Мрачный Петербург Достоевского и его героев
Автор:
Андрей Емцов
«Санкт-Петербург.ру» рассказывает, где найти дома и памятники, которые связаны с великим классиком, а также героями его произведений.
Петербург можно назвать главным героем произведений великого Федора Достоевского. Именно этот город определил судьбу и творчество писателя.
Читайте также:
Где жили гении: музеи-квартиры в ПетербургеПетербург Достоевского – это холодный и мрачный город, где царит болезнь и нищета. Здесь соседствуют изящные особняки дворян и бывшие доходные дома, где снимали для себя угол бедняки. Просторные набережные Невы и тесные таинственные дворы-колодцы, в которых постоянно темно.
Если вы хотите лучше понять классика, то предлагаем прогуляться по местам его произведений.
Михайловский замок
В 19 столетии в здании Михайловского замка располагалось военно-инженерное училище, где в течение трех лет Достоевский постигал азы военных наук. Проживал он в одной из комнат на втором этаже здания, где практически все свободное время проводил за чтением произведений Пушкина, Гоголя, Шиллера и Бальзака.
Сразу же после окончания училища Федор Михайлович подал в отставку, не желая связывать свою жизнь с военной службой.
Адрес: ул. Садовая, 2
Фото: Oleg Nabrovenkov / flickr.com
Дом Пряничникова
Доходный дом почт-директора Пряничникова известен прежде всего тем, что в нем с 1842 по 1846 год проживал Федор Достоевский. Именно здесь писатель создал свой первый роман «Бедные люди».
Адрес: Владимирский пр., 11
Фото: wikimapia.org / citywalls.ru
Дом Котомина
Весной 1846 года в доме купца Котомина, в кондитерской «Вольф и Беранже», изысканно оформленной в китайском стиле, произошла встреча Достоевского с известным революционером Петрашевским. В 1849 году это знакомство чуть было не стало для писателя роковым. За связь с революционером он был приговорен к смертной казни, позже приговор был заменен двумя годами каторги.
Адрес: Невский пр., 18
Фото: citywalls.ru
Дом Шиля
У дома на Вознесенском проспекте богатая история. Здесь располагалась гостиница «Париж», затем – доходный дом Шиля, а с 1847 по 1849 год одну из комнат снимал Достоевский. В этом доме он был арестован по делу Петрашевского.
Адрес: Вознесенский пр., 8
Фото: rutraveller.ru
Дом Родиона Раскольникова
Дом, где «все началось»: здесь начинается действие романа «Преступление и наказание». Где-то под самой крышей находилась каморка Раскольникова, которую писатель сравнивал с гробом или каютой. По размерам она больше походила на шкаф.
Адрес: ул. Гражданская, 19
Фото: Instagram / @olgalavriki, @lucky_terra
Кокушкин мост
Мост через канал Грибоедова, который писатель назвал «канавой». По нему пролегал путь Раскольникова к дому старухи-процентщицы. Какое-то время недалеко от Кокушкина моста жил сам Достоевский.
Адрес: Кокушкин мост
Фото: visit-petersburg.ru
Дом старухи-процентщицы
Здесь совершилось одно из самых знаменитых преступлений в мировой литературе. Раскольников сосчитал 730 шагов от своей квартиры до двери старухи.
Где именно была ее квартира неизвестно. Автор упоминает лишь то, что от ворот во двор нужно было повернуть направо.
Кроме упоминания в «Преступлении и наказании» здание не выделяется практически ничем. Разве что в нем два года успел пожить Грибоедов.
Адрес: наб. канала Грибоедова, 104
Фото: Никита Гранько / «Бумага»
Дом Сони Мармеладовой
Николай Анциферов в своей книге «Петербург Достоевского» в 1923 году предположил, что героиня «Преступления и наказания» Сонечка Мармеладова жила на Екатерининском канале (сейчас он называется канал Грибоедова) в доме №73.
Строение сильно отличается от того, что описал Достоевский: Соня жила на третьем этаже, но на момент написания романа это здание было высотой всего в два этажа. Оно стало четырехэтажным только в 1953 году.
Так или иначе, в романе Достоевского написано лишь то, что Соня проходила одну улицу от дома Раскольникова и поворачивала направо. Она снимала комнату на последнем этаже с окнами на набережную.
Адрес: наб. канала Грибоедова, 73
Фото: visit-petersburg.ru
Вознесенский мост
Вознесенский мост пересекает Екатерининский канал и расположен по соседству с Кокушкиным. С него бросилась в воду мещанка Афросиньюшка. Здесь же сумасшедшая Катерина Ивановна заставляла своих детей петь и танцевать ради милостыни.
Адрес: Вознесенский мост
Фото: visit-petersburg.ru
Сенная площадь
Все места, где происходило действие романа «Преступление и наказание», сгруппированы вокруг Сенной площади. Во времена Достоевского здесь находился самый дешевый в городе рынок, где торговали сеном, соломой и дровами, предлагали выпивку, и стояли проститутки. Это был центр мира униженных и оскорбленных. Именно тут Раскольников раскаялся в своем грехе.
На следующий день после преступления Раскольникова вызывают в полицейскую контору на Садовой улице. С убийством это не связано – на героя пожаловалась хозяйка квартиры за неуплату. Спустя 13 дней Раскольников приходит туда снова – уже с повинной.
Адрес: Сенная площадь
Фото: mos-holidays.ru
Музей Достоевского
В музее сохранились вещи, которые принадлежали Федору Михайловичу и его семье. В доме на Кузнечном переулке Достоевский провел последние годы жизни и скончался. В Петербурге есть много других музей-квартир, которые стоит посетить.
Адрес: Кузнечный пер., 5/2
Фото: vk.com/dostoevskymuseum
Памятник Достоевскому
Недалеко от мемориального музея установлен памятник писателю. Федор Михайлович сидит с задумчивым видом на лавочке и словно прислушивается к звону колоколов Владимирского собора. Говорят, что прозаик действительно любил гулять в этом районе.
Адрес: Большая Московская ул., 2
Фото: peterburg.biz / vk.com/dostoevskymuseum
Образ мрачного Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
1. Время создания романа.
2. Основной смысл произведения.
3. Петербург как место совершения преступления.
4. Жители Петербурга.
5. Петербург как символ эпохи.
«Преступление и наказание» особое произведение, новый для русской литературы социальный, философский и психологический роман, написанный Ф. М. Достоевским в 1966 году. Это время было смутным и тревожным для России. Это время — эпоха активной борьбы революционных сил с устоями власти, эпоха народных надежд и упований на скорую крестьянскую войну, так и не удовлетворенных.
Социальные противоречия и недоверие к представителям разных слоев общества усугублялись с каждым годом.Достоевский, создавая программное для своего творчества произведение, выступал против такого социального устройства современного ему общества. Прежде всего его роман направлен против общества, толкающего человека как часть себя на осознанное преступление.
Достоевский довольно точно отразил в романе картину современной ему России, атмосферу, царящую в ней в это время. Показан важный этап ‘ становления страны — переход к капитализму, построенному по европейским моделям. Резкой критике со стороны автора подвергается буржуазная цивилизация, извращающая природу человека, порождающая как явное, так и внутреннее зло. Подобное общество с его извращенным социальным строением раскрывает внутренний мир человека, выставляя на показ самое грязное, гнилое и бесчеловечное, что скрывается в нем. Особое место в романе, необходимое для понимания его основного замысла, занимает образ Петербурга — прекрасного города на Неве.
Этот город, бывшая столица России, приобретает второе, неявное ранее лицо. У писателя он делится на два города, органично связанных и слитых в одно целое, как разные стороны одной монеты. Можно увидеть дворцовый, сильный и прекрасный Петербург, с кружевом мостов и оград, прямыми, уходящими к горизонту линиями проспектов, высокими, строгими и холодными, но все-таки прекрасными замками. Однако есть и вторая сторона, раскрывающаяся именно в романе «Преступление и наказание», являющаяся основным местом действия произведения. Это, в отличие от светлого дворцового Петербурга, город теней, грязи и зла — Петербург кабаков, переулков, подъездов. Город стал в один ряд с узнаваемыми и живыми до сих пор образами — Москвой А. С. Грибоедова и Л. Н. Толстого, Петербургом Н. В. Гоголя и А. С. Пушкина. Выбор именно этого места в качестве декораций для совершения преступления не случаен. В мире психологии писателя природа и духовный мир человека неразрывно связаны, составляют единое и зримое читателю целое.
Именно в таком Петербурге — мрачном, грязном, враждебном человеку — могла зародиться теория Раскольникова о праве на преступление и именно в его грязных подворотнях и обветшалых домишках оно могло быть претворено в жизнь.В романе столичный город — средоточие темных узких улиц, заселенных нищими чиновниками и ремесленниками, грязных и запущенных дворов-колодцев, где разыгрываются трагедии повседневной жизни. Раскольников покидает свою убогую клетушку, похожую на гроб, и движется по Садовой, Гороховой и прочим улицам Петербурга к дому старушки — процентщицы, где и происходит преступление. Он встречает на грязных и безысходных переулках судьбоносных людей — Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню. Часто ему приходится проходить мимо Сенной площади, где в Столярном переулке, состоящем из шестнадцати домов, располагается восемнадцать питейных заведений сомнительной надежности: «…выходя с В-го проспекта на площадь, он вдруг увидел налево вход во двор, обставленный совершенно глухими стенами.
Жизнь большого буржуазного города воссоздана ярко, широко и зримо. Население города составляют «портные, слесари, кухарки, немцы, маленькие чиновники, квартирные хозяйки, уличные девицы, посетители питейных домов». Город населен «бывшими» людьми, ранее что-то из себя представлявшими, но нынче опустившимися и поникшими. Жизнь города — жизнь бедных, занятых постоянным поиском денег. Здесь материальные ценности выступают не в роли чего-то, дарующего владельцу власть, но как способ существования, средство для того, чтобы выжить. Прожить еще один длинный и мучительный день, полный унижений и спертого воздуха глухих уличных клеток.
Нищета как основное составляющее жизни города, толкает на преступление. Преступна Соня, вставшая ради семьи на дорогу проституции, преступна «благородная» мать, влачащая на себе мужа-инвалида и двоих детей и толкающая падчерицу на панель.
От подобной жизни люди тупеют и становятся недоверчивыми, глухими к чужим бедам и чужому горю. Человеческие чувства сменяются звериными любопытством и жестокостью. Хотя как остаться человеком, если все человеческое протестует против невыносимых условий?
Начало романа повествует о погоде, стоящей в Петербурге во время описываемых событий: «В начале июня, в чрезвычайно жаркое время… на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу».
Сама атмосфера жаркого, душного лета перекликается с образом убийства, недоверия, подозрительности, такими же душными, мешающими дышать, мыслить, жить.Городская жизнь трагична и печальна. Во время путешествия по городу Раскольников постоянно сталкивается с людьми, чья судьба изуродована и искалечена. Это пятнадцатилетняя девочка, которую напоили и обманули, это — мещанка Афро-синьюшка, бросившаяся с моста в воду.
Петербург в романе, не просто город, ставший ареной человеческой трагедии, но и сложный образ, символ ненормальности современной автору жизни. Пейзаж связан не только с мыслями и идеями героев, но и ощущениями и эмоциями самого автора. Петербург болен, так же тяжело и неизлечимо, как больны его обитатели, нравственно и физически.
Достоевскому удается создать особый Петербург, грязно-желтый, отталкивающий, но при этом странно завораживающий. В этом городе переплетаются сны и явь, становясь жутким, душным бредом наяву как для героев, так и для читателей.
Петербург, город с раздвоением личности
Недавний всплеск Кремля «евразийских» демаршей вызывали шок за нежелательным шоком для Европы. Сначала в Москве держали в тюрьме активистов-экологов Гринпис, демонстративно отказываясь иметь какое-либо отношение к Международному трибуналу по морскому праву. Затем Верховный суд РФ проигнорировал решение Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) отказал в пересмотре дела Алексея Пичугина, посадившего в тюрьму бывшего главу ЮКОСа отдел внутренней безопасности. ЕСПЧ также заявил, что Россия нарушила Европейской конвенции о правах человека, не предоставив никаких документов для пересмотр расстрелов НКВД польских офицеров в Катынском лесу в 1940.
Против этого бескомпромиссного фоне Россия продолжает «варить» все больше антилиберальных законов, которые составляет де-факто
введение цензуры. Некоторые законы имеют уже приняты, другие еще обсуждаются. Они включают в себя запрещение действий, которые «разжигают социальную ненависть», «оскорбляют чувства верующих», «пропагандировать гомосексуальность» или «пропагандировать сепаратизм», запреты о «нецензурной лексике в СМИ» и «распространении информации, которая может наносить вред здоровью детей и т. д. Очевидно, что все эти законы направлены на одно так или иначе, самым радикальным образом оторвать Россию от Европейская система ценностей.«Медный всадник» Василия Сурикова. Екатерина Великая заказала устрашающую статую в 1770 году в память об основателе Санкт-Петербурга.
Россия и Запад: тогда и сейчас
С момента появления Москвы на политической карте мира это история столкновения цивилизаций
Этот стиль «холодной войны» В отношениях между Россией и Западом нет ничего нового. С того момента Москва появился на политической карте мира в конце XV в. столетие, это была история столкновения цивилизаций – «тоталитарные» постмонголо-ордынские имперские самодержцы в Кремле бросали бросить вызов правовым европейским государствам.
Однако этот мрачный период истории, пронизанной едкостью, завистливой обидой и нервным рушится, было два блестящих века, когда Россия, пусть и не всем сердцем и не без оговорок приложил реальные усилия, чтобы открыться Европе. Это было с начала 18 по начало 20 вв. веков, когда Санкт-Петербург был столицей России.
Эти годы были самые яркие и блестящие страницы российской истории: элиты ( аристократия и интеллигенция) были неотъемлемой частью европейской духовной и интеллектуальная жизнь; Русская культура – в первый и последний раз в истории страны – находилась на пике своего расцвета, занимая свое место в пантеоне культурные достижения мирового уровня.
XVIII – начало XX веков были самыми яркими и блестящими страницами русской истории: элиты были неотъемлемой частью европейской духовной и интеллектуальной жизни.
Но это всего лишь Петербургский период, породивший наибольший конфликт. Противостояние между тоталитарной евразийской российской государственностью и либеральной европейской менталитет, диаметрально противоположный, привел к взрыву 1917 г. революция. Сначала рухнула монархия, потом и сама Россия. Тогда пришли большевики.
Как первый москвич автократы до них (и Бисмарк в Германии 19-го века), Большевики приняли политику «крови и железа» для объединения страны. Москва, штаб-квартира Большого Кремля Хан снова стал столицей России, и страна приступила к своему неумолимый спуск с культурных высот в евразийское политическое болото, уход и стагнация.
Таким образом, таким образом, в том, что происходит сегодня, нет ничего ни нового, ни неожиданного. Поведение российского правительства предсказуемо и объяснимо. Ситуация в крупнейших городах, где более заметно западное либеральное влияние, можно было бы назвать готовыми к Бархатной революции. В этих условиях Кремль, вполне логично, решил широко использовать попробовали и испытали «евразийские антибиотики» для борьбы с «европейскими бактериями»: политик репрессии, идосинкразический фанатизм и антиевропейская пропаганда.
«Перевозка громового камня в присутствии Екатерины II» И. Ф. Шлея. Современный, «европейский» город, построенный на костях тысяч крепостных, Санкт-Петербург начал свою жизнь парадоксальным образом.
Петербургский дихотомия
Существует, однако, один казалось бы, парадоксальная деталь современной российской политики. Кто были люди которые взяли курс на восстановление империи и возвращение к застойные евразийские болота? Почему группа людей, приехавших в Москву из Санкт-Петербурга? Петербург, тот самый город, который двести лет толкал Россию в Европа андроген, которая до сих пор считается «самым европейским городом России» 9.0003
На самом деле нет парадокс тут вообще. «Самый европейский» не значит «европейский» и петербургский можно было бы лучше описать как шизофренический город. Это европейское и русское в в то же время. Одно полушарие петербургского мозга живет великим европейским идея свободы, а другой жаждет великой евразийской империи. Два очень противоречивых мечты – в петербургском неевклидовом мире две непересекающиеся линии делают в итоге пересекаются.
Одна строка что-то запускает примерно так: «Петербург — великий город, потому что он создан по образу и подобию подобие Европы, колыбели свободы и демократии. Таким образом, Петербург без просвещенной демократии – пусть даже только в мыслях и мечтах – немыслимо».
Но вторая строка торпеды первые. «Петербург — великий город, потому что когда-то он был столица Российской империи. Сегодняшняя империя не может существовать без вертикали. власти, проходящей через общество от верхушки (самодержавия) к чиновничеству. Таким образом, Петербург немыслим без сильного и страшного (в собственном смысле слова) от слова) чиновничество».
Императорское величество vs человеческое достоинство — вот типичная петербургская дихотомия.
Обе изогнутые силлогистические цепочки столь же жестко встроены в подсознание граждан Санкт-Петербург, как его грязный, липкий туман и гордые, мрачные силуэты его безжизненные постройки. Как гнетущий «сон по Фрейду», они притупляют дух, наполнение его балластом комплексов, фобий и невротических импульсов.
Имперское величество против человека достоинства – это типичная петербургская дихотомия, испытанная лично Пушкина и закреплены в его поэме «Медный всадник». В нем рассказывается трагедия противостояния «маленького человека», обыденного петербуржец, наш «бедный Евгений», как называет его Пушкин, и царь Петр. Великий], решивший построить свою великолепную столицу в этом богом забытом месте, и который появляется в поэме в образе Медного всадника, памятника возведенный ему Екатериной Великой. Страшная стихия сметает Евгению возлюбленный во время наводнения 1824 года, и в своем горе он бросает вызов основателю города. Страшная статуя спускается со своего постамента и отправляется в погоню мятежника, посмевшего произнести такие вызывающие слова. Евгений наконец сходит с ума от горя из-за того, что его возлюбленная утонула, и умирает от горя дверь ее дома.
Смысл стихотворения в том, что императорское величие и личное человеческое счастье, в сущности, несовместимы. Но эта дихотомия происходит только в расстроенном уме бедного Евгения. «нормальное» обыденное петербургское сознание как бы не замечает того раскола, который выводит его из себя: на протяжении большей части своей истории жители города продолжали покорно сочетая несочетаемое и отчетливо повторяя это Петербургский взгляд на мир, цивилизованный по форме и шизофренический по форме. сущность.
Трагедия петербуржца дело не в том, что за ним день и ночь следует огромный бронзовый всадник состоянии, но так до последнего момента, пока огромное копыто не раздробит ему череп в булыжники, он точно не знает, на чьей он стороне. Он для сам, как он убегает? Или для маниакального государства, которое охотится за ним?
Был только один раз когда на рубеже 1980-х и 90-х годов кремлевское самодержавие дрогнуло и многие Петербуржцы на славный миг подумали, что историческая трагедия необходимости делать выбор больше не существовало; что красно-черная Империя остаются в прошлом во всей своей полноте и что сияющее бело-голубое будущее возвестит Свободу. Они даже считали, что Медный Всадник был всего лишь преследуя бедного Евгения, чтобы предложить ему вечную дружбу и защиту.
Но это слишком сладко иллюзия вскоре рассеялась, и мы, петербуржцы, снова оказались на бежать, негде спрятаться, а грозный всадник снова гонится за нами, сам не имея ни малейшего понятия, куда он направляется. Нам не хватает сил, чтобы повернуться, встать прямо и крикнуть: «Уходи!» перед лицом имперская химера.
Непримиримое‘Как получилось, что реставрация старой империи, которая теперь распространяется по всей России, началась здесь, в нашем городе?’
Это потому что Петербург само по себе, а не только его сознание, есть дихотомия, две половины которой непримиримый. С одной стороны, это изменчивый эпицентр культуры 18-20 веков с его архитекторами, писатели, композиторы, поэты и ученые. С другой стороны, Петербург. воплощает «застывшую» имперскую идею, вертикальная, как шпиль собора СС Петра и Павла. Эта жесткость видна в архитектуре и в сама история города тоже: «однообразная красота» бесчисленных классических казарм, черных труб военные заводы, «мертвый» желтый цвет правительственных зданий, народ, замученный бременем великой державы, и климат болота, на которых построен город. Вечная зависть и вечная изжога. города волшебное зелье может превратить любого, даже самого лучшего и доброго человека, в ничтожный Акакий Акакиевич, маленький герой гоголевской «Шинели»; и затем раздуть того самого Акакия Акакиевича в страшного городского призрака, который очень похож на президента Путина.
Когда я работал в Петербургская газета Дело , я получил визит кого-то, кого я знал раньше. Он был очень близок с Владимиром. Путин (как и он, работал в горадминистрации). Это было в самый начало второго президентского срока Путина, когда вопрос устами было: «Как это восстановление старой империи, которая сейчас распространившись по России, началось здесь, в нашем городе?»
Мой гость, который считал сам либерал, говорил, что он весь за свободу и что он огорченный нынешней чумой полицейских махинаций, пожиравшей все больше и больше больше того организма, которым является Россия, превращая ее в бесформенного монстра, который скоро перестанут быть жизнеспособными. Однако он не согласился с тем, что петербуржцам, переехавшим в Москву для работы в путинской команде, есть за что отвечать. В конце концов, это были не они. инициировал восстановление империи. Нет, это была воля народа! Это были люди, которые решили отказаться от свободы мысли или действия в благосклонность к возможности есть, красть и развлекаться от души». содержание. Если это то, чего хотят люди, то не лучше ли было бы, чтобы власти присматривают за ними, оберегая их от опасности?
Когда он доставил сам из всех этих мыслей, он просил, чтобы я не делал этого разговор публичный, а жаль, потому что, хотя и имел место какой-то некоторое время назад этот обмен мнениями пролил очень яркий свет на «алмаз правда», отражая, словно в осколках волшебного зеркала, сломленный дух современного типичного петербуржца. Он может на вид comme il faut европеец, но в душе он имперский конформист.
Экскурсия по «Петербургу Достоевского»
Редко встретишь места, имеющие столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Просто влияние климата так много значит. И это административный центр всей России, поэтому его характер должен отражаться на всей стране». интересна широкому кругу людей, даже мало знающим русскую литературу. Ведь программа перенесет вас в дома, в которых жили Достоевский и его герои, а также старинные храмы, бывшие публичные дома, пивные, знаменитые торговые улицы и красивые площади. Наряду с занимательными описаниями и рассказами экскурсовода вы откроете для себя яркую картину буржуазной жизни Петербурга XIX в.век.Город предлагает большое количество различных экскурсий по Достоевскому, различающихся по направленности, продолжительности и формату экскурсии. Главное – выбрать тур, который подходит именно вам. Изучив различные программы на сайтах турагентств, мы остановились на четырехчасовой пешеходной экскурсии, которую считаем наиболее полной и охватывающей несколько районов города, включая Александро-Невскую Лавру, где похоронен Достоевский. Кроме того, мы считаем, что пешеходная экскурсия позволяет лучше понять, как жили персонажи в воображении писателя. Если погода ясная и солнечная, разве есть лучший вариант?
Экскурсия начинается на проспекте Римского-Корсакова (который во времена Достоевского назывался Екатерингофским). Мы встретились с гидом в холле четырехзвездочного отеля «Амбассадор», на пр. Римского-Корсакова 5. Мы направились прямо к дому № 3, где когда-то жил писатель. Расположенный в типичном для Петербурга дворе, дом, особенно на контрасте с гостиницей, выглядел особенно уныло.
Осмотрев священное окно на третьем этаже, мы продолжили. Основными районами «Преступления и наказания» Достоевского считаются районы между Сенной пл. (Сенная площадь) и канал Грибоедова и район вокруг Владимирской пл. (Владимирская площадь).
Когда мы переходили на другую сторону канала, к нам подошел пожилой мужчина, который, как оказалось, был соседом людей, живущих в настоящее время в квартире Достоевского. Услышав, что мы говорим о Достоевском, пожилой мужчина сделал уточнение, как будто зная, что наш проводник не сказал бы нам. Он объяснил, что на самом деле Достоевский жил в другом доме, но на его месте был построен этот. На ум пришла строчка
из «Преступления и наказания»: «С замиранием сердца и нервным трепетом он подошел к огромному дому, который одной стороной выходил на канал, а другой на улицу».
Кажется, в этом отрывке из «Преступления и наказания» Достоевский описывал дом старого ростовщика, который располагался на набережной канала Грибоедова, № 104, в непосредственной близости от дома писателя. Вообще Достоевский часто описывал дома своих героев как близкие к своим, а в одном случае описал свой собственный дом. Обстановка в домах и темный внутренний мир, в котором жили персонажи, часто контрастировали с ясным петербургским солнцем. Поэтому для этого тура мы должны были попытаться использовать наше воображение, чтобы воспроизвести художественную вольность писателя. Представьте, что вы вдыхаете свежие ароматы реки, а затем почти задыхаетесь от невыносимого вонючего запаха в коридоре, где жила старуха. Оттуда мы прошли в квартиру на 4 этаже, в которой произошло убийство в «Преступлении и наказании», в которой сейчас проживает молодая семья. Сцена
преступления теперь детская комната, с цветными обоями и игрушками. Мы не стали беспокоить семью, которая там жила, и продолжили свой путь.
Далее мы прошли по каналу Грибоедова до дома Сони Мармеладовой, рассматривая особенности архитектурного стиля домов, которые встречали по пути. Во времена Достоевского существовала прямая зависимость между тем, как выглядели дома, и тем, сколько денег было у их владельцев.
Если внимательно присмотреться к домам, то видно, как каждый прежний владелец стремился выделиться, перещеголять соседей, насколько мог. Но, несмотря на современный внешний вид, наибольший интерес у туристов вызывает дом № 73, который, по мнению исследователей, является домом Сони Мармеладовой. Однако точный адрес героини в романе Достоевского не указан. Также существует версия, что Соня жила на Казначейской улице. 7. Изюминкой прогулки, однако, был, пожалуй, следующий дом, который мы посетили. Рядом с ним стояла группа туристов и пара любопытных зевак. В дом нельзя было войти, но некоторые люди ждали, чтобы попытаться проскользнуть в здание, если бы у них была такая возможность. Можно только представить, что могут чувствовать жители. Некоторым, наверное, нравится внимание, особенно иностранных туристов!
Как вы уже догадались, здесь жил Родион Раскольников, пожалуй, самый известный персонаж Достоевского. «В начале июля, в период исключительной жары, под вечер, один молодой человек спустился на улицу из комнатки, которую он снял у каких-то жильцов в С-лейн, и медленно, почти нерешительно направился к К-н мост», — так начинает Достоевский в начале романа.
Сам Достоевский долгое время жил в этом районе, только переехав дом с первого по седьмой на девятый по Казначейской ул. (которую в то время называли «мелкой буржуазией»). Здесь он написал «Преступление и наказание», «Игрок» и «Мертвый дом». Здесь же проходили заседания редколлегии журнала «Время», который издавали Достоевский и его брат. И судьба номер один Treasury Street? Сейчас это небольшая трехзвездочная гостиница, известная как «Дом Достоевского», простая, но популярная у туристов.
Следующим пунктом назначения была Сенная пл. (район Сенной) – горячая точка Петербурга в 19 веке. Там часто бродил Раскольников, и образы магазинов, кабаков, пансионатов и публичных домов возникали в нашем воображении, когда их описывал наш проводник. Здесь долгое время стояла и Спасская церковь, но она была разрушена в 1961 году, и планы по ее восстановлению до сих пор не реализованы. На его месте сейчас стоит станция метро Спасская. Ехали оттуда через Владимирскую пл. район, минуя главную архитектурную достопримечательность площади, которой, конечно же, является собор, который часто посещал Достоевский. Всего в нескольких шагах отсюда последний дом Достоевского. Наш экскурсовод рассказал нам, что Достоевский любил снимать дома рядом с церквями и соборами, и нас привели на Кузнечный пер., 5/2. посмотреть квартиру.
Хотя подробная экскурсия по музею в бывшем доме Достоевского не входит в программу, все же советуем его посетить. Он точно не оставит вас равнодушным! Можно узнать, каким отцом был Достоевский, каким он был мужем, какие у него были домашние привычки. Экскурсоводы музея всегда смогут удивить необычными историями и фактами. В квартире до сих пор можно найти многие из личных вещей Достоевского, такие как его шляпа, его письменные принадлежности, записка, написанная его ребенком, адресованная самому Достоевскому (с орфографическими ошибками). Сняв двадцать слоев обоев, реставраторы смогли обнаружить оригинальные обои. Сейчас квартира выглядит почти так же, как и во времена, когда в ней жил писатель, вплоть до своей смерти 9 февраля.1881 г. Федор Достоевский похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры вместе с Чайковским, Мусоргским, Куинджи, Крыловым и другими деятелями русской культуры.