Чем опасна «самопальная» незамерзайка?
Чем опасна «самопальная» незамерзайка?
В Оренбуржье окончательно закрепились минусовые температуры, автомобилисты уже освободили бачки омывателей от простой воды и начали заливать туда омывающую жидкость с морозостойкостью. Одновременно с этим на обочинах дорог появились продавцы дешевой незамерзайки по самым низким ценам. Разберемся — чем опасна такая жидкость для автомобиля и самого водителя.
Власти приучили нас на законодательном уровне, что нелегальная незамерзайка — лютое зло, от которого следует держаться подальше. Если она сделана на основе метанола, лучше бежать без оглядки, так как это очень вредная для здоровья жидкость даже если ее не пить, а использовать по назначению.
Тем не менее, это утверждение не совсем соответствует правде. Но важно заметить, что такая паленая незамерзайка вредит не только здоровью, но и автомобилю. Расскажем подробнее, в чем вся соль.
Прежде всего, оговоримся, что базой для любой незамерзайки является спирт.
И тут же заметим, что любой «стекломой» на спиртовой основе относится к категории опасных веществ. То есть безвредной незамерзайки просто не существует.
При этом в качестве основы для незамерзайки используется несколько видов спирта. Самые распространенные: этиловый, изопропиловый и метиловый. Очевидно, что применение первого — этилового — экономически нецелесообразно. Это дорогой спирт, использующийся для производства спиртных напитков. Ни один человек в здравом уме не будет поливать стекла алкоголем.
При этом незамерзайка на основе метилового спирта в нашей стране запрещена. И это несмотря на прекрасные рабочие свойства и низкую стоимость. Европа же, славящаяся в нашей стране вольностью взглядов и скудоумием (по официальной версии), вполне легально использует подобную продукцию без опасений нанести вред здоровью.
Раз уж мы отсекли запрещенный и дешевый метиловый и дорогой этиловый, остается изопропиловый, на основе которого и делается вся легальная незамерзайка. Здесь-то и кроется подвох.
Все спирты имеют разную температуру замерзания. При этом именно изопропиловый спирт имеет худшие характеристики. Достаточно отметить, что если незамерзайка должна на 70% состоять из него, чтобы не замерзнуть при морозе до 30 градусов. Разумеется, при минус 25 жидкость уже будет достаточно густой. Будет плохо литься и мыть стекло.
Представьте, сколько придется лить отдушки, чтобы перебить неприятную спиртовую вонь, характерную для изопропила.
Конечно, у метилового спирта действительно есть существенный недостаток — он гораздо токсичнее двух других. Его и правда вредно не только принимать внутрь, но даже дышать парами. Для сравнения предельно допустимая концентрация метанола в воздухе рабочей зоны равна 5 мг/м3. У изопропила — 10 мг/м3, а у этилового спирта — 1000 мг/м3. Понятно, что при каждом обильном поливании стекла в машине будет пахнуть. Но тут есть один нюанс.
Во-первых, у метилового спирта гораздо ниже температура замерзания — минус 97 градусов. То есть для создания выносливой незамерзайки его потребуется гораздо меньше, чем изопропила. К тому же, жидкость на его основе лучше моет, так что и лить придется не так много. А раз лить придется не так много, то и запаха и ПДК в воздухе будет тоже ниже.
Правда, особенности культуры потребления спиртных напитков в России сводят на нет все амбиции применения метилового спирта для создания качественной незамерзайки.
Тем не менее, достичь ПДК метанола в салонном воздухе чрезвычайно сложно. На это намекает и отсутствие запрета на вещество в других странах, пекущихся о здоровье своих граждан, к примеру, в США, Канаде или Финляндии.
А в постановлении главного государственного санитарного врача от 23 мая 2000 года № 4, ставшем основой для введения запрета на метанол в России, и вовсе прямо сказано: «использование стеклоомывающих жидкостей на основе метанола по назначению не оказывает вредного воздействия на здоровье человека, что подтверждается многолетней практикой применения их за рубежом и отсутствием отравлений в нашей стране».
Так почему же все-таки не стоит пользоваться запрещенной незамерзайкой? Вспомним, что в начале материала мы говорили о вреде не только для организма, но и для автомобиля.
Дело в том, что в состав кустарно произведенной незамерзайки на метаноле входит вода и краситель, придающий зеленый или синий оттенок жидкости. Конечно, здес будет использоваться совершенно никак не очищенная вода, богатая минеральными примесями.
Из-за применения дешевых красителей, плохо растворимых в воде, в бачке омывателя и на стенках трубок магистрали образуется плохо смываемая пленка, которая со временем превращается в слой, похожий на накипь. Куски этого слоя будут отваливаться и забивать собой моторчик и жиклеры. Результат: отказ системы подачи омывайки.
Но больше всего от метаноловой паленки страдают фары! Автомобили, оснащенные омывателями фар, оборудованы отдельным моторчиком, который отвечает за подачу жидкости в шланги, клапаны и форсунки, которые открываются по достижении высокого давления. Конечно, забитые клапаны и форсунки не смогут обеспечить нужного давления.
При этом забитые форсунки начинают потихонечку бесконтрольно стравливать жидкость, опустошая бачок за считанные минуты. Чаще всего в таких случаях водители просто отключают систему омывателя фар.
Чистка всей системы с заменой всех необходимых клапанов и форсунок занимает немало времени и стоит ощутимых денег. Так что нужно дважды подумать прежде, чем лить в бачок отраву кислотного цвета. К тому же, нерабочая система омывателей фар не позволит пройти техосмотр. Универсального решения проблем с незамерзайкой не существует — здесь все индивидуально, но покупать ее стоит только в крупных магазинах автозапчастей.
Почему водители остались без метаноловой «незамерзайки» и действительно ли она опасна? – Новости Беларуси
Запрет на продажу стеклоомывающей жидкости на основе метилового спирта выглядит борьбой со здравым смыслом
Налоговики последнее время регулярно отчитываются о том, сколько и где они изъяли нелегальной стеклоомывающей жидкости. Конечно же, “некачественной и чрезвычайно опасной”, ведь в ее основе – великий и ужасный метиловый спирт. Реализация такой “незамерзайки” запрещена, но действительно ли она опасна? Да, если ее пить. Нет, если использовать по назначению, пишет
“Слепой” запрет
Наверняка многие из вас слышали, что метиловый спит опасен для здоровья и даже жизни. Употребив его внутрь в совсем небольших дозах, можно лишиться зрения, а выпив побольше – и вовсе умереть. Но на просторах бывшего СНГ, в том числе в Беларуси, все еще есть граждане, пьющие все, что плохо закручено, проще говоря алкоголики. В 2000-х решено было позаботиться об их здоровье и запретить напрочь производство и продажу стеклоомывающих жидкостей на основе метанола.
В результате от этого запрета пострадали абсолютно все водители, ведь легальными фактически стали только “незамерзайки” на основе изопропилового спирта. Конечно, никто не запрещает использовать для их выпуска и этиловый спит, но из-за его подакцизности конечный продукт получится очень дорогим.
Что не так с изопропанолом? Дело в том, что в холодную погоду его кинематическая вязкость примерно в 4-5 раз выше, чем у метанола. Где-то посередине между ними по этому параметру находится этиловый спирт. Говоря простым языком, в сильные морозы стеклоомывающая жидкость на изопропиловом спирте густеет и еле брызгает на стекло из форсунок, в то время как жидкость на основе метилового спирта все еще продолжает литься как ни в чем ни бывало.
В результате мы получаем ситуацию, когда при использовании легальной “незамерзайки” уже в -15°С лобовое не омывается как положено: форсунки кое-как поливают низ стекла, а щетки просто размазывают по нему грязь. Сталкивались с таким? Да наверняка! При этом на упаковке продукта может быть написано “-20” или даже “-25”. Но против физики не попрешь: не замерзает – это еще не означает, что работает как надо.
Кроме того, изопропиловый спирт отличается не самой высокой летучестью, поэтому, если щетки стеклоочистителя оставляют за собой пленку, ей потребуется некоторое время на испарение.
Еще один недостаток стеклоомывающих жидкостей на основе изопропанола – их запах. Если это можно назвать запахом. Изопропиловый спирт знатно воняет, а в сочетании с далекими от парфюмерных композиций отдушками получаются вообще термоядерные смеси, от которых глаза слезятся. Однажды я побрызгал на стекло “омывайкой”, а через 200 метров был остановлен сотрудником ГАИ для проверки документов. Состоялся примерно следующий диалог:
– Здравствуйте, можно ваши документы? Вы что-то употребляли?
– Да, “омывайку” на стекло употреблял.
– Понятно, счастливого пути.
В отличие от изопропилового спирта, этанол и метанол источают куда меньше запахов, но “ароматы” у них похожи, из-за чего их можно и перепутать, что также стало одной из причин запрета использования метилового спирта в стеклоомывающих жидкостях.
Следующий недостаток изопропанола перед метиловым спиртом заключается в его цене. В результате легальная “стеклоомывайка” из магазина стоит вдвое, а то и втрое дороже, чем та самая “страшная” метанольная, что продается на рынке или обочине.
Так ли страшен черт?
Как уже говорилось, из употребления внутрь стеклоомывающей жидкости на основе метилового спирта ничего хорошего не выйдет. И это “возлияние” с большой вероятностью станет последним, ведь достаточно выпить 25-100 мл чистого метанола – и до свидания. Но ведь никто из нас, надеюсь, “незамерзайку” не пьет. Правда, и вдыхание паров метанола далеко не полезно, но можно ли получить сколь-либо вредную дозу, находясь в салоне автомобиля и поливая на стекло снаружи омывающей жидкостью? Нет. На эту тему проведено не одно исследование. Да и случаи, чтобы кто-то отравился метаноловой “омывайкой” при использовании ее по назначению, неизвестны.
Кроме того, во многих европейских странах никто и не думает запрещать использование метилового спирта в составе стеклоомывающих жидкостей. Не заботятся о здоровье своих граждан? Вряд ли. Причем я ни разу не удивлюсь, если там тоже находятся уникумы, употребляющие “незамерзайку” вместо нормального алкоголя.
В конце концов, в моем кругу общения почти все, включая меня, используют именно метиловую “стеклоомывайку” много лет – и до сих пор с нами все нормально.
Неявные проблемы
Запрет на производство и продажу стеклоомывающих жидкостей, содержащих метиловый спирт, имеет несколько неявных “побочек”. Во-первых, он порождает теневой рынок: те самые точки по продажи “левой” продукции на рынках и обочинах, с которыми регулярно борются сотрудники заинтересованных в этом ведомств. Государство недополучает налоговые отчисления и т.д.
Во-вторых, из-за запрета никто и никогда не напишет на бутыли с нелегальной “стеклоомывайкой”, что в ней содержится метанол. Скорее там будет написано обратное. А продавайся такая жидкость легально, наверняка на ее упаковке присутствовала бы надпись а-ля “Ахтунг! Яд! Смертельно опасно при проглатывании”. Понятно, что алкоголиков не останавливают никакие надписи, но они формально были бы предупреждены об опасности. В случае с жидкостью с обочины никто ни о чем не предупреждает.
В-третьих, возникает ряд вопросов. Легко посчитать смерти от отравления метанолом. А кто-нибудь когда-нибудь считал, какое количество ДТП зимой произошло от того, что водитель был лишен нормальной обзорности из-за загустевшей омывающей жидкости, недостаточно смачивающей лобовое стекло?
Может быть, количество травмированных или даже погибших в таких авариях значительно превышает количество отравившихся или умерших от употребления внутрь “стеклоомывайки”? Не несет ли запрет метаноловой “незамерзайки” больше вреда, чем практической пользы? Что мешает денатурировать спирт, чтобы даже близко не возникло мысли принимать его внутрь?
В итоге запрет на продажу стеклоомывающей жидкости на основе метилового спирта выглядит борьбой со здравым смыслом. Такая “незамерзайка” самая дешевая, наиболее эффективная в сильный мороз и при этом не несет никакого вреда, если используется по назначению. Но производить и продавать метаноловую “стеклоомывайку” легально нельзя, потому что отдельные персонажи умудряются ее пить и затем слепнуть или умирать. И во избежание отравления метанолом этих интересных личностей все водители вынуждены “слепнуть” от плохо помытых в мороз стекол.
антифриз
Антифриз используется в двигателях внутреннего сгорания, а также для многих других применений теплопередачи, таких как охлаждение электроники и чиллеры для систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Соединения добавляются в воду для снижения точки замерзания смеси до уровня ниже самой низкой температуры, которой может подвергаться система, а также для замедления коррозии в системах охлаждения, которые часто содержат ряд электрохимически несовместимых металлов (алюминий, чугун, медный, свинцовый припой и др.). Предпочтение отдается термину «коллигативный агент», так как в теплом климате преимущество этих соединений заключается в повышении температуры кипения хладагента, что более правильно называть «антикипящим» и «анти-кипящим». замерзание уменьшается, а оба свойства увеличиваются, соответственно «коллигативный агент» более точно характеризует жидкость. Термин «охлаждающая жидкость двигателя» широко используется в промышленности.
Дополнительные рекомендуемые знания
Содержимое
|
Агенты
Метанол
До 1930-х годов метанол был наиболее широко используемым антифризом. Несмотря на то, что она эффективна в предотвращении замерзания хладагента, ее низкая температура кипения и низкая удельная теплоемкость привели к значительно меньшему охлаждению, чем одна вода. Кроме того, концентрация метанола со временем будет снижаться из-за его большей склонности к испарению, чем вода, с которой он был смешан.
Этиленгликоль
Растворы этиленгликоля стали доступны в 1927 году и продавались как «постоянный антифриз», поскольку более высокие температуры кипения давали преимущества для использования в летнее время, а также в холодную погоду. Они используются до сих пор. Антифризы на основе этиленгликоля ядовиты, и их следует хранить вдали от людей или животных (детей и особенно собак), которые могут соблазниться их сладким вкусом. Они образуют кристаллы оксалата кальция в почках и могут вызвать острую почечную недостаточность и смерть. Все разливы должны быть убраны, в противном случае область, в которой они могут присутствовать, должна быть недоступна.
В случае проглатывания антифриза можно вводить этанол (алкогольные напитки) до тех пор, пока не будет начато надлежащее лечение, чтобы замедлить превращение метанола в формальдегид и муравьиную кислоту, которые являются веществами, ответственными за токсичность метанола. На практике врачи могут вводить этанол внутривенно для противодействия отравлению этиленгликолем и метанолом, но теперь, когда доступен другой антидот (фомепизол), его популярность для этого применения значительно снижается. [1]
Для предотвращения проглатывания в охлаждающую жидкость двигателя обычно добавляют горький агент (бензоат денатония), чтобы сделать ее вкус неприятным. В Соединенных Штатах перед Конгрессом находится закон (H.R.2567/S.1110), делающий использование горького вещества обязательным.
Пропиленгликоль
Пропиленгликоль, с другой стороны, значительно менее токсичен и может быть помечен как «нетоксичный антифриз». Он используется в качестве антифриза там, где этиленгликоль неуместен, например, в системах пищевой промышленности или в трубах в домах, а также во многих других местах. Он также используется в продуктах питания, лекарствах и косметике, часто в качестве связующего вещества. Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) «в целом признало пропиленгликоль безопасным» для использования в пищевых продуктах. Однако антифриз на основе пропиленгликоля не следует считать безопасным для потребления. При случайном проглатывании следует вызвать скорую медицинскую помощь.
Другие разработки
В 1980-х годах изобретатель Джек Эванс обнаружил преимущества использования безводной охлаждающей жидкости. Его окончательный состав представляет собой смесь этиленгликоля и пропиленгликоля. Эта охлаждающая жидкость имеет высокую температуру кипения 188 °C (370 °F) и не вызывает коррозии, что решает многие проблемы с водой, включая замерзание.
В состав большинства коммерческих антифризов входят соединения, ингибирующие коррозию, и цветной краситель (обычно зеленый, красный или синий флуоресцентный) для облегчения идентификации. Обычно используется разбавление 1:1 водой, в результате чего температура замерзания составляет примерно -40 °C. В более теплых районах используются более слабые разведения.
Растворы гликолевого антифриза обычно следует заменять свежей смесью каждые два года.{{{author}}}, {{{title}}} , [[{{{publisher}}}]], [[{{ {дата}}}]].
Технология органических кислот
В некоторых автомобилях используется антифриз на основе технологии органических кислот (OAT) (например, [Dexcool http://www. acdelco.com.au/Assets/Dexcool%20-%20Specs.pdf]), который имеет увеличенный срок службы пять лет или 150 000 миль [2] .
По словам производителя Dexcool, «смешивание «зеленой» охлаждающей жидкости с DEX-COOL сокращает интервал замены партии до 2 лет или 30 000 миль, но в остальном не вызывает повреждения двигателя». [3]
Dexcool вызвал споры. [4] Случайно связано с выходом из строя прокладки впускного коллектора в двигателях GM 3,1 и 3,4 л и с другими неисправностями в двигателях 4,3 л. В Миссури рассматривается коллективный иск по некоторым из этих требований.
Обычно антифриз OAT содержит красный или розовый краситель, чтобы отличить его от обычных неорганических охлаждающих жидкостей (синий или зеленый). Некоторые из новейших охлаждающих жидкостей OAT заявлены как совместимые с 9 http://www.imcool.com/articles/antifreeze-coolant/Forward-dexcool2007.php
Дополнительная литература
- ATSDR — Тематические исследования в области медицины окружающей среды: токсичность этиленгликоля и пропиленгликоля Министерство здравоохранения и социальных служб США (общественное достояние)
- Отравление антифризом
- Slate. com: Почему антифриз такой вкусный?
- Владельцы GM все еще парятся над Dex-Cool
- Информация и процедура замены охлаждающей жидкости двигателя
Подготовка к зиме и антифриз для автофургонов — Bob Scott RV
В настоящее время продается несколько типов нетоксичных антифризов для автофургонов. Автомобильный антифриз не предназначен и не рекомендуется для сезонной защиты при хранении в холодильнике. Он также токсичен и загрязнит вашу систему водоснабжения.
ЭТАНОЛ (спиртовой) НА ОСНОВЕ – наиболее доступен в большинстве хозяйственных и дисконтных магазинов, а также в некоторых магазинах для автодомов. Этот вид имеет самую низкую стоимость. Этот продукт может испортить водопроводные системы автофургонов, что приведет к неприятному вкусу и запаху в следующем году, и его следует использовать только с водопроводными линиями Quest или Pex. Спирт высушивает резиновые уплотнители в кранах и унитазах, поэтому, даже если вам не нужно заменять какие-либо линии, в системе водоснабжения все равно могут быть утечки. Он также легко воспламеняется и не должен использоваться рядом с запальными огнями. На этикетке будет предупреждение. Обычные водорастворимые спирты, такие как метанол, этанол и изопропиловый спирт, относятся к классу опасности воспламенения 3. Мы не рекомендуем использовать этот продукт в жилых автофургонах.
СМЕСЬ ПРОПИЛЕНА/ЭТАНОЛА – Нетоксична и доступна в некоторых автодомах. Это спиртовая смесь, и опять же спирт может испортить систему водоснабжения, что приведет к неприятному вкусу и запаху. Этот антифриз все еще может высушивать сантехнические уплотнения, что приводит к утечкам. Он также легко воспламеняется и не должен использоваться вокруг контрольных ламп. На этикетке будет предупреждение. Обычные водорастворимые спирты, такие как метанол, этанол и изопропиловый спирт, относятся к классу опасности воспламенения 3. Мы не рекомендуем использовать этот продукт в жилых автофургонах.
ПРОПИЛЕНГЛИКОЛЬ – Этот тип антифриза доступен только в автодомах. Он нетоксичен и является самым безопасным для всех типов сантехники RV. Этот антифриз негорюч и не загрязняет водные системы. Пропиленгликоль — это смазка, которая фактически продлит срок службы уплотнений в ваших туалетах и смесителях. Он доступен с защитой от замерзания -50 и -100. Это единственный антифриз, который Bob Scott RV использует в личных и клиентских автофургонах, и это единственный продукт, который вы найдете в наших магазинах.
Убедитесь, что ваш дом на колесах правильно подготовлен к зиме. Многие компоненты RV могут быть повреждены в результате замерзания. Защита водопроводной системы и связанных с ней компонентов имеет решающее значение. Повреждения, вызванные погодными условиями, не покрываются никакими гарантиями. Если вы не уверены в процедурах, обратитесь в квалифицированный сервисный центр.
Не заливайте антифриз в резервуар для пресной воды, чтобы запустить его через насос в систему водоснабжения. Это потребует много антифриза и не очень эффективно. Даже когда бак слит, на дне бака остается вода, которая смешивается с антифризом и снижает уровень его защиты. Кроме того, антифриз будет очень трудно смыть весной, а большое количество может испортить вкус вашей питьевой воды.
Не забудьте продезинфицировать и промыть агрегат перед его использованием весной.
Все дома на колесах немного отличаются расположением водозаборника, расположением водяного насоса, подключением стиральной/сушильной машины, водяными фильтрами и расположением водонагревателя. Это всего лишь руководство по подготовке к зиме, и, возможно, его потребуется немного изменить для вашего дома на колесах. Если ваш автофургон не оснащен байпасом водонагревателя, рекомендуется установить его, чтобы вам не приходилось заполнять водонагреватель антифризом.
Вот список рекомендуемых предметов, которые вам понадобятся для подготовки вашего дома на колесах к зиме
В зависимости от размера вашего дома на колесах и его оснащения, большинству людей потребуется 1–3 галлона нетоксичного антифриза для дома на колесах.
Выпускная пробка при использовании воздушного компрессора
Ручной насос с защитой от замерзания, комплект преобразователя водяного насоса или трубка для подключения к входной стороне водяного насоса
Временный комплект байпаса водонагревателя, если у вас нет постоянного установлено
Ручной инструмент для снятия сливных пробок
Вот основные шаги по подготовке вашего дома на колесах к зиме . Обратитесь за помощью в квалифицированный сервисный центр, если вы не уверены, где находится оборудование.
Отключите автофургон от внешнего источника воды, если он подключен.
Слейте воду из бака для свежей воды, опорожните и очистите баки для сбора сточных вод.
Снимите и обойдите все фильтры для воды. Снимите фильтр водяного насоса, если он у вас есть. Все фильтры будут разрушены антифризом и должны быть заменены.
Откройте кран горячей воды и дайте водонагревателю слить воду, чтобы сбросить давление. Закройте кран. Поверните перепускной клапан водонагревателя в положение перепуска. Снимите сливную пробку водонагревателя и откройте клапан сброса давления. НИКОГДА НЕ СЛИВАЙТЕ ВОДОНАГРЕВАТЕЛЬ, КОГДА ОН ГОРЯЧИЙ ИЛИ ПОД ДАВЛЕНИЕМ.
Откройте все краны с горячей и холодной водой, распылитель насадки для душа, устройство для смыва унитаза, душ на открытом воздухе, кухонные краны на улице и любые другие водопроводные линии, которые закрыты. Найдите и откройте сливные линии горячей и холодной нижней точки, если они есть в вашем доме на колесах.
Включите водяной насос не менее чем на 30 секунд, чтобы удалить воду из линий.
Если у вас есть воздушный компрессор, установите давление не выше 30 фунтов. Подсоедините воздушный шланг с заглушкой к штуцеру для залива воды. Продувайте водопроводные линии до тех пор, пока вода не перестанет вытекать из арматуры и линий. Продувать линии не обязательно, но рекомендуется. Вода, оставшаяся в магистралях, разбавит ваш антифриз и потребует больше антифриза для защиты вашего дома на колесах.
Закройте все стоки, закройте все краны и спустите воду в унитазе. Отключите воду от льдогенератора, если ваш дом на колесах так оборудован. Если у вас есть льдогенератор или стиральная машина/сушилка, рекомендуется доставить ваш дом на колесах в квалифицированный сервисный центр.
Установите комплект преобразователя водяного насоса. Или отсоедините впускную сторону водяного насоса (линия, идущая от резервуара для пресной воды) и установите перепускной шланг, чтобы тянуть прямо из бутылки с антифризом. Также можно добавить антифриз из наружного водозабора с помощью ручного насоса.
Если используется водяной насос, включите насос и откройте сторону холодной воды всех кранов (включая внешние). Оставьте краны открытыми, пока не потечет антифриз. Повторите для стороны горячей воды. Если вы пользуетесь ручным насосом, проверяйте свой прогресс, открывая по одному крану за раз. Начните с самой высокой точки и продвигайтесь к самой низкой точке в системе водоснабжения.
Смывать унитаз до тех пор, пока антифриз не начнет течь в унитаз.