Как понять, что пора менять ремень ГРМ. 7 важных правил — журнал За рулем
Обрыв ремня — случайность или закономерность? В большинстве случаев — второе. Но такого исхода можно избежать — рассказывает эксперт «За рулем».
Материалы по теме
Обрыв ремня генератора — как далеко уедем без него? Эксперимент ЗР
Моторы с ременным приводом появились в нашей стране впервые на автомобиле ВАЗ-2105. Машина комплектовалась «пятерочным» мотором, у которого распредвал и вал привода вспомогательных агрегатов вращала не цепь, а резиноармированный зубчатый ремень. Автолюбители приняли нововведение с опаской и оказались правы. Ремни далеко не всегда выхаживали заявленный ресурс, а обрыв приводил к обездвиживанию машины. Но обратите внимание — к обездвиживанию, а не к крупной поломке.
Что было хорошо у первых советских ременных моторов ВАЗ, так это схема привода ГРМ с «невстречающимися» клапанами. То есть при обрыве ремня любое рассогласование распределительного и коленчатого валов не приводило к тому, что поршни ударяли по открытым клапанам, круша все вокруг.
«Иномарочные» моторы всегда проектировали из соображений оптимизации рабочего процесса, а не с точки зрения «встречается — не встречается». Поэтому почти все двигатели с искровым зажиганием и тем более дизели имели встречающуюся конструкцию привода ГРМ. Ну а об обрывах ремней не беспокоились благодаря своевременной замене в соответствии с регламентом и установке качественных ремней.
]
Обрыв ремня ГРМ на вазовском шестнадцатиклапаннике приводит к дорогостоящему ремонту из-за встречи поршней с клапанами.
Обрыв ремня ГРМ на вазовском шестнадцатиклапаннике приводит к дорогостоящему ремонту из-за встречи поршней с клапанами.
Когда проверять ремень ГРМ?
Материалы по теме
Завод сэкономил, а нам расплачиваться — 11 примеров
Все зависит от конкретного автомобиля и условий его эксплуатации. Вот несколько важных правил, которые следует учесть:
1. Если машина на гарантии, то за состояние ремня ГРМ можно особо не переживать. Но проблема в том, что некоторые производители дают очень короткую гарантию на сальниковые уплотнения. А потекший сальник, например, распредвала, окропит ремень ГРМ маслом, что выведет его из строя очень быстро. Так что можно «попасть» на сложный ремонт с гарантийным автомобилем.
2. Опыт эксплуатации в нашей редакции двух автомобилей с вазовскими моторами показал, что их ремни ГРМ не выхаживают заявленный ресурс. Два восьмиклапанных мотора вышли из строя именно в связи с обрывом ремня ГРМ. При этом ни одна из многих редакционных иномарок не отличилась обрывом ремня ГРМ. Например, на «реношном» двигателе Ларгуса ремень свободно отходил 120 000 км, и по результатам осмотра ресурс его не был полностью исчерпан. Так что, как это не печально,
Последствия обрыва ремня и встречи клапанов. При этом случается, что тарелки клапанов отрывает от стержней и размалывает все в цилиндре.
Последствия обрыва ремня и встречи клапанов. При этом случается, что тарелки клапанов отрывает от стержней и размалывает все в цилиндре.
3. Имейте в виду, что первичный ремень ГРМ, то есть тот, что установили на конвейере, всегда (за исключением вазовских моторов) ходит дольше. Причина в том, что износ шкивов, по которым он работает, минимальный. Поэтому при установке второго и последующего ремней ГРМ контроль за состоянием шкивов должен быть соответствующим.
Материалы по теме
Сломался генератор, можно ехать? — Да, и довольно долго!
4. После замены ремня ГРМ желательно осмотреть его повторно через пару поездок, чтобы убедиться, что вам досталось не контрафактное изделие, оценить, как идет приработка и не ослабло ли натяжение. И особенно внимательно следить за звуками от ременного привода.
5. Если автомобиль ездит мало, то ремень ГРМ все равно стареет. Ремень, подходящий к концу своего жизненного цикла (обычно не больше шести лет), следует осматривать почаще. Последние пару лет хотя бы раз в год.
6. Стоит осмотреть ремень ГРМ после преодоления глубоких водных преград, а тем паче глубокой жидкой грязи.
7. На частоту осмотра ремня влияет удобство проведения этой операции. Например, у вазовских моторов осмотр довольно удобен, только надо не лениться и, проворачивая коленвал, осмотреть ремень по всей длине. Если осмотр ремня у какого-то автомобиля затруднен, то советую поискать на профильных форумах рекомендации бывалых автолюбителей, которые зачастую находят варианты осмотра труднодоступного ремня, а то и делают специальное смотровое окошко, закрываемое заглушкой.
Признаки бракованного, контрафактного или сильно изношенного ремня ГРМ
- поврежден и разлохмачен внутренний либо наружный край ремня
- гладкая сторона сильно истерта и имеет следы прижогов
- зубья подрезаны и сильно истерты
- на наружной и внутренней стороне ремня заметны трещины
При обнаружении любого из этих признаков ремень ГРМ следуем заменить.
Срочная проверка
Перечислим условия, при которых состояние ремня ГРМ необходимо проверить немедленно.
- Посторонний шум из района расположения ремня привода ГРМ. Первым делом нужно демонтировать ремень привода вспомогательных агрегатов. Тем самым мы отсечем возможные неисправности и посторонние звуки от этих агрегатов. Если звук при работе мотора остался, придется вскрывать кожухи ремня и проводить углубленную диагностику. Могут быть повреждены подшипники роликов или помпы.
- Течь жидкости или масла в районе кожухов ремня ГРМ. Попадание моторного масла, охлаждающей жидкости, жидкости гидроусилителя или масла из системы кондиционирования на ремень ГРМ очень быстро выведет его из строя.
У большинства моторов ремень привода ГРМ вращает и насос охлаждающей жидкости.Только на моторах Renault (слева) помпу вращает обратная сторона ремня, а на вазовских (справа) — зубчатая. Если антифриз из системы охлаждения двигателя проникнет в подшипники помпы, то она заклинит. Тогда и ремню не жить.
У большинства моторов ремень привода ГРМ вращает и насос охлаждающей жидкости.Только на моторах Renault (слева) помпу вращает обратная сторона ремня, а на вазовских (справа) — зубчатая. Если антифриз из системы охлаждения двигателя проникнет в подшипники помпы, то она заклинит. Тогда и ремню не жить.
***
Советую периодически проверять состояние ремня привода ГРМ, и тем чаще, чем старше ваша машина. В начале эксплуатации все детали привода свежие, ремень заводской. Затем начинаем ставить запчасти, но не все шестерни при этом меняем, а потому скорость износа каждого следующего ремня будет увеличиваться.
Как понять, что пора менять ремень ГРМ. 7 важных правил
Обрыв ремня — случайность или закономерность? В большинстве случаев — второе. Но такого исхода можно избежать — рассказывает эксперт «За рулем».
Как понять, что пора менять ремень ГРМ. 7 важных правил
- Шесть главных проблем вазовского двигателя 1,6 подробно рассмотрены тут.
Фото: фирмы-производители, Depositphotos
Когда менять ремень ГРМ и что нужно знать о ремнях газораспределительного механизма
Самый распространенный ответ на этот вопрос — согласно рекомендациям автопроизводителя. Но есть нюанс — по рекомендациям не для модели, а для конкретного двигателя. Какие еще нюансы нужно знать и что нужно учитывать, чтобы с вами не случился, обрыв ремня ГРМ? Об этом рассказали специалисты интернет-магазина Leoparts.
Для чего нужен ремень ГРМ и зачем вообще его менять
ГРМ — это аббревиатура для термина “газораспределительный механизм”. Так называют систему компонентов, которая находится внутри двигателя и отвечает за подачу топливной смеси в цилиндры, а также за отвод отработанных газов.
Что в этой системе делает ремень? Он синхронизирует работу коленвала и распредвала (или двух, в зависимости от конструкции двигателя). Обе этих детали оканчиваются шестернями, за которые и зацеплен ремень ГРМ. Благодаря работе ремня клапаны и поршни никогда не соприкасаются внутри цилиндра. Задача важная, поэтому ремень должен быть отлично натянут — за это отвечает натяжной ролик. Также в конструкции присутствуют обводные ролики — они нужны для того, чтобы “проложить дорогу” ремню в подкапотном пространстве. В некоторых автомобилях ремень ГРМ также приводит в действие водяной насос (помпу).
Кстати, иногда ту же функцию, что и ремень ГРМ выполняет цепь. Цепь ГРМ ходит в несколько раз дольше и считается более надежной конструкцией. Но она сложнее для замены. Поэтому и сама деталь, и услуга на СТО стоят существенно дороже.
Что будет если порвется ремень ГРМ
Учитывая его основную задачу, обрыв ремня ГРМ — это ситуация, которую вообще нельзя допускать. Потому что рассинхронизированные распредвал и коленвал начинаются вращаться независимо друг от друга. В результате клапаны очень быстро “встречаются” с поршнями.
Самое малое, что ждет такой мотор — это погнувшиеся клапаны, которые из всех деталей наименее прочные. Также могут пробиться днища поршней — непосредственно от удара или от осколков клапанов. В общем, чем выше были обороты в момент обрыва, тем серьезнее последствия. И тем дороже ремонт. Вплоть до капитального ремонта двигателя.
У дизелей все еще сложнее и “травмпоопаснее” для двигателя. Из-за особенностей конструкции там часто повреждается распредвал, его подшипники, и шатуны.
Именно поэтому важно регулярно проверять состояние ГРМ и вовремя его менять.
Регламент замены ремня ГРМ
Первый вариант — исходя из пробега автомобиля, в соответствии с рекомендациями автопроизводителя конкретно для вашего двигателя. Цифры очень сильно разнятся.
Например, для дизельных моторов VW Passat B6 1.9 и 2.0 ремень ГРМ меняется через 90 000 километров. Такой же ресурс у Skoda Octavia A6 c бензиновыми моторами 1. 4 и 1.6 л. А ремень ГРМ у Ford Focus 2 с бензиновым двигателем объемом 1.6 л – даже через 160 000 км. Также повезло владельцам Рено Меган 3 1.5 dci — ремень ГРМ у них требует замены каждые 150 000 километров.
Но есть и обратные примеры, с более короткими пробегами. Например, на Шевроле Лачетти с мотором 1.8 F18D3 ремень ГРМ нужно менять каждые 60 000 км. А на таком автомобиле как ВАЗ-2112 и вовсе каждые 50 000 километров.
Второй вариант — исходя из “возраста” ремня, если пробеги очень маленькие. Средний расчетный пробег автомобиля составляет 20 000 километров. Если ваша машина проезжает намного меньше (например, 10 тысяч в год), то разделите рекомендации производителя на 20 000 — это и будет количество лет, через которое нужно заменить ремень. В среднем это 5-7, максимум 8 лет.
Третий вариант — с учетом сложных или интенсивных условий эксплуатации. Если машина работает в такси, или постоянно много ездит, то ресурс ремня уменьшается из-за постоянной работы и перегрева.
Как проверять ремень ГРМ
У многих автопроизводителей кроме интервала замены, есть также рекомендуемые пробеги, на которых нужно проверять состояние ремня ГРМ. В принципе, это можно делать при каждом ТО или во время выполнения работ в подкапотном пространстве.
Что нужно проверять?
- Осматривать ремень на предмет трещин и потертостей.
- Проверять отсутствие следов масла или антифриза.
- Оценивать износ зубьев.
- Проверять натяжение/растяжение ремня.
Почему лучше менять ремень ГРМ комплектом
Важный нюанс замены ремня ГРМ состоит в том, что лучше менять его вместе с комплектом всех роликов и натяжителей, которые работают вместе с ним. Почему так?
Основных причин две.
Первая — заменить ремень ГРМ комплектом лучше для экономии на выполнении работ. Ни один ролик не отходит столько, сколько два ремня. А в большинстве современных машин замена ремня ГРМ — это трудоемкий процесс. И стоимость комплекта меньше, чем стоимость выполнения работ.
Вторая — оценить износ роликов достаточно сложно. А заклинивший ролик может привести либо к уменьшению ресурса ремня, либо даже к его обрыву. То есть вы рискуете стать героем поговорки “скупой платит дважды”.
Так что если вы крутите свою машину сами и регулярно все осматриваете, то можете рискнуть. Но если вы, как и большинство автовладельцев, ездите менять ремень ГРМ на СТО и доверяете контроль своим механикам, то менять его нужно только комплектом.
Нужен ли моему автомобилю 2011 года с небольшим пробегом новый ремень ГРМ?
МашиныДжон Пол, автомобильный врач AAA Northeast, отвечает на вопрос читателя, который задается вопросом, стоит ли надевать новый ремень ГРМ на 11-летний автомобиль.
AP Photo/David ZalubowskiДжон Пол
В. У меня Mazda 6 2011 года, которая только что набрала 9 баллов.Проехал 0000км, ремень ГРМ до сих пор родной. Я начинаю нервничать, что он выйдет из строя, когда я еду навестить свою дочь, которая находится в 150 милях от меня. Есть ли что-нибудь, что может увидеть механик, что может дать мне представление о его состоянии?
А. Вам не о чем беспокоиться! В вашем автомобиле, как и во многих современных автомобилях, используется цепь привода ГРМ. Пока автомобиль правильно обслуживается, цепь ГРМ должна служить на протяжении всего срока службы автомобиля. Как правило, двигатели с ремнями ГРМ требуют замены этих ремней между 60 000 и 105 000 миль, в зависимости от производителя. Читатели, если вам интересно, есть ли в вашем автомобиле ремень ГРМ или цепь ГРМ, отправьте мне электронное письмо с указанием года, марки и модели, а также объема двигателя, и я пришлю вам ответ.
Объявление:
В. Я читал, как важно правильно накачивать шины. В моей машине есть табличка на раме водительской двери и еще одна на лючке бензобака. Проблема в том, что они перечисляют очень разные давления. Какие точные?
A. Я всегда следую рекомендациям на табличке на двери водителя. Единственный раз, когда я бы изменил это, — это буксировка прицепа или если у вас есть автомобиль, заполненный людьми и грузом.
Даже в этом случае никогда не превышайте максимальное давление на боковину шины.Q. Я владею и до сих пор финансирую Toyota Yaris iA 2018 года выпуска. Автомобиль имеет пробег 80 685 миль. Какое техническое обслуживание должно быть выполнено, чтобы не прожечь дыру в моем кармане?
A. Профилактическое обслуживание является ключом к снижению затрат на ремонт. Регулярно меняйте масло, а также проверяйте и меняйте охлаждающую жидкость двигателя — если она выглядит хорошо, замените ее через 100 000 миль. С этого момента важны профилактические осмотры. Проверьте ремни, шланги, шины, тормоза, рулевое управление и подвеску. Раз в год проводите хороший общий техосмотр автомобиля. Используйте руководство по эксплуатации в качестве руководства и меняйте техническое обслуживание в зависимости от стиля вождения. Если вы много ездите с интенсивным использованием, например Uber или Door Dash, чаще меняйте масло и проверяйте жидкости.
Объявление:
В. У меня Toyota Sienna 2007 года выпуска с пробегом 133 000 миль. Он работает и выглядит великолепно. Недавно мне пришлось использовать антиобледенитель, и после того, как индикатор температуры на приборной панели показал теплый двигатель, я продолжал чувствовать холодный воздух, выходящий из вентиляционного отверстия. Когда я начал движение, температура через вентиляционные отверстия вышла высокой. Однако, как только я останавливался на светофор или садился в пробку, температура снова падала до холодного бриза. Что не так?
А. То, что вы описываете, является классическим примером радиатора с низким уровнем охлаждающей жидкости. После того, как система охлаждения была проверена на правильность работы, включая открытие и закрытие термостата двигателя при нормальной температуре, пришло время взглянуть на воздуховоды климат-контроля. Если заслонка смесителя, смешивающая теплый и холодный воздух, заклинит, то температура на выходе из воздуховодов будет очень неравномерной.
В. Моя машина старая, на ней давно не ездили, и у нее спустило колесо. Я могу открутить гайки, но не могу снять колесо. Есть идеи как снять колесо?
A. Попробуйте нанести обильный слой проникающего масла. Оставьте на несколько часов и посмотрите, растворится ли ржавчина. Если это не сработает, ослабьте зажимные гайки (примерно на одну треть) и покачайте автомобиль вперед-назад. Вес автомобиля и сила тяжести могут сломать ржавчину. Кроме этого, отбуксируйте автомобиль к месту, где его можно будет поднять на подъемнике, а затем осторожно ударьте по шине (не по колесу), чтобы попытаться снять его с ржавой ступицы.
Объявление:
Джон Пол — автомобильный врач AAA Northeast. Он имеет более чем 40-летний опыт работы в автомобильном бизнесе и является сертифицированным ASE мастером-техником. Отправьте свой вопрос об автомобиле по электронной почте [email protected] Слушайте подкаст Car Doctor на johnfpaul. podbean.com.
Подписка на рассылку новостей
Будьте в курсе всех последних новостей с Boston.com
Отправить адрес электронной почты Введите ваш адрес электронной почты Ремень ГРМ: что это такое и как часто его нужно менять?
Вы наверняка слышали о ремнях и цепях ГРМ, являющихся частью двигателя вашего автомобиля, но что означает синхронизация? У вашей машины ремень или цепь? Какие могут быть проблемы с ремнем?
Что такое ремень ГРМ?
В этой статье мы сосредоточимся на ремне ГРМ. Вкратце, синхронизация — это то, как клапаны (впускные и выпускные) открываются на вашем двигателе в точном соответствии с движением поршней — все это вопрос очень точной синхронизации, понимаете, отсюда и фраза «ремень ГРМ» для пункт, который управляет этим балетом горения. Ремень прикреплен к ряду звездочек и шкивов в вашем двигателе, который точно определяет, когда открываются клапаны, чтобы оптимизировать работу вашего двигателя за счет наиболее эффективного сжигания воздушно-топливной смеси. Некоторые дизельные двигатели также имеют топливные насосы, которые приводятся в действие и синхронизируются с помощью одного и того же ремня.
Со временем ремень изнашивается. На нем могут быть признаки растрескивания, он может растянуться и привести к потере мощности или плохой работе двигателя, или он может вообще лопнуть. В последнем случае это может иметь катастрофические последствия для вашего автомобиля; если ремень ГРМ порвется и синхронизация сработает при работающем двигателе, тогда клапаны могут удариться о поршни и погнуться/повреждиться без возможности ремонта. В этом случае вам потребуется очень, очень дорогой ремонт высшего класса, чтобы ваш двигатель снова заработал, поэтому лучше всего заменить ремень до или во время планового обслуживания.
В большинстве автомобилей ремень ГРМ нужно менять каждые 5 лет или 160 000 километров пробега (в зависимости от того, что наступит раньше). Когда вы покупаете подержанный автомобиль, которому не больше 5 лет, вы всегда должны проверять, был ли заменен ремень ГРМ или когда это необходимо. Если его необходимо изменить, для спокойствия вам следует обратиться в компетентный центр, например BestDrive.
О, и ремень против цепи? Ремень, очевидно, дешевле, как с точки зрения стоимости его компонентов, так и стоимости замены, но цепи, как правило, немного прочнее и долговечнее. Однако даже цепи могут изнашиваться и ломаться, так что это не надежный механизм синхронизации двигателя.
Будет ли в моей машине ремень или цепь?
Это огромный вопрос, и у нас просто нет места, чтобы ответить на него полностью. Лучшим способом решения этого вопроса было бы перечислить все автомобили с ремнем и все автомобили с цепью. Тем не менее, есть много хороших онлайн-ресурсов, в которых перечислены автомобили с ремнями и автомобилями с цепями, которые выдают простой поиск в Google «есть ли у моей машины ремень ГРМ или цепь ГРМ» (доступны и другие поисковые системы в Интернете). Если вы видите пластиковую крышку, прикрепленную сбоку к вашему двигателю, то, скорее всего, у вас есть ремень; если нет, то скорее всего цепь. Тем не менее, появление пластиковых крышек для всего двигателя, которые находятся поверх всего агрегата, как правило, делает такую идентификацию случайной.
Как часто нужно менять ремень и сколько это будет стоить?
Как правило, срок службы ремней составляет от 100 000 до 160 000 км, после чего их необходимо заменить (это значение значительно варьируется от двигателя к двигателю, поэтому не принимайте это как абсолютный ориентир — всегда проверяйте, каким он должен быть для вашего автомобиля). Это не самая простая работа, и, если вы не разбираетесь в механике и не знаете, что означает «верхняя мертвая точка», лучше всего отвезти машину в гараж, чтобы выполнить работу. Замена ремня обычно обойдется вам в несколько сотен евро, но, хотя это вряд ли недорого, это ничего не значит для стоимости ремонта, если вы не замените ремень и он порвется в дальнейшем.
Каковы симптомы износа ремня ГРМ?
Наиболее очевидными признаками того, что ремень находится на последнем издыхании, являются потеря мощности при ускорении, проскальзывание (обычно определяется по пронзительному прерывистому визгу двигателя), медленное ускорение на низких оборотах и даже дребезжащий шум двигателя (хотя это чаще связано с изношенными, растянутыми цепями ГРМ).