Машину ведет в сторону причины: 7 причин почему ведет машину в сторону при движении

Содержание

🚗 Почему машину «тянет» в сторону — причины и ремонт

Когда при движении машину «уводит» в сторону — это не только неприятно, но и опасно. Меньшее, чем может грозить данная неисправность — это неравномерный и ускоренный износ покрышек. Но на практике бывает немало случаев, когда всё заканчивается серьёзной аварией с потерями. Поэтому эксплуатировать автомобиль, который тянет влево или вправо, настоятельно не рекомендуется. Причину нужно как можно скорее выявить и устранить. В этом материале на сайте Авто без СТО рассмотрено 15 возможных причин, почему машина «плавает» на дороге. По каждой из них описаны типичные симптомы, методы диагностирования и ремонта.

Как автомобиль едет прямо?


На первый взгляд этот вопрос может показать наивным и маловажным. Однако с этого надо начинать любой ремонт. Чтобы что-либо починить, надо сперва понять, как оно работает в исправном состоянии. Поэтому, давайте разберёмся, как едет автомобиль.

Разгон


Ускорение является в данном случае самым сложным режимом эксплуатации. Если машину тянет в сторону при ускорении — искать причину труднее всего. Дело в том, что при разгоне на колёса действует больше всего разных сил. Баланс этих сил определяет направление движения машины.

Когда автомобиль разгоняется, прямолинейность его движения зависит от следующих четырёх факторов:

  1. Крутящий момент — если одно колесо «толкает» сильнее, чем другое, то оно будет стремиться «убегать» вперёд.
  2. Сцепление с дорогой — если одно колесо постоянно проскальзывает, а второе цепляется нормально, то проскальзывающее «отстаёт».
  3. Сопротивление качению — одна из основных задач двигателя заключается в преодолении этого сопротивления. Зависит оно от площади пятна контакта шин с дорогой и направления колёс.
  4. Диаметр ведущих колёс — от этого зависит длина окружности, а в случае с колёсами путь, который каждое из них проходит за один оборот.

Эти же факторы важны и в других рассмотренных режимах. Но лишь выборочно.

Прямолинейное движение


Это режим, когда автомобиль разогнался, и едет с одной и той же скоростью. В данном случае сцепление с покрытием и сопротивление качению являются такими же значимыми факторами, как и при разгоне. А вот крутящий момент влияет уже не столь значительно. Диаметр колёс тоже важен.

Накат


При езде накатом крутящий момент на ведущие колёса не передаётся, поэтому здесь этот фактор в расчёт не берётся. Сцеплением с покрытием тоже можно пренебречь, так как в этом режиме при прочих равных оно одинаковое на всех колёсах. На прямолинейность влияет только сопротивление качению и диаметр колёс.

Торможение двигателем


Это режим, когда разогнанный автомобиль замедляется за счёт сопротивления двигателя, который в данный момент не вырабатывает крутящий момент (крутящий момент передаётся с ведущих колёс на коленвал). На прямолинейность в данном случае влияет только два фактора из четырёх вышерассмотренных — сопротивление качению и диаметр колёс.

Торможение обычное


В этом режиме на прямолинейность влияет два фактора — сцепление колёс с дорожным покрытием и сопротивление качению. Либо трение, если торможение экстренное. Крутящий момент и диаметр колёс (если они заблокированы) — на прямолинейность никак не влияют.

Подытожим


Понимание физики и знание условий прямолинейного движения автомобиля (хоть и в довольно упрощённом виде) позволит упростить выявление причины, почему его тянет в сторону. Простота приходит за счёт исключения заведомо невозможных для того или иного режима причин или неисправностей. Конечно, есть проблемы, из-за которых машину может тянуть в сторону сразу во всех или только в нескольких режимах. Об этом будет сказано отдельно при разборе каждой из 15 рассмотренных далее причин.

Разное давление в шинах


От давления в шине зависит два важных параметра, влияющие на прямолинейность движения автомобиля. Это сопротивление качению и диаметр колеса. Шина, в которой давление меньше, чем у «партнёрши по оси», имеет большее пятно контакта с дорогой, и сопротивляется качению сильнее. Диаметр её тоже меньше. Это приводит к тому, что менее накачанное колесо «подтормаживает» и проходит меньший путь за один оборот, чем более накачанное. Плюс оно лучше цепляется за дорогу.

Симптомы. Поскольку приспущенная резина влияет сразу по трём факторам, машину уводит в сторону во всех режимах движения. Тянет её в ту сторону, где находится менее накачанное колесо. Чем больше разница в давлении между шинами на одной оси, тем ощутимее уводит.

Поиск причины. Несмотря на то, что исключить эту причину по первичным признакам невозможно, она самая простая в диагностике. Сильный разброс по давлению можно увидеть визуально. Однако следует понимать, что даже невидимая глазом разница тоже вполне сгодится для причины отклонения машины от курса. Вычислить её в таком случае можно при помощи манометра. Разницы в 0,2 атмосферы уже хватит для создания дискомфорта при езде по прямой ровной дороге.

Ремонт. Накачать шины до одинакового давления. Если машина некоторое время простояла под палящим солнцем, одной стороной к нему, то на давление будет также влиять температура воздуха внутри шины. Соответственно, вы можете накачать всё одинаково, а проблема в дороге вскоре опять проявится.

Разные шины на одной оси


Разные модели шин могут иметь как различающийся диаметр, так и площадь контакта с дорогой. Соответственно, эффект будет почти такой же, как и в случае с разбросом давления.

Симптомы. Проявляется во всех режимах на ровне с разбросом давления в шинах. Иногда увод более заметен при интенсивном разгоне.

Поиск причины. Если машина не новая, и шины ставили не вы — обратите на это внимание.

Ремонт. Установите одинаковые шины на ось. Они должны быть не только одной размерности, но и с одинаковым рисунком протектора. Это тоже существенно влияет на сцепление с дорогой и стабильность автомобиля.

Неравномерный износ шин


Здесь практически всё то же самое, но при условии, что износ — это протектор, который стёрся. Результат — разные диаметры колёс и пятна контакта. Немного иначе ситуация, когда одна из шин имеет физические повреждения. Лопнул или отслоился корд, есть «грыжа», покрышку «повело» и так далее.

Симптомы. Проявляется во всех режимах езды. Плюс ко всему, если шина имеет серьёзные повреждения, помимо увода машины в сторону, может наблюдаться вибрация или биение на руле.

Поиск причины. Осмотрите внимательно шины. Очень часто, чтобы выявить повреждения или неравномерный износ, колёса надо снимать с машины и детально осматривать намётанным глазом специалиста.

Ремонт. Замените пару шин на одной оси, независимо от того, одна изношена/повреждена, или обе сразу. В автомобиле вообще всё, чему есть пара, надо менять попарно — амортизаторы, ступичные подшипники, тормозные колодки.

Кривые колёсные диски


Когда на машине кривой колёсный диск, увеличивается сопротивление качению. Также может ухудшаться сцепление с дорожным покрытием, особенно, если оно скользкое. Кривое колесо — это уже не круглое колесо. А значит катится оно хуже («скачет»), и может проявлять себя в виде увода машины в сторону абсолютно во всех режимах, кроме экстренного торможения.

Симптомы. Помимо того, что машину тянет в сторону на всех режимах (кроме экстренного торможения), добавляется вибрация рулевого колеса. Ещё на кривых колёсах автомобиль может «плавать» на определённой скорости.

Поиск причины. К сожалению, в этом случае без специалиста и профессионального оборудования выявить неисправность сложно. Серьёзные деформации можно увидеть своими глазами. Но зачастую проблема настолько мизерная, что обычный человек её просто не заметит.

Ремонт. Прокатайте кривые диски на специальном станке, либо замените их на новые.

Колея


Довольно распространённая причина, так как дороги не везде идеальные. Машину тянет в сторону потому, что колёса попадают в колею, и возникает эффект поезда на рельсах.

Симптомы. Машину тянет в сторону только периодически и на определённом участке пути.

Поиск причины. Если колея глубокая, то её видно с места водителя, и практически всегда можно пропустить её мимо колёс. Однако есть и такие, которые не видно.

Ремонт. Лежит на плечах соответствующей государственной структуры.

Неравномерный зацеп колёс с дорожным покрытием


Не является неисправностью автомобиля и относится к тем случаям, когда движение осуществляется по дороге со снегом, льдом или лужами. Если одно из колёс оси попадает на скользкое (или проявляется эффект аквапланирования), нарушаются условия для прямолинейного движения машины, и её серьёзно тянет в сторону.

Симптомы. Если дорога скользкая или мокрая, то нет ничего удивительного в том, что автомобиль уводит в сторону.

Поиск причины. Смотрите на дорогу, а не в телефон.

Ремонт. Своевременно снижайте скорость до безопасной.

Схождение колёс


Регулировку развала-схождения колёс легкового автомобиля следует выполнять не реже, чем два раза в год. Также эта процедура обязательна после любого ремонта ходовой и рулевой части — замена резины, дисков, подшипников, рычагов, шаровых, наконечников, тяг. При неправильном схождении колёс происходит перекос по сопротивлению качению колёсам на одной оси. Грубо говоря, одно из колёс катится, куда хотите вы, а второе — куда хочет оно.

Симптомы. Систематически машину тянет только в какую-то одну сторону. Больше проявляется на средней и высокой скоростях. Не ощущается только при торможении с блокировкой колёс. Также может не проявляться на скользкой дороге, так как сила сопротивления качению уменьшается за счёт скольжения по льду или снегу.

Поиск причины. Сильный разброс схождения виден невооружённым глазом, если отойти на несколько метров от машины, и глянуть на колёса с фронта или тыла. Однако для того, чтобы автомобиль тянуло в сторону, достаточно отклонения в несколько угловых минут. Обычно, если вы регулярно делаете развал-схождение, и с автомобилем ничего не происходило после последней процедуры (не было ремонта и вы не влетали в хорошую яму), то эту причину можно отбросить.

Ремонт. Посетите СТО и отрегулируйте развал-схождение. Обратите внимание, что при износе деталей рулевого управления и ходовой части, описанных далее, регулировать развал-схождения практически бесполезно.

Износ рулевых наконечников


Разболтанные рулевые наконечники приводят к тому, что колёса одной оси физически не могут катиться в одном и том же направлении. Если на какое-то из них будет воздействовать большее сопротивление качению или трение, оно в буквальном смысле будет выворачиваться в сторону. В результате автомобиль тянет.

Симптомы. Помимо того, что автомобиль тянет в сторону на всех режимах, кроме экстренного торможения, из-за разбитых наконечников может ощущаться вибрация или биение на рулевом колесе. Зимой, когда дороги скользкие, проблема исчезает.

Поиск причины. По-быстрому проверить рулевые наконечники можно самостоятельно. Для этого надо вывесить на домкрате каждое из передних колёс, и пошатать их в тех направлениях, в которых они поворачиваются при повороте рулевого колеса. Если есть заметный люфт, дополнительно его можно увидеть и на самих наконечниках, заглянув под авто.

Ремонт. Лечится данная болезнь только заменой рулевых наконечников. К сожалению, из-за состояния дорог во многих местах это почти такой же расходник, как и бензин. После замены деталей не забудьте отрегулировать развал-схождение.

Деформация рулевой рейки или тяги


При деформации этих деталей рулевого механизма нарушается соосность передних колёс автомобиля. В результате происходит ровно всё то же самое, что в случае не отрегулированного развала-схождения. Одно из колёс испытывает большее сопротивление, чем другое, и машину постоянно уводит в сторону.

Симптомы. В некоторых случаях сильные деформации рулевой рейки или тяг заметно ощущаются при управлении автомобилем на средней и высокой скорости. Как и в случае с неправильным схождением, проблема может исчезать или ослабляться на скользком дорожном покрытии.

Поиск причины. Определяется визуальным осмотром специалиста на СТО. Серьёзные деформации можно увидеть и в своём гараже, если есть смотровая яма и возможность заглянуть под автомобиль. Проблемы этого рода не появляются сами по себе. Обычно им предшествует наезд в глубокую яму или ДТП (даже мелкое на первый взгляд).

Ремонт. Сводится к полной замене деформированных деталей на новые. После восстановления рулевого управления обязательно делается регулировка развал-схождения колёс.

Износ шаровых опор


Разбитые шаровые опоры приводят к нарушению правильного положения передних колёс автомобиля. В том числе, может нарушиться их соосность, из-за чего машину будет тянуть в сторону.

Симптомы. Раздолбанные шаровые опоры проявляют себя не только тем, что машина едет в сторону от курса. Обычно их также слышно на плохой ухабистой дороге. Также их износ ощущается тактильно на рулевом колесе в виде ударов при наезде на бугорки или ямки.

Поиск причины. Проверка степени износа шаровых опор автомобиля тоже может быть выполнена в гаражных условиях. Для этого надо вывесить управляющие колёса (можно по очереди) на домкрате, и при помощи длинного рычага приподнять шаровую. Эта манипуляция позволяет увидеть люфт, которого в исправном узле быть не должно.

Ремонт. Проблема устраняется заменой шаровых опор. Также сегодня есть мастерские, которые занимаются восстановлением изношенных шаровых. Хватает их после этого не на очень долго, но в некоторых случаях они служат подольше, чем некачественные новые запчасти.

Износ ступичных подшипников


На ступичных подшипниках вращаются колёса автомобиля. Когда они изнашиваются (разбалтываются), колёса начинают вилять или смотреть в разные стороны. Происходит всё то же самое, что и в предыдущих случаях. Машину тянет в сторону на всех режимах, кроме экстренного торможения.

Симптомы. Изношенные ступичные подшипники можно услышать и почувствовать во время езды. Они могут скрипеть, пищать, издавать скрежет. Также на сильно изношенных подшипниках машина может вилять при вхождении в повороты.

Поиск причины. Чтобы выявить подуставшие ступичные подшипники, надо вывесить поочерёдно все колёса на домкрате, и пошатать их туда-суда, взявшись руками за верхнюю и нижнюю части колеса. Если есть люфт, значит подшипники разболтаны.

Ремонт. Здесь только замена на новые запчасти. Несмотря на то, что замена ступичных подшипников в теории не может влиять на положение развал-схождения, после этой процедуры данную регулировку выполнять тоже необходимо.

Неправильная работа тормозной системы


В автомобиле с полностью исправной тормозной системой при нажатии на педаль на всех четырёх колёсах создаётся одинаковое тормозное усилие. Говоря простыми словами, все колёса «придерживаются» колодками одинаково сильно. А также, когда машина без ABS, и мы выполняем экстренное торможение, все четыре колеса одновременно блокируются. Если же какая-либо сторона тормозит хуже, машину резко тянет в сторону и даже закручивает с полной потерей управления.

Симптомы. Проблема проявляется при любом торможении со средней и высокой скорости. Нередко заканчивается ДТП, которого при исправной тормозной системе легко можно было бы избежать. Неполадка может пропадать при торможении на скользкой дороге, так как в этих условиях системе нужно меньше усилий, чтобы заблокировать все колёса.

Поиск причины. При первых признаках стоит обратиться к специалистам. Самостоятельно выявить неполадки с тормозной системой можно, но это довольно непросто. Самое простое и доступное — это определить наличие воздуха в системе по проваливающейся или ватной педали тормоза, либо рассмотреть изношенные или разрушенные тормозные колодки.

Ремонт. В зависимости от характера неисправности: прокачайте тормозную систему; очистите рабочие тормозные цилиндры; устраните разгерметизацию системы; замените тормозные колодки; проточите или замените тормозные диски.

Неправильная геометрия кузова


При нарушении изначальной геометрии кузова, на ряду с прочими проблемами, машину может начать тянуть в сторону. При этом, вовсе необязательно накануне должно быть авария. Металл может повести и после переезда через лежачего полицейского, и после хорошей ямки.

Симптомы. Помимо того, что машину ведёт в сторону на всех режимах, кроме торможения, деформации можно заметить по увеличившимся или неравномерным зазорам между кузовными деталями.

Поиск причины. Особое внимание обратите на те места кузова, где находятся колёса. По неравномерным или увеличившимся зазорам между крышкой капота и крыльями, либо между крыльями и передними дверями уже можно смело думать в эту сторону и искать причину увода машины в сторону в данном направлении.

Профессиональная диагностика геометрии кузова выполняется на специальном стенде, на котором можно увидеть мельчайшие отклонения от заводских размерностей и пропорций.

Ремонт. Неправильный кузов, это, конечно, неприятно, но в многих случаях проблема легко устраняема. Ремонт называется вытяжкой или рихтовкой.

Неравномерная передача крутящего момента на ведущие колёса


Эта проблема есть по умолчанию на некоторых переднеприводных автомобилях. Причина кроется в том, что приводные валы имеют разную длину и разный угол залома. В результате крутящий момент на ведущие колёса передаётся с небольшим перекосом, что иногда очень явно ощущается при разгоне автомобиля.

Симптомы. Чем интенсивнее разгон (но с нормальным зацепом с дорогой), тем сильнее машину уводит в сторону. При торможении двигателем проблема тоже может проявляться. В остальных режимах автомобиль ведёт себя адекватно.

Поиск причины. «На глаз» определить практически нереально. Об этом надо либо знать, либо узнавать у специалистов.

Ремонт. Если не имеет место износ приводов автомобиля, то ничем тут не поможешь. Как говорится — такая конструктивная особенность. Если же привода изношены, но их своевременная замена позволит если не устранить, то хотя бы уменьшить проблему.

Неравномерная загруженность автомобиля


Последняя причина, на которую мало кто думает. Тем не менее, баланс массы автомобиля играет важную роль в его стальном прямолинейном движении. Если машина нагружена сильнее с правой или левой стороны (например, водитель по комплекции лёгкий, а справа спереди и сзади сели два не лёгких человека), то изменяется сопротивление качению и площадь пятна контакта резины с дорогой.

Симптомы. Может проявляется во всех режимах, включая экстренное торможение (более нагруженные колёса тормозят эффективнее).

Поиск причины. Обратите внимание на то, как загружен автомобиль.

Ремонт. Если проблема началась после неудачной рассадки пассажиров или груза, просто пересадите/переместите пассажиров/груз.

Итоги


Когда машину тянет в сторону — это может быть крайне опасно. Сразу же после появления описанных в статье симптомов следует найти причину, и устранить её либо самостоятельно, либо при помощи специалистов.

ВИДЕО: машину тянет в сторону


Почему автомобиль начинает при езде тянуть в сторону, и как с этим справиться?

Возможные факторы увода автомобиля в сторону при движении, возможное решение проблемы. Видео о том, почему автомобиль может тянуть вправо или влево.

Довольно сложно добиться от машины, чтобы она двигалась по намеченному пути, как поезд, не виляя. Водителю всё равно придётся то и дело слегка подруливать, что является нормальной практикой.

Однако случается, что автомобиль откровенно съезжает в ту или иную сторону. Подобное его поведение может быть вызвано объективными факторами, которые остаётся просто воспринимать как должное: климатические условия, состояние дороги и т. д. Если же транспортное средство «гуляет» из-за имеющихся в нём технических неполадок, то во многих случаях это поправимо. Например, одним из способов, описанных далее.

Боковой ветер

Если машину во время движения тянет влево или вправо, то это ещё не значит, что она неисправна. На её курсовую устойчивость вполне может оказать влияние боковой шквальный ветер.

Чем выше и длиннее автомобиль, тем больше его парусность, то есть площадь, попадающая под воздействие ветра сбоку. Потому закономерно, что среди легковых машин наиболее подвержены такому влиянию представители следующих групп:

  • фургоны;
  • внедорожники с переменным клиренсом, обладающие задней подвеской многорычажного типа.

В автомобиле с хорошей шумоизоляцией идентифицировать гул бокового ветра отнюдь не просто, и внезапное отклонение машины от курса может серьёзно озадачить её водителя. Впрочем, ураган распознаётся и по другим признакам. Например, качающимся ветвям деревьев или небольшому крену кузова.

Обозначать ситуацию с текущими направлением и силой ветра призваны специальные полосатые «флюгеры», которые порой устанавливают на мостах, плотинах и аварийно опасных участках. И если налетел шквал, и машину повело, то не рекомендуется сильно её разгонять.

Уклон дорожного полотна

Как правило, автомобильные дороги профессионалы строят с небольшим уклоном к обочинам. То есть, полосы наклоняют в правую сторону. Делается это в основном по двум причинам:

  • если автомобиль вдруг окажется неуправляемым, то он скатится на обочину, а не выедет на встречную полосу;
  • для стока с дороги ливневых вод.

В этом плане особняком стоят горные дороги, которые в целях безопасности обычно наделяют уклоном в сторону, противоположную обрыву. Естественно, при езде по полосе, сильно наклонённой вправо или влево, машина может немного сбиваться с курса. И с этим остаётся только смириться…

Шины уводят машину?

Некоторые эксперты рекомендуют при ремонте автомобиля начинать с неполадок, не требующих каких-либо расходов, затем переходить к тем, которые нуждаются в некоторых вложениях, и далее – к самым затратным. Если следовать такому принципу, то при уводе машины в сторону сразу ехать в автосервис не нужно. Первым делом следует обратить внимание на её колёса.

Именно с измерения давления в этих элементах бывалые автолюбители начинают поиск причины сворачивания машины с курса. Закономерно, что такие заносы будут направлены в сторону колеса менее накаченного, а потому испытывающего при качении большее сопротивление, чем другие.

Итак, давление в шинах проверяется и при необходимости выравнивается. Если и после этого автомобиль заносит, то причиной тому может оказаться неравномерный износ покрышек.

Чтобы узнать, в них ли дело, соосные колёса следует поменять местами. И дальше понаблюдать за поведением автомобиля:

  • машину стало тянуть в другую сторону – причиной неполадки действительно является износ покрышки на колесе, соответствующем направлению съезда;
  • имеют место заносы в том же направлении, что и раньше – возможно, неправильно работает подвеска или какой-нибудь другой элемент машины.

Маловероятно, но после такой перестановки колёс автомобиль может вдруг перестать съезжать в сторону. Вроде бы проблема решена, однако радоваться рано. Скорее всего, в этом случае на машину влияют разновекторные силы, и ей требуется серьёзная диагностика.

Покрышку, из-за которой машину тянет в сторону, меняют на новую. В крайнем случае, подойдёт шина с пробегом, но износ рисунка протектора должен быть на ней более-менее равномерным.

Балансировка подвески

При нарушении геометрии подвески машину не то чтобы просто тянет, а иногда внезапно бросает в сторону. На передней оси такая неисправность возникает преимущественно по двум причинам:

традиционный износ парных деталей поворотной или ходовой систем автомобиля: подшипников на ступицах, опор, сопряжённых рычагов подвески и т. д.;
механические деформации элементов подвески или других деталей, относящихся к ходовой части машины.

Диагностика управляемой оси автомобиля обычно начинается с измерения углов установки колёс. Подобное обследование также называют «проверкой развал-схождения».

Сразу стоит отметить, что самостоятельно настроить геометрию подвески и направленность колёс автолюбителю будет чрезвычайно сложно. Лучше сразу обратиться в автосервис. У них зачастую и специальное устройство имеется, которое так и называется – «стенд развал-схождения».

Развал

Этот параметр, характеризующий вертикальное отклонение колеса, может называться:

  • положительным, или «колченогим», если верхняя часть колеса обращена наружу;
  • отрицательным, по-другому – «коленки вместе», при уклоне верхней части колеса вовнутрь.

Современные автомобили, как правило, снабжаются положительным развалом колёс. При загрузке транспортного средства он приближается к нейтральному, тогда и покрышки изнашиваются относительно равномерно. Управляемость машины, соответствующей таким критериям, также называют нейтральной.

Отрицательный развал тоже применяется, но преимущественно на спортивных машинах, где амортизация подвески отходит на задний план.

Динамика, устойчивость на виражах, и, наконец, победа в гонке – вот что является приоритетом для водителей болидов!

Одной из возможных причин увода машины в сторону является нарушение развала колёс вследствие люфта между деталями ходовой части, возникшего из-за ударов по ним или же их естественного износа. Замена вышедших из строя элементов должна помочь вернуться автомобилю на верный путь.

Схождение


Термин, обозначающий горизонтальное отклонение рулевых колёс автомобиля. Схождение называют:

  • положительным, при направленности колёс вовнутрь;
  • отрицательным, если колёса направлены наружу.

Обычно положительное схождение применяется на переднеприводных авто, отрицательное – на заднеприводных. Но независимо от «полярности», при правильной настройке оно не должно вызывать увод машины в сторону.

Отклонения в схождении колёс в основном обусловлены теми же факторами, что и для развала. Вдобавок, здесь могут сказаться неполадки с элементами системы управления автомобилем. Например, люфт в тяговых наконечниках или рулевой части.

Руль – машине не указ?

Вращение руля может передаваться на колёса разными способами. На современных популярных автомобилях такую задачу выполняет в основном специальная рейка с электрическим усилителем. Хотя и гидравлический на его месте встречается сплошь и рядом. Впрочем, конструкция с любым из этих двух типов акселераторов в случае неполадки может потянуть машину в сторону.

Причём, занос, спровоцированный системой управления автомобилем, обычно происходит в направлении наиболее изношенной её детали. Как показывает практика, в большинстве случаев эта роль достаётся правому наконечнику рулевой тяги.

Тенденция, согласно которой детали, находящиеся с правой стороны, ломаются чаще своих левых «визави», присуща не только упомянутым наконечникам, но и некоторым элементам ходовой части:

  • нижним опорам колёс;
  • подшипникам, установленным на колёсных ступицах;
  • стабилизаторам поперечной устойчивости автомобиля.

Объясняется такая «дискриминация» тем, что у обочины, как правило, менее ровная поверхность, чем у главной части дороги.

Для того, чтобы вернуть машине нормальную управляемость, порой достаточно подкрутить нужную гайку или болт, тем самым уменьшив мешающий люфт. Иногда требуется замена изношенных деталей или даже целого комплекса из них. Обычно такой ремонт производится с применением специального инструмента, которого у автолюбителя в гараже может и не оказаться. И вообще, если не совсем понятно, что нужно крутить, снимать или измерять, лучше обратиться в мастерскую.

Дисбаланс кузова

Из всех неполадок, приводящих к уводу машины в сторону, пожалуй, самая серьёзная – это нарушение геометрии кузова. Неправильное соединение его с подрамниками или подвесками может привести к тому, что автомобиль, как говорится, «будет ехать боком». Впрочем, такие перекосы спокойно выявляются и ремонтируются.

Более сложная ситуация – когда кузов автомобиля, побывавшего в ДТП, перекраивался кустарным способом и, понятное дело, не был отбалансирован по контрольным точкам. Неслучайно при покупке машины с пробегом рекомендуется показать её на СТО, где и можно будет выявить подобные недочёты.

Отклонения при разгоне и торможении

Случается и такое, что вместе с изменением скорости машина начинает самовольно менять и направление движения. Например, при разгоне уходит в сторону. Такую неполадку ещё называют «Torque Steer», и встречается она в основном на переднеприводных спортивных автомобилях.

Поперечное размещение двигателя на таких авто порой приводит к тому, что одно ведущее колесо при разгоне получает больше тяги, чем другое. Однако рядовому автолюбителю, не владеющему супермощным переднеприводным спорткаром, а если и так, то не практикующему частый разгон его за пять секунд до «сотни», беспокоиться о разных Torque Steer вряд ли стоит.

Автомобиль может тянуть в сторону и при попытке водителя уменьшить скорость подопечного транспортного средства. Такое происходит, например, когда тормозные колодки под влиянием заевших суппортов вместо возврата в исходное положение застревают где-то на полпути.

В результате некоторые колодки при торможении срабатывают раньше других, и машину заносит. Обычно подобная неполадка сопровождается следующими признаками:

  • скрежет тормозных суппортов;
  • нагревание ступиц, тормозов, а иногда и колёсных дисков.

Ну, а для выявления конкретных причин нестабильной работы тормозных механизмов наверняка потребуется их детальная диагностика со снятием и разборкой. С этими устройствами лучше не шутить.

Заключение

Конечно, машина – не пушинка, чтобы её сдувало ветром с дороги. Но мощный шквал в придачу со существенным боковым уклоном полотна трассы вполне способны повлиять на траекторию движения транспортного средства. Для выявления точной причины увода автомобиля в сторону лучше обратиться в сервис. Но перед тем, как туда ехать, желательно проверить, не спустило ли какое-нибудь колесо. Может, в этом-то и дело?

Видео о том, почему автомобиль может тянуть вправо или влево:

Требование к центростремительной силе

Как упоминалось ранее в этом уроке, объект, движущийся по кругу, испытывает ускорение. Даже если двигаться по периметру круга с постоянной скоростью, все равно происходит изменение скорости и, следовательно, ускорение. Это ускорение направлено к центру окружности. А согласно второму закону движения Ньютона, объект, испытывающий ускорение, также должен испытывать результирующую силу. Направление чистой силы совпадает с направлением ускорения. Таким образом, для объекта, движущегося по кругу, должна быть внутренняя сила, действующая на него, чтобы вызвать его внутреннее ускорение. Иногда его называют 9.0003 требование центростремительной силы

. Слово центростремительный (не путать с F-словом центробежный ) означает поиск центра. Для объекта, движущегося по кругу, есть результирующая сила, действующая к центру, которая заставляет объект искать центр.

Чтобы понять важность центростремительной силы, важно хорошо понимать первый закон движения Ньютона — закон инерции . Закон инерции гласит, что…

… движущиеся объекты имеют тенденцию оставаться в движении с той же скоростью и в том же направлении, если на них не действует неуравновешенная сила.

Согласно первому закону движения Ньютона, естественной тенденцией всех движущихся объектов является продолжать движение в том же направлении, в котором они движутся… движение от своего прямолинейного пути. Движущиеся объекты имеют тенденцию естественным образом двигаться по прямым линиям; неуравновешенная сила требуется только для того, чтобы заставить его вращаться. Таким образом, для движения объектов по кругу требуется наличие неуравновешенной силы.


Инерция, сила и ускорение для пассажира автомобиля

Идея, выраженная законом инерции Ньютона, не должна нас удивлять. Мы сталкиваемся с этим явлением инерции почти каждый день, когда ведем машину. Например, представьте, что вы — пассажир автомобиля на светофоре. Свет загорается зеленым, и водитель ускоряется из состояния покоя. Автомобиль начинает разгоняться вперед, но относительно сиденья, на котором вы находитесь, ваше тело начинает отклоняться назад. Ваше тело, находящееся в состоянии покоя, имеет тенденцию оставаться в покое. Это один из аспектов закона инерции: «объекты в состоянии покоя стремятся оставаться в покое». Когда колеса автомобиля вращаются, создавая движущую силу, действующую на автомобиль и вызывающую ускорение вперед, ваше тело старается оставаться на месте. Вам, конечно, может показаться, что ваше тело испытывает обратную силу, заставляющую его ускоряться назад. Тем не менее, вам было бы трудно идентифицировать такую ​​обратную силу, действующую на ваше тело. Действительно нет ни одного. Ощущение отбрасывания назад — это просто тенденция вашего тела сопротивляться ускорению и оставаться в состоянии покоя. Автомобиль ускоряется из-под вашего тела, оставляя вас с ложным ощущением, что вас толкают назад.

Теперь представьте, что вы находитесь в той же машине, которая движется с постоянной скоростью и приближается к светофору. Водитель нажимает на тормоз, колеса автомобиля блокируются, и автомобиль начинает скользить до полной остановки. На движущуюся вперед машину действует сила, направленная назад, а затем на машину действует обратное ускорение. Однако ваше тело, находясь в движении, имеет тенденцию продолжать движение, пока автомобиль буксует до полной остановки. Вам, конечно, может показаться, что ваше тело подвергается действию направленной вперед силы, заставляющей его двигаться вперед с ускорением. Тем не менее, вам снова будет трудно идентифицировать такую ​​поступательную силу, действующую на ваше тело. Действительно, нет никакого физического объекта, ускоряющего вас вперед. Ощущение того, что вас бросает вперед, — это просто тенденция вашего тела сопротивляться замедлению и оставаться в состоянии движения вперед. Это второй аспект закона инерции Ньютона: «тело в движении имеет тенденцию оставаться в движении с той же скоростью и в том же направлении…». Неуравновешенная сила, действующая на автомобиль, заставляет его замедляться, в то время как ваше тело продолжает двигаться вперед. Вы снова остаетесь с ложным ощущением того, что вас толкают в направлении, противоположном вашему ускорению.

Эти два сценария вождения показаны на следующем рисунке.

В каждом случае – при трогании автомобиля с места и при торможении движущегося автомобиля до остановки – направление, в котором наклоняются пассажиры, противоположно направлению ускорения. Это всего лишь результат инертности пассажира — склонности сопротивляться ускорению. Наклон пассажира – это не ускорение само по себе, а тенденция сохранять состояние движения, пока автомобиль совершает ускорение. Тенденция тела пассажира сохранять свое состояние покоя или движения, в то время как окружающая среда (автомобиль) ускоряется, часто неверно истолковывается как ускорение. Это становится особенно проблематичным, когда мы рассматриваем третий возможный опыт инерции пассажира в движущемся автомобиле — левый поворот.

Предположим, что на следующем участке пути водитель автомобиля делает резкий поворот налево с постоянной скоростью. Во время поворота автомобиль движется по круговой траектории. То есть машина проезжает четверть круга. Сила трения, действующая на вращающиеся колеса автомобиля, вызывает неуравновешенную силу на автомобиль и последующее ускорение. Неуравновешенная сила и ускорение направлены к центру окружности, вокруг которой вращается автомобиль. Ваше тело, однако, находится в движении и имеет тенденцию оставаться в движении. Инерция вашего тела — склонность сопротивляться ускорению — заставляет его продолжать движение вперед. Пока автомобиль ускоряется внутрь, вы продолжаете движение по прямой. Если вы сидите с пассажирской стороны автомобиля, то в конечном итоге внешняя дверь автомобиля ударит вас, когда машина повернется внутрь. Это явление может заставить вас думать, что вы получаете ускорение от центра круга. На самом деле вы продолжаете свой прямолинейный инерционный путь по касательной к окружности, в то время как автомобиль ускоряется из-под вас. Ощущение внешней силы и внешнего ускорения есть ложное ощущение. Нет физического объекта, способного вытолкнуть вас наружу. Вы просто испытываете тенденцию вашего тела продолжать движение по касательной к круговой траектории, по которой поворачивает машина. Вы снова остаетесь с ложным ощущением того, что вас толкают в направлении, противоположном вашему ускорению.

 

 

Центростремительная сила и изменение направления

На любой объект, движущийся по кругу (или по круговой траектории), действует центростремительная сила . То есть есть какая-то физическая сила, толкающая или притягивающая объект к центру круга. Это требование центростремительной силы. Слово центростремительный — это просто прилагательное, используемое для описания направления силы. Мы не представляем новый тип силы, а скорее описывает направление чистой силы, действующей на объект, который движется по кругу. Каким бы ни был объект, если он движется по кругу, на него действует некоторая сила, заставляющая его отклоняться от своего прямолинейного пути, ускоряться внутрь и двигаться по круговому пути. Три таких примера центростремительной силы показаны ниже.

Когда автомобиль совершает поворот, сила трения, действующая на повернутые колеса автомобиля, создает центростремительную силу, необходимую для кругового движения.

Поскольку ведро с водой привязано к веревке и вращается по кругу, сила натяжения, действующая на ведро, обеспечивает центростремительную силу, необходимую для кругового движения.

Поскольку Луна вращается вокруг Земли, сила тяжести, действующая на Луну, обеспечивает центростремительную силу, необходимую для кругового движения.

 

Центростремительная сила для равномерного кругового движения изменяет направление объекта без изменения его скорости. Идея о том, что неуравновешенная сила может изменить направление вектора скорости, но не его величину, может показаться немного странной. Как это могло быть? Есть несколько подходов к этому вопросу. Один из подходов предполагает анализ движения с точки зрения работы и энергии. Вспомним из Раздела 5 Учебного класса физики, что работа на 9 баллов.0003 сила , действующая на объект, вызывающая смещение . Количество работы, проделанной над объектом, определяется с помощью уравнения

Работа = Сила * смещение * косинус (тета)

, где тета в уравнении представляет собой угол между силой и смещением. Поскольку центростремительная сила действует на объект, движущийся по окружности с постоянной скоростью, сила всегда действует внутрь, поскольку скорость объекта направлена ​​по касательной к окружности. Это означало бы, что сила всегда направлена ​​перпендикулярно направлению смещения объекта. Угол Theta в приведенном выше уравнении равен 90 градусов, а косинус 90 градусов равен 0. Таким образом, работа центростремительной силы при равномерном круговом движении равна 0 Дж. Вспомните также из Раздела 5 Учебного класса физики, что, когда внешние силы не совершают никакой работы над объектом, полная механическая энергия (потенциальная энергия плюс кинетическая энергия) объекта остается постоянной. Таким образом, если объект движется по горизонтальному кругу с постоянной скоростью, центростремительная сила не совершает работы и не может изменить полную механическую энергию объекта. По этой причине кинетическая энергия и, следовательно, скорость объекта останутся постоянными. Сила действительно может ускорить объект, изменив его направление, но не может изменить его скорость. Фактически, всякий раз, когда неуравновешенная центростремительная сила действует перпендикулярно направлению движения, скорость объекта остается постоянной. Чтобы неуравновешенная сила изменила скорость объекта, должна быть составляющая силы в направлении (или в противоположном направлении) движения объекта.

 

Применение компонент вектора и второго закона Ньютона

Второй подход к вопросу о том, почему центростремительная сила вызывает изменение направления, а не изменения скорости, включает компоненты вектора и второй закон Ньютона. Следующий воображаемый сценарий будет использован, чтобы помочь проиллюстрировать это.

Предположим, что на местной фабрике по производству льда кусок льда выскальзывает из морозильной камеры, и механическая рука прикладывает силу, чтобы ускорить его движение по ледяной поверхности без трения. На прошлой неделе механическая рука работала со сбоями и толкала беспорядочно. Различные направления сил, приложенных к движущейся глыбе льда, показаны ниже. В каждом случае наблюдайте за силой по сравнению с направлением движения ледяного блока и предскажите, будет ли сила ускоряться, замедляться или не будет влиять на скорость блока. Используйте векторные компоненты, чтобы делать прогнозы. Затем проверьте свои ответы, нажав на кнопку.

 
Физическое положение
Ускорить, замедлить или не влиять на скорость?
Пояснение

а.

б.

в.

д.

 

эл.

 

Приведенные выше примеры показывают, что сила способна замедлять или ускорять объект только тогда, когда есть составляющая, направленная в том же или противоположном направлении, что и движение объекта. В случае e вертикальная сила не изменяет горизонтального движения. Иногда говорят, что перпендикулярные компоненты движения не зависят друг от друга. Вертикальная сила не может повлиять на горизонтальное движение.


Подводя итог, можно сказать, что на объект, совершающий равномерное круговое движение, действует направленная внутрь результирующая сила. Эту внутреннюю силу иногда называют центростремительной силой, где центростремительный описывает ее направление. Без этой центростремительной силы объект никогда не мог бы изменить свое направление. Тот факт, что центростремительная сила направлена ​​перпендикулярно тангенциальной скорости, означает, что сила может изменить направление вектора скорости объекта без изменения его величины.

 

 

 

Мы хотели бы предложить … Иногда недостаточно просто прочитать об этом. Вы должны взаимодействовать с ним! И это именно то, что вы делаете, когда используете один из интерактивных материалов The Physics Classroom. Мы хотели бы предложить вам совместить чтение этой страницы с использованием нашего Интерактивного приложения Uniform Circular Motion и/или нашего интерактивного режима Race Track. Вы можете найти их в разделе Physics Interactives на нашем сайте. Оба интерактива позволяют учащемуся в интерактивном режиме исследовать результирующую силу для объекта, движущегося по кругу.


Посетите:  Равномерное круговое движение  | Гоночная трасса


Проверьте свое понимание

Для вопросов №1-№5: Объект движется в по часовой направлении по окружности с постоянной скоростью. Используйте свое понимание понятий скорости, ускорения и силы, чтобы ответить на следующие пять вопросов. Используйте схему, показанную справа. Нажмите кнопку, чтобы проверить свои ответы.

 

1. Какой из приведенных ниже векторов представляет направление вектора силы, когда объект находится в точке А на окружности?

 

2. Какой из приведенных ниже векторов представляет направление вектора силы, когда объект находится в точке C на окружности?

 

3. Какой из приведенных ниже векторов представляет направление вектора скорости, когда объект находится в точке B на окружности?

 

4. Какой из приведенных ниже векторов представляет направление вектора скорости, когда объект находится в точке C на окружности?

 

5. Какой из приведенных ниже векторов представляет направление вектора ускорения, когда объект находится в точке B на окружности?

 

 

 


6. Рекс Вещи и Дорис Локед идут на свидание. Рекс делает быстрый правый поворот. Дорис начинает скользить по виниловому сиденью (которое Рекс предварительно натер воском и полировал) и сталкивается с Рексом. Чтобы сломать неловкость ситуации, Рекс и Дорис начинают обсуждать физику только что испытанного движения. Рекс предполагает, что объекты, которые движутся по кругу, испытывают внешнюю силу. Таким образом, когда поворот был сделан, Дорис испытала внешнюю силу, которая подтолкнула ее к Рексу. Дорис не соглашается, утверждая, что объекты, которые движутся по кругу, испытывают внутреннюю силу. В этом случае, по словам Дорис, Рекс двигался по кругу из-за того, что дверь толкала его внутрь. Дорис не двигалась по кругу, так как не было никакой силы, толкающей ее внутрь; она просто продолжала двигаться по прямой, пока не столкнулась с Рексом. Кто прав? Аргументируйте одну из этих двух позиций.


 

7. Кара Лотт занимается зимним вождением на стоянке GBS. Кара поворачивает руль, чтобы повернуть налево, но ее машина продолжает двигаться по прямой по льду. Учитель А и Учитель Б наблюдали за явлением. Учитель А утверждает, что отсутствие силы трения между шинами и льдом приводит к балансу сил, благодаря которому автомобиль движется прямолинейно. Учитель Б утверждает, что лед воздействовал на шину силой, направленной наружу, чтобы уравновесить силу поворота и, таким образом, удерживать машину на прямолинейном движении. Какой учитель (А или Б) является учителем физики? ______ Объясните ошибочность аргумента другого учителя.

 


Следующий раздел:

Перейти к следующему уроку:

Ньютоновская механика – Что заставляет скорость автомобиля следовать направлению передних колес?

Когда машина поворачивает, происходит несколько интересных вещей.

Сначала возьмем простую схему двух передних колес, повернутых на 45°:

Как видите, верхнее колесо хотело бы, чтобы машина развернулась вокруг точки $C_1$, но нижнее колесо (в тот же угол) хочет развернуться вокруг $C_2$. Это означает, что в действительности обе шины будут испытывать некоторое боковое скольжение. В обычных автомобилях эта проблема обычно решается с помощью чего-то, называемого геометрией рулевого управления Аккермана, которая заставляет колеса поворачиваться немного по-разному, поэтому они оба «хотят» иметь один и тот же центр вращения; это означает, что в действительности внутреннее колесо повернуто немного острее, чем внешнее колесо:

Это небольшое упрощение, но я надеюсь, вы понимаете, что колеса, как правило, не должны указывать в одном и том же направлении, когда вы поворачиваете (на самом деле, из соображений устойчивости они не смотрят в одну и ту же сторону, когда вы поворачиваете). вы также едете прямо – это то, что называется схождением, и его время от времени нужно регулировать, когда вы делаете развал-схождение на своем автомобиле).


Теперь посмотрим на силы, действующие на колеса.

Для упрощения я нарисую только два колеса, как вы это сделали в симуляции. Мы видим, что внутреннее колесо делает более крутой поворот, чем внешнее; результирующая сила, действующая на автомобиль, должна быть такой, чтобы центр масс $C$ описывал окружность радиуса $R$ вокруг точки $P$:

Теперь предположим, что колеса имеют только поперечное трение: то есть они катятся идеально, и сила, действующая на них, перпендикулярна направлению, в котором они указывают. Результирующая сила должна быть сосредоточена в центре масс и указывать на центр вращения. Другими словами, можем ли мы найти $F_1$ и $F_2$? Продлив силы $F_1$ и $F_2$ вдоль их направления, мы получим следующую диаграмму и увидим, что между $F_1$ и $F_2$ есть связь:

Теперь, если переднее колесо изменит направление, в котором оно указывает, величина и направление создаваемой им силы изменятся. Но пока автомобиль не изменит свой путь, сила сзади ($F_1$) не изменится.

Вот что вам нужно сделать.

Изменяя угол передних колес и решая вращение в устойчивом состоянии (в основном, решая параллелограмм сил, который я нарисовал выше), вы получите соотношение между силами $F_1$ и $F_2$ и углом между колесо и вектор скорости (на самом деле он такой же по величине, как углы $\theta_1$ и $\theta_2$ на моей диаграмме).

Когда переднее колесо меняет направление, вы изменяете угол между ним и вектором скорости; но если вы внезапно измените направление переднего колеса на «прямое», заднее колесо (все еще) окажется под углом к ​​вектору скорости. Это означает, что будет иметь место боковая сила (которую вы можете рассчитать из приведенного выше соотношения) и крутящий момент, который выпрямит автомобиль.

ОБНОВЛЕНИЕ лучший способ взглянуть на уравнение движения – работать в обратном направлении: вы знаете, что движение шрифта автомобиля должно следовать направлению, в котором (мгновенно) указывает колесо; точно так же задняя часть должна следовать в том направлении, куда указывает заднее колесо. Это говорит вам, какое положение автомобиля будет после $\Delta t$, и из этого вы можете вычислить мгновенное ускорение и, следовательно, силу / крутящий момент колес. Такая модель даст вам правильное движение, а также правильные силы.

Я написал простую реализацию движения (не расчет силы) на Python:

 # простая симуляция автомобиля
# одно переднее колесо, одно заднее колесо
импортировать математику
импортировать numpy как np
из импорта scipy интерполировать
импортировать matplotlib. pyplot как plt
деф синд(х):
 вернуть math.sin(x*math.pi/180.)
деф cosd(x):
 вернуть math.cos(x*math.pi/180.)
определение atan2d(y,x):
 вернуть 180/math.pi*math.atan2(y,x)
# размеры:
длина = 2 # ось к оси
# время поворота колеса и на сколько:
времяПоинты = [0, 1, 5, 9, 12, 15]
thetaPoints = [0, 0, 15, 15, 0, 0]
theta = интерполировать.interp1d(timePoints, thetaPoints)
# временной шаг для моделирования:
дт = 0,05
# показать, что это сработало:
plt.figure()
т = np.arange (0, 15, дт)
plt.plot(t, тета(t))
plt.xlabel('время')
plt.ylabel('угол поворота')
plt.title('угол поворота против времени')
plt.show()
# положение заднего колеса автомобиля в момент времени t:
х = 0
у = 0
# скорость заднего колеса
v = 5
# угол кузова автомобиля
альфа = 0
plt.figure()
для T, th в перечислении (тета (t)):
 dx = v * dt * cosd (альфа)
 dy = v * dt * sind (альфа)
 vf = v / cosd(th)
 dxf = vf * dt * cosd(th+альфа)
 dyf = vf * dt * sind(th+альфа)
 yl = dyf - dy + длина * sind (альфа)
 xl = dxf - dx + длина * cosd(альфа)
 альфа = atan2d(yl, xl)
 plt. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *