Как узнать год выпуска резины nokian: Как узнать дату изготовления шин

Содержание

Дата изготовления шин | Год и месяц производства и выпуска автошин, старение шин — Покрышка.ру

Как узнать дату выпуска шины (месяц и год производства шины)? Как определить, что шина слишком старая и не годится для использования?

Мы специально решили объединить эти вопросы в один раздел, поскольку если люди интересуются датой изготовления покрышки, то они хотят разобраться как минимум в двух вопросах:

  1. Насколько пригодны их старые шины для дальнейшей эксплуатации.
  2. Можно ли покупать новые автошины, которые несколько лет пролежали на складе.

Начнем с того, как определить дату изготовления шины.

Дата производства шин

Дата производства шины написана на боковине покрышки в овальном штампе в виде 4-х цифр, например: 1805. Первые две цифры означают неделю изготовления, последние две — год.



В нашем случае 18 неделя — это Апрель 2005 года.

Для более простого расчета даты изготовления на нашем сайте «Покрышка. ру» есть специальный калькулятор для расчета даты выпуска шины.

Калькулятор даты изготовления для шин

Введите 4-х значный код даты:

Ваши шины изготовлены:

Внимание!

Калькулятор рассчитывает дату автошины только для 4-х значного кода.

3-х значный код даты у шины означает, что она была выпущена до 2000 года.

3-х значный код даты производства шины означает, что она была выпущена до 2000 года.

Старая маркировка похожа на новую, т.е. первые две цифры тоже неделя изготовления, но последняя цифра означает не полностью год, а только последнюю цифру года.

Например, код: 108. Это значит, что автошина выпущена: 10-ая неделя 88 или 98 года.

Чтобы понять 80-ые года или 90-ые, нужно внимательно посмотреть, есть ли после этих цифр пробел (промежуток или треугольный штамп) на боковине или нет.

Если: *108*, то это 88 год.


Если же есть пробел после цифр: *108 * или *108 (значок — треугольник)*, то эта покрышка 98-ого года выпуска.



Такие сложности обусловлены тем, что раньше производители покрышек не думали, что шиной будут пользоваться больше 10 лет. Но после 2000 года производители автошин пришли к более удобной 4-х значной маркировке даты производства на колесе.

Перед 3-значными или 4-х значными цифрами могут стоять еще несколько букв, например,

*LMLR5107* или *NAA375 *, но для определения даты выпуска резины нас интересуют только последние цифры.

Про дополнительные надписи на колесе вы можете узнать в разделах: маркировка автомобильных шин и маркировка дисков.

Старение автомобильной резины

Производители автошин гарантируют нормальную работу шин не менее 5 лет, при условии того, что шина до этого времени не износилась.

Однако на практике качественные покрышки могут прослужить гораздо дольше, оставаясь при этом эластичными и сохраняя свои основные эксплуатационные характеристики.

Старение резины зависит как от качества самих шин, так и от того, в каких условиях эксплуатировались (или хранились) эти колеса.

Из шин с годами постепенно выходят химические вещества, которые придают эластичность резине. Мы это можем ощущать в виде запаха, который излучают практически все новые резинотехнические изделия. Состаренные покрышки становятся более твердыми и менее эластичными.

Этот процесс усиливается при высоких температурах, повышенной влажности и при попадании прямого солнечного излучения на поверхность резины. Под действием солнечных лучей из кислорода воздуха образуется ОЗОН, который способствует быстрому старению шины.

Именно поэтому, хранить летние или зимние шины лучше имея специальные полиэтиленовые пакеты для колес, которые не дают солнечным лучам напрямую попадать на резину, а также пакеты препятствуют прямому контакту шины с атмосферой.

При правильном хранении качественные покрышки могут оставаться эластичными до 7–10 лет!

Внешне старение автошины можно увидеть на боковине покрышки, где постепенно начинают появляться мелкие трещинки, которые с каждым годом становятся более глубокими. Кроме того, сам цвет покрышки начинает меняться и становится более «белесым», вместо изначального — черного.


Внимание!

Если на ваших колесах вы увидели эти характерные следы старения резины, значит, их пора менять несмотря на то, что протектор может быть еще не очень сильно изношен.

Часто покупатели задают вопрос: стоит ли покупать новые шины, если дата выпуска у них стоит более двух или трех лет назад?

Все зависит от условий хранения и изначального качества автошины. На складах новые шины хранятся в разных условиях, и если соблюдены температурные условия и влажность воздуха, то новые шины могут храниться очень долго, практически не теряя своих характеристик.

Поэтому перед покупкой автошины, если она выпущена несколько лет назад, нужно оценить ее внешнее состояние: нет ли на ней характерных небольших трещинок, не потеряла ли шина эластичность и не поменяла ли она свой цвет. Если шина внешне выглядит идеально, то значит, она хранилась в правильных условиях и ее можно смело покупать. Если же вы обнаружили какие-то признаки старения, лучше попросить поменять эти покрышки на более новые или отказаться от покупки.

Очень много зависит еще от фирмы производителя покрышки и, соответственно, качества самой резины. Ведущие шинные компании тратят огромные деньги на исследования в этом направлении и добавляют в состав резины специальные «антистарители», состав которых держится в строжайшем секрете.

Покупая хорошие шины, скажем Michelin, Goodyear, или Nokian, вы покупаете очень качественные автошины, которые при правильной эксплуатации прослужат вам гораздо больше гарантийного срока — 5 лет (при условии, что они не сотрутся у вас раньше из-за большого пробега).

При прочих равных условиях старайтесь покупать более «свежие» автошины, это гарантия того, что условия хранения шин не нарушались в течении долгого времени.

Однако не стоит уделять уж слишком много внимания возрасту шин при покупке, особенно если он меньше двух лет.

Практика показывает, что такие покрышки служат ничуть не хуже, чем те, которые выпустили всего месяц назад. А их эксплуатационные характеристики и долговечность в первую очередь зависят от ее изначального качества, т.е. от производителя и модели.

Полезные советы

И в конце мы дадим несколько полезных советов, которые помогут продлить срок службы и уменьшить старение автомобильных шин:

  1. Не храните шины без специальных пакетов, они хорошо защищают шину от преждевременного старения.
  2. Не храните автошины в месте, где на нее попадает прямой солнечный свет и тепло. Солнечное излучение является одним из основных факторов старения.
  3. Старайтесь ставить машину по возможности в тени от солнца. Это не только уменьшит процесс старения резины, но и убережет лакокрасочное покрытие автомобиля и детали салона от выгорания.
  4. Следите за давлением в шинах. Неправильное давление в шинах может привести к перегреву шины и ее износу.
  5. Следите за равномерностью износа шин. Если вы увидели, что покрышки изнашиваются неравномерно с разных сторон, то нужно срочно отправляться на техническую станцию и делать сход-развал. Если вы в такой ситуации просто купите и поставите новые шины, то вы их сразу испортите, поскольку они тоже будут изнашиваться неравномерно.

Удачи на дорогах!

Материал подготовлен в «Покрышка.ру»

Как узнать год резины Нордман

Прочее › Кто производитель › Кто производитель нордман

Дата производства автошины наносится на её боковину и представляет собой четырехзначный код в овальном штампе. Первые две цифры кода означают месяц изготовления, следующие — год.

  • Для определения года изготовления резины нужно обратить внимание на четырехзначный код, нанесенный на боковину шины в овальном штампе.
  • Первые две цифры обозначают неделю года, а последующие две — год изготовления.
  • Важнее всего при выборе резины следить за ее износом и общим состоянием, а не только за датой изготовления.
  • Эксплуатационный срок шин зависит от индекса скорости и нагрузки, но не должен превышать 8 лет для летних шин с индексом скорости S и 4-6 лет для шин с другими индексами.
  • Российский ГОСТ устанавливает срок эксплуатации резины в 5 лет, но международные производители заявляют о возможности эксплуатации до 10 лет.
  • Дату изготовления резины можно найти на боковой части покрышки, где помещается четырехзначный код, который указывает на неделю и год изготовления.
  • Чтобы определить год выпуска старой резины, нужно проверить наличие пробела или треугольного штампа после цифр на боковине. Это может указать на год производства: без пробела — 80-е годы, с пробелом — 90-е годы.
  • Эксплуатация резины старше 10 лет не рекомендуется и в соответствии с российскими требованиями запрещена.
  1. Как посмотреть когда сделана резина
  2. Что если резине 10 лет
  3. Какой срок годности у шин
  4. Как узнать год выпуска резины Nokian Hakkapeliitta
  5. Где пишет какого года резина
  6. Как обозначается дата изготовления
  7. Можно ли ездить на резине которой 15 лет
  8. Как узнать старая резина или нет
  9. Можно ли ездить на шинах которым 15 лет
  10. Где пишется срок годности шин
  11. Какие шины долго ходят
  12. Какой пробег для списания шин
  13. Что означают цифры на резине Nokian
  14. Какого года лучше покупать шины
  15. Как определить год выпуска на японских шинах
  16. Можно ли ездить на старых шинах
  17. Как влияет год выпуска шины
  18. Что значит маркировка шин
  19. Можно ли ездить в минус 2 на летней резине
  20. Чем хуже старая резина
  21. Когда уже нельзя ездить на летней резине
  22. Какой срок годности у летней резины
  23. Что такое Nokian Nordman
  24. Где находится серийный номер на шине
  25. В каком году вышла Хакапелита 7
  26. Как посмотреть протектор шин
  27. Как определить Новая резина или нет
  28. Когда резина считается лысой

Как посмотреть когда сделана резина

Дата изготовления указана на боковине шины в виде четырехзначного числа. Две первые цифры — это неделя, а две последние цифры — год изготовления. Например, «1117» означает, что шина была изготовлена на 11 неделе в 2017 году. Примечание: Более важно обращать внимание на износ и состояние шины, чем на дату изготовления.

Что если резине 10 лет

Летние шины могут эксплуатироваться не более 8 лет, если максимально допустимая скорость на них 180 км/час (индекс скорости S), в отношении покрышек с индексами скорости Н, V и ZR ученые менее оптимистичны. Если резина выдерживает высокие нагрузки, служить она может 4-6 лет.

Какой срок годности у шин

Согласно российскому ГОСТу, срок службы авторезины составляет 5 лет. Международные производители авторезины (Michelin, Dunlop, Bridgestone и др.) заявляют, что их продукты служат до 10 лет. Столько же — 10 лет — составляет общепринятый срок эксплуатации авторезины в Европе и США.

Как узнать год выпуска резины Nokian Hakkapeliitta

На шинах Nokian, как и на большинстве подобных товаров от других марок, дату изготовления и производства выбивают на боковой части покрышки. Зачастую на каждой шине есть небольшой овальный штамп, в котором указаны четыре цифры. Первые две обозначает неделю, следующие — год выпуска.

Где пишет какого года резина

Дата изготовления шин указывается производителем на боковине и представляет собой овальный штамп с 4-значным числом. Первые две цифры указывают на неделю года, а вторые — на год выпуска (к примеру, «1812» — 18 неделя 2012 года).

Как обозначается дата изготовления

Дату изготовления наносят в виде чисел, обозначающих день месяц и год. 2. При указании даты изготовления и срока годности, после слов «дата изготовления», «годен до», «годен», «годен до конца» указывается место нанесения этих дат.

Можно ли ездить на резине которой 15 лет

Согласно российским требованиям (ГОСТ 4754-97), эксплуатационный срок службы шин легковых автомобилей составляет 5 лет с момента изготовления. А к примеру, компания Continental в рекомендациях указывает, что все шины автомобиля (включая запаску) старше 10-летнего возраста следует заменить новыми.

Как узнать старая резина или нет

Чтобы понять 80-ые года или 90-ые, нужно внимательно посмотреть, есть ли после этих цифр пробел (промежуток или треугольный штамп) на боковине или нет. Если: *108*, то это 88 год. Если же есть пробел после цифр: *108 * или *108 (значок — треугольник)*, то эта покрышка 98-ого года выпуска.

Можно ли ездить на шинах которым 15 лет

Срок годности шин

Согласно российскому законодательству (ГОСТ 5513, ГОСТ 4754-97) эксплуатационный срок службы шин составляет 5 лет со дня изготовления.

Где пишется срок годности шин

Возраст любой шины может быть найден на её боковине: буквенно-цифровые знаки после символов «DOT». Если шина была произведена начиная с 2000 года, то отметку даты ее изготовления обозначают четыре последние цифры буквенно-цифровых знаков.

Какие шины долго ходят

ТОП-10: самые износостойкие шины с крепкой боковиной и протектором:

  • Bridgestone Turanza T005.
  • Goodyear EfficientGrip Performance 2.
  • Dunlop SP Sport Maxx 050+
  • Maxxis Premitra HP5.
  • Hankook K435 (Kinergy eco2)
  • Kumho Ecsta HS51.
  • Yokohama BluEarth-A AE-50.
  • Toyo Proxes CF2.

Какой пробег для списания шин

Шины учитываются на забалансовом счете. Гарантийный срок службы, установленный производителем (пять лет), истек. В учете учреждения установлено, что шины списываются при достижении пробега от 45 000 до 50 000 км.

Что означают цифры на резине Nokian

Цифры и буквы 205/55 R16 94W означают следующее. 205 — это ширина шины в миллиметрах. 55 — это отношение профиля к высоте. Чем больше этот показатель при ширине 205, тем шина выше.

Какого года лучше покупать шины

В соответствии со стандартами и здравым смыслом можно абсолютно спокойно покупать новые шины, которые выпущены 3-4 года назад. Производитель устанавливает гарантийный срок. Обычно это 5 лет. Срок эксплуатации может быть гораздо дольше.

Как определить год выпуска на японских шинах

Год выпуска на японских шинах указан на боковине, после маркировки DOT. Ищите последние 4 цифры, заключенные в овал. Первые две из них — это номер недели выпуска покрышек, последние две — год выпуска.

Можно ли ездить на старых шинах

Многие владельцы авто ошибочно полагают, что даже если покрышки уже старые, но машина практически не эксплуатируется, то менять их не обязательно. Делать так нельзя. Дело в том, что с течением времени из-за окисления и растрескивания резины покрышки утрачивают свои свойства и портятся.

Как влияет год выпуска шины

После пяти лет хранения шины теряют свои эксплуатационные свойства, независимо от того, соблюдались ли условия хранения или нет. Поэтому использовать покрышки с датой изготовления старше пяти лет не рекомендуется. Специалисты говорят о том, что покрышка считается новой в течение первых двух лет со дня ее изготовления.

Что значит маркировка шин

А тут все просто с расшифровкой: первая цифра типоразмера — внешний диаметр, вторая — ширина, третья — внутренний диаметр.

Можно ли ездить в минус 2 на летней резине

Современные летние шины не предназначены для эксплуатации при низких температурах. Состав резиновой смеси таков, что шина начинает попросту дубеть при температуре ниже минус 3 — 5°С, а на морозе она и вовсе трескается. Поэтому, езда на летней резине зимой попросту не безопасна.

Чем хуже старая резина

В результате старения резина может терять эластичность и прочность, в ней появляются микроскопические разрушения, со временем переходящие в заметные трещины, и т. д. Старение покрышек — процесс, в первую очередь, химический.

Когда уже нельзя ездить на летней резине

Могут ли оштрафовать за летнюю резину зимой? Штраф за летнюю резину зимой не предусмотрен. В Техническом регламенте «О безопасности колесных транспортных средств» есть уточнение про езду зимой. Документ предписывает «переобувать» автомобиль в ошипованную резину с 1 декабря до 1 марта.

Какой срок годности у летней резины

Срок службы шин — 10 лет с даты производства (в течение этого срока шины обеспечивают безопасную эксплуатацию при отсутствии повреждений и соблюдении необходимой остаточной глубины протектора).

Что такое Nokian Nordman

Nokian Tyres Nordman RS2 — это сбалансированные и комфортные фрикционные зимние шины для сложных зимних условий. Надежное сцепление сохраняется в любых погодных условиях. Благодаря рисунку протектора и инновациям в резиновой смеси Nokian Tyres Nordman RS2 занимают лидирующие позиции в своем классе.

Где находится серийный номер на шине

Серийный номер покрышек

Каждая партия, выпускаемых шин, имеет свой серийный номер, который состоит из латинских букв и цифр. Его наносят на обе боковые стороны автомобильной покрышки. С одной стороны, номер отпечатывают полностью, а с другой стороны — наносят лишь буквы и первые цифры номера.

В каком году вышла Хакапелита 7

Шина Nokian Hakkapeliitta 7 и и ее нешипованный вариант Nokian Hakkapeliitta R впервые появились на зимних дорогах в 2009 году. Удобство вождения с шинами Hakkapeliitta 7′ гарантирует технология Air Claw с использованием каплевидных воздушных амортизаторов на шине, которые ослабляют влияние шипа на дорожное полотно.

Как посмотреть протектор шин

Как определить износ шин?:

  • Индикатор износа — он отмечается специальной перемычкой, которая располагается на центральной канаве.
  • Цифровые индексы — в моделях покрышек могут выдавливаться цифры в диапазоне 2-8 для летней и 2-4 для зимней резины.

Как определить Новая резина или нет

Покупая новые шины, рекомендуется сверить номер, указанный на шине с сертификатом — они должны быть идентичны. Любая пометка должна быть нанесена ровно. На боковой поверхности не может быть трещин и вздутий, а рисунок протектора должен совпадать с описанным в документах.

Когда резина считается лысой

Нормальная глубина протектора шин для разных типов ТС

При замерах глубины протектора лысой резиной зимой признается та, чьи параметры оказываются ниже 4 мм. Это правило актуально для всех видов транспортных средств при отсутствии на покрышках встроенных производителем индикаторов.

Губернатор Ли и комиссар МакВортер объявляют о расширении производства и сбыта продукции Nokian Tyres в округе Рея

11 января 2023 г. | 08:40

  • Мировой производитель шин инвестирует 174 миллиона долларов в расширение и создаст дополнительно 75 новых рабочих мест на заводе в Дейтоне

ДЕЙТОН, Теннесси – Теннесси Губернатор Билл Ли, комиссар Департамента экономического и общественного развития Стюарт МакУортер и представители Nokian Tyres объявили сегодня, что компания удвоит свои производственные мощности, инвестировав 174,1 млн долларов в расширение производства на своем заводе в Дейтоне, штат Теннесси.

Nokian Tyres, открывшая свой первый завод в США в Дейтоне в 2019 году, создаст дополнительно 75 новых рабочих мест в округе Рея, увеличив общую численность персонала в юго-восточном Теннесси примерно до 475 человек.

За счет дополнительных рабочих мест и строительства склада шин площадью 600 000 квадратных футов Nokian Tyres укрепит сеть компании из девяти складов в США и Канаде, достигнув полной производственной мощности до четырех миллионов шин в год к 2024 году.  

Наем на фабрику в Дейтоне начнется в марте. Желающие могут подать заявку здесь.

Компания Nokian Tyres, основанная в Финляндии, разрабатывает, производит и продает шины премиум-класса по всему миру, работая в Европе, Северной Америке и Азии. С момента открытия присутствия в округе Рея три года назад Nokian Tyres инвестировала более 400 миллионов долларов и создала 475 новых рабочих мест в Теннесси после завершения этого расширения.

С 2018 года TNECD поддержала более 50 проектов экономического развития в юго-восточном регионе Теннесси, в результате чего было принято около 7600 рабочих мест и около 3,3 миллиарда долларов капитальных вложений.

ЦИТАТЫ
«Деловой климат Теннесси и непревзойденная рабочая сила продолжают привлекать бренды мирового класса в волонтерский штат. Эти 75 новых рабочих мест принесут большую пользу жителям штата Теннесси в округе Рея и во всем регионе на долгие годы, и я благодарю Nokian Tyres за доверие к штату Теннесси». – губернатор Билл Ли

«Nokian Tyres является ценным партнером штата Теннесси с 2019 года, и сегодняшнее объявление является доказательством того, что рабочая сила нашего штата и благоприятный для бизнеса климат являются явными преимуществами при привлечении международных компаний в штат Теннесси. Мы считаем, что Дейтон и округ Рея по-прежнему будут идеальным местом для роста и будущего успеха этой компании».

– Комиссар TNECD Стюарт МакВортер

«По мере роста спроса на наши шины в США и Канаде наш расширенный завод в Дейтоне будет поставлять клиентам все больше безопасных, экологичных всесезонных и всепогодных продуктов. Мы рады видеть, что завод предоставляет больше рабочих мест для североамериканских рабочих и больше шин для североамериканских водителей». – Nokian Tyres Вице-президент по продажам Томми Хейнонен

«Мы стремимся быть предпочтительным работодателем в Юго-Восточном Теннесси, и это было нашей целью с самого начала нашей деятельности. По мере нашего роста мы рады предоставить возможности для профессионального роста, которые также помогут нашему заводу и компании расти».

– Операционный директор завода в Дейтоне Дэвид Корда

«Округ Рея гордится тем, что Nokian Tyres называет нас «домом». Nokian Tyres идеально подходит для этого сообщества, и мы рады быть частью их пути. Это расширение добавляет еще одну производственную линию, а также склад и распределительный центр к ультрасовременному объекту Nokian Tyres, что доказывает, что Nokian Tyres глубоко инвестирует в это сообщество. Мы очень рады, что Nokian Tyres стала частью нашей семьи округа Рея». – Исполнительный директор округа Рея Джим Винсент 

«Город Дейтон, штат Теннесси, гордится тем, что Nokian Tyres является частью нашего сообщества, и поддерживает расширение Nokian Tyres склада, распределительного центра и новой производственной линии. Это расширение повлияет на наше сообщество, и мы надеемся на сотрудничество с Nokian Tyres, чтобы воплотить этот проект в жизнь». – Мэр Дейтона Херли Марш

«TVA и отдел Dayton Electric поздравляют Nokian Tyres с ее решением создать новые рабочие места и инвестировать в округ Рея. Создание рабочих мест лежит в основе миссии TVA по улучшению качества жизни людей, которым мы служим в Долине, и мы гордимся тем, что сотрудничаем с Департаментом экономического и общественного развития Теннесси, Департаментом экономического и общественного развития округа Рея, городом Дейтон и округом Рея в этой миссии и вместе отмечаем это объявление». – Джон Брэдли, старший вице-президент TVA по экономическому развитию

«Я рад сообщить, что NokianTyres расширит свою успешную деятельность, создав 75 ​​новых рабочих мест. Это волнующий день для нашего сообщества, поскольку это объявление показывает, что приверженность штата Теннесси разумной финансовой и деловой политике создает возможности для процветания наших семей. Округ Рея и Район 1 открыты для бизнеса!» – сенатор Адам Лоу (Р-Калхун)

«Nokian Tyres — важный член нашего делового сообщества в Дейтоне. Это расширение представляет собой еще одну значительную инвестицию компании, которая принесет еще больше рабочих мест и экономических возможностей в наш регион. Я поздравляю Nokian Tyres с замечательным успехом и надеюсь на дальнейший рост компании в округе Рея». – член палаты представителей Рон Трэвис (R-Dayton)

О Департаменте экономического и общественного развития штата Теннесси
Миссия Департамента экономического и общественного развития штата Теннесси заключается в разработке стратегий, которые помогут штату Теннесси занять первое место на юго-востоке по количеству высококачественных рабочих мест. Чтобы расти и укреплять Теннесси, департамент стремится привлечь новые корпоративные инвестиции в штат и работает с компаниями Теннесси, чтобы способствовать расширению и экономическому росту. Найдите нас в Интернете: tnecd.com. Следите за нами в Twitter, Instagram и LinkedIn. Поставьте нам лайк на фейсбуке. Подпишитесь на наш канал на YouTube.

Tnecd Media Contact
Lindsey Tipton
Офицер общественной информации
(615) 339-6608
[email protected]

##

Российско-украинская война навсегда изменила эту финскую компанию

Даже когда шел дождь, на обширной стройплощадке гудело. Желтые и оранжевые экскаваторы медленно танцевали вокруг лабиринта грязных ям, размахивая гигантскими горстями грязи, когда вереница грузовиков хором тащилась по ландшафту.

Этот участок площадью 50 акров в Орадя, Румыния, недалеко от границы с Венгрией, превзошел множество других участков в Европе и стал домом для нового завода Nokian Tyres стоимостью 650 миллионов евро или 706 миллионов долларов. Подобно Златовласке с промышленным мышлением, финская шинная компания искала идеальное сочетание недвижимости, транспортных связей, предложения рабочей силы и благоприятной для бизнеса среды.

Тем не менее, решающая особенность, которая должна была быть у каждой принимающей страны, даже не появилась бы на радаре несколько лет назад: членство как в Европейском Союзе, так и в Организации Североатлантического договора.

Геополитический риск «был отправной точкой», — сказал Юкка Моисио, исполнительный директор и президент Nokian. Этого не было до вторжения России в Украину 24 февраля 2022 года.

Измененная бизнес-стратегия Nokian Tyres подчеркивает изменившееся глобальное экономическое игровое поле, с которым сталкиваются правительства и компании. Поскольку война на Украине затягивается, а напряженность в отношениях между США и Китаем растет, критические решения об офисах, цепочках поставок, инвестициях и продажах больше не определяются главным образом заботой о затратах.

По мере того, как мир снова глобализируется, оценки политических угроз становятся намного более масштабными, чем раньше.

Image

Орадя, Румыния, стал лучшим выбором Nokian Tyres для строительства нового завода. Фото… Андреа Кампеану для The New York TimesНовый завод будет построен на участке площадью 50 акров. Кредит… Андреа Кампеану для The New York Times

«Этот мир коренным образом изменился, — сказал Генри Фаррелл, политолог из Johns Hopkins. «Мы не можем думать только с точки зрения инноваций и эффективности. Мы должны думать и о безопасности».

Для Nokian Tyres, которая впервые продала акции на Хельсинкской фондовой бирже в 1995 году, новая реальность поразила как удар молота. Около 80 процентов легковых шин Nokian произведено в России. И на страну приходилось 20 процентов его продаж.

Опасности чрезмерной концентрации становятся очевидными, сказал г-н Моизио, «когда ваша компания теряет миллиарды».

Через шесть недель после начала войны стало ясно, что у компании не было другого выбора, кроме как уйти из России и нарастить производство в другом месте. Резина была добавлена ​​к быстро расширяющемуся пакету санкций Европейского Союза. Общественные настроения в Финляндии испортились. Цена акций упала. В январе 2022 года цена акций превышала 34 евро; сегодня это 8,25 евро.

«Мы были очень уязвимы», — сказал г-н Мойсио, потягивая кофе в солнечном конференц-зале скромного офиса компании в Хельсинки. Русская операция приносила высокие доходы, но и высокие риски, которые со временем исчезли из поля зрения.

Диверсификация может быть не такой эффективной или дешевой, сказал он, но «она намного надежнее».

Поскольку примерно 80 процентов продукции компании находится в России, «мы были очень уязвимы», когда Россия напала на Украину, — сказал Юкка Моисио, исполнительный директор Nokian. Кредит… Юхо Кува для The New York Times

Руководители высшего звена снова узнают, что рынок часто не может точно измерить риск. Опрос, проведенный консалтинговой фирмой EY в январе среди 1200 руководителей компаний со всего мира, показал, что 97% из них изменили свои стратегические инвестиционные планы из-за новой геополитической напряженности. Более трети сказали, что они перемещают операции.

Китай, который становится все более опасным домом для иностранного бизнеса и инвестиций, входит в число стран, из которых уходят фирмы. Согласно опросу, проведенному в прошлом году Торговой палатой Европейского Союза в Китае, примерно каждая четвертая компания планировала перенести свою деятельность за пределы страны.

Предприятия внезапно оказываются «застрявшими на ничейной земле враждующих империй», утверждают г-н Фаррелл и его соавтор Авраам Ньюман в новой книге.

Работа г-на Мойзио в Nokian совпала с тройной короной кризисов. Он начал работать в мае 2020 года, через несколько месяцев после того, как пандемия Covid-19 фактически остановила мировую торговлю. Как и другие компании, Nokian затаилась, сократив производство и капиталовложения. Отсутствие непогашенной задолженности помогло ей переждать бурю.

И когда экономика пришла в норму, Nokian принялась за возобновление производства и пополнение запасов сырья на фоне серьезного сбоя цепочки поставок и транспортировки. Война представляла экзистенциальную угрозу деятельности Nokian.

Добавление производственных линий к существующим объектам часто является самым быстрым и дешевым способом увеличения производительности. Тем не менее Nokian решила не расширять свою деятельность в России.

Производство там уже было сосредоточено, сказал г-н Мойзио, но, что более важно, постоянные узкие места в цепочке поставок подчеркивали дополнительные риски и затраты на транспортировку материалов на большие расстояния.

Главный офис Nokian Tyres в Нокиа, Финляндия. Фото… Юхо Кува для The New York Times Новые шины на производственной линии. Nokian перемещает производство ближе к конкретным рынкам. Кредит… Юхо Кува для The New York Times

В будущем вместо размещения 80 процентов производства в одном месте, часто далеком от рынка, 80 процентов производства будет местным или региональным.

— Он перевернулся, — сказал мистер Мойзио.

Шины для скандинавского рынка будут производиться в Финляндии. Шины для американских клиентов будут производиться в Соединенных Штатах. А в будущем Европу будет обслуживать европейский завод.

Диверсификация в некоторой степени уже была включена в стратегический план компании. В 2019 году компания открыла завод в Дейтоне, штат Теннесси, в дополнение к первоначальному заводу, который работал в Нокиа, финском городе, давшем название производителю шин.

В конце 2021 года компания открыла новые производственные линии на обоих заводах.

Когда пришло время строить следующий завод, руководители предполагали, что он будет расположен в Восточной Европе, недалеко от ее крупнейших европейских рынков в Германии, Австрии, Швейцарии и Франции, а также в Польше и Чехии.

Этот момент настал гораздо раньше, чем кто-либо ожидал.

В июне 2022 года, менее чем через четыре месяца после вторжения в Украину, руководство Nokian попросило правление одобрить выход из России и строительство нового завода.

Начались переговоры об уходе из России, а также ускоренный поиск нового места. По словам Адриана Качмарчика, старшего вице-президента по снабжению, при содействии консалтинговой фирмы Deloitte процесс оценки объекта, в котором приняли участие десятки кандидатов по всей Европе, был завершен за четыре месяца. Для сравнения, в 2015 году Deloitte потребовалось девять месяцев, чтобы порекомендовать сайт в одной стране, США.

Nokian ускорила поиск площадки, выбрав Орадеа всего за четыре месяца, сказал Адриан Качмарчик, старший вице-президент по снабжению. Фото… Андреа Кампеану для The New York Times Качмарчик и инженеры изучают дизайн проекта. Кредит… Андреа Кампеану для The New York Times

Цель состояла в том, чтобы начать коммерческое производство к началу 2025 года.

В Сербии был процветающий автомобильный сектор, но он был исключен с самого начала, потому что не был ни в Европейском союзе, ни в НАТО. Турция была членом НАТО, но не Европейского Союза. А Венгрию назвали страной с высоким риском из-за нелиберального премьер-министра Виктора Орбана и тесных отношений с Россией.

В каждом последующем раунде возникал длинный список других соображений. Где были ближайшие шоссе, гавань и железнодорожные пути? Был ли достаточный резерв квалифицированных сотрудников? Была ли доступна земля? Можно ли сократить сроки получения разрешений и строительства? Насколько про-бизнесовскими были власти?

Nokian в любом случае постарается уменьшить выбросы углекислого газа на новом заводе, сказал исполнительный директор г-н Мойзио. Но решение о строительстве завода со 100-процентным отсутствием выбросов, вероятно, не было бы принято, если бы не война. В конце концов, именно дешевый газ из России помог заманить Nokian сюда в первую очередь. Теперь исчезновение этого предложения ускорило размышления компании о прекращении зависимости от ископаемого топлива.

«Разрушение позволило нам думать по-другому, — сказал мистер Мойзио.

По мере отсеивания в игру вступила сложная матрица малых и больших соображений. Было ли там хорошее здравоохранение и международная школа, куда иностранные менеджеры могли бы отправить своих детей? Какова была вероятность стихийных бедствий?

Страны и города выпадали по разным причинам. Словения и Чехия считались странами с низким и средним уровнем риска, но г-н Качмарчик сказал, что они не могут найти подходящие участки земли.

Оператор станка следит за оборудованием на производственной линии внутри завода в Нокиа. Фото… Юхо Кува для The New York Times Шины производятся на производственной линии. Фото… Юхо Кува для The New York Times

Словакия попала в то же самое ведро и уже имела крупную автомобильную промышленность. Однако Братислава ясно дала понять, что не заинтересована в привлечении большего количества тяжелой промышленности, а заинтересована только в информационных технологиях, сказал г-н Качмарчик.

В итоге в «Делойт» вошли шесть кандидатов: два сайта в Румынии, два в Польше и по одному в Португалии и Испании.

Беспорядочная смесь новых и старых соображений, которые бизнес должен учитывать, была очевидна в списке финалистов. Геополитика, как сказал исполнительный директор Nokian Tyres, была отправной точкой, но не обязательно конечной.

Испания практически не имеет геополитических рисков. А на площадке в Эль-Реболларе был большой кадровый резерв, но Deloitte исключила его из-за высоких затрат на заработную плату и жестких трудовых норм. Португалия, еще одна страна без риска для безопасности, была отклонена из-за беспокойства по поводу энергоснабжения и скорости процесса получения разрешений.

Польша, наряду с Венгрией и Сербией, была отнесена к группе высокого риска, несмотря на ее жесткую антироссийскую позицию. У нее антидемократическое правительство, и она неоднократно конфликтовала с Европейской комиссией по поводу верховенства европейского законодательства и независимости польских судов.

Тем не менее, низкая стоимость рабочей силы, присутствие других многонациональных работодателей и быстрый процесс получения разрешений перевешивают опасения, достаточные для того, чтобы поднять площадки в Гожуве и Конине на второе и третье места.

Oradea, главная рекомендация, в конечном итоге предложила лучший баланс между конкурирующими приоритетами компании. Стоимость рабочей силы в Румынии, как и в Польше, была одной из самых низких в Европе. И его рейтинг риска, хотя и обозначен как относительно высокий, был ниже, чем у Польши.

Завод в Нокиа. Низкая стоимость рабочей силы в Румынии привлекла компанию. Кредит…Юхо Кува для The New York TimesРастяжка футеровки для шин. Основным сырьем для шин является натуральный каучук, синтетический каучук, сажа и масло. Фото… Юхо Кува для The New York Times

В Ораде были и другие плюсы. Строительство может начаться немедленно; инженерные коммуникации уже были на месте; строилась новая солнечная электростанция. Сумма грантов на развитие от Европейского Союза для компаний, инвестирующих в Румынии, была больше, чем в Польше. И местные чиновники были в восторге.

Михай Юрка, городской менеджер Орадя, подробно рассказал о привлекательности этого района во время осмотра комплекса зданий в стиле ар-нуво с башнями в отреставрированном центре города.

«Это был процветающий культурный и торговый город, перекресток между Востоком и Западом» в начале 20-го века, во времена Австро-Венгерской империи, сказал г-н Юрка.

Сегодня город, богатый экономический центр с населением 220 000 человек и университетом, привлекает предприятия и фонды Европейского Союза при строительстве промышленных парков, в которых размещаются местные и международные компании, такие как Plexus, производитель электроники, базирующийся в Нине, штат Висконсин, и Eberspaecher, немецкий поставщик автомобилей.

Nokian не собирается копировать румынскую мегафабрику, которая работала в России — или где-либо еще, если уж на то пошло. Идея концентрации производства «устарела», сказал г-н Моизио.

Для него компания вышла из кризиса 16 марта, в день, когда на банковский счет Nokian поступило 258 миллионов долларов от продажи ее российского подразделения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *