Если бы я сказал что небо находится внизу и что зимой жарко ответ: Ну и вопросики у водительской медкомиссии

Проблема изучения конфликта в социальной психологии


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

Леонов Н. И.

Л4 Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения: Учебное пособие. — СПб.:

Питер, 2005. — 240 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

Глава 1 Проблема изучения конфликта в социальной психологии

    1. Специфика социально-психологического подхода в изучении конфликтов

Одной из актуальных задач конфликтологии является поиск подходов для научного анализа конфликтов. Трудности этого этапа обусловлены, на наш взгляд, двумя причинами. С одной стороны, в отечественной психологии наблюдается этап методологического кризиса, когда становится традиционной необязательность материалистических представлений о происхождении, функционировании и развитии психики. Это в свою очередь ведет к подмене объективного субъективным как в выборе методов исследования, так и в толковании результатов.

С другой стороны, это объясняется рядом особенностей такого социального явления, как конфликт.

Во-первых, конфликты относятся к числу социальных явлений, границы которых расплывчаты и четко не просматриваются. Во-вторых, любой конфликт имеет множество сторон, аспектов, что требует комплексного подхода к его изучению. В-третьих, при анализе конфликтных ситуаций практически неустранимы идеологические и ценностные ориентации или даже предвзятость исследователя, обусловленная его научными интересами.

На современном уровне развития теоретических представлений о природе, содержании и путях разрешения конфликтов необходимо провести теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований. Систематизация в этом направлении представляется актуальной, так как разночтение о природе конфликтов становится фактором „торможения исследований; она будет способствовать целенаправленному поиску эффективных путей разрешения сложных ситуаций в различных видах деятельности. Это необходимо также потому, что развитие цивилизации сопровождается возникновением и развитием самых разнообразных конфликтов, причудливо сочетающихся в различных комбинациях.

Стало очевидным, что конфликты, являясь составной частью жизни каждого индивида, порождают проблемы как индивидуального, так и социального характера; разные по масштабу, причинам, структуре, длительности и «стоимости» они требуют единой методологии как в исследованиях, так и в практическом их регулировании.

Проблема понимания конфликта как социального явления и определение его роли в социогенезе, определение детерминант конфликтного поведения — приоритетные в настоящее время направления конфликтологии.

Конфликту принадлежит особое место в ряду социальных явлений, который имеет свое содержание, структуру. Возникает необходимость создания понятийного аппарата для описания этого явления. Универсальная понятийная схема описания конфликтов, предложенная А. Я. Анцуповым, включает одиннадцать понятийно-категориальных групп:

1) сущность конфликтов;

2) их классификацию; 3)структуру;

4) функции;

5) генезис;

6) эволюцию;

7) динамику;

8) системно-информационное описание конфликтов;

9) предупреждение;

10) завершение;

11) исследование и диагностику конфликтов.

Рассматривая сущность конфликтов, автор анализирует их через понятие противоречия. Под социальным конфликтом он понимает наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов взаимодействия и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу.

Таким образом, рассматривая конфликт как сложное динамическое явление, необходимо отметить, что он имеет свои определенные границы. На сегодняшний день можно выделить три аспекта определения границ конфликта:

пространственный, временной и внутрисистемный.

Пространственные границы конфликта определяются территорией, на которой происходит конфликт и представлен в сознании человека в его семантическом пространстве.

Временные границы — это продолжительность конфликта, его начало и конец, которые также могут быть представлены субъективным переживанием ситуации конфликта.

Определение внутрисистемных границ конфликта тесно связано с четким выделением субъектов конфликта из всего круга его участников. Внутрисистемные пределы сложны и многообразны, так как границы конфликта в системе зависят от того, сколь широкий круг участников будет в него вовлечен.

Следуя логике системного подхода, целесообразно использовать модель конфликта: «переменные — пространство — время». Данная модель позволяет учитывать такие дихотомические показатели социальных явлений, как «устойчивое — изменчивое», «статическое — динамическое», «одномерное — многомерное». Опираясь на данный подход, мы определяем конфликт в исследовании как форму проявления противоречия, неразрешенного в прошлом или разрешаемого в настоящем, возникающего в ситуации непосредственного взаимодействия субъекта и обусловленного противоположно выбранными целями, образами конфликтной ситуации, представлениями, осознаваемыми или неосознаваемыми участниками ситуации действиями, направленными на разрешение или снятие данного противоречия.

Это определение позволяет перевести проблему конфликта на операциональный уровень ее изучения.

Одним из центральных вопросов, требующих своего разрешения в исследовании конфликтов, является вопрос о причинах и факторах, обусловливающих возникновение конфликтных ситуаций и их перерастание в конфликт. Сложность изучения данного явления заключается в том, что исследователь не может проследить весь процесс возникновения и развития конфликтной ситуации. Среди исследователей существуют противоречия, связанные с тем, насколько устойчивыми, стабильными или же, наоборот, зависимыми от конкретных ситуаций взаимодействия рассматриваются детерминанты конфликта. Тех, кто связывает конфликтность с образованиями, стабильными во времени (диспозициями, конфликтными чертами личности, установками), условно относят к

исследователям диспозиционного подхода. Тех, кто склонен рассматривать конфликтное поведение личности

как результат исключительного влияния ситуационных факторов, как не зависящее от «внутреннего» ментально-мотивационного, смыслового плана, относят к представителям ситуационного подхода [42].

В основе диспозиционного подхода лежат два утверждения, источником которых является повседневный социальный опыт. Согласно первому, в большинстве социальных ситуаций поведение разных людей различно. Второе гласит, что поведение конкретного человека в различных ситуациях можно предсказать достаточно точно. Эти утверждения способствовали появлению различных объяснительных моделей конфликтного поведения.

Для удобства анализа предмета изучения исследователи часто разделяют «внешний» и «внутренний» планы конфликтности. В первом случае речь идет о конфликтном поведении личности в конкретной ситуации межличностного взаимодействия. Истоки исследований такого плана можно найти в рамках бихевиоризма (Дж. Тибо, X. Хелли). Во втором случае отмечается противоречивость внутриличностных интенций (мотивов, личностных смыслов, ценностей), изучение которых велось в русле психоаналитического направления (3. Фрейд, К, Хорни, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм).

Эксперименты по изучению конфликтного поведения впервые были предприняты Н.

Миллером в 1944 г. Он же и разработал модель «стремления — избегания», главные идеи которой были заложены еще в трудах К. Левина (1935).

В зарубежной психологии поиски индивидуально психологических детерминант конфликтного поведения обусловлены тем, к какому теоретическому направлению в психологии принадлежит автор: транс-актный анализ (Э. Берн), теория структурного баланса (Ф. Хайдер), ролевые теории (L. Janis, В. Т. King) и др.

Анализируя психологическую литературу, где рассматриваются субъективные детерминанты возникновения конфликта, мы считаем целесообразным выделить ряд следующих положений.

Важным в настоящее время в понимании социально-психологического конфликта является положение об объективно-субъективном характере возникновения социальных явлений (А. И. Донцов, Л. А. Петровская, Т. А. Полозова, А. А. Ершов и др.).

Основными детерминантами межличностных конфликтов является социальная сфера, в которой взаимодействуют участники конфликта и их индивидуально-психологические особенности (А.

Я. Анцупов, Н. В. Гришина, С. И. Ерина и др.).

В качестве субъективной детерминанты разные авторы называют различные аспекты личности: аттитюд (S. Maslah, M. В. Smith, R. W. White), мотивы (М. Г. Гомелаури, В. А. Сысенко), психические состояния (И. Ф. Левитов, А. А. Ершов, Э. И. Киршбаум).

Данный подход интересен тем, что разработаны оригинальные планы исследований, разнообразные игры «с переговорами», сочетающиеся с предварительным отбором испытуемых с определенными моти-вационными констелляциями.

С целью прогноза поведения человека в широком диапазоне ситуаций исследователи пытались выявить круг наиболее универсальных черт личности и создать на этой основе наилучшую модель с точки зрения компактности и воспроизводимости в различных ситуациях. Из множества подходов к этому вопросу большинство авторов выделяет три наиболее популярные теории: кэттелловская теория «16 PF», «Пятерка Нормана» и система «PEN»

Г. Айзенка.

Оригинальная модель, названная авторами «Рекапитуляция», была предложена Е. Ван де Влиертом и М. Ейвема в попытке выделить ключевые личностные черты, «управляющие» конфликтным поведением. Обозначая проблему и обобщая различные подходы, они анализируют исследования, в которых дается описание по крайней мере 44 моделей реакций на конфликт и описание 169 поведенческих тактик, что без введения надлежащей систематизации затрудняет проведение самих исследований и взаимопонимание между учеными.

Ситуационный подход акцентирует внимание на анализе отдельных стратегий, прямо не связанных с личностью. Это позволяет учитывать легкость изменения поведения в зависимости от ситуации и в большей степени акцентировать внимание на адекватности и эффективности той или иной тактики и стратегии. Данный подход в исследовании конфликтов был реализован прежде всего в бихевиористской традиции, сделавшей акценты на внешние детерминанты их возникновения. Предметом изучения ситуационных подходов в исследовании конфликтов стали внешне наблюдаемые конфликты и их поведенческие параметры.

В рамках ситуационных представлений конфликт есть форма реакции на внешнюю ситуацию. Наибольший вклад в изучение ситуационной детерминации конфликта внес М. Дойч, который определяет конфликт как следствие объективного столкновения интересов противоположных сторон.

Менее стабильные образования идентифицируют с такими понятиями, как стратегии поведения в конфликте или стили поведения, реализующиеся через тактики и др. (В. Buuk, D. Schaap, M. Prevoo, 1990; P. Esser, S. Walker, F. Kurtzweil, 1991).

Общепринятыми считаются стратегии, обозначаемые как конфронтация, переговоры, компромисс, уход (М. Deutsch, 1973 и др.) или соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление (W.Thomas, 1976 и др.). Также добавляются проблемно-ориентированная стратегия или переговоры (М. Kolb, Т. Putnam, 1992; J. Pruitt, S. Rubin, 1968), стратегия привлечения третьей стороны, тоже понимаемая как способ ведения переговоров (thirdparty strategies), или стратегия посредничества. Различные ее модели в последнее время очень популярны (J. Rubin, L. Kressel, E. Frontera, Z. Butler, S. Fish, 1994).

Исследования, отнесенные ко второму подходу, представляют большую ценность тем, что, благодаря конкретному описанию чрезвычайно богатого арсенала поведенческих компонентов и конкретных ситуаций, дают богатейший материал для создания эмпирических индикаторов исследования и коррекции социального поведения (Н. В. Гришина, М. М. Кашапов, Б. И. Хасан).

Таким образом, необходимо отметить, что дискуссия о роли ситуативных и субъективных (диспозиционных) факторов в детерминации поведения субъекта в конфликте сохраняет свою актуальность. А. А. Реан предлагает исходить из принципа дополнительности действия ситуативных (обеспечивающих вариативность) и трансситуативных (обеспечивающих постоянство поведения) факторов, утверждая, что в большинстве случаев детерминирующими факторами являются личностные факторы, тогда как ситуативные играют роль модулятора (определяя вариативность проявления личностных факторов). В некоторых, гораздо более редких, на его взгляд, случаях иерархия факторов может меняться (А. А. Реан, 1999).

«Синтетическая позиция, соединившая в общей формуле ситуационные и личностные детерминанты поведения, однако, не имеет должной конкретизации, призванной помочь ответить на практические вопросы о реальной обусловленности поведения человека в тех или иных ситуациях», – отмечает Н. В. Гришина.

В объяснении социального поведения доминирует подход, сторонники которого стремятся понять закономерности такого поведения в терминах взаимодействия, реципрокного влияния, вклада и ситуационных, и диспозиционных детерминант (Е. Duval, P. Wickland, 1972,1973;

Эта комплексная модель реципрокного влияния, взаимодействующих вкладов ситуационных и диспозиционных детерминант социального поведения предполагает постоянное взаимовлияние между внутренними состояниями и характеристиками участников конфликта и их внешним конфликтом. Таким образом, причинная связь действует в обоих направлениях между внутренними характеристиками и внешним конфликтом скорее, чем просто от внутренних характеристик к природе конфликтного процесса. Именно поэтому участники продолжительного конфликтного процесса, кооперативного или конкурентного, часто имеют тенденцию в некоторых отношениях становиться зеркальными образами друг друга (R. Вrоnfenbrenner, 1961). Внутренние потребности участников конфликта могут порождать конфликтные отношения, которые, в свою очередь, могут генерировать потребности сторон, и в дальнейшем сохранять конфликт.


Вопросы для обсуждения


1. Чем обусловлены трудности изучения конфликтов на современном этапе?

2. В чем сущность конфликта как социально-психологического явления?

3. Какие объяснительные модели конфликтного поведения разрабатываются в конфликтологии?

Литература

1. АнцуповА. Я., Прошанов С. Л. Конфликтология: междисциплинарный подход, обзор диссертационных исследований. — М., 1997.

2. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб., 2000.

3. Леонов Н. И. Конфликтология: Учебное пособие. — М., 2002.

4. Конфликтология. Хрестоматия / Сост. Н. И. Леонов. — М., 2003.

5. Хасан Б. И. Конструктивная психология конфликта. — СПб., 2003.

    1. Каталог: book -> conflictology
      book -> –
      book -> Учебное пособие может быть использовано студентами, аспирантами, изучающими психологические, социальные, педагогические науки, а также педагогами, психологами, социальными работниками. Л. М. Шипицына, 2007 Издательство
      book -> Хайнц Хекхаузен Психология мотивации достижения
      book -> Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы Т. О. Гордеева
      book -> Книги и статьи о педагогике, психологии. Труды известных педагогов. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения
      book -> Сборник материалов III международной научно-практической конференции Екатеринбург 2011 ббк 448-951. 663. 1
      book -> Церебральный
      book -> Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика ранний и дошкольный воз­раст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в разви­тии. — М.: Гуманит изд центр владос, 1997. — 304 с
      conflictology -> Экзаменационные билеты по дисциплине «Конфликтология»


      Скачать 6,92 Mb.


      Поделитесь с Вашими друзьями:

методика многофакторного исследования личности Кеттела

Тест – методика многофакторного исследования личности Кеттела
Психодиагностика психолога в школе – Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Тест методика многофакторного исследования личности Кеттела создавалась типично по-американски: масштабы, время и средства на это были затрачены огромные. Изо всех словарей выбрали слова, описывающие состояния человека. По ним выявили основные качества личности и сформулировали вопросы, описывающие психические состояния. На сегодняшний день метод устоялся в рамках 16 факторов.


Опросник Кеттела содержит 187 вопросов. На них необходимо ответить: «да», «нет», «не знаю». Обработку данных производят с помощью «ключа». Полученное значение переводят в стены. 3атем строится график, на котором отмечаются крайние значения каждого фактора. Показателям в первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивают знак «-», а во второй половине (от 5,5 до 10) – знак «+». При интерпретации уделяют внимание самым высоким и самым низким показателям.
Тест исследует интеллектуальные, коммуникативные, эмоционально-волевые способности, а также тревожность, интроверсию (экстраверсию), чувствительность.
Существует сокращенный вариант теста Кеттела. Он содержит 79 утверждений. Испытуемому нужно брать один из трех вариантов ответа, указав букву а, в, или с.

Тест Keттeлa (сокращенный  вариант)
Бланк

1

2

3

4

5

6

7

Итог

Ср. значение

Пояснения

1авс

14авс

27авс

40авс

53авс

66авс

79авс

 

 

 

2авс

15авс

28авс

41авс

54авс

67авс

 

 

 

 

3авс

16авс

29авс

42авс

55авс

68авс

 

 

 

 

4авс

17авс

30авс

43авс

56авс

69авс

 

 

 

 

5авс

18авс

31авс

44авс

57авс

70авс

 

 

 

 

6авс

19авс

32авс

45авс

58авс

71авс

 

 

 

 

7авс

20авс

33авс

46авс

59авс

72авс

 

 

 

 

8авс

21авс

34авс

47авс

60авс

73авс

 

 

 

 

9авс

22авс

35авс

48авс

61авс

74авс

 

 

 

 

10авс

23авс

36авс

49авс

62авс

75авс

 

 

 

 

11авс

24авс

37авс

50авс

63авс

76авс

 

 

 

 

12авс

25авс

38авс

51авс

64авс

77авс

 

 

 

 

13авс

26авс

39авс

52авс

65авс

78авс

 

 

 

 

Вопросы
1. Если бы я сказал, что небо находится “внизу” и зимой “жарко”, я должен был бы назвать преступника:
а) бандитом;
в) святым;
с) тучей.
2. Когда я ложусь спать, я:
а) засыпаю быстро;
в) нечто среднее;
с) засыпаю с трудом.
3. Если бы я вел машину по дороге, где много других машин, я предпочел бы:
а) пропустить вперед большинство машин;
в) не знаю;
с) обогнать все идущие впереди машины.
4. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка:
а) верно;
в) трудно сказать;
с) неверно.
5. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть:
а) верно;
в) иногда;
с) нет.
6. Я скорее занимался бы:
а) фехтованием и танцами;
в) затрудняюсь сказать;
с) борьбой и баскетболом.
7. Меня забавляет, что- то, что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают об этом:
а) да;
в) иногда;
с) нет.
8. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь со всеми и вовсе не обижаюсь:
а) да;
в) не знаю;
с) нет.
9. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом:
а) верно;
в) не знаю;
с) неверно.
10. Мне больше нравятся новые способы в выполнении какой-то работы, чем придерживаться испытанных приемов:
а) верно;
в) не знаю;
с) неверно.
11. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи:
а) верно;
в) иногда;
с) нет.
12. Я думаю, что я менее чувствительный и менее возбужденный, чем большинство людей:
а) верно;
в) затрудняюсь сказать;
с) неверно.
13. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения:
а) верно;
в) не знаю;
с) неверно.

Конец 1-го столбца.

14. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу противоположности слова “неточный” – это:
а) небрежный;
в) приблизительный;
с) тщательный.
15. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо:
а) да;
в) трудно сказать;
с) нет.
16. Меня больше раздражают люди, которые:
а) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску;
в) затрудняюсь ответить;
с) создают неудобства для меня, опаздывая на установленную встречу.
17. Я думаю, что:
а) не все надо делать одинаково тщательно;
в) затрудняюсь сказать;
с) любую работу надо выполнять тщательно, если вы за нее взялись.
18. Мне всегда приходится преодолевать смущение:
а) да;
в) возможно;
с) нет.
19. Мои друзья чаще:
а) советуются со мной;
в) делают то и другое поровну;
с) дают мне советы.
20. Если приятель обманывает по мелочам, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его:
а) да;
в) иногда;
с) нет.
21. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю:
а) верно;
в) затрудняюсь ответить;
с) неверно.
22. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки:
а) да;
в) не знаю;
с) нет.
23. Если бы я одинаково хорошо умел то и другое, то я бы предпочел:
а) играть в шахматы;
в) трудно сказать;
с) играть в городки.
24. Мне нравятся общительные компанейские люди:
а) да;
в) не знаю;
с) нет.
25. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми:
а) да;
в) трудно сказать;
с) нет.
26. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне необходимо:
а) да;
в) иногда;
с) нет.

Конец 2-го столбца.

27. Какое слово не связано с другими:
а) “кошка”;
в) “близкое”;
с) “солнце”?
28. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:
а) раздражает меня:
в) нечто среднее;
с) не беспокоит меня совершенно.
29. Если бы у меня было много денег, то я:
а) позаботился бы о том, чтобы не вызвать к себе зависти;
в) не знаю;
с) жил бы, не стесняя себя ни в чем.
30. Люди должны больше, чем они делают сейчас, требовать соблюдения законов морали:
а) да;
в) иногда;
с) нет.
31. Мне говорили, что ребенком я был:
а) спокойным и мог оставаться один;
в) не знаю;
с) живым и подвижным.
32. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами:
а) да;
в) не знаю;
с) нет.
33. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них:
а) да;
в) трудно сказать;
с) нет.
34. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей:
а) верно;
в) не знаю;
в) неверно.
35. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать:
а) верно;
в) не знаю;
с) неверно.
36. В музыке, я наслаждаюсь:
а) маршами в исполнении военных оркестров;
в) не знаю;
с) скрипичными соло.
37. Я бы скорее предпочел провести летний месяц:
а) в деревне с одним или двумя друзьями;
в) затрудняюсь сказать;
с) возглавляя группу в туристическом лагере.
38. Усилия, затраченные на составление планов:
a) никогда не лишние;
в) трудно сказать;
с) не стоят этого.
39. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают меня и не огорчают:
а) неверно;
в) не знаю;
с) неверно.

Конец 3-го столбца.

40. Дом так относится к комнате, как дерево к:
а) к лесу;
в) растению;
с) листу.
41. То, что я делаю, у меня не получается:
а) редко;
в) иногда;
с) часто.
42. В большинстве дел я:
а) предпочитаю рискнуть;
в) не знаю;
с) предпочитаю действовать наверняка.
43. Мне больше нравится человек:
а) большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен;
в) трудно сказать;
с) со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам.
44. Я принимаю решения:
а) быстрее, чем большинство людей;
в) не знаю;
с) медленнее, чем другие люди.
45. На меня большое впечатление производят:
а) мастерство и изящество;
в) трудно сказать;
с) сила и мощь.
46. Я считаю, что я – человек, склонный к сотрудничеству:
а) да;
в) нечто среднее;
с) нет.
47. Я предпочитаю:
а) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам;
в) затрудняюсь сказать;
с) советоваться с друзьями.
48. Если человек не отвечает сразу же после того, как я что-нибудь сказал ему, то я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость:
а) верно;
в) не знаю;
с) неверно.
49. В школьные годы я больше всего получил знаний:
а) на уроках;
в) трудно сказать;  
с) читая книги.
50. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности:
а) верно;
в) иногда;
с) неверно.
51. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:
a) заняться другим вопросом;
в) затрудняюсь ответить;
с) еще раз попытаюсь решить этот вопрос.
52. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т.д., казалось бы, без видимой причины:
а) да;
в) иногда;
с) нет.

Конец 4-го столбца.

53. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд 1, 2, 3, 5, 6 будет:
а) 10;
в) 5;
с) 7.

54. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины:
а) да;
в) иногда или не знаю;
с) нет.
55. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту лишнее беспокойство:
а) да;
в) иногда;
с) нет.
56. На вечеринке мне нравится:
а) принимать участие в интересной работе;
в) затрудняюсь ответить;
с) смотреть, как люди отдыхают и просто отдыхать самому.
57. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут его услышать:
а) да;
в) иногда;
с) нет.
58. Если бы смог перенестись в прошлое, я бы больше хотел встретиться:
а) с Колумбом;
в) не знаю;
с) с Пушкиным.
59. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела:
а) да;
в) иногда;
с) нет.
60. Если люди думают обо мне плохо, я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным:
а) да;
в) трудно сказать;
с) нет.
61. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:
а) сразу же думаю, что у него плохое настроение;
в) не знаю;
с) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил.
62. Все несчастья происходят из-за людей:
а) которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов;
в) не знаю;
с) которые отметают новые, многообещающие предложения.

63. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости:
а) да;
в) иногда;
с) нет.
64. Аккуратные требовательные люди не уживаются со мной:
а) верно;
в) иногда;
с) нет.
65. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей:
а) верно;
в) не знаю;
с) неверно.

Конец 5-го столбца.

66. Если стрелки часов встречаются ровно через 65 минут, отмеренные по точным часам, то эти часы:
а) отстают;
в) идут правильно;
с) спешат.
67. Мне бывает скучно:
а) часто;
в) иногда;
с) редко.
68. Люди говорят, что мне нравится делать все своими оригинальными способами:
а) верно;
в) иногда;
с) нет.
69. Дома, в свободное время, я:
а) болтаю и отдыхаю;
в) затрудняюсь ответить;
с) занимаюсь интересующими меня делами.
70. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с новыми людьми:
а) да;
в) иногда;
с) нет.
71. Я считаю, что-то, что люди говорят стихами, можно точно так же выразить прозой:
а) да;
в) иногда;
с) нет.
72. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной:
а) да, в большинстве случаев;
в) иногда;
с) нет, редко.
73. Я думаю, что было бы интереснее быть:
а) натуралистом, работать с растениями;
в) не знаю;
с) страховым агентом.
74. Я подвержен беспричинному страху и отвращению по отношению к некоторым вещам, некоторым животным:
а) да;
в) иногда;
с) нет.
75. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир:
а) да,
в) трудно сказать;
с) нет.
76. Я предпочитаю игры:
a) где надо играть в команде или иметь партнера;
в) не знаю;
с) где каждый играет сам за себя.
77. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны:
а) да;
в) иногда;
с) нет
78. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время ощущаю тревогу и страх:
а) да;
в) иногда;
с) нет.

Конец 6-го столбца.

79. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?
а) двоюродным братом;
в) племянником;
с) дядей.

14с

27в

40с

53а

66с

79в

2ав

15ав

28вс

41ав

54вс

67вс

 

3вс

16вс

29вс

42ав

55вс

68ав

 

4ав

17вс

30ав

43вс

56ав

69вс

 

5ав

18вс

31вс

44ав

57ав

70вс

 

6ав

19ав

32вс

45ав

58вс

71вс

 

7ав

20вс

33вс

46вс

59ав

72ав

 

8вс

21ав

34ав

47ав

60вс

73ав

 

9вс

22ав

35вс

48ав

61вс

74ав

 

10ав

23ав

36вс

49вс

62вс

75ав

 

11ав

24вс

37ав

50ав

63вс

76вс

 

12ав

25ав

38ав

51вс

64вс

77вс

 

13ав

26вс

39вс

52ав

65вс

78ав

 

3а ответы а – 2 балла, в – 1 балл, с – 2 балла. Баллы необходимо суммировать по каждой горизонтальной строке (фактору).

 

Обозначение

Среднее
значение

На 1 – 1,5 балла
ниже среднего

На 1 – 1,5 балла
выше среднего

В

4,05

Интеллект: конкретный

Абстрактное мышление

С

7,5

Эмоциональная неустойчивость

Эмоциональная стабильность

Е

5,5

Подчиненность, застенчивость

Доминантность, самоуверенность, авторитарность

G

7,8

Приспособляемость, беспринципность, подверженность влиянию случая, асоциальным действиям

Принципиальность, придерживается правил поведения, морали

H

7,7

Робость, осторожность, сдержанность

Смелость, склонность к риску, легко переносит жизненные препятствия

I

7,8

Жёсткость, самоуверенность, практичность

Мягкость, зависимость, чувствительность, мечтательность, непрактичность

L

4,3

Доверчивость, уживчивость, легко ладит с людьми

Подозрительность, эгоистичность, осторожность

N

5,5

Прямолинейность, естественность, простота, сентиментальность

Хитрость, расчетливость, искушенность, проницательность

O

6,58

Спокойствие, уверенность в себе, жизнерадостность

Тревожность, депрессивность

Q1

8,1

Консерватизм, придерживается установившихся понятий, принимает их на веру

Радикализм, тяга к новому, критически настроенный. Аналитически мыслящий

Q2

5,7

Конформизм, зависимость от группы

Независимость, предпочитает собственное решение, не считается с общественным мнением

Q3

6,3

Недисциплинированность, плохой самоконтроль, подчинён собственным страстям

Высокий контроль своих эмоций и поведения, точность в выполнении социальных требований

Q4

6,0

Расслабленность, вялость, спокойствие, лень

Высокая активность, напряженность, деятельность

Времена года, равноденствие и солнцестояние

Кливленд, Огайо

Служба прогнозов погоды

Только два раза в году ось Земли не наклонена ни к Солнцу, ни от него, что приводит к «почти» равное количество дневного света и темноты на всех широтах. Эти события называются равноденствиями. Слово равноденствие происходит от двух латинских слов: aequus (равный) и nox (ночь). На экваторе солнце находится прямо над головой в полдень в эти два равноденствия. «Почти» равные часы дня и ночи происходят из-за преломления солнечного света или искривления световых лучей, из-за которого солнце появляется над горизонтом, когда фактическое положение солнца находится ниже горизонта. Кроме того, дни становятся немного длиннее в более высоких широтах (на расстоянии от экватора), потому что солнцу требуется больше времени, чтобы восходить и садиться. Следовательно, в день равноденствия и в течение нескольких дней до и после равноденствия продолжительность дня будет колебаться от примерно 12 часов и шести с половиной минут на экваторе до 12 часов и 8 минут на 30-м градусе широты, до 12 часов. и 16 минут на 60 градусах широты.

Летнее солнцестояние происходит в тот момент, когда угол наклона Земли к Солнцу или от него достигает максимального значения. Поэтому в день летнего солнцестояния солнце появляется на самой высокой высоте с полуденным положением, которое очень мало меняется в течение нескольких дней до и после летнего солнцестояния. Летнее солнцестояние происходит, когда солнце находится прямо над тропиком Рака, который расположен на 23,5° северной широты и проходит через Мексику, Багамы, Египет, Саудовскую Аравию, Индию и южный Китай. В каждом месте к северу от тропика Рака солнце находится в самой высокой точке неба, и это самый длинный день в году.

День зимнего солнцестояния знаменует собой самый короткий день и самую длинную ночь в году. В Северном полушарии это происходит, когда солнце находится прямо над тропиком Козерога, который расположен на 23,5 ° к югу от экватора и проходит через Австралию, Чили, юг Бразилии и север Южной Африки.

 

Полный список дат зимнего и летнего солнцестояния, а также весеннего и осеннего равноденствий до 2025 года можно найти на этом сайте Военно-морской обсерватории США. Альтернативная текстовая ссылка находится здесь.


Все мы знаем, что Земля совершает полный оборот вокруг Солнца каждые 365 дней, следуя по эллиптической орбите. Это означает, что расстояние между Землей и Солнцем, составляющее в среднем 93 миллиона миль, меняется в течение года. В первую неделю января Земля приближается к Солнцу примерно на 1,6 миллиона миль. Это называется перигелием. Афелий, или точка, в которой Земля находится на расстоянии около 1,6 миллиона миль от Солнца, приходится на первую неделю июля. Этот факт может показаться противоречащим тому, что мы знаем о временах года в Северном полушарии, но на самом деле разница несущественна с точки зрения климата и НЕ является причиной того, что у нас есть времена года. Времена года вызваны тем, что Земля наклонена вокруг своей оси на 23,5°. Ориентация наклона относительно пространства не меняется в течение года; таким образом, Северное полушарие наклонено к солнцу в июне и от него в декабре, как показано на рисунке ниже.


Существует отставание между самым длинным днем ​​​​в году и самыми высокими средними температурами для большинства мест в средних и высоких широтах.

В северной части Огайо/Северо-Западной Пенсильвании максимальная дневная температура наблюдается почти на 3 недели позже, в середине июля. Подобно тому, как самая теплая часть дня обычно наступает через несколько часов после полудня, когда солнце находится в самой высокой точке неба, так и самая теплая часть лета отстает от летнего солнцестояния. Это отставание связано со временем, необходимым для нагревания почвы и воды. Средняя температура продолжает расти до тех пор, пока солнце не опустится ниже в небе. Хотя эффект очевиден на графике дневной температуры, его легче увидеть, если посмотреть на изменения среднемесячной температуры. В Кливленде июль в среднем на 3,3°F выше, чем июнь, а август также теплее июня на 2,8°F, хотя продолжительность дней в августе значительно меньше, чем продолжительность дней в июне.

Солнце и времена года

Понимание астрономии: Солнце и времена года

Для тех из нас, кто живет на Земле, самым важным астрономическим объектом на сегодняшний день является Солнце. Дает свет и тепло. Его движения по нашему небу вызывают день и ночь, смена времен года и разнообразный климат Земли.

Ежедневное движение Солнца

Мультиэкспозиция Фото заходящего солнца, показывая, что оно следует за тем же диагональный путь, который прошла бы звезда, если смотреть с середины северной широты. Эта фотография был сделан 21 июня, когда солнце садилось значительно севернее строгого запада.

В любой день солнце движется по нашему небу так же, как звезда. Он восходит где-то вдоль восточного горизонта и заходит где-то на западе. Если вы живете на средней северной широте (большая часть Северной Америки, Европы, Азии и северной Африки) вы всегда видите полуденное солнце где-то на южном небе.

Но по прошествии недель и месяцев вы заметите, что движение солнца не совсем как у любой звезды. Во-первых, солнцу требуется целых 24 часа, чтобы полностью оборот вокруг небесной сферы, а не всего 23 часа 56 минут. Для очевидного причинам, мы определяем наш день на основе движения солнца, а не звезд.

Кроме того, расположение пути солнца по небу меняется в зависимости от времени года, как показано на сгенерированном компьютером изображении ниже, на котором показано восточное небо, наблюдаемое с середины северной широта.

Это имитация изображение с мультиэкспозицией показывает путь восходящего солнца по восточной части неба утром 21 числа. каждого месяца, с декабря справа по июнь слева. Широта была установлен на 41° северной широты. (Распространение следов по мере их подъема представляет собой искажение, вызванное растяжением куполообразного неба на плоский полукруг.)

Солнце путь через остальную часть неба аналогично севернее в июне и южнее в декабре. Итого:

Кажется, что солнце движется вместе с небесной сферой в любой день, но следует по разным кругам в разное время года: севернее всего в июне солнцестояния и самый южный в декабрьское солнцестояние. В дни равноденствия солнце путь проходит по небесному экватору.

  • В конце марта и конце сентября (в дни «равноденствий») путь солнца следует небесный экватор. Затем он восходит прямо на восток и заходит прямо на запад. Точный даты равноденствий меняются из года в год, но всегда около 20 марта и 22 сентября.
  • После мартовского равноденствия траектория движения Солнца постепенно смещается на север. К июню солнцестояние (обычно 21 июня), солнце восходит значительно севернее строгого востока и заходит значительно севернее строгого запада. Для средне-северных наблюдателей полуденное солнце все еще к югу, но намного выше в небе, чем в дни равноденствий.
  • После июньского солнцестояния путь солнца постепенно смещается на юг. К сентябрю равноденствия, его путь снова проходит по небесному экватору. Затем продолжается дрейф на юг. до Декабрьское солнцестояние (обычно 21 декабря), когда солнце восходит значительно южнее строго на восток. и заходит значительно южнее прямо на запад. Для среднесеверных наблюдателей полуденное солнце довольно низко на южном небе. После декабрьского солнцестояния путь солнца смещается на север. снова, возвращаясь к небесному экватору к мартовскому равноденствию.

На рисунке показаны три ежедневных пути Солнца по небесной сфере, опять же, как видно наблюдатель на 41° северной широты. В дни равноденствия ровно половина солнечного круга путь лежит выше горизонта. Но обратите внимание, что в июне значительно больше половины круг над горизонтом, а в декабре значительно меньше половины круга видно. Вот почему, если вы живете на севере, в июне у вас больше светового дня. (летом), чем в декабре (зимой).

Вопрос: Если ваша широта 41° северной широты, каков угол (в градусах) между полуденным солнцем и вашим южным горизонтом в мартовское или сентябрьское равноденствие?

Проверьте свой ответ: 49 Хороший! (180 минус 90 минус 41) Нет, используйте диаграмму выше и помните свою геометрию.

Времена года

Дополнительные часы дневного света — одна из причин, почему летом теплее, чем зимой. Но есть еще одна причина, еще более важная: угол полуденного солнца. Уведомление от на иллюстрациях выше видно, что полуденное солнце намного выше в июне, чем в декабре. Это означает что в июне солнечные лучи падают на землю более прямо. В декабре, наоборот, такое же количество энергии рассеивается на большей площади земли:

Интенсивность солнечного света, падающего на землю, зависит от угла наклона солнца. в небе. Когда солнце находится под меньшим углом, такое же количество энергии распространяется на большую площадь земли, поэтому земля нагревается меньше. Углы здесь показаны полуденное солнце на 41° северной широты.

Существует распространенное заблуждение, что лето теплее зимы, потому что солнце ближе к нам летом. На самом деле расстояние до Солнца почти не меняется — и в на самом деле, солнце оказывается ближе всего к нам в январе. Опять сезонные изменения. в климате вызваны различными угол солнечных лучей вместе с разное количество времени, в течение которого солнце находится над нашим горизонтом.

Солнце на небесной сфере

Хотя мы никогда не видим солнце и звезды одновременно, это не особенно трудно выяснить, с какими звездами и созвездиями находится солнце на любой данный день: Просто посмотрите на созвездия на востоке незадолго до восхода солнца, или созвездия на западе немного после захода солнца и учитывайте угол наклона солнца ниже вашего горизонта.

Эклиптика — большой круг на небесной сфере, наклоненный на 23,5° с относительно небесного экватора. Его ориентация по отношению к нашему горизонту меняется как сфера вращается вокруг нас каждый день. Его ориентация показана здесь в полдень в декабря и в полночь в июне.

Если вы нанесете ежедневное положение солнца на карту звездного неба или небесного глобуса, вы обнаружите, что он постепенно очерчивает большой круг, называемый эклиптикой. Итак, эклиптика — это воображаемый круг. вокруг небесной сферы с центром на нас, которая отмечает все возможные положения солнца по отношению к созвездиям. Каждый день, поскольку солнце светит на четыре минуты дольше, чем созвездий, чтобы вращаться вокруг нас, он ползет примерно на один градус на восток по эклиптика. Он завершает круг ровно за один полный год (365,24 дня).

Эклиптика пересекает небесный экватор в двух противоположных точках, где находится Солнце. в равноденствия. Но эклиптика наклонена под углом 23,5° по отношению к небесному светилу. экватору, поэтому половина его находится в северном полушарии небесной сферы, а половина – в южном. Солнце достигает самой северной точки эклиптики в день июньского солнцестояния и достигает своего самая южная точка в день декабрьского солнцестояния.

Созвездия зодиака — это просто те, которые расположены вдоль эклиптики. Традиционно их 12: Рыбы, Арес, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог и Водолей. По мнению современного чиновника границы созвездия, однако, большая часть Скорпиона на эклиптике фактически находится в соседнем созвездии Змееносца.

На этой 360-градусной карте всей небесной сферы растянут северный небесный полюс через верхний край и южный небесный полюс через нижний край. Небесный экватор отмечен синим цветом, а 12 созвездий зодиака обведены контуром. Эклиптика, показанная желтым цветом отмечен годовой путь Солнца среди звезд. В день мартовского равноденствия солнце находится в крайний справа, в Рыбах. Солнце смещается влево примерно на один градус в день, перемещаясь сначала в северную половину неба, а затем, после сентябрьского равноденствия, в южную половину.

Солнце с разных широт

Положение Солнца по отношению к звездам не зависит от ваше место наблюдения на Земле, так что теперь вы знаете достаточно, чтобы понять, как солнце выглядит перемещаться по небу из других мест.

Если вы путешествуете на восток или запад, вы увидите, что солнце восходит и заходит раньше или позже, соответственно. так же, как звезда. Опять же, мы частично компенсируем это, установив наши часы на разные часовые пояса.

Если вы путешествуете на север или юг, дневное движение солнца остается таким же, как движение звезды. видно с вашей широты. Так, например, в дни равноденствий Солнце все еще движется по небесному экватору, а в дни равноденствий в дни солнцестояния солнце следует по кругу, который лежит на 23,5 ° северной широты (в июне) или южной (в декабре) небесного экватора. Если вы можете визуализировать пути звезд на этих частей небесной сферы, то вы можете визуализировать ежедневный путь солнца.

Итак, например, когда вы едете на север от Юты, вы увидите, что полуденное солнце становится ниже и ниже в южном небе. В конце концов вы придете к широте, где полуденное солнце в декабрьское солнцестояние лежит на вашем южном горизонте; на этой широте, на 23,5° ниже Северный полюс называется Арктический круг. К северу от полярного круга будут дни вокруг декабрьского солнцестояния, когда солнце никогда не восходит. Что немного менее очевидно, так это то, что за полярным кругом в июне солнцестояние, солнце никогда не заходит — оно лишь касается северного горизонта в полночь (см. иллюстрацию ниже). Еще севернее будет все больше и больше темных дней зимой и непрерывных солнечный свет летом. На Северном полюсе солнце шесть раз подряд находится над горизонтом. месяцев (с марта по сентябрь), вращаясь по горизонтальным кругам, достигая максимума высота 23,5° над горизонтом в день июньского солнцестояния.

Когда вы путешествуете на юг в северном полушарии, полуденное солнце становится выше и выше. Первое качественное изменение происходит на 23,5° широты, где полуденное солнце в июньское солнцестояние проходит прямо над головой. Эта широта называется Тропик Рака. Южнее, в так называемых тропиках, полуденное солнце появится на -м северном -м небе. в течение периода времени вокруг июньского солнцестояния. На экваторе полуденное солнце прямо над головой в дни равноденствий. А после того, как вы пройдете 23,5° южной широты (т. Тропик Козерога), полуденное солнце всегда на севере. Гораздо южнее находится полярный круг, где солнце никогда полностью не восходит в июньское солнцестояние и никогда не заходит в декабрьское солнцестояние. Исследователи на Южном полюсе имеют непрерывный световой день с сентября по март и непрерывный ночь (включая сумерки) с марта по сентябрь.

Полярный и Южный полярные круги отмечают максимальную досягаемость солнечных лучей на солнцестояния. Тропики Рака и Козерога отмечают места где лучи полуденного солнца перпендикулярны земле в дни солнцестояния. (Изображение Земли адаптировано из данных НАСА с использованием данных Джона Уокера. Зритель Земли и Луны.)

Эти географические вариации угла наклона солнца над горизонтом также объясняют основные географические вариации климата Земли. Арктика и Антарктика почти всегда холодно — даже летом, когда они получают 24 часа солнечного света в день — потому что угол солнца над горизонтом никогда не бывает очень высоким. А в тропиках почти всегда тепло, даже хотя они никогда не получают более 12 часов солнечного света в день, потому что полуденное солнце всегда так высоко в небе. В средних широтах обычно жаркое лето и прохладное или холодные зимы, называются умеренные зоны . Северный умеренный пояс лежит между Тропик Рака и Северный полярный круг, а южная умеренная зона (где времена года перевернуты) лежит между тропиком Козерога и Южным полярным кругом.

Вопрос: Если вы живете за Полярным кругом, какой максимальный угол наклона солнца над горизонтом (в градусах)?

Проверьте свой ответ: 47 Верно! (в полдень июньского солнцестояния) Нет, попробуйте вычислить угол по приведенной выше диаграмме.

Размер и цвет Солнца

Помимо положения солнца на небе, мы также можем легко измерить его видимое размер и цвет его света. Результаты могут вас удивить.

Простой, но небезопасный способ оценить видимый размер солнца — поднять мизинец. к нему. Проблема в том, что солнце настолько яркое, что прямой взгляд на него может повредить глаза. Тем не менее, если вы подождете, пока солнце не будет сильно затемнено облаками или дымкой, вы можете уйти с очень быстрый взгляд. Затем вы обнаружите, что угловая ширина Солнца составляет примерно половину ширины вашего мизинец на расстоянии вытянутой руки, то есть всего около половины градуса!

Гораздо более безопасный способ измерить видимый размер Солнца — это самодельный пинхол проектор.

Поскольку солнце такое яркое, большинство людей с удивлением узнают, что его угловая ширина всего полградуса. Полный круг составляет 360 градусов, поэтому потребуется около 720 солнц, выстроенных бок о бок, окружить тебя полным кругом.

Угловой размер Солнца не зависит от того, где на небе мы его видим. Обычная оптическая иллюзия, однако делает солнце больше когда оно близко к нашему горизонту. Это потому, что мы тогда сравнивая его размер с размерами других удаленных объектов на горизонте. Когда солнце высоко в небе, с другой стороны, мы обычно сравниваем его размер с размером всего неба. В любом случае легко проверьте сами, что измеренный угловой размер солнца всегда одинаков.

Кажется, что цвет солнца также меняется в зависимости от его положения на небе, становясь желто-оранжевый, а иногда даже красный, когда оно близко к горизонту. Когда солнце высоко в небе, оно появляется по существу белый – хотя это трудно увидеть, потому что гораздо труднее (безопасно) выглядеть на солнце в это время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *