Российский моногород клянется Путину в верности
Лидия Келли
Чтение за 9 минут
* Путин собирается завоевать голоса за пределами крупных городов
* Надеется нажиться на щедрости правительства
* Тяжелые времена для автопроизводителя, но надеется на будущее
ТОЛЬЯТТИ, Россия, 2 марта (Рейтер) – Премьер-министр Владимир Путин оптимистично смотрит вниз с большого рекламного щита у дороги, ведущей к крупнейшему автомобильному заводу России в городе Тольятти на Волге.
На предвыборном плакате изображен Путин, хладнокровно стоящий в солнцезащитных очках рядом с новейшей продукцией завода АвтоВАЗ, Lada Granta, и говорится, что завод поддерживает его предложение вернуться на пост президента на выборах в воскресенье.
Не говоря уже о том, что это свободные и честные выборы, на которых рабочие могут голосовать по собственному желанию: внизу плаката красуется герб «Россия-Тольятти-Автозавод», а возле машины огромными буквами написано: «За!»
На первый взгляд может показаться, что это противоречит логике.
Тольятти и сотни других городов советской эпохи, в которых доминирует один завод или отрасль, — это место, где можно ожидать, что Путин столкнется с враждебностью после 12 лет пребывания у власти в качестве президента или премьер-министра.
Большинство этих «моногородов» находятся в упадке и олицетворяют абсурдность индустриализации и городского планирования покойного советского диктатора Иосифа Сталина.
Но Путин по-прежнему более популярен в российской провинции, чем в Москве или Санкт-Петербурге, где он сталкивается с самой большой оппозицией с тех пор, как пришел к власти.
На большинстве предвыборных плакатов в двух больших городах даже не изображено лицо Путина, потому что его положение там сильно упало. В Тольятти его лицо повсюду.
Даже критики говорят, что Путин по-прежнему популярен в Тольятти, и одной из причин этого является его щедрость в спасении АвтоВАЗа, когда тот переживал тяжелые времена.
«В голоде все хорошо, и это (голод) наша большая проблема», — сказал Сергей Дьячков, социолог на пенсии, четверть века проработавший на АвтоВАЗе.
Победа Коммунистической партии над путинской партией “Единая Россия” в Тольятти на парламентских выборах 4 декабря вряд ли засчитывается против Путина, поскольку он более популярен, чем партия, сказал Дьячков.
«Хотя может быть неприязнь к партии власти, лояльность к Путину все же есть», — сказал он.
После мирового финансового кризиса 2008-09 годов правительство влило миллиарды долларов в виде беспроцентных или льготных кредитов от государственных банков в АвтоВАЗ, помогая ему выжить и предотвратив опасность протестов в Тольятти.
«Все, кто планирует избираться, к сожалению, проиграют нашему премьеру», — сказал Вадим Соколов, бывший заместитель мэра Тольятти, возглавляющий фонд экономического развития города.
«Он не сделал (всего) — это меня огорчает. Но он старается, он много работает. Он надежен».
СОВЕТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
Тольятти, город с населением 720 000 человек, расположен на берегу Волги примерно в 1000 км (600 миль) к юго-востоку от Москвы. Названный в честь покойного лидера итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти, это один из крупнейших моногородов советской эпохи.
Централизованное планирование Советского Союза построило большинство из них далеко от Москвы и Санкт-Петербурга, часто с плохой инфраструктурой и без средств к существованию, если экономика пошатнется.
Владимир Гусев, исполнительный директор крупной инжиниринговой компании, которому нравится жить в Тольятти, говорит, что вся концепция моногородов была ошибочной.
«Моногорода — это дорога в никуда», — сказал Гусев. «Если у АвтоВАЗа проблемы с экономикой и зарплатой, значит, проблемы у города».
Фатальные недостатки стали очевидны в течение 2008-09 гг.кризис, особенно когда вспыхнула забастовка Пикалево, моногород с населением 22 000 человек на севере России.
Почти полностью зависящие от цементного комплекса, принадлежащего одному из самых богатых людей России Олегу Дерипаске, рабочие восстали, когда заводы были закрыты, оставив тысячи людей без работы и накопив огромную задолженность по зарплате.
Путин поехал в Пикалево и театрально бросил ручку в Дерипаску, приказав рассчитаться с рабочими и вернуть их на работу. Такая тактика теперь могла принести ему дивиденды.
«Путин разыграл эффективную карту (в Тольятти) и в других моногородах», — сказал Дьячков.
После парламентских выборов 4 декабря в Тольятти прошли две акции протеста оппозиции, но они были небольшими, поскольку местные жители убеждены, что их жизнь не изменится, заявили организаторы.
«Самое болезненное для меня то, что люди соблюдают все это, смиряются со своей судьбой», — сказал Петр Золотарев, лидер независимого профсоюза. — Но тому есть одна причина. Люди боятся потерять работу».
Этот страх ощутим в тольяттинских импровизированных пивных барах из дерева, обшитых только алюминиевым сайдингом, где рабочие собираются после работы.
В одном из них, который называется «Офис-бар», где подают дешевое пиво, названное в честь автомобиля «Жигули» производства АвтоВАЗа, 27-летний рабочий завода жаловался на отсутствие альтернативной работы, выпивая после дневная смена.
«У меня есть работа, и я не хочу ее терять», — сказал рабочий, назвавшийся только Антоном. «Нравится ли мне это? Черт, нет, но какая у меня альтернатива, если мне нужно кормить жену и двоих детей?»
Золотарев сказал, что некоторые рабочие тоже будут голосовать за Путина просто из-за традиционной слепой веры в своих лидеров.
«Это не потому, что Путин сделал для них что-то особенное», — сказал он. «Это просто отсутствие политической осведомленности… Люди не останавливаются, чтобы подумать, почему дела идут именно так, как они идут».
ЧТО Ждёт БУДУЩЕЕ?
АвтоВАЗ, контрольный пакет акций которого принадлежит государству, как минимум пережил экономический кризис и в прошлом году получил чистую прибыль в размере около 3,6 млрд рублей.
Первоначально известный как ВАЗ и основанный в Тольятти в 1960-х годах, он говорит, что его заводы, услуги и поставщики влияют на финансы 4 миллионов человек.
Безработица относительно низка, около четверти национального показателя 6,6 процента. Но зарплата мизерная, а задолженность по зарплате в Самарской области, где находится Тольятти, выросла в прошлом году процентов на 30 – в то время как в целом по России она сократилась.
АвтоВАЗ своевременно платит своим работникам, но за последние три года сократил штат сотрудников со 104 000 до 66 000 человек, отчасти из-за реструктуризации, влияние которой, по словам критиков, ощущается во всем городе.
— Вот тогда-то и началась настоящая деградация города, — сказал Дьячков. «Деградация пошла везде — в бизнесе, финансах, профессиональных и человеческих отношениях — вот и вся история. Это не моногород, это депрессивный город».
Мэр Анатолий Пушков, который собирается покинуть свой пост, сказал, что сейчас самой большой проблемой города является привлечение инвестиций.
«Чтобы Тольятти рос, нужно больше средств», — сказал Пушков.
Это непростая проблема. В государственном бюджете нет специальных средств для моногородов. Любое финансирование для них в основном исходило из антикризисных фондов.
По официальным данным, в России 335 моногородов, половина из них с населением менее 20 000 человек. Отраслевые эксперты говорят, что общее количество выше, около 800 городов и поселков, а экономический эффект затрагивает миллионы людей.
Правительственная группа «Союз российских городов» сообщила в отчете, что 35 моногородов в 2010 г. находились в бедственном экономическом состоянии. 2020 г. для модернизации городов, в основном для финансирования строительных проектов и реконструкции инфраструктуры.
Этот год на АвтоВАЗе будет непростым. Ассоциация европейского бизнеса сообщает, что продажи автомобилей в России, как ожидается, вырастут на скромные 12 процентов в этом году до 2,8 миллиона единиц, что является резким падением по сравнению с 39-процентным ростом в прошлом году.
Данные за январь показали, что продажи АвтоВАЗа упали на 21 процент в годовом исчислении.
Но ожидается, что французская Renault увеличит свою долю до контрольного пакета, и есть планы по производству новых автомобилей Renault и Nissan.
Производственные линии АвтоВАЗа длиной 1,5 км модернизируются для повышения эффективности после продажи в прошлом году 634 000 автомобилей, а в этом году Lada Granta запущена в производство со стартовой ценой 229,000 руб.
АвтоВАЗ настроен сделать этот год прибыльным.
«Другого выхода у нас нет», — заявил представитель АвтоВАЗа Александр Шмыгов.
Дьячков сказал, что правительство не рискнет допустить, чтобы такой большой город оказался в руинах. «С таким городом, как Тольятти, шутить нельзя, — сказал он. «Поэтому правительство, так или иначе, будет его кормить. Но не другие моногорода».
Получив 140 миллионов долларов от ЕБРР, GM подписывает российское СП на 340 миллионов долларов
МОСКВА — При Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР, www.ebrd.com), на долю которого приходится 41 процент финансирования, General Motors (GM, www.gm.com) создала совместное предприятие с АвтоВАЗом, № 1 в России. производителя автомобилей, чтобы построить завод стоимостью 340 миллионов долларов США. Новый завод, находящийся в совместной собственности АвтоВАЗа (www.vaz.ru), ЕБРР и GM, будет построен в Тольятти, городе на реке Волге, примерно в 1000 км к юго-востоку от Москвы.
Крупнейшая промышленная инвестиция в постсоветской России. Новый завод будет производить 75 000 модернизированных версий внедорожника АвтоВАЗа «Нива» каждый год, начиная с 2002 года. Автомобили будут производиться в России, но будут продаваться в России под маркой Chevy. GM также будет осуществлять повседневный управленческий контроль над совместным предприятием.
Начиная с 2002 года, новый завод в Тольятти будет ежегодно выпускать 75 000 модернизированных версий внедорожника АвтоВАЗа «Нива» (на фото вверху). Однако автомобили будут продаваться под маркой Chevy. Штаб-квартира АвтоВАЗа в Тольятти (справа) — самое высокое здание в городе на западе России с населением около 800 000 человек.
«Сегодня мы открываем новую страницу в истории российского автомобилестроения», — заявил глава АвтоВАЗа Владимир Каданников на церемонии подписания в Москве с президентом и генеральным директором GM Риком Вагонером.
Эта сделка, ставшая крупнейшей инвестицией в осажденный автомобильный сектор России, может в конечном итоге стать поворотным моментом. Однако теперь он сталкивается с огромными препятствиями и рисками.
Вагонер из GM назвал совместное предприятие «союзом синергии, союзом для роста».
Президент и главный исполнительный директор GM Рик Вагонер назвал Россию «одним из крупнейших потенциальных автомобильных рынков в мире. Учтите, что на каждые 10 000 жителей в России сейчас производится около 135 автомобилей».
«Наивно» просить о поощрениях
Первоначальное решение GM создать совместное предприятие (СП) в России резко контрастирует с решением некоторых других игроков автомобильной отрасли. Ford Motor Co., например, действует в одиночку, строя собственный завод под Санкт-Петербургом.
Но GM продолжала выражать озабоченность по поводу рисков меньшего проекта. Автозаводы регулярно получают солидные поощрительные пакеты, но Россия была не в состоянии их предложить.
“Было бы наивно” просить государственных субсидий, заявил журналистам Каданников из “АвтоВАЗа” несколько месяцев назад. «Россия сейчас вряд ли [готова] делать даже важные и прибыльные инвестиции».
ЕБРР выделяет 140 миллионов долларов
Именно тогда GM обратилась к лондонскому ЕБРР. Образован в 1991, банк продвигает экономику открытого рынка и частные инициативы в 27 странах Центральной и Восточной Европы и Содружества Независимых Государств (СНГ).
В рамках того, что первый вице-президент ЕБРР Чарльз Франк назвал «знаковым проектом для ЕБРР в России», ЕБРР согласился предоставить 140 миллионов долларов: 40 миллионов долларов инвестиций в акционерный капитал и 100 миллионов долларов кредита. GM, в свою очередь, предоставляет предприятию 100 миллионов долларов наличными, а АвтоВАЗ предоставляет 100 миллионов долларов в виде производственных мощностей, оборудования и местных ноу-хау.
АвтоВАЗ и GM будут владеть по 41,5% акций предприятия, а ЕБРР – 17%. ЕБРР ожидает, что кредит в размере 100 миллионов долларов будет возвращен в течение “семи-восьми лет”, сказал Франк. Затем у банка есть возможность уйти, продав свою долю АвтоВАЗу и GM.
В совет директоров СП войдут три представителя GM, три представителя АвтоВАЗа и один представитель ЕБРР. АвтоВАЗ выберет председателя правления.
Это доверие было подкреплено положением об “отравляющей таблетке” окончательного соглашения, которое дает GM и ЕБРР право потребовать от АвтоВАЗа продать свою долю, если собственник АвтоВАЗа претерпит серьезные изменения. Аналитики давно предполагают, что АвтоВАЗ, испытывающий финансовые затруднения, может быть уязвим для враждебного поглощения. Окончательное соглашение также запрещает АвтоВАЗу самостоятельно производить новую «Ниву» или использовать интеллектуальную собственность, которую он вносит в проект.
135 автомобилей на каждые 10 000 россиян
GM также хеджирует свои риски, экспортируя до 40 000 автомобилей российского производства, первоначально в Западную и Центральную Европу и Мексику. В долгосрочной перспективе GM стремится увеличить свою долю рынка в России, одной из немногих стран, где годовой объем продаж автомобилей превышает 1 миллион единиц. «По мере роста российской покупательной способности мы намерены расширять бренд Chevy», — сказал Герман.Импорт на российском рынке не прижился. Россияне отдают предпочтение недорогим отечественным моделям, поскольку средний рабочий зарабатывает всего около 110 долларов в месяц. Россияне купили только 48 000 импортных товаров в 2000 году, что составляет менее 5 процентов от общего объема продаж.
По словам представителей GM, Нивы, предназначенные для российского рынка, будут продаваться по цене около 8000 долларов. Однако, по данным A.T. Отчет Кирни. С большими двигателями и дополнительными функциями безопасности экспортируемые российские «Нивы» будут продаваться по цене от 10 000 до 11 000 долларов.
Вагонер резюмировал положительные стороны GM: «Учитывайте, что на каждые 10 000 жителей в России сейчас производится около 135 автомобилей», — сказал он. «Это делает Россию одним из самых перспективных автомобильных рынков в мире».
АвтоВАЗ еще не вышел на прибыль
Ставки еще выше для бывшего государственного АвтоВАЗа. Несмотря на то, что компания принадлежит акционерам с 1993 года, она еще не получила прибыль. Как и большая часть российской автомобильной промышленности, мощности АвтоВАЗа устарели. Установка дверных ручек и проводки, например, все делается вручную. Не имея возможности позволить себе сложную технику, АвтоВАЗ был вынужден удовлетворять растущий спрос за счет увеличения числа рабочих.
Предприятие также создаст огромную экономическую волну. По оценкам представителей проекта, новый завод создаст 6000 рабочих мест для поставщиков, все из которых будут российскими.
И ЕБРР, и российское правительство надеются, что завод в Тольятти будет стимулировать приток инвестиций в устаревший российский сектор автозапчастей.