Донатас банионис скончался – Донатас Банионис – биография, фото, личная жизнь, фильмография, смерть

Донатас Банионис – биография, фото, личная жизнь, фильмография, смерть

Биография

Донатас Банионис – один из самых известных актеров советских времен. Каждая роль, сыгранная Донатасом, навсегда осталась в памяти зрителей. На экране народный артист СССР менялся до неузнаваемости: любой его образ живой, уникальный и невероятно эмоциональный.

Детство и юность

Рос Донатас в Литве, в городе Каунасе, где и родился 28 апреля 1924 года. Отец Юозас Банионис также был рожден в Литве. Долгое время зарабатывал на жизнь шитьем, а затем ушел на службу в Кадетский корпус Русской императорской армии, прошел Первую мировую войну. Это оказало влияние на его политические взгляды: Юозас стал одним из известных революционеров-коммунистов.

Актер Донатас БанионисАктер Донатас Банионис

В 1919 году Юозаса арестовали за организованную забастовку, а затем отправили в ссылку за деятельность против власти. Банионис вернулся в Литву, продолжил работать портным. Во времена советской власти смог закрепиться на должности при администрации.

В Вилкавишкисе Юозас встретил Ону Блажайтите, которая впоследствии стала его женой и матерью двоих детей – дочери Дануты и Донатаса Баниониса. Но их брак распался, мать с Данутой покинули Каунас, а отец остался жить с Донатасом.

Донатас Банионис в молодостиДонатас Банионис в молодости

Донатас вспоминает, что с детства рос в атмосфере творчества и музыки. Родители тяготели к искусству и даже пели. Будущий актер обучался профессии керамиста в каунасской школе. Учебу он совмещал с посещением драматического кружка.

Родители относились к увлечениям сына с пониманием, но настаивали на другой профессии. Донатас не упускал возможности сыграть в театре и стать ближе к кино. Мечты о сцене и профессиональном актерском образовании не покидали его. Но в небогатой семье не было средств, чтобы оплатить обучение, поэтому это оставалось только мечтой.

Донатас БанионисДонатас Банионис

В 1940 году любительский коллектив под руководством режиссера Юозаса Мультиниса преобразовался в профессиональный театр, который вскоре обосновался в Паневежисе.

Донатас Банионис вступил в труппу в 1941 году. Он учился при городском театре и в это время примерял на себя сотни ролей. Банионис играл в спектаклях по произведениям Николая Гоголя, Антона Чехова, Николая Островского, Пьера Бомарше.

Фильмы

Впервые на экранах зритель увидел Донатаса Баниониса в 1959 году. Он сыграл роль Дауса в фильме «Адам хочет быть человеком». В шестидесятые годы новость о том, что актеры театра Паневежиса стали сниматься в кино, взволновала кинематограф.

Донатас Банионис в фильме «Адам хочет быть человеком»Донатас Банионис в фильме «Адам хочет быть человеком»

Экранные роли давались Донатасу тяжелее, чем театральные. В одном из интервью он признался, что почувствовал себя актером кино, воплощая четвертый образ. Но имена некоторых героев всегда на слуху благодаря актерскому таланту Баниониса.

В 1965 году литовская киностудия выпускает картину «Никто не хотел умирать». Там Банионис появляется в роли Вайткуса. Этот образ считается одним из значимых в фильмографии актера. Фильм о «лесных братьях» завоевал популярность как в Литве, так и в СССР, принес славу режиссеру Жалакявичюсу.

Донатас Банионис в фильме «Никто не хотел умирать»Донатас Банионис в фильме «Никто не хотел умирать»

В 1968 году, после премьеры «Никто не хотел умирать», был выпущен черно-белый детектив «Мертвый сезон». Он состоял из двух частей. Раньше советский «Ленфильм» не выпускал подобные ленты, так что этот фильм стал первым в своем роде.

Смелый сюжет, построенный на реальных событиях, рассказывает о советских разведчиках в военное время. Прообраз главного героя Константина Ладейникова, – разведчик Конон Молодый. Режиссер отдал предпочтение Донатасу Банионису из-за внешнего сходства. Савва Кулиш целенаправленно искал человека, который хоть отдаленно похож на Конона.

Донатас Банионис в фильме «Мертвый сезон»Донатас Банионис в фильме «Мертвый сезон»

Роль Донатас сыграл прекрасно, но озвучивать его пригласили Александра Демьяненко. Задумка не предусматривала никакого акцента – только чистый русский. Вокруг «Мертвого сезона» ходило много разговоров. Владимир Познер после собственного расследования согласился с достоверностью информации, показанной в картине.

Драма Андрея Тарковского «Солярис», снятая по роману Станислава Лема в 1972 году, еще один шедевр советского кинематографа. Донатас Банионис в роли Криса Кельвина отправляется на планету Солярис, чтобы изучить разумную жизнь чужой земли.

Донатас Банионис в фильме «Солярис»Донатас Банионис в фильме «Солярис»

Тарковский говорил, что основой фильма является нравственность. Картина дает пищу для ума. На одном из Каннских фестивалей «Солярис» получил Гран-при.

Донатас Банионис появился более чем в пятидесяти фильмах. Ему приходилось изображать трагедию, разыгрывать комедию и соответствовать строгой классике. 1978 год ознаменовался еще одной крупной ролью актера: он сыграл Чинкова в фильме «Территория».

Донатас Банионис в фильме «Территория»Донатас Банионис в фильме «Территория»

В 1980 году Банионис стал главным режиссером театра в Паневежисе и оставался на этой должности восемь лет. Следующая роль досталась актеру в 1992 году в фильме «Без улик».

Упорным трудом Банионис заработал премию «За лучшую мужскую роль». В 1999 году вышел последний фильм с участием Донатаса Баниониса «Двор». Несмотря на постоянные съемки, актер не оставлял театр. Он активно участвовал в постановках, а после назначения на роль режиссера взвалил на плечи заботы о театре.

Личная жизнь

Донатас Банионис женился на актрисе театра Паневежиса Оне Конкулевичюте. В браке жена родила двоих детей. Сын Огидиюс не стал повторять актерскую судьбу отца. Его ждала слава на другом поприще: он удачно занимался гуманитарными науками, историей. Рано умер, поэтому награду за достижения в области науки получил посмертно.

Донатас Банионис и его семьяДонатас Банионис и его семья

Раймундас – выпускник ВГИКа, создатель кинокомпании UAB LINTEK. Снимает документальные фильмы и рекламные ролики. По образованию Раймундас режиссер, и на его счету уже есть несколько картин.

В браке с супругой Банионис прожил 60 лет. Смерть жены стало серьезным ударом для актера. Шесть лет одинокой жизни он болел.

Смерть

В 2014 году, в сентябре, пожилой Банионис попадает в больницу. Слабое сердце перестало биться – у актера случился инфаркт. Сообщалось, что до этого у Баниониса летом уже была клиническая смерть. Тогда Донатаса удалось спасти.

4 сентября 2014 года он скончался в больнице. Актеру было 90 лет. Семья Баниониса принимала соболезнования от многочисленных поклонников и от президента Литвы.

Могила Донатаса БанионисаМогила Донатаса Баниониса

От имени литовского народа Даля Грибаускайте сообщила, что потеря великого актера невосполнима для страны. Благодаря Банионису Литва прославилась в мире кинематографа.

Банионис прожил долгую жизнь, в крепком браке, с любимой работой. В его биографии не наблюдалось кризисов. Трудолюбие Донатаса и постоянная тяга к знаниям способствовали становлению сильной и талантливой личности.

Фильмография

  • 1959 – «Адам хочет быть человеком»
  • 1963 – «Хроника одного дня»
  • 1965 – «Никто не хотел умирать»
  • 1968 – «Мертвый сезон»
  • 1970 – «Король Лир»
  • 1971 – «Красный дипломат»
  • 1972 – «Солярис»
  • 1972 – «Капитан Джек»
  • 1973 – «Открытие»
  • 1978 – «Территория»
  • 1980 – «Факт»
  • 1985 – «Крик дельфина»
  • 1992 – «Без улик»

24smi.org

«Да кто ты такой, Банионис?»

Актер жаловался на здоровье последние 10 лет назад. В 2008-м в связи с серьезными проблемами с сердцем он проходил курс лечения, в результате которого ему был установлен кардиостимулятор.

В июле 2014 года состояние актера стало стремительно ухудшаться. Родственники не афишировали этим, однако, в конце концов, были вынуждены признаться, что Донатас уже в реанимации.

Кадр из фильма “Никто не хотел умирать”.

– Состояние отца стабильно плохое, он лежит в больнице. Он нас узнает, но… Вот очень интересно происходит, мозг так отбирает информацию. Отец сейчас живет в те времена, когда ему было очень хорошо. Когда человек переживает клиническую смерть, часть клеток мозга умирает. Поэтому человек может быть вообще как овощ, или может быть нормальным. Так вот, отец нормальный. Но когда он разговаривает со мной, например, спрашивает: «Где мама?». А мама умерла шесть лет назад. Он спрашивает: «Куда она вышла?». То есть он вроде бы со мной, а вроде бы и нет. Потом, он все время куда-то собирается. Говорит: «Я поеду в Москву, я поеду в Голливуд, на море». Он живет в том периоде, у него все путается. Но физически он ничего, держится. Хотя с постели не встает и находится в больнице в Вильнюсе, – рассказывал сын известного актера известный литовский режиссер Раймундас Банионис (читайте далее).

По всей видимости, сердце актера все-таки не выдержало нагрузки. На 91-м году жизни он скончался.

Скороспостижного ухода из жизни легендарного актера никто не ждал. Находясь на лечении в прошлом году, Банионис пережил клиническую смерть, однако врачам удалось отстоять жизнь мастера.

Накануне своего 90-летия он даже как-то воспрял духом. А за пару недель до круглой даты в прессе появились слухи, что он, якобы, собирался официально сочетаться браком со своей давней и преданной поклонницей – 52-летней Ольгой Рябиковой, проживающей в Минске.

Кадр из фильма “Солярис”.

Однако в интервью «КП» Донатас Банионис тогда заявил, что слухи о его женитьбе далеки от правды.

– Признаюсь, это забавно слышать. Мне 90 лет, а женщины все еще хотят за меня замуж? Фантастика! А если опять-таки серьезно: напишите, пожалуйста, поклонницам, что предложения руки и сердца я уже не принимаю. К сожалению, жених уже не в том возрасте, – рассказал актер.

Не так давно спецкор «КП» Галина Сапожникова брала интервью и у известного актера. Банионис жаловался на плохое здоровье, отказывался сниматься в кино и признавался, что скучает по российским поклонникам.

«В России меня любят. А в Литве я слышу: «Да кто ты такой, Банионис?»

Галина САПОЖНИКОВА

– Я не хочу в очередной раз вспоминать Советский Союз, но вот скажите, вы, как актер – почувствовали сужение пространства обожания после того, как вы стали жить в независимой Литве? Все-таки миллионы ваших поклонников остались за границей.

Автограф Баниониса для читателей “Комсомолки”.

– Недавно я пошел в какое-то учреждение по делам. Там женщина сидит. Смотрит и спрашивает – кто вы такой? Банионис. Да кто ты такой – Банионис? Я и ушел. Ну, что поделать – она, видимо, не смотрит кино. В России так не было бы. Там только зайдешь в троллейбус, так сразу: ой, ой, садитесь, садитесь. Я могу и сам билет купить, но это как бы показывает уважение.

– В России давно были в последний раз? – Давно. Я никуда не выезжаю. Хотя до этого ездил много, в Европе точно нет страны, где не был. В Японии два раза, в Америке девять . – Пожелайте чего-нибудь вашим российским обожателям и передам им от вас самый свежий привет.

– Самую большую благодарность за то, что меня там до сих пор помнят. Где бы я ни был бы в России – в Питере, Москве или в Горьком – все меня узнавали. Значит, моя миссия, как художника, не пропала даром, а оставила смысл. Где-то в душе у людей остались мои роли и мои мысли. Около 80 фильмов, если посчитать… «Никто не хотел умирать» – первый фильм, где я получил всякие награды.

Потом «Берегись автомобиля», я там снимался рядом со Смоктуновским, который уже был звездой. Дальше «Мертвый сезон», потом «Король Лир», «Гойя», «Солярис». Я уже знал, что есть такой режиссер Тарковский. Но знал и то, что его фильм «Андрей Рублев» был запрещен. И когда приехал на пробы, попросил Андрея, чтобы он показал мне этот самый «Андрей Рублев». И он дал мне ключик и маленькое помещение, где просматривают киноматериалы – только, говорит, никому не говори, а то нас накажут. И я посмотрел… И так обрадовался – такое это для меня было достижение искусства кино, самое-самое высокое!… Но потом, уже после Каннского фестиваля, фильм разрешили и он пошел по всему миру. А когда меня надо было утверждать на эту роль, надо было получить разрешение из театра. Я попросил, чтобы нашему руководителю, Мильтинису этот фильм показали тоже. Пленку тайно привезли в Паневежис. После просмотра он молча вышел, ничего мне не сказав. На следующий день говорит – Донатас, поезжай, тут искусство высочайшего уровня… Так что в «Солярисе» я снимался, и Тарковский для меня был большим-большим счастьем. Ну а потом были другие фильмы: «Открытие», «Приключение принца Флоризеля», «Змеелов», «Пьющие кровь» с Мариной Влади. Если посчитать, всего 83 фильма. Последний вышел в 2010 году, литовский. Еще и не вышел, кажется, только отснялся.

– Вы говорите, что сниматься больше не хотите. А есть ли такая роль, которой вас можно было бы соблазнить? – Надо, чтобы дело того стоило… Если снимать будет кто-нибудь из режиссеров, которому я могу доверять, можно было бы и сняться. Но не кривляться только, не надо мне всего этого. Говорят, наш вкус безнадежно испорчен. Ну что поделать?… (читайте далее)

Кадр из фильма “Мертвый сезон”

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Народный артист СССР Донатас Банионис родился 28 апреля 1924 года. С детства он рос человеком творческим, посещал драматический кружок.

В 1941-м поступил в труппу только что созданного Юозасом Мильтинисом Паневежского театра, в котором проработал 60 лет. Наиболее известные его роли в «Макбете», «Гедде Габлер», «Смерти коммивояжера».

Всемирную кинематографическую славу ему принесла роль в фильме Витаутаса Жалакявичюса «Никто не хотел умирать» (1966), за котору актер получил первую Государственную премию СССР. В 1969-­м он снялся у Саввы Кулиша в «Мертвом сезоне», в 1971-­м у Григория Козинцева в «Короле Лире», в 1972­-м у Андрея Тарковского в «Солярисе», в 1975-­м у Михаила Швейцера в «Бегстве мистера Мак­Кинли».

В 2013 году Донатас Банионис стал лауреатом Национальной премии Литвы в области культуры и искусства.

В ТЕМУ

5 самых известных фильмов Баниониса

«Солярис»

«Никто не хотел умирать»

«Мертвый сезон»

«Бегство мистера МакКинли»

«Змеелов»

ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ ДОНАТАСА БАНИОНИСА «КОМСОМОЛКЕ»

Донатас Банионис: «Мне 90 лет, а женщины все еще хотят за меня замуж – фантастика!»

За свою продолжительную кинокарьеру Банионис сыграл шесть десятков ролей, и почти каждая – прямое попадание в зрительский нерв. Вайткус из «Никто не хотел умирать», разведчик Константин Ладейников из «Мертвого сезона», Крис Кельвин из «Соляриса», пастор из «Берегись автомобиля». Сегодня, к сожалению, Донатас Банионис от съемок отказывается, хотя предложения поступают. Говорит, здоровье уже не то, чтобы уезжать далеко от дома в Вильнюсе.

Сейчас Банионис растит четверых внуков, троих правнуков и не придает значения цифрам.

– Какой юбилей? – смеется Донатас, растягивая гласные в словах, подчеркивая литовский акцент. – Не знаю! А если серьезно: мне исполняется 90 лет. Но я никогда не придавал большого значения цифрам. Приглашать гостей не буду. Кому нужно, тот сам придет. Я же теперь никуда не выхожу, никуда не выезжаю, ничего не делаю. Так что застать меня дома может любой (читайте далее).

РЕАКЦИЯ

Был очень честен в профессии…

Анастасия ПЛЕШАКОВА

Известие о смерти Донатаса Баниониса ошеломила его коллег. Режиссера Римаса Туминаса печальная новость застала на гастролях в Улан-Удэ

– Ужасно, что это поколение актеров уходит, – признался Туминас. – Банионис, несмотря на свои регалии, награды и признание, был очень честен в профессии. Он был верен своему театру в Паневежисе, в который пришел работать еще в начале 40-х годов. После ухода на пенсию основателя театра Юозаса Мильтиниса, Банионис возглавил труппу не потому, что были руководящие амбиции, а потому, что театр иначе бы погиб, некому было ставить спектакли, актёры не репетировали. Он принял на себя эту ответственность, хотя ему было сложно работать в новое время, он сопротивлялся современной эстетике, не понимал ее, любил свое прошлое. Я думаю ментально он остался в том времени, которое ушло безвозвратно. Когда умер Мильтинис, Банионис не стал цепляться за должность, за свои роли, переехал к сыну в Вильнюс. Он прожил честную и красивую жизнь в любимой профессии.

Кинорежиссер Евгений Татарский снял Донатаса Баниониса в трех фильмах:

– Больше всего меня поражало в этом актере то, что он был абсолютным профи. Не помню случая, чтобы он вышел на площадку, не выучив текст, что нередко позволяют себе другие актеры. Мы снимали фильм “Пьющие кровь”. И там был кусок, который надо было говорить на старославянском языке. Банионису мучительно трудно было его учить, а некоторые слова вообще непонятны. Но к утру, когда начались съемки, он этот отрывок знал назубок. Несмотря на о то, что в кино его персонажей всегда озвучивали другие актеры из-за прибалтийского акцента Баниониса.

Кстати, на меня обиделся другой замечательный актер Михаил Глузский за то, что на роль Председателя в “Приключениях принца Флоризеля” я пригласил не его. Но внешне Банионис абсолютно подходил для этой роли: пухленький, внешне мягкий человек, а на самом деле “хладнокровный преступник”.

КСТАТИ

Режиссер Александр Бураевский о Банионисе: «Он очень хотел быть нужным, хотел работать»

Телесериал «Ленинград», вышедший на телеэкраны около семи лет назад, стал последней киноработой Донатаса Юозофовича. Уже тогда возраст и больное сердце актера давали о себе знать. О том, как протекали дни на съемках псоледних фильмов Баниониса, рассказал режиссер Александр Бураевский.

– Он был замечательный актер и работать с ним было очень интересно, – вспоминает режиссер Александр Буравский. – Хотя, роль была маленькая и, быть может, для актера его масштаба, не совсем значительная. Но мы были рады, когда Банионис согласился поучаствовать в фильме. Приехал пожилой человек, который часто забывал текст, медленно все схватывал. Путался даже в своих партнерах. Но мы не обращали на это внимание, потому что на пленке все равно получалась очень мощная фактура. Мастерство, как говорится, никуда не денешь. Несмотря на возраст, ум его оставался живым и ясным: всем интересовался вокруг, со всеми общался. Он очень хотел быть нужным, хотел работать. Ему все было интересно, он не потерял вкус к жизни. Ворчал, конечно же, немного. Но не жаловался. Ему нравилось работать среди молодежи. Все его знали, он чувствовал, что все к нему относятся с большим уважением. Упорством и трудолюбием он пытался преодолеть свой возраст и те проблемы, которые появляются у таких пожилых людей (читайте далее).

Сын Баниониса Раймундас: «Папу похоронят рядом с мамой…»

Он не отходил от отца все последние дни, пока тот лежал в клинике Вильнюса

О смерти знаменного актера нам сообщил его младший сын Раймундас. Они были самыми родными и близкими в жизни друг друга – жена Донатаса и мама Раймундаса Она Банионене умерла в 2008-м, а старший брат Эгидиюс не смог побороть рак и покинул их больше 20 лет назад.

Шесть лет назад после смерти супруги актеру установили кардиостимулятор. Но резкое ухудшение произошло в начале июля – проблемы с сердцем возобновились. Донатаса Юозофовича срочно перевезли в Вильнюс, где поместили в реанимацию. 17 июля Банионис пережил клиническую смерть. (читайте далее)

ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ

Проблемы со здоровьем у знаменитого актера появились еще десять лет назад

Мария РЕМИЗОВА

Съемки картины Аллы Суриковой «Только раз» Банионис переносил уже с большим трудом

– Донатас был из таких актеров, которые не играют, а живут, – вспоминает партнер Баниониса по фильму «Только раз» Сергей Никоненко. – Чувствовал он себя не очень хорошо. Жару он плохо переносил, а было жаркое лето, фильм “Только раз” снимали в каком-то подвале. Вроде бы играем в комедии, но за кадром Банионису было уже не до юмора. Годики давали о себе знать. Но он не жаловался. Сам в себе все переживал. Он был, как айсберг. Все, что мы видели снаружи – это совсем маленькая-маленькая часть. Старался каждую роль проживать подробно и искренне. Конечно, такие переживания отражаются на здоровье. Но, дай Бог, всем нам, как Банионису, прожить до 90 лет. Он прожил большую, красивую жизнь.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ ФОТОГАЛЕРЕЮ: Донатасу Банионису – 90!

ВОСПОМИНАНИЯ

Наталья Бондарчук: “Банионис хотел, чтобы его жену играла именно я”

Актриса и режиссер Наталья Бондарчук сейчас в Крыму на фестивале “Золотой Витязь”, как раз недалеко от тех мест, где проходили съемки фильма Андрея Тарковского “Солярис”. В этом фильме Донатас Банионис играл психолога, доктора Криса Кельвина, Наталья Бондарчук – материализовавшийся образ его погибшей жены Хари (читать далее)

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

Илья Резник выразил соболезнования в связи со смертью Баниониса

Артист ушел из жизни 91-м году

В четверг скончался известный литовский актер и режиссер Донатас Банионис. Артист был любимцем советских зрителей. Настоящей звездой он стал после фильма «Никто не хотел умирать». Затем была главная роль в легендарном «Солярисе» Тарковского.

Свои соболезнования близким режиссера выразил поэт Илья Резник.

– Это, конечно, очень грустная новость, что ушел от нас великий актер. К сожалению, мы вспоминаем о них только когда они уходят. Мы забываем часто о том, как они жили, в каких условиях. (читайте далее)

Путин: Смерть Донатаса Баниониса – это огромная утрата

Российский лидер отметил артиста как человека выдающегося, яркого и неординарного

Президент России Владимир Путин направил соболезнования по поводу смерти литовского актера Донатаса Баниониса его сыну – Раймундасу.

В письме российский лидер отметил его как человека выдающегося, яркого и неординарного. По сего словам, это огромная утрата для народа Литвы, для миллионов людей в разных странах. (читайте далее)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Генеральный директор театра «Балтийский дом»: Донатас Банионис был гениальным, страстным и неравнодушным

– Да, я уже знаю, мне сын позвонил, – горько вздохнул Сергей Григорьевич. – Я потерял родного, близкого человека, – говорит Шуб. – Мы с Банионисом знакомы с 1975 года, практически сорок лет. Познакомились, когда в Ленинград впервые приехал из Литвы на гастроли Паневежский театр, где он был актером. Хочу отметить, что он был абсолютно гениальным театральным актером, а не только киношным, как все знают. Помню его спектакли – «Пляска смерти» Стриндберга, «За дверью» борхерта. Повторяю, Банионис был выдающимся актером театра, о чем, к сожалению, сегодня знают гораздо меньше (читать далее)

ВЗГЛЯД С 6-ГО ЭТАЖА

Барометр Донатаса Баниониса всегда показывал “ясно”

Денис КОРСАКОВ

На 91-м году жизни сердце разведчика из «Мертвого сезона» не выдержало напряжения

Из всех прибалтийских актеров Донатас Банионис был в России, наверное, самым любимым. Может, потому, что ему в российском кино повезло больше всех: чтобы так говорить, достаточно вспомнить главные роли в «Мертвом сезоне» и «Солярисе». Плюс к этому – «Клуб самоубийц», «Змеелов», «Вооружен и очень опасен», «Бегство мистера МакКинли», «Кентавры», «Гойя», «Король Лир»… Даже крохотную, длящуюся чуть больше минуты сцену с жуликом-пастором в «Берегись автомобиля» («Все люди верят. Одни в то, что Бог есть, другие в то, что Бога нет») забыть трудно. (читайте далее)

Поделиться видео </>

Ушел из жизни Донатас Банионис.Актер скончался на 91-м году жизниДарья БУЛАТОВА

www.kp.ru

Скончался актер Донатас Банионис – Культура

ВИЛЬНЮС, 4 сентября. /ИТАР-ТАСС/. Народный артист СССР Донатас Банионис скончался в возрасте 90 лет. Об этом сообщил литовский интернет-портал Delfi.lt.

По словам сына актера Раймундаса, два дня назад у Баниониса произошел инсульт. “Я только что об этом узнал, еду в Вильнюс. Могу лишь сказать, что он умер в больнице”, – сказал сын артиста.

В апреле текущего года Банионису исполнилось 90 лет. В июле он пережил клиническую смерть, но врачам удалось спасти актера.

Роли Баниониса на сцене и в кино

Донатас Банионис родился 28 апреля 1924 года в Каунасе. Во время учебы в ремесленном училище посещал драматический кружок. В 1939 году кружок возглавил режиссер Юозас Мильтинис. Он создал театр в Паневежисе. В труппу вошли 10 человек из каунасского драмкружка, в том числе Донатас Банионис.

Мы все помнили и любили Донатаса Юозовича, ценили его талант, удивительное актерское мастерство и личное обаяние, неповторимые работы в театре и кино

Владимир Путин

президент РФ

Это был великий актер, гениальный. Мы общались всю жизнь, дружили. И я не могу представить, что его больше нет

Наталья Белохвостикова

актриса

Госпремией был отмечен фильм “Бегство мистера Мак-Кинли” в 1977 году с участием актера. В 1973 году Банионис получил звание Народного артиста Литовской ССР, а в 1974 году – Народного артиста СССР.

Он удостоен одной из высших наград Литвы – ордена Гедиминаса III степени. В 1999 году за заслуги в развитии российского киноискусства и деятельность по укреплению международных культурных связей Банионис был награжден орденом Дружбы, а в 2009 году – орденом Почета за вклад в развитие театрального и кинематографического искусства и многолетнюю творческую деятельность.

В декабре 2013 года артисту присуждена литовская премия в области культуры и искусства. Одной из последних работ Баниониса стала роль в российско-британском телесериале “Ленинград”.

Донатас Банионис. Биография

tass.ru

Скончался Донатас Банионис / Новости культуры / Tvkultura.ru

Известный литовский актер Донатас Банионис скончался в возрасте 90 лет. Об этом сообщил сегодня литовский интернет-портал. По словам сына актера Раймундаса, у актера два дня назад произошел инсульт.

Донатас Юозович родился 28 апреля 1924 года в Каунасе. В кинематографе дебютировал в 1959 году в роли Дауса в картине “Адам хочет быть человеком”. Впоследствии создал целый ряд образов, ставших  классикой советского киноискусства, в том числе – “Никто не хотел умирать” (роль Вайткуса, 1965), “Мертвый сезон” (Ладейников, 1968), “Солярис” (Крис Кельвин, 1972), “Гойя, или тяжкий путь познания” (Гойя, 1971), “Бегство мистера Мак-Кинли” (Мак-Кинли, 1975), “Бетховен – дни жизни” (Бетховен, 1976).
   
В начале 2002 года на российский телеэкран вышел сериал про детектива Ниро Вульфа, где Банионис сыграл главную роль. Одними из его последних работ в кино стали роль Старика в литовско-французской картине “Двор” (1999), фильм “Каунасский блюз” (2004), британско-российский телесериал “Ленинград” (2007). Всего актер сыграл более чем в 70 картинах. 

Банионис — народный артист СССР (1974), лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации “Премия за лучшую мужскую роль” (1966), лауреат Государственных премий СССР (1967, 1977). Он удостоен одной из высших наград Литвы — ордена Гедиминаса III степени. В декабре 2013 года артисту была присуждена литовская премия в области культуры и искусства. На театральной сцене Банионис сыграл около 100 ролей. 

Актер являлся членом фонда Юргиса Балтрушайтиса, цель которого — содействие культурным связям и расширению гуманитарного сотрудничества между Литвой и Россией.

Памяти Донатаса Баниониса телеканал “Россия-К” посвящает показ документального фильма из цикла “Острова”, в 22:15.

tvkultura.ru

Читайте также: 

Михаил Швыдкой глубоко скорбит о кончине Донатаса Баниониса

Наталья Белохвостикова – о Донатасе Банионисе

Все материалы темы>>>

tvkultura.ru

«Важнее всего — глубина личности». Ушёл из жизни актёр Донатас Банионис | Персона | Культура

4 сентября в Вильнюсе на 91-м году жизни скончался советский и литовский актёр Донатас Банионис, которого зрители помнят по ролям Криса в «Солярисе», Вайткуса в «Никто не хотел умирать» и Ладейникова в «Мёртвом сезоне».

Банионис родился в Каунасе в 1924 году и с детства тяготел к творчеству. Отец его был портным, и хотя вместе с женой и поддерживал начинания сына, но видел его в первую очередь ремесленником. Так Банионис поступил в училище, где изучал гончарное дело. Но тяга к искусству была столь велика, что 14-летний Донатас не мог удержаться от того, чтобы попробовать свои силы в театре. Но поначалу его туда не приняли, и тут не обошлось без удачи — в 1941 году друг познакомил Баниониса с известным театральным режиссёром Юозасом Мильтинисом, и тот принял юношу на должность актёра-кандидата. Впоследствии именно Мильтиниса Банионис на протяжении всей жизни называл своим учителем.

«Мой учитель Мильтинис всегда считал, что главное в актёре — это его личность. Чем глубже и одухотворённее личность — тем более достоверен создаваемый им образ, — говорил Банионис. — Мильтинис учил нас постоянно анализировать. Анализировать всё — прочитанные книги, увиденные спектакли, подсмотренные жизненные ситуации».

Именно тогда, в 40-е годы, Донатас Банионис заканчивает актёрскую студию при Паневежском театре Мильтиниса и становится профессиональным актёром. Вскоре он оказывается в кино: в 1947 году попадает в массовку на съёмках киноленты «Марите». Однако серьёзные роли он стал получать значительно позже — лишь в конце 50-х годов. А признание пришло к нему после фильма Витаутаса Жалакявичюса «Никто не хотел умирать», снятого в 1966 году. Лента рассказывает о периоде становления советской власти в Литве. Противники этого процесса пытались всячески ему препятствовать, в том числе и убийствами. Банионис сыграл Вайткуса, человека, заменившего убитого председателя одного из литовских сельсоветов. Именно он вынужден был дать отпор местной банде. Впоследствии «Никто не хотел умирать» был признан журналом «Советский экран» лучшим советским фильмом года. В Литве картину приняли неоднозначно, к тому же Банионис, по сути, встал на защиту советской власти, но со временем недовольство его позицией утихло.

Ленту Жалакявичюса Банионис считал одной из лучших в своей карьере. В этот ряд он также включил «Мёртвый сезон» Саввы Кулиша и «Солярис» Андрея Тарковского. Роль разведчика Ладейникова в вышедшем в 1968 году «Мёртвом сезоне» стала хрестоматийной и впоследствии заняла место в одном ряду с исполненным Вячеславом Тихоновым Штирлицем. Однако досталась она Банионису не сразу. На студии сочли литовца недостаточно красивым и не хотели его утверждать. Отстоять Баниониса удалось великому режиссёру Михаилу Ромму и прототипу Ладейникова — разведчику Конону Молодому.

Годом позже Банионис не затерялся в блестящем ансамбле «Красной палатки» Михаила Калатозова, где его партнёрами были Питер Финч, Шон Коннери, Клаудиа Кардинале, Юрий Визбор и другие выдающиеся актеры. Роль литовцу досталась небольшая, но сыграть её он сумел довольно ярко.

Три года спустя Баниониса в свою новую картину — «Солярис» — пригласил Андрей Тарковский. Но и тут, как и в «Мёртвом сезоне», всё оказалось не так просто. Предыдущая лента режиссёра — «Андрей Рублёв» — была запрещена и на экраны не выходила. Банионис же перед тем, как принять решение, попросил Тарковского дать ему тайно посмотреть «Рублёва». Увидев фильм, литовец был поражён. «Это уже не кино, а искусство», — говорил он впоследствии.

«Солярис» после выхода не был принят почти никем. Даже на Каннском кинофестивале, где он получил «Гран-при», награду фильму, считает литовец, дали скорее по политическим соображениям — все знали о сложных отношениях Тарковского и советских чиновников и хотели этим шагом поддержать опального режиссёра.

«Я понял, что это поэтическая, философская картина, которая никому не нужна, — говорил Банионис впоследствии. — Помню, получал письма со словами: «Донатас Юозович, все зрители вас очень просят: “Больше в такой халтуре, как «Солярис», никогда не снимайтесь”. “Солярис” — одна из загадочных картин, в которой мне до сих пор не всё понятно. Думаю, мало кто её до конца понимает».

В картинах калибра «Соляриса» не мог сняться рядовой актёр. Нужен был человек, способный прочувствовать поэтический язык режиссёра, понять его задумку. И Банионис как нельзя лучше подходил на эту роль — литовец, впитавший заветы Мильтиниса, был чужд кривляниям на экране, всё его богатство было глубоко внутри — в глазах, движениях, в молчании. Образ задумчивого, но высокодуховного человека Донатас Банионис пронёс через все свои роли.

«Банионис из тех актеров, в которых присутствует некая тайна, замкнутость, — говорил Савва Кулиш. Он таков по своей натуре. Кроме того, Банионис — личность, а не просто инструмент, из которого можно извлечь любые звуки. Его человеческая значимость невольно приплюсовывается к роли, углубляя и укрупняя её».

За свою карьеру Банионис сыграл более 60 ролей, получил множество наград, признававших его вклад в кинематограф. К ним литовец относился довольно прохладно, считая, что они являются не целью, а лишь признанием его заслуг.

В последние годы жизни Баниониса спрашивали, не стало ли в сейчас искусство, и кино в частности, терять свою глубину. На что он ответил: «Сейчас время такое. Недостаточно нравственное, бездуховное. У каждого времени — своя правда. И своё искусство». Искусство, которому будет так не хватать глубины характера Донатаса Баниониса.

Смотрите также:

www.aif.ru

Скончался Донатас Банионис | SOFTMIXER

На 91-м году скончался всенародный любимец советских зрителей актер Донатас Банионис. У звезды литовского и советского кинематографа были проблемы с сердцем, а прошедшим летом он даже пережил клиническую смерть…

Донатас Юозович Банионис (Donatas Banionis), литовский актер театра и кино, режиссер; народный артист СССР (1974). Государственная премия СССР (1967, 1977).

Родился Донатас двадцать восьмого апреля 1924 года в городе Каунас в Литве. Отец Донатаса по характеру страстный и импульсивный, был свидетелем и активным участником революционных событий 1905 и 1917 годов, был ранен, участвовал в Первой мировой войне, за политические убеждения не раз сидел в тюрьмах, затем эмигрировал в Бразилию.

Мать, оставшись с двумя детьми – Донатасом и его старшей сестрой, терпела много лишений. С трудом удавалось хоть как-то одеть, обуть и накормить детей. После возвращения Юозаса Баниониса в Литву жить семье стало немного легче, хотя денег по-прежнему не всегда хватало.

Донатасу, как, впрочем, и многим детям, была свойственна удивительная способность среди нужды и лишений создавать своим воображением полный иллюзорного очарования мир – мир фантазий и грез. Его увлек театр. Многие часы напролет проводил он в сладких мечтаниях о грядущей актерской карьере, бредил о сцене, запахе кулис, о таинственной, волшебной жизни, которая царит за тяжелым бархатным занавесом…

Во многом этому состоянию способствовали и родители, люди с творческими началами, которые сами постоянно тянулись к искусству – отец и мать участвовали в рабочей самодеятельности, хорошо пели, да и познакомились они на одной из репетиций хора. Хорошо понимая сына и не препятствуя его увлечению театром, отец все-таки убедил Донатаса, что сперва нужно овладеть какой-нибудь специальностью. Так Донатас оказался в ремесленном училище.

Уже будучи учащимся первой ремесленной школы Каунаса, будущий керамист, Донатас не оставил своего увлечения и поступил в драматический кружок, где с удовольствием играл в спектаклях, заучивая наизусть все роли, читал все статьи и книги о кино и театре, которые только мог достать. Вскоре возникло желание поступить в студию Каунасского театра драмы. Однако учеба там стоила немалых денег, которых у семьи было немного, и о профессиональной сцене пришлось на некоторое время забыть.

В 1940 году в Каунасе на основе любительского коллектива, существовавшего при Палате труда, был создан профессиональный театр, который возглавил Юозас Мильтинис – молодой режиссер, вернувшийся недавно из Европы. Вскоре 15 энтузиастов во главе с Мильтинисом уехали из Каунаса в Паневежис создавать новую модель театра – для народа и во имя народа, и примерно через полгода Донатаса Баниониса приняли в труппу.

Начиная с 1950-х годов, становится ведущим актером театра. Играл в спектаклях: «Ревизор» Н. В. Гоголя (Иван Кузьмич, 1945), «Лжец» К. Гольдони (Октавий, 1952), «Как закалялась сталь» Н. Островского (Павел Корчагин, 1952), «Гедда Габлер» Г. Ибсена (Тесман, 1957), «Там, за дверью» В. Борхерта (Бекман, 1966), «Ревизор» Н. В. Гоголя (Городничий, 1977), «Кафедра» В. Врублевской (Брызгалов, 1980) — в целом около 100 ролей. Выдающимися актерскими работами признаны остродраматические роли Вилли Ломена в «Смерти коммивояжера» А. Миллера (1958) и Бекмана в «Там, за дверью» В. Борхерта (1967).

Много лет спустя, в 1980, когда его учитель Ю. Мильтинис ушел на покой, Банионис возглавил труппу Паневежского театра. В 1984 окончил Литовскую консерваторию. Театром руководил вплоть до 1988, а затем вернулся к актерской работе. За это время были поставлены спектакли: «Амадей», «Три мешка сорной пшеницы», «Вечер».

Среди театральных ролей 1990-х гг.: Швитер («Метеор» Ф. Дюрренматта, режиссер Петер Стойчев), Варавин («Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина, режиссер С. Варнас), Лебедев («Иванов» А. П. Чехова, режиссер Э. Марцевич), Старик («Миндаугас» Ю. Марцинкевичюса, режиссер И. Бучене, 1994), Норман («На Золотом озере» Е. Томпсона, режиссер Р. Банионис, 1996), Ч. Чейни («Круг» С. Моэма, режиссер Р. Банионис, 1996), Эндрю («Любовные письма» А. Гарни, режиссер Р. Банионис, 1997), Гранд-Скубик («Самоубийца» Н. Эрдмана, режиссер А. Поцюнас, 1998), «Дальше тишина» (2000).

В кино дебютировал у режиссера Витаутаса Жалакявичюса в фильме «Адам хочет быть человеком» (1959), затем снялся у него же в «Хронике одного дня» (1964). Появление актеров Паневежского театра на экране стало одним из самых заметных событий кинематографической жизни 1960-х годов.

Роль председателя Вайтуса в фильме «Никто не хотел умирать» (1965, Государственная премия СССР, 1967) стала подлинным открытием. В этой роли актеру удалось передать трагедию литовского крестьянства, оказавшегося с приходом советской власти «между молотом и наковальней».

Банионис блестяще владеет техникой внутреннего перевоплощения. Созданные им образы отличает психологическая и бытовая достоверность, выразительность и пластическая заостренность внешнего рисунка роли. Всенародную славу Банионису принесла роль разведчика Ладейникова в фильме «Мертвый сезон» (1968, режиссера С. Я. Кулиша). Актер сумел передать будничность работы разведчика, в которой больше ожидания и размышления, чем собственно действия.

Эта роль потребовала филигранной актерской техники, как и образ молчаливого, интеллигентного Олбэни в «Короле Лире» (1970, режиссера Г. М. Козинцева). Совсем иначе — ярко, темпераментно, пластически остро — сыгран Банионисом Франсиско Гойя в фильме «Гойя» (1971, режиссера К. Вольфа, СССР-ГДР).

Сложным было отношение актера к «Солярису» (1972, режиссера А. А. Тарковского), где он сыграл главную роль — Криса Кельвина в рамках, жестко очерченных режиссурой. Зато скромного, робеющего перед жизнью клерка Мак-Кинли из «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975, режиссера М. А. Швейцера, Государственная премия СССР, 1977) Банионис сыграл в широком диапазоне, охватившем и фарс, и драму, и лирику.

Актер исполнил роль Бетховена («Бетховен. Дни жизни» 1976, режиссера Х. Земана, ГДР), Президента в «Кентаврах» (1979, режиссера В. Жалакявичуса), чьим прообразом был Сальвадор Альенде. За этими масштабными работами последовала череда относительных удач, после которых Банионис резко сменил амплуа, что потребовало привлечения иной актерской техники.

В фанатичном садисте Тителе («Факт» 1980, режиссера В. Жалакявичюса), сановном «госте из Вильнюса» («Извините, пожалуйста», 1982, того же режиссера), воротиле подпольного бизнеса Митриче («Змеелов», 1986, В. К. Дербенева) Банионис шел более от внешнего, гротескно-сатирического, а порою — зловещего рисунка роли.

Всего Донатас Банионис сыграл более чем в 50 фильмах. Среди сыгранных актером ролей — и трагедийные образы, и комедийные, классические и современные, образы гротескные и глубоко психологические, живущие в разных эпохах, разных странах.

Помимо упомянутых выше, актер снялся в фильмах: «Берегись автомобиля» (пастор, 1966), «Операция «Трест» (Стауниц, 1967), «Командир счастливой «Щуки» (1972), «Открытие» (1973), «Жизнь и смерть Фердинанда Люса» (Фердинанд Люс, 1976), «Вооружен и очень опасен» (1977), «Цветение несеяной ржи» (Петрушонис, 1978), «Территория» (Илья Чинков, 1979), «Приключения принца Флоризеля» (Председатель, 1979), «Детский мир» (Распоркин, 1982), «Никколо Паганини» (Джерми, 1982).

Молодость, съемки в кино у Баниониса тесно связаны с Россией, поэтому эта страна для него – вторая по значению после Литвы.

 

 

 


Похожие материалы:

www.softmixer.com

Скончался Донатас Банионис – 25 Сентября 2016

 

На 91-м году скончался всенародный любимец советских зрителей актер Донатас Банионис. У звезды литовского и советского кинематографа были проблемы с сердцем, а прошедшим летом он даже пережил клиническую смерть…

 

Донатас Юозович Банионис (Donatas Banionis), литовский актер театра и кино, режиссер; народный артист СССР (1974). Государственная премия СССР (1967, 1977).

 

Родился Донатас двадцать восьмого апреля 1924 года в городе Каунас в Литве. Отец Донатаса по характеру страстный и импульсивный, был свидетелем и активным участником революционных событий 1905 и 1917 годов, был ранен, участвовал в Первой мировой войне, за политические убеждения не раз сидел в тюрьмах, затем эмигрировал в Бразилию.

Мать, оставшись с двумя детьми – Донатасом и его старшей сестрой, терпела много лишений. С трудом удавалось хоть как-то одеть, обуть и накормить детей. После возвращения Юозаса Баниониса в Литву жить семье стало немного легче, хотя денег по-прежнему не всегда хватало.

Донатасу, как, впрочем, и многим детям, была свойственна удивительная способность среди нужды и лишений создавать своим воображением полный иллюзорного очарования мир – мир фантазий и грез. Его увлек театр. Многие часы напролет проводил он в сладких мечтаниях о грядущей актерской карьере, бредил о сцене, запахе кулис, о таинственной, волшебной жизни, которая царит за тяжелым бархатным занавесом…

Во многом этому состоянию способствовали и родители, люди с творческими началами, которые сами постоянно тянулись к искусству – отец и мать участвовали в рабочей самодеятельности, хорошо пели, да и познакомились они на одной из репетиций хора. Хорошо понимая сына и не препятствуя его увлечению театром, отец все-таки убедил Донатаса, что сперва нужно овладеть какой-нибудь специальностью. Так Донатас оказался в ремесленном училище.

Уже будучи учащимся первой ремесленной школы Каунаса, будущий керамист, Донатас не оставил своего увлечения и поступил в драматический кружок, где с удовольствием играл в спектаклях, заучивая наизусть все роли, читал все статьи и книги о кино и театре, которые только мог достать. Вскоре возникло желание поступить в студию Каунасского театра драмы. Однако учеба там стоила немалых денег, которых у семьи было немного, и о профессиональной сцене пришлось на некоторое время забыть.

В 1940 году в Каунасе на основе любительского коллектива, существовавшего при Палате труда, был создан профессиональный театр, который возглавил Юозас Мильтинис – молодой режиссер, вернувшийся недавно из Европы. Вскоре 15 энтузиастов во главе с Мильтинисом уехали из Каунаса в Паневежис создавать новую модель театра – для народа и во имя народа, и примерно через полгода Донатаса Баниониса приняли в труппу.

Начиная с 1950-х годов, становится ведущим актером театра. Играл в спектаклях: «Ревизор» Н. В. Гоголя (Иван Кузьмич, 1945), «Лжец» К. Гольдони (Октавий, 1952), «Как закалялась сталь» Н. Островского (Павел Корчагин, 1952), «Гедда Габлер» Г. Ибсена (Тесман, 1957), «Там, за дверью» В. Борхерта (Бекман, 1966), «Ревизор» Н. В. Гоголя (Городничий, 1977), «Кафедра» В. Врублевской (Брызгалов, 1980) — в целом около 100 ролей. Выдающимися актерскими работами признаны остродраматические роли Вилли Ломена в «Смерти коммивояжера» А. Миллера (1958) и Бекмана в «Там, за дверью» В. Борхерта (1967).

Много лет спустя, в 1980, когда его учитель Ю. Мильтинис ушел на покой, Банионис возглавил труппу Паневежского театра. В 1984 окончил Литовскую консерваторию. Театром руководил вплоть до 1988, а затем вернулся к актерской работе. За это время были поставлены спектакли: «Амадей», «Три мешка сорной пшеницы», «Вечер».

Среди театральных ролей 1990-х гг.: Швитер («Метеор» Ф. Дюрренматта, режиссер Петер Стойчев), Варавин («Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина, режиссер С. Варнас), Лебедев («Иванов» А. П. Чехова, режиссер Э. Марцевич), Старик («Миндаугас» Ю. Марцинкевичюса, режиссер И. Бучене, 1994), Норман («На Золотом озере» Е. Томпсона, режиссер Р. Банионис, 1996), Ч. Чейни («Круг» С. Моэма, режиссер Р. Банионис, 1996), Эндрю («Любовные письма» А. Гарни, режиссер Р. Банионис, 1997), Гранд-Скубик («Самоубийца» Н. Эрдмана, режиссер А. Поцюнас, 1998), «Дальше тишина» (2000).

В кино дебютировал у режиссера Витаутаса Жалакявичюса в фильме «Адам хочет быть человеком» (1959), затем снялся у него же в «Хронике одного дня» (1964). Появление актеров Паневежского театра на экране стало одним из самых заметных событий кинематографической жизни 1960-х годов.

Роль председателя Вайтуса в фильме «Никто не хотел умирать» (1965, Государственная премия СССР, 1967) стала подлинным открытием. В этой роли актеру удалось передать трагедию литовского крестьянства, оказавшегося с приходом советской власти «между молотом и наковальней».

Банионис блестяще владеет техникой внутреннего перевоплощения. Созданные им образы отличает психологическая и бытовая достоверность, выразительность и пластическая заостренность внешнего рисунка роли. Всенародную славу Банионису принесла роль разведчика Ладейникова в фильме «Мертвый сезон» (1968, режиссера С. Я. Кулиша). Актер сумел передать будничность работы разведчика, в которой больше ожидания и размышления, чем собственно действия.

Эта роль потребовала филигранной актерской техники, как и образ молчаливого, интеллигентного Олбэни в «Короле Лире» (1970, режиссера Г. М. Козинцева). Совсем иначе — ярко, темпераментно, пластически остро — сыгран Банионисом Франсиско Гойя в фильме «Гойя» (1971, режиссера К. Вольфа, СССР-ГДР).

Сложным было отношение актера к «Солярису» (1972, режиссера А. А. Тарковского), где он сыграл главную роль — Криса Кельвина в рамках, жестко очерченных режиссурой. Зато скромного, робеющего перед жизнью клерка Мак-Кинли из «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975, режиссера М. А. Швейцера, Государственная премия СССР, 1977) Банионис сыграл в широком диапазоне, охватившем и фарс, и драму, и лирику.

Актер исполнил роль Бетховена («Бетховен. Дни жизни» 1976, режиссера Х. Земана, ГДР), Президента в «Кентаврах» (1979, режиссера В. Жалакявичуса), чьим прообразом был Сальвадор Альенде. За этими масштабными работами последовала череда относительных удач, после которых Банионис резко сменил амплуа, что потребовало привлечения иной актерской техники.

В фанатичном садисте Тителе («Факт» 1980, режиссера В. Жалакявичюса), сановном «госте из Вильнюса» («Извините, пожалуйста», 1982, того же режиссера), воротиле подпольного бизнеса Митриче («Змеелов», 1986, В. К. Дербенева) Банионис шел более от внешнего, гротескно-сатирического, а порою — зловещего рисунка роли.

Всего Донатас Банионис сыграл более чем в 50 фильмах. Среди сыгранных актером ролей — и трагедийные образы, и комедийные, классические и современные, образы гротескные и глубоко психологические, живущие в разных эпохах, разных странах.

Помимо упомянутых выше, актер снялся в фильмах: «Берегись автомобиля» (пастор, 1966), «Операция «Трест» (Стауниц, 1967), «Командир счастливой «Щуки» (1972), «Открытие» (1973), «Жизнь и смерть Фердинанда Люса» (Фердинанд Люс, 1976), «Вооружен и очень опасен» (1977), «Цветение несеяной ржи» (Петрушонис, 1978), «Территория» (Илья Чинков, 1979), «Приключения принца Флоризеля» (Председатель, 1979), «Детский мир» (Распоркин, 1982), «Никколо Паганини» (Джерми, 1982).

Молодость, съемки в кино у Баниониса тесно связаны с Россией, поэтому эта страна для него – вторая по значению после Литвы.

newrezume.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *