Генри Форд. Великий новатор, талантливый механик, человек с несгибаемой волей, успешный бизнесмен – F1 – королева автоспорта! – Блоги
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Генри Форд родился 30 июля 1863 года в семье мичиганского фермера, эмигранта из Ирландии. Отец был недоволен им, считая лентяем и неженкой, — сын вел себя как принц, случайно очутившийся на ферме. Все, что ему велели, Генри делал с неохотой. Он ненавидел кур и коров, терпеть не мог молока. «Уже в ранней юности я думал, что многое можно делать иначе — каким-нибудь другим способом». Например, он, Генри, каждое утро должен взбираться по крутой лестнице, неся ведра с водой. Зачем делать это каждый день, если можно всего-навсего проложить под землей два метра водопроводных труб?
Когда сыну исполнилось двенадцать, отец подарил ему карманные часы. Тот не утерпел — поддел отверткой крышку, и его глазам открылось нечто чудесное. Части механизма взаимодействовали между собой, одно колесико двигало другое, каждый винтик здесь был важен. Разобрав и собрав часы, мальчик долго размышлял. Что есть мир, как не один большой механизм? Одно движение порождается другим, все имеет свои рычаги. Чтобы добиться успеха, надо только знать, на какие рычаги нажимать. Генри быстро научился ремонтировать часы и некоторое время даже подрабатывал, объезжая окрестные фермы и беря в починку вставшие хронометры. Вторым потрясением стала встреча с локомобилем. Генри с отцом возвращались на телеге из города, когда им встретилась огромная, окутанная паром самоходная машина. Обогнав телегу и испугав лошадей, дымящее и шипящее чудовище промчалось мимо. В этот момент Генри полжизни бы отдал, чтобы быть там, в кабинке шофера.
В 15 лет Г.Форд оставил занятия в школе и ночью пешком, никому ничего не сказав, ушел в Детройт: он ни за что не станет фермером, как того хочет отец.
Успех пришел не сразу
На заводе, куда он устроился, делали вагоны для конки. Здесь он долго не продержался. Форду достаточно было только дотронуться до сломанного механизма, чтобы понять, в чем неисправность. Одаренному новичку стали завидовать другие рабочие. Они делали все, чтобы выжить выскочку с завода, и преуспели в этом – Форд был уволен. Позже Генри устроился на судостроительный завод братьев Флауэр. А по ночам он подрабатывал починкой часов, чтобы было чем платить за комнату.
А Уильям Форд тем временем решил сделать последнюю попытку вернуть сына к фермерскому делу: предложил 40 акров земли с условием, что тот больше никогда в своей жизни не произнесет слово «машина». Неожиданно Генри ответил согласием. Отец остался доволен, сын тоже. Легковерный Уильям и не подозревал, что сын попросту дурачит его. Для Генри этот случай послужил уроком: хочешь стать королем — будь готов солгать.
Женитьба и семейная жизнь
Вскоре Генри Форд задумал жениться. Клара Брайант была моложе его на три года. Они познакомились на сельских танцах. Форд был блестящим танцором и поразил девушку тем, что показал ей свои карманные часы и заявил, что сделал их сам. Их связывало многое — также как и Генри, Клара родилась в семье фермера, не гнушалась никакой работы. Родители девушки — люди набожные и строгие, конечно, не отдали бы ее за молодого человека без гроша за душой, без земли и дома.
Построив наскоро на своем участке уютный домик, Генри поселился в нем с молодой женой. Много лет спустя автомобильный монарх скажет: «Моя жена верила в мой успех еще крепче, чем я. Такой она была всегда». Клара могла часами слушать рассуждения мужа об идее создания самодвижущегося экипажа. На протяжении долгой семейной жизни она всегда умела сохранять элегантный баланс — интересовалась делами мужа, но никогда не вмешивалась в них.
На ферме он придумал молотилку зерна, работающую на бензине. Патент на это изобретение Форд продает Томасу Эдисону, и тот приглашает Генри в свою компанию. Однако и там, на должности главного инженера, Генри по-прежнему больше всего привлекают машины.
Женившись в 1887 году, он проживет вместе с женой всю жизнь. Как-то на вопрос журналистов, хочет ли он прожить еще одну жизнь, Форд ответит так: «Только если можно снова жениться на Кларе».
Придумал свой первый автомобиль
В ноябре 1893 года Клара подарила Форду сына. Мальчика назвали Эдсел. Он был просто одержим идеей создать автомобиль, доступный всем. Форд правильно полагал, что: «сами по себе идеи ценны, но всякая идея в конце концов только идея. Задача в том, чтобы реализовать ее практически».
В том же году в кирпичном сарае позади двухквартирного дома, где он жил с женой Кларой, Форд закончил строительство своего первого экспериментального автомобиля. Изобретатель проработал двое суток без отдыха и сна и в два часа ночи 4 июня пришёл сообщить своей жене, что машина готова и он сейчас собирается её испытать. Названный «Квадрициклом» и весящий всего пятьсот фунтов, автомобиль передвигался на четырёх велосипедных шинах.
Дело жизни
И в том же 1893 году Генри Форд становится главным инженером Эдисоновской компании, специализировавшейся на освещении Детройта, а затем – в 1899 году – главным инженером Детройтской автомобильной компании. Но через некоторое время там стали замечать, что Форд все свои умственные и физические силы тратит на бензиновую тележку, а вовсе не на работу в офисе.
Генри предложили занять руководящую должность с условием, что он бросит свое изобретение. Форд колебался. Доводы разума были таковы: семью надо содержать, сбережений нет — все ушло на постройку тележки. Клара, видя его колебания, сказала, что, как бы Генри Форд ни поступил, она одобрит его решение.
Но Генри остается верен своей идее превратить авто из предмета роскоши в средство передвижения, и, полный надежд на будущее, уходит со службы: «Если у тебя есть энтузиазм, ты можешь совершить все, что угодно. Энтузиазм – это основа любого прогресса».
Но если уж Форд замахнулся превратить миллионы простых пешеходов в гордых владельцев авто, то на выбранном пути ничто не может ему помешать:
«Когда кажется, что весь мир настроен против тебя, помни, что самолёт взлетает против ветра!»
youtube.com/embed/Kh5-po3-YS4″ allowfullscreen=”false” frameborder=”false”/>Лучшая в мире реклама
Уволившись, Форд принялся «продавать себя». Он искал состоятельных компаньонов, ведь у самого Генри денег, как таковых, не имелось, и в своем новом предприятии он отводил себе роль поставщика идей. Но идеи эти покупать никто не хотел.
Но разве он сдается? Нет. Форд в очередной раз демонстрирует свой подход к жизненным неудачам, считая их «возможностью начать заново, но уже более мудро». Он полагал, что честная неудача не унизительна, а унизителен страх перед неудачей. С ним трудно не согласиться.
Ведь вряд ли на свете есть человек, у которого все и всегда получается с первого раза. Упорство, решительность и настойчивость – вот качества настоящего борца. «Гораздо чаще люди сдаются, чем терпят поражение», – так считал Генри Форд.
В 1902 году он делает своему автомобилю потрясающую рекламу – за рулем своей машины в автогонках он опережает чемпиона Америки! Ай да Генри! Лучшую пиар-компанию сложно и придумать, а уж Форд, как никто другой, понимает значимость рекламы: «Если бы у меня было 4 доллара, 3 из них я отдал бы на рекламу».
Основал «Форд Мотор Компани». Компания существует и по сей день
«Детройт Автомобайл Компани» просуществовала недолго. «На автомобили не было спроса, как не бывает его ни на один новый товар. Я покинул свой пост, решив больше никогда не занимать зависимого положения», — вспоминал Форд. И снова началась «торговля идеями», поиск компаньонов. Отказы сыпались на него как из рога изобилия, из одной конторы его чуть не вывели силой. Наконец, в 1903 году была зарегистрирована «Форд Мотор Компани».
Генри стал главным управляющим. Будучи сам механиком-самоучкой, Форд охотно нанимал таких же самородков на завод: «Специалисты так умны и опытны, что в точности знают, почему нельзя сделать того-то и того-то, они везде видят пределы и препятствия. Если бы я хотел уничтожить конкурентов, то предоставил бы им полчища специалистов».
Все усилия он бросает на создание универсального автомобиля, простого, надежного и дешевого. В то время идея «машины для всех» была многим не понятна, массовый автомобиль являлся чем-то фантастическим, как сейчас, к примеру, «массовый самолет». Однако все это Генри мало волнует, ведь он верит, что «все можно сделать лучше, чем делалось до сих пор».
В 1905 финансовые партнеры Форда не согласились с его намерением выпускать дешевые автомобили, т.к. спросом пользовались дорогие модели, держатель основного пакета акций Александр Малколмсон продал свою долю Форду, после чего Генри Форд стал обладателем контрольного пакета и президентом компании (был президентом компании в 1905 – 1919 и в 1943 – 1945).
Был неграмотным
Образование, оставлявшее желать лучшего, Генри получил в церковной школе. Уже взрослый Форд, составляя важные договоры, по-прежнему допускал ошибки. Однажды он подаст в суд на газету, обозвавшую его «невежественным», и на обвинение в необразованности ответит: “Если мне … нужно было бы ответить на ваши дурацкие вопросы, мне стоило бы только нажать кнопку в кабинете, и в моем распоряжении появились бы специалисты с ответами”.
Автомобильный король так и не научился за всю свою жизнь читать чертежи: инженеры просто делали для босса деревянный макет и отдавали ему на суд.
Не безграмотность Форд считал недостатком, а нежелание применять ум в жизни: «Самая трудная вещь на свете — это думать своей собственной головой. Вот, наверное, почему так мало людей этим занимаются».
Ford-триумф
Форд упрощает конструкцию автомобиля, стандартизирует его детали и механизмы. Он первый в мире внедряет конвейер в производство машин. Это инновационное решение в мгновение ока выводит его в лидеры автопрома, и оставляет конкурентов далеко позади.
И хотя конвейер использовали в XIX веке и до него, когда мы говорим «конвейер» – подразумеваем именно Генри Форда, человека, который достиг с его помощью своей мечты и небывалого успеха.
Настоящим триумфом Генри Форда стало внедрение модели “Т”, означавшее смену всех ориентиров в концепции автомобилестроения. Он создавал её как скульптор, отсекая всё лишнее, создавал не роскошную игрушку для избранных, а доступный по цене товар для тысяч и тысяч “средних американцев”. Успех превзошёл все ожидания. За годы производства модели “Т” было продано свыше 15 млн. штук автомобилей, легко завоевавших потребительский рынок.
За рулем переделанного в санитарный фургон «Форда-Т» ездил сам Эрнест Хемингуэй.
Продажи «Форда-Т» приносят огромную прибыль, ведь девизом Форда всегда было «дешево и хорошо», а не «дешево и плохо»: Качество – это делать что-либо правильно, даже когда никто не смотрит.
В 1909 году «Форд-Т» стоит 850$, в 1913 году – 550$. В 1914 году компания отмечает выпуск 10-миллионного «Форд-Т». В то время 10% всех автомобилей в мире составляли именно эти машины.
Первым перешел на 8-часовой рабочий день, 6 дневную рабочую неделю и оплачиваемый отпуск
В том же 1914 году Генри Форд решает повысить зарплату рабочим до 5$ в день. Он полагал, что:
«Если вы требуете от кого-нибудь, чтобы он отдал свое время и энергию для дела, то позаботьтесь, чтобы он не испытывал финансовых трудностей».
Наверно, главный секрет Форда кроется не столько в новшествах на производстве, сколько в человечном отношении к ближнему: «Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его и со своей точек зрения».
«Человек, придумавший выходной», дополнительно вознаграждал некурящих и непьющих работников.
Люди выстраивались в очередь, чтобы получить работу у Форда. Он же при подборе персонала оценивал лишь готовность работать:
«Мне всё равно откуда пришёл человек – из тюрьмы Синг-Синга или Гарварда. Мы нанимаем человека, а не историю».
Вопросов с текучестью кадров не возникало, хотя дисциплина на фабрике была жесткой. «Время не любит, когда его тратят впустую», – говорил Форд, не позволяя расслабляться ни себе, ни рабочим. Он был убежден, что: «Только два стимула заставляют людей работать: жажда заработной платы и боязнь ее потерять».
На своем предприятии Форд внедрял принцип “поменьше административного духа в деловой жизни и побольше делового духа в администрации”.
Решив, что бумажное делопроизводство тормозит процесс выпуска машин, Форд на своем заводе – гулять так гулять! – упразднил статистику. В компании Форда отсутствовали производственные совещания, не велась лишняя документация и не было связей между отделами.
«Кто должен быть боссом?» – все равно, что спрашивать: «Кто должен быть тенором в этом квартете?» Конечно, тот, кто может петь тенором», – заявлял г-н Форд, теперь уже полноправный хозяин фирмы.
К началу 1920-х годов Генри Форд продавал машин больше, чем все его конкуренты вместе взятые; из 10 покупаемых в США машин, 7 были его производства. Именно в это время он получает титул «автомобильного короля».
«Автомобильный король»
Форд вкладывает деньги в покупку других заводов, рудников, угольных шахт, и всего того, что требуется для выпуска машин. Таким образом, «владелец заводов, газет, пароходов» создает целую империю, независимую от внешней торговли.
При этом преуспевающий промышленник не зацикливается на долларах, именно ему принадлежит фраза:
«Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, а в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни».
В 1922 году Форд выпускает автобиографическую книгу «Моя жизнь, мои достижения», написанную ярко и образно.
Однако спокойно дожить до пенсии, пожиная плоды прошлых успехов, Генри Форду не дают ни конкуренты, ни покупатели. Продажи самого доступного авто начинают падать.
Создатель «Форда-Т» полагал, что «если однажды купили, то и всегда покупать будут». Однако люди захотели разнообразия, а Форд мог предложить лишь «автомобиль любого цвета, если этот цвет – черный».
Компания General Motors предоставила покупателям разные модели автомобилей, и побила конкурентное преимущество Форда – доступность – продавая машины в кредит.
К 1927 году продажи «Форда-Т» настолько снизились, что Форду угрожало разорение. «Доброжелатели» предвкушали крах бизнесмена, но Форд не сдался и на этот раз. Ведь если вчерашние убеждения себя не оправдали, это лишь повод придумать что-то новое: «Они есть повсюду – эти странные люди, которые не знают, что вчера – это вчера, и которые каждое утро просыпаются с прошлогодними мыслями в голове».
Уверовал в собственную гениальность, что чуть не привело к краху
Новый взгляд на сложившуюся ситуацию – это тот метод решения задач, которому не стоит пылится в багаже современного человека.
На своем примере Форд показал, что позитивное мышление работает и приносит результаты. Если ты уверен, что удача к тебе придет, так оно и будет: «Размышления о будущем, желание сделать больше, приводят ум в такое состояние, когда кажется, что нет ничего невозможного».
Форд приостанавливает производство и распускает почти всех рабочих, а сам работает над созданием очередного автомобиля. В 1927 году он представляет новую модель «Форд-А» (прототип советской «Победы»), выгодно отличающуюся от существующих по техническим характеристикам и внешнему виду.
Форд опять выходит победителем. Он до 30-х годов руководит компанией, а после передает дела своему сыну, но опять возвращается на пост главы фирмы после его смерти в 1943 году.
Единственный американец, упоминающийся в легендарной книге «Майн кампф»
Выходец из семьи ирландских иммигрантов, Форд, пожалуй, был одним из самых преуспевающих антисемитов планеты. По крайней мере, из тех, кто не считал нужным скрывать подобные взгляды.
С 1918 года на деньги промышленника издавалась газета The Dearborn Independent, в которой, помимо всего прочего, публиковались антисемитские материалы, включая одну из самых знаменитых фальшивок подобного рода — «Протоколы сионских мудрецов».
Авторитет Форда был велик, но гнев еврейской диаспоры не меньше. Ее активистам удалось организовать массовый бойкот продукции «Форд моторс». Кроме того, с открытым письмом с осуждением взглядов Форда выступили более сотни видных американцев. Промышленнику в итоге пришлось извиняться за публикацию подобных материалов.
В 1920 году публикует скандальную книгу «Международное еврейство».
Однако трактаты, опубликованные Фордом, уже нашли своих читателей. Среди них был и будущий вождь Третьего Рейха Адольф Гитлер. В «Майн кампф» единственным американцем, которого упомянет автор, окажется отец-основатель «Форд моторс»: «Каждый год дает им все больше и больше контроля над производителями 120-миллионной нации; лишь один великий человек, Форд, вызывает у них ненависть тем, что сохраняет полную независимость».
Адольф Гитлер: «Я считаю Генри Форда своим вдохновителем»
Симпатия оказалась сильной и обоюдной — Генри Форду импонировал глава НСДАП. По утверждению некоторых исследователей, американец стал оказывать финансовую помощь нацистам задолго до того, как Гитлер и его последователи пришли к власти.
В начале 1930-х годов в США Гитлера считали хоть и радикальным, но вполне «рукопожатным» персонажем. В 1931 года американская журналистка из издания The Detroit News брала интервью у Гитлера и обратила внимание на портрет Генри Форда, висевший в кабинете у фюрера. Поинтересовавшись отношением Гитлера к главе «Форд моторс», репортер услышала в ответ: «Я считаю Генри Форда своим вдохновителем».
С приходом Гитлера к власти в Германии между ним и Фордом установились как дружеские, так и деловые связи. По самым скромным подсчетам, вложения Форда в германскую экономику накануне Второй мировой войны составили боле 17 миллионов долларов. По словам американского военного историка Генри Шнейдера, Форд помогал немцам в получении каучука, жизненно необходимого для германской промышленности. Немецкий филиал «Форд моторс» занимался производством автомобилей, которые использовались для нужд вермахта. Производство тяжелых грузовиков по заказу гитлеровской армии в 1940-х годах шло на немецком заводе компании «Форд», хотя формально отец —основатель компании не имел к этому предприятию отношения.
Кому война, а кому – мать родная
Еще более интересная ситуация сложилась с французским филиалом Форда. После 1940 года оно оказалось на оккупированной немцами, но не свернуло производство.
Авиационные двигатели, грузовые и легковые автомобили — все это отправлялось на вооружение немецкой армии. Доходило до полного абсурда — к примеру, в 1942 году американские предприятия Форда в рамках ленд-лиза собирали автомашины для нужд Красной Армии, и в это же время такие же автомобили шли на Восточный фронт, пополняя механизированные части вермахта.
Не скрывал, что использовал труд заключенных концлагерей
В 2003 году журналист и исследователь Холокоста Макс Уоллес выпустил книгу «Американская ось: Генри Форд, Чарльз Линдберг и восход Третьего рейха», в которой он привел документы, свидетельствующие о тесной связи с нацистами не только Генри Форда, но и его сына Эдсела, являвшегося на тот момент непосредственным руководителем «Форд моторс». При этом Уоллес указывает на то, что труд заключенных из концлагерей на европейских предприятиях семьи Форда использовался еще до формального перехода заводов под контроль нацистов.
Интересна реакция компании на книгу Уоллеса. Представитель «Форд моторс» заявил: «Мы думаем, в ней нет ничего нового о деятельности Генри Форда. Он был замечательным новатором, но и человеком, допускавшим ошибки».
В 1938 году, к 75-летию Генри Форда, «друг Адольф» удостоил промышленника Ордена Заслуг германского орла — высшей награды Третьего Рейха для иностранцев. Когда немецкий консул вручал гитлеровскую награду Форду, создатель автоиндустрии не скрывал своего восторга.
В 1945 году, когда Гитлер свел счеты с жизнью в берлинском бункере, Генри Форд окончательно отошел от дел, передав пост президента внуку, 28-летнему Генри Форду II.
Молодой наследник стал энергично разгребать завалы, оставленные дедом и отцом, предотвратив маячившее на горизонте банкротство. Генри-младший был далек от взглядов дедушки и приложил немало усилий, чтобы поправить репутацию компании. И надо сказать, что в этом он преуспел.
Генри Форд-старший умер в апреле 1947 года, в возрасте 83 лет. На 2018 год его компания вошла в тройку самых продаваемых марок автомобилей в мире.
Генри Форд, воплотивший «американскую мечту», видел свою миссию в том, чтобы улучшить быт людей, ведь для него автомобили были не только машинами, но большим – источником радостей. И когда журналисты спрашивали его, чего может желать такой богатый человек, Форд отвечал им так:
“Я хотел бы улучшить мир тем, что в нем живу”.
В ноябре выйдет фильм «Форд против Феррари»
Сюжет повествует о группе американских инженеров и дизайнеров. В 1960-х под руководством конструктора Кэрролла Шелби и при поддержке британского гонщика Кена Майлса они должны были с нуля сделать абсолютно новый спорткар, способный опередить «Феррари» — непобедимого чемпиона 24-часовой гонки на выносливость Ле-Ман.
Все дружно идем, потому что бюджет фильма составит 100 миллионов долларов, а в главных ролях Мэтт Деймон и Кристиан Бэйл. Оба лауреаты премий «Оскар» и «Золотой глобус».
Когда такие именитые актеры играли и столько денег выделяли на фильм про автоспорт? (никогда)
Интересные факты
Генри Форда можно считать первым автомобилистом в нашем мире- именно он совершал первые поездки на своей «бензиновой тележке» по Детройту уже в 1895 году. Стоит отметить, что в то время в Америке уже существовали самоходные коляски, движимые паровыми двигателями, а в Европе были бензиновые аналоги тележки Форда, но Генри Форд был первым человеком, использовавшим эту «прапрабабушку» автомобиля для повседневных поездок.
Более того, Генри Форд- первый житель нашей планеты, получивший настоящие водительские права. «…у меня неоднократно возникали проблемы с полицией. Почему, сказать сейчас затрудняюсь, насколько мне известно, тогда не существовало никаких законов относительно ограничений скорости. В любом случае, я вынужден был просить особого разрешения у мэра. Какое-то время являлся единственным человеком в Америке, имеющим водительские права» — Генри Форд, «Моя жизнь, мои достижения».
Генри Форд первый человек, применивший на своих заводах конвейерную сборку, что позволило в 5-10 (!) раз ускорить процесс производства автомобилей. Также этот великий механик первым додумался поднять рабочую область на уровень талии человека, а также использовать подвесные транспортные системы (в виде цепей и крюков над конвейером) для перемещения тяжелых деталей.
Возможно, вы не знали, но советские автомобили ГАЗ на заре своей эпохи- копии разработок Форда. Генри Форд заключил контракт с руководством СССР, в соответствии с которым: а) в СССР строился автомобильный завод с применением достижений Генри Форда, в дальнейшим призванный выпускать автомобили по его чертежам, а советские рабочие отправлялись на детройтские заводы в США для прохождения стажировки; б) СССР подписывал многомиллионный контракт на поставку автомобилей и тракторов марки Ford. Этот факт от простых людей скрывался, как и многие другие в то время.
Форд был буквально помешан на диете и здоровом образе жизни. Был филантропом.
Источники: раз, два, три, четыре.
Trojden | Западная Европа и США в 1924—1929 гг.: Космач Г. А.
Вспомните: Каково было экономическое положение ведущих стран Запада после Первой мировой войны? Что такое монополия?
Социально-экономическое развитие. С конца 1923 г. в большинстве стран Запада начался экономический подъем, продолжавшийся до 1929 г. Это время вошло в историю как период относительной стабилизации индустриального общества (капитализма). К 1929 г. в основном был достигнут, а в ряде отраслей превзойден довоенный уровень экономики. Значительно улучшилось социальное положение основной массы населения в развитых странах Запада, особенно в США. Причинами роста экономики стали окончание периода послевоенной разрухи и кризиса, спад революционного движения и социальных конфликтов, новые явления в экономической и социальной жизни. К ним относились, прежде всего, высокая концентрация производства и капитала, рационализация экономики, внедрение в производство новых достижений науки и техники, удовлетворение «отложенного» в годы Первой мировой войны спроса населения на товары, социальное партнерство и патернализм — особые, «отеческие» отношения между предпринимателями и наемными работниками.
В период относительной стабилизации капитализма в ведущих странах Запада возникли или укрепились крупные монополии мирового значения: Стальные тресты в Германии и США, химический концерн «И. Г. Фарбениндустри» (Германия) и английский Имперский химический трест, электротехнические компании «Дженерал электрик» (США) и «Всеобщая компания электричества» (Германия), американские автомобильные концерны «Форд» и «Дженерал моторе», немецкий концерн «Даймлер-Бенц» и др. Для них были наиболее характерны концентрация и централизация производства и капитала. Они применяли новейшие технологии и разработки в сфере рационализации труда и производства.
Серийное производство автомобилей на конвейере завода Г. Форда. 1920-е гг.
В 1924—1929 гг. США стали наиболее экономически развитым государством мира. Они производили 48 % мировой (без СССР) промышленной продукции, на 10 % больше, чем Англия, Франция, Германия, Италия и Япония, вместе взятые. В США наиболее быстро развивались новейшие отрасли экономики: электротехническая, химическая, авиационная, нефтяная промышленность, автомобилестроение, киноиндустрия, радиопромышленность.
Страны Западной Европы отставали по темпам экономического развития от США, однако и они достигли высокого уровня производства и улучшения социального положения народных масс. По росту промышленного производства (5 % в год) Франция опережала Англию и Германию. Концентрация производства и капитала, рационализация производственных и трудовых отношений были характерны для крупнейших монополий Франции — «Комите де Форж» (металлургия), «Сен-Гобен» (химическая промышленность) и др. Но ведущую роль в экономике страны по-прежнему играли французские банки. Доход от продажи ценных бумаг и капиталовложений в три раза превышал доходы от промышленности, что говорило о том, что французский капитал сохранил свой ростовщический характер.
В результате инфляции в Германии банкноты потеряли ценность настолько, что их использовали дети для своих игр. 1923 г.
В Германии в конце 1923 г. наблюдалась самая высокая в Европе инфляция, когда 1 доллар стоил 4,2 биллиона марок. Цена килограмма хлеба достигла 339 млрд марок. Только с помощью чрезвычайных мер и кредитов западных стран финансовая система страны в начале 1924 г. была в основном стабилизирована. Но ее экономика была обременена выплатой репараций и займов, сельское хозяйство находилось на грани кризиса. Сохранялась массовая безработица, частыми были забастовки и другие социальные конфликты.
Англия утратила свои ведущие экономические позиции в мире. Вместе с тем в целом английская экономика развивалась довольно быстрыми темпами. Отставали в своем развитии только «старые отрасли», особенно угледобывающая промышленность. Социальное положение английских трудящихся значительно улучшилось.
Внутриполитическое развитие. Наиболее характерными явлениями политической жизни стран Запада в 1924—1929 гг. стала демократизация общественных отношений, спад революционного движения и установление относительной политической стабильности. В ведущих государствах Запада укрепилась парламентская демократия, была усовершенствована избирательная система, впервые в избирательных кампаниях активное участие принимали женщины.
В США сохранялась традиционная двухпартийная система. В 1924—1929 гг. в стране правили республиканцы. В 1924 г. к власти пришла администрация президента К. Кулиджа. Она выступала за курс «твердого индивидуализма», то есть за развитие рыночных отношений и против вмешательства государства в экономику. Республиканцы заявляли о том, что наступила эра американского процветания и американской исключительности, время исполнения «американской мечты». Они проводили политику в интересах крупного капитала, вместе с тем поощрялось развитие мелкого и среднего бизнеса. В политической жизни страны возросло влияние реакционных организаций и религиозного фундаментализма. В ряде штатов было запрещено преподавание революционной теории Ч. Дарвина, которое считалось уголовным преступлением. В Дейтоне, штат Теннеси, в 1927 г. состоялся знаменитый на весь мир «обезьяний процесс». Молодой школьный учитель Д. Скопе был осужден за приверженность учению Дарвина. Правящие круги стремились подавить или ограничить рабочее и демократическое движение. Символом этого стал многолетний процесс против рабочих — выходцев из Италии Н. Сакко и Б. Ванцетти. Несмотря на международную кампанию против несправедливого приговора, в августе 1927 г. они были казнены на электрическом стуле. В ноябре 1928 г. выборы в конгресс вновь выиграли республиканцы. Их кандидат в президенты Г. Гувер использовал привлекательные для избирателей лозунги: «Наши слова — в наших делах», «Курица в каждой кастрюле и автомобиль в каждом гараже», «Бесконечное процветание».
В Англии произошло изменение в двухпартийном правлении либералов и консерваторов. В январе 1924 г. впервые в истории страны было сформировано лейбористское правительство во главе с Р. Макдональдом. Однако правление лейбористов было недолгим, и в конце 1924 г. к власти пришли консерваторы. Для дискредитации лейбористов они использовали так называемое «письмо Коминтерна», или «письмо Зиновьева», в котором содержался план вооруженного восстания в Англии во главе с коммунистами. Впоследствии выяснилось, что письмо было фальшивкой, однако оно сыграло свою роль в победе консерваторов на выборах. Но лейбористская партия не утратила своего влияния в стране и в июне 1929 г. вновь пришла к власти. Наиболее крупным социально-политическим событием в Великобритании стала всеобщая забастовка рабочих в мае 1926 г. Забастовка вынудила правящие круги пойти на социальное партнерство с рабочими.
Во Франции в 1924 г. к власти пришел Левый блок, состоявший из радикалов и социалистов.
Характерной чертой политического развития Германии в 1924—1929 гг. явилось возрастание роли правых политических партий. Сдвиг вправо в политической жизни выразился в участии в правительствах правоконсервативной Немецкой национальной народной партии в 1925 и 1927—1928 гг. и в избрании в апреле 1925 г. президентом республики реваншиста и милитариста П. фон Гинденбурга. Правящие круги вели активную борьбу против рабочего и демократического движения. Одним из ярких проявлений этой борьбы стал референдум по вопросу о безвозмездной конфискации имущества князей в 1926 г. В ходе подготовки и проведения референдума сложился единый блок рабочих партий (СДПГ и КПГ) и демократических организаций. Более 36 % избирателей проголосовали за этот блок. В конце 1920-х гг. обострились отношения между социал-демократами и коммунистами.
В Италии в 1924—1925 гг. в результате политического кризиса, связанного с убийством социалиста Д. Маттеотти, произошло укрепление фашистского режима. После кризиса серия чрезвычайных законов и массовый террор против оппозиции привели к сосредоточению власти в руках Б. Муссолини и Большого фашистского совета.
В феврале 1929 г. между Италией и Ватиканом (во главе с Папой Римским) были подписаны Латеранские соглашения, в соответствии с которыми Италия признала государство Ватикан, расположенное на территории Рима. Ватикан, в свою очередь, признал итальянское фашистское государство. Составной частью Латеранских соглашений являлся Конкордат (соглашение), по которому католическая церковь получила преобладающее влияние в школе и в сфере брачно-семейного законодательства.
Международные отношения. Ввод французских и бельгийских войск в Рурскую область в начале 1923 г. из-за отказа Германии соблюдать условия выплаты репараций привел к осложнению международных отношений в Европе. В 1923 г. Рурский кризис обострил репарационную проблему и значительно ухудшил социально-экономическое положение Германии. Для того чтобы сделать Германию платежеспособной и найти новые пути решения репарационного вопроса, Англия и США добились в 1924 г. созыва Лондонской конференции, на которой был утвержден план по выплате репараций, разработанный под руководством Ч. Дауэса (США). Германия получала займ в 800 млн золотых марок и гарантии стабильности немецкой валюты. Источниками выплаты репараций стали госбюджет, прибыли немецких железных дорог и предприятий. С 1928 г. Германия должна была выплачивать 2,5 млрд марок ежегодно. В целом план оказался выгодным для Германии и США. Германия с его помощью восстанавливала экономику, а европейские государства за счет репараций выплачивали свои военные долги США.
Продолжением плана Дауэса в политической области стали Локарнские соглашения. В октябре 1925 г. в Локарно состоялась конференция западных держав. Основным договором, который они подписали, стал Рейнский гарантийный пакт. Франция и Бельгия обязались соблюдать западные границы Германии и статус Рейнской демилитаризованной зоны. Англия и Италия гарантировали условия Рейнского пакта и других соглашений. Локарнские договоры означали признание равноправия Германии со странами, победившими в Первой мировой войне. Результатом Локарно стало также вступление Германии в Лигу Наций в 1926 г. и предоставление ей места постоянного члена в Совете Лиги. План Дауэса и Локарнские соглашения означали ослабление позиций Франции в Европе.
Г. Штреземан, О. Чемберлен и А. Бриан (слева направо) во время переговоров в Локарно. Октябрь 1925 г.
В августе 1929 г. на конференции в Гааге был принят новый репарационный план — тан Юнга (США). Согласно плану для Германии была установлена новая сумма репараций в 113,9 млрд марок.
До 1989 г. Германия обязывалась выплачивать 2 млрд марок ежегодно. По плану Юнга иностранный контроль над финансами Германии был отменен.
В 1925—1927 гг. в Лиге Наций между европейскими державами происходили переговоры по разоружению. В 1927 г. министр иностранных дел Франции А. Бриан предложил госсекретарю США Ф. Келлогу заключить договор об отказе от войны как средства национальной политики. В августе 1928 г. в Париже состоялось подписание пакта Бриана — Келлога. Вскоре к нему присоединился СССР Пакт способствовал стабилизации международных отношений в мире.
1. Охарактеризуйте социально-экономическое развитие ведущих стран Запада в 1924—1929 гг. Какие факторы содействовали росту экономики? Какая из стран Запада развивалась наиболее быстрыми темпами? Что этому способствовало?
2. Какие процессы характеризовали внутриполитическое развитое стран Запада в 1924—1929 гг.? Что содействовало укреплению Германии на международной арене в этот период? Приведите факты.
3. Как складывались отношения менаду социал-демократами и коммунистами в конце 1920-х гг.? Какую опасность несли теория «социал-фашизма» и тактика «класс против класса», предложенные Коминтерном?
4. Сравните политическое и экономическое развитие побежденных стран и стран-победительниц в 1924—1929 гг. Можно ли проследить в них сходные процессы?
5. Как решался вопрос о репарациях Германии? Почему в 1924—1929 гг. он пересматривался два раза?
6. 1920-е гг. вошли в историю международных отношений как «эpa пацифизма». Приведите факты, подтверждающие этот вывод. Существовали ли в это время политические силы, выступающие против мирного развития международных отношений? Используйте дополнительные источники исторической информации.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Рурский кризис. Отказ от государственного регулирования и переход к либерализации рыночных отношений, непомерные социальные расходы вынудили правительство веймарской коалиции стать на путь увеличения налогов и дополнительной эмиссии ценных бумаг и денег. Количество банкнот в обращении увеличилось с 46 млрд в 1919 г. до 92 млрд в 1920 г. В таких условиях выполнение репарационных обязательств стало для правительства одной из основных проблем.
В ответ на отказ Германии выплачивать репарации и выполнять другие международные соглашения французские и бельгийские войска в январе 1923 г. начали оккупацию Рурского бассейна. В результате было занято около 7% послевоенной территории Германии, где добывалось 72 % угля и производилось более 50 % чугуна и стали. В Рурской области начались массовые акции гражданского неповиновения и более половины 12-миллионного населения полностью перешло на государственное обеспечение. Это привело к дальнейшему обесцениванию марки и поставило Германию на грань экономической катастрофы.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
Генри Форд (1863—1947), американский инженер, промышленник, изобретатель, один из основателей автомобильной промышленности США. Прошел путь от ученика механика до владельца крупнейшей в Америке автомобильной компании «Форд мотор компани». На принадлежащих ему заводах широко внедрял стандартизацию и ввел конвейерную сборку. Он первым установил на своих предприятиях минимальный уровень заработной платы и 8-часовой рабочий день. Свои представления об организации труда и производства изложил в книгах «Моя жизнь, мои достижения» (1922), «Сегодня и завтра» (1926), «Движение вперед» (1930).
Пауль фон Гинденбург (1847—1934), германский военный и государственный деятель, генерал-фельдмаршал (1914). В ходе Ноябрьской революции выступал против подписания Версальского договора и за подавление выступлений рабочих. В 1925 г. был избран президентом Веймарской республики. Поддерживал военно-монархические и фашистские организации, способствовал возрождению германского военного потенциала и восстановлению военной мощи Германии. 30 января 1933 г. передал власть в руки фашистов, поручив А. Гитлеру формирование правительства.
ЖИВАЯ ИСТОРИЯ
Из книги Г. Форда «Моя жизнь, мои достижения»
Первый успех в сборке состоял в том, что мы стали доставлять работу к рабочим, а не наоборот. Ныне мы следуем двум… серьезным общим принципам при всех работах — заставлять рабочего по возможности не делать никогда больше одного шага и никогда не допускать, чтобы ему приходилось при работе наклоняться вперед или в стороны…
Приблизительно 1 апреля 1913 г. мы произвели наш первый опыт со сборочным путем… Опыты производятся у нас сначала в небольшом масштабе. Если мы открываем лучший рабочий метод, мы не рассуждая приступаем… к основательным изменениям, но мы должны… безусловно убедиться в том, что новый метод действительно наилучший…
Предыдущая
СтраницаСледующая
СтраницаОглавление
Генри Форд и Карл Маркс
I
«Капитал» Карла Маркса вызвали величайшие экономические споры девятнадцатого века. Из двадцатых Генри Форд совершил самый впечатляющий индивидуальный промышленный подвиг. Маркс работал над Das Kapital в то время, когда Форд родился в 1863 году, ибо книга была написана между 1859 годом и тем днем в июле 1867 года, когда автор закончил предисловие к первому немецкому изданию таким наставлением: «Следуй своим собственным наклонностям». независимо от того, что говорят люди.» Маркс тогда следовал своей склонности, точно так же, как Форд теперь следует своей, и люди много говорили об обоих.
Каждый из этих мужчин – парадокс. Маркс, происходивший из богатой, влиятельной и занимавшей социальное положение семьи, был интеллектуалом, получившим образование в лучших университетах Европы. Изгнанный и лишенный убежища во Франции, он позже предпочел Британский музей и пять долларов в неделю за случайную работу в Лондоне для New York Tribune политическому продвижению и большому количеству работы дома с Бисмарком.
Он посвятил могучий ум и жалкую бедность попытке показать, что в основном человеческие институты уходят своими корнями в грубый материализм. Тем не менее, он сам был самым выдающимся исключением своего времени из доктрины, в которую он верил и которую проповедовал: не совесть людей определяет их способы существования, а их существование определяет их совесть.
Форд, выходец из американской семьи среднего класса, самоучка и теперь обладатель самого большого состояния, когда-либо накопленного в частных руках, заработанного в нарушение большинства принятых канонов бизнеса, посвящает свое богатство и свою уникальную способность иллюстрируя положение о том, что выдающийся материальный успех зависит от бескорыстной и безграничной преданности частного капитала служению обществу.
Было бы действительно странно, если бы изучение карьеры этих двух лидеров — одного в экономической мысли, другого в экономической деятельности — не обнаружило бы контрастов и сходств поразительного и просветляющего характера.
Маркс считал себя первооткрывателем основного закона социальной эволюции, перед которым люди беспомощны, за исключением тех случаев, когда их слабые усилия могут несколько ускорить или отсрочить конечный результат его действия. Для него социализм был не программой, а названием для описания этого закона развития. Он не предложил никакого плана. Он считал себя ученым, а не реформатором. Он поставил перед собой задачу обнаружить и выявить причины, лежащие в основе социальной несправедливости, чтобы другие могли быть информированы и действовать.
Он считал и приводил доказательства того, что капитал в конце концов и постепенно будет обобществлен и что доход будет использоваться совместно; что политическое государство, которое он рассматривал как организацию, созданную классом капиталистов для собственного сохранения, есть не что иное, как преходящая фаза эволюции от капитализма и конкуренции к социализму и кооперации; что государство будет постепенно становиться менее политическим и более индустриальным. Он не мог представить себе условий в капиталистическом государстве, которые дали бы рабочему достойный шанс на жизнь.
Форд столь же глубоко, как и Маркс, верит в сотрудничество, но он считает, что эффективное сотрудничество может быть достигнуто только путем добровольного объединения лидеров промышленности вне и вне вмешательства политического государства. Политическое государство неизбежно направлено на обдумывание и обсуждение, а не на действие. Он не может себе представить достаточной эффективности под контролем государства, чтобы спасти рабочего от нищеты.
Группа лидеров, состоящая из таких, как он, движимых общей целью экономического улучшения, а не прибыли, была бы фактически социализированным индустриальным государством вне политического государства, но рядом с ним. Его план был бы прост, его цель была бы единственной: Изгнать нужду с помощью работы; высокая заработная плата; короткие часы; низкие затраты; Низкие цены; большие прибыли. Тогда больше работы для большего количества людей; более короткие часы; более высокая заработная плата; более низкие затраты; низкие цены; больше прибыли, чтобы продолжить восходящую и внешнюю спираль процветания.
В индивидуальном порядке Форд обобществил миллиард долларов или около того капитала, направляя свою продукцию на необходимое использование и направляя свою прибыль на расширение этого использования.
Если бы было несколько сотен Генри Фордов и сотрудничество между ними, то результаты закона социализма, как его изложил Маркс, приблизились бы — не за счет обобществления капитала через государственную собственность, а за счет обобществления продукции. через промышленное лидерство.
Определенные естественные точки сравнения между Фордом и Марксом напрашиваются в качестве основы для этого обсуждения. Во-первых, мы должны принять во внимание ментальное отношение каждого к общим проблемам, с которыми они столкнулись; затем следуют их противоположные взгляды на историю, классовую борьбу, заработную плату и систему наемного труда и, наконец, мнения, которых они придерживаются о предполагаемой связи между прибылью и повторяющимся циклом экономической депрессии.
II
Маркс был экономическим диагностом. Он усердно трудился, пытаясь обнаружить причины промышленной деградации Англии и мира, будучи беспомощным в том, чтобы облегчить ситуацию, кроме как в той мере, в какой он мог ее объяснить. Окружающее невыразимо угнетало его острый и чуткий ум. Неудивительно, что во всех его произведениях сквозит ощущение угрозы разрушения, неминуемой гибели и пессимизма, порожденного попыткой убедить людей идти в свете, которого они не увидят.
Его отношение к проблеме бедности может свидетельствовать о его складе ума. Для него бедность была экономическим фактом, который нужно было объяснить, прежде чем от него можно было избавиться. Но он описал это, как это сделали немногие другие, еще до того, как попытался это объяснить.
Современный рабочий вместо того, чтобы подниматься вместе с прогрессом промышленности, все глубже и глубже опускается ниже условий своего класса. Он становится нищим, и пауперизм развивается быстрее, чем население и богатство. И здесь становится очевидным, что буржуазия уже не способна быть господствующим классом в обществе и навязывать обществу свои условия существования как высший закон. Оно неспособно управлять, потому что оно неспособно обеспечить существование своего раба в своем рабстве, потому что оно не может не позволить ему погрузиться в такое состояние, что оно должно кормить его, вместо того, чтобы питаться им.
Форд занимается экономикой. Он принимает условия такими, какие он находит, смотрит на бедность как на болезнь, которую нужно лечить, как на факт, слишком очевидный, чтобы нуждаться в объяснении, и приступает к излечению от него настолько, насколько он может. Он занимается бизнесом, практикует его как профессию, развивает свою философию по ходу дела и формулирует ее не как философию, а как побочный продукт опыта и наблюдений.
Уничтожение бедности, насколько я понимаю, единственная цель бизнеса, о которой стоит подумать. Именно с этой точки зрения, и только с этой, мы можем увидеть тщетность мотива прибыли. Как только мы увидим конечную цель бизнеса как фактора в жизни человека, мы покончим со всеми мелкими выдумками, которые раньше считались деловой мудростью. Уничтожение бедности — единственная законная цель бизнеса, и ее достижение не является невозможным, если только мы не вообразим, что это можно сделать сразу же посредством указа.
Работа и письмо Форда создают впечатление несомненного успеха и удовлетворенности жизнью. Его чувство выполненного долга заключается в действии; Маркса в анализе.
III
Маркс работал среди всех потрясений, вызванных промышленной революцией. После применения энергии к машинам фабрики выросли на гидроэлектростанциях в отдаленных местах. Дети работали бессовестно долгие часы без присмотра; почти голых женщин запрягали в рудниках как вьючных животных. Жадность и эгоизм работодателей были безмерны.
Более того, представители господствующего порядка, экономисты, думали, что они открыли фундаментальные и естественные законы, столь же неизменные, как и законы чистой науки. Идти на поводу у них было просто безумием. Laissez faire — пусть все идет своим чередом — было поговоркой и принятой доктриной того времени. Адам Смит рассматривал промышленную организацию того времени как комбинацию работодателей, с одной стороны, стремящихся получить как можно больше работы за как можно меньшую плату, и комбинацию рабочих, с другой стороны, выполняющих как можно меньше работы за ту же плату, какую они получают. мог получить, и это точно соответствовало точке зрения Маркса.
Маркс обратился к истории, которую он называл логикой в действии, для объяснения того, что он видел вокруг себя. Его фоном была феодальная система, в которой все зависело от обычаев. Но при капитализме контракт сверг обычай; производственные отношения между работодателем и работником пришли на смену статусу, который преобладал между лордом и крепостным. Классовая борьба заняла место noblesse oblige. При феодализме и обычаях был хоть след человечности; при новом договорном отношении исчез даже этот след.
Форд не тратил время на изучение истории, которую он называет «чушью», чтобы открыть и развить закон социальной эволюции или промышленного и делового успеха. Он принимает закон без обращения к истории. Он наткнулся на несколько основ и практиковал их. Эти немногие становятся поистине революционными по своему эффекту.
IV
Поистине интересное совпадение, что во время нынешней депрессии Генри Форд должен был обсудить некоторые принципы социализма. К ним относится учение о классовой борьбе.
Согласно учению Маркса, классовая борьба неизбежна при капитализме. Частная собственность на средства производства создает непоправимый разрыв между работодателем и работником. Эти двое могут быть лучшими людьми и лучшими друзьями, но пока отношения между работодателем и работником продолжаются, их интересы различны. Тот, у кого есть преимущество, нажмет на него.
Общество не может двигаться вперед, когда группа стоит во главе группы. Но общество должно двигаться вперед. Поэтому классовая борьба при капитализме должна уступить место кооперации при социализме. Частная собственность отрывает рабочего от его орудий и средств производства. Рабочий, переставший быть хозяином самому себе, должен продать себя — ибо ему больше нечего продавать — во временное рабство на время своей работы. Лишенный капиталистом плодов своего труда, за исключением достаточного количества, необходимого для поддержания жалкого существования и воспроизводства себе подобных, он продолжает продавать себя, обычно по цене капитала, и расширяет временные отношения до периодического рабства, время от времени прерываемого периодами. принудительной свободы, именуемой безработицей, которой предпочтительнее само постоянное рабство.
Вся история человечества была историей классовой борьбы, борьбы между эксплуатирующими и эксплуатируемыми, господствующими и угнетенными классами. . . история этой классовой борьбы образует ряд эволюции, в которой в настоящее время достигнута такая стадия, когда эксплуатируемый и угнетенный класс — пролетариат — не может достичь своего освобождения из-под власти эксплуататорского класса — буржуазии — без, в то же время раз и навсегда освобождая общество в целом от всякой эксплуатации, угнетения, классовых различий и классовой борьбы.
Мышление Форда — или, возможно, это его инстинкт — преодолевает классы и классовую борьбу. Для него, помешанного на эффективности, борьбы не существует. Как люди должны были когда-либо заниматься этим, находится за пределами понимания его механически склонного ума. Есть только один класс, и это рабочий; одна борьба, а именно увеличение производства, улучшение распределения и распространение благ на максимальное число людей по минимальной цене. По его словам, —
Нет ничего, что мог бы сделать человек, блага которого он мог бы ограничить только собой. Общество так устроено, что любое благо выходит за свои первоначальные пределы и приносит пользу окружающим людям. Высшая глупость эгоистичных намерений состоит в том, что они не могут быть осуществлены. Намерение может присутствовать, а эгоизм может быть безграничным, но естественный закон расстраивает намеченные последствия.
Несправедливость, бесчеловечность, классовая борьба столетней давности — или, если уж на то пошло, четверть века назад — относятся к отброшенному порядку, насколько это касается Форда. То, что Маркс считал естественным следствием неумолимых законов социальной эволюции, Форд считает ненужными последствиями экономической анархии.
V
Центром бури капиталистического способа производства была и остается заработная плата и система наемного труда. Маркс был убежден, что система наемного труда настолько порочна, что она тоже исчезнет с уходом остального капиталистического порядка. Но, будучи философом, он должен был найти рациональное объяснение своей веры, такое, которое удовлетворило бы его чувство мастерства.
После изучения капитализма в свете всех книг и учений философов и его коллег-экономистов он разработал свою теорию прибавочной стоимости. Суть теории состоит в том, что рабочий часть своего времени тратит на содержание себя, а остальное время — на содержание капиталиста.
За первые несколько часов рабочий может произвести достаточно, чтобы заплатить свою дневную заработную плату. Но он работает сверх этого времени и ничего не получает за это. То, что он производит в течение этой сверхурочной работы, является прибавочной стоимостью и достается тому, кто ее не зарабатывает.
Поскольку для социалиста капитальные орудия производства представляют собой не что иное, как кристаллизованный труд, труд производит все, но получает лишь часть продукции. Это грабеж, и в результате выплаченной заработной платы недостаточно, чтобы купить то, что производит труд. Маркс формулирует свой закон прибавочной стоимости следующим образом: —
Функционирование рабочей силы не только воспроизводит стоимость силы рабочего, но и сверх того производит стоимость. Такая прибавочная стоимость представляет собой превышение стоимости продукта над стоимостью элементов, израсходованных на образование продукта, т. е. над стоимостью средств производства и рабочей силы.
Лорд, верный своему характеру, принимает систему заработной платы такой, какой он ее считает, и использует ее как лучшее средство для достижения того, что он хочет сделать. В отличие от Маркса, он не прибегает к гегелевской системе рассуждений для своих выводов или своих действий в отношении заработной платы. Он снова прибегает к своему опыту и наблюдению. Он быстро разобрался с ситуацией и без лишних слов изложил свой вывод по всему вопросу: —
Единственная эффективная политика в области заработной платы — это политика, направленная на повышение заработной платы, снижение издержек и снижение цен. Во всем этом нам предстоит пройти долгий путь, ибо все в этой стране слишком высоко, кроме заработной платы — она слишком низка.
Пусть тот, кто сделает свой выбор между этими двумя, ибо разница между двумя мнениями о том, как работала система заработной платы, является той пропастью, которая отделяет труляля от труляля.
Маркс писал об этой проблеме и предоставил ее решение эволюции и потомству.
Если цены слишком высоки, а заработная плата слишком низки, как заявляет Форд, то рабочего грабят в двух направлениях. Ему недоплачивают за его работу и переплачивают за товары. С этим надо что-то делать.
Форд ткнул пальцем в нос своим коллегам-капиталистам и ввел свою минимальную заработную плату в пять долларов в день, в то время как Джеймс Кузенс стоял рядом и в изумленном одобрении подтягивал ремень на брюках.
А какой вой поднялся из промышленности! Пятидолларовый день был лучшим. Шутка Форда пятнадцатилетней давности и первое слово, которое большинство людей когда-либо слышали о человеке Форде. Но это перестало быть шуткой с появлением модели А и новой философии бизнеса.
Сегодняшняя почасовая оплата Форда такая же, как его дневная заработная плата двадцать лет назад, и, по его словам, издержки производства на единицу продукции снизились по всей линии.
Маркс считал капитализм схемой ограбления труда и взялся показать, как и где совершается ограбление. Форд взялся за повышение заработной платы для всех и повсеместное выравнивание покупательной способности заработной платы. Объяснение Маркса и программа Форда согласуются друг с другом настолько совершенным образом, что это не только бросается в глаза, но и поражает. Сам используемый язык похож.
Маркс считал, что эксплуатация происходит при превращении труда и материалов в деньги и обратном превращении денег в труд и материалы. Это привносит капризы денежного режима в проблему заработной платы.
В ходе перехода от обмена к бизнесу какой-то один товар становится настолько всеобщим популярным, что другие товары начинают мыслиться в связи с ним и их желательность измеряется им. Со временем этот популярный товар становится монетой королевства. Маркс считал этот процесс искусственным и противоестественным. Для него единственной истинной общей мерой стоимости является количество абстрактного человеческого труда, воплощенного в оцениваемом товаре, или, как он выражает его , количество общественно необходимого труда, необходимого для его производства. А общественно-необходимый труд, поясняет он, есть количество труда, необходимого для получения данного результата при приложении к нему машин, достаточно эффективных с учетом стадии технического развития того времени.
Поскольку в современных условиях товары производятся и должны производиться для продажи, а не для непосредственного использования производителя, что Маркс признает, то его логический вывод состоит в том, что средством обмена должно быть рабочее время. Лекарством в соответствии с марксистской теорией было бы установление средства обращения не на основе какого-либо товара, такого как золото или серебро, а на основе некоторой формы рабочего времени. Некоторые из предшественников-утопистов Маркса на самом деле защищали ее, но Маркс уклонялся от идеи опробовать рабочую валюту в конкурентном мире. Тем не менее он ожидал возможного развития такой денежной системы при социализме.
Метод корректировки и определения заработной платы, предложенный Фордом, в значительной степени оправдывает это ожидание. Форд смелее Маркса. На самом деле он создал индустриальное государство международного масштаба. Это государство предоставляет франшизы в виде агентств, производит автомобили и продает их по всему миру. У него есть своя «рабочая валюта», и он фактически называет ее этим социалистическим именем. Единицей стоимости является «минутная стоимость», то есть время, необходимое для выполнения стандартизированной работы в одинаковых условиях. Форд определяет заработную плату в терминах этой единицы. Все это сводится к тому, что он платит своим людям их заработную плату в невидимой рабочей валюте, которую они, в свою очередь, используют для покупки у него валюты страны, в которой им приходится работать. Он следит за тем, чтобы покупательная способность получаемая трудовая валюта, когда она где-либо конвертируется в валюту страны, такова, что все работники одинакового уровня и эффективности могут повсюду иметь одинаково высокий уровень жизни. Рабочий Форда есть рабочий Форда.
Моргаешь, трешь глаза и сомневаешься, мерить ли Форда по Марксу или Маркса по Форду.
VI
Маркс внутренне возмущался бедственным положением труда, которому он был бессилен помочь. Но его поддерживала вера в то, что он продемонстрировал, что капитализм, причина бедственного положения, несет в себе семена собственной гибели; что она сама прокладывает путь к своему собственному разрушению и наступлению социализма. Он считал, что основной причиной грядущего падения была прибыль, а вероятным поводом был торговый кризис или война.
Само слово «прибыль» было для Маркса анафемой. вещей прибылей — это социалистическое объяснение кризиса, в котором мы сейчас находимся. Форд объясняет это любовью к прибыли, которая заставляет людей покидать алтари служения и поклоняться алтарям маммоны, превращает их от производства товаров в попытки делать деньги. Марксистская точка зрения состоит в том, что причиной кризиса является перепроизводство товаров и невозможность их продать, потому что у рабочей силы нет средств для покупки. По мнению Форда, деловой кризис объясняется неэффективностью, порожденной алчностью руководителей бизнеса, и, как следствие, недопроизводством и недораспределением из-за завышенных цен.
То, на что руководство имеет право за управление, не является для Форда прибылью. Это плата за труд, вознаграждение за тяжелый труд, без которого промышленность не могла бы двигаться вперед. Прибыль, которую он ненавидит, — это те случайные денежные доходы, которые достаются одной группе за счет другой, те спекулятивные выгоды, которых ищут многие, но лишь немногие находят.
Для Маркса было непостижимо, что какой-либо иной стимул, кроме прибыли, может мотивировать промышленность при капитализме, и он чуть ли не цитирует Писание, чтобы доказать это.
Накопить! Накопить! Это Моисей и все пророки! Промышленность дает материал, который накапливает сбережения! Поэтому надо спасать, надо спасать! Вы должны превратить как можно большую часть прибавочной стоимости и прибавочного продукта в капитал. Накопление ради накопления, производство ради производства — вот формула, в которой классики политической экономии выразили историческую миссию буржуазии.
Форд косвенно признает себя виновным от имени промышленности в обвинении, которое Маркс предъявил против прибыли. Что касается старого порядка, Форд соглашается с Марксом, но отрицает, что он сам принадлежит к этому порядку.
Ничто не казалось таким прочным и незыблемым, как здание эгоистичного бизнеса; на самом деле это этот момент, как сугроб, оседающий под апрельским солнцем. . . .
Промышленность как область человеческой деятельности существует не только для поддержки людей; его основная цель — создавать товары, которые будут служить людям. . . .
Зачем тратить время на обанкротившуюся систему бизнеса, основанную на прибыли, которая не будет работать, говорит Форд, и тотчас принимает систему, основанную на служении обществу, которая, по его мнению, будет работать. Он довольно ясно продемонстрировал, что это так. Отвергая прибыль и накопление как не стоящие конкуренции, он вызвал капитал на соревнование в эффективном распределении товаров.
Есть те, кому такой ход кажется непонятным, абсурдным. Тем не менее, Форд, когда его оспаривают на основании невыполнимости, должен лишь показать в качестве своего вклада наибольшее количество пассажиро-миль при наименьших удельных затратах, когда-либо произведенных. Если ему брошен вызов из соображений финансовой целесообразности, ему достаточно указать на свой кошелек.
Любой человек, который может продать полмиллиона автомобилей модели А, не видя глаз и не установив цену, имеет убедительный аргумент в поддержку своей экономической философии.
Что это за новая философия промышленности, наиболее продвинутым сторонником которой является Форд? Действительно ли мир становится социалистическим врасплох, без революции и вмешательства государства? Если предположить, что г-н Форд не взимает проценты за свои заводы и оборудование и не включает их в себестоимость и продажную цену своего автомобиля, каково фактическое состояние миллиардов Форда?
Форд и Маркс могут быть совершенно неправы, полагая, что прибыль является основной причиной кризиса, но кому-то остается предложить более правдоподобную причину. Самые мудрые, начиная с экс-президента Соединенных Штатов, президента и его проницательного министра финансов, а также опытного в финансовом отношении младшего сенатора от Нью-Джерси и ниже, заявляют о своем невежестве и вынуждены довольствоваться тем, что просто говорят, что причин много. , сложный и еще не понятый.
Вот уже более века депрессивные состояния в бизнесе воспринимаются с фатализмом и такой стойкостью, какую только можно было собрать. Согласно социалистической точке зрения, промышленный кризис есть естественное проявление противоречия между обобществленным производством, существующим в условиях машин, и индивидуальным присвоением. Общественное производство и индивидуальное присвоение находятся в состоянии войны, и кризис является отзвуком. Это означает лишь то, что денежный доход общества-потребителя периодически перестает изымать достаточно продукции общества-производителя с рынка по преобладающим ценам, чтобы поддерживать бизнес. Описание кризиса Марксом, написанным почти сто лет назад, и описанием Форда, написанным в 1930 одинаково графичны. Согласно Марксу, общество впадает во временное варварство, потому что слишком много цивилизации — так много товаров, которые нельзя продать, что рабочий должен прекратить работу и, следовательно, перестать покупать то, что он сделал. Он беден, потому что сделал общество слишком богатым. Согласно Форду, недальновидные производители завышают цены ради прибыли и грабят безмозглую публику до тех пор, пока она не откажется больше покупать, и тогда промышленность и бизнес загниют.
В этот самый момент промышленные лидеры поворачивают небо и землю, чтобы возродить бизнес после одного — и очень серьезного — его десятилетнего спада. Лекарства, предложенные на этот раз — отличные от тех, что когда-либо предлагались ранее, — напрямую и явно связаны с марксистской философией. Предлагается сохранить труд занятым и с высокой заработной платой с целью сохранения покупательной способности масс — или, выражаясь языком Форда, для общества гораздо важнее, чтобы корпорации платили заработную плату, чем они выплачивают дивиденды. Хорошая заработная плата более спасительна в трудные времена, чем большие прибыли. Пришли ли мы под промышленным руководством страны к тому времени, когда временный отказ от прибыли в пользу заработной платы считался средством от кризиса? Придет ли время, когда промышленное руководство будет уделять так много внимания услугам и так мало прибыли, как говорит Форд, что марксистская причина кризиса станет безобидной?
Но, если оставить в стороне Форда и Маркса, в эти смутные времена нет недостатка в доказательствах того, что промышленные лидеры в этот самый момент смотрят на конверт с зарплатой, а не на прибыль, чтобы вытащить страну из болота.
Председатель Совета директоров Торговой палаты Соединенных Штатов написал не так много месяцев назад, что он сомневается, что бизнес считал бы такое грандиозное предприятие, как предотвращение кризисов, практически осуществимым десятилетие или два назад, но что аналитическая проверка, которой они подверглись со стороны экономистов, во многом поколебала веру бизнеса в неизбежность их повторения. Это воодушевляет экономистов, поскольку они, даже когда они были правы, не особенно преуспели в убеждении бизнеса.
Секретарь Американской федерации труда заявил недавно, что День труда 1930 года был отмечен необычной ситуацией; что это первый раз, когда депрессия не сопровождалась обвинениями в том, что заработная плата была «слишком высокой». Недавно к нему присоединились президент «Дженерал Моторс» и многие другие не менее известные люди.
И это факт, что по всей стране, где бы и когда бы ни увольняли людей или снижали заработную плату, это делалось не безжалостно и сразу же при первых же затруднениях, а неохотно и с приличным учетом господствовавших чувство. что национальная безработица есть национальный позор, что покупательная способность труда, оплот против кризисов, должна быть сохранена, а не уничтожена, хотя бы за счет прибылей или в пределах хотя бы сносных убытков.
Не будет преувеличением сказать, что Карл Маркс и Генри Форд сделали для развития этого благотворного чувства больше, чем любые другие два человека за последние два столетия.
Генри Форд, Карл Маркс и вы
На протяжении бурного 20-го века американцы всех экономических классов неоднократно отвергали идеологию марксизма. Почему? Из-за Генри Форда.
Карл Маркс; Почему он не уйдет?
Генри Форд; American Visionary
В 1914 октября Форд удивил мир, предложив рабочим 5 долларов в день, что более чем в два раза превышает ставку большинства его рабочих.
Ход оказался чрезвычайно прибыльным; вместо постоянной текучести кадров лучшие работники автомобильной отрасли устремились в Ford Motor, привнеся свой человеческий капитал и опыт, повысив производительность и снизив затраты на обучение. Форд подвергся резкой критике со стороны других промышленников и Уолл-стрит. Однако Форд страстно верил, что, платя более высокую заработную плату, он не только произведет более качественную машину, но и позволит своим рабочим позволить себе автомобили, которые они производят, что будет способствовать укреплению американской экономики.
Форд был первым крупным промышленником, принявшим идеологию так называемого «капитализма благосостояния».
В своей книге 1990 года «Три мира капитализма всеобщего благосостояния» автор Госта Эспинг-Андерсон определяет три разных типа современных государств всеобщего благосостояния. Есть «социал-демократическая» модель на примере скандинавских стран; «либеральная» модель, часто связанная с США, Канадой и Австралией, и, в-третьих, «консервативная» модель, наилучшим примером которой являются Германия, Франция и Италия.
Прожиточный минимум Форда забрал рабочих-автомобилестроителей, которых Маркс назвал бы пролетариатом, и превратил их в тип рабочих, которого Маркс не вполне предвидел; рабочий среднего класса.
Маркс видел мир как борьбу между имущими (капиталист) и неимущими (рабочий пролетариат). Он отметил, что существуют и другие классы, но считал, что по мере продвижения вперед (и капитализма) эти другие относительно меньшие по размеру классы в конечном итоге исчезнут, а общество расслоится до тех пор, пока не останутся только два класса, которые затем будут становиться все более и более поляризованными. по прошествии времени.
Маркс никогда не предвидел Америки; могущественная западная нация, населенная рабочими среднего класса, менеджерами и профессионалами, нация, в которой даже промышленные рабочие жили в достатке; работать по сорок часов в неделю, иметь собственный дом, иметь доступ к здравоохранению, пенсионным планам и качественному государственному образованию для своих детей. Самое главное, в Америке класс был изменчив; любой ребенок мог вырасти и стать «врачом, юристом, ученым или даже богатым промышленником».
В 1929 году с крахом американского фондового рынка и началом Великой депрессии будущее американского рабочего среднего класса оказалось под серьезной угрозой. Президент Франклин Рузвельт ввел социальное обеспечение, рабочие программы и дополнительные гарантии трудового законодательства, которые помогли отвлечь рабочих от песни сирены марксистской идеологии.
История доказала, что Маркс ошибался?
Волна коммунистического национализма, прокатившаяся по миру в 20 веке, пошла на спад. Централизованное экономическое планирование в русском стиле явно потерпело полный провал. С поворотом Китая к контролируемому государством рыночному капитализму оставшиеся марксистские государства, разбросанные по всему миру, кажутся причудливыми отступниками давно минувшей эпохи. Сегодня кажется, что рыночный капитализм в американском стиле успешно привел к тому, что богатство распространилось по всему спектру американского общества.
Или есть?
Ford Motor Company сейчас борется не на жизнь, а на смерть, чтобы выжить. Компания сократилась, рабочие были уволены, пенсионные фонды недофинансированы, а профсоюзные программы здравоохранения находятся в беспорядке. Та же история и во многих других традиционных американских отраслях. Представление Генри Форда о работниках среднего класса терпит неудачу.
Неравенство между богатыми и бедными не было таким большим со времен Великой депрессии. Сегодня Соединенные Штаты являются наиболее экономически стратифицированным обществом в западном мире.