Фильтр dpf – Что такое DPF фильтр и как его чистить если он заполнен

Сажевый фильтр DPF

С 1 сентября 2009 года в Европейском союзе был введен в действие новый экостандарт выхлопа для легковых автомобилей — Евро-5. В России применение данного стандарта стало обязательным с 1 января 2016 года. С этого момента импортируемые или производимые на территории нашей страны автомобили должны соответствовать установленным ограничениям на содержание вредных примесей в продуктах отработки двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Для автомобилей с дизельным двигателем это означает обязательное наличие так называемых сажевых фильтров.

Сажевый фильтр (его еще называют фильтр твердых частиц, от англ. Diesel Particulate Filter, DPF) — это устройство, предназначенное для фильтрации продуктов горения дизельных ДВС от мелких частиц сажи. Качественные сажевые фильтры снижают выброс сажи в окружающую среду практически на 99,9%.

В зависимости от различных параметров (качество используемого топлива, режим работы ДВС и т.п.) частицы сажи могут иметь различный химический состав. Сажевые частицы представляют собой аморфный углерод с примесью частиц металлических окислов, воды, углеводородов, серы и других химических элементов. Размеры этих частиц варьируются от 10 до 1000 нанометров. Образование сажи происходит из-за неполного сгорания топлива, что может быть вызвано рядом причин (большое количество примесей в топливе, затрудняющих самовоспламенение, недостаток кислорода и т.п.). Образуясь в ходе горения топлива в цилиндрах ДВС, частицы сажи поступают в выпускную систему, где улавливаются сажевым фильтром.


  • Конструктивно сажевые фильтры состоят из керамической матрицы, помещенной в герметичный металлический корпус.
  • Матрица состоит из множества ячеек квадратной формы (имеются модификации с усовершенствованными восьмиугольными ячейками), которые представляют собой узкие каналы, поочередно закрытые с обеих сторон.
  • Внутренняя поверхность каждого канала выполнена из пористого материала, который и представляет собой фильтрующий элемент. Расположение сажевого фильтра в выпускной системе зависит от его модели и конфигурации.

Чаще всего он расположен непосредственно после каталитического нейтрализатора, однако в некоторых модификациях эти два элемента объединены. В нейтрализаторах окислительного типа сажевый фильтр располагается после выпускного коллектора. Данное расположение неслучайно, т.к. именно здесь температура отработанных газов, поступающих из ДВС, имеет максимальное значение. Каналы ячеек матрицы в этом случае покрывают катализатором, который окисляет несгоревшие частицы топлива.

В процессе работы фильтра частицы сажи постепенно заполняют собой фильтрующий материал стенок каналов матрицы. Когда их концентрация достигает критического значения, они затрудняют продвижение отработанных газов по выпускной системе, что негативно сказывается на КПД двигателя (снижается мощность). Отдельную проблему представляют малые частицы сажи размерами порядка 0,1 мкм, т.к. они очень тяжело улавливаются сажевым фильтром. И хотя их доля в общем объеме выбрасываемой ДВС сажи составляет около 5%, данные частицы представляют наибольшую опасность для человека: частицы размером менее 5 микрон не отфильтровываются в верхних дыхательных путях, в результате чего сажа накапливается в легких. Поэтому помимо этапа фильтрации в работе сажевого фильтра выделяют этап регенерации. Регенерация позволяет избавлять фильтр от накопившейся сажи и повышать его фильтрующую способность.

Регенерация сажевого фильтра может быть выполнена в двух вариантах: активном и пассивном.


  • При пассивной регенерации размещенный в ячейках катализатор при воздействии температуры выхлопных газов ускоряет процесс окисления (сгорания) отфильтрованных частиц сажи. Иногда для улучшения данного эффекта в дизельное топливо добавляют специальные присадки, которые позволяют запустить реакцию окисления сажи при меньших значениях температуры. Однако в ряде случаев (работа ДВС на холостом ходу, малые нагрузки, движение в пробках и т.п.) необходимое значение температуры для запуска пассивной регенерации не достигается. В таких случаях применяют активную регенерацию.
  • Активная регенерация подразумевает применение более высоких значений температуры. При использовании принудительной регенерации температура газов в фильтре повышается до 600 градусов по Цельсию. Это может достигаться несколькими способами, которые используются как комплексно, так и по отдельности. К ним относят задержку времени подачи дизельного топлива в камеру сгорания ДВС, дополнительную подачу топлива в цилиндры на такте выпуска отработанных газов, распыление небольшого количества топлива в отработанные газы, поступающие в сажевый фильтр, разогрев газов перед фильтром различными способами (нити накаливания, микроволны) и другие.

В современных сажевых фильтрах используются как пассивная, так и активная регенерации. Разработка новых экологических стандартов требует постоянной оптимизации и усовершенствования конструкции и принципов работы сажевых фильтров. На сегодняшний день наиболее распространенными являются сажевые фильтры с каталитическим покрытием и сажевые фильтры с системой ввода присадок в топливо.

Фильтры первого типа устанавливаются на автомобили, производимые концерном Volkswagen, а также некоторыми другими производителями.

В качестве катализатора в этих фильтрах используют платину и ее соединения. За счет работы катализатора находящаяся в фильтре сажа сгорает под воздействием температуры отработавших газов, после чего удаляется из фильтра. В процессе окисления частиц сажи оксиды азота NO за счет присутствия катализатора окисляются до диоксида NO2. Диоксид азота, взаимодействуя с сажей (основную часть которой составляет углерод), образует два соединения — оксиды азота и углерода (угарный газ). Затем образовавшиеся оксиды оксиляются кислородом и образуют соответствующие диоксиды. Температура протекания процесса обычно не превышает 500 градусов по Цельсию.

В случаях, когда отдельные компоненты системы управления (например, датчик измерения расхода воздуха (расходомер), датчики температуры на входе и выходе фильтра, датчики давления и т.п.) сигнализируют о падении пропускной способности фильтра, требуется проведение активной регенерации, во время которой температура внутри сажевого фильтра достигает 650 градусов по Цельсию. Когда датчики системы управления сигнализируют о снижении пропускной способности, блок управления увеличивает объем подаваемого топлива в цилиндры, одновременно ограничивая объем поступающего воздуха (кислорода). В таких условиях температура газов повышается до необходимых для активной регенерации значений.

Сажевые фильтры с системой ввода присадок в топливо функционируют по иным принципам. Этот тип сажевых фильтров был разработан концерном Peugeot-Citroen (PSA). В связи с тем, что активно внедряли в массовое производство данные фильтры именно французские производители, за такими фильтрами закрепилась не англоязычная аббревиатура DPF, а франкоязычная FAP (Filtre A Particules). Спустя некоторое время эти фильтры на своих автомобилях стали устанавливать Ford и Toyota.

В связи с отсутствием в фильтрующих ячейках фильтра катализатора для горения сажи, конструктивно такие фильтры устанавливаются отдельно от каталитического нейтрализатора. При этом в топливо добавляется специальная присадка (на основе церия и его соединений), которая снижает минимально необходимую температуру горения частиц сажи до 450-500 градусов по Цельсию. В ряде случаев подобные значения температуры во время пассивной регенерации недостижимы, поэтому в фильтре происходит постепенное накопление сажевых частиц. При достижении их критического значения необходимо применять активную регенерацию.

Вводимая в топливо для обеспечения горения сажи присадка располагается в отдельной емкости объемом до пяти литров. Этого количества присадки обычно хватает на 80-120 тысяч километров пробега автомобиля и характеризует срок службы сажевого фильтра. Количество оставшейся присадки постоянно мониторится с помощью поплавкового датчика. Количество добавляемой присадки контролируется электроникой и пропорционально объему топлива, поступившему в топливный бак во время заправки автомобиля.

Применение присадки в топливо для горения сажи обуславливает наличие в отработавших газах продуктов горения церия, которые также улавливаются фильтром, но в отличие от частиц сажи, они не сгорают даже при активной регенерации. Это ограничивает период работы сажевого фильтра. Современные сажевые фильтры с системой присадок в топливо поддерживают свою работоспособность на протяжении 120 000 км пробега, однако уже сегодня производители заявляют о появлении в скором времени фильтров, способных эффективно выполнять свои функции на протяжении 250 000 км пробега.

После того, как сажевый фильтр выработал свой ресурс, его необходимо заменить на новый. Однако из-за их высокой стоимости зачастую автолюбители не устанавливают в автомобиль новый сажевый фильтр, а перепрограммируют систему управления дизелем на работу без сажевого фильтра.

mosksm.ru

Очистка сажевого фильтра DPF в дизельном автомобиле

В какой-то момент эти проблемы проявляются как постепенное ухудшение характеристик и увеличение расхода топлива, эти симптомы чаще всего замечает сам водитель. Наконец, если пассивная регенерация выходит из строя, во многих случаях перед предупреждающим аварийным режимом появляется предупреждающий сигнал, начнется активная регенерация.

В том случае если неисправность вашего автомобиля застала вас в расплох, всегда можно обратиться за помощью специалистов. В том случае если автомобиль нельзя доставить в сервис своим ходом, всегда можно заказать эвакуатор на Ярославке, который в кратчайшие сроки прибудет на место, организует погрузку вашего автомобиля и доставит его в автосервис.

Часто этот цикл повторяется в течение нескольких недель, постепенно уменьшая возможности фильтра DPF. Как следствие, на практике применяются принудительная, статическая регенерация, полная замена фильтра DPF или даже обнаружения других повреждений, что было распространенным сценарием для многих автомобилистов.

Короткий пробег автомобиля, характеризующийся большим количеством остановок и повторным запуском, может означать реальную катастрофу для любого современного автомобиля, оснащенного фильтром DPF. Эта ситуация в основном относится к автобусам, на которые особенно влияет эта проблема.

Очистка сажевого фильтра дизельного двигателя

Они нередко способны достигать достаточно высокой температуры для сажи во время пассивной регенерации фильтра DPF. Даже если у водителя автобуса действительно есть время, чтобы активировать вынужденную статическую регенерацию, он вряд ли пойдет на это, так как запуск активной регенерации достаточно время затратный процесс.

Выход из DPF, частично заблокированного на весь день работы, повлечет последствия не только для двигателя, но и для фильтра DPF, что приведет к увеличению выбросов и сокращению диапазона. Хорошо известно, что предположительный срок службы DPF в этом случае значительно уменьшится, если он не обслуживается должным образом.

Одной из причин является накопление золы, которая является основным драйвером внутреннего потребления материала в фильтре DPF, особенно когда регенерация DPF может быть осуществлена только посредством активных и принудительных циклов.

В то время как служба DPF связана с расходами, отчистка ее от сажи – это определенно вмешательство, требующее внимания, даже если вы отключите его на некоторое время. В конце концов, частичное закрытие лучше, чем общее.

Хотя услуга DPF является фактором снижения риска, это все же затраты для любого бизнеса. Однако если мы учитываем все затраты, связанные с расходами топлива, они меньше и их проще контролировать с помощью обычных проверок и очистки, чем, если бы они вообще не выполнялись.

Присадка для очистки сажевого фильтра

Последняя возможность не такая дорогая, как кажется на первый взгляд. Это дает вам преимущество очистки фильтров DPF, которые являются беспроблемными, не говоря уже о потоке потенциальных доходов для конкурентоспособности. Вариант капитальных вложений, очевидно, требует предварительных финансовых затрат, но возврат происходит быстро и обеспечивает гораздо большую гибкость.

Если автобус отправляется на базу, такие сервисные услуги идеально вписываются в сжатые сроки.

Решение для очистки фильтра DPF

Подобрав выгодное сервисное решение для очистки фильтра DPF, вы можете комбинировать процесс очистки с другими ремонтными работами, чтобы как можно скорее вернуть автобус на маршрут и получить возможность ремонтировать транспортные средства, у которых есть ранние признаки проблем с фильтром DPF.

Одним из таких решений является Series Hartford DPF300. Это мощное пневматическое устройство, использующее запатентованные воздушные ножи, которые одновременно проходят сверху и снизу фильтра DPF. Это позволяет проверять фильтры DPF для потока до и после воздушной и термической очистки (хотя только один из шести требует термической очистки), даже перед использованием сжатого воздуха, если DPF особенно забивается сажей.

С помощью этого устройства весь процесс занимает менее одного часа от извлечения фильтра DPF до установки на место. DPF300 Master Series – уникальный инструмент для дополнительной идентификации дефектов в фильтре DPF.

Фильтр DPF может иметь много неисправностей, и каждая может указывать на другие сбои в транспортном средстве, которые требуют внимания. В фильтре DPF помимо стандартного накопления сажи и золы могут быть также следы топлива и масла и поврежденная внутренняя структура ячейки, которая обычно не видна.

Эта дополнительная идентификация сбоев позволяет каждой базе автобусов выйти за рамки стандартного поведения, ориентированного на один метод, экономя деньги и время, затрачиваемые на восстановление полностью непродуктивного DPF.


allvag.ru

Для чего нужен сажевый фильтр

Как известно многие дизельные моторы оборудуются фильтром очистки отработанных газов (DPF) по аналогии с бензиновыми двигателями, в системе выхлопа которых устанавливаются катализаторы. Массовой и обязательной установкой фильтров DPF связано с введением экологических норм Евро 5. Главной задачей сажегового фильтра является очистка выхлопных газов от содержащихся в них частиц сажи, примерно до 90 процентов. Внешне этот фильтр похож на цилиндр из металла. Внутри у него находится жаропрочное керамическое наполнение в виде мелкоячеистой структуры, благодаря которой фильтр способен задерживать мельчайшие частицы, образующиеся в результате сгорания топлива.

 

По какому принципу работает сажевый фильтр

 

Работу в выхлопной системе автомобиля сажевого фильтра можно условно разделить на 2-а этапа. Это фильтрация отработанных газов и регенерация фильтра. При фильтрации отработанных газов проходит процесс отсева из выхлопного газа мелких частиц сажи. Говорить о том, что отсеиваются все микрочастицы сажи неправильно… Особо мелкие частицы, которые имеют размер 0.1-0.5мкм отсеву не поддаются и выходят в атмосферу. Но их количество не превышает 5-15 процентов от общего количества выхлопа дизельного автомобиля.

 

Конечно же, необходимо понимать, что процесс отсева частиц сажи не может проходить бесконечно, фильтр наполняется и забивается, что, как правило, приводит к неправильной работе силовой установки автомобиля. Признаками забитого сажевого фильтра являются такие явления как: падение мощности ДВС, увеличение потребления солярки. Поэтому этап регенерации фильтра DPF очень важен. Этот процесс очень сложен и у разных производителей он смоделирован по-разному, но суть одна – процесс очистки ячеек фильтра от сажи.

 

Мы рассмотрим работу сажевого фильтра на примере автомобилей компании Фольксваген. В данном случае фильтр DPF представляет собой комбинацию устройств:

– противосажевый фильтрующий элемент;

– катализатор.

 

При такой комбинации производитель реализует требования по очистке выхлопной системы от сажи и очищает фильтрующий элемент. Такой сажевый фильтр называется комбинированным. В полости фильтра находятся жаропрочные мелкие ячейки из карбида кремния(SiC) с мелкими каналами. Как вы уже знаете – это и есть фильтрующий элемент. Внутренние боковины корпуса фильтра сделаны из титана, что способствует окислению и сгоранию угарного и углекислого газов. Это, как вы уже наверное догадались – катализатор. Очень важна способность катализатора разогревать фильтр DPF до температуры порядка 500 градусов по Цельсию. При такой температуре идет процесс пассивной регенерации сажевого фильтра, т.е. частицы сажи, которые скапливаются на мелкоячеистой структуре, сгорают. Правда есть одно условие… Пассивная регенерация возможна только при условии достижения мотором определенных нагрузок, благодаря которым в фильтре DPF достигается высокая температура так необходимая для сжигания сажи. Необходимая температура может быть достигнута, например, более или менее, длительной поездкой на высоких скоростях на трассе. В случае, если пассивная регенерация не возможна, т.к. автомобиль постоянно используется в черте города и на коротких расстояниях, а датчик уровня загрязнения уже начал сигнализировать о забитом фильтре, то в таком случае в работу вступает

процесс активной регенерации. При таком варианте очистки фильтра ЭБУ начинает подавать дополнительную порцию солярки в цилиндры мотора при этом происходит закрытие клапана ЕГР. Избытки солярки попадают из впускного коллектора в катализатор, где идет процесс дожига этого избытка. За счет этого дожига существенно повышается температура выхлопа (до 500-600 градусов по Цельсию), благодаря которой и происходит сжигание сажи из мелкоячеистой структуры сажевого фильтра. Явным сигналом об активной регенерации, как правило, являются такие кратковременные признаки как:

– кратковременный выхлоп черного цвета;

– повышение оборотов ХХ;

– увеличение потребления топлива.

Весь этот процесс полностью автоматизирован и вмешательство в него владельца автомобиля не требуется.

Есть производители, которые не используют комбинированный сажевый фильтр. Они используют конструкцию выпуска с отдельными друг от друга устройствами – фильтр DPF и каталитический нейтрализатор. В такой конструкции необходимое очищение фильтра от сажи проходит путем автоматического впрыска в солярку специальной присадки, благодаря которой возможно повышение температуры выхлопа (до 600 градусов по Цельсию). Плюс ко всему, присадка не сгорает полностью при взаимодействии с топливом, и небольшая ее часть попадает в сажевый фильтр, где она еще больше увеличивает температуру (до 900 градусов по Цельсию). Этот высокотемпературный процесс кратковременный и позволяет выжигать сажу из фильтра, но при этом не наносить урон выхлопной системе.

 

Для чего удаляют сажевый фильтр

 

Есть и отрицательная сторона работы фильтра DPF. Во время процесса регенерации топливная смесь сгорает не в полном объеме, и ее не сгоревшая часть проникает в моторное масло. Из-за этого моторное масло теряет свои полезные свойства и увеличивается в объеме. Снижаются защитные и смазывающие характеристики. А избыточная текучесть повышает риск просачиваемости сквозь резиновые уплотнения, тем самым появляется возможность попадания масла в цилиндры и интеркуллер.

 

Несмотря на использование процесса регенерации, средний срок службы фильтров DPF, который заявляется производителем равен 150-200 тыс.км. Но на практике использования дизельных двигателей на просторах стран СНГ, где качество солярки нельзя назвать высоким, срок службы фильтра может упасть и до 15-40тыс.км. Стоимость сажевого фильтра в зависимости от марки и модели автомобиля может достигать и 2-х и 3-х тыс. у.е. Ввиду такой дороговизны замены старого сажевого фильтра на новый, многие владельцы идут на его удаление из выхлопной системы. Плюсами в таком действии являются:

– экономия денежных знаков;

– повышается тяговитость автомобиля;

– понижение расхода топлива;

– не нужно использовать дорогие моторные масла, которые выпускаются для ТС с фильтром DPF.

При демонтаже сажевого фильтра всплывает только один минус – это экологичность автомобиля. Убрав сажевик, вы тут же с экологического стандарта Евро 5 или Евро 6 упадете на Евро 3.

 

Немаловажным значением будет то, где именно вы будете удалять сажевый фильтр. Очень важно, во избежания проблем, которые могут вас постигнуть в будущем, выбрать действительно профессионала в своем деле. Процесс удаления фильтра не так просто, как может показаться простому обывателю. Его удаление сопровождается компьютерной диагностикой, удалением самого сажевика и перепрошивкой ЭБУ. Так же во многих случаях рекомендуется удалить систему ЕГР.

 

Видео по удалению ЕГР и сажевого фильтра на автомобиле BMW:

 

Видео по удалению ЕГР и сажевого фильтра на автомобиле Renault:

autoportal.pro

Очистка сажевого фильтра дизельного двигателя: промывка DPF

В автомобилях с дизельным двигателем установлено специальное устройство – фильтр, предназначенное для предотвращения выброса сажевой пыли с отработанными газами в атмосферу.

Что такое сажевый фильтр DPF?

Он представляет собой цилиндр с металлическим корпусом и керамическим рабочим блоком внутри него. В этом блоке есть каналы и соты с каталитическим напылением из платины. По сути, это тот же каталитический нейтрализатор, но предназначенный для накопления. Он улавливает вредные частицы сажи и предотвращает их выброс в окружающую среду. Таким способом снижается загрязнение мелкой пылью.

Как правило, DPF является одним целым с выхлопной системой. Он установлен либо вместе с коллектором, либо на некотором расстоянии от него, но перед основным глушителем.

Причины и признаки поломки

В автомобилях, выпущенных после 2001 года, установлены дизельные двигатели, которые разрабатывались для поездок на длинные дистанции. Однако водители часто ездят на короткие расстояния или в городском режиме, стоят в пробках.

Дизельные двигатели вырабатывают больше частиц сажи, чем бензиновые или работающие на газе. Выброс этих частиц очень негативно сказывается на здоровье человека и состоянии окружающей среды. Образование сажи происходит из-за неполного сгорания дизеля в ДВС.

Недостаток сажевого фильтра в том, что он засоряется каждую тысячу километров пробега, поэтому нуждается в периодической очистке (восстановлении). Это означает, что скопившиеся, несгоревшие частицы должны быть сожжены при температуре в 650 градусов. До такой отметки её можно повысить только работой двигателя на высоких оборотах в течение некоторого времени.

Из-за нехватки такого режима передвижения, необходимые градусы не могут быть достигнуты, и частицы не сгорают, что приводит к засорению фильтра. Следствием является уменьшение циркуляции отработанных газов, давление растёт, приводя к потере тяги двигателем или даже к его остановке.

Автоматическая (штатная) очистка сажевого фильтра дизельного двигателя

В сажевых фильтрах, имеющих напыление из катализатора, предусмотрены два способа очистки: пассивная и активная.

Пассивная

Пассивная очистка работает постоянно. С помощью напылённой на каналы внутреннего блока платины, сажа подвергается окислению и преобразованию в углекислый газ и диоксид азота. Такая регенерация продуктивна только тогда, когда нет переизбытка сажевой пыли в выхлопе. Чем больший её слой оседает на стенках каналов, тем менее доступной для окисления эта пыль становится.

Когда пассивная регенерация перестаёт работать, повышается давление выхлопных газов. Это означает, что пропускная способность фильтрующего прибора уменьшилась, и его пора очистить. Здесь происходит активная очистка (прожиг).

Активная

Активный способ включается электронным блоком управления по показаниям датчика, который установлен перед фильтром, и фиксирует изменение давления в газоотводной системе.

Чтобы такая регенерация произошла, необходима постоянная работа двигателя на повышенных оборотах. Рекомендуется совершить поездку по трассе со скоростью не мене 60 км/ч (оптимальная скорость указана для каждой марки автомобиля в руководстве пользователя к ней).

Процесс очистки происходит так: с увеличением скорости и продолжительности поездки по времени, температура двигателя (а, соответственно, и отработанных газов) вырастает до необходимой. Это происходит ещё и за счёт:

  • дополнительного впрыска топлива;
  • уменьшения подачи воздуха;
  • прекращения рециркуляция выхлопных газов.

Температура внутри фильтра также возрастает, что и приводит к выгоранию сажи внутри него. Как только давление газов в выхлопной магистрали нормализуется – индикатор неисправности сажевого фильтра и «Check Engine» гаснут. Это означает, что регенерация прошла успешно.

Такую процедуру стоит проводить хотя бы один раз на каждую тысячу км пробега. В противном случае, понадобиться применение уже других способов, вплоть до демонтажа фильтра.

Очистка сажевого фильтра с помощью присадок

Разработано множество присадок, добавление которых прямо перед заправкой, обеспечивает получение оптимальной смеси для удаления сажевой пробки. Такая регенерация происходит благодаря тому, что температура сгорания частиц сажи снижается до значения около 400 градусов. Это означает, что их сгорание происходит быстрее и на меньших оборотах двигателя. Снижается риск засорения фильтра при езде на короткие дистанции и стоянии в пробках.

Даже если индикатор неисправности не горит, продукт для очищения сажевых фильтров используют как профилактику. Эти средства можно комбинировать со штатной системой очистки фильтра, что обеспечит тщательное и эффективное его восстановление.

ВАЖНО! Прежде чем приобретать разрекламированную присадку, стоит проконсультироваться со специалистом в автосервисе: какая присадка подойдёт для вашего автомобиля, актуально ли её использовать.

Если штатная регенерация не запускается, возможно, никакие очистительные жидкости уже не помогут, тогда сажевый фильтр пора чистить вручную или менять.

DPF: промывка сажевого фильтра в автосервисе

Подготавливают бачок для каталитической жидкости, металлический фигурный зонд, очистительную жидкость и раствор для ополаскивания. Перед началом работы измеряют температуру сажевого фильтра, так как процедуру можно начинать только при 40 градусах.

  1. С фильтра снимают датчик температуры. Через его отверстие крепления и будет проходить очистка.
  2. Заливают катализатор в бачок.
  3. Зонд вставляют в отверстие и равномерно распыляют очищающий состав внутри фильтра.
  4. Через 10 минут заливают смывку нейтрализатора (ополаскиватель). Очистка окончена.
  5. Датчик устанавливают на место.
  6. Запускают двигатель и инициируют режим прожига.
  7. После того, как машина проехала и перестала дымить, запускают диагностику, чтобы проверить показатели датчиков.

Такого способа очистки хватает на несколько тысяч км пробега. Но, если не применять штатную регенерацию (периодические поездки по трассе), придётся посещать автосервис каждый раз, когда загорается индикатор фильтра и неисправности двигателя.

Очистка со снятием

Этим способом пользуются, когда автоматическая регенерация уже не включается. Фильтр демонтируют, извлекают рабочий блок и замачивают в каталитической жидкости, затем промывают большим объёмом воды под давлением.

Причины такого плачевного состояния фильтра заключаются в неработоспособности форсунок, датчика EGR (отвечающего за нейтрализацию окислов азота), или турбонаддува.

После очистки сажевый фильтр визуально изучают на предмет прогоревших частей. Если рабочий блок цел, то фильтр устанавливают обратно в выхлопную систему, включают режим регенерации и проводят компьютерную диагностику.

Как увеличить срок службы?

Чтобы уберечь сажевый фильтр от поломки, необходимо:

  • следить за показаниями индикаторов на приборной панели;
  • вовремя исправлять некорректную работу двигателя;
  • заправляться топливом только на проверенных заправочных станциях;
  • периодически запускать штатную регенерацию.

Своевременная регенерация сажевого фильтра (штатная либо в автосервисе) поможет избежать выхода из строя двигателя, клапана EGR, а так же дорогостоящей замены самого фильтра новым.

nevaglush.spb.ru

Сажевые фильтры. DPF, FAP.

Что такое сажевый фильтр? Он же DPF (Diesel Particulate Filter), он же FAP (filtre a particules). Это узел выхлопной системы, отвечающий за сбор частиц сажи в отработанных газах. Фильтр состоит из мелкоячейстых керамических капсул, которые задерживают вредные вещества. Благодаря фильтру, в атмосферу выбрасывается меньшее количество сажи и других “витаминов”, содержащихся в отработанных газах. Со временем сажевый фильтр забиваются, машина начинает тяжелее “дышать”, хуже ехать. В совсем запущенных случаях из-за забитого фильтра в масло начинает поступать топливо. Это может крайне негативно сказаться на двигателе и турбине.

При наличии высококачественно дизтоплива сажевый фильтр служит очень долго, зачастую даже не напоминая о себе. К сожалению, топливо не очень высокого качества, и здоровая машинка, легко пробежавашая бы в европе много десятков тысяч километров очень скоро начинает сигнализировать хозяину о забитом сажевом фильтре, о необходимости регенерации, а то и отключением турбины, снижением максимальных оборотов и прочими “лампочками и чеками”. Обычно, ошибки по сажевому фильтру имеют код 2002 или 2463.

Продлить жизнь сажевого фильтра, по замыслу инженеров, должна функция регенерации. Этот режим включается при определенной степени забитости сажевого фильтра, и предназначен для сжигания собранной фильтром сажи и дригих недоотработанных бифидобактерий. При режиме регенерации поднимается температура выхлопных газов до 700 градусов, накопленная сажа благополучно сгорает, соты очищаются и фильтр как новенький. Но это в идеальном случае, с высококачественным топливом,  и свободными  2-3 часами для езды со скоростью около 80 км/ч. С нашим топливом и пробками сажевый фильтр забивается гораздо быстрее. Чаще включается регенерация. Недогоревшая сажа, с незавершенным режимом регенерации (закаленная!), прикипает к сотам уже гораздо крепче, и фильтр забивается еще быстрее, и цикл повторяется.

Приходится больше своего времени тратить на промывку, регенерацию, ездить под постоянные подмигивания “спиралек” и “чеков”.

На фотографии ниже представлены внутренности сажевого фильтра после 40 тыс.км пробега:

верхняя часть – незабитые соты, внизу – забитые.

 

Наша компания может навсегда избавить автомобиль от этого шедевра западной инженерной мысли, полностью исключив какие-либо проблемы по сажевому фильтру.

Удаление сажевого фильтра обычно включает в себя программное отключение сажевого фильтра и физическое удаление забитых сот. В среднем операция занимает 3 часа, но в зависимости от сложности может продолжаться и дольше.

 

Сначала записывается новая версия прошивки, с исключенными из программы датчиками. Данная операция делается в первую очередь. Программно отключать фильтр после того как он удален физически настоятельно не рекомендуется! В некоторых случаях для перепрошивки ЭБУ требуется снимать блок управления двигателем и записывать программу с прямым подключением к плате. Вскрытый блок выглядит вот так:

 

Работы со вскрытием блока занимают больше времени.

 

После того, как программа записалась и протестирована на машине, происходит удаление забитых сот. Бочка с сажевым фильтром снимается, в ней делается пропил, внутренности извлекаются, бочка заваривается и устанавливается обратно. В нашей компании все сварочные швы покрываются специальным защитным средством.

 

Время выполнения работ.

По времени операция занимает от 2-х до 8 часов, включая программное и физическое удаление. Время зависит от сложности прошивки и расположения бочки сажевого фильтра.  

Стоимость услуг (цены даны на 10.10.2014):

Стоимость программного отключения сажевого фильтра – 10000р.

Если отключение сажевого фильтра делается вместе с тюнингом, то это идет как опция, за 4000р. + стоимость прошивки с тюнингом.

Стоимость прошивки на чип-тюнинг можно узнать в разделе Цены.

Стоимость физического удаления сажевого фильтра – от 5000 до 10000р. в зависимости от сложности. Цены на другие наши работы по выхлопным системам можно найти здесь.

 

Что касается экологии.

Да, экология может быть пострадает, хотя… а сколько витаминов выплевывается обратно при регенерации? Вместе с дополнительными километрами и литрами на эту регенерацию. Наша компания за соблюдение экологических норм, но это должны быть разумные и правильные меры – например, качественное топливо позволило бы сажевым фильтрам служить по 200тыс.км, а не по 30-50, как сейчас. Глядя на душистые камазы с фурами понимаешь – да, сажевый фильтр на двухлитровой машине не очень серьезный вклад в экологию. И, что характерно – на дизельные иномарки российской сборки фильтры не устанавливаются.

Стоит ли тратить своё время и нервы на постоянную регенерацию – решать вам. Стоимость замены 1 сажевого фильтра в среднем равна 4-м операциям по его удалению. При этом новый фильтр рано или поздно, но обязательно забьется.

nstuning.ru

Система дизельного сажевого фильтра (Впрыск Denso) Mazda

             

• Задача системы дизельного сажевого фильтра (DPF) состоит в снижении количества частиц сажи, которые образуются, прежде всего, при неполном сгорании топлива (например, при холодном запуске двигателя и при полной нагрузке на двигатель).

• Для этого частицы отфильтровываются из потока отработавших газов и дожигаются в определенных эксплуатационных условиях.

• Система фильтрации в основном состоит из следующих компонентов:

— Дизельный сажевый фильтр, встроенный в корпус катализатора окисления

— Датчик разности давлений системы DPF с датчиком температурной коррекции

— Датчики температуры выхлопных газов

— Обогреваемый лямбда-зонд

— Сигнальная лампа DPF

— Система управления регенерацией DPF

Дизельный сажевый фильтр

• Окислительный катализатор и дизельный сажевый фильтр (DPF) установлены один за другим в общем корпусе.

Корпус сажевого фильтра/катализатора окисления в двигателе RF-T

 Окислительный катализатор и фильтр DPF

 Обогреваемый лямбда-зонд

 Датчик температуры выхлопных газов (задний)

 Датчик температуры выхлопных газов (средний)

Датчик температуры выхлопных газов (передний)

6. Подключение к стандартному давлению за фильтром DPF

7. Подключение к высокому давлению перед фильтром DPF

3. Фильтр DPF

4. Очищенные выхлопные газы

• Ввиду того, что каналы керамического сажевого фильтра (DPF) попеременно закрываются, выхлопные газы вынуждены проходить через пористые перегородки фильтра. Эти перегородки пропускают только газообразные компоненты, задерживая твердые частицы.

• Каналы фильтра DPF покрыты платиной. Этот каталитический слой облегчает регенерацию сажевого фильтра, поскольку он значительно снижает температуру, которая необходима для сжигания частиц сажи, а также ускоряет их сгорание. Без этого покрытия сжигание частиц сажи происходит при температуре, превышающей 600° С. Платиновое покрытие снижает температуру возгорания сажевых частиц до 500° С.

Примечание: Для обеспечения правильного функционирования системы DPF должно

использоваться только минеральное дизельное топливо с относительным содержанием серы 350 млн”1 частиц в соответствии с DIN EN 590. Использование топлива с более высоким содержанием серы категорически запрещено, поскольку это может привести к засорению DPF.

Примечание: Добавление любых присадок с металлическими соединениями к дизельному топливу (например, очистителя клапанов, ускорителя запуска холодного двигателя) категорически запрещено, поскольку это ведёт к повышенному образованию золы и влечёт за собой засорение DPF.

• В то время как в автомобилях с двигателем RF-T используется стандартный сажевый фильтр (DPF), в автомобилях с двигателями R2 устанавливается фильтр с измененной керамической структурой.

• Стандартный фильтр DPF, используя кислород из потока отработавших газов, превращает сажевые частицы в диоксид углерода. Эта реакция происходит на поверхности каталитического слоя. При этом скорость регенерации DPF, среди прочего, зависит от количества кислорода, находящегося на поверхности. Для сокращения времени регенерации фильтра температура выхлопных газов повышается за счет дополнительных впрысков топлива на такте выпуска. Однако ввиду ограниченной допустимой тепловой нагрузки на керамический носитель существует ряд определенных ограничений, которые продлевают процесс регенерации.

• В фильтре DPF автомобилей, оборудованных двигателем R2, в высокоустойчивый к термическим нагрузкам керамический монолит фильтра были добавлены дополнительные кислородные каналы. За счет этого обеспечивается большее количество кислорода, который необходим для сжигания твердых частиц. Таким образом повышается скорость регенерации фильтра DPF и удлиняются циклы регенерации, что положительно сказывается на потреблении топлива.

• В зависимости от нагрузки и условий эксплуатации фильтр DPF необходимо

регенерировать, чтобы избежать его засорения частицами сажи. Датчики давления и температуры выхлопных газов выдают информацию о нагрузке на фильтр DPF и о его температуре. В зависимости от эксплуатационных условий блок управления двигателем (РСМ) запускает процесс регенерации фильтра. Этот процесс снижает обратное давления отработавших газов, вызываемое накопившимся количеством сажи, препятствуя увеличению расхода топлива.

Примечание: При определённых условиях из выхлопной трубы во время регенерации может выходить белый дым. Это также является побочным продуктом процесса регенерации, и его не следует считать проблемой.

X – Объемный поток отработавших газов

Y – Перепад давлений

1. Использованный фильтр

2. Новый фильтр

3. Предельное значение перепада давлений

• После регенерации зольные остатки, которые образовались из моторного масла и дизельного топлива, остаются в DPF и не могут преобразовываться дальше. Эти остатки уменьшают полезный объём фильтра, укорачивая интервалы регенерации. Поскольку поры фильтра засорены зольными остатками, обратное давление отработавших газов и, следовательно, расход топлива, увеличиваются. Благодаря использованию малозольного моторного масла, эти эффекты можно свести к минимуму. По этой причине для фильтра не существует заданного периода замены.

• Однако в зависимости от условий эксплуатации, полезный объём фильтра может достигнуть предела в течение срока службы автомобиля. В этом случае DPF следует заменить.

• После замены фильтра DPF следует выполнить несколько шагов, чтобы

гарантировать его правильную работу:

1. При помощи диагностического модуля M-MDS необходимо восстановить адаптационные значения фильтра DPF, сохраненные в блоке управления двигателем (РСМ). Выбрать следующую опцию:

Toolbox Powertrain Data reset DPF.

2. При помощи диагностического модуля M-MDS необходимо выполнить сброс системы управления регенерацией фильтра в блоке управления двигателем (РСМ). Выбрать следующую опцию:

Toolbox Powertrain DPF DPF reset.

3. Необходимо выполнить функцию обучения для количества впрыскиваемого топлива. Выбрать следующую опцию: Toolbox Powertrain Engine checks Learning functions Injection quantity corrections.

4. При помощи диагностического модуля M-MDS необходимо осуществить регенерацию фильтра DPF в ручном режиме. Выбрать следующую опцию: Toolbox Powertrain DPF DPF regeneration.

5. Пользуясь диагностическим модулем M-MDS необходимо установить перепад давлений перед фильтром DPF и за ним. Выбрать следующую опцию: ToolboxPowertrainDPF DPF evaluation.

Датчик дифференциального давления DPF

• Датчик дифференциального давления фильтра DPF определяет разницу давления отработавших газов до и после DPF при помощи пьезоэлемента. Датчик расположен в моторном отсеке у перегородки и подключён к точке замера до и после DPF с помощью трубопроводов давления.

• Разность давлений является мерой количества сажи, накопленной в фильтре (т.е., чем больше разность давлений, тем больше количество сажи). Сигнал, поступающий от этого датчика, используется также для контроля процесса регенерации фильтра.

Датчик дифференциального давления DPF в двигателе RF-T

1. Датчик температурной коррекции

2. Датчик дифференциального давления DPF

3. Подключение к давлению за фильтром DPF (стандартное давление)

4. Подключение к давлениию перед фильтром DPF (высокое давление)

5. Напорные трубопроводы

6. Окислительный катализатор и DPF

X – Поток отработавших газов

Y – Дифференциальное давление

1. Фильтр засорен

2. Перегрузка фильтра

3. Нагрузка на фильтр

• Поскольку сам фильтр представляет собой определенное препятствие на пути потока отработавших газов, сигнал от датчика дифференциального давления DPF используется также и для оценки состояния фильтра.

4. Промежуточное состояние фильтра

5. Фильтр регенерирован

6. Фильтр поврежден

7. Предельное значение дифференциального давления

• Если значение, измеренное датчиком дифференциального давления, выше заданного значения, то блок управления двигателем (РСМ) расценивает это как засорение фильтра DPF и сохраняет соответствующий код неисправности. Включается индикатор неисправности MIL (Malfunction Indicator Light = индикатор неисправности), а блок управления двигателем (РСМ) переходит в аварийный режим работы.

• Если дифференциальное давление, измеренное датчиком, ниже заданного значения, то блок управления двигателем расценивает это как повреждение фильтра DPF. Он сохраняет соответствующий код неисправности, включает индикатор неисправности и переходит в аварийный режим работы.

• В этом случае следует сначала проверить датчик дифференциального давления фильтра DPF (смотри раздел «Диагностика системы дизельного сажевого фильтра»).

• Для обеспечения правильности срабатывания датчика дифференциального давления фильтра DPF после его замены необходимо выполнить следующие действия:

1. При помощи диагностического модуля M-MDS необходимо восстановить адаптационные значения датчика дифференциального давления DPF, сохраненные в блоке управления двигателем (РСМ). Выбрать следующую опцию:

Toolbox Powertrain Data reset DPF pressure sensor.

2. Необходимо выполнить сброс системы управления регенерацией фильтра в блоке управления двигателем (РСМ). Выбрать следующую опцию: Toolbox Powertrain DPF DPF reset.

3. При помощи диагностического модуля M-MDS следует определить перепад давлений до фильтра DPF и после него. Выбрать следующую опцию: ToolboxPowertrainDPF DPF evaluation.

Датчик температурной коррекции

• Кроме того, датчик дифференциального давления фильтра DPF отличается наличием датчика температурной коррекции, который находится на кронштейне датчика дифференциального давления и определяет температуру в моторном отсеке. Датчик представляет собой термостойкий резистор с отрицательным температурным коэффициентом (NTC).

• Датчик температурной коррекции используется для введения поправки на характеристики датчика дифференциального давления DPF.

Примечание: Датчик дифференциального давления заменяется только вместе с

кронштейном. Датчик температурной коррекции может заменяться отдельно.

Датчики температуры выхлопных газов

• В двигателе RF-T три датчика температуры выхлопных газов (верхний/средний/ нижний) размещены в общем корпусе катализатора/DPF и определяют температуру выхлопных газов на входе окислительного каталитического преобразователя, а также на входе и выходе DPF. Каждый датчик представляет собой термостойкий резистор с отрицательным температурным коэффициентом.

Датчики температуры выхлопных газов в двигателе RF-T

1. Датчик температуры выхлопных газов

2. Крышка

3. Контакт в оболочке

4. Терморезистор

5. Датчик температуры выхлопных газов (передний)

6. Окислительный катализатор и DPF

7. Датчик температуры выхлопных газов (задний)

8. Датчик температуры выхлопных газов (средний)

• Сигнал переднего датчика температуры выхлопных газов позволяет проверить, достигнута ли температура выхлопных газов, требуемая для работы окислительного каталитического преобразователя.

• Сигнал среднего датчика температуры выхлопных газов используется для определения, достигнута ли температура выхлопных газов, требуемая для регенерации фильтра.

• Сигнал заднего датчика температуры выхлопных газов служит для контроля температуры выхлопных газов в процессе регенерации.

• Кроме того, информация, поступающая от датчиков температуры выхлопных газов, используется для расчёта количества сажи, сгоревшей в DPF.

• В двигателе R2 (без системы SCR) установлены только два датчика температуры выхлопных газов (передний/средний). Контроль температуры выхлопных газов за фильтром DPF не производится.

Обогреваемый лямбда-зонд

• Датчик H02S (Heated Oxygen Sensor = обогреваемый лямбда-зонд) размещён после фильтра DPF и определяет концентрацию кислорода в выхлопных газах. H02S является широкодиапазонным датчиком. Он генерирует отчётливый электрический сигнал в широком диапазоне от Л = 0 до 00 (°° = воздушная смесь, содержащая 21% кислорода). В результате, датчик способен также определять концентрацию кислорода в выхлопных газах от дизельного двигателя, который обычно работает с коэффициентом избытка воздуха, равным от Л ~ 1,4 (при полной нагрузке) до Л ~ 3,4 (на холостом ходу).

• Информация от датчика H02S используется модулем РСМ для расчёта количества сажи, сгоревшей в DPF.

Лямбда-зонд двигателя RF-T

1 H02S

Ввиду конструктивного исполнения широкополосного лямбда-зонда мерой измерения остаточного кислорода в потоке отработавших газов является ток, который может составлять от -1,8 до +1,8 мА.

X – Коэффициент избытка воздуха

• Поскольку H02S генерирует полезный сигнал только при превышении определённой температуры, он содержит встроенный нагревательный элемент. Температурой H02S управляет РСМ, который включает нагревательный элемент посредством тактового импульса.

• При низких температурах выхлопных газов РСМ задаёт нагревательному элементу длительный рабочий цикл, так что требуемая рабочая температура достигается быстро.

• При высоких температурах выхлопных газов РСМ задаёт нагревательному элементу рабочий цикл малой длительности, так что никакого нагревания не происходит.

• После замены H02S следует переустановить его адаптационные значения в РСМ при помощи диагностического модуля M-MDS. Выбрать следующую опцию: Toolbox Powertrain Data reset Oxygen sensor.

Сигнальная лампа DPF

• Сигнальная лампочка фильтра DPF находится на приборном щитке и служит для привлечения внимания водителя к неправильной работе системы DPF (смотри раздел «Расчет количества сажи»). При нормальной работе сигнальная лампочка DPF загорается, когда включается зажигание, и гаснет через несколько секунд.

Управление регенерацией

• Управление регенерацией встроено в блок управления двигателем (РСМ). Оно определяет количество накопленной в фильтре DPF сажи и, исходя из этого, запускает процесс регенерации.

Расчет количества сажи

• РСМ получает информацию о количестве накопленной в фильтре сажи от датчика дифференциального давления DPF. Чтобы установить выброс сажи из двигателя, РСМ оценивает способ вождения пользователя, отслеживая нагрузку двигателя, частоту оборотов коленчатого вала двигателя и скорость автомобиля. Кроме того, РСМ посчитывает количество сгорающей в DPF сажи, используя сигналы, поступающие от H02S и датчиков температуры выхлопных газов.

• В зависимости от поступающего из датчика дифференциального давления DPF, расчётного выброса сажи, количества сгорающей сажи и пробега РСМ принимает решение, надо ли и когда надо выполнить регенерацию.

• Если уровень накопления сажи в DPF достигает 80% или более, загорается сигнальная лампочка DPF. В этом случае следует выполнить автоматическую регенерацию DPF, заставив автомобиль двигаться в режиме, когда частота вращения коленчатого вала двигателя будет 2000 мин”1 или выше, скорость автомобиля будет 40 км/час в течение примерно 10-15 мин.

Примечание: Несмотря на то, что сигнальная лампочка DPF выключается при запуске автоматической регенерации, процесс регенерации продолжается, пока уровень накопления не снизится до 60% или менее.

• Если уровень накопления сажи в DPF достигает 100%, сигнальная лампочка DPF мигает, а в блок управления двигателем (РСМ) записывается код неисправности (DTC) Р2458. Кроме того, РСМ снижает количество впрыскиваемого топлива, чтобы снизить температуру выхлопных газов, не позволяя фильтру перегреваться. Благодаря уменьшенному количеству впрыска выбросы сажи двигателем и, следовательно, количество накапливаемой в фильтре сажи, также снижается. В этом случае следует вручную выполнить регенерацию DPF.

Примечание: Не выполняйте автоматическую регенерацию, если уровень накопления сажи в DPF достиг 100%, поскольку это может привести к повреждению фильтра или двигателя.

• Если уровень накопления сажи в фильтре DPF достигает 140%, загорается индикатор неисправности (MIL), а в РСМ записывается код неисправности (DTC) P242F. Кроме того, РСМ ещё больше снижает количество впрыскиваемого топлива и, следовательно, выброса сажи двигателем, что приводит к пониженному количеству сажи, накапливаемому в фильтре. В этом случае также следует вручную выполнить регенерацию DPF.

• Если уровень накопления сажи в DPF достигает 200%, фильтр более не подлежит регенерации и его следует заменить.

• В нижеследующей таблице приведены разные условия накопления сажи в DPF и меры, которые следует принять в таких условиях:

Пункт

Накопление сажи в DPF

Уровень накопления сажи

60%

80% ~6,4г

100% 125%

~8,0г

140% ~11,0г

200% ~15,0г

Сигнальная лампа DPF

Загорается

Мигает каждые 0,4 сек

Индикатор неисправности(MIL)

Загорается

Ограничения по выходу

Макс. 150 км/ч

Макс. 70 км/ч

Код неисправности в РСМ

Р2458

P242F

Действия пользователя

Выполнить автоматическую регенерацию

путем управления автомобилем при числе оборотов двигателя 2000 оборотов/

минуту или более и скорости автомобиля 40 км/час в

течение 10-15 минут

Доставить автомобиль дилеру

Автоматическая регенерация DPF

Включена

Отключена

Процесс регенерации

• Если требуется регенерация фильтра DPF, блок управления двигателем (РСМ) проверяет, подходят ли условия работы двигателя для запуска процесса регенерации (рабочие условия двигателя для автоматической регенерации DPF смотри в таблице на предыдущей странице).

• Если условия регенерации соблюдаются, РСМ предпринимает следующие меры, чтобы искусственно повысить температуру выхлопных газов:

— Закрытие клапана EGR, чтобы увеличить температуру сгорания путём увеличения содержания кислорода в наддуве цилиндра.

— Частичное закрытие запорного клапана ISV, чтобы увеличить температуру всасываемого воздуха путём уменьшения тяги.

— Выполнение дополнительного впрыска с опережением, чтобы увеличить температуру сгорания путём сжигания дополнительного количества топлива.

— Выполнение двух дополнительных впрысков с запаздыванием, чтобы увеличить температуру выхлопных газов путём сжигания топлива в окислительном катализаторе.

• За счет этих мер минимальная температура выхлопных газов, равная 150° С (при низкой нагрузке двигателя и низких оборотах двигателя) повышается до 500° С, и регенерация запускается. Затем РСМ контролирует процесс регенерации с помощью сигналов, поступающих от датчика дифференциального давления DPF и от датчиков температуры выхлопных газов. Контроль процесса регенерации решающе важен, поскольку DPF повреждается, если его температура превышает 1000° С.

• Процесс регенерации занимает до 15 минут. Если процесс регенерации начался, он будет выполнен независимо от условий эксплуатации двигателя. Он прекращается только при выключении двигателя. В этом случае процесс регенерации запускается снова, как только возникают требуемые условия работы.

Интервалы регенерации

• В зависимости от условий эксплуатации автомобиля DPF регенерируется каждые 100-300 км. Из-за зольных осадков, которые образовались из моторного масла и дизельного топлива, полезный объём фильтра уменьшается. Поскольку количество осевшей в DPF золы увеличивается при каждом процессе регенерации, с увеличением пробега интервалы регенерации становятся короче.

Регенерация в ручном режиме

• Если уровень накопления сажи в фильтре DPF составляет 100% или более, то при помощи диагностического модуля M-MDS необходимо выполнить регенерацию фильтра в ручном режиме. Для этого следует выбрать опцию:

ToolboxDataloggerControl modules PCM.

• В зависимости от количества сажи, накопившейся в фильтре DPF, блок управления двигателем (РСМ) самостоятельно выбирает режим нормальной регенерации, продолжительность которой составляет 34 минуты или режим длительной регенерации (60 минут). Длительная регенерация выполняется в том случае, если уровень накопления сажи в фильтре превышает значение равное 125%. Ввиду большей продолжительности регенерация, выполняемая в ручном режиме, может проходить при низких температурах выхлопных газов. За счет этого уменьшается нагрузка, оказываемая на фильтр DPF.

• Для того чтобы в случае необходимости прервать процесс регенерации фильтра в ручном режиме необходимо действовать следующим образом:

1. Нажать на педаль сцепления, включить 1 передачу и снизить частоту вращения двигателя до частоты вращения на холостом ходу (регенерация в ручном режиме прерывается).

2. Переключиться на холостой ход и на 1 минуту увеличить частоту вращения двигателя до 3000 мин”1 (фильтр DPF охлаждается).

3. Если возникнет необходимость в выполнении повторной регенерации, то перед ее запуском следует подождать 5 минут.

Примечание: Процесс регенерации в ручном режиме следует осуществлять только в хорошо проветриваемых помещениях с использованием соответствующего устройства отвода отработавших газов. При этом автомобиль не следует парковать в местах, где возможно возгорание огнеопасных материалов, поскольку в процессе регенерации отработавшие газы нагреваются до высокой температуры. Кроме того, для предотвращения перегрева двигателя следует открыть капот. В процессе регенерации фильтра в ручном режиме запрещается включать любые электроприборы, поскольку это может изменить количество дополнительно впрыскиваемого топлива и отразиться на правильности регенерации.

Примечание: После запуска регенерации фильтра в ручном режиме диагностический модуль M-MDS может быть отсоединен от автомобиля.

Моторное масло

• Для ограничения количества золы, оседающей в сажевом фильтре, необходимо использовать моторное масло с пониженной зольностью. Это масло должно соответствовать спецификации АСЕА С1 (приравнивается к японской спецификации JASO DL-1). Такое масло также называется SAPS маслом, то есть маслом с низким содержанием зольных элементов.

Примечание: Использование моторных масел с более высокой зольностью строго

запрещается, поскольку это может привести к засорению фильтра DPF. Кроме того, зола, оседающая в фильтре DPF, значительно уменьшает его полезный объем. Это сокращает интервалы регенерации фильтра, что увеличивает расход топлива, а, следовательно, повышает разжижение масла.

X – Срок службы фильтра DPF

Y – Осаждение золы в фильтре DPF

1. Стандартное моторное масло (АСЕА АЗ/ВЗ/В4)

2. Обычное масло SAPS с пониженным содержанием зольных элементов (АСЕА С2/СЗ)

3. Масло Mazda с пониженным содержанием зольных элементов (АСЕАС1)

4. Забитый сажей фильтр DPF

 

Щуп для определения уровня масла

• Поскольку дополнительный впрыск топлива, который необходим для регенерации фильтра DPF, может стать причиной значительного разжижения моторного масла, на щуп для определения уровня масла нанесена маркировка «X», которая должна обратить внимание пользователя на подобное состояние. Если уровень масла подходит к маркировке «X», или превышает ее, то моторное масло необходимо заменить.

1. Маркировка L (Low = низкий)

2. Маркировка F (Full = полный)

3. Маркировка X (Excessive = избыточный)

• После каждой замены масла при помощи диагностического модуля M-MDS следует восстановить параметр «Расчетное разжижение масла», сохраненный в блоке управления двигателем (РСМ). Для этого следует выбрать опцию: Toolbox Powertrain Data reset Engine oil.

Расчет разжижения масла

• Блок управления двигателем (РСМ) рассчитывает разжижение масла, пользуясь продолжительностью процессов регенерации и интервалами регенерации.

• Если ввиду разжижения масла его уровень достигает заданного предельного значения, то в блок управления двигателем записывается код неисправности P252F, но сигнальная лампочка не включается. Этот код неисправности сохраняется в том случае, если процесс регенерации был несколько раз запущен, но не был завершен (например, ввиду частых поездок на короткие расстояния при низкой частоте вращения двигателя). В этом случае необходимо проверить уровень масла. Если уровень масла ниже маркировки «X» на щупе, то код неисправности может быть удален. Кроме того, следует порекомендовать водителю изменить стиль вождения (например, поездки на длительные расстояния при средней или высокой частоте вращения двигателя), чтобы завершить процесс регенерации фильтра DPF.

• Если ввиду разжижения масла его смазочная способность и уровень достигнут предельного значения, то начинает мигать сигнальная лампа DPF, а в блок силовым агрегатом записывается код неисправности P253F. Для защиты двигателя блок управления двигателем снижает количество впрыскиваемого топлива. Если автомобиль продолжает эксплуатироваться, то это может стать причиной повреждения двигателя. В этом случае необходимо произвести замену масла, даже если его уровень ниже маркировки «X» на измерительном щупе. Кроме того, следует порекомендовать водителю изменить стиль вождения (например, поездки на длительные расстояния при средней или высокой частоте вращения двигателя), чтобы завершить процесс регенерации фильтра.

• В нижеследующей таблице представлены различные варианты разжижения масла, соответствующее воздействие, а также те меры, которые следует принять.

Пункт

Разжижение моторного масла

Уровень

моторного масла

Диапазоны щупа

А

В

с

D

Сигнальная лампа DPF

Мигает через каждые 0,4 сек.

Индикатор

неисправности

(MIL)

Ограничения по выходу

Макс. 150 км/ч

Код

неисправности, сохраненный в РСМ

P252F

P253F

Мера,

принимаемая пользователем

Доставить автомобиль дилеру

Автоматическая

регенерация

DPF

Включена

Выключена

Меры,

принимаемые дилером

Если в РСМ сохранен код неисправности 253F, необходимо произвести замену масла, даже если уровень заполнения на щупе ниже маркировки «X». Затем восстановить параметр «Расчетное разжижение масла» при помощи M-MDS.

После проверки уровня

масла необходимо выполнить его замену. Затем восстановить параметр «Расчетное разжижение масла» при помощи M-MDS.

Диагностика

• Система DPF проверяется следующим образом:

— Проверка фактического расчетного веса твердых частиц за счет параметра РМ_АСС

— Проверка расчетного веса накопившихся в фильтре частиц за счет параметра PM_GEN

— Проверка датчика дифференциального давления фильтра DPF за счет параметра EXHPRESS_DIF (Press/Volt)

— Проверка датчика дифференциального давления за счет параметра EXHPRESS2 (Press/Volt)

— Проверка сигнала по напряжению, поступающего от датчика дифференциального давления DPF

— Замер сопротивления на датчике температурной коррекции

— Проверка датчиков температуры выхлопных газов за счет параметра ЕХНТЕМР (Volt/Temp)

— Замер сопротивления датчиков температуры выхлопных газов

— Проверка лямбда-зонда H02S за счет параметра 02S11 (Volt/Cur)

— Проверка обогрева лямбда-зонда за счет параметра HTR11 (Per)

— Проверка сигнала по напряжению, поступающего от нагревательного элемента лямбда-зонда

— Замер сопротивления нагревательного элемента лямбда-зонда

— Проверка автоматической регенерации за счет параметра REG_MAN (Mode)

— Проверка автоматической регенерации за счет параметра REG_REQ_A (Mode) (на данный момент только для двигателя R2)

— Контроль регенерации в ручном режиме за счет параметра REG_MAN (Mode)

— Контроль регенерации в ручном режиме за счет параметра REG_REQ_F (Mode) (на данный момент только для двигателя R2)

— Выявление причины прекращения регенерации за счет параметра REG_REQ_C (Mode) (на данный момент только для двигателя R2)

— Проверка пройденного с момента последней регенерации фильтра пробега за счет параметра REG_DIS (DIST) (на данный момент только для двигателя R2)

— Проверка расчетного разжижения масла за счет параметра OIL_DIL (Num) (на данный момент только для двигателя R2)

— Проверка пробега, пройденного с момента последнего сброса значений расчетного разжижения масла за счет параметра OILCHG_DIS (DIST) (на данный момент только для двигателя R2)


axela-mazda.ru

Идеальное решение для DPF фильтра — Автопортал ADT.BY, Автодайджест

В процессе длительной эксплуатации современного дизельного авто практически все владельцы неизбежно сталкиваются с проблемой засорения DPF фильтра. В причинах происходящего мы решили разобраться вместе со специалистом в области автобизнеса. Александр, занимающийся перегоном зарубежных автомобилей и их предпродажной подготовкой более 20 лет, объяснил, в чем он видит выход из этой типичной ситуации для городских дизелей.

– Довольно частый случай из практики использования современных дизелей, когда автомобиль уже на 80 км/ч не хочет ехать и становится в аварийный режим.  Загорается лампочка check-control, либо мигает изображение DPF фильтра. Причина – засорение этого самого сажевого фильтра. Конечно, в инструкции написано, что для очистки фильтра надо выехать на автостраду и проехать 15 минут со скоростью 100 км/ч. Но, согласитесь, не всегда получается это сделать из-за потока движения, а также  службы ГАИ. Более того, даже если все это проделать, гарантии, что фильтр очистится, тоже  нет.

Почему забивается DPF фильтр? Надо понимать, что он устанавливается для того, чтобы сократить выброс вредных веществ, образующихся в результате работы двигателя, в атмосферу. Вот этими частицами сажи, которые образуют  специфический нагар, фильтр и забивается. По идее, когда запускается процесс регенерации сажевого фильтра, и в нем создается температура порядка 500-600°С, скопившийся нагар должен выгореть. Но, к сожалению, это не всегда происходит. Ведь режим регенерации срабатывает  только в том случае, если фильтр забит минимально. Если же он засоряется чуть сильнее или присутствуют иные проблемы (например,  окислилась или неисправна проводка),  авторегенерация не срабатывает.

Безусловно, возникновение проблем с DPF фильтром напрямую зависит от пробега автомобиля. Как правило, засорение фильтра происходит после 150 тыс. км пробега. Но, опять же, это зависит от того, где и, самое главное, как эксплуатировался автомобиль. К примеру, в городском режиме машина ездит медленно, с частыми остановками и перегазовками.  В таких условиях  фильтр засоряется быстро. Если же вы передвигаетесь по трассе на большие расстояния – скорее всего, проблем вы не заметите.

Некоторые автовладельцы принимают решение вырезать сажевый фильтр. Да, это один из способов попытаться решить проблему засорившегося фильтра. Но тут есть несколько подводных камней. Во-первых, нужно сразу же перенастраивать электронику автомобиля. В программе для фильтра предусмотрена система регенерации, за счет которой автомобиль самостоятельно осуществляет очистку DPF фильтра. В какой-то момент автоматически запускается регенерация и включается прожигание фильтра (обратите внимание, иногда стоит машина на светофоре  и с большой силой дымит несколько минут).  Поэтому, когда вырезают сажевый  фильтр, нужно блокировать и систему контроля регенерации.  А если неправильно это сделать, то на приборной панели постоянно будет отображаться ошибка, и автомобиль  будет уходить  в аварийный режим. А решение такой проблемы – это совсем другие деньги.

В любом случае, удаление DPF фильтра, а уж тем более замена его на новый – это очень дорогостоящие процедуры. Да и работы эти на большинстве СТО не берутся делать из-за сложности перепрошивки. Отсутствие же или неисправность фильтра влечет за собой сильное загрязнение окружающей среды. Я считаю, это тоже немаловажно.

Самое верное в таком случае – попробовать систему очистки, которая появилось  у Liqui Moly (Pro-Line Dieselpartikelfilter Reiniger Жидкость для очистки сажевого фильтра + Pro-Line Dieselpartikelfilter Spulung Жидкость для промывки сажевого фильтра).

С помощью этих двух жидкостей мы достигли впечатляющих результатов. Из фильтра выкручивается один, а еще лучше оба датчика давления, и впрыскивается Жидкость для очистки сажевого фильтра непосредственно в сажевый фильтр. Около 30 минут нужно подождать, чтобы состав подействовал. После этого берем Жидкость для промывки, которая  также впрыскивается внутрь фильтра. В сумме эта простая операция занимает около 35 минут. После этого машину заводим (она начинает дымить – это прогорает засор). Результат: фильтр как новый, а машина ездит без перебоев.

После применения мной такой системы очистки на последнем автомобиле с засорившимся сажевым фильтром прошло уже 2 месяца – и ни одного признака, что фильтр забит. Кроме того, повторить эту операцию несложно в любых условиях, даже гараж не нужен.  Вот, например, одна из наших последних  машин Toyota RAV4. На ней фильтр DPF стоит сразу за двигателем, т.е. доступ к нему обеспечен непосредственно через капот, а значит добраться до него очень легко.  Отвинтил датчик, залил очиститель, собрал обратно – и машина на ходу! Проблем никаких нет. Невероятно простое в применении и эффективное средство Liqui Moly – настоящая панацея для DPF фильтров современных автомобилей и для нас как опытных специалистов автомобильной сферы!

adt.by

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *