости, точно так же, как двигатель стеклоподъемника. Фактически, сам двигатель может быть точно таким же, как двигатель стеклоподъемника, но с трансмиссией для увеличения его крутящего момента. Сами по себе системы EPB недостаточно сильны, чтобы быстро остановить автомобиль, но удержат его на месте.
Ремонт и техническое обслуживание систем суппорта не представляет особой сложности, если у мастера есть соответствующие инструменты. Однако системы тросоукладчиков — это совсем другая история. Для снятия привода с Jaguar XJ необходимо снять топливный бак. Та же работа на Lexus требует снятия заднего подрамника.
Даже если техник решит не браться за эти работы, ему или ей все равно нужно знать, как манипулировать системой для обычных процедур обслуживания, таких как замена автомобильного аккумулятора или извлечение его из отката.
Lexus LS460
Стандартные барабанные тормоза с тросовым приводом устанавливаются внутри шляповидной части задних тормозных дисков. Замена и регулировка аналогичны обычным стояночным тормозам, но сначала вам нужно отпустить EPB. Переключатель на приборной панели управляет EPB следующим образом:
При включенном переключателе AUTO и включенном зажигании EPB отключается при переключении из режима парковки и срабатывает при переключении в паркинг.
Если переключатель AUTO выключен, EPB можно включить, нажав и удерживая переключатель стояночного тормоза. Это будет работать при включенном или выключенном зажигании, а также при движении или остановке автомобиля.
Чтобы отпустить тормоз, потяните и удерживайте ручной переключатель, одновременно нажимая на педаль тормоза.
Если переключатель BRAKE HOLD включен (отдельная функция, не являющаяся частью EPB) и автомобиль стоит более трех минут, EPB сработает, если дверь водителя открыта, если ремень безопасности водителя не пристегнут или если капот или крышка багажника открыта.
Если система вообще не будет работать, в комплекте с запасным колесом есть ручной инструмент. Снимите лезвие отвертки с рукоятки и установите длинный инструмент для растормаживания. Снимите заглушку доступа рядом с передней частью ниши для запасного колеса, вставьте инструмент, включите двигатель тормоза и «отвинтите», чтобы отпустить тормоза.
Посоветуйте техническим специалистам не оставлять инструмент включенным на случай, если система заведет двигатель. После замены тормозных колодок их необходимо приработать. Блок управления частично задействует тормоза во время определенного ездового цикла, но для активации этой функции необходим сканирующий прибор.
Land Rover
EPB на этих моделях использует стояночные тормоза барабанного типа с тросовым приводом, установленные внутри шляповидной секции ротора заднего тормоза. Прежде чем что-либо отрегулировать или снять, необходимо разблокировать и отключить EPB, а также может потребоваться ослабить регулятор звездочки стояночного тормоза, чтобы снять ротор.
Помимо отсоединения аккумулятора, систему можно отключить, удалив предохранители 8E и 11E из блока предохранителей под капотом и/или предохранители 40P и 41P из внутреннего блока предохранителей. Под лотком для монет рядом с рычагом переключения передач есть ручная разблокировка. Подденьте лоток для монет из консоли, зацепите ручку домкрата за петлю троса и потяните.
Привод установлен над задней осью, и для его снятия требуется только снять адсорбер EVAP и теплозащитный экран.
Внутри корпуса привода находится двигатель, трансмиссия и датчик усилия. Оба тормозных троса соединяются на датчике усилия, и этот датчик вместе с программным обеспечением блока управления является секретом работы системы.
Как это работает
- Тормоз активируется нажатием переключателя на консоли. Его можно применять даже при выключенном зажигании.
- Нажатие переключателя отпускает тормоз, но только при включенном зажигании и нажатой педали тормоза.
- Тормоз также отключается автоматически при включенном зажигании, включенной передаче и нажатии водителем педали акселератора (режим трогания с места).
- Если переключатель удерживается в нажатом положении, когда скорость автомобиля превышает 10 км/ч, блок управления отправляет запрос на включение тормоза в блок управления ABS, и гидравлические тормоза включаются. После остановки гидравлические тормоза отключатся, и EPB удержит автомобиль.
- В зависимости от того, как были запрограммированы предпочтения водителя, тормоз может включаться автоматически при извлечении ключа из замка зажигания. Чтобы отменить это, при извлечении ключа необходимо удерживать выключатель тормоза в нажатом положении (отпустить EPB).
- Если переключатель используется слишком часто в течение короткого периода времени, система перейдет в режим ожидания примерно на одну минуту, чтобы дать двигателю остыть.
- Модуль управления остается “бодрствующим” в течение 20 минут после выключения зажигания. В это время он по-прежнему будет реагировать на команды переключения.
- При нажатии переключателя блок управления «пробуждается» из спящего режима. Если запрашивается отключение тормоза или если запрашивается наложение тормоза, а тормоз уже задействован, блок управления проигнорирует запрос, но загорится индикатор стояночного тормоза на панели приборов. Затем он вернется в спящий режим, когда переключатель будет отпущен. Если запрошено наложение тормоза, а тормоза не задействованы, он включит стояночные тормоза и снова перейдет в спящий режим через три минуты.
- Датчик силы троса внутри корпуса привода позволяет блоку управления знать, когда следует выключить двигатель при включении или отпускании тормоза. После включения тормоза блок управления отслеживает этот датчик в течение 20 минут (или в любое время, когда он активируется) и запускает двигатель по мере необходимости для поддержания запрограммированного тормозного усилия. Иногда эти регулировки можно услышать еще долго после того, как автомобиль заглушен.
Audi/Volkswagen
Некоторые модели Audi и Volkswagen Passat оснащены системой ATE EPB, в которой используется двигатель, установленный на каждом заднем суппорте. Двигатель и его трансмиссию можно снять, ничего не снимая, но поскольку блок управления измеряет усилие прижима тормоза, необходим диагностический прибор для разблокировки, отключения и инициализации системы при установке двигателя, установке новых тормозных колодок и прокачке тормозной системы. тормоза. ATE производит для этого инструмент вторичного рынка, называемый EST, который подключается к разъему OBDII и позволяет дистанционно управлять системой.
С места водителя EPB можно отключить только при нажатии на педаль тормоза. Его также можно использовать в качестве экстренного торможения во время движения, а также в качестве держателя холма. При остановленном автомобиле и нажатой педали тормоза нажатие переключателя EPB приводит в действие стояночный тормоз. Водитель может отпустить переключатель и педаль тормоза, и EPB автоматически отключится при нажатии на педаль акселератора.
Индикатор стояночного тормоза на панели приборов используется для передачи водителю нескольких сообщений:
- Индикатор EPB загорается каждый раз при включении переключателя EPB.
- При включении EPB при выключенном зажигании индикатор EPB загорается на 30 секунд.
- Если индикатор постоянно мигает после включения выключателя EPB, это означает, что тормоз не достиг достаточной силы прижима для удержания автомобиля. Это может быть связано с наклоном автомобиля: обратите внимание на уведомление на дисплее панели приборов.
- При обнаружении неисправности в системе EPB загорается желтая сигнальная лампа, а на дисплее панели приборов появляется уведомление.
Независимо от того, работаете ли вы с этими автомобилями или нет, они первые из многих, которые будут оснащены EPB. Поскольку системы EPB в буквальном смысле обладают собственным разумом, знание того, как они думают и работают, является не только вопросом удобства, но и вопросом безопасности. Дополнительную информацию можно найти в руководствах по эксплуатации транспортных средств, на веб-сайтах производителей автомобилей и на веб-сайтах поставщиков систем.
Что нужно знать о проблемах с электронным стояночным тормозом
Советы, рекомендации и тенденции
У вашего автомобиля есть электронный стояночный тормоз? Если это так, вот все, что вам нужно знать об этом.
по Джо Сантос
Опубликовано
2 минуты чтенияБольшинство современных автомобилей оснащены электронным стояночным тормозом, представляющим собой высокотехнологичную альтернативу классическому рычагу, который можно было найти в большинстве автомобилей прошлого. И хотя электронные стояночные тормоза экономят внутреннее пространство и работают так же эффективно, как и их ручные аналоги, у них могут быть проблемы. Давайте подробнее рассмотрим, что такое электронный стояночный тормоз и некоторые из его распространенных проблем.
Как работает электронный стояночный тормоз?
Кнопка электронного стояночного тормоза в автомобиле Ford Maverick. | Джо Сантос, MotorBiscuitЭлектронный стояночный тормоз состоит из блока управления и кнопки для активации системы стояночного тормоза. При включении стояночного тормоза тормозные колодки зажимаются и останавливают движение автомобиля. Когда система деактивируется, они освобождаются.
Согласно Leasys, «на самом деле существует два разных типа электронного ручного тормоза: один с гибридной технологией и один полностью электрический». В гибридном тормозе электронный двигатель обеспечивает функцию вышеупомянутого классического физического рычага, который активирует тросы и электронику ручного типа.
С другой стороны, полностью электрический стояночный тормоз имеет два двигателя, подключенных к тормозным суппортам. Эта система оказывает большее тормозное усилие, но она более сложная.
Как пользоваться электронным стояночным тормозом?
Вместо рычага включения стояночного тормоза в автомобиле есть просто кнопка на центральной консоли, которую можно нажимать и тянуть. Как правило, нажатие на кнопку активирует систему стояночного тормоза, а нажатие на нее отключает ее.
Преимущества электронного стояночного тормоза включают больше места в области центральной консоли и повышенную безопасность. Без рычага конструкторы транспортных средств могут найти другие способы использования пространства, которое он обычно занимает. Кроме того, некоторые автомобили не позволяют начать движение до тех пор, пока электронный стояночный тормоз не будет отключен, а электроника не будет подвержена отрицательным температурам и износу.
Наиболее распространенные проблемы с электронным стояночным тормозом
Chevrolet Volt припаркован на подъездной дорожке | Гетти ИзображенийКаким бы изобретательным ни был электронный стояночный тормоз, у него могут быть проблемы. Вот несколько наиболее распространенных проблем, с которыми могут столкнуться владельцы автомобилей:
- Заблокированный ручной тормоз. Обычно это происходит, когда аккумулятор автомобиля умирает или после поломки. Проблема в основном связана с отсутствием питания на блоке управления, что не позволяет отключить тормоз. На некоторых автомобилях есть система ручной разблокировки, позволяющая решить эту проблему.
- Тормозные тросы могут порваться
- Ржавые тросы стояночного тормоза
- Проблема с электричеством делает контроллер неработоспособным
Как видите, существует несколько причин, по которым электронный стояночный тормоз автомобиля может перестать работать. В случае возникновения какой-либо из этих проблем лучше всего проверить автомобиль у квалифицированного механика. Электронные системы могут быть сложными, и у механика должны быть все необходимые инструменты для диагностики и обнаружения любых проблем с электронной системой стояночного тормоза.
Времена, когда автопроизводители устанавливали в автомобили рычаги, почти прошли, но электронная парковка — великое изобретение. Приятно, что не нужно помнить о том, чтобы тянуть рычаг, хотя это не слишком помогает, когда дело доходит до дрифта.