Чем смазать сайлентблоки: Перевірка браузера, будь ласка, зачекайте…

Содержание

Смазка для сайлентблоков подвески автомобиля 🦈 avtoshark.com

Автовладельцы считают, что качественным сайлентблокам смазка не нужна. Производители не дают рекомендаций относительно дополнительной обработки деталей. Однако в некоторых случаях это необходимо.

Смазку для сайлентблоков применяют, если во время поездки слышен скрип со стороны подвески автомобиля. Откуда появляется характерный звук и как его убрать, рассмотрим ниже.

Как избавиться от скрипа сайлентблоков в подвеске автомобиля

Сайлентблок – это шарнир, который представлен двумя металлическими втулками и резиновой вставкой. Основное назначение – гасить вибрации, которые возникают внутри подвески, когда колебание переходит от одного узла другому.

Сайлентблоки устанавливают спереди на подвеске для фиксации рычагов. Или сзади, чтобы закрепить штанги. Помимо этого, с помощью сайлентблоков фиксируют амортизаторы или элементы коробки передач.

Скрип со стороны подвески в большинстве случаев означает неисправность сайлентблоков. Характерный неприятный звук возникает как у изношенных деталей, так и у новых. Поэтому простая замена комплекта не решит проблему.

Чаще всего скрип появляется осенью или зимой, когда температура воздуха на улице заметно снижается. Вы можете замечать, что звук раздается громче, когда машина преодолевает препятствия. Например, едет по небольшим выбоинам или «лежачим полицейским».

Распространенные причины скрипа сайлентблоков:

  • износ старых деталей;
  • плохое крепление;
  • отсутствие смазки;
  • погрешности во время установки;
  • детали плохого качества;
  • притирка новых упругих элементов.

В каждом случае – свой алгоритм решения. Если сайлентблоки еще не притерлись, то скрип пройдет через 200-300 километров. Когда проблема появления звука связана с неисправностями внутри конструкции, понадобится переустановка или дополнительная обработка.

Правильная смазка сайлентблоков

Правильная смазка сайлентблоков

Автовладельцы считают, что качественным сайлентблокам смазка не нужна. Производители не дают рекомендаций относительно дополнительной обработки деталей. Однако в некоторых случаях это необходимо.

Смазка становится хорошим решением, когда блоки скрипят из-за того, что притираются друг к другу или начинают изнашиваться. Кроме того, обработки требуют детали, выполненные из полиуретана или резины невысокого качества. Дополнительная смазка избавит вас от скрипа и продлит срок эксплуатации комплекта.

Какую смазку выбрать

Если вы не смогли устранить проблему дотяжкой, недавно заменили крепление или установили внутрь конструкции оригинал вместо некачественной подделки, но скрип остался – попробуйте смазать детали.

Читайте также: Как проверить рулевую рейку на стук и люфт самостоятельно, диагностика исправности

Чек-лист по подбору смазки:

  • Силиконы. Универсальные водонепроницаемые смазки. Такие составы на базе силикона и загустителя востребованы из-за высоких свойств адгезии с обрабатываемой поверхностью. Эти смазки не вступают в химическую реакцию, не распадаются под воздействием воды.
  • Графиты. Смазочные вещества неорганического происхождения, где основой выступает графитовый порошок, выдерживают температуры от — 20 до + 60 оС без потери качеств. Применимы для обработки рессор, подшипников, других элементов подвески.
  • Литол 24. Популярная и распространенная смесь, которую используют в разных системах автомобиля. Литол универсален, помогает устранять скрип и снижать восприимчивость деталей во время трения.

Графитовые и литоловые смазки наносят с помощью шприца. Это позволяет распределять состав направленно. Если вы выбрали смазку на силиконовой основе, то лучше сразу приобретайте спрей. Баллон со специальной насадкой позволяет прицельно нанести вещество на поверхность детали.

Вы можете использовать наши уникальные ФОТО, при указании активной ссылки – https://avtoshark.com/

Смазка для сайлентблоков

0

Смазка для сайлентблоков

Сайлентблоки (резинометаллические шарниры, или РМШ) выполняют функцию соединения деталей подвески и гашения колебаний, возникающих между ними. Эти детали состоят из двух металлических втулок, вставленных друг в друга. Между втулками находится специальная вставка из резины или полиуретана.

РМШ используются не только в подвеске, но и в стабилизаторах, амортизаторах, коробке передач, рычажных креплениях, силовом агрегате и в других механизмах автомобиля.

В процессе эксплуатации транспортного средства сайлентблоки подвергаются очень высоким нагрузкам, поэтому необходимо регулярно контролировать их состояние. При износе шарниров ухудшается управляемость автомобилем (на больших скоростях его начинает «водить»), шины истираются неравномерно, появляются скрипы, шумы и вибрации.

Одним из самых распространенных источников скрипа и во время движения автомобиля являются сайлентблоки. 

Начать скрипеть они могут по разным причинам:

  • Выработали свой ресурс
  • Были плохо затянуты при установке
  • Из-за особенности конструкции
  • По причине заводского брака

С первой причиной все ясно. У каждой детали есть определенный срок службы, по истечении которого она перестанет выполнять свои функции. Ресурс сайлентблоков составляет, в среднем, 100 тыс. км. И это в идеальных дорожных условиях, поэтому российским автомобилистам лучше сократить его в два раза.


О выработке шарниров свидетельствует возникновение люфта рычагов ходовой части транспортного средства. Это сразу ощущается, так как машина начинает вести себя на дороге существенно хуже, возникают крены и слышатся посторонние шумы.


Если установка сайлентблоков проводилась неквалифицированными специалистами или самостоятельно, нередки случаи недостаточной затяжки креплений деталей. Это также приводит к нежелательным последствиям, а в частности – скрипу шарниров.

Самая редкая причина скрипа сайлентблоков заключается в их конструктивных особенностях. Яркий пример – автомобиль Chevrolet Aveo. Шарниры его подвески имеют не цельную конструкцию, а с вырезами в резиновых элементах.

Туда регулярно попадают разного рода загрязнения, препятствующие нормальному функционированию деталей.

Выходов из этой ситуации два: регулярная очистка сайлентблоков или их замена на стандартные цельные.


Опытные мастера рекомендуют применять смазку только при замене сайлентблоков – для облегчения запрессовки деталей и предотвращения их дальнейшей коррозии.


Не стоит считать, что смазка обязательно решит проблему скрипов, так как ее причиной могут быть более серьезные неисправности подвески – например, износ и деформация рычагов.

Еще один нюанс связан с разновидностью сайлентблоков. Помимо обычных резинометаллических, существуют пла­ва­ю­щие шарниры. Они могут пово­ра­чи­вать­ся на боль­ший угол, обес­пе­чи­ва­ют проч­ную связь эле­мен­тов конструкции и их одно­вре­мен­ную подвиж­но­сть. Такие сайлентблоки иде­аль­ны для уста­нов­ки в зад­нюю под­вес­ку, так как обес­пе­чи­ва­ют пра­виль­ное поло­же­ние оси зад­них колес к дороге.

Внутри плавающего шарнира имеется металлическое шаровое соединение, нуждающееся в смазке. Она закладывается заводом-изготовителем, однако со временем вырабатывается, что приводит к появлению скрипа.

Досмазывание таких деталей теоретически возможно методом шприцевания (особенно если они оснащены пыльниками). Внешнюю часть сайлентблоков для облегчения посадки обрабатывают монтажной пастой.

В изношенных сайлентблоках наблюдается отслоение резины от металла, ее высыхание, растрескивание или вздутие. Однако без демонтажа конструкции осмотреть шарниры иногда сложно, поэтому автовладельцам лучше руководствоваться косвенными признаками их износа – падением эффективности рулевого управления, кузовным люфтом, вибрацией подвески, неравномерностью износа резины.

Для самостоятельной замены сайлентблоков понадобится смотровая яма или эстакада.

Если скрип слышен в районе одного из передних колес, демонтируйте рычаг передней подвески. Выкрутите болт крепления сайлентблока (как правило, он сидит достаточно плотно, поэтому аккуратно постукивайте по нему молотком).

Ослабьте колесные болты и снимите колесо. Отодвиньте шаровую опору в сторону от поворотного кулака и открутите еще два болта, чтобы снять рычаг подвески полностью.

Демонтируйте сайлентблок с помощью специального съемного устройства (для этой операции нельзя использовать тяжелый молоток или кувалду). Очистите посадочное место от загрязнений и коррозии.

Новый шарнир смажьте и запрессуйте на рычаг. С другим передним колесом проведите аналогичную операцию, так как сайлентблоки всегда меняются парно, даже если один из них исправен.

Была ли полезна статья?

Рейтинг: 3.67 (9 оценок)

Почему скрипят втулки? – PolyPro

У многих автовладельцев возникает вопрос, откуда берется скрип в подвеске автомобиля. Этот очень неприятный звук часто проявляется в разных ситуациях, но, как правило, первой причиной могут быть втулки стабилизатора, имеющие очень большой износ. Такая проблема не нова в практике многих автомобилистов, и исходить она может как от резинотехнических изделий, так и от изделий из полиуретана. Поэтому в этой статье мы получим ответ на вопрос: почему скрипят втулки?

почему-скрипят-сайлентблоки

Из чего сделаны сайлентблоки?

Следует отметить, что самыми популярными и востребованными материалами для изготовления сайлентблоков являются резина и полиуретан. Исходя из состава, у полиуретана можно выделить ряд положительных качеств, отличающих его от резины:

  • Гораздо прочнее резины.
  • Очень устойчив к перепадам температуры.
  • Долгий срок службы.
  • Практичность в ремонте втулок.
  • Подходит для любой марки автомобиля.

Но, несмотря на эти достоинства, при интенсивной езде можно услышать «легкий» писк, даже после установки новых элементов.

Поэтому возникает вопрос: почему скрипят полиуретановые втулки?

 

Причины скрипа втулок

Причин скрипа подвески всего две, независимо от того, какая нагрузка на автомобиль, и какая дорога под колесами:

Первая и самая распространенная причина – несоответствие диаметров отверстий элементов и самого стабилизатора. Многие авторемонтники, имеющие практику в этой проблеме, указывают на то, что диаметр втулки должен быть обязательно минимум на 1 мм меньше. Расстояние, куда могут попасть частицы пыли, воды и грязи, является причиной скрипа, а главная проблема – почему скрипят новые втулки на автомобиле. Второй менее популярной причиной является отсутствие смазки на полиуретановых втулках. Скрипят втулки после замены с ограниченным количеством смазки. Втулки можно смазывать как внутри, так и снаружи, к удивлению многих автовладельцев. Этот процесс очень прост. Требуется смазка и небольшой опыт.

И тут возникает вопрос: если скрипят втулки, чем их смазать, чтобы не только устранить скрип, но и увеличить срок их службы? На нашем сайте вы можете найти наиболее подходящие виды смазки для этих элементов. Их эластичность и плотность способны максимально заполнить эти пустоты между стабилизатором и втулкой. После смазки этих деталей автомобиля можно смело тестировать подвеску на наличие скрипа в «холостом» режиме автомобиля. Также не упускайте из виду регулярные осмотры стабилизатора, износ втулок и втулок.

Втулки фирмы PoliPro

Но какими бы не были в реальности причины появления скрипа и шума автомобиля, очень важно купить качественные запчасти. Проверенным предприятием, производящим качественные комплектующие для автомобилей, в том числе и полиуретановые втулки, является ПолиПро. Компания завоевала доверие многих автовладельцев Украины, тем самым став лидером среди производителей полиуретановых изделий для автомобилей.

У нас вы можете купить демпферные шкивы, опоры, полиуретановые подушки и пыльники с гарантией 1 год. К покупке любых предметов прилагается инструкция к изделию и рекомендация по его установке, что позволит вам полностью понять принцип работы механизма.

 

Рекомендации по смазке цепей для приводов и конвейеров

Цепь представляет собой ряд подвижных подшипников скольжения со средствами для зацепления зубьев звездочки и передачи силы и движения. Поскольку каждое соединение цепи представляет собой подшипник, правильная смазка необходима для обеспечения максимального срока службы цепного привода или конвейера.

Цепи для приводов

Три наиболее распространенных типа цепей, используемых для привода: прецизионная роликовая цепь, отвечающая требованиям американского национального стандарта ASME B29..1; бесшумная (перевернутая) цепь, соответствующая стандарту ASME B29.2; цепь со смещенной боковой цепью из инженерной стали, подпадающая под действие ASME B29.10.

Роликовые цепи производятся с шагом от 0,25 до 3,0 дюймов и используются для самых разных приводов в диапазоне от медленных до высоких скоростей. Бесшумные цепи производятся с шагом от 0,375 до 2,0 дюймов, они работают более плавно, чем роликовые цепи, и используются в основном в высокоскоростных приводах.

Цепи из инженерной стали изготавливаются с шагом от 2,5 до 7,0 дюймов и используются в основном в низкоскоростных приводах.

Цепи для конвейеров

Как прецизионные роликовые цепи, так и роликовые цепи из конструкционной стали обычно используются в пластинчатых, пластинчатых, толкающих и поперечных конвейерах. Сварные стальные цепи широко применяются в скребковых и скребковых цепных конвейерах. Цепи с коваными звеньями часто используются в подвесных тележках и напольных конвейерах.

Прецизионные роликовые цепи, роликовые и безроликовые цепи из конструкционной стали, литые цепи, полимерные цепи, цепи с плоской вершиной и бесшумные цепи используются в конвейерах с простой цепью и несущих цепях. Ограниченность места позволяет охватить здесь лишь некоторые из наиболее распространенных типов конвейерных цепей.

Как выходят из строя цепи

Тремя наиболее распространенными причинами отказа цепи являются растяжение, усталость и износ. При разрушении на растяжение цепь перегружается в натяжении до тех пор, пока она не растянется настолько сильно, что не сможет функционировать должным образом, или ее буквально разорвут на части. При усталостном разрушении цепь неоднократно нагружается растяжением с нагрузкой ниже предела текучести (цепь не растягивается) до тех пор, пока в пластинах звеньев или боковых стержнях не появятся микроскопические трещины.

Эти трещины продолжают расти до тех пор, пока цепь не разорвется. При отказе из-за износа материал удаляется путем скольжения или скольжения в сочетании с истиранием или коррозией до тех пор, пока цепь не перестанет функционировать должным образом (не будет соответствовать звездочкам) или оставшийся материал не станет настолько тонким, что позволит цепи сломаться. В этой статье рассматривается только смазка обычно используемых стальных втулок и роликовых цепей для снижения эффекта износа.

Цепной износ

Чаще всего из-за износа между пальцем и втулкой цепь удлиняется (удлиняется, но не растягивается) до тех пор, пока цепь не будет правильно подходить к звездочкам или не будет поддерживать правильное расстояние или синхронизацию. Иногда износ между роликом и втулкой или износ между соединительными пластинами или боковыми стержнями и направляющими приводит к неисправности цепи.

Удлинение цепи при износе обычно проходит через три стадии, как показано на рис. 2. Во-первых, это короткий период быстрого начального или приработочного износа. На этом первом этапе на штифтах и ​​втулках изнашиваются выступы, а незначительные несоосности быстро стираются. Во-вторых, есть период постоянного медленного или смазанного износа. На этом втором этапе штифты правильно сидят во втулках, а опорные поверхности обычно хорошо смазываются.

И, наконец, еще один период быстрого, или терминального, износа. На этом заключительном этапе смазка могла стать неэффективной или полностью выйти из строя, или износился жесткий корпус пальцев и втулок, или удлинение цепи на звездочке могло привести к резкому увеличению нагрузки на отдельные соединения.

Влияние смазки на работу цепи

Большинство цепных приводов и конвейеров будут работать лучше и дольше, если будет обеспечена своевременная и адекватная смазка. Одним из эмпирических правил является то, что правильная смазка может продлить срок службы цепи в 100 раз (рис. 3).

Даже если общий срок службы цепи приемлем, отсутствие надлежащей смазки может вызвать другие проблемы. Когда цепи не хватает смазки, износ от одного соединения к другому может сильно различаться, вызывая неустойчивое функционирование. Быстрый износ соединений может привести к преждевременной потере синхронизации конвейера. Недостаток смазки может увеличить трение и потребляемую мощность, а также привести к опасному повышению температуры.

Необходимость смазки

Смазка цепи необходима в основном для замедления износа между штифтами и втулками в соединениях цепи, для вымывания продуктов износа и посторонних материалов, а также для плавного зацепления цепи со звездочкой. Кроме того, может потребоваться смазка для подавления ржавчины и коррозии, отвода тепла и смягчения ударных нагрузок.

Смазки для цепей

Смазка для цепей должна иметь достаточно низкую вязкость, чтобы проникать в важные внутренние поверхности, и достаточно высокую вязкость или необходимые присадки, чтобы поддерживать эффективную пленку при преобладающих температуре и давлении.

Рекомендуемая вязкость для различных диапазонов окружающих температур указана в Таблице 1. Смазочный материал должен обладать способностью поддерживать желаемые смазывающие свойства в преобладающих условиях эксплуатации, быть чистым и не содержать корродирующих веществ.

Обычно допускается использование недетергентного нефтяного базового масла хорошего качества. В то время как детергенты обычно не требуются, часто помогают антивспенивающие, антиокислительные и противозадирные присадки. Следует избегать нечистых масел. Кислоты или абразивы в масле могут необратимо повредить цепь.

Производитель цепей часто использует консистентную смазку или вазелин в качестве начальной смазки. Однако пользователи, как правило, не должны наносить смазки на цепи в процессе эксплуатации, поскольку они слишком густые, чтобы проникать во внутренние опорные поверхности цепи. Пользователи должны использовать смазку только в том случае, если предусмотрены фитинги для подачи смазки в соединения цепи.

Смазка цепных передач

Рекомендуемый метод смазки цепных приводов указан в таблицах номинальной мощности, опубликованных в стандартах серии ASME B29, и в каталогах различных производителей. Обычно перечисляются следующие методы: ручной, капельный, масляная ванна, маслоотражательный диск и поток масла.

Во всех методах масло следует наносить на верхние кромки соединительной пластины или боковины в нижнем пролете цепи. Это позволяет гравитации и центробежной силе доставлять смазку в критические зоны подшипников.

Ручная смазка

При ручной смазке пользователь периодически наносит масло кистью или носиком. Предпочтительная частота — раз в восемь часов, но можно использовать и более длительный интервал, если опыт показывает, что он достаточен для данного конкретного привода.

Количество масла и частота его применения должны быть достаточными, чтобы предотвратить образование красновато-коричневого цвета на стыках цепи. Это изменение цвета указывает на то, что красный оксид железа (ржавчина, гематит и т. д.) образуется в соединениях цепи из-за того, что они не получают достаточной смазки.

Капельная смазка

При капельной смазке масло капает между соединительной пластиной или краями боковины со скоростью от четырех до 20 капель в минуту, в зависимости от скорости. Опять же, количество масла и частота его применения должны быть достаточными, чтобы предотвратить образование красновато-коричневого цвета на стыках цепи.

При капельной смазке многорядных цепей можно использовать распределительную трубу с фитильной набивкой для равномерного распределения масла по всем рядам соединительных пластин или боковых стержней.


Рис. 4. Капельное смазывание

Смазка масляной ванной

При смазке в масляной ванне короткая часть цепи проходит через масло в нижней части кожуха цепи. Уровень масла должен доходить только до линии шага цепи в самой нижней рабочей точке. Прохождение длинных участков цепи через масляную ванну может привести к вспениванию масла и его перегреву.

Смазка отражательного диска

При смазке маслоотражательным диском вращающийся диск собирает масло в нижней части корпуса и направляет его на пластину коллектора. Затем масло направляется в желоб, из которого оно попадает на верхние кромки соединительных пластин или боковых стержней нижней ветви цепи. Цепь всегда должна проходить выше уровня масла в картере.

Смазка масляным потоком

При смазке потоком масла масло подается под давлением к форсункам, которые подают струю или распыляют на нижний пролет цепи изнутри контура. Распыление масла должно быть равномерно распределено по всей ширине цепи.

Излишки масла собираются на дне поддона и возвращаются в насос через резервуар. Масляный радиатор может использоваться для поддержания температуры масла ниже максимального предела.

Рис. 7. Смазка масляным потоком

Периодическое техническое обслуживание

При ручной смазке убедитесь, что соблюдается указанный график и используется указанный сорт масла. Если цепь загрязнена, перед повторной смазкой протрите ее керосином или негорючим растворителем.

При капельной смазке убедитесь, что скорость потока соответствует указанной, а масло правильно направлено на цепь. Проверяйте уровень масла в резервуаре не реже одного раза в день и доливайте его по мере необходимости.

При смазке масляной ванной, маслоотражательным диском и масляной струей проверяйте уровень масла в корпусе или резервуаре не реже одного раза в день и при необходимости добавляйте масло. В это время проверьте наличие утечек, пенообразования или признаков перегрева. Убедитесь, что все отверстия и форсунки чистые, а масло правильно направлено на цепь. Замените масло после первых 50 часов работы, а затем через каждые 500 часов работы.

Смазка цепных конвейеров

Метод смазки цепных конвейеров обычно определяется скоростью, окружающей средой и доступностью. Всегда следует учитывать какой-либо метод непрерывной или периодической смазки цепного конвейера в процессе эксплуатации. Не смазывать цепной транспортер разумно только в том случае, если используется одна из специальных цепей (герметичное соединение и т. д.).

Ручной смазки обычно достаточно для низкоскоростных конвейеров. Ручной смазки иногда может быть достаточно для конвейеров с умеренной скоростью, но часто требуется капельная смазка или смазка кистью. Для высокоскоростных конвейеров часто требуется капельная смазка, а иногда может потребоваться смазка непрерывной струей масла.

Каким бы ни был метод, масло следует наносить на верхние кромки соединительной пластины или боковины нижнего звена цепи. Это позволяет гравитации и центробежной силе доставлять смазку в критические зоны подшипников.

В относительно чистых, сухих, неабразивных средах капельная или струйная смазка вполне приемлема. Однако в грязных, абразивных средах, где сочетание непрерывной смазки и абразивного песка может привести к заеданию роликов и шарниров, периодическая очистка и ручная смазка могут быть предпочтительнее.

При экстремально высоких или низких температурах могут потребоваться специальные синтетические смазочные материалы. Во влажной среде могут потребоваться специальные смазки или покрытия.

Когда доступность ограничена, могут потребоваться специальные системы капельной или прерывистой струйной смазки с дистанционной подачей. Также могут понадобиться специальные дистанционно управляемые системы очистки цепи.

Ручная смазка

При ручной смазке масло наносится на цепь кистью или носиком. Предпочтительная частота – не реже одного раза в день, но интервал может быть больше, если опыт показывает, что он достаточен для данного конкретного применения.

Количество масла и частота его применения должны быть достаточными, чтобы предотвратить образование красновато-коричневого цвета на стыках цепи. Это обесцвечивание указывает на то, что красный оксид железа образуется в соединениях цепи, потому что они не получают достаточной смазки.

Щетка для смазки

При щеточной смазке масло непрерывно смазывается на нижнем пролете цепи изнутри петли. Количество масла и частота его применения должны быть достаточными, чтобы предотвратить образование красновато-коричневого цвета на стыках цепи.

Капельная смазка

При капельной смазке масло капает между соединительной пластиной или краями боковины со скоростью от четырех до 20 капель в минуту, в зависимости от скорости. Опять же, количество масла и частота его применения должны быть достаточными, чтобы предотвратить образование красновато-коричневого цвета на стыках цепи.

Масляный поток или смазка распылением

При смазке потоком масла масло подается к форсункам, которые подают струю или распыляют на нижний пролет цепи изнутри контура. Распыление масла должно быть равномерно распределено по всей ширине цепи.

Периодическое техническое обслуживание

Те же рекомендации, что и для периодического обслуживания ручной и капельной смазки цепных приводов, применимы и к цепным конвейерам.

Для смазки струей масла проверяйте уровень масла в резервуаре не реже одного раза в день и при необходимости добавляйте масло. Убедитесь, что все отверстия и форсунки чистые, а масло правильно направлено на цепь.

Цепная терминология

Шаг

Номинальное расстояние между центрами последовательных звеньев цепи. Это будет расстояние между последовательными роликами в роликовой цепи и цепи со смещенными боковыми звеньями, а также между последовательными штифтами в бесшумной цепи.

Боковая планка

Элементы натяжения, соединяющие последовательные соединения в цепи со смещенными боковыми звеньями.

Соединительные пластины

Натяжные элементы соединительные
последовательных соединений в роликовой цепи.

Соединение

Место в цепи, где цепь сочленяется со звездочкой.

Направляющая

Пластина или рельс, по которому движется цепь, обычно конвейерная.

Контакт

Самый внутренний член цепного соединения. Штифт шарнирно сочленяется внутри втулки в роликовых цепях и цепях со смещенными боковыми звеньями и обычно запрессовывается во внешние пластины звеньев или широкий конец боковых стержней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *