Дети хуже монетизируются Интервью с генеральным директором СТС Вячеславом Муруговым: Интернет и СМИ: Lenta.ru
В 2011 году телеканал СТС объявил о намерении изменить свою целевую аудиторию – теперь акцент будет перенесен с телезрителей в возрасте от 6 до 54 лет на тех, кому от 14 до 44 лет. Корреспондент “Ленты.ру” выяснил у генерального директора телеканала Вячеслава Муругова, как будут проходить изменения, что нового появится на телеканале, кого СТС считает своими конкурентами и на каких звезд он будет делать ставку.
“Лента.ру”: Когда началась смена целевой аудитории и как она проходит?
Прежде всего хотелось бы отметить, что смены целевой аудитории еще не произошло, мы только рассматриваем такую возможность. С 2008 года передо мной была поставлена задача стабилизировать ситуацию в целевой аудитории от 6 до 54 лет. Ведь СТС смотрит вся семья. 80 процентов аудитории составляют зрители 14-54 лет, дети 6-14 лет – это оставшиеся 20 процентов. Три года назад вес детской аудитории был выше, на уровне 30 процентов, за счет таких проектов, как “Кадетство”, “Папины дочки”, “Ранетки”. Исходя из проведенных исследований и мнения, что детская аудитория хуже монетизируется, руководство холдинга пришло к выводу, что есть два пути дальнейшего развития: либо развивать уже достигнутое, либо изменить профиль аудитории в сторону более взрослых зрителей. В итоге был выбран второй вариант. Невозможно расти во всех аудиториях одновременно.
Для нас предпочтительнее была бы ситуация, где взрослых больше, а детей меньше. Благодаря такой аудитории мы становимся более качественным предложением для рекламодателей, самой по себе задачи отсекать детей, безусловно, не было. Понятно, что переход не ограничится годом или двумя, поскольку это не просто цифры, это трансформация сознания людей, а изменить сознание одним контентом невозможно, это целый комплекс задач, в том числе и маркетинговых. Здесь нужно набраться терпения, на телевидении невозможно ничего сделать быстро.
Если отвечать на вопрос “каким образом?”, то когда пришло осознание, что нужно менять профиль аудитории, были запущены “Маргоша” и “Воронины”, более взрослые проекты. Из сетки убрали “Ранеток” и “Кадетство”. Такая конфигурация начала менять профиль аудитории, а теперь другими проектами мы стараемся ее поддерживать. Не сказать, чтобы мы уже окончательно выполнили эту задачу, но движение очевидно. Сейчас мы больше сконцентрированы на ядре аудитории в возрасте 25-35 лет и держим там с начала года 2 место с долей 12,8 процента вслед за Первым каналом.
Теперь, проделав все эти манипуляции, мы должны выбрать: либо закрепиться на 6-54 и радоваться тому, что внутри 6-54 мы изменили аудиторию и стали однозначно интереснее для рекламодателя, либо полностью переходить на другую целевую аудиторию. Для рекламодателей мы действительно сейчас очень привлекательны и по качеству контента, и по качеству аудитории. Но главный вопрос: с какой аудиторией можно больше заработать в будущем?
Финансовая сторона вопроса для вас определяющая?
Да. Мы единственная телевизионная компания в России, которая вышла на американскую биржу и стала публичной. По показателю рентабельности в 50 процентов наш бизнес один из самых эффективных, причем не только по российским меркам. Оставаться успешным на старых истинах невозможно, это касается и художественной составляющей, и собственно бизнеса. Телевидение – это, прежде всего, бизнес, главный критерий которого эффективность, что бы ни говорили про миссию.
На съемках сериала “Закрытая школа”. Фото пресс-службы СТС
Lenta.ru
На сегодняшний день в аудитории 6-54 СТС держит 4 место среди 20 эфирных каналов. Но как нам кажется в данный момент, мы выиграем, если перейдем на 14-44. Мы завершили телевизионный сезон с 1 местом в прайме в аудитории “Все 14-44 с детьми” с долей 17,1 процента. Эта аудитория наиболее востребована рекламодателями и составляет 76 процентов общего спроса. Окончательное решение еще не принято, потому что это очень сложно – продавать будущее. Главное – обозначить движение, которое в конечном итоге принесет большую капитализацию компании, больше денег акционерам.
Многие телеканалы заявили, наоборот, о намерении поднять верхнюю границу ЦА до 59 лет. СТС же ее опускает, тем самым отказываясь от аудитории, на которую также ориентированы многие рекламодатели?
В данном случае, если переход на новую аудиторию произойдет, за рамками монетизации останется возрастная аудитория от 45 до 59 лет. Это примерно 17 процентов востребованной аудитории со стороны рекламодателей. Для нас же это, скорее, возможность омолодиться и стать более привлекательными, отрезав немонетизируемые “хвосты”. Я думаю, что для федеральных каналов ситуация “омоложения” может быть болезненной, какой для нас оказалась ситуация “взросления”. Хотя сейчас зрители зрелого и старшего возраста более прогрессивные и динамичные, чем 20 лет назад, и по потребительскому поведению, и по образу жизни. Эта аудитория имеет большую ценность для нашего холдинга – с ней очень бережно выстраивают отношения “Домашний” и ДТВ.
“Омолодиться” они точно хотят, потому что нужно конкурировать с интернетом. С другой стороны, если говорить о всей стране в целом – она все равно остается телевизионной, и более взрослая аудитория по-прежнему предпочитает телевидение.
Мы спокойно смотрим на эту ситуацию, потому что СТС существует не отдельно, а в холдинге, в котором еще два эфирных телеканала. Мы, безусловно, рассчитываем, как всему холдингу “СТС Медиа” удастся наилучшим образом монетизировать творчество. Если говорить о СТС, то мы просто сужаем, уточняем рамки.
Надо еще понимать, что мы решили подправить аудиторию, потому что была угроза попасть в зону конкуренции с МузТВ, с MTV. Тогда надо было бы и название канала менять. СТС – это все-таки “первый развлекательный” канал для всей страны. Конечно, мы первый канал по “молодежности” – в среднем нашему зрителю 32-33 года. Человек, нажимая на кнопку СТС, безусловно, ждет драйва, молодости, позитива. Но от детей было бы глупо совсем отказываться, мы ими очень дорожим, потому что может быть аудитория 18-30, а может быть 18-30 с детьми. Как говорится в анекдоте, “но есть нюанс”. Семейность нашего телеканала заключается не в том, чтобы делать бесконечные истории про семью, а делать истории, которые удобно смотреть всей семьей.
В этом смысле для нас ценно дружить со зрителем. Дружба сегодня – понятие более актуальное, оно вмещает и любовь, и постоянство, и информацию. На сегодняшний день, выражаясь языком интернета, в друзья нас добавило более 100 миллионов зрителей. Глобально ничего в наших ценностях не меняется. Никаких новостей на канале не появится, концепция не изменится.
Все-таки насколько изменился телеканал с момента его запуска?
Кадр из сериала “Ранетки”
Lenta.ru
Безусловно, появление “первого развлекательного” канала было большим событием того времени, благодаря команде под руководством Александра Роднянского. Тогда СТС был уникальным предложением на рынке. Но время внесло коррективы, в этой нише появились новые каналы, в принципе, даже в новостных программах, несмотря на серьезность контента, есть тренд в сторону развлечений. Конкурировать сейчас труднее. А на 2010 год пришелся какой-то революционный бум в плане появления огромного количества тематических каналов, начали вещать Disney и Sony, началась какая-то дикая фрагментация. По сути, мы с опозданием повторяем ситуацию, которая была в тех же Штатах.
Скажите, в каких регионах у вас самые высокие рейтинги?
У нас неплохие позиции в Москве, в данный момент выше, чем у ТНТ. Есть регионы, где у нас просто огромные цифры по сравнению с Москвой. Тут очень сложный рынок. А так – Северокавказский, Дальневосточный, Приволжский регионы. В целом мы стабильно входим в тройку-четверку телеканалов. Раньше наши позиции в Москве и Питере были слабее, мы, скорее, были таким российским каналом, за год мы мощно выросли в столице. Москва иногда обгоняет всю суммарную Россию. Вот такая интересная ситуация.
Давайте поговорим о конкурентах-телеканалах и конкурирующих продуктах, которые вам интересны.
Давайте посмотрим на аудиторию 14-44, здесь четко наметились три лидера: “Первый”, СТС и ТНТ. Это не случайно. Мы будем бороться с этими каналами и именно за эту аудиторию, так как мы работаем на молодого зрителя, но с разных позиций. СТС ощущает давление и снизу, и сверху: снизу подступает ТНТ, сверху – “Первый канал”, самый успешный в данной аудитории. ТНТ, безусловно, является одним из основных соперников по формату развлекательного вещания. Зритель говорит о том, что есть два развлекательных канала, равных по качеству – СТС и ТНТ, а с “Первым” мы схожи по семейности и социальной нагрузке. У наших конкурентов есть проекты, которые органично вписались бы в сетку СТС, но стремление к размыванию форматов не наш стиль – мы за эксклюзивность.
А были ли какие-то проекты, запущенные на других телеканалах за последний сезон, на которые бы вы посмотрели и подумали: “Как жалко, что не наше”?
Жалко? Вряд ли. Тем более что последний сезон не отличился огромным количеством удачных проектов. Наоборот, были продукты, про которые я четко понял: “Хорошо, что не взял”. Не буду приводить конкретных примеров… Но мне невероятно нравится то, что делает НТВ. Я сейчас не про сериалы, а про информационные развлечения, то есть infotainment.
При этом иногда невозможно отделаться от ощущения желтизны.
С профессиональной точки зрения, я считаю успешными такие программы, как “НТВшники” и “Центральное телевидение”. Желтизны я там не вижу. У “Первого” же есть своя Опра Уинфри – гигантское по успеху ток-шоу Малахова. Пашет он, как Опра, это точно. Все эти программы доказывают, что жанр не умер.
Зритель в конечном итоге сам программирует свой день, выбирает, что посмотреть: сейчас Малахова досмотрю, переключусь на “Интернов”, потом посмотрю “Закрытую школу” и так далее. Мы постараемся разрушить это программирование. Сейчас модно говорить, что есть вертикальное и горизонтальное программирование. Я думаю, что выиграет перпендикулярное программирование, которой отчасти была “Закрытая школа”. Ее создавали очень талантливые люди, конечно, без опыта “Амедиа” невозможно было бы воплотить этот проект. Сейчас рынок меняется, кто бы мог подумать, что на телеканале СТС пойдет мистический триллер. Были те, кто сомневался. Я, когда увидел анонсирующий ролик с гробиками, на кладбище, у меня просто рука к телефону тянулась, позвонить – срочно снимите это с эфира! И вот я боролся, левой рукой держал правую, но в итоге рад, что интуиция не подвела, это действительно классная вещь.
Давайте тогда поговорим о соотношении на СТС иностранного и отечественного контента, а также адаптаций.
На СТС порядка 35 процентов контента иностранного производства, около 65 процентов – отечественного. Произвести российский сериал стоит дороже, чем купить западный. Однако отечественные представители жанра традиционно пользуются наибольшей популярностью у зрителей, которые стали более разборчивыми. Привычки и вкусы телесмотрения меняются. Западные форматы мы адаптируем с учетом российского менталитета, нашей социокультурной среды.
Адаптации нам нужны для того, чтобы не потерять темп. На создание оригинальной вещи уходит два-три года, а зритель с огромной скоростью все “сжирает”, контент устаревает быстрее. Это, кстати, одна из особенностей сегодняшнего дня – быстрое устаревание информации. Повторы проектов работают хуже.
Сложность с адаптацией состоит в том, что необходимо очень точно выбирать проекты. Раньше не так были развиты социальные сети и интернет, теперь зритель может посмотреть все в Сети. Не стоит делать адаптацию очень успешной вещи – вот мы ткнулись в “Как я встретил вашу маму” и пока им занимались, он стал очень успешным в интернете, и российская телеверсия не пошла – все уже в оригинале посмотрели.
Тренд кинопоказа сейчас идет на снижение, поэтому это не аргумент в конкурентной борьбе за зрителя. Пока кино еще работает, нам надо производить контент, сопоставимый по качеству с западными аналогами.
Собственное производство мы, конечно, мощно продолжаем развивать – для этого нужно приобретать компании и инвестировать в мозги, чтобы года через три у нас была своя библиотека, свои идеи, разработки, сценарии.
А если говорить об “Аманде О”, которая не пошла?
Мы пробовали разные жанры – это был сложнейший под названием фарс. Он не получился, как мог бы не получиться триллер “Закрытая школа”. Но мы шли намеренно, пробовали, просто не пошло. С позиции бизнеса “Аманда О” как укус комара – ни на что не повлияла. Зато мы сделали определенный выводы: не надо идти в телероманы, время которых ушло.
То есть если у первых двух серий низкие рейтинги, надо сразу снимать проект? Не имеет никакого смысла показывать дальше?
Бывают разные варианты. В случае с “Амандой” сняли, потому что сразу все стало понятно. Я на самом деле очень благодарен этому проекту, и низкий поклон Насте Заворотнюк. Где-то не получилось, зато сколько получили ответов на вопросы о зрителе. Может быть, я бы тогда не рискнул запускать “Закрытую школу”.
Вы говорили, что стараетесь со зрителем, прежде всего, дружить. А какие у вас индикаторы этой дружбы? Понятно, что рейтинги, но теперь еще социальные сети появились.
Я бы сказал, мы вхожи в интернет. СТС присутствует во всех социальных сетях. Группа СТС по популярности занимает 3-е место в социальной сети “Вконтакте” после Coca-Cola и Nokia. Мы ведем активную работу на Facebook, Twitter и в “Одноклассниках”. Кстати, когда-то я предложил расшифровывать СТС как “социальная телевизионная сеть”, мы посмеялись, а потом подумали, что в этом действительно есть логика. Но наша сеть не ограничивается интернетом. Мы просто используем философию социальной сети как коммуникационного приема. Все хотят объединяться, дружить, обмениваться информацией, сосуществовать, и в этом смысле СТС – это больше, чем канал.
Для меня социальная сеть – это еще один вид связи, как телефон и электронная почта. Не болезненный поиск самовыражения, а еще один источник информации. Чтобы понимать сегодняшний мир, надо присутствовать в разных измерениях.
Как вы себя ведете в соцсетях? Даете ссылки на ваш контент? Или у вас есть специальные проекты для интернета?
В структуре холдинга создана дирекция по развитию new media под руководством Анны-Марии Ерошенко-Треневой. Был запущен интернет-портал Videomore. Мы живем увлечениями своих зрителей и готовы предоставлять им возможность смотреть наш контент, “шериться”, “лайкаться”, “поститься”. Мы буквально с эфира даем свежий контент на Videomore, зрители даже бунтуют, если запаздываем на 5 минут с выкладкой “Метода Лавровой” или “Амазонок”.
Конечно, самый простой и понятный эффект от присутствия СТС в интернете: если ты пропустил серию, посмотри ее на Videomore и возвращайся в эфир. Кроме того, СТС собирается развивать сектор казуальных игр, они любимы аудиторией за удобство пользования, а для нас они означают контакт с аудиторией и воспитание лояльности.
Сейчас мы также заморочились и выбрали проект, который называется “Первая любовь”, First Love, созданный исключительно для интернета. Это трех-пятиминутные серии, где настоящие люди, без всякого фейка, рассказывают о своей первой любви. Потрясающая вещь! Наша задача – выбрать экономического партнера и сделать первый интернет-сериал.
Мы четко понимаем, что СТС нужно быть там, где зрители ищут наш контент. Поэтому мы запустили приложение СТС для IPhone. По статистике в России более 1,5 миллиона владельцев iPhone, они тратят много денег на мобильный интернет. Первый релиз прошел успешно, зарегистрировалось много пользователей, которые делятся информацией о том, какие программы СТС они смотрят. Скоро выйдет второй релиз приложения с еще большим количеством опций, недавно был запущен виджет для телевизоров LG Smart.
Татьяна Лазарева. Фото Igor Klimov
Lenta.ru
Вы упомянули о команде СТС – как я понимаю, у вас есть костяк специалистов и медийных лиц. Скажите, а вообще сильная текучка кадров?
Кого-то, конечно, переманивают. Но в целом костяк остается. Люди растут и развиваются внутри компании. Вопрос кадров – это самый сложный вопрос. Фраза “незаменимых нет” к телевидению не относится. Есть незаменимые, но двери открыты, на телевидение легко попасть – просто нужно желание и мозги.
Вы тоже переманиваете кого-то?
Вообще-то на телевидении не принято переманивать “в лоб”. Мы смотрим на производственные компании, стараемся расти. Весь креативный потенциал СТС не переманен, а выращен. Но я считаю, что правильный путь – это покупка коллективов, покупка компаний, инвестиции в креатив, – это дает мощный приток нужных людей в “СТС Медиа”. Конечно, можно ходить и смотреть курсы выпускников ВГИКа, но это не агрессивный путь развития творческого потенциала. Перекупать же людей с каналов, это, как я уже сказал, не совсем правильно.
В плане медийных лиц – это про кого?
Например, про Татьяну Лазареву. Вы сами от нее отказались?
Да нет, я думаю, что жизнь так распорядилась. Мы никого не гоним. Я делю людей на добрых и добреньких: добренькие дают деньги, а добрые – возможности. В этом смысле я добрый человек, я даю возможности реализоваться всем. Никто с нашими звездами не принимает решение “ты уволен”, “ты выгнан” – такого нет. Конкретно в случае с Таней – вопрос урегулирован, она ведет программу, кстати…
То есть получается, что она не лицо телеканала, но программу ведет.
Она ведущая программы “Это мой ребенок”, вместе с Михаилом Шацем Лазарева ведет программу “Семья против всех”. Кстати, Михаил – штатный сотрудник канала и продюсер СТС, значит, ему здесь комфортно и все нравится. Миша – талантливый человек, у него есть возможность реализоваться.
Не до конца понятно, исходила ли от вас инициатива.
В какой-то момент руководство холдинга решило поменять формат сотрудничества со звездами. Мы уходим от формы эксклюзивных договоров с каналом и переходим на другой формат – ведущие будут получать гонорары непосредственно с проектов. Вот о чем речь шла. Но я допускаю, что информацию до Тани донесли некорректно. Я с ней поговорил, объяснил ситуацию. Никто никого не увольнял.
Хотелось бы отметить и другое – у нас есть задача открывать свежие лица. Приходит новое время, нужны новые герои.
Появление новых лиц напрямую зависит от успешности проектов?
Конечно. Сейчас у нас будут премьеры, там обязательно появится кто-то новый.
Но в целом вы стараетесь поддерживать баланс между “старыми” и “новыми” звездами?
Да, чтобы не выглядеть архаично. Но Шац, например, большая умница. Почему – потому что он в какой-то момент понял, что как продюсер он может больше сделать на телевидении, чем только в качестве ведущего. Это и Тина Канделаки поняла, поэтому она и продюсирует, и занимается общественной деятельностью. И Саша Цекало, кстати, очень яркий пример. Он не сходит с экранов, поддерживая свои продюсерские амбиции. Сейчас наша задача – открывать и двигать новые лица.
Как вы относитесь к тому, что ваши сотрудники появляются на других каналах?
Я не против появления наших звезд в гостевых эфирах на других каналах. Эту позицию разделяют все руководители телеканалов. Та же Таня, кстати, вела “Две звезды” на “Первом”.
Расскажите о ваших планах на новый сезон, новых проектах.
Все премьерные проекты не назову. Начнем сезон с нового сериала “Физика или химия” и с комедийного сериала “Детка”. Продолжатся уже известные проекты. Все спрашивают, когда начнется “Закрытая школа” – начнется, но точную дату мы держим в секрете. Помимо “Ворониных” и “Папиных дочек” мы приготовили еще два новых ситкома.
Хорошо, про бизнес все понятно, а миссия у вас все-таки какая?
Миссия? Как кто-то говорил, “я работаю за идею, а идея у меня – купить остров”. Миссия у канала СТС или у меня лично?
И у вас лично, и у канала СТС.
Миссия все-таки – оставаться на светлой стороне телевидения, нести человеческие, семейные ценности. У меня недавно родился ребенок, а вместе с ним родилось чувство социальной ответственности. Все, что у нас делается, делается искренне. Я не могу сказать, что мы работаем только на деньги, хотя это важно. Но я очень хочу, чтобы моим детям не было стыдно говорить: “Мой папа – тот, кто делает это телевидение”.
Смотри на СТС с 23 ноября
Рады сообщить тебе, что 23 ноября в 20.00 ноября на СТС стартует пятый сезон сериала СТС «Восьмидесятые». Жизнь обычного московского студента 80-х Ивана Смирнова и его друзей продолжит удивлять зрителей. Кажется, что у героев уже все хорошо: к Ване вернулась Инга, Катя и Макар помирились, Маша с Сергеем ждут ребенка, а Борис уехал жить в Израиль… Но с этого новые приключения только начинаются. Ваня получает работу фотографа в самом престижном издании страны.
Эльмира Махмутова, генеральный директор СТС: «Восьмидесятые» – сериал, который интересен как зрителям постарше, так и современной молодежи. Такой успех можно объяснить тем, что проект получился очень добрым и ярким. Продолжение сериала обещает стать не менее интересным: герои взрослеют, постепенно вырастая из подростковых проблем. Теперь их заботят более масштабные вопросы: как построить семью, взаимоотношения в паре и воспитать ребенка. Детские романчики позади, но, несмотря на это, в новом сезоне больше лирики и любовных треугольников. В сериале появятся и новые персонажи, в том числе, исторические личности – знаковые люди, которые определяли жизнь страны в то время. Пятый сезон приближает нас к 90-м, а, значит, страсти еще больше накалятся, и сюжет станет еще увлекательнее».
Александр Якин (Ваня): «В новом сезоне чувствуется, что теперь больше свободы, и уже нет тех жестких рамок, которые были в первом. Джинсы, купленные у фарцовщиков, это уже не что-то из ряда вон выходящее. Но все равно основная концепция остается, иначе сериал не назывался бы «Восьмидесятые».
Наталья Земцова (Инга): «Конечно, появляются новые обстоятельства, новые сюжетные линии, которые меняют отношения между героями. Так что не все так гладко, как хотелось бы. В пятом сезоне изменится и моя героиня. Инга всегда была гордой, ее тяжело было заставить что-то делать, а сейчас она стала более мягкой, покладистой и готовой идти на компромисс».
80-ые годы в СССР – один из самых непростых и интересных периодов жизни нашей страны, где меняющиеся исторические реалии – не просто фон для сюжета. В центре событий – простой московский парень Иван Смирнов, представитель типичной советской семьи, его чувства, переживания, страхи и, конечно, любовь.
В новом сезоне, который стартует на СТС 23 ноября в 20.00, события разворачиваются летом 1988 года. В стране полным ходом идет перестройка: состоялся первый в СССР международный рок-фестиваль, американский президент Рональд Рейган приехал с историческим визитом, движение КСП набирает обороты, на улицах появились первые рэкетиры и ходят слухи, что по тоннелям метро бегают гигантские крысы. А у обычного московского студента Ивана Смирнова и его друзей своя интересная, полная приключений жизнь. У Вани появляется работа фотографа в известном на всю страну издании, но с этого этапа его новые приключения только начинаются.
Новые лица «Восьмидесятых»
К Ване вернулась Инга, Катя и Макар помирились, Маша с Сергеем ждут ребенка, а Борис уехал жить в Израиль – на этом заканчивается четвертый сезон. В новых сериях каждый из героев столкнется со сложной дилеммой, причем трудности добавят и новые персонажи.
Филипп Коршунов, режиссер-постановщик: «У нас был долгий ежедневный кастинг – за два месяца мы нашли 114 персонажей, среди которых были как актеры массовых сцен, так и второго плана. На каждую, даже сквозную роль, мы тщательно и внимательно искали подходящие кандидатуры».
Илья
Редактор журнала «Огонек», куда устраивается на работу Ваня. Илье и Ване нравится одна и та же девушка, из-за чего они постоянно конфликтуют и мешают друг другу.
Дмитрий Миллер, актер: «С появлением моего персонажа в сериале возникнет любовный треугольник. Только Илья не привык проигрывать, поэтому будет вставлять палки в колеса. Я не скажу, что он коварный тип, но проблем Ване подкинет (улыбается). К счастью, Илья получился неоднозначным героем, все же мне хотелось добавить в его образ больше самоиронии. Да, он карьерист, но все мы в какой-то степени такие. Зато могу назвать его отличным и очень даже человечным руководителем».
Саша
Журналист «Огонька», обаятельная блондинка, влюбленная в своего шефа. Ваня помогает Саше с одним материалом, после чего с ее подачи он устраивается в тот же журнал.
Арина Постникова, актриса: «Саша – очень хорошая, добрая и честная девочка, с сильным характером и прекрасный журналист. На мой взгляд, «Огонек» – достаточно знаменитый журнал, который до сих пор выпускается, тем интересней зрителям будет смотреть».
Назад в прошлое
В «Восьмидесятые» на одну серию вернется музыкант Галдин в исполнении Никиты Ефремова («Лондонград. Знай наших!»). По сюжету Ваня и Инга попадают на первый рок-фестиваль, где как раз и выступает Галдин со своей группой. Зрители увидят Никиту Ефремова в необычном образе – с длинными волосами, в бандане и в кожаных штанах. Художников по костюмам сериала «Восьмидесятые» на создание образа героя вдохновили «Scorpions» и «Sex Pistols».
Мой адрес – Советский Союз
Пятый сезон снимали в Москве, а не в Минске, где обычно проходили съемки «Восьмидесятых». Съемочная группа искала места, в которых еще сохранился дух 80-х. Атмосферу тех лет нашли в домах сталинской застройки на набережных, в подвалах Китай-города, на Чистых прудах, в парке Речного вокзала и в других районах столицы. Реквизиторы следили за тем, чтобы в кадр не попала современная атрибутика – розетки, кондиционеры, двери, пластиковые окна, которые оклеивали специальной пленкой, имитируя дерево.
Елена Травкина, художник-постановщик: «Чтобы проникнуться 80-ми, мы изучали архивы, делали подборки из фотографий и смотрели фильмы того времени, такие как, «Москва слезам не верит», «Экипаж», «Забытая мелодия для флейты». Трудности возникли в поисках компьютерной техники, телевизоров, диктофона, приемников и другой техники 80-х годов. Чаще всего такие вещи мы находили на барахолках в Москве и Санкт-Петербурге».
Кстати, для съемок были воссозданы советский спорт-бар и редакция журнала «Огонек», а гостиницу «Космос» на время превратили в аэропорт.
Мода из комода
Создатели сериала не преследовали цель воспроизвести все в точности, как это можно увидеть в документальной хронике. Перед съемочной группой была задача показать образы героев более яркими, чем они были на самом деле.
Яна Боуден, художник по костюмам: «Тогда в моде были спокойные оттенки: серые, коричневые, охристые, болотные. В пятом сезоне в кадре все смотрится ярко за счет актеров массовых сцен. А гардероб главных героев, скорее, выдержан в стилистике того времени».
Иван Смирнов
В новом сезоне Ваня устроился в редакцию, а, значит, поменялся его образ, который стал более официальным и соответствующим его профессии. На смену студенческому стилю приходят элегантные костюмы.
Инга Бородина
Теперь Инга работает официанткой в спорт-баре, поэтому большую часть времени появляется на экране в униформе. А вне работы она носит юбку-карандаш насыщенного оранжевого цвета и блузки с подплечниками.
Катя Полякова
Изначально был создан дизайн уникальной формы, а в пятом сезоне была изменена только форма пилотки. Так как в новых сериях Катя становится стюардессой международных линий, а в прошлом сезоне она летала исключительно внутри страны.
Илья
Для героя Дмитрия Миллера был создан современный образ. Единственное, что соответствовало тому времени, – это винтажные галстуки, которые раньше носили представители творческой сферы.
Саша
Изначально героиня похожа на пацанку, которая предпочитает носить широкие брюки, жилетки и рубашки и любит простые прически – косички или хвосты. Но когда Саша влюбляется, то постепенно становится более женственной, поэтому в ее гардеробе появятся юбки, летящие блузки и каблуки.
Яна Боуден, художник по костюмам: «Всего для нового сезона было приобретено более 1000 костюмов, ведь только для актеров массовки в эпизоде, в котором Галдин выступает на рок-концерте, было придумано более 100 индивидуальных образов. Еще одно наше достижение, которые мы гордимся — для съемок были найдены 4 винтажных шарфа футбольного клуба «Спартак», которые искали по всей Москве».
НАСА – STS-80
STS-80
Миссия: ОРФЕУС-СПАС II; WSF-3
Космический шаттл: Columbia
Стартовая площадка: 39B
Запущен: 19 ноября 1996 г., 14:55:47. EST
Место посадки: Космический центр Кеннеди, Флорида
Посадка: 7 декабря 1996 г., 6:49:05 EST
Взлетно-посадочная полоса: 33
Расстояние развертывания: 8721 фут
Время развертывания: 62 секунды
Обороты: 279
Продолжительность миссии: 17 дней, 15 часов, 53 минуты, 18 секунд
Высота орбиты: 218 статутных миль
Наклонение орбиты: 28,45 градусов
Пройденных миль: 7 миллионов
Члены экипажа
Изображение выше: Фотография экипажа STS-80 с командиром Кеннетом Д. Кокреллом, пилотом Кентом В. Роминджером, специалистами миссии Тамарой Э. Джерниган, Томасом Д. Джонсом и Ф. Стори Масгрейвом. Кредит изображения: НАСА
Основные моменты запуска
Дата запуска 31 октября сначала угрожает заменой STS-79ускорители с теми, которые должны были летать на STS-80, и задержка старта STS-79. Подготовка к урагану из-за урагана «Фрэн» в начале сентября остановила операции по укладке ракет-носителей STS-80 в здании сборки транспортных средств (VAB), что побудило руководителей миссии перенести дату запуска на 8 ноября. На проверке готовности к полету (FRR) 28 октября руководители миссии отказался официально оформить дату пуска в ожидании анализа эрозии сопел ускорителя STS-79. В Delta FRR 4 ноября дата запуска была изменена на не ранее 15 ноября, чтобы у инженеров было больше времени для завершения исследования эрозии сопла. В последующем FRR 11 ноября, 15 ноября, установленном в качестве официальной даты запуска, в ожидании коммерческого запуска Atlas 13 ноября, и начался обратный отсчет запуска.
Всего через два дня запуск перенесли на 19 ноября.из-за неудач при запуске Атласа и прогнозируемой плохой погоды в районе КНЦ в течение нескольких дней, а подсчет остался в задержке. Запуск 19 ноября произошел примерно через три минуты после запланированного открытия иллюминатора из-за задержки на Т-31 секунды для оценки концентрации водорода в хвостовой части моторного отсека. Первоначальный осмотр форсунок STS-80 после извлечения показал образование карманов и промывочную эрозию, но менее обширную, чем та, которая была отмечена на форсунках STS-79; анализ продолжался.Основные моменты миссии
Последний полет шаттла в 1996 году был отмечен успешным развертыванием, эксплуатацией и поиском двух свободно летающих исследовательских космических кораблей. Два запланированных выхода в открытый космос (EVA) были отменены.
Выведенный на орбиту и возвращаемый спектрометр для дальнего и экстремального ультрафиолетового излучения-шаттл-сателлит II (ORFEUS-SPAS II), развернутый в первый день полета для начала примерно двухнедельного сбора данных. Совершая свой второй полет на борту шаттла, ORFEUS-SPAS II был оснащен тремя основными научными инструментами: телескопом ORFEUS-Telescope со спектрографом дальнего ультрафиолета (FUV) и спектрографом экстремального ультрафиолета (EUV). Второстепенной, но весьма дополняющей полезной нагрузкой был межзвездный спектрограф профиля поглощения среды (IMAPS). Неастрономические полезные нагрузки на ORFEUS-SPAS включали монитор образцов поверхностных эффектов (SESAM), проект предварительной разработки ATV Rendezvous (ARP) и студенческий эксперимент на ASTRO-SPAS (SEAS).
Миссия ORFEUS-SPAS II, посвященная астрономическим наблюдениям на очень коротких волнах для: изучения природы горячих звездных атмосфер; исследовать механизмы охлаждения белых карликов; определить природу аккреционных дисков вокруг коллапсировавших звезд; исследовать остатки сверхновых; и исследовать межзвездную среду и потенциальные области звездообразования.
Все цели миссии ORFEUS-SPAS II были достигнуты, и не было никаких серьезных проблем ни с инструментами, ни со вспомогательным оборудованием. Было завершено около 422 наблюдений почти 150 астрономических объектов, включая Луну, ближайшие звезды, далекие звезды Млечного Пути, звезды в других галактиках, активные галактики и квазар 3C273. По сравнению с первой миссией ORFEUS-SPAS в 1993, приборы ORFEUS-SPAS II были более чувствительными и давали данные более высокого качества. Кроме того, было получено более чем в два раза больше данных, чем при первом полете ORFEUS-SPAS.
Wake Shield Facility-3 (WSF-3), развернутая в день полета 4. WSF представляет собой свободно летающий диск из нержавеющей стали диаметром 12 футов, предназначенный для создания ультравакуумной среды, в которой можно выращивать тонкие полупроводниковые пленки для использования в передовой электронике. Третий полет был очень успешным: было достигнуто максимум семь тонких пленок полупроводниковых материалов, а спутниковое оборудование работало почти безупречно. WSF-3 извлечен после трех дней свободного полета.
Два запланированных шестичасовых выхода в открытый космос Джернигана и Джонса были разработаны для оценки оборудования и процедур, которые будут использоваться во время строительства и обслуживания Международной космической станции. Однако экипаж не смог открыть внешний люк шлюза, и когда устранение неполадок не выявило причину, руководители миссии пришли к выводу, что было бы неблагоразумно пытаться совершить два выхода в открытый космос и рисковать ненужным повреждением люка или уплотнений. Экипаж смог оценить новый инструмент для пистолетной рукоятки, похожий на ручную дрель, на средней палубе. Оценка люка после приземления показала, что небольшой винт открутился от внутреннего узла и застрял в приводе — механизме редуктора, который приводит в действие рычаги, фиксирующие люк, — не позволяя экипажу открыть люк. Люк легко открывается при установке сменного привода. В настоящее время проводится анализ, чтобы определить, какие дополнительные проверки необходимо выполнить на люках, чтобы предотвратить повторение проблемы.
Другие эксперименты: Модуль космических экспериментов (SEM) для расширения образовательного доступа к космосу; NIH-R4, четвертый в серии совместных экспериментов, разработанных НАСА и Национальными институтами здравоохранения для изучения роли кальция в регуляции артериального давления; NASA/CCM-A, один из экспериментов с костными клетками шаттла; эксперимент Biological Research in Canister (BRIC)-09 по изучению влияния микрогравитации на генетически измененные саженцы томатов и табака; Коммерческий эксперимент MDA ITA (CMIX-5), последний в серии экспериментов с шаттлами; и Визуализация в экспериментальном контуре с водяным капиллярным насосом (VIEW-CPL), эксперименте на средней палубе, для исследования метода управления температурой космического корабля.
Космический центр НАСА имени Джона Ф. Кеннеди
STS-80 Информационный бюллетень | Spaceline
Клифф Летбридж
STS-80 — Колумбия
80-я миссия космического корабля “Шаттл”
21-й полет Колумбии
Экипаж: 90 человек 077
Кеннет Д. Кокрелл, командир
Кент В. Роминджер, пилот
Тамара Э. Джерниган, специалист миссии
Томас Д. Джонс, специалист миссии
Ф. Стори Масгрейв, специалист миссии
Подготовка орбитального аппарата:
Буксировка к производственному цеху орбитального аппарата – 7 июля 1996 г.
Переворот в здание сборки транспортных средств – 9 октября 1996 г.
Выкатка на стартовую площадку 39B – 16 октября 1996 г.
9007 6 Запуск:19 ноября, 1996 — 14:55:47 СТАНДАРТНОЕ ВОСТОЧНОЕ ВРЕМЯ. Первоначально запуск был запланирован на 31 октября 1996 г., но был отложен из-за задержек, связанных с STS-79. Твердотопливные ускорители, изначально предназначенные для полета во время STS-80, были заменены и запущены во время STS-79.вместо.
В начале сентября 1996 года операции по укладке твердотопливных ракетных ускорителей STS-80 были ненадолго остановлены из-за приближения урагана “Фрэн”. Когда обработка возобновилась, запуск был официально перенесен на 8 ноября 1996 г. сопла ускорителя летали на STS-79.
После повторного ФРР 4.11.1996, пуск был намечен не ранее 15 ноября 1996 года для возможности дополнительного изучения эрозии твердотопливного ускорителя СТС-79. По завершении окончательного FRR 11 ноября 1996 г. запуск был запланирован на 15 ноября 1996 г.
Запуск был перенесен на 19 ноября 1996 г. из-за сочетания противоречивых действий по запуску ракеты Atlas-Centaur на мысе Канаверал и плохой погоды на мысе Канаверал. Космический центр Кеннеди.
19 ноября запуск был отложен примерно на три минуты, чтобы можно было провести анализ концентрации водорода в кормовой части моторного отсека.
Посадка:
7 декабря 1996 г. – 6:49:05 по восточному стандартному времени на взлетно-посадочной полосе 33, Космический центр Кеннеди. Расстояние развертывания составляло 8721 фут. Время развертывания составило 62 секунды. Продолжительность полета составила 17 суток 15 часов 53 минуты 18 секунд. Посадка произошла на 279-м витке. Посадку отложили на два дня из-за плохой погоды в Космическом центре Кеннеди.
Краткое описание миссии:
Несмотря на отмену двух запланированных выходов в открытый космос, STS-80 стал первым случаем, когда два свободно летающих космических корабля были развернуты и возвращены в ходе одной миссии.
Выведенный на орбиту и возвращаемый дальний и крайний ультрафиолетовый спектрометр-шаттл-спутник II (ORFEUS-SPAS II) был развернут в первый день миссии. Это был второй раз, когда космический корабль был развернут во время миссии космического корабля “Шаттл”.
ORFEUS-SPAS II состоял из нескольких полезных нагрузок, предназначенных для проведения астрономических наблюдений на очень коротких волнах. Задачи состояли в том, чтобы исследовать природу горячих звездных атмосфер и механизмы охлаждения белых карликов.
Кроме того, космический аппарат исследовал природу аккреционных дисков вокруг сколлапсировавших звезд и наблюдал остатки сверхновых, а также межзвездную среду и потенциальные области звездообразования.
Все цели миссии ORFEUS-SPAS II были достигнуты в течение двух недель свободного полета, включая 422 наблюдения около 150 астрономических целей. Обладая более чувствительными приборами, ORFEUS-SPAS II дал более чем в два раза больше данных, чем во время предыдущего полета.
Комплекс Wake Shield-3 (WSF-3), летевший в третий раз, был развернут на четвертый день миссии. Космический корабль провел три дня в автономном режиме, поддерживая в общей сложности семь тонкопленочных наращиваний полупроводниковых материалов.
Два запланированных выхода в открытый космос астронавтов Джернигана и Джонса должны были оценить оборудование и процедуры, которые будут использоваться во время строительства и обслуживания предлагаемой Международной космической станции.
Однако космонавты не смогли открыть внешний люк шлюза. Руководители миссии решили не рисковать повредить люк шлюза или его уплотнения, взломав люк, и впоследствии отменили выходы в открытый космос. Несколько целей выхода в открытый космос были выполнены с помощью моделирования, выполненного внутри шаттла.
Оценка после приземления показала, что небольшой винт застрял внутри зубчатого механизма, приводящего в действие рычаги, фиксирующие люк. Все люки космических челноков были осмотрены, и были проведены дополнительные проверки, чтобы предотвратить повторение проблемы.
Другие эксперименты включали пакет образовательных экспериментов Space Experiment Module (SEM) и пакет NIH-R4 для НАСА и Национального института здравоохранения для изучения роли кальция в регуляции кровяного давления.
Также был запущен NASA/CCM-A, один из серии экспериментов с клетками кости, а также биологические исследования в контейнере-09 (BRIC-09) для изучения влияния микрогравитации на генетически измененные саженцы помидоров и табака.