Промывка системы охлаждения двигателя своими руками
Во время эксплуатации и обслуживания двигателя внутреннего сгорания в обязательном порядке требует периодическая замена рабочих технических жидкостей. К таковым относят моторное масло, трансмиссионное масло в коробке передач, тормозную жидкость и жидкость системы охлаждения. Перед заменой в ряде случаев требуется предварительная промывка указанных систем и агрегатов.
Промывка системы охлаждения двигателя и замена охлаждающей жидкости (ОЖ) является ответственной процедурой, которую желательно производить не реже 1 раза в 2-3 года или каждые 70-80 тыс. км. пробега, что будет зависеть от качества залитой жидкости в системе охлаждения. От нормальной работы системы охлаждения ДВС и качества ОЖ напрямую зависит противодействие перегреву мотора, эффективность поддержания рабочей температуры двигателя при любых условиях и режимах работы двигателя, ресурс автомобильного радиатора, радиатора отопителя, водяного насоса (помпы) и соединительных патрубков
Содержание статьи
- Когда и почему нужно менять антифриз
- Как самому промыть и почистить систему охлаждения двигателя
- Почему загрязняется система охлаждения: основные причины
- Чем и как лучше промыть систему охлаждения двигателя
Когда и почему нужно менять антифриз
Начнем с того, что вода в системе охлаждения сегодня практически не используется, уступив место антифризу или тосолу. Одним из свойств такой рабочей жидкости в системе независимо от типа (антифриз или тосол) является склонность к постепенному выкипанию.
Другими словами, уровень в расширительном бачке понемногу падает. В этом случае большинство автолюбителей доливают обычную дистиллированную воду, так как сама ОЖ представляет собой концентрат, который в определенной пропорции разводится с дистиллированной водой. Добавим, что такая жидкость (при условии хорошего качества самого концентрата и дистиллированной воды) выполняет сразу две функции:
- Основной задачей является отвод тепла от двигателя и перенос нагрева в радиатор, где происходит последующее охлаждение циркулирующей ОЖ;
- Дополнительной функцией является защита, очистка и частично смазка внутренних поверхностей и элементов системы охлаждения;
В силу значительного нагрева и выкипания ОЖ, что требует периодической разбавки водой, а также по ряду других причин происходит постепенная потеря свойств охлаждающей жидкости.
С учетом вышесказанного требуется не только периодически менять жидкость в системе охлаждения, но также производить промывку системы охлаждения двигателя перед заменой охлаждающей жидкости. Игнорирование данного правила приводит к тому, что свежий тосол или антифриз темнеет или даже чернеет через несколько десятков километров пробега, так как заливается в грязную систему охлаждения. Добавим, что загрязненная система не может нормально функционировать даже при учете замены ОЖ.
Как самому промыть и почистить систему охлаждения двигателя
Начнем с того, что очистка системы охлаждения предполагает разделение на два этапа. К первому относят наружную очистку сот радиатора и самого вентилятора системы охлаждения от пыли, пуха, грязи и другого мусора. Для очистки будет достаточно воспользоваться любой влажной ветошью, которой можно протереть лопасти вентилятора. Что касается радиатора, его соты промываются направленной струей воды под небольшим давлением. Обратите внимание, мойка аппаратами высокого давления типа Керхер может повредить мягкие ячейки-соты автомобильного радиатора.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как правильно мыть двигатель и стоит ли это делать Керхером. Из этой статьи вы узнаете об особенностях самостоятельной мойки подкапотного пространства и силового агрегата аппаратами высокого давления, а также другими доступными способами.Теперь перейдем к так называемой внутренней очистке, то есть непосредственно к промывке системы охлаждения. Промывать указанную систему необходимо для удаления накипи и ржавчины, а также отложений, которые неизбежно возникают после разложения присадок в составе тосола/антифриза. В двигателях, которые имеют определенные неисправности, в систему охлаждения может дополнительно попадать моторное масло или газы из камеры сгорания, что также негативно сказывается на общем состоянии системы.
Такая промывка осуществляется при помощи различных специальных средств, растворов или воды (как обычной, так и дистиллированной). Каждый из используемых очистителей имеет определенные преимущества и недостатки, о которых мы поговорим чуть позже.
Начинать промывку необходимо со слива старого антифриза из системы путем откручивания сливной пробки на радиаторе, которая конструктивно расположена в нижней точке. Также потребуется открутить сливную пробку и на блоке цилиндров (при наличии) для удаления остатков ОЖ из рубашки охлаждения двигателя. Для слива открутите крышку расширительного бачка, подставьте емкости под радиатор и БЦ, открутите сливные пробки.
Следует помнить, откручивать верхнюю или нижнюю пробку радиатора, пробку на БЦ, а также крышку расширительного бачка на горячем двигателе запрещено! В системе образуется повышенное давление, в результате чего жидкость может выплеснуться и вызвать серьезные ожоги и другие травмы!
Сам дальнейший процесс промывки предельно прост:
- после слива все пробки завинчивают. Затем в систему через расширительный бачок заливается вода или специальная жидкость-промывка.
Отклонения в процессе нагрева двигателя до рабочей температуры могут указывать на наличие образовавшейся воздушной пробки. Такую пробку необходимо устранить посредством прогазовки на холостых или отсоединения патрубков для последующей прокачки системы на заведенном двигателе.
Обратите внимание, включение вентилятора может произойти неожиданно. Не допускайте нахождения посторонних предметов в подкапотном пространстве, которые могут попасть в вентилятор. Это приведет к его поломке. Также берегите конечности от удара лопастями вентилятора системы охлаждения!
После выхода на рабочую температуру двигателю дают остыть, затем жидкость снова сливают описанным выше способом. Не забывайте, что во время промывки печка в салоне должна быть включена на максимальный обогрев.
Это позволяет промыть радиатор отопителя, по которому также циркулирует ОЖ. Окончанием промывки можно считать момент, когда после очередного слива из системы охлаждения будет вытекать чистая промывочная жидкость или вода.Почему загрязняется система охлаждения: основные причины
Главной причиной быстрого загрязнения системы охлаждения является использование обычной проточной воды, так как вода в системе охлаждения вызывает обильное образование накипи и ржавчины. Также простая вода имеет в своем составе большое количество солей, которые в условиях высоких температур оседают на внутренних поверхностях системы охлаждения. Что касается дистиллированной воды, накипи в результате ее использования меньше, но она все равно не способна обеспечить должной защиты от коррозии.
Заливка в систему охлаждения качественного тосола или антифриза не приводит к образованию накипи и замедляет процессы коррозии. Параллельно с этим антифриз после определенного времени теряет свои защитные свойства, присадки в его составе прекращают действовать. В результате может наблюдаться выпадение осадка, продукты разложения скапливаются на стенках патрубков и на внутренних поверхностях элементов системы охлаждения. Общая эффективность работы системы снижается, в отдельных случаях может произойти закупорка магистралей.
Чем и как лучше промыть систему охлаждения двигателяНачнем с того, что примеры с использованием популярного напитка Кока-Кола для промывки радиатора и системы охлаждения двигателя мы рассматривать не будем. Остановимся на общепринятых решениях:
- обычная или дистиллированная вода, вода с окислителем;
- специальные очистители системы охлаждения двигателя;
Что касается проточной воды, указанный способ промывки наименее эффективен, а еще может вызывать дополнительное образование накипи. Лучше заранее накипятить литров 10-15 воды, а уже после заливать кипяченую воду в систему. Более щадящим вариантом можно считать использование дистиллированной воды, которая продается на АЗС или в крупных гипермаркетах.
В любом случае, результативность промывки водой будет низкая и подходит только для относительно чистых систем, так как кипяток не способен удалить большую часть загрязнений. Если в сливаемой ОЖ или воде после промывки обнаружена накипь, но под рукой нет специальных средств для очистки, тогда отмывать подобные отложения лучше при помощи подкисленной воды. Для решения задачи потребуется слабый раствор, который должен состоять из воды, в которую добавляется на выбор каустическая сода, уксус или молочная кислота.
Раствор не должен быт слишком активным, то есть в воду нужно добавлять кислоту в умеренном количестве. В противном случае существует риск повреждения элементов из резины и пластика. Такой раствор заливается в систему охлаждения и предполагает нахождение в контуре несколько часов (от 4-х до 7-и), что зависит от степени загрязнения.
Первые 2-3 часа мотор с залитым составом нужно прогревать на холостых до рабочих температур, затем глушить и ожидать остывания. Необходимо, чтобы нагретый кислотный раствор оставался в системе не менее 3-х часов. Затем раствор сливается, заливается новый и процедура повторяется. Завершением очистки можно считать слив раствора, после чего обязательна итоговая промывка дистиллированной водой.
Наиболее эффективным способом очистки системы охлаждения мотора от грязи является приобретение специальных средств. Для удаления накипи нужны кислоты, для органических соединений и жиров требуется щелочной раствор. В обычных условиях кислотно-щелочной раствор изготовить нельзя, так как кислота и щелочь не являются совместимыми и нейтрализуют друг друга. Также щелочи и кислоты оказывают влияние на различные элементы в системе, которые выполнены из резины и пластика.
С учетом данных особенностей в продаже довольно слабо представлены отдельно щелочные и кислотные составы, так как риск негативных последствий очень высок. Главной причиной является повышенная агрессивность по отношению к резине и пластику, а также необходимость нейтрализации и тщательной промывки системы после применения подобных средств.
На этом фоне более популярны так называемые двухкомпонентные очистители системы охлаждения двигателя. В упаковке находятся сразу два состава, щелочной и кислотный. Указанные составы поочередно выливаются в радиатор или бачок. Также в комплекте может присутствовать и промывочная жидкость-нейтрализатор.
Самыми дорогими являются нейтральные очистители. Такие средства исключают негативные последствия, которые возникают после использования воды, кислоты и щелочи, комплексно ведут борьбу с разными типами загрязнений в системе: накипью, органическими отложениями и жирами. Их можно использовать как для профилактики при очередной замене антифриза, так и для удаления обильных загрязнений.
В состав подобных средств для очистки входят:
- активные чистящие вещества для комплексного удаления загрязнений;
- пакеты диспергентов, которые не позволяют ранее отмытым от стенок отложениям повторно прилипать к поверхностям и деталям;
- средства для защиты резиновых и пластиковых элементов системы охлаждения от воздействия на них кислот и щелочей;
- компоненты для борьбы с коррозией;
Напоследок добавим, что к замене антифриза следует относиться с таким же вниманием, как и к вопросу замены моторного масла.
Замена антифриза и промывка системы охлаждения Kia Rio
Что будет с двигателем, если не обслуживать систему охлаждения? Как правильно проводить промывку и нужна ли она? Разбираемся на примере Kia Rio вместе с техническими специалистами ЕвроАвто и нашего партнера — бренда Valeo.
Нужно ли менять антифриз
Владелец авто приехал на СТО, чтобы заменить антифриз и обслужить систему охлаждения. Было принято решение использовать специальный технический состав, который в несколько этапов полноценно вымывает всю грязь из системы. Для вас мы сняли видео о том, что выходит на каждом этапе промывки и как выглядят слитые растворы.
Для начала разберемся, из чего состоит система охлаждения. В нее входит радиатор, помпа и незамерзающая жидкость. Когда ее менять и нужно ли вообще это делать? Ответы на эти вопросы содержатся в мануале. Некоторые производители указывают в сервисной книжке, что антифриз не нужно менять. Это не так: кроме основного состава, хладагент содержит пакет присадок. Рано или поздно пакет деградирует.
Визуально это практически незаметно. Если рядовой автомобилист откроет крышку расширительного бачка, он увидит чистый прозрачный антифриз. Но это не значит, что пакет присадок “живой”. Если не менять охлаждающую жидкость, она перестает работать. Это чревато не просто перегревом двигателя, но и его поломкой. Также пострадают помпа и другие агрегаты и узлы. А это — путь к капитальному ремонту и серьезным затратам. Согласитесь, что лучше своевременно проводить ТО.
Очистка системы охлаждения
Мы используем специальный химический состав. Первый этап — развести содержимое банки с кислотной основой и пять литров дистиллированной воды. Но сначала избавляемся от старого антифриза. Помните, что он не должен попадать на открытые участки кожи и слизистую!
В инструкции производителя указано, что важно долить жидкость из первой емкости в расширительный бачок и сверху заполнить дистиллированной водой. Почему? При изъятии хладагента не происходит его полная экстракция. Антифриз остается в мельчайших каналах. Если мы разведем состав в пятилитровой канистре воды, то весь объем не поместится в радиаторе охлаждения. А этого допустить нельзя. Поэтому сначала мы добавляем химическое средство в систему, а только потом до края наливаем дистиллированную воду.
Затем автомобиль должен тридцать минут проработать на холостом ходу (иногда на пару минут увеличиваем обороты до двух-трех тысяч). Не спешите сразу выкручивать пробку и сливать раствор. Он остается горячим, плюс система находится под давлением. Лучше подождать десять-пятнадцать минут.
После раствор сливается. Повторяем процедуру с содержимым второй банки — щелочным веществом. В финале мы заполняем систему чистой дистиллированной водой, “прогоняем” мотор в течение получаса. Сливаем жидкость, анализируем ее состояние. Последний шаг — добавление нового антифриза.
Почему нужно промывать систему охлаждения
Мы брали пробы жидкости на каждом этапе. Первый образец — старый антифриз. Он оказался темным, но достаточно прозрачным. Второй (слитый химический раствор) представлял собой взвесь с посторонними частицами — остатком, который был на внутренних поверхностях и не смылся с хладагентом. Это смогло сделать химическое средство.
Третья проба оказалась светло-салатового цвета, а взвесь была практически неразличима. Но жидкость оставалась мутной. Наконец, финальный образец, бывший дистиллят, был чистым и прозрачным.
Сделаем вывод о том, что промывать систему охлаждения стоит. Также необходимо менять антифриз, при этом выбирать его не бездумно, а в соответствии со спецификацией производителя и международными стандартами. У ЕвроАвто есть такая позиция — антифриз бренда Valeo.
Смотреть видео о промывке системы охлаждения
Провести диагностику автомобиля на СТО ЕвроАвто по адресам
Еще материалы о системе охлаждения
Что нужно знать об антифризе
ТОП советов, которые помогут подготовить автомобиль к зиме
Подбираем антифризы правильно
Замена антифриза в системе охлаждения автомобиля
Как правильно подобрать антифриз?
Как найти куда утекает антифриз?
Грохочет и пожирает антифриз? У вас VW? Так это помпа!
Утекает? Наддуем!
Замена помпы на моторе CWVA. Хотите сэкономить? Это к нам
Записаться на ТО
Узнать стоимость описанных работ для своего авто, подобрать запчасти и записаться в автосервис
Нужна ли моему автомобилю промывка охлаждающей жидкости? — Tommy’s Hi Tech Auto Repair
Охлаждающая жидкость в вашем автомобиле играет жизненно важную роль в том, насколько хорошо он работает в сильную жару, сильный холод и все, что между ними. Уход за системой охлаждения должен быть частью регулярного технического обслуживания автомобиля. Как узнать, нуждается ли охлаждающая жидкость в замене и нуждается ли ваш автомобиль в промывке?
Что делает охлаждающая жидкость?
Охлаждающая жидкость — это жидкость, которая проходит через водяные шланги вашего автомобиля, радиатор, водяной насос и внутренние каналы двигателя. Он усердно работает, чтобы убедиться, что ваш двигатель не перегревается. Когда уровень охлаждающей жидкости падает, жидкость становится слишком грязной или двигатель помещает в охлаждающую жидкость слишком много мусора, он не может выполнять свою работу. Двигатели современных автомобилей не рассчитаны на то, чтобы выдерживать высокие температуры в течение длительного периода времени, поэтому, если охлаждающая жидкость не справляется со своей задачей, это может привести к серьезному повреждению двигателя, что приведет к капитальному ремонту.
Зачем нужно промывать охлаждающую жидкость?
Охлаждающая жидкость, как и другие жидкости в вашем автомобиле, со временем естественным образом ухудшается. Как только жидкость начинает портиться, она уже не будет столь же эффективно охлаждать ваш автомобиль, когда становится жарко (или холодно). Охлаждающая жидкость также естественным образом захватывает мусор и ржавчину из двигателя по мере циркуляции, что приводит к обесцвечиванию, деградации и попаданию мусора в другие части двигателя. Регулярная промывка и замена помогают предотвратить потерю охлаждающей жидкостью своей эффективности.
Когда следует промывать охлаждающую жидкость?
Сначала ознакомьтесь с рекомендациями производителя, чтобы получить базовые данные о том, как часто вам следует менять жидкость и промывать систему. Ответ сильно различается в зависимости от того, каким транспортным средством вы управляете, когда оно было изготовлено и какая охлаждающая жидкость используется. Некоторым автомобилям требуется промывка каждые 30 000 миль, в то время как другие могут делать это дольше, прежде чем потребуется замена.
Существуют и другие признаки, указывающие на необходимость скорой замены охлаждающей жидкости, в том числе:
Датчик температуры автомобиля поднимается вблизи опасной зоны во время движения
Утечка охлаждающей жидкости
Шипящие звуки или пар из-под капота
Завершив визуальный осмотр, заметив трещины или течи в шланги и ремни возле радиатора
Низкий уровень охлаждающей жидкости
Изменение цвета охлаждающей жидкости
Индикатор низкого уровня охлаждающей жидкости
Холодный воздух, выходящий из вентиляционных отверстий при включении подачи горячего воздуха
Почему важно правильно обслуживать систему охлаждения?
Когда ваша охлаждающая жидкость старая, количество антифриза в ней может быть слишком низким для надлежащего охлаждения вашей системы. Даже когда летом не жарко, охлаждающая жидкость по-прежнему выполняет важную функцию. Если вы не обслуживаете систему охлаждения должным образом и не доводите уровень охлаждающей жидкости до нормы, вы не столкнетесь с:
Защита от замерзания
Защита от перегрева
Снижение уровня теплового напряжения в радиаторе и двигателе
Низкая эффективность обогрева
Вам нужен слив и заправка или промывка?
Двумя наиболее распространенными операциями с охлаждающей жидкостью являются слив и заправка, а также промывка. Промывка сложнее, чем слив и заливка, поэтому всегда следует доверять эту задачу профессиональной ремонтной мастерской. Вся жидкость в системе будет слита, и все будет тщательно промыто, чтобы удалить старый мусор, частицы ржавчины и все остальное, что может помешать оптимальной работе.
Автосервис Tommy’s Hi Tech может позаботиться о вашей системе охлаждения
Автосервис Tommy’s Hi Tech помогает водителям в Дентоне, штат Техас, оставаться на дороге с 1991 года. можно доверять Томми. Чтобы назначить встречу или связаться с нами, позвоните нам по телефону 940-387-0070 или напишите нам по адресу [email protected].
Действительно ли необходима промывка охлаждающей жидкостью? Сколько это стоит?
Когда вы думаете о регулярном техническом обслуживании автомобиля, первые услуги, которые приходят вам на ум, это, вероятно, такие вещи, как замена масла, перестановка шин, обслуживание тормозов и, возможно, развал-схождение. Помимо замены масла, все эти другие услуги влияют на компоненты вашего автомобиля, которые вы можете легко почувствовать во время вождения. Смещенные колеса или шины с чрезмерным износом могут существенно повлиять на управляемость. Проблемы с тормозами могут доставить массу неприятностей, от неудобных до откровенно опасных.
Службы, которые напрямую не влияют на ваши повседневные ощущения за рулем, с большей вероятностью останутся без внимания или даже вовсе забудутся. Если вы не замечаете никаких изменений, зачем из кожи вон лезть и тратить деньги? Поддаться такому мышлению легко. Однако пренебрежение любой услугой может привести к катастрофе в будущем. Абсолютно лучший способ обеспечить надежность – выполнять ВСЕ техническое обслуживание через правильные промежутки времени.
Введите промывку охлаждающей жидкости. Если вы не взорвали линию охлаждающей жидкости или не заменили протекающий радиатор, вы можете не задумываться о своей охлаждающей жидкости. Промывка охлаждающей жидкости — одна из услуг, которую легко отложить. Если вы не будете промывать систему охлаждения, у вас, вероятно, не будет никаких проблем в течение многих лет, а если вы это сделаете, вы не заметите реальной разницы во время вождения автомобиля. Однако пренебрежение промывкой охлаждающей жидкостью может привести к довольно серьезным проблемам в будущем, что может привести к дорогостоящему ремонту.
Что такое охлаждающая жидкость?
Охлаждающая жидкость или антифриз — это жидкость, которая циркулирует через блок двигателя, радиатор и сердцевину отопителя, приводимая в действие водяным насосом. Вся система охлаждения отвечает за поддержание безопасной рабочей температуры двигателя за счет отвода тепла. Затем горячая охлаждающая жидкость проходит через радиатор и охлаждается. Этот процесс повторяется все время, пока ваш автомобиль работает.
Кроме того, горячая охлаждающая жидкость проходит через радиатор отопителя, который обеспечивает горячий воздух в салоне вашего автомобиля в холодные утренние и зимние дни.
Почему важны регулярные промывки охлаждающей жидкостью?
Промывка охлаждающей жидкостью — это больше, чем просто замена жидкости. Система охлаждения состоит из множества компонентов, и антифриз помогает их защитить. Содержание всех компонентов системы охлаждения, таких как водяной насос, термостат, сердцевина нагревателя и шланги, в хорошем состоянии предотвратит перегрев и уменьшит вероятность дорогостоящего ремонта.
Пренебрежение промывкой охлаждающей жидкостью может привести к серьезным проблемам:
1. ) Со временем в системе охлаждения образуются частицы накипи и ржавчины. Если вы слишком долго не промываете охлаждающую жидкость, эти частицы могут засорить проходы, потенциально повреждая сердцевину отопителя или перегревая двигатель.
2.) Охлаждающая жидкость содержит антикоррозионные и смазочные присадки, которые помогают предотвратить коррозию и обеспечивают хорошую работу водяного насоса. Со временем эти присадки теряют свою эффективность, увеличивая износ компонентов системы охлаждения из-за недостатка смазки и образования коррозионных отложений.
3.) Антифриз со временем становится кислым, вызывая быструю коррозию пластика, резиновых шлангов и металлических компонентов. Этот процесс называется химическим электролизом и может иметь катастрофические последствия, если его не принять во внимание.
Помимо предотвращения проблем, промывка охлаждающей жидкостью позволяет проверить всю систему охлаждения на наличие проблем. Если в слитой охлаждающей жидкости присутствуют такие загрязнения, как масло, это может свидетельствовать о других проблемах.
Что входит в промывку охлаждающей жидкости?
Как правило, эта услуга не намного сложнее, чем слив антифриза, добавление новой жидкости и удаление пузырьков воздуха из системы охлаждения, что иногда называют «отрыжкой». Если автомобиль заведется с открытой крышкой охлаждающей жидкости и включенным обогревателем, все воздушные карманы в системе, включая сердцевину отопителя, выйдут наружу. Воздушные карманы препятствуют надлежащему охлаждению и могут привести к перегреву.
На автомобилях с большим количеством отложений и мусора в антифризе иногда используется добавка для промывки охлаждающей жидкости, чтобы удалить все загрязнения. Если накопление достаточно сильное, может потребоваться замена компонентов.
Сколько стоит промывка охлаждающей жидкостью?
Стоимость промывки охлаждающей жидкостью зависит от объема охлаждающей жидкости вашего автомобиля и от того, промываете ли вы систему химикатами или мылом перед повторной заправкой.