Что это такое и принцип работы. Стоит ли менять самому ?
Автоматические коробки передач пользуются большой популярностью среди автомобилистов. Они более удобны в использовании, в сравнении с механикой. При соблюдении сроков технического обслуживания здесь не требуются частые ремонты. В состав АКПП входит большое количество рабочих механизмов и сложных узлов. Фрикционные диски играют важную роль в работе трансмиссии автомобиля. Основная функция фрикционов – сцепление элементов коробки и прерывание потока мощности при переключении передач.
Устройство фрикционов АКПП
Фрикционы АКПП что это? Данные устройства представляют собой металлические диски специальной конфигурации, которые оснащены мягкими пористыми накладками (графитовый слой). По способу изготовления и количеству накладок фрикционы разделяются на односторонние и двухсторонние диски. Односторонние диски устанавливаются на бюджетных автомобилях.Фрикционы АКПП, имеющие графитовые накладки с двух сторон, применяются автопроизводителями при сборке современных моделей.
Основные функции фрикционных дисков, оснащенных графитовыми накладками:
- впитывание смазочной жидкости;
- охлаждение металлических поверхностей рабочих узлов и деталей коробки;
- повышение устойчивости против износа элементов сцепления;
- продление общего срока службы механизма.
Механизм сцепления состоит из пакета дисков. В зависимости от конструкции АКПП, используются наборы, состоящие из фрикционов в различных количествах.
Принцип работы фрикционных дисков
При выключенной коробке в нейтральном режиме N диски сцепления не зажаты, находятся в свободном вращении. Прокладки дисков пропитаны смазочным материалом, давление на них пока не воздействует.
Порядок работы механизма сцепления:
- В момент перевода селектора АКПП в положение D, масляный насос создает давление в системе.
- Масло подается к заданному каналу гидроблока.
- Фрикционные диски плотно сжимаются между собой под воздействием давления трансмиссионной жидкости.
- Барабан входит в зацепление с солнечной шестерней.
- В работу включается соответствующая пара зубчатого зацепления.
- Заданный момент вращения передается на выходной вал АКПП и дальше на ходовую систему.
Скорость движение автомобиля зависит от установленного передаточного отношения.
Эксплуатационный срок фрикционных дисков
Благодаря постоянной масляной пропитке, фрикционные диски почти не изнашиваются, следовательно, обладают длительным ресурсом. Основное условие для стабильной работы фрикционов – своевременная замена трансмиссионного масла ATF. При соблюдении регламента смены смазочного материала в АКПП ресурс фрикционов составляет не менее 200 – 350 000 км (в некоторых случаях этот срок может доходить до 500 тыс. км).
Игнорирование рекомендованных сроков смены жидкости приводит к ускоренному старению масла, потере полезных свойств присадок, быстрому истиранию, прогоранию фрикционных накладок.
Причины быстрого износа фрикционных дисков
Производители современных автомобилей заливают в картер коробки АКПП трансмиссионное масло высокого качества. С появлением «необслуживаемых» авто многие владельцы вообще не заботятся о замене смазочного материала.
Это справедливо для автомобилей, эксплуатируемых в щадящих условиях европейских дорог и умеренного климата:
- Машины не подвергаются экстремальным нагрузкам, температура и давление в АКПП находятся в оптимальных пределах.
- Трансмиссионное масло при этом сохраняет технические характеристики и полезные качества в течение длительного периода.
- Фрикционные диски не разрушаются и не нуждаются в замене.
- При работе АКПП в наших условиях, рабочие элементы коробки испытывают повышенные нагрузки. Замечено, что после пройденного пути в 60 000 км, масло утрачивает необходимые свойства почти на 50%. Основная причина поломок фрикционных дисков сцепления состоит в низком качестве смазочного вещества в коробке автомат.
Причины выхода из строя фрикционных дисков:
- длительная пробуксовка автомобиля;
- динамичная езда, резкое ускорение машины;
- подгорание масла;
- металлические включения в виде стружки, пыли и прочих элементов износа;
- засорение масляного фильтра;
- каналов гидроблока;
- масляного насоса;
- снижение давления, воздействующего на диски;
- скольжение, пробуксовка, прогорание, износ накладок фрикционов.
Большое влияние на длительность ресурса дисков сцепления оказывает уровень смазочной жидкости в АКПП. При недостаточном количестве масла АТФ возникают аналогичные ситуации, описанные выше.
Грязное масло является причиной выхода из строя радиатора системы охлаждения. Смазка задерживается в рабочем отсеке АКПП, не охлаждается, ее консистенция повышается, что губительно для фрикционных дисков и коробки автомат в целом.
Часто причиной поломки фрикционов является проникновение охлаждающей жидкости (антифриза, тосола, воды) в смазочную систему АКПП, которая быстро разрушает мягкий пористый материал накладок.
Совет: Разрушения фрикционных дисков связаны с низким качеством трансмиссионной жидкостиATF. Своевременная замена масла в коробке автомат – единственный способ сохранить стабильность работы и увеличить эксплуатационный срок фрикционных накладок. Регламентом предусмотрена полная замена масла в автоматической коробке передач после пробега, равного 60 000 км.
![]()
Основные признаки неисправности фрикционов
В процессе эксплуатации автомобиля часто возникают тревожные симптомы, по которым определяются дефекты отдельных узлов и деталей. При поломке и износе фрикционных дисков появляются следующие признаки:
- Трансмиссионное масло приобретает темный оттенок и характерный запах гари.
- Снижение уровня смазочного материала в картере АКПП (ниже минимальной отметки на замерном щупе или контрольной пробке).
- Машина продолжает движение при переводе селектора АКПП в нейтральный режим N.
- Затруднения при переключении передач.
- Отказ режима заднего хода.
- При переходе на другую скорость машина дергается и пинается.
- Возникновение характерного металлического шума на холостых оборотах.
- Автомобиль движется только при непрогретом масле в АКПП, пока оно густое и вязкое (на холодную). Горячее масло обладает меньшей вязкостью, толкатель не может полноценно сжать изношенные диски.
При возникновении одного или нескольких симптомов рекомендуется проверить работу механизма сцепления. В современных автомобилях проверка фрикционов осуществляется при подключении к бортовому компьютеру через специальные диагностические разъемы.
Замена фрикционов АКПП
Фрикционные накладки начинают разрушаться при температуре трансмиссионного масла ATFвыше 140°С. При длительном превышении допустимого температурного диапазона мягкие фрикционы горят и осыпаются. Если толщина фрикционных дисков меньше установленных параметров, необходима срочная замена на новый пакет. Длительное использование истонченных прогоревших прокладок приводит к преждевременному выходу из строя рабочих узлов и деталей АКПП.
Замена фрикционов бывает полная либо частичная. Каждая передача имеет свой пакет фрикционов. При износе дисков можно поменять изношенные элементы или полностью сменить весь комплект. Работы по замене фрикционов проводятся после демонтажа трансмиссии. Данная операция очень трудоемкая. Для ее выполнения необходимы профессиональные навыки, специальные приспособления, подъемное оборудование. В условиях гаража не рекомендуется проводить замену фрикционов АКПП своими руками. На базе специализированных сервисных компаний квалифицированные специалисты выполняют следующие работы:
- определяют степень износа дисков;
- производят замену фрикционных пакетов;
- восстанавливают функции механизма сцепления.
Замена фрикционов осуществляется в подготовленном помещении, очищенном от грязи, пыли. В ремкомплект, кроме фрикционных дисков, входят:
- новые фильтрующие элементы;
- сальники;
- уплотнители;
- прокладки.
Известно, что пакеты фрикционов стоят сравнительно недорого, однако, повышенная трудоемкость данного мероприятия приводит к увеличению стоимости ремонтных работ.
Совет: При выборе новых комплектов фрикционных дисков необходимо отдавать предпочтение оригинальным запчастям или изделиям от проверенных производителей.
Лучше всего использовать продукцию фирм, рекомендованных самим автопроизводителем.
Материалы для фрикционов – Kinergo
Материалы для фрикционов – KinergoМатериалы для фрикционов
Фрикционные накладки и стальные диски — элементы механизма блокировки гидротрансформатора, который обеспечивает передачу крутящего момента напрямую между входным и выходным валами АКПП, исключая участие насосного и турбинного колёс. Механизм блокировки ГДТ в отдельных режимах работы автоматической трансмиссии позволяет передавать крутящий момент без потерь, тем самым обеспечивая экономию топлива и эффективно поддерживая набранную скорость.
И если в более «старых» моделях АКПП механизм блокировки автоматически включался на только на высоких скоростях, то современные модели (7G Tronic, 6HP и др.) задействуют этот узел начиная с самой первой передачи, что позволяет значительно повысить динамические характеристики автомобиля. Однако такое решение значительно сокращает срок службы фрикционов, продукты износа которых становятся, в большинстве случаев, наиболее распространённой причиной поломки ГДТ. Следовательно, правильный выбор
материала для фрикционов — залог эффективной и долговечной работы автоматической трансмиссии.
На сегодняшний день компанией КИНЭРГО разработаны несколько видов материалов, из которых могут быть изготовлены фрикционные накладки нужных типоразмеров для любых моделей гидротрансформаторов:
FABOR (F1) — материал на основе кевлара, обладающий двумя ключевыми преимуществами — прочностью и лёгкостью. В сравнении с другими аналогами, фрикционные накладки из FABOR более долговечны и износостойки, жаропрочны и служат в 2-3 раза дольше, а также обеспечивают более плавную передачу крутящего момента. Также применение кевларовых волокон способствует снижению износа рабочих поверхностей. Перечисленные преимущества делают FABOR отличным выбором для автомобилей, эксплуатирующихся в условиях жёстких нагрузок на трансмиссию — внедорожников, грузовиков, спорткаров.
SENAR (S3) — материал на основе углеродного волокна. Обладает повышенной жаростойкостью и способен эффективно функционировать в широком диапазоне рабочих температур без потери фрикционных свойств. При низких температурах или холодном старте за счёт низкого коэффициента трения способствует более мягкому включению блокировки. При повышении температуры увеличивается порог передаваемого крутящего момента. Оптимальное решение для автомобилей, эксплуатирующихся в городских условиях.
VIPEX (V5) – это материал с максимально сбалансированными показателями динамического и статического коэффициента трения. Обеспечивает наиболее плавное и комфортное переключение передач — без рывков и лишнего проскальзывания. Отличается повышенной износостойкостью и обеспечивает длительную эксплуатацию гидротрансформатора АКПП после ремонта.
Обратная связь
Послать запрос
Ваше имя
Страна/Регион
Телефон
Выберите категорию: ОборудованиеРемкомплект DSG 7. 03Запчасти для ГДТ
Компания
Даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с прилагаемой формой согласия
Авторизация
Имя пользователя или Email *
Пароль *
Забыли свой пароль?
Нет учетной записи? Зарегистрироваться
Регистрация
Имя пользователя *
Email *
Пароль *
Я даю согласие на обработку персональных данных
Уже есть аккаунт? Авторизоваться
Manage consent
Уточнить цену
Отправить запрос
Ваше имя
Страна/Регион
Телефон
Компания
Даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с прилагаемой формой согласия
Обратная связь
Отправить запрос
Ваше имя
Страна/Регион
Телефон
Выберите категорию: ОборудованиеРемкомплект DSG 7.