Датчик map что это – Как проверить датчик давления газа на неисправности? Ремонт своими силами

Содержание

для чего нужен, как работает, признаки неисправности и проверка

Электронный блок управления стал неотъемлемой частью современного двигателя и без его помощи обеспечить нормальную работу всех систем и уследить за их исправностью невозможно. Датчик абсолютного давления, также известный как ДАД, лишь одно из многих регулирующих устройств, влияющих на стабильность работы двигателя и передающее информацию на ЭБУ.

Во многих автомобилях он расположен на впускном коллекторе двигателя и регистрирует колебания уровня давления в тракте впуска. В дальнейшем на основании данных ДАД электронный блок оптимизирует состав горючей смеси, поступающей в камеру сгорания.

Теперь рассмотрим детальнее, что такое датчик абсолютного давления, как он работает и почему без него не обойтись?

Для чего нужен датчик абсолютного давления

Как может выглядеть датчик абсолютного давления.

Это небольшое устройство отвечает за замеры абсолютного давления. Понятие «абсолютное давление» используется не случайно, ведь исходным ориентиром для проведения измерений является состояние вакуума, который принимается за абсолют.

После поступления данных в ЭБУ электроника, учитывая давление и температуру во впускном коллекторе, определяет наиболее подходящую плотность воздуха и предполагаемый его расход, что необходимо для подготовки топливно-воздушной смеси соответствующего качества. Блок управления согласно рассчитанной массе потребляемого воздуха отдает управляющие команды необходимой продолжительности, благодаря чему и выполняется регулировка форсунок впрыска. Хотя датчик давления – очень достойная замена расходомеру, иногда они устанавливаются на агрегат совместно.

Как работает датчик абсолютного давления

Благодаря ДАД удается проконтролировать, какой объем воздуха поступает сквозь дроссельную заслонку. Опираясь на этот показатель, формируется команда-импульс, определяющая количество топлива, необходимого для образования сбалансированной по составу топливо-воздушной смеси. Внутри датчика есть вакуумная камера, воздух из которой удален изначально. Она соотносит показатель давления во входном штуцере с давлением в вакуумной камере и согласно полученной разнице создает исходящий сигнал. Чтобы датчик определил давление, необходима целая цепочка действий:

  • Высокочувствительная диафрагма ДАД деформируется под воздействием давления во впускном коллекторе.
  • Растяжение диафрагмы обуславливает изменение сопротивления на тензорезисторах поверхностного положения, другими словами имеет место так называемый пьезорезисторный эффект.
  • Пропорционально динамике сопротивления тензорезисторов наблюдаются колебания напряжения.
  • Способ соединения тензорезисторов обеспечивает высокую чувствительность, которая благодаря чипу ДАД повышается еще больше, в итоге чего выходное напряжение варьируется в интервале 1-5 В.
  • Согласно поступающему на вход ЭБУ напряжению формируется импульс, уходящий на форсунки. Он и определяет давление на впускном клапане. При этом напряжение и давление связаны между собой прямо пропорциональной зависимостью.

Где находится ДАД

Крепление ДАД на кузове.

Уже упоминалось, что датчик нужно искать на коллекторе. Подчеркнем только то, что применяется он только на инжекторных двигателях. В особенности это верно, когда автомобиль оснащен силовым агрегатом с турбонаддувом и компрессором.

Однако во многих моделях место его расположения несколько иное – в кузовной части моторного отсека и крепится он прямо к кузову. В этом случае входной штуцер и входной коллектор соединяются посредством гибкого шланга. Следует учесть, что ДАД устанавливается и тогда, когда на автомобиле отсутствует датчик массового расхода воздуха (ДМРВ). 

Признаки неисправности датчика абсолютного давления воздуха

О поломке ДАД может говорить целая группа «симптомов»:

  • Заметно повышается потребление топлива, что происходит по причине поступления сигнала от датчика в ЭБУ о высоком давлении, уровень которого в действительности ниже. При этом электронный блок отдает команду о подаче смеси обогащенной больше необходимого.
  • Ухудшается динамика двигателя, которая и после прогрева не приходит в норму.
  • Даже в летний сезон появляются белоцветные выхлопы.
  • Из выхлопной возможно появление запаха бензина.
  • Продолжительное время не снижаются обороты на холостом ходу.
  • Переключение сопровождается резкими рывками или провалами.
  • Непонятного рода шумы, нередко перерастающие в гул.

Как проверить датчик абсолютного давления

Методика диагностики ДАД зависит от спецификации сенсорного устройства, которое бывает аналоговым либо цифровым. Для подтверждения работоспособности аналогового датчика абсолютного давления необходим следующий алгоритм действий:

  • К вакуумному шлангу, соединяющему ДАД и входной коллектор, присоединяется переходник датчика, а к нему подключается манометр.
  • Запускается мотор и несколько минут работает на холостых. В случае разрежения в коллекторе ниже 529 мм, стоит посмотреть, не пропускает ли воздух сам шланг. Не лишним будет взглянуть на диафрагму датчика и убедиться, что на ней нет изъянов.
  • Сняв показания манометра, необходимо его отсоединить и поставить вместо него вакуумный насос. Далее следует создать разрежение 55-56 мм рт.ст. и остановить откачивание. Можно считать, что ДАД не поврежден, когда разрежение останется неизменным в течение около 30 сек, в ином случае устройству потребуется замена.

Когда имеем дело с цифровым датчиком, можно поступать так:

  • Переводим тестер в режим вольтметра.
  • Заводим двигатель и определяем положение контактов питания и заземления. К тестеру подсоединяем провод, подключенный к выходному контакту датчика. О его исправности говорит напряжение 2,5 В или около того. Если разница с указанным напряжением в сторону повышения или понижения существенная – устройство вышло из строя.
  • Тестер переключается в режим тахометра и отсоединяется вакуумный шланг.
  • Щуп «+» нужно подключить к сигнальному выводу, а «-» – к заземлению. В норме прибор должен показывать 4400-4900 об/мин.
  • Теперь требуется подсоединить вакуумный насос т к датчику абсолютного давления. По результатам многократных изменений разрежения скачков в показаниях тахометра и давления быть не должно.
  • Когда вакуумный насос будет отключен, тахометр должен показывать 4400-4900 об./мин, что говорит об исправности ДАД. В ином случае устройство неисправно.

Видео на тему

Похожие статьи

avtonov.com

Датчик абсолютного давления (MAP-Sensor) на ВАЗ

Датчик абсолютного давления (MAP‐Sensor) на ВАЗ

Идея использовать ДАД (Датчик Абсолютного Давления, он же МАП‐Сенсор) для оценки количества потребляемого двигателем воздуха вместо привычного ДМРВ (MAF) на отечественной системе впрыска Январь 5 витает уже давно. Первопричина – кризис ДМРВ 2003–2003 гг, когда датчик вдруг стал неимоверно дорог и мошенники, научившись их отмывать, скупая «трупы» по автосервисам, выбросили на рынок огромное количество контрафакта. Так же по стране прокатилась волна краж ДМРВ прямо с автомобилей. Многие еще помнят специальный замок для ДМРВ («пояс верности»), появившийся в продаже в то время. Именно тогда начался усиленный поиск аппаратных и программных решений для «вживления» ДАД на отечественную систему впрыска ВАЗ. 

Преимущества установки ДАД – большее быстродействие, высокая надежность и неприхотливость МАП‐сенсора делают переделку очень привлекательной. Тем более что многие иномарки совершенно серийно оснащаются подобными системами. Забегая вперед, скажу что как бы то ни было, система с ДМРВ (MAF) на атмосферном двигателе более предпочтительна, т.к обладает большей точностью измерения и применение MAP на серийном двигателе нецелесообразно. Например, с ДАД практически невозможно «вписаться» в нормы токсичности EURO‐III. Да и ситуация с ДМРВ плавно разрешилась, поэтому совершенно нелогично использование «обходной» технологии на серийном автомобиле.

Другое дело – тюнинг. Особенно затрагивающий впускную систему, например, 4х‐дроссельный впуск, где применение ДМРВ просто физически невозможно. Российские чип‐тюнеры систему впрыска без ДМРВ впервые применили в автоспорте. UncleSam еще в 90‐х годах прошлого века на базе серийного блока Январь 5, разработал собственную систему впрыска для автогонок J5‐Sport, которая и поныне успешно используется спортсменами. Правда, по ДАД в J5‐Sport производится только коррекция по атмосферному давлению, все основные расчеты используют в качестве фактора нагрузки обороты/дроссель.

Хотя попытки адаптировать серийный софт прошивок для работы в ДАД велись постоянно (мне известно несколько более‐менее рабочих проектов), в настоящее время представляет интерес только разработка J5SPT0005 (J7SPT0005) от SMS‐Software. Это единственная на сегодняшний день разработка, написанная практически с нуля, имеющая правильный алгоритм усреднения и пересчет давления (разрежения) в наполнение.   

В качестве «опорного» при проектировании системы был выбран датчик T‐MAP производства Siemens – VDO, маркировка VW AG 03D906 051 Siemens SME 5WK96930‐R . Выбор датчика не случаен – во‐первых, датчик закрепляется на впуске непосредственно, без подводящих патрубков; во – вторых, наличие встроенного датчика температуры воздуха на впуске;  ну и в третьих, что немаловажно, наличие готовой тарировки от производителя.

Технические характеристики T‐MAP   Спецификация Siemens‐VDO

В прошивке нет привязки к конкретному типу используемых датчиков, пользователи программы ChipTuning Pro  без проблем смогут перекалибровать прошивку под практически любую пару ДАД + ДТВ.

Физическая установка ДАД на автомобиль не должна, по идее, вызвать никаких затруднений (как выяснилось и не вызывает) – всего лишь выбрать для него подходящее место, просверлить отверстие для датчика и два – что бы закрепить его. Выбранный нами датчик имеет собственное уплотнительное кольцо, обеспечивающее герметичность системы.

Далее – о том, что использование конкретного датчика – вовсе не жестко поставленное условие, систему можно откалибровать под любой (кроме датчиков с «обратной» характеристикой) ДАД и ДТВ. Достаточно знать наклон и смещение ДАД и тарировку ДТВ.

 

На фотографиях – установка датчика GM от моновпрысковой Нивы и ДТВ, сделанным из ДТОЖ. Датчик Абсолютного Давления подключается через трубку, Датчик Температуры воздуха – установлен на месте, где раньше располагался ДМРВ.  Для любопытных – фотографии снятия характеристик с датчика GM Maximus‐ом: фото 1 

фото 2 

 

 

Как изготовить ДТВ из ДТОЖ ВАЗ читайте здесь

Применение данного технического решения ориентировано на автомобили любой степени форсировки.


ПО для блоков Январь 5.1 и J5‐On‐Line Tuner 

chiptuner.ru

Как работает датчик давления MAP?

Датчик давления MAP является важным элементом электрооборудования двигателя. Его правильное функционирование необходимо для правильной работы двигателя.

Все необходимые запчасти, в том числе, датчики давления топлива предлагает купить интернет магазин AvtoFit по доступным ценам.

Все современные конструкции двигателей внутреннего сгорания, которые монтируются в автомобилях, контролируются системой ЭБУ. Коэффициент, определяющий правильное сгорание, происходящее внутри цилиндров, является правильным отношением воздуха к топливу. Однако спрос на топливо меняется очень быстро и зависит от многих факторов, таких как степень открытия дроссельной заслонки, а также количества и температуры воздуха, поступающего внутрь двигателя. Поэтому электронный блок управления (ЭБУ) должен иметь возможность регулярно получать информацию о текущих условиях работы двигателя. Основываясь на считывании с различных датчиков, система вычисляет, сколько топлива должно подаваться в цилиндр в данный момент, чтобы сжигание было настолько эффективным, насколько это возможно.  

Принцип построения и эксплуатации

Задача MAP - постоянно предоставлять информацию контроллеру двигателя с абсолютным давлением воздуха, преобладающим в системе впуска. Датчик передает эту информацию через электрический сигнал. Благодаря этой информации и другим параметрам, например, скорости двигателя, температуре воздуха в системе впуска, ЭБУ вычисляет плотность и расход воздуха, поступающий в камеры сгорания. Это позволяет точно дозировать топливо, обеспечивая в то же время наиболее эффективное сгорание в текущих условиях эксплуатации.   

Наиболее распространенная структура датчика довольно проста. В принципе, внутри пьезоэлектрический элемент встроен в силиконовую мембрану, которая имеет рабочую функцию. На одной стороне диафрагмы имеется вакуумная камера, с другой стороны - подача давления из системы впуска. Под воздействием разности давлений диафрагма с пьезоэлектрическим элементом подвергается деформации, вызывая изменение сопротивления и, следовательно, позволяет определять абсолютное значение давления воздуха.

Где находится датчик MAP?

Размещение MAP датчика зависит от дизайна автомобиля. Он чаще всего находится вблизи всасывающего коллектора. Иногда его также можно найти на шланге, подающем воздух на двигатель или в другое место. Затем датчик подключается только к трубе небольшого диаметра с системой впуска двигателя.

vsepoedem.com

Таинственный "мар" — журнал За рулем

ДВИГАТЕЛЬ «МЕРСЕДЕС-БЕНЦ»

Хвалить «мерседесы» излишне: их высокие ходовые качества и надежность давно оценили. Подтверждение тому — постоянный спрос на автомобили этой марки, в том числе подержанные. Покупая такие, естественно рассчитывать, что они еще долго прослужат, не подрывая семейный бюджет. Но так бывает не всегда.

НЕЯСНЫЙ СИМПТОМ

Вот одна, можно сказать, типичная история. Наш знакомый, купив «Мерседес» С-класса 1995 года выпуска

(«202-й» кузов), вынужден был тут же «прописаться» в автосервисе. Основная причина — неустойчивая работа двигателя на холостом ходу и провалы при интенсивном разгоне, но далеко не всегда. Никакой системы! К тому же двигатель порой не удавалось пустить в самый неподходящий момент. Поначалу новый хозяин пытался самостоятельно «вылечить» мотор, полагая, что всерьез «мерседесы» не ломаются, и заменил свечи зажигания. Не помогло — пришлось обращаться в автосервис.

Результат? Плачевный. Внимательно обследовали каждый компонент системы, для успокоения проконтролировали фазы ГРМ и компрессию, не забыли подключить компьютер — система в порядке. Как назло, в сервисе двигатель работал четко, без сбоев. А найти неисправность, если она не проявляет себя во время диагностики, совсем не просто.

И вот машина прибыла к нам. Двигатель — «111-й», рабочим объемом 1,8 л с системой распределенного впрыска PMS (фото 1). Кстати, этим двигателем комплектовали модель до середины 1996 года, потом ее сменила новая — HFM. Принципиальное их различие — в способе определения расхода воздуха двигателем. У PMS за это отвечает датчик абсолютного давления, а у HFM — пленочный датчик массового расхода. В остальном системы различаются мало.

ПОДКЛЮЧАЕМ СКАНЕР...

Специалисты называют датчик абсолютного давления МАР-сенсором. Расположен он в блоке управления, который крепится к арке левого переднего колеса, под бачком омывателя (фото 2). Датчик состоит из мембраны, вакуумной камеры, микросхемы с пьезоэлементом и нагрузочного сопротивления. Его внутренняя полость через трубку соединена с задроссельным пространством впускного коллектора. Разъем МАР-сенсора трехконтактный. На один подается напряжение 5 В, второй — выход сигнала, третий — «масса». Когда двигатель не работает, давление воздуха во впускном коллекторе равно атмосферному. На минимальных оборотах холостого хода оно понижается до 300–400 мБар.

Для проверки МАР-сенсора нужен сканер. В нашем распоряжении дилерский, под названием «Стар диагносис». Аппарат громоздкий, в его составе два блока — программный и мультиплексор (фото 3, 4). Диагностический разъем находится в моторном отсеке (фото 4).

Подключаем сканер. Соединение занимает несколько минут — серьезный автомобиль не терпит суеты. Начинаем с проверки показаний МАР-сенсора. На неработающем двигателе давление во впускном коллекторе 975 мБар — норма. Пускаем двигатель — 350 мБар, порядок: с ростом оборотов этот параметр уменьшается. Для точного расчета расхода воздуха блоком управления недостаточно показаний одного датчика абсолютного давления. Поскольку в зависимости от температуры плотность воздуха меняется, в паре с МАР-сенсором работает датчик темпера

www.zr.ru

Что такое МАП сенсор в системах ГБО 4-го поколения

MAP sensor – одна из деталей современного газобаллонного оборудования. Представляет собой электронное устройство, отвечающее за контроль абсолютного давления в системе ГБО 4-го поколения. Врезка МАП сенсора непосредственно во впускной коллектор обусловлена тем, что для получения абсолютного давления нужно сложить атмосферное давление и избыточное (давление в коллекторе). Благодаря этому можно определить, насколько велика нагрузка на двигатель в конкретный момент времени.

От того, насколько правильно и корректно работает датчик абсолютного давления, зависит процентное соотношение газа к воздуху в порции газовоздушной смеси, которая попадает в камеру сгорания двигателя вашего автомобиля. Сам МАП сенсор полностью выходит из строя крайне редко – и это приводит к тому, что двигатель категорически не хочет работать. В случае частичной поломки (подачи неправильной информации к блоку управления газовым оборудованием) в двигатель автомобиля попадает обеднённая или же обогащённая смесь, что, в свою очередь, приведёт к неустойчивой работе двигателя, перерасходу газа и прочая, прочая…

При всей важности выполняемой работы MAP sensor представляет собой довольно надёжный и неприхотливый механизм. Практика показывает, что чаще всего к поломкам датчика приводит его неправильный монтаж. Важно помнить, что инсталлировать МАП сенсор необходимо в точке, которая находится выше, чем впускной коллектор и планка газового распределителя. Это позволит избежать скопления газолина и влаги внутри корпуса датчика и будет способствовать длительной работоспособности устройства.

Каждый из производителей газобаллонного оборудования комплектует своё оборудование МАП сенсорами, которые, с их точки зрения, оптимально подходят для работы с остальными компонентами системы. Одними из самых распространенных комплектов ГБО на данный момент являются комплекты от производителей Zenit, Stag, KME, Elpigaz. Специалисты СТО «Кузьма» шагают в ногу со временем и установили не один десяток комплектов ГБО от этих производителей. Так что если у вас есть вопросы по работе МАП сенсора или возникла необходимость его замены – можете смело обращаться именно к нам!

kuzma.com.ua

Почему некоторые двигатели используют датчики TPS и MAP?

Хотя эти два датчика связаны с тем, как работает двигатель, их функции и функции управления двигателем совершенно разные.

MAP (или датчик абсолютного давления в коллекторе)

MAP предоставляет компьютеру информацию о плотности воздуха. Это говорит двигателю, сколько воздуха фактически попадает в двигатель . Это, наряду с датчиком массового расхода воздуха (MAF) (если таковой имеется) и датчиками O2, сообщает руководству двигателя, сколько топлива нужно рассеять в каждом цилиндре, чтобы поддерживать соотношение воздух / топливо где-то около стоика, так что двигатель будет работать в лучшем виде с меньше выбросов.

TPS (или датчик положения дроссельной заслонки)

TPS в основном там, чтобы предоставить компьютеру вход для водителя . Что хочет сделать водитель? Увеличенное значение TPS обеспечивает большую нагрузку на двигатель и ускоряет движение автомобиля. Он также может указывать системе управления, нужна ли передача с понижением передачи для обеспечения реакции транспортного средства, которую хочет водитель. Следует отметить, что, поскольку большинство производителей транспортных средств движутся в направлении «езды по проводам» (нет прямой связи между педалью дроссельной заслонки и корпусом дроссельной заслонки), в TPS нет необходимости. Так как компьютер управляет дросселем, он уже знает, где находится положение дросселя, потому что он направляет шоу.

Имейте в виду, это основные причины наличия каждого из этих датчиков. В то время как вы могли бы определить положение дроссельной заслонки из-за давления в коллекторе, наличие обоих датчиков позволяет двигателю быть более отзывчивым. Если запускать датчик MAP, чтобы определить эти вещи, компьютер всегда будет реагировать и пытаться идти в ногу со спросом. В программировании должны быть заложены большие допущения, и я бы предположил, что для компенсации потребуется более мощная система управления двигателем. Наличие обоих датчиков дает компьютеру точную потребность водителя, а также количество воздушного потока, поступающего в двигатель, чтобы обеспечить водителю гораздо лучший опыт вождения.

Следует отметить, что в отношении автомобиля на автомобиле установлены как MAF, так и датчик MAP. Эти двое делят много обязанностей, чтобы помочь с управлением двигателем. Многие автомобили GM выпускались с обоими датчиками (и до сих пор есть). Без MAF управление двигателем может работать в так называемом режиме плотности скорости . Хотя этот режим работает, наличие MAF обеспечивает более точное измерение поступающего воздуха для компьютера и, таким образом, улучшает управление топливом, экономию и меньшие выбросы. Это обеспечивает ограничение во впускном тракте, но это компромисс.

Зайд

Я намеренно не хотел поднимать датчик MAF в этом вопросе, но, поскольку вы упомянули его, я воспользуюсь им, чтобы объяснить, почему я чувствую, что наличие TPS и MAP добавляет мало пользы. Если MAF может сообщить компьютеру, какой объем потока присутствует, а TPS может предоставить сигнал положения дроссельной заслонки, компьютер может определить, где работает двигатель. С помощью датчика MAP положение дроссельной заслонки теоретически может быть предсказано на основе сигнала давления, а это значит, что вы можете полностью отказаться от TPS, нет?


Pᴀᴜʟsᴛᴇʀ2 ♦

Я полагаю, что теоретически вы могли бы покончить с этим, но наличие TPS обеспечивает гораздо лучший отклик на газ, не создавая угрозы наклона, пока компьютер не догонит поток воздуха. Я не знаю, как GM на самом деле программирует вещи, хотя.


Зайд

Я думаю, что вы на что-то. Вполне вероятно, что TPS обеспечивает гораздо более быстрый отклик на изменение дроссельной заслонки по сравнению с сигналом MAP. Вы должны поместить это в ответ. Тогда я бы спросил, почему мы не покончили с датчиком MAP, но, думаю, Бен рассказал об этом в своем комментарии к EGR.


HandyHowie

Наличие нескольких датчиков позволит PCM проверить, все ли датчики дают достоверные показания относительно друг друга. Если один из них не согласен с другими, PCM сможет пометить этот датчик как неисправный и продолжать работу двигателя. Если есть только MAP, PCM должен будет предположить, что показания правильны, что может вызвать серьезные проблемы, если оно неисправно.


Зайд

@HandyHowie, хотя это правда, я бы ожидал, что избыточность датчиков будет дополнительным бонусом, а не основной причиной для обслуживания двух разных типов датчиков.

askentire.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о