Переход границы белоруссия польша на машине 2019: Пересечение границы Белоруссия – Польша на машине

Содержание

в одном погранпереходе от закрытия – DW – 13.02.2023

Фото: Ales Petrovich/DW

КонфликтыБеларусь

Алесь Петрович

13 февраля 2023 г.

С 10 февраля пересечь белорусско-польскую границу на автомобиле или автобусе можно лишь в одном месте – через пункт пропуска “Брест”. Репортаж DW с последнего из действующих погранпереходов.

https://p.dw.com/p/4NP5g

Реклама

С 10 февраля 2023 года приостановил свою работу польский пункт пропуска “Бобровники” (на белорусской границе его аналогом является погранпереход “Берестовица”). Таким образом, пересечь белорусско-польскую границу на легковом транспорте или автобусе теперь можно лишь в одном единственном пункте пропуска, расположенном в Бресте. Корреспондент DW отправился туда, чтобы выяснить, как  изменилась обстановка в приграничье и к чему стоит готовиться выезжающим из Беларуси и въезжающим в РБ с польской стороны.

Почему закрылся погранпереход в Бобровниках

О закрытии пункта пропуска “Бобровники – Берестовица” стало известно 9 февраля. Об этом сообщил министр внутренних дел и администрации Польши Мариуш Каминьский, подчеркнув, что сделано это “в целях государственной безопасности”. По словам главы польского МВД, он также поручил “подготовить заявки на включение в санкционный список очередных лиц, связанных с режимом Лукашенко, ответственных за репрессии против поляков в Беларуси”.

Такое заявление Мариуш Каминьский сделал после того, как днем ранее, 8 февраля, в Гродно огласили приговор известному журналисту и активисту Союза поляков Беларуси Анджею Почобуту. Его признали виновным в призывах к санкциям против Беларуси, а также в разжигании социальной вражды или розни. Анджей Почобут был осужден на 8 лет лишения свободы в колонии усиленного режима.

Версия о том, что закрытие одного из крупнейших пунктов пропуска на польско-белорусской границе “Бобровники” связана именно с “делом Почобута”, считается основной. При этом официальный Минск решение польских властей интерпретирует по-другому: там уверены, что таким образом соседи реагируют на введенный для граждан Польши безвизовый режим при посещении Беларуси.

Белорусско-польская граница может быть закрыта полностью?

После закрытия погранперехода “Бобровники” была приостанавлена работа и белорусского пункта пропуска “Берестовица”, который рассчитан на оформление 900 легковых автомобилей и 500 грузовиков каждые сутки. Правда, в последнее время белорусские пограничники сообщали, что пропускная способность этого погранперехода не использовалась даже на половину, претензии по этому поводу они предъявляли польским коллегам.  

“После закрытия еще одного польского пункта пропуска ситуация станет катастрофической и может привести к коллапсу в приграничье”, – говорится в официальном заявлении Госпогранкомитета Беларуси.  

Таким образом, на данный момент на белорусско-польской границе осталось лишь по одному действующему пункту пропуска – для грузовиков (“Козловичи” возле Бреста) и легковых автомобилей с автобусами – в самом Бресте. В 2020 году по инициативе польской стороны из-за COVID-19 были закрыты пункты пропуска “Словатыче – Домачево” и “Половцы – Песчатка”, а в период миграционного кризиса осенью 2021 года перестал работать погранпереход “Кузница Белостоцкая – Брузги”.

При этом польские власти не исключают возможности закрытия всех погранпереходов на границе с Беларусью, о чем предупредил премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий 10 февраля в ходе пресс-конференции по итогам саммита ЕС.

Будет ли коллапс на белорусско-польской границе?

В минувшие выходные корреспондент DW побывал в пункте пропуска “Брест” и убедился, что заметных изменений пока не произошло. По данным Госпогранкомитета Беларуси, к вечеру 12 февраля в очереди на выезд из страны находились 270 автомобилей.

Брестчанин Александр, который регулярно пересекает границу, рассказал, что информация о закрытии погранперехода в Бобровниках всерьез напугала тех, кто планировал ехать в Польшу в ближайшие дни.

Поток автомобилей на пути к погранпункту “Брест”Фото: les Petrovich/DW

“Знаю, что некоторые знакомые решили воздержаться от поездок, опасаясь столпотворения на границе. А в результате пока особых очередей в Бресте нет – бывало и хуже, когда приходилось стоять целые сутки, чтобы попасть в соседнюю страну”, – говорит Александр. Он не исключает, что ситуация может измениться, когда все те, кто отложил свою поездку в Польшу, все-таки захотят ее совершить.

При этом и Александр, и другие местные водители, коротавшие время у пункта пропуска “Брест”, сомневаются, что стоит ожидать массового наплыва машин из Гродненской области, где теперь не осталось действующих погранпереходов с Польшей. “Машины оттуда будут – мы уже замечаем гродненские номера, но они едут, чаще всего, в Варшаву и дальше на запад. А те, кто возил солярку на продажу или ездил на “закупы” в Белосток, через Брест по такому маршруту кататься не станут – слишком затратно по времени и расстоянию”, – уверен водитель из Бреста Сергей. По его словам, у желающих попасть в ЕС жителей гродненского региона наверняка будут больше востребованы погранпереходы на границе с Литвой. 

Поездов нет, а автобусы вряд ли будут следовать по расписанию  

Еще один собеседник DW минчанин Матвей по поводу закрытия пункта пропуска “Бобровники” своего разочарования не скрывал: “Очень расстроен, потому что часто ездил именно через этот погранпереход в Польшу. Как правило, было быстрее, чем ехать в Брест. Теперь даже боюсь представить, сколько времени придется потратить, чтобы по делам успеть съездить в соседнюю страну и вернуться обратно”.

Опасения оказались вполне обоснованными: во время беседы Матвею позвонил коллега, который находился по ту сторону границы – в польском Тересполе – и предупредил, что стоит в многокилометровой пробке на пути к погранпереходу.   

Железнодорожное сообщение между Польшей и Беларусью было приостановлено еще в марте 2020 годаФото: Ales Petrovich/DW

Матвей также рассказал, что интересовался у транспортных компаний, которые осуществляют пассажирские перевозки, сколько времени займет пересечение границы на автобусе. Их ответ, по его словам, не добавил оптимизма: “Все рейсы теперь будут следовать через Брест, и никто не дает никаких гарантий, что из-за нынешней ситуации автобусы будут прибывать в Польшу по расписанию”.

Подключившийся к разговору водитель Андрей вспомнил, как раньше приезжал в Брест из Могилева, после чего ехал на поезде до польской станции Тересполь: “Сама дорога занимала не больше двадцати минут, еще на пограничном контроле пусть час отстоишь – по нынешним временам это очень быстро”.

Но теперь такой способ передвижения не актуален: все международные поезда из Беларуси в направлении стран Евросоюза были отменены еще во время пандемии коронавируса, а сейчас вопрос о возобновлении рейсов даже не обсуждается.

Смотрите также:

Как и почему украинцы укрепляют границу с Беларусью

To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video

Написать в редакцию

Реклама

Пропустить раздел Еще по теме

Еще по теме

Показать еще

Пропустить раздел Топ-тема

1 стр. из 3

Пропустить раздел Другие публикации DW

На главную страницу

она закрывается? – DW – 22.02.2023

Очередь из большегрузных автомобилей на белорусско-польской границе в районе погранперехода “Козловичи”Фото: DW

ПолитикаБеларусь

Алесь Петрович

22 февраля 2023 г.

Что происходит на белорусско-польской границе, где теперь работают только по одному автомобильному погранпереходу для легкового и грузового транспорта? Репортаж DW из Бреста.

https://p.dw.com/p/4Nnwj

Реклама

Новые ограничения при пересечении белорусско-польской границы вступили в силу 21 февраля с 21.00 по минскому времени. Как заявил министр внутренних дел и администрации Польши Мариуш Каминьский, суть их заключается в том, что белорусские грузовики не будут пускать на пограничный переход в Кукурыках (со стороны РБ находится пункт пропуска “Козловичи”). При этом движение легкового автотранспорта через пункт пропуска “Тересполь-Брест” пока остается без изменений.

Кому из дальнобойщиков можно пересекать границу?

Обострение ситуации на погранпереходах между Польшей и Беларусью наблюдается с 10 февраля, когда по решению польских властей была приостановлена работа пункта пропуска “Бобровники” (с белорусской стороны “Берестовица”). Таким образом в Варшаве отреагировали на приговор известному журналисту и активисту Союза поляков Беларуси Анджею Почобуту: он был осужден на восемь лет за призывы к введению санкций против Беларуси, а также за “разжигание социальной вражды или розни”.

Развилка в районе пункта пропуска “Козловичи”Фото: DW

В ответ на это 17 февраля официальный Минск объявил о введении ограничений на передвижение фур, имеющих польскую регистрацию: им запрещено въезжать в Беларусь через пункты пропуска со стороны Литвы и Латвии. В результате для таких машин пересечение границы и перецепка грузов возможна только на единственном оставшемся пункте пропуска на белорусско-польском участке границы – “Кукурыки-Козловичи”.

Польская сторона с таким вариантом не согласна. Более того, из сообщения пограничной службы этой страны следует, что “в целях обеспечения общественной безопасности” вводимые с 21 февраля ограничения не распространяются лишь на транспорт, зарегистрированный в Польше, государствах ЕС и странах-членах Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Получается, что на погранпереходе в Кукурыках не будут оформляться фуры не только из Беларуси, но и из других регионов (к примеру, России и Казахстана).

Очередей для фур на выезд из Беларуси в ЕС станет еще больше

Согласно официальной информации Госпогранкомитета Беларуси, днем 21 февраля в очереди перед пунктом пропуска “Козловичи” стояло около 400 грузовых автомобилей, водители которых намеревались въехать в Польшу именно через этот погранпереход. Побывавший в Козловичах корреспондент DW обратил внимание на то, что чаще всего в очереди стояли фуры с белорусскими номерами, но были и машины, зарегистрированные в других странах.

“О том, что белорусских перевозчиков не будут пускать на польскую сторону, узнал вчера поздно вечером, когда стал в очередь, – рассказал минчанин Андрей. – Надеюсь, успею проехать границу пока ограничения не ввели, хотя некоторые коллеги уже на это не рассчитывают и уехали на погранпереход в сторону Литвы”.

Собеседник сообщил, что после закрытия погранперехода “Бобровники-Берестовица” среди дальнобойщиков ходили слухи, что этим дело не ограничится: “На Бобровники я редко попадал, поэтому не сильно расстроился. По Европе белорусским фурам сейчас ездить нельзя, а перецепку груза удобнее было делать на польском терминале в Корощине. Если действительно нас туда не пустят, то будет совсем тоскливо – рейс растянется на лишние сутки, а то и больше”.

По словам Андрея, на границах с Литвой и Латвией тоже скапливается много грузовиков, и с дополнительным потоком машин персонал погранпереходов справляется с трудом. “Будем стоять – других вариантов нет. Теперь я все больше понимаю коллег, которые уехали работать в польские фирмы и которые теперь колесят в основном только по Европе”, – признался белорусский дальнобойщик.

Как после введения санкций перемещают грузы

Водителя из Казахстана, назвавшегося Евгением, новость о грядущих переменах на белорусско-польской границе застала врасплох уже на подступах к пункту пропуска “Козловичи”: “Вчера отдыхал, не заглядывал в чаты дальнобойщиков и с со своей фирмой не связывался, а тут подъезжаю и узнаю, что могут в Польшу не впустить и не выпустить”.

Мужчина признается, что мало следит за политическими новостями и не хочет строить догадки, почему возникли проблемы на границе. Зато он делится воспоминаниями, какой была ситуация на при въезде в ЕС весной 2022 года после введения санкций, и не хотел бы повторения тех событий. “Тогда был самый настоящий коллапс: никто еще не знал, как будет перегружаться товар, какие документы нужны для перецепок. Дальнобойщиков из Казахстана это не затронуло, но стоять в очередях приходилось вместе со всеми очень долго”, – вспоминает Евгений.

Движение легкового автотранспорта через пункт пропуска “Тересполь-Брест” пока продолжаетсяФото: Ales Petrovich/DW

Его коллега – белорус Сергей – работает на польскую компанию и рассказывает, что она была создана как раз после введения запретов для передвижения фур из Беларуси и России по территории ЕС и ответных мер со стороны официального Минска. По словам Сергея, компанию учредили граждане Беларуси, работавшие в сфере логистики, и теперь фирма занимается вопросами перецепок: “Это когда товар из Беларуси и России доставляется на границу ЕС и его перецепливают на польский тягач, а затем тоже самое происходит в обратном направлении”. Водитель поясняет, что закрытие пункта пропуска в Бобровниках принесло неудобства, потому как ездить через Литву водители фур этой польской компании не собирались.

“Только-только стали привыкать к новым реалиям и что-то планировать, как тут подоспели плохие новости на счет погранперехода в Кукурыках. Вроде и понятно, почему такие решения принимаются, но для бизнеса – это сплошные убытки”, – посетовал Сергей.

Какова сейчас ситуация на польской стороне границы

Он также рассказал, что сейчас нет никакого позитива и на польской стороне границы: “В минувшие выходные коллеги сообщили, что очередь к терминалу в Корощине – именно там оформляются фуры по дороге в Беларусь – растянулась почти на 60 километров”.

Cообщается, что очередь к терминалу в Корощине растянулась почти на 60 километровФото: DW

Ситуация усугубляется тем, что этот участок трассы в Польше проходит через населенные пункты и не приспособлен для долгого нахождения большегрузов на обочине дорог. “Чтобы доехать на легковой машине от Тересполя до Бялой Подляски, надо постоянно выезжать на встречную полосу (что небезопасно) или делать приличный крюк по проселочным дорогам, где движение фур запрещено”, – пояснил Сергей. По мнению белорусского водителя, если ситуация будет накаляться, то в выигрыше окажутся литовские перевозчики и службы сервиса у границы в этой стране.

Между тем вариант полного закрытия границ между Польшей и Беларусью не исключен. Как заявил замминистра иностранных дел Польши Павел Яблоньский, “если будет такая необходимость, особенно мотивированная вопросами безопасности, то мы точно готовы. Но мы будем анализировать это по мере развития событий”. При этом Яблоньский подчеркнул, что решения о закрытии пунктов пропуска не принимаются исключительно по политическим мотивам, поскольку в Варшаве осознают, что есть перевозчики и товары, которые можно перевозить через границу.

Смотрите также:

Домой в Беларусь: к Лукашенко в тюрьму?

To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video

Написать в редакцию

Реклама

Пропустить раздел Еще по теме

Еще по теме

Пропустить раздел Топ-тема

1 стр. из 3

Пропустить раздел Другие публикации DW

На главную страницу

Охрана и безопасность – Консультации по поездкам в Польшу

Поездки из Украины

В настоящее время FCDO не рекомендует поездки в Украину.

Российское вторжение в Украину продолжается с нападениями на ряд крупных городов. Российские военные удары нанесены по территории Украины в пределах 20 км от польской границы. Существует реальная опасность для жизни. Вы не должны пытаться попасть в Украину из Польши.

15 ноября в Пшеводове недалеко от границы с Украиной произошел взрыв, в результате которого погибли два гражданина Польши. Вы должны сохранять бдительность и всегда соблюдать инструкции властей, находясь рядом с украинско-польской границей.

Если вы прибыли в Польшу из Украины и нуждаетесь в помощи, вам следует позвонить по телефону +48 22 311 0000 или +44 1908 516666 и выбрать вариант «консульские услуги для граждан Великобритании». Вы также можете отправить запрос через веб-форму обратной связи.

Основные пункты пересечения границы для въезда в Польшу из Украины можно найти на веб-сайте правительства Украины. Вы должны быть готовы к возможным длительным задержкам перед переходом.

Доступность жилья в Польше вблизи границы ограничена. Вы можете проверить ближайший пункт приема, предоставленный польскими местными властями для всех иностранцев, пострадавших от украинского кризиса.

Если вы едете в Польшу из Украины без проездных документов, вас могут пропустить через границу и дать 15 дней на выезд из Польши. Каждый случай будет рассматриваться в индивидуальном порядке главнокомандующим Пограничной службы.

Граница Польши/Белоруссии

Доступ на участках границы Польши/Белоруссии ограничен. Автодорожный пограничный переход Кузница-Брузги в настоящее время закрыт. 10 февраля движение на погранпереходе Бобровники было приостановлено до дальнейшего уведомления. Другие пограничные контрольно-пропускные пункты могут быть закрыты или введены ограничения в короткие сроки.

Несмотря на то, что в июле 2022 года был отменен закон, ограничивающий доступ к более широким территориям вблизи белорусской границы, доступ в пределах 200 метров от границы по-прежнему ограничен. Вы должны всегда соблюдать это ограничение и следовать инструкциям польских властей, если вы находитесь в этом районе.

Криминал

Большинство посетителей Польши не испытывают никаких трудностей. Серьезные преступления против иностранцев случаются редко, но преступления имеют место, и в некоторых случаях нападения совершаются на расовой почве. Вы должны быть готовы к уличным преступлениям и мелким кражам, а также к тому, что иностранцы могут оказаться легкой мишенью. Держите ценные вещи и деньги вне поля зрения, особенно в людных и туристических местах, где орудуют карманники и похитители сумок.

Существует повышенный риск ограбления на главных железнодорожных станциях и во всех поездах, особенно в поездах с ночными спальными местами. Вы подвергаетесь наибольшему риску при посадке и выходе из поездов.

В Польше действуют нерегулируемые водители такси. Они часто завышают цены, и были сообщения о случаях нападения на пассажиров, включая сексуальные домогательства, в нерегулируемых такси и автомобилях, забронированных с помощью приложений для совместного использования. Польская полиция опубликовала рекомендации по использованию нерегулируемых такси и автомобилей, забронированных с помощью приложений для совместного использования (на польском языке).

Официальные такси, название и номер телефона которых указаны сбоку на двери и на крыше такси. Они также покажут прейскурант на окне транспортного средства. Такси с гербом, но без названия компании, не являются официальными такси. Пожалуйста, примите разумные меры предосторожности, в том числе ночью и если вы одни.

Было несколько сообщений о подпитке напитков и краже ценных вещей посетителей. Не оставляйте напитки и еду без присмотра в барах или клубах и остерегайтесь принимать напитки от незнакомцев.

Внимательно проверяйте счет при покупке напитков в барах и ночных клубах. Были некоторые сообщения о завышении и больших суммах денег, снятых с дебетовых или кредитных карт.

Изнасилование и сексуальные домогательства

В том маловероятном случае, если вы станете жертвой изнасилования или сексуального домогательства в Польше, см. информацию на GOV.UK для получения дополнительных рекомендаций.

Демонстрации

Публичные демонстрации в Польше являются обычным явлением. Марши и собрания в основном мирные и хорошо охраняются, но вы должны быть особенно осторожны, как и в любом людном месте. Мирные демонстрации могут привести к насилию. Вы должны следить за местными СМИ и следовать инструкциям местных властей.

Местные поездки

Пешеходы и велосипедисты должны носить светоотражающие элементы в темное время суток вне населенных пунктов. Любой человек, сбитый автомобилем или велосипедом без светоотражающего элемента, может быть привлечен к ответственности за аварию. Вы можете получить штраф в размере 100 злотых (около 20 фунтов стерлингов) за отсутствие светоотражающих элементов.

Общественный транспорт

В начале поездки необходимо прокомпостировать билет на общественный транспорт. Если вы путешествуете с недействительным билетом, вас оштрафуют на месте, обычно это 266 злотых (около 54 фунтов стерлингов). Вы можете купить билеты в большинстве газетных киосков и киосков с надписью «Bilety» или в автоматах по продаже билетов в городах.

Если вы считаете, что можете претендовать на более дешевый тариф (например, вы студент или пожилой человек), всегда перепроверяйте правила, поскольку некоторые более дешевые тарифы могут быть доступны только для граждан Польши. Вы будете оштрафованы, если вы путешествуете с более дешевым билетом, на который вы не имеете права.

Дорожное путешествие

В 2019 г. в Польше погибло 2904 человека на дорогах (источник: Департамент транспорта). Это соответствует 7,6 смертям на дорогах на 100 000 населения по сравнению со средним показателем по Великобритании в 2,6 смертей на дорогах на 100 000 населения в 2019 году. .

Если вы планируете водить машину в Польше, см. информацию о вождении за границей.

Польша является основным транзитным маршрутом с востока на запад для большегрузных автомобилей. Дорожная сеть постоянно модернизируется, дорожные работы проводятся часто, особенно летом. Даже некоторые основные дороги между крупными городами и городами могут быть узкими и с плохим покрытием, что делает вождение в темное время суток особенно сложным.

Большинство компаний по аренде автомобилей не позволят вам перевезти арендованный автомобиль через польско-украинскую границу.

Права и документы

Вы можете водить машину в Польше с водительскими правами Великобритании с фотографией без необходимости получения международного водительского удостоверения.

Если вы живете в Польше, ознакомьтесь с Руководством по проживанию в Польше, чтобы узнать о правилах для резидентов.

Во время вождения вы всегда должны иметь при себе:

  • водительские права
  • ID
  • документы о регистрации автомобиля
  • документы на право собственности на автомобиль
  • страховые документы

Вам нужно будет предъявить эти документы, если вас остановит полиция или если вы пересечете границу, не входящую в Шенгенскую зону. В том числе арендованные автомобили. Если у вас нет этих документов, полиция может забрать ваш автомобиль и выставить вам счет за это. Если вы управляете транспортным средством в Польше, оно должно соответствовать местным техническим требованиям.

Вождение британского автомобиля за границей

Вам может понадобиться британская наклейка для вождения автомобиля за пределами Великобритании. С 28 сентября 2021 года наклейки Великобритании заменили наклейки Великобритании. Посетите веб-сайт GOV.UK, отображающий номерные знаки, чтобы получить дополнительную информацию о том, что делать, если вы едете за пределами Великобритании.

Правила дорожного движения

Если вы нарушите польские правила дорожного движения, вы должны быть готовы заплатить на месте штраф в размере от 50 до 2500 злотых (около 10-500 фунтов стерлингов) наличными в польской валюте полиции. Если вы живете в Польше и имеете постоянный адрес, вам могут выписать штраф, который можно будет оплатить позже.

Если вы садитесь за руль или едете на велосипеде в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, вы можете быть привлечены к ответственности. Предел вождения в нетрезвом виде в Польше составляет 20 миллиграммов алкоголя на 100 миллилитров крови, что ниже, чем в Великобритании. Если вас поймают за рулем автомобиля с превышением лимита алкоголя или после употребления наркотиков, вы можете быть наказаны лишением свободы на срок до 2 лет.

Если вы поворачиваете направо на светофоре с зеленой стрелкой, следите за людьми или велосипедистами на переходах. У них приоритет перед вами.

У вас должны быть включены фары, по крайней мере, ближний свет, в любое время, в том числе и в дневное время.

Вы должны пристегиваться ремнями безопасности как на переднем, так и на заднем сиденье, даже в такси.

Запрещается пользоваться мобильным телефоном во время вождения (за исключением режима «свободные руки»).

См. руководства Европейской комиссии, AA и RAC по вождению за границей и в Польше.

Плата за проезд

Возможно, вам придется оплатить дорожный сбор на некоторых участках автомагистралей, скоростных автомагистралей и национальных дорог. Более подробная информация доступна на сайте оператора взимания платы.

Лица с двойным гражданством

Если вы имеете двойное польско-британское гражданство и арестованы или задержаны в Польше, польские власти будут рассматривать вас как гражданина Польши. Вы не будете признаны гражданином Великобритании.

Доступ на территорию и отталкивание – Информационная база данных убежища

Страновой отчет: Доступ на территорию и отталкивание Последнее обновление: 26.05.22

Автор

Независимый

    Польско-Белорусская граница

    С середины 2021 года значительно увеличилось количество просителей убежища и мигрантов, стремящихся въехать в Польшу из Беларуси. По данным пограничной службы, только в августе 2021 года границу пытались пересечь 3500 человек, по сравнению с августом 2020 года — ни одного[1]. Беларусь способствовала нелегальной миграции в ЕС в ответ на санкции ЕС[2], а Польша отказала в предоставлении доступа к процедурам предоставления убежища тем, кто в этом нуждался. В результате в августе 2021 года группа из примерно 30 граждан Афганистана (мужчины, женщины и дети) на несколько недель застряла на границе в районе села Уснарз Горный, не имея возможности ни въехать в Польшу, ни вернуться в Беларусь.

    В конце августа ЕСПЧ издал временную меру, предписывающую Польше предоставить еду, воду, одежду, медицинскую помощь и, если возможно, убежище группе афганцев, застрявших в Уснарз-Гурни.[3] 27 сентября этот приказ был продлен, и дополнительно были указаны две обеспечительные меры: Суд просил обеспечить непосредственный контакт между заявителями и их адвокатом и не высылать заявителей в Беларусь, если они находятся на территории Польши. [4] Польша до сих пор их не внедрила.

    В результате помощь этим людям поступила только из негосударственных источников. В августе организации и активисты гражданского общества оказали гуманитарную и юридическую помощь лицам, оказавшимся в ловушке на границе, и, встретив другие группы иностранцев в близлежащих лесах, также смогли зафиксировать отпор[5]. Некоторые НПО открыли на месте временный офис[6].

    Однако 2 сентября 2021 года чрезвычайное положение было официально введено в части Подляского и Люблинского воеводств, в районе, прилегающем к границе с Беларусью[7]. Он включал в себя запрет пребывания на территории всех, кроме определенных категорий лиц (т.е. жителей), запрет на запись любыми техническими средствами и ограничение доступа к публичной информации о действиях, связанных с охраной границы. Это сильно ограничило возможности журналистов и организаций гражданского общества следить за ситуацией на границе и оказывать гуманитарную помощь[8]. Тем не менее, многим людям (как активистам, так и жителям запретной зоны) удавалось оставаться активными и помогать просителям убежища и мигрантам, которых часто месяцами оставляли в густых лесах, окружающих запретную зону пограничной зоны, с серьезными проблемами со здоровьем.

    (Медицинские вопросы на границе см. также в главе «Здравоохранение»).

    Ситуация в приграничной зоне быстро переросла в гуманитарный кризис. Помимо того, что люди оставались без какой-либо помощи в приграничной зоне, пограничники также осуществляли отпор. Согласно отчету Grupa Granica (GG) (общественное движение активистов и НПО, добровольно помогающих просителям убежища и мигрантам на границе, несмотря на ограниченный доступ), типичный сценарий был следующим: «большинство людей, которым удается пересечь польскую границу насильно возвращают на границу и подталкивают к колючей проволоке на границе с Беларусью. Польские пограничники при содействии военных и полиции останавливают мигрантов в приграничной зоне и, не инициируя никаких юридических процедур (например, для решения о возвращении или предоставления международной защиты, если лицо просит об этом) принуждают мигрантов вернуться в Беларусь. в местах, удаленных от официальных пограничных переходов. Этот процесс применяется без разбора: к пожилым людям, женщинам, детям и мужчинам.

    Однако мигранты не возвращаются. Сразу после пересечения границы белорусские пограничники силой заставляют их снова перейти границу в Польшу». [9]

    Польский омбудсмен (уполномоченный по правам человека) стал единственным учреждением в Польше, имеющим доступ к приграничным районам, хотя и с некоторыми трудностями.[10] Во второй половине 2021 года пограничную зону, а также места содержания под стражей Пограничной службы около четырех раз в месяц посещал Уполномоченный по правам человека в рамках Национального механизма по предотвращению пыток. Комиссар также направил сообщения соответствующим заинтересованным сторонам, например, в отношении условия жизни на границе и доступ к процедурам международной защиты, поскольку представители Уполномоченного подтвердили, что иностранцы изъявили желание обратиться за международной защитой.[11] Министерство внутренних дел и администрации ответило, что соответствующие правовые нормы, касающиеся международной защиты, соблюдены, а лица не находятся на территории Польши и словесный контакт между польскими офицерами и иностранцами, пребывающими на белорусской стороне, не устанавливает над ними юрисдикцию.

    [12]

    В ноябре приграничную зону посетила Комиссар Совета Европы по правам человека и сообщила, что стала свидетельницей явных признаков их мучительного испытания: раны, обморожения, переохлаждение, истощение и стресс. Комиссар также признал ненависть и страх, окружающие оказание гуманитарной помощи мигрантам и беженцам, и призвал расследовать случаи репрессий, направленных против людей, привозивших гуманитарную помощь, таких как нападение на автомобили медиков-добровольцев, оказывающих первую помощь людям, застрявшим в граница.[13]

    Из-за того, что температура в лесах опустилась ниже нуля, к середине декабря 2021 года в приграничной зоне погиб не менее 21 человек, но, вероятно, их число намного больше.[14] УВКБ ООН и МОМ выступили с совместным заявлением о погибших, заявив, что они ясно дали понять об опасности отказа и людей, «застрявших в течение нескольких недель, не имеющих доступа к какой-либо форме помощи, убежища или основных услуг. Многие остались в ужасных условиях, подверглись воздействию стихии, страдали от переохлаждения». [15]

    Реакция польских властей на кризис была сосредоточена в основном на милитаризации границы, а именно на увеличении численности войск (пограничной службы, полиции и армии) для охраны границы и на строительстве физического барьера для прекращения притока лиц, ищущих убежища, и мигрантов. Колючая проволока будет заменена высокотехнологичной пограничной стеной стоимостью 353 миллиона евро, длиной 186 км и высотой 5,5 м. Его строительство началось в январе 2022 года, а его завершение планируется к лету 2022 года. Строительство вызывает много споров и вызывает опасения как с гуманитарной, так и с экологической точки зрения.[16]

    Чрезвычайное положение продлевалось несколько раз, последний раз до 30 июня 2022 года[17]. Стоит отметить, что 18 января 2022 года Верховный суд Польши рассмотрел жалобу, поданную Уполномоченным по правам человека, и вынес решение о законности законодательства о «чрезвычайном положении» в стране, установив, что чрезвычайные меры выходят за рамки того, что разрешено Конституция Польши.

    [18]

    Развитие правовой базы и доступная статистика. Ситуация на границе породила противоречивые законодательные изменения. 21 августа 2021 г. Министерство внутренних дел и администрации внесло поправки в Положение о приостановлении трансграничного передвижения, которое является одной из мер в связи с COVID.[19] Эта поправка заложила правовую основу для прямого выдворения лиц с территории, если они появились в пункте пересечения границы, на котором было приостановлено или ограничено пересечение границы, или если они появились за пределами какого-либо пункта пропуска. По словам Уполномоченного по правам человека, хотя эта поправка не касается непосредственно лиц, ищущих международной защиты, она значительно ограничивает доступ к процедурам предоставления международной защиты. Фактически, те, кто попадает в вышеуказанные категории, вообще не могут эффективно обращаться за защитой.[20]

    Параллельно, 23 августа 2021 года, правительство внесло в парламент законопроект о внесении изменений в Закон об иностранцах и Закон о предоставлении защиты иностранцам на территории Республики Польша.

    Законопроект был направлен на ускорение выдворения иностранных граждан сразу после несанкционированного пересечения внешней границы ЕС. Законопроект вызвал обеспокоенность правозащитных НПО, так как эти положения дают основания для выдворения иностранного гражданина из Польши, даже если он обращается за международной защитой.[21]

    26 октября 2021 года поправки вступили в силу. Как и планировалось ранее, он ввел новый правовой инструмент, разрешающий выдворение: приказ о выезде из Польши после несанкционированного пересечения иностранцем границы[22]. Приказ о выезде из Польши сопровождается запретом на повторный въезд, охватывающим Шенгенскую зону, поэтому он имеет тот же эффект, что и приказ о возвращении, основанный на Директиве ЕС о возвращении, но гораздо более упрощенный. Новый закон также позволяет Управлению по делам иностранцев не принимать во внимание заявление о предоставлении международной защиты, поданное иностранцем, пересекшим границу несанкционированным образом, за исключением случаев, когда:

    – прибыли непосредственно с территории, где их жизни или свободе угрожали преследования или тяжкий вред и

    – представили достоверные причины незаконного въезда и

    – обратились за международной защитой сразу после пересечения границы. [23]

    Что касается отношений между Регламентом и измененной редакцией Закона об иностранцах, то оба документа применяются параллельно. Закон об иностранцах имеет более узкую персональную сферу применения, поскольку он применяется к лицам, задержанным сразу после несанкционированного пересечения границы. В отличие от Регламента измененный Закон об иностранцах не является временной мерой.[24]

    Уполномоченный по правам человека и НПО резко раскритиковали новый закон. УВКБ ООН в своем замечании выразило сожаление по поводу того, что поправки значительно ограничивают возможность поиска убежища для лиц, задержанных в приграничной зоне, резюмируя, что «Законопроект основан на неправильном применении статьи 31 Женевской конвенции»[25].

    По мнению ГГ, новый Закон призван сделать действия пограничников, ранее незаконными, законными[26]. На основании имеющейся статистики можно сделать вывод, что новый Закон гораздо чаще применяется в качестве основания для приказа о выезде из Польши, чем в качестве основания для игнорирования ходатайства о предоставлении международной защиты. По данным Пограничной службы, в 2021 году 2384 гражданам третьих стран было приказано покинуть Польшу на основании нового Закона[27]. Тем не менее, этот инструмент применялся выборочно, особенно в отношении некоторых лиц, возможно, потому, что он требует определенной административной процедуры ( вопреки удалению на основании Регламента с изменениями от 21 августа). Однако большинство лиц высылаются без регистрации их заявлений. Что касается статистики об игнорировании заявлений о международной защите на основании нового Закона, то Управление по делам иностранцев сообщило, что в 2021 году оно было применено к 5 лицам[28], так что кажется, что эта поправка пока не оказала большого влияния в этом отношении. .

    По данным Главного управления погранвойск, в 2021 году 33 147 человек было отказано во въезде на границу Беларуси. Только 52 человека подали апелляцию[29].

    К сожалению, невозможно подсчитать, сколько человек застряли между Польшей и Беларусью, сколько из них нуждаются в международной защите и лишены доступа к процессу. Как сообщает ГГ, с начала сентября до середины ноября к активистам обратились за гуманитарной помощью 5370 человек. Самое главное, что они потеряли связь со многими из них, в том числе с детьми, не имея возможности узнать их местонахождение. GG сообщает, что к ним по-прежнему обращаются за помощью около 50-70 иностранцев в неделю на границе с Беларусью[30].

    Пограничный контроль. Официальный пограничный мониторинг основан на соглашении между УВКБ ООН для Центральной Европы и Главным управлением пограничной службы от 21 октября 2009 года. месяц. Отчеты об этих визитах не являются общедоступными. Кроме того, в последние годы независимые мониторинговые визиты в пункт пропуска Тересполь проводили Уполномоченный по правам человека[31], Amnesty International[32] и Human Rights Watch[33], а также другие местные НПО. такие как Ассоциация правового вмешательства (SIP)[34] и Хельсинкский фонд по правам человека (HFHR)[35]. Еще до нынешней ситуации на границе с Беларусью они подтвердили наличие серьезных системных нарушений с приемом заявлений о предоставлении международной защиты на границе. [36]

    Международная юриспруденция. 23 июля 2020 г. ЕСПЧ опубликовал решение по делу М .К. и другие против Польши [37], а 8 июля 2021 г. ЕСПЧ вынес решение по делу Д.А. и другие против Польши. [38] В обоих случаях Суд пришел к выводу, что польские власти нарушили статью 3 ЕКПЧ, отказав в доступе к процедурам международной защиты.[39]

    Соглашения о реадмиссии . Польша подписала соглашения о реадмиссии с несколькими странами.

     

    Польша – соглашения о реадмиссии с государствами-членами ЕС

     

    I.     Двусторонние соглашения

     

    И.И. со странами-членами ЕС в пределах Шенгенской зоны

    Страна Дата подписания Дата вступления в силу
    1. Швейцария 19 сентября 2005 г. 31 марта 2006 г.
    2. Испания 21 мая 2002 г. 23 июня 2003 года
    3. Швеция 1 сентября 1998 года 9 апреля 1999 г.
    4. Австрия 10 июня 2002 г. 30 мая 2005 г.
    5. Чехия 10 мая 1993 года 30 октября 1993 года
    6. Греция 21 ноября 1994 года 5 мая 1996 г.
    7. Литва 13 июля 1998 года 8 января 2000 г.
    8. Латвия 29 марта 2006 г. 27 декабря 2007 г.
    9. Словакия 8 июля 1993 г. 12 ноября 1993 г.
    10. Словения 28 августа 1996 года 6 апреля 1998 года
    11. Венгрия 25 ноября 1994 года 5 августа 1995 года

     

    I.II. со странами-членами ЕС за пределами Шенгенской зоны

    Страна Дата подписания Дата вступления в силу
    1. Ирландия 12 мая 2001 г. 22 июня 2002 года
    2. Болгария 24 августа 1993 года 4 февраля 1994 года
    3. Хорватия 8 ноября 1994 г. 27 мая 1995 г.
    4. Румыния 24 июля 1993 года 19 января 1994 года

     

    II. Многосторонние соглашения

    Страна Дата подписания Дата вступления в силу
    1. [40] Бельгия

    Нидерланды

    Германия

    Франция

    Италия

    Люксембург

    29 марта 1991 г. 1 апреля 1991 г.
    2.[41] Швейцария

    Бельгия

    Дания

    Испания

    Нидерланды

    Норвегия

    Швеция

    Чехия

    Германия

    Финляндия

    Греция

    Португалия

    Италия

    Румыния

    Люксембург

    Соединенное Королевство

    16 октября 1980 г.

     

    Польша – 19 мая 2004 г.

    1 декабря 1980 г.

     

    Для Польши – 1 июня 2005 г.

     

    Легальный доступ на территорию. Нет никаких средств, кроме воссоединения семей, для законного доступа на территорию в виде гуманитарных виз или коридоров, переселения или переселения. В 2021 году было подано всего 91 заявление на воссоединение семьи.

    В августе 2021 года в Польшу было эвакуировано около 1100 афганцев. По данным Управления по делам иностранцев, на конец октября в Польше находился 861 из них. К концу 2021 года тем, кто остался в Польше, был предоставлен статус беженца.[42] Однако, по некоторым данным, около трети из них покинули Польшу (также после признания) из-за ограниченной поддержки[43].

     

     

     

    [1] Пограничная служба Подляского отдела, новости от 1.09.2021, На польско-белорусской границе: https://bit.ly/3B6sWxF .

    [2] Агентство по основным правам, Миграция: основная проблема основных прав, Ежеквартальный бюллетень 3, доступно (на английском языке) по адресу: https://bit.ly/3uEvu4G .

    [3] ЕСПЧ, Р.А. и другие против Польши (жалоба № 42120/21), пресс-релиз от 25 августа 2021 г.

    [4] ЕСПЧ, Р.А. и другие против Польши (жалоба № 42120/21), пресс-релиз от 28 сентября 2021 г.

    [5] Grupa Granica, «Гуманитарный кризис на польско-белорусской границе», 10 декабря 2021 г. , доступно (на английском языке) по адресу: https://bit.ly/3uF6jiF .

    [6] Fundacja Ocalenie, польско-белорусская граница, сводка действий, информация (на английском языке) доступна по адресу: https://bit.ly/34zehim .

    [7] Постановление Совета Министров от 2 сентября 2021 г. об ограничении прав и свобод в связи с чрезвычайным положением [Rozporządzenie Rady Ministrów z dnia 2 września 2021 r. w sprawie ograniczeń wolności i praw w związku z wprowadzeniem stanu wyjątkowego], доступно (PL) по адресу: https://bit.ly/3tdWdmw.

    [8] Агентство по основным правам, Миграция: основная проблема основных прав, Ежеквартальный бюллетень 3, доступен (на английском языке) по адресу: https://bit.ly/3uEvu4G .

    [9] Grupa Granica, «Гуманитарный кризис на польско-белорусской границе», 10 декабря 2021 г., доступно (на английском языке) по адресу: https://bit.ly/3uF6jiF .

    [10] Уполномоченный по правам человека в Польше и делегация СЕ были остановлены полицией 18 ноября 2021 года, когда они достигли запретной зоны. Информация доступна по адресу: https://bit.ly/375vkK1 .

    [11] Уполномоченный по правам человека Польши, Письмо в Министерство внутренних дел и администрации, 25 августа 2021 г., доступно (PL) по адресу: https://bit.ly/3ssgFzn .

    [12] Министерство внутренних дел и администрации, Письмо Уполномоченному по правам человека, 19 октября 2021 г., доступно (PL) по адресу: https://bit.ly/3Ld Ahjz .

    [13] Комиссар СЕ по правам человека, визит в страну, 19 ноября 2021 г., стр. 9.0544 https://bit.ly/3K7xN4X .

    [14] МОМ через Твиттер, 14 декабря 2021 г., доступно по адресу: https://bit.ly/3hnQ eG2 .

    [15] ECRE, Польша: Четыре случая смерти на границе с Беларусью раскрывают «ужасное положение» застрявших беженцев – УВКБ ООН запрашивает доступ, поскольку Польша размещает больше солдат.

    [16] Протест на польско-белорусской границе против стены, 27 февраля 2022 г., https://bit.ly/3MdB7Nu .

    [17] Постановление от 28 февраля 2022 г., доступно по ссылке: https://bit.ly/3Msv5Jh.

    [18] Комиссар по правам человека, Указ о чрезвычайном положении признан неконституционным, 19 января 2022 г., https://bit.ly/3IxHuJw.

    [19] См. таблицу «Обзор нормативно-правовой базы» в начале отчета.

    [20] Письмо Уполномоченного по правам человека в Министерство внутренних дел и администрации, https://bit.ly/3K8KVa2 .

    [21] Комментарии HFHR к законопроекту, 6 сентября 2021 г., https://bit.ly/3IAsQ45 .

    [22] Статья 303b Закона об иностранцах.

    [23] Статья 33(1)а Закона об охране.

    [24] G. Baranowska, Legalność i dopuszczalność procedury push-back (wywózek) i ocena prób ich legalizowania w Polsce [Законность и допустимость процедур возврата и оценка попыток легализации возврата в Польше], (in) В. Клаус (редактор) Poza prawem. Prawna ocean działań Państwa Polskiego w reakcji na kryzys humanitarny [Вне закона. Правовая оценка действий польского государства в ответ на гуманитарный кризис. NA GRANICY POLSKO-BIAŁORUSKIEJ [Вне закона], Варшава, 2022.

    [25] УВКБ ООН, Замечания относительно законопроекта о внесении изменений в Закон об иностранцах и Закон о предоставлении защиты иностранцам на территории Республики Польша (UD265), 16 сентября 2021 г., доступно по ссылке: https://bit.ly /3oxgAth.

    [26] Grupa Granica, «Гуманитарный кризис…», 18.

    [27] Информация предоставлена ​​Главным управлением пограничной службы, письмо № КГ-ОИ-VIII.0180.63.2022.БК, 8 апреля 2022 г.

    [28] Письмо Управления по делам иностранцев в HFHR № BSZ.WKSI.0656.3.2022/RW, 26 января 2022 г.

    [29] Информация предоставлена ​​Главным управлением пограничной службы, письмо № KG-OI-VIII.0180.7.2022.JL, 4 марта 2022 г.

    [30] OKO.press, информация от 4 марта 2022 г., доступно по адресу: https://bit.ly/3hE4wTd.

    [31] Уполномоченный по правам человека совершил три необъявленных визита в погранпереход Тересполь 11.08.2016, 15.05.2018 и 23.09.2019, отчет о последнем визите доступен (на польском языке) по ссылке: https://bit. ly/ 31нзртк.

    [32] Amnesty International Польша, Tam i z powrotem: Brześć–Terespo l, 7 декабря 2016 г., режим доступа: https://bit.ly/2GMcEOW.

    [33] Хьюман Райтс Вотч, Польша : Лица, ищущие убежища, заблокированы на границе , 1 марта 2017 г., режим доступа: https://bit.ly/2GMcGq2.

    [34] Ассоциация юридического вмешательства, на границе. Отчет о мониторинге доступа к процедуре предоставления международной защиты на пограничных переходах в Тересполе, Медыке и аэропорту Варшава-Окенче, Варшава, 2016 г., доступен по ссылке: https://bit.ly/2tuJCk0.

    [35] Хельсинкский фонд по правам человека, Дорога в никуда: Отчет о мониторинговом посещении пограничного перехода Брест-Тересполь между Польшей и Беларусью, Варшава, 2016 г., доступно по ссылке: https://bit.ly/2ShztiG , см. также отчет за 2019 год о ситуации.

    [36] Хельсинкский фонд по правам человека, Доступ к процедуре предоставления убежища на внешних границах Польши, Текущая ситуация и вызовы на будущее, Варшава, апрель 2019 г. , доступно по ссылке: https://bit.ly/3955t0w. См. также: Консорциум НПО, Представление Специальному докладчику ООН по правам человека мигрантов о практике выталкивания от 1 февраля 2021 г., доступно по адресу: https://bit.ly/2ZdTMBJ  и: Комиссар по правам человека, Вклад доклад Уполномоченного по правам человека Республики Польша Специального докладчика по правам человека мигрантов о практике отказа и ее влиянии на права человека мигрантов от 28 января 2021 г., доступно по ссылке: https://bit.ly/3u2J3bx

    [37] ЕСПЧ, М.К. против Польши , заявление № 40503/17; М.А. и другие против Польши , жалоба № 42902/17; М.К. против Польши , заявление № 43643/17.

    [38] ЕСПЧ, D.A. и другие против Польши, , заявление № 51246/17.

    [39] См. краткое изложение судебного решения: Европейская база данных законов об убежище , М.К. и другие против Польши: неоднократный отказ в принятии ходатайств о предоставлении убежища равносилен коллективной высылке , доступно по адресу: http://bit.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *