Форд победил маркса: Генри Форд. Великий новатор, талантливый механик, человек с несгибаемой волей, успешный бизнесмен – F1 – королева автоспорта! – Блоги

Содержание

Генри Форд. Великий новатор, талантливый механик, человек с несгибаемой волей, успешный бизнесмен – F1 – королева автоспорта! – Блоги

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Генри Форд родился 30 июля 1863 года в семье мичиганского фермера, эмигранта из Ирландии. Отец был недоволен им, считая лентяем и неженкой, — сын вел себя как принц, случайно очутившийся на ферме. Все, что ему велели, Генри делал с неохотой. Он ненавидел кур и коров, терпеть не мог молока. «Уже в ранней юности я думал, что многое можно делать иначе — каким-нибудь другим способом». Например, он, Генри, каждое утро должен взбираться по крутой лестнице, неся ведра с водой. Зачем делать это каждый день, если можно всего-навсего проложить под землей два метра водопроводных труб?

Когда сыну исполнилось двенадцать, отец подарил ему карманные часы. Тот не утерпел — поддел отверткой крышку, и его глазам открылось нечто чудесное. Части механизма взаимодействовали между собой, одно колесико двигало другое, каждый винтик здесь был важен. Разобрав и собрав часы, мальчик долго размышлял. Что есть мир, как не один большой механизм? Одно движение порождается другим, все имеет свои рычаги. Чтобы добиться успеха, надо только знать, на какие рычаги нажимать. Генри быстро научился ремонтировать часы и некоторое время даже подрабатывал, объезжая окрестные фермы и беря в починку вставшие хронометры. Вторым потрясением стала встреча с локомобилем. Генри с отцом возвращались на телеге из города, когда им встретилась огромная, окутанная паром самоходная машина. Обогнав телегу и испугав лошадей, дымящее и шипящее чудовище промчалось мимо. В этот момент Генри полжизни бы отдал, чтобы быть там, в кабинке шофера.

В 15 лет Г.Форд оставил занятия в школе и ночью пешком, никому ничего не сказав, ушел в Детройт: он ни за что не станет фермером, как того хочет отец.

Успех пришел не сразу

На заводе, куда он устроился, делали вагоны для конки. Здесь он долго не продержался. Форду достаточно было только дотронуться до сломанного механизма, чтобы понять, в чем неисправность. Одаренному новичку стали завидовать другие рабочие. Они делали все, чтобы выжить выскочку с завода, и преуспели в этом – Форд был уволен. Позже Генри устроился на судостроительный завод братьев Флауэр. А по ночам он подрабатывал починкой часов, чтобы было чем платить за комнату.

А Уильям Форд тем временем решил сделать последнюю попытку вернуть сына к фермерскому делу: предложил 40 акров земли с условием, что тот больше никогда в своей жизни не произнесет слово «машина». Неожиданно Генри ответил согласием. Отец остался доволен, сын тоже. Легковерный Уильям и не подозревал, что сын попросту дурачит его. Для Генри этот случай послужил уроком: хочешь стать королем — будь готов солгать.

Женитьба и семейная жизнь

Вскоре Генри Форд задумал жениться. Клара Брайант была моложе его на три года. Они познакомились на сельских танцах. Форд был блестящим танцором и поразил девушку тем, что показал ей свои карманные часы и заявил, что сделал их сам. Их связывало многое — также как и Генри, Клара родилась в семье фермера, не гнушалась никакой работы. Родители девушки — люди набожные и строгие, конечно, не отдали бы ее за молодого человека без гроша за душой, без земли и дома.

Построив наскоро на своем участке уютный домик, Генри поселился в нем с молодой женой. Много лет спустя автомобильный монарх скажет: «Моя жена верила в мой успех еще крепче, чем я. Такой она была всегда». Клара могла часами слушать рассуждения мужа об идее создания самодвижущегося экипажа. На протяжении долгой семейной жизни она всегда умела сохранять элегантный баланс — интересовалась делами мужа, но никогда не вмешивалась в них.

На ферме он придумал молотилку зерна, работающую на бензине. Патент на это изобретение Форд продает Томасу Эдисону, и тот приглашает Генри в свою компанию. Однако и там, на должности главного инженера, Генри по-прежнему больше всего привлекают машины.

Женившись в 1887 году, он проживет вместе с женой всю жизнь. Как-то на вопрос журналистов, хочет ли он прожить еще одну жизнь, Форд ответит так: «Только если можно снова жениться на Кларе».

Придумал свой первый автомобиль

В ноябре 1893 года Клара подарила Форду сына. Мальчика назвали Эдсел. Он был просто одержим идеей создать автомобиль, доступный всем. Форд правильно полагал, что: «сами по себе идеи ценны, но всякая идея в конце концов только идея. Задача в том, чтобы реализовать ее практически».

В том же году в кирпичном сарае позади двухквартирного дома, где он жил с женой Кларой, Форд закончил строительство своего первого экспериментального автомобиля. Изобретатель проработал двое суток без отдыха и сна и в два часа ночи 4 июня пришёл сообщить своей жене, что машина готова и он сейчас собирается её испытать. Названный «Квадрициклом» и весящий всего пятьсот фунтов, автомобиль передвигался на четырёх велосипедных шинах.

Дело жизни

И в том же 1893 году Генри Форд становится главным инженером Эдисоновской компании, специализировавшейся на освещении Детройта, а затем – в 1899 году – главным инженером Детройтской автомобильной компании. Но через некоторое время там стали замечать, что Форд все свои умственные и физические силы тратит на бензиновую тележку, а вовсе не на работу в офисе.

Генри предложили занять руководящую должность с условием, что он бросит свое изобретение. Форд колебался. Доводы разума были таковы: семью надо содержать, сбережений нет — все ушло на постройку тележки. Клара, видя его колебания, сказала, что, как бы Генри Форд ни поступил, она одобрит его решение.

Но Генри остается верен своей идее превратить авто из предмета роскоши в средство передвижения, и, полный надежд на будущее, уходит со службы: «Если у тебя есть энтузиазм, ты можешь совершить все, что угодно. Энтузиазм – это основа любого прогресса».

Но если уж Форд замахнулся превратить миллионы простых пешеходов в гордых владельцев авто, то на выбранном пути ничто не может ему помешать:

«Когда кажется, что весь мир настроен против тебя, помни, что самолёт взлетает против ветра!»

Лучшая в мире реклама

Уволившись, Форд принялся «продавать себя». Он искал состоятельных компаньонов, ведь у самого Генри денег, как таковых, не имелось, и в своем новом предприятии он отводил себе роль поставщика идей. Но идеи эти покупать никто не хотел.

Но разве он сдается? Нет. Форд в очередной раз демонстрирует свой подход к жизненным неудачам, считая их «возможностью начать заново, но уже более мудро». Он полагал, что честная неудача не унизительна, а унизителен страх перед неудачей. С ним трудно не согласиться.

Ведь вряд ли на свете есть человек, у которого все и всегда получается с первого раза. Упорство, решительность и настойчивость – вот качества настоящего борца. «Гораздо чаще люди сдаются, чем терпят поражение», – так считал Генри Форд.

В 1902 году он делает своему автомобилю потрясающую рекламу – за рулем своей машины в автогонках он опережает чемпиона Америки! Ай да Генри! Лучшую пиар-компанию сложно и придумать, а уж Форд, как никто другой, понимает значимость рекламы: «Если бы у меня было 4 доллара, 3 из них я отдал бы на рекламу».

Основал «Форд Мотор Компани». Компания существует и по сей день

«Детройт Автомобайл Компани» просуществовала недолго. «На автомобили не было спроса, как не бывает его ни на один новый товар. Я покинул свой пост, решив больше никогда не занимать зависимого положения», — вспоминал Форд. И снова началась «торговля идеями», поиск компаньонов. Отказы сыпались на него как из рога изобилия, из одной конторы его чуть не вывели силой. Наконец, в 1903 году была зарегистрирована «Форд Мотор Компани».

Генри стал главным управляющим. Будучи сам механиком-самоучкой, Форд охотно нанимал таких же самородков на завод: «Специалисты так умны и опытны, что в точности знают, почему нельзя сделать того-то и того-то, они везде видят пределы и препятствия. Если бы я хотел уничтожить конкурентов, то предоставил бы им полчища специалистов».

Все усилия он бросает на создание универсального автомобиля, простого, надежного и дешевого. В то время идея «машины для всех» была многим не понятна, массовый автомобиль являлся чем-то фантастическим, как сейчас, к примеру, «массовый самолет». Однако все это Генри мало волнует, ведь он верит, что «все можно сделать лучше, чем делалось до сих пор».

В 1905 финансовые партнеры Форда не согласились с его намерением выпускать дешевые автомобили, т.к. спросом пользовались дорогие модели, держатель основного пакета акций Александр Малколмсон продал свою долю Форду, после чего Генри Форд стал обладателем контрольного пакета и президентом компании (был президентом компании в 1905 – 1919 и в 1943 – 1945).

Был неграмотным

Образование, оставлявшее желать лучшего, Генри получил в церковной школе. Уже взрослый Форд, составляя важные договоры, по-прежнему допускал ошибки. Однажды он подаст в суд на газету, обозвавшую его «невежественным», и на обвинение в необразованности ответит: “Если мне … нужно было бы ответить на ваши дурацкие вопросы, мне стоило бы только нажать кнопку в кабинете, и в моем распоряжении появились бы специалисты с ответами”.

Автомобильный король так и не научился за всю свою жизнь читать чертежи: инженеры просто делали для босса деревянный макет и отдавали ему на суд.

Не безграмотность Форд считал недостатком, а нежелание применять ум в жизни: «Самая трудная вещь на свете — это думать своей собственной головой. Вот, наверное, почему так мало людей этим занимаются».

Ford-триумф

Форд упрощает конструкцию автомобиля, стандартизирует его детали и механизмы. Он первый в мире внедряет конвейер в производство машин. Это инновационное решение в мгновение ока выводит его в лидеры автопрома, и оставляет конкурентов далеко позади.

И хотя конвейер использовали в XIX веке и до него, когда мы говорим «конвейер» – подразумеваем именно Генри Форда, человека, который достиг с его помощью своей мечты и небывалого успеха.

Настоящим триумфом Генри Форда стало внедрение модели “Т”, означавшее смену всех ориентиров в концепции автомобилестроения. Он создавал её как скульптор, отсекая всё лишнее, создавал не роскошную игрушку для избранных, а доступный по цене товар для тысяч и тысяч “средних американцев”. Успех превзошёл все ожидания. За годы производства модели “Т” было продано свыше 15 млн. штук автомобилей, легко завоевавших потребительский рынок.

За рулем переделанного в санитарный фургон «Форда-Т» ездил сам Эрнест Хемингуэй.

Продажи «Форда-Т» приносят огромную прибыль, ведь девизом Форда всегда было «дешево и хорошо», а не «дешево и плохо»: Качество – это делать что-либо правильно, даже когда никто не смотрит.

В 1909 году «Форд-Т» стоит 850$, в 1913 году – 550$. В 1914 году компания отмечает выпуск 10-миллионного «Форд-Т». В то время 10% всех автомобилей в мире составляли именно эти машины.

Первым перешел на 8-часовой рабочий день, 6 дневную рабочую неделю и оплачиваемый отпуск

В том же 1914 году Генри Форд решает повысить зарплату рабочим до 5$ в день. Он полагал, что:

«Если вы требуете от кого-нибудь, чтобы он отдал свое время и энергию для дела, то позаботьтесь, чтобы он не испытывал финансовых трудностей».

Наверно, главный секрет Форда кроется не столько в новшествах на производстве, сколько в человечном отношении к ближнему: «Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его и со своей точек зрения».

«Человек, придумавший выходной», дополнительно вознаграждал некурящих и непьющих работников.

Люди выстраивались в очередь, чтобы получить работу у Форда. Он же при подборе персонала оценивал лишь готовность работать:

«Мне всё равно откуда пришёл человек – из тюрьмы Синг-Синга или Гарварда. Мы нанимаем человека, а не историю».

Вопросов с текучестью кадров не возникало, хотя дисциплина на фабрике была жесткой. «Время не любит, когда его тратят впустую», – говорил Форд, не позволяя расслабляться ни себе, ни рабочим. Он был убежден, что: «Только два стимула заставляют людей работать: жажда заработной платы и боязнь ее потерять».

На своем предприятии Форд внедрял принцип “поменьше административного духа в деловой жизни и побольше делового духа в администрации”.

Решив, что бумажное делопроизводство тормозит процесс выпуска машин, Форд на своем заводе – гулять так гулять! – упразднил статистику. В компании Форда отсутствовали производственные совещания, не велась лишняя документация и не было связей между отделами.

«Кто должен быть боссом?» – все равно, что спрашивать: «Кто должен быть тенором в этом квартете?» Конечно, тот, кто может петь тенором», – заявлял г-н Форд, теперь уже полноправный хозяин фирмы.

К началу 1920-х годов Генри Форд продавал машин больше, чем все его конкуренты вместе взятые; из 10 покупаемых в США машин, 7 были его производства. Именно в это время он получает титул «автомобильного короля».

«Автомобильный король»

Форд вкладывает деньги в покупку других заводов, рудников, угольных шахт, и всего того, что требуется для выпуска машин. Таким образом, «владелец заводов, газет, пароходов» создает целую империю, независимую от внешней торговли.

При этом преуспевающий промышленник не зацикливается на долларах, именно ему принадлежит фраза:

«Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, а в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни».

В 1922 году Форд выпускает автобиографическую книгу «Моя жизнь, мои достижения», написанную ярко и образно.

Однако спокойно дожить до пенсии, пожиная плоды прошлых успехов, Генри Форду не дают ни конкуренты, ни покупатели. Продажи самого доступного авто начинают падать.

Создатель «Форда-Т» полагал, что «если однажды купили, то и всегда покупать будут». Однако люди захотели разнообразия, а Форд мог предложить лишь «автомобиль любого цвета, если этот цвет – черный».

Компания General Motors предоставила покупателям разные модели автомобилей, и побила конкурентное преимущество Форда – доступность – продавая машины в кредит.

К 1927 году продажи «Форда-Т» настолько снизились, что Форду угрожало разорение. «Доброжелатели» предвкушали крах бизнесмена, но Форд не сдался и на этот раз. Ведь если вчерашние убеждения себя не оправдали, это лишь повод придумать что-то новое: «Они есть повсюду – эти странные люди, которые не знают, что вчера – это вчера, и которые каждое утро просыпаются с прошлогодними мыслями в голове».

Уверовал в собственную гениальность, что чуть не привело к краху

Новый взгляд на сложившуюся ситуацию – это тот метод решения задач, которому не стоит пылится в багаже современного человека.

На своем примере Форд показал, что позитивное мышление работает и приносит результаты. Если ты уверен, что удача к тебе придет, так оно и будет: «Размышления о будущем, желание сделать больше, приводят ум в такое состояние, когда кажется, что нет ничего невозможного».

Форд приостанавливает производство и распускает почти всех рабочих, а сам работает над созданием очередного автомобиля. В 1927 году он представляет новую модель «Форд-А» (прототип советской «Победы»), выгодно отличающуюся от существующих по техническим характеристикам и внешнему виду.

Форд опять выходит победителем. Он до 30-х годов руководит компанией, а после передает дела своему сыну, но опять возвращается на пост главы фирмы после его смерти в 1943 году.

Единственный американец, упоминающийся в легендарной книге «Майн кампф»

Выходец из семьи ирландских иммигрантов, Форд, пожалуй, был одним из самых преуспевающих антисемитов планеты. По крайней мере, из тех, кто не считал нужным скрывать подобные взгляды.

С 1918 года на деньги промышленника издавалась газета The Dearborn Independent, в которой, помимо всего прочего, публиковались антисемитские материалы, включая одну из самых знаменитых фальшивок подобного рода — «Протоколы сионских мудрецов».

Авторитет Форда был велик, но гнев еврейской диаспоры не меньше. Ее активистам удалось организовать массовый бойкот продукции «Форд моторс». Кроме того, с открытым письмом с осуждением взглядов Форда выступили более сотни видных американцев. Промышленнику в итоге пришлось извиняться за публикацию подобных материалов.

В 1920 году публикует скандальную книгу «Международное еврейство».

Однако трактаты, опубликованные Фордом, уже нашли своих читателей. Среди них был и будущий вождь Третьего Рейха Адольф Гитлер. В «Майн кампф» единственным американцем, которого упомянет автор, окажется отец-основатель «Форд моторс»: «Каждый год дает им все больше и больше контроля над производителями 120-миллионной нации; лишь один великий человек, Форд, вызывает у них ненависть тем, что сохраняет полную независимость».

Адольф Гитлер: «Я считаю Генри Форда своим вдохновителем»

Симпатия оказалась сильной и обоюдной — Генри Форду импонировал глава НСДАП. По утверждению некоторых исследователей, американец стал оказывать финансовую помощь нацистам задолго до того, как Гитлер и его последователи пришли к власти.

В начале 1930-х годов в США Гитлера считали хоть и радикальным, но вполне «рукопожатным» персонажем. В 1931 года американская журналистка из издания The Detroit News брала интервью у Гитлера и обратила внимание на портрет Генри Форда, висевший в кабинете у фюрера. Поинтересовавшись отношением Гитлера к главе «Форд моторс», репортер услышала в ответ: «Я считаю Генри Форда своим вдохновителем».

С приходом Гитлера к власти в Германии между ним и Фордом установились как дружеские, так и деловые связи. По самым скромным подсчетам, вложения Форда в германскую экономику накануне Второй мировой войны составили боле 17 миллионов долларов. По словам американского военного историка Генри Шнейдера, Форд помогал немцам в получении каучука, жизненно необходимого для германской промышленности. Немецкий филиал «Форд моторс» занимался производством автомобилей, которые использовались для нужд вермахта. Производство тяжелых грузовиков по заказу гитлеровской армии в 1940-х годах шло на немецком заводе компании «Форд», хотя формально отец —основатель компании не имел к этому предприятию отношения.

Кому война, а кому – мать родная

Еще более интересная ситуация сложилась с французским филиалом Форда. После 1940 года оно оказалось на оккупированной немцами, но не свернуло производство.

Авиационные двигатели, грузовые и легковые автомобили — все это отправлялось на вооружение немецкой армии. Доходило до полного абсурда — к примеру, в 1942 году американские предприятия Форда в рамках ленд-лиза собирали автомашины для нужд Красной Армии, и в это же время такие же автомобили шли на Восточный фронт, пополняя механизированные части вермахта.

Не скрывал, что использовал труд заключенных концлагерей

В 2003 году журналист и исследователь Холокоста Макс Уоллес выпустил книгу «Американская ось: Генри Форд, Чарльз Линдберг и восход Третьего рейха», в которой он привел документы, свидетельствующие о тесной связи с нацистами не только Генри Форда, но и его сына Эдсела, являвшегося на тот момент непосредственным руководителем «Форд моторс». При этом Уоллес указывает на то, что труд заключенных из концлагерей на европейских предприятиях семьи Форда использовался еще до формального перехода заводов под контроль нацистов.

Интересна реакция компании на книгу Уоллеса. Представитель «Форд моторс» заявил: «Мы думаем, в ней нет ничего нового о деятельности Генри Форда. Он был замечательным новатором, но и человеком, допускавшим ошибки».

В 1938 году, к 75-летию Генри Форда, «друг Адольф» удостоил промышленника Ордена Заслуг германского орла — высшей награды Третьего Рейха для иностранцев. Когда немецкий консул вручал гитлеровскую награду Форду, создатель автоиндустрии не скрывал своего восторга.

В 1945 году, когда Гитлер свел счеты с жизнью в берлинском бункере, Генри Форд окончательно отошел от дел, передав пост президента внуку, 28-летнему Генри Форду II.

Молодой наследник стал энергично разгребать завалы, оставленные дедом и отцом, предотвратив маячившее на горизонте банкротство. Генри-младший был далек от взглядов дедушки и приложил немало усилий, чтобы поправить репутацию компании. И надо сказать, что в этом он преуспел.

Генри Форд-старший умер в апреле 1947 года, в возрасте 83 лет. На 2018 год его компания вошла в тройку самых продаваемых марок автомобилей в мире.

Генри Форд, воплотивший «американскую мечту», видел свою миссию в том, чтобы улучшить быт людей, ведь для него автомобили были не только машинами, но большим – источником радостей. И когда журналисты спрашивали его, чего может желать такой богатый человек, Форд отвечал им так:

“Я хотел бы улучшить мир тем, что в нем живу”.

В ноябре выйдет фильм «Форд против Феррари»

Сюжет повествует о группе американских инженеров и дизайнеров. В 1960-х под руководством конструктора Кэрролла Шелби и при поддержке британского гонщика Кена Майлса они должны были с нуля сделать абсолютно новый спорткар, способный опередить «Феррари» — непобедимого чемпиона 24-часовой гонки на выносливость Ле-Ман.

Все дружно идем, потому что бюджет фильма составит 100 миллионов долларов, а в главных ролях Мэтт Деймон и Кристиан Бэйл. Оба лауреаты премий «Оскар» и «Золотой глобус».

Когда такие именитые актеры играли и столько денег выделяли на фильм про автоспорт? (никогда)

Интересные факты

Генри Форда можно считать первым автомобилистом в нашем мире- именно он совершал первые поездки на своей «бензиновой тележке» по Детройту уже в 1895 году. Стоит отметить, что в то время в Америке уже существовали самоходные коляски, движимые паровыми двигателями, а в Европе были бензиновые аналоги тележки Форда, но Генри Форд был первым человеком, использовавшим эту «прапрабабушку» автомобиля для повседневных поездок.

Более того, Генри Форд- первый житель нашей планеты, получивший настоящие водительские права. «…у меня неоднократно возникали проблемы с полицией. Почему, сказать сейчас затрудняюсь, насколько мне известно, тогда не существовало никаких законов относительно ограничений скорости. В любом случае, я вынужден был просить особого разрешения у мэра. Какое-то время являлся единственным человеком в Америке, имеющим водительские права» — Генри Форд, «Моя жизнь, мои достижения».

Генри Форд первый человек, применивший на своих заводах конвейерную сборку, что позволило в 5-10 (!) раз ускорить процесс производства автомобилей. Также этот великий механик первым додумался поднять рабочую область на уровень талии человека, а также использовать подвесные транспортные системы (в виде цепей и крюков над конвейером) для перемещения тяжелых деталей.

Возможно, вы не знали, но советские автомобили ГАЗ на заре своей эпохи- копии разработок Форда. Генри Форд заключил контракт с руководством СССР, в соответствии с которым: а) в СССР строился автомобильный завод с применением достижений Генри Форда, в дальнейшим призванный выпускать автомобили по его чертежам, а советские рабочие отправлялись на детройтские заводы в США для прохождения стажировки; б) СССР подписывал многомиллионный контракт на поставку автомобилей и тракторов марки Ford. Этот факт от простых людей скрывался, как и многие другие в то время.

Форд был буквально помешан на диете и здоровом образе жизни. Был филантропом.

Источники: раз, два, три, четыре.

Trojden | Западная Европа и США в 1924—1929 гг.: Космач Г. А.

Вспомните: Каково было экономическое положение ведущих стран Запада после Первой мировой войны? Что такое монополия?

Социально-экономическое развитие. С конца 1923 г. в большинстве стран Запада начался экономический подъем, продолжавшийся до 1929 г. Это время вошло в историю как период относительной стабилизации индустриального общества (капитализма). К 1929 г. в основном был достигнут, а в ряде отраслей превзойден довоенный уровень экономики. Значительно улучшилось социальное положение основной массы населения в развитых странах Запада, особенно в США. Причинами роста экономики стали окончание периода послевоенной разрухи и кризиса, спад революционного движения и социальных конфликтов, новые явления в экономической и социальной жизни. К ним относились, прежде всего, высокая концентрация производства и капитала, рационализация экономики, внедрение в производство новых достижений науки и техники, удовлетворение «отложенного» в годы Первой мировой войны спроса населения на товары, социальное партнерство и патернализм — особые, «отеческие» отношения между предпринимателями и наемными работниками.

В период относительной стабилизации капитализма в ведущих странах Запада возникли или укрепились крупные монополии мирового значения: Стальные тресты в Германии и США, химический концерн «И. Г. Фарбениндустри» (Германия) и английский Имперский химический трест, электротехнические компании «Дженерал электрик» (США) и «Всеобщая компания электричества» (Германия), американские автомобильные концерны «Форд» и «Дженерал моторе», немецкий концерн «Даймлер-Бенц» и др. Для них были наиболее характерны концентрация и централизация производства и капитала. Они применяли новейшие технологии и разработки в сфере рационализации труда и производства.

Наиболее ярким примером этого процесса стала рационализация производственной деятельности на автомобильных заводах Г. Форда. Он широко применил конвейер, новое разделение труда, чтобы резко увеличить выпуск автомобилей «Форд». Ставка была сделана на стандартизацию производства, массовый выпуск дешевых автомашин, повышение зарплаты, улучшение условий труда рабочих и социальное партнерство. Форд ввел 8-часовой рабочий день и в два раза повысил заработную плату (с 2,5 до 5 долларов в день). К 1927 г. было произведено 10 млн автомобилей знаменитой фордовской марки «Модель Т». Стоимость одного автомобиля составляла 290 долларов, что соответствовало 1/10 части годового дохода средней американской семьи. Это был первый «народный автомобиль» в мире. Тогда в США стал популярным лозунг «Форд победил Маркса». К 1929 г. в США имелось 26,5 млн автомашин — намного больше, чем во всех остальных странах мира.

Серийное производство автомобилей на конвейере завода Г. Форда. 1920-е гг.

В 1924—1929 гг. США стали наиболее экономически развитым государством мира. Они производили 48 % мировой (без СССР) промышленной продукции, на 10 % больше, чем Англия, Франция, Германия, Италия и Япония, вместе взятые. В США наиболее быстро развивались новейшие отрасли экономики: электротехническая, химическая, авиационная, нефтяная промышленность, автомобилестроение, киноиндустрия, радиопромышленность.

Страны Западной Европы отставали по темпам экономического развития от США, однако и они достигли высокого уровня производства и улучшения социального положения народных масс. По росту промышленного производства (5 % в год) Франция опережала Англию и Германию. Концентрация производства и капитала, рационализация производственных и трудовых отношений были характерны для крупнейших монополий Франции — «Комите де Форж» (металлургия), «Сен-Гобен» (химическая промышленность) и др. Но ведущую роль в экономике страны по-прежнему играли французские банки. Доход от продажи ценных бумаг и капиталовложений в три раза превышал доходы от промышленности, что говорило о том, что французский капитал сохранил свой ростовщический характер.

В 1920-х гг. значительно улучшилось положение рабочих и служащих, были увеличены зарплаты, введены пособия для безработных, пенсии для низкооплачиваемых рабочих и служащих, а также пособия по болезни, инвалидности и беременности.

В результате инфляции в Германии банкноты потеряли ценность настолько, что их использовали дети для своих игр. 1923 г.

В Германии в конце 1923 г. наблюдалась самая высокая в Европе инфляция, когда 1 доллар стоил 4,2 биллиона марок. Цена килограмма хлеба достигла 339 млрд марок. Только с помощью чрезвычайных мер и кредитов западных стран финансовая система страны в начале 1924 г. была в основном стабилизирована. Но ее экономика была обременена выплатой репараций и займов, сельское хозяйство находилось на грани кризиса. Сохранялась массовая безработица, частыми были забастовки и другие социальные конфликты.

Англия утратила свои ведущие экономические позиции в мире. Вместе с тем в целом английская экономика развивалась довольно быстрыми темпами. Отставали в своем развитии только «старые отрасли», особенно угледобывающая промышленность. Социальное положение английских трудящихся значительно улучшилось.

Внутриполитическое развитие. Наиболее характерными явлениями политической жизни стран Запада в 1924—1929 гг. стала демократизация общественных отношений, спад революционного движения и установление относительной политической стабильности. В ведущих государствах Запада укрепилась парламентская демократия, была усовершенствована избирательная система, впервые в избирательных кампаниях активное участие принимали женщины.

В США сохранялась традиционная двухпартийная система. В 1924—1929 гг. в стране правили республиканцы. В 1924 г. к власти пришла администрация президента К. Кулиджа. Она выступала за курс «твердого индивидуализма», то есть за развитие рыночных отношений и против вмешательства государства в экономику. Республиканцы заявляли о том, что наступила эра американского процветания и американской исключительности, время исполнения «американской мечты». Они проводили политику в интересах крупного капитала, вместе с тем поощрялось развитие мелкого и среднего бизнеса. В политической жизни страны возросло влияние реакционных организаций и религиозного фундаментализма. В ряде штатов было запрещено преподавание революционной теории Ч. Дарвина, которое считалось уголовным преступлением. В Дейтоне, штат Теннеси, в 1927 г. состоялся знаменитый на весь мир «обезьяний процесс». Молодой школьный учитель Д. Скопе был осужден за приверженность учению Дарвина. Правящие круги стремились подавить или ограничить рабочее и демократическое движение. Символом этого стал многолетний процесс против рабочих — выходцев из Италии Н. Сакко и Б. Ванцетти. Несмотря на международную кампанию против несправедливого приговора, в августе 1927 г. они были казнены на электрическом стуле. В ноябре 1928 г. выборы в конгресс вновь выиграли республиканцы. Их кандидат в президенты Г. Гувер использовал привлекательные для избирателей лозунги: «Наши слова — в наших делах», «Курица в каждой кастрюле и автомобиль в каждом гараже», «Бесконечное процветание».

В январе 1929 г. Г. Гувер стал очередным президентом США.

В Англии произошло изменение в двухпартийном правлении либералов и консерваторов. В январе 1924 г. впервые в истории страны было сформировано лейбористское правительство во главе с Р. Макдональдом. Однако правление лейбористов было недолгим, и в конце 1924 г. к власти пришли консерваторы. Для дискредитации лейбористов они использовали так называемое «письмо Коминтерна», или «письмо Зиновьева», в котором содержался план вооруженного восстания в Англии во главе с коммунистами. Впоследствии выяснилось, что письмо было фальшивкой, однако оно сыграло свою роль в победе консерваторов на выборах. Но лейбористская партия не утратила своего влияния в стране и в июне 1929 г. вновь пришла к власти. Наиболее крупным социально-политическим событием в Великобритании стала всеобщая забастовка рабочих в мае 1926 г. Забастовка вынудила правящие круги пойти на социальное партнерство с рабочими.

Во Франции в 1924 г. к власти пришел Левый блок, состоявший из радикалов и социалистов.

Он провел некоторые прогрессивные реформы, однако потерпел поражение на выборах 1926 г. Коалиционное правительство сформировали правые партии, представлявшие политический блок «Национальное единение».

Характерной чертой политического развития Германии в 1924—1929 гг. явилось возрастание роли правых политических партий. Сдвиг вправо в политической жизни выразился в участии в правительствах правоконсервативной Немецкой национальной народной партии в 1925 и 1927—1928 гг. и в избрании в апреле 1925 г. президентом республики реваншиста и милитариста П. фон Гинденбурга. Правящие круги вели активную борьбу против рабочего и демократического движения. Одним из ярких проявлений этой борьбы стал референдум по вопросу о безвозмездной конфискации имущества князей в 1926 г. В ходе подготовки и проведения референдума сложился единый блок рабочих партий (СДПГ и КПГ) и демократических организаций. Более 36 % избирателей проголосовали за этот блок. В конце 1920-х гг. обострились отношения между социал-демократами и коммунистами.

Этому способствовали ошибочные установки Коминтерна о том, что рабоче-крестьянское правительство является синонимом диктатуры пролетариата, а единый рабочий фронт следует организовывать только «снизу», не идя на переговоры с руководством социал-демократов. Еще больший вред единству рабочего класса нанесли теория «социал-фашизма» и тактика «класс против класса». Коминтерн и ультралевые группы коммунистов предложили считать социал-демократию частью класса буржуазии, а СДПГ — левым крылом фашизма (социал-фашизмом). Это ослабило веймарскую демократию и в конечном итоге способствовало приходу к власти НСДАП.

В Италии в 1924—1925 гг. в результате политического кризиса, связанного с убийством социалиста Д. Маттеотти, произошло укрепление фашистского режима. После кризиса серия чрезвычайных законов и массовый террор против оппозиции привели к сосредоточению власти в руках Б. Муссолини и Большого фашистского совета.

В феврале 1929 г. между Италией и Ватиканом (во главе с Папой Римским) были подписаны Латеранские соглашения, в соответствии с которыми Италия признала государство Ватикан, расположенное на территории Рима. Ватикан, в свою очередь, признал итальянское фашистское государство. Составной частью Латеранских соглашений являлся Конкордат (соглашение), по которому католическая церковь получила преобладающее влияние в школе и в сфере брачно-семейного законодательства.

Международные отношения. Ввод французских и бельгийских войск в Рурскую область в начале 1923 г. из-за отказа Германии соблюдать условия выплаты репараций привел к осложнению международных отношений в Европе. В 1923 г. Рурский кризис обострил репарационную проблему и значительно ухудшил социально-экономическое положение Германии. Для того чтобы сделать Германию платежеспособной и найти новые пути решения репарационного вопроса, Англия и США добились в 1924 г. созыва Лондонской конференции, на которой был утвержден план по выплате репараций, разработанный под руководством Ч. Дауэса (США). Германия получала займ в 800 млн золотых марок и гарантии стабильности немецкой валюты. Источниками выплаты репараций стали госбюджет, прибыли немецких железных дорог и предприятий. С 1928 г. Германия должна была выплачивать 2,5 млрд марок ежегодно. В целом план оказался выгодным для Германии и США. Германия с его помощью восстанавливала экономику, а европейские государства за счет репараций выплачивали свои военные долги США.

Продолжением плана Дауэса в политической области стали Локарнские соглашения. В октябре 1925 г. в Локарно состоялась конференция западных держав. Основным договором, который они подписали, стал Рейнский гарантийный пакт. Франция и Бельгия обязались соблюдать западные границы Германии и статус Рейнской демилитаризованной зоны. Англия и Италия гарантировали условия Рейнского пакта и других соглашений. Локарнские договоры означали признание равноправия Германии со странами, победившими в Первой мировой войне. Результатом Локарно стало также вступление Германии в Лигу Наций в 1926 г. и предоставление ей места постоянного члена в Совете Лиги. План Дауэса и Локарнские соглашения означали ослабление позиций Франции в Европе.

Г. Штреземан, О. Чемберлен и А. Бриан (слева направо) во время переговоров в Локарно. Октябрь 1925 г.

В августе 1929 г. на конференции в Гааге был принят новый репарационный план — тан Юнга (США). Согласно плану для Германии была установлена новая сумма репараций в 113,9 млрд марок.

До 1989 г. Германия обязывалась выплачивать 2 млрд марок ежегодно. По плану Юнга иностранный контроль над финансами Германии был отменен.

В 1925—1927 гг. в Лиге Наций между европейскими державами происходили переговоры по разоружению. В 1927 г. министр иностранных дел Франции А. Бриан предложил госсекретарю США Ф. Келлогу заключить договор об отказе от войны как средства национальной политики. В августе 1928 г. в Париже состоялось подписание пакта Бриана — Келлога. Вскоре к нему присоединился СССР Пакт способствовал стабилизации международных отношений в мире.

1. Охарактеризуйте социально-экономическое развитие ведущих стран Запада в 1924—1929 гг. Какие факторы содействовали росту экономики? Какая из стран Запада развивалась наиболее быстрыми темпами? Что этому способствовало?

2. Какие процессы характеризовали внутриполитическое развитое стран Запада в 1924—1929 гг.? Что содействовало укреплению Германии на международной арене в этот период? Приведите факты.

3. Как складывались отношения менаду социал-демократами и коммунистами в конце 1920-х гг.? Какую опасность несли теория «социал-фашизма» и тактика «класс против класса», предложенные Коминтерном?

4. Сравните политическое и экономическое развитие побежденных стран и стран-победительниц в 1924—1929 гг. Можно ли проследить в них сходные процессы?

5. Как решался вопрос о репарациях Германии? Почему в 1924—1929 гг. он пересматривался два раза?

6. 1920-е гг. вошли в историю международных отношений как «эpa пацифизма». Приведите факты, подтверждающие этот вывод. Существовали ли в это время политические силы, выступающие против мирного развития международных отношений? Используйте дополнительные источники исторической информации.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Рурский кризис. Отказ от государственного регулирования и переход к либерализации рыночных отношений, непомерные социальные расходы вынудили правительство веймарской коалиции стать на путь увеличения налогов и дополнительной эмиссии ценных бумаг и денег. Количество банкнот в обращении увеличилось с 46 млрд в 1919 г. до 92 млрд в 1920 г. В таких условиях выполнение репарационных обязательств стало для правительства одной из основных проблем.

В ответ на отказ Германии выплачивать репарации и выполнять другие международные соглашения французские и бельгийские войска в январе 1923 г. начали оккупацию Рурского бассейна. В результате было занято около 7% послевоенной территории Германии, где добывалось 72 % угля и производилось более 50 % чугуна и стали. В Рурской области начались массовые акции гражданского неповиновения и более половины 12-миллионного населения полностью перешло на государственное обеспечение. Это привело к дальнейшему обесцениванию марки и поставило Германию на грань экономической катастрофы.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

Генри Форд (1863—1947), американский инженер, промышленник, изобретатель, один из основателей автомобильной промышленности США. Прошел путь от ученика механика до владельца крупнейшей в Америке автомобильной компании «Форд мотор компани». На принадлежащих ему заводах широко внедрял стандартизацию и ввел конвейерную сборку. Он первым установил на своих предприятиях минимальный уровень заработной платы и 8-часовой рабочий день. Свои представления об организации труда и производства изложил в книгах «Моя жизнь, мои достижения» (1922), «Сегодня и завтра» (1926), «Движение вперед» (1930).

Пауль фон Гинденбург (1847—1934), германский военный и государственный деятель, генерал-фельдмаршал (1914). В ходе Ноябрьской революции выступал против подписания Версальского договора и за подавление выступлений рабочих. В 1925 г. был избран президентом Веймарской республики. Поддерживал военно-монархические и фашистские организации, способствовал возрождению германского военного потенциала и восстановлению военной мощи Германии. 30 января 1933 г. передал власть в руки фашистов, поручив А. Гитлеру формирование правительства.

ЖИВАЯ ИСТОРИЯ

Из книги Г. Форда «Моя жизнь, мои достижения»

Первый успех в сборке состоял в том, что мы стали доставлять работу к рабочим, а не наоборот. Ныне мы следуем двум… серьезным общим принципам при всех работах — заставлять рабочего по возможности не делать никогда больше одного шага и никогда не допускать, чтобы ему приходилось при работе наклоняться вперед или в стороны…

Приблизительно 1 апреля 1913 г. мы произвели наш первый опыт со сборочным путем… Опыты производятся у нас сначала в небольшом масштабе. Если мы открываем лучший рабочий метод, мы не рассуждая приступаем… к основательным изменениям, но мы должны… безусловно убедиться в том, что новый метод действительно наилучший…



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница