“Воет” автомобильный генератор, причины неисправности
Определим причины неисправности «воет генератор» и попробуем самостоятельно выяснить, что конкретно произошло. Проделаем все это на примере штатного генератора 37.3701 автомобиля ВАЗ 2109 (2108, 21099).
Признаки неисправности
Постоянный или периодический «вой» (звук высокой тональности) со стороны генератора автомобиля.
Исчезновение зарядки (либо полное, либо ее снижение). Горит или моргает лампа заряда аккумулятора на щитке приборов.
«Воет» автомобильный генератор, причины неисправности
Основная причина — короткое замыкание обмоток статора на «массу»
Без снятия генератора с двигателя самостоятельно диагностировать эту неисправность можно только заодно с иными его неисправностями. Сделать это можно так: включить мощные потребители (печку, фары), установить обороты в пределах 3000 об/мин и замерить напряжение на клеммах АКБ. Должно быть не менее 13 В.
Если меньше, генератор неисправен. Но, тут возможно еще имеется проблема с регулятором напряжения, обмотками ротора, диодным мостом, а не только с обмотками статора.
Поэтому, что бы точно установить, что обмотки статора замыкают на «массу», нужно снять генератор с двигателя. Разобрать его. И при помощи мультиметра в режиме омметра проверить наличие КЗ.
См. фото в начале статьи.
Прижимаем минусовой щуп мультиметра в режиме омметра к статору, а плюсовой к любому выводу обмотки. Если короткого замыкания нет, сопротивление на приборе стремится к бесконечности. Повторяем операцию для каждого вывода обмотки.
Если нет мультиметра для проверки обмотки статора генератора на наличие короткого замыкания можно использовать контрольную лампу.
При проведении проверки статора генератора на короткое замыкание контрольной лампой подаем минус от вывода АКБ на статор, а плюс на контрольную лампу. Другим выводом лампы касаемся любого вывода обмотки. Лампа загорелась – присутствует короткое замыкание, нет – все в норме. Повторяем процедуру для каждого вывода.
Таким бесхитростным способом можно установить неисправность обмоток статора генератора и выяснить причину его «воя». Вышедший из строя статор генератора нужно заменить.
Примечания и дополнения
Попутно можно проверить обмотки статора генератора на «обрыв».
Прижимаем щупы мультиметра в режиме омметра к выводам обмотки статора. Если «обрыва» нет, прибор покажет сопротивление в пределах 10 Ом. Если присутствует «обрыв» в обмотках статора, то есть ток по ним не проходит, то сопротивление стремится к бесконечности. Проверяем таким образом поочередно все три вывода.
В ряде случаев может «подвывать», вернее посвистывать, слабо натянутый (проскальзывающий) ремень генератора. Для точной диагностики неисправности рекомендуется снять ремень и послушать работу генератора. В случае необходимости отрегулировать его натяжение или (и) заменить новым.
Еще статьи по генератору автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Подшипники генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Как снять регулятор напряжения с генератора на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Проверка регулятора напряжения генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Неисправности генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Подключаем провода к генератору ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Диодный мост генератора, устройство и принцип действия
Подписывайтесь на нас!
Как устранить шум генератора автомобиля
Всё о техническом обслуживании генератора автомобиля. Какое должно быть натяжение ремня, неисправности при работе, замена щёток. Почему шумит генератор машины и действия по замене его подшипников своими руками (+ видео с примером).
Почему возникает шум
Шум от изношенных подшипников не влияет на работу, но замену не стоит откладывать, потому что могут вывести генератор из строя в неподходящий момент. Убедиться, что шумит подшипник генератора можно так: «дать газу» – шум или свист должен увеличиться, т.к. генератор связан с двигателем и его отдача жестко привязана к оборотам. Чем выше обороты двигателя – тем сильнее шум.
Чтобы избавиться от шума, нужно установить новый генератор или отремонтировать старый, заменив изношенные детали. Первый способ рассматривать не будем, всё просто – снимает старый и устанавливаем новый. Этому учат производители авто, т.к. заверяют, что смазка подшипников рассчитана на весь срок службы и с выходом их из строя целиком меняют узел.
Порядок работ по замене подшипников
Не каждому автолюбителю под силу данная задача, т.к. требует определенных навыков. Нужно знать устройство автомобильного генератора, принцип работы, конструкцию. Иначе, сняв и разобрав – можете сломать и побежать в магазин за новым. Главное при ремонте – не бояться столкнуться с возникшими трудностями и знания, что делать.
- Снимаем генератор с автомобиля и приступаем к полной разборке.
- Откручиваем все подряд – снимаем пластиковую крышку, вынимаем регулятор напряжения с щеточным узлом.
- Чтобы добраться к подшипникам отделяем статор от крышки генератора, не повредив обмотку.
Не все генераторы разборные. Часто встречается, что обмотка статора не съемная и припаяна к крышке. Тогда понадобиться распаивать обмотки и только после, не боясь их повредить, вынимать статор. Самое сложное – при сборке обратно припаять контакты обмотки к крышке. Часто это невозможно, т.к. они были не только припаяны, но завальцованы.
Также возникают трудности с разборкой генератора машины, когда заржавел и корпус трудноотделим от статора. Воспользуетесь подручными материалами – зубилом, молотком, чтобы его отделить и не повредить обмотки статора.
После полной разборки генератора увидим подшипники. Обычно их два, передний и задний. Далее выпрессовываем или снимаем изношенные – ставим новые. Сборку производим в обратном порядке.
Прежде, чем ставить генератор на место следует проверить ремень на износ. Для проверки нужно согнуть ремень пополам с внутренней стороны (желательно в нескольких местах) – проверить на наличие трещин и разрывов. Если слишком придирчивы и обнаружили микро-трещинки на ремне – ничего криминального, он еще походит.
Видео в помощь
Натяжение ремня
Водитель должен проверять состояние и натяжение ремня генератора раз в 3 года.
Проверить можно самостоятельно. При сильном надавливании на ремень в его середине он не должен прогибаться более чем на 5 мм (новый – на 2 мм). В случае необходимости, ремень необходимо натянуть или поменять.
Проверяя ремень на натяжение, убедитесь, что его стороны не обтрепаны, нет трещин и изломов. Если они есть, ремень необходимо заменить на новый.
Неисправности
При повышенном шуме генератора (шум довольно звонкий, металлический), проверьте не ослаблены ли гайки шкива. Если не помогает, обратитесь к специалисту: причина может быть в износе подшипников или замыкании на «массу» обмотки статора.
Нельзя допускать отсоединения аккумулятора от сети при работающем двигателе и отключенных потребителях. Поэтому при техобслуживании генератора следует проверять исправность цепи заряда аккумулятора.
Если собственноручно занимаетесь ремонтом, не снимайте крышку регулятора без надобности. Попадание под нее влаги приводит к загрязнению и пригоранию контактов. Крышка регулятора должна быть плотно прижата к корпусу, а прокладка между крышкой и корпусом должна хорошо изолировать воздушное пространство под крышкой.
Замена щеток
При установке проверяем состояние щеток и их износ. Если стали короткие, т.е. сильно износились – меняем регулятор напряжения в сборе со щеточным узлом. От состояния щеток зависит состояние зарядки аккумулятора авто. Щетки проверяют после 60 000 – 80 000 км пробега (раз в 3 – 4 года). Чтобы их проверить самостоятельно не нужно снимать генератор с машины.
- Отсоедините «-» от аккумулятора.
- Отвинтите и осторожно снимите регулятор напряжения на обратной стороне генератора.