Форд кто изобрел: Генри Форд — изобретатель конвейера? — Look At Me

Генри Форд не создавал конвейер: разрушаем популярный миф

  • 20.03.2020
  • /
  • Полезное, Как это устроено
  • /
  • Яков Фрудгарт

Предыстория


Генри Форд, безусловно, является одним из самых знаменитых людей мира, и сложно найти человека, который ничего не знает о нем. Генри знаменит тем, что умудрился сделать доступный для широких масс автомобиль, тем самым подстегнув автомобильную промышленность к бурному развитию. В честь этого человека даже был назван один экономический термин – «фордизм». Термин обозначает новую организацию поточного производства, которая стала возможной при помощи сборочного конвейера.

На самом же деле, Форд собрал первый автомобиль ручным способом, как и все производители того времени.

До этого в сборочном цеху устанавливали в ряд шасси, вокруг каждого из которых суетилась бригада из нескольких рабочих — она то устанавливала двигатели, то собирала кузов, то подтаскивала крылья, колеса, коробки с болтами, самостоятельно собирая машину снизу доверху. Себестоимость автомобилей, собранных ручным способом была высока, и поэтому только богатые люди в то время могли позволить себе купить машину.

Как возникло конвейерное производство

Первый шаг к конвейерному производству сделала компания Oldsmobile, которая появилась в 1901 году. Именно этих ребят можно считать изобретателями современного конвейера — все детали и узлы перевозились на тележках от одного рабочего к другому, что позволило увеличить выпуск автомобилей с 400 до 5000 в год. Форд подключил все свои ресурсы для того, чтобы обогнать владельца Oldsmobile Рэнсома Олдса и усовершенствовал систему.

Есть легенда, что идею автомобильного конвейера фабрикант подсмотрел на чикагских скотобойнях — именно там туши, подвешенные на цепях, двигались между «станциями», и именно там мясники отделяли куски туш, не теряя времени на переходы от одного места к другому.

В 1910 году Генри построил завод в Хайленд-парке, на котором начал готовиться к эксперименту по внедрению сборочного конвейера, а уже в 1913 году он запустил «пилотный» проект.

Самая первая конвейерная линия Форда использовалась для сборки генераторов. Процесс был разбит на 29 операций, которые выполняли разные рабочие, и это сократило время сборки узла с 20 до 13 минут. А со временем количество операций выросло до 84, при этом время сборки составляло 5 минут.

Постепенно правила разбивки на операции распространились на весь двигатель, а потом и на шасси. Сократив время на производство автомобиля и различные издержки, Генри Форд снизил и цену автомобиля. Как следствие, личная машина стала доступна среднему классу, который прежде мог об этом только мечтать. «Модель Т» вначале стоила 800 долларов, потом 600, а во второй половине 1920-х годов ее стоимость снизилась до 345 долларов, при этом изготавливалась она менее, чем за два часа.

Отметим, что по мере снижения цены стремительно увеличивались и продажи. Всего было выпущено около 15 миллионов таких машин.

Предшественники

Безусловно, изобретение Форда стало локомотивом промышленной революции двадцатого века, но он был далеко не первым пользователем конвейера. Генри просто смог успешно адаптировать всемирно значимое изобретение. Отметим, что первые конвейеры были известны ещё несколько тысяч лет назад, и применялись в Китае и Египте для непрерывного орошения полей.

Первый же роликовый конвейер был сделан Хаймлом Годдаром в 1908 году, и именно этот тип конвейером стал широко применяться в автомобильной промышленности. Сам принцип соединения рабочих мест движущейся лентой позволил автомобилю «обрастать» деталями, которые устанавливали рабочие: кто — коробку передач, кто — двигатель, кто — колёса или фары. И так, в конце пути на конвейере стоял уже полностью готовый автомобиль. Нужно сказать, что этот принцип и по сей день соблюдается и используется на большинстве предприятий мира.

Не только конвейер
Безусловно, потоковая сборка автомобиля существенно помогла конвейеру попасть в широкие массы, но кроме этого Генри Форд знаменит тем, что начал платить рабочим по 5 долларов в день — это было значительно больше, чем в среднем по отрасли. Он же сократил рабочий день до 8 часов, а еще предоставил своим рабочим 2 выходных дня. В итоге, один узел доработанный гениальным специалистом, немного уважения к наёмным рабочим, и Генри Форд стал человеком, который навсегда вошел в историю.


История науки: бездушная лента – Индикатор

Как конвейеры заработали в средневековой Венеции, чему американские инженеры научились на скотобойне и как Генри Форд дегуманизировал своих рабочих — в годовщину запуска первой конвейерной ленты рассказывает Indicator.Ru.

1 декабря 1913 года, на заводе американского промышленника Генри Форда была запущена первая в мире линия конвейерной сборки. Эта инновация позволила Форду сократить время, необходимое для сборки целого автомобиля, с 12 часов до двух с половиной.

Автомобили в Америке начала ХХ века выпускали многие фирмы, но именно Генри Форд поставил перед собой цель «посадить всю страну на колеса» — создать массовый автомобиль для среднего класса. Такой машиной стала Model T, впервые запущенная в производство в 1908 году.

Но исходной ценой (850$, примерно 22000$ по нынешнему курсу) Форд был недоволен и упорно старался снизить себестоимость. Ради этого он открыл новый завод в Хайленд-Парк (Мичиган) и начал эксперименты с технологиями производства.

Главным его достижением стало объединение двух технологических идей. С одной стороны, это конвейерная лента, прообразы которой инженеры Форда «подсмотрели» на элеваторах и скотобойнях Среднего Запада — на последних шла конвейерная «разборка» туш. С другой стороны, Форд воспользовался советами Фредерика Тэйлора — основоположника научной организации труда, для которого различия в уровне интеллекта, работоспособности и мотивации рабочих были досадным препятствием.

Тейлор и Форд считали работников «винтиками» производственного процесса: всю сборку автомобиля они разделили на 84 простейшие операции, которые можно было выполнять, не отходя от конвейера и не «включая мозг». Впрочем, сокращенный с девяти до восьми часов рабочий день и прибавки к зарплате отчасти компенсировали рабочим Форда эту дегуманизацию.

Кроме того, Форд сделал большинство деталей и узлов Model T унифицированными и наладил их массовую штамповку на станках. Он также организовал быструю доставку частей к месту сборки (чтобы избавить стоявших у конвейера от необходимости отлучаться). 1 декабря рама автомобиля опустилась на конвейерную ленту и начала двигаться — со скоростью 1,8 метра в минуту (со временем ее увеличивали). По мере прохождения 140 рабочих устанавливали на раму нужные детали.

Результаты не заставили себя ждать: если в 1912 году Форд выпустил 82388 автомобилей этой модели по цене в 600$, то в 1916 — 585388 по цене 360$ за штуку. Этот феноменальный успех заставил и других промышленников по всему миру перейти к конвейерному производству.

Любопытно: вопреки распространенному мнению, Форд не изобрел конвейерное производство. Еще в XII веке мастера венецианского Арсенала строили корабли, пуская их вниз по каналу: на каждой остановке судно оснащалось новыми деталями. Этот метод позволил Арсеналу повысить скорость строительство до одного корабля в день!

Идея взаимозаменяемых унифицированных запасных частей пришла в XIX веке в первую очередь в голову оружейников. Но в массовом производстве ее реализовал известный американский изобретатель Эли Уитни: в 1798 году он заключил с правительством США контракт об изготовлении десятков тысяч мушкетов из стандартных деталей.

Наконец, даже в автомобильной промышленности способ конвейерного производства впервые был запатентован Рэнсомом Илаем Олдсом в начале XX века. Уже с 1901 года по его методу производился «Олдсмобил» модели Curved Dash. Рутинные, повторяющиеся действия, зафиксированные для каждой задачи рабочие места у конвейера, автоматическая доставка нужных деталей — все эти элементы запатентовал уже Олдс. По сути, инновацией Форда была лишь бегущая лента (которую он видел на скотобойнях), но отцом конвейерного производства считается именно он.

И коротко о будущем: с 1960-х годов людей в автомобильном производстве уверенно вытесняют роботы. Например, в 1969 году американский инженер Виктор Шейнман создает манипулятор «Стэнфордская рука», способный выполнять конвейерную сборку. В современной промышленной робототехнике основной упор делается на разработку дешевых роботов, способных работать под руководством и в тесном контакте с людьми. Видимо, что именно машины наконец смогут воплотить тот идеал рабочего, который создали Тейлор и Форд.

Что еще изобрел Генри Форд?

Изобретательность Генри Форда, широко известного как отец конвейера, на этом не закончилась. Имея более 50 патентов только на автозапчасти и системы, он был настоящим пионером автомобильной промышленности.

Нажмите на номер патента, чтобы увидеть оригиналы документов Патент №
Щелкните для просмотра Правопреемник Описание Дата подачи заявки Выпуск
Дата Изобретатель

1005186 Генри Форд Механизм трансмиссии 12. 08.1909 10.10.1911 Генри Форд 1012620 Генри Форд Автомобиль 01.09.1906 26.12.1911 Генри Форд 1036480 Генри Форд Тяговый двигатель 24.05.1909 20.08.1912 Генри Форд 1044038 Генри Форд Пружинная подвеска 13.10.1911 12.11.1912 Генри Форд 1075557 Генри Форд Автомобильная промышленность 21.07.1909 14.10.1913 Генри Форд 1078042 Генри Форд Механизм управления автомобилем 04.12.1909
11.11.1913 Генри Форд 1372414 Генри Форд Конструкция вентилятора 10.07.1918 22.03.1921 Генри Форд 1375956 Генри Форд Муфта 15. 04.1918 26.04.1921 Генри Форд 1377331 Генри Форд Устройство блокировки переключения передач 10.07.1918 10.05.1921 Генри Форд 1377674 Генри Форд Передний мост в сборе 15.04.1918 10.05.1921 Генри Форд 1395913 Генри Форд Конструкция ступицы 15.04.1918 01.11.1921 Генри Форд 1430367
Генри Форд Конструкция заднего моста 10.07.1918 26.09.1922 Генри Форд 1466500 Генри Форд Очиститель воздуха и фильтр 17.07.1918 28.08.1923 Генри Форд 1467478 Форд Мотор Ко Металлическое автомобильное колесо 02.09.1920 11. 09.1923 Чарльз Дж. У. Хейс 1502240 Генри Форд Локомотивная электростанция 03.01.1922 22.07.1924 Генри Форд 1502241 Генри Форд Железнодорожный вагон Грузовик 08.07.1922 22.07.1924 Генри Форд 1503454 Генри Форд Автомобильный железнодорожный вагон
13.05.1921 29.07.1924 Генри Форд 1508387 Форд Мотор Ко Метод формирования зубчатых колес 19.11.1923 16.09.1924 Джон Дж. Финдлейтер 1515246 Генри Форд Поршневое кольцо 28.09.1919 11.11.1924 Генри Форд 1517418 Генри Форд Устройство наклона больничной койки 23.07.1921 02. 12.1924 Генри Форд 1529021 Генри Форд Механизм трансмиссии 08.07.1922 10.03.1925 Генри Форд 1543377 Генри Форд Распределитель зажигания 27.09.1924 23.06.1925
Генри Форд 1552689 Генри Форд Строительство транспортных средств 15.06.1922 08.09.1925 Генри Форд 1554997 Генри Форд Метод формирования клапанов для двигателей 12.01.1924 29.09.1925 Генри Форд 1557575 Генри Форд Тормоз 31.05.1924 20.10.1925 Генри Форд 1569081 Генри Форд Шкив для тракторов 26.03.1919 12.01.1926 Генри Форд 1588722 Генри Форд Контактный блок или сборка 19. 12.1919 15.06.1926 Генри Форд 1598856 Генри Форд
Охлаждение двигателей внутреннего сгорания 02.08.1920 07.09.1926 Генри Форд 1602021 Генри Форд Привод 05.09.1923 05.09.1926 Генри Форд 1621007 Генри Форд Способ изготовления корпуса оси 06.07.1925 15.03.1927 Генри Форд 1624229 Генри Форд Конструкция коллектора 02.08.1920 12.04.1927 Генри Форд 1629493 Генри Форд Конструкция кузова автомобиля 18.08.1926 24.05.1927 Генри Форд 1631316 Генри Форд Насос 01.06.1926 07.06.1927 Генри Форд 1633890 Генри Форд Редуктор рулевого механизма 01. 06.1926 28.06.1927 Генри Форд 1638118 Генри Форд Звукоизоляция зубчатых механизмов 22.04.1926 09.08.1927 Генри Форд 1639333 Генри Форд Взрывной двигатель 02.08.1920 16.08.1927 Генри Форд 1639334 Генри Форд Кривошипно-шатунный механизм 25.05.1921 16.08.1927 Генри Форд 1640118 Генри Форд Клапанный механизм 22.04.1926 23.08.1927 Генри Форд 1657858 Генри Форд Механизм трансмиссии 05.05.1926 31.01.1928 Генри Форд 1665258 Генри Форд Тормозной компенсатор 14.10.1926 10.04.1928 Генри Форд 1667202 Генри Форд Способ изготовления поршней 22. 04.1926 24.04.1928 Генри Форд 1674006 Генри Форд Вспомогательная трансмиссия 10.05.1926 19.06.1928 Генри Форд 1677118 Генри Форд Фильтрующая сетка для топлива 14.02.1927 10.07.1928 Генри Форд 1677279 Генри Форд Комбинированная приборная панель 14.02.1927 17.07.1928 Генри Форд 1692932 Генри Форд Конструкция корпуса заднего моста 18.08.1927 27.11.1928 Генри Форд 1696347 Генри Форд Указатель уровня жидкости 18.08.1925 25.12.1928 Генри Форд 1701843 Генри Форд Метод сварки проволочных колес 31.12.1924 12. 02.1929 Генри Форд 1707463 Генри Форд Метод формирования вентиляторов 05.10.1927 02.04.1929 Генри Форд 1716627 Генри Форд Стартер двигателя и блок генератора 18.08.1926 11.06.1929 Генри Форд 1723026 Генри Форд Способ изготовления свечей зажигания 05.10.1927 06.08.1929 Генри Форд 1724346 Генри Форд Крышка бака 13.02.1928 13.08.1929 Генри Форд 1726815 Генри Форд Тормоз Рабочий вал 10.10.1928 03.09.1929 Генри Форд 1727874 Генри Форд Метод формирования тормозных колодок 05.10.1927 10.09.1929 Генри Форд 1729421 Генри Форд Шестерня стартера 16. 06.1928 24.09.1929 Генри Форд 1744218 Форд Мотор Ко Двигатель 13.04.1928 21.01.1930 Генри Форд 1749099 Форд Мотор Ко. Трансмиссия 05.10.1927 04.03.1930 Генри Форд 1749578 Форд Мотор Ко Двигатель с оппозитным поршнем 26.11.1927 04.03.1930 Генри Форд 1749807 Форд Мотор Ко Коленчатый вал 22.04.1926 11.03.1930 Генри Форд 1752980 Форд Мотор Ко. Вспомогательная трансмиссия 24.04.1929 01.04.1930 Генри Форд 1753825 Форд Мотор Ко Двигатель 13.02.1928 08.04.1930 Генри Форд 1757493 Форд Мотор Ко Подсветка циферблата 28. 05.1928 06.05.1930 Джон Дж. Варам 1758597 Форд Мотор Ко. Трансмиссия 18.02.1929 13.05.1930 Генри Форд 1770468 Форд Мотор Ко Стартер двигателя и редуктор генератора 04.02.1929 15.07.1930 Генри Форд 1772481 Форд Мотор Ко Тормоз 31.05.1927 12.08.1930 Генри Форд 1772482 Форд Мотор Ко. Способ изготовления клапанов 20.07.1928 12.08.1930 Генри Форд 1778633 Форд Мотор Ко Строительство транспортных средств 18.02.1929 14.10.1930 Генри Форд 1781502 Форд Мотор Ко Карбюратор 16.06.1928 11.11.1930 Генри Форд 1781503 Форд Мотор Ко. Строительство транспортных средств 18.04.1929 11.11.1930 Генри Форд 1783501 Форд Мотор Ко Автомобильная вентиляционная конструкция 26.11.1928 02.12.1930 Генри Форд 1784624 Форд Мотор Ко Генератор 26.11.1928 09.12.1930 Генри Форд 1789971 Форд Мотор Ко Строительство транспортных средств 09.01.1929 27.01.1931 Генри Форд 1793920 Форд Мотор Ко Тормоз 13.06.1927 24.02.1931 Генри Форд 1793921 Форд Мотор Ко Тормоз 05.10.1927 24.02.1931 Генри Форд 1797857 Форд Мотор Ко Шлифовальный станок 28. 05.1929 24.03.1931 Генри Форд 1799292 Форд Мотор Ко Тормоз 30.06.1928 07.04.1931 Генри Форд 1800615 Форд Мотор Ко Тормоз 04.08.1930 14.04.1931 Генри Форд 1802913 Форд Мотор Ко. Управление игольчатым клапаном карбюратора 16.06.1928 28.04.1931 Генри Форд 1803059 Форд Мотор Ко Крепление привода спидометра 13.06.1927 28.04.1931 Генри Форд 1803752 Форд Мотор Ко Шлифовальный станок для стекла 07.02.1930 05.05.1931 Генри Форд 1816215 Форд Мотор Ко Система зажигания 10.10.1928 28.07.1931 Генри Форд 1816216 Форд Мотор Ко Самолет 21. 05.1930 28.07.1931 Генри Форд 1824810 Форд Мотор Ко Метод формирования шаровых шарниров 18.11.1927 29.10.1931 Генри Форд 1830898 Форд Мотор Ко Опора тормозной тяги 05.04.1930 10.11.1931 Генри Форд 1840907 Форд Мотор Ко Дверной бампер 08.09.1930 12.01.1932 Э.Г.. Лефевр 1850006 Форд Мотор Ко Тормоз 05.10.1927 15.03.1932 Генри Форд 1856183 Форд Мотор Ко Тормоз 13.06.1927 03.05.1932 Генри Форд 1873569 Форд Мотор Ко Клапан двигателя 10.07.1930 23.08.1932 Генри Форд 1875718 Форд Мотор Ко Смазка 18. 08.1927 06.09.1932 Генри Форд 1888716 Форд Мотор Ко Гидравлический амортизатор 11.06.1930 22.11.1932 Генри Форд 1898722 Форд Мотор Ко Литейная машина 20.11.1929 21.02.1933 Генри Форд 14 Форд Мотор Ко Тормозной крюк 18.12.1931 16.05.1933 Генри Форд 15 Форд Мотор Ко Тормоз 05.04.1930 16.05.1933 Генри Форд 1937950 Форд Мотор Ко Конструкция заднего моста 01.10.1932 05.12.1933 Генри Форд 1955454 Форд Мотор Ко Тормоз 05.10.1927 17.04.1934 Генри Форд 1955455 Форд Мотор Ко Муфта 21. 04.1930 17.04.1934 Генри Форд 1963657 Форд Мотор Ко Распределитель зажигания и синхронизация 01.04.1933 19.06.1934 Генри Форд 1963658 Форд Мотор Ко Установка топливного насоса 17.11.1933 19.06.1934 Генри Форд 1975836 Форд Мотор Ко Автомобильная промышленность 27.10.1931 09.10.1934 Генри Форд 1975837 Форд Мотор Ко Двигатель внутреннего сгорания 11.11.1932 09.10.1934 Генри Форд 1993992 Форд Мотор Ко Двигатель внутреннего сгорания 21.11.1932 12.03.1935 Генри Форд
Теги:

Новости отрасли/тенденции

Генри Форд не изобретал автомобиль

Несколько лет назад я сидел в церкви и внимательно слушал проповедь священника, когда он упомянул, что Генри Форд изобрел автомобиль. Он потерял меня прямо здесь и сейчас, потому что до конца проповеди мне все время хотелось кричать: «Генри Форд не изобретал автомобиль!» Я все оглядывался и думал: «Конечно, эти люди знают, что Генри Форд не изобретал автомобиль».

Автомобиль, как и большинство изобретений, эволюционировал. Четко сказать, кто на самом деле его изобрел, сложно; однако большинство отдает должное Карлу Бенцу, который построил первый автомобиль с бензиновым двигателем внутреннего сгорания. Его машина была трехколесной. Вскоре после этого Готлиб Вильгельм Даймлер создал первый четырехколесный автомобиль. Оба мужчины были немцами, и, конечно же, в конце концов они основали Daimler-Benz, которая продолжает производить Mercedes Benz по сей день.

Почему путаница? Я считаю, что это происходит из-за непонимания самого капитализма и, в частности, капиталистических инноваций. Чтобы понять, что я имею в виду, нам нужно взглянуть на то, что на самом деле изобрел Генри Форд: Генри Форд изобрел конвейер, который является гораздо более капиталистическим изобретением.

Что я имею в виду? Генри Форд взял изобретение, которое до этого момента в истории было доступно только очень богатым, и нашел способ производить его по цене, которую могли позволить себе все его рабочие. Именно это и делает капитализм: он находит способы предоставить массам доступ к роскоши, которая когда-то была доступна лишь немногим избранным.

В этом была и вторая часть: он платил своим сотрудникам достаточно, чтобы иметь возможность купить модель Т. Это тоже часть капитализма. За тридцать лет работы в бизнесе я еще не встречал успешного бизнесмена, который не страстно заботился бы о своих сотрудниках. Это не значит, что я не встречал таких людей; У меня есть, и неизменно это те, чей бизнес постоянно испытывает трудности. Один из моих старых боссов говорил: «Наш самый ценный актив каждую ночь спускается на лифте». Люди хорошо работают только для тех, кто действительно заботится о них. В мире полно менеджеров среднего звена, которые не понимают этого основного принципа, поэтому они никогда не станут выше, чем менеджерами среднего звена.

Современный образ капитализма — это образ угнетенных рабочих и класса собственников, которые хотят поднять цены, чтобы максимизировать прибыль для себя. Этот образ — образ чистого невежества. Оно исходит от людей, которые не понимают и откровенно не хотят иметь понимания. Они перекрикивают любого, кто осмеливается сказать: «Посмотрите на факты».

При этом образ капитализма не является полностью негативным. Люди считают, что капитализм ведет к изобретениям, и это тоже не совсем так. Гораздо точнее сказать, что капитализм ведет к инновациям, и в этом огромная разница. Инновации включают в себя предметы, которые уже были изобретены; он находит новые способы их использования или создания. Он не создает что-то новое из ничего.

Покойный Клейтон Кристенсен был профессором Гарвардской школы бизнеса и пионером концепции прорывных инноваций. Модель T Ford и сборочная линия, которая сделала ее возможной, – прекрасный пример. Автомобильная промышленность существовала уже 30 лет, когда Форд выпустил модель Т в 1908 году. Его нововведением была не лучшая машина, а машина, доступная тем, кто раньше не мог себе этого позволить.

Кристенсен утверждал, что прорывная инновация — это инновация, которая создает продукт, который не так хорош, как существующие продукты, но достаточно хорош и дешевле. Модель T не была лучшей машиной; это была доступная машина. Перенесемся на 70 лет вперед, и молодой Билл Гейтс основал компанию с миссией. Его миссия не заключалась в том, чтобы стать самым богатым человеком на планете, хотя какое-то время он действительно удерживал этот титул. Его миссия заключалась в том, чтобы персональный компьютер был в доме каждого американца.

Первые компьютеры с операционной системой Microsoft DOS не были такими мощными, как мейнфреймы, к которым имели доступ специалисты по технологиям, но они делали то, что нужно большинству людей, и стоили намного меньше. Они продолжали улучшаться и улучшаться, пока однажды человек по имени Стив Джобс не сказал, что мы можем положить ПК в карман каждого американца.

Эти телефоны и планшеты не были такими мощными, как настольные компьютеры того времени, но они делали то, что было необходимо, по меньшей цене, и мы могли брать их с собой куда угодно. Подрывные инновации — вот чем на самом деле занимается капитализм.

Пожалуй, лучший пример за последние годы — Roku. Для тех, кто не знаком, Roku — это сервис, который устанавливается на некоторых телевизорах, или можно купить дополнительное устройство, которое упрощает доступ к программам, транслируемым через Интернет, вместо традиционной системы кабельного телевидения. Другими словами, он позволяет «перерезать шнур». Мы сделали это в нашем доме около четырех лет назад.

Потоковое вещание, будь то через Roku, Apple TV или другое подобное устройство, было не так хорошо, как по кабелю. Он не предлагал ни сотни каналов, ни руководство, ни простоту записи передач, которые обеспечивала наша современная кабельная служба. Тем не менее, мы могли получить практически каждый канал, который мы когда-либо смотрели, с возможностью ежемесячного изменения планов, а с потоковым контентом необходимость записывать вещи на наши собственные устройства практически отпала. Другими словами, это было не так хорошо, но достаточно хорошо, и это сэкономило нам значительные деньги.

В этом сила капитализма: это постоянный процесс, делающий роскошь нашего времени более доступной. Так почему же у капитализма такая плохая репутация? Где ошибаются критики? Существует путаница, особенно в политике, между капитализмом и бизнесом. Подрывные инновации, жизненная сила капитализма, исходят не от крупных устоявшихся компаний. На самом деле подрывные инновации разрушают крупные устоявшиеся компании.

Большинство успешных предприятий начинают как новаторы или подражатели, но в любом случае они предоставляют потребителям что-то ценное, что до этого момента было либо недоступно, либо очень дорого. Затем они растут. Затем они начинают медленно терять способность к инновациям. Затем они начинают все меньше и меньше прислушиваться к своим клиентам и все больше и больше к аналитикам с Уолл-стрит.

Затем прозвенел похоронный звон: по мере того, как их бизнес взрослеет и начинает замедляться, они нанимают консультантов — молодых, умных людей с высшим образованием, которые никогда в жизни ничего не делали, и которые теперь собираются рассказать этим опытным бизнесменам как управлять их компанией. Это когда щелкают выключателем. Компания, которая раньше была полностью за свободный рынок, вдруг решила, что регулирование — это хорошая идея.

Не верите? Именно эти слова сорвались с уст Марка Цукерберга всего несколько месяцев назад. «Из того, что я узнал, я считаю, что нам нужны новые правила…». Конечно, он знает. Цукерберг больше не капиталист; он стал владельцем солидной крупной корпорации, и инновации теперь представляют собой угрозу. Наилучшая защита от инноваций? Это было бы регулированием.

В экономике мы называем это погоней за рентой. Любое регулирование социальных сетей окажет незначительное влияние на большинство из нас, но окажет огромное влияние на такие компании, как Facebook. Это дает компаниям социальных сетей сильный стимул лоббировать благоприятное регулирование, в то время как у остальных из нас мало стимулов что-либо делать. Регулирование обычно закрепляет статус-кво и очень затрудняет его для потенциальных конкурентов. Это вредит капитализму, но помогает бизнесу.

Самые экстремальные примеры сегодня могут быть в таких местах, как Россия. Путин, конечно, не сторонник свободного рынка, но он любит нефтяной бизнес. Он всецело за российские нефтяные интересы, а управление нефтяной компанией — это отличное дело в России, если вы помните, кто здесь настоящий босс. Когда я пишу это, Джек Ма, основатель китайского технологического гиганта Alibaba, отсутствует. В конце октября он сделал несколько публичных комментариев, которые были далеко не лестными по отношению к китайским регулирующим органам. С тех пор его не видели на публике. Китай любит крупный бизнес — рабочие места, которые он предоставляет, доход государству, — но за последние несколько лет они испортились в сторону капитализма. Слишком много свободы.

Инновации требуют свободы, что, в конце концов, и означает капитализм. Как сказал Милтон Фридман, «в основе большинства аргументов против свободного рынка лежит отсутствие веры в саму свободу». Особенно свобода получения прибыли. Прибыль — плохое слово; это связано с жадностью и срезанием углов. Это действительно верно только в том случае, если прибыль становится целью бизнеса. Этому, к сожалению, на мой взгляд, часто учат в бизнес-школах: «Цель корпорации — увеличить прибыль акционеров».

Это просто неправильно. Прибыль является абсолютной необходимостью выживания, и это верно, говорим ли мы о корпорациях, отдельных лицах или благотворительных организациях. Каждая организация должна тратить меньше, чем приносит, если хочет быть устойчивой, а тратить меньше, чем приносит, – это определение показа прибыли. Быть прибыльным – это необходимость бизнеса, но это не цель. Инноваторы — люди дальновидные, и их желания гораздо выше денег.

Генри Форд хотел, чтобы у каждого американца была машина. Он был бизнесменом и знал, что прибыль необходима для выживания, но его целью было производить автомобили, которые могли позволить себе обычные американцы. Билл Гейтс хотел, чтобы компьютер был дома у каждого американца. Джефф Безос игнорировал прибыльность, возможно, более дерзко, чем любой бизнес-лидер нашего времени, когда строил империю в Amazon. У всех великих компаний есть более высокая цель. Сегодня есть шаг вперед для так называемого «капитализма заинтересованных сторон», что означает ведение бизнеса не только для акционеров. Я считаю, что это много из ничего, потому что все действительно великие компании всегда заботились о сотрудниках, их сообществах и мире вокруг них. Нельзя быть успешным в течение какого-либо периода времени, не заботясь об этих вещах.

Только в классе бизнес заботится только об акционерах, или, если быть более точным, только в классе забота об акционерах не включает в себя заботу о сотрудниках и обществе и т. д. Компании, которые не занимаются этим, не остаются в бизнеса, и ничто так не разрушает акционерную стоимость, как выход из бизнеса.

Генри Форд не изобретал машину; то, что он изобрел, было гораздо важнее этого. Он показал путь Биллу Гейтсу, который не изобретал компьютер, и Стиву Джобсу, который не изобрел сотовый телефон, и Джеффу Безосу, который не изобрел Интернет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *