что это, как проверить, неисправности :: Autonews
Когда лямбда-зонд сбоит, это вызывает ряд симптомов, некоторые из которых потенциально опасны для мотора. Разбираемся, что такое лямбда-зонд, о каких видах и частых неисправностях стоит знать водителю.
- Что это
- Где находится
- Виды
- Неисправности
adv.rbc.ru
Эксперт в этой статье: Дмитрий Дегтев, руководитель отдела сервиса группы компаний «Обухов», официального представителя марок Volvo, Geely, GAC, DFM и Changan
Что такое лямбда-зонд
Лямбда-зонд — это электронный датчик для измерения состава продуктов сгорания, образующихся в результате работы двигателя внутреннего сгорания. Свое название он получил по букве греческого алфавита λ (лямбда), которую в автомобилестроении используют для обозначения коэффициента избытка воздуха в топливно-воздушной смеси (ТВС).
Работа двигателей внутреннего сгорания строится на принципе воспламенения воздуха и топлива.
Фото: Shutterstock
Оба состояния одинаково вредны для мотора. Например, слишком бедная смесь, та, в которой больше кислорода, будет проявляться провалами, рывками и существенным снижением мощности. Если ситуация противоположная, то вырастет расход топлива, возможны пропуски зажигания. Фиксируя количество кислорода на выходе ,датчик передает информацию главному компьютеру, который принимает решение, как скорректировать подачу топлива в камеру сгорания.
В автомобилестроении кислородные датчики применяют с конца 1970-х годов. Изобретение принадлежит компании Bosch, а первыми серийными моделями, на которые ставились лямбды, стали Volvo серии 240/260 для рынка США. Сегодня в конструкции авто может быть от одного до четырех таких датчиков.
Их основные задачи:- контроль уровня кислорода в выхлопных газах;
- передача информации электронному блоку управления (ЭБУ) о том, насколько полно сгорает ТВС;
- обратная связь от каталитического нейтрализатора;
- снижение уровня вредных выбросов;
- повышение производительности мотора.
Каждый лямбда-зонд соответствует определенной марке и модели авто, поскольку его работа напрямую связана с «мозгами» машины. Подбирают элемент по VIN- номеру или по году, объему мотора и мощности.
Где находится лямбда-зонд
Лямбда-зонд обычно расположен в выхлопной системе автомобиля. В современных авто используют сразу несколько датчиков, которые можно найти как под капотом, так и на выхлопной трубе.
Первый располагается рядом с двигателем. Его хорошо видно, и он легко заменяем — это небольшой цилиндрический элемент, вкрученный в выпускной коллектор (иногда их сразу два). Основная задача такого лямбда-зонда — считывать информацию об уровне кислорода и вредных примесей в отработанных газах до их очистки каталитическим нейтрализатором. Второй зонд крепится под днищем автомобиля к выхлопной трубе до глушителя. Он фиксирует показатели после катализатора и также отправляет информацию ЭБУ. Электроника сравнивает два потока данных на предмет разницы.
Фото: Shutterstock
В более старых автомобилях, как правило, только один нижний датчик. В конструкции современных моделей с двигателем объемом 1,6 л и более предусмотрена система из двух лямбда-зондов. Автомобили с двойным выхлопом оснащаются тремя-четырьмя элементами. Два перед катализатором, ближе к двигателю, и по одному на каждую трубу выпускного коллектора.
В некоторых случаях в конструкцию датчика вводят дополнительный элемент — обманку. Это может быть некая металлическая проставка или электронный эмулятор. Чаще ее ставят на вторую лямбду. Таким образом удается обмануть ЭБУ об уровне кислорода и чистоте выхлопов. Подобная манипуляция может потребоваться в случае удаления катализатора или его неисправности. В противном случае компьютер автомобиля будет постоянно сигнализировать о проблеме (горящий Check на панели), что может негативно сказаться на продуктивности мотора.
Виды лямбда-зондов
Наиболее распространенные виды кислородных датчиков — из диоксида циркония и широкополосные. Реже встречают титановые. По количеству контактов бывают датчики с одним проводом (сигнальным) или сразу четырьмя, включая заземление и подогрев. Тип крепления элемента также варьируется. Наиболее распространен винтовой, когда датчик просто вкручивается в выхлопной коллектор, но может быть крепление и на фланец. Вот нюансы работы наиболее распространенных сегодня кислородных датчиков:
Циркониевый лямбда-зонд
Особенность этого датчика в том, что он сам генерирует напряжение. Электрический разряд возникает из-за разницы уровня кислорода в атмосфере и выхлопных газах. Рабочая температура циркониевой лямбды от 300 градусов Цельсия, ниже этого значения он просто не заработает. Первые модели таких датчиков нагревались исключительно от тепла выхлопов. Таким образом, элементу требовалось время, и двигатель работал определенный промежуток вслепую. Благодаря системе подогрева, которая сегодня монтируется внутри кожуха, рабочая температура достигается почти сразу, что особенно актуально в зимнее время.
- твердый электролит из диоксида циркония;
- внутренний и внешний электроды;
- защитный колпак с перфорацией;
- нагревательный элемент.
Конструктивно внутренняя часть керамики сообщается с воздухом, а ее внешняя поверхность с отработанными газами. Разница в концентрации молекул кислорода снаружи и внутри формирует сигнальное напряжение в 0,45 В (в этом случае лямбда равна единице). В случае отклонения значений ЭБУ дает команду исполнительным механизмам увеличить или уменьшить подачу топлива в зависимости от показаний.
Титановый датчик кислорода
Такой датчик не сообщается с атмосферой и не генерирует электрический ток. В отличие от циркониевого, титановый снижает свое сопротивление, когда двигатель богат топливом, и увеличивает его, когда топливо обеднено. Рабочая температура титанового лямбда-зонда начинается от 700 градусов Цельсия. Сегодня такие элементы применяют в ограниченном количестве моделей авто, главным образом из-за дороговизны.
Широкополосный лямбда-зонд
Конструктивно такой элемент сложнее двух предыдущих, но зато он точнее. Главное отличие от циркониевого в том, что широкополосный элемент показывает величину обеднения или обогащения смеси, а не просто сам факт отклонения от нужных значений.
Такой лямбда-зонд состоит из двух камер: измерительной и насосной. В первой за счет разного напряжения поддерживается эталонный состав. Отработанные выхлопные газы из коллектора проникают в специальную диффузионную щель, где происходит их дожигание. Далее датчик кислорода измеряет эталонные значения в измерительной камере и показатели из диффузионной щели. Полученные результаты отправляются ЭБУ. Рабочая температура широкополосного датчика не менее 600 градусов Цельсия. Для этого в его конструкции также используется система подогрева.
Признаки неисправности лямбда-зонда
В отличие от масляных и воздушных фильтров датчики кислорода не требуют регулярной замены, но в случае поломки покупка нового элемента неизбежна. В целом это уязвимая деталь. Лямбда все время находится в крайне агрессивной среде: ее поверхность раскалена до высоких температур, на датчик воздействует сильное давление, вибрации, не меньшую роль играет качество топлива и, в частности, присадки в нем. В случае неисправности лямбда-зонда на приборной панели загорается лампочка Check Engine. Чтобы точно диагностировать проблему, специалисты в сервисе считают ошибку, но иногда может помочь простой визуальный осмотр.
Например, сажевые отложения на защитном кожухе характерны для мотора, работающего продолжительное время на переобогащенной смеси. Серый или белый налет указывает на чрезмерное количество присадок в моторном масле и топливе. Блестящие отложения говорят об избытке свинца, который образуется при использовании некачественного топлива.
В среднем производители автомобилей рекомендуют проводить замену кислородных датчиков с интервалом 50–100 тыс. км в зависимости от типа рабочего элемента. Как правило, верхний (установленный до катализатора), выходит из строя быстрее.
Дмитрий Дегтев, руководитель отдела сервиса группы компаний «Обухов», официального представителя марок Volvo, Geely, GAC, DFM и Changan:
«Глобально проблем с лямбда-зондом может быть всего две: это нарушение проводки или внутренняя неисправность самого датчика, поскольку он не разборный.
Определить наличие неисправности легко — помимо сигнала Check, будет наблюдаться повышенный расход топлива, пропадание мощности при ускорении, сильный запах из выхлопной трубы и перепады оборотов ДВС.
Неисправный датчик начнет отправлять неправильные показания в блок управления ДВС. Головной компьютер корректирует неустойчивую работу ДВС, поднимает обороты и дополнительно обогащает смесь. В результате увеличивается расход топлива. В дальнейшем это может привести к выходу из строя свечей зажигания».
Лямбда-зонды (кислородные датчики) для Kia Optima
Лямбда-зонд (кислородный датчик) Kia Optima
Пожалуйста, выберите категорию:
- III 2010-2015
- IV 2015-2022
страница: 1 из 2
Сортировка:
Выберите. ..
Лямбда-зонд (кислородный датчик) StartVOLT для Kia Optima IV 2016-2022. Артикул VS-OS 0801
4930₽
В наличии: 18
Артикул
VS-OS 0801
Бренд:
Производитель:
Карвиль (Россия)
Вес
0,15 кг
Длина кабеля
185 мм
1
Лямда-зонд
Регулирующий зонд
Номер EAN/Штрих-код
4680295112563
Номинальное напряжение
12 V
Сопротивление
3,5 Ом
- OPTIMA Sportswagon (JF) 01.2016-н.в. 2.0 CVVL 163 л.с
Лямбда-зонд (кислородный датчик) StartVOLT для Kia Optima III 2010-2015. Артикул VS-OS 1526
3450₽
В наличии: 2
Артикул
VS-OS 1526
Бренд:
Производитель:
Карвиль (Россия)
Вес
0,13 кг
Количество
1
Лямда-зонд
Диагностический зонд, Лямбда-зонд планарный
Номер EAN/Штрих-код
4680295181675
Номинальное напряжение
12 V
Общая длина
550 мм
Сопротивление
3,5 Ом
- OPTIMA 01. 2010-н.в. 2.0 277 л.с
- OPTIMA 01.2012-12.2015 2.0 170 л.с
- OPTIMA 01.2010-н.в. 2.4 203 л.с
Лямбда-зонд (кислородный датчик) Bosch для Kia Optima III 2012-2015. Артикул 0 258 017 617
10250₽
В наличии: 7
Артикул
0 258 017 617
Бренд:
Производитель:
Robert Bosch GmbH (Германия)
Количество
1 шт
Количество проводов
5
Номер EAN/Штрих-код
4047026303810
Общая длина
600 мм
Торговые номера
LS 17617, LSU-4.9
- OPTIMA
01.
2012-12.2015 2.0 170 л.с
Лямбда-зонд (кислородный датчик) Bosch для Kia Optima III 2012-2015. Артикул 0 258 017 270
9580₽
В наличии: 15
Схема
Артикул
0 258 017 270
Бренд:
Производитель:
Robert Bosch GmbH (Германия)
Количество
1 шт
Количество проводов
5
Номер EAN/Штрих-код
4047024816497
Общая длина
600 мм
Рекомендуемый интервал технического обслуживания
250000 км
Торговые номера
LS 17270, LSU-4.9
- OPTIMA 01.2012-12.2015 2.0 170 л.с
Лямбда-зонд (кислородный датчик) StartVOLT для Kia Optima IV 2015-2022. Артикул VS-OS 0703
8720₽
В наличии: 2
Артикул
VS-OS 0703
Бренд:
Производитель:
Карвиль (Россия)
Вес
0,091 кг
Количество
1 шт
Лямда-зонд
Лямбда-Зонд пальчиковый
Номер EAN/Штрих-код
4680295198222
Общая длина
460 мм
Сопротивление
3,7 Ом
- OPTIMA (JF) 01. 2015-н.в. 2.4 GDI 188 л.с
Лямбда-зонд (кислородный датчик) Eurorepar передний для Kia Optima III 2012-2015. Артикул E144007
6340₽
В наличии: 9
Артикул
E144007
Бренд:
Производитель:
Groupe PSA (Франция)
Вес
0,154 кг
Длина кабеля
690 мм
Количество
1 шт
Количество полюсов
4
Резьба
M 18 x 1,5
- OPTIMA 01.2012-н.в. 2.0 CVVT Hybrid 190 л.с
Лямбда-зонд (кислородный датчик) Bosch Универсальный для Kia Optima III 2012-2015. Артикул 0 258 986 602
6650₽
В наличии: 49
Инструкция по установке
Артикул
0 258 986 602
Бренд:
Производитель:
Robert Bosch GmbH (Германия)
Количество
1 шт
Количество проводов
4
Присоединение / зажим
При необходимости подогнать штекер
Рекомендуемый интервал технического обслуживания
160000 км
Серия
Универсальный
Торговые номера
LS 602, LSF-4. 2
- OPTIMA 01.2012-н.в. 2.0 CVVT Hybrid 190 л.с
Лямбда-зонд (кислородный датчик) Hella передний для Kia Optima III 2012-2015. Артикул 6PA 009 166-801
12280₽
В наличии: 1
Артикул
6PA 009 166-801
Бренд:
Производитель:
Hella (Германия)
SVHC
7439-92-1; свинец
Длина кабеля
400 мм
Количество
1 шт
Количество полюсов
6
Лямда-зонд
Лямбда-Зонд широкополосный
Номер EAN/Штрих-код
4082300652178
- OPTIMA 01.2012-12.2015 1.7 CRDi 136 л.с
Лямбда-зонд (кислородный датчик) Era OEM для Kia Optima III 2012-2015. Артикул 570159
6230₽
В наличии: 1
Артикул
570159
Бренд:
Производитель:
ERA S. r.l. (Италия)
Длина кабеля
330 мм
Количество
1 шт
Количество присоединений
6
Лямда-зонд
Кислородный датчик со скачкообразным изменением сигнала
Номер EAN/Штрих-код
8053379137626
Серия
OEM
- OPTIMA
01.2012-12.2015
Лямбда-зонд (кислородный датчик) Bosch для Kia Optima III 2012-2015. Артикул 0 258 986 750
10370₽
В наличии: 2
Артикул
0 258 986 750
Бренд:
Производитель:
Robert Bosch GmbH (Германия)
Количество
1 шт
Количество проводов
4
Номер EAN/Штрих-код
4047025648615
Общая длина
650 мм
Торговые номера
LS 86750, LSF-4.2
- OPTIMA 01.2012-н.в. 2. 0 CVVT Hybrid 190 л.с
Лямбда-зонд (кислородный датчик) OSSCA для Kia Optima III 2012-2015. Артикул 08878
2490₽
В наличии: 1
Артикул
08878
Бренд:
Производитель:
OSSCA Parts (China) Co., Ltd (Китай)
Длина
570 мм
Количество
1 шт
Лямда-зонд
Кислородный датчик со скачкообразным изменением сигнала
Номер EAN/Штрих-код
6943573088782
- OPTIMA 01.2012-н.в. 2.0 CVVT Hybrid 190 л.с
Лямбда-зонд (кислородный датчик) StartVOLT для Kia Optima IV 2016-2022. Артикул VS-OS 1003
3990₽
В наличии: 2
Артикул
VS-OS 1003
Бренд:
Производитель:
Карвиль (Россия)
Вес
0,13 кг
Количество
1
Лямда-зонд
Лямбда-Зонд планарный, Регулирующий зонд
Номер EAN/Штрих-код
4680295181781
Номинальное напряжение
12 V
Общая длина
571 мм
Сопротивление
3,5 Ом
- OPTIMA Sportswagon (JF) 01. 2016-н.в. 1.7 CRDi 141 л.с
Лямбда-зонд (кислородный датчик) Era OEM для Kia Optima III 2010-2015. Артикул 570121
6710₽
В наличии: 1
Артикул
570121
Бренд:
Производитель:
ERA S.r.l. (Италия)
Длина кабеля
520 мм
Количество
1 шт
Количество проводов
4
Лямда-зонд
Кислородный датчик со скачкообразным изменением сигнала
Номер EAN/Штрих-код
8053379074648
Серия
OEM
- OPTIMA 01.2010-н.в. 2.0 277 л.с
- OPTIMA 01.2012-12.2015 2.0 170 л.с
- OPTIMA 01. 2010-н.в. 2.4 203 л.с
- OPTIMA 03.2012-12.2015 2.4 179 л.с
Лямбда-зонд (кислородный датчик) OSSCA для Kia Optima III 2012-2015. Артикул 05908
2730₽
В наличии: 4
Артикул
05908
Бренд:
Производитель:
OSSCA Parts (China) Co., Ltd (Китай)
Длина
365 мм
Количество
1 шт
Лямда-зонд
Кислородный датчик со скачкообразным изменением сигнала
Номер EAN/Штрих-код
6943573059089
- OPTIMA 01.2012-н.в. 2.0 CVVT Hybrid 190 л.с
Лямбда-зонд (кислородный датчик) OSSCA для Kia Optima III 2012-2015.
Артикул 078592900₽
В наличии: 8
Артикул
07859
Бренд:
Производитель:
OSSCA Parts (China) Co., Ltd (Китай)
Длина
1760 мм
Количество
1 шт
Лямда-зонд
Кислородный датчик со скачкообразным изменением сигнала
Номер EAN/Штрих-код
6943573078592
- OPTIMA 01.2012-н.в. 2.0 CVVT Hybrid 190 л.с
Лямбда-зонд (кислородный датчик) StartVOLT для Kia Optima III 2012-2015. Артикул VS-OS 1003
3990₽
В наличии: 2
Артикул
VS-OS 1003
Бренд:
Производитель:
Карвиль (Россия)
Вес
0,13 кг
Количество
1
Лямда-зонд
Лямбда-Зонд планарный, Регулирующий зонд
Номер EAN/Штрих-код
4680295181781
Номинальное напряжение
12 V
Общая длина
571 мм
Сопротивление
3,5 Ом
- OPTIMA 01. 2012-12.2015 2.0 170 л.с
- OPTIMA 01.2012-н.в. 2.0 CVVT Hybrid 190 л.с
Лямбда-зонд (кислородный датчик) OSSCA для Kia Optima III 2012-2015. Артикул 05907
2540₽
В наличии: 2
Артикул
05907
Бренд:
Производитель:
OSSCA Parts (China) Co., Ltd (Китай)
Длина
660 мм
Количество
1 шт
Лямда-зонд
Кислородный датчик со скачкообразным изменением сигнала
Номер EAN/Штрих-код
6943573059072
- OPTIMA 01.2012-н.в. 2.0 CVVT Hybrid 190 л.с
Лямбда-зонд (кислородный датчик) Bosch для Kia Optima III 2012-2015.
Артикул 0 281 004 09311930₽
В наличии: 8
Артикул
0 281 004 093
Бренд:
Производитель:
Robert Bosch GmbH (Германия)
Количество
1 шт
Количество проводов
5
Номер EAN/Штрих-код
4047024745292
Общая длина
360 мм
Рекомендуемый интервал технического обслуживания
250000 км
Торговые номера
LS 44093, LSU-4.9
- OPTIMA 01.2012-12.2015 1.7 CRDi 136 л.с
Лямбда-зонд (кислородный датчик) Patron для Kia Optima III 2012-2015. Артикул POS004
2470₽
В наличии: 15
Артикул
POS004
Бренд:
Производитель:
SHATE-M PLUS (Беларусь)
Количество
1 шт
Количество проводов
4
Присоединение / зажим
При необходимости подогнать штекер
- OPTIMA 01. 2012-н.в. 2.0 CVVT Hybrid 190 л.с
Лямбда-зонд (кислородный датчик) NGK для Kia Optima III 2012-2015. Артикул 95449
9150₽
Нет в наличии
Артикул
95449
Бренд:
Производитель:
NGK Spark Plug Co., Ltd. (Япония)
Длина
450 мм
Количество
1 шт
Количество проводов
5
Номер EAN/Штрих-код
087295954492
Торговые номера
UAA0001-HD001
- OPTIMA 01.2012-12.2015 2.4 CVVT 179 л.с
Лямбда-зонд (кислородный датчик) Patron для Kia Optima III 2012-2015. Артикул POS097
5020₽
Нет в наличии
Артикул
POS097
Бренд:
Производитель:
SHATE-M PLUS (Беларусь)
Количество
1 шт
Количество проводов
4
Общая длина
650 мм
- OPTIMA 01. 2012-н.в. 2.0 CVVT Hybrid 190 л.с
Лямбда-зонд (кислородный датчик) ASAM для Kia Optima III 2012-2015. Артикул 74169
2790₽
Нет в наличии
Артикул
74169
Бренд:
Производитель:
ASAM S.A. (Румыния)
Для оригинального номера
46776286
Количество
1 шт
Количество полюсов
4
Лямда-зонд
Лямбда-Зонд пальчиковый
Номер EAN/Штрих-код
6422026741691
Присоединение / зажим
При необходимости подогнать штекер
Рекомендуемый интервал технического обслуживания
250000 км
- OPTIMA 01.2012-н.в. 2.0 CVVT Hybrid 190 л.с
Лямбда-зонд (кислородный датчик) NTY передний/задний правый/левый верхний/нижний для Kia Optima III 2012-2015.
Артикул ESL-SK-0002830₽
Нет в наличии
Артикул
ESL-SK-000
Бренд:
Производитель:
AJS PARTS (Польша)
Вид коробки передач
5-Ступенчатая механическая коробка передач, Автоматическая коробка передач, Автоматическая коробка передач 6-ступенчатая, Механическая коробка передач
Вид эксплуатации
Электрический
Количество
1 шт
Лямда-зонд
Диагностический зонд, Регулирующий зонд, Резьба предварительно смазана консистентной смазкой
Номер EAN/Штрих-код
5902048925923
- OPTIMA 01.2012-н.в. 2.0 CVVT Hybrid 190 л.с
Лямбда-зонд (кислородный датчик) NTY для Kia Optima III 2012-2015. Артикул ESL-RE-001
6990₽
Нет в наличии
Артикул
ESL-RE-001
Бренд:
Производитель:
AJS PARTS (Польша)
Количество
1 шт
Лямда-зонд
Диагностический зонд, Регулирующий зонд
Номер EAN/Штрих-код
5902048897275
- OPTIMA 01. 2012-н.в. 2.0 CVVT Hybrid 190 л.с
Лямбда-зонд (кислородный датчик) FAE для Kia Optima III 2012-2015. Артикул 75061
10960₽
Нет в наличии
Артикул
75061
Бренд:
Производитель:
Francisco Albero S.A.U. (Испания)
Длина
400 мм
Количество
1 шт
Количество полюсов
6
Номер EAN/Штрих-код
8435050640012
- OPTIMA 01.2012-12.2015 1.7 CRDi 136 л.с
Лямбда-зонд (кислородный датчик) OSSCA для Kia Optima III 2012-2015. Артикул 01759
3040₽
Нет в наличии
Артикул
01759
Бренд:
Производитель:
OSSCA Parts (China) Co., Ltd (Китай)
Длина
580 мм
Количество
1 шт
Количество полюсов
4
Лямда-зонд
Регулирующий зонд
Номер EAN/Штрих-код
6943573017591
- OPTIMA 01. 2012-н.в. 2.0 CVVT Hybrid 190 л.с
Лямбда-зонд (кислородный датчик) NTY для Kia Optima III 2012-2015. Артикул ESL-PL-009
12820₽
Нет в наличии
Артикул
ESL-PL-009
Бренд:
Производитель:
AJS PARTS (Польша)
Количество
1 шт
Лямда-зонд
Регулирующий зонд
Номер EAN/Штрих-код
5902048923486
- OPTIMA 01.2012-12.2015 1.7 CRDi 136 л.с
Лямбда-зонд (кислородный датчик) FAE для Kia Optima III 2012-2015. Артикул 75052
11640₽
Нет в наличии
Артикул
75052
Бренд:
Производитель:
Francisco Albero S.A.U. (Испания)
Длина
800 мм
Количество
1 шт
Количество полюсов
6
Номер EAN/Штрих-код
8435050639924
- OPTIMA 01. 2012-12.2015 2.0 170 л.с
Лямбда-зонд (кислородный датчик) NTY для Kia Optima III 2012-2015. Артикул ESL-UV-001
6530₽
Нет в наличии
Артикул
ESL-UV-001
Бренд:
Производитель:
AJS PARTS (Польша)
Количество
1 шт
Лямда-зонд
Кислородный датчик со скачкообразным изменением сигнала
Номер EAN/Штрих-код
5902048897282
- OPTIMA 01.2012-н.в. 2.0 CVVT Hybrid 190 л.с
Лямбда-зонд (кислородный датчик) NTY для Kia Optima III 2012-2015. Артикул ESL-AU-011
2610₽
Нет в наличии
Артикул
ESL-AU-011
Бренд:
Производитель:
AJS PARTS (Польша)
Количество
1 шт
Количество проводов
4
Лямда-зонд
Регулирующий зонд
Номер EAN/Штрих-код
5902048063830
- OPTIMA 01. 2012-н.в. 2.0 CVVT Hybrid 190 л.с
показано: c 1 по 30 из 36
1 2
Lambda, Lambda, Lamba: знакомство с датчиками кислорода
В то время как автомобильная промышленность погружалась в технологии, я был типичным школьником, который заботился только о машинах, которые я мог себе позволить, что в то время не было чем-то новым. чем железо середины 70-х.
Единственным языком, который я знал, был язык карбюраторов, распределительных валов, коллекторов и хот-родов, и когда я рос в студенческом городке, я думал, что лямбда — это братство. За несколько коротких лет, когда я поступил и в авторемонтную отрасль, и в технический колледж, я понял, что мне нужно многому научиться.
Внезапно мне пришлось изучать технологии, что требовало прежде всего изучения терминологии. Датчики кислорода (O2) были для меня новинкой, а добавление термина «лямбда» сделало все это сложным. В конце концов я понял, что на самом деле это не так, но я также научился не запутываться во всем этом чрезмерно техническом жаргоне.
С точки зрения технического специалиста мне нужно было понять, как все устроено, а не переделывать их, поэтому вот что я узнал о датчиках O2, и я обещаю, что не буду использовать слово «лямбда»… по крайней мере, для какое-то время.
Датчики O2 имеют простую функцию. Они генерируют напряжение, и их работа в автомобильном контексте заключается в обеспечении переменного выходного напряжения в зависимости от количества кислорода в выхлопных газах. Определение количества кислорода в выхлопных газах позволяет современным системам управления двигателем рассчитывать эффективность процесса сгорания и регулировать подачу топлива для поддержания правильного соотношения воздух/топливо.
Итак, как они это делают? Принципиальной является электрохимическая реакция, катализатором которой является разница между количеством кислорода в воздухе, которым мы дышим, по сравнению с количеством кислорода в выхлопных газах. Чтобы получить «внешнюю» пробу воздуха, некоторые датчики O2 имеют приспособления, позволяющие воздуху попадать в корпус датчика; другие имеют запечатанный образец внутри.
Одним из важных факторов работы датчика O2 является тепло. Суть в том, что они не могут давать точный сигнал, пока не прогреются. Пока кислородный датчик не прогреется, компьютер будет запускать двигатель в режиме, называемом разомкнутым контуром. Все это означает, что он работает с предварительно запрограммированными параметрами, но это также означает, что он работает неэффективно, поскольку еще не использует критические данные от датчика O2, необходимые для регулировки соотношения воздух/топливо.
Когда датчик O2 прогревается, компьютер двигателя переключается в режим работы с обратной связью, то есть теперь он регулирует соотношение воздух/топливо на основе входных данных, которые он получает от датчиков. Поскольку это так важно для выбросов, чем быстрее прогревается датчик O2, тем лучше. Расположение или размещение в выхлопе влияет на то, как быстро они прогреваются, но двумя самыми важными факторами являются добавление встроенных нагревателей и более высокие обороты холостого хода при холодном двигателе.
Высокие обороты также важны для прогрева каталитического нейтрализатора, так как они также не работают эффективно, пока не прогреются. Но хватит об этом. Давайте двигаться дальше.
Датчики AFRИтак, у вас есть представление о том, что и когда делает датчик O2. Пришло время бросить гаечный ключ в работу. Есть еще один датчик, называемый датчиком соотношения воздух/топливо (AFR). Датчик AFR также называется (или прозван) широкополосным датчиком O2. В конечном итоге они делают одно и то же, и до этого момента в статье не стесняйтесь менять термин O2 на AFR.
В основном они выглядят одинаково и крепятся одинаково. Мы часто называем их датчиками O2, и никто не зацикливается на этом, потому что они достаточно близко. Однако датчики AFR имеют другие рабочие параметры, поскольку они имеют более широкий диапазон и могут предоставлять более точную информацию компьютеру автомобиля. Они просто являются более точной версией датчика O2.
Тот факт, что они работают по-разному, очевидно, важен для диагностики, но не менее важен с точки зрения замены. Единственной приемлемой заменой является датчик, предназначенный для конкретного автомобиля в точном месте на автомобиле. Датчик O2 не будет работать вместо датчика AFR или наоборот. На некоторых автомобилях также установлены датчики обоих типов, что делает более важным подтверждение того, какой датчик заменяется.
Большинство современных автомобилей имеют по два датчика на каждом ряду двигателя. Встроенный движок имеет только один банк (за исключением пары странных аномалий, с которыми вы можете столкнуться), а любой движок с V-конфигурацией имеет два банка. Когда вы продаете датчик O2 или AFR, вам необходимо знать местоположение, обозначенное как «Ряд 1, датчик 1», «Ряд 1, датчик 2», «Ряд 2, датчик 1» и т. д.
Работа в реальном миреКратко коснемся работы. В идеале мы хотели бы, чтобы двигатель всегда работал с идеальным соотношением воздух/топливо (называемым стехиометрическим соотношением). В реальном мире это невозможно из-за постоянно меняющихся параметров работы двигателя, поэтому лучшее, что мы можем сделать, — это позволить компьютеру двигателя вносить постоянные корректировки.
Датчик O2 (не датчик AFR) может отправлять только базовые сигналы напряжения богатой или обедненной смеси. Когда он посылает любой сигнал, блок управления реагирует и регулирует топливную смесь. Так, например, если он увидит богатый сигнал, он будет продолжать обеднять смесь, пока не увидит обедненный сигнал. Как только он увидит бедный сигнал, он начнет обогащать смесь, пока не увидит богатый сигнал. Все это, конечно, происходит очень быстро, и на осциллографе нормальная работа O2 будет выглядеть как постоянная форма сигнала в диапазоне от примерно 0,2 вольта (бедный сигнал) до примерно 0,8 вольта (богатый сигнал). Пока среднее значение между высокими и низкими показаниями составляет около 0,45 вольта (450 милливольт), мы знаем, что датчик работает правильно, а блок управления способен поддерживать правильную топливную смесь.
Датчик AFR работает совместно с блоком управления за счет протекания тока. Текущий поток меняет направление на обогащенную или обедненную, и когда смесь достигает стехиометрического соотношения, текущий поток прекращается. Датчик AFR также увеличивает или уменьшает текущий поток (в любом направлении) прямо пропорционально изменению богатого или бедного состояния. Это предоставляет блоку управления гораздо больше информации, позволяя ему лучше прогнозировать и контролировать топливную смесь.
На осциллографе нормальная работа аналогична работе датчика O2, но напряжение может варьироваться в диапазоне от 0 до 5 вольт. Более низкое напряжение указывает на богатый сигнал, тогда как более высокое напряжение указывает на
сигнал обедненной смеси.
Возможно, я восполнил пробел слишком большого количества технической информации, но это еще больше знаний, которыми вы можете поделиться со своим клиентом и использовать в своих интересах, объясняя важность качественного датчика. Несомненно, вас также спросят о двух вещах. Во-первых, как определить, что датчик неисправен; и два, советы по замене.
ДиагностикаДиагностика датчика может быть затруднена, когда дело доходит до использования осциллографа, прежде всего потому, что требуется большой опыт, чтобы привыкнуть к чтению осциллограмм. Итак, вот хороший способ подойти к этому, когда ваш клиент спрашивает.
Вообще говоря, клиент, покупающий датчик O2, почти всегда пытается «починить» индикатор «Проверить двигатель» из-за кода датчика O2. Если сохраненный код связан с нагревателем датчика, диагностика должна быть легкой. Блок управления обеспечивает питание и заземление нагревателя, а проблемы с проводкой очень распространены. Проверьте наличие питания и заземления на проводах разъема датчика. Если он у вас есть, нагреватель датчика неисправен, и датчик необходимо заменить. Если его нет, то проблема с проводкой.
Если код связан с работой датчика, это может быть неисправный датчик, неисправная проводка или другая проблема, например, утечка вакуума или негерметичная форсунка. Вы должны быть осторожны с ошибочным диагнозом, поэтому будет справедливо порекомендовать вашему клиенту профессионально диагностировать проблему. Однако фактом является то, что датчики O2 и AFR со временем изнашиваются.
Поскольку мы знаем, что это химическая реакция, которая заставляет их работать, подумайте об этом как об обычном автомобильном аккумуляторе. Происходит химическая реакция для выработки электричества в батарее, и со временем способность к этой химической реакции уменьшается. То же самое верно для датчика O2 или AFR. Они просто изнашиваются. Не бойтесь рекомендовать их в зависимости от возраста.
Датчики O2 и AFR также являются очень чувствительными электронными устройствами, и они могут быть повреждены охлаждающей жидкостью, моторным маслом, неподходящим топливом или силиконом и герметиками, которые небезопасны для их использования, поэтому остерегайтесь других внешних возможностей, которые могут
испортить их.
Если вас спросят об установке, вот несколько советов. Все датчики, O2 или AFR, имеют размер 22 миллиметра. Существует множество различных разъемов для датчика O2, которые позволяют снимать датчик, не повреждая жгут проводов. Это действительно важно только в том случае, если вы снимаете датчик для доступа к другому ремонту.
Если датчик неисправен, можно не беспокоиться о проводах. Отрежьте их у датчика и используйте 22-миллиметровый ключ или головку. Самое распространенное, что происходит во время замены, это то, что вы выламываете датчик, поворачиваете его примерно на четверть оборота, и он блокируется. На этом этапе вы должны набраться терпения и позволить проникающему маслу проникнуть внутрь, а затем медленно перемещать датчик вперед и назад, пока не сможете его удалить.
Повреждение резьбы является обычным явлением, но его почти всегда можно исправить с помощью нарезного инструмента или метчика. Большинство новых датчиков поставляются с небольшим количеством противозадирного покрытия на резьбе, но если нет, используйте для установки высокотемпературное противозадирное покрытие.
Слово «L»Я знаю, что обещал не использовать слово «L», но для протокола: лямбда — это числовое представление стехиометрического соотношения, которое само по себе является ссылкой на воздух/топливо соотношение. Большинству из нас известно 14,7:1 — стехиометрическое соотношение бензина, необходимое для полного сгорания или для полного сгорания всего топлива без остатка воздуха. Сложность заключается в том, что стехиометрическое соотношение для альтернативных видов топлива отличается.
Другими словами, не все виды топлива требуют соотношения 14,7:1 для правильного сгорания. E85, например, имеет стехиометрическое соотношение 9.77:1 для правильного сгорания. Значение лямбда для идеального стехиометрического соотношения, независимо от типа топлива, равно 1,00. По сути, это просто другой масштаб, например, использование метрической системы вместо дробной. Использование значения лямбда стало более популярным в последние годы, в первую очередь из-за интереса к послепродажному тюнингу автомобилей. Многие тюнеры используют лямбда просто для согласованности, но вы должны быть осторожны. Некоторые блоки управления используют лямбда-номера, некоторые — стехиометрические, поэтому, когда вы находитесь на этом уровне, вам просто нужно знать, с чем вы имеете дело.
Лямбда-зонд (диоксид циркония) – напряжение
Изделия, подходящие для этого пошагового теста*
Набор датчиков для обратного штифта
£34. 00Гибкий штифтовой зонд
Зажим для аккумулятора PicoScope
*В Pico мы всегда стремимся улучшить нашу продукцию. Инструменты, использованные в этом пошаговом тесте, могли быть заменены, а вышеперечисленные продукты являются нашими последними версиями, используемыми для диагностики неисправности, задокументированной в этом тематическом исследовании.
Целью данного испытания является оценка работы кислородного датчика циркониевого типа в условиях работы двигателя на основе его выходного напряжения и времени отклика.
Как выполнить тест
Просмотрите рекомендации по подключению.
- Используйте данные производителя для идентификации сигнальной цепи датчика.
- Подключите PicoScope Канал A к сигнальной цепи датчика.
- Дайте двигателю поработать на холостом ходу, пока не будет достигнута нормальная рабочая температура.
- Свернуть страницу справки. Вы увидите, что PicoScope отобразил образец сигнала и настроен на захват вашего сигнала.
- Запустите область , чтобы увидеть данные в реальном времени.
- С вашей осциллограммой на экране остановите осциллограф.
- Выключите двигатель.
- Используйте инструменты Waveform Buffer , Zoom и Measurements для изучения формы сигнала.
Пример сигнала
Примечания к форме волны
Эта заведомо исправная форма волны имеет следующие характеристики:
- Циклическое выходное напряжение, изменяющееся от низкого значения, около 0,25 В, до высокого значения, около 0,7 В.
- Когда они происходят, переходы между низким и высоким напряжением происходят быстро и обычно занимают не более 0,5 с.
- Пики напряжения появляются с интервалом около 1 с, что дает сигналу частоту 1 Гц.
- Форма волны достаточно однородна, без пропаданий или нерегулярных аномалий.
Библиотека кривых
Перейдите к строке раскрывающегося меню в нижнем левом углу окна Библиотеки кривых и выберите Датчик кислорода/O2/лямбда .
Дополнительные указания
Кислородный датчик также может обозначаться как лямбда-зонд , O 2 датчик или датчик кислорода с подогревом отработавших газов (HEGO) . Это датчик обратной связи, используемый модулем управления двигателем (ECM) для выполнения замкнутый контур управления подачей топлива в двигатель и, при наличии датчика после каталитического нейтрализатора, контролировать работу каталитического нейтрализатора.
Регулирование с обратной связью позволяет контроллеру ЭСУД поддерживать почти точно стехиометрическую топливно-воздушную смесь, но с небольшими колебаниями между слегка обогащенной и слегка обедненной смесью для облегчения работы трехкомпонентного каталитического нейтрализатора. Эти изменения подачи топлива вызывают наблюдаемое переключение на выходе напряжения датчика. Как правило, ECM переключает соотношение воздух/топливо с частотой около 1 цикла в секунду.
Контроллер ЭСУД осуществляет замкнутый контур управления подачей топлива только тогда, когда это позволяют соответствующие условия. Обычно это происходит во время установившегося режима холостого хода, малой нагрузки или круиз-контроля. Когда системы двигателя прогреваются или автомобиль разгоняется, смесь обогащается, и датчики не будут работать в режиме переключения.
Элемент из диоксида циркония внутри датчика позволяет ионизированному O 2 течь от источника эталонного воздуха к выхлопным газам. Поток определяется двумя платиновыми электродами по обе стороны от элемента. Скорость потока зависит от парциального давления (относительное содержание O 2 концентрации в эталонном источнике воздуха и выхлопных газах). Богатая смесь вызовет больший поток ионизированного O 2 через циркониевый элемент, тогда как бедная смесь вызовет слабый поток. Таким образом, на обедненную смесь указывает низкое выходное напряжение, около 0,2 В, тогда как на богатую смесь указывает высокое выходное напряжение, около 0,8 В.
Обычно кислородные датчики не работают при температуре ниже 300 °C. Таким образом, некоторые датчики имеют внутренний нагревательный элемент, которым управляет ECM. Нагревательный элемент повышает температуру, чтобы обеспечить более быстрый контроль при запуске из холодного состояния.
Конфигурации датчиков (только циркониевые)
Датчики имеют различные электрические конфигурации и могут иметь до четырех проводов. Датчики без нагревательных элементов имеют только один или два провода. В трехпроводном датчике корпус датчика используется для заземления сенсорного элемента:
- A одиночный провод , обеспечивающий выходную цепь датчика.
- Два провода , обеспечивающие выход датчика и цепи заземления.
- Три провода , обеспечивающие выходную цепь датчика, а также цепи питания нагревательного элемента и цепи заземления.
- Четыре провода , обеспечивающие выход датчика и цепи заземления, а также цепи питания нагревательного элемента и цепи заземления.
Постоянное высокое напряжение на выходе датчика указывает на то, что двигатель постоянно работает на обогащенной смеси и выходит за пределы диапазона регулировки ECM, тогда как постоянное низкое напряжение указывает на обедненную или разбавленную смесь. В этих условиях вы можете ожидать появления диагностических кодов неисправностей (DTC), связанных с проблемами корректировки подачи топлива от ECM. Датчик может быть не виноват, и вы должны убедиться, что нет связанных проблем, вызывающих коды ошибок, прежде чем осуждать датчик.
Признаки неисправного/неработающего кислородного датчика:
- Подсветка индикаторной лампы неисправности (MIL).
- Диагностические коды неисправностей (DTC).
- Нет переключения ECM между обедненной и богатой смесью (для работы каталитического нейтрализатора).
- Неисправности, связанные с корректировкой подачи топлива.
- Запах паров топлива.
- Случайные множественные пропуски зажигания.
- Проблемы с управляемостью.
- Проблемы с производительностью.
Сопутствующие проблемы, которые необходимо устранить перед проверкой кислородного датчика:
- Утечки впускного воздуха.
- Утечки выхлопных газов.
- Засорен воздухозаборник или выпуск воздуха.
- Механические проблемы двигателя (включая фазы газораспределения), вызывающие неправильную подачу воздуха через двигатель.
- Неисправности датчиков нагрузки (например, расходомера воздуха или датчиков абсолютного давления в коллекторе).
- Неисправности системы впрыска, вызывающие избыточную или недостаточную подачу топлива.
- Неисправности зажигания, вызывающие пропуски зажигания.
Типичные проблемы и неисправности датчика кислорода:
- Чрезмерное загрязнение, приводящее к замедлению, ослаблению или отсутствию реакции.
- Обрыв или короткое замыкание или высокое сопротивление в цепях датчика, например:
- Сигнальная цепь датчика.
- Напряжение питания датчика.
- Датчик массы.
- Цепь обогрева датчика.
- Повреждение или загрязнение из-за чрезмерного количества топлива в выхлопе.
- Повреждение от перегрева.
- Неправильная установка (и связанные с этим повреждения).
GT022-EN
Отказ от ответственности
Этот раздел справки может быть изменен без уведомления. Информация внутри тщательно проверяется и считается достоверной. Эта информация является примером наших исследований и выводов и не является окончательной процедурой.
Pico Technology не несет ответственности за неточности. Каждое транспортное средство может быть разным и требует уникального теста
настройки.
Помогите нам улучшить наши тесты
Мы знаем, что наши пользователи PicoScope умны и креативны, и мы будем рады получить ваши идеи по улучшению этого теста.