Дизель дымит синим или сизым дымом: причины и последствия
В оттенках цвета выхлопа неисправного двигателя, особенно дизельного, сложно разобраться даже опытным мотористам. Тяжёлые фракции топлива имеют много общего в свойствах с моторным маслом, которое к тому же обогащено сложным пакетом присадок с неизвестным составом. И если с белым или чёрным дымом многое ясно, то синеватый оттенок можно считать лишь начальным поводом к более глубокой диагностике.
Содержание статьи:
- 1 Причины появления синего дыма в дизеле
- 1.1 Неисправности системы питания
- 1.2 Расход масла через поршни и кольца
- 1.3 Масло уходит сверху
- 1.4 Подшипники турбины
- 2 Последствия для двигателя
Причины появления синего дыма в дизеле
Увидеть дым синего цвета из выхлопной трубы вряд ли получится, обычно так называют сизый цвет, который образуется при определённом освещении из белых и чёрных составляющих.
Можно считать его серым, хотя многие реально замечают там синие цветовые оттенки.
Выдавать такой цвет выхлопа может любой двигатель, отличием дизельного будет лишь его возможное происхождение от неполадок в топливной аппаратуре.
Неисправности системы питания
Характерной особенностью диагностики в этом случае будет резкое усиление сизого дымления в начальный момент после запуска холодного дизеля, когда его обороты холостого хода (таковым считается отсутствие нагрузки, а не частота вращения) ещё поддерживаются свечами накаливания.
Для качественного питания дизельного мотора надо соблюдать целый ряд условий:
- тонкое распыление тяжёлого дизельного топлива на выходе форсунок, это не бензин, само испаряться оно не станет, а крупные капли горят медленно, сильно охлаждая газы в камере сгорания и осаждаясь на стенках цилиндров;
- соответствие количества подаваемого горючего частоте вращения коленчатого вала и нагрузке на двигатель, в двигателях с электронным управлением, то есть уже давно на всех, этим занимается мощный компьютер, содержащий в памяти моментную модель двигателя;
- обеспечение горения нужным количеством кислорода, дополнительных веществ, если это предусмотрено конструкцией, а также газами из системы рециркуляции;
- поддержание оптимального теплового режима;
- точное вычисление момента впрыска топлива и распределение его порциями при многократном впрыске за один рабочий цикл.
Ситуация может сформироваться так, что часть топлива нормально сгорает, а другая выбрасывается в виде чистого углерода или органики более сложного состава.
Цвет такой смеси может изменяться от белого до чёрного, то есть принимать и сизые или серые оттенки. Точно выяснить причину этих эффектов поможет только профессиональная диагностика топливной аппаратуры.
Расход масла через поршни и кольца
У моторов с большим пробегом изнашиваются или залегают поршневые кольца. Снятие слоя масла со стенок цилиндров такими затупившимися скребками уже в нужном объёме невозможно, поэтому масло попадает в камеру сгорания, где и превращается в окрашенный масляный дым.
Если к этому моменту, что происходит почти всегда, ещё и поршни с цилиндрами недопустимо изношены, то последствия заметны издалека при взгляде на выхлопную трубу. И тут уже не играет роли характер воспламенения, маслом дымят как бензиновые, так и дизельные моторы.
Примерными признаками можно считать значительный расход масла, намного превышающий литр на 1000 километров пробега, а также равномерное увеличение дымления с ростом оборотов.
Масло уходит сверху
Если в первом случае угорающее масло поднимается по стенкам цилиндров, то при иной неисправности – нарушении уплотнений газораспределительного механизма, оно подаётся через впускные клапаны. На его пути должны находиться сальники стеблей, или маслосъёмные колпачки, как их часто называют.
Но со временем они изнашиваются, теряют упругость или просто не могут удержать масло из-за большого люфта клапана в направляющей втулке.
Примерно оценить наличие этой проблемы можно удержав обороты в течении десятка секунд на среднем уровне, а потом резко сбросив и снова добавив газ.
Читайте также: Что делать если буксует сцепление
При слабости клапанных уплотнений из трубы вылетит клубок синеватого дыма. На постоянных оборотах дымления от колпачков почти не видно, но когда у мотора уже наблюдается общий износ, то отделить один источник масляного расхода от другого трудно, да и не очень требуется. Такой двигатель надо разбирать и ремонтировать.
Подшипники турбины
Вал турбокомпрессора вращается на огромной скорости, всплывая в масле, которое подаётся под значительным давлением в небольшой зазор между валом и втулками.
В результате износа или нарушения циркуляции масла оно может выдавливаться через лабиринтное уплотнение во впускной коллектор и цилиндры, где и сгорает на общих основаниях. Этот путь получения сизого дыма надо учитывать, прислушиваясь к турбине, оценивая люфт вала и осматривая впускные трубопроводы.
Последствия для двигателя
Как при нарушениях в топливоподаче, так и с болезнями системы смазки мотор долго не протянет.
Включается невидимый счётчик, который по мере нарастающего износа неисправного двигателя увеличивает стоимость предстоящего ремонта, вплоть до полной его замены, когда восстановление становится экономически нецелесообразным.
Решение вопроса может быть одним – обращаться на диагностику при первых замеченных проявлениях сизого дыма.
Отмечая при этом, каков текущий расход масла, топлива, и насколько двигатель растерял привычную ранее тягу. Это поможет поставить точный диагноз и позволит сохранить средства при ремонте.
Белый или сизый дым из выхлопной трубы на дизеле
Устройство и эксплуатация автомобиля 12 марта 2023 142 0
Содержание статьи
- 1 Белый выхлоп
- 2 Сизый выхлоп
- 2.1 Маслосъемные колпачки
- 2.2 Турбодизель
- 2.3 Низкая нагрузка
- 3 Оттенки, нюансы
- 4 Последствия дымного выхлопа
- 5 В заключении
Стереотип дизеля, как постоянно дымящего, стучащего двигателя давно в прошлом. Современный дизельный мотор, как и бензиновый, не производит дым. Вблизи выхлопной трубы можно заметить лишь колебание бесцветных струй отходящих газов.
Однако, в зависимости от состояния мотора и погодных условий, выхлоп окрашивается не только в черный (топливный) цвет, но и в белый и синий цвета, либо их оттенки.
Белый выхлоп
Причиной выхлопа белого цвета дизельного мотора является вода, так или иначе, попадающая в цилиндры и выхлопную систему двигателя. Пути попадания воды и охлаждающей жидкости в мотор разные:
- Конденсат образуется на внутренних поверхностях деталей мотора во время стоянки в холодную и влажную погоду.
- Влага попадает в двигатель при преодолении водных преград, а также через вертикально расположенную выхлопную трубу. Последнее относится, как правило, к спецтехнике. Такое обильное всасывание воды грозит не только парением из выхлопной трубы, но и гидроударом. Жидкость, скопившаяся в цилиндре, при проворачивании двигателя ударяет в головку. Обычно удар приводит к изгибу шатуна и серьезному ремонту.
- Повышенное содержание воды в топливе приводит к тому, что дизель дымит белым выхлопом и после прогрева.
- Охлаждающая жидкость (ОЖ) поступает в камеры сгорания (КС) и в выхлопной тракт по причине негерметичности уплотнений и дефектов деталей. Наиболее распространенной неисправностью является течь прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ).
- Топливовоздушная смесь, которая не воспламенилась в КС (например не работает один цилиндр), также дает беловатый выхлоп. Многие считают причиной такого “не воспламенения” и белого дымления неудовлетворительную работу свечей накаливания. Однако, они включаются лишь на несколько секунд во время пуска и далее в работе ДВС не участвуют. После запуска двигателя работа цилиндра с неисправной свечой быстро нормализуется.
Как показывает практика, белый дым, выходящий из трубы дизеля из-за конденсата, пропадает быстрей, чем в бензиновом авто.
Сизый выхлоп
Сизый дым от дизельного двигателя имеет масляную природу. Некоторые авторы статей о ДВС относят к его появлению и тяжелые фракции дизельного топлива.
В разогретом двигателе масло, попадающее в камеру сгорания через цилиндропоршневую группу (ЦПГ), участвует в смесеобразовании и зачастую сгорает без следа. Оно горит вместе с соляркой, и способно повысить обороты двигателя. Так происходит при конечном износе дизельного мотора. Смазка, обильно поступающая в цилиндры, раскручивает коленчатый вал до запредельных оборотов, что может закончиться разрушением ДВС. Говорят: «дизель пошел вразнос».
Маслосъемные колпачки
Наиболее явственно сизое дымление заметно при неисправных маслосъемных колпачках. Эти сальники клапанов устанавливаются на направляющие втулки клапанов и охватывают штоки последних. Они препятствуют стеканию жидкости из ГБЦ на тарелки клапанов. Из-за высокой температуры резиновые детали теряют эластичность, «дубеют». Под действием возвратно-поступательного движения штоков, они стираются. Изнашиваются сами клапаны и их втулки. Когда клапан начинает шататься, он разбивает маслосъемный колпачок.
Густой сизый дым можно объяснить тем, что масло попадает в КС по относительно холодному выпускному клапану. Другая часть смазки попадает на раскаленную как сковородка тарелку выпускного клапана, но не стекает в цилиндр, а дымясь, вылетает в трубу.
Дымление наблюдается при перегазовках, трогании с места, переключении передач, разгоне и сопровождается повышенным расходом масла.
Турбодизель
Применение турбонаддува позволяет радикально увеличивать мощность автомобильных дизелей, практически сохраняя их габариты. Конструкция машины при этом усложняется. Турбонагнетатель по истечению срока службы становится причиной масляного расхода и сизого дыма из выхлопной трубы. К этому узлу масло подводится под давлением из масляной системы двигателя. Когда уплотнения перестают справляться с удержанием смазки, она устремляется в выпускной тракт.
Низкая нагрузка
Даже новый ДВС расходует масло. Просто расход этот практически не заметен. Масло, оставшееся на стенках цилиндра сгорает без следа. Однако, на холостых оборотах температура в КС мала, и смазочная жидкость не сгорает. Она задерживается в выпускной системе, и машина начинает дымить синим. Ситуация эта хорошо знакома владельцам дизель-генераторов. Агрегаты могут годами стоять в резерве. Их запускают только в дни проведения ТО на холостых оборотах. Увидев черные подтеки из турбины, кто-то начинает бить тревогу. Проблема обычно решается «прожигом» дизеля. Часа работы машины на хорошей нагрузке хватает, чтобы выжечь вредоносные отложения.
Оттенки, нюансы
Выхлоп дизеля необязательно имеет четко выраженный цвет. Оттенки его бывают разными. Например, если мотор не сразу запустился, в цилиндры попало масло, охлаждающая жидкость (ОЖ). Форсунки впрыснули несколько порций топлива. Оно осталось на днищах поршней, на поршневых кольцах. После запуска некоторое время наблюдается не только белый, но и серо-сизый выхлоп дизеля.
В белом дыме могут также содержаться и масляные частицы. Но его облако более густое и имеет характерный запах. Дым с содержанием масла менее летуч, он дольше висит в воздухе. Чтобы убедиться в отсутствии масляных включений к выхлопной трубе подносят лист белой бумаги. О наличии смазки говорят масляные следы, остающиеся на нем. При диагностике необходимо учитывать и другие показатели. Первейшими являются снижение/повышение уровней масла и ОЖ, увеличение расхода топлива.
Последствия дымного выхлопа
При обнаружении неисправности ее надо как можно быстрее устранять. Запущенная «болезнь» развивается. Например:
- Утечка антифриза через прокладку ГБЦ в цилиндр опасна нарушением работы системы охлаждения, перегревом. Со временем течь растет и ОЖ устремляется в масло. Образовавшаяся смесь (эмульсия) недопустима к применению в качестве смазки, угрожает выходу из строя коленчатого вала.
- Трещины в головке и блоке цилиндров также увеличиваются. Это приводит к необходимости замены дорогостоящих деталей.
- Избыток масла в камере сгорания на выхлопе приводит к закоксовке ЦПГ, дальнейшему росту расхода масла, топлива, стукам, потери компрессии.
- Нагар на клапанах не только создает дополнительное сопротивление воздуху и газам. Тарелки клапанов, покрытые густой «шубой», теряют герметичность. Нагар на выпускном клапане раскаляется, горячие газы сквозят в приоткрытую щель. Клапан не охлаждается и прогорает. Обычно страдает и седло клапана, что выливается в ремонт головки блока.
В заключении
Выводы из вышесказанного ожидаемые, даже банальные. При появлении у дизеля дымности белого и сизого цвета, впрочем, как и черного, нужно по возможности быстрее провести диагностику, принять соответствующие меры. Это может быть раскоксовка мотора без разборки, и несложный «прожиг», и замена маслосъемных колпачков, и капитальный ремонт двигателя.
Ремонт необходимо провести в полном соответствии с технической документацией завода, с применением качественных запчастей и материалов.
Диагностика дыма – Блог XDP
Правильно работающий дизельный двигатель не должен выделять видимый дым из выхлопной трубы. Если дым идет из выхлопной трубы в течение длительного периода времени, это может указывать на более серьезную проблему с двигателем. Это руководство поможет диагностировать основные причины и поможет вам понять, что может означать каждый из этих цветов выхлопа.
Дым дизельного двигателяобычно имеет три основных цвета: черный, белый и синий. Конечно, небольшое количество при ускорении может быть вполне приемлемым для старого дизельного двигателя, поэтому также важно не слишком остро реагировать, если вы видите быстрый выброс черного дыма.
ЧерныйЧерный дым — наиболее распространенный цвет, выделяемый из выхлопной трубы дизельного двигателя. Это часто указывает на проблему с соотношением воздух/топливо, то есть слишком много топлива и недостаточно воздуха. При диагностике проблемы в первую очередь следует обратить внимание на топливные форсунки.
Общие причины черного дыма: Поврежденные, грязные или изношенные топливные форсунки
Поврежденные форсунки
Перелив топлива
Форсунки слишком долго открыты (дизель с системой впрыска топлива)
Засорен воздушный фильтр
Неправильная синхронизация форсунки
Настройка двигателя
Неисправный турбонагнетатель
Поврежденный промежуточный охладитель
Неправильный зазор клапана
Неправильное соотношение воздух/топливо 017 Неисправный ТНВД
Поврежден/ Засорен охладитель рециркуляции отработавших газов
Топливо низкого качества
Избыток углерода во впускном коллекторе
Низкая степень сжатия
Чрезмерное образование шлама в двигателе Белый
Белый дым часто указывает на то, что сгорает недостаточно топлива (или топливо вообще не сгорает), а несгоревшее дизельное топливо прошло через выхлопную систему полностью неиспользованным. Это также может означать, что ваш автомобиль слишком холодный при запуске или охлаждающая жидкость попала в камеру сгорания. Неисправность свечей накаливания во время холодного запуска может быть еще одной причиной.
Общие причины появления белого дыма: Поврежденные форсунки
Неправильная синхронизация впрыска
Низкая компрессия в цилиндрах
Поврежденные кольца или гильзы цилиндров
Вода в топливе (треснувшие прокладки головки блока цилиндров, головка или блок)
Поврежденные топливопроводы
Низкое давление топлива в топливном насосе
Неисправные свечи накаливания
Поврежденная или неправильная синхронизация топливного насоса
Синий моторный дым — самый редкий тип, выбрасываемый из дизельного двигателя. Если ваш грузовик выпускает синий дым, это может быть признаком сжигания масла в вашем двигателе. Это может быть вызвано негерметичными клапанами, изношенными поршневыми кольцами или выходом из строя важных уплотнений. Голубой дым не следует игнорировать, но такие случаи, как холодная погода, могут вызвать его временное появление. Профессионал может диагностировать ваш двигатель и выяснить, откуда именно берется это масло.
Поврежденные, изношенные или залипшие поршневые кольца
Поврежденные или изношенные цилиндры
Изношенные направляющие или уплотнения клапанов
Неисправные уплотнения турбонагнетателя
Переполнение двигателя маслом
Поврежденный подъемный насос кольца)
Цилиндр Глазурь
Независимо от цвета, избыток дыма — это не то, что вам нужно. Если из выхлопной трубы выбрасывается больше, чем обычно, немедленно выключите двигатель. Правильная диагностика двигателя профессионалом может предотвратить дальнейшие повреждения.
Почему мой дизельный автомобиль дымит синим дымом при запуске? | Спросите честного Джона
У меня Peugeot 207 1.6 HDI 2007 года с пробегом 83 000 миль. По сути, чем дольше машина стоит без дела, тем больше синего дыма она выпускает при запуске, а также тем труднее ее завести (чем дольше машина заводится). Иногда, если машину оставить на целую неделю, она почти не заводится. Это даже с относительно новым аккумулятором 640CCA 64AH. Я не уверен, связана ли проблема с синим дымом с более медленным запуском двигателя, но кто знает. Недавнее резкое похолодание также берет свое и затрудняет запуск. Транспортное средство обычно используется два раза в неделю и проезжает около 40 миль за оба дня использования. Другой аналогичный автомобиль используется таким же образом и не имеет таких проблем. Производительность при полном открытии дроссельной заслонки соответствует ожидаемой, и он также возвращает такой же показатель MPG, как и у другого автомобиля. После пробега из выхлопной трубы исходит слабый странный запах, намекающий на то, что он продолжает сжигать масло во время движения, однако во время движения дыма не видно даже на полном газу. Уровень масла на щупе не падает с ненормальной скоростью, поэтому он не может сильно гореть.
Вопрос задан по номеру 25 ноября 2017 г. от Kip Felidae
Ответ от Честный ДжонНаиболее очевидной причиной является неисправность одной или нескольких свечей накаливания, которые не воспламеняют топливо/воздух в одной из камер сгорания, что приводит к неполному сгоранию и, следовательно, дыму при запуске. Когда двигатель работает до температуры, зажигание происходит от сжатия, поэтому он будет работать нормально.
Теги: холодная погода Технические неисправности начальная проблема синий дым дизельные автомобили холодный пуск
Похожие вопросы
Почему мой Real MPG меняется с летнего на зимний?
Почему летние и зимние показатели миль на галлон различаются?
Пежо 406 дизель дымит и глохнет на холодную
Утром, когда двигатель холодный, мой дизельный Puegeot 406 2.